Направления реализма


Реализм в литературе и его особенности

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

 Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен изменить жизнь к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

fb.ru

Реализм в русской литературе - черты и жанры направления

Реализм как литературное направление

Оно было ответом не только эпохе Просвещения (классицизму),  с ее надеждами на человеческий Разум, но и романтическому негодованию на человека и общество. Мир оказался не таким, каким его изображали классицисты и романтики.

Необходимо было не только просвещать мир, не только показать его высокие идеалы, но и понять действительность.

Ответом на этот запрос и стал реализм, возникший в Европе и в России в 30-х годах XIX века.

Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле черты реализма можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века.

         Основные черты реализма 

К главным его чертам относятся:

  • объективизм в изображении жизни

(это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает)

  • нравственный  идеал автора

(в той или иной степени выраженная авторская позиция)

  • типические характеры при несомненной индивидуальности героев

(таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)

  • типические ситуации и конфликты

(наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т.п.)

  • типические обстоятельства

(например, обстоятельства воспитания Татьяны Лариной и т.п.)

  • внимание к психологической достоверности характеров

(психологическая  характеристика героев Толстого или Достоевского)

  • обыденная и повседневная жизнь героев

(герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник)

  • внимание к точности  и достоверности детали

(по деталям в «Евгении Онегине» можно изучить эпоху)

  • неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на положительных и отрицательных персонажей)

(нет деления на положительных и отрицательных персонажей – например, отношение Лермонтова к Печорину)

  • важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и т.д.
  • исследование социальных закономерностей

(например, в романе «Воскресение» Льва Толстого)

  • приближение языка художественного произведения к живой речи
  • возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как средства раскрытия характера

(при создании образа Наполеона у Толстого или образов помещиков и чиновников у Гоголя). 

Основные жанры реализма

К ним относят:

  • рассказ,
  • повесть,
  • роман.

Однако постепенно границы между жанрами размываются.

По мнению ученых, первым реалистическим романом в России стал «Евгений Онегин» Пушкина.

Расцвет реализма в России – вся вторая половина XIX века. Произведения писателей этой эпохи  вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

С точки зрения И.Бродского, это стало возможно благодаря высоте достижений русской поэзии  предыдущего периода.

Наша краткая видео презентация по теме

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Реализм (литература) - это... Что такое Реализм (литература)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм.

Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола — роману и фотографии — картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.

Это — обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни — и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся — непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма; такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).

Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме — реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого — хотя бы и архинатуралистического — искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения — от симфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», — которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма — натурализм Литература о Реализме — по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм.

Русские писатели, использовавшие реализм

Разумеется, в первую очередь это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Выдающимися образцами литературы этого направления стали также работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», а также поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

  • В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев, до этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846)[1].

Зарождения реализма

Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности, во времена Древних Народов. Существует несколько видов реализма:

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века - Искусство (II часть) - Каталог файлов

Реализм - направление в искусстве второй половины XIX века

К середине XIX в. реализм становится ведущим и наиболее влиятельным художественным направлением искусства. Рус­ский художественный критик и историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал:

«...Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным роман­тизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде све­жим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам...»

Какие новые задачи ставило теперь искусство? Что опреде­ляло его суть?

Реализм: эволюция понятия

Понятие «реализм» (лат. realis — вещественный) — одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В широком смысле оно обозначает стремление к более полно­му, глубокому и всестороннему отражению дейст­вительности во всех её проявлениях. В обыденной жизни часто отождествляется с понятием «прагматизм» и означает ясное и утилитарное действие, направленное к практической пользе или выгоде, ставящее главной целью практическое применение и ис­пользование.

В сфере художественной деятельности значение реализма ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолют­ного реализма. Творчество отдельного художника, воплотивше­го его характерные черты, невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления. Явля­ются ли, например, Г. Курбе, И. Е. Репин или И. Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков У. Тёр­нера и Ф. Гойи лишено реалистических тенденций?

Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение дейст­вительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм ро­дился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Французский писатель и теоретик реализма Ж. Шанфлёри (1821—1889) отмечал:

«Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шу­ток нашей эпохи... Реализм стар как мир, реалисты сущест­вовали во все века...»

Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, пора­жающие безжалостной правдой характеристик, реалистиче­ские портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Кара­ваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. Но только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый по­черк и оформиться в новое художественное направление.

Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлёри для обо­значения искусства, противостоявшего романтизму и символиз­му. В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопреде­лённое, изменчивое, представленное сочетанием противоречи­вых элементов, наиболее точно отражавших суть данной эпохи.

В эти же годы издавался журнал «Реализм», оказавший под­держку новому направлению в искусстве.

Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819— 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную вы­ставку под названием «Павильон реализма». Из тринадцати картин Курбе, представленных на суд жюри открывавшейся Всемирной выставки, были отобраны одиннадцать. Две карти­ны, имевшие принципиальное значение для художника («Похо­роны в Орнане» и «Ателье»), были отвергнуты. Своё несогласие подчиниться требованиям официального искусства Курбе выразил в выдвинутой декларации, где были провозглашены его главные творческие принципы:

«Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов — звание романтиков. Названия никогда не да­вали правильного представления о вещах... Я изучал вне ка­кой-либо системы и предвзятости искусство древних и ис­кусство современное. Я не захотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Я просто хо­тел... быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — та­кова моя цель».

Реакция публики не заставила долго ждать. Курбе вместе со своим реализмом сразу же превратился в соблазнительную ми­шень для критиков и острословов. Одни утверждали, что Курбе, «прикрываясь реализмом, страшно клевещет на натуру», дру­гие предпочитали более резкие выпады:

«Г-н Курбе стремился изображать людей как они есть, таки­ми уродливыми и грубыми, какими он их видит... В голове, направляющей руку, нет ничего благородного, чистого, нравственного... он такой же ремесленник в живописи, как другие в сапожном или мебельном деле»

В одной из комедийных сцен, поставленных в театре, персо­наж по имени Реалист, загримированный под Курбе, излагал своё творческое кредо греческому драматургу Аристофану:

Чтоб реалистом быть, писать правдиво — мало.

Писать уродство — вот дорога к идеалу.

Пусть отвращение селят мои холсты:

Там правды нет, где есть хоть капля красоты.

Её следы стремлюсь я выполоть с корнями...

Пристальное внимание к окружающему миру, природе, об­щественным отношениям и индивидуальным особенностям че­ловека определили суть реалистического направления в искус­стве. Став властителем дум, реализм очень скоро проявил себя в различных видах искусства: живописи и графике, скульпту­ре и музыке и в особенности в литературе. Творчество выдаю­щихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Ве­ликобритания), великих классиков русской литературы — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоев­ского, Л. Н. Толстого — даёт реалистическую картину общества. Новое художественное направление быстро приобрело европей­ский размах. Черты реализма нашли проявление и в искусстве стран Латинской Америки, США и Азии.

В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и крити­ке многие стороны окружающей действительности. Что же кри­тиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплу­ататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная фило­софия власть имущих. «Срывание всех и всяческих масок» ста­новится одним из главных критериев реалистического искусст­ва. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты в то же время утверждали гуманистические идеалы Добра, Спра­ведливости, всеобщего Равенства и Счастья. Критическая на­правленность реализма нашла наиболее яркое выражение в про­изведениях литературы и изобразительного искусства (бытовой и исторической живописи, сатирической графике и книжной иллюстрации).

Эстетика реализма и натурализм

Существенные перемены в жизни общества, вызванные уси­ливающимся недовольством народных масс, нарастанием демо­кратического и пролетарского движения, не могли не привести к изменениям и в художественной сфере. Сначала буржуазная Французская революция 1848 г., а затем и первая в мире проле­тарская революция 1871 г. (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды и чаяния простого человека.

Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в обществен­ную жизнь, защищая интересы народных масс. Заметно обо­стряются противоречия между реалистическим и академиче­ским искусством, ещё глубже и непримиримее становятся раз­личия между реализмом и романтизмом.

Если раньше реализм и романтизм в своём отношении к жиз­ни и человеку взаимно обогащали друг друга, развивались бес­конфликтно и параллельно, то теперь проявились их противоре­чия. Существенными были разногласия в их отношении к дей­ствительности. Если романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, то реализм заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Если в изображение ок­ружающей действительности романтизм привносил много субъ­ективного и индивидуального, то реализм, напротив, стремился к объективности, нередко использовал художественные приёмы сатирического осмеяния. Выдвижению возвышенного романти­ческого идеала реализм противопоставил его категоричное не­приятие. Г. Курбе утверждал, что «основа реализма — это отрица­ние идеала». Расхождения были и в выборе тем для произведе­ний искусства.

