Генератор не вырабатывает ток причины


Основные неисправности генератора

Проблемы с электрическим оборудованием транспортного средства встречаются достаточно часто, вследствие чего они занимают лидирующее место в списке поломок. Условно можно их разделить на неисправности источников тока и неисправности потребителей. Основные источники электропитания транспортного средства – аккумуляторы и генераторы. Неисправности данных устройств будут вести к общей неисправности транспортного средства и невозможности эксплуатации его в стабилизированных и нормальных условиях. Кроме того, существует большая вероятность, что автомобиль полностью может обездвижить сам себя. Электрооборудование транспортного средства, а конкретно генератор и аккумулятор, работают в неразрывной связи друг с другом. Если одно устройство выходит из строя, то это повлечет за собой поломку второго.

1. Типы генераторов

Основная задача устройства генератора заключается в преобразовании механической энергии в энергию электрическую. Это и есть зарядка устройства аккумулятора, обеспечение всего узла питанием. Генератор транспортного средства располагается в передней части двигателя внутреннего сгорания. Приведение его в действие производится посредством устройства коленчатого вала автомобиля. Следует рассмотреть устройство данного оборудования. Ротор – устройство, которое создает магнитное поле, – являет собою вал, который имеет обмотку возбуждения.

Каждая половина такой обмотки располагается в противоположных сторонах. Все контактные кольца производят питание обмотки генератора. Сам ротор же приводится в движение посредством ременных передач привода. Статорная конструкция предусматривает наличие обмотки и сердечника. Именно эта деталь производит ток переменного значения, который, в свою очередь, посредством колец начинает движение дальше по одной цепи. Тем не менее, изначально необходимо произвести снятие заряда непосредственно с рамки. Для того, чтобы ток возбуждения попадал непосредственно на кольца, необходимо применять устройства щеточного узла.

Выпрямительный блок в данной конструкции отвечает за преобразование переменного напряжения. Именно оно вырабатывается генератором автомобиля и получает характеристику постоянного тока вследствие такой переработки. Данное устройство являет собою пластины, в которых располагаются диоды. В некоторых системах схема подключения предусматривает наличие дополнительной отдельной пары обмотки возбуждения. В таком случае, сам ток не сможет проходить непосредственно через устройство аккумулятора, если двигатель не приведен в действие.

Поддержка напряжения генератора автомобиля в заданных пределах будет осуществляться при помощи специального регулятора. Данное устройство способно влиять непосредственно на продолжительность и частоту импульсов тока. Схема такого регулятора состоит из специальных датчиков, которые выполняют множество разнообразных и необходимых функций.

В современном мире существует два типа транспортных специализированных генераторов – переменного и постоянного тока. Агрегаты постоянного тока использовались до 60-х годов прошлого века. Сейчас же такие инструменты еще встречаются в автомобилях не легкового типа. Магнитное поле в таких устройствах создается посредством обмотки статора, а сам ток снимается при помощи неподвижных щеток с силовой обмотки якоря. Схема постоянного тока в генераторе предусматривает наличие параллельного подключения данных элементов.

Автомобильные генераторы, которые ориентируются на переменный ток, изобрели еще в 1946 году. Схема и принцип работы таких устройств достаточно просты. Самое же основное заключается в их достоинствах, которые кроются в уменьшенном весе и габаритах, увеличенной надежности и сроке службы. Самые заметные конструкционные отличия двух типов генераторов заключаются в токосъемных кольцах. Основное для автомобиля – мощностные параметры. Именно генератор переменного тока, при возникновении прочих равных условий, сможеет обеспечить наивысший показатель такого параметра.

2. Основные неполадки

В том случае, если устройство генератора начало барахлить, то причины проблем и неисправности изначально следует искать в бортовой сети автомобиля или в самом генераторе. В том случае, если генератор будет давать недостаточную зарядку, проблема может крыться в его чрезмерной нагрузке, вследствие чего устройство работает на своем пределе. Довольно часто отечественные автомобилисты тюнингуют автомобили посредством добавления мощности динамиков, усиления света, покупки множества полезных гаджетов. Именно это будет приводить устройство генератора в расстройство, так как он будет работать на пределе своих возможностей, вследствие чего уровень его износа будет увеличиваться в разы.

