Классицизм в европе


Классицизм [Французский] — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Черты классицизма

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи­тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба­рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен­ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави­ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Становление классицизма

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык, что становилось важней­шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко­вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста­новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея­тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде­мии архитектуры, Академии музыки, которые опре­деляли нормы художественного творчества в соответ­ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ­ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер­вой половины XVII в. Р. Декарт.

Картезианство, как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало, автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо­сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст­вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге­дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно­воположником классической французской трагедии стал П. Кор­нель, который не только писал пьесы, до настоящего времени при­знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Театральное искусство

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран­ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен. Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

см. История портрета#Эпоха классицизма

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев­ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при­городы в годы правления «короля-солн­ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей­ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер­венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан­ным. Французское влияние долгое время определяло основные на­правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото­рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Дворцово-парковый ан­самбль Версаль

Вы­дающимся достижением той эпохи явля­ется грандиозный дворцово-парковый ан­самбль Версаль. В его сооружении участ­вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса­ля представляют собой классический об­разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес­тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери­зуется регулярной планировкой и стрем­лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де­ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб­разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор­цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един­ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис­кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Картинки (фото, рисунки)

  • Вид на дворец и сады Версаля
  • И. Риго. Портрет Людовика XIV
  • Ф. Хальс. Портрет Рене Декарта
На этой странице материал по темам:
  • Классицизм прическах франция

  • Классицизм в французской архитектуре

  • От куда пришло стлово классицизм

  • Классицизм стиль фильм

  • Классицизм в искусстве франции 17 века

Вопросы к этой статье:
  • Сравните классицизм и барокко.

  • В ка­ких направлениях проявился классицизм?

  • Почему классицизм получил столь широкое распространение именно во Франции?

wikiwhat.ru

Классицизм в архитектуре Франции

В 17 веке сформировалось единое французское государство, которое стало самой могущественной державой в Западной Европе. Во 2-й половине 17-го века правит Людовик XIV "король-солнце", как его называли. Это время было вершиной французского абсолютизма, а в западной литературе оно получило название "великий век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля.

В 1671 году основывается Академия архитектуры. С приходом Людовика IV все виды искусств находятся под абсолютным контролем короля.

Барокко в это время отодвигается на задний план, а ведущим стилем всего искусства официально становится "классицизм". В основе классицизма лежат традиции искусства эпохи Возрождения и античности. Это последний великий стиль в архитектуре, скульптуре и живописи. Искусство должно возвышать героическое, высокогражданственное, оно должно было поучать, восхвалять достоинство человека, осуждать пороки.

Знаменательно, что в этот период для строительства архитектурных сооружений стали приглашать не знаменитых мастеров барокко, как, например, Бернини, а французских архитекторов, мало к тому времени известных.

Так, для строительства восточного фасада Лувра выбирается проект французского архитектора Перро. Колоннада Клода Перро представляет собой яркий пример классицизма: архитектура проста и рациональна, с математически выверенным равновесием массы, создает чувство покоя и величия, что более соответствовало сложившемуся идеалу эпохи.

Постепенно классицизм проникает и в строительство церквей и соборов (Собор Инвалидов в Париже Ардуэна Мансара)

Но больше всего архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Архитекторы Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются решить эту проблему во дворце и парке Во ле Виконт близ Мелена (1657 - 1661).

Дворец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины 17-го века - Версальского дворца и парка. В довольно пустынной местности, в 18 км от Парижа, вырос сказочный дворец (1668 - 1669), в безводном месте забили фонтаны, вырос гигантский парк.

Версальский королевский дворец был построен архитекторами Лево (1661 - 1668), Ф.Орбэ (1670 - 1674), а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуен Мансар (1678 - 1689).

От гигантской площади перед дворцом отходят три проспекта, три дороги - на Париж, Сен-Клу и Со (также резиденции короля).

Дворец, фасад которого тянется на полкилометра, имеет три этажа: первый - основа, тяжелый, каменной кладки, второй - главный, парадный и потому самый высокий, и третий, венчающий здание и легкий. Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм.

Все это не исключает пышной декоративной отделки интерьера. Интерьеры дворца состоят из анфилады комнат, вершиной роскошного убранства которых должна была быть спальня короля, где начинается и кончается его день и где происходят аудиенции. Роскошью поражала и Зеркальная галерея (длина 73 м, ширина 10 м, построена в 1678 - 1680гг.) между "Залом войны" и "Залом мира", с окнами, выходящими в сад, с одной стороны, и зеркалами, в которых вечером в свете свечей множилось, дробилось отражение нарядной придворной толпы, - с другой.

