Кпп ваз 21213 устройство


коробка передач ваз-21213 | Автолюбители

Коробка передач

1 – первичный вал;2 – сальник первичного вала;3 – картер сцепления;4 – пружинная шайба;5 – сапун;6 – игольчатый подшипник вторичного вала;7 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;8 – вилка переключения III и IV передач;9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;10 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач;11 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;12 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи;13 – вилка переключения I и II передач;14 – муфта переключения I и II передач;15 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи;16 – промежуточный подшипник вторичного вала;17 – шестерня V передачи;18 – рычаг переключения передач;19 – корпус рычага переключения передач;20 – распорная втулка;

21 – фланец эластичной муфты;22 – вторичный вал;23 – сальник заднего подшипника вторичного вала;24 – задний подшипник вторичного вала;25 – маслоотражательная шайба;26 – подшипник блока шестерен V передачи и заднего хода;27 – блок шестерен V передачи и заднего хода;28 – ступица синхронизатора V передачи;29 – промежуточная шестерня заднего хода;30 – задняя крышка;31 – задний подшипник промежуточного вала;32 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач;33 – пробка заливного отверстия;34 – промежуточный вал;35 – передний подшипник промежуточного вала;36 – картер коробки передач;37 – задний подшипник первичного вала;38 – направляющая втулка.

Коробка передач – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.

Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

HdSxozARNdCZoZ0rmlIZmTSTN29TNdkrbraqebaqo3I5Ndk9etIUo3AwmLs6nl5wnl5SFlEwN2GVh4OUMDIuhRk4gDA4h3QSnlOuOBu0gBAypbefebaqebAsmLIQFlCsFlGwnlKxOB0rm2cWoDKrFJcZgBk2hJgZgBm4GJszhBarbraqebaqMdC0mj1QMb1ZNd90HjeZhBi4hBq0gZg4eR48F2SxoZ4=

avtolyubiteli.com

ВАЗ 21213 | Коробка передач

Коробка передач

Коробка передач – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр Нивы приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.

Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и v передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора iv передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют прямой).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме iv, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни iii, ii, i передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и v передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни iii, ii, i передач, заднего хода и v передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни iii и ii передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни i и v передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (iii, i, v – вперед, ii – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов iii–iv и i–ii передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора v передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. Нейтральное положение рычага между iii и iv передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо v передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни v передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75w80 до 85w90 и класса качества не ниже gl-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

automn.ru

ВАЗ 21213 | Основные неисправности механической КПП

ПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Затрудненное переключение передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать. Заедание тяги или троса привода Смазать или найти причину и устранить. Заедание штока вилки переключения передач Проверьте крепление сферического шарнира рычага, затяжку болтов крышки механизма управления КПП, износ штоков и отверстий штоков в картере КПП, деформацию сальников, правильность установки задней секции картера. При необходимости отремонтируйте. Заедание деталей внутреннего устройства КПП: вилок, ползунов или синхронизаторов Разобрать, проверить состояние деталей. Изношенные или поврежденные детали заменить. Несцентрирован картер сцепления в задней части картера сцепления Марка залитого масла не соответствует рекомендуемой Сменить масло. Износ блокирующих колец синхронизаторов и конических поверхностей ведомых шестерен Проверить зазор между зубчатым венцом ведомой шестерни и блокирующим кольцом синхронизатора. Зазор должен быть не менее 0,77 мм. Если зазор соответствует норме, то надо проверить износ конических поверхностей блокирующего кольца и ведомой шестерни.

Скрежет при переключении передач

Неправильная регулировка сцепления Отрегулировать. Заедание тяги или троса привода сцепления Найти причину заедания и устранить, смазать трущиеся места. Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления. Низкий уровень масла или марка залитого масла не соответствует рекомендуемой

Сменить масло. Проверить наличие течи масла (если отмечается низкий уровень). Устранить течи.

Износ или повреждение деталей переключения передач или синхронизаторов Разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные детали.

