Немецкие композиторы


Бетховен и другие немецкие композиторы

Ни одна страна мира не подарила населению земли столько величавых композиторов, как Германия. Классические представления о германцах, как о самых оптимальных и педантичных людях, рушатся от такового богатства музыкальных талантов (вобщем, и поэтических тоже). Германские композиторы Бах, Гендель, Бетховен, Брамс, Мендельсон, Шуман, Шуберт, Арф, Вагнер – это далековато не полный перечень профессиональных музыкантов, создавших неописуемое количество музыкальных шедевров самых разных жанров и направлений.

Германские композиторы Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Георг Гендель, оба рожденные в 1685 году, заложили базы традиционной музыки и вывели Германию на «передовую» музыкального мира, где ранее властвовали итальянцы. Превосходное творчество Баха, не полностью понятое и признанное современниками, заложило тот мощнейший фундамент, на котором позднее выросла вся музыка классицизма.

Величавые традиционные композиторы Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен являются яркими представителями венской традиционной школы – направления в музыке, сложившегося в конце XVIII – начале XIX веков. Само заглавие «венской классики» предполагает роль австрийских композиторов, какими и были Гайдн и Моцарт. Чуток позднее к ним присоединился Людвиг ван Бетховен – германский композитор (история этих примыкающих стран неразрывно связана вместе).

Величавый германец, погибший в бедности и одиночестве, обрел вековую славу себе и собственной страны. Германские композиторы-романтики (Шуман, Шуберт, Брамс и другие), также современные германские композиторы, такие как Пауль Хиндемит, Рихард Штраус, уйдя в собственном творчестве далековато от классицизма, все же, признают большущее воздействие Бетховена на творчество хоть какого из их.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен родился в Бонне в 1770 году в семье бедного и пьющего музыканта. Невзирая на губительную привычку, отец смог рассмотреть талант собственного старшего отпрыска и сам начал учить его музыке. Он грезил сделать из Людвига второго Моцарта (отец Моцарта удачно показывал публике собственного «чудо-ребенка» с 6 лет). Невзирая на ожесточенное воззвание отца, заставлявшего отпрыска заниматься целыми деньками, Бетховен страстно полюбил музыку, к 9 годам он даже «перерос» его в исполнительстве, а в одиннадцать — стал ассистентом придворного органиста.

В 22 года Бетховен покинул Бонн и отправился в Вену, где брал уроки у самого маэстро Гайдна. В австрийской столице, бывшей в то время общепризнанным центром мировой музыкальной жизни, Бетховен стремительно снискал славу пианиста-виртуоза. Но произведения композитора, заполненные бурными чувствами и драматизмом, не всегда были по достоинству оценены венской публикой. Бетховен, как человек, был не очень «комфортным» для окружающих – он мог быть то резким и грубоватым, то необузданно радостным, то темным и угрюмым. Эти свойства не содействовали успеху Бетховена в обществе, его считали профессиональным чудаком.

Катастрофа жизни Бетховена – глухота. Болезнь делала его жизнь еще больше замкнутой и одинокой. Мучительно для композитора было создавать свои превосходные творения и никогда не слышать их выполнение. Глухота не сломила сильного духом мастера, он продолжал творить. Будучи уже совсем глухим, Бетховен сам дирижировал собственной превосходной 9 симфонией со известной «Одой к радости» на слова Шиллера. Мощь и оптимизм этой музыки, в особенности беря во внимание трагические происшествия жизни композитора, до сих поражают воображение.

С 1985 года бетховенская «Ода к радости» в обработке Герберта фон Караяна была признана в качестве официального гимна Евросоюза. Ромен Роллан так писал об этой музыке: «Целое население земли простирает руки к небу… устремляется навстречу радости и придавливает ее к собственной груди» .

www.tipsboard.ru

Немецкий композитор Рихард Штраус: биография, творчество

Рихард Штраус — композитор, чьи оперы и музыкальные поэмы покоряли эмоциональным откровением. Экспрессионизм (экспрессия) его произведений является острой реакцией на общество того времени.

