Культура русская традиционная


Русская народная традиционная культура и современное общество

   Народная традиционная культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом-племенем и с могучей природой.

    Народная культура − это духовная культура. На протяжении всей истории человечества она была самой существенной и самой древней частью культуры национальной и мировой, её базисной частью и характеризуется высокими ценностными свойствами. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён.

    Народная традиционная культура – явление сложное и многогранное, богатое и яркое, очень широкое и глубокое. С одной стороны, оно охватывает многие виды народного творчества – зодчество, быт, музыку, хореографию, костюм, фольклор, различные ремёсла и промыслы. А с другой, − оно живёт вместе с народом, уходя корнями глубоко в седую древность и развиваясь в наши дни.

    Испокон веку народная традиционная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы отдельной личности и коллектива в целом.

    Трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная традиционная культура Оскольского края. Она дана нам сегодня как дар Божий во множестве самобытных изделий народных мастеров и ремесленников, в исполненном удивительной красоты орнаменте произведений декоративно-прикладного искусства, в неповторимой архаике местного фольклора и хореографии, мудрости и духовности народного праздника и обряда.

    Эта культура во все времена служила для населения школой нравственного, патриотического и эстетического воспитания, была связующим звеном между прошлым и настоящим.

    После многих лет забвения изучение глубинных пластов народной традиционной культуры, восстановление её вековых социально-культурных функций необходимо для осознания своей самобытности, для возрождения национального духовного менталитета русских.

    Политика советской власти на протяжении десятилетий по отношению к русской традиционной культуре была двойственной.

    Общепризнан факт, что революционная ломка в России после 1917 года жесточайшим образом ударила по народной традиционной культуре, прежде всего по русской деревне. Какими были масштабы этой трагедии, можно себе представить, если осознать, что к тому времени Россия на 90% была крестьянской страной. Народное искусство имело значение духовное как традиционная культура, но по своему социальному составу она была преимущественно крестьянской. Именно эти родовые духовные основы национальной культуры вместе с социальным и экономическим укладом страны воспринимались в новых советских условиях особенно враждебно и подлежали уничтожению.

    Из сознания народа изживалось чувство и понимание народной культуры как мировоззрения, культуры духовной. Термины «духовное», «духовная культура» на долгое время были вообще изъяты из употребления. Под революционными лозунгами сокрушались основы культуры и самой жизни народа.

    Беспощадно разрушались Храмы, уничтожались иконы, ткацкие станки, токарные станки по дереву, прялки, набойные доски – всё, что мешало новой власти. Были уничтожены многие кустарные промыслы, в том числе и в Староосколье (см. гл. IV).

    Уже в 1919 году на Первой Всероссийской конференции ИЗО Наркомпроса по делам музеев в выступлении заведующего отделом ИЗО О.М. Брика высказывались предложения о необходимости борьбы со старой культурой, звучали рассуждения о неприемлемости в новых условиях одновременного существования настоящего и прошлого искусства: «Пролетарская революция требует коренной реорганизации всех форм культурной жизни. Нельзя ограничиваться частными реформами или простой популяризацией существующих устоев» (70, с. 472-473).

    Борьба со старым, традиционным стала, по сути, программой на многие годы. Традиция воспринималась как враждебная всему новому, что, несомненно, вело к уничтожению народного искусства как былого, изжившего себя, крестьянского прошлого. Внедрение нового в борьбе со старым проводилось в культурной политике на всех этапах советской истории, лишь с незначительными изменениями в содержании.

    Сегодня в нашем обществе набирает силу убеждение, что подлинная русская народная традиционная культура служит формированию национального самосознания, кроме того, учит толерантности по отношению к другим культурам и нациям. Этот фактор в современной многонациональной России особенно актуален. Вместе с тем, традиционная культура русского народа (как государствообразующего этноса) остаётся до сих пор мало изученной и нуждается в особой поддержке.

    Как отмечает доктор искусствоведения, профессор М.А. Некрасова, Родина – Народ – Народное – понятия с одним корнем Род. Народное даёт духовное наполнение этому нерасторжимому единству – в Вере, в религиозном чувстве Человека. Оно раздвигает это чувство до сознания и чувства всей земли и жизни как высшей ценности, в ответственности за которые все народы едины. Народное искусство протягивает нити дружбы и понимания одного народа к другому. И в этом его большая ценность в современной культуре.

    Вобрав два тысячелетия христианской культуры, народное искусство функционирует сегодня как живая традиция. Все пагубные издержки советской политики в области народной культуры и её тяжелейшие последствия в настоящее время ставят общество перед необходимостью государственного признания народного искусства духовной культурой, базисной ценностью национальной культуры русского народа и других народов России. Народная культура – это важнейший фактор государственности и требует государственных решений её проблем. Ученые выводят эту задачу за рамки национальной культуры, называют ее общечеловеческой, межгосударственной.

    Поэтому проблемы народной традиционной культуры должны найти отражение и в политике, и в художественной, и в организационно-управленческой практике, и в сфере образования.

    К сожалению, в современном обществе, где во главу угла ставятся приобретательство и комфортность, в большей степени главенствуют законы потребления, в досуге людей преобладает тяга к развлечениям. Люди стремятся убежать от реальности, от народного искусства, которое тревожит мысль, ставит новые проблемы, заставляет о чем-то задуматься.

    Зачастую мы сталкиваемся с проблемой засорения, опошления, смешения народной традиционной культуры с проявлениями массовой культуры. Между тем, благодаря живым традициям, народное искусство воспроизводит в культуре те ценности, которые соединяют человека с Богом, с обществом. Массовая же культура, напротив, разрушает эти жизненно необходимые связи.

    Нередко наблюдаются случаи, когда даже работники культуры, искренне пытаясь привлечь большее внимание общества к народной традиционной культуре, переходят допустимую грань, увлекаясь внешней привлекательностью и развлекательностью.

    Неоспоримым фактом стало сегодня то, что даже школьные учителя, работники дошкольных образовательных учреждений и учреждений культуры нередко путают горшок с чугунком, не знают, что такое ухват, чапля, безмен, махотка, макитра и многие другие, столь необходимые в прошлом народном быту предметы. Затрудняются ответить на вопросы, что такое позёмная и курная хата, почему в Оскольском крае крестьяне предпочитали выращивать коноплю, а не лён; чем отличается прялка от самопрялки; почему в пятницу не разрешалось прясть и ткать и т.п.

    Недостаточное знание местных особенностей и локальной специфики народной одежды Староосколья порой приводит к пропаганде псевдорусского стиля, зачастую костюм других регионов России выдаётся за старооскольский.

    Всё это не может не вызывать большой тревоги за судьбы молодого поколения россиян, в целом за судьбу русского этноса и требует принятия серьёзных мер по изменению ситуации к лучшему.

    В современном обществе народная традиционная культура живёт как великая духовно-нравственная и эстетическая сила. С данным фактом нужно не только считаться, но и всячески беречь этот уникальный феномен, поддерживать и развивать как народное духовное достояние России и всего мира. Она, подобно природе, вносит гармонию в жизнь, связывает поколения памятью культуры и чувством сродности все народы.

art-rosa.ru

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Программа «Русская традиционная культура» задумана как информационная основа всех интегрированных учебных курсов в рамках эксперимента «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве прогимназии». Учащиеся получают знания, которые станут базой для занятий по другим предметам (театральное искусство, изобразительная деятельность, музыка и т. д.). Однако знания не самоцель таких занятий. В ходе бесед педагога с учениками, с применением различных педагогических технологий, осуществляется нравственное, патриотическое воспитание детей, формирование их культуротворческого потенциала на основе культурного наследия России. Это и есть важнейшая цель всего курса.

Задачи учебного курса «Русская традиционная культура»:

  1. Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской традиционной культуры и ее важнейшей основы – народного художественного творчества.

  2. Формировать у детей в процессе изучения русской традиционной культуры ценностное отношение к своей Родине и родной природе, к народу, семье и домашнему очагу, к матери и материнству, к учебе и Учителю.

  3. Воспитывать у детей на материале русской традиционной культуры эстетическое отношение к природе и к жизни, доброту, милосердие, сострадание, честность, трудолюбие и другие высшие духовно-нравственные качества личности.

  4. Показать взаимосвязь духовно-нравственных основ русской культуры и культур других народов.

  5. Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 класс - «Земля моих предков». Введение в отечественную культуру. Бытовая культура России.

2 класс - «Русь изначальная». В мире славянских мифов и сказок.

3 класс - «На Святой Руси». Культура православной России.

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

Занятия проводятся в разнообразных формах (беседы, игры, театрализация, экскурсии и др.). На них факты истории русской культуры становятся поводом для обсуждения духовно-нравственных проблем современной жизни.

Уроки обогащены зрительными образами: широко используются слайды, иллюстрации, схемы, кино и мультфильмы, фрагменты учебных передач. Многие занятия проходят на фоне народной и классической музыки. На каждом занятии предусматриваются творческие познавательные задания, например, сочинение сказок, стихов и т.д.

