Культура народов


Народы Европы: культура и традиции

В результате проведенных исследований было установлено, что в данное время на территории современной Европы проживает 87 народов, из них 33 являются основной нацией для своих государств, 54 – этническое меньшинство в странах, где они проживают, их количество составляет 106 миллионов человек.

Всего в Европе проживает около 827 миллионов человек, эта цифра каждый год неуклонно растет за счет эмигрантов из стран Ближнего Востока и приезжающих сюда на работу и учебу большого количества людей изо всех уголков нашей планеты. Наиболее многочисленными европейскими народами считаются русская нация (130 миллионов человек), немецкая (82 миллиона), французская (65 миллионов), британская (58 миллионов), итальянская (59 миллионов), испанская (46 миллионов), польская (47 миллионов), украинская (45 миллионов). Также жителями Европы являются такие еврейские группы как караимы, ашкенази, роминиоты, мизрахим, сефарды, общая их численность – около 2-х миллионов человек, цыгане – 5 миллионов человек, ениши («белые цыгане») – 2,5 тысячи человек.

Несмотря на то, что страны Европы имеют пестрый этнический состав, можно скзать что они в принципе прошли единый путь исторического развития и их традиции и обычаи сформировались в едином культурном пространстве. Большинство стран было создано на обломках некогда великой Римской империи, простиравшейся от владений германских племен на западе, до границ на востоке, где жили галлы, от берегов Британии на севере и южных границ на Севере Африки.

Культура и традиции народов Северной Европы

Согласно данным ООН к странам Северной Европы относятся такие государства как Великобритания, Ирландия, Исландия, Дания, Литва, Латвия, Эстония, Норвегия, Финляндия, Швеция. Наиболее многочисленными народами, проживающими на территории этих стран и составляющие более 90 % населения, являются англичане, ирландцы, датчане, шведы, норвежцы и финны. В своем большинстве народы Северной Европы являются представителями северной группы европеоидной расы. Это люди со светлой кожей и волосами, глаза у них чаще всего серые или голубые. Религия – протестанство. Жители североевропейского региона принадлежат к двум языковым группам: индоевропейской и уральской (финно-угорская и германская группа)

(Английские школьники начальных классов)

Англичане живут в стране под названием Великобритания или как её еще называют Туманный Альбион, их культура и традиции имеют многовековую историю. Их принято считать немного чопорными, сдержанными и холоднокровными, на самом деле они очень дружелюбны и покладисты, просто они очень ценят свое личное пространство и для них них неприемлемы поцелуи и объятия при встрече, как например у французов. Они очень уважают спорт (футбол, гольф, крикет, тенис), свято чтут «файв о клок» (пять-шесть часов вечера - время пить традиционный английский чай, желательно с молоком), на завтрак предпочитают овсянку и поговорка «мой дом – моя крепость» как раз про таких «отчаянных» домоседов, какими они и являются. Англичане весьма консервативны и не очень приветствуют перемены, поэтому с большим уважением относятся к правящей королеве Елизавете II и другим членам королевской семьи.

(Ирландец со своей игрушкой)

Ирландцы известны широкой общественности рыжим цветом волос и бороды, изумрудной зеленью национального цвета, празднованием Дня Святого Патрика, верой в мифического гнома Лепрекона, исполняющего желания, вспыльчивым характером и завораживающей красоте ирландских народных танцев, исполняющихся под джигу, рил и хорнпайп.

(Принц Федерик и принцесса Мэри, Дания)

Датчане отличаются особым гостеприимством и верностью к старинным обычаям и традициям. Главная особенность их менталитета – умение отстраняться от внешних проблем и забот и полностью погружаться в домашний уют и покой. От других северных народов, имеющих спокойный и меланхоличный нрав, их отличает большая темпераментность. Они как никто другой ценят свободу и права личности. Один из самых популярных праздников – День святого Ханса (у нас Ивана-Купала), на острове Зеландия ежегодно проходит популярный Фестиваль викингов.

(Шведский стол на Дне Рождения)

По характеру шведы в основном сдержанные, молчаливые люди, очень законопослушные, скромные, бережливые и замкнутые люди. Еще они очень любят природу, отличаются гостеприимством и толерантностью. Большинство их обычаев связано со сменой времен года, зимой они встречают Святую Люсию, летом отмечают на лоне природы Мидсоммар (языческий праздник солнцеворота).

(Представительница коренного Саами в Норвегии)

Предками норвежцев были храбрые и гордые викинги, тяжела жизнь которых была полностью посвящена борьбе за выживание в суровых условиях северного климата и в окружении других диких племен. Именно поэтому культура норвежцев пропитана духом здорового образа жизни, они приветствуют спорт на природе, ценят трудолюбие, честность, простоту в быту и порядочность в человеческих отношениях. Их любимые праздники - Рождество, День святого Канута, День летнего солнцестояния.

(Финны и их гордость - олень)

Финны отличаются весьма консервативными взглядами и очень чтят свои традиции и обычаи, их считают очень сдержанными, совершенно лишенными эмоций и очень медлительными, а для них молчаливость и обстоятельность - признак аристократизма и хорошего вкуса. Они очень вежливы, корректны и ценят пунктуальность, любят природу и собак, рыбалку, лыжи и париться в финских саунах, где они восстанавливают физические и моральные силы.

Культура и традиции народов Западной Европы

В странах Западной Европы наиболее многочисленными народностями, здесь проживающими, являются немцы, французы, итальянцы и испанцы.

(Во французском кафе)

Французы отличаются сдержанностью и вежливым обращением, они очень воспитаны и правила этикета для них не пустой звук. Опаздывать для них – норма жизни, французы - большие гурманы и знатоки хороших вин, которые там пьют даже дети.

(Немцы на празднике-фестивале)

Немцы отличаются особой пунктуальностью, аккуратностью и педантичностью, они редко бурно выражают на людях эмоции и чувства, зато в глубине души очень сентиментальны и романтичны. Большинство немцев – ревностные католики и отмечают праздник Первого причастия, имеющий для них очень большое значение. Германия знаменита своими пивными фестивалями, например такими как Мюнхенский октоуберфест, на котором ежегодно туристы выпивают миллионы галлонов знаменитого пенного напитка и съедают тысячи жареных сосисок.

(Итальянские модницы)

Итальянцы и сдержанность – два несовместимых понятия, они эмоциональны, веселы и открыты, они обожают бурные любовные страсти, пылкие ухаживания, серенады под окнами и пышные свадебные торжества (по итальянски матримоньо). Итальянцы исповедуют католичество, почти каждый поселок и деревня имеет своего собственного святого покровителя, в домах обязательно наличие распятия.

