Обычаи и культура народов


Народы Казахстана: культура, традиции и обычаи

Республика Казахстан находится в центре Евразии, большей частью территориально находится в Азии и меньшей в Европе. Земли Казахстана омываются Каспийским морем, а граничат с Китаем, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Нижним Поволжьем.

Многонациональный Казахстан начал формироваться еще в 15 веке, когда процветало Казахское Ханство. Он сложился благодаря созданию нации, в состав которой входили тюрские монгольские племена.

Народы населяющие Казахстан

В Республике Казахстан проживает около 17 950 000 человек. На сегодняшний день казахи являются основным населением этих территорий, численность который составляет 63.1% от всего населения.

И все же Казахстан многонациональная республика. Здесь проживают представителя других наций, которые сохраняют культуру своего народа и в то же время чтят историческую культуру коренных жителей. Численность русских жителей составляет 23,7%, украинцев - 2,1%, узбеков - 2,9%, татар - 1,3%, уйгуров - 1,4%, немцев - 1,1%. Помимо всех перечисленных народов здесь живет еще около 4,5% людей других национальностей.

Большая часть населения Казахстана являются городскими жителями - около 60%. При этом самым густозаселенным городом является столица Алматы, на втором месте находится город Астана, а третье место по количеству жителей занимает город Шымкент.

Культура и быт народов Казахстана

(Традиционная юрта)

Говоря о Казахстане в первую очередь стоит поблагодарить этот народ за то, что они сохранили до наших дней юрты. Юрты появились довольно давно, в них проживали тюрские племена. Благодаря казахскому народу, мы можем видеть их и сегодня.

Если говорить о повседневной жизни казахского народа, можно сказать, что основой их хозяйства, конечно, является скотоводство. На протяжении долгих времен скот был для казахов всем: едой, транспортом, накоплениями, одеждой. С помощью скотоводства казахи добывали молоко, из которого готовили молочные продукты, а после могли их продать. Из верблюжьего молока, которое также было доступно для казахов изготавливали различные продукты, полезные для здоровья. Обычное коровье молоко было источником сыров, айрана, творога, курта и других продуктов.

Верблюды были привычным и обыденным скотом для населения, при этом люди отдавали предпочтение именно двугорбым. Для того, чтобы они были выносливы, хозяева вызывали жажду у верблюда, добавляя ему в пищу соль. Если верблюд сыт и напоен, а выпить он может 50 литров воды, на нем можно перевозить тяжелую кладь в течение 6 и даже 10 дней. Поэтому верблюды были очень востребованы казахским народом.

Национальной одеждой казахов является кочевая одежда, изготовленная из шерсти животных - верблюжьей, овечьей и козьей. Эта одежда не отличается особой красочностью, но она удобна и символична для казахского народа.

Традиции и обычаи казахского народа

(Древний танец)

Традиции и обычаи Казахстана уходят своими корнями в глубокую языческую древность. Каждый праздник Казахстана очень яркий, красочный, веселый и чарующий. Даже свадебный обряд в Казахстане проходит с необычной изюминкой. Сватовство и сама свадьба должны проходить в определенные дни. Прежде чем жених увидит невесту, гонцы жениха отправятся на разведку к будущему тестю. Потом жених сможет увидеть суженую, но за определенную плату - калым. Как только мужчина войдет в дом будущей жены, ему придется пройти еще несколько испытаний и только потом он сможет начать официальную подготовку к свадьбе.

Самым ярким праздником у казахов является праздник Наурыз - день рождения весны. По древним календарям этот день празднуется в Новый год. Весну встречали в чистых убранных домах, в красивых одеждах и с переполненными едой столами. Казахи считают, что если весна войдет в чистый и уютный дом, они принесет удачу и счастье его жителям. Сегодня этот праздник отмечается 22 марта.

Праздник Дастархан - праздник вежливости и дружелюбия. В этот день казахи открыты и гостеприимны, как никогда. Люди готовы впустить в свои дома любого гостя, путника и незнакомца, накормить его, напоить и дать кров. В этот день люди знакомятся между собой, приглашают на чаепитие соседей и простых прохожих. Если гость уйдет голодным и не совсем веселым, значит хозяева не смогли сохранить атмосферу праздника в своих стенах.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Народы Азии: культура и традиции

  Азия является самой большой частью света по площади и численности населения. На ее территории проживает более 4 миллиардов человек, эта сумма оставляет около 60% от всего населения нашей планеты. Границы Азии вмещают в себя множество государств, поэтому население здесь самое разнообразное. Каждый народ имеет свою историю и культурную наследие, которое в совокупности с другими создает богатый колорит для этой части света.

Чтобы лучше изучить Азию, узнать традиции и обычаи других народов, мы разберем поэтапно население, разделяя его на пять географических областей.

Народы Центральной Азии

(Народы Дальнего Востока в национальных костюмах)

Территория Центральной Азии (или Средней Азии) не располагала к благоприятному ведению сельского хозяйства, поэтому здесь преобладающим представителем этноса стали степные кочевники.

Первые, кто задумался о создании государства кочевников, стали скифы. Скифы являлись древним ираноязычным народом, не имевшим письменности и обладающим неизвестным языком (предполагается, что их язык трансформировался в современный осетинский). Однако из-за раздробленности скифам не удалось создать мощную единую империю, поэтому первое государство для кочующих народов организовали хунны (древний народ, обитающий на территории Китая).

Наравне с ними на территории Центральной Азии обосновались и другие народы – монголы, уйгуры, басмалы и онгунты, народы тюркской языковой группы, карлуки. Примечательной особенностью для народов Средней Азии стало неприятие китайских ценностей, большинство из них имели собственную идеологическую систему или примыкали к чужим, а Китайская идеология так и не смогла перебраться за границы Великой Китайской стены.

Уже во время существования Советского Союза произошли депортации в Среднюю Азию. Большая часть депортируемых – чеченцы, ингуши, татары, карачаевцы, калмыки. Во время войны в Азию отправляли немцев и финнов.

Если говорить о культурном наследии, то в Средние века народы Центральной Азии создали очаг Просвещения. Здесь развивалась научно-исследовательская область, изучалась медицина, постигалась астрология, появилось большое количество скульпторов, художников и архитекторов.