Существенные противоречия между реализмом и романтиз­мом касались особенностей изображения человека. Так, исклю­чительным героям в исключительных обстоятельствах реалис­ты противопоставили изображение «типичных характеров в ти­пичных обстоятельствах (Ф. Энгельс). Причём повышенное внимание они уделяли обыденной жизни человека низших со­словий.

Если в произведениях романтиков чувствова­лось единство взглядов автора и его героев, то у ре­алистов между ними пролегала определённая дистанция. Если у романтиков личность могла воздействовать на общество, то у ре­алистов, наоборот, общество оказывало существенное влияние на человека. Подобные разногласия не могли не привести к оформлению собственной эстетической программы, формально закрепившей основные требования реалистического искусства.

Воспроизводя действительность такой, «как она есть», худож­ники-реалисты, однако, не стремились к её точному копирова­нию. В их произведениях оставалось достаточно места для твор­ческого воображения и фантазии. Э. Делакруа, которому был чужд реалистический метод, все же подчёркивал:

«...Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действи­тельности... Совершенство художественного образа не зави­сит от степени подражания природе».

В противном случае возникала опасность отождествления ре­ализма с натурализмом (лат. natura — природа, естество) — творческим направлением в изобразительном искусстве, литера­туре и театре, который ассоциировался с точным копированием явлений действительности без учета их связей и отношений друг с другом. Для натурализма были характерны: подчинение «по­зитивной» правде, отказ от типизации, строгое использование результатов экспериментальной науки, подчёркнутая «фотогра­фичность» изображения, деэстетизация художественной фор­мы.

С середины XIX в. термины «реализм» и «натурализм» за­частую употреблялись как синонимы, но с 1870-х гг. натура­лизм стал выделяться в особое литературно-художественное движение, известное под названием «натуральной школы».

Эмиль Золя (1840—1902), наиболее известный сторонник натурализма, под­чёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспери­ментатором. Он может изображать толь­ко то, что сам видел и хорошо изучил.  Кусок действительности», воспроизве­дённый им с фотографической точно­стью, есть антипод «типичным характе­рам в типичных обстоятельствах». Мес­то сюжета занимали описание и анализ, при этом автор остаётся эстетически нейтральным по отношению к изобра­жаемому, он не стремится заглянуть в будущее. Окружающий мир представля­ется статичным нагромождением дета­лей, в котором нет разграничений между красивым и безобразным. Если безобраз­ное изображено достоверно, оно приобре­тает в глазах натуралистов значение под­линной эстетической ценности.

В сборнике «Экспериментальный роман» (1880) Э. Золя писал:

«Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрёк — будто мы хотим быть только фотографами... Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокру­шимая основа../Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество... Мы стремимся... овладеть про­явлениями интеллекта и других свойств человеческой лич­ности, чтобы иметь возможность направлять их... Человек для нас — живая машина, действующая под влиянием на­следственности и среды».

В художественном творчестве Золя черты натурализма орга­нично переплетались с чертами критического реализма. Это об­стоятельство сыграло положительную роль в оценке натурализ­ма. Оно позволило ему получить не только всеобщее признание, но и сыграть на определённом этапе прогрессивную роль.

 

Вопросы и задания

1. Каковы исторические предпосылки возникновения реализма в искусстве второй половины XIX в.?

2. В связи с чем был впервые выдвинут термин «реализм» приме­нительно к сфере художественной культуры? Можно ли согласиться с утверждением, что реализм возник вместе и одновременно с искусст­вом? Аргументируйте свой ответ. Почему рождение реализма часто связывают с творчеством Г. Курбе?

3. Известно, что термин «реализм» как «правдивое воспроизведе­ние типичных характеров в типичных обстоятельствах» был сформу­лирован Ф. Энгельсом лишь в конце XIX в. Как вы думаете, почему именно он стал важнейшей характеристикой произведений реализма? Каковы художественные принципы данного стиля? Что значит быть художником-реалистом?

4. Как вы думаете, почему в 70-е гг. XIX в. понятие «реализм» ста­ло отождествляться с понятием «натурализм»? Какую программу на­турализма выдвинул французский писатель Э. Золя? Насколько она показалась вам убедительной?

Творческая мастерская

1. Историк искусства В. В. Ванс лов предлагает под термином «ре­ализм» различать три значения: «правду жизни в искусстве», «конк­ретно-историческое течение XIX в.» и «реалистичность как жизненно правдоподобные элементы, детали или отдельные произведения в раз­личных течениях и стилях». Как вы считаете, насколько правомерна такая точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

2. Составьте таблицу отличительных признаков романтизма и ре­ализма: приведите имена художников и названия их произведений, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать то или иное теоретическое положение.

