Почему ребенок не хочет учиться в школе психология


Ребенок не хочет учиться - что делать и почему так, советы психолога

Когда ребенок совсем маленький, родители даже не сомневаются в том, что он станет юным гением и будет хорошо учиться в школе. Но вот на пороге 1 сентября – а вслед за ним и первые плохие оценки. Недоумевающие мамы и папы сталкиваются с серьезнейшей в жизни проблемой: ребенок не хочет учиться.

Почему так происходит и какие меры должны предпринять родители в данной ситуации?

С чего начать, если ребенок не хочет учиться?

Всех школьников условно можно поделить на несколько групп:

  • Ученики, получающие знания с удовольствием и энтузиазмом.
  • Дети, относящиеся к учебе спокойно, но ответственно.
  • Ребята, следующие школьным правилам «через силу».
  • Школьники, категорические отказывающиеся от учебы.

Когда ваш ребенок входит в число двух последних категорий, то первостепенной задачей родителей становится прививание интереса малыша к занятиям и урокам. Чем раньше вы осознаете и решите проблему, тем больше шансов дадите ребенку на достойное образование в будущем.

Запомните! Причины происходящего кроются в какой-то конкретной ситуации. Желая помочь ребенку, первым делом важно выяснить, почему он не хочет учиться или категорически отказывается ходить в школу. Зная проблему, можно подобрать несколько способов ее устранения.

Ребенок не хочет учиться: психология школьника

90% детей, наотрез отказывающихся принимать участие в учебном процессе, делают это в силу 4-х распространенных причин – у ребенка плохие отношения с одноклассниками либо учителями, у него просто не получается учиться, родители чрезмерно контролируют его обучение или напротив, предпочитают не вмешиваться.

Разберем подробнее все вышеприведенные факторы, влияющие на нежелание ребенка получать знания.

Фактор №1. «У меня не выходит учиться»

Все малыши имеют разные таланты и уровень интеллектуальных способностей. Если ваше чадо глубоко в душе – большой романтик, мечтающий стать живописцем или поэтом, то глупо предполагать, что он пожелает изучать математику или физику. Если ребенок совершенно не хочет учиться в силу именно этой причины, то родители должны раскрыть его устремления, выявить профориентацию, направив энергию малыша в нужное русло. Запишите ребенка в музыкальную школу, художественную студию, подберите увлекательный кружок, соответствующий кругу его интересов.

Актуальна и другая проблема, когда дети не справляются со школьной программой. В данном случае стоит подумать о специальных классах или профессиональных репетиторах, способных объяснить непоседе основы изучаемых наук. Ребенок, который не чувствует себя на уроках «белой вороной», гораздо активнее впитывает новые знания.

Фактор №2. Личностные отношения в классе

Что вам известно о школьной жизни ребенка, помимо оценок в дневнике? С кем он дружит, с кем враждует, кто ему нравится? Острое нежелание учиться часто вызвано проблемами со сверстниками или учителями, конфликтами, «дедовщиной», особенно, если речь идет о подростках 10-12 лет.

Ситуация вполне разрешима: для начала, нужно рассказать ребенку, как вести себя в той или иной ситуации, дать напутствующие советы и наставления. Крайняя мера – перевести малыша в другой класс/школу.

Фактор №3. Всесторонний контроль

Приходя домой после уроков, дети больше всего мечтают об отдыхе и увлекательном времяпровождении. Но в большинстве случаев дело принимает совсем другой оборот: как только ребенок поел, его тут же заставляют делать домашнее задание. Естественно, интерес ребенка к учебе тут же гаснет.

Дайте малышу немного свободы, пусть самостоятельно выбирает время для игр и учебы.

Фактор №4. Полная бесконтрольность

Здесь ситуация кардинально противоположна: родители не следят за выполнением уроков. Помните – самоконтроль и самоорганизация детей крайне неразвиты. Выбирая между домашним заданием и телевизором, ребенок непременно остановится на втором варианте проведения досуга. Задача взрослых – развить в малыше чувство ответственности и дисциплинированности.

А что еще?

Перед вами – вовсе не полный перечень причин, почему ребенок вообще не склонен к учебе. Порой родителям бывает сложно разобраться в истинном положении дел – даже прибегнув к помощи учителей. В таком случае стоит прибегнуть к консультации психолога, ведь нежелание учиться может объясняться и другими проблемами, в том числе:

1. Неблагоприятной домашней атмосферой, конфликтами и ссорами в семье, что тормозит интеллектуальное развитие малыша, снижает мотивацию к учебе.