В ранние периоды народы склонялись к язычеству – совершали жертвоприношения, молились о защите, просили хорошего урожая и плодородной почвы. Чуть позже население приняло другие вероисповедания, например, карлуки стали исповедовать ислам, а тибетцы ушли в буддизм.

Народы Западной Азии

(Праздник Навруз у Иракских Курдов)

Первыми в Западной Азии (или Передней Азии) государство создали шумеры – древнее население Южной Месопотамии, обладавшие собственным языком и стоявшие у истоков возникновения цивилизации Тигра и Евфрата. Вместе с ним на территории Передней Азии обитали семитские народы, являющиеся предками арабов, мальтийцев и евреев. Большое влияние на формирование современных народов оказало переселение тюркских народов из Средней Азии, благодаря им появились турки, азербайджанцы. Присутствовали и кочевые народы, например, амореи, являющиеся потомками праотца Сифа.

В Западной Азии преобладает сельское хозяйство, а промышленная составляющая полуичло развитие лишь при существовании СССР. В странах Азии возделываю различные сельскохозяйственные культуры – сажают пшеницу, выращивают яблоки и виноград, разводят цитрусовые и финики, засаживают плантации табака и мака. Присутствует и скотоводство – разводят домашних животных для получения молока. Шерсти и мяса, преимущественно – коз, коров, овец, птиц. Из-за религиозных соображений свиней на территории Передней Азии практически не разводят.

Если говорить о культурных ценностях в рамках семейных взаимоотношений, то большая часть народов придерживается религиозных норм. Привычным делом является полигамия, однако на практике в современном мире она присутствует лишь у староверов. Распространена традиция брака с выплатой калыма, у кочевников бытует запрет на создание брака за пределами племени.

У кочевых народов развито устное творчество, включающее большое количество фольклорных направлений (сказки, былины, повести, рассказы о создании племен). Народная медицина представлена комплексом из многолетнего врачевания и использования природных ресурсов, малая часть народов привносит в медицину и магические поверья с устоявшимися суевериями.

Народы Южной Азии

(Сингальский танец, Шри-Ланка)

К древнейшему населению Южной Азии относятся ведды (коренное население острова Шри-Ланка) и андаманцы (коренные жители одноименных островов). Первую цивилизацию создают дравиды, являющиеся населением Южной Индии. Дравидов разделяли на северных, центральных и южных, каждая ветвь классификации подразделялась на несколько народов. Северные дравиды – ораоны, брагуи, малто; южные – телугу, тамилы, каннара; центральные – пенго, годны, койя. В 17 веке в Южную Азию стаи приезжать колонизаторы, таким образом список народов пополнился англичанами, голландцами, французами и португальцами.

В настоящее время население Южной Азии насчитывает более 200 народов, большая часть из них относятся к малочисленным (до 10 тысяч человек). Большинство народов занято земледелием, меньшая часть проживает в городах, вкладывая силы в промышленность и сферу обслуживания. Некоторые племенные группы и вовсе занимаются примитивным производящим хозяйством, в горных местностях сохранились группы с отсталой формой культуры и экономики.

Народы Южной Азии чтут многовековые традиции, распространены этнические произведения – их читают, ставят спектакли, декларируют перед публикой. Популярностью пользуются кукольные театры. Большинство племен верят в магию и переселения душ, изготавливают тотемы и амулеты для защиты. Народная медицина в основном состоит из магических уверований и использования лечебных трав, широко распространена практика йоги.

Народы Юго-Восточной Азии

(Посещение Тайского монастыря)

Изначально на территории Юго-Восточной Азии обитали батаки, ниасцы и ментавейцы, но переселенцы смешались с древним населением, привнеся новые народы. Позже образовалась и вторая волна поселенцев, принесшая в список этносов малайцев и яванцев. В Таиланд еще до начала нашей эры переселились народы тайской языковой группы – сиамцы (тайцы) и лао. На территории Вьетнама проживали вьеты, тямы.

Основные группы народов, проживающих в Юго-Восточной Азии: филиппинцы, малайцы, тайцы, вьеты, индонезийцы, пунаны, кубу.

 Раньше главным занятием населения Юго-Восточной Азии являлось плужное земледелие с выращиванием риса, сейчас все больше народов отдает предпочтение развитию современных отраслей хозяйства и промышленности.

На семейные отношения сильно повлияла религиозная составляющая, с исламом на эту территорию пришла полигамия. Многие племена долгое время сохраняли традиции родовых общин, но сейчас большая часть отдала предпочтение привычным моногамным бракам.

Культурное наследие здесь широко развито в театральных постановках: театр кукол, теней, жестов, марионеток, загримированных актеров. Успехом пользуются: балет, пьесы на этническую тему, постановки по мотивам индийских произведений.

Религия различная – от ислама до буддизма, некоторые племена до сих пор сохраняют остатки индуистских верований с верой в стихию, переселения душ и богов. Ранее даже совершались жертвоприношения с использованием магических заклинаний.

Народы Восточной Азии

(Праздник Дракона на улицах Китая)

Самым крупным народом Восточной Азии является хань (или китайцы), также присутствуют корейцы, тибетцы,  японские народы, тайские народы. Самыми многочисленными народами являются китайцы, японцы и корейцы.

В большинстве стран распространены земледелие, животноводство и горнодобывающая промышленность. Некоторые народы занимаются производством тканей и машиностроением. 

Культурное наследие сформировалось под влиянием религиозных учений, на территории Восточной Азии самыми распространенными являются буддизм, конфуцианство и синтоизм, а менее распространенная религия – христианство.  

Отличительной особенностью культурного наследия в Восточной Азии является мифология, многие мифы отражают становление древних цивилизаций, прежние обычаи, образование племен, происхождение народных групп. Еще оной особенностью является длительное существование письменности, зародившейся в начале 2 тысячелетия до н.э. Древнейшей системой была иероглифика, которая до сих пор существует в Китае и Японии, пережив некоторые видоизменения.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Народы Африки: культура и традиции

Африка – это место, где люди живут, придерживаясь правил быта, традиций и культуры, которые сложились еще несколько столетий назад, дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Жители Африки до сих пор успешно существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, не ощущая при этом нужды и острой потребности в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

Народы, населяющие Африку

Африканский континент приютил множество всевозможных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и взглядами на жизнь. Самыми крупными племенами являются Мбути, Нуба, Оромо, Хамер, Бамбара, Фульбе, Динка, Бонго и другие. Последние два десятилетия жители племен понемногу перестраиваются на уклад товарно-денежного характера, но в приоритете у них – обеспечение себя и своей семьи необходимыми продуктами питания, дабы предотвратить длительный голод. Можно сказать, что экономических отношений у племенного населения практически нет, из-за чего часто возникают разнообразные конфликты и противоречия, которые могут закончиться даже кровопролитием.

