Грехи подростков для исповеди


Подготовка к исповеди (для подростков)

Перед подготовкой к исповеди следует помолиться Святому Духу о том, чтобы Он дал нам свет, позволяющий увидеть, в чем мы оскорбили Бога и отдалились от Него, не приняли Его любви. Необходимо так же попросить Господа о том, чтобы Он дал истинное покаяние и сожаление в содеянных грехах, а также стремление и силы исправить зло, совершенное нашими грехами.В начале исповеди просят благословения у священника и осеняют себя крестным знамением. После разрешительной молитвы и слов священника "Иди в мире, твои грехи отпущены" мы отвечаем "Благодарение Богу".

В начале исповеди мы говорим, когда исповедовались последний раз, выполнили ли наложенную епитимью, не утаивали ли на исповеди греха. Если какой-то грех был забыт, следует сказать о нем. 

Чтобы оказаться в присутствии Бога, хорошо молитвенно поразмышлять над одним из нижеприведенных отрывков из Священного Писания:

Пс.32 (31)Пс.51 (50)Пс.85(84)Пс.103(102)Пс.130(129)2 Цар.11 Ис.1, 10-20Ис.30, 18-26Ис.43,22;- 44,5Ис.55,6-11Ис.58,1-12;24Ос.6,1-6Ос.14, 2-10 Иоиль 2.12-14Иона 3,1-10Мф.4,1-11Мф. 5 - 7Мф.18,23-25Мф.25, 14-45Лк.3, 1-18 Лк.13, 1-9Лк. 15, 4-7Лк. 15, 11-32Ин.21,15-19Рим.3,21-26Рим. 8, 1-131 Ин. 1,5 - 2,2 

ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ

Все испытание совести можно свести к двум вопросам: стараюсь ли я раскрыть свои таланты, и пользуюсь ли теми дарами и возможностями, которые мне дал Господь? Речь идет не о результатах, плодах, а о моем решении. Поскольку каждый получил от Бога разные таланты, с каждого Бог будет спрашивать по своей мере. Эти вопросы имеют целью помочь увидеть, в чем я не делаю всего, что могу, и в чем мои поступки основаны не на любви.

ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА

  • Верю ли я в то, что Бог присутствует во всем, что случается в моей жизни?
  • Верю ли в то, что Бог любит и прощает меня?
  • Не обращался ли я к гороскопам, гаданию, не ношу ли амулеты, талисманы, не верю ли я в приметы?
  • Не забываю ли о молитве? Не читаю ли ее машинально? Молюсь ли утром и вечером?
  • Всегда ли я благодарю и прославляю Бога, или же я обращаюсь к Нему только когда мне что-нибудь нужно? 
  • Не сомневаюсь ли я в существовании Бога?
  • Не отрекался ли я от Бога? Не обвинял ли его в неприятностях, произошедших со мной?
  • Не произносил ли я имени Бога попусту? Предпринимаю ли я достаточно попыток, чтобы лучше узнать Бога?
  • Стараюсь ли познать Бога на занятиях в воскресной школе?
  • Как часто я читаю Священное Писание и другие книги о Боге?
  • Не принимал ли я причастия в состоянии тяжкого греха? Готовлюсь ли к принятию Тела Христова и благодарю ли Его за этот дар?
  • Не стыжусь ли своей веры во Христа?
  • Является ли моя жизнь свидетельством о Боге для других? Говорю ли я другим людям о Боге, защищаю ли свою веру?
  • Является ли воскресенье для меня особым днем? Не пропускаю ли воскресных и праздничных месс, не опаздываю ли на них? С верой ли участвую в Таинствах?

ГРЕХИ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

  • Молюсь ли за Церковь, или думаю, что есть только я и Бог?
  • Не критикую ли Церковь? Не отвергаю ли учения Церкви?
  • Не забываю ли о том, что если я живу в грехе, то община от этого слабеет?
  • Не веду ли себя во время совершения Таинств, как наблюдатель или зритель?
  • Интересуюсь ли тем, что происходит в местной Церкви (приходской общине, епархии, стране)?
  • Молюсь ли о единстве всей Церкви, с уважением ли отношусь к христианам других конфессий?
  • Не бывает ли так, что я вместе с общиной только во время молитвы, а когда выхожу из Церкви, становлюсь "нормальным" человеком - и другие меня не касаются?
  • Не забываю ли о Боге на время каникул?
  • Всегда ли я соблюдаю пост? (это выражение нашей причастности страданиям Христа) Умею ли отказываться от удовольствий?