2. Плохой компанией – если ребенок общается с детьми, которые совсем не желают учиться, то, скорее всего, он поддержит их в этом.

3. Комплексами – когда у малыша есть дефекты речи или внешности, он будет крайне стесняться на занятиях, боясь привлечь к себе «лишнее» внимание.

Что делать, если ребенок не желает учиться? Прежде всего – вникнуть в его страхи и проблемы. Выяснив, почему малыш отказывается следовать школьным правилам, родители решат 70% проблемы, а значит – найдут способ, как ему помочь. Дальнейшая жизнь чада будет зависеть от правильной реакции взрослых на сложившуюся ситуацию.

Мне нравится 0

Похожие посты

Оставить комментарий

mamsy.ru

Ребенок не хочет учиться: советы психолога (видео)

Оглавление: [скрыть]

  • Мама, ничего не выходит!
  • Я ненавижу школу!
  • Отдых имеет место быть
  • Другая сторона медали

Когда ребенок не хочет учиться, советы психолога могут очень помочь и задать верное направление для родителей. Но одной из самых частых и актуальных проблем многих семей является именно нежелание ребенка получать образование. В свою очередь родители не всегда спрашивают, как и почему их чадо не хочет приобретать знания, ходить в школу, посещать факультативы и получать хорошие оценки. Но прежде чем доводить себя и своего ребенка до нервного срыва и портить между собой отношения, следует разобраться в корне уже существующей проблемы.

Мама, ничего не выходит!

Если ребенок не хочет учиться, советы психолога здесь в самый раз. Речь идет об умственных способностях детей и их склонностях к определенным сферам деятельности. Все люди в этом плане индивиды, и дети — не исключение.

Так, например, дети, у которых проявляется любовь к рисованию, могут не быть отличниками в математике, и те, которые просто не могут жить без физических нагрузок, могут не быть в восторге от чтения. Стоит выяснить, что действительно «по душе» ребенку и к чему его тянет.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных кружков, где они могли бы раскрыть свои таланты. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится. Важно понять, что этим самым не получится создать доверительные отношения между родителями и их отпрыском.

Большие нагрузки в школе также являются причиной неуспеваемости учеников. Сейчас во многих учебных заведениях практикуется программа «максимум», когда в день много разных уроков и много домашних заданий. В таких случаях малыш часто не может понять предметы, успеть проанализировать и вникнуть в суть. Для их растущего организма требуется время. Не следует сразу же отправлять его на дополнительные курсы и занятия. Если ребенок не поспевает за учителем, помогите ему разобраться с предметом дома, подав нужную информацию легко и даже в игровой форме. Существенно важно разговаривать спокойно и не делать выговор ребенку за неуспеваемость.

Также бывают случаи, когда у ребенка попросту не получается идти в ногу со школьной программой по причине нехватки умственных способностей. Чтобы ребенок не чувствовал себя не таким, как остальные и не был изолирован от общества, есть специальные классы и школы.

В любых других случаях важным моментом является мотивация. Когда ребенок слышит от своих родителей похвалу за какие-либо достижения, он старается все делать идеально. Связь между ним и родителем очень сильна, и, услышав слова одобрения, чадо будет всегда иметь стимул, чтобы оправдать ожидания.

Вернуться к оглавлению

Я ненавижу школу!

Часто причиной такого яростного высказывания со стороны ребенка является именно отношения с его сверстниками. Более того, не многие дети об этом рассказывают родителям.

Желание понравится своим одноклассникам и иметь авторитет проявляется у детей ближе к 10 годам. Но не всегда это им удается. Конфликты с одноклассниками и/или учителями, задиры-старшеклассники, которые часто показывают свою «власть» на маленьких — все это является теми самыми причинами, по которым дети не хотят идти в школу и даже ее прогуливают.

Здесь наступает тот самый главный момент, когда вместо того, чтобы отругать своего чадо за прогулы, нужно просто сесть и поговорить. В такой ситуации цель №1 — это выяснить причину такого поведения, узнать ответ на вопрос «почему?» и уже дальше принимать решения. Бывают такие случаи, когда ребенок не отвечает и молчит. Не налегайте, дайте ему время. Следует постараться дать ему то чувство, что родители на его стороне и готовы выслушать в любой момент, помочь советом или делом.