Не смотря на это, есть и племена, которые более лояльны к современному развитию, вступили в экономические отношения с другими крупными народами и работают на развитие общественной культуры и промышленности.

Численность населения Африки достаточно большая, поэтому на континенте на одном квадратном километре живет от 35 до 3000 человек, а в некоторых местах и больше, поскольку из-за безводности и неблагоприятного климата пустынь население здесь размещено неравномерно.    

На севере Африки проживают берберы и арабы, которые за десяток столетий проживания на данной территории, передали местным жителям свой язык, культуру и традиции. Арабские древние построения до сих пор радуют глаз, раскрывая все тонкости их культуры и верований.

В пустынной местности жителей практически нет, но там можно встретить большое количество кочевников, которые ведут за собой целые караваны верблюдов, что является их основным источником жизни и показателем состоятельности.

Культура и быт народов Африки

Поскольку население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен, то весьма очевидно, что традиционный лад давно потерял свою первобытность и в некоторых аспектах позаимствовал культуру у соседних жителей. Таким образом, культура одного племени отображает в себе традиции другого и трудно определить, кто был основоположником тех или иных обрядов. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.

Для того, чтобы женится на одной из девушек племени, парень должен возместить родителям ущерб. Зачастую – это домашняя живность, но с недавнего времени выкуп также принимается в денежном эквиваленте. Считается, что данная традиция помогает семьям объединится, а также в случае хорошей суммы выкупа, отец невесты убеждается в состоятельности зятя и в том, что он должным образом сможет обеспечить его дочь.

Свадьбу нужно играть только в ночь на полную луну. Именно луна и укажет, каким будет брак – если яркая и ясная, то брак будет хорошим, в достатке и плодовитым, если луна неяркая – это очень плохой знак. Семья в племенах Африки отличается полигамией – как только мужчина становится материально состоятельным, он может позволить себе несколько жен, что абсолютно не смущает девушек, поскольку они равноправно делят между собой обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Такие семьи на удивление дружные и все свои усилия направляют на благо племени.

По достижению определенного возраста (у каждого племени он разный) молодые люди должны пройти обряд посвящения. Мальчикам, а иногда и девочкам делают обрезание. Очень важно, чтобы парень во время обряда не закричал и не заплакал, иначе он навсегда будет считаться трусом.

Традиции и обычаи народов Африки

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

Еще одна особенность культуры племен – это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков. 

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Обычаи и традиции древних народностей России

Содержание статьи:

На территории России проживает более 180 народов и народностей, каждый из которых имеет свою культуру и традиции.

Обычаи и традиции древних народностей России

Малочисленные народности России

Исчезающие народы России
  1. Водлозары. Эта группа народности живет в Карелии, где их называют озерными людьми Всего осталось 500 представителей этого этноса.
  2. Семейские. Предками этой народности были старообрядцы, переселившиеся в Забайкалье. По переписи 2010 года сем ейские остались всего в количестве 2500 человек.
  3. Русскоустьинцы. Эта народность появилась в 17 веке, когда очень активно осваивалась Сибирь. Переселенцы из казачества и поморов создали свою субэтническую группу, которая сумела сохранить свой язык и культуру.
  4. Чалдоны. Сибиряки называли чалдонами всех переселенцев, появившихся в Сибири еще в 16 веке. Это название сохранилось до сегодняшнего дня. Быт, традиции чалдонов близки к славянской культуре, но внешность скорее относится к монголоидным.
  5. Затундренные крестьяне. Это потомки восточных поморов. Это была группа народов с уникальной культурой, верой и традициями. К сожалению, данные переписи 2010 года выявили всего 8 затундренных крестьян.
Народы России Совет

Ознакомиться с бытом, традициями малых народностей можно самостоятельно, читая соответствующую литературу.

Исчезающие народы России

Ханты и манси

Ханты России

Представители этих народностей являются искуснейшими охотниками, слава о которых докатилась и до Москвы. Сегодня оба народа проживают на территории Ханты-мансийского округа, который изначально располагался в бассейне реки Обь и принадлежал хантами . В 19 веке территорию стали заселять манси, которые начали осваивать восточную часть региона. Уклад обеих народов их традиции, культура образовывалась на основе единения с природой. Природа и животные представляли для хантов тов и манси большую ценность, поэтому их селения никогда не располагались на территориях, занятых таежным зверем. Свое появление на свете ханты и манси приписывают первой женщине, которую родила Большая Медведица, а огонь им дал Великий Медведь. 

Ханты

Какой символ есть у этого народа?

Символом богатства и достатка для ханты и манси является Лось, а бобры указали место поселения, привели их к истокам реки Васюган. Сегодняшняя реальность такова, что разработка нефтяных месторождений может в корне изменить жизнь ханты и манси.

Лось - символ народности

Эскимосы

В гостях у эскимосов

Эскимосы- самый восточный народ России, который обосновался на территории Чукотского автономного округа. Основным занятием эскимосов стал зверобойный промысел. Оружием охоты до середины 19 века были стрелы с наконечниками. Эскимосы остались в стороне от христианства. Они верят в духов. Создателем мира для эскимосов является Силъя- единственный творец и хозяин, который следит, чтобы эскимосы соблюдали обычаи предков. Морская владычица Седна разрешает эскимосам ловить рыбу. Злые духи, посылающие болезни и несчастья изображались эскимосами в виде карликов. Этих злых духов прогонял шаман, который был в каждом поселении. В силах шамана было заключение договора со злыми духами, что давало возможность эскимосам жить в спокойствии и мире.

