Грехи детей на исповеди


Как подготовить к исповеди детей. Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2–3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить, просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вызывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к осознанию собственных проступков. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, чем личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки), как и взрослые, приступают к Таинству Причащения только после совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние можно дать им прочитать следующий список возможных прегрешений:

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?

— Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?

— Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

— Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

— Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

— Не произносил ли без надобности имя Божие?

— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

— Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

— Не гадал ли, не ворожил?

— Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

— Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

— Спорил ли с кем-либо — только ради того, чтобы взять верх в споре?

— Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

— Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

— Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

— Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

— Не обижал ли младших?

— Не мучил ли животных?

— Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

— Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

— Не сквернословил ли?

— Не играл ли в карты?

— Не занимался ли рукоблудием?

— Не присваивал ли себе чужого?

— Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

— Не ленился ли помогать родителям по дому?

— Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

— Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует это делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Как подготовить ребенка к исповеди?

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

Как подготовить ребенка к исповеди?

– Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это – беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, – все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», – это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить – как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим – большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото Тамары Амелиной

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования – 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди? Читайте также:

Православное воспитание детей: ответы на вопросы

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

Об изъянах православного воспитания

Сегодня мы поговорим об изъянах православного воспитания. О проблемах, которые возникают в воспитании детей в семьях, где родители недавно воцерковились или только стоят на пороге храма. Очень часто люди плохо представляют, как надо воспитывать в вере собственных детей – нет общего подхода, ориентира. Попробуем поразмышлять об этом!

Православное воспитание: вычитать и выстоять?

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а – православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам ее!

7 Апр 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Как вера становится сухой схемой

«Казалось бы, Церковь – это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает эту культуру, на пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир». О потере смысла в современном мире и об опасности превращения церковной жизни в набор готовых схем размышляет протоиерей Алексий Уминский.

6 Апр 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

www.pravmir.ru

Детская исповедь

Практические советы для священников, родителей и детей

      (Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви)

                                                          

Дорогие родители!

Если ваши дети уже повзрослели и в ваших отношениях возникают трудности или  поведение ребенка огорчает вас, необходимо задуматься и вспомнить, не было ли хотя бы «тонюсенькой ниточки»  и вашей в этом вины. Начните с себя и сейчас, и сегодня!

Наши дети растут в чрезвычайно опасное время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами, и, прежде всего, от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это направлено нынешнее светское образование, массовая культура, печать, радио и телевидение. Без помощи Божией, без участия в благодатных и спасительных Таинствах Святой Церкви нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, - писал праведный Иоанн Крондштадтский, - враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Исповедь ребенка есть дело величайшей важности, ведь перед пастырем как служителем Божиим дети раскрывают свою душу и получают от него данной ему свыше властию не только прощение грехов, но и наставление в нравственно-христианской жизни. Каждое слово пастыря имеет великое духовно-воспитательное значение, ибо оно согрето огнем христианской веры и любви, строго сообразовано с духом слова Божия и учения Матери Церкви.

От первой исповеди часто зависит последующее отношение ребенка к этому великому и спасительному Таинству. Поэтому как пастырям, так и родителям надо иметь в виду следующее:

  • Подготовка к исповеди и общение пастыря с ребенком во время исповеди должны совершаться с особой любовию, кротостию, теплым участием, делая особый акцент на той истине, что в это время предстоят и исповедуются не одному священнику, а Самому Господу Иисусу Христу. Малейшей раздражительности, нетерпеливости допустить не должно, как впрочем, и излишней снисходительности, потворства детским грехам.
  • При подготовке и во время исповеди нужно, руководствуясь пастырским и родительским благоразумием и опытностью, предлагать вопросы, касающиеся только тех грехов, которые могут быть свойственны именно детям по их возрасту, более или менее юному и незрелому. Нужно быть особенно осторожными относительно 5 заповеди закона Божия, спрашивать об этом в самой осторожной и деликатной форме, дабы лишними словами не оставить на совести детской никакого грязного пятна.

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.

Дорогие родители, знайте, что чем раньше вы приведете своих чад в Церковь, ко Святой Чаше, тем основательнее и крепче будет выстраиваться фундамент, база всего здания их будущей жизни. Со временем у них появится потребность  часто бывать на службах в церкви. Как будут радовать и успокаивать наших детей мягкие огни лампад и свечей, аромат кадильного ладана! Какой источник Любви! Родители просто обязаны помочь своим детям «протоптать» дорожку к Церкви, чтобы они в ней чувствовали крепость, тыл, где в случае душевных невзгод они смогут укрыться, найти спасение; чтобы шли они со своими горестями не к подруге или другу за советом (не всегда полезном), а в Церковь, которая своей благостью покроет, простит, вселит надежду на спасение.

Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому спасительному  Таинству, родители должны придерживаться следующих правил (имея в виду и приведенные выше советы для пастырей).

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести – семилетнего возраста или с более ранних лет, в зависимости от уровня развития ребенка и способности осознать и исповедать свои грехи.

День исповеди и святого Причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным.

Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок некоторое время будет исправно исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершенного греха, то рано или поздно произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим давлением и его свободной волей.

Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему подготовиться к исповеди заранее, дома, используя данную брошюру; он может письменно ответить на приводимые вопросы, а потом прочитать свои ответы на исповеди перед священником.

Важно, чтобы покаяние не превратилось в обычное анкетирование, отчет, «что делал и чего не делал», но каждый раз переживалось ребенком как трагедия осознание греха, соединенная с радостью прощения от Бога при условии сокрушения и сердечного покаяния.

Помощь в подготовке ребенка к исповеди не допускает посредничества между родителями и священником. Предлагая вопросы и советы относительно исповеди, родители ни в коем случае не должны расспрашивать детей об их грехах и о том, что говорил батюшка во время исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Родителям также не следует инструктировать священника по поводу того, каким вопросам, каким грехам надо уделить особенное внимание на исповеди их чада, - вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.

Предварительные вопросы:

  • Знаешь ли и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?
  • Искренне ли ты жалеешь о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?
  • Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь:

Азъ есмь Господь Бог твой: Да не будутъ тебе бози инии, разве Мене.

(Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня).

Первая заповедь учит нас любить Бога и почитать Его.

  • Веришь ли ты в Бога?
  • Веришь ли ты в то, что Господь является Творцом вселенной, и что Бог сотворил все живое и неживое – и людей, и зверей, и птиц, и рыб, и комара, и паука, и травинку, и песчинку, и снежинку, и пылинку, и звезды, и солнце, и луну, и т.д.?
  • Веришь ли ты, что человек создан по образу и подобию Божию?
  • Любишь ли ты Бога? Боишься ли огорчить Бога? Ты ведь боишься огорчит маму, папу, друга? Также и даже больше бойся огорчить своими плохими поступками Бога. Имеешь ли страх Божий? Нарушал ли Его святые заповеди?
  • Всега ли ты ходишь перед лицем Божиим? Помнишь ли, что Он видит все, Он знает о тебе все, Он слышит все, Он знает о тебе все? Его присутствие вездесуще: Он и в школе и дома, Он и в самом укромном твоем месте, где ты прячешься от других и думаешь, что и Бог туда не заглянет. Но помни, что никуда и никогда невозможно спрятаться от Господа!
  • Боишься ли ты услышать глас Бога: «Не вем тя!» («Не знаю тебя!»)?
  • Знаешь ли  и гордишься ли тем, что ты преемник (наследник) веры своих дедов и отцов, веры православной, истинной, чистой и неповрежденной, исходящей от Господа нашего Иисуса Христа через апостолов, епископов, священников от первых веков до наших дней?
  • Не стыдился ли ты признаться в своей вере перед другими людьми? Не стеснялся ли ты креститься? Не отказывался ли от своей веры из боязни, что над тобой будут смеяться?
  • Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?
  • Молишься  ли ты утром и вечером? Просишь ли Бога благословить пищу на столе за завтраком, обедом и ужином? Или «набрасываешься на еду, как собачка, не задумываясь? Молишься ли ты перед началом и по окончании всякого дела?

Вторая заповедь:

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водахъ подъ землею: да не поклонишься имъ, ни послужиши имъ.

(Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.)

  • Второй заповедью Господь Бог запрещает поклоняться идолам. Идолопоклонничество – это не только поклонение рукотворным идолам, как богам, но и служение греху и страстям, таким, как самолюбие, пресыщение в еде и питье, пристрастие к земным богатствам и т. д.
  • Не считаешь ли ты деньги самым важным в жизни? Не творишь ли ты из них себе кумира? Можешь ли потратить все карманные деньги на лакомства? Способен ли ты поделиться деньгами или лакомствами с другом? Даешь ли просящему у тебя?
  • Соблюдаешь ли ты умеренность в еде? Не капризничаешь ли за столом, когда тебе приготовили не ту еду, которую ты любишь? Не наедаешься ли ты так, что и встать из-за стола бывает трудно?
  • Ты знаешь, что в неделе 7 дней и три из них – особенные: воскресенье, среда и пятница? Воскресенье, когда Спаситель восстал из гроба и победил смерть, - это всегда праздник. А вот среда и пятница – самые скорбные дни на земле: в среду предал Его Иуда, а в пятницу Его распяли на Кресте. В этот день, 2000 лет назад, содрогнулась вся земля, плакала и страдала вся вселенная, померкло солнце, упали звезды. В память об этой скорби, соблюдаешь ли ты пост по средам и пятницам? Соблюдаешь ли ты Великий, Успенский, Рождественский И Петров посты, установленные Святой Церковью?
  • Не кичишься ли ты своими успехами в учебе, спорте? Благодаришь ли Бога за помощь Его в твоих успехах? Не преувеличиваешь ли ты свою роль в этих успехах?
  • Не желаешь ли ты, чтобы тебя считали самым умным, самым добрым, самым храбрым? И вообще, где твое «я», на каком месте? Помнишь ли ты, что «я» - последняя буква в алфавите?
  • Не добиваешься ли ты первенства среди своих сверстников любой ценой, издеваясь над слабыми, унижая их? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?
  • Не любишь ли ты командовать, быть лидером, старшим над твоими товарищами?
  • Не гордишься ли ты положением, богатством твоих родителей? Или не стеснялся ли ты безденежья своих родителей? Нет ли в тебе высокомерия, самовозвышения над другими?
  • Легко ли ты можешь подарить свою любимую игрушку и не пожалеть об этом?
  • Не стараешься ли ты украсить себя одеждой, какими-нибудь знаками отличия (цепочками, брелками, подвесками и т.д.)?
  • Не кривляешься ли ты перед зеркалом или людьми, чтобы на тебя обратили внимание?
  • Не имеешь ли обыкновения всегда настаивать на своем, даже если тебе показали твою неправоту?

Третья заповедь:

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

(Не Произноси имени Господа Бога твоего напрасно.)

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, то есть без нужды, просто так, без любви, благоговения и молитвы.

  • Не произносишь ли ты имени Божия напрасно (всуе), не благоговейно, в пустых разговорах и шутках? («Господи, как же мне надоел этот суп!» или «Боже мой, кого я вижу!»)
  • Не ропщешь ли на материальные трудности своей жизни или на жизненные тягости твоих родителей, связанные с их работой?
  • Не обижаешься ли ты на родителей из-за того, что они пока не могут позволить купить тебе такую же куртку или кроссовки, как у твоего друга, или компьютер, как у кого-то из твоих знакомых, или еще что-либо, что есть у других, а у тебя пока нет?
  • Не завидуешь ли ты соседям, одноклассникам из более обеспеченных семей? Не завидуешь ли успехам друзей?
  • Благодаришь ли Бога в болезни и жизненных неудачах, не ропщешь ли на Него?
  • Молишься ли ты Богу? Твердо ли веришь, что все, о чем ты просишь  в молитве, Господь исполнит?
  • Не отвлекаешься ли во время чтения домашних и церковных молитв? Не рассеиваешься ли в мыслях на службе в Церкви?
  • Внимательно ли изображаешь на себе крестное знамение и усердно ли кладешь поклоны?

Четвертая заповедь:

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 

(Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить свято). Шесть дней работай и делай, в продолжение их, всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему.)

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день – воскресение) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

  • Помнишь ли ты, что воскресенье, когда Господь воскрес из мертвых, - это день праздничный, день Божий? Не ленишься ли ты в воскресный или другой праздничный день ходить в Церковь?
  • Любишь ли ты бывать в храме Божием?
  • Понимаешь ли ты, что, собираясь на службу в храм, ты собираешься встретиться в храме с самим Богом? Ведь «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». А в храме на службе не двое, не трое, а десятки людей, и Господь невидимо таинственно присутствует среди людей. Позволяешь ли ты себе в храме бегать, играть, шутить, смеяться, разговаривать? Не боишься ли этим оскорбить, обидеть Господа нашего?
  • Любишь ли ты читать Святое Евангелие, Жития святых, духовные книги? Стараешься ли понять то, о чем поют и читают на службе?
  • Знаешь ли ты наизусть молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»? Молишься ли кратко, когда тебе трудно: «Господи, помилуй, Господи, спаси», «Слава Тебе, Боже, за все»?
  • Много ли времени уделяешь развлечениям? Не тратишь ли попусту время у телевизора, компьютера? Нет ли у тебя разрушающего твою неокрепшую веру в Бога пристрастия к дискотекам, игровым автоматам и компьютерным играм, где присутствует насилие или убийство одних героев другими?
  • Развиваешь ли ты в себе чувство прекрасного? Читаешь ли художественную литературу? Какое твое любимое произведение из русской классической литературы? Какие стихи любишь читать? Слушаешь ли классическую музыку? Когда ты был последний раз в музее?
  • Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении твоем? Знаешь ли ты молитву «Царю Небесный», которую надо читать перед всяким делом, перед экзаменами или контрольной работой, перед выполнением домашних заданий? Молишь ли ты Матерь Божию, чтобы Она тебя «покрыла» Своим омофором, защитила, помогла на экзамене вспомнить то, что объяснял учитель, а ты никак не мог понять?
  • Всегда ли ты был доволен тем, как готовился к уроку? Со вниманием и старанием ли учишь домашние уроки?
  • Выполняешь ли ты данные тобой обещания?
  • Занимаешься ли самообразованием, посещаешь ли кружки?

Пятая заповедь:

Чти отца твоего и матерь твою, да благо будетъ, и да долголетенъ будеши на земли.

(Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы подлились дни твои на земле.) 

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

  • Почитаешь ли ты своих родителей, слушаешься ли? Не оскорблял ли их грубыми словами вслух или «про себя»? Не прекословил ли? Не замахивался ли на них, желая ударить, не ударял ли?
  • Любишь ли ты своих родных: маму, папу, дедушку, бабушку, брата, сестру?
  • Любишь ли ты своих друзей?
  • Все ли ты делаешь для того, чтобы не огорчать своих родных? Срываешь ли что-нибудь от родителей?
  • Молишься ли ты о своих родителях и учителях?
  • Готов ли ты пожертвовать ради твоих близких своим временем, здоровьем?
  • Согрешал ли непокорством, гордостью, небрежением, невниманием к твоим близким?
  • Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускал ли относительно них оскорбления или неподчинения? Не прекословил ли им? Не шумишь ли на уроках?
  • Добросовестен ли ты относительно своих обязанностей в школе  и по дому? Не списываешь ли уроки и школьные задания? Не ленишься ли выполнять порученные работы?
  • Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускал ли насмешек по отношению к ним? Не передразнивал ли и не смеялся ли над увечными, калеками, больными?

Шестая заповедь:

Не убий. (Не убивай.)

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушение шестой заповеди, потому что воины защищают свое Отечество.

  • Не ругался ли ты неприличными и нецензурными словами?
  • Не таил ли ты на кого в сердце злобы и ненависти? Не мстил ли? Не ябедничал ли?
  • Стараешься ли ты утешить огорченного, опечаленного или обиженного товарища своего?
  • Не мучил ли ты животных? Не убивал ли их ради забавы? Ухаживаешь ли за животными?
  • Любишь ли ты людей, как заповедал нам Господь? Прощаешь ли им обиды?
  • Подаешь ли ты что можешь бедным, голодным людям?
  • Не ругался ли ты словесно  с кем-либо? Не раздражался ли? Не кричал ли на кого?
  • Не дрался ли ты, не обижал ли более слабых тебя детей? Не обзывал ли их?
  • Не отбирал ли ты силой у младших или более слабых детей игрушки, деньги или какие-нибудь другие вещи?
  • Всегда ли ты был честным в совместных играх? Не жульничал ли?
  • Не сваливал ли ты свою вину на других?
  • Смотрел ли ты фильмы ужасов, про убийство?
  • Стараешься ли ты исправиться в своих плохих привычках и отрицательных качествах характера? Нет ли в тебе таких грехов, как жадность, зависть, упрямство, хвастливость, обидчивость, подслушивание чужих разговоров, подсматривание, а также болтливость, излишняя смешливость?

Седьмая заповедь:

Не прелюбы сотвори. (Не прелюбодействуй)

Этой заповедью Господь запрещает нарушение супружеской верности, а неженатым повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

  • Не допустил ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо? Знай, что в жизни каждого человека такие поступки были, ты не один! Стыдно произносить вслух – напиши, отдай прочитать батюшке во время исповеди. Очисти себя на исповеди от этого греха и больше не греши!
  • Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматривал ли журналы и фотографии с неприличными картинками? Храни свое око – дверцу души! Учись «видя – не видеть, слыша – не слышать».
  • Дружишь ли ты со сверстниками, которые страдают такими грехами, как игры в карты, игры на игровых автоматах, курение, употребление пива, вина и даже (упаси Бог) употребление наркотиков?
  • Не пробовал ли ты сам играть в карты, игровые автоматы, курить, пить пиво, вино, водку, употреблять наркотики и т.п.? Не предлагал ли это другим?
  • Не ходишь ли гулять без разрешения родителей в незнакомые места?
  • Не пересказывал ли ты неприличные анекдоты и истории?
  • Не предлагал ли ты другим что-либо, что могло их ввести в соблазн?

Восьмая заповедь:

Не укради. (Не кради.)

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

  • Не брал ли ты тайком, без спроса, чужую вещь, деньги?
  • Не брал ли ты тайком у кого из детей игрушки, книжки или другие вещи?
  • Всегда ли ты возвращал взятые взаймы деньги, вещи, книги и т. п.?
  • Не клянчил ли ты деньги у родителей, не проявлял ли излишней настойчивости и требовательности в просьбах купить что-нибудь?
  • Не забирался ли ты в чужие дома и огороды за цветами, ягодами, фруктами, или чтобы воспользоваться чужими вещами?
  • Не присваивал ли найденные деньги, какой либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить близким людям о своей находке?
  • Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги или какие-нибудь вещи в доме без разрешения?
  • Не портил ли ты чужого имущества (например, не царапал ли и н делал ли надписи на стенах в подъезде своего дома или в чужих домах и т. д.)

Девятая заповедь:

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

(Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.)

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

  • Не имеешь ли привычки врать? Не обманывал ли родителей, братьев, сестер, друзей? Не кривил ли душой? Не приукрашивал ли свой рассказ ради «красного словца» враньем?
  • Не нарушал ли данного обещания Богу или людям?
  • Не обсуждал ли кого? Не разглашал ли, не высмеивал ли недостатки своих друзей и знакомых?
  • Не делал ли ты чего-либо против своей совести в угоду другим из-за боязни показаться слабым?

Десятая заповедь:

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

(Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.)

Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим людям, но запрещает зависть, худые желания и помышления по отношению к ним.

  • Следишь ли ты за чистотой своих мыслей и желаний? Стараешься ли исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?
  • Не был ли ты недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?
  • Не завидуешь ли ты детям из богатых семей и вообще кому бы то ни было?
  • Не досадовал ли, когда другому что-то дали, а тебе нет?
  • Не брал ли ты у кого-нибудь щеночка, птичку, чтобы поиграть, и не вернул их?
  • Не присвоил ли ты себе чужую книгу или игрушку, которую тебе дали лишь на время (почитать или поиграть)?

Заключительные вопросы:

  • В чем ты собой не доволен?
  • Что угнетает и тревожит тебя?
  • Каешься ли, то есть искренне сокрушаешься, просишь у Бога прощения в грехах своих: «прости, прости, не буду, это ненавижу, - но помоги мне!», «научи, не умею!»?
  • Старался ли ты исправиться в тех грехах, в которых клялся на предыдущей исповеди?
  • Веришь ли в то, что под видом хлеба и вина будешь вкушать из золотой Чаши Пречистое Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Бог прикрыл Свое Тело видом хлеба, а Кровь – видом вина, потому что хлеб – самая распространенная еда на земле, и без него человек не может обойтись; а вино традиционно употребляли на Востоке за каждой трапезой. Это величайшее Таинство непостижимо умом, но постижимо только верою сердца. Готовишься ли ко причащению Святых Христовых Таин?

Заповеди Нового Завета:

  • 1.Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею.
  • 2.Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди блаженства:

  • 1.Блаженны нищие духом;  ибо их есть Царство Небесное.
  • 2.Блаженны плачущие; ибо они утешатся.
  • 3.Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю.
  • 4.Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся.
  • 5.Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут.
  • 6.Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят.
  • 7.Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • 8.Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное.
  • 9.Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

chudo-udo.com

Исповедь — Православный журнал Славянка

Таинство Исповеди называют баней для души. Каждый верующий знает, как легко и светло становится на душе после искреннего покаяния. Но нередко человек, только вставший на путь веры, не решается сделать первый шаг к этому великому таинству. Останавливают и стыд, и страх... Как преодолеть сомнения и впервые подойти к священнику? Как правильно подготовиться к первой исповеди самому и помочь подготовиться своему ребенку? Советы и наставления дают опытные священнослужители.

Протоиерей Илия Шугаев, настоятель Храма Михаила Архангела г. Талдом

ПЕРВАЯ ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ

Как понять, готов ли ребенок идти на первую исповедь?

Ребенок не готов к исповеди, если не может на себя критично взглянуть. Для священника неготовность ребенка сразу видна. Если на самые простые вопросы вроде: «Может быть, ты не слушался родителей?» — ребенок отвечает: «Нет, я всегда слушаюсь», то сразу видно, что он говорит не о себе реальном и грешном, а о том, какие у него есть представления о правильном поведении. И это для определенного возраста совершенно нормальное поведение. Ребенок знает, что он вообще-то хороший, а то, что и хорошие люди могут совершать плохие поступки, он еще не может понять. В пять-шесть лет — это признак нормального развития, поскольку ребенок должен жить с ощущением, что он хороший и его все любят. Гораздо хуже, если ребенок будет на все вопросы о грехах соглашаться и говорить: «Я мешаю родителям, я плохо себя веду». Это будет признаком не покаяния, а усвоенной роли плохого ребенка и заниженной самооценки. Ребенок, который внутренне созрел для исповеди, на вопросы священника будет отвечать с рассуждением: «Такого-то греха у меня нет, такой есть, а этот совсем немного».

С какого возраста ребенок должен идти на исповедь? Существуют ли исключения?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают — кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Мне кажется, что духовный рост гораздо важнее факта исповеди.

Как готовить ребенка к первой исповеди?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди — это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Но родители не должны писать грехи за ребенка на бумажку, которую он прочитает на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно, когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д. Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой — совесть.

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей. Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных. Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить: Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, чтобы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у креста и Евангелия — это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом — Врачом наших душ — и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь — это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь — это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения.

Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству. Протоиерей Геннадий Рязанцев, настоятель Михайло-Архангельского храма г. Липецк

ПЕРВАЯ ВЗРОСЛАЯ ИСПОВЕДЬ

Однажды один из учеников Христа обратился к Нему, сказав: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною и представь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.8, 21-22). Какие страшные слова... Но они подталкивают к серьезным размышлениям.

Очень часто люди рождаются от духовно мертвых родителей. Жизнь способна передать жизнь. А что может передать смерть? Церковь твердо, непреложно стоит, по слову апостола, как столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И она не намерена менять свои уставы и каноны. И это глубоко верно. Церковь не должна уступать слабостям и невежеству человека. Но при этом она, как и Сам Господь, верит в человека. Верит в его разум. И в последнем грешнике видит потенциального святого. Но человек, современный человек, мягко говоря, недостаточно глубоко понимает значение Церкви.

Церковь предлагает крестить младенцев. И святые отцы настаивали на этом. Святой Григорий Богослов писал: «Если у тебя есть младенец — не давай времени усилиться повреждению; пусть освещен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу». И Церковь крестит младенцев по вере их восприемников. Это означает, что восприемники (крестные родители) уже воцерковлены; не младенцы в вере; молятся и читают Священное Писание. Но на деле бывает далеко не так. Священник облачает младенчика, освобождая его от рабства первородного греха, в светлые одежды со словами: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою». Младенца, которого крестные воспринимают в свои руки из Чаши купели для духовного воспитания, они не воспитывают духовным молоком до твердой пищи.

А что они могут ему дать? Они сами нуждаются в духовном образовании. И младенчик растет в изоляции, без окормления. И белая рубашечка младенца, которую надел батюшка, постепенно, с годами, пачкается грехом и превращается у взрослого человека в замасленную робу, которую надо срочно отмыть, потому что носить ее уже нельзя — смердит.

А у человека нет привычки ходить в храм, молиться, разговаривать с Богом, общаться со священником. Он видит, что это какая-то другая жизнь, в которой он ничего не понимает.

А критическая масса греха все увеличивается и от этого противно становится человеку жить на свете. Но как сделать первый шаг?

«Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел Я ранние невзгоды» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».

Многие люди не делают нужные, полезные вещи только потому, что они не знают, для чего им это нужно. Они не знают, как это работает в жизни. Они просто не изучают эти знания и не понимают, зачем им это необходимо делать.

Например, человек живет и не знает о том, что можно быть прощеным. Что есть таинство — это инструмент Бога, которое, подобно материальным ножницам, отрезает от человека грех и освобождает его от утомительной тяжести.

Наш мудрый народ говорит: «облегчить душу». «Тот грех не прощен, который не исповедан». Почему люди не используют возможность быть прощенными? Это, по меньшей мере, странно.

Назвать грех у креста и Евангелия, в присутствии сакрального свидетеля — священника (священство тоже таинство, одно из семи) и больше не возвращаться к этому греху. Назвать страсть, мучительную, которая многие годы преследует, тяготит, повергает в стыд, и получить энергию в реальности таинства, получить силу справиться со страстью. Такая благодатная энергия подается кающемуся грешнику! Я это видел и вижу за двадцать лет священнического служения. Как убеляются души для новой жизни, как расцветает сама жизнь, становится радостной, осмысленной, счастливой.

Когда мне было двадцать шесть лет, я был кающимся. Я ходил в храм, общался с умным, образованным священником, исповедовался перед ним. Но были грехи, о которых я не мог сказать. Было стыдно. И я поехал в монастырь к преподобному Сергию Радонежскому.

Мы, студенты Литературного института имени Горького, стояли в Трапезном храме на вечерней службе у бокового придела, как вдруг подходит к нам знакомый академист и говорит:

— Братья, здесь,— он указал на дверь алтаря,— сегодня архимандрит Кирилл (Павлов) исповедует монахов, не хотите покаяться?

Мое сердце сильно забилось. Промелькнула мысль, что я должен вырвать «последнюю змею» из своего сердца, раскрыть все свои грехи, которые прежде я никому не рассказывал.

И академист подтолкнул меня первым. Я вошел в полутемный алтарь. Горели лампады семисвечника над престолом, слева стоял жертвенник со светильником, а за ним темнела фигура архимандрита Кирилла. Он сидел, ссутулившись, склонив голову с белой окладистой бородой, а перед ним на коленях стоял монах и приносил покаяние. Когда после прочитанной над ним молитвы монах поднялся, на ходу надевая клобук, и удалился, то настала моя очередь. Я в сильном волнении подошел к отцу Кириллу и опустился на колени. Он накрыл меня епитрахилью. Я начал мою исповедь. Я не помню, сколько она продолжалась. Я помню, отчетливо помню, и буду помнить это всю свою жизнь, — батюшка сказал мне, грешнику, слова утешения с теплотой и любовью, прочитал надо мной разрешительную молитву, приподнявшись, благословил меня, дав целование.

Я не вышел из алтаря, я окрыленный вылетел. Я почувствовал всем существом своим, что я прощен. Это не означает, что я стал праведным, это означает, что я понял, что я больше не буду жить так, как я прежде жил. Началась новая жизнь, которая привела меня к священству.

Протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, г. Москва

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ

Что такое генеральная исповедь?

Я думаю, что генеральная исповедь — это та же первая исповедь. Церковь считает, что человек сознательно относится к своим грехам уже с семилетнего возраста. Поэтому на генеральной исповеди нужно вспомнить все те грехи, которые человек совершал с семилетнего возраста и до своего прихода в Церковь. К сожалению, встречаются и такие явления, когда человек уже воцерковлен, исповедуется, причащается, а ему начинаешь задавать вопросы, зондировать почву, и выясняется, что у человека есть серьезные неисповеданные грехи. Дело в том, что человек не скрывает их, а просто не знает, что тот или иной поступок является грехом. Тогда, конечно, нужно провести с человеком генеральную исповедь. При этом нужно задавать человеку наводящие вопросы, но делать это тонко, деликатно, чтобы не ранить его душу и сердце. В свое время архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Приходится становиться водолазом и спускаться на дно души человеческой».

Сейчас мы живем во времена отступления от Бога, оно распространяется и на нас священников. Это проявляется в том, что мы менее внимательно относимся к людям, менее внимательно относимся к первой исповеди. А ведь страшно, когда человек не понимает, что совершает грех. Например, сейчас даже для неверующих (что уж говорить о воцерковленных людях) стало очевидным, что аборт — это убийство. Но при этом многие не понимают, что контрацепция — это тоже убийство, только на другом уровне. И Церковь принимает единственную форму контрацепции — это брато-сестринские отношения между мужем и женой. Вот такие вопросы приходится задавать на генеральной исповеди. А поскольку сейчас время безнравственности, то и грехи бывают страшными, люди пресыщаются ими, вплоть до исповеди не понимая, что совершали смертный грех. Тот грех, за который в древней Церкви отлучали от Таинства Причастия на многие годы. Мы сейчас стараемся к таким мерам не прибегать. В свое время не только отец Иоанн (Крестьянкин), но и другие старцы говорили, что в наше время человека можно отлучить от Причастия только на сорок дней. Это максимальный срок отлучения в наши дни! И то это распространяется на человека церковного, подготовленного к такому испытанию. А если человек пришел в храм первый раз, то мы позволяем ему приступить к Причастию, беря на себя ответственность перед Богом за этого человека.