Вернуться к оглавлению

Отдых имеет место быть

Отдых — это важная составляющая всего процесса получения знаний. Если мозг взрослого человека и его нервная система довольно часто страдают от ежедневных нагрузок, то что можно говорить о маленьком человечке? Начальная школа — это важный этап в жизни каждого ребенка.

Для него это не только захватывающее приключение в новом мире с новыми людьми, но также очень стрессовый момент, выход из зоны комфорта. И учитывая тот факт, что сам процесс получения знаний — нелегкое дело, то вывод напрашивается сам: отдых просто необходим.

Задача родителей — помочь своему ребенку с легкость войти в этот период и пережить его. Когда он приходит со школы домой, дайте ему возможность расслабиться. Он и так эмоционально перегружен, поэтому не стоит сразу же проверять его успеваемость по предметам, листать его дневник, хвалить/ругать за оценки и усаживать за стол делать домашнее задание. Как известно, из-за усталости никогда не получается сделать работу на «отлично». Что изменится, если сделать это, допустим, через 2 часа? Не упоминать учебу, а просто провести время с ним или дать ему возможность пойти поиграться с друзьями.

Вернуться к оглавлению

Другая сторона медали

Может ли быть, что проблема не в ребенке, а в самих родителях?

Да, конечно же, да! Это получается в тех случаях, когда последние заняты не своим ребенком, а своей/им работой/делом. Работают ли они допоздна и по выходным потому, что сложная материальная ситуация в семье, или же так увлечены любимым делом, что и времени нет на проверку учебного процесса своего сынишки или дочурки. Как вполне понятно, ситуации разные, но результат один и тот же — ребенок остается без контроля.

Дело в том, что в младшем возрасте человек еще малознаком с понятиями организованности и самоконтроля. Ребенок не поймет сам, зачем ему нужно учиться и какой смысл в выполнении заданий, если вместо этого можно заняться более увлекательными делами. Нужно найти время и объяснить малышу, насколько это важно для его саморазвития и самореализации в будущем, и сделать это нужно как можно раньше. Если кажется, что момент упущен, не стоит опускать руки. Постарайтесь вызвать у него интерес к учебному процессу как к какой-нибудь игре. И никогда не стоит забывать поощрять ребенка за его успехи, ведь для него как ни для кого другого важно родительское слово и мнение.

1popsihologii.ru

Системно-векторная психология . Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Что делать, если ребенок не хочет учиться? До крика, до истерики, до жгучей обиды, до упрямства. Если вы хотите в этой статье увидеть простой ответ на такой вопрос, то смело прекращайте чтение. Такого ответа нет, и не может быть. Когда ребенок отказывается учиться, - это всегда сложный вопрос, за которым стоят тысячи других вопросов. Какой это ребенок? Какие предметы ему нравятся, а какие нет? Как он ведет себя, когда отказывается учиться? Таких встречных вопросов огромное множество, и здесь родителю необходимо набраться терпения. Поэтому давайте договоримся сразу - мы не ищем легких путей, мы ищем ту дорогу, которая приведет к результату. А она есть.

 

•   Почему некоторые дети абсолютно не хотят учиться в школе?•   Необходима ли помощь психолога ребенку, если он не хочет учиться?•   Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Образование важно для реализации в современном обществе. Поэтому не удивительно беспокойство родителей, когда ребенок наотрез отказывается ходить в школу. И по мере того, как его нежелание укрепляется, во взрослых растет ощущение отчаянья.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе? В этой статье мы рассмотрим причины такого поведения, разобравшись в которых у любого родителя появляется шанс помочь своему ребенку.

Почему дети не хотят учиться?

Причин, почему ребенок не хочет учиться в школе, множество. Основная проблема родителей состоит в том, что понять в полной мере, что нужно ребенку не так просто. Мы всегда опираемся на собственные опыт и восприятие жизни. Например, если в детстве вы были очень усидчивым и обстоятельным ребенком, то, скорее всего ваш собственный ребенок, быстрый и шустрый, неусидчивый и мельтешащий во время учебы, введет вас в ступор. И наоборот, если вы сами очень быстро схватывали информацию, за считанные минуты запоминали стих наизусть, то ребенок, которому требуется больше времени, будет вызывать в вас раздражение от замедленности. Если у вас никогда не было проблем с одноклассниками, вы были дружны и обожали свой класс, то можете не заметить, как ребенок страдает от агрессии сверстников.