(Оживленный уличный буфет Испании)

Коренные испанцы постоянно громко и быстро разговаривают, жестикулируют и проявляют бурные эмоции. Они обладают горячим темпераментом, их везде «много», они шумны, доброжелательны и открыты для общения. Их культура пронизана чувствами и эмоциями, танцы и музыка страстны и чувственны. Испанцы любят погулять, отдохнуть во время летней двухчасовой сисесты, поболеть за тореадоров на корриде, покидаться помидорами на ежегодной Битве томатов на празднике Томатина. Испанцы очень религиозны и религиозные праздники у них проходят очень пышно и помпезно.

Культура и традиции народов Восточной Европы

На территории Восточной Европы проживают предки восточных славян, наиболее многочисленными этническими группами являются русские, украинцы и белорусы.

(Русская семья)

Русский народ отличает широта и глубина души, щедрость, гостеприимство и уважение к родной культуре, имеющей многовековые корни. Его праздники, обычаи и традиции тесно связаны как с православием, так и с язычеством. Его главные праздники Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Ивана Купала, Покрова и т.д.

(Украинский хлопец с дивчиной)

Украинцы дорожат семейными ценностями, чтут и уважают обычаи и традиции своих предков, которые очень красочны и ярки, верят в значение и силу оберегов (специально изготовленных предметов, защищающих от злых духов) и используют их в различных сферах своей жизни. Это трудолюбивый народ с самобытной культурой, в его обычаях смешано православие и язычество, что делает их очень интересными и красочными.

(Белорусское гостеприимство)

Белорусы - гостеприимная и открытая нация, любящая свою уникальную природу и уважающая свои традиции, для них важно вежливое отношение к людям, уважение к страшим. В традициях и обычаях белорусов также как у всех потомков восточных славян наблюдается смесь православия и христианства, самые известные из них – Каляды, Деды, Дожинки, Гуканне вясны.

Культура и традиции народов Центральной Европы

К народам, проживающим на территории Центральной Европы, относятся поляки, чехи, венгры, словаки, молдаване, румыне, сербы, хорваты и т.д.

(Поляки на национальном празднике)

Поляки очень религиозны и консервативны, вместе с тем открыты для общения и гостеприимны. Они отличаются веселым нравом, приветливостью и имеют собственную точку зрения на любой вопрос. Все возрастные категории поляков каждый день посещают костел и превыше всего почитают Деву Марию. Религиозные праздники отмечают с особым размахом и торжеством.

(Праздник пятилепестковой розы в Чехии)

Чехи гостеприимны и доброжелательны, они всегда приветливы, улыбчивы и вежливы, чтят свои традиции и обычаи, хранят и любят народный фольклор, любят национальные танцы и музыку. Национальный чешский напиток - пиво, ему посвящено много традиций и обрядов.

(Венгерские танцы)

Характер венгров отличается значительной долей практичности и жизнелюбия, сочетающегося с глубокой духовностью и романтическими порывами. Они очень любят танцы и музыку, устраивают пышные народные празднества и ярмарки с богатой сувенирной продукцией, бережно хранят свои традиции, обычаи и праздники (Рождество, Пасху, День Святого Иштвана и День Венгерской революции).

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Культура и народ

ДОКЛАД

Культура и народ1. Понятие культура и народ

Понятие  «этнос» – греческого происхождения, которое имело около десяти значений:  народ, племя, толпа, группа людей  и  т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение. Так, академик Ю. В. Бромлей указывал: «Определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений - задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетельствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса. Одни авторы, например, в качестве главных признаков этноса называют язык и  культуру, другие добавляют к этому территорию и этническое самосознание, некоторые указывают, кроме того, на особенности психического склада; иные включают также в число этнических признаков общность происхождения и государственную принадлежность».

Таким образом, этнос – это  понятие  культурное  и  органическое. Культура  — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование  народа   и  нации. Культура  — это святыни  народа, святыни нации.

Таким образом, народ – это генетическая общность, с одной стороны, и социальная, с другой. Этносы чаще всего возникают как человеческие популяции, но в дальнейшем развиваются как социальные системы. Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней.

Исходя из вышесказанного, под  понятием  «народ» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее название, язык  и  элементы  культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

Культура  — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения —  народом, нацией. В  понятие   культуры  всегда входили религия, наука, образование, нравственные  и  моральные нормы поведения людей  и  государства.

Под  культурой  понимается сотворенная человеком материальная  и  духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения  и  воспроизводства норм  и  ценностей, способствующих возвышению человека  и  гуманизации общества. Культура  представляет главный смысл  и  глобальную ценность существования как  народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Именно в  культуре   и  через  культуру   народы   и  каждая отдельная личность обретают себя в своем уникальном и неповторимом историческом своеобразии и цельности.

 Культура   народа  - это исторически сложившийся национальный тип духовности.2. Народ  как субъект  культурыПонятие   народа  как субъекта  культуры  существенно отличается от  понятия   народа  в других общественных науках.  В демографии –  народ  это народонаселение, но населять определенное пространство – еще не значит автоматически творить  культуру  в его пределах. В исторической науке – народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ).

Если говорить о проблеме «народ   и   культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании  народа  как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд на умственную деятельность как приоритетную, что подкреплялось социальным господством представителей последней.  Таким образом, народ был противопоставлен элите.

Народ впервые был обозначен как субъект истории – творец общественного богатства – в марксистской философии, хотя и в ней оппозиция «народ – элита»   не была снята. Предполагалось, что она исчезнет с разрешением противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в ходе коммунистического строительства. При таком подходе Пушкин, например, элита, а Арина Родионовна – народ, из чего следует, что Пушкин не принадлежит к числу лиц, составляющих народ? Что же такое народ с точки зрения культурологии?

Народ  как субъект  культуры  – динамическая общность людей, объединенная материальным, социальным  и  духовным творчеством. Народ не возникает в истории сразу. Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ. Путь превращения населения в  народ  долог  и  сложен:  народ  способен не только создавать  культуру, но  и  заблуждаясь, утрачивать ее. Уже эллины различали populis – народ и его выродившуюся и агрессивную часть - vulgus – охлос.

Народ-творец культуры, но народ состоит из отдельных людей – личностей. Личность – это человек, который в индивидуальной мере и формах усваивает и преобразует свою социальную сущность. В этом смысле народ, состоящий из личностей – творцов материальной и духовной культуры, - противоположен обезличенной массе.3. Возникновение науки о народах и культурахМногочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала  и  существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях  и  обычаях, но  и  о  культуре  окружающих  народов.