Новое в содержании предмета «Русская традиционная культура» - это опора на архетипические образы русского традиционного искусства, что, на наш взгляд, облегчает усвоение материала для младших школьников. Образы природы и природных стихий являются для детей проводником в многообразный и сложный мир художественного творчества. Например, в первом классе - любуемся огнем в печи и фантазируем, во втором - узнаем о его магических свойствах их русских сказок и мифов. В третьем и четвертом классах, продолжая знакомить детей с архетипическими образами русского искусства, делаем акцент на духовно-нравственные ценности традиционной отечественной культуры, а так же на «общечеловеческие» духовно-нравственные ценности:

  1. Ценностное отношение к матери.

  2. Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

  3. Ценность родной земли, Родины.

  4. Ценность трудолюбия и труда.

  5. Ценность здорового образа жизни.

  6. Ценность знаний и умений.

Универсальная природа образов-архетипов позволяет выстроить в образовательной системе диалектику национального и полинационального культурного пространства. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности, воплощенные в архетипических образах матери, героя, младенца и др., могут быть перенесены во внутренний план деятельности личности и войти в систему ее ценностей и жизненных смыслов.

В итоге знакомства с культурой русского народа и последующего вхождения на этой основе в мировую художественную культуру формируются у детей важнейшие качества гражданина России и мира.

Изучение первого раздела курса – «Земля моих предков» - проходит в форме игры или игры-путешествия в мир прошлого. Проводником в игре и главной рассказчицей может стать кукла-сказательница. Формы работы должны подбираться с учетом юного возраста учеников. И в то же время первый год обучения закладывает основы будущих знаний и умений, главным образом, умения учиться. Таким образом, педагог должен научить детей коротким устным ответам, ведению записей и оформлению творческих работ, участию в различных уроках с итоговыми элементами, а также закреплению навыков чтения и устной речи.

В рамках реализации интегрированной программы этот курс является вводным. Ребята знакомятся с четырьмя архетипическими образами: Землей, Воздухом, Огнем и Водой, которые помогут им в постижении народной культуры.

Предметом изучения этого курса является бытовая, материальная культура народа, жизнь, быт, занятия и жизненные принципы наших предков. Важной частью курса должны стать занятия, на которых дети познакомятся с народным творчеством, художественными ремеслами. Здесь особенно ясно будет прослеживаться, как тот или иной архетипический образ отразился в изделии народного художника, как щедрость Земли обернулась многоцветием Золотой Хохломы. Как фантазии морозного Воздуха вдохновили гжельских мастеров и Вологодских Кружевниц. Как вышли из Огня глиняные игрушки Дымки и Каргополья. Как в зеркале Воды увидели свое отражение Городецкие кони.

Несколько слов о проведении самих занятий... Кроме педагога и «Бабушки-сказательницы», проводником в мир прошлого должна стать книга - учебное пособие. Книга создана педагогами нашей школы как главное пособие для занятий на уроке и домашнего чтения. Пособие дает возможность самостоятельной творческой работы учащихся.

Мы предлагаем завести альбом, где дети будут рисовать, составлять аппликации, записывать короткие тексты. Можно записывать в альбом народные пословицы и поговорки по теме занятия или незнакомые слова из прошлого, поясняя их смысл. Обязательно в альбоме должны появиться работы по мотивам народных ремесел: Хохлома, Гжель и т.д. Это даст возможность ребенку ближе познакомиться с данным видом декоративно-прикладного искусства, и с архетипическим образом, запечатленном в нем.

Уроки с младшими школьниками должны быть хорошо иллюстрированы, их могут обогатить слайды из аудиовизуального комплекта М.Ю. Новицкой «Человек и природа в народной культуре», а также отрывки из кинофильмов и мультфильмов.

Чтобы все услышанное на уроке стало реальнее, мы рекомендуем выходить или выезжать с детьми на экскурсии, в мастерские народных художников, в музеи деревянного зодчества и т. д.

Итогом знакомства с темой может стать выставка творческих работ детей, альбомов. Можно увлечь ребят собиранием небольшого школьного музея народного быта «Из бабушкиных сундуков». Экспонаты этого музея станут реквизитом в играх и инсценировках, разыгрываемых на уроках.. Итоговые занятия по каждому разделу планируются как праздник народного быта и традиций, где дети в соревновательной форме, через различные виды деятельности покажут, насколько органично чувствуют они себя в этой народной среде, ощущают ли себя частью этого народа. И если это так, то цель достигнута.

Второй раздел - «Русь изначальная» - изучается во втором классе. Его содержание наполнено атмосферой сказки, мифологическими образами древних славян. На втором году обучения ребята узнают, как наши предки представляли себе окружающий мир.

Обращение к вопросам веры и традиций, знакомство с символикой и славянскими обрядами предполагает определенную серьезность в проведении занятий, но нельзя разрушать серьезным и «взрослым» анализом очарование русской сказки, древнего мифа. Необходимо создать атмосферу игры, позволить ребенку фантазировать, представить себя в образе каких-либо сказочных персонажей, сочинять стихи, сказки, мастерить, рисовать. Поэтому проводником в сказку может стать, постоянно действующий персонаж из прошлого, у нас это - Дед-Баюнок (мягкая кукла).

Архетипические образы Земли, Воздуха, Огня, Воды на втором году обучения привязаны к земледельческому календарю и делятся по сезонам. Это для того, чтобы создать у детей как бы образ одного из четырех времен года: Осени, когда Мать-Сыра-Земля отдает свои богатства человеку, который трудится на ней; Зимы, когда с небес падает снег, на полях царствуют ветра, а усталые труженики могут отдохнуть и заняться творчеством, а после праздника Корочун, когда «рождается» солнце, есть повод поговорить об Огненной стихии; и наконец, когда, зазвенит ручьями Весна, разольются шумные реки, наш курс познакомит ребят со сказочными водными образами.

А теперь несколько методических рекомендаций по проведению данного курса в школе.

Учителю в подготовке урока может помочь аудиовизуальный комплекс «Человек и природа в народной культуре», хрестоматия и методические рекомендации М.Ю.Новицкой. Особенно полезными могут стать слайды из этого комплекта, где учитель может почерпнуть богатый иллюстрированный материал по народной культуре и использовать виды российской природы, крестьянской избы, народных праздников.

Из музыкального ряда, предлагаемого комплектом М.Ю.Новицкой, для уроков по данному курсу прекрасно подойдет запись календарно-обрядовых произведений. Это поможет погружению детей в атмосферу русской старины.

Чтобы дать простор детской фантазии, нужно позволить ей выплеснуться в рисунках, поделках, сказках. Для этого мы советуем вести с детьми альбомы для творческих заданий, поэтически назвать их и оформить. После «Путешествия в сказку» в таком альбоме может появиться портрет персонажа, с которым сегодня повстречались, его короткая характеристика или даже стихотворение о нем, сказка, придуманная ребенком. Итогом одного или нескольких занятий может быть макет или тематическое коллективное панно, например «Языческое капище», «Загадочный мир поднебесья» и т.д.

Итоговые занятия и праздники готовятся на всех предметах интегрированной программы: музыкальных, театральных, художественных. В таком мероприятии сразу станет заметно, достигли ли мы своей цели - заинтересовать и «влюбить» детей с исконную российскую культуру, показать и поразить глубиной образов русской сказки, красотой русской песни, широтой и удалью народного праздника.

Раздел «На Святой Руси» (третий класс) посвящен знакомству с православной культурой России. Несколько веков православие было основой духовной, культурной и политической жизни нашей страны. И сегодня оно играет все более заметную роль в отечественной культуре.

Особенность данного курса состоит в том, что он затрагивает вопросы веры и религии, что вызывает определенные сложности в условиях общеобразовательного учреждения. Необходимо помнить, что педагог не должен навязывать свое мнение - религиозное или атеистическое. Библейские сюжеты и народные традиции являются основой для мировоззренческих бесед. Дети ознакомятся с корнями православной культуры и основами христианства, некоторыми христианскими обрядами, таинствами.

Архетипические образы на данном году обучения предстают перед детьми как одухотворенные стихии и связаны, как и в предыдущем курсе, с календарем народных и православных праздников.

Как и при проведении занятий по другим курсам необходима работа детей в альбомах для творчества. Только, кроме рисунков, схем, сочинений детей, по темам данного курса можно также собирать статьи из газет, фотографии и открытки. Если увлечь ребят оформлением своего альбома, то в конце года он может превратиться в энциклопедию народных традиций, собранную самим ребенком.

Чтобы этот довольно сложный, во многом теоретизированный курс приблизить к жизни и повысить к нему интерес учащихся, нужно чаще «выносить» уроки из класса. Для этого шире использовать местные возможности: соседнюю церковь, иконописную мастерскую, монастырь в окрестностях и т.д.

Школьные народные праздники также превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения народной культуры.

И содержание, и различные формы работы с детьми на уроке и вне урока должны служить главной цели: зародить, развить интерес детей к своим корням, к истокам отечественной культуры и духовности.

Раздел «Русская традиционная художественная культура» является завер­шающим этапом изучения основ русской традиционной культуры. Его цель – обобщить и систематизировать, полученные за три года учащимися, знания, углубить и дополнить их, подводя некоторые итоги по курсу начальной школы.