Рихард Штраус. Биография композитора

Родины Рихарда уже не существует. В 1864 году Мюнхен был городом самостоятельного Королевства Бавария, затем влился в Германские земли. 11 июня в семье придворного музыканта Франса Штрауса родился сын. Отец служил в опере валторнистом (духовой инструмент, отдаленно напоминающий спиральную трубу). Именно он был первым учителем музыки Рихарда. Занятия доставляли неподдельную радость обоим, это привело к тому, что уже в 6 лет мальчик владел нотной грамотой и инструментом. Кроме того, самостоятельно сочинил первую оперу и не прекращал писать до самой смерти.

Наука отца казалась юноше слишком консервативной, он искал другое выражение в музыке. В 1874 году Рихард Штраус впервые знакомится творчеством Вагнера, его бесконечно покоряет стиль и настроение опер. Но отец искренне считает эти произведения музыкой низшего сорта и запрещает сыну даже слушать их. Лишь достигнув совершеннолетия, Рихард начинает глубокое изучение партитуры «Тристана и Изольды». Тем временем, он посещает репетиции Придворного оркестра и получает уроки оркестровки и теории.

Стиль композитора

Музыка Штрауса – это поиск своего знаменитого стиля, который занял у Рихарда несколько лет. В 1882 году он поступает в институт философии и истории в Мюнхене, но оставляет через год обучение. Но именно там знакомится с Максом Шиллингсом. Двое молодых людей становятся такими близкими приятелями, что Штраус легко убеждает друга заняться любимой профессией всерьез. Благодаря этому Германия получает блестящего дирижера и композитора театральных постановок, а также педагога и автора оперы «Мона Лиза».

Сам Рихард Штраус отправляется в Берлин. Там получает пост дирижера и продолжает писать композиции в консервативном стиле своего отца. Показательным примером является его «Концерт для валторны №1». После 1883 года молодой Штраус знакомится с Александром Риттером. Дальний родственник Вагнера убеждает юношу, что его истинная музыка не может быть чьим-то повторением, что симфонические поэмы – это самый правильный путь для творчества композитора. С этого момента идет уверенное становление легкого и яркого стиля Штрауса.

Личная жизнь

Большое влияние на судьбу и творчество Рихарда Штрауса оказала его счастливая женитьба на Паулине Марии де Ане. Они познакомились в 1887 году в Мюнхене. Паулина только начинала свою сольную карьеру оперной певицы и брала уроки у композитора. Как протеже последовала за ним в Веймар. Блестяще дебютировала в 1890 году, в 1894 исполняла роль в опере своего учителя «Гунтрам». Венчание молодых состоялось 10 сентября в городе Марквартштайне.

Своенравный характер молодой жены Рихтер переносил стойко, оправдывая его свойством талантливой личности. По его некоторым высказываниям, дошедших до наших дней, после яростных ссор с Паулиной его посещает особо деятельная Муза вдохновения. Действительно, именно в период женитьбы Рихард Штраус создал свои лучшие произведения. Для своей супруги он написал несколько песен, после исполнения которых популярность певицы возросла.

Счастливая жизнь влюбленной пары закончилась по причине нелепой ошибки. Однажды жене передали записку для мужа, когда тот гастролировал по Германии, от незнакомой женщины. На следующий же день Паулина подала на развод. Вернувшись домой, Рихард пытался объяснить эмоциональной актрисе, что он ни в чем не виноват, но та не захотела его слушать. До конца своих дней композитор имел романтические чувства к бывшей жене, не раз писал для нее музыку и больше ни с кем не встречался.

Творчество Штрауса

Композитор Рихард Штраус старался не поддаваться «политическим бурям» в стране, но как истинный творец впитывал настроение своего народа. Он прожил более 80 лет и застал три разных правительственных режима. Уникальность композитора — в удивительной работоспособности. Писать музыку он мог всегда и везде, не испытывая творческий «застоев» или кризисов. Его первое произведение «Гунтрам», созданное в 1893 году, — это музыкальная драма, выстроенная классически для первой пробы на зрителя.

Дальнейшее творчество композитора обладает таким многообразием жанров, что создается впечатление о работе разных авторах. «Из Италии» (1886 г., Рихард Штраус) – симфоническая поэма, написанная по впечатлениям путешествия. В 21 год молодой композитор посещает романтическую страну в течение месяца и настолько полон волнительных эмоций, что выплескивает их на нотную бумагу. У зрителя отношение к симфонии неоднозначное, но о композиторе начинают говорить и запоминают его имя.

