Механика и автомат плюсы и минусы


«Механика» или «автомат»: плюсы и минусы

Плюсы и минусы трансмиссий

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как работают другие и как спорят сторонники МКПП и АКПП. Противостояние последних длится уже много лет, но пока все по Ремарку – «на Западном фронте без перемен».

 

Пережиток прошлого или?..

МКПП, по сравнению с АКПП, считается простым по устройству механизмом. Благодаря этому стоимость авто на «мешалке» ниже аналогичного, но автоматизированного собрата.

Но «механика» подразумевает активное участие человека в процессе движения. Если за рулем такого авто находится опытный водитель, который знает, как по-настоящему правильно обращаться с МКПП, и умеет раскрывать ее возможности (например, застряв «по уши» в снегу или грязи), то трансмиссия ответит взаимностью. То есть будет служить верой и правдой долгое время, принося своему владельцу удовольствие от езды.

Но если за «мешалку» берется необстрелянный воробей, то угробить даже добротную коробку ему не составит труда. И дело тут вовсе не в наплевательском отношении, а в банальном отсутствии опыта и навыков. Все знают, как и чему учат в автошколах.

В таблице приведены основные как плюсы, так и минусы «механики».

Свободная пресса

Как видите, минусов у «механики» немного. Доставить проблемы она способна разве что неопытным водителям.

Однако сторонники «автомата» утверждают, что механическая трансмиссия – это архаичный агрегат. Прогресс не стоит на месте, поэтому глупо не пользоваться его достижениями. Зачем себя напрягать, если есть умный и трудолюбивый помощник, который сам все сделает? Полный контроль над машиной? Бросьте! Оставьте это профессиональным водителям и гонщикам.

Приверженцы «механики» в долгу не остаются, и считают, что автомобили с АКПП – для блондинок.

 

Когда решает «автомат»

Конструкция автоматической трансмиссии сложна из-за большего количества узлов и составляющих. Поэтому и ценится АКПП дороже, причем во всех смыслах. И в эксплуатации, и в ремонте, и в производстве.

Зато она гораздо удобнее в условиях города. Не нужно заморачиваться насчет наличия третьей педали и постоянного переключения передач. Сиди себе, крути руль, нажимай на две педали да поглядывай в зеркала заднего вида.

В принципе, главных плюсов у обычного «автомата» всего два. Он сам переключает передачи и, соответственно, вероятность «утомить» двигатель сводится практически к нулю.

А вот минусов больше. В эту категорию можно отнести, во-первых, дорогостоящее обслуживание и ремонт. Во-вторых, более высокий расход горючего. В-третьих, возможность буксировки только на эвакуаторе. Да и запас прочности автоматической трансмиссии ниже, чем у механической. Мало какие коробки способны выдержать пробег в 150–200 тысяч километров, не пережив процедуру капремонта. Чаще всего проблемы начинаются, стоит авто преодолеть отметку в 100 тысяч.

 

Вариации АКПП

Семейство автоматических трансмиссий довольно разнообразно. Например, классическая гидромеханическая КПП. Она «умеет» передавать на колеса от мотора больше крутящего момента. К тому же она долговечна и надежна. Но «ложка дегтя» все же есть. Буксировка возможна только при помощи эвакуатора.

«Робот», по сравнению с другими АКПП, более дешев и в изготовлении, и в эксплуатации. Но зато он страдает чувствительными рывками при переключении передач.

Вариант трансмиссии с двумя сцеплениями (DSG) хорош тем, что – как и «механика» – передает крутящий момент на колеса, не теряя при этом мощности. Но такая коробка ненадежна, а ремонт стоит больших денег.

Ну а бесступенчатый вариатор известен тем, что он переключает передачи гораздо мягче и незаметнее остальных. Но при этом, по сравнению с другими «автоматами», этот вид трансмиссии наиболее «ломуч» и ненадежен. Часто вариатор готов отправиться на капремонт не «отбегав» и 100 тысяч километров.

 

Что в итоге?

Как бы не бушевали страсти между поклонниками МКПП и АКПП, правых и неправых в этих спорах быть не может. Кому-то важней полный контроль над авто и чувство драйва, другим – комфорт и простота.

Пока «механика» все же выглядит более практичной. Но технари не дремлют и постепенно «автоматы» становятся надежными и экономичными. Например, уже упомянутая коробка DSG расходует горючее на уровне МКПП. Вот только с ценой эксплуатации и ремонта создатели пока не справились.

Да и вариатор становится все популярнее у концернов. Даже такие «староверы» как Toyota и Subaru стали оснащать ими свои кроссоверы. Так что, возможно, пройдет еще лет десять, – и автомобили на «мешалке» можно будет встретить лишь в сегменте коммерческого транспорта и на автогонках.

Автор: Павел Жуков

avtomir.zahav.ru

Механика или автомат что лучше

Почти все автомобили классов А и В, представленные сегодня на российском рынке, могут оснащаться как механической коробкой передач, так и автоматической. А какую выбрать?

«Двое вооруженных подростков из американского штата Джорджия ограбили мужчину, забрав его бумажник и ключи от Хонды Аккорд. Однако угнать ее не смогли потому, что никогда в жизни не видели коробку с ручным переключателем скоростей! Единственным, что они сумели заставить работать, было радио».

Забавно, правда? Третья педаль на полу привела угонщиков в состояние ступора — неудивительно, что они тут же попались. Кстати, любопытно — мотор-то они хотя бы смогли пустить?

Актуальные Автоновости

Американцы давно отвыкли от всего ручного — от коробок, стеклоподъемников и т.п. Это их выбор. А что у нас? Опять-таки, вспомню случай из собственной жизни. Более десяти лет назад, когда впервые в жизни я купил иномарку — это была S60 с автоматом, — то один коллега, одобрительно покивав, все-таки задал вопрос:

— Михаил Владимирович! А что, неужели с механикой достать не получилось?

Тут уже в ступоре оказался я. Коллега не шутил — он совершенно искренно не понимал, как можно добровольно «ездить на автомате»? Правда, впоследствии он все-таки «сменил ориентацию», хоть и был спортсменом до мозга костей. Но тогда его поддержал и другой коллега — тоже «гонщик». Дескать, хочу, чтобы я управлял машиной, а не машина мною!

Лично мне такие доводы кажутся надуманными. Конечно, можно перевалить на водителя ручное управление всеми механизмами — были же когда-то автомобили с ручным управлением опережением зажигания. Но это было сделано все-таки по бедности: сегодня подобные решения уместны разве что для аттракциона. Автопром, как мне кажется, свой выбор тоже сделал. Во всяком случае, условная ценовая планка, за которой царит только автомат, опускается все ниже. Но А- и В-классы пока что допускают «плюрализм» мнений — тут есть и механика с ручками, и автоматы. Солярисы, Логаны, Рио — мало ли…

Попробуем собрать воедино все плюсы и минусы механических коробок и автоматов. Уточним сразу — в основном речь пойдет о самых доработанных и самых массовых на сегодня гидромеханических автоматах. Именно такие коробки по-прежнему устанавливают на престижные и дорогие машины. С роботами и вариаторами разберемся в отдельном материале.