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

  • Не хочу ли все время быть в центре внимания? Не ревную ли я своих друзей? Признаю ли их свободу?
  • Отдаю ли я Богу своих друзей, "впускаю" ли Его в свои отношения со знакомыми? Всегда ли замечаю других людей?
  • Благодарю ли Бога за своих братьев и сестер, помогаю ли им?
  • Достаточно ли молюсь за других?
  • Благодарю ли за доброе, прощаю ли злое?
  • Как отношусь к калекам, больным, нищим?
  • Не обвиняю ли других в своих проблемах?
  • Достаточно ли уделяю времени тем, кто нуждается во мне, не отказываю ли в помощи?
  • Не говорю ли плохо о ближних?
  • Не завидую ли другим, не желаю ли, чтобы у них пропало то, что у них есть?
  • Нет ли в моем сердце ненависти к другим? Не желаю ли я зла кому-либо?
  • Не хочу ли я отомстить другим?
  • Не выдаю ли чужих секретов, не использую ли доверенную мне информацию против других?
  • Люблю ли своих родителей и пытаюсь ли укрепить отношения с ними? Слушаюсь ли их?
  • Не брал ли я без спроса чужие вещи, не крал ли денег у родителей или кого-то еще?
  • Добросовестно ли исполняю доверенную мне работу?
  • Не уничтожал ли бессмысленно природу? Не сорил ли?
  • Люблю ли я свою страну?
  • Соблюдаю ли правила дорожного движения? Не угрожаю ли чьему-нибудь здоровью?
  • Не толкал ли других на зло?
  • Не соблазнял ли других своим словом, поведением, видом?

ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО

  • Не отношусь ли к Богу с равнодушием и легкомыслием? (это грех против Бога, но также и против себя самого, поскольку тем самым я отрезаю себя от источника Жизни и становлюсь духовно мертвым.)
  • Не замыкаюсь ли я в собственных мечтах? Живу ли сегодняшним днем, а не в прошлом или в будущем?
  • Спрашиваю ли я о том, что думает о моих решениях Бог?
  • Принимаю ли самого себя? Не сравниваю ли себя с другими? Не бунтую ли против Бога из-за того, что Он сотворил меня таким?
  • Принимаю ли свои слабости и отдаю ли их Господу, чтобы Он мог их исцелить?
  • Не избегаю ли правды о самом себе? Принимаю ли замечания в свой адрес и меняю ли свое поведение?
  • Исполняю ли то, что обещал?
  • Хорошо ли использую время? Не теряю ли времени даром?
  • Друзья, круг общения, который я избрал, - помогают ли они мне стремиться к добру?
  • Умею ли сказать "нет", когда меня толкают на зло?
  • Не бывает ли так, что я склонен видеть в себе только плохое; молюсь ли о том, чтобы Святой Дух открыл мне, какие у меня дары и помог развить их?
  • Делюсь ли с другими теми талантами, которые дал мне Господь? Служу ли другим людям?
  • Как готовлюсь к своей будущей профессии?
  • Не замыкаюсь ли в себе, перестав радоваться тому, что получил от Бога?
  • Человек - это душа и тело; достаточно ли я забочусь о развитии своего тела, о его физическом здоровье (теплая одежда, отдых, борьба с дурными привычками)
  • Целомудренно ли отношусь к разным сферам моей жизни? (делаю ли усилие, чтобы приготовить сердце принять настоящую любовь?)
  • Не рассказываю ли грязных шуток, не читаю ли неприличных журналов? Умею ли отказаться от фильмов и журналов, подталкивающих меня к нечистым мыслям? Не вызываю ли своей манерой одеваться или своим поведением таких мыслей у других?

www.katolik.ru

О исповеди подростков | Молитвы.Богослужения

 

 

Исповедь — вещь очень серьезная и ответственная. Это относится не только к исповеди взрослых, но и к исповеди детей и подростков. Мне вспоминаются слова приснопамятного протопресвитера Михаила Помазанского, который говорил, что исповедь — это не только получение отпущения грехов, но и духовная врачебница. Об этом духовном врачевании следует сказать несколько слов.