«Дон Жуан» (1889 год)

В 25 лет Штраус достигает зрелого мастерства и завоевывает музыкальный мир этой сильной, яркой поэмой. Здесь чувствуется влияние и итальянского солнца, и влюбленности в свою ученицу де Ану. Посвящается поэма Людвигу Тюилле, с которым он учился в Мюнхене. Премьера состоялась 11 ноября, прошла безупречно и имела грандиозный успех.

«Дон Жуан» — это музыкальная история о безудержном влюбленном. Тема стремительных скрипок, жаждущих наслаждения, предшествует в феерическом вступлении, подобном фейерверку. Колокола и арфа рассказывают о самом волшебстве любви и нежности к женщине. Низкие звуки вартона и кларнета разговаривают нежным шепотом с тонким звучанием скрипок. Колокольчики в союзе с трубой наполняют душу бескрайним весельем. Кульминация пьесы – тремоло скрипок, и влюбленный вновь опустошен и одинок.

«Макбет» (1888–1890 гг.)

После «Дон Жуана» Рихард Штраус пишет оперу «Макбет». Эта симфония не произвела большого фурора и считается критиками перенасыщенной. Отец композитора дает этому произведению резкую оценку и в своих письмах просит доработать материал. По его словам, идея неплохая, но стоит выкинуть все инструментальные излишества. Именно перебор мешает зрителю понять автора и услышать то, что он хотел сказать.

Но все-таки многие находят в ней близкое настроение своему душевному состоянию. Отражение Шекспира, трагизм и печать злодеяния – досягаемые понятия напряжения воли. Это произведение о карьеризме и жажде наживы людьми, которые не остановятся даже перед преступлением.

«Смерть и просветление» (1888–1889 гг.)

Эта опера Рихарда Штрауса — тонкое восприятие законов мира и человеческой слабости. Она написана на рубеже смены правительственного строя и отражает страх современного общества перед переменами и неясностью будущего. Идея нищеты и смерти в поэме Рихарда поражает своей интеллектуальностью.

По сравнению с другими вещами автора эта симфония проигрывает в силе, иллюстративности и напоре. Но как отдельное произведение является высокохудожественной интересной оперой. Весь смысл в отсутствии душевного утешения перед неизбежным и страшным концом для человека, который высоко ценит свое существование.

«Веселые проделки» (1895 год)

«Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» Штраус посвятил своему другу Артуру Зайдлю. Они учились в одном университете в Мюнхене и сошлись на любви к творчеству Вагнера. Зайдль в свое время считался специалистом по работе и биографии композитора, которому всю жизнь подражал Рихард. Впоследствии Артур работал редактором центральных германских газет и с В. Клатте написал книгу о своем приятеле. «Характеристический очерк» является первой биографией и анализом музыкальной деятельности Р. Штрауса.

Поэма дебютировала в Кельне, ее исполнял Герцених-оркестр, дирижировал Ф. Вюльтерн. Продолжительность произведения всего 15 минут, но критики считают это вершиной таланта автора. В своей рецензии М. Кеннеди называет ее «остроумнейшей». Пьеса состоит из 27 эпизодов, которые раскладывают произведение на сюжет похождений легендарного героя Уленшпигеля от самого рождения до гибели.

«Так говорил Заратустра» (1896 год)

В создании этой поэмы снова принял участие друг композитора Артур Зайдль. По роду своей деятельности он с 1898 по 1999 год являлся сотрудником Архива Ницше. Именно он подарил Рихарду книгу известного мыслителя «Так говорил Заратустра». Штраус под впечатлением прочитанного пишет великолепную симфоническую поэму. 9 фрагментов имеют названия из глав книги. Автор сам дирижирует первое выступление в Франкфурте.

Критики в восторге от яркого примера немецкого романтизма, в котором некая «занудность» сотрудничает с бешеным деспотизмом. Музыка часто используется в современном мире и кинематографии. Например, в заставке передачи «Что? Где? Когда?» и в фильме «Космическая одиссея». Режиссер С. Кубрик взял фрагменты симфонии «Так говорил Заратустра» (Штраус) для представления неземного развития вселенной.

«Саломея» (1905 год)

Драма Рихарда написана по произведению Оскара Уайльда, которую писатель написал для Сары Бернар. Премьера ознаменовалась таким скандалом в Берлине, что это можно принять за небывалый успех пьесы. Эротика и чувствительность, эмоциональный Восток, аморальный образ Саломеи в контрасте с чистотой Крестителя — вот вдохновляющая иллюстративность для такого композитора как Рихард Штраус. «Саломея» писалась полтора года. В процессе работы переписывался характер главной героини. Вместо плоского и прямого монстра, охваченного животным желанием, появилась хрупкая девушка, которую охватывает трагическая страсть.

В пуританской Германии опера вызвала противоречивые отзывы критиков. Даже певцы отказывались исполнять роли в пьесе, называя ее безнравственной. Первая актриса, которой предложили роль Саломеи, гневно ответила Рихарду: «Я приличная женщина!». Но все-таки именно эта певица М. Виттих взяла на себя смелость первого выступления.

«Альпийская» (1915 год)

Последняя симфоническая поэма немецкого композитора. Еще в ранней юности Рихарда волновала идея создания музыки, которая звучит как восхождение в горы. Трижды он начинал произведение, но каждый раз нотные листы отправлялись растапливать камин. Только в 1914, после оперы «Женщина без тени», автор вновь берется за разработку этой идеи.

Премьера состоялась 18 февраля в Берлине, дирижировал автор. «Альпийская симфония» — одна из самых популярных вещей нашего времени. Это программная музыка, разбитая по смыслу на 22 части. Последним знаменательным концертом Рихарда считается именно эта поэма в исполнении Баварского Государственного оркестра в 1941 году.

Песни композитора

В течение своей жизни автор написал немало песен для сопрано, которым пела его любимая женщина. В 1948 создается «Четыре последние песни». На концертах это произведение поют в завершении. Рихард Штраус, песни которого всегда были наполнены жаждой жизни и позитивом, в последнем сочинении писал об усталости и предчувствии смерти. Ожидание конца звучит спокойно, с уверенностью человека, активно прожившего жизнь.

«В вечернем свете» — первая песня говорит о душевном спокойствии, написана на стихи И. Эйхендорфа. Далее идут «Весна» и «Засыпая». Заключительная «Сентябрь» — потрясающее проникновение осенним настроением и светлым дождем. Эти произведения на стихи Г. Гессе. Все композиции — уникальное сочетание музыки и текста. Атмосфера и стиль настолько сильны, что критики, признавая песни несколько устаревшими даже для 48 года, и сейчас воспринимают их как сильнейшее творение автора.

Автор и дирижер

Кроме вышеперечисленных симфонических опер, Рихард написал «Домашнюю симфонию» и «Дон Кихота», «Жизнь героя» и сюиту «Мещанин во дворянстве», а также несколько других успешных и не очень произведений. Кроме сочинения, Штраус — дирижер своей музыки и творчества других композиторов. Его репертуар — это оперы и симфонии авторов 18-20 веков.

Рихард Штраус — последний романтик своего времени — характеризовал свое творчество с юмором и простотой:

«Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я – первоклассный второсортный композитор!».

fb.ru

Великие композиторы мира

­Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Расцвет русской музыкальной культуры начался в 19-м веке. Поэтому ниже представленный список композиторов (чьи имена известны всему миру) начинается с 19-го столетия. Это:

  • М. И. Глинка.
  • А. П. Бородин.
  • М. П. Мусоргский.
  • С. С. Прокофьев.
  • С. В. Рахманинов.
  • Н. А. Римский-Корсаков.
  • А. Н. Скрябин.
  • П. И. Чайковский.
  • И. Ф. Стравинский.
  • А. И. Хачатурян.
  • Д. Д. Шостакович.
  • Р. К. Щедрин.
  • А. Г. Шнитке.

Композиторы 18-го века

И. С. Бах, Л. Бетховен - великие немецкие композиторы, ярчайшие представители второй половины 18-го века. В. А. Моцарт - известнейший автрийский композитор и виртуозный исполнитель. Они внесли большой вклад в развитие музыкального искусства.

И. С. Бах - выдающийся композитор 18-го века. За свою жизнь создал свыше тысячи произведений в разнообразных жанрах. Он является основателем одной из самых популярных династий в музыкальном мире.

В. А. Моцарт - ярчайший представитель венского классицизма.

Он виртуозно играл на разных инструментах: клавесине, скрипке, органе. Для них он написал превосходные произведения в разнообразных жанрах. Талант и удивительный музыкальный слух сделали Моцарта популярным на весь мир.

Л. Бетховен - еще одно выдающееся имя в истории музыки.

Композитор создавал свои композиции на рубеже 18-19-го веков во всех жанрах, существовавших в тот период времени. Его музыкальное наследие чрезвычайно разнообразно. Это симфонии, сонаты, квартеты, увертюры, концерты для скрипки и фортепиано. В классической музыке Бетховен является первым представителем романтизма.

Зарубежные композиторы 19-го века

Ф.П.Шуберт и И.Штраус – великие композиторы классической музыки 19-го столетия.

Франц Шуберт является продолжателем традиций одного из ведущих направлений – романтизма.

Композитор оказал огромное влияние на плеяду своих последователей. Он сочинил свыше 600 немецких романсов. Благодаря ему данный жанр был возведен на новый уровень.

Иоганн Штраус – еще один знаменитый австрийский композитор 19-го века.

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора – польки, балеты и кадрили.

Р. Вагнер и Дж. Верди – великие классические композиторы, которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди – весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский – великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех музыкальных жанрах. Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин – великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме – героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский – еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский – композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг – это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» – это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн – австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг – яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин – американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан – французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз – американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович – великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев – композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы – «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский – композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» – прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.

fb.ru

«Великие немецкие композиторы»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК

Тема: «Великие немецкие композиторы»Задачи мероприятия: познакомить учащихся с творчеством Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта; развивать интеллектуальные способности учащихся, воображение, ассоциативное мышление; воспитывать чувство сострадания, чувство прекрасного.

(учащимся 10-11 классов заранее дается задание – познакомиться с жизнью и творчеством этих композиторов).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие посвящено жизни и творчеству двух великих немецких композиторов – Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта (слайд №1). В 2011 г. весь музыкальный мир отмечал 255-летие со дня рождения В.А. Моцарта. В 2012 г. исполнилось 185 лет со дня смерти Л. ван Бетховена (слайд №2). Перед вами два высказывания великих русских деятелей культуры (слайд № 3,4), посвященные этим двум великим немецким композиторам:

1) «Ты, Моцарт, бог,

И сам того не знаешь…» (А.С. Пушкин)

2) «Бетховен – это слава и гордость всего цивилизованного человечества. Его помыслы и чувства близки и дороги всем…» (Д.Шостакович)

В нашем мероприятии сегодня участвуют две команды – по 5 учащихся из 10 и 11 классов. Они будут соревноваться друг с другом, показывать свои интеллектуальные в и творческие возможности.

Пока команды занимают свои места за столами, я представляю членов жюри, которые и будут оценивать все ваши ответы, вашу работу (идет представление членов жюри).

Зрители также могут помочь победить своей команде, т.к. для вас также будут даны задания, выполнив которые, вы получите дополнительные баллы для своей команды.

II. Конкурсная программа.

Ведущий: Итак, первый тур – «Разминка». Я задаю вопрос. Команда, которая быстрее поднимет сигнальный флажок, получает возможность ответить. За правильный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то вторая команда может ответить и получить 1 балл за правильный ответ.