При современном обилии информации в области культуры, младшему школьнику необходимо обладать начальными сведениями о направлениях развития искусства в целом и его видов, чтобы, сталкиваясь с различными явлениям культурной жизни, ребенок мог найти им место в общей системе мировой культуры.

Однако, получение знаний не является самоцелью. На их основе мы стремимся воспитывать в детях чувство гордости достижения­ми отечественной культуры и искусства, побуждать к ак­тивному участию в творчестве и культурной жизни страны.

Разделы программы как бы предлагают нам заглянуть в гости к крестьянину, боярину, дворянину, купцу, к самому государю, а также пройтись по улицам, театрам, музеям, картинным галереям современного города. Такой ход изложения близок детям младшего школьного возраста, так как предполагает путешествие с погружением в иную историческую и художественную среду.

Специфика занятий предполагает широкое использование художественных иллюстраций, фрагменты литературных и музыкальных произведений, а так же документальных, научно-популярных и учебных филь­мов. Среди прочих ставится задача познакомить детей с конкретными име­нами, произведениями искусства, историческими фактами. Необходимо обратить внимание на обилие имен в содержании некоторых занятий. Конечно, это не предполагает ознакомление с творчеством каждого из этих деятелей культуры. Каж­дый педагог вправе выбирать самое, на его взгляд, характерное произ­ведение для данной эпохи или данного направления (в зависимости от имеющегося иллюстративного материала). Можно выбрать отрывок из произведения, картину и проследить, как в ней отразились особенности жанра, стиля. На наш взгляд, подход через архетипические образы искусства облегчает эту задачу. При подборе иллюстративного материала рекомендуется отбирать произведения искусства, содержащие образы четырёх стихий.

Часто в самом содержании урока ставится вопрос нравственный или культурологический, например: «Какова роль художника в жизни общества?» Обсуждать этот вопрос дети будут на основе своих представлений и небольшого жизненного опыта, а также на исторических фактах. Роль учителя в данном случае заключается в организации дискуссии и расстановке необходимых акцентов.

Для лучшего усвоения материала мы рекомендуем делать записи и зарисовки в альбомах для творчества. В них можно записывать короткие определения, зарисовывать схемы и опорные сигналы, выпол­нять творческие задания. В итоге эти записи должны помочь детям в подготовке к урокам дома.

Часть занятий предполагает подготовку учениками устных со­общений по материалам, рекомендованным учителем, с привлечением родителей при подготовке. Эта форма работы должна развивать уст­ную речь и прививать навыки самостоятельной работы с литературой.

Итог прохождения курса - занятия, на которых дети в зани­мательной форме викторины или показательных выступлений вспоминают пройденное. Эти занятия могут включать в себя материалы, изу­ченные в курсах изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра и т.д. И главное, они должны дать детям возможность проявить себя как творческую лич­ность.

Надеемся, что уроки этого учебного курса станут праздником прикоснове­ния к прекрасному, началом знакомства с многогранной культурой, созданной русским народом на протяжении веков.

studfiles.net

Что такое русская культура | Я русский

Определение понятия "Русская культура"

Русская культура — это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета.

Русская культура это не только художественные произведения известных писателей, поэтов и художников. В первую очередь, к  русской культуре относятся специфичная манера жить и думать, народные традиции и обряды, духовные ценности и отношение к чему-либо, поведение и привычки, менталитет и мировоззрение. Это некий код, который ежесекундно управляет человеком.

Статья по теме: Российская культура. Что это такое?

Давайте дадим слову "культура" почти научное и максимально краткое определение, отталкиваясь от которого попытаемся ответить на вопрос: что такое русская культура?  Так вот, культура — это деятельность, поведение и мышление человека или общества, которая осуществляется по определенным правилам и в следствие определенных причин, а результат этой деятельности имеет стабильные узнаваемые характеристики.

Русская культура на примере быта русских крестьян

То есть, правила и причины сильно влияют на узнаваемость и стабильность характеристик.  Теперь, попытаемся привести примеры правил и причин, а также стабильных характеристик, которые формируют русскую культуру как узнаваемый результат деятельности русского народа. Разумеется, все это будет несколько общо и универсально, без претензий на полный перечень.

Правила и причины русской культуры

  1. отношение к справедливости
  2. терпимость и терпение
  3. страдание и сострадание
  4. нетребовательность и неприхотливость
  5. стремление к идеалу
  6. щедрость и незлопамятность
  7. обломовщина и самокопание
  8. коллективизм и общинность
  9. богатство не ценность
  10. мечтательность и созерцательность
  11. исторические традиции

Характеристики русской культуры как результата

  1. не агрессивность и доброжелательность
  2. одухотворенность и лиричность
  3. прямота и незлопамятность
  4. не идеальность и простота
  5. нравственность и религиозность
  6. натурализм и естественность
  7. богатая палитра выражения чувств
  8. решимость и самопожертвование

В русской культуре есть некоторые нюансы, а точнее видимые различия между художественными произведениями и повседневной культурой, между имиджем высшего света и простыми людьми. Эти различия обусловлены не тем, что русская культура бывает нескольких типов, а бытием, которое, как известно, определяет сознание. Истоки же, то есть правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы. Просто у людей из верхних слоев общества больше времени на обучение и размышление, что делает их результаты более утонченными и изящными.

Правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы.

Но есть кардинальная разница в возможностях реализации русской культуры в виде художественных произведений  и бытовом наборе действий. Художественные произведения более технологичны в плане воплощения, здесь многое можно выучить в образовательных учреждениях или скопировать с известных предшественников. Бытовая же русская культура простых людей формируется и реализуется только в результате нахождения в специфическом обществе с момента своего рождения. То есть можно разово и не часто имитировать стиль Васнецова или Пушкина, но ежедневно подделываться под житейскую русскую культуру не получится.

Статьи по темеРусские ценности как основа русской культурыРусский стиль оформления книг в Российской Империи

Материал создан: 30.04.2014

комментарии к статье

iamruss.ru

Русская традиционная культура

Программа учебного курса

Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Пояснительная записка

Программа «Русская традиционная культура» задумана как информационная основа всех интегрированных учебных курсов в рамках эксперимента «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве прогимназии». Учащиеся получают знания, которые станут базой для занятий по другим предметам (театральное искусство, изобразительная деятельность, музыка и т. д.). Однако знания не самоцель таких занятий. В ходе бесед педагога с учениками, с применением различных педагогических технологий, осуществляется нравственное, патриотическое воспитание детей, формирование их культуротворческого потенциала на основе культурного наследия России. Это и есть важнейшая цель всего курса.

Задачи учебного курса «Русская традиционная культура»:

  1. Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской традиционной культуры и ее важнейшей основы – народного художественного творчества.

  2. Формировать у детей в процессе изучения русской традиционной культуры ценностное отношение к своей Родине и родной природе, к народу, семье и домашнему очагу, к матери и материнству, к учебе и Учителю.

  3. Воспитывать у детей на материале русской традиционной культуры эстетическое отношение к природе и к жизни, доброту, милосердие, сострадание, честность, трудолюбие и другие высшие духовно-нравственные качества личности.

  4. Показать взаимосвязь духовно-нравственных основ русской культуры и культур других народов.

  5. Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 класс - «Земля моих предков». Введение в отечественную культуру. Бытовая культура России.

2 класс - «Русь изначальная». В мире славянских мифов и сказок.

3 класс - «На Святой Руси». Культура православной России.

4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».

Занятия проводятся в разнообразных формах (беседы, игры, театрализация, экскурсии и др.). На них факты истории русской культуры становятся поводом для обсуждения духовно-нравственных проблем современной жизни.

Уроки обогащены зрительными образами: широко используются слайды, иллюстрации, схемы, кино и мультфильмы, фрагменты учебных передач. Многие занятия проходят на фоне народной и классической музыки. На каждом занятии предусматриваются творческие познавательные задания, например, сочинение сказок, стихов и т.д.

Новое в содержании предмета «Русская традиционная культура» - это опора на архетипические образы русского традиционного искусства, что, на наш взгляд, облегчает усвоение материала для младших школьников. Образы природы и природных стихий являются для детей проводником в многообразный и сложный мир художественного творчества. Например, в первом классе - любуемся огнем в печи и фантазируем, во втором - узнаем о его магических свойствах их русских сказок и мифов. В третьем и четвертом классах, продолжая знакомить детей с архетипическими образами русского искусства, делаем акцент на духовно-нравственные ценности традиционной отечественной культуры, а так же на «общечеловеческие» духовно-нравственные ценности:

  1. Ценностное отношение к матери.

  2. Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

  3. Ценность родной земли, Родины.

  4. Ценность трудолюбия и труда.

  5. Ценность здорового образа жизни.

  6. Ценность знаний и умений.

Универсальная природа образов-архетипов позволяет выстроить в образовательной системе диалектику национального и полинационального культурного пространства. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности, воплощенные в архетипических образах матери, героя, младенца и др., могут быть перенесены во внутренний план деятельности личности и войти в систему ее ценностей и жизненных смыслов.

studfiles.net

Традиционная культура в зеркале русских говоров

Курс «Традиционная культура в зеркале русских говоров» поможет слушателям познакомиться с разными гранями культуры русского народа: бытовая сфера, обрядовые традиции и фольклор.