Эскимосы

Коряки

Коряки

Коряки являются потомственными оленеводами, которые обитают на Чукотском полуострове. Жизнь этого народа основывается на охотничьей культуре, которая существовала у коряков еще в первом тысячелетии новой эры. В 17 веке возникли корякско-русские связи Основой уклада жизни коряков является коллективная общность. В жизни коряков присутствует так же шаман и проповедуется поклонение священным местам и событиям. Главным праздником у коряков весенний праздник рогов, когда олени идут на летние пастбища. Осенью отмечается день забоя сохатых.

Коряки

Тофалеры

Эта народность насчитывает не более 700 человек, которые компактно проживают в Иркутской области. Большая часть тофалеров исповедуют христианство, но шаманизм сохранился до сегодняшнего дня. Чистокровность тофалеров постепенно размывается, но традиции и обычаи своего народа они бережно сохраняют. 

Тофалары

Нивхи

Нивхи

Этот народ проживает в Хабаровском крае численностью не более 4500 человек. Родным языком для нивхов стал русский наравне с нивхским. Предполагается, что именно нивхи были потомками древней народности, проживавшей на Сахалине. Традиционным занятием нивхов является охота и рыболовство. Нивхи считаются отличными собаководами. Собаки для нивхов были единственным транспортным средством передвижения. В своей основной массе нивхи - православные, но до середины 20 века сохранялись традиционные верование и божества. Нивхи славятся своим мастерством резьбы по кости. 

Нивхи Вывод:

Малые народности России находятся на грани исчезновения, поэтому культурные деятели и просто энтузиасты прикладывают немало усилий, чтобы сохранить культурную самобытность каждой малочисленной народности.

Малые народы России со своими традициями

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Народы Беларуси: культура и традиции

Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств - России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, США, Канады, Аргентины, Австралии, Франции и Великобритании.

Общепринятым языком является белорусский, но имеются и территориальные диалекты. Помимо национального языка, белорусы используют русский, польский и литовский языки. Большая часть населения исповедуют православие, а некоторые католицизм.

Народы, населяющие Беларусь

Белорусы относятся к восточным славянам. Белорусский народ образовался благодаря слиянию дреговичей, кривичей и радимичей с другими восточными народностями. Образованию белорусской народности способствовал ряд факторов - региональные особенности древних общностей, экономическая и культурные сферы того времени и язык.

Белорусская народность начала зарождаться в 14-16 веках, тогда она называлась Белая Русь. Формирование этой народности происходило во времена споров православной и католической церквей и русификации, поэтому к 17 веку белорусский язык был вытеснен из общественной жизни и заменен на польский. Только в 20 веке появились первые публикации на белорусском языке.

Белорусов долго не признавали как отдельную народность, считали их частью русских и польских народов. На сегодняшний день Республика Беларусь включает в себя более 100 наций, основными представителями которых являются сами белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, евреи, армяне, татары, цыгане. Также представителями Беларуси являются молдаване, немцы, грузины, китайцы, арабы и казахи. С момента образования Белорусского государства сложилось так, что сельскую местность населяли сами белорусы, города - евреи, на северо-западе - поляки, а на востоке - русские. Но в настоящее время белорусы заняли большую часть своих территорий.

Культура и быт

 Большой отпечаток на культуру и быт Беларуси наложили национальные традиции и привычки прошлого.  

Как и раньше, национальная одежда белорусов шьется из белых тканей. Мужчины носят рубахи навыпуск, с разрезом на груди и цветным поясом. Также национальный костюм мужчин включает безрукавку, холщовые штаны и различные головные уборы.

Женщинам принято носить рубахи или туники и поневы. Нижняя часть женской национальной одежды - клетчатая юбка, поверх которой повязывался фартук и цветной пояс. Также неотъемлемой частью женского костюма является яркая безрукавка. Головы женщин украшают венки или повязки из ткани. Женщины, состоящие в браке должны убирать волосы под чепец.

Национальной верхней одеждой являются: суконные свитки и дубленки и полушубки.

Традиционными блюдами считаются те, что приготовлены из муки, круп, овощей, картофеля. В момент зарождения и становления Беларуси, мясо являлось редкостью на столах людей. Но сейчас мясные блюда готовят многие, а национальными являются - печист, жаркое, верешалка и мачанка. Квас является неотъемлемой частью каждого застолья.

Если говорить о характере этой народности, то стоит отметить их уважительное отношение к старшим. Практически каждый представитель этого государства считает должным помнить своих предков.

Гостеприимство также считается отличительной чертой белорусов. Они стараются поддерживать с людьми хорошие, доверительные и открытые отношения. Дружелюбие и отзывчивость у них в крови.

Традиции и обычаи

Традиции и обычаи белорусов очень похожи на славянские. Они взяли в себя всего по чуть-чуть от обычаев Польши, Литвы, России и Украины.

Помимо всего, что ассоциируется со славянскими традициями, в Белоруссии до сих пор сохранились языческие ритуалы - Масленица, Купалье, Коляды и Дожинки. Белорусы смогли соединить эти языческие праздники с христианскими и получили необычные и яркие празднества. При этом влияние языческого направления куда больше, нежели чем христианское.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном и урожаем. Например, ритуальные праздник Дожинки - он проводится по окончанию жатвы и является символом окончания сельскохозяйственного периода.

Как и во многих государствах праздники Беларуси можно разделить на общественные и семейные. К первым относятся Рождество, Каляды, Масленица, Пасха и другие, а ко вторым дни рождения, свадьбы и другие.

Рождественские гадания стали неотъемлемой частью жизни белорусов. А Гуканне весны является одним из самых любимых и красочных праздников народа. Он проводится в конце зимы, символизирует наступление весеннего тепла и солнечных дней. В этот день люди выходят на улицу и устраивают всеобщее гуляние.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

«Мы великая и сильная Россия!»

Библиографическое описание: Мамедов А. К., Гатапов Л. Л., Голубничева С. В., Денисов Р. М. Сохранение традиций и национальных культур народов России в рамках школьного проекта: «Мы великая и сильная Россия!» // Юный ученый. — 2016. — №5. — С. 45-49. URL: http://yun.moluch.ru/archive/8/556/ (дата обращения: 14.12.2017).



Мы живём в самой прекрасной многонациональной стране мира — Россия. В условиях современной глобализации становится актуальной забота о сохранении национальных традиций и культур народов России. Каждый народ исторически проживающий на территории страны формировал эту поистине уникальную культуру, которая объединятся общей идей: «Мы великая и сильная Россия!» [1]. Каждый народ, который жил и живёт в России, всегда ощущал себя частью большой страны. Мы вместе сражаемся бок о бок за Родину! Мы вместе делаем величайшие открытия, покоряем Космос, исследуем океаны и страны [8].