Чтобы разобраться в причинах нежелания ребенка учиться, ходить в школу, нужно для начала принять тот факт, что все мы уже рождаемся разными: с определенным набором желаний и особенностей, заданным уровнем темперамента. И наш собственный ребенок может либо походить на нас, либо нет. Причем, последнее случается чаще. Важно понимать, что все его врожденные особенности можно и нужно максимально развить, но он никогда не сможет приобрести те черты, которые ему не заданы от природы.

Понять это легко на простом примере. Чтобы любить читать, необходимо обладать одним или нескольким из этих трех векторов: зрительным, звуковым или анальным. У каждого из этих векторов есть внутреннее желание, искать в книгах удовольствие. Конечно, получать такое удовольствие ребенок сможет, только если его правильно приучат читать.

Но ребенок, который родился совсем другим от природы: без этих векторов, даже при всех усилиях учителей и родителей никогда не будет любить это. Ему может быть что-то другое интересно: например, ораторское искусство, умение красиво говорить. Или спорт. То, что он не будет любить читать, - может выглядеть трагедией только в глазах родителя, который видеть для себя чтение, как источник удовольствия.

И очень важно не перегнуть палку в каком-то предмете: научиться читать должен каждый ребенок, но полюбить чтение каждый не обязан.

Наша задача не судить его через себя, а понять его внутренние желания, играя на которых сможем обернуть учебу в школе не как в повинность, а как в интересный жизненный опыт.

Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Чтобы понимать своего ребенка необходимо научиться ориентироваться не только по себе. Естественный вопрос: а как тогда? Ответ простой: на знания о психологии человека, особенностях его психики и характера. Это можно сделать, применяя знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана - через типологию по векторам можно определить любого ребенка в его желаниях и особенностях.

Важно понимать, что умение получать удовольствие от своей работы, от своих усилий, - это тоже приобретаемый навык. Родитель может искусно, действуя через нехватки и наполнения, натолкнуть ребенка на такое устройство учебы, чтобы она приносила удовольствие сама по себе. По-другому говоря, чтобы потраченные усилия ребенком не воспринимались, как страдание, а - как приятное напряжение перед свершением, победой. А в обратном случае, действуя через кнут - заставляя ребенка, третируя его занятиями, мы способны оттолкнуть от любого занятия.

Поэтому необходим свой, особенный подход к ребенку в зависимости от его векторального набора. Например, кожного ребенка необходимо научить дисциплине, планированию, умение ограничивать себя сослужит ему большую службу в будущем. Когда он не захочет учиться, его внутренняя установка на дисциплину не позволит ему опустить руки. Ребенка с анальным вектором следует воспитывать по-другому: необходимо мягко научить его уверенности в своих силах, возможности делать выбор. Когда такой ребенок не будет хотеть учиться, он преодолеет свою боязнь опозориться, и начнет дело, которое обязательно хорошо закончит. Ребенок со зрительным вектором не обойдется без эмоциональной поддержки со стороны родителей, без особенной любви в момент учебы.

Больше о том, как воспитывать детей с разными векторами читайте в статье "Как любить своего ребенка? Не Януш Корчак, а лучше".

Существует мнение, что если ребенок не хочет учиться, его необходимо отправить к психологу. Однако, подобные походы скорее обречены на неудачу, чем имеют реальный эффект. Только изменив себя и свой подход к воспитанию, мы можем помочь ребенку в его становлении, даже если кажется, что все потеряно, ведь он категорически не хочет учиться.

Если ребенок не хочет учиться, потому что есть большая проблема

Бывает и так, что ребенок не хочет учиться не потому, что его заставляют заниматься тем, что ему не нравится, а потому что есть некая психологическая проблема, которая мешает ему.