Возникновение самостоятельной науки о  народах  относится к середине XIX в.  и  также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии  народов, понять механизмы формирования  и  особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий  народов , установить взаимосвязь этнических особенностей  и  общественного устройства, определить причины расцвета  и  упадка  культуры   и  исторической роли того или иного  народа. В ответ на эти проблемы  и  потребности стали возникать теории  и  концепции, складываться научные направления  и  школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о  народах  — этнологию.

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos ( народ )  и  logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли  понятие  «этнос» к другим  народам  (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями  и  т. п.

Вплоть до XIX в.  понятие  «этнология» спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это  понятие  в качестве наименования новой науки о  народах   и   культурах  предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке  и  в настоящее время.

Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.

en.coolreferat.com

Культура и народ

ДОКЛАД

Культура и народ1. Понятие культура и народ

Понятие  «этнос» – греческого происхождения, которое имело около десяти значений:  народ, племя, толпа, группа людей  и  т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение. Так, академик Ю. В. Бромлей указывал: «Определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений - задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетельствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса. Одни авторы, например, в качестве главных признаков этноса называют язык и  культуру, другие добавляют к этому территорию и этническое самосознание, некоторые указывают, кроме того, на особенности психического склада; иные включают также в число этнических признаков общность происхождения и государственную принадлежность».

Таким образом, этнос – это  понятие  культурное  и  органическое. Культура  — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование  народа   и  нации. Культура  — это святыни  народа, святыни нации.

Таким образом, народ – это генетическая общность, с одной стороны, и социальная, с другой. Этносы чаще всего возникают как человеческие популяции, но в дальнейшем развиваются как социальные системы. Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней.

Исходя из вышесказанного, под  понятием  «народ» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее название, язык  и  элементы  культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

Культура  — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения —  народом, нацией. В  понятие   культуры  всегда входили религия, наука, образование, нравственные  и  моральные нормы поведения людей  и  государства.

Под  культурой  понимается сотворенная человеком материальная  и  духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения  и  воспроизводства норм  и  ценностей, способствующих возвышению человека  и  гуманизации общества. Культура  представляет главный смысл  и  глобальную ценность существования как  народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Именно в  культуре   и  через  культуру   народы   и  каждая отдельная личность обретают себя в своем уникальном и неповторимом историческом своеобразии и цельности.

 Культура   народа  - это исторически сложившийся национальный тип духовности.2. Народ  как субъект  культурыПонятие   народа  как субъекта  культуры  существенно отличается от  понятия   народа  в других общественных науках.  В демографии –  народ  это народонаселение, но населять определенное пространство – еще не значит автоматически творить  культуру  в его пределах. В исторической науке – народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ).

Если говорить о проблеме «народ   и   культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании  народа  как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд на умственную деятельность как приоритетную, что подкреплялось социальным господством представителей последней.  Таким образом, народ был противопоставлен элите.

Народ впервые был обозначен как субъект истории – творец общественного богатства – в марксистской философии, хотя и в ней оппозиция «народ – элита»   не была снята. Предполагалось, что она исчезнет с разрешением противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в ходе коммунистического строительства. При таком подходе Пушкин, например, элита, а Арина Родионовна – народ, из чего следует, что Пушкин не принадлежит к числу лиц, составляющих народ? Что же такое народ с точки зрения культурологии?

Народ  как субъект  культуры  – динамическая общность людей, объединенная материальным, социальным  и  духовным творчеством. Народ не возникает в истории сразу. Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ. Путь превращения населения в  народ  долог  и  сложен:  народ  способен не только создавать  культуру, но  и  заблуждаясь, утрачивать ее. Уже эллины различали populis – народ и его выродившуюся и агрессивную часть - vulgus – охлос.

Народ-творец культуры, но народ состоит из отдельных людей – личностей. Личность – это человек, который в индивидуальной мере и формах усваивает и преобразует свою социальную сущность. В этом смысле народ, состоящий из личностей – творцов материальной и духовной культуры, - противоположен обезличенной массе.3. Возникновение науки о народах и культурахМногочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала  и  существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях  и  обычаях, но  и  о  культуре  окружающих  народов.

Возникновение самостоятельной науки о  народах  относится к середине XIX в.  и  также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии  народов, понять механизмы формирования  и  особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий  народов , установить взаимосвязь этнических особенностей  и  общественного устройства, определить причины расцвета  и  упадка  культуры   и  исторической роли того или иного  народа. В ответ на эти проблемы  и  потребности стали возникать теории  и  концепции, складываться научные направления  и  школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о  народах  — этнологию.

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos ( народ )  и  logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли  понятие  «этнос» к другим  народам  (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями  и  т. п.

Вплоть до XIX в.  понятие  «этнология» спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это  понятие  в качестве наименования новой науки о  народах   и   культурах  предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке  и  в настоящее время.

Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.

www.coolreferat.com

Культура и народ

ДОКЛАД

Культура и народ1. Понятие культура и народ

Понятие  «этнос» – греческого происхождения, которое имело около десяти значений:  народ, племя, толпа, группа людей  и  т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение. Так, академик Ю. В. Бромлей указывал: «Определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений - задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетельствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса. Одни авторы, например, в качестве главных признаков этноса называют язык и  культуру, другие добавляют к этому территорию и этническое самосознание, некоторые указывают, кроме того, на особенности психического склада; иные включают также в число этнических признаков общность происхождения и государственную принадлежность».

Таким образом, этнос – это  понятие  культурное  и  органическое. Культура  — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование  народа   и  нации. Культура  — это святыни  народа, святыни нации.

Таким образом, народ – это генетическая общность, с одной стороны, и социальная, с другой. Этносы чаще всего возникают как человеческие популяции, но в дальнейшем развиваются как социальные системы. Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней.

Исходя из вышесказанного, под  понятием  «народ» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее название, язык  и  элементы  культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

Культура  — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения —  народом, нацией. В  понятие   культуры  всегда входили религия, наука, образование, нравственные  и  моральные нормы поведения людей  и  государства.

Под  культурой  понимается сотворенная человеком материальная  и  духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения  и  воспроизводства норм  и  ценностей, способствующих возвышению человека  и  гуманизации общества. Культура  представляет главный смысл  и  глобальную ценность существования как  народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Именно в  культуре   и  через  культуру   народы   и  каждая отдельная личность обретают себя в своем уникальном и неповторимом историческом своеобразии и цельности.

 Культура   народа  - это исторически сложившийся национальный тип духовности.2. Народ  как субъект  культурыПонятие   народа  как субъекта  культуры  существенно отличается от  понятия   народа  в других общественных науках.  В демографии –  народ  это народонаселение, но населять определенное пространство – еще не значит автоматически творить  культуру  в его пределах. В исторической науке – народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ).