Повышенный шум со стороны трансмиссии

Низкий уровень масла или марка залитого масла не соответствует рекомендуемой Сменить масло. Проверить наличие течи масла (если отмечается низкий уровень). Устранить течи. Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления или картера трансмиссии Проверить затяжку, подтянуть болты динамометрическим ключом. Попадание в картер КПП сторонних частиц (грязи, металлических опилок, стружки и др.) Слить масло, промыть картер и залить свежее масло. Износ или повреждение деталей переключения передач, шестерен, деталей крепления подшипников Снять КПП, разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные и поврежденные детали. Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления.

Самопроизвольное выключение передачи

Несцентрирован картер сцепления Проверить соосность по отверстию в задней части картера сцепления. Ослабление крепления рычага переключения передач Проверить износ вилки рычага, подтянуть ослабшие соединения. Износ нейлонового вкладыша кулисы или ослабление гайки кулисы Снять рычаг переключения передач, проверить износ нейлонового вкладыша или ослабление затяжки гайки. Отремонтировать или заменить. Износ или повреждение первичного вала КПП или роликовых подшипников Заменить первичный вал КПП или роликовые подшипники. Износ или повреждение механизма переключения передач: вилок, ползунов, штоков, муфты, фиксаторов, пружин, износ или повреждение крышки Снять КПП, снять верхнюю крышку и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Заменить изношенные и поврежденные детали. Износ или повреждение зубьев шестерен, синхронизаторов, повышенный осевой люфт вала КПП вследствие износа упорных шайб либо ведомых шестерен вторичного вала КПП Снять КПП, разобрать и проверить состояние деталей. Заменить изношенные и поврежденные детали. Износ втулки направляющего подшипника

Заменить втулку.

Не включается одна из передач

Износ или повреждение механизма переключения передач: вилок, ползунов, штоков Снять КПП, снять верхнюю крышку и проверить состояние деталей в крышке картера КПП. Заменить изношенные и поврежденные детали. Износ шарика фиксатора, поломка пружины фиксатора или ослабление крышки фиксаторов Подтянуть болты крышки, или заменить изношенные детали. Износ или повреждение рычага переключения передач Заменить рычаг.

Не выключается одна из передач

Износ или повреждение штоков (или штока), деформация вилки, ослабление винта ползуна, потеря или износ пружины среднего фиксатора Проверить состояние и заменить изношенные детали. Поломка зубьев шестерен промежуточного вала, первичного вала, или вала промежуточной шестерни заднего хода Проверить состояние и заменить изношенные детали. Износ или повреждение рычага переключения передач, неправильная сборка или поломка механизма переключения передач, износ или повреждение зубьев шестерен, синхронизаторов и деталей их фиксации Разобрать КПП, заменить изношенные детали и правильно собрать.

automn.ru

ВАЗ 21213 | Характерные неисправности коробки передач и возможные причины

ПРИЗНАК НЕИСПРАВНОСТИ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Стук на малой скорости

Износ внутреннего или наружного шарнира равных угловых скоростей (ШРУС)

Износ посадочных гнезд подшипников дифференциала

Повышенный шум при движении на повороте

Шум шестерен дифференциала

Стук при ускорении и замедлении автомобиля

Ослабление креплений двигателя

Износ внутреннего ШРУС

Износ оси сателлитов и посадочных отверстий в корпусе дифференциала

Износ посадочных гнезд подшипников дифференциала

Стук при движении на повороте

Износ наружного ШРУС

Вибрация

Вибрация подшипников

Погнута полуось

Некруглость шин

Дисбаланс колес

Износ ШРУС полуоси

Значительный углы в ШРУС (нарушение статического хода подвески)

Самовыключение передач

Износ или нарушение регулировки привода переключения передач

Заедание привода переключения передач

Поломка или ослабление фиксирующих шайб подшипников первичного вала

Износ или деформация вилки переключения

Повышенный шум на нейтрали в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу

Износ подшипников блока шестерен первичного вала

Износ подшипника выключения сцепления

Износ шестерен первичного вала

Износ шестерни или подшипника 1-й передачи

Износ шестерни или подшипника 2-й передачи

Износ шестерни или подшипника 3-й передачи

Износ шестерни или подшипника 4-й передачи

Износ шестерни или подшипника 5-й передачи

Износ подшипников вторичного вала

Повышенный шум только на 1-й передаче

Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 1-й передачи

Износ синхронизатора 1-й и 2-й передач

Износ шестерни или подшипника 1-й передачи

Износ шестерен или подшипников дифференциала

Износ ведомой шестерни главной передачи

Износ рычага и штоков механизма переключения

Повышенный шум только на 2-й передаче

Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 2-й передачи

Износ синхронизатора 1-й и 2-й передач

Износ шестерни или подшипника 2-й передачи

Износ шестерен или подшипников дифференциала

Износ ведомой шестерни главной передачи

Износ рычага и штоков механизма переключения

Повышенный шум только на 3-й передаче

Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 3-й передачи

Износ синхронизатора 3-й и 4-й передач

Износ шестерни или подшипника 3-й передачи

Износ шестерен или подшипников дифференциала

Износ ведомой шестерни главной передачи

Износ рычага и штоков механизма переключения

Повышенный шум только на 4-й передаче

Износ синхронизатора 3-й и 4-й передач

Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 4-й передачи

Износ шестерни или подшипника 4-й передачи

Износ шестерен или подшипников дифференциала

Износ ведомой шестерни главной передачи

Износ рычага и штоков механизма переключения

Повышенный шум только на 5-й передаче

Износ синхронизатора 5-й передачи

Поломка, сколы зубьев или износ шестерен 5-й передачи

Износ шестерни или подшипника 5-й передачи

Износ шестерни или подшипника 5-й передачи

Износ ведомой шестерни главной передачи

Износ рычага и штоков механизма переключения

Повышенный шум только на передаче заднего хода

Поломка, сколы зубьев или износ промежуточной шестерни передачи заднего хода, износ шестерен первичного и вторичного валов

Износ синхронизатора 1-й и 2-й передач

Износ ведущей шестерни главной передачи

Износ ведомой шестерни главной передачи

Износ шестерен или подшипников дифференциала

Повышенный шум на всех передачах

Недостаточный уровень масла

Износ подшипников

Поломка, сколы зубьев или износ шестерен первичного и/или вторичного валов или износ валов

Утечка масла в зоне расположения сцепления

Картер трансмиссии

Рычаг подшипника выключения сцепления

Утечка масла в середине картера трансмиссии

Картер трансмиссии

Механизм переключения

Выключатель фонаря заднего хода

Утечка масла в левой стороне картера трансмиссии

Крышка картера

Утечка масла из главной передачи

Крышки подшипников и уплотнения главной передачи

Поддон главной передачи

Поддон главной передачи

Скрежет шестерен при включении передач

Рычаг подшипника выключения сцепления

Привод выключения сцепления

Первичный вал или блок шестерен

Синхронизатор 5-й передачи

Шестерня или подшипник 5-й передачи

Шестерня или подшипник 1-й передачи

Синхронизатор 1-й и 2-й передач

Шестерня или подшипник 2-й передачи

Шестерня или подшипник 3-й передачи

Синхронизатор 3-й и 4-й передач

Шестерня или подшипник 4-й передачи

Шестерня передачи заднего хода

automn.ru

ВАЗ 21213 | Коробка передач

5-ступенчатая ручная коробка переключения передач

Общие параметры Тип коробки передач Двигатели vg30e по 1994 г. вып. и vq20de с 1995 г. вып. rs5f50a Двигатели vq30de с 1995 г. вып. rs5f50v Тип трансмиссионного масла См. Главу Настройки и текущее обслуживание Объем масла, л РКПП rs5f50a 4.7 РКПП rs5f50v 4.5 ÷ 4.8 Количество передач 5 Тип синхронизатора Синхронизатор Вернера

