Культура русского народа


Культура русского народа

Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов

КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА

________________________________________

ОБЫЧАИ * ОБРЯДЫ * ЗАНЯТИЯ * ФОЛЬКЛОР

Санкт- Петербург

«ПАРИТЕТ»

2005

ПРОТИВ НЕБА-НА ЗЕМЛЕ

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе.

Так начинается известная сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Обрати­те внимание на эту строку: «Против неба – на земле». Небо и земля для человека были средоточием всего, что есть в приро­де. Солнце и дожди с небесного свода со­гревали и увлажняли землю, а она растила травы, цветы, деревья, давала пищу чело­веку и животным. От земли люди корми­лись, на земле выращивали хлеб, пасли скот, строили дома... В народных сказках и песнях часто встречается выражение «мать сыра земля» - кормилица, источник сил и здоровья. Когда человек завершал свой жизненный путь, его тело находило упокоение в земле, а душа продолжала свой путь – на небо.

Такая близость к природе породила осо­бое мировосприятие, глубоко укоренившее­ся в сознании людей, способствовала появ­лению различных обычаев и обрядов, корни которых уходят в глубину веков.

Современному человеку кажется, что он очень далеко ушел от традиционной культуры. В конце концов, что его в XXI веке связывает с далекой эпохой, со старинным укладом жизни? Но стоит более внима­тельно понаблюдать за нашим бытом и по­ведением, и мы с удивлением увидим, что наша жизнь пронизана многочисленными обычаями, представлениями, верованиями, смысл которых утрачен. Однако мы все равно делаем так, потому что именно так поступали наши предки.

Со временем значение многих обрядов было забыто, некоторые из них превратились в своеобразную игру, забаву (прово­ды зимы, хождение ряженых по дворам, гадания, свадебные обряды и т. д.), но тем не менее сами обряды живут и доныне. И, возводя за городом современный коттедж по проекту модного архитектора и дизайнера, с камином вместо традиционной печи, хозяин дома при его закладке замуровыва­ет под фундаментом деньги, запускает пер­выми в новое жилище кошку или собаку. Такова традиция, хотя почему так надо делать, мало кто знает.

Спрашиваете ли вы себя: почему нельзя здороваться через порог, почему рассыпать соль – плохая примета, кто такой ле­ший, откуда взялись русалки и т.д.

Ответы на эти и на многие другие во­просы вы найдете в нашей книге. В ней рассказывается о русской деревне, о сим­волике крестьянского дома, в которой отразились древние космические представления людей, о народном календаре. Этот календарь без преувеличений можно на­звать своеобразной «энциклопедией», ведь именно в нем закодирована вся жизнь на­рода: его знания, опыт, обычаи, обрядо­вые праздники, наблюдения за природой, приметы погоды, прогнозы на урожай, сро­ки проведения сельскохозяйственных ра­бот, которыми нередко многие пользуются и сегодня. Вы узнаете о происхождении различных праздников, о возникновении тех или иных обрядов.

Мир человека был полон волшебства, чудес, он населен разными духами (нежитью), которые являются неотъемлемой ча­стью природы. А раз эти существа обитали рядом с людьми, с ними приходилось как-то уживаться.

Так появилась сложная сис­тема взаимоотношений с лешими, кикимо­рами, овинниками и прочей нечистью.

Любопытно, что такие представления о духах, природе и сезонных явлениях прекрасно уживаются в сознании народа с хри­стианской религией, хотя Церковь отрица­тельно относится к подобным суевериям.

Немало традиций и обычаев родилось в процессе крестьянского труда на земле. Далеко не все они сохранились до наших дней, но воспоминания о них живут в пословицах, поговорках, песнях, загадках: «Хлеб - всему голова», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «C дураком говорить, что солому молотить», «Пять овечек стог подъедают, а пять прочь отбегают» (прядение льна) и т. д.

Государство создавало законы, но они не мог ли охватить всю сложную систему взаимоотношений между людьми. Это де­лали обычаи, этические правила, которы­ми руководствовалась многочисленная семья с разветвленными родственными свя­зями, деревенская община, или, как тогда говорили, мир.

Элементы традиционного народного быта передавались из поколения в поколе­ние. Сегодня ученые-этнографы из этих осколков, как из кусочков мозаики, скла­дывают картину русской народной куль­туры. В слово «русский» мы отнюдь не вкладываем узкоэтнический смысл. Ведь русская культура создана и продолжает жить благодаря людям, представляющим различные народы нашей многонациональ­ной страны. Об этой культуре и пойдет рассказ в нашей книге, которая описывает быт российской деревни середины XIX­ начала ХХ века. Конечно, сегодня жизнь очень изменилась, эти изменения затрону­ли не только город, но и деревню. Тем не менее и в XXI веке люди продолжают работать на земле, выращивают хлеб и скот и сохраняют обычаи предков. А некото­рые, казалось бы, навсегда забытые обря­ды возрождаются, обогащая народную культуру новыми красками.

В конце книги мы поместили «Прило­жение», в котором читатель найдет рецеп­ты приготовления некоторых традицион­ных блюд русской кухни (в том числе и обрядовых), описание народных игр, га­даний, обрядовые песни, заклички, причитания, а также даты важнейших «двунадесятых» церковных праздников.

­

ВЫЙДУ НА УЛИЦУ, ГЛЯНУ НА СЕЛО...

Древняя Русь – страна лесная. Понятие «степь» в сознании человека связывалось с враждебными кочевыми племенами, ко­торые часто тревожили своими набегами южные окраины Русской земли. Лес ук­рывал от врагов, одевал, кормил, давал материал для строительства жилья. Из де­рева возводились дома и храмы, крепости и мосты. Русский человек издавна был искусен в обращении с деревом: домашняя утварь, орудия труда, посуда, украшения, обувь - все это изготавливалось из подруч­ного материала - из дерева.

Правда, дерево недолговечно, оно гни­ет, гибнет в огне пожаров, но зато лес всегда под рукой, и рядом со сгоревшей постройкой быстро возникала новая, еще краше. Строили («рубили») быстро, лад­но, красиво.

Вид на село.

Худ. И. Я. Билибин. Ко полуноче и двор поспел:

Три терема златоверховаты,

Да трои сени косящетыя,

Да трои сени решетчетыя.

Хорошо в теремах изукрашено:

На небе солнце – в тереме солнце,

На небе месяц – в тереме месяц,

На небе звезды – в тереме звезды,

На небе заря – в тереме заря

И вся красота поднебесная­ –

так описываются новые хоромы в былине «Про Соловья Будимировича».