3. Поиск неисправностей

Для того чтобы максимально точно определить неисправности в генераторе, автомобилисту потребуется произвести достаточно простую, но детальную проверку. Если же у автомобилиста нет добавочных потребителей энергии, то можно сразу же приступить к поиске неисправности генератора. Изначально потребуется произвести замеры отдачи тока на холодном автомобиле. В этот период времени все системы его жизнедеятельности должны быть отключены. Лучшим вариантом будет, если отдачи вообще нет. Тем не менее, такая радость случается очень редко. Практически всегда, в результате определенного недостаточного контакта или локального замыкания, маленькая, но отдача присутствует. Если же отдача большая, то неисправность просто так не починить.

Если все хорошо, не будет наблюдаться утечки тока, или его потери очень малы, устройство аккумулятора не разрядилось, необходимо обратно подключить все приборы, которые установлены на транспортном средстве и снова повторить ту же проверку. Если ток начинает активную утечку, то причина будет крыться не в аккумуляторе и не будет связана с генератором, а виновато будет само подключенное устройство.

В том случае, когда отдачи нет, необходимо произвести более тщательное обследование устройства генератора. Такого рода неисправностей может быть предостаточно: между кольцами ротора и щетками нет достаточного контакта; в наличии обрыв в обмотке возбуждения; присутствует межвитковое замыкание; обрывы располагаются в фазовой обмотке статора; обмотка замыкает на корпус ротора; статор замыкает на корпус; замыкание «плюса» на корпус; неисправности в механической части и т.п.

4. Слабый контакт

Довольно часто встречается проблема слабого контакта, который возникает при замасливании или загрязнении щеток контактных колец устройства ротора. Кроме того, причиной может послужить и усадка пружин, которые давят на щетки. Также проблема может быть в самих щетках, которые попросту могли зависнуть. Все эти недостатки могут увеличивать сопротивление возбуждения, производить прерывание единой цепи. Зачастую в таком случае может спасти протирание тряпкой, которую предварительно смочили в бензине. Довольно часто щетки, которые очень сильно износились, заменяют на новые и проверяют пружины. Если же окислились кольца, то можно произвести чистку посредством стеклянной шкурки.

5. Обрыв обмотки

Если произошел обрыв обмотки возбуждения, то напрочь будет отсутствовать любая зарядка аккумулятора. Для определения такого рода неисправности необходимо будет просто положить руку на устройство генератора. В том случае, когда произошел обрыв, устройство не будет греться. Для того чтобы максимально точно проверить это, необходимо отсоединить конец обмотки возбуждения от щетки, а к нему, вместе с зажимом генератора, подсоединить провода аккумулятора.

В том случае, когда произошел обрыв обмотки, стрелка вольтметра не будет отклоняться, а лампочка не будет загораться. Для того чтобы определить катушку, которая не позволяет работать всему генератору, подключают к каждой по отдельности провода от аккумулятора. После всего проделанного необходимо проверить выводы и пайки катушек. Если же произошел внутренний обрыв, то устройство катушки необходимо заменить. В том случае, если случилась внешняя поломка, то просто необходимо применить пайку.

6. Межвитковое замыкание

Любая катушка обмотки возбуждения может оказаться в ситуации, когда возникает межвитковое замыкание. В таком случае будет нагреваться обмотка, вследствие чего ток возбуждения увеличивается. Для того чтобы определить такого рода проблему, потребуется узнать, какая именно нагревается обмотка, после чего необходимо произвести замеры каждой катушки посредством омметра.

7. Замыкание на корпус ротора

При возникновении такого рода проблемы вся обмотка возбуждения придет в замыкание, вследствие чего генератор попросту не будет работать. Зачастую такая проблема возникает на корпусе в тех местах, где выводятся концы обмотки к контактным кольцам ротора. Все это проверяется лампочкой, напряжение которой 220 В. Один провод присоединяется к любому контактному кольцу, а другой провод необходимо подсоединить к сердечнику ротора. Также его можно присоединить к его валу. Все просто. Если замыкание есть, то лампочка будет загораться. Такой генератор не сможет обеспечить нормальную работу транспортного средства.

8. Замыкание в фазовой обмотке статора

Очень часто замыкание возникает непосредственно при разрушениях изоляции между витками в катушках статора. Сам генератор будет сильно нагреваться, он не сможет полноценно заряжать аккумулятор, так как это может происходить лишь на чрезмерно высоких оборотах коленчатого вала.

9. Статор замыкает на корпус

Как и другие виды замыкания, этот имеет свои недостатки. Чрезмерное нагревание, снижение мощности и сильный гул – вот чем будет сопровождаться такого рода поломка. Проверку необходимо производить посредством специальной лампы в 220 В. Один вывод необходимо поместить на сердечник, а другой подается на один из выводов обмотки. В том случае, если замыкание существует, лампа будет загораться. Вся проблема ремонта будет решаться очень просто – заменить дефектные катушки.