Схема переключения передач

Передаточные отношения (в скобках двигателя 2.0 л) 1-я передача 1 : 3.2857 (1 : 3.2857) 2-я передача 1 : 1.8500 (1 : 1.8500) 3-я передача 1 : 1.2727 (1 : 1.2727) 4-я передача 1 : 0.9545 (1 : 0.9545) 5-я передача 1 : 0.7959 (1 : 0.7330) Задняя передача 1 : 3.4286 (1 : 3.4286) Главная передача 1 : 3.8235 (1 : 4.4706) Синхронизаторы Блокирующие кольца Зазор между блокирующим кольцом и шестерней (все коробки), мм Синхронизаторы передних передач   Номинальное значение 1.0 ÷ 1.35 Допустимый износ (синхронизаторы всех передач) 0.7 Блокирующее кольцо синхронизатора задней передачи (расстояние А), мм 1.2 Классификация упорных колец ступиц синхронизаторов Упорные кольца ступицы синхронизатора 3-4 передач (допустимый зазор 0 ÷ 0.1 мм) Толщина, мм Номер кольца 1.95 32269-03Е03 2.00 32269-03Е00 2.05 32269-03Е01 2.10 32269-03Е02 Упорные кольца ступицы синхронизатора 1-2 передач (допустимый зазор 0 ÷ 0.1 мм) Толщина, мм Номер кольца 1.95 32269-03Е03 2.00 32269-03Е00 2.05 32269-03Е01 2.10 32269-03Е02 Упорные кольца ступицы синхронизатора 3-4 передач (допустимый зазор 0 ÷ 0.1 мм) Толщина, мм Номер кольца 1.95 32269-03Е03 2.00 32269-03Е00 2.05 32269-03Е01 2.10 32269-03Е02 Классификация упорных колец ведомой шестерни 5-й передачи (допустимый зазор 0 ÷ 0.15 мм) Толщина, мм Номер кольца 1.95 32348-05Е00 2.00 32348-05Е01 2.05 32348-05Е02 2.10 32348-05Е03 Классификация упорных колец первичного вала (допустимый зазор 0 ÷ 0.06 мм) Толщина, мм Номер кольца 4.500 32278-03Е01 4.525 32278-03Е02 4.550 32278-03Е03 4.575 32278-03Е04 Сборка первичного вала Осевой люфт ведущих шестерен, мм Шестерня 3-й передачи 0.23 ÷ 0.43 Шестерня 4-й передачи 0.25 ÷ 0.55 Шестерня 5-й передачи 0.23 ÷ 0.48 Количество зубьев ведущих шестерен Шестерня 1-й передачи 14 Шестерня 2-й передачи 20 Шестерня 3-й передачи 33 Шестерня 4-й передачи 44 Шестерня 5-й передачи 49 Шестерня задней передачи 14 Сборка вторичного вала Осевой люфт ведомых шестерен, мм Шестерня 1-й передачи 0.23 ÷ 0.43 Шестерня 2-й передачи 0.23 ÷ 0.58 Количество зубьев ведомых шестерен Шестерня 1-й передачи 46 Шестерня 2-й передачи 37 Шестерня 3-й передачи 42 Шестерня 4-й передачи 42 Шестерня 5-й передачи 39 Шестерня задней передачи 48 Сборка главной передачи Передаточное отношение:   Двигатель vg30e с РКПП rs5f50a 1 : 3.650 Двигатели vq20e с РКПП rs5f50a 1 : 4.4706 Двигатели vq30e с РКПП rs5f50v 1 : 3.8235 Количество зубьев ведомой шестерни/сателлитов Двигатель vg30e с РКПП rs5f50a 73/20 Двигатели vq20e с РКПП rs5f50a 76/17 Двигатели vq30e с РКПП rs5f50v 65/17 Количество зубьев боковой шестерни/сателлитов Двигатель vg30e с РКПП rs5f50a 14/10 Двигатели vq20e с РКПП rs5f50a 14/10 Двигатели vq30e с РКПП rs5f50v 16/10 Усилия затягивания резьбовых соединений Нм Болты крепления двигателя к трансмиссии Модели 1993 и 1994 г.