Механическая коробка передач минусы

  • Мучения для новичков, не умеющих правильно пользоваться сцеплением и трогаться с места (двигатель может заглохнуть), а также выбирать нужную передачу.
  • В момент троганья на подъеме автомобиль у многих водителей откатывается назад.
  • Сильная утомляемость водителя при движении в условиях городских пробок — постоянные переключения и т.п.

Механическая коробка передач плюсы

  • Простота конструкции в сравнении с автоматами.
  • Относительная дешевизна ремонта.
  • Довольно большой ресурс: работает себе и работает
  • Простота пуска мотора при севшей АКБ. Возможен пуск «с толкача».
  • Как правило, меньший расход топлива по сравнению с автоматом: отсутствуют потери в гидротрансформаторе.
  • Меньшая стоимость автомобиля.
  • Возможность для водителя почувствовать себя эдаким повелителем автомобиля.
  • Отсутствие проблем с буксировкой на любые расстояния.
  • Больше возможностей выбраться из грязи враскачку: ручная коробка позволяет гораздо быстрее переключаться. Автомат же в таком режиме скоро перегреется.

Актуальные Автоновости

Автоматическая коробка передач минусы

  • Автомобиль заведомо дороже такого же, но с ручкой.
  • Ремонт влетит в копеечку. Если ручная коробка — это, грубо говоря, набор шестеренок, то автомат — это еще и фрикционы с соленоидами и мозгами. Да и специалистов по ремонту гораздо меньше.
  • Расход топлива, как правило, выше: гидротрансформатор требует жертв.
  • Проблемы с буксировкой на большие расстояния: масляный насос, как правило, стоит на первичном валу. Во время буксировки он не работает, и наступает масляное голодание.
  • Если села батарея, то «с толкача» машину не пустить.
  • Ресурс, как правило, уступает долговечности механической коробки передач: деталей здесь гораздо больше, причем компанию шестеренкам составляют капризные фрикционы.
  • Автомат нуждается в прогреве, а греется при этом медленнее двигателя. Он же не является источником тепла!
  • Хуже динамика разгона и выше расход (в классе недорогих автомобилей).

Автоматическая коробка передач плюсы

  • Рай для новичков: нет сцепления, и не надо ничего постоянно переключать.
  • Автомобиль при троганье в горку никогда не попятится назад: блокировка предусмотрена конструкцией.
  • Автомобиль никогда не заглохнет даже у новичка.
  • У водителя меньше шансов неумелыми действиями причинить коробке вред.
  • Оптимальную передачу выбирает автомат — ошибка водителя исключена.
  • Не так тяжело двигаться в пробках.

Лично мое мнение однозначное: я — за автоматы. Разумеется, речь идет о ситуациях, в которых человек может позволить себе и то, и другое, но просто сомневается. Если финансы не позволяют выходить из бюджета, тогда дело другое, но при прочих условиях я рекомендую только автомат. Впрочем, каждого коллегу, который имеет другое мнение, прошу высказать свои «фи», ежели таковые найдутся.

Что касается рассуждений о том, что кому-то хочется активно управлять машиной, то я их, в принципе, понимаю. И с ужасом жду момента, когда из автомобиля вовсе исчезнет руль — за ненадобностью. Потому что с этого момента моя автомобильная жизнь окончательно прекратится. Усаживаться в кресло водителя, чтобы читать книжку или спать, я не стану. Впрочем, я, конечно же, забегаю вперед… Но не очень далеко.

Источник: zr.ru

mir-auto24.ru

Что лучше - автомат или механика: плюсы и минусы

Автоматические коробки передач уже не являются привилегией дорогих машин премиального класса. Уже и на микролитражке DAEWOO Matiz производители устанавливают недорогую автоматическую трансмиссию, поэтому выяснить, что лучше автомат или механика, могут даже покупатели бюджетных авто.

Такое сравнение не все водители считают корректным, ведь поведение машин с разными способами переключения передач в некоторых ситуация отличается. Однако, попробуем провести параллели между выбранными КПП, а также найти точки пересечения.

«Автомат» для ленивых?

Наиболее популярным аргументом в пользу автоматических коробок передач называют более комфортное вождение. Водители с АКПП приводят довод в виде меньшего количества педалей и ненужности регулярного переключения ступеней с помощью рычага. Городские автовладельцы, привыкшие к длительным пробкам будут согласны с таким обоснованием положительной стороны.

 

Постоянное дергание ручки КПП и выжимание сцепления негативно влияет на данный узел.

Также считается, что большое количество выполнения процессов за рулем в течение непродолжительного времени повышает уровень стресса. А ведь спокойное и сосредоточенное состояние влияет на безопасность движения.

Водители однозначно уверены в том, что автомобиль должен повышать уровень комфорта, поэтому выбирая, какая коробка передач лучше автомат или механика, предпочтения часто на стороне автомобилей без педали сцепления. При таком варианте даже обе руки остаются на рулевом колесе, не отвлекаясь на ручку КПП.

Любителям агрессивного вождения

Любители ручного переключения передач уверяют в том, что только с таким способом можно выпустить наружу всю мощь силовой установки, управляя резким ускорением мотора. Однако, не все автоматические КПП одинаково плавно выполняют свою работу. Например, вариаторные агрегаты действительно «задумчиво» выполняют команды водителя. Зато в плавности хода с ними тяжело тягаться, выбирая автомат или механику, плюсы и минусы конструкций.

Живее работают роботизированные и гидротрансформаторные узлы, но в этом процессе ответственность перекладывается на интеллект электронных алгоритмов. В качестве компенсации плавности набора скорости водитель получает бережное отношение к мотору и сниженный расход без излишнего впрыскивания топлива в камеру сгорания. При этом передаточные числа будут с короткими интервалами, чтобы тахометр не уходил в красную зону высоких оборотов, а автомобиль был экономичнее.

Компенсировать агрессивный стиль вождения на автоматах помогает спортивный режим современных АКПП. Дополнительным бонусом служат ставшие привычными подрулевые лепестки. Хотя это и не полноценная компенсация механической коробки, но ощущение управляемости они смогут дать.

Примером высококлассного использования автоматики являются Jaguar, Ferrari, Porsche, на которых производители ставят уже даже 8-ми ступенчатые автоматические трансмиссии, способные набирать скорость в сотню километров за 3-4 секунды. Но за такие параметры автоконцерны просят существенную финансовую компенсацию, ведь авто далеко не среднего класса.

Для бюджетных машин предусмотрены обычно 5-ти ступенчатые агрегаты. Они не выдадут ультра скоростных характеристик, но зато уберегут мотор от перегрева, перегрузок и быстрого износа, что важно для экономных автовладельцев начинающих водителей обоих полов.