Если говорить о проблеме «народ   и   культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании  народа  как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд на умственную деятельность как приоритетную, что подкреплялось социальным господством представителей последней.  Таким образом, народ был противопоставлен элите.

Народ впервые был обозначен как субъект истории – творец общественного богатства – в марксистской философии, хотя и в ней оппозиция «народ – элита»   не была снята. Предполагалось, что она исчезнет с разрешением противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в ходе коммунистического строительства. При таком подходе Пушкин, например, элита, а Арина Родионовна – народ, из чего следует, что Пушкин не принадлежит к числу лиц, составляющих народ? Что же такое народ с точки зрения культурологии?

Народ  как субъект  культуры  – динамическая общность людей, объединенная материальным, социальным  и  духовным творчеством. Народ не возникает в истории сразу. Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ. Путь превращения населения в  народ  долог  и  сложен:  народ  способен не только создавать  культуру, но  и  заблуждаясь, утрачивать ее. Уже эллины различали populis – народ и его выродившуюся и агрессивную часть - vulgus – охлос.

Народ-творец культуры, но народ состоит из отдельных людей – личностей. Личность – это человек, который в индивидуальной мере и формах усваивает и преобразует свою социальную сущность. В этом смысле народ, состоящий из личностей – творцов материальной и духовной культуры, - противоположен обезличенной массе.3. Возникновение науки о народах и культурахМногочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала  и  существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях  и  обычаях, но  и  о  культуре  окружающих  народов.

Возникновение самостоятельной науки о  народах  относится к середине XIX в.  и  также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии  народов, понять механизмы формирования  и  особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий  народов , установить взаимосвязь этнических особенностей  и  общественного устройства, определить причины расцвета  и  упадка  культуры   и  исторической роли того или иного  народа. В ответ на эти проблемы  и  потребности стали возникать теории  и  концепции, складываться научные направления  и  школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о  народах  — этнологию.

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos ( народ )  и  logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли  понятие  «этнос» к другим  народам  (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями  и  т. п.

Вплоть до XIX в.  понятие  «этнология» спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это  понятие  в качестве наименования новой науки о  народах   и   культурах  предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке  и  в настоящее время.

Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.

ua.coolreferat.com

Программа по дисциплине “ Традиционная культура народов России”

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

“Традиционная культура народов России”

Тема 1. Гуманитарные науки в изучении традиционной культуры народов России
Этнография, этнология, антропология - основные научные дисциплины, изучающие традиционные культуры этносов. Определение понятий “этнография” , “этнология” и “антропология”. Цель и задачи этнологии, значение научных познаний о народах. Генезис и этапы развития. Развитие этнографии в России.
Расширение научных знаний в этнологической науке в мире и в России. Понятие “Междисциплинарные науки”: причины появления и сущность исследований. Методы сбора и изучения традиционной культуры разнообразных этносов. Современная этнологическая наука.
Тема 2. Население России (историко-этнографический обзор)
Источники демографических исследований народов России. Понятие классификации, ее роль и место в изучении традиционной культуры народов России. Виды классификации и их особенности: - Географическая классификация: народы Европейской части России, Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока; -Антропологическая классификация: европеоидные (евразийские) расы, монголоидные (азиатско-американские) расы; - Языковая классификация: понятие, основные языковые семьи и их ветви; - Хозяйственно-культурная классификация: этапы развития культуры и хозяйствования и их характеристика; - Религиозная классификация.

Региональные и национальные культуры. Этнокультурные стереотипы.

Тема 3: Формирование русской культуры. Значение православия

Генезис русского народа. Этническая территория русского народа. Государство Киевская Русь, “русичи” и другие племена. Принятие христианства. Синтез язычества и христианства. Завершение формирования русского этноса в начале XVII века. Выделение северных и южных русских. Особенность праздников и обрядов русского народа.

Связь скотоводства с земледелием. Домашнее производство одежды, обереги. Народное творчество.

Процесс формирования и функции обряда. Влияние обрядов на формирование национального характера. Обряды: родильно-крестильные, жизненного цикла и похоронно-поминальные. Свадебный обряд: его функции и особенности. Народный обряд. Религиозный обряд: религиозное мировоззрение и народная жизнь. Обряд “Кувады” и другие.

Межэтнические контакты и распространение русской культуры.

Тема 4: Особенность культуры народов Европейской части России: финно-угорские народы (карелы, вепсы, саами коми)

Краткая характеристика региона в географическом, историческом и этническом отношениях. Этапы и особенности культурного развития народов европейской части России. Общие черты славянской культуры у народов данного региона. Христианство как основная идеология населения. Основные направления христианства и их роль в развитии уклада жизни, обычаев и традиций народов европейской части России.

Основные традиции материальной и духовной культуры: жилище, одежда и быт.

Социальный и семейный быт, обряды, народное творчество, фольклор.

Поморская культура русского народа.

Оленная культура саамов, их уклад жизни и основы мировоззрения.

Взаимопроникновение культур как естественный этап этнического развития любого этноса.

Тема 5: Этно-культурные особенности традиционной культуры народов Европейской части России: волжский регион (финно-угорские, тюркоязычные и монголоязычный народы)

Этнокультурная характеристика Поволжья. Особенности народов, проживающих на данной территории. Хозяйственная деятельность и религиозные воззрения народов Поволжья.

История развития и становления финно-угорских, тюркоязычных и моноголоязычного народов Поволжья. Основные этнические черты волжских народов. Православие, ислам и буддизм-ламаизм как основа обычаев и традиций народов Поволжья. Исторические особенности общественного, социального и семейного быта: обычаи и обряды.

Современная численность народов Поволжья и их культура.

Тема 6. Общее и особенное в культурном наследии народов Кавказа: культурно-исторические и этнопсихологические типы и их характеристики Исторические, национальные и культурные традиции народов Северного Кавказа. Ислам как важнейший фактор регуляции социальных отношений. Коран как отражение многовекового опыта развития нравственных отношений в мусульманской культуре.

Россия и Кавказ: взаимосвязь и противоречия. Местные обычаи, религия и традиции. Христианство и Ислам – важнейшие факторы формирования основных обычаев и традиций кавказских народов. Межкультурное общение как выражение национальных, религиозных и культурных традиций народов Кавказа.

Тема 7. Культурно-историческая особенность народов Сибири

Определение понятия “Сибирь”. Процесс освоения Сибири Российским государством (XVI-XVII вв.). Становление общесибирской культуры: взаимопроникновение культур разнообразных этнолингвистических групп.