Например, ребенок с анальным вектором из-за обиды на маму может начать упрямиться. Он становится упрямым, и отказывается учиться - делает все наперекор. Ребенок со звуковым вектором, травмированный громкими звуками, может уходить в себя, отчуждаться от всего на свете или быть подавленным, не удивительно, что он все время будет проводить в компьютерных играх. Зрительных детей могут избивать в школе, против них могут развернуть травлю и агрессию. Тут уже не до учебы - такой ребенок тоже не будет хотеть учиться, вообще ходить в школу, даже обладая прекрасными способностями и талантами.

Вариантов, почему ребенок не хочет учиться даже в том деле, которое должно ему нравится, может быть масса. Только попытайтесь осознать разность всех описанных выше причин детского непослушания, всех этих проблем, чтобы понять - простого ответа на вопрос: что делать, если ребенок не хочет учиться - нет. В каждом конкретном случае необходимо свое решение, уникальное, точно подходящее. И найти его может только чуткий родитель, который чувствует и понимаем своего ребенка, говорит с ним на одном языке, даже наказывает в соответствии с его психотипом. Примеры, как это происходит в жизни, можно прочесть здесь.

* * *

Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подписывайтесь на нашу рассылку в форме внизу, и мы еженедельно будем присылать вам интересные материалы, которые помогут в воспитании детей.

100k.net.ua

Ребенок не хочет учиться: есть ли выход? Почему ребенок не хочет учиться: возможные причины

Многие родители, столкнувшись с проблемой, когда чадо не хочет учиться, обвиняют в этом самого ребенка: «он лентяй», «ничем не интересуется», «все делает наоборот», «не слушается и игнорирует советы» и т. д. Стоит задуматься, возможно, для получения желаемого результата, необходимо посмотреть на ситуацию с другой стороны и попытаться исправить проблему вместе?

Почему ребенок не хочет учиться: возможные причины

В этом деле лишние эмоции не нужны, поэтому постарайтесь успокоиться. Поверьте, справиться с трудностями намного проще в уравновешенном состоянии. Тем более ребенок должен знать и чувствовать, что его родитель является мудрым и уверенным в себе человеком.

Итак, чтобы выяснить причину нежелания ребенка учиться, ни в коем случае, не изображайте из себя следователя. Если Вы спросите ребенка: «Ну, с кем ты опять сегодня подрался?» или «Что, опять у тебя учитель не прав?» - Вы ничего хорошего не добьетесь. Ребенку очень сложно вспоминать о травмирующей его ситуации, а Вы еще и просите, чтобы он рассказал о ней.

Беседа не должна выглядеть спланированной. Попробуйте завести разговор о школе как бы невзначай. Например, посмотрите вместе фильм на данную тематику - это позволит Вам поговорить о нерадивых учениках, сердитых преподавателях и конфликтах между учащимися. Дайте высказать свое мнение в отношении той или иной ситуации и только после поинтересуйтесь о его делах в школе. Пусть ребенок на примере фильма расскажет Вам о преподавателях и одноклассниках. Какие они - лучше, хуже, внимательнее и т. д. Возможно, из этого разговора Вы сможете понять причину и действовать дальше.

Причина №1: ссоры с одноклассниками

Если за драки и ссоры в школе Вы будете применять физическое или моральное наказание, устранить причину конфликта не удастся. Ребенок станет более хитрым и осторожным, чтобы избежать наказания в будущем. Что же тогда делать?

  • Постарайтесь принять чувства ребенка: «Ты сильно зол на Ваню?».
  • Укажите, как было бы правильно себя повести: «Если тебе что-то не понравилось, можно было бы об этом ему сказать, а не лезть в драку».
  • Укажите свое личное мнение, без оскорблений ребенка: «Я к дракам отношусь отрицательно».
  • Опишите свои ожидания: «Я верю, в следующий раз ты будешь решать проблему мирным путем».
  • Вместе подумайте, как можно исправить ситуацию: «Если ты будешь более дружелюбным со сверстниками, они не будут считать тебя драчуном».

Предложите альтернативу драке: в случае назревания сильного конфликта, побоксируй в воздух, показывая сопернику, что ты рассержен.

Причина №2: конфликты с педагогом

Зачастую родители игнорируют чувства ребенка, защищая репутацию учителя. А некоторые соглашаются с мнением чада, но также игнорируя его чувства и не обращая внимания на нелицеприятные отзывы о старших. Вот как нужно поступить в данном случае:

«Я ненавижу географичку!» - «Похоже, ты очень зол» (примите чувства ребенка).«Она влепила мне двойку за то, что я забыл учебник» - «Да, ситуация не из приятных (примите метод активного слушания)». «А тебе хотелось бы его не забыть?» (смоделируйте начало альтернативы) - «Да. Я теперь буду проверять учебники перед уходом в школу» (ребенок сам нашел решение).