Вопросы:

1) Где родился В.А. Моцарт? (в Австрии, г. Зальцбург)

2) В каком возрасте Моцарт начал играть на клавесине? (в 4 года)

3) Моцарта часто называли «чудо-ребенком». Как это звучит по-немецки? (Wunderkind)

4) На каких музыкальных инструментах играл Моцарт? (скрипка, клавесин, орган)

5) В каком возрасте Моцарт познакомился с нотами? (в 6 лет)

6) Какой инструмент Моцарт называл «королем инструментов» и говорил, что «играть на нем – это его страсть»? (орган)

7) Родина Л. ван Бетховен? (Германия, г. Бонн)

8) В каком возрасте Бетховен дал свой первый концерт? (в 8 лет, но в афишах было написано, что ему 6 лет)

9) На каком факультете в Боннском университете учился Бетховен? (философском)

10) Кому посвятил Бетховен свою 3 симфонию? (сначала Наполеону Бонапарту; потом, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, переименовал ее в «Героическую»)

11) Как назвал поэт Людвиг Рельштаб сонату №14, написанную Бетховеном? («Лунной сонатой»)

12) В каком возрасте Бетховен потерял слух? (в 26 лет)

Ведущий: Сейчас жюри назовет итоги разминки (оглашаются результаты разминки).

- Второй тур – «Связующее звено». Перед вами логические схемы, в которых отсутствует одно связующее звено. Ваша задача – найти это звено (слайд №5). Сколько звеньев найдете, столько баллов и заработаете. Вам дается на размышление 5 минут. Можете совещаться, затем свои ответы запишите на листочках бумаги и сдадите членам жюри, которое и оценит ваши ответы.

1 схема – «Пушкин - ? – Моцарт»

2 схема – «Бетховен - ? – Моцарт»

3 схема – «Бетховен - ? – Гете»

(ответы: 1 схема – Пушкин является автором «Маленьких трагедий», героем одной из которых является Моцарт и т.п.;

2 схема – оба немецкие композиторы; говорили на немецком языке; оба жили в XVIII веке; Бетховен был учеником Моцарта 1 месяц; оба писали оперы и т.п.

3 схема – оба немцы; оба жили в XVIII веке; Бетховен писал музыку к стихам Гете; встречались лично и т.п.)

- Сейчас жюри назовет итоги второго тура.

Ведущий: Третий тур – «Говорят документы». Перед вами отрывки из документов или произведений, связанных с этими композиторами и к каждому даются вопросы.

1) Из «Завещания Бетховена» (слайд №6).

«На 28 году жизни я принужден уже стать философом; это не легко, а для артиста труднее, чем для кого-либо… Желаю вам, чтобы ваша жизнь сложилась лучше, безмятежнее, нежели моя, внушайте вашим детям добродетель, ибо в ней одной, а не в деньгах, обретается счастье, говорю это по опыту; именно она помогла мне устоять даже в бедствии, ей, наряду, с моим искусством, я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством…».

О каком бедствии ведет речь Бетховен? (о своей глухоте)

2) Отрывок из «Маленьких трагедий» (слайд №7)

«Недели три тому назад,

пришел я поздно домой.

Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего – не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Реквием и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать – и с той поры за мною

Не приходил мой черный человек.

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Реквием. Но между тем я…

Мне совестно признаться в этом…

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится».

Вопрос: С чем у вас ассоциируется черный человек, приходивший к Моцарту? (со смертью, т.к. вскоре после написания «Реквиема» Моцарт и скончался).

- Вот как сказал об этом сам Моцарт: «Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня. Он постоянно торопит меня, упрекает… Чего мне страшиться? Я чувствую, что близок мой час, близка моя смерть! Реквием, который я пишу только для себя, будет моим лучшим произведением, но и моей лебединой песней!»

Ведущий: Пока жюри подводит итоги трех конкурсов, я хочу задать вопросы болельщикам команд. Кто ответит правильно, принесет своей команде дополнительные очки.

Вопросы:

1) Почему долгое время ходили слухи о том, что Моцарт был отравлен? (композитор Сальери перед смертью признался в этом)

2) От чего на самом деле умер Моцарт, по мнению врачей? (от опухоли)

Ведущий: Сейчас жюри назовет промежуточные итоги трех этапов.

- Четвертый тур – «Ожившие слова». Перед вами слова, произнесенные этими композиторами. Вы должны определить, кому именно принадлежат эти высказывания, и когда он мог их произнести.

1) «Рукоплещите, друзья, комедия окончена…» (слова принадлежат Бетховену; произнес за несколько часов до смерти).

2) «Гений и злодейство – две вещи несовместные…» (Моцарт в «Маленьких трагедиях» Пушкина).