Версальский парк являет собой, как и весь ансамбль, программное произведение. Это регулярный парк, начало которому было положено еще в Во, т.е. парк, в котором все выверено, который расчерчен на аллеи и где определены места для фонтанов и скульптур, где во всем сказывается воля и разум человека. Общая протяженность парка около трех километров; его создателем был архитектор Ленотр.

Декоративные работы в Версале возглавлял "первый живописец короля", директор Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры гобеленов Шарль Лебрен. "Язык" Лебрена - смесь классицистической упорядоченности и величавости с патетикой барокко, с выспренностью.

Несомненно, у Лебрена был большой декоративный дар. О исполнял и картоны для шпалер, и рисунки для мебели, и алтарные образа. В большой степени именно Лебрену французское искусство обязано созданием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели.

Со 2-й половины 17-го столетия Франция прочно и надолго занимает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления Людовика IV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусству 18-го века предстоит развиваться уже в другом направлении.

art.mirtesen.ru

10.1 Искусство Западной Европы XIX века. Классицизм, романтизм. | Искуству.ру

Классицизм

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр, (1780—1867) — французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии. Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806—1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Автопортрет. 1804

Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806

Энгр. Портрет художника Франсуа-Мариуса Гране. 1809

Энгр. Портрет г-жи де Сеннон, в девичестве Мари-Женевьев-Маргерит Маркоз, 1814

Энгр. Г-жа Девосе. 1807

Энгр. Юпитер и Фетида. 1811

Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814

Энгр. Паоло и Франческа. 1819

Энгр. Купальщица Вальпинсона. 1808

Энгр. «Большая одалиска». 1814

Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816

Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит

Энгр. Обет Людовика XIII. Салон 1824 года

Энгр. Луи-Франсуа Бертен. 1832

Энгр. Мари-Клотильд-Инес Муатесье. 1856

Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845

Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840

Энгр. Одалиска и рабыня. 1840

Энгр. Источник. 1820-56

Романтизм

Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769— 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская — в естественно-научной, технической и практической.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791—1824). Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808—1810), а потом П. Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Теодор Жерико, автопортрет.

Жерико. Портрет г-на Д. (лейтенанта Дьедонне)Офицер конных егерей, идущий в атаку. 1812

Жерико. Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814

Жерико. Портрет карабинера

Жерико. Бег свободных лошадей. Балтимор, Музей искусств

Жерико. Бег свободных лошадей. Лилль. Музей искусств

Жерико. Четверо юношей, сдерживающих коня

Жерико. Плот «Медузы». 1819. трагическая напряженность и драматизм.В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома». В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Образное решение Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Реакция публики Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821

Жерико. Окно булочной. 1821, литография

Жерико. Клептоман. Ок. 1820

Жерико. Сумасшедшая, страдающая манией зависти («Гиена Сальпетриера»)

Эже́н Делакруа́ (1798 — 1863) — французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

Эжен Делакруа. Ладья Данте. 1822.

Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824.

Делакруа. Казнь дожа Марино Фальери. 1826

Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

Делакруа. Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830. Салон 1831.

Делакруа. Алжирские женщины. 1834

Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко. 1839

Делакруа. Гамлет на кладбище. 1839

Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838.

Делакруа. портрет Жорж Санд. 1838.

Делакруа. Вход крестоносцев в Константинополь. 1840

iskusstvu.ru

Классицизм

Классицизм ( англ. classicism , От лат. classicus - Образцовый) - направление в европейском искусстве, впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI - го века. Наибольшего расцвета достигает в Франции (XVII в.). Определенной степени присущ искусству всех стран Европы, в некоторых сохранял свои позиции вплоть до первой четверти XIX в.

1. Истоки классицизма в литературе

Для классицизма характерна ориентация на античную литературу, которая провозглашалась идеальной, классической, достойным подражания. Теоретическим основанием классицизма была античная теория поэтики и прежде "Поэтика" Аристотеля, теоретические основы которого воплощала французский "Плеяда" (XVII в.). В выработке своих общетеоретических программ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался на философию рационализма.

2. Классицизм и палладианство

Со всей силой классицизм проявил себя в архитектурных произведениях Андреа Палладио (1508-1580). Если утренний дворец Тьене еще имеет черты дворцов Флоренции, то следующие совсем на него не похожи. Палладио выработал свой вариант магнацького дворца и варьировал его всю жизнь. Он разработал новую систему пропорций ордеров. Теперь ордер был не декором фасада, а главным принципом построения. Палладио изучал Десять книг об архитектуре" Витрувия и пошел дальше, разработал новый вид городского дворца с перистилем и внутренним двором.

Принципы утреннего классицизма особенно обнаружены во многих загородных усадьбах - виллах. Заказчиками были магнаты Венеции и Виченце, что покупали участки земли. Особенно много их было в долине реки Брента. В России даже долго пели романс, где упоминается именно эта небольшая речка.