Топливный вопрос

Сравнивая паспортные характеристики расходов топлива у аналогичных марок, отличающихся между собой лишь трансмиссионными агрегатами, можно уловить, чем отличается механика от автомата, и в чью пользу будет эта разница. Хотя часто расчетный параметр, указанный производителем для смешанного режима езды с МКПП, бывает на 0,5-1 л меньше, чем у машины с АКПП, практика часто показывает немного большую разницу.

Прогресс заставляет инженеров бороться с такой разницей, и иногда делается это успешно. Не зря внедряются разные экономные опции, например, Старт-Стоп системы.

Случается, что водители на «механике» расходуют бензин в большем количестве, чем на «автомате», но причиной является манера езды, частые перегазовки при смене передачи, необоснованные разгоны и резкие торможения.

Наиболее эффективным примером удачной конструкции автоматической коробки являются агрегаты с немецкой VW Group классификацией DSG. Аббревиатура скрывает преселективную роботизированную коробку с двумя сцеплениями. Такая конструкция обеспечивает поддержание высоких оборотов двигателя при быстрых и частых переключениях передач. Удачным примером служит VW Polo, имеющий агрегат DSG и потребляющий по паспорту меньше топлива, чем его аналог с механикой.

Проходимость в любых условиях и транспортировка авто

При разборе поведения автомобилей с разными коробками на песке считается, что выигрывает механика, у которой технические возможности для данной экстремальной ситуации более приспособлены. Опытный водитель сможет грамотно распорядиться таким ресурсом.

Среднестатистическая автоматическая коробка передач будет использовать универсальный алгоритм поведения в такой ситуации. Он не всегда эффективен для закопавшегося авто. В дорогих марках авто, например, английском Land Rover высокоинтеллектуальная автоматика приходит на помощь водителям. Перераспределение усилий, блокировки и другие способы управления способствуют решению проблем загрузшего в зыбучей почве автомобиля.

С некоторых пор в помощь водителям автомобилей среднего класса на эти транспортные средства перекочевывают дополнительные режимы, пример, «зимний», который снижает тягу ведущих колес, чтобы сильное нажатие на педаль акселератора не повлекло за собой ненужной пробуксовки. Иногда даже включается возможность трогаться на второй или третьей передаче.

Каких-то явных ограничений на буксировку машины с «механикой» автопроизводители не дают, в отличие от «автоматики». Для АКПП не рекомендуется использовать буксировку. Приходится только вызывать эвакуаторы. Хотя если вызвать помощь не удастся, то допускается использование буксира с небольшой скоростью до 40-50 км/ч на недалекое расстояние до 30 км. При этом должен быть установлен нейтральный (N) режим.

С севшим аккумулятором владельцы МКПП просто расталкивают машину, а водитель может потом завести ее на ходу. Владельцам АКПП такой трюк провернуть не удастся.

Финансовая выгода

Выбирая новое транспортное средство с автоматической коробкой передач, владелец должен заплатить большую сумму, чем при покупке такого же авто, но с «механикой». Разница составляет примерно около 1000 долларов. На этом не останавливаются, так как обслуживание АКПП обойдется дороже, чем МКПП.

Например, масло требуется менять в «автоматах» в среднем уже при 60 тыс. пробега, а на «механике» можно и до 90 тыс. кататься на одной и той же смазке. Также и объем смазывающей жидкости в автоматических коробках требуется от 6 до 9 литров. В отличие от «механики», которой достаточно 3-4 литра более дешевой смазки. Любой ремонт соответственно дороже у более сложной конструкции. Поэтому автоматическая трансмиссия хороша в качестве нового агрегата.

Вывод

Прогресс, перекладывающий на плечи автоматики большинство процессов вряд ли удастся остановить в разных секторах, в том числи и в автомобильной отрасли. Процент автоматических коробок в авто растет вместе с качеством таких агрегатов. Некоторые предсказатели оставляют «механику» лишь для автоспорта в будущем. Даже в ПДД отдельным пунктом выделили графу для водителей с «автоматом», понимая, что пересесть на него с МКПП несложно, а вот обратный процесс может вызвать значительные затруднения.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Вам с ручкой или без? Плюсы и минусы механики и автомата

Почти все автомобили классов А и В, представленные сегодня на российском рынке, могут оснащаться как механической коробкой передач, так и автоматической. А какую выбрать?

Давным-давно (но не в прошлую пятницу), когда я работал над талмудом про угоны автомобилей, мне на глаза попалось вот такое сообщение — так сказать, из раздела «Их нравы». Цитирую:

«Двое вооруженных подростков из американского штата Джорджия ограбили мужчину, забрав его бумажник и ключи от Хонды Аккорд. Однако угнать ее не смогли потому, что никогда в жизни не видели коробку с ручным переключателем скоростей! Единственным, что они сумели заставить работать, было радио».

Забавно, правда? Третья педаль на полу привела угонщиков в состояние ступора — неудивительно, что они тут же попались. Кстати, любопытно — мотор-то они хотя бы смогли пустить?

Американцы давно отвыкли от всего ручного — от коробок, стеклоподъемников и т.п. Это их выбор. А что у нас? Опять-таки, вспомню случай из собственной жизни. Более десяти лет назад, когда впервые в жизни я купил иномарку — это была S60 с автоматом, — то один коллега, одобрительно покивав, все-таки задал вопрос:

— Михаил Владимирович! А что, неужели с механикой достать не получилось?

Тут уже в ступоре оказался я. Коллега не шутил — он совершенно искренно не понимал, как можно добровольно «ездить на автомате»? Правда, впоследствии он все-таки «сменил ориентацию», хоть и был спортсменом до мозга костей. Но тогда его поддержал и другой коллега — тоже «гонщик». Дескать, хочу, чтобы я управлял машиной, а не машина мною!

Лично мне такие доводы кажутся надуманными. Конечно, можно перевалить на водителя ручное управление всеми механизмами — были же когда-то автомобили с ручным управлением опережением зажигания. Но это было сделано все-таки по бедности: сегодня подобные решения уместны разве что для аттракциона. Автопром, как мне кажется, свой выбор тоже сделал. Во всяком случае, условная ценовая планка, за которой царит только автомат, опускается все ниже. Но А- и В-классы пока что допускают «плюрализм» мнений — тут есть и механика с ручками, и автоматы. Солярисы, Логаны, Рио — мало ли…

Что посоветовать человеку, который нацелился именно на классы А или В, но при этом совсем не в теме касательно типов коробки передач?

Попробуем собрать воедино все плюсы и минусы механических коробок и автоматов. Уточним сразу — в основном речь пойдет о самых доработанных и самых массовых на сегодня гидромеханических автоматах. Именно такие коробки по-прежнему устанавливают на престижные и дорогие машины. С роботами и вариаторами разберемся в отдельном материале.

Механическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Мучения для новичков, не умеющих правильно пользоваться сцеплением и трогаться с места (двигатель может заглохнуть), а также выбирать нужную передачу
  • В момент троганья на подъеме автомобиль у многих водителей откатывается назад
  • Сильная утомляемость водителя при движении в условиях городских пробок — постоянные переключения и т.п.
  • Простота конструкции в сравнении с автоматами. Относительная дешевизна ремонта
  • Довольно большой ресурс: работает себе и работает
  • Простота пуска мотора при севшей АКБ. Возможен пуск «с толкача»
  • Как правило, меньший расход топлива по сравнению с автоматом: отсутствуют потери в гидротрансформаторе
  • Меньшая стоимость автомобиля
  • Возможность для водителя почувствовать себя эдаким повелителем автомобиля
  • Отсутствие проблем с буксировкой на любые расстояния
  • Больше возможностей выбраться из грязи враскачку: ручная коробка позволяет гораздо быстрее переключаться. Автомат же в таком режиме скоро перегреется

При буксовании в грязи, снегу или где угодно владельцу механики будет немного легче справиться с автомобилем.

Трогаться в горку, не сдавая ни сантиметра назад, умеют далеко не все водители, даже бывалые. Ручником им пользоваться почему-то не с руки, а мгновенно переносить ногу с тормоза на газ получается не всегда и не у всех.

Автоматическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Автомобиль заведомо дороже такого же, но с ручкой
  • Ремонт влетит в копеечку. Если ручная коробка — это, грубо говоря, набор шестеренок, то автомат — это еще и фрикционы с соленоидами и мозгами. Да и специалистов по ремонту гораздо меньше
  • Расход топлива, как правило, выше: гидротрансформатор требует жертв.
  • Проблемы с буксировкой на большие расстояния: масляный насос, как правило, стоит на первичном валу. Во время буксировки он не работает, и наступает масляное голодание.
  • Если села батарея, то «с толкача» машину не пустить
  • Ресурс, как правило, уступает долговечности механической коробки передач: деталей здесь гораздо больше, причем компанию шестеренкам составляют капризные фрикционы.
  • Автомат нуждается в прогреве, а греется при этом медленнее двигателя. Он же не является источником тепла!
  • Хуже динамика разгона и выше расход (в классе недорогих автомобилей)
  • Рай для новичков: нет сцепления, и не надо ничего постоянно переключать
  • Автомобиль при троганье в горку никогда не попятится назад: блокировка предусмотрена конструкцией.
  • Автомобиль никогда не заглохнет даже у новичка
  • У водителя меньше шансов неумелыми действиями причинить коробке вред
  • Оптимальную передачу выбирает автомат — ошибка водителя исключена
  • Не так тяжело двигаться в пробках

Ползти по пробкам на автомате гораздо легче, чем на механике.

Лично мое мнение однозначное: я — за автоматы. Разумеется, речь идет о ситуациях, в которых человек может позволить себе и то, и другое, но просто сомневается. Если финансы не позволяют выходить из бюджета, тогда дело другое, но при прочих условиях я рекомендую только автомат. Впрочем, каждого коллегу, который имеет другое мнение, прошу высказать свои «фи», ежели таковые найдутся.

Что касается рассуждений о том, что кому-то хочется активно управлять машиной, то я их, в принципе, понимаю. И с ужасом жду момента, когда из автомобиля вовсе исчезнет руль — за ненадобностью. Потому что с этого момента моя автомобильная жизнь окончательно прекратится. Усаживаться в кресло водителя, чтобы читать книжку или спать, я не стану. Впрочем, я, конечно же, забегаю вперед... Но не очень далеко.

auto.mirtesen.ru

автомат или механика? Что лучше выбрать?

При выборе автомобиля обычно обращают внимание на тип его кузова, мощность двигателя, комплектацию… Не последнюю роль при этом играет тип трансмиссии, которой оснащена машина. Если суровые советские автомобилисты выбора типа коробки передач были лишены и, в лучшем случае, весь «выбор» в конце 80-х сводился к четырехступенчатой или пятиступенчатой «механике», то наши современники могут выбирать между традиционной механической коробкой передач, уже привычной автоматической трансмиссией и некоторыми её подвидами – бесступенчатым вариатором и роботизированной «механикой».Не бывает идеального типа трансмиссии, одинаково подходящего всем автомобилям и всем водителям. Главное – четко понимать различия между разными коробками передач и определиться с выбором, исходя из собственных предпочтений, условий эксплуатации и назначения транспортного средства.

Механика

Для переключения передач на Ford T нужно было...нажимать на педали

 

Старейшим типом трансмиссии является, разумеется, традиционная «механика». Водитель сам выбирает нужную передачу, руководствуясь дорожными условиями и интенсивностью движения. Переключения передач осуществляются «через нейтраль» при выключении сцепления. Передаточные числа подбирают таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя во всем диапазоне скоростей. На большинстве легковушек старт с места необходимо выполнять на первой передаче, после чего последовательно переключаться «вверх». Изначально «механика» отличалась от современной коробки по конструкции и способу управления. К примеру, у легендарного Ford Model T коробка передач планетарного типа была двухступенчатой и приводилась в действие при помощи педали, у которой было три позиции: нейтраль, первая, вторая передачи. Для включения задней передачи и тормоза использовались две другие педали.

Конструкция и внешний вид классической "механики"за последние 40-50 лет несильно изменились

Со временем механические трансмиссии стали трехступенчатыми, а в 60-е большинство производителей остановилось на четырехступенчатой конструкции (четыре передачи для движения вперед, и одна – назад). В начале 80-х в массовый обиход вошли пятиступенчатые коробки, а в конце ХХ века на автомобили начали устанавливать шестиступенчатую механику. И это не предел: компания BMW ведет работы по созданию семиступенчатой механической трансмиссии, а Porsche уже оснащает такой коробкой новый Porsche 911.

У "восьмерки" было два варианта КП (4- и 5-ступка)и три варианта ГП с разными передаточнымичислами (3.7; 3.9; 4.1)

 Как правило, четвертая передача выполнена «прямой», то есть её передаточное отношение близко к единице, а пятая (шестая) – повышающей, для экономичного движения с равномерной скоростью. Большое количество «ступенек» позволяет конструкторам сблизить передаточные числа и сделать первые передачи более «короткими», а последние, напротив, «длинными». Благодаря этому автомобиль получает хорошую динамику в городском движении с сохранением требуемой экономичности за городом на высоких скоростях. Для этой же цели иногда используют несколько вариантов передаточных чисел (рядов КП) в зависимости от типа двигателя и его мощности. Иногда конструкторы не изменяют передаточные числа передач, но применяют разную главную пару – на модификациях с более слабым двигателем устанавливают «короткую» пару, чтобы обеспечить приемлемую динамику, в то время как на мощных версиях применяют «длинную» (скоростную) главную передачу.Кроме увеличения количества передач, «механика» также совершенствовалась «качественно». Со временем все передачи переднего хода получили синхронизаторы, благодаря которым переключение передач происходит легко и мягко, не требуя от водителя выполнения особых приёмов с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. С каждым новым поколением автомобилей механическая коробка передач становилась все более тихой и долговечной, что позволило некоторым производителям довести её ресурс до общего срока службы автомобиля даже без регулярной смены масла! 