 

Первым долгом, когда пастыри приступают к исповеди своих прихожан, они должны проверить свое собственное духовное состояние. Чтобы исповедовать, надо начать с работы над собой. Все наши духовные наставники и учители говорили нам об этом. Следует пастырям самим исповедоваться не раз в году, не только Великим постом, а как можно чаще. Приступая к исповеди пасомых пастырь должен проверить себя. Бывает, что священник усталый и у него нет настроения выслушивать исповеди. Надобно себя перебороть, заставить себя делать это священное дело, вспоминая слова Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) о том, что нет ничего важнее чем наставлять овцы своего стада. Выходить на исповедь надо с крепкой молитвой и надеждой на милость Божию к нам, чтобы наши наставления были действительно душеполезными для кающихся. Наш Первоиерарх, Владыка митрополит Виталий неоднократно напоминает пастырям, чтобы они молитвенно поминали своих прихожан, особенно за проскомидией. Молитва за проскомидией имеет особую силу и необходимо именно тогда поминать своих духовных чад.

 

Приступая к исповеди в сердце пастыря должна быть любовь. По словам святителя Иоанна Златоуста, духовная любовь не рождается от чего-либо земного — она нисходит свыше, от неба, и дается в таинстве священства. Пастыри должны просить Господа о даровании им такой любви. Как удивительно и трогательно читать в книге об исповеди Блаженнейшего митрополита Антония, что он обращается с кающимся как душелюбезный пастырь, что он называет кающегося своим братом. Какое проявление милости! Вот эту милость кающийся должен почувствовать от пастыря, и тогда он будет священника действительно воспринимать как духовного отца. Если мы, пастыри, будем правильно подходить к великому таинству исповеди, то действительно исполнятся слова Господня: «Не вы бо будете глаголющии, но Дух Святый» (Мк. 11, 13).

 

Священник должен иметь сострадание к кающемуся, а не просто холодно выслушивать грехи — он же должен спасать душу человека. Когда кающийся приходит к духовнику, он ему открывает то, чего никому другому не откроет. Опытность не должна нас беспокоить. Для приобретения опыта духовник должен поработать над собой и как можно больше читать, особенно толкования святых Отцов, «Добротолюбие», «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, авву Дорофея, преподобного Феодора Студита и др. Есть советы у этих отцов, которые по духу применимы к каждому православному христианину, не только к монашествующим. Во время Великого поста на богослужениях весьма полезно и назидательно читать избранные места из этих книг. Надо заранее выбирать места, т.к. есть места, например в Добротолюбии, трудные и не подходящие для живущих в мiру.

 

Очень опасно пренебрегать ответственностью во время исповеди, тем более когда приходят дети. Исповедь для детей — фундамент их духовной жизни. На этом фундаменте они строят свой будущий духовный дом. Иногда подходят к исповеди дети или подростки, к которым, быть может, мы не благоволим — мы должны перебороть это чувство и осознать, что мы их духовные отцы. Они почувствуют наше доброе настроение, и мы сможем проникнуть в их души и сердца.

 

Конечно, как и у всех, и у детей и подростков свои трудности и проблемы. Все невозможно перечислить. Поговорим лишь о некоторых. Можно сказать, что мы должны стараться, чтобы в юном возрасте у детей не было пороков, и, чтобы они с раннего возраста поняли, что такое духовная брань. Если они с раннего возраста это будут осознавать, то в будущем им будет легче в духовной жизни. Часто дети на исповеди сознаются, что говорили неправду. Это большой грех и необходимо детям помочь понять, что ложь недопустима. Полезно детям объяснить, что привычка — это вторая натура, что если мы нарушаем свое слово или обманываем, нам уже не будут верить, наше слово не будет иметь никакого веса. В христианстве ведь честность и правдивость очень важны. У юношей и девушек начинают появляться плотские страсти. Необходимо внушить им, насколько важно при появлении таковых их искоренять, чтобы в будущем не впасть в б`ольшие согрешения и не повредить души своей. И когда дети начнут понимать, что грехи повторяются, и у них начнется борьба с ними, тогда появится и настоящая духовная жизнь. Важно, чтобы у детей и молодежи было доверие к священнику. Если будет доверие к священнику, тогда в трудное время или в момент падения, ребенок или юноша поспешит к батюшке — он будет знать, что батюшка его примет, ему проявит сострадание, его направит и его укрепит.

 

Одно дело работать с молодежью, другое дело, что пастырю необходимо одновременно работать и с их родителями. Когда ребенок или подросток часто исповедует один и тот же грех, тогда становится довольно ясным, что чего-то в его домашнем воспитании не хватает — это часто и приводит к повторению греха. Мне вспоминается, как приходил на исповедь мальчик и часто исповедовался в том, что неправду говорит. Оказывается, что родители его часто несправедливо наказывали. Мальчику было все равно, говорит ли он правду или нет, т.к. независимо от того, говорит ли он правду, или обманывает, его наказывали. Он не понимал в чем заключается правда, и в чем ложь, и его жизнь могла бы оказаться из-за этого духовно исковерканной. В данном случае пастырь должен был не только заботиться о мальчике, но, по возможности, заняться родителями мальчика, чтобы они поняли, что надо не только разбираться в том, говорит ли их сын правду, но также не наказывать одинаково за все проступки. Наш Владыка митрополит говорил нам, что бывает одно наказание, когда ребенок, например, небрежно относится, скажем, к посуде и ее разобьет, а другое — когда ребенок явно лжет. Когда ребенок шалит — это одно, а когда он нарочно вредит или бьет кого-то — это дело другое. Родители должны понимать тонкости душевных и духовных нарушений и наказаний. А пастыри должны родителей воспитывать так, чтобы они это понимали. Потому надо работать не только с детьми, но и с родителями. Естественно, что если замечаются у ребенка больше проблем, надо больше внимания обратить на его родителей, почаще к ним заходить и с ними беседовать. Полезно, если священник, прочитав душеполезную статью, сделает ксерокопию ее и передаст прихожанам для прочтения.

 

Меня в настоящее время беспокоит один вопрос касающийся воспитания детей и подростков. Сейчас многие наши родители боятся слово «нет». Они считают, что дети этого слова не должны слышать, что вместо этого слова надо детям объяснять суть их поступка. Но дети еще не в состоянии понять объяснения или не хотят понять. Они путаются и не знают границ дозволенного и недозволенного, и у них отсутствует дисциплина. К сожалению, у нас дисциплина сходит на нет. Родители не хотят и бояться сказать слово «нет», «так нельзя» и вместо этого начинают развивать всякие философствования и объяснения, а это все без толку. И тогда, когда такие дети вырастают, у них нет понятия простого послушания, нет почитания старших — они не почитают и священнического сана, потому что с раннего возраста не были воспитаны с понятием послушания вообще.

 

Я знаю, что некоторые считают, что нельзя даже физически наказывать детей. В Ветхом Завете говориться о том, что кого мы любим, того и наказываем. Конечно, могут быть крайности, но обычно, когда дети совершенно выходят из себя и совершенно не слушают родителей, «шлепки» являются единственным способом их угомонить. Сейчас новые гражданские законы, во всяком случае в Северной Америке, доходят до сумасшествия. Недавно в передаче новостей я слышал, что ребенок судил свою мать за то, что она его наказала ударом. Это ужас и дело может дойти до разделения семьи! Но опять-таки другая крайность — сильно наказывать детей. Я знал случай, когда отец так сильно наказывал своих детей, их так избивал, что он их совершенно от Церкви оттолкнул. Они заявили, что Церковь — место жестокое, а Бог немилосердный. Я теперь никак не могу этих детей привлечь к Церкви из-за жестокости отца. Родители должны избегать этих крайностей, а мы должны помнить, что любвеобильное сердце пастыря всегда притянет детей, всегда они с радостью будут исповедоваться.

 

Я хотел бы затронуть еще один вопрос. Это касается переходного возраста от младенчества к юношеству. До семи лет детей приводят в храм, и они во все воскресные и праздничные дни причащаются. И вот, достигают они семилетнего возраста, и в связи с необходимостью каждый раз перед причащением исповедоваться, начинают редко причащаться. Мы как бы до семи лет даем им величайшую духовную пищу, святое Причастие, а исполнилось им семь лет, и ребенок вдруг больше не причащается, или же это делает редко. Если бы мы такое сделали в отношении пищи, т.е. если бы мы привыкли вкушать еду три раза в день и вдруг перестали бы есть, что бы с нами случилось? Мы бы пропали. Как мы можем допустить такое в духовном отношении с детьми достигающими семилетнего возраста? Они так вдруг лишаются духовного питания! Может быть было бы более полезно, чтобы дети, достигнув семилетнего возраста, не прекращали бы подходить к причастию из-за того, что не исповедовались, а с семилетнего возраста начали бы постепенно к исповеди приучаться, продолжая за каждым воскресным и праздничным богослужением приобщаться. Так можно было бы вводить исповедь в течение 2-3 лет. Отрок, начиная исповедоваться, понял бы, что исповедь является духовной подготовкой к причастию, понял бы, что он духовно растет и теперь, кроме причастия, прибавляется исповедь. В этот момент родителям также важно осознать, что чем старше становятся их дети, тем больше духовных усилий они, родители, должны будут проявлять.

 

Я немного отвлекусь от главной темы и обращу внимание пастырей на то обстоятельство, что все дети разные и нельзя требовать от них одного и того же. Это касается и вопроса вкушения пищи младенцами перед причастием. Некоторые священники требуют, чтобы дети до семи лет ничего не вкушали перед литургией. Но некоторые дети из-за этого изнемогают и делаются очень капризными, плачут и не дают ни родителям, ни молящимся в храме, покоя. Родители должны знать своих детей, знать что им посильно, и что слишком трудно и с этим сообразоваться в отношении вкушения или невкушения пищи перед литургией. Все надо делать с рассуждением. Бывает даже так, что у ребенка появляется тошнота, если он не съест сухарик и не выпит молока. Конечно детей надо приучать к воздержанию перед литургией, но мера воздержания для каждого, до семилетнего возраста, разная.

 

Я хотел бы сказать несколько слов о том, что священник может оказывать духовное влияние даже на грудного ребенка. Очень важно, мне кажется, чтобы священник, причащая ребенка, смотрел бы ему в глаза. Этот взгляд уже будет началом духовного контакта между ребенком и священником. Если мы думаем влиять на ребенка только когда он начинает исповедоваться, мы уже на семь лет опоздали в его духовном воспитании. Семь лет прошло, и мы с ним ничего не сделали. Замечали ли вы, что когда родители приводят ребенка в храм, он всегда смотрит на священника. Если у священника будет духовный, полный любви, как на собственного чада, взор на ребенка, ребенок это почувствует и потянется в храм, потянется к священнику. А если такого взора нет, то ребенок почувствует холодок, и уже начнется потеря этого ребенка для Церкви. Вспомним, что глаза являются окном в сердце.

 

Еще важно, чтобы ребенок видел, что его родители причащаются, и причащаются довольно часто. Нередко родители заботятся, чтобы их дети причащались регулярно. А где пример для детей? Взрослые говорят: «идите исповедоваться, идите причащаться», а сами этого избегают. Для ребенка родители — это все, и если родители не подают примера, откуда детям его брать? Обратите внимание на взор ребенка, когда родители его подводят к причастию и когда они сами причащаются. Ребенок не сводит с родителей глаз. Он не может выражаться словами или действиями, но душа все испытывает с раннего возраста. Причащаясь и видя пример родительский, дети по-настоящему воцерковляются. Бывают случаи, когда родители совершенно не участвуют в церковной жизни. Это печально, но надо быть осторожным с детьми, чтобы их против таких родителей не настраивать и не раскалывать семью. Хорошо детям таких родителей давать читать жития тех святых, у которых родители препятствовали детям быть верующими, например житие св. великомученицы Варвары. Учтите, что есть хорошие примеры и плохие примеры. Можно хорошему научиться даже от плохого примера.

 

Когда дети становятся подростками, священник должен возбудить у них желание вести духовную брань. Они должны понять и осознать, что духовная жизнь не значит просто прийти и поисповедоваться. Духовная жизнь — это борьба со страстями, борьба со злом. А страсти начинаются с раннего возраста. Священник должен объяснять подросткам, какие бывают страсти, как они появляются, и как с ними бороться. Необходимо укорениться в добродетелях, истребляя в душе зло.

 

Нельзя позволять, чтобы развивались плохие привычки — неприличные слова, ложь, воровство, плотские увлечения. Чтобы помочь молодежи, надо с ней общаться. Священник может проводить беседы, организовать встречи молодежи. Юношам несколько легче в церковной жизни, в том плане, что они могут во время богослужения прислуживать. Но это тоже не так просто. У меня в приходе рядом с алтарем нет ни пономарки, ни ризницы. Когда я был назначен на этот приход, я несколько удивился, но потомя успокоился и даже обрадовался, т.к. вследствии этого прислужники все время в алтаре и под моим надзором. Они никуда не могут скрыться и им негде шалить. В некоторых приходах прислужники удаляются в пономарку или ризницу и там себя ведут неподобающим образом, а затем очень мило выходят со свечами. А у меня им некуда деваться. Это мне очень помогает сохранять благоговение и страх Божий в святом алтаре. Слава Богу, у нас хорошие прислужники. Я знаю, что нередко самые далекие от церкви прихожане — бывшие прислужники. Иногда я встречаю мужчин, не посещающих храм, и когда я об этом их спрашиваю, они часто отвечают, что будучи детьми они в храм ходили и прислуживали. Мы должны себя спросить, что прислуживание дало этим людям? Ничего. А кто за это ответит? Ответим мы, пастыри. Почему эти прислужники перестали прислуживать? Почему они не стали чтецами? Я лично стараюсь, чтобы в алтаре обязательно были взрослые прислужники. Притягивая детей к прислуживанию, я притягиваю и взрослых, чтобы старшие следили за порядком и поведением младших. Кроме того, и взрослые и дети получают от этого пользу.

 

С девушками в этом плане сложнее. Они прислуживать не могут. Но, слава Богу, есть клирос. Когда я приехал на приход, в храме не было клиросов. Я подумал, что хоры далеко и на хорах не ощущается близость к алтарю, к священнодействиям, а также на хорах гораздо легче поговорить и отвлечься от службы. Со временем у нас были установлены клиросы. Теперь у нас на клиросе стоят дети. Священник выходит из алтаря и может им объяснить, что происходит на службе, может объяснить церковный устав. Чрезвычайно важно проходить богослужение с детьми не только в классном помещении, не в приходском зале, но и в храме, на клиросе. Тогда дети сразу понимают, что происходит, понимают не только умом, но и сердцем и таким образом втягиваются в богослужение. А что может быть благотворнее для молодежи нежели участие в богослужении? Я думаю, что если дети и молодежь полюбят и почувствуют богослужение, все остальное приложится — «Ищите прежде Царство Небесное (а наше богослужение ведь небо на земле), и все остальное приложится». В субботу вечером на всенощной у нас в храме не много молящихся, а клирос переполнен молодежью. Это большая радость. И молодежь спрашивает: «Когда можно еще лучше и подробнее изучить устав?» Это то, чего мы, пастыри, и желаем достигнуть. Через участие в богослужении молодежь становится церковной, а став церковной с ней во всех отношениях легче работать.

 

Мы все окружены множеством соблазнов плотского характера. Это не может не повлиять и на души нашей молодежи. Блаженный митрополит Антоний советует духовникам особое внимание обращать на грехи плотского характера. Иногда приходится принимать строгие меры, чтобы помочь кающемуся от таких грехов избавиться. Нельзя на такие грехи смотреть сквозь пальцы. Владыка митрополит Виталий советовал одному священнику, в случаях плотского падения пасомого, давать последнему особое правило или назначать строгую епитимью. Опять-таки, если плотской грех имеется у ребенка или юноши, надо обратить внимание и на родителей. Нередко родители заняты своими делами, а дети смотрят что угодно по телевизору и на Интернете. Может быть родители недостаточно следят за школьной программой детей или за тем, с кем их дети дружат и чего от них набираются. У родителей часто есть возможность предотвратить падение или порчу своих детей — если они ими действительно занимаются и за ними следят.

 

В отношении бесед я хотел бы отметить еще следующую практику: я провожу беседы не только с молодежью, но и со старшими и с детьми. Тема бесед одна и та же для всех, только на разном уровне. А то выходит, что молодежи мы говорим что-то, а родители об этом не знают. Как родители могут, не зная чего священник старается добиться, это ввести в домашней жизни. Поэтому мне кажется важным, чтобы на всех уровнях был контакт, на всех уровнях проводилось бы духовное воспитание и просвещение.

 

У нас приход несколько раз в году устраивает встречи в парке. Собираются и дети, и молодежь, и родители; приходят и священник и диакон. Все вместе на дворе, прихожане играют в футбол, и дети видят, что все вместе и всем радостно. Потом эти дети и молодежь помогают взрослым с работой над чисткой храма и церковного участка.

 

В заключение разрешите сказать несколько слов об одиночестве православной молодежи. Как известно, наши приходы немногочисленны и нередко молодежь себя чувствует одинокой. Этой зимой ряд приходов Канадской епархии впервые устроил т.н. «мини-съезд», т.е. межприходскую встречу молодежи. Обычно наша молодежь ездит на большие Свято-Германовские съезды, но мы решили устроить съезд шести приходов, находящихся на расстоянии 500 километров друг от друга. Собралась молодежь в красивом местечке на север от г. Монреаля. Там имеется храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что съезд длился всего лишь три дня, он прошел с большим успехом. Молодежь участвовала в зимних играх, были беседы с духовенством и богослужения. Все остались очень довольны и хотят, чтобы такие «мини-съезды» устраивались регулярно. Такого рода общение очень много дает молодежи. Это также увеличивает шансы на то, что православные повенчаются с православными.

 

Современная техника может также помочь в преодолении одиночества. Благодаря электронной почте можно быть в постоянном контакте с другой православной молодежью.

 

И последнее — христианство есть крестоношение. И одиночество может быть частью этого крестоношения. Мы должны помогать молодежи не столько избавляться от этого крестоношения, а помогать ей нести свой крест и понять, что это часть христианства. Если они это поймут, поймут, что это их подвиг, тогда они будут делать усилие. «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

 

Протоиерей Владимир МОРИН

simvol-veri.ru

Как нельзя исповедовать подростка | Православие и мир

Какие ошибки может допустить священник, исповедуя подростка? Можно ли их избежать? Отвечает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область).

Протоиерей Игорь Гагарин

Больше в церковь ни ногой!

На исповеди священник говорит: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». А поскольку речь о лечебнице, вспоминается принцип врачей — «не навреди». То же самое относится к исповеди.

Думаю, что принципиально подход к исповеди подростка ничем не отличается от подхода к любой другой. Только здесь всё должно быть гораздо осторожнее и тактичнее.

Любая исповедь несёт в себе некий риск — она может стать для человека встречей со Христом, и священник только помогает этой встрече состояться. Неумелые слова батюшки могут оттолкнуть человека от Христа, от веры, вызвать разочарование в Церкви.

Что касается взрослых воцерковлённых людей, которые уже давно в Церкви, — они не отпадут, даже если они на исповеди встретятся со священником, который будет говорить что-то совершенно недопустимое. Возможно, это станет травмой, но взрослый церковный человек уже имеет опыт, знает, что надо идти к другому духовнику.