10. Механические неисправности

Основная механическая неисправность заключается в растяжении ремня. Зачастую, такого рода проблема влечет за собой чрезмерный нагрев шкива генератора. Помимо этого, достаточная зарядка аккумуляторной батареи не происходит. Именно поэтому необходимо обратить внимание еще и на возможность плохого или обломанного контакта. Исходя из этих соображений, нет разницы, карбюраторный двигатель в автомобиле, или инжектор – автовладелец всегда должен следить за генератором, а при возникновении неисправности быстро отреагировать на нее.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Генератор – описание, диагностика неисправностей

Генератор – диагностика неисправностей

Автомобильный генератор служит для подзарядки автомобильного аккумулятора, выработки электричества, от которого работают все электропотребители, это система зажигания, автомобильное освещение как внутреннее и внешнее, бортовой компьютер, система диагностики и множество других энергозависимых систем. Генератор в автомобиле влияет на эффективную работу всех электронных систем, вплоть до полной блокировки работоспособности этих приборов.Устройство и общий принцип работыНа первых автомобилях применяли коллекторные генераторы постоянного тока, коллекторный узел которых требовал постоянного контроля и частого обслуживания и, вдобавок, серьёзно ограничивал ток нагрузки. Появление мощных диодных выпрямителей, вначале селеновых, а позднее кремниевых, позволило использовать на автомобиле синхронный генератор переменного тока, несравнимо более надёжный и примерно втрое менее тяжёлый/материалоёмкий при той же мощности и более стабильном выходном токе.В настоящее время в автомобилях используются синхронные трёхфазные электрические машины переменного тока, а в выпрямителе применяют трёхфазный выпрямитель по схеме Ларионова.Чтобы генератор после пуска двигателя начал вырабатывать ток в нагрузку, требуется обеспечить питание обмотке возбуждения. Это происходит, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания в рабочее положение. Ток в обмотке возбуждения регулируется регулятором напряжения, который может быть выполнен в виде отдельного узла или встроен в щёточный узел генератора. В подавляющем большинстве современных генераторов регулятор напряжения (РН) питается от отдельной секции выпрямителя. Ротор генератора приводится от коленвала через шкив от клинового ремня. Возбуждение создаваемое обмоткой, электромагнитное поле индуцирует электрический ток в фазовых обмотках статора.Так как двигатель не постоянно работает ровно и стабильно и с различной нагрузкой и для этого требуется стабилизация выходного напряжения генератора и её обеспечивает регулятор напряжения путем изменения тока возбуждения генератора.Напряжение бортовой сети при работающем генераторе и исправном регуляторе напряжения поддерживается на уровне 13,8 — 14,2 В. Это напряжение необходимо для обеспечения прохождения тока заряда через аккумуляторную батарею, при этом необходимо обеспечить некоторое превышение совместного электрохимического потенциала всех пластин всех банок, иначе автомобильный аккумулятор не будет заряжаться.Существуют более мощные автомобильные генераторы они ставятся на автомобилях и автобусах с мощными дизельными двигателями и используются мощные автомобильные стартеры. Для обеспечения мощности без повышения потребляемого тока используется повышенное напряжение бортовой сети — 24 Вольта. Устанавливаются соответственно 24-вольтовые (номинально 28,4 Вольта) генераторы.

Рассмотрим основные неисправности генератора

Шумовые признаки неисправности генератора

Повышенный шум генератора, наиболее часто, связан с неисправностями подшипниковых узлов. Скорее всего шум подшипников возникает из-за недостаточного количества смазки. Таким образом шум устраняется просто – путем добавления смазки в подшипниковые узлы. Иногда подшипники шумят по причине механических дефектов – разрушение сепаратора, износ дорожек качения, проворачивание наружного кольца в крышке корпуса и т.д. В этих случаях замена подшипников становится просто необходимой, дабы избежать более серьезного дефекта – касание ротора и статора, что может вызвать, обрыв обмоток. Часто появление «воющего» звука есть причина межвиткового замыкания статорных обмоток. Чрезмерный шум генератора может появляться по причине наличия межвитковых замыканий обмоток тягового реле, а также в случаях короткого замыкания обмоток на корпусную шину. Неисправности контактора зажигания, плохие контакты в штекере тягового реле и на аккумуляторных клеммах также могут сопровождаться появлением шумовых эффектов при работе.