Основные черты, религиозные и культурные традиции народов Сибири. Новые варианты русской культуры как образа жизни в северных условиях. Особенность формирования традиционной культуры малочисленных народов Севера России: природно-климатические факторы и особый уклад жизни. Скотоводческая культура бурят и якутов: общее и особенное. Сибирское мусульманство и тюркоязычные народы Сибири. Сибирский шаманизм как явление культуры народов данного региона.

Тема 8. Общее и особенное в традиционных культурах народов России

Занятие имеет практическое значение, проводится в Российском Этнографическом музее, где на экспозициях демонстирируется особенное в культурах народов России. В ходе беседы и обсуждения, представленных этнографических экспонатов по материальной и духовной культуре этносов нашей страны. Особое внимание уделяется религиозным представлениям, традициям и обычаям, на основе которых выявляются общие тенденции развития морально-этических норм традиционной культуры народов.

Рассматривается понятие этикета как совокупности норм и правил поведения. Основные требования к культуре общения между представителями одного этноса и разными. Тенденции развития делового этикета в современном мире.

Народы России в системе современной отечественной культуры. Современная социокультурная ситуация в России; новые обычаи и традиции, уклад жизни россиян.

Современные традиции развития культуры и межкультурного общения.

В результате изучения дисциплины “Традиционная культура народов России” студенты должны:

Знать:

  • исторические, национальные и религиозные обычаи и традиции народов РФ;
  • основы этнокультурного общения с представителями различных национальностей, религий и культур;
  • основные требования этикета и культуры поведения и особенности их проявления у народов различных регионов России.
Уметь:
  • анализировать национальные, культурные и религиозные особенности клиентов и использовать их при решении задач, стоящих перед службой сервиса;
  • применять полученные знания в организации своей профессиональной деятельности.
Иметь представление:
  • об опыте межэтнического общения народов России, проходившем в процессе их исторического развития;

Учебная дисциплина основывается на знаниях, полученных при изучении курсов “Отечественная история”, “Русский язык и культура речи”.

На изучение дисциплины отводится 135 часов студентам очного обучения, заочного - 14, вечернего - 48. Итоговый контроль – зачет.

Перечень вопросов для подготовки к зачету

  1. Определение понятий “этнография”, “этнология” и “антропология”.
  2. Цель и задачи этнологии, значение научных познаний о народах.
  3. Этнология в системе гуманитарных наук, понятие “междисциплинарные науки”.
  4. Развитие этнологии в России. Этнология сегодня.
  5. Этнический состав населения России. Источники этнодемографических исследований.
  6. Основные критерии классификации народов России
  7. Общая характеристика и особенные черты народов, проживающих в европейской части России.
  8. Христианство как основа уклада жизни, обычаев и традиций народов России.
  9. Религиозные обычаи и традиции народов Северного Кавказа.
  10. Раскройте особенности проявления православных христианских обычаев и традиций на территории Сибири.
  11. Ислам как основа традиций и уклада жизни кавказских народов.
  12. Исторические и национальные особенности народов Северного Кавказа
  13. Буддизм как основа традиций и обычаев, всего уклада жизни монгольских народов России.
  14. Значение традиций толерантности среди народов Северного Кавказа (аталычество: его суть и значение).
  15. Монголоязычные народы России: общее и особенное (калмыки и буряты).
  16. Русский этнос: истоки, сущность и перспективы развития.
  17. Оленеводческая культура малочисленных народов Севера
  18. Искусство и народный фольклор, народные промыслы, как выражение коренных традиций и обычаев русского народа.
  19. Финно-угорские народы Поволжья.
  20. Иван Купала: истоки русского праздника и его содержание
  21. Влияние русской культуры на народы Сибири (привести примеры)
  22. Общность культуры финно-угорских народов европейской части России с русским народом
  23. Особенности сибирской культуры русского народа
  24. Современная социокультурная ситуация в России и перспективы ее развития.
  25. Особенности общения с гражданами – представителями разных традиционных культурах и религий.