г. вып. Болт А (25 мм) 16 ÷ 21 Болт В (28 мм) 30 ÷ 40 Болт С (57 мм) 39 ÷ 40 Болт d (57 мм) 39 ÷ 40 Болт Е (64 мм) 39 ÷ 40 Болт f (30 мм) 21 ÷ 27 Болты крепления трансмиссии к книце двигателя 30 ÷ 40 Модели с 1995 г. вып. Болт А (52 мм) 70 ÷ 79 Болт В (65 мм) 70 ÷ 79 Болт С (124 мм) 70 ÷ 79 Болт d (40 мм) 35 ÷ 47 Болт Е (40 мм) 35 ÷ 47 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия Общие параметры Тип трансмиссии re4f02a Тип atf См. Главу Настройки и текущее обслуживание Передаточные отношения 1-я передача 1 : 2.7857 2-я передача 1 : 1.5456 3-я передача 1 : 1.0000 4-я передача 1 : 0.6944 Задняя передача 1 : 2.2727 Главная передача Модели по 1994 г. вып. (двигатели vg30e) 1 : 3.642 Модели с 1995 г. вып. Двигатели vq20de 1 : 4.4253 Двигатели vq30de до 2000 г. 1 : 3.619 с 2000 г. 1 : 3.7899 Муфты сцепления и тормоза Количество ведущих дисков муфты повышенной передачи 4 Количество ведомых дисков муфты повышенной передачи 7 Толщина ведущих дисков, мм Номинальное значение 1.6 Предельное допустимое значение 1.4 Величина зазора, мм Номинальное значение 1.4 ÷ 1.8 Предельное допустимое значение 2.6 Классификация стопорных шайб Толщина, мм Номер кольца 3.6 31576-21Х00 3.8 31576-21Х01 4.0 31576-21Х02 4.2 31576-21Х03 4.4 31576-21Х04 4.6 31576-21Х05 4.8 31576-21Х06 Количество ведущих дисков муфты пониженной передачи 3 Количество ведомых дисков муфты пониженной передачи 7 Толщина ведущих дисков, мм Номинальное значение 2.0 Предельное допустимое значение 1.8 Величина зазора, мм Номинальное значение 0.5 ÷ 0.8 Предельное допустимое значение 2.0 Классификация стопорных шайб Толщина, мм Номер кольца 3.2 31597-21Х10 3.4 31597-21Х11 3.6 31597-21Х12 3.8 31597-21Х13 4.0 31597-21Х14 4.2 31597-21Х15 Количество ведущих дисков муфты задней передачи 2 Количество ведомых дисков муфты задней передачи 2 Толщина ведущих дисков, мм Номинальное значение 2.0 Предельное допустимое значение 1.8 Величина зазора, мм Номинальное значение 0.5 ÷ 0.8 Предельное допустимое значение 1.2 Классификация стопорных шайб Толщина, мм Номер кольца 4.6 31537-21Х10 4.8 31537-21Х11 5.0 31537-21Х12 5.2 31537-21Х13 5.4 31537-21Х14 Количество ведущих дисков тормоза пониженной и задней передач 7 Количество ведомых дисков тормоза пониженной и задней передач 7 или 6 Толщина ведущих дисков, мм Номинальное значение 2.0 Предельное допустимое значение 1.8 Величина зазора, мм Номинальное значение 1.2 ÷ 1.6 Предельное допустимое значение 3.0 Классификация стопорных шайб Толщина, мм Номер кольца 3.4 31667-23Х00 3.6 31667-23Х01 3.8 31667-23Х02 4.0 31667-23Х03 4.2 31667-23Х04 4.4 31667-23Х05 4.6 31667-23Х06 4.8 31667-23Х07 5.0 31667-23Х08 Размер поршня 1-миллиметровой тормозной ленты, мм Лента 27Х61 Большой диаметр 75 Малый диаметр 35 Лента 27Х62 Большой диаметр 75 Малый диаметр 43 Классификация упорных шайб блока сцепления Толщина, мм Номер кольца 0.7 31528-21Х00 0.9 31528-21Х01 1.1 31528-21Х02 1.3 31528-21Х03 1.5 31528-21Х04 1.7 31528-21Х05 1.9 31528-21Х06 Общий осевой люфт, мм 0.25 ÷ 55 Планетарные крепежные элементы Зазор между шайбой шестерни и планетарным крепежным элементом, мм Передний крепежный элемент Номинальное значение 0.15 ÷ 0.70 Предельное