Недостаточный заряд или просто нет зарядки аккумулятора

Аккумуляторная батарея напрямую связана с работой генератора автомобиля, неисправности генератора могут стать причиной недозаряда или же полного отсутствия заряда. Однако в первую очередь, перед тем как начинать поиск неисправностей генератора, следует проверить: степень натяжения ремня привода генератора; контактные лепестки электрических проводов обеспечивают ли хорошее качество соединения на клеммах аккумуляторной батареи и на клеммах генератора; не имеет ли повреждений схема электрической цепи от генератора до аккумулятора; исправны ли все секции аккумуляторной батареи; Если все исправно то можно приступить к обследованию непосредственно самого генератора, вырабатывающего электрический ток, а также убедиться в том, что регулятор напряжения исправен и правильно отрегулирован. Как определить неисправность генератора? В общем-то, довольно сложно, если, к примеру, неисправность – это результат межвиткового замыкания обмоток. Для определения такого дефекта требуется специальная аппаратура. Нередко работоспособность нарушается ввиду замыкания обмоток на «корпус». Здесь наличие замыкания можно определить омметром – прибором, измеряющим сопротивление. При помощи омметра также определяется целостность диодного моста, соединительных проводов, наличие контакта держателей щеток.

Визуальная диагностика неисправностей

Иногда неисправности генератора можно определить по индикатору контроля заряда батареи. Так, если в момент включения зажигания индикаторная лампа не светится, это может быть: неисправностью аккумулятора; неисправностью самой контрольной лампы; нарушением контакта или целостности проводов цепи индикатора; износом щеток генератора или плохим контактом на щеточном узле; неисправностью регулятора напряжения; А когда же мы наблюдаем постоянное свечение индикатора независимо от режима работы двигателя, это может быть: износ или ослабление приводного ремня генератора; пробой диодов в схеме диодного моста; обрыв, короткое замыкание статорной обмотки; неисправность или сбой настройки регулятора напряжения.

Повышенный уровень напряжения в бортовой сети

Признаком нормальной работы автомобильного генератора является стабильное выходное напряжение на клеммах устройства, равное 13,8 – 15,5 вольт. Если данный порог напряжения завышен, повышенное состояние приводит к выходу из строя электрических компонентов схемы автомобиля, а также к разрушению аккумуляторной батареи. Причиной высокого выходного напряжения наиболее часто является неисправность регулятора напряжения или же неправильная его настройка. Повышение напряжения на выходе генератора происходит также: в случае пробоя диодного моста, наличия межвитковых замыканий обмотки ротора, плохого контакта на корпусной клемме генератора. Иногда причину повышенного напряжения бортовой сети можно объяснить неисправностью аккумуляторной батареи, когда в ней образуется короткое замыкание любой из аккумуляторных секций. Этот момент также следует учитывать, при поиске причины неисправности генератора.

www.avtodiagnostika.info

Неисправности генератора, регулятора напряжения, устранение

Генератор в автомобиле — это электрический агрегат, вырабатывающий электроэнергию для питания потребителей в автомобиле и заряда аккумуляторной батареи.

На большинстве современных автомобилей устанавливаются трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением. Для получения постоянного тока генераторы снабжаются диодными выпрямителями.

Каким преимуществом обладают генераторы переменного тока?

Преимущество генераторов переменного тока, перед генераторами постоянного тока, заключается в том, что они имеют свойство самоограничения максимальной силы тока. Таким образом, отпадает необходимость установки в цепи генератора ограничителя тока, достаточно только ограничителя, вернее, регулятора напряжения.

Если бы не было регулятора напряжения, то, с ростом частоты вращения коленвала двигателя, соответственно и с ростом числа оборотов ротора генератора, резко возрастало бы напряжение, выдаваемое генератором, что могло бы вывести из строя потребители электроэнергии на автомобиле.

Кроме того, такие генераторы проще по конструкции, дешевле, имеют меньшие габариты и вес, чем генераторы постоянного тока.

Какие неисправности могут быть в генераторе?

К наиболее типичным неисправностям генератора автомобиля относятся: обрыв или замыкание витков статорной обмотки, или обмотки возбуждения (она находится на роторе), загрязнение или подгорание контактных колец, неисправности щеточного узла, то есть износ щеток или их зависание, выход из строя выпрямительного блока, износ подшипников вала ротора, обрыв проводов выводных клемм.

Как устраняют такие неисправности?

Замыкание витков обмоток или их обрыв устраняют либо пайкой, либо перемоткой обмоток в специальной мастерской. Самостоятельно, и без специального оборудования такой ремонт выполнить сложно. Иногда имеет смысл не ремонтировать генератор, а купить новый, так как ремонт, связанный с перемоткой обмоток является довольно дорогостоящим.

Если оборвались провода, например, с выводных клемм, то их можно припаять.

Загрязненные контактные кольца промывают бензином, после чего просушивают на воздухе. Если кольца окислились или подгорели, то их можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, продуть сжатым воздухом, затем так же промыть бензином. В некоторых случаях кольца обрабатывают на токарном станке.

Изношенные щетки (обычно, если их высота меньше 8-10 мм), заменяют новыми. Старые, но неизношенные щетки протирают от загрязнений чистой тряпкой и промывают в бензине. Таким же способом чистят и щеткодержатели. В некоторых случаях приходится заменять весь щеточный узел.

Неисправный выпрямительный блок, как правило, не ремонтируют, а просто заменяют новым.

Неисправные или изношенные подшипники вала ротора заменяют новыми. Для устранения иных, более сложных неисправностей генератор сдают в ремонт в специализированную мастерскую.

Видео: как найти причину поломки генератора ВАЗ классики с вынесеным регулятором напряжения.

Какие неисправности могут быть в регуляторе напряжения?

Иногда причиной неполадок в работе генератора является неисправности в реле-регуляторе. Обычно это связано с перегоранием транзисторов, резисторов или выходом из стоя других его деталей. Часто реле-регуляторы не ремонтируются, а просто заменяются новыми, но, бывает, что после несложного ремонта их удается восстановить.

Конечно, заниматься таким ремонтом должен человек, разбирающийся в электротехнике.

Что делать если в дороге отказал регулятор напряжения?

Кстати, если в дороге отказал реле-регулятор, то можно продолжать движение, но нужно периодически, через каждый час поездки отсоединять разъем от регулятора и соединять подходящим проводом клеммы «+» и «Ш» на регуляторе.

Нужно поддерживать такой режим движения, чтобы зарядный ток не превышал 20-25А, и при этом включить максимальное количество потребителей электроэнергии. Через полчаса поездки провод с клемм следует отсоединить, чтобы не перезарядить аккумулятор.

Загрузка...

avto-i-avto.ru

Генератор — Словарь автомеханика

Автомобильный генератор, в кругах автомехаников так называемый «гена» - это агрегат, который в результате своей работы преобразовывает механическую энергию, возникающую в результате вращения коленчатого вала двигателя авто, в электроэнергию. Автогенератор обеспечивает процесс подзарядки аккумулятора и питает энергией все ключевые системы машины. От его стабильной и бесперебойной работы зависит функционирование системы зажигания, приборов, всего светового оборудования и компьютерных систем, поэтому к надежности этого узла предъявляются самые жесткие требования.

Вращение ротора автогенератора обеспечивается за счет ремня, связывающего его со шкивом, закрепленным на коленчатом валу авто. Разница в диаметрах шкивов позволяет обеспечить достаточную скорость вращения для выработки энергии даже в режиме холостого хода.

Генератор первых автомобилей вырабатывал постоянный ток, в связи с чем, устройство генератора было сложным конструктивно, а сам узел требовал регулярного технического обслуживания. Современные автомобили оснащены генераторами переменного тока, которые более просты, надежны и обладают отличными техническими характеристиками. Подача энергии потребителям осуществляется через стабилизирующий и выпрямительный блоки, так как для работы электроприборов машины требуется постоянный ток.

Устройство генератора

  1. Корпус

    Узел укомплектован передней и задней крышкой. Обеспечивает крепление статора и самого генератора на двигателе, а также размещение подшипников ротора, служащих ему опорой. К корпусу крепится выпрямитель, блок щеток, регулятор напряжения, а также выводы для подключения к электросистеме.

  2. Шкив

    Посредством специализированного ремня обеспечивает вращение вала генератора.

  3. Ротор

    Вал, на котором закреплена обмотка возбуждения и контактные кольца, обеспечивающие передачу энергии.

  4. Статор

    Собранный из металлических листов соответствующей формы цилиндр, в его пазах размещена проволочная обмотка, вырабатывающая энергию.

  5. Выпрямительный блок

    Обеспечивает превращение переменного тока в постоянный.

  6. Регулятор напряжения

    Поддерживает заданный уровень напряжения в электросети автомобиля при изменении нагрузки, режимов работы генератора и внешних факторов.

  7. Блок щеток

    Съемная конструкция, в которой размещены щетки с пружинами, обеспечивающие контакт с роторными контактными кольцами. К щеткам обеспечивается свободный доступ для возможности их замены.

Распространенные неисправности автогенератора

Наиболее частыми поломками генератора автомобиля являются: щетки, подшипники, выпрямительный блок, регулятор напряжения.

Генератор шумит

Основная причина шумной работы агрегата – это износ опорных подшипников. Несвоевременная их замена может привести к повреждению посадочных мест, в таком случае ремонт будет более дорогостоящим из-за замены изношенных ключевых деталей.

Автогенератор не выдает ток зарядки

Обнаружить проблему позволяют контрольные лампы и приборы, которыми оснащен автомобиль. Наиболее распространенная причина – это износ контактных щеток, либо их залипание в держателе.

Замена щеток должна производиться своевременно, в противном случае, изношены будут контактные кольца, ремонт и замена которых более трудоемкие и затратные.

Также возможными причинами может быть загрязнение щеткодержателя, подгорание поверхности контактных колец и слабая натяжка ремня генератора.

Выход из строя обмоток ротора или статора

При такой неисправности автомобильный генератор также не вырабатывает ток. Определить неисправность иногда удается при разборке устройства и его осмотре, в основном для этого используется омметр. При выявлении обрывов в местах пайки, неисправность устраняется с помощью паяльника. При замыкании обмоток производится их замена.

Выход из строя выпрямительного блока

При отсутствии неисправностей в блоке щеток и обмотках генератора, необходимо обратить внимание на данный узел. При наличии обрыва в блоке ток может не проходить через устройство, при коротком замыкании прибор может пропускать ток в обе стороны. Неисправный выпрямитель необходимо заменить.

Выход из строя регулятора напряжения

Проявляется неисправность в нестабильной и неравномерной подаче напряжения в электросеть автомобиля. При излишне высоком зарядном токе систематически перезаряжается аккумулятор авто , в результате чего происходит «кипение» электролита. При низком токе или его отсутствии зарядка не производится или недостаточная. Неисправный регулятор подлежит замене.

Рекомендации по уходу за генератором:

  • необходимо обеспечить максимальную защиту агрегата от попадания пыли, грязи, дорожной соли;
  • все проводные соединительные крепления рекомендуется обрабатывать смазкой;
  • ремень привода генератора должен быть натянут в соответствии с требованиями, его замена должна производиться своевременно;
  • не рекомендуется продолжительная работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее;
  • нельзя производить проверку корректности работы генератора путем пропускания искры между выходной клеммой и «массой» авто, так как это чревато выходом из строя выпрямителя.

Из всего выше упомянутого можно сделать один небольшой вывод: чтобы не пришлось прерывать весь интернет в поисках решения проблем с неработающим генератором нужно уделять ему должный уход. А именно: следить в каком состоянии находится электропроводка (в частности за контактами подходящих к генератору, регулятору напряжения), та как плохой контакта способствует выходу из нормы бортового напряжения. Так же уделять внимание натяжению ремня генератора и быстро определять причину загорания сигнальной лампы генератора на приборной панели.

etlib.ru

Неисправности генератора и их определение.

Основные неисправности генераторной установки



Неисправности генераторной установки приводят к отказу потребителей электроэнергии, устанавливаемых в бортовой сети автомобиля. Наиболее проблемной может оказаться поломка генератора или отказ регулирующих приборов генераторной установки на автомобилях, использующих для воспламенения горючей смеси систему зажигания – двигатель после полного разряда аккумуляторной батареи заглохнет и автомобиль превратится в обычную телегу на колесах, только без лошади. После полного разряда аккумуляторной батареи невозможно пользоваться электроприборами – звуковой и световой сигнализацией, освещением, обогревом салона или кабины и т. д. Отказ генераторной установки дизельного двигателя менее проблематичен, особенно, в светлое время суток – автомобиль сможет доехать до места ремонта, даже если придется проделать достаточно длинный путь. Тем не менее, после разряда аккумуляторной батареи и в этом случае потребители электроэнергии работать не смогут, а если двигатель заглохнет, запустить его можно будет только с буксира.

Многие неисправности генераторной установки при определенных навыках можно определить по показаниям контрольных приборов и ламп на щитке. Некоторые отказы диагностируются только после разборки и оценки работоспособности отдельных приборов и элементов генераторной установки. Наиболее сложно выявить неисправности электротехнического характера, связанные с обрывом цепей, нарушением контактов или изоляции проводов, поскольку визуально такие неисправности не всегда определимы, в отличие от неисправностей, связанных с механическими поломками и повреждениями.

Ниже приведены наиболее характерные неисправности генератора, регулятора напряжения, блока предохранителей и других элементов конструкции генераторной установки автомобилей и рассмотрены методы их диагностирования.

***

Амперметр показывает разрядный ток при средней частоте вращения вала. Контрольная лампа заряда батареи не гаснет после запуска двигателя.

Этот признак указывает на неисправность приборов системы генератора, регулятора напряжения, цепи зарядного тока или цепи возбуждения. Исправность цепей проверяется наличием и величиной напряжения от аккумуляторной батареи при неработающем двигателе. Для проверки цепи возбуждения генератора необходимо отсоединить провод от зажима «Ш» («61») генератора и вместо разрыва цепи присоединить вольтметр и включить зажигание. Отсутствие напряжения свидетельствует об обрыве в цепи обмотки возбуждения. При исправном генераторе, если амперметр показывает зарядный ток, наиболее вероятной причиной неисправности является отказ регулятора напряжения. Причиной отсутствия зарядного тока также может быть слабое натяжение ремня привода ротора генератора.

***

Амперметр постоянно регистрирует большую силу зарядного тока.

Причиной нарушения может быть неисправность регулятора напряжения, пробой силового транзистора, короткое замыкание проводов между зажимами «+» («30») и «Ш» («61») генератора, увеличение сопротивления выключателя зажигания. При обнаружении неисправности до выяснения причины необходимо отключить провод от зажима «Ш» («61») генератора. Состояние цепи возбуждения на увеличение сопротивления можно обнаружить по показанию вольтметра (10 В) между зажимами «+» («30») и «Ш» («61»).

***

Амперметр показывает малую силу зарядного тока при разряженной аккумуляторной батарее и средней частоте вращения вала.

Причиной может быть неисправность генератора или нарушение регулировки регулятора напряжения. Замыкают зажимы «+» («30») и «Ш» («61») при отключенном регуляторе напряжения и наблюдают за показаниями амперметра. Если амперметр покажет зарядный ток, то это указывает на неправильную работу реле регулятора, а отсутствие зарядного тока – на неисправность генератора.

***

Стрелка амперметра колеблется, контрольная лампа заряда батареи мигает при средней частоте вращения вала.

Подобное возможно при периодических нарушениях в цепи зарядного тока и возбуждении генератора, а так же при пробуксовке приводного ремня. Причиной периодических нарушений может быть плохой контакт между щетками и кольцами из-за загрязнения или повреждения сопрягаемых поверхностей, а также из-за ослабления пружин, прижимающих щетки к контактным кольцам.

***



Основные неисправности генераторов

Наиболее характерными неисправностями генераторов являются:

  • плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возникает при загрязнении и замасливании контактных колец;
  • обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки концов обмотки с контактным кольцом;
  • замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора происходит при разрушении изоляции обмотки;
  • межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения;
  • замыкание обмотки статора на корпус при механическом или тепловом повреждении изоляции;
  • межвитковое замыкание или обрыв в цепях фазных обмоток статора;
  • плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора в результате загрязнения и замасливания контактных колец;
  • обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки концов обмотки с контактным кольцом;
  • замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора при этом происходит при разрушении изоляции обмотки. При этом генератор не развивает мощности.

***

Основные неисправности выпрямителя

Пробой диодов выпрямительного блока из-за перегрева внешними токами или повышения напряжения генератора, а также вследствие механических повреждений. В пробитом диоде сопротивление равно нулю и он проводит ток в обоих направлениях, что вызовет короткое замыкание фаз обмотки статора. Напряжение генератора снижается, и аккумуляторная батарея не будет заряжаться.

***

Проверка интегральных регуляторов напряжения

Для проверки исправности интегрального регулятора напряжения подключают регулятор на пониженное напряжения (зажим «В» и «масса») и контрольную лампу к зажимам «В» и «Ш». Если лампа горит полным накалом - регулятор исправен, при неисправном регуляторе лампа не горит или горит с неполным накалом.

Второй способ выявления неисправности заключается в подключении вместо напряжения величиной 12 В повышенного напряжения величиной 16 В. При исправном регуляторе напряжения контрольная лампа не будет гореть.

***

Контактные выводы и клеммы генератора



k-a-t.ru

Генератор - основные неисправности

Генератор - самый активно нагруженный компонент электрики

Во время движения автомобиля частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя.