Список рекомендуемой литературы

а) основная

  1. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.
  2. Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. - Л.: Наука, 1969.
  3. 3*. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.
  4. Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях. Ч.2. – М.: МГИЭМ (ТУ), 1995.
  5. 5*. Введение христианства на Руси (отв. ред. А.Д.Сухов). - М.: Мысль, 1987.
  6. Ворин Н.В. Русский свадебный ритуал.- М,: Наука, 2001.
  7. Гадло А.В. Этнография народов Сибири и Дальнего Востка (уч. пос.). - Л., 1987.
  8. 8*. Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов: полемические заметки.- Л.: Лениздат, 1986.
  9. 9*. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987.
  10. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. - Казань, 1980.
  11. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарика, 2000.
  12. Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблемы взаимных культурных влияний. Российский Университет дружбы народов. – М. 1999.
  13. 13*. Емелях Л.И. Происхождение христианского культа. - Л.: Лениздат, 1971.
  14. 14 . Еремеев Д.Е. Ислам (образ жизни и стиль мышления). – М.: Политиздат, 1990.
  15. Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: рассказы о народах России. - М., 1998.
  16. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.
  17. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX-первая половина XX вв. - Л., 1970.
  18. Капустин Н.С. Пережитки древних религиозных верований и борьба с ними. - Йошкар-Ола, 1968.
  19. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX вв.: этностатистическое исследование. - Спб., 1996.
  20. Кармин А.С. Основы культурологии (морфология культуры). – СПб., 1997.
  21. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. Спб., 2001.
  22. Кобычев В.П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. - М., 1982.
  23. Культура и быт башкир (сб. ст.). - Уфа, 1978.
  24. Культурология. Хрестоматия. Самосознание мировой культуры. – СПб: Университет МВД. В 2-х тт., 1999.
  25. 25*. Лаховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы: праздники, обычаи, обряды кухни. - М.: Изд. дом МСП, 1999.
  26. 26*. Медведко Л.И. и др. Именем Аллаха… Политизация ислама и исламизация политики. - М.: Политиздат, 1988.
  27. Медная утварь Коми края в XIX-XX вв. (сост. В.А. Семеной, Т.И. Чулова). - Сыктывкар, 1996.
  28. Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIXвв. Историко-этнографический очерк. - Новосибирск, 1975.
  29. Народы России. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  30. Немировская Л.З. Культурно-исторические типы: Учебное пособие по курсу “Культурология”. – М., 1998.
  31. Носова Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). - М., 1999.
  32. Орлов В. Сабантуй. //”Вокруг света”, 1972 № 12.
  33. Очерки этнической истории марийского народа. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
  34. Патканов С.Н. Очерк колонизации Сибири. - Тюмень, 1999.
  35. 35*. Полная энциклопедия быта русского народа, составленное Иваном Пакнеевым. Т.1. - М.: ОЛМА-пресс, 1998.
  36. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX-первой четверти XX столетия. (сб. Музея Антропологии и Этнографии. Т.XVI). - М.-Л., 1955.
  37. 37*. Разумова Е.М. и др. Пасха.- М.: Инст-т технол. иссл. 1992.
  38. 38*..Раков О.М. Русская церковь в IX - первой половине XII вв. Принятие христианства. - М.:Высшая школа. 1988.
  39. 39*. Руднев В.А. Обряды народов и обряды церковные. - Л.: Лениздат, 1982.
  40. Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.
  41. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: в 4-х ч. (собр. М.Забылиным).- Спб.: братья Лайт, 1994.
  42. Русский праздник: праздники и обряды народов земледельческого календаря (иллюстрир. энциклоп.). Авт. О.Г.Баранова, Т.А. Зимина, и др.- Спб.: Иск-во, 2001.
  43. 43*. Русское православие: вехи истории (науч. ред. А.И.Клебанов). - М.: Политиздат, 1989.
  44. Сагалаев А.М., Октяброская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: знак и ритуал. - Новосибирск, 1990.
  45. Садохин А.П., Грушевницкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  46. Семейный быт народов СССР. - М., 1990.
  47. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (сб.). - Казань, 1990.
  48. Сенеев Г.А. Восточные марийцы: историко-этнографичексое исследование материальной культуры (середина XIX-начало ХХ вв.).- Йошкар-Ола, 1975.
  49. Сигорский М. Брак и брачные отношения на Кавказе.//”Этнография”, 1930, № 3.
  50. Смирнова Я.С., Тер-Петросянц. Семья и семейный быт. /В кн.: Народы и культуры. Вып. XXVII. Народы Кавказа. Кн. 3.- М., 1993.
  51. Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). - М.: ИПА “Три Л”, 1998.
  52. Соловьева Г.Н. Орнамент марийской вышивки.- Йошкар-Ола, 1982.
  53. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.- М., 1989.
  54. Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX - начало ХХ в. - М.: Наука, 1980.
  55. Традиционное воспитание детей у народов Сибири (сб. ст.). - Л.: Наука, 1980.
  56. Традиционные обряды и искусство русского и коренного народов Сибири (сб. ст.). - Новосибирск: Наука, 1987.
  57. Урамзанова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала: годовой цикл XIX- начало XX вв. - Казань: Пик “Дом Печати”, 2001.
  58. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX- начало ХХ вв.) (отв. ред. И.С. Вдовин). - Л.: Наука, 1979.
  59. Шейкин Ю.Н. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. - М.: Восточная литература, 2002.
  60. Шишкин Н.И. Коми-пермяки: этногеографический очерк. М., 1947.
  61. Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии: опыт историко-психологического анализа.- Ижевск, 1998.
  62. Этнография народов Поволжья (уч. пос.). М.:Изд-во МГУ, 1964.
  63. Этнология. Учебник для вузов /Александренков Э.Г., Зверева Ю.И. и др. – М.: Наука, 1994.
б) дополнительная

1. Атлас чудес света. – М., БММ АО, 1995.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М: книга. - 1991

4. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знания, 1993.

5. Золотое шитье народов Северного Кавказа (буклет).- Л., 1985.

Каган М.С. Проблема Запад – Восток в культурологии. – М.: Наука, 1994.

6. Коран: пер. с араб. – М.: СП “Дом Бируни”, 1990.

7. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1997.

8*. Лавров П.Л. О религии. М.: Мысль, 1989.

9*. Михайлов Н.Н. Российские просторы. - М.: Сов. Рос., 1964.

10. Многонациональный Петербург. - Спб., 2002.

11. Орлова Е.П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. - Новосибирск, 1964.

12. Пюрвеев Д. Север есть север. //”Декоративное искусство СССР”, 1982, № 8.

13. Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1990.

14. Россия в 20-м веке: Историки мира спорят. – М., 1994.

15. Русский народный костюм (альбом). Авт.-сост. Л.Ефимова.- М.: Советская Россия, 1989.

16*. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. изд. 3-е. - М., 1976.

17. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 1999.

18. Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. - Владивосток, 1981.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В Списке Литературы выделение работ некоторых авторов знаком “*” указывает на наличие в библиотеке Института гостеприимства.

lib.znate.ru

Программа по дисциплине “ Традиционная культура народов России”

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

“Традиционная культура народов России”

Тема 1. Гуманитарные науки в изучении традиционной культуры народов России
Этнография, этнология, антропология - основные научные дисциплины, изучающие традиционные культуры этносов. Определение понятий “этнография” , “этнология” и “антропология”. Цель и задачи этнологии, значение научных познаний о народах. Генезис и этапы развития. Развитие этнографии в России.
Расширение научных знаний в этнологической науке в мире и в России. Понятие “Междисциплинарные науки”: причины появления и сущность исследований. Методы сбора и изучения традиционной культуры разнообразных этносов. Современная этнологическая наука.
Тема 2. Население России (историко-этнографический обзор)
Источники демографических исследований народов России. Понятие классификации, ее роль и место в изучении традиционной культуры народов России. Виды классификации и их особенности: - Географическая классификация: народы Европейской части России, Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока; -Антропологическая классификация: европеоидные (евразийские) расы, монголоидные (азиатско-американские) расы; - Языковая классификация: понятие, основные языковые семьи и их ветви; - Хозяйственно-культурная классификация: этапы развития культуры и хозяйствования и их характеристика; - Религиозная классификация.

Региональные и национальные культуры. Этнокультурные стереотипы.

Тема 3: Формирование русской культуры. Значение православия

Генезис русского народа. Этническая территория русского народа. Государство Киевская Русь, “русичи” и другие племена. Принятие христианства. Синтез язычества и христианства. Завершение формирования русского этноса в начале XVII века. Выделение северных и южных русских. Особенность праздников и обрядов русского народа.

Связь скотоводства с земледелием. Домашнее производство одежды, обереги. Народное творчество.

Процесс формирования и функции обряда. Влияние обрядов на формирование национального характера. Обряды: родильно-крестильные, жизненного цикла и похоронно-поминальные. Свадебный обряд: его функции и особенности. Народный обряд. Религиозный обряд: религиозное мировоззрение и народная жизнь. Обряд “Кувады” и другие.

Межэтнические контакты и распространение русской культуры.