  • Церковь Мадлен, первоначальный проект, фасад

  • Девоншир Хаус, фасад и план

  • Палаццо Барберини, 1831 г., план

Виллы похожи и не похожи друг на друга. От Ренессанса идет построение на оси всего ансамбля. Но дворец и его формы - из арсенала древнего Рима: треугольные фронтоны, колонны, портики - все довольно сдержанно, почти строго. Декор - беден: несколько скульптур, горизонтальные тяги, простые карнизы, иногда гирлянды. Связь с внешней средой идет через колонные портики и ступеньки. На обогащения достаточно аскетичного силуэта вилл работают только объемы разной высоты простых геометрических фигур: прямоугольника, цилиндра, куба.

Фасады его городских дворцов более приветливы и не такие аскетические за счет колоннада и лоджий (палаццо Кьерикати в Виченце). Многие архитекторы увлекся произведениями Андреа Палладио. Их изучали и копировали протяжении нескольких веков. Появился особый стиль в архитектуре многих стран - палладианство (Великобритания, США, Россия, Польша, Бразилия и др.).

3. Классицизм во Франции XVII века

Первой важной попыткой формулирования принципов классицизма была Поэтика Ж. Шаплен (1638), но последовательным, основательным был теоретический трактат "Искусство поэтическое" Н. Буало (1634), написанный после того, как литературный классицизм во Франции сформировался. Применив философский метод Декарта к литературе, который заключался в обобщении опыта классицистов, Н. Буало установил строгие рамки для каждого жанра, узаконил жанровую специфику. Для классицизма был характерен рационализм, представители которого считали, что красота и истина достигаются через ум, путем природы, которая мыслилась как открытая умом сущность вещей. С рационализмом связана нормативность классицизма, которая регламентировала искусство и литературу, устанавливала вечные и незыблемые правила и законы. Для драматургии - это закон "трех единств" (действия, времени и места).

В области языка классицизм составлял требования ясности и чистоты, идеалом была речь афористическая, понятийная, которая отвечала бы принципам теории трех стилей. Для классицизма характерен аристократизм, ориентирование на требования, вкусы высшего общественного слоя. Героями классицистических произведений были преимущественно люди аристократического происхождения. Важной составляющей теории и практики классицизма была установлена ​​иерархия жанров, среди которых наиболее важными считались античные эпопея, трагедия, дидактическая поэма, ода, байка, сатира.

Практиками классицизма были прежде всего французские писатели: поэт Франсуа Малерб, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, романистка М. де Лафайет, писатели-афорист Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер, баснописец Ж. Де Лафонтен, позднее - просветители Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и другие.

4. Объятия барокко с классицизмом Франции XVII-XVIII вв.

Моретермар, Франция. Алтарная картина. 17 в.

На утреннем этапе развития классицизм Франции удивительным образом сосуществовал и переплетался со стилем барокко. Особенно это отразилось в моде на одежду, отделке интерьеров, живописи мастеров Франции, даже в архитектуре.

Вполне барочным стал фасад церкви Валь де Грас в Париже 1645-1665 гг (арх. Франсуа Мансар), тем более, что церковь строили за барочными образцами церквей Рима.

Переходные формы от пышного барокко до сдержанного классицизма имеет и выдающийся образец усадьбы нового типа - замок Во-ле-Виконт для министра финансов Франции Николя Фуке, что за 55 км от Парижа (арх. Луи Лево ок. 1612-1670).

Классицизм Франции так и не дал теоретических трактатов в области эстетики и художественной творчества. Образцы классицизма - были, теоретического обоснования - нет. Даже творчество классическое за чертами художника Николя Пуссена не избавилась влияния барокко. А некоторые его картины вполне барочные ("Баталия Иисуса Навина с Аморреев" Москва, "Захват" Иерусалим ", Вена, "Похищение сабинянок" Метрополитен, Нью-Йорк, "Триумф Нептуна и Амфитриты", Филадельфия, США). Лишь с годами манера художника становится проще и напоминает древнеримские барельефы. А доля полотен превращается в настоящие формулы классицизма - "Аркадских пастухи", Лувр, "Иоанн Богослов на острове Патмос", Чикаго, институт искусств.

То же самое - в религиозных картинах Симона Вуэ ("Мадонна с младенцем"), тогда как его "Портрет королевы Франции Анны Австрийской в виде Минервы "( Эрмитаж) целиком принадлежит классицизма. Вполне барочный и Жан-Батист Наттье-отец ("Жена Пентефрию ухаживает за Иосифа Прекрасного").