Срок службы у генератора примерно в два раза меньше, чем у двигателя: примерно 160 тыс.километров пробега.

Генераторы бывают двух видов:

  • генератор переменного тока (используется на большинстве легковых автомобилей)
  • генератор постоянного тока (используется на большинстве автомобилей, работающих в автохозяйствах)

Генератор переменного тока

Генератор переменного тока состоит из двух основных частей: статора с неподвижной обмоткой, в которой индуцируется переменный ток, и ротора, создающего подвижное магнитное поле, а также крышек, приводного шкива с вентилятором и встроенного выпрямительного блока.

Переменный ток генератора выпрямляется двухполупериодным трехфазным выпрямителем с полупроводниковыми диодами.

Генераторы переменного тока имеют ряд преимуществ по сравнению с генераторами постоянного тока. Ротор генератора переменного тока может вращаться с большей частотой, чем якорь генератора постоянного тока.

При большой частоте вращения якоря генератора постоянного тока ухудшается контакт между щетками и ламелями коллектора вследствие колебаний щеток при скольжении их по коллектору. Кроме того, под действием центробежных сил возможен выход обмоток из пазов якоря.

Для того чтобы напряжение при увеличении частоты вращения якоря не изменялось, необходимо пропорционально уменьшать магнитный поток возбуждения. При применении в генераторе электромагнитов это можно обеспечить, уменьшая силу тока в обмотках возбуждения. На этом принципе основано регулирование напряжения автомобильных генераторов. Оно осуществляется с помощью электромагнитных вибрационных реле, называемых реле-регулятором.

Диагностика реле-регулятора генератора осуществляется с помощью диагностических стендов, где определяют напряжение включения генератора и зарядный ток. Напряжение, регулируемое реле-регулятором должно быть в пределах 13,9 - 14,5 В.

Следует проверять натяжение ремня привода генератора. При проскальзывании ремня генератор не развивает полной мощности, что приводит к разряду аккумуляторной батареи.

В генераторах также проверяют износ щеток, усилие пружин щеткодержателей и состояние контактных колец и подшипников ротора.

Высоту щеток измеряют при снятом щеткодержателе. Если щетки износились до высоты 8 - 10мм, их заменяют.

Усилие пружин щеткодержателей должно соответствовать нормам марки Вашего автомобиля, например, для ВАЗ - 4,2± 0,2 Н (420±20гс).

Контактные кольца должны быть чистыми, без следов масла.

Состояние подшипников можно проверить, вращая вал ротора от руки при снятых щетках. Вал должен вращаться легко, без заеданий, шумов и стуков.

Основные неисправности генератора и способы их устранения

Генератор не дает зарядного тока (амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя)
Пробуксовка приводного ремня Натянуть ремень, убедившись в исправности подшипников
Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи, проверить усилие щеточных пружин
Подгорание контактных колец Зачистить и при необходимости проточить контактные кольца
Обрыв цепи возбуждения Устранить обрыв цепи
Задевание ротора за полюса статора Проверить подшипники, места посадки. Поврежденные детали заменить
Неисправность регулятора напряжения Заменить регулятор напряжения
Обрыв в цепи "генератор-аккумулятор" Устранить обрыв
Генератор дает зарядный ток, но не обеспечивает хорошего заряда аккумуляторной батареи
Плохой контакт "массы" генератора с "массой" регулятора напряжения Проверить целостность провода, идущего на "массу", и надежность контакта
Срабатывание реле защиты регулятора напряжения из-за замыкания в цепи возбуждения генератора на "массу" Найти место замыкания и устранить неисправность
Износ щеток Заменить щетки новыми
Зависание щеток Очистить щеткодержатель, щетки от грязи
Загрязнение и замасливание контактных колец Протереть кольца тканью, смоченной бензином
Неисправность регулятора напряжения Проверить и при необходимости заменить регулятор напряжения
Витковое замыкание или обрыв цепи одной из фаз статорной обмоткиНеисправность (пробой) диодов выпрямительного блока Разобрать генератор, проверить состояние статорной обмотки (отсутствие обрыва и замыкания). Статор с неисправной обмоткой заменить
Слабое натяжение ремня Отрегулировать натяжение ремня
Повышенная шумность генератора
Износ или разрушение подшипников Заменить подшипники
Ослабление гайки шкива генератора Подтянуть гайку
Износ посадочного места подшипника Заменить крышку генератора
Межвитковое замыкание обмотки статора ("вой" генератора) Заменить статор

www.hondaworld.ru


Смотрите также