В современном мире, мы часто слышим в средствах массовой информации, как негативно относятся к нашей стране, как её критикуют и пытаются выставить агрессором на мировой политической арене, в защиту страны мы всегда слышим обращения нашего Министерства иностранных дела [2]. Мы, дети России не желаем мириться с таким отношением к нашей стране. И поэтому выступаем за то, чтобы мир больше узнал о России, о её народах, о её традициях, о её национальностях, о её красоте и стремлении сохранить мир на Планете. Быть может тогда, когда правда о том, что Россия никогда не будет агрессором, а лишь всегда выступает в качестве миротворца позволит изменить мнение о нашей стране.

В нашей школе в рамках проведения государственного праздника «День народного единства» был реализован общешкольный проект, выходом которого было проведение школьного фестиваля «Мы едины и непобедимы», в рамках мероприятий состоялись классные часы на тему: «Мы единый народ — мы великая Россия!».

Наш класс 4 б решил провести классный час в новом формате, это не привычная беседа классного руководителя и обучающихся, а увлекательное путешествие в историю национальных культур и традиций народов России.

Для осуществления реализации проекта мы проделали большую подготовительно работу. Актив нашего класса провёл анкетирование с целью выявить национальный состав класса. По итогам проведённого анкетирования мы выявили, что в классе обучаются: русские — 64 %, татары 15 %, армяне — 3 %, узбеки — 3 %, казахи — 11 %, буряты — 3 %, азербайджанцы — 1 %. Таким образом в одном классе присутствуют 8 разных национальностей, при этом по процентному соотношению сразу становится видно, что есть малочисленные национальности.

На втором этапе подготовки, мы поделились на группы, и каждая из них занималась поиском научного материала о национальной культуре. Занимаясь поиском материала, мы обратились в национальные общества, расположенные в Астраханской области: «Дуслык» — национальное татарское общество, «Жолдастык» — национальное казахское общество, «Арев» — национальное армянское общество, «Узбекистон» — национальное общество узбекского народа, «Азербайджан» — национальное азербайджанское общество. Также мы посетили музей города Астрахани и научную библиотеку им. Н. К. Крупской.

Материал, который нашли группы, мы объединили, для того, чтобы каждый в нашем классе мог познакомиться с различными народами. Мы оформили это в виде красочных стенгазет, где были размещены историческая справка о народе, представлен национальный рисунок или узор, а также стихи национальный поэтов с переводом на русский язык, а также фотографии и рисунки национальных памятников и природных мест проживания народов.

Наш классный час «Мы единый народ — мы великая Россия!» мы начали с прослушивания Гимна России. Затем каждая группа представила небольшую историческую справку о национальных культурах, и постаралась показать национальный колорит с помощью танцев и песен. По итогам классного часа, мы все собрались за круглым праздничным столом, где смогли отведать национальные блюда. Ниже мы представим Вам выдержки из выступления, обучающихся о национальных культурах нашего класса:

В нашем классе самой малочисленной группой оказались азербайджанцы. Азербайджан — страна, свято соблюдающая свои многовековые национальные традиции. В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие бережно хранимые национальные традиции можно наблюдать в ходе театрализованных представлений на народных праздниках или на торжествах в честь встречи почетных гостей. Азербайджанцы были представлены ещё в дореволюционной Астрахани. В источниках того времени их обозначали как «персы» (обобщённое название для выходцев из Персидской державы) или «татары» (например, «шемахинские татары») [4]. В советское время доля азербайджанского населения в Астрахани была сравнительна невелика. Она стала возрастать только в последней четверти XX — начале XXI в. Азербайджанцы — мусульмане-шииты (хотя среди них немало и суннитов — в основном, выходцев из Северного Азербайджана). По согласованию с руководством Астраханского регионального духовного управления мусульман, для отправления своих религиозных нужд азербайджанская диаспора г.Астрахани получила в своё распоряжение бывшую татарскую Криушинскую мечеть (на совр. ул. Бакинская, 141). Средствами от пожертвований мечеть недавно была полностью отреставрирована и получила порядковый номер 38 и новое наименование — мечеть Бакы (т. е. Баку).

Астрахань — один из крупных центров татарской культурной и общественной жизни. Татары проживали в Казанской татарской слободе. С 1892 г. функционировало медресе «Низамия». Выходили газеты «Азат халык» (1917–1919), «Ирек» (1917), «Ислах» (1907), «Тартыш» (1917–1919), «Идель» (1907–1914; возобновилась с 1991). Издавались журналы «Азат ханым» (1917–1918), «Магариф» (1909), «Туп» (1907) и др. Татары являются третьей по величине этнической группой в Астраханской области, составляя порядка 7 % её населения. Татарская культура всегда очень яркая, красочная. В городе часто проходят мероприятия, праздники. Многие татары в Астрахани занимаются сельским хозяйством и представляют свою продукцию на городские рынки. За районом, в котором расположена наша школа (Казачий), есть посёлок Мошаик, исторический центр татарской культуры. В этом селе есть кладбище, и особые захоронения, к которым в период празднования мусульманских праздников приезжают паломники из других регионов [7].

Очень близкая культура к татарской — казахская, их язык и культура во многом схожи и имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племен эпохи неолита. Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долине реки Бухтармы на востоке Казахстана. Астраханские казахи — выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. Астраханские казахи в основном вели степной и кочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием [6]. Сейчас очень много именно казахов вовлечены в работу административного и управленческого аппарата города. Таким образом эта культура поднялась за последние годы на более высокое положение в Астраханской области, это невозможно не заметить и не оценить.