Причина №3: скучные предметы или лень

Лень, как правило, связана с тем, что ребенку скучно и неинтересно на уроках. Если он не хочет делать уроки, особенно в 1-ом классе, главная задача родителя заключается в том, чтобы заинтересовать его в учебном процессе, как в чем-то приключенческом, игровом и познавательном. Постарайтесь объяснить ребенку, что учеба - это своего рода игра: пройдешь один уровень, попадешь в более сложный и т. д. В результате - выйти нужно победителем. Внушите своему малышу интерес соревнования и обязательно поощряйте и хвалите за достижения.

При этом ни в коем случае:

  1. Не анализируйте, сравнивая его успехи с успехами его сверстников, даже если его достижения на более высоком уровне;
  2. Не заставляйте ребенка, регулярно повторяя  лозунг: «Учиться, учиться и еще раз учиться», - этим Вы только можете усугубить ситуацию, вызвав чувство отвращения к процессу;
  3. Подстегивайте заинтересованность в нелюбимых предметах позитивными примерами.

Причина №4: трудно вставать по утрам

Когда ребенок с трудом просыпается и встает в школу, многие родители в таких ситуациях говорят: «Надо, значит надо!», «А кто тебя вообще спрашивает?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это неправильно. Ребенку очень важно, чтобы его понимали. Итак, как нужно поступить?

Задать направляющий вопрос: «Мне показалось или ты действительно не хочешь идти в школу?». Ребенок после этого, скорее всего, начнет жаловаться и рассказывать о том, чем он обеспокоен. Обязательно нужно очень внимательно послушать его.  

  • Попробовать разделить его чувства: «Действительно, вставать так рано каждый день очень тяжело».
  • Проявить фантазию: «Вот было бы здорово, просыпаться к 13.00, не правда ли?».
  • Ребенок, вероятнее всего, возразит: «Но тогда и уроки будут заканчиваться поздно!».
  • Задать мотивирующий вопрос: «А что же тогда можно сделать?».
  • А вот и ответ: «Раньше ложиться спать».

Причина №5: хроническая усталость и стресс

Зачастую причина нежелания учиться кроется в сильной усталости. Если Вы не будете обращать на это внимания, ребенок, повзрослев, может столкнуться с заболевания сердечно-сосудистой системы. Для начала выясните, какая у него усталость. Если физическая, психологи советуют освободить учащегося от дополнительных занятий - спортивных, музыкальных и т. д.

К признакам умственной усталости можно отнести плохую концентрацию внимания, рассеянность, неверное или недостаточное восприятие материала и пр. В данном случае важно, чтобы ребенок чаще гулял на свежем воздухе, занимался танцами, музыкой, плаванием. А вот от компьютерных и настольных игр, а также кроссвордов нужно отказаться на некоторое время.

Читайте также:

Если ребенок не хочет учиться, необходимо выяснить причины и, возможно, выслушать советы школьного психолога. Но это далеко не все! Помните, что только Ваша любовь и понимание способны исправить возникшую проблему. Если ребенок будет Вам доверять, ситуация не выйдет из-под контроля и, соответственно, не приведет к негативным последствиям.

ladyspecial.ru

Ребенок не хочет учиться - советы психолога

Вызвать у ребенка интерес к учебе бывает настоящей проблемой. Одни дети пылают интересом постичь что-то новое, а другие наотрез отказываются заниматься. В чем же тут причина? На самом деле причин может быть много. Все зависит от характера ребенка, учителя, отношений со сверстниками и т.д.

А как же в этом случае поступать родителям?

Когда ребенок не хочет учиться советы психологов – это именно то, к чему нужно прибегнуть в такой неоднозначной ситуации. Ведь родители, в этом случае «берутся за голову» от безысходности. С одной стороны хочется, чтобы их ребенок был самым лучшим, а с другой стороны, чтобы этого достичь, нужно давить на ребенка, заставлять его и как заставить, если он не хочет. В таких семьях возникают скандалы всякий раз, когