Что такое динамометрический ключ


Динамометрический ключ для автомобиля - какой лучше?

Несмотря на то, что ремонт и техобслуживание современных легковых автомобилей рассчитано в основном на сервисные центры и специализированные автомастерские, где имеется все необходимое оборудование, многие автовладельцы, имеющие определенные слесарные навыки, предпочитают выполнять ремонтно-технические работы своими руками. При этом даже ремонт шатунно-поршневой группы, с заменой вкладышей, поршней и гильз цилиндра — для них не проблема. Многие из этих операций требуют применения специализированного инструмента, в частности динамометрического ключа, позволяющего обеспечить затяжку резьбовых соединений с нужным моментом.

Сегодня выпускается различный по конструкции, характеристикам и комплектации инструмент, поэтому сразу ответить на вопрос, какой динамометрический ключ для автомобиля лучше, довольно затруднительно. Решение зависит от марки автомобиля, номенклатуры предполагаемых работ, навыков и предпочтений самого автовладельца. Для того чтобы определить какой динамометрический ключ выбрать, рассмотрим имеющиеся в свободной продаже варианты.

Разновидности динамометрических ключей

Стрелочные динамометрические ключи достаточно просты по своей конструкции и относятся к категории дешевого инструмента. Однако они имеют низкую точность показаний усилия затяжки, а их надежность желает оставлять лучшего. Показатели индикатора могут отличаться на ±10% от реального усилия затяжки, а максимальный крутящий момент, с которым этим инструментом можно затянуть резьбовое соединение у автомобильных ключей не превышает 280 ньютон-метров. Кроме того, визуализация показаний по стрелочной шкале сама по себе допускает определенную погрешность. Большинство профессиональных автослесарей пренебрежительно относятся к стрелочным ключам, считая их применение в авторемонте чем-то сродни кувалде, которой чинят микроскоп.

Щелчковый динамометрический ключ на профессиональном сленге автослесарей называется «трещоткой». Принцип обеспечения требуемого усилия затяжки достаточно прост. Конструкция ключа включает муфту предельного момента, которая срабатывает, при превышении заданного параметра. Сегодня выпускается широкая ассортиментная гамма этого инструмента, и в зависимости от выполняемой операции автовладелец может подобрать себе ключ с моментом срабатывания 40—360 ньютон-метров. Погрешность бытовых (любительских) ключей не превышает 5%, а профессиональный инструмент имеет точность, не превышающую 3% отклонения. Однако стоимость последней категории «трещоток» несколько выше. Кроме того, щелчковые динамометрические ключи следует отнести к специализированному инструменту, или к ключам предельной затяжки, предназначенному для выполнения определенных операций.

Электронные ключи имеют цифровую шкалу и расширенный функционал. Образцы со звуковой сигнализацией оповещают о достижении момента затяжки нужного значения. Цифровая шкала позволяет контролировать параметры крутящего момента в пределах 20—250 ньютон-метров, обеспечивая погрешность измерения, не превышающую 1%. Стоимость этой категории инструмента достаточно высока и пока электронные динамометрические ключи в основном применяются в специализированных станциях техобслуживания и сервисных центрах.

Наиболее популярные модели

Любой автомобилист, приобретая инструмент для ремонта и эксплуатации своего автомобиля стремится выбрать оптимальный динамометрический ключ. Однако ответить на вопрос, какой динамометрический ключ лучше для автомобиля, без рассмотрения имеющихся на рынке предложений невозможно.

Динамометрические ключи Force выпускаются компанией «Shyang Yun Hardware Co., Ltd». (Тайвань). Ключи относятся к «трещоткам», есть модели для затяжки резьбовых соединений моментом в 350 ньютон-метров. Достоинства Force:

  • высокая точность срабатывания, погрешность которой не превышает 3%;
  • наличие переключающегося храпового механизма, позволяющего проводить затяжку «правой» и «левой» резьбы;
  • удобную эргономичную рукоятку, рассчитанную на обеспечения нужного момента затяжки.

Ключи KABO (производитель «KABO Tool Company», Тайвань) относятся к категории электронного инструмента с регулируемым усилием затяжки. Ключи являются идеальным решением не только для автолюбителей, но и могут использоваться для оснащения небольшой авторемонтной мастерской. Плюсами «KABO» считаются:

  • возможность предварительной регулировки усилия затяжки;
  • жидкокристаллический, высококонтрастный дисплей;
  • цветовая индикация (в некоторых моделях звуковая) достижения и превышения установленного усилия затяжки;
  • широкий диапазон установки предельного момента от 30 до 340 ньютон-метров.

Динамометрический ключ Мастак относится к категории «трещоток». Однако благодаря возможности совместного использования с цифровым адаптером «KingTony 34*07A» он легко превращается в инструмент с регулируемым моментом затяжки. Особенностями ключей «Мастак» можно считать:

  • достаточно адекватная цена;
  • рабочий диапазон усилий 42—210 ньютон-метров;
  • погрешность контроля момента затяжки (зависит от его величины) находится в пределах 3%—10%;
  • наличие длинной (470 миллиметров) эргономичной рукоятки.

Выводы

Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой динамометрический ключ выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.

 

365cars.ru

Выбираем динамометрический ключ: виды, характеристики и особенности

В статье рассматриваются динамометрические ключи различных видов, сравниваются их характеристики и стоимость. Кроме того, описывается устройство и принцип работы таких ключей, рассматривается возможность использования дополнительных насадок и мультипликаторов.

Динамометрический ключ — инструмент, незаменимый в случаях, когда необходимо знать, насколько качественно закручено резьбовое соединение, что позволяет исключить:

·      неплотное соединение узлов;

·      срыв резьбы;

·      механическую поломку болтов;

·      скручивание и растрескивание трубок;

·      пережатие и поломку граверов.

Каждое изделие, в зависимости от того, из какого материала оно сделано, имеет предел прочности, в соответствии с которым ограничивается максимальное усилие его затяжки. Узнать этот порог можно из паспортных данных оборудования с указанием максимального или рекомендуемого усилия затяжки, после чего выставить на ключе требуемую величину срабатывания.

Динамометрический ключ используется для выполнения следующих работ:

1.  Обтяжка резьбовых и болтовых соединений в электроустановках.

2.  Работы с автомобильным двигателем, ходовой частью.

3.  Обтяжка резьбовых соединений водяных и газовых шлангов.

4.  Соединение накидных гаек в переходах между медными или пластиковыми водоводами.

 

 

Виды динамометрических ключей

 

По способу индикации и настройки все динамометрические ключи можно разделить на несколько категорий.

1. Ключи динамометрические с предустановленным моментом затяжки, не регулируемые.

Hazet 50-200 Nm

 

Данные ключи настроены на работу с определенным усилием и не могут перестраиваться пользователем. Это является их достоинством и недостатком одновременно, поскольку данный ключ обладает высокой надежностью, но при этом узкоспециализирован.

2. Ключи динамометрические с предварительно выставляемым моментом затяжки.

Force 5-25

 

Эти ключи просты и надежны, благодаря чему они получили широкое распространение. С помощью регулировки усилия сжатия пружины данные ключи могут настраиваться на срабатывание при необходимом усилии затяжки. Срабатывание сопровождается специфическим щелчком и коротким свободным перемещением рукоятки ключа. Использовать данные ключи можно для работы с различными удлинителями и шарнирными ключами в местах, где нет возможности видеть индикацию.

Большинство моделей в базовой комплектации снабжаются трещоточной головкой или комплектом рожковых насадок.

3. Ключи динамометрические со стрелочной индикацией создаваемого усилия.

Torqueleader CDS 400 S

 

Благодаря стрелочной индикации прибор можно применять для затяжки различных соединений с неодинаковым допустимым моментом вращения без его перенастройки. Такой ключ может оказаться неудобным при необходимости выполнить затяжку соединений в местах, не обеспечивающих к ним свободный доступ, так как во время работы может быть не видна стрелочная индикация.

4. Ключи динамометрические с цифровой индикацией создаваемого усилия.

TOHNICHI CPT50X12D-G

 

Позволяют с большой точностью контролировать усилие затяжки элементов (до десятых, и даже сотых Нм), что особо важно при монтаже электроники и выполнении ремонта автомобильных узлов.

5. Комбинированные динамометрические ключи с выставляемым моментом затяжки и стрелочной или цифровой индикацией прикладываемого усилия.

Эффективно предохраняют от случайного приложения излишнего крутящего момента в сочетании с возможностью постоянного контроля величины прикладываемого усилия на индикаторе.

По внешней форме динамометрические ключи можно разделить на следующие виды:

1.   Динамометрические ключи-отвертки, используются для работы с электроникой и различными хрупкими механизмами.

Weidmuller

 

2.   Ручные динамометрические ключи. Могут иметь различную форму и рабочий предел, являются наиболее распространенными как в домашнем хозяйстве, так и на производстве.

Matrix 1/2" 28-210 H/m

 

3.   Промышленные динамометрические ключи. Предназначены для использования на автоматизированных конвейерах, крупных ремонтных и производственных площадках.

 

Сравнительная таблица динамометрических ключей

 

Тип

Усилие

Цена, руб.

Intertool 1/2", 28-210 NM

28-210 Нм

1500

Шкальный динамометрический ключ Tohnichi FR

100-1050 Нм

9000

Динамометрический ключ Tohnichi QL25N

5-25 Нм

14 000

 

 

Устройство динамометрического ключа

 

В зависимости от специфики применения и производителя, устройство динамометрического ключа может незначительно отличаться, но при этом он будет содержать общие для всех типов ключей узлы.

1.  Съемная насадка (трещотка).

2.  Штифт-фиксатор насадки.

3.  Корпус с пружиной.

4.  Измерительная шкала.

5.  Регулировочная ручка.

6.  Фиксатор выставленного усилия срабатывания.

 

 

Виды насадок, используемых в динамометрических ключах

 

В комплекте с динамометрическим ключом могут использоваться различные типы насадок.

Насадки: 1 — рожковая; 2 — накидная; 3 — головка с трещеткой; 4 — радиусная; 5 — специальной формы; 6 — накидная с разрезом

 

Наиболее удобными и востребованными являются насадки с трещоточной головкой. Данный механизм позволяет ускорить процесс обтяжки, он эффективно стыкуется с мультипликаторами и наборами торцевых головок. За счет возможности реверса механизма динамометрический ключ можно использовать не только для затяжки, но и для раскручивания резьбовых соединений.

При необходимости приложения к скручиваемым узлам значительного затягивающего или раскручивающего усилия совместно с динамометрическим ключом могут использоваться мультипликаторы. Данное устройство по своей сути является редуктором, позволяющим повысить передаваемое на механизм усилие затяжки.

Мультипликатор Handtorque HT3

 

 

Сравнение различных мультипликаторов

 

Тип мультипликатора

Передаточное число

Точность

Максимальный момент, Нм

Универсальный Gedore 8600 DREMOPLUS 1300

1:5

+/-4%

1300

Gedore 8613 DREMOPLUS

1:22

+/-4%

1000

TECNOGI - TN14

1:6

-

1680

TECNOGI - TN27

1:5,4

-

2700

 

На рынке динамометрических ключей и различных аксессуаров к ним лидирующие позиции занимают производители из Германии и Японии. Ключи, изготовленные известными брендами, отличаются высокой точностью измерения момента и надежностью, но при этом их стоимость неоправданно высока.

Китайские и тайваньские производители выпускают достаточно качественную продукцию по вполне демократическим ценам, на которую стоит обратить внимание, как любителям, так и профессионалам.

Для работы с электроникой необходимы динамометрические ключи с рабочим диапазоном от 0,1 до 10 Нм. В силовой электронике, для работы с автомобилями, сантехникой и отоплением пригодится ключ с рабочим диапазоном от 20 до 120 Нм, такой диапазон охватывает большую часть проводимых работ.

Так что ручной динамометрический ключ с предварительно выставляемым моментом затяжки может стать полезным дополнением в наборе инструмента сантехника, автослесаря и профессионального электрика, заменив обычный ключ с трещоткой.

Влад Тараненко, рмнт.ру

 

 

http://www.rmnt.ru/ - сайт RMNT.ru

digest.wizardsoft.ru

Как правильно выбрать динамометрический ключ

Каждый, кто хотя бы раз сталкивался с самостоятельным ремонтом автомобиля, пользовался гаечным ключом. Но не многие знают о такой его разновидности, как динамометрический ключ. Отличие заключается во встроенном динамометре, который позволяет точно определить качество затяжки резьбы. Причём использовать его можно не только при ремонте авто — динамометр поможет избежать срыва резьбы или её неполного соединения, деформации болтов и гравёров, что немаловажно в строительстве, производстве оборудования и на промышленных предприятиях. Чтобы правильно выбрать такой прибор, стоит для начала изучить особенности его конструкции и разновидности.

Динамометрический ключ является разновидностью гаечного ключа

Использование ключа с динамометром

Мало кому известно о том, что при работе с любым изделием необходимо внимательно придерживаться рекомендаций производителей, которые касаются предела прочности материалов. Имеется ввиду ограничения натяжения резьбы. Для этого и разработан динамометрический ключ.

Устройство ключа и его классификации

Современные производители предлагают на выбор немало видов подобных устройств, которые, в зависимости от сферы их применения, могут иметь разный функционал. Стандартный комплект состоит из регулировочной рукоятки, корпуса и пружины, насадки (в виде трещотки), измерительной шкалы, штифт-фиксатора и фиксатора, который будет регулировать усилие натяжения. Прибор предлагается покупателям в сборе.

Устройство ключа

Чтобы понять, какой прибор подойдёт именно вам, необходимо ознакомиться с их классификациями.

По внешнему виду можно разделить на такие группы:

  • Ключ-отвёртка — используется для работы с небольшими механизмами и конструкциями. В большинстве случаев его используют для ремонта электрической техники;
  • Ключ для ручного использования — наиболее распространённый вид приспособления. Применяется как для самостоятельной работы, так и на промышленных предприятиях;
  • Производственный ключ — используется на предприятиях для ремонта габаритного оборудования и конвейеров.

Как правильно подобрать ключ

Ключ Licota

Теперь перейдём к тем параметрам, на которые следует обратить внимание в первую очередь. По методу индикации и настройки специалисты выделяют пять основных групп приспособлений:

  • Устройства, в которых невозможно изменить силу натяжки. При производстве они настраиваются на одно усилие, поэтому их используют для определённых целей и мастер не может изменить этот параметр;
  • Устройства, в которых предусмотрено изменение показателя силы затяжки. Они наиболее популярны среди покупателей, поскольку позволяют регулировать силу затяжки, а также установить фиксатор натяжения. В большинстве случаев они комплектуются трещоткой, и комплектом рожковых насадок;
  • Приспособления, в которых определение усилия проводится с помощью стрелочной индикации. Их удобно использовать в тех случаях, когда необходимо определить силу затяжки в разных узлах. Единственный недостаток такой разновидности — неудобство использования. Устройства с индикацией стрелкой не позволяют точно измерять силу натяжения в местах, достать до которых не так легко;

Цифровой

  • Отдельной группой следует выделить ключи с цифровой индикацией силы натяжения. Это оборудование позволяет идеально точно определить силу натяжения. Причём индикация может проводиться как в десятых, так и в сотых долях Нм. Такие приспособления используются на профессиональных СТО, а также при сборке и монтаже электронного оборудования;
  • Устройства, в которых предусмотрена функция выставления определённого крутящего момента. Причём индикатор может быть как цифровой, так и стрелочный. Основное преимущество перед остальными видами — возможность исключить приложение чрезмерного усилия при затяжке, что немаловажно как при работе с электроникой, так и при ремонте авто.

Советы специалистов

Специалисты рекомендуют при выборе обращать внимание на комплектацию приспособления. Иногда продаются устройства в комплекте с насадками. Самая популярная из них — трещотка, которая комбинируется практически со всеми видами затяжных головок. Что касается насадок, то существуют накидные, рожковые, гаечные, разрезные и так далее.

Упростить работу с оборудованием позволит мультипликатор — приспособление, которое позволяет увеличить усилие при затяжке узлов.

Динамометрические ключи имеют различный рабочий диапазон. Для ремонта автомобилей лучшим выбором станет ключ с рабочим диапазоном от 20 до 120 Нм.

Как видите, выбрать динамометрический ключ для автомобиля совсем несложно. Достаточно внимательно изучить их виды и параметры. Если вы уже сталкивались с подобным выбором, поделитесь своими комментариями под этой статьёй.

rating-avto.ru

Динамометрические ключи. Момент истины | 5koleso.ru

Резьбовое соединение требует строго определенного момента затяжки. Для его контроля применяются динамометрические ключи

© Сергей Красовский

Каждое резьбовое соединение требует строго определенного момента затяжки. Для его контроля применяются динамометрические ключи. О них и пойдет речь.

В любом руководстве по экс­плуатации и ремонту автомобиля и специальной техники непременно присутствует таблица с указанием моментов затяжки ответственных резьбовых соединений. Если пренебречь данными рекомендациями, то ни о какой надежной и безаварийной работе узлов, агрегатов, механизмов не может идти и речи. Взять, к примеру, болты крепления головки блока двигателя (ГБЦ). Если они будут затянуты моментом ниже, чем требует производитель силового агрегата, то герметичность газового стыка, уплотняемого специальной прокладкой, гарантирована не будет. Следовательно, образующиеся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя газы, находящиеся под высоким давлением, пойдут сквозь разъем ГБЦ и проникнут в каналы системы охлаждения двигателя. Образовавшиеся воздушные пробки нарушат процесс отвода тепла, и мотор перегреется. С другой стороны, если крепеж затянуть с усилием большим, чем требуется, то велика вероятность пластической деформации резьбы, нарезанной в блоке цилиндров, на болтах, а также их вытягивание. Что опять-таки приведет к нарушению герметичности газового стыка.

© Сергей Красовский

Еще хуже, если болты были затянуты с разным усилием. В этом случае под влиянием температурного расширения деформация плоскости головки блока и потеря герметичности газового стыка обеспечена практически на сто процентов. Это только один, но очень характерный пример того, как отразится на работе агрегата несоблюдение момента затяжки резьбовых соединений. То есть без грамотной затяжки крепежа говорить о качественном ремонте и обслуживании автомобиля не приходится. А раз так, то поговорим о том, какие бывают динамометрические ключи, чем они отличаются друг от друга, для каких случаев лучше использовать тот или иной тип, в общем, определимся с выбором «золотого ключика» применительно к собственной СТО.

Тройка верных слуг

© Сергей Красовский

Несмотря на то, что представленные на российском рынке инструмента динамометрические ключи по ряду признаков можно разбить на пять основных групп, есть у них много общего.

Во-первых, практически все они работают по закону Гука, описывающему величину упругой деформации в зависимо­сти от приложенной к телу силы. Следовательно, основой всех динамометрических ключей будет либо пружинный механизм, либо торсион.Во-вторых, рукоятки ключей, по сути, являются корпусами для измерительных механизмов и индикаторных устройств, которые фиксируют величину приложенного момента.

© Сергей Красовский

Наконец, в-третьих, все динамометрические ключи имеют присоединительный квадрат для крепления головок. Разумеется, величина квадрата 3/8, 1/2, 3/4 или 1 дюйм будет зависеть от максимального момента, на который рассчитан ключ.

Пару слов о точности измерения. Она, безусловно, для динамометрического ключа очень важна, но все должно быть в разумных пределах. Для подавляющего большинства работ ключа точностью 4% вполне достаточно. Более точные, с погрешно­стью 2% и прецизионные — 1%, ин­струменты, которые имеются в арсенале компаний-производителей профессионального инструмента, потребуются едва ли. Отметим, что по мере износа динамометрического ключа его точность будет падать. Вернуть ее на прежний уровень поможет тарировка. Ее проводят на специальных стендах, которые есть в фирменных сервисных центрах каждого крупного производителя профессионального инструмента. Если ключ эксплуатируется очень интенсивно, то настанет момент, когда из-за физического износа исполнительного механизма его не удаст­ся настроить во всем диапазоне рабочих значений. В этом случае большинство ремонтников рекомендуют откалибровать ключ на самое востребованное значение момента, и он еще послужит своему владельцу.

© Сергей Красовский

Что касается градуировки шкал, которая может тарироваться как в Ньютонах на метр — Нм, так и фунтодюймах — ft.in или же фунтофутах — ft.lb, то желательно, чтобы шкала ключа имела дублирующуюся в разных единицах маркировку. Это облегчит работу с техникой европейского и американского производства, так как руководства по ремонту машин содержат моменты затяжки резьбовых соединений в метрической и дюймовой системах соответственно. Заниматься же пересчетом момента из одних единиц измерения в другие, даже при использовании специальных таблиц (прилагаются к части динамометрических ключей), занятие неблагодарное. А теперь, собственно, о динамометрических ключах.

Цифровые технологии

© Сергей Красовский

Первую группу представляют самые малочисленные, дорогие и, если так можно выразиться, нежные — электронные динамометрические ключи. Неоспоримое преимущество данного типа инструмента заключается в возможности подключения к компьютеру для передачи информации о приложенном к крепежу моменте. Эта функция удобна при выполнении особо точных работ, где требуется 100% контроль. Пример — ремонт автоматических трансмиссий. Возможность фиксирования моментов затяжки крепежа также будет полезной при разборе пролетов в случае выхода отремонтированного агрегата из строя в гарантийный период. К бесспорным плюсам электронных динамометрических ключей можно отнести возможность быстрой смены единиц измерения прикладываемого момента и наличие опции контроля угла доворота крепежа после его затягивания. В инструкциях по ремонту указания типа «довернуть болт на 10, 20, 30 или 90 градусов» встречаются довольно часто. Одним словом, приобретать к электронному динамометрическому ключу специальный «угломер» не потребуется. Что касается точности измерения момента, то доступные по цене инструменты по данному параметру соответствуют своим механическим собратьям, так как в их основе лежит торсион, воздействующий на тензометрический датчик. Помимо неоспоримых преимуществ электронные динамометрические ключи имеют и недостатки. Например, из-за наличия жидкокристаллического дисплея ими нельзя работать на морозе. Если внутрь корпуса попадет вода, пары растворителя или топлива — короткое замыкание контактов микросхем и выход прибора из строя обеспечены.

Мечта моториста

© Сергей Красовский

При сборке таких агрегатов, как моторы и коробки передач, очень важно следить за поведением соединения. Например, изношенная резьба болта или нарезанная в теле блока цилиндров, корпуса и т.д. может в процессе нагружения моментом начать слизываться, «плыть», а закаленный по упрощенной технологии болт или шпилька — вытягиваться. Если вовремя не заметить этих тревожных симптомов, то можно «попасть» на повторный и, как правило, более дорогой ремонт агрегата.

© Сергей Красовский

© Сергей Красовский

Проследить поведение крепежа помогут индикаторные динамометрические ключи, имеющие круглую шкалу с одной или двумя стрелками, установочной и сигнализирующей. Первую выставляют на требуемое значение прилагаемого момента, а вторая фиксирует текущее его значение. Стрелки совместились — момент достигнут. Все просто и удобно. Еще одно неоспоримое преимущество индикаторного ключа — возможность прикладывать момент как по, так и против часовой стрелки, что очень важно при обслуживании механизмов, имеющих как левую, так и правую резьбу. Пример — задание строго определенного преднатяга конических подшипников.

© Сергей Красовский

Более простые версии индикаторных ключей, часто их называют бытовыми, представляют собой рычаг с расположенной у рукоятки шкалой и тонким стержнем-стрелкой, который закреплен на верхней части присоединительного квадрата. В роли торсиона выступает рычаг. Чем он больше изгибается, тем на больший угол по шкале смещается стержень-стрелка. Данные ключи не обладают завидной точностью, как их собратья со шкалой часового типа, поэтому пользоваться ими для выполнения работ, требующих высокой точности контроля момента, не стоит.

Щелкунчики

© Сергей Красовский

Самыми распространенными, массовыми, выносливыми и доступными по цене являются динамометрические ключи щелчкового типа. При достижении заданного момента затяжки они издают громкий щелчок — так срабатывает следящий механизм при изгибании расположенного в металлическом корпусе-трубе торсиона. Чтобы задать момент срабатывания ключа, достаточно выставить его значение, вращая регулировочные кольца, расположенные на его рукоятке. Шкалы две, как и у микрометра. Одна для грубой (располагается вдоль корпуса ключа), другая для тонкой (нанесена на кольце) настройки момента. Есть модели ключей, у которых момент задается перемещением ползунка по шкале. Вариантов может быть масса, важно учитывать, что максимальную точность щелчковые ключи выдают в диапазоне моментов от 20 до 100% своей шкалы. То есть если шкала динамометрического ключа имеет градуировку от 1 до 100 Нм, то наибольшая точность может быть получена при затяжке крепежа в пределах от 20 до 100 Нм.

© Сергей Красовский

Из этого следует, что для работы с крепежом, требующим приложения малых величин момента, необходимо приобрести ключ с более узкой шкалой, скажем, от 1 до 20 Нм. Как правило, для комплектации СТО достаточно трех динамометрических ключей с малым, средним и большим диапазонами прикладываемых моментов.

Для особых случаев

© Сергей Красовский

Необходимым дополнением к динамометрическим ключам станут угломеры — специальные устройства с круговой шкалой в градусах потребуются для доворота крепежа на требуемый угол.

При их покупке обратите внимание, под какой присоединительный квадрат они изготовлены. Оптимальным считается вариант с квадратом на 1/2 дюйма. Если присоединительный квадрат динамометрического ключа окажется меньше — скажем, 3/8, то состыковать его с угломером можно посредством переходника. Такие продаются как отдельно, так и в наборах инструмента. Если на СТО проводятся работы по ремонту тяжелых машин и специальной техники, имеющей резьбовые соединения, требующие приложения больших моментов затяжки, то не лишним будет приобрести усилитель момента, или, как его еще называют, мультипликатор.

Данные устройства не просто позволяют расширить в большую сторону диапазон моментов имеющегося ключа, но также помогают работать в тесных условиях, где невозможно применить длинный рычаг.

5koleso.ru

Покупаем динамометрический ключ | Ремонт Нивы ВАЗ 2121

Прошли уже те времена, когда все гайки и болты на своих автомобилях мы крутили, как говорится — на глаз. Сейчас же в гараже автовладельца должен быть динамометрический ключ, который позволяет затягивать соединения с определенным усилием. Конечно и раньше, еще во времена СССР существовали нормы и моменты затяжки резьбовых соединений, но не у многих автолюбителей был необходимый для этой работы инструмент.

Так как у меня кроме Нивы в доме присутствует еще два автомобиля: Калина и ВАЗ 2107, то ремонтом занимаюсь довольно часто. Поэтому решил купить в свой гараж хороший динамометрический ключ. Ниже немного подробнее расскажу об этом.

Выбор фирмы производителя и типа динамометрического ключа

Итак, из всех представленных в магазинах ключей, ассортимента широкого не было. В основном на прилавках красовались такие производители, как:

  1. Jonnesway
  2. Force
  3. Ombra
  4. Дешевые отечественные

Возможно в крупных городах выбор побольше, но у меня были в большинстве своем именно эти фирмы. Читая много отзывов по Интернету, думал купить Force, так как этот инструмент всегда был на слуху и ассортимент был один из самых крупных. Но останавливала только его цена, уж больно дорого за него просили, даже за самый простой вариант. Поэтому решил обратиться к своим друзьям знакомым, которые по нескольку лет работали в автосервисе и не по наслышке знают о качестве данного товара.

И вот что они мне сказали, что большинство ключей, которые сейчас присутствуют на отечественном рынке, производятся в одном и том же месте: Китае или Тайване. Если разница между марками аналогичных ключей более чем в два раза отличается, то смысла переплачивать просто нет.

Решил присмотреться к фирме Ombra, так как цены на нее были довольно привлекательными. Да и ассортимент немалый, уж выбрать было из чего. Да и по сравнению с конкурентами, стоимость динамометрического ключа этой фирмы почти в два раза была ниже на практически одинаковые товары.

Спасибо знакомому, в этом вопросе он мне помог сэкономить немало денег. Теперь оставалось выбрать тип данного ключа.

Выбор типа ключа

Электронный — данные о моменте затяжки высвечиваются на электронном дисплее и при достижении необходимого порога раздается определенный звук(сигнал). Естественно, это практически самые лучшие ключи, так как они имеют высочайшую точность, но и цена на них довольно кусачая. К примеру, электронный Jonnesway с моментом от 10 до 200 Н*м стоит порядка 12 000 рублей. Конечно хочется такой инструмент, но для личных целей это слишком круто, на мой взгляд. Хотя, при наличии денег вполне можно себе позволить.

Со шкалой (трещоточный) — данный вид имеет полностью механическую конструкцию. Рукояткой устанавливается необходимый порог силы. А при достижении момента возникает характерный звук (щелчок) — срабатывает трещотка. Цена довольно приемлемая, поэтому для личных нужд очень даже отличный вариант.

Стрелочный — данный вариант динамометрического ключа самый простой и знаком многим еще с давних лет. Момент силы показывает стрелка, а шкала находится на самой ручке ключа. Не самый подходящий прибор для постоянной работы, да и точность измерений оставляет желать лучшего.

Как вы поняли, купил я себе ключ Ombra со шкалой на рукоятке (трещоточный). Так как моменты затяжки соединений на большинстве отечественных автомобиле за редким исключением превышают 100 Н*м, то выбрал с диапазоном от 10 до 110 Н*м. Инструментом очень доволен, сразу после покупки протянул ГБЦ на всех машинах как полагается — по книжке!

Что касается именно Нивы, то в одной из статей писал о замене прокладки головки блока цилиндров, где как раз-таки и понадобился данный инструмент. Забыл сказать про цену — в магазинах он стоит порядка 1500 рублей, но вещь стоящая и покупается на многие годы, поэтому посчитал это выгодной покупкой.

niva-remont.com


Смотрите также