3) «Я умираю, не воспользовавшись плодами моего гения! А жизнь была так прекрасна! Все возвещало завидную будущность! Судьба неумолима…» (Моцарт, сказал перед смертью друзьям и жене).

4) «Прискорбнее всего для меня – и я этого не скрываю, - то, что я временно обречен на полное бездействие …» (Бетховен, писал так в письме другу потому, что врачи посоветовали ему перестать сочинять и исполнять музыку, для того чтобы избежать глухоты).

Ведущий: Сейчас жюри назовет итоги этого тура. А мы переходим к пятому конкурсу – «Музыка и не только». Сейчас будет звучать некая мелодия, принадлежащая перу одного из этих композиторов. Пока она звучит, вы должны нарисовать или описать словами те ассоциации, которые возникнут у вас при прослушивании этой мелодии. Время звучания – 5 минут, соответственно и время работы – 5 минут. Затем вы представите свою работу. Та команда, которая правильно определит название произведения и его автора, получит дополнительные баллы.

- Но прежде чем начнет звучать мелодия, я дам задание и болельщикам. Вам даны карточки с названиями разных музыкальных жанров (Приложение 1). Вы можете помочь своим командам заработать дополнительные баллы при следующем условии: 1 команда должна определить жанры, в которых работал Моцарт, а 2 команда – жанры, в которых работал Бетховен. Результаты своей работы болельщики сдают в жюри, которое оценит правильность выполнения задания.

(для команд звучит одно из произведений Бетховена – «Лунная соната», либо «Маленькая ночная серенада» Моцарта; возможны другие варианты).

Ведущий: Сейчас жюри назовет итоги этого конкурса.

- Мы начинаем шестой конкурс – «Автора, автора!». Я раздаю командам карточки с названиями произведений этих композиторов (Приложение 2). Вы должны определить, какие из них принадлежат Бетховену, а какие Моцарту.

Ведущий: Жюри подведет итоги этого конкурса. Наступает последний конкурс – «Домашнее задание». Условия этого конкурса: вы должны были познакомиться с жизнью и творчеством этих великих композиторов, выбрать какие-то интересные моменты и представить их в виде инсценировки, презентации, в общем, как подскажет ваша фантазия. Здесь вам могут помогать и болельщики. Время представления вашего домашнего задания – 5 минут.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги домашнего задания и общий итог, я приведу некоторые интересные факты из жизни композиторов.

- В 1770 году В.А. Моцарт получил из рук Папы Римского орден «Золотые шпоры», который до него получил только Кристофор Глюк. В этом же году Моцарт пишет оперу, а в августе Болонская академия избирает его своим членом (академику было всего 14 лет). Умер же Моцарт в 35 лет, в декабре 1791 г. Похороны были по последнему разряду: в общей могиле для бедняков. И когда позже попытались найти его могилу, было поздно: сторож умер, а братских могил было много.

Бетховен же умер в 1827 г. В последний путь его провожали 20 тысяч человек. Друг композитора актер Аншютц произнес речь: «Он был художник, но и человек, человек в высшем смысле… Он был одинок…Но вплоть до конца он сохранял для всех людей свое человеческое сердце…Таков был он, таким останется на все времена…О нем можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного. Уйдите отсюда печальными, но собранными». Так закончилась жизнь этих величайших гениев.

III. Заключительный этап.

Ведущий: На этом наш конкурс завершен. Жюри готово огласить его результаты.

(Жюри подводит итоги конкурса, награждает команды грамотами и призами).

Ведущий: На прощание хочется пожелать: слушайте хорошую музыку, ибо все проходящее, а музыка - вечна.

Приложение 1. Дивертисмент, квартет, концерт, опера, реквием, серенада, симфония, рондо, фуга, соната, скерцо, фантазия, квинтет, увертюра, марш

Приложение 2. «Свадьба Фигаро», «Эгмонт», «Соната №14 («Лунная»), «Дон Жуан», «Фиделио», «Торжественная месса», «Реквием», «Турецкое рондо», «Аппассионата», симфония «Пасторальная», «Волшебная флейта», симфония №3 («Героическая»), «Маленькая ночная серенада»

ologike.ru


Смотрите также