Так, барокко мастеру Лоренцо Бернини были заказаны достройки до дворца Лувр (теперь Восточный фасад). Бернини поехал в Париж с чертежами и барочной модели достройки. Художники Франции сделали все возможное и невозможное, чтобы помешать и сорвать выполнение проекта конкурентом. Бернини вынудили уехать прочь. Официально барочный стиль во Франции были закрыты.

Достройку совершил француз Клод Перро в 1657-1678 гг, а здание стало образцом классицизма в архитектуре.

Восточный фасад Лувра

И барокко (стиль живуч, прочный, всесторонний) не исчез и после его официального закрытия во Франции. Посмотрим на парадные портреты кисти художников Франции: Ларжильер "Автопортрет с семьей" 1712, Луи Токе "Маркиз Мариньи" 1755, Кантен де Латур "Маркиза Помпадур с нотами" 1755, Наттье-сын "Императрица Екатерина Первая" 1717 - все барочные.

Барокко не сдало позиций и в скульптуре стране (Пюже "Гибель Милона Кротонского льва", Куазевокс "Бюст гравера Одрана"). Чего только стоит "Бюст короля Луи 14го" того же Бернини (шедевр барокко), что было положительно принято королем и размещено в Версале.

5. Компромиссный классицизм Кристофера Рена, Англия

Главным представителем классицизма Англии считают архитектора Кристофера Рена (1632-1723). Это ему поручили постройку собора св.Павла в Лондоне после Великой пожара 1666р. Сдержанные формы нового собора действительно довольно классические. Но барокко ощущается в размерах здания и завершении колоколен. Отклонялся Рен от классицизма и в построенных им приходских церквах, где нашли свое место формы барокко и даже любимой в Великобритании готики. Все это в эпоху классицизма Англии.

6. Классицизм во Франции XVIII в.

Известно, что частные заказчики Франции были сторонниками сдержанных вариантов барокко или французского рококо. Но классицизм подпитывал закажем и деньгами королевский двор видел в нем идеальные условия одобрения абсолютизма. Именно королевский двор создал Школу изящных искусств, где преобладал классицизм как официальный государственный стиль.

Показательной стала художественная судьба Жака-Луи Давида ( 1748 - 1825). Он - ученик мастера рококо Ж. М. Вьена. И его первые произведения вполне в стиле рококо.

Посмотрим на картину Давида утреннего периода "Смерть философа Сенеки". Фигурки людей - маленькие, все суетятся вокруг умирающего, жесты - слишком театральные, а колорит - как на обертке конфеты. Забываешь, что это рассказ о смерти.

После получения Римской премии и пребывания в Риме возникает совершенно другой художник, последователь классицизма, его лучший представитель в искусстве Франции 18 века. Программным произведением этого периода стала картина "Присяга Горациев". Никаких маленьких фигур, никакой суеты, никаких слащаво-конфетных красок. Братья клянутся перед военным походом и идут на смерть. Смерти нет (два брата из трех погибнут), а смерть уже ощущается в суровых красках и торжественно подавленном настроении произведения.

Творческие периоды Давида условно можно разделить на:

  • начальный (в стиле рококо)
  • классицизм римского периода
  • революционный классицизм
  • ампир.

Итак, Давид не сразу стал представителем классицизма. В отличие от его последователей - Жерара, Герена, Гро, Ан-Луи Жироду где Руси-Триозона и др.. Особенно интересно сосуществования классицизма Давида, лучшего представителя некласицизму в искусстве того времени, с произведениями откровенного сторонника рококо Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806).

7. Классицизм в живописи Европы (известные представители)

Ан-Луи Жироду где Руси-Триозон, "Патриот Гиппократ видмосляе посланцам Персии"

Классицизм не мог согласовать противоречие между двумя началами человеческой природы - между материальным и духовным, между разумом и чувством. Отсюда идет рационалистическое противопоставление разума, трактуемого как самодостаточный. Единственный и абсолютный метод познания, чувственным связям человека с окружающим миром. Отсюда крайне одностороннее понимание вдохновения и творческого процесса, который исключает присутствие индивидуального опыта, эмоциональных факторов, интуиции, а главное - постоянной обусловленности формы художественного произведения конкретным жизненным содержанием.

  • Депутат революционного Конвента -Ж.-Б. Мийо, 1794.

  • Худ.Давид, портрет мадам Тальен.

  • Гэвин Гамильтон, "Присяга Брута", 1764

  • Худ. А.Лосенко, "Зевс и Тетис"

  • Худ. А.Лосенко, "Прощание Гектора с Андромахой"

  • Жак Реаттю, "Триумф Цивилизации", 1793, Гамбург, Кунстхалле

  • Титульная страница с декором классицизма, опера Л. Керубини "Медея". 1797

8. Надгробие эпохи классицизма

9. Классицизм в Российской империи

Красный корпус Киевского университета со стороны сада.

Уже с 1760-х гг. в искусстве Российской империи начался поворот к классицизму. Он имел мощную поддержку от царского двора и императрицы Екатерины Второй. В переходных формах от сдержанного барокко к классицизму работал приглашенный в Петербург архитектор Валлен Деламот (1729-1800). В формах французского классицизма работали и архитекторы Баженов Василий Иванович и Старов И.Е., обучавшихся в Париже.

Известные представители стиля классицизм в Москве -

Мощную линию западноевропейского классицизма поддерживали и произведения архитекторов Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона, что поселились в империи. Возникают и свои мастера-архитекторы классицизма - Львов М.О, Волков Ф.И., позднее - Стасов В.П. (1769-1848) и др..

В Киеве прекрасным образцом классицизма является Красный корпус Киевского университета, построенный в 1837-1843 гг по проекту В.Беретти.

Наибольшее распространение имел классицизм в сельских районах, где по проектам архитекторов классицизма строили барские усадьбы - от прославленный подмосковных к усадьбам в провинциях. Образцами прекрасных усадеб в стиле классицизма под Петербургом были Сиворицы, Тайцы и Пела, Марьино и Ропша, Павловск и усадьба Жерновка.

Образцами прекрасного классицизма в Украине стали усадьбы в Батурине, Сокиринцах, Качановке на Черниговщине, Вороновице и Серебринцы в Винницкой, Микулинцах на Тернопольщине.

10. Класицизм в Україні. Сакральні споруди

11. Черты классицизма в литературе Украины

В Украина классицизм не смог в силу неблагоприятных исторических обстоятельств развиться как целостная структурированная система, преимущественно ориентировался на низкие жанры (очевидно, под влиянием низового барокко). Некоторые тенденции классицизма нашли свое отражение в трагикомедии "Владимир" Феофана Прокоповича, поэзии Ивана Некрашевича, школьных "пиитика" XVIII в., поэме "Энеида" Ивана Котляревского, травестийний оде "Песни Гараська" Петра Гулака-Артемовского, рассказах Григория Квитки-Основьяненко и др..

Шедевром украинского классицизма становится героико-комическая поэма Ивана Котляревского "Энеида" - произведение бурлескные и травестийный. Распространяется также травестийная ода (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский) и байка (П. Белецкий-Носенко, П. Писаревский, С. Рудыковский). "Низкие" классицистические жанры превалируют и в драматургии ("Москаль-волшебник" и "Наталка Полтавка" И. Котляревского, "Сватовство на Гончаровке" и "Шельменко-денщик Г. Квитки-Основьяненко), а в активе Квитки -Основьяненко развивается нетипичная для литературы классицизма проза. С "высоких" жанров на рубеже XVIII-XIX веков была распространена ода (И. Фальковский, И. Максимович, И. Шатович), которая создавалась по поводу торжественных дат или визитов светских и церковных властей.

Классицизм в Украине, в отличие от других национальных литератур, родился и существовал без борьбы с барочной литературой. Во второй половине XVIII века, когда Украина становится российской провинцией и теряет национальные литературные и культурные центры (в частности Киевскую Академию), барокко исчезает само собой. Украинских классицизм, несмотря на свой не очень разнообразный проявление, знаменует собой переход к единой литературного языка. Употребление народного языка требовали существующие в литературе украинского классицизма жанры - травестия, басня, комедия, народное повествование. Такой переход от билингвичного барокко (церковнославянский и украинский языки) становится для Украины настоящим литературным ренессансом.

Источники

  • Литературоведческий словарь-справочник. Второе издание исправленное, дополненное, Киев 2006, с.344-345.
  • История зарубежного искусства, М, "Искусство", 1971 (рус).
  • Каптерева Т., Быков В., "Искусство Франции 17 века", М. "Искусство", 1971 (рус).
  • Всеобщая история искусств, т 4, М, "Искусство", 1963 (рус).

nado.znate.ru

Реферат Философия Классицизм как направление развития духовной культуры Западной Европы

Министерство Высшего Образования Российской Федерации Димитровградский институт Технологии Управления и Дизайна Кафедра общественных наук Реферат на тему: КЛАССИКА, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Выполнил: студент группы ТМз-1 Быков В.А. Проверил: Димитровград 1999 План работы: Введение.......................................................................3 Формирование классицизма.......................................................4 Вольтер как представитель классицизма западной Европы..........................8 Заключение....................................................................16 Список литературы.............................................................17 Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блистательного» абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789). Кульминацией просветительского философского течения был примерно 1751 год, в котором вышел в свет первый том знаменитой «Энциклопедии», не оставившей равнодушными ни врагов, ни друзей. Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России, Польше, Германии,– где также сложились, хотя и по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британской прогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде, однако философия Локка с ее анализом проблем человека многому научила зачинателей аналогичного движения на континенте Европы, – Вольтера, Кондильяка и других. Но вскоре именно во Франции Просвещение и просветительский материализм получили наибольшее развитие и приобрели классическую форму. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классицистического направления в живописи Франции XVП в. стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становится основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармонический мир в себе не выходящий за пределы живописного пространства, как в барокко. Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено в его "Аркадских пастухах". В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическая непосредственность, появляется некоторая холодность и отвлеченность. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Вторая половина XVП столетия - время длительного правления Людовика XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма. Не даром это время получило название в западной литературе - "великий век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля. С начала самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с 60-х годов XVП в., в искусстве происходит очень важный для дальнейшего его развития процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г. Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ведении первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия архитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Знаменательно, что для строительства восточного фасада Лувра в этот период избирается не проект известного к тому времени во всей Европе Бернини, а проект французского архитектора Перро. Колонада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математически выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство покоя и величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи. Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей живучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше всего архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему во дворце и парке Виконт близ Мелена. Дворец справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVП в. - Версальского дворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуен Мансар. Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат. Версальский парк являет собой программное произведение, где во всем сказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр, скульптуры исполняли Жирардон и Куазевокс. В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это официальное направление, приспособленное к требованиям двора и прежде всего самого короля, искусство регламентированное, унифицированное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему посвящен специальный трактат Лебрена. В эти рамках развивается и жанр портрета. Это, конечно, парадный портрет. В первой половине века портрет монументален, величественен, но и прост в аксессуарах, а во второй половине века, выражая общие тенденции развития искусства, портрет становится все более пышным. Со второй половины XVП столетия Франция прочно и надолго занимает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце правления Людовика XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые черты, и искусству XVШ в. предстоит развиваться уже в другом направлении. Вольтер как представитель классицизма западной Европы Каковы основные черты просветительской идеологии? Прежде всего это убежденность в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет Гельвеций,– состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет «скрытая и непрерывная революция и... с течением времени само невежество себя дискредитирует». Будучи основным рычагом устранения феодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, просвещение, согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенного монарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенного распространения знаний и истинных понятий в народе, что так или иначе определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж. Руссо возлагал главные надежды на развитие морального сознания, но и он не был свободен от идеи «мудрого :законодателя». Характернейшей особенностью мировоззрения Просвещения был специфический «рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен в простой, но требующей пояснения формуле «законы природы суть законы разума». При анализе этой формулы нужно учесть и то общее, что было у нее с рационализмом Декарта (и отчасти с будущим рационализмом Гегеля). Общее заключалось в убеждении, что мир сложился как стройное, внутреннее единое целое, в соответствии с простыми и логически связными законами механики. Выдвинувшись на первое место среди других наук еще в предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями математики и астрономией утвердила в умах ученых и передовых философов стремление объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Кинематика, математика, логика составили неразлучную троицу, которую рационализм ХVII в. понял в смысле отождествления ее звеньев: разумное стали предельно уподоблять механическому и выводить одно из другого. Гоббс усмотрел в обществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант механизма, построенного на основании доводов разума. Гольбах рассматривает природу и ее законы как учителя человеческого разума, его источник и мерило. Соединение двух путей тесно переплело «разумность познания» и «разумность природы»: в невежестве стали видеть не только помеху на пути собственно познавательной деятельности, но и преграду на пути к установлению практически разумного отношения к миру, а это последнее стали понимать как раскрытие некоей изначальной разумности самого мироздания. Но деисты и материалисты по- разному истолковали разумность мироздания,– для первых она означала лишь проявление «мудрости» верховного творца, а для вторых – нечто совершенно иное. Иными словами, в мировоззрении Просвещения вырисовывается цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Данную схему не разрушили ни деистические оговорки Вольтера и Руссо, ни стремление последнего возвысить нравственное просвещение над чисто умственным, теоретическим. По своей критической направленности она соответствовала задачам времени и в применении к современной действительности она означала, что положение во Франции середины ХVIII в. «неразумно», но «разум» должен победить и восстановить свои права во всех областях жизни. Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо «политической»: критика существующих порядков составляла ее главный нерв. Но с этим в ней было связано и противопоставление существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума». Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. Имя «Вольтер» было одним из 137 различных псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, драматурга, романиста, поэта и публициста. Как идеолог предреволюционной буржуазии, он открыл дорогу ее союзу с другими слоями «третьего сословия», но его дворянский камзол и привязанность к кругам просвещенной знати обусловили немало компромиссных черт в его мировоззрении. Понятие «вольтерьянства» стало многоликим: приверженцами его идей объявляли себя и аристократы, падкие на все модное и в силу этого кокетничавшие антиклерикализмом, и действительные его последователи-просветители, увидевшие в нем признанного вождя антиклерикальной партии. Враг деспотизма и насилия, он защищал в то же время теорию просвещенного абсолютизма и недоверчиво отнесся к буржуазной олигархии. Призыв Вольтера, патриарха свободомыслия, «раздавите гадину!» гремел по всей стране, но сам он опасался широких, массовых движений и избегал участвовать в них. Вольтер развивал философские воззрения в духе «деизма разума». В рамках этих воззрений он набросал представление о боге как о «философе на троне неба», «великом геометре» и «бесконечно искусном работнике», законодателе правил природы и морали и судье над людьми. Бог повелел один раз, и «вселенная повинуется постоянно». Правда, функции наказания и вознаграждения выходили за пределы «классических» деистических взглядов, согласно которым,– как остроумно заметил В. Гюго,– бог задремал в вольтеровском кресле, но не это было главным в учении Вольтера, ибо он отрицал всякую пользу обрядов и молений. Главным было то, что Вольтер противопоставил свое учение христианству с его сказками о грехопадении и спасении и бичевал моральные доктрины всех существующих «мировых» религий. В то же время с помощью социальных аргументов он отвергал атеизм, полагая, что религия, хотя бы и в самой абстрактной, деистической ее форме, призвана быть плотиной для чувств разбушевавшейся «черни». Впрочем, в 60-х годах Вольтер писал уже только о «вероятности» деизма, но в отношении атеизма остался при прежнем убеждении. В письме г-же де Сен-Кюльен от 15 декабря 1766 г. Вольтер замечает, что атеизм представляет собой «самое большое заблуждение разума», не понимающего, что вселенная нуждается в своем «часовщике», а в другом из своих писем два года спустя провозгласил: «Да сохранит нас бог от этаких (ученых.– И. Н.) атеистов!». Вольтер пытался доказать ошибочность атеизма в первой главе своих «Основ философии Ньютона» (1738) и в других сочинениях; но характерно, что в статье «Атеизм» сам же обращает внимание на социальные причины этого явления: своим жестоким правлением тираны невольно заставляют угнетенных утратить всякую веру в бога и в божественный промысел. В истории философии ХVIII в. Вольтер завоевал себе место как пропагандист сенсуализма Локка среди французских просветителей и как мыслитель, который остро сформулировал и поставил ряд проблем, хотя их и не решил. В виде дилемм им были выдвинуты следующие три основные проблемы: (а) существует ли в мире зло и если да, то каков его источник? (б) материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию? (в) Имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм? Первая из этих трех проблем приобрела характер апории для Вольтера потому, что он с самого начала на пути к ее разрешению возвел препятствие в виде понятия мудрого и справедливого божества, от которого невозможно ожидать зла. Сначала Вольтер в размышлениях по этому поводу находился под влиянием оптимизма Лейбница и Шафтсбери. В повести Вольтера «Задиг, или судьба» спор все же остался нерешенным, и Вольтер сам не очень был уверен в предположении, согласно которому теперешнее зло дает побеги грядущего добра. Но во второй половине 40-х годов обстановка во Франции стала более мрачной. Людовик ХV отбросил свои заигрывания с общественным мнением, и вновь начались преследования всякого вольномыслия, от которых пришлось спасаться и Вольтеру. В 1757 г. был издан указ о смертной казни за всякое сочинение против религии и властей. Кроме того, Вольтер был потрясен известием из Португалии, где в 1755 г. произошла ужасная катастрофа, – океанская волна, высотой в 10 м, вызванная подводным землетрясением, обрушилась на Лиссабон и погубила 35 тыс. человек, в том числе много женщин и детей. В следующем году Вольтер выпускает в свет поэму «О разрушении Лиссабона, или проверка аксиомы «все хорошо», а в 1759 г.