Онлайн-курс даст представление о традиционном быте, обрядовых традициях и фольклоре русского крестьянства и о том, как они отразились в говорах русского языка.

Курс состоит из 4 модулей, в которые входят видеолекции, материалы для самостоятельного изучения, практические и тестовые задания.

В первом модуле содержится информация о том, в каких домах жили русские крестьяне разных регионов страны; как назывались в русских говорах отдельные виды домов, их части, компоненты внутреннего устройства и надворные постройки. Познакомившись со вторым модулем, слушатели курса получат представление о будничной жизни русского крестьянина. Третий модуль познакомит слушателей с обрядовыми традициями русского народа. Четвертый модуль даст представление о различных фольклорных жанрах и их особенностях.

МООК выполнен при финансовой поддержке Минобранауки РФ в рамках ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 гг, проект «Разработка электронных образовательных ресурсов по русской диалектологии с последующим размещением в действующей системе электронной поддержки изучения русского языка и дистанционного образования на русском».

Авторы курса

Агапова Нина Александровна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТГУ

Банкова Татьяна Борисовна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ТГУ

О курсе

Структура курса

Модуль 1. Традиционный быт в зеркале русских говоров (Часть 1)

  1. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»: Выбираем место и строим избу.
  2. «Всякая избушка своей кровлей крыта»: Знакомимся с разными типами русских домов и их названиями в русских говорах.
  3. «Сибирь соболями славна»: Узнаем специфику традиционных сибирских жилищ и их названий.
  4. «Всего дороже честь сытая да изба крытая»: Узнаём, из каких частей состоял традиционный русский дом и как они назывались.
  5. «Своя-то избушка, как милая подружка»: Знакомимся с внутренним устройством традиционного русского дома.
  6. «Изба крепка запором, а двор — забором»: Узнаём названия надворных построек.

Модуль 2. Традиционный быт в зеркале русских говоров (Часть 2)

  1. «Чем бы дитя ни тешилось…». Детский быт: Игрушки (Часть 1.  Подражаем взрослым)
  2. «Чем бы дитя ни тешилось…». Детский быт: Игрушки (Часть 2. Погремушки и Куклы)
  3. «Щи да каша – пища наша»: Узнаем названия повседневных русских блюд.
  4. «Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом»: «Пробуем» традиционные русские напитки (Часть 1. Холодные напитки).
  5. «Чай да сахар»: «Пробуем» традиционные русские напитки (Часть 2. Горячие  напитки).
  6. «Молодец в кафтане, девка в сарафане»: «Примеряем» традиционную русскую одежду.

Модуль 3. Обрядовая жизнь традиционного коллектива в зеркале русских говоров

  1.  «В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь». Узнаем, как обряд сохраняет универсальную норму жизни.
  2. «Дай бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить». Сватаем невесту, устраиваем смотрины.
  3. «Что наткалось, напрялось, то и в приданое досталось». Готовимся к свадебным торжествам.
  4. «Дай бог вам любовь да совет». Собираем свадебный поезд.
  5. «Бери, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться». Встречаем молодых в доме жениха.
  6. «Красота приглядится, а щи не прихлебаются».  Садимся за свадебный стол.

Модуль 4. Русский фольклор – устный учебник жизни

  1. «Одному всей премудрости не пройти». Открываем пространство русского устного творчества.
  2. «Непутёвое дитя – горе родителей». Моделируем будущее ребенка в «детском» фольклоре.
  3. «Где песня льётся, там легче живётся». Входим образный строй лирической народной песни.
  4. «Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай». Постигаем представления традиционного человека о законах жизни в сказке.
  5. «Дать слово – дело дворянское, помнить слово – дело крестьянское». Знакомимся со способами хранения словарного запаса говора в метафоре загадки.
  6. «Пословица делам порешница». Определяемся в морально-этических координатах народной жизни через пословицу.

Целевая аудитория курса

Слушатели, интересующиеся русской традиционной культурой, обычаями и фольклорными традициями; в том числе иностранцы, изучающие русский язык в качестве иностранного (неродного).

Курс адресован настоящим и будущим русистам, специалистам в области русского языка и культуры, в том числе волонтерам программы «Послы русского языка».

Необходимый уровень подготовки для изучения курса и для выполнения домашних заданий

Курс не требует специальных и профессиональных знаний и адресован широкой аудитории, в том числе –иностранцам, изучающим русский язык и интересующимся русской культурой. Уровень владения русским языком от А 2.

Длительность курса (в неделях)

4 недели: курс включает 4 модуля.

Общая трудоемкость курса, необходимое примерное время для изучения каждого модуля курса (рабочее время модуля)

Рабочее время модуля – время работы над каждым модулем для слушателя курса – может составлять от 8-10 академических часов, в зависимости от сложности модуля и курса и объёма дополнительных заданий. Объем курса определяется разработанной образовательной программой и составляет 36 ак. час.

Видеолекции составляют около 7 ак.час., самостоятельные занятия – 18 час., практические задания – 3- 6 час., тестовые задания – 1-2 час.

Результаты изучения курса

Курс предполагает совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций в области науки о русском языке и русской культуре.

Изучение курса позволит студентам:

  • Получить знания о репрезентации базовых культурных установок и традиций русского народа в диалектах русского языка;
  • Получить знания о будничной жизни и обрядовых традициях  русского крестьянина, нашедших отражение в материалах говора русского языка;
  • Познакомиться с особенностями различных жанров русского фольклора;

Расширить навыки работы с научной и справочной литературой.

Возможные сопряженные курсы или модули других курсов

  • «Русские диалекты: взгляд из Сибири»
  • «Зарисовки о Сибири: город Томск»
  • «Русский язык как инструмент успешной коммуникации»

Мотивационная фраза

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»Александр Иванович Куприн

Registration

pushkininstitute.ru

6.4. Русская культура

Русская культура большинством исследователей относится к самостоятельному типу, особенности которого диктуются как географическим положением России, так и ее исторической судьбой. Н.А. Бердяев писал: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»268. Исторические судьбы России и Европы разошлись достаточно рано: «Русская культура … росла на земле, по которой не проходили римские легионы, где не высилась готика католических соборов, не пылали костры инквизиции, не было ни эпохи Ренессанса, ни волны религиозного протестантства, ни эры конституционного либерализма»269. Ее судьба была связана с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточной, византийской ветви христианства – православия. Следы монгольского нашествия обнаруживаются не столько в заимствованиях (это часть очень малая словарного фонда, отдельные детали быта), сколько в самом строе русской культуры. Можно отметить высокую роль государства как объединяющего начала, его деспотический характер, одновременно с этим – анархическое начало, выражающееся не столько в любви к свободе, сколько в тяготении к «вольной воле», не ограниченной никакими юридическими нормативами. Русская культура выразила в своих творениях и способность народа к предельному напряжению своих сил, способность к подвигу. Достаточно вспомнить героев романа Л.Н. Толстого – князя Андрея Болконского, мечтающего о величественной и красивой смерти на поле боя, Пьера Безухова, оставшегося в разоренной горящей Москве, Платона Каратаева, для которого подвиг – естественное состояние души. Военная тематика в отечественной литературе, музыке – это тема подвига, самоотверженности. Вместе с тем, многие историки отмечали не воинственный, не агрессивный характер русской культуры.

Вместе с тем, Россия и Европа обречены существовать рядом друг с другом, и не только в силу географического фактора. Веками они смотрелись друг в друга как в зеркало, взаимно притягиваясь и отталкиваясь, иногда противопоставляя себя другому, иногда сближаясь.

Русская культура – это одна из ее особенностей – противоречива, неодномерна. Н.А. Бердяев видел в этом неизбежное следствие противоположных влияний: «Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад… и всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное»270.

Русская культура имеет свои истоки в язычестве. Следы древнейшей культуры имеют возраст не менее 40 тысяч лет (стоянка Костёнки). Русский книжник XII века в «Слове об идолах» называет три этапа язычества славян: требы (жертвоприношении) упырям и берегиням, почитание Рода и поклонение Перуну, Мокоши. Мы можем добавить к этому еще и попытку киевского князя Владимира реформировать язычество на Руси, правда, вскоре он отказался от этой идеи, поскольку язычество не могло выполнить той исторической задачи, которая стояла перед молодым государством. История христианизации Руси обычно связывается с именем князя Владимира, хотя достоверно известно, что и до него среди дружинников были христиане, была крещена и его бабушка княгиня Ольга. Крещение князя Владимира в 988 г. придало христианству на Руси официальный статус и как Рубикон разделило культуру на два периода: дохристианскую культуру Руси и культуру, сложившуюся на основе православия. Выбор православия, т.е. греко-византийского направления христианства, думается, был не случаен, он наиболее соответствовал и политическим задачам и духу русской культуры.

Все главные поворотные моменты в истории русской культуры связаны с ее двойственным положением. К таким моментам относится принятие христианства князем Владимиром, реформы Петра, раскол церкви, события русской революции, перестройка и постперестроечные реформы. Это всегда или прямое заимствование элементов европейской культуры, или хотя бы соотнесение себя с ней. Поэтому не случайным эпизодом является идейное противостояние славянофилов и западников в русской культуре. Это – неизбежный и, наверное, неразрешимый в окончательном виде вопрос о специфике русской культуры и ее путях. Русская культура, как и всякая иная, в своем историческом движении пережила различные периоды. Для ее истории, как и для всякой иной истории, характерна диалектика традиции и новаторства.