Уникальная национальность и культура представлена в нашем классе — буряты. Духовная культура бурят многогранна — наследие империй и государств кочевников, союзов племен охотников. Видение о происхождении мира наполнено глубочайшим смыслом и символикой. Согласно ему, сначала существовал хаос. Из хаоса образовалась вода — колыбель мира, что соответствует современным научным версиям. Из воды появился цветок, а из цветка — девушка. От нее исходило сияние, которое превратилось в солнце и луну, рассеяло мрак. Эта божественная девушка — символ созидательной энергии — создала землю и первых людей: мужчину и женщину. Высшим божеством стало Хухэ Мунхэ Тенгри — Вечно Синее Небо, воплощение мужского начала. Земля — женское начало. На небе живут боги. Во времена их правителя Асаранга-тенгри небожители были едины. После его ухода власть стали оспаривать Хурмаста и Ата Улан. В итоге никто не одержал победу и тенгрии разделились на 55 западных, добрых и 44 восточных, злых. Между ними продолжает идти борьба. Исторические связи нижневолжского и среднеазиатского регионов были давними и прочными, уходящими своими корнями в хазарскую и золотоордынскую эпохи. В конце XVI в. или в первой четверти ХVII в. в русской Астрахани возник один из первых восточных гостиных дворов — Бухарский, на котором останавливались купцы из Средней Азии. На основе этого двора в Астрахани и начала формироваться среднеазиатская диаспора.

В 1996 г. при областной администрации было зарегистрировано объединение узбекистанцев «Астраханская областная общественная организация узбекской культуры «Узбекистон» [5]. С момента своего создания общество вело активную работу. Так, в 1997 г. именно в узбекском обществе родилась идея проведения праздника Навруз. С тех времен и по сегодняшний день Навруз проводится в городском Центральном парке культуры и отдыха «Аркадия»; сейчас праздник отмечается с большим размахом, в нём принимает участие большинство национальных общин региона. Общество также организовало в Астраханском этнографическом музее экспозицию, посвященную узбекской культуре.

По численность узбекской диаспоры в Астраханской области достигает 15 тысяч человек. В основном узбеки в Астрахани занимаются торговлей, они торгуют на крупнейшем рынке Астрахани — Больших Исадах. В крытом павильоне, называемом Узбек-базаром. В целом, узбекская диаспора в Астрахани хорошо интегрирована в общество. Ряд узбеков являются успешными предпринимателями, владельцами торговых точек, магазинов, есть несколько узбекских кафе. Крайне важным представляется то, что по инициативе лидеров узбекской общины традиция возродилась традиция мужских собраний — джура, уже на новом месте, в Астраханской области. Старшие члены общины еженедельно собираются по пятницам, готовится небольшое угощение. За угощением ведутся беседы, обсуждаются важные проблемы. Если члены общины считают, например, что существует та или иная проблема с некими молодыми людьми, их (и даже их родителей) могут пригласить на собрание. По примеру старших молодые члены узбекской общины также организовали молодежную джуру [5].

Изученные источники позволяют сделать вывод, что астраханская армянская община в течение более чем двух веков занимала важное место в экономической и социально-культурной жизни не только Астрахани, но и региона в целом. Основными причинами особой привлекательности Нижнего Поволжья, и в частности Астрахани, для армянских переселенцев были выгодное географическое положение города, а также покровительственная политика русского правительства в отношении восточных переселенцев, среди которых армяне пользовались особыми привилегиями [3].

В Астрахани действовали также армянское епархиальное училище, а также приходские школы. Немало учеников-армян обучалось и в русских учебных заведениях. Все это способствовало появлению среди астраханских армян большого количества образованных и культурных людей. На развитие культурно-просветительской деятельности астраханских армян очень большое влияние оказала армянская типография (Халдаряна), которая была переведена в Астрахань в конце XVIII в. Это была первая в России армянская типография. Благотворное взаимовлияние армянской и русской культур играло важнейшую роль в укреплении связей и контактов этих двух народов.

В Астраханской области русские представлены потомками переселенцев из центральных губерний России: Воронежской, Нижегородской, Тамбовской, Пензенской и др., которые смогли сохранить свои самобытные обычаи, традиции. Прежде всего, они сохранили свои особенности в строительстве и украшении домов, а также кулинарные.

Исследуя национальную культуру различных народов, мы пришли к выводу, что невозможно «в двух словах» описать, то что народ создавал веками. Каждая культура включает в себя, историю народа, историю быта, особенности национальных костюмов, различие в языке, кулинарные традиции, особенности менталитета и т. д. Каждое из этих направления имеет огромнейший пласт научного материала и порой лишь по одной области и даже теме можно проводить целые научные исследования и защищать диссертации.

Таким образом, культура и традиция — это тот, что мы передаём из поколения в поколение. Но что мы сможем передать, если не сможет это узнать? Таким вопросом мы задались в начале нашего большого проекта. «Как мы сможем передавать, то, что мы не знаем? — А что мы не знаем? Культуру и историю собственных народов!». Поэтому, чтобы мы с гордостью могли сказать фразу «Мы, дети России!», надо изучать с большим увлечением и интересом историю, географию, литературу, национальные языки своей родной страны. Беречь национальные традиции и культуру каждого народа России!

Литература:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, Выступления и стенограммы, 22 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864

2. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова для программы «Вести в субботу», Нью-Йорк, 24 сентября 2016 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches//asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2468390

  1. Армяне. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etnokonf.astrobl.ru/document/581
  2. Всероссийский Азербайджанский конгресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://vakrf.ru/
  3. Зотова Н. А. Узбекская и таджикская общины в Астраханской области // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань, 11 апреля 2007 г. / Сост. и отв. ред. А. В. Сызранов, Д. В. Васильев. Астрахань, 2007. С. 151.
  4. Казахи. Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://etnokonf.astrobl.ru/document/576
  5. Памятники истории и культуры РФ. Министерство культуры РФ 1.1. 1.9.8. Индекс Паспорт объекта «Мошаик» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nasledie-ast.ru/index.php/arkheologiya/poselenie-moshaik/25-poselenie-moshaik
  6. Сорокин А.С,. О многообразии государственностей в России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://histrf.ru/

yun.moluch.ru

история, особенности, традиции, обычаи, культура, языки, религии, быт

Народы Европы – это одна из самых интересных и вместе с тем сложных тем в истории и культурологии. Понимание особенностей их развития, быта, традиций, культуры позволит лучше понять современные события, которые происходят в данной части света в самых различных областях жизни.