С подростком все гораздо сложнее. Я знаю такие случаи, когда подросток шел на исповедь, священник с ним разговаривал, а после этого подросток говорил: «Мама, я больше в церковь никогда не пойду».

Чего ни в коем случае нельзя делать на исповеди? Не надо читать мораль, учить жить. Никто не любит, когда его учат. Если я начну поучать и отчитывать человека, тем более подростка — то это путь к нежеланию  больше приходить. Очень важна доброжелательность священника, и уважение к подростку, сочувствие ко всему тому, что он говорит, и понимание этого.

Фото: Андрей Якимчук/pravostok.ru

Иди на исповедь!

Дети идут на исповедь очень часто потому, что им мама и папа сказали. Очень редко — по собственному позыву. Подростки разные. Есть такие, что находятся под сильным влиянием родителей. Ему скажут — иди, исповедуйся, — он поморщится и пойдет. Только бы отстали! В этой ситуации всё очень сложно.

Но если подросток сам хочет исповедоваться, если понимает — у него в душе есть что-то такое, что требует исповеди, — это очень-очень ценно, этим мне кажется надо дорожить, обращаться очень осторожно. В чем эта осторожность, трудно сказать: в каждом конкретном случае всё по-разному. Священнику  нужно молиться Богу, понимая, что Сам Господь привёл этого подростка, быть предельно внимательным, доброжелательным, любящим, понимающим, сочувствующим.

Исповедь должна быть не формальная, а в виде доброжелательного живого разговора, пусть в священнике исповедующийся увидит человека, у которого душа болит о тебе и который искренне хочет помочь. Причем уважает твою свободу, не требует, а советует. Священнику нужно сделать максимум возможного, чтобы этот подросток отошёл не разочаровавшись, а с радостью. Любой человек, в идеале, на исповедь идет с душой, которая болит, а уходить должен с душой, которая радуется и ликует.

Вера в лучшее вместо осуждения

В подростковом возрасте многие отпадают от Церкви, и уже потом, значительно позже, кто-то возвращается, а многие вообще никогда не приходят вновь. Нужно помнить, что подростки часто максималисты, и если отворачиваются от чего-то, то делают это со всей своей категоричностью.

Так что если между подростком и духовником доверительные, добрые отношения, то их степень выше, чем  у взрослого человека. И наоборот, если ребенок разочаруется и найдет в священнике формальность, давление, недоброжелательность то, конечно, оттолкнется очень сильно, просто может уйти из Церкви.

Обычно плохие поступки, плохие качества подростка вызывают осуждение у окружающих людей, у родителей, порой и у товарищей. А вот когда он идёт к священнику, то здесь не должно быть никакого осуждения, — только сочувствие и желание помочь. Подростку нужно увидеть, что в него верят, верят в то лучшее, что в нём есть.

Надо обязательно найти хоть какие-то добрые и ободряющие слова, в чём бы он ни каялся. Чтобы, отходя от исповеди, подросток ощущал, что он не зря пришел, что ему всегда здесь будут рады, поймут, примут с любовью.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.

www.pravmir.ru

Как подготовиться к исповеди: udav02

Таинство исповеди – испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку.Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповеди служит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.ТаинствоИсповедь – главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства – один раз в месяц. Помощь в исповеди – список грехов – подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.Воспитание детей вне веры.Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.Воровство, осуждение, зависть.Ссоры, употребление спиртного на поминках.Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.Желание наживы, обогащения.Выставление напоказ добрых поступков.Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

Редко молилась, не посещала церковь.Больше думала о мирском во время молитвы.Допускала половую жизнь до брака.Аборты, склонение к ним других.Имела нечистые мысли, желания.Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.Избегание помощи другим людям.Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди – осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь — только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов – это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

Святотатство, разговоры в храме.Сомнение в вере, загробной жизни.Кощунство, насмешки над убогими.Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.Уклонение от службы в армии.Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.Оскорбления, ненависть, драки.Клевета, разглашение чужих слабостей.Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).Отказ в помощи родителям, другим людям.Воровство, бесцельное коллекционирование.Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

udav02.livejournal.com


Смотрите также