Так что генеральная исповедь не должна ничем отличаться от грамотной первой исповеди. Это полнокровная исповедь, которая должна выявить все преступления против заповедей Божиих, заповедей блаженств и заповедей Церкви.

То есть человек, который регулярно исповедуется, не должен приступать к генеральной исповеди?

Не должен, он уже находится в системе понимания ценностей духовной жизни. Такой человек уже регулярно исповедуется и может лишь забыть о каком-то грехе, но потом его исповедовать, но это уже не генеральная исповедь.

Как готовиться к генеральной исповеди? В некоторых пособиях для подготовки к исповеди есть такие грехи: «мыл руки с душистым мылом» или «провел у зеркала времени чуть больше, чем это полагается». Нужно ли исповедовать подобные грехи?

Я думаю, что это, безусловно, относится к «переборам». Церковь никогда не отрицала обращение к благовониям, не возбраняла женских украшений. Церковь никогда не поощряла такое явление как преизбыток. Всему есть мера, и мы в этой мере должны жить. Нет ничего страшного в том, что человек, особенно женщина, прибегает к использованию духов. Если женщина не использует их с целью привлечь мужчин, а лишь деликатно подчеркивает свою женственность и красоту, в этом нет ничего дурного, и нигде в Писании это не возбраняется. Мужчины, конечно, реже прибегают к парфюму, но, думаю, что лучше благоухание, чем что-то противоположное. Поэтому к исповеди человек тоже должен подходить с разумением. В первую очередь, он должен взять десять заповедей Божиих и исследовать свою жизнь в свете этих заповедей. Есть замечательное пособие для подготовки к исповеди, которое я стараюсь дарить новоначальным вместе с Евангелием, это «Опыт построения исповеди» старца Иоанна (Крестьянкина). Я вообще считаю, что к исповеди нужно готовиться заблаговременно, и всем своим духовным детям я советую делать именно так. С одной стороны, это более скрупулезный анализ своей жизни, а с другой, человек экономит свое время, время тех, кто вслед за ним желает исповедоваться и время священника.

Нужно ли описывать ситуацию, в которой произошел грех, или достаточно его наименовать?

Нужно лишь наименовать. Остальное — лирика. Описывая ситуацию, мы начинаем оправдывать себя. И еще я считаю не совсем корректным называть имена тех, с кем связана эта ситуация. Обвинять нужно только себя и никого больше.

Похожие материалы

О чем надо молиться?Раздел: Азы Православия — 24 февраля 2013 Слово о том, как гражданский брак влияет на детейРаздел: Слово пастыря — 25 октября 2011 Истинная верностьРаздел: Слово пастыря — 23 февраля 2012 Сии три: Вера, Надежда, Любовь...Раздел: У нас в гостях — 16 декабря 2011

www.slavianka.com

как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки

Исповедь для христианина крайне важная и личная вещь. Однако, как выглядит исповедь, как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки помогут разобраться в тонкостях этого непростого действия. Способность поговорить с батюшкой, высказать сокровенное, искренне раскаяться, затем получить долгожданное прощение имеет не каждый.

 

Ведь многие не могут решиться посетить церковь и искренне поговорить со священником. Они просто не знают, как себя там вести, что можно сказать, трудно открыть душу перед посторонним человеком. Несложные советы помогут преодолеть робость и развеют неясные моменты.

 

Таинство исповеди

Священник, как и врач, обязан хранить тайну, особенно доверившегося ему человека. Неважно, что было сказано, когда и кем. Исповедовались люди уже несколько веков, свои духовники имели многие представители знати. Скорее всего, священники заменяли им психологов и верных друзей. Только духовнику могли доверить самые сокровенные секреты, получить одобрение, отпущение грехов. Ведь осознание совершенных ошибок, перечисление их – уже путь к исправлению, знак, что человек искренне раскаивается.

 

Считается, что грехи каждого живущего копятся, начиная с мелких, ранних ошибок, совершенных еще в детстве. Какие они? Нарушения заповедей, дурные поступки, мысли, слова. В душе каждый человек прекрасно осознает, что именно он сделал неправильно. Одних мучает совесть, других нет, но сам факт проступка не меняется. Каждому верующему важен факт очищения, для этого они ежегодно держат Пост, проходят Прощенное воскресение. Затем некоторые идут исповедоваться.

 

Что ждет человека в исповедальне, как стоит себя держать, о чем говорить и чего ждать от батюшки? Как перечислить допущенные ошибки, стоит вдаваться сильно в подробности или достаточно общего описания? Подобные вопросы волнуют христиан, особенно собирающихся исповедоваться впервые. Итак, важнейшие моменты, которые пригодятся каждому, кто решится на исповедь (как правильно назвать свои грехи на исповеди, советы батюшки см. ниже).

 

Интересные статьи:

 

10 советов

Первый – придя в выбранный храм, подойти к священнику. В церквях для исповедей отведено отдельное место, закрытое от окружающих, где человек сможет чувствовать себя свободней. Там установлен аналой (такой высокий, несколько скошенный столик), где лежат Крест с Евангелием. Рядом становится священник.

 

Важно: не стоит увлекаться с поклонами и крестным знамением, лучше сделать все заранее, едва переступая порог церкви.

 

Второй – имя. Все крещенные имеют два имени. Одно носят ежедневно, и оно отражено во всех документах, второе получают после крещения. Перед началом называйте именно второе, чтобы потом батюшка не переспрашивал по необходимости. Представление обязательно, даже для постоянного прихожанина. Ведь батюшка не может всех поименно знать.

 

Третье – деньги. За исповедь никогда и никто не платит. Она бесплатна, притом это в любом храме. Люди сами жертвуют деньги, для этого стоит специальная скарбонка или тарелочка у аналоя. Узнайте заранее, нужно ли приносить свечу, спросите у продавца церковного ларька.

 

Четвертое – что и как говорить? Как правильно называть свои грехи на исповеди, все советы батюшки на видео обычно смотрят, чтобы подготовить себя и мысленно представить свою речь. Ведь исповедь, дело серьезное, не задушевные разговоры с другом. Называйте конкретный грех.

 

Например, вас гложет что-то, но в тонкости произошедшего вдаваться не стоит. Просто называйте грех. «Согрешил гневом…» - если переживаете ссору с близким человеком или «Согрешил ложью». Незачем подробно излагать, с именами и фактами. Здесь важно ваше отношение, осознание произошедшего. Вспоминайте серьезные случаи.