Общая характеристика

При всем многообразии населения, проживающего на территории европейских государств, можно говорить о том, что, в принципе, все они прошли один общий путь развития. Большинство государств сформировалось на территории бывшей Римской империи, которая включала в себя огромные пространства, от германских земель на западе до галльских областей на востоке, от Британии на севере до северной Африки на юге. Именно поэтому можно говорить о том, что все эти страны, при всей их несхожести, тем не менее сформировались в едином культурном пространстве.

Путь развития в раннем Средневековье

Народы Европы как национальности начали складываться в результате великого переселения племен, которое охватило материк в IV-V веках. Тогда в результате массовых миграционных потоков произошла коренная трансформация социальной структуры, которая существовала на протяжении веков в период древней истории, и оформились новые этнические общности. Кроме того, на образование национальностей оказало влияние и движение германских племен, которые основали на землях бывшей Римской империи свои так называемые варварские государства. В их рамках и сложились народы Европы примерно в том виде, в каком они существуют на современном этапе. Однако процесс окончательного национального оформления пришелся на период зрелого Средневековья.

Дальнейшее складывание государств

В XII-XIII веках во многих странах материка начался процесс формирования национального самосознания. Это было время, когда сложились предпосылки для того, чтобы жители государств стали идентифицировать и позиционировать себя именно как определенную национальную общность. Первоначально это проявилось в языке и культуре. Народы Европы стали развивать национальные литературные языки, которые определяли их принадлежность к тому или иному этносу. В Англии, например, этот процесс начался очень рано: уже в XII веке известный писатель Д. Чосер создал свои знаменитые «Кентерберийские рассказы», которые заложили основу национального английского языка.

XV-XVI века в истории стран Западной Европы

Период позднего Средневековья и раннего нового времени сыграл решающую роль в формировании государств. Это был период становления монархий, оформление основных органов управления, формирования путей развития экономики, а, главное - формировалась специфика культурного облика. В связи с указанными обстоятельствами, традиции народов Европы были очень разнообразны. Они определялись всем ходом предшествующего развития. В первую очередь сказался географический фактор, а также особенности складывания национальных государств, которые окончательно оформились в рассматриваемую эпоху.

Новое время

XVII-XVIII века – это время бурных потрясений для западноевропейских стран, которые пережили довольно сложный период в своей истории в связи с трансформацией общественно-политической, социальной и культурной среды. Можно сказать, что в эти столетия традиции народов Европы прошли испытание на прочность не только временем, но и революциями. В эти века государства вели борьбу за гегемонию на материке с переменным успехом. XVI век прошел под знаком господства австрийских и испанских Габсбургов, следующее столетие – под явным лидерством Франции, чему способствовал факт установления здесь абсолютизма. XVIII век пошатнул ее положение во многом из-за революции, войн, а также внутриполитического кризиса.

Расширение сфер влияния

Следующие два столетия ознаменовались серьезными переменами в геополитической ситуации в Западной Европе. Это было связано с тем, что некоторые ведущие государства встали на путь колониализма. Народы, проживающие в Европе, освоили новые территориальные пространства, в первую очередь северо-, южноамериканские и восточные земли. Это существенно повлияло на культурный облик европейских государств. Прежде всего это касается Великобритании, которая создала целую колониальную империю, охватившую почти полмира. Это привело к тому, что именно английский язык и английская дипломатия стали влиять на европейское развитие.

Еще одно событие сильно отразилось на геополитической карте материка – две мировые войны. Народы, проживающие в Европе, оказались на грани уничтожения в результате опустошения, которое нанесли ей боевые действия. Разумеется, все это сказалось на том, что именно западноевропейские государства повлияли на начало процесса глобализации и создание общемировых органов по улаживанию конфликтов.

Современное состояние

Культура народов Европы в наши дни определяется во многом процессом стирания национальных границ. Компьютеризация общества, бурное развитие Интернета, а также широкие миграционные потоки поставили проблему стирания национальных самобытных черт. Поэтому первое десятилетие нашего столетия прошло под знаком решения вопроса о сохранении традиционного культурного облика этносов и национальностей. В последнее время, при расширении процесса глобализации, наблюдается тенденция к сохранению национальной самобытности стран.

Культурное развитие

Быт народов Европы определяется их историей, менталитетом и религией. При всем многообразии путей культурного облика стран можно выделить одну генеральную черту развития в этих государствах: это динамичность, практичность, целеустремленность процессов, которые происходили в разное время к науке, искусстве, политике, экономике и в обществе вообще. Именно на последнюю характерную особенность указывал известный философ О. Шпенглер.

История народов Европы характеризуется ранним проникновением в культуру светских элементов. Это определило столь бурное развитие живописи, скульптуры, архитектуры и литературы. Стремление к рационализму было присуще ведущим европейским мыслителям и ученым, что и обусловило бурный темп роста технических достижений. В общем, развитие культуры на материке определялось ранним проникновением светского знания и рационализмом.

Духовная жизнь

Религии народов Европы можно выделить в две большие группы: католицизм, протестантизм и православие. Первая является одной из наиболее распространенных не только на материке, но и во всем мире. Поначалу она была господствующей в западноевропейских странах, но потом, после Реформации, произошедшей в XVI веке, возник протестантизм. Последний имеет несколько ответвлений: кальвинизм, лютеранство, пуританизм, англиканская церковь и другие. Впоследствии на его основе возникли отдельные общности замкнутого типа. Православие распространено в странах Восточной Европы. Оно было заимствовано из соседней Византии, откуда проникло и на Русь.

Лингвистика

Языки народов Европы можно условно разделить на три большие группы: романская, германская и славянская. К первой принадлежат: Франция, Испания, Италия и другие. Их особенностями является то, что они сформировались под влиянием восточных народов. В Средние века эти территории подверглись вторжению арабов и турок, которое, несомненно, сказалось на складывании их речевых особенностей. Эти языки отличаются гибкостью, звучностью и певучестью. Недаром именно на итальянском языке написано большинство опер, и вообще, именно он считается одним из самых музыкальных в мире. Эти языки достаточно легки для восприятия и обучения; впрочем, грамматика и произношение французского могут вызвать некоторые затруднения.

Германская группа включает в себя языки северных, скандинавских стран. Эта речь отличается твердостью произношения и выразительным звучанием. Они более сложны для восприятия и обучения. Например, немецкий язык считается одним из самых сложных среди европейских языков. Скандинавская речь также характеризуется сложностью построения предложений и довольно трудной грамматикой.