3. Познакомьтесь с некоторыми из статей о реализме. Сделайте конспект одной из них. Определите круг вопросов, затронутых в ней. кратко изложите суть проблемы, сделайте собственные выводы.

4. Поэт-романтик Дж. Байрон писал:

Хоть высшее достоинство поэта —

Суметь познать и клевету, и лесть,

И мир изобразить таким, как есть!

Какое отражение получил этот художественный принцип в произ­ведениях реалистического искусства? Какие примеры вы могли бы привести для доказательства своих суждений?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Реализм — художественное направление в искусстве второй по­ловины XIX в.»; «Эстетическая программа реализма и её отражение в произведениях искусства»; «Борьба Г. Курбе против салонного ис­кусства»; «Романтизм и реализм: их связь и отличие»; «Критический реализм и его эстетическая программа»; «Реализм и натурализм»; «Реализм и художественная фотография».

 

Книги для дополнительного чтения

Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (Любое из­дание).

Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.

Золя Э. Экспериментальный роман. (Любое издание).

Мастера искусства об искусстве. Первая половина XIX в. (Г. Кур­бе) / под ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской. Т. 4. М., 1967.

Мировая художественная культура. Романтизм и реализм / под ред. Л. В. Пешиковой. М., 2004.

 

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

 

sghistoryspb.ucoz.com

Направления и стили в искусстве — Реализм

Просмотров: 59083

Реализм в искусстве

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия.  В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основных концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, типизации жизненного материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: "… типичные характеры в типичных обстоятельствах…" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, в то время как первая - преимущественно на материале пластических искусств (см. Искусства пластические). Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляю- щимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. Л. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства. При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства.Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действитель- ности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).Художественная правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, то есть соответствие присущего данному произведению искусства общественно- эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.). Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней "поэтическое правосудие" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), то есть выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа "тенденциозности" реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает "из обстановки и действия…" (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистических методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художественное творчество отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетический агностицизм, отдаётся крайнему субъективизму, как, например, в современном модернизме, там уже нет места реализму. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма без берегов" имеют своей целью затушевать коренную противоположность реализма и формалистического искусства. Борьба идеологий в сфере художественного творчества выражается в современную эпоху в противоборстве реализма и модернизма, реализма и "массового искусства", чаще всего воинствующе буржуазного по содержанию, но имитирующего, ради доступности, в антихудожественной форме отдельные реалистические элементы. Ревизионизм в современной эстетике игнорирует в определениях реализма критерий истины в художественном творчестве, снимая тем самым всякую возможность его объективного определения.Но современный реализм, так же как и реализм в искусстве прошлых эпох, не всегда предстаёт в "чистом" виде. Реалистические тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие реализма как целостного метода. Так, например, правда жизни часто переплетается с религиозном спиритуализмом, мистикой в произведениях готики. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Так, в ранних произведениях Маяковского глубоко правдивый в основе протест против буржуазного обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом художественной манеры и правдивостью общественно-эстетического идеала художника, что характерно для ряда современных прогрессивных художников капиталистического мира (П. Пикассо). Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма - Р. Гуттузо и многих других).Реалистическое искусство может быть "умнее" своего творца: определённое глубиной и силой таланта художника правдивое раскрытие действительности приводит к победе реализма над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом автора, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере О. Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда отнюдь не следует, что художественное творчество независимо от мировоззрения автора. В большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями, возникает как художественное выражение прогрессивных общественных тенденций. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критического реализма XIX в. и в особенности в реализме социалистическом, специфика которого требует сознательной партийности.Социальная почва реализма исторически изменчива, но подъём реализма, как правило, совпадает с периодами широких связей искусства с народными массами. Поскольку реализму доступен разносторонний охват жизни народа, важных общественных вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности (см. Народность искусства). Так как любая историческая форма реализма всегда обращена к определенным сторонам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и социальной психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Так, искусство Высокого Возрождения "слепо" к общественным антагонизмам и, наоборот, отражает свойственные времени, во многом утопические мечты о социальной и человеческой гармонии. А литература критического реализма XIX в., объективно проникавшая в жизнь буржуазного общества и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, сложной диалектики человеческих характеров, порой не видела реального выхода из жизненных противоречий. Таким образом, задача анализа реалистического искусства заключается не в механическом отделении его от некоего абстрактного "антиреализма". Она требует диалектического раскрытия его внутреннего содержания, в котором нерасторжимо переплетены и завоевания реализма в познании действительности, и его исторически обусловленная художественная ограниченность.В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Однако реализм в различные исторические эпохи приобретает конкретно-исторические специфические черты, обусловленные уровнем развития общественного и художественного сознания, а порой и облекается в различные стилистической формы (см. Первобытное искусство, Античное искусство, Возрождение и др.). В более узком смысле термин "реализм" (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в искусстве буржуазной Голландии XVII в. эта форма реализма получила развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников, связанных с "третьим сословием" (Ж. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв. часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Интерес к современным общественным событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличит, искусства XIX в. В конце XVIII - первой трети XIX вв., в период сложения романтизма, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций в портрете, бытовом жанре, пейзаже. Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критическим и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный антибуржуазный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов. Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и живописцы барбизонской школы во Франции и др., непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академии, системы (см. Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально- философским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни "маленького человека" в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма. С 1840-х гг. процесс сложения демократического по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально- освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителях романтизма (П. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др.). Ко второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни современного города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно связано с подъёмом демократической общественной мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и исторических жанрах, портрете и пейзаже. В конце XIX - начале XX вв. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, Й. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании, и др.). В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др.). В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма (см. статьи об искусстве советских республик и о мастерах советского искусства).Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др.). Реалистическое искусство, обретающее на протяжении XX в. яркие национальные черты и многообразие форм, как правило, развивается в процессе борьбы с модернистскими тенденциями.