Новейший Porsche 911 оснащен семиступенчатой (!)МКП

Недостаток у «механики» только один – она требует постоянного внимания со стороны водителя, ведь он должен постоянно переключать передачи в зависимости от скорости движения и дорожных условий. Именно поэтому «механика» долго оставалась «камнем преткновения» для большинства водителей слабого пола, для которых «автомат», напротив, стал настоящим спасением. Впрочем, и многие водители-мужчины в наше время не очень-то жалуют «механику», особенно если они живут (и ездят) в мегаполисах с вечными пробками и интенсивным движением.Сегодня «механика» является уделом лишь самых доступных (бюджетных) авто, а также используется на спорткарах. Но в большинстве случаев производители предлагают потенциальному владельцу альтернативу в виде автоматической трансмиссии.

 Таким образом, имеем:

Плюсы механики (механической коробки передач)

1)      Разгонная динамика автомобиля у рядовой механики лучше, чем у автомата. С механикой вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме автомата), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее у механики, чем у автомата.

2)      При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива на механике, на автомате сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку передач вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3)      Механика в сравнении с автоматом требует меньше масла. В автомат нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механику около 3 литров.

4)      Зимой автомобиль с механикой легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5)      Ремонт. Механическую коробку передач, отремонтировать значительно дешевле автомата, да и сделать механику могут практически любые, даже не официальные компании.

6)      Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1)      Итак, первый минус механики в нашей статье «автомат или механика» – удобство вождения. Самый значительный минус механики, это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механической коробке передач. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2)      Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой передач, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, на автомате такого не произойдет по принципу.

3)      Ресурс двигателя. Ресурс двигателя на автомобиле с механикой значительно ниже, чем на автомобиле с автоматом. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

 

Автомат

Главная особенность автоматической трансмиссии для водителя - самостоятельное переключение передач. Это обеспечено примененим специальных механизмов - например, планетарной передачи и гидромеханического привода.Гидротрансформатор имеет три рабочих колеса и отличается более низким КПД, чем «чистая механика» или промежуточный вариант с гидромуфтой. Однако благодаря ухищрениям конструкторов потери на передачу крутящего момента в гидромеханической трансмиссии со временем снизились и почти достигли уровня традиционной трансмиссии.

 

Первые несколько сотен "волг" ГАЗ М-21имели автоматическую трансмиссию,но в дальнейшем "двадцать первая" комплектоваласьисключительно трехступенчатой механикой

 

Сам гидротрансформатор не может обеспечить весь необходимый диапазон передаточных чисел, вследствие чего вместе с гидравликой стали использовать коробку передач с фрикционными муфтами и гидроприводом. Сложная гидромеханика позволяет менять передаточные числа при переключении передач без разрыва потока мощности. Благодаря этому автомат при переключениях работает плавно и не требует участия водителя – достаточно включить режим «драйв» в самом начале поездки и более не отвлекаться на переключения.

VW Touareg в последнем поколении остался верентрадиционному автомату. Правда, не простому,а восьмиступенчатому

«Интеллектуальную роль» у классического автомата с гидротрансформатором выполнял гидроблок управления и насос гидросистемы. Сначала необходимость в переключении передач определялась по показаниям центробежного регулятора, «измерявшего» скорость автомобиля и по силовому регулятору, который разными способами определял нагрузку на двигатель. При всей прогрессивности и сложности конструкции  у классического "гидроавтомата" был ряд недостатков, самым существенными среди которых являлись медлительность и невысокий КПД по сравнению с традиционной механикой, что особенно ощущалось на малолитражных автомобилях.

Седаны представительского класса всегда оснащеныавтоматом. Легендарный "шестисотый"- не исключение.

Поэтому со временем гидротрансформатор с "механическим" управлением уступил место более совершенным и сложным типам автоматической трансмиссии.Пионером в категории «умный автомат» стала немецкая компания Porsche, первой реализовавшая полуавтоматический режим работы АКП с электронным управлением.

Matiz - пожалуй, единственный автомобиль в своейценовой категории, который предлагается как с обычноймеханикой, так и с четырехступенчатым автоматом

Сегодня "типтроником" ("tiptronic")  нередко называют все виды подобных "автоматов" на любых автомобилях, хотя это название является торговой маркой Porsche. Ключевое отличие «типтроника» от обычного автомата – возможность ручного переключения. В режиме M(manual) такая коробка позволяет выбирать нужную ступень принудительно как "вверх", так и "вниз", благодаря чему водитель при желании может переключать передачи самостоятельно. К тому же трансмиссия такого типа является «адаптивной», то есть она словно «подстраивается» под манеру вождения водителя и переключает передачи в соответствии со стилем его езды.Впрочем, у большинства автоматических трансмиссий расход топлива все равно чуть выше, чем у аналога «на механике», а время разгона до 100 км/ч на пару секунд дольше. Однако для большинства адептов автоматической трансмиссии его главный плюс – самостоятельное переключение передач – перекрывает все недостатки. Поэтому многие водители при выборе трансмиссии отдают предпочтение именно «автомату», который не требует от водителя постоянного внимания и не заставляет отвлекаться от собственно управления автомобилем.Как и «механика», автоматические коробки передач "не любят" агрессивной манеры езды с резкими разгонами, особенно в непрогретом состоянии, а постоянное "насилие" над автоматом заметно снижает его ресурс, что особенно актуально для мощных автомобилей. Кроме того, "автоматы" требуют не только бережной эксплуатации, но и правильного обслуживания - в частности, замены масла и фильтров в строгом соответствии с регламентом. 

Роботизированная механика

Дальнейшее развитие автоматических трансмиссий привело к изобретению довольно интересных гибридов – так называемых «роботов». Такая трансмиссия, по сути, является обычной механической коробкой передач  со сцеплением, но процессом переключения управляет не водитель, а умная электроника.Сначала подобные "роботы" стали применяться  на компактных городских малолитражках, для которых традиционный "гидроавтомат" не подходит из-за слабого двигателя.  У разных производителей эта трансмиссия называлась по-разному: Opel — Easytronic, Fiat — Dualogic, Citroеn — Sensodrive и т.д. 

 

Отличить селектор робота DSG от обычного автоматаиногда просто невозможно

 

Поскольку на электронику в этом случае возложена очень непростая задача, то даже довольно совершенная  роботизированная механика работала не очень плавно из-за резкого прерывания крутящего момента. Грубо говоря, «робот» переключал передачи примерно так же, как не очень опытный водитель. Вдобавок такая трансмиссия не отличалась высокой надежностью, из-за чего «роботы» с одним сцеплением практически исчезли с рынка.

Роботы" первого поколения заработали не лучшуюрепутацию. Однако некоторые производителиставят их до сих пор.

Второе поколение, называющееся преселективной трансмиссией, стало стало более совершенным. Каждый производитель называет «преселекты» по-разному: Volkswagen - DSG, Audi — S-tronic,  Porsche — PDK, Ford — PowerShift….  Конструктивная особенность и главное отличие от первых "роботов" - пара сцеплений, каждое из которых "обслуживает" свой ряд передач с отдельными валами для четных и нечетных "ступеней". Такая схема позволяет мгновенное переключение передач без разрыва крутящего момента, что обеспечивает высокую плавность работы на уровне обычного «автомата», а по динамике и топливной экономичности  преселективные трансмиссии как минимум не уступают «механике».Единственный недостаток «роботов» - не самая высокая надежность и нестабильный ресурс. К сожалению, некоторые коробки выходят из строя еще в гарантийный период, а также ведут себя странно – работают с рывками при переключении передач. 

Вариатор

 

У многих современных "ниссанов" - вариаторнаятрансмиссия Nissan Xtronic CVT

 

На тяжелых автомобилях в приводе вариатораобычно применяют цепь, а не ремень

Cамым необычным вариантом автоматической трансмиссии является вариатор - механическая передача, основанная на передаче вращения (момента) трением через промежуточное тело (ремень, ролик), которое можно переводить в любую точку переменного радиуса ведущего и/или ведомого колёс, получая изменение передаточного отношения. На автомобилях применяется клиноременной или цепной вариатор, а сама бесступенчатая трансмиссия получила название CVT (англ. Continuously Variable Transmission).Благодаря конструкции вариатор способен плавно изменять коэффициент передачи (отношение скоростей вращения и вращающих моментов двигателя и движителя) во всём рабочем диапазоне скоростей и тяговых усилий.

Клиноременной вариатор используется намалокубатурной технике небольшой мощности

Для водителя эта конструктивная особенность вариатора означает максимально плавную работу двигателя и трансмиссии – ведь переключений передач, по сути, просто не происходит! Правда, чтобы не «пугать» водителей подобной бесступенчатостью и избежать занудного завывания мотора во время разгона, конструкторы придумали «виртуальные» ступени.Всем хорош вариатор – и работает плавно, и КПД у него даже выше, чем у традиционной «механики». Однако при реальном применении такой трансмиссии на автомобилях конструкторы столкнулись с проблемой передачи значительного крутящего момента от двигателя на колеса. Ременной привод подходит для мопедов, скутеров и слабосильных машин особого малого класса, а вот на более тяжелых автомобилях применяют цепь.Вариатор идеально сочетается не только (и не столько) с традиционным ДВС, сколько с гибридной силовой установкой и электродвигателем. Поэтому большинство автопроизводителей относятся к вариаторам прохладно – в частности, после некоторых экспериментов «немцы» выбрали для себя в качестве наиболее перспективной преселективную трансмиссию, а большинство американских и азиатских компаний применяет классический гидротрансформаторный автомат. А вот японцы используют вариатор не только на малокубатурной двухколесной технике, но и на авто – к примеру, Nissan серийно оснащает трансмиссией Xtronic CVT свои многие автомобили, а Toyota активно применяет вариатор на гибриде Prius (Hybrid Synergy Drive — гибридный синергический привод).

Минусы автоматической коробки передач.

1)      Классический автомат разгоняется медленнее, чем механика

2)      Опять же классический автомат, расходует больше топлива

3)      Необходимость земены масла в автоматической трансмиссии

4)      Зимой заводится сложнее

5)      Стоимость автомобиля с автоматом дороже

6)      Стоимость ремонта автомата дороже, чем механики

Плюсы автомата

Вот про плюсы я хочу поговорить по подробнее, потому как автоматы различны и не стоит их так сказать валить в одну кучу.

1)      Разгон автомата различен. Да классический гидротрансформаторный автомат на 4 –ре передачи медлительнее, чем механика. Но сейчас существуют вариаторы и автоматы на 6 и 7 – ть передач с двумя дисками сцепления, они не уступают по эффективности механики, а иногда ее превосходят. Например, вариатор превосходит механику, также как и автоматическая коробка DSG от Volkswagen.

2)      Автомат классический (4 – ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные автоматы или вариаторы (на 6 ть передач или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3)      Удобство вождения автомобиля с автоматом намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4)      Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше, автомат контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

 

  Советы по выбору трансмиссииКакую именно трансмиссию выбрать, зависит от конкретных предпочтений, стажа водителя и типа выбираемого автомобиля. Ведь далеко не всегда выбор возможен, а иногда он состоит из пары вариантов – «механика или автомат» и «механика или робот». Если предстоит эксплуатация в условиях городских пробок, то хорошим выбором будет именно «автомат» (независимо от его подвида). При езде по загородным дорогам не напрягает и обычная «механика». Нужно помнить, что для большинства автомобилей мощностью до 100 л.с. наличие автоматической транмсиссии означает удорожание на 2000-3000 у.е. и заметное ухудшение динамических показателей. Для мощных же автомобилей (свыше 200 л.с.) тип трансмиссии не имеет принципиального значения, а  начиная с определённой ценовой категории и рабочего объема «автомат» входит в список стандартного оснащения, в то время как «механика» предлагается далеко не везде и только в виде исключения.

Олег Полажинец

Фото предоставлены автором 

Рекомендуем также почитать:

• Как правильно пользоваться автоматической КПП

• Типы кузова автомобилей

• Классы автомобилей

 

rosautopark.ru

Автомат или механика — какую коробку выбрать? — журнал За рулем

Почти все автомобили классов А и В, представленные сегодня на российском рынке, могут оснащаться как механической коробкой передач, так и автоматической. А какую выбрать?

Давным-давно (но не в прошлую пятницу), когда я работал над талмудом про угоны автомобилей, мне на глаза попалось вот такое сообщение — так сказать, из раздела «Их нравы». Цитирую:

«Двое вооруженных подростков из американского штата Джорджия ограбили мужчину, забрав его бумажник и ключи от Хонды Аккорд. Однако угнать ее не смогли потому, что никогда в жизни не видели коробку с ручным переключателем скоростей! Единственным, что они сумели заставить работать, было радио».

Арест

Забавно, правда? Третья педаль на полу привела угонщиков в состояние ступора — неудивительно, что они тут же попались. Кстати, любопытно — мотор-то они хотя бы смогли пустить?

Забавно, правда? Третья педаль на полу привела угонщиков в состояние ступора — неудивительно, что они тут же попались. Кстати, любопытно — мотор-то они хотя бы смогли пустить?

Материалы по теме

Американцы давно отвыкли от всего ручного — от коробок, стеклоподъемников и т.п. Это их выбор. А что у нас? Опять-таки, вспомню случай из собственной жизни. Более десяти лет назад, когда впервые в жизни я купил иномарку — это была S60 с автоматом, — то один коллега, одобрительно покивав, все-таки задал вопрос:

— Михаил Владимирович! А что, неужели с механикой достать не получилось?

Тут уже в ступоре оказался я. Коллега не шутил — он совершенно искренно не понимал, как можно добровольно «ездить на автомате»? Правда, впоследствии он все-таки «сменил ориентацию», хоть и был спортсменом до мозга костей. Но тогда его поддержал и другой коллега — тоже «гонщик». Дескать, хочу, чтобы я управлял машиной, а не машина мною!

Лично мне такие доводы кажутся надуманными. Конечно, можно перевалить на водителя ручное управление всеми механизмами — были же когда-то автомобили с ручным управлением опережением зажигания. Но это было сделано все-таки по бедности: сегодня подобные решения уместны разве что для аттракциона. Автопром, как мне кажется, свой выбор тоже сделал. Во всяком случае, условная ценовая планка, за которой царит только автомат, опускается все ниже. Но А- и В-классы пока что допускают «плюрализм» мнений — тут есть и механика с ручками, и автоматы. Солярисы, Логаны, Рио — мало ли…

Механика или автомат

Что посоветовать человеку, который нацелился именно на классы А или В, но при этом совсем не в теме касательно типов коробки передач?

Что посоветовать человеку, который нацелился именно на классы А или В, но при этом совсем не в теме касательно типов коробки передач?

Попробуем собрать воедино все плюсы и минусы механических коробок и автоматов. Уточним сразу — в основном речь пойдет о самых доработанных и самых массовых на сегодня гидромеханических автоматах. Именно такие коробки по-прежнему устанавливают на престижные и дорогие машины. С роботами и вариаторами разберемся в отдельном материале.

Механическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Мучения для новичков, не умеющих правильно пользоваться сцеплением и трогаться с места (двигатель может заглохнуть), а также выбирать нужную передачу
  • В момент троганья на подъеме автомобиль у многих водителей откатывается назад
  • Сильная утомляемость водителя при движении в условиях городских пробок — постоянные переключения и т.п.
  • Простота конструкции в сравнении с автоматами. Относительная дешевизна ремонта
  • Довольно большой ресурс: работает себе и работает
  • Простота пуска мотора при севшей АКБ. Возможен пуск «с толкача»
  • Как правило, меньший расход топлива по сравнению с автоматом: отсутствуют потери в гидротрансформаторе
  • Меньшая стоимость автомобиля
  • Возможность для водителя почувствовать себя эдаким повелителем автомобиля
  • Отсутствие проблем с буксировкой на любые расстояния
  • Больше возможностей выбраться из грязи враскачку: ручная коробка позволяет гораздо быстрее переключаться. Автомат же в таком режиме скоро перегреется

Пробуксовка в грязи

При буксовании в грязи, снегу или где угодно владельцу механики будет немного легче справиться с автомобилем.

При буксовании в грязи, снегу или где угодно владельцу механики будет немного легче справиться с автомобилем.

Трогаться в горку

Трогаться в горку, не сдавая ни сантиметра назад, умеют далеко не все водители, даже бывалые. Ручником им пользоваться почему-то не с руки, а мгновенно переносить ногу с тормоза на газ получается не всегда и не у всех.

Трогаться в горку, не сдавая ни сантиметра назад, умеют далеко не все водители, даже бывалые. Ручником им пользоваться почему-то не с руки, а мгновенно переносить ногу с тормоза на газ получается не всегда и не у всех.

Автоматическая коробка передач

Минусы

Плюсы

  • Автомобиль заведомо дороже такого же, но с ручкой
  • Ремонт влетит в копеечку. Если ручная коробка — это, грубо говоря, набор шестеренок, то автомат — это еще и фрикционы с соленоидами и мозгами. Да и специалистов по ремонту гораздо меньше
  • Расход топлива, как правило, выше: гидротрансформатор требует жертв.
  • Проблемы с буксировкой на большие расстояния: масляный насос, как правило, стоит на первичном валу. Во время буксировки он не работает, и наступает масляное голодание.
  • Если села батарея, то «с толкача» машину не пустить
  • Ресурс, как правило, уступает долговечности механической коробки передач: деталей здесь гораздо больше, причем компанию шестеренкам составляют капризные фрикционы.
  • Автомат нуждается в прогреве, а греется при этом медленнее двигателя. Он же не является источником тепла!
  • Хуже динамика разгона и выше расход (в классе недорогих автомобилей)
  • Рай для новичков: нет сцепления, и не надо ничего постоянно переключать
  • Автомобиль при троганье в горку никогда не попятится назад: блокировка предусмотрена конструкцией.
  • Автомобиль никогда не заглохнет даже у новичка
  • У водителя меньше шансов неумелыми действиями причинить коробке вред
  • Оптимальную передачу выбирает автомат — ошибка водителя исключена
  • Не так тяжело двигаться в пробках

Пробки

Ползти по пробкам на автомате гораздо легче, чем на механике.

Ползти по пробкам на автомате гораздо легче, чем на механике.

Материалы по теме

Лично мое мнение однозначное: я — за автоматы. Разумеется, речь идет о ситуациях, в которых человек может позволить себе и то, и другое, но просто сомневается. Если финансы не позволяют выходить из бюджета, тогда дело другое, но при прочих условиях я рекомендую только автомат. Впрочем, каждого коллегу, который имеет другое мнение, прошу высказать свои «фи», ежели таковые найдутся.

Что касается рассуждений о том, что кому-то хочется активно управлять машиной, то я их, в принципе, понимаю. И с ужасом жду момента, когда из автомобиля вовсе исчезнет руль — за ненадобностью. Потому что с этого момента моя автомобильная жизнь окончательно прекратится. Усаживаться в кресло водителя, чтобы читать книжку или спать, я не стану. Впрочем, я, конечно же, забегаю вперед... Но не очень далеко.

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Автомат или механика. Что лучше. Плюсы и минусы

Автомобиль давно стал любимым детищем человека, а технологическая и научная мощь государства во многом определяется его способностью производить качественные автомобили. Одним из главных направлений конструкторской мысли в совершенствовании «самобеглых колясок» является стремление к упрощению и увеличению комфортности процесса управления автомобилем. Практически единственным способом для этого является изменение принципа управления крутящим моментом, передающегося от двигателя к колесам. Устройством, заведующим в автомобиле этим процессом, является коробка передач.

На настоящий момент в конструкции автомобилей используются два типа КПП – механическая и автоматическая, хотя сама по себе автоматическая трансмиссия представлена двумя принципиально разными техническими решениями: планетарные шестерни с гидромуфтой и вариатор.

Существует еще один вид трансмиссии, являющийся гибридом механической КПП и компьютера — роботизированная.

Единого мнения у автомобилистов, по крайней мере, нашей страны, по поводу того, что лучше — «автомат» или «механика», все еще не сложилось. Поэтому стоит свести в одном месте все аргументы в пользу того или иного агрегата, чтобы было понятнее в каком случае, что предпочтительнее использовать.

Классика жанра – механическая трансмиссия

В механической трансмиссии все жестко – и способ сопряжения ее с двигателем и передача крутящего момента на оси.

Чем это хорошо? Крутящий момент передается от двигателя к колесам с наименьшими потерями. При достаточном опыте вождения можно выбрать оптимальные обороты двигателя (фактически величину крутящего момента) для данных дорожных условий.

Водителю доступны простые и эффективные меры контраварийного вождения – торможение двигателем, управляемый занос и другие. Для самовытаскивания применяется простой и эффективный способ — «раскачивание». Гораздо меньше ограничений в величине буксируемых автомобилем грузов, определяемых лишь мощностью двигателя, и никаких ограничений по буксировке самого автомобиля.

МКПП проста в устройстве, обслуживании и в целом довольно неприхотлива

Цена — это тоже немаловажный момент для многих автолюбителей. Машины с МКПП в одном модельном ряду со своими сестрами «на автомате» дешевле минимум на 50 тысяч рублей. Вес — это спорный момент. Конечно, механическая КПП весит меньше чем классический «автомат» с гидромуфтой, но почти столько же, сколько и вариатор.

Что плохого в механической КПП? Сам принцип изменения передаточного числа. Он чрезвычайно усложняет управление автомобилем. Разница в сложности, по сравнению с управлением машиной с автоматической трансмиссией, столь велика, что водительские права на «автомат» и «механику» различаются.

Те, кто учился на «автомате», могут получить права с отметкой «АТ» и будут допущены лишь к управлению машин с автоматической трансмиссией, а вот умеющие управлять «механикой» являются универсальными солдатами.

Для того чтобы переключить передачу надо сначала выключить сцепление, потом переместить ручку в нужное положение, потом отпустить сцепление.

Во-первых, в современном городе напряженность автомобильного движения такова, что у водителя может не хватить «оперативной памяти мозга» для отслеживания ситуации и принятия оптимального решения одновременно с управлением тремя педалями, рычагом КПП и рулем.

Во-вторых, в сложных дорожных условиях, на гололеде, резкая работа сцеплением в большинстве случаев приводит к аварийным ситуациям. Для новичка выбор между «автоматом» или «механикой» очевиден.

Безопасность движения на машине с механической КПП, а также его экономичность, во многом зависят от опыта водителя, его стажа и общей психической конституции. Поэтому даже приписываемая машинам с такой трансмиссией большая экономичность скорее исключение, чем правило, наблюдаемое у профессиональных водителей с огромным практическим опытом.

Плюсы и минусы автоматической трансмиссии

Автоматическая трансмиссия представлена двумя типами – КПП с планетарными шестернями и гидромуфтой, а также вариаторами различных типов.

Законодателем мод в создании первого типа КПП являются США, первые работоспособные серийные модели таких трансмиссий стали устанавливать на автомобили еще в начале сороковых годов. Честно говоря, граждане США уже давно для себя решили, что им лучше «автомат». «On stick» (на палке) у них ездят городские сумасшедшие или нищие «латинос».

Вариаторы к нам пришли из приводов маломощных механических устройств типа железнодорожных дрезин, снегоходов, как только появилась возможность получить гораздо более прочные материалы для приводных ремней. Общее у этих трансмиссий одно – нет жесткого сочленения двигателя с вращаемыми колесами, в результате часть крутящего момента неизбежно теряется.

Основное преимущество автоматической трансмиссии — простота управления. Водитель может полностью сосредоточиться на просчитывании дорожной ситуации.

Для новичков есть еще один большой-пребольшой плюс – чтобы остановиться, надо нажать на тормоз и все. Двигатель сбавляет обороты и не глохнет. Кстати, такой прием применяется в машинах с автоматической трансмиссией зимой, для того, чтобы быстрее прогреть масло в муфте или картере вариатора.

Вот это удобство управления машиной такой огромный-преогромный плюс, что многие владельцы машин на «автоматах» предпочитают не замечать минусов.

Но, все же, надо упомянуть и про них. Итак, автоматическая трансмиссия это сложное техническое устройство. Последние модели таких КПП вообще управляются исключительно электроникой.

Поэтому для длительной и безаварийной езды одного русского «авось» мало. Надо четко и педантично соблюдать все правила, которые сообщаются владельцу в техническом паспорте автомобиля.

Например, в зимнее время требуется немного более длительный прогрев автомобиля, то есть если вы проспали, то прыгнуть в машину и воткнуть передачу, не дожидаясь прогрева, можно лишь на механике. Ну проедете вы километра полтора – два со скоростью черепахи, пока масло в коробке и мостах «разойдется», ничего страшного.

В автомате от густого замерзшего масла обязательно поломаются все пластмассовые клапана и пружинки, после чего придет конец и самой КПП.

Многие модели машин с автоматической коробкой имеют частичное или полное ограничение на возможность их буксировки «на галстуке». Некоторые из них можно перевозить лишь на эвакуаторах. То же самое касается и возможности помочь коллегам вылезти на твердую почву. Все это пишут производители в техническом паспорте.

Есть проблемы и с контраварийным вождением, многие из приемов для машин с АКПП вообще не применимы. Например, тормозить двигателем технически невозможно. Классическое самовытаскивание «раскачиванием» на таких машинах тоже невозможно.

Все технические регламентные работы надо проводить на официальных автосервисах, все рекомендации по межсервисному пробегу, проверке масла в АКПП, а также использованию определенных сортов масел обязательны к исполнению и обсуждению не подлежат.

В целом можно отметить, что машины с классическим автоматом хороши в цивилизованных условиях, где есть приличные дороги и развитая сервисная инфраструктура.

Оценивая плюсы и минусы «автомата» и «механики», нужно упомянуть и пресловутые разговоры о том, что механическую КПП можно отремонтировать и стоит это недорого, а вот АКПП…

Во-первых, поломка механического КПП для владельца «Москвича» трагедия такого же масштаба, что и поломка автомата для хозяина крутой иномарки. Во-вторых, попытки наших доморощенных «кулибиных» отремонтировать, что механическую КПП, что автоматическую, чаще всего лишь усугубляют проблему.

В тех же США коробки передач вообще не ремонтируют, у них это расходный материал. Замена любой КПП это всегда большие расходы.

Немного о роботизированной КПП

Задавшись вопросом что выбрать, автомат или механику, следует вспомнить и об их гибриде. В последнее время предпринимается немало попыток скрестить АКПП с МКПП и получить в результате удобное управление без потери крутящего момента. К таким попыткам относится и роботизированная коробка передач.

По своей сущности это обычная механическая коробка передач, управление которой передано бортовому компьютеру. По всей видимости, это тот самый магистральный путь развития, по которому в отдаленном будущем пойдет автомобилестроение.

На сегодняшний день оказалось, что бортовой компьютер существенно проигрывает в интеллекте обычному водителю. Нам осталось подождать, когда конструкторы научат думать компьютер не хуже, однако, если это произойдет, то профессия водителя станет отмирающей.

automotocity.com


Смотрите также