Славянская группа тоже довольно трудна для освоения. Русский язык также считается одним из самых сложных для обучения. Вместе с тем, общепризнанным является мнение, что он очень богат по своему лексическому составу и смысловым выражениям. Считается, что обладает всеми необходимыми речевыми средствами и языковыми оборотами для передачи необходимых мыслей. Показательным является тот факт, что именно европейские языки в разные времена и столетия считались мировыми. Например, поначалу это были латинский и греческий, что было связано с тем обстоятельством, что западноевропейские государства, как уже было сказано выше, сформировались на территории бывшей Римской империи, где оба были в ходу. Впоследствии большое распространение получил испанский в связи с тем, что в XVI веке Испания стала ведущей колониальной державой, и ее язык распространился на другие континенты, в первую очередь в Южную Америку. Кроме того, это было связано с тем, что австро-испанские Габсбурги являлись лидерами на материке.

Но впоследствии ведущие позиции заняла Франция, которая к тому же также вступила на путь колониализма. Поэтому французский язык распространился на другие континенты, в первую очередь на Северную Америку и Северную Африку. Но уже в XIX веке Британская империя стала господствующим колониальным государством, что и определило главную роль английского языка по всему миру, что и сохраняется в наши. Кроме того, этот язык очень удобен и прост при общении, его грамматическая структура не так сложна, как, например, у французского, а в связи с бурным развитием Интернета в последние годы английский сильно упростился и сделался почти разговорным. Например, многие английские слова в русском звучании вошли в обиход в нашей стране.

Менталитет и сознание

Особенности народов Европы следует рассматривать в контексте их сравнения с населением Востока. Этот анализ был проведен еще во втором десятилетии известным культурологом О. Шпенглером. Он отметил, что для всех европейских народов характерна активная жизненная позиция, что и обусловило бурное развитие в разные века техники, технологий и промышленности. Именно последнее обстоятельство определило, по его мнению, тот факт, что они очень быстро встали на путь прогрессивного развития, стали активно осваивать новые земли, улучшать производство и так далее. Практический подход стал залогом того, что эти народы достигли больших результатов в деле модернизации не только экономической, но и общественно-политической жизни.

Менталитет и сознание европейцев, по словам того же ученого, испокон веков были направлены на то, чтобы не только изучить и познать природу и окружающую их действительность, но и на активное использование результатов этих достижений на практике. Поэтому мысли европейцев всегда были нацелены не только на получение знаний в чистом виде, но и на то, чтобы использовать их в преобразовании природы для своих нужд и улучшения условий бытия. Разумеется, вышеуказанный путь развития был характерен и для других регионов мира, однако именно в Западной Европе он проявился с наибольшей полнотой и выразительностью. Некоторые исследователи связывают такое деловое сознание и практически направленный менталитет европейцев с особенностями географических условий их проживания. Ведь большинство европейских стран невелики по размеру, и поэтому для достижения прогресса народы, населяющие Европу, пошли по интенсивному пути развития, т. е. ввиду ограниченности природных ресурсов стали разрабатывать и осваивать различные технологии для улучшения производства.

Характерные черты стран

Обычаи народов Европы весьма показательны для понимания их менталитета и сознания. Они отражают их жизненные ценности и приоритеты. К сожалению, очень часто в массовом сознании формируется образ той или иной нации по чисто внешним атрибутам. Таким образом накладываются ярлыки на ту или иную страну. Например, Англия очень часто ассоциируется с чопорностью, практичностью и исключительной деловитостью. Французы очень часто воспринимаются как веселый светский и открытый народ, непринужденный в общении. Итальянцы или, например, испанцы представляются очень эмоциональной нацией с бурным темпераментом.

Однако народы, населяющие Европы, имеют очень богатую и сложную историю, которая наложила глубокий отпечаток на их жизненные традиции и быт. Например, тот факт, что англичане считаются домоседами (откуда и пошла поговорка «мой дом – моя крепость»), несомненно, имеет глубокие исторические корни. Когда в стране шли ожесточенные междоусобные войны, по-видимому, и сформировалось представление о том, что крепость или замок какого-нибудь феодала является надежной защитой. У англичан, например, есть еще один интересный обычай, который также восходит к эпохе Средних веков: в процессе парламентских выборов победивший претендент буквально с боем пробирается к своему месту, что является своеобразной отсылкой к тому времени, когда шла ожесточенная парламентская борьба. Также до сих пор сохранился обычай сидеть на мешке с шерстью, так как именно текстильная промышленность дала толчок к бурному развитию капитализма в XVI веке.

У французов же до сих пор сохранилась традиция к стремлению особенно выразительно обозначать свою национальную принадлежность. Это связано с их бурной историей, особенно это относится к XVIII веку, когда страна пережила революцию, наполеоновские войны. В ходе этих событий народ особенно остро почувствовал свою национальную идентичность. Выражение гордости за свое отечество также является давним обычаем французов, что проявляется, например, при исполнении "Марсельезы" и в наши дни.

Население

Вопрос о том, какие народы населяют Европу, представляется очень сложным, особенно ввиду бурных миграционных процессов в последнее время. Поэтому в данном разделе следует ограничиться лишь небольшим обзором на данную тему. При описании языковых групп выше уже говорилось о том, какие этнические группы населяли материк. Здесь же необходимо обозначить еще несколько особенностей. Европа стала ареной великого переселения народов еще в раннем средневековье. Поэтому этнический состав ее чрезвычайно пестр. Кроме того, в свое время на ее части господствовали арабы и турки, которые наложили свой отпечаток. Однако все же необходимо указать на список народов Европы с запада на восток (в данном ряду перечисляются только наиболее крупные нации): испанцы, португальцы, французы, итальянцы, румыны, немцы, скандинавские этносы, славяне (белорусы, украинцы, поляки, хорваты, сербы, словенцы, чехи, словаки болгары, русские и другие). В настоящее время особенно остро стоит вопрос о миграционных процессах, которые грозят изменить этническую карту Европы. Кроме того, процессы современной глобализации и открытость границ грозят размыванию этнических территорий. Этот вопрос сейчас является одним из главных в мировой политике, поэтому в ряде стран обозначилась тенденция к сохранению национальной и культурной обособленности.

fb.ru


Смотрите также