допустимое значение 0.80 Задний крепежный элемент Номинальное значение 0.20 ÷ 0.70 Предельное допустимое значение 0.80 Масляный насос Рабочие зазоры, мм Статорное кольцо - крышка Номинальное значение 0.010 ÷ 0.024 Предельное допустимое значение 0.034 Ротор - корпус Номинальное значение 0.017 ÷ 0.031 Предельное допустимое значение 0.034 Лопатка - корпус Номинальное значение 0.017 ÷ 0.031 Предельное допустимое значение 0.034 Кольцевой уплотнитель Номинальное значение 0.010 ÷ 0.025 Предельное допустимое значение 0.025 Классификация обойм подшипника кожуха масляного насоса (общий осевой люфт) Толщина, мм Номер кольца 0.8 31429-21Х00 1.0 31429-21Х01 1.2 31429-21Х02 1.4 31429-21Х03 1.6 31429-21Х04 1.8 31429-21Х05 2.0 31429-21Х06 Классификация регулировочных шайб подшипника дифференциала Толщина, мм Номер кольца 0.12 38453-21Х13 0.16 38453-21Х14 0.20 38453-21Х15 0.24 38453-21Х16 0.28 38453-21Х17 0.32 38453-21Х18 0.36 38453-21Х19 0.40 38453-21Х20 0.44 38453-21Х00 0.48 38453-21Х01 0.52 38453-21Х02 0.56 38453-21Х03 0.60 38453-21Х04 0.64 38453-21Х05 0.68 38453-21Х06 0.72 38453-21Х07 0.76 38453-21Х08 0.80 38453-21Х09 0.84 38453-21Х10 0.88 38453-21Х11 0.92 38453-21Х12 Классификация регулировочных шайб вторичного вала Толщина, мм Номер кольца 0.12 31499-21Х00 0.16 31499-21Х01 0.20 31499-21Х02 0.24 31499-21Х03 0.28 31499-21Х04 0.32 31499-21Х05 0.36 31499-21Х06 0.40 31499-21Х07 0.44 31499-21Х08 0.48 31499-21Х09 0.52 31499-21Х10 0.56 31499-21Х11 0.60 31499-21Х12 0.64 31499-21Х13 0.68 31499-21Х14 0.72 31499-21Х15 0.76 31499-21Х16 0.80 31499-21Х17 0.84 31499-21Х18 0.88 31499-21Х19 0.92 31499-21Х20 1.44 31499-21Х21 1.96 31499-21Х22 Классификация регулировочных шайб промежуточной шестерни Толщина, мм Номер кольца 0.36 31499-21Х06 0.40 31499-21Х07 0.44 31499-21Х08 0.48 31499-21Х09 0.52 31499-21Х10 0.56 31499-21Х11 0.60 31499-21Х12 0.64 31499-21Х13 0.68 31499-21Х14 0.72 31499-21Х15 0.76 31499-21Х16 0.80 31499-21Х17 0.84 31499-21Х18 0.88 31499-21Х19 0.92 31499-21Х20 1.44 31499-21Х21 1.96 31499-21Х22 Главная передача Зазор между боковой шестерней и коробкой дифференциала, мм 0.1 ÷ 0.2  Классификация регулировочных шайб боковой шестерни дифференциала Толщина, мм Номер кольца 0.75 ÷ 0.80 38424-Е3020 0.80 ÷ 0.85 38424-Е3021 0.85 ÷ 90 38424-Е3022 0.90 ÷ 0.95 38424-Е3023 Стояночная защелка Зазор “l”, мм 0.25 ÷ 0.50 Классификация
Идентификационная маркировка Номер d 31989-21Х00 Е 31989-21Х01 f 31989-21Х02     Обороты холостого хода, об/мин Модель 27Х61 2200 ÷ 2500 Модель 27Х62 2350 ÷ 2650 Усилия затягивания резьбовых соединений Нм Болты крепления приводного диска к преобразователю вращения 44 ÷ 59  Болты крепления картера трансмиссии к двигателю Модели 1993 г. вып. Болт 1 30 ÷ 40 Болт 2 39 ÷ 40 Болт 3 30 ÷ 40 Модели 1994 г. вып. Болт 1 30 ÷ 40 Болт 2 39 ÷ 40 Болт 3 30 ÷ 40 Болт 4 6 ÷ 8 Болт 5 30 ÷ 40 Модели с 1995 по 1997 г.г. вып. (все болты) 70 ÷ 79 Модели с 1998 г. вып. Болт 1 39 ÷ 49 Болт 2 30 ÷ 36 Болт 3 30 ÷ 36 Болт 4 74 ÷ 83 Болт 5 30 ÷ 36 Болт 6 30 ÷ 36