 

Пятое – плакать обязательно? Незачем. Это не курсы актеров, когда нужно искусственно выдавливать слезы. Если они подступают, поплачьте, не страшно. Но специально плакать, вызывая жалость незачем. Это лишь удлиняет время исповеди. У каждого исповедника очередь прихожан, ему важно выслушать каждого.

 

Шестое – подготовка перед исповедью. Конечно. Вспомните личные грехи 9 о том как правильно назвать свои грехи на исповеди, советы батюшки читайте ниже). Многие знать о чужих ошибках, свои как-то быстро забываются. Но совесть-то помнит. Чтобы не запнуться потом на исповеди, посвятите несколько вечеров подготовке, представьте себя перед священником. Вспомните важные ошибки, все ситуации, когда вы допустили их. Лучше конечно называть свои грехи на память.

 

Но для крайнего случая можно записать, ведь в волнении легко забыть что-то. Нельзя отдавать бумажку священнику! Это не экзамен с билетами, когда важное записано. Это некрасиво и неприемлемо. Исповедь – важная часть для вашей души, каждый человек должен вслух называть собственные грехи, а не перекладывать их на бумагу. Единственное допущение – когда человек сам не в состоянии уже говорить по болезни, старости или недуге (например, немые).

 

Седьмое – молитвы. Например, в молитвословах можно найти специальные молитвы, дающие сил в исповеди. Их стоит произнести, но лишь перед походом в храм. Например, загодя или только переступив порог, до встречи с выбранным батюшкой (их может быть и несколько в церкви). Во время самой же исповеди молитвы не нужны. Назовите лишь свое имя, получите благословение и приступайте к перечислению грехов. Обычно батюшка сам читает в Алтаре нужные молитвы перед началом исповедей. Молитвы же от самого прихожанина лишь удлинят время исповеди, что нежелательно. Торопиться конечно не стоит, просто лучше займите время исповеди нужным.

 

Восьмое – получение благословения (ослабление Поста). Пост уже скоро и некоторые ждут священника, перекладывая затем на него свою невозможность держать полноценный Пост со всего его ограничениями. Мол, батюшка может дать нужное благословение, отпустив прихожанина вкушать продукты.

 

Незачем грузить священника собственными проблемами! Держать Пост или нет, решает каждый, не батюшка! Указано, ограничение для пищи снимается для путешественников, беременных, также кормящих, больных людей, детей и пожилых. Поэтому, когда личного духовника нет, решайте только сами. Это испытание для вашей души.

 

Не стоит сильно мучиться совестью, если врач предписал определенные продукты. Слушайте его, здоровье важнее. Главнее для Поста – не физические мучения, а духовное очищение. Многие люди, кто не может по разным причинам держать полноценный Пост, стараются восполнить это молитвами, добрыми делами. Им воздается потом сполна.

 

Девятый – время исповеди. Сколько вообще она должна длится? Обычно, когда человек уже знает правила, исповедь занимает где-то 2-3 минуты. Да, все быстро. Некоторые приходят, говорят мол, спрашивайте, отвечу. Другие заявляют, что не совершали ошибок и раскаиваться не собираются. Удивительно, зачем пришли? Важно: нельзя воспринимать исповедь как разговор с милым другом или дело «за компанию». Даже двухминутная исповедь – дело крайне деликатное и важное, как визиты к доктору.

 

Нельзя придумывать себе грехи, нельзя относится легкомысленно. Назначив себе определенный день для исповеди, проведите пару вечеров наедине с собственными мыслями, покопайтесь внутри, у каждого найдутся ошибки, за которые стыдно, больно или обидно, узнайте как правильно назвать свои грехи на исповеди, выслушайте советы батюшки. 

 

Десятый – конец исповеди. Выслушав прихожанина, батюшка помолится, перекрестит его. Затем прихожанин целует поочередно Крест с Евангелием, это знак очищения, смирения и раскаяния, прикладывается к находящимся рядом святыням. Затем сложив крестообразно свои ладони (правая накрест левой) просит себе благословения от иерея. Когда тот положит свою руку поверх сложенных крестом ладоней, значит благословение получено. Следом прихожанин должен поцеловать эту руку, представив ее как десницу от Самого Господа, милостиво выслушавшего и принявшего раскаяние. Ведь служитель церкви его представитель.

 

Иногда случается, что священник положит свою руку уже после благословения на лоб или макушку молящегося. Это нормально.

Креститься

Некоторые крестятся и на попа, налагая крестное знамение, когда находятся перед батюшкой. Не стоит. Креститесь лишь перед святынями: Крестом, разными иконами, также мощами.

 

Важно: чтобы получить полное прощение, необходимо именно вслух называть совершенный грех. Нельзя просто перечислить ошибки списком, как запланированные дела или оставить сообщение. Ведь прячетесь вы только от себя, Бог прекрасно все видит и исповедь прежде всего нужна самому прихожанину, батюшка лишь выполняет возложенный на него долг. Собственные грехи собираются, мучают человека и тяготят ему душу.

Не стоит постоянно припоминать уже названный грех, который говорили ранее.

 

Когда и сколько раз можно вообще исповедоваться? Сколько угодно. Это право прихожанина. Хоть ежедневно, конечно, если накопилось. Бывает, вспомнится давний грех, а были уже перечислены более поздние. Нестрашно. Главное не перечислять один грех постоянно. Если мысли продолжают мучить, молитесь, просите Всевышнего дать сил, освободиться. Главное на исповеди, знать как правильно назвать свои грехи, здесь вы можете прочитать советы батюшки об исповеди. 

Первая исповедь

Путь к Богу, к истинной вере и очищению, у каждого христианина и вообще, у каждого человека свой. Интересно, что Таинство исповедания есть не только у православных, но и католиков. Столетия назад многие аристократы, королевские особы имели собственных духовников, которым доверяли больше, чем кому-либо живому. Что неудивительно, ведь священник – представитель Бога, к нему можно обратиться. И именно священник выслушивает людей, пришедших для исповеди. Существует несколько простых советов, как лучше повести себя, как и что говорить, особенно когда прихожанина ждет его первое Таинство.

 

Когда стоит исповедоваться, сколько раз это сделать? Единых правил нет, здесь все диктует лишь внутреннее состояние христианина. Он сам почувствует необходимость в исповеди. А так проходить данное Таинство можно хоть ежедневно, если конечно есть, что сказать. За сознательные годы у любого обычного человека накапливается множество ситуаций, за которые ему стыдно, больно. Свою вину любой прекрасно осознает, даже когда не готов произнести это вслух. Это мнение совести. Даже закоренелые преступники бывает, со временем раскаиваются и искренне готовы постоянно просить прощения и говорить через батюшку с Богом обо всем, что их мучает.

 

Исповедь – важное Таинство, возможность встретиться наедине со священником, а через него, с Всевышним. Поэтому лгать, придумывать лишнее или идти «для галочки» нельзя. Таинство покаяния действует лишь в моменты искреннего раскаяния. Нельзя сказать «я безгрешен» ведь даже Спаситель чувствовал за собой совершенные ошибки и просил людей не судить друг друга, не ставить себя живым примером святости.

 

Нельзя лгать, ведь ложь грех, тем более в исповеди (как правильно назвать свои грехи на исповеди и советы батюшки читайте в статье). Перечисляя грехи, вспоминайте лишь свои ошибки, незачем перекладывать что-то на друга или родственника. Ведь разговор на исповеди не милые беседы в кругу своих. Грехи подобны заразе, только духовной. Возникнув, они медленно распространяются, занимая все больше места в мыслях и мучая человека. Единственный способ как-то избавиться от тяжким бременем лежащих грехов – раскаяться. Сначала искренне перечислить их батюшке, затем раскаяться. И постараться по мере сил исправить. Поэтому существует важный церковный праздник – Прощенное воскресение. Ведь большинство грехов связаны с причинением обиды или боли близким. Когда ссорятся, предают или подставляют других, когда не ценят близких.

 

Грехи еще незримо копятся, ведь без ошибок прожить невозможно. Многие, не готовые говорить о наболевшем со священником узнают, почему нельзя раскаяться напрямую, говоря с незримым, но всевидящим собеседником- Богом напрямую?

 

 

Безусловно раскаяние важно и нужно. Порой оно наступает сразу, порой годы спустя. Можно каяться при каждой молитве (найдите специальную молитву в своем молитвослове). Ведь искреннее покаяние подобно солнечным лучам способно растопить ту снежную лавину накопленных грехов, которая способна разрушить все внутри грешника.

 

Однако отпустить перечисленные грехи способен лишь батюшка. И это происходит уже несколько веков, не придуманное попами, а установленное Богом правило. Ведь батюшка – его полномочный представитель, способный выслушать людей, помогать им. Не зря ведь важнейшие вехи жизни человека: рождение, затем крещение, свадьба и конечно, смерть – отмечаются церковью. Священник еще духовный наставник, который хоть и является сам простым человеком, выполняет свои обязательства.

 

Порой люди не просто готовы перечислять грехи и раскаиваться потом, они просят и духовной помощи. Практичного совета или поддержки, особенно когда обратится кроме батюшки им просто не к кому. Вопросы самые разные, от просьбы: «Научите, помогите как простить искренне», до сложнейших проблем, с которыми сам батюшка мог и не сталкиваться в своей обычной жизни. У священника конечно можно что-то спросить, изложить проблему. И как духовный наставник он просит в свою очередь совета у Всевышнего, молится, когда не знает, что ответить. Внимательно выслушивайте слова батюшки, раз спросили совета и воспользуйтесь ими.

 

Многие историки поражались христианству, ведь там есть такое Таинство. Неужели можно грешить сколько угодно, затем достаточно искренне раскаяться? Нет. Нельзя воспринимать исповедь как возможность спокойно грешить. Любой грех – серьезная ошибка, пагубно отражающаяся на душе, а по христианству именно она бессмертна. Когда тело истлеет и уйдет, душа продолжит путь, поэтому о ней каждый христианин думает, ставя выше плотских потребностей. Исповедь поставлена Богом для помощи своим детям. Ведь он понимает, каждый человек как ребенок, может совершать разные ошибки и как внимательный родитель, дает возможность раскаяться и исправиться, попросить прощения.

 

После исповеди обычно прихожане чувствуют благодать, облегчение. Они признали собственные грехи, приблизились к свету Господа и получили долгожданное отпущение грехов.

 

Однако, первая исповедь сильно смущает большинство прихожан, им стыдно подойти и честно высказать свои грехи, кажется, священник осудит, трудно порой даже рассказать вслух о некоторых, личных проблемах и они не знают как правильно назвать свои грехи (советы батюшки читайте выше). Например, аборт или предательство. Об этом даже вспоминать тяжело, как расскажешь, тем более, незнакомцу? Однако, смущение, стыд – это хорошо. Ведь они показатели работы совести. Когда человеку боязно и стыдно, он переживает о свершенных ошибках, значит он уже готов раскаяться, для него это важно.

 

Соберите силы, помолитесь (в молитвослове есть специальные молитвы для исповедей, только их стоит произносить до начала Таинства). Главное раз переступить поставленный барьер, дальше будет проще.

 

Другие опасаются, что их грехи настолько ужасны, что священник либо сбежит с криками ужаса, либо выгонит. Нет. Подобное вряд ли возможно, даже с молодыми и малоопытными батюшками. А опытные священники уже за годы исповедей всякого наслушались. Большинство рассказов имеют ряд схожих черт, ведь человечество постоянно наступает на одни грабли, у страстей одно имя, просто подробности другие. Да и священники сами люди, им не чужды слабости, у них есть и свои грехи. Чтобы удивить священника, нужно рассказать действительно что-то очень жуткое или заковыристое. Незачем бояться и осуждения. Ведь это грех. В церкви никогда не выгонят и не осудят кающегося. Его выслушают, дадут возможность высказаться и отпустят грехи. Батюшки наоборот, пытаются помочь кающимся, они внимательные, чуткие слушатели.

 

Бывает, люди забывают грехи или от волнения молчат, особенно придя впервые. Не торопитесь, глубоко вздохните и успокойтесь. Это не страшно. Нужные слова придут сами, главное хорошо внутренне подготовится еще перед исповедью, а узнав из этой статьи как правильно назвать свои грехи на исповеди, вы можете не бояться ошибок и  покаяться.

Загрузка...

chto-polezno.ru


Смотрите также