– философскую повесть «Кандид, или оптимизм». В этих сочинениях Вольтер порвал с былым наивным прекраснодушием: мир – это великая бойня, а тот, кто верит во всеобщую гармонию, подобен каторжнику, развлекающемуся собственными цепями (спустя десять лет Гольбах иронически назовет теорию всеобщего оптимизма «любовным опьянением». Получается, что либо бог не всемогущ, либо он полон зла, если только в этом зле не виноваты исключительно сами невежественные люди. В остроумной повести «Кандид» героя преследуют всяческие беды, его наставника, поучавшего, что лиссабонский вулкан находится в «наилучшем месте», вешают иезуиты, а французы и прусаки «во славу божию» режут и грабят друг друга... Свои сомнения и колебания Вольтер подытожил в статье «Все хорошо» для «Философского словаря», направленной против Поупа и Лейбница. Этот словарь стал важным дополнением к статьям, которые Вольтер писал для «Энциклопедии» Дидро: в так называемый Фернейский период (1757 – 1778) своей жизни он был наиболее близок к французским материалистам и сотрудничал с ними. Видимо, Вольтер хорошо понимал, что отрицание всеобщего оптимизма подрывает не только теодицею, но и просветительскую веру в «разумность природы» в том смысле, что следование естественным законам гарантирует человеку счастье. Отсюда можно было уже идти дальше, выводя человеческую историю из-под власти протежирующих людей законов природы. На этот путь невольно вступили сами классики французского материализма, исключившие общество из-под юрисдикции этих законов по крайней мере на десять веков, которые составляли феодальный период в западноевропейской истории. Но еще дальше продвинулся Руссо, у которого акцент на особые законы общественной жизни возник рука об руку с отрицанием аксиомы «все хорошо», ибо она ведет к апологии всего существующего и к полной бездеятельности. В письме к Ш. Боннэ он писал: «Для целого было благом то, что мы стали людьми цивилизованными, так как мы стали таковыми, но для нас было бы лучше, конечно, таковыми не становиться» (64, 161). Что касается Вольтера, то он предоставил сделать дальнейшие выводы другим философам и сам становился на полпути. В проблеме источника движения, жизни и сознании Вольтер остановился в бессилии перед сформулированной им дилеммой. Либо всюду действуют законы механики Ньютона и тогда жизнь и сознание являются необъяснимым чудом, либо существуют и иные законы бытия, но они непостижимы для разума. Впрочем, некоторый выход намечается, если признать, что у материи имеются многие такие свойства, о которых мы и не подозреваем. В письме де-Формону (1736) Вольтер писал о способности материи к мышлению. В «Микромегасе» он заявлял, что на планете Сатурн, например, материя проявляет 300 своих атрибутов, а на Сириусе их 2100. Все эти атрибуты и свойства материя получила изначально. Проблема преодоления фатализма была самой острой и актуальной в связи с необходимостью обосновать активную борьбу просветителей против церкви. В статье «Судьба» Вольтер рассуждает так же, как и Гольбах: активность страстей человека обусловлена фатально не в меньшей степени, чем пассивное поведение флегматичных и покорных созданий. Но в других сочинениях он склонился к допущению в поведении и решениях людей некоторого частичного фрагмента, в котором действует свобода воли, дарованная им богом. Если Декарт провел границу ежду детерминизмом и телеологией так, что она совпала с границей между животными и людьми, то Вольтер попытался провести ее внутри самого человеческого сознания. Но где она именно проходит и как осуществляется переход от одной формы поведения к другой, для него осталось совершенно загадочным. Приняв ошибочную цепочку рассуждений «для активности нужна свобода воли, а для обеспечения последней нужен бог как высший principe d’action», Вольтер пришел к выводу: «если б бога не было, его надо было бы выдумать!» Эту фразу повторил позднее в революционном Конвенте Робеспьер, и в годы своей власти якобинцы принялись за истребление «гидры атеизма». Но сам Вольтер меньше всего думал заниматься пропагандой религиозных убеждений, и потому разрешая третью и две предшествующие проблемы, он сохранил оговорки, оставляющие их нерешенными до конца. Это та скептически релятивистская позиция, которая выражена в «Невежественном философе» (1766) и которая не мешала Вольтеру обратить свои силы на борьбу против «гадины» клерикального мракобесия. Он не раз заявляет, что практическая деятельность людей важнее всех метафизических мудрствований. «Будем возделывать свой сад!» – восклицает он в «Кандиде», имея в виду, что следует трудиться и бороться. В труде счастье,– вторит ему Гельвеций, а потому рабочий и купец счастливее своего монарха. Будучи представителем предреволюционного классицизма, Вольтер сыграл определенную роль в истории французской эстетики. Он создал тот яркий и энергичный ораторский стиль, которым пользовались деятели 1789 г., а его трагедии «Брут» и «Смерть Цезаря» не сходили со сцены молодой Французской республики. Чувствуя ограниченность условных классицистских канонов, Вольтер в «Храме вкуса» апеллирует не к ним, но к природе – матери истинного художественного вкуса. Впрочем, он не создал единой эстетической системы. Сила Вольтера как философа была не в разработке положительного учения, а в критике прежней метафизики. Своим метким пером он поражал старое, отжившее свой век, его сатира и насмешка были убийственны для феодальной камарильи, смех Вольтера разрушил больше, чем плач Руссо. 1. История Европы т.1., М.,1988. 2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. 1991. 3. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

works.tarefer.ru


Смотрите также