Лит.: А. Н. Иезуитов, Вопросы реализма в эстетике К. Маркса и Ф. Энгельса, Л.-М., 1963; А. Лаврецкий, Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм, 2 изд., М., 1968; Реализм и художественные искания XX века. Сб. ст., М., 1969; Б. Сучков, Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд., М., 1973; Т. Мотылева, Достояние современного реализма, М., 1973; В. В. Ванслов, О реализме социалистической эпохи, М., 1982.

Родительская категория: История | Культура Категория: Направления | Стили

www.art-drawing.ru

Реализм - Литературные направления и течения - ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - краткое содержание - сокращенные произведения по русской литературе - краткое изложение книг - подробный анализ - биографические сведения об авторе - конспекты критических статей - Все произведения школьной программы в кратком изложении

Краткое содержание всех произведений школьной программы. Русская литература

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные направления и течения

Реализм

(от позднелатинского realis — вещественный, действительный).

Признаки реализма:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя й окружающего мира.

3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизаций фактов действительности (типические характеры в типической обстановке). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира в отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Реализм как литературное направление сформировался в XIX веке. Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов и ранее, начиная с античных времен. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино произведения Бальзака, Стендаля,

Гюго, отчасти Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях Пушкина и Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова).

В России, где основы реализма были еще в 1820 — 30-х гг. заложены творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева,

Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — «Ревизор», «Мертвые души» Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм второй половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.

Социалистический реализм

Течение внутри реализма, возникшее в начале XX века и просуществовавшее до настоящего времени. Возникновение социалистического реализма было бы неправильно связывать с «социальным заказом» (Первый съезд советских писателей и провозглашение метода социалистического реализма), так как в творчестве Горького, Маяковского и ряда других писателей это направление (являющееся, по существу, течением) утвердилось задолго до официального провозглашения такового.

Основные отличительные особенности социалистического реализма:

а) Возведение социальных и художественных построений на основе марксистской идеологии;

б) Крайняя политизированность, доминирование идеологии над художественностью;

в) Наличие мифологических элементов (героический, «роковой» пафос, создание мифологизированных образов).

Однако в своих лучших образцах произведения социалистического реализма поднимались до уровня высокой художественности: произведения А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского.

Социалистический реализм оказал влияние и на зарубежную литературу (не только на писателей стран социалистического лагеря) — это проявилось в творчестве таких писателей, как Р. Роллан, Т. Манн, Дж. Голсуорси, А. Франс, Т. Драйзер и др.



scribble.su

Реализм - Литературные направления и течения - ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - краткое содержание книг - сокращенное изложение школьных произведений - Краткое содержание произведений - произведения школьной программы за 10 класс - произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература

Произведения школьной программы по русской литературе за 10 класс в кратком изложении

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные направления и течения

Реализм

Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный) — литературное и художественное направление XIX—XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.

Основные черты реализма:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется

через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино — напр., произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова).

В России, где основы реализма были еще в 1820—30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасо

ва, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.



scribble.su


Смотрите также