Следует обратить внимание на особенности христианизации Руси. Во-первых, это в известной степени была «реформа сверху», княжеский, а не апостольский путь принятия христианства. Во-вторых, Русь принимает христианство в тот момент, когда основные богословские дискуссии (IV и V века) завершились, в эпоху, которую можно назвать «веками богословского молчания». Она воспринимает учение в его уже сложившемся, канонически оформленном виде, «бесспорном». Русь не могла участвовать в этих христианских дискуссиях, поэтому не усвоила культуру философской полемики, диалога, что заложило вектор исторического ее развития и надолго определило характер ее духовной жизни. Возник особый тип святости, выражающий себя не в богословских исканиях, а в особой смиренности. Русская культура не знает срединных форм. В-третьих, продолжительное время вся духовная жизнь на Руси определялась таким феноменом как православно-языческий синкретизм, «двоеверие».

Крещение Руси стало началом многих новых культурных традиций. Византия в тот момент была лидером европейской цивилизации, и вместе с православием Русь восприняла многие ее культурные традиции. Благодаря деятельности просветителей Кирилла и Мефодия оформляется славянская письменность, возникло летописание, начинается распространение образованности. Центрами ученой культуры становятся монастыри, при которых создавались школы, библиотеки, книжные и иконописные мастерские, больницы, приюты. Монастырские земли превращались в образцовые хозяйства, где использовались самые передовые методы сельского хозяйства, рыбоводства, строительства, ремесел, формы организации труда. Например, несколько крупных монастырей на Севере России (Соловецкий, Антониево-Сийский, Ферапонтов, Кирило-Белозерский) способствовали успешной колонизации этого края и превращения его в богатейший и процветающий регион. Складывается русская школа церковного зодчества и иконописания, точнее, школы. Киев становится одним из самых богатых и красивых городов Европы. Принято первое правовое уложение – «Русская Правда». Князь Ярослав, сын Владимира много способствовал развитию культуры. Его главной заботой было создание собственной интеллигенции, слоя образованных людей – ученых, писателей, философов, чтобы Русь не нуждалась более в «импорте» греческих ученых, мастеров и духовенства. Благодаря этой политике князь и получил свое звание Мудрый.

Очень существенное влияние христианство оказало на нравственную сферу, выступая против обычая кровной мести, варварства, грубости. К XI веку Русь входит в число самых развитых стран Европы, число грамотных на Руси намного превышало общий образовательный уровень европейцев. Одно из свидетельств тому – очень большой число найденных берестяных грамот, значительная часть которых была личной перепиской горожан, хозяйственными записями, даже школьными тетрадками.

Этот культурный подъем был прерван в эпоху феодальной раздробленности и монгольского нашествия. Десятки городов были разрушены, памятники архитектуры лежали в руинах, заглохли многие ремесла, мастера были или убиты, или уведены в плен. Феодальная раздробленность и татаро-монгольское нашествие привели к тому, что из единого корня культуры Киевской Руси стали развиваться разные потоки, приведшие в исторической перспективе к трем родственным, но все же различным культурным образованиям – русскому, украинскому, белорусскому.

Падение Византии изменило статус Руси, она осталась единственным независимым православным государством. Великого князя Московского Ивана III стали считать поэтому преемником византийского императора, и за ним утвердился титул царя. И на рубеже XV–XVI веков сложилась концепция «Москва – третий Рим». Ее идеологию выразил в своем письме инок Филофей. Это – еще один поворотный момент в истории России. Историки неоднозначно его оценивают, но одно несомненно – с этого начинаются имперские амбиции и завоевательные устремления Русского государства, что привело к распылению сил, к растрате полученного мощного импульса роста на овладение и охрану огромных территорий. Историк В.О. Ключевский по этому поводу выразился предельно точно: «Государство пухло, народ хирел». Расширение государства, включение в его состав разнородных этнических групп диктовало необходимость культурной интеграции, однако характер царизма сдерживал культурную интеграцию. Целостность территории обеспечивалась централизацией власти, а не единством культуры.

XIV век, как и все время образования нового централизованного государства, – это «второе» начало собственно русской культуры. Это был единый процесс формирования нового государства, которое со времен Ивана III приобретает имя Россия, процесс формирования нового суперэтноса – москалей, великороссов, русских, процесс формирования языка данного суперэтноса и его культуры (XIV–XVI века). Одним из несомненных достижений русской культуры этого периода является расцвет русского иконописания. Наиболее выдающиеся его представители Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Иконописание было «умозрением в красках» (С. Трубецкой).

Одной из главных тем в литературе после Батыева нашествия стала тема борьбы за свободу, осознание необходимости защиты Отечества, тема Куликовской битвы: «Повесть о Меркурии Смоленском», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище».

Развивается жанр «хожения». Купец из Твери Афанасий Никитин является автором произведения «Хожение за три моря». Продолжает расцветать жанр жития, признанным мастером которого является Епифаний Премудрый. Создавались крупные летописные своды, описывающие русскую историю с древнейших времен – Никоновская и Воскресенская летописи, Лицевой свод, Степенная книга. В начале века появился русский «Хронограф», описывавший русскую историю в контексте мировой, в XVI веке были созданы Великие Минеи Четьи, представляющие собою своеобразный свод всей литературы Древней Руси. В XVI веке начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец на Печатном дворе в Москве выпустили первую книгу с выходными данными – «Апостол». Знаковым явлением этого периода является «Домострой», в окончательной редакции которого принимал участие священник Благовещенского собора, ближайший советник царя Сильвестр. В центре внимания авторов «Домостроя» – создание образцового подворья, крепкой, зажиточной, послушной воле хозяина семьи. «Домострой» учил как надо вести человеку «праведное житье», чтобы спасти душу и заслужить похвалу людей.

Усиление государства поставило вопрос об отношениях духовной и светской власти. Сложились две партии: Иосифа Волоцкого (1439–1515), который отстаивал идею экономически сильной и общественно активной церкви, и Нила Сорского (1433–1508), идеолога нестяжателей, отстаивавших независимость духовной жизни от светской.

XVI век знаменовал собою окончание борьбы за самостоятельность русской церкви. Собор 1589 года избрал первого российского патриарха Иова. Независимость русской церкви выражалась и в осуждении культурных влияний, идущих Запада. В них видели отступление от истинной веры. В Европе этого периода происходили важные события в области духовной жизни, от которых Россия в XVI веке оказалась отгороженной. Боязнь подпасть под латинские влияния позже оказалась одной из причин раскола православной церкви. Никоновские реформы (1653-1656) по исправлению церковных книг и порядка некоторых обрядов вызвали настолько серьезное противодействие среди священников и мирян, что церковь раскололась на два непримиримых лагеря. Ревнители старины получили название старообрядцев. Надо сказать, что в основе этого раскола лежит очень сложный комплекс причин. Среди раскольников – люди всех слоев русского общества. Спектр идей очень широк – от боязни чуждых иноземных влияний до утопических идеалов жизни вне государства, крепостного права и посягательств на свободу личности. «Раскольники» вынуждены были уходить в глушь, на Север, на Урал, в Сибирь, спасаясь и от преследований, и от чуждых влияний, в чаянии здесь сохранить «истинную веру». В любом случае, необходимо отметить, что старообрядчество сыграло очень большую роль в развитии русской культуры.

Главной, определяющей тенденцией культуры XVII века является ее обмирщение.

Два события определили и выразили сущность переходного периода культуры XVII века. Во-первых, это раскол Русской Православной Церкви. Во-вторых, это было время встречи культуры России с культурой Запада, благодаря которой в Россию начинают проникать элементы западноевропейской культуры.

Изменяется характер и содержание процесса образования. Появляются школы, в которых наряду с религиозными дисциплинами преподают светские науки: математику, философию, иностранные языки. В 1687 году, в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, созданная по проекту Симеона Полоцкого.

Постепенно меняется характер знания. В целом, оставаясь еще в соответствии с библейской картиной мира, оно начинает впитывать в себя и собственно научные идеи. Благодаря русским землепроходцам расширяется географическое знание, в Тобольске С. У. Ремезовым была составлена первая карта Сибири.

В архитектуре, как светской, так и религиозной, утверждается новый стиль, получивший название «московское барокко». Возникает парсуна – переходная форма от иконы к портрету. Впервые в России формируются зачатки театра. При дворе царя Алексея Михайловича, подписавшего указ о запрещении скоморошества, русского народного театрального действа, немецкая труппа под руководством пастора Грегори показывает спектакли.

Существенным образом меняется характер литературного творчества. Наблюдается усиление индивидуально-личностного начала, возникают новые темы, касающиеся реальной жизни, возникают сатирические жанры. Выдающимся произведением семнадцатого века является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Сам Аввакум есть знаковая фигура XVII века, в его характере переплелись элементы новой и старой культур

XVII век начинается с радикальных реформ Петра I, которые изменили весь образ жизни. Петр I продолжил традицию, которая формировалась в предыдущем веке, и придал новый импульс развитию русской культуры.