Тема 4: Особенность культуры народов Европейской части России: финно-угорские народы (карелы, вепсы, саами коми)

Краткая характеристика региона в географическом, историческом и этническом отношениях. Этапы и особенности культурного развития народов европейской части России. Общие черты славянской культуры у народов данного региона. Христианство как основная идеология населения. Основные направления христианства и их роль в развитии уклада жизни, обычаев и традиций народов европейской части России.

Основные традиции материальной и духовной культуры: жилище, одежда и быт.

Социальный и семейный быт, обряды, народное творчество, фольклор.

Поморская культура русского народа.

Оленная культура саамов, их уклад жизни и основы мировоззрения.

Взаимопроникновение культур как естественный этап этнического развития любого этноса.

Тема 5: Этно-культурные особенности традиционной культуры народов Европейской части России: волжский регион (финно-угорские, тюркоязычные и монголоязычный народы)

Этнокультурная характеристика Поволжья. Особенности народов, проживающих на данной территории. Хозяйственная деятельность и религиозные воззрения народов Поволжья.

История развития и становления финно-угорских, тюркоязычных и моноголоязычного народов Поволжья. Основные этнические черты волжских народов. Православие, ислам и буддизм-ламаизм как основа обычаев и традиций народов Поволжья. Исторические особенности общественного, социального и семейного быта: обычаи и обряды.

Современная численность народов Поволжья и их культура.

Тема 6. Общее и особенное в культурном наследии народов Кавказа: культурно-исторические и этнопсихологические типы и их характеристики Исторические, национальные и культурные традиции народов Северного Кавказа. Ислам как важнейший фактор регуляции социальных отношений. Коран как отражение многовекового опыта развития нравственных отношений в мусульманской культуре.

Россия и Кавказ: взаимосвязь и противоречия. Местные обычаи, религия и традиции. Христианство и Ислам – важнейшие факторы формирования основных обычаев и традиций кавказских народов. Межкультурное общение как выражение национальных, религиозных и культурных традиций народов Кавказа.

Тема 7. Культурно-историческая особенность народов Сибири

Определение понятия “Сибирь”. Процесс освоения Сибири Российским государством (XVI-XVII вв.). Становление общесибирской культуры: взаимопроникновение культур разнообразных этнолингвистических групп.

Основные черты, религиозные и культурные традиции народов Сибири. Новые варианты русской культуры как образа жизни в северных условиях. Особенность формирования традиционной культуры малочисленных народов Севера России: природно-климатические факторы и особый уклад жизни. Скотоводческая культура бурят и якутов: общее и особенное. Сибирское мусульманство и тюркоязычные народы Сибири. Сибирский шаманизм как явление культуры народов данного региона.

Тема 8. Общее и особенное в традиционных культурах народов России

Занятие имеет практическое значение, проводится в Российском Этнографическом музее, где на экспозициях демонстирируется особенное в культурах народов России. В ходе беседы и обсуждения, представленных этнографических экспонатов по материальной и духовной культуре этносов нашей страны. Особое внимание уделяется религиозным представлениям, традициям и обычаям, на основе которых выявляются общие тенденции развития морально-этических норм традиционной культуры народов.

Рассматривается понятие этикета как совокупности норм и правил поведения. Основные требования к культуре общения между представителями одного этноса и разными. Тенденции развития делового этикета в современном мире.

Народы России в системе современной отечественной культуры. Современная социокультурная ситуация в России; новые обычаи и традиции, уклад жизни россиян.

Современные традиции развития культуры и межкультурного общения.

В результате изучения дисциплины “Традиционная культура народов России” студенты должны:

Знать:

  • исторические, национальные и религиозные обычаи и традиции народов РФ;
  • основы этнокультурного общения с представителями различных национальностей, религий и культур;
  • основные требования этикета и культуры поведения и особенности их проявления у народов различных регионов России.
Уметь:
  • анализировать национальные, культурные и религиозные особенности клиентов и использовать их при решении задач, стоящих перед службой сервиса;
  • применять полученные знания в организации своей профессиональной деятельности.
Иметь представление:
  • об опыте межэтнического общения народов России, проходившем в процессе их исторического развития;

Учебная дисциплина основывается на знаниях, полученных при изучении курсов “Отечественная история”, “Русский язык и культура речи”.

На изучение дисциплины отводится 135 часов студентам очного обучения, заочного - 14, вечернего - 48. Итоговый контроль – зачет.

Перечень вопросов для подготовки к зачету

  1. Определение понятий “этнография”, “этнология” и “антропология”.
  2. Цель и задачи этнологии, значение научных познаний о народах.
  3. Этнология в системе гуманитарных наук, понятие “междисциплинарные науки”.
  4. Развитие этнологии в России. Этнология сегодня.
  5. Этнический состав населения России. Источники этнодемографических исследований.
  6. Основные критерии классификации народов России
  7. Общая характеристика и особенные черты народов, проживающих в европейской части России.
  8. Христианство как основа уклада жизни, обычаев и традиций народов России.
  9. Религиозные обычаи и традиции народов Северного Кавказа.
  10. Раскройте особенности проявления православных христианских обычаев и традиций на территории Сибири.
  11. Ислам как основа традиций и уклада жизни кавказских народов.
  12. Исторические и национальные особенности народов Северного Кавказа
  13. Буддизм как основа традиций и обычаев, всего уклада жизни монгольских народов России.
  14. Значение традиций толерантности среди народов Северного Кавказа (аталычество: его суть и значение).
  15. Монголоязычные народы России: общее и особенное (калмыки и буряты).
  16. Русский этнос: истоки, сущность и перспективы развития.
  17. Оленеводческая культура малочисленных народов Севера
  18. Искусство и народный фольклор, народные промыслы, как выражение коренных традиций и обычаев русского народа.
  19. Финно-угорские народы Поволжья.
  20. Иван Купала: истоки русского праздника и его содержание
  21. Влияние русской культуры на народы Сибири (привести примеры)
  22. Общность культуры финно-угорских народов европейской части России с русским народом
  23. Особенности сибирской культуры русского народа
  24. Современная социокультурная ситуация в России и перспективы ее развития.
  25. Особенности общения с гражданами – представителями разных традиционных культурах и религий.