Место для поселения тоже выбирали не случайно, а с мудрым расчетом. Дороги в лесу прокладывать было трудно, основ­ными транспортными путями служили реки. По их берегам и возникали деревни, села, хутора. Река – источник воды и очень удобная дорога: летом на лодках, зимой по ровному санному пути можно было перевозить самые разные грузы. Впрочем, не только реки привлекали людей.

Общий вид деревенской улицы.

Ленинградская обл. Фото начала XX в.

Поселе­ния возникали по берегам озер, на водо­разделах, и каждое из них удивительно удачно вписывалось в ландшафт, было непохоже на другие. Известный путе­шественник и этнограф И. Г. Георги еще в XVIII веке в своем труде «Описание всех обитающих в Российском государстве на­pодов» отмечал: «Жилище россиян суть: города, предместья, крепости, волости, мес­течки, села, деревни, погосты, сельцы, ху­торы, усадьбы... загородные дворы, дачи, остроги…»

В течение столетий складывались раз­личные типы поселений, раскинувшихся по всей Руси. Все они разные, непохожие друг на друга. Один из древнейших ­деревня: селение без церкви, с небольшим количеством дворов и прилегающими зе­мельными угодьями. Село - это уже круп­ный населенный пункт, в котором находи­лась церковь. В Х веке, когда появилось это название, оно обозначало княжеское загородное имение с челядью и двором. Вокруг села объединялось несколько деревень. В больших селах устраивались тор­говые ярмарки, на которые съезжались крестьяне не только из ближайших окрестностей, но и из отдаленных уездов.

У слова «погост» было несколько зна­чений: так назывался сельский приход из нескольких деревень при одной церкви; отдельно стоящая церковь с кладбищем, домами священника и храмовой прислуги. Позднее это название закрепилось за церковью с кладбищем. Даже и присловье сложилось: «Несут гостя до погоста». В древности же это слово имело совсем другое значение. Когда князья со своими дружинами объезжали подвластные им земли, собирая дань, они останавливались в заранее назначенных селениях. Сюда свозилась из окрестных деревень подать, приходили люди, чтобы искать у князя защиты от обид. Здесь постоянно прожи­вал княжеский управляющий, который при­сматривал за имением своего господина в его отсутствие. Эти селения и прилегав­шие к ним земли назывались погостами, в них нередко останавливались проезжие, чувствовавшие себя в относительной безопасности за крепостными стенами.

В Орен­бургской губернии еще в XIX веке по­гостом называли стоявший на отшибе постоялый двор, где останавливались про­езжающие.

Ближе к городу располагались крупные многодворные поселения – слободы, жите­ли которых занимались не земледелием, а ремеслами или находились на государе­вой службе. Так возникли ямские, солдат­ские, матросские, пушкарские, стрелецкие, сокольничьи слободы.

Зачастую, когда го­рода разрастались, слободы попадали в их границы, еще долго сохраняя свои назва­ния. На севере и в средней полосе России слободами назывались улицы или только их концы.

Шатроновая церковь. Олонецкая губерния.

Фото начала ХХ в.

Покоеобразный тип двора с типичными воротами под отдельной

двускатной крышей. Поволжье. Фото начала XX в.

Совсем рядом с городскими стенами или вокруг центрального городского сооруже­ния – кремля строились посады (от слова «посадити», устроить). В посадах сели­лись ремесленники и купцы, рядом с дома­ми они строили свои мастерские и лавки. В Московском государстве посадские люди составляли основную массу городского на­селения.

Но вернемся к деревне (или к селу, так как различия между большой деревней и маленьким селом достаточно условны). Русская деревня - это целый мир, который живет своей внутренней жизнью, богатой событиями, наполненной глубинным смыслом. Этот мир не всегда открывается слу­чайному человеку, и чтобы познать его, нужно слиться с деревенским бытом, уви­деть деревенскую жизнь изнутри.

На площади или на пригорке возвыша­ется церковь. К самому небу тянутся ее луковки-купола, увенчанные крестами. Иногда церковные купола напоминают шеломы древних витязей, а в некоторых областях России сохранились старинные шатровые храмы: их кровля подобна ост­роконечному шатру.

Как правило, церковь посвящалась ка­кому-нибудь святому, и самым большим местным праздником – престольным – счи­тался день почитания этого святого по церковному календарю.

Вдоль деревенских улиц тянутся дома, рубленные из прочных бревен. Деревни в переписи считались не по домам, а по числу дворов. Крестьянский двор, помимо жилого дома, включал в себя целый ком­плекс строений. На огромной территории расселения русских существовали разно­образные дворы. В северных, централь­ных нечерноземных губерниях Европей­ской России и во многих районах Сибири, там, где суровый климат и снежные зимы, все хозяйственные помещения двора вплотную примыкали к дому (за домом или рядом) и располагались под общей кры­шей. На Среднем Поволжье, в Волго-Ок­ском и Вятско-Камском междуречьях строили дворы в виде буквы П огораживая их забором с воротами. В южнорусских гу­берниях строили дворы-крепости – дом на­ходился в глубине участка, а на улицу выходили лишь глухие стены хозяйственных построек. Крестьянская усадьба огораживалась высокой крепкой оградой с плотными воротами. Здесь приусадебные постройки в основном строили в сто­роне от жилья, на хозяйственном дворе, чтобы в случае пожара огонь не переки­нулся на дом.

На краю усадьбы, на ее дальнем конце, располагалось гумно – место для складывания снопов, их просушки и обмолота. На гумне устраивали открытый или кры­тый ток. Открытый ток - это плотно ут­рамбованная земляная площадка, возвышающаяся в середине и покатая к краям. На севере крытый бревенчатый сруб гумна имел двое сквозных ворот, через которые снопы завозили внутрь. Пол выкладывал­ся из широких тесаных плах.

Неподалеку от гумна располагался овин. Перед обмолотом здесь сушили снопы, чтобы зерно легче отделял ось от колоса. К большому срубу пристраивалась клеть поменьше. В большом помещении наверху устраивали из жердей колосники, на которых сушили снопы. В пристройке соору­жали печь, из которой дым и нагретый воздух через щели между бревнами попа­дали в сушильное отделение и, поднима­ясь вверх, подсушивали снопы, разложен­ные на колосниках. Когда топилась печь в овине, приходилось постоянно караулить, чтобы от слишком сильного огня не случился пожар. Но все равно из-за неосто­рожного обращения с огнем овины нередко горели.

На дворе, но чаще напротив домов, на гумне, за околицей, стояли амбары. Здесь были устроены сусеки (закрома, засеки)­ лари из прочных досок с крышками. В них ссыпали обмолоченное зерно, муку. В ам­барах на горизонтальных жердях развешивали заготовленную пряжу, одежду, шкуры животных. Многое из крестьянско­го добра складывалось в амбарах в бочки, кадушки, сундуки.

В границах двора размещались конюш­ня, сеновал – сарай, куда складывалось высушенное сено, хлев для домашнего скота и другие постройки.

Крестьянский дом. Олонецкая губерния.

Фото начала XX в.

Внешний вид усадьбы (летняя и зимняя избы).

Южно-русский тип застройки. Орловская губерния.

Фото начала XX в.

На берегу реки или озера ставились бани, у каждой семьи – своя, но иногда строили одну на несколько семей. Баня в жизни русского человека играла важную роль: в ней мылись, веником и жаром лечили болезни, даже рожали порою тоже в бане. Лучше всего о значении бани гово­рят пословицы: «Баня – мать вторая», «Баня парит, баня правит», «Баня все гре­хи смоет».

Строилась баня просто, без затей, но в то же время все в ней было продумано. Вытянутый сруб разделен на две части: маленький предбанник и более просторное отделение, где парились и мылись. В углу у порога устроен очаг или калильная печь, каменка. Это искусно сложенная груда камней с отверстием для топки. Печи с трубами в банях появились довольно поздно, поэтому топили по-черному. Дым из очага поднимался вверх и выходил через воло­ковое окно.

Когда камни раскалялись, а сама баня достаточно прогревалась, ее проветривали, окно закрывали вытяжной доской и на некоторое время оставляли баню «выстаиваться», чтобы удалить угар­ный газ.

Воду грели древним способом: в дере­вянные бочки заливали холодную воду, а потом бросали в нее раскаленные камни. Вода нагревалась так, что кипела ключом.

Вдоль стен стояли лавки, а у дальней от двери стены устраивал ась высокая лежан­ка со ступеньками – полок, на котором па­рились.

Печь каменка в бане, топившейся по-черному.

Тверская губерния. Рис.А.Л. Колобаева

Баня, с. Никольское, Ленинградской обл.

Фото начала XX в.

Черная баня. Тверская губерния. Рис.

А.Л Колобаева. Начало XX в.

Кузница, сложенная из плитняка, и станок для ковки лошадей.

Тульская губерния. Фото начала XX в.

...Деревенская улица выходила на ок­раину деревни, к околице (от слова «около»). Так обычно называли местность во­круг деревни, до полей, и изгородь, защищавшую посевы от вытаптывания ско­том. Околица – это уже вроде бы граница деревни, но еще не совсем. За околицей, в стороне от жилых домов, «для береже­ния от огня», устраивалась кузница, где деревенские мастера изготавливали различ­ный хозяйственный инвентарь, подковы­вали лошадей.

Если поблизости протекала речка, ее перегораживали плотиной, а на берегу ставили водяную мельницу. Вода из запруды подавалась в деревянный лоток, а с него­ на лопасти мельничного колеса. Оно наса­живалось на толстое бревно, которое служило осью и приводило в движение все механизмы. Все изготавливалось из дерева, кроме каменных жерновов и железного шкворня, проходившего через жернов. Несмотря на простоту, мельничный механизм был надежным и работал годами, перема­лывая зерно с окрестных полей. «Деревянная механика» использовалась и при устройстве водяных крупорушек. На дере­вянном валу в выдолбленных гнездах закреплялись прочные деревянные колыш­ки-зубья, которые действовали как кулач­ковый механизм, поочередно поднимая и сбрасывая тяжелые песты. В таких крупорушках зерно очищалось от шелухи и дробилось.

Место возле мельницы с запрудой счи­талось опасным, здесь, по поверьям, обитала нечистая сила: «B тихом омуте черти водятся», «Co всякой новой мельницы водяной подать возьмет» (то есть утопит че­ловека).

На открытых местах, там, где дули по­стоянные ветры, устраивали ветряные мельницы.

Ветряная мельница состояла из двух основных частей – неподвижного основа­ния и подвижной верхней части с крылья­ми, которую можно поворачивать в наибо­лее выгодное положение по отношению к ветру.

По всей Европейской части России и в Сибири были распространены ветряки-столбовки, в среднерусской полосе и на юге России – шатровые мельницы. Мельницы-столбовки строились вокруг прочно вкопанного в землю толстого деревянного столба, у основания которого складыва­лась пирамидка (городок или баба), сруб­ленная из бревен. На верху пирамидки, вокруг столба устраивалась подвижная часть – амбарчик. Шатровые мельницы со­стояли из широкого основания, восьми­гранного сруба, обшитого досками, и ко­нической крыши.

Ветряная мельница. Тульская губерния.

Фото начала XX в.

Неподалеку от деревни в тенистой роще или сухом сосновом бору находилось последнее пристанище жителей деревни ­кладбище. Иногда при кладбище была небольшая часовня или церковь, где отпевали покойников и отправляли другие церков­ные службы.

Холмик, поросший травой, простой деревянный крест, иногда скром­ная оградка вокруг могилы – так отмечено место упокоения крестьянина. Несколько раз в году сюда приходят родственники, чтобы поправить могилу да помянуть усоп­шего добрым словом...

Кладбище. Олонецкая губерния. Фото начала XX в.

Как двор строити, или лавка, или деревня, или амбар

Всякому человеку домовитому, доброму, у кого, Бог послал, свое подворейце, или деревеньку, или лавочку в торгу, или амбар, или домы каменные, или варницы, или мельницы везде на дворе всегды у собя смотрити или ключник, или кому приказано: или тын попор­тился, или городьба в поле или в огороде, или ворота, или замки попортилися, или которой хоромины кровля гнила или обветшала, или желобы засорилися, - все то смывати и мести, и желобы вычищати, и перекрывати, и пере­креливати, кое поветшало, или в избе, или в ко­торых хоромех стол, лавка, или скамья, или печь попортилося: или порядня домовитая ка­кая ни буди дворовая, или какая или поварен­ная, или конюшенная, или погребная, или вся­кое платно и сапог, - все бы было ветшаное поплачено, а порченое покреплено, а все бы было и твердо, и крепко, и не сгнило, и не нака­пало, и не нагрязнено, и не намочено... и тому подворью, и всякому обиходу домовному ста­рости обветшания нет, всегда живет вновь...

А на дворе и перед вороты всегда после сне­гу сгребено, и свожено, и сметено, а после дожжа грязь пригребена, и ненадобное пристрое­но, и не насорено, и не заволочено, а в сушуприметено, - ино всегда в подворье чисто, и сухо, и не нагрязнено. А метлы, и лопаты, и всякий запас, и всякая порядня по двору бы не валялась, все бы было прибрано и припря­тано, а на дворе и в огороде колодезь бы был, а нетколодезя, - ино бы вода всегда была, а лете и по хоромам вода бы стояла, пожарные ради притчи. А коли избы или мыльню топить, а во­да бы напередь принесена, пожарные ради притчи.

(«Домострой»)

Баня все правит

Баня принесет здоровье, если соблюдать все ее заповеди. Надо знать, как строить баню, где ее лучше поставить, какое дерево использовать для строительства и, конечно же, как париться. В том, как топить баню, тоже есть свои премуд­рости. Подобрать поленья (лучше березовые) надо так, чтобы сгорели они одновременно. Жар должен быть сухим, а потому баню строят из легкого и пористого дерева, впитывающего влагу,- липы или осины. Водой, в которой за­паривают веник, обычно моют голову, чтобы волосы были здоровыми. Березовый настой придает свежесть телу и бодрость духу. В банях натирались и различными снадобьями от простудных заболеваний (редькой, молодой кра­пивой, бодягой). Веники предпочитали березовые, лучше из березы бородавчатой, но парились и дубовыми, и пихтовыми. Заготавливали их в период с Иванова дня до Петрова (7-12 июля).

А вот как надо париться. Сначала веником гонят пар к телу и только потом легко касаются кожи листиками, затем веточками и уже всем веником хлещут по спине, причем только вдоль, а поперек спины нельзя.

do.znate.ru

Национальная культура русского народа - внеурочная работа, мероприятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя специализированная школа№7

«Национальная культура русского народа»

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ ССШ№7 городского округа – город

Камышин Волгоградской области

Спирина Надежда Евгеньевна

Праздники и традиции русского народа.

Цель: познакомить  обучающихся  с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом  расширить    их представлений о культуре русского народа;  воспитывать интерес к истории и народному творчеству;  развивать  эстетическое и нравственное восприятие мира.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов,   более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русский народ в первую очередь отличается от других народов особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

И сегодня мы с вами будем говорить о праздниках и традициях нашей страны, нашего народа.

(слайд 1)

С каждым праздником на Руси связаны и его традиции.

(слайд 2)

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки.

Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.(Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай- угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых).

Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения). Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.

Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции. И начать, наверное, нужно с народного календаря.

Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.  

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Новый год. (слайд 3)

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. (слайд 4-5)

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Рождество Христово (слайд 6)

Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю. (слайд 7)

Рождественские традиции: Святки (слайд8)

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.

Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Ряженые, представляли нечистую силу, надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. (слайд 9)

(исполнение колядок)

Крещение (православный праздник) (слайд 10)

Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.

Праздник Крещение отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Согласитесь — это очень практично. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. Но чаще чудеса выносливости показывают зрителям „моржи“. Остальные топчутся на берегу, и, округлив глаза, смотрят на дивных людей в плавках да на снегу. (слайд 11)

Вода помимо охлаждения бренных тел также использовалась в активной борьбе против разной нечистой силы, которая целым армиями „осаждала“ дома бедных белорусов. Чтобы выгнать из углов эту самую домовую нечисть, окропляли все комнаты, двор и хозяйственные здания крещеной водой. После таких ритуалов каждый человек старался вдоволь напиться святой водой, чтобы быть весь год здоровым, счастливым, а значит беспечным и весёлым. По крайней мере, выпивая эту воду, многие об этом мечтали и надеялись только на лучшее

Пасха (православный праздник) (слайд 13)

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей. (слайд 14)

Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.

Масленица (языческий праздник)

(слайд 15)

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.

В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам. (слайд 16)

Понедельник, Масленица

В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Вторник, Масленица

Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.

Среда, Масленица

Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг, Масленица

На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

Пятница, Масленица

Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами.

Суббота, Масленица

Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных. (слайд 17)

Воскресенье, Масленица

Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Прощание с Масленицей

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Троица (православный праздник) (слайд 18)

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь

У русских День Святой Троицы (чаще просто Тро́ица) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков. (слайд19-20)

На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.

Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи. (слайд 21)

(стихи про Троицу)

Иван Купала (языческий праздник) (слайд 22)

Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня. (слайд 23)

В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой. (слайд 24)

В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.

Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся. (слайд 25)

С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы — в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях… (слайд 26)

(песня про праздник Иван Купала)

Заключение: Сегодня мы с вами познакомились с традициями и обычаями некоторых христианских и языческих праздников, которые издавна и широко празднуются в нашей стране. (слайд 27)

Литература:

1. http://tradicii.com/

2. http://www.goldmuseum.ru/tradicii-rus/

3. http://abc8.ru/tradizii.html

4. http://school16.ucoz.ru/news/2009-02-11-36

5. http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/

kopilkaurokov.ru

4 класс "Национальная культура русского народа"

Интегрированное занятие «Национальная культура русского народа»

Класс: 4Предмет: литературное чтение, история, ИЗОТип урока: урок-лекцияЦель: - расширить представления детей о национальной культуре; - начать приобщение младших школьников к национальной культуре: показать ребятам всё многообразие культурной жизни нации, раскрыть перед ними своеобразие национального характера русского народа; раскрыть нравственную основу, нравственный смысл национальной культуры, отражение в них лучших моральных качеств, высоких идеалов народа, его ума, таланта, духовного богатства.

Предварительная подготовка: раздать нескольким ученикам стихотворения, высказывания о русском языку.Оборудование: иллюстрации художественных промыслов, презентация

Ход мероприятия:

1. Организационный моментРебята, сегодня наш урок будет немного необычным. Мы с вами будем беседовать о культуре русского народа. Постарайтесь быть внимательными, чтобы все запомнить и ответить на вопросы в конце урока.

2. Получение новых знанийВсе мы, находящиеся в этом классе, живем в огромной прекрасной стране, которая носит гордое имя - Россия.Россия – это не только огромные просторы, реки, моря, города, села. Россия – это еще своеобразные жизнь и быт населения, определенные отношения с другими странами, также это совместное проживание на одной территории людей разных народностей.

Да, наша Россия – это многонациональное государство. На территории нашей страны проживает множество народностей, отличающихся по своей численности, языку, национальным традициям и обычаям.

За сотни и десятки сотен лет у всех народов России сложились общие обычаи, традиции – одним словом, общая Российская культура. И в то же время каждый ее народ, как остров в океане, живет также своими традициями, своей национальной культурой, живет тем, что отличает и выделяет его из других народов.

А что же отличает от других народов Русский народ? Язык?! Но ведь на Русском языке говорят все народы, живущие в России. Значит, есть то особенное, что делает русских русскими, что определяет саму душу русского народа.

Мы должны любить свою Родину, а значит знать любить свою культуру. Без любви, без этих патриотических чувств ы не можем называться русскими людьми.

Один известный ученый писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Национальная культура - это то, что создал народ, чем он может гордиться. Давайте вспомним известные нам достояния русского народа.

1. ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДИЕ

Самое первое – это языковое наследие. Русский язык является государственным языком Российской Федерации. Русский язык становится родным языком многих людей других национальностей, населяющих Россию.

Русский язык – это огромное богатство русского народа. Он могуществен, велик, красив. Кто знает стихотворения или высказывания о русском языке? (ответы детей)

А вот как прославляет наш родной язык писатель И. С. Тургенев:«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

2. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ – ещё одна составляющая национальной культуры России.

ХохломаХохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, которая выполняется чёрным и красным (изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы – сочные ягоды рябины и земляники красного цвета, ветки и цветы. Нередко в росписи встречаются птицы, рыбы и другие звери.

Городецкая росписьГородецкая роспись также является русским народным художественным промыслом. Существует этот промысел с середины XIX века, появился в районе города Городец. Эта роспись отличается яркостью, лаконичностью, на ней изображают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, а также цветочные узоры. Выполняется она свободным мазком, который затем обводят белым и чёрным цветом. Такой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери и другую мебель.

Семикаракорская посуда«Семикаракорская керамика» - уникальное явление культуры нижнего Дона. Это многообразие фаянсовых сувениров с казачьей, православной и другой тематикой, посуды с ручной кистевой росписью.ИЗДЕЛИЯ СЕМИКАРАКОРСКОГО ПРОМЫСЛА ЭТО ПОСУДА С ДУШОЙ, ВЫПОЛНЕННАЯ РУКАМИ МАСТЕРОВ В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ ДОНСКОГО КРАЯ. КАЖДОЕ ИЗДЕЛИЕ, РАСПИСАННОЕ ВРУЧНУЮ – ЭТО ЖИВЫЕ КРАСКИ ДОНСКОЙ ПРИРОДЫ. БЕЛАЯ ГЛИНА И РУЧНАЯ КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ ДЕЛАЮТ РИСУНОК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, А ПРОЗРАЧНАЯ ГЛАЗУРЬ – ДОЛГОВЕЧНЫМ.

Дымковская игрушкаМатрёшкаМатрёшка – это всем известная русская деревянная игрушка, которая приобрела всемирную известность и популярность. Изображена она в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах.

РУССКАЯ МАТРЕШКАСлова Ю. ЖульковаМузыка Казенина

Кто матрешку создал, я не знаю,но известно мне, что сотни лет, Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,Покоряет кукла белый свет.Где он краски брал, искусный мастер,В нивах шумных, сказочном лесу?Создал образ неуемной страсти,Истинную русскую красу.***На щеках навел зари румянец,Неба синь плеснул в ее глаза, И пустив в неповторимый танец,Он должно быть, весело сказал:Ну и ой, гуляй теперь по свету,Весели себе честной народ…И матрешка через всю планетудо сих пор уверенно идет.***Выступает гордо, величаво,С удалой улыбкой на лице.И летит за ней по миру славао безвестном мастере-творце!Наша русская матрешка Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет!

3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Важной частью национальной культуры является устное народное творчество ( или фольклор), которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту и богатство родного языка. Устное народное творчество многообразно по своему составу, к нему относят произведения разных видов и жанров: это сказки, былины пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, загадки считалки и т.д.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?(открываю доску, слово «фольклор» закрыто)- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?- Все эти произведения называются фольклором.- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?- Кто является их автором?

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

4. Итог урока- Что составляет национальную культуру русского народа?(ответы детей)- С какими народными промыслами мы познакомились?(ответы детей)- Что такое фольклор?(ответы детей)

Спасибо за урок, до свидания!

eduproj.net

Классный час "Культура русского народа"

Авторская разработка классного часа «Культура русского народа»

Цель:

  1. Актуализировать знания учащихся о традициях и обычаях русского народа.

2.Способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к своей Родине.

3.Способствовать развитию умения сопоставлять факты прошлого и настоящего.

Задачи:

1.Подготовить творческие группы учащихся.

2.Представить презентацию.

3.Провести викторину.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас классный час особенной темы. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, чему посвящен 2014 год?

Ответы учащихся

Учитель: Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры. Скажите, ребята, что такое культура?

Ответы учащихся

  1. Основная часть:

Учитель на доске записывает определение понятия «культура»:

«Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достоинств людей». (Толковый словарь рус. языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.)

История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

1 творческая группа: Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.       В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.

2 творческая группа: На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда.На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми.А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин.

3 творческая группа: Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. . Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни — практически не встречается такой приём как жарка. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко используются варка, тушение, томление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Историк Н. И. Костомаров описал русскую кухню в «Очерке домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях». Он отметил, что русская кухня в XVI и XVII веках основывалась на обычаях, а не искусстве, а её кушанья были просты и неразнообразны. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный.

Учитель: А теперь проверим, как ваши команды справятся с вопросами викторины.

1. Какая религия пришла на смену язычеству в Киевской Руси?

2. Под какой музыкальный инструмент в Древней Руси пели песни и рассказывали былины?

3. Как назывались странствующие актеры Древней Руси?

4. Как в России называется третий день Масленицы?

5. Сколько башен у Московского Кремля?

6. Сколько медведей изображено на картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»?

7. Какое настоящее имя у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского?

8. Какие города входят в «Золотое кольцо России»?

9. Недалеко от Нижнего Новгорода есть село, в котором расписывают деревянную посуду красной и черной краской по золотому фону. Как называется эта роспись?

Задание по группам: ребята, перед вами лежат листочки, на которых записаны русские народные пословицы и поговорки. Эти листочки разрезаны на 2 части. Вам нужно правильно соединить пословицы и поговорки и хором их озвучить.

На выполнение задания 3 минуты.

Пословицы и поговорки:

1.Отольются волку овечьи слезы

2. Не подмазанное колесо скрипит

3. Намеки да попреки — семейные пороки

4. Человек без друзей что дерево без корней

5. На словах медок, а на сердце ледок

6. В работе — «ох», а ест за трех

7. Честные глаза вбок не глядят

8. Не в свои сани не садись

9. Каков сад, таковы и яблоки

10. Самолюб никому не люб

11. В чужом глазу соломинку видит, а в своем бревна не замечает

12. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Рефлексия: учащиеся рассказывают о своих семейных традициях и обычаях.

infourok.ru

Формирование культуры русского народа.

Количество просмотров публикации Формирование культуры русского народа. - 307

Формационный подход к изучению истории.

История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Οʜᴎ имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.

Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определœенной ступени исторического развития. В корне ее - определœенный способ производства и тип производственных отношений. Формация имеет соответствующую надстройку (тип государства и власти, религию, партии, общественные организации, мораль, закон, тип семьи, быт, культуру). Теория общественно-экономической формации и формационный подход были разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом, занимали центральное место в историческом материализме и служили теоретической базой советской исторической науки.

Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит всœе ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др. Размещено на реф.рфОтветы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории.

До принятия христианства культура Руси имела многовековую историю, о чем свидетельствуют мифологические представления наших предков, их обрядово-ритуальная деятельность, а также праписьменность славян. В понимании древних славян космос, природа противостояли человеку в лице многочисленных богов и мифологических существ. Циклы былин донесли до нас сложную систему эстетических ценностей и оценок, свойственную нашим предкам. Стоит сказать, что для них характерна эстетизация природы, славяне воспринимали мир в целом, как дружественный, дарящий жизнь во всœей ее сложности и многообразии.

В формирование русской культуры внесли вклад и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток, и Египет, и славяне. Многообещающее смешение старого и нового дало такой результат, что период Киевской Руси справедливо получил название "золотого века" древнерусской культуры. С XI в., когда начинается рост самосознания русского народа, когда на Руси появляются свои писатели, очень быстро растет фонд русской литературы (не менее 130-140 тыс. рукописных томов за X-XIII вв.). Знамениты "Слово о законе и благодати" (сер. Размещено на реф.рфXI в.) митрополита Иллариона, "Поучения" В.Мономаха, "Слово о полку Игореве" (XII в.). Высокое развитие культуры XI-XIII вв. отразилось в памятниках архитектуры: начато строительство крестово-купольных храмов во Владимире (Успенский собор), Киеве (храм Софии), Суздале (церковь Покрова на Нерли). Блестящего развития достигло прикладное искусство: в Киеве, Новгороде, Пскове складываются школы иконописцев; развивается искусство мозаики и фрески.

В русской культуре различные ее сферы развивались неравномерно: в XIV - нач. XV вв. на первое место выходит живопись, в XV-XVII вв. превалирует зодчество, в XVII в. передовые позиции принадлежат литературе.

Развитие культуры Руси в период со 2 пол. XIV в. по XV в. включительно вызывают споры среди специалистов. Это было время расцвета культуры Московского государства, и большинство историков называют данный период "русским Возрождением". При этом Д.С.Лихачев, считая XIV в. временем Предвозрождения, настаивает на том, что Возрождение на Руси не произошло (этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры, гибель городов-республик Новгорода и Пскова). Возражающие Д.С.Лихачеву церковные историки считают, что на Руси Возрождение произошло не в европейской рационально-эллинистической, а чисто духовной форме и заключалось в окончательной победе христианства над язычеством. Как бы то ни было, но XIV-XV вв. - это взлет русской культуры. В сер. Размещено на реф.рфXV в. появляется Русский Хронограф, в котором история русской земли рассматривается во всœемирно-историческом контексте. Расцветает русская живопись (Ф.Грек, А.Рублев). С 1366 ᴦ. начинается строительство укреплений Московского Кремля. В нач. XV в. появляются первые переводы с различных языков.

На смену гениям живописи шли титаны зодчества XV-XVI вв. Шатровые храмы XVI в. увенчали поиски русских зодчих. Строится Московский Кремль, храм Покрова-на-рву (Покровский собор или храм Василия Блаженного). Особой высоты достигает жанр жития (Четьи-минœеи, Степенная книга). В сер. Размещено на реф.рфXVI в. появляется книгопечатание. При этом в данный век великого зодчества разразился кризис средневековой мысли, правил и традиций, который усилился в XVII в.

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, обмирщение - отход от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи, усиление внимания к человеческой личности - характерно для XVII в. Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Самые крупные преобразования в XVII в. связаны с литературой. В X-XVI вв. русская литература проникнута духом коллективизма, личностное начало в ней приглушено. Лишь в XVII в. литература начинает интересоваться внутренней жизнью людей, решать задачи художественного обобщения. Впервые героями произведений становятся не идеальные личности, но люди обычные. Время перемен вызвало к жизни целую когорту интересных литераторов: Симеон Полоцкий (поэзия, драматургия, публицистика), протопоп Аввакум с блестящим "Житием", Юрий Крижанич (политологические трактаты). XVII в. отмечен замечательными бытовыми и сатирическими повестями неизвестных авторов - "Повесть о Горе-Злосчастии", "Шемякин суд", "Повесть о Ерше Ершовиче". XVII в. принадлежит множество шедевров русской архитектуры - к примеру, дворцовый ансамбль в Коломенском. Развивается каменное гражданское зодчество, строятся простые, но удобные купеческие палаты. В конце XVII в. появляются написанные масляными красками портреты исторических деятелœей - так называемые парсуны. В лучших произведениях XI-XVII вв. воплотилась эпоха. Художники, писатели, зодчие, стали символами, вобрав в себя чаяния и идеалы огромных слоев населœения. Стили и жанры в литературе, поиски формы и цвета в иконописи, огромный опыт теории и практики в зодчестве - достижения русской культуры XIX-XX вв. трудно представить без прямого или косвенного освоения новыми мастерами древнерусского наследства.

Холопы - в России в X - нач. XVIII вв. категория зависимого населœения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели своей собственности и исполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Церковь запрещала убийство холопа. В документах Московского государства всœегда проводилось различие между крепостными и холопами: холоп не платили податей, не облагался тяглыми повинностями и не принадлежал ни к какой общинœе. В реальной жизни холопы состояли из 2-х категорий: 1) слуги феодала, входящие в состав челяди и дружины. Из них сформировалась княжеская администрация, служилый класс. 2) холопы, работающие на земле и ремесленники, которые в XVII - нач. XVIII вв. были "положены в тягло", ᴛ.ᴇ. слились с крепостными крестьянами.

Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).

referatwork.ru

Русские ценности как основа русской культуры

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека. Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать русскую культуру или воспроизводить её в своем ежедневном быте, а любые попытки на этом пути будут подделкой.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.

Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины. Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили "мир". Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.

Статья по теме: Список черт характера русского народа и человека

У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека — все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины. Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому русские являются государственным народом, то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное. Личная выгода всегда следует после общественной.

Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.

Истинно русский человек безапеляционно уверен — сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм, потребность существовать вместе со своим социумом — одна из ярчайших черт русского народа. Русский человек — это соборный человек.

Еще одна базовая русская национальная ценность — это справедливость, так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность. Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел "мир". Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.

В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость. Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем. Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.

Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.

Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство, которое на Руси ценилось не слишком высоко.

Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды. В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник, что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также  отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: грехом считалось алчное стремление к безграничному увеличению богатства. В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо — в русской деревне, особенно в северных регионах,  простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.

Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.

Своеобразна такая русская национальная особенность как отношение к труду: труд сам по себе не является ценностью — он не считается средством безусловно определяющим земное призвание человека и критерием формирования души. Всем хорошо известна поговорка «Работа не волк, в лес не убежит», из которой следует, что в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место. В тоже время, творческое начало в русском человеке в значительной мерой сформировано как раз тем, что жизнь у русских не слишком не ориентирована на труд.

Еще одними характерными узловыми точками в системе русских национальных ценностей являются терпение и страдание. Это важнейшие критерии для русского, наряду с самоограничением и воздержанием. Постоянная готовность пожертвовать чем либо в пользу другого человека является продолжением готовности терпеть и страдать. В русском обществе конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение к нему без его искренней личной жертвенности. «Бог терпел, и нам велел» гласит известная русская народная пословица.

Подвиг у русских это не личное геройство — он всегда должен быть направлен "на вне человека": смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна. Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом — ненависть к врагу. Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.

В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.

Широко известная привычка русских пострадать — не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу. В русском понимании — мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения. В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий русский вытерпит очень многое, если будет знать, зачем это нужно...

  • Список русских ценностей
  • государственность
  • соборность
  • справедливость
  • терпеливость
  • неагрессивность
  • готовность страдать
  • уступчивость
  • нестяжательство
  • самоотверженность
  • неприхотливость

Статьи по темеЧто такое русская культураРусский стиль оформления книг в Российской Империи

Материал создан: 25.04.2014

комментарии к статье

iamruss.ru

Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме: Культура русского народа | скачать бесплатно

Культура русского народа

Пояснительная записка

    В 5 классе последний урок литературы в I четверти – «Культура русского народа----.  Это интегрированный урок – литература, ИЗО, музыка, МХК. Замечательно, если его будут вести сразу три учителя. Но одному филологу это тоже по силам. 

Подготовка к этому уроку занимает много времени. Сначала мы изучаем произведения Устного Народного Творчества и жанры фольклора. Потом дети выбирают тему своих исследований, разбиваются на рабочие группы и начинают поиск  и обработку информации.

Темы для исследований были следующие:

  1. «Мифология древних славян»
  2. «Сказки»
  3. «Пословицы и поговорки русского народа»
  4. «Загадки и потешки»
  5. «Частушки»
  6. «Народный костюм»
  7. «Народные музыкальные инструменты»
  8. «Народный кукольный театр»

    Ребята самостоятельно работали по выбранным темам, подготавливая доклады и презентации, по необходимости обращаясь с вопросами. Это увлекательное занятие, которое развивает разные способности учащихся, помогает лучше узнать культуру своего народа, развивает речь, образно-эмоциональную память. И мне не жаль времени на такую работу, так как она захватила и меня, и ребят.

  Урок прошёл в форме путешествия в прошлое русского народа, главная роль была отведена детям, которые выступали перед своими одноклассниками.

Нельзя сказать, что всё прошло замечательно. Были ученики, которые отказались от участия в подготовке к уроку, но их оказалось только двое. Сложно было и с учениками, которые в этом году приехали в поселок из других республик, так как дети не очень хорошо освоили русский язык. Но эти дети смогли преодолеть стеснение и выступили с сообщением о народных музыкальных инструментах.  

И сладко песнь в честь родины поётся,И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,И с радостью внимаешь звуку слов:«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»

И. Никитин

Цели:

  1. знакомство с жизнью русского народа;
  2. знакомство с функцией фольклора как способа передачи древних знаний в закодированном виде;
  3. расширение кругозора;
  4. развитие речи и пополнение словарного запаса;
  5. воспитание интереса к прошлому родного народа;

Оборудование:

  1. аудиозаписи русских народных песен;
  2. презентации по разделам урока, подготовленные детьми;
  3. иллюстрации к уроку;
  4. плакат-таблица "Языческие боги славян"

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка.

Учитель: сегодня у нас очень важный урок, вы долго готовились к нему, узнали много нового о культуре, истории русского народа и сможете мне сказать, зачем необходимо знать и уважать культуру своего народа, старинные песни, частушки? Сейчас, в век интернета, в нашем XXI веке,  зачем нам частушки, загадки, сказки?

Ученики: говорят о необходимости изучать родную культуру, т.к. человек без знания своей культуры, как дерево без корней; о том, что в произведениях УНТ сохраняется мировоззрение русского народа, взгляды на устройство семьи и многое другое.

Учитель: 

Ой, вы детушки-ребятушки,Молодые мои отроки! Вы послушайте внимательно Быль старинную, правдивую, Как жила-была святая Русь Племенами да общинами, Как молилась Красну Солнышку Да Сырой Землице-Матушке...

   Давным-давно, почти две тысячи лет назад, русские люди жили племенами и общинами и назывались они тогда древними славянами. У каждого племени была своя местность, по названию которой нарекалось и племя: кто жил в поле - те были полянами, кто в дремучем лесу - древлянами, на сырых кривых болотах жили кривичи, на озере онежском - онежцы, на реке Ладоге - ладожцы и т.д. Первое наше путешествие произойдет в глубокую древность, когда наши предки были язычниками. Мы поговорим о тех существах, в которых верили славяне.

Вика Васильева и Артем Ниневский. Презентация, доклад. 

  Вера славян в богов называлась язычеством. Язычество - это такая религия, где верят во множество богов. В язычестве все рассказы о божествах - мифы - передаются устно. Слово "язычество" однокоренное со словом "язык". Зная о язычестве своих предков можно постепенно узнать, как зародился и развивался родной язык. Славянские мифы передавались устно. Этим они близки к устному народному творчеству: к сказке, былине, преданию и т.д.

Вывод: Главная особенность славянского мифа - его древность. Именно мифы дали содержание сказкам, которые зародились позднее. Тексты славянских мифов не дошли до наших дней, но то, что мифы существовали, мы знаем из сказок, песен и древнерусских летописей, где часто упоминаются имена славянских языческих богов. Также в русских народных сказках героями часто являются Красно Солнышко, Ясный Месяц, Beтер, Мать-Сыра-Земля, которые в древности так же считались славянскими божествами.

 Высшие божества славян.

РОД - отец жизни на землеМАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ - мать жизни. ПЕРУН - бог грома и молнииСТРИБОР - бог ветра ураганаДАЖЬБОГ – бог,  дарующий теплоХОРС - бог солнечного дискаЛАДА - богиня любви и согласияМАКОШЬ - богиня судьбыЖИВА - богиня жизни и весныМОРЁНА - богиня смерти и зимыЯРИЛО - бог оживающей природы

Низшие божества славян

ДОМОВОЙ - хранитель домаЛЕШИЙ - хранитель лесаВОДЯНОЙ - хранитель реки, озераБАННИК - хранитель баниОВИННИК - хранитель скотаКИКИМОРА - хранительница болотаРУСАЛКА - хранительница влаги на поляхДРЕМА - хранительница детей

Учитель: «В некотором царстве, в некотором государстве…»  Эти слова -  как позывные: только услышишь - сразу знаешь, что дальше будет сказка.

Первая запись русской сказки “О поселянине и медведице” сделана почти 450 лет назад. Древняя сказка учит добру, справедливости, верности, отзывчивости. Сказка волнует нас своим содержанием. Мы восхищаемся подвигам героев. Народное художественное слово навсегда остается с нами.

Но это еще не сказка, а присказка.

Сказка будет завтра после обеда, поевши мягкого хлеба.

А еще поедим пирога - да потянем быка за рога.

Послушаем рассказ о сказках Яны Александровой и Кристины Журавлевой (Презентация)

Конкурс знатоков сказок.

  1. Назовите русские народные сказки, героем которых является Иванушка-дурачок?
  2. Назовите, чья близкая родственница жила в деревне, за мельницей, в первом домике с края?
  3. Сказочный персонаж, оставивший голодными дедушку и бабушку?
  4. Кто был наказан лягушачьей кожей?
  5. Повседневная обувь сказочных героев?
  6. Женщина, которая никогда не бывает хорошей и доброй?
  7. Сказочное земноводное?
  8. Любимое местопребывание Емели?
  9. Назовите волшебные предметы, помогающие героям сказок.
  10.  Какой фрукт нужно съесть, чтобы помолодеть?

 

Учитель: а сейчас поговорим о неотъемлемой части культуры народа, о народном костюме.

Ульяна Хромых и Катя Локтева (Презентация и иллюстрации с изображениями  народного костюма жителей Тверской губернии)

Загадки, потешки. Кирилл Кульков.

Учитель: весь предметный мир является в загадке. По тому, как воплотился мир в загадках, какие образы придумал народ, насколько красочен и поэтичен язык загадки, можно судить о культурном уровне развития народа. В загадках затронуто множество атрибутов народного быта.

Поползушки ползут,

Побегушки бегут. ( сани, лошадь )

Четыре ходастых

Два бодастых,

Один хлебестун.(корова )

 

Серое сукно

Тянется в окно (дым)

Встречаются в загадках и просто шутки, игра слов, забавные задачи.

Чего не лень делать? (чесаться).

Какой в реке камень? (мокрый).

Потешки — короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания

Вор-воришкаУкрал топоришко.Полез в окошко,Упал в лукошка,Вылезти не может.Кто ему поможет?

Дунька-пышкаНа улицу вышла,На кочку села.Комарика съела.

Егорушка-ЕгорПолез через забор, За гвоздь зацепился, Висит – голосит:Снимите с забораБедного Егора.

Илья ехал на лопате, Таракана раздавил.И за это преступленьеТри копейки заплатил.

Физкультминутка: включаем веселую народную музыку, разминаемся, двигаемся. 

Учитель: старинные русские пословицы и поговорки являются самым распространённым видом устного народного творчества, глубоко проникшим в самую глубь народной жизни.

О пословицах и поговорках нам расскажут: Настя Сонина, Влада Бородина, Таня Кангур, Лера Зайцева и Кристина Полякова.

Пословица – мудрость народов.

Стара пословица, да про новое молвится.

Человек без Родины, что человек без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Москва, что гранит:  никто Москву не победит.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей. 

 «Частушка - народная песенка-четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания»Словарь русского языка.Ожегов С.И

Алеся Калинина  и Алина Маммедова

Вы послушайте, девчата,Нескладуху буду петь:На дубу свинья пасется,В бане парится медведь.

Песни петь — ноги кривые,Плясать голос не дает.Я пошел бы к теще в гостиДа не знаю, где живет.

У моего миленкаПлохая кобыленка.Она стояла у горы,Ее заели комары.

Коля, Коля, ты отколя?Коля из Америки.Ты на чем, Коля, приехал?На зеленом венике.

Прилетела птичка, селаПрямо на нос петуху.Петуху обидно стало,Он запел: ку-ка-ре-ку!

На дворе стоит телега,И подсолнухи грызет,А корова губы дует:Никто замуж не берет!

Учитель: на ярмарках, рыночных площадях скоморохи: пели, плясали, устраивали представление кукольного театра. О главном герое русского народного кукольного театра нам расскажет Эдик Новиков (Презентация)

Учитель: и в завершении сегодняшнего урока поговорим о народных музыкальных инструментах, послушаем сообщение, которое подготовили Рипсиме и Арман.

Выводы: заканчивается наш урок-путешествие «Культура русского народа», чему же мы с вами научились? 

Обсуждение урока, выставление оценок.

Учитель: закончить наш урок мне хочется стихотворением советского поэта Абакумова:

Россия начиналась не с меча,Она с косы и плуга начиналась.Не потому, что кровь не горяча,А потому, что русского плечаНи разу в жизни злоба не касалась...

Встает заря, светла и горяча.И будет так вовеки нерушимо.Россия начиналась не с меча,И потому она непобедима!

nsportal.ru


Смотрите также