automn.ru

Устройство коробки передач Нива 2121, Нива 2131

Описание устройства коробки, порядок сборки и разборки коробки нива 2121, инструкция по замене подшипников в коробке автомобиля нива 2131, ваз 2121. Устройство коробки Устройство коробки передач Нива 2121, Нива 2131, ремонт ремонт трансмиссии коробка передач, дефектовка и замена деталей

1 – первичный вал; 2 – сальник первичного вала; 3 – картер сцепления; 4 – пружинная шайба; 5 – сапун; 6 – игольчатый подшипник вторичного вала; 7 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 8 – вилка переключения III и IV передач; 9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 11 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 12 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 13 – вилка переключения I и II передач; 14 – муфта переключения I и II передач; 15 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 16 – промежуточный подшипник вторичного вала; 17 – шестерня V передачи; 18 – рычаг переключения передач; 19 – корпус рычага переключения передач; 20 – распорная втулка; 21 – фланец эластичной муфты; 22 – вторичный вал; 23 – сальник заднего подшипника вторичного вала; 24 – задний подшипник вторичного вала; 25 – маслоотражательная шайба; 26 – подшипник блока шестерен V передачи и заднего хода; 27 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 28 – ступица синхронизатора V передачи; 29 – промежуточная шестерня заднего хода; 30 – задняя крышка; 31 – задний подшипник промежуточного вала; 32 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 33 – пробка заливного отверстия; 34 – промежуточный вал; 35 – передний подшипник промежуточного вала; 36 – картер коробки передач; 37 – задний подшипник первичного вала; 38 – направляющая втулка.

Коробка передач нива 2121 – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.

Корпусные детали коробки ваз 2121 – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач ваз 2131, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач ваз 2121. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал ваз 2131 представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала ваз 2121, шестерни I и V передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода niva. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу нива 2131.

Привод управления коробкой передач ваз 2121 состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода нива 2121 вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач нива 2131 смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Коробка передач Ваз 2121, Нива 2131

Устройство коробки

Устройство коробки передач Нива 2121, Нива 2131

Замена масла в коробке

Замена масла в коробке передач Нива 2121, Нива 2131

Cальник первичного вала

Замена сальника первичного вала Нива 2121, Нива 2131

Замена сальника вторичного вала

Снятие и установка сальника вторичного вала Нива 2121, Нива 2131

Установка и снятие коробки передач

Снятие и установка коробки передач Нива 2121, Нива 2131

Подшипник первичного вала

Замена переднего подшипника первичного вала Нива 2121, Нива 2131

Сборка и разборка коробки передач

Разборка и сборка коробки передач Нива 2121, Нива 2131

Особенности промежуточного вала

Особенности промежуточного вала Нива 2121, Нива 2131

Снятие и установка промежуточного вала

Снятие и установка промежуточного вала Нива 2121, Нива 2131

Разборка и сборка промежуточного вала

Разборка и сборка промежуточного вала Нива 2121, Нива 2131

Узлы и устройство трансмиссии Ваз 2121, Ваз 2131

Обслуживание и эксплуатация коробки нива 2121. Инструкции по ремонту кардана, моста и привода колес нива 2131.

сцепление, устройство, ремонт и обслуживание

коробка передач, дефектовка и замена деталей

раздаточная коробка передач, осмотр и проверка

карданная передача, фото, ремонт своими руками

передний мост, установка и снятие

привод передних колес, замена

задний мост, обслуживание

vazclub.com

Коробка передач. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)

11-korobka-peredach.html

Коробка передач – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.

Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

i21213.narod.ru


Смотрите также