Список рекомендуемой литературы

а) основная

  1. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.
  2. Анисимов А.Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. - Л.: Наука, 1969.
  3. 3*. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988.
  4. Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях. Ч.2. – М.: МГИЭМ (ТУ), 1995.
  5. 5*. Введение христианства на Руси (отв. ред. А.Д.Сухов). - М.: Мысль, 1987.
  6. Ворин Н.В. Русский свадебный ритуал.- М,: Наука, 2001.
  7. Гадло А.В. Этнография народов Сибири и Дальнего Востка (уч. пос.). - Л., 1987.
  8. 8*. Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов: полемические заметки.- Л.: Лениздат, 1986.
  9. 9*. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987.
  10. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. - Казань, 1980.
  11. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарика, 2000.
  12. Демин Л.М. Взаимодействие культур и проблемы взаимных культурных влияний. Российский Университет дружбы народов. – М. 1999.
  13. 13*. Емелях Л.И. Происхождение христианского культа. - Л.: Лениздат, 1971.
  14. 14 . Еремеев Д.Е. Ислам (образ жизни и стиль мышления). – М.: Политиздат, 1990.
  15. Жуковская Н.Л., Мокшин Н.Ф. От Карелии до Урала: рассказы о народах России. - М., 1998.
  16. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.
  17. Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX-первая половина XX вв. - Л., 1970.
  18. Капустин Н.С. Пережитки древних религиозных верований и борьба с ними. - Йошкар-Ола, 1968.
  19. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX вв.: этностатистическое исследование. - Спб., 1996.
  20. Кармин А.С. Основы культурологии (морфология культуры). – СПб., 1997.
  21. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. Спб., 2001.
  22. Кобычев В.П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. - М., 1982.
  23. Культура и быт башкир (сб. ст.). - Уфа, 1978.
  24. Культурология. Хрестоматия. Самосознание мировой культуры. – СПб: Университет МВД. В 2-х тт., 1999.
  25. 25*. Лаховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы: праздники, обычаи, обряды кухни. - М.: Изд. дом МСП, 1999.
  26. 26*. Медведко Л.И. и др. Именем Аллаха… Политизация ислама и исламизация политики. - М.: Политиздат, 1988.
  27. Медная утварь Коми края в XIX-XX вв. (сост. В.А. Семеной, Т.И. Чулова). - Сыктывкар, 1996.
  28. Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине XIXвв. Историко-этнографический очерк. - Новосибирск, 1975.
  29. Народы России. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  30. Немировская Л.З. Культурно-исторические типы: Учебное пособие по курсу “Культурология”. – М., 1998.
  31. Носова Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). - М., 1999.
  32. Орлов В. Сабантуй. //”Вокруг света”, 1972 № 12.
  33. Очерки этнической истории марийского народа. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
  34. Патканов С.Н. Очерк колонизации Сибири. - Тюмень, 1999.
  35. 35*. Полная энциклопедия быта русского народа, составленное Иваном Пакнеевым. Т.1. - М.: ОЛМА-пресс, 1998.
  36. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX-первой четверти XX столетия. (сб. Музея Антропологии и Этнографии. Т.XVI). - М.-Л., 1955.
  37. 37*. Разумова Е.М. и др. Пасха.- М.: Инст-т технол. иссл. 1992.
  38. 38*..Раков О.М. Русская церковь в IX - первой половине XII вв. Принятие христианства. - М.:Высшая школа. 1988.
  39. 39*. Руднев В.А. Обряды народов и обряды церковные. - Л.: Лениздат, 1982.
  40. Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.
  41. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: в 4-х ч. (собр. М.Забылиным).- Спб.: братья Лайт, 1994.
  42. Русский праздник: праздники и обряды народов земледельческого календаря (иллюстрир. энциклоп.). Авт. О.Г.Баранова, Т.А. Зимина, и др.- Спб.: Иск-во, 2001.
  43. 43*. Русское православие: вехи истории (науч. ред. А.И.Клебанов). - М.: Политиздат, 1989.
  44. Сагалаев А.М., Октяброская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: знак и ритуал. - Новосибирск, 1990.
  45. Садохин А.П., Грушевницкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  46. Семейный быт народов СССР. - М., 1990.
  47. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (сб.). - Казань, 1990.
  48. Сенеев Г.А. Восточные марийцы: историко-этнографичексое исследование материальной культуры (середина XIX-начало ХХ вв.).- Йошкар-Ола, 1975.
  49. Сигорский М. Брак и брачные отношения на Кавказе.//”Этнография”, 1930, № 3.
  50. Смирнова Я.С., Тер-Петросянц. Семья и семейный быт. /В кн.: Народы и культуры. Вып. XXVII. Народы Кавказа. Кн. 3.- М., 1993.
  51. Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). - М.: ИПА “Три Л”, 1998.
  52. Соловьева Г.Н. Орнамент марийской вышивки.- Йошкар-Ола, 1982.
  53. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.- М., 1989.
  54. Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX - начало ХХ в. - М.: Наука, 1980.
  55. Традиционное воспитание детей у народов Сибири (сб. ст.). - Л.: Наука, 1980.
  56. Традиционные обряды и искусство русского и коренного народов Сибири (сб. ст.). - Новосибирск: Наука, 1987.
  57. Урамзанова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала: годовой цикл XIX- начало XX вв. - Казань: Пик “Дом Печати”, 2001.
  58. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX- начало ХХ вв.) (отв. ред. И.С. Вдовин). - Л.: Наука, 1979.
  59. Шейкин Ю.Н. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. - М.: Восточная литература, 2002.
  60. Шишкин Н.И. Коми-пермяки: этногеографический очерк. М., 1947.
  61. Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии: опыт историко-психологического анализа.- Ижевск, 1998.
  62. Этнография народов Поволжья (уч. пос.). М.:Изд-во МГУ, 1964.
  63. Этнология. Учебник для вузов /Александренков Э.Г., Зверева Ю.И. и др. – М.: Наука, 1994.
б) дополнительная

1. Атлас чудес света. – М., БММ АО, 1995.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М: книга. - 1991

4. Запад и Восток. Традиции и современность. – М.: Знания, 1993.

5. Золотое шитье народов Северного Кавказа (буклет).- Л., 1985.

Каган М.С. Проблема Запад – Восток в культурологии. – М.: Наука, 1994.

6. Коран: пер. с араб. – М.: СП “Дом Бируни”, 1990.

7. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1997.

8*. Лавров П.Л. О религии. М.: Мысль, 1989.

9*. Михайлов Н.Н. Российские просторы. - М.: Сов. Рос., 1964.

10. Многонациональный Петербург. - Спб., 2002.

11. Орлова Е.П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. - Новосибирск, 1964.

12. Пюрвеев Д. Север есть север. //”Декоративное искусство СССР”, 1982, № 8.

13. Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1990.

14. Россия в 20-м веке: Историки мира спорят. – М., 1994.

15. Русский народный костюм (альбом). Авт.-сост. Л.Ефимова.- М.: Советская Россия, 1989.

16*. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. изд. 3-е. - М., 1976.

17. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 1999.

18. Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. - Владивосток, 1981.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В Списке Литературы выделение работ некоторых авторов знаком “*” указывает на наличие в библиотеке Института гостеприимства.

cat.convdocs.org


Смотрите также