Безусловно, лучший памятник Петру – созданный им город. Другим символическим памятником деяний Петра является монумент, воздвигнутый М. Фальконе. Петр, как коня, вздыбил Россию, заставив ее неумолимо двигаться вперед.

В результате целостных преобразований, охвативших все сферы общественной жизни, происходило изменение национальной идентичности. Вместо идеи «святой Руси» утверждается идея служения Отечеству, идея Великой России. В это время в России утверждаются идеи западноевропейского Просвещения, тенденции секуляризации, рушится традиционная для России ценность духовного отцовства (А.М. Панченко) и закладывается модель светской святости.

XVIII век – это и время дальнейшего раскола целостности русской культуры. Формируются различные слои русской культуры, которые начинают отделяться друг от друга.

Реформы Петра I начали процесс изменения культуры на всех уровнях. Меняется быт. Новое летоисчисление, брадобритие, ношение платья европейского образца – все это приметы яростной борьбы Петра против традиции. Формируется новая сфера общения – ассамблеи, что потребовало специальной выучки, этикетного поведения. Ответом на эту потребность явилось появление первого специального наставления – «Юности честное зерцало». Стали входить в практику общегородские празднества, публичные зрелища, устраиваемые в честь побед русского оружия. Закладывается традиция шествий, маскарадов, фейерверков. Яркой чертой культуры этого времени является ее показная театральность.

В 1702 году в Москве вышла первая в России газета «Ведомости о военных делах, достойных знания и памяти, случившихся в московском государстве и иных окрестных странах».

Для решения стратегической задачи – создать сильную и могучую Россию, первому российскому императору потребовались и новые люди, которые были способны реализовать его идеи. Для реализации этой идеи Петр I изменял все уровни культуры. В России появился новый тип учебных заведений, профессиональные училища, которые готовили специалистов. Были созданы различного рода учебные заведения не только для дворянских детей, но и для других сословий. Развиваются естественные и гуманитарные науки, складываются основы исторического и экономического знания. Закономерным следствием развития научного знания первой четверти XVIII века стало создание высшего научного центра в России – Академии наук (1725). Тенденции, сформировавшиеся в эпоху Петра I, получили развитие в эпоху дворцовых переворотов и во времена правления Екатерины II.

Благодаря усилиям М.В. Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет. Во второй половине XVIII века начинает формироваться женское образование, создаются частные пансионы для девиц из привилегированного сословия, а в 1764 году в Петербурге был основан Смольный институт. При Екатерине II появляются школы для мещанок, где обучали различным ремеслам, складывается первая государственная программа образования.

Происходят существенные изменения во всех областях искусства. Уже в петровскую эпоху развивается жанр портрета (И. Никитин, А. Матвеев), который в полной мере расцветет во второй половине XVIII века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Развитие портретного жанра – выражение глубинного духа эпохи Просвещение в России. Наряду с портретом развиваются и такие жанры как исторический, пейзаж, бытовая живопись.

Этот век – век истинного становления русского национального театра. Государственный профессиональный театр был создан в середине XVIII века по указу Елизаветы Петровны на основе труппы Ф. Волкова.

Развитие театра связано с развитием национальной русской драматургии, выдающимся представителем которой был Д. Фонвизин.

Формируются новые черты в музыкальной культуре России, при каждой воинской части создаются духовые оркестры, усваиваются европейские формы камерного музицирования и оперного искусства.

XVIII век по праву считают временем зарождения светской литературы. Ведущим направлением литературного творчества был классицизм, который проявился в творчестве А. Кантемира, В. Тредьяковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова. В поэтической культуре XVIII столетия особое место занимает творчество Г. Державина.

Представителем классицизма был А. Н. Радищев, который в своем известном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» дал широчайшее изображение жизни русского общества последних десятилетий XVIII века.

В конце XVIII столетия начинает складываться новое художественное направление – сентиментализм, ярким представителем которого был Н.М. Карамзин.

Русское искусство XVIII века выросло на почве русского Просвещения. Другим результатом идеологии просвещения явилось зарождение особого слоя людей в русском обществе, аристократов духа – русской интеллигенции, для которой были не только истинные знания, но и совестливость, боль за бытие основной массы населения. Первый русский истинный интеллигент, согласно высказыванию Н. Бердяева, – А.Н. Радищев выразил это в следующих словах: «Я взглянул окрест и душа моя уязвлена стала».

Результатом просвещенческой модели явился «духовно-психологический бицентризм» (М.С. Каган), нашедший воплощение в уже традиционном представлении о двух столицах России, в соперничестве Санкт Петербурга и Москвы как представителей традиционализма и новизны. Позднее эта борьба выразится в соперничестве западников и славянофилов.

Быть может, главным итогом утверждения модели Просвещения в России является то, что Россия закончила эпоху ученичества у Запада и встала вровень с западноевропейской культурой, что в полной мере проявилось в культуре XIX века.

В XIX веке в культуре все большую значимость приобретают тенденции рационализма, утилитаризма, прагматизма, демократизма. Первая тенденция проявилась в развитии просвещения, науки и образования. Уже в 1802 году было учреждено Министерство Народного Просвещения. Начинает увеличиваться количество университетов, к трем уже существующим Московскому, Дерптскому и Виленскому добавились Петербургский, Харьковский, Казанский, Киевский, позднее Томский. Были открыты учебные заведения со статусом высшего – лицеи: Царскосельский, Демидовский, Ришельевский, новые институты, была перестроена сама система образования. Россия была разбита на 6 учебных округов. Центром учебного округа был университет, при нем в губерниях гимназии, в уезде училища.

Реорганизация системы образования принесла свои плоды и в XIX веке русские ученые сделали открытия мирового уровня: неэвклидова геометрия Н.И. Лобачевского, работы в области физики, химии Н.И. Зимина, труды в области эмбриологии и иммунологии И.И. Мечникова, исследования в области физиологии И.М. Сеченова. В 1821 году была открыта Антарктида, под эгидой Русского географического общества были осуществлены исследования П.П. Семенова-Тянь-Шанского, Н.М. Пржевальского и Н.Н. Миклухо-Маклая.

Развиваются гуманитарные науки, прежде всего, история. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский заложили основы истинной исторической науки.

Совершенствовалось и развивалось женское образование. В 1878 году в Санкт-Петербурге были открыты Высшие женские курсы (Бестужевские). Во второй половине XIX века развивались земские школы. Многие народы России впервые обрели письменность. Стали издаваться книги на языках народов Поволжья.

XIX век – эпоха зарождения русской философской мысли. Первый русский оригинальный мыслитель П. Чаадаев знаменитым «Философическим письмом» спровоцировал спор западников и славянофилов, обсуждавших различные пути России в будущее. Во второй половине XIX века благодаря творчеству В.С. Соловьева сформируется мощное направление русской религиозной мысли.

В художественной культуре начала XIX века сильны романтические тенденции, а затем утверждается реалистическая эстетическая программа. Театр А.Н. Островского, творчество передвижников, представителей объединения «Могучая кучка» – наиболее яркое выражение реалистических принципов в разных видах художественной деятельности в России XIX века. Для реалистической эстетической парадигмы характерно было обращение к темам национальной истории, правдивое отражение жизни всех слоев российского общества, критический пафос крепостнических порядков.

Наиболее ярко особенности русской культуры XIX века воплотились в литературе. Начало столетия недаром называют «Золотым веком» русской поэзии. Это необъяснимое чудо. На небольшом пространстве в небольшой промежуток времени родилось целое созвездие поэтов первой величины: А.С. Пушкин, К. Батюшков, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, Н. Языков, П. Вяземский. Середина и вторая половина века – расцвет великой русской прозы. Творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова вошли в сокровищницу мировой культуры.

Свое великолепное завершение тенденции культуры XIX столетия получили в период «Серебряного века» русской культуры. В это время в полной мере выразился гений русской культуры, ее потенциал, достижения русской культуры стали оказывать мощное стимулирующее воздействие на западноевропейскую культуру.

Каковы основные тенденции культуры «Серебряного века»? Прежде всего, это дух творчества, свобода творческого самовыражения во всех сферах культуры. Поражает многообразие художественных стилей и направлений. Символисты и акмеисты, имажинисты и футуристы в поэзии, театр Станиславского и театр Мейерхольда, Комиссаржевской и Таирова, традиции реалистического изобразительного искусства, творчество представителей «Мир искусства» и абстракционизм в живописи.

Кроме того, в культуре «Серебряного века» очень сильна тенденция синтеза, стремление убрать границы между религией и наукой, философией и искусством, между отдельными видами художественной деятельности. Искусство начинает впитывать в себя то, что до этого находилось за границами искусства, художник стремится перенести свое творчество в реальную жизнь.

Конечно, следует отметить и внутренний драматизм культуры «Серебряного века». Казалось бы, что судьба русской культуры в следующем столетии будет прекрасной, принесет еще более великие достижения в области философии, искусства, науки, но XX век оказался трагической страницей в истории русской культуры.

1917 год положил начало трагическому периоду в истории русской культуры. Революции происходили во все времена и во многих странах, и везде они оказывали мощное воздействие на судьбы различных культур. Но то, что произошло в России, выбивается из общей исторической логики, в большей, чем где бы то ни было, трагедии.

Трагизм русской культуры выразился не только во внешнем ее распаде, в результате чего сформировалось русское зарубежье, но и в глубинной сути того, что осуществлялось на исторической территории России. Новый исторический феномен, возникший в пространстве XX века, получил название советская культура. В связи с этим, прежде всего, следует уяснить, какого содержание данного понятия. Возможно выделить, по крайней мере, два очевидных смысла. Во-первых, под советской культурой можно понимать бытие русской культуры в определенном временном промежутке. Этот хронологический подход правомерен, но он не дает возможности понять содержательную определенность культуры, а потому, во-вторых, термин «советская культура» может быть использован в качестве обозначения особого типа культуры, ее содержательной конкретности на определенном этапе исторического развития. То есть возникает главный вопрос: можно ли говорить о советской культуре как о самостоятельном типе культуры, обладающим свое собственной природой и формами? Если ответ «да», то следует охарактеризовать специфические особенности этого типа культуры.

Прежде всего, это была искусственная культура, которая создавалась сознательно, по плану271. Старый мир отвергался целиком, он должен был быть уничтожен как некая целостность. Целевая задача заключалась, чтобы сознательными стремлениями построить новый мир и его культуру. Быть может, наиболее яркой форме это желание было выражено в теории А.А. Богданова о пролеткульте. Культуру хотели взращивать как сельскохозяйственную культуру, используя методы И.В. Мичурина, и, что еще горше, методы Т.Д. Лысенко. Феномен последнего потому и смог осуществиться, что он наиболее в одиозной форме явил собою принципиальный способ «творения» новой культуры.

Как искусственно создаваемая культура, советская культура дистанцировалась от традиций, гордилась свое новизной. «Довольно жить законом / Данным Адамом и Евой» – поэтически выраженная принципиальная позиция на отрицание связи с прошлым. Символическим актом разрыва с культурной традицией является знаменитый «философский пароход» 1922 года, когда власть вытолкнула за пределы своего государства цвет русской культуры «Серебряного века».

Как следствие искусственного характера советская культура насаждалась, навязывалась, она как бы спускалась сверху и должна была быть усвоена населением. Советская культура – культура дисциплины, она была ориентирована на власть. Культура теряла свою самодостаточность и самоценность и превращалась в средство для реализации политических и идеологических целей. Поэтому культура была политизирована. В сфере культуры допускалось лишь только то, что было способно работать на задачи государства и власти. Философия переставала быть собственно философией, переставала быть формой свободного мышления, она должна была на философском языке обосновывать правомерность социалистической революции и доказывать возможность коммунистического строения. В сфере искусства допускалось только то, что было способно формировать новый тип советского человека. Идея соцреализма была порождением тоталитарной системы власти. Искусство соцреализма – заказное искусство, выполняющее волю власти. Насилие над природой художественного творчества сказывалось трагически на судьбах художников. Речь в данном случае не только о тех, кто был осужден, оторван от письменного стола и художественной мастерской, не только о тех, кто был физически уничтожен, но и о тех, кто имел физическую возможность творить. Судьбы Маяковского, Шолохова, Пастернака, Булгакова, Мейерхольда многих других, коим нет числа, так же трагична, как и тех, кто был убит или находился в ссылке.

Наконец, советская культура при всем своем формальном атеистическом характере, по сути, была пронизана религиозным духом, все, что не укладывалось в жесткие границы, прокрустово ложе советской идеологии отторгалось, было ересью, чуждым явлением, и официальной критикой, и цензурой изгонялось и уничтожалось.

Очерчивая абрис сущности советской культуры, следует помнить, что реальное бытие русской культуры в советскую эпоху было намного полнее, глубже, чем обрисованная схема. Во-первых, продолжали действовать традиции «Серебряного века», во-вторых, в недрах самой советской культуры действовали талантливые люди, которые силой своего таланта преодолевали границы официальной культуры. Наконец, в-третьих, сама советская действительность исторична, она проживала разные эпохи, и конкретный социально-исторический контекст приводил к тому, что создавались культурные ценности мирового значения.

Можно выделить несколько этапов советской культуры. В первые десятилетия послереволюционной России еще мощно сказывались традиции русской дореволюционной культуры, у советской власти были иные проблемы, еще ощущался дух творчества, свободы, поиска во всех сферах культуры. 30-40-ые годы – это эпоха целенаправленного воздействия власти на культуры, выработка методов и средств ее контроля. Именно в это время создаются творческие союзы, своеобразная политика «кнута и пряника» по отношению к художественной интеллигенции, но оформляется концепция соцреализма, поддерживаются те области научных исследований, которые напрямую работают на военно-экономическую мощь нового государства.

Военные годы характеризуются ослаблением «политической удавки», даже главный политический враг – религия – получает большее пространство для осуществления своей деятельности. Искусство этой поры выполнило важную историческую миссию – взращивало в душах людей надежду на победу, культивировало чувство патриотизма, вселяя дух оптимизма.

Особая страница в истории культуры советского периода – эпоха «оттепели». Разоблачение культа Сталина, первые бреши в железном занавесе способствовали небывалому взлету творческого потенциала, чувство свободы и надежда на развитие гуманистических и демократических начал жизни также немало способствовали творчеству в области науки, искусства, техники.

Конечно, эпоха «оттепели» была внутренне драматична, и в последующие десятилетия, которые называются эпохой застоя, негативные стороны проявились в полной мере, что вызвало новую волну эмиграций и движение диссидентов, и молодежную контркультуру.

Последнее десятилетие XX века в связи с распадом социалистического государства была уничтожена стена, разделявшая две ветви русской культуры XX века. В российское культурное пространство вошли достижения культуры русского зарубежья272.

Контрольные вопросы

  1. В чем, как вы считаете, проявляется синкретический характер первобытной культуры?

2. Назовите основные функции института табуации и инициации в первобытную эпоху.

  1. Каковы специфические черты Древних цивилизаций?

  2. Основные признаки и характерные черты античной цивилизации.

  3. Какие основания позволяют считать Эллинизм синтезом греческой и восточной культурных традиций?

  4. «Римский миф» и особенности римского исторического сознания.

  5. Что такое Веды, каков их состав и место в индийской культуре?

  6. Каковы основные черты классического индуизма?

  7. Что представляют собой четыре благородные истины в буддизме?

  8. Каковы основные направления буддизма, в чем их различия?

Литература

Алексеев В.П. Становление человечества. Л., 1984

Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998.

Баткин Л. М. Культура Возрождения: проблемы и люди. М., 1995.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2003.

Васильев Л. С. История религий Востока. Уч., Гл. 4. М., 2001

Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М.,

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984

Дмитриева. Краткая история искусств. Вып. 1 – 4.

Древние цивилизации. М., 1989

Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. М., 1998.

Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Культура древнего Рима: В 2-х тт. М., 1985.

studfiles.net

Русская традиционная культура. Народные песни, традиции, обряды, ремесла, календарь

Приветствуем Вас на начальной странице узла

Copyright © Folk Все права защищены.

Русская традиционная культура. Главная.

Ансамбль сибирской песниФольклорная студия "На Дербеневке"Диск ансамбля "Домострой"Ансамбль "Домострой"Диск фольклорного ансамбля "Древо"Фольклорный ансамбль "Древо"Ансамбль "Казачий круг"Фольклорные ансамбли на узле Русские традиции"Казачiй кругъ" в Казачьей энциклопедииВольное товарищество "Казачiй кругъ""Казачiй кругъ" в Казачьей энциклопедииКлуб русских единоборствФольклорные ансамбли на узле Русские традицииФольклорный ансамбль КрАсотаФольклорный ансамбль КрАсота"Лизавица"  Народный Фольклорный ансамбль"Лизавица"  Народный Фольклорный ансамбль"Млада"  Народный Фольклорный ансамбльФольклорный ансамбль Московской КонсерваторииДетский Фольклорный ансамбль  "Московиты""Московиты" в КремлеАнсамбль "Народная Опера"Ансамбль "Нерехтские рожки"Ансамбль "Нерехтские рожечники"Дискография Ансамбля "Народный праздник"Экспедиция "Народного праздника" в ЛиновоМосковский Фольклорный ансамбль "Народный праздник"Фольклорный ансамбль Дмитрия ПокровскогоФольклорный ансамбль Дмитрия ПокровскогоФольклорный ансамбль "Русская музыка"Ансамбль "Сирин"Ансамбль “Соловка”Ансамбль казачьей песни "Станица"Ансамбль "Сторонушка донская""Сударушка" детский ансамбльАнсамбль "Веретенце"Фольклорный ансамбль "Ветка""В славном городе Воронеже" Диск 2 ансамбль "Воля"Фольклорный ансамбль "Воля"Фольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураГилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. АудиоприложениеГилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчествуКалужская народная вышивкаСВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХФЕСТИВАЛЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА ПРОПАГАНДЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВАФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА КУБАНСКИХ КАЗАКОВ В КОНЦЕ XIX ВЕКАИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАЗАЧЕСТВАПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫКУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА КАК СИНТЕЗ ТРЕХ КУЛЬТУРСПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА КАК СРЕДА КОММУНИКАЦИИНЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОСИ КАЗАКОВОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ НА КУБАНИПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ И ГОСТЯМ ФЕСТИВАЛЯ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКАПРОГРАММА СТАТИСТИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТМАЙКОПСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА НАРОДНОГО ИСКУССТВАОт составителейНАРОДНЫЕ КАЗАЧЬИ ВИДЫ СПОРТА - РЕЗЕРВ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯКАВКАЗСКИЕ ТАНЦЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КУБАНИТРАДИЦИОННАЯ культура В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАЗАЧЬЕЙ МОЛОДЕЖИ В РАЙОНАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ ШКОЛЫ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫРепертуарная библиотека РодникаЧастушки на узле Русская традиционная культураЧастушки на узле Русская традиционная культураЧастушки на узле Русская традиционная культураЧастушки на узле Русская традиционная культураЧастушки на узле Русская традиционная культураЧастушки на узле Русская традиционная культураСодержание узла "Русская традиционная культура"Государственный республиканский Центр русского фольклораФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураДмитриев деньВсероссийский фольклорный фестиваль "Фольклорная весна"Календарный план IV Всероссийского фестиваляСправка по IV фестивалю "Фольклорная весна"Семинар "Казачий Спас"Масленица в ВологдеМасленица в поселке ПежмаВсероссийская творческая мастерская "Музыкальный фольклор и молодежь"Покров в Краснопресненском парке г. МосквыФестиваль"Радуничное Воскресение"Вербохлест в Краснопресненском парке г. МосквыФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураЖенские именаGordeiМужские именаНародный русский именослов на узле Русская традиционая культураРусская традиционная культура. Народные песни, традиции, обряды, ремесла, календарьЖурнал ИСТОКИ №2 на узле Русская традиционная культураВ помощь специалистуИнформация 1Информация 10Информация 11Информация 12Информация 2Информация 3Информация 4Информация 5Информация 6Информация 7Информация 8Информация 9В помощь специалисту  Выпуск 12Информация 1Информация 10Информация 11Информация 2Информация 3Информация 4Информация 5Информация 6Информация 7Информация 8Информация 9В помощь специалисту  Выпуск 15Регистрационная форма (заявка)ЗаявкаЗаявкаЗвуковое приложение к альманаху Русская традиционная культура 1-98Звуковое приложение к альманаху Русская традиционная культура 2-98Содержание альманаха  "Русская традиционная культура"Русская традиционная культура 1-98Русская традиционная культура 2-98Песни среднего приобьяГадания и присухиСписок иллюстрацийПредисловиеПриложениеПримечанияРусская традиционная культура 1,2-96СвяткиВечеркиБалладыБыличкиДуховные стихиИсторические песниЛирические песниПесенкиПословицы и поговоркиПредания и легендыПредисловиеПриложенияПриложенияПриложенияПримечанияПримечанияПримечанияПримечанияПрипевки, частушкиФольклор Калужской губернии в записях и публикациях XIX - начала XX вековЗагадкиСказкиСкоморошиныСодержание альманаха "Традиционные промыслы и ремесла"Фольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураРусские традицииРусские традицииФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураМолитва о спасении Державы РоссийскойСвердловский областной Дом фольклораСодержаниеЗВУКОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕПроектПроектПроектПроектПроектСеверные районы. СВЯТКИСеверные районы. КРЕЩЕНЬЕСеверные районы. СУПРЯДКИСеверные районы. МАСЛЕНИЦАСеверные районы. ВЕЛИКИЙ ПОСТСеверные районы. ПАСХАСеверные районы. ЕГОРЬЕВ ДЕНЬСеверные районы. ТРОИЦАСеверные районы. ИВАНОВ ДЕНЬСеверные районы. ЖАТВАСеверные районы. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИСеверные районы. ХОРОВОДНЫЕ, ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИСеверные районы. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯДСеверные районы. СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИСеверные районы. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯДСеверные районы. ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ культураСеверные районы. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛАСеверные районы. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛАУКАЗАТЕЛЬГде ходили, где гуляли колядовщичкиСОДЕРЖАНИЕ ФОТОАЛЬБОМАМузыкально-этнографическое отделение Санкт-Петербургской Государственной КонсерваторииО ПРОГРАММЕОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИТРАДИЦИОННАЯ культура ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯСеверные районы. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛАГлавный информационно-вычислительный центрЦентр традиционной культуры южного Подмосковья "Истоки"ЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЮжнопортовыйЦентр детского творчества "Южнопортовый"Центр детского творчества ЮжнопортовыйТворческий центр "Казачий круг"Региональный Центр казачьей культурыКонкурс методической литературы по казакам Верхнего и Нижнего ДонаЗаявка на участие в конкурсе методической литературыРусский дом народных традиций "КрАсота"Фольклорная комиссия Союза композиторов РоссииООО "Музыкальный фольклор"Российский НИИ культурного и природного наследияФОНОГРАММАРХИВ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ)Российский фольклорный союз ПРАЙС-ЛИСТ АудиокассетыРоссийский фольклорный союз ПРАЙС-ЛИСТ CDИздательские планы Российского фольклорного Союза на 1998 годРоссийский фольклорный Союз ПРАЙС-ЛИСТ ЛитератураРоссийский фольклорный союзCеминары - практикумы Российского фольклорного союзаУстав Российского фольклорного союзаРоссийский фольклорный Союз ПРАЙС-ЛИСТ ВидеоРодникРодникРодникРодникРодникРодникФотоальбом РодникаКниги  издательства "РОДНИКЪ"Отдельные книги  издательства "РОДНИКЪ"Подписка 99ВЫШЛИ В СВЕТ в 1996 - 98 г.г.ООО Издательство "Родникъ"Видео приложения к альманаху "Русская традиционная культура"Русское культурное обществоСтудия ФранжеликаРеер Марина ЮрьевнаMagija Home PageВышли в светВсероссийский центр художественного творчестваВыйдут в светДискография молодежного центра "VETKA"Молодежный центр "VETKA"Вологодский государственный педагогический УниверситетДостают колокол, затонувший при перевозке по реке в 30- е годы.Фольклорный ансамбль на фестивале в селе ПежмаБригада местных ребят, принимающих участие в восстановлении храма БогоявленияНа концерте фольклорных коллективовФотоальбомФотоальбомФотоальбомРазрушающийся храм - памятник деревянного зодчества на Русском СевереХрам Богоявления Господня в селе Пежма Архангельской областиХрам Богоявления Господня в селе Пежма Архангельской областиДети - студийцы на праздничном обедеПоют песни-колядки, желают счастьяГруппа местных жителей, принимающих участие в восстановлении храма БогоявленияЧлены православной общины села Пежма вешают колокол на колокольне храмаДелаем Рождественскую звезду под руководством старшихПоследние местные исполнители на тальянкеНа традиционном празднике в селе ПежмаЧлены православной общины села Пежма вешают колокол на колокольне храмаЧлены православной общины села Пежма вешают колокол на колокольне храмаВосстановление храма Богоявления ГосподняВид села Пежма с рекиЦентр народной традиционной культуры "Высокуша"Фольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураБанин Александр АлексеевичЧернова Лариса МихайловнаДавыдов Дмитрий ЮрьевичЛобанов Михаил АлександровичПубликации  М.А. ЛобановаМорозов Игорь АлексеевичСписок публикаций Морозова Игоря АлексеевичаКниги Науменко Георгия МарковичаНауменко Георгий МарковичПестерев Евгений ВитальевичПорвин Валерий ВикторовичВладимир СкунцевВладимир СкунцевШантаренков Николай НикифоровичВячеслав Михайлович ЩуровВячеслав Михайлович ЩуровСмирнов Дмитрий ВладимировичСоколова Алла НиколаевнаСысоева Галина ЯковлевнаФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураРемесла.Городецкая роспись .Северная ДвинаХохломская росписьХохоломская росписьНародная игрушка.ЛитератураВышивка.Северная Двина. Пермогорская росписьСеверная Двина. Пермогорская росписьВышивка.Ремесла.Городецкая роспись .Северная ДвинаХохломская росписьХохоломская росписьNew DocumentРемесла.Северная Двина. Пермогорская росписьСеверная Двина. Пермогорская росписьВышивка.Фольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураМужские песни в женском исполненииОб эротических плясках кареловЭтикет поведения князя перед боемВесенняя обрядность в Нижегородской областиНаблюдения над современной традицией гармошечной игрыМолодежное фольклорное движение“Гудошная традиция”Первые этнографические концерты в МосквеРусский медвежий бойПастушьи традиции новгородской и тверской областейПолиция - милиция в Вятской мужской частушкеСохраним вечные ценностиКавказские танцы в традиционной культуре КубаниО специфике и многообразии фольклора туристовФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культураПодпрограмма «Этнос»Образовательная программа "Этнокультурные традиции Урала"О программе "Народоведение"Образовательная программа музыкально-этнографического отделения Санкт-Петербургской КонсерваторииФольклорные ансамбли на узле Русская традиционная культура

www.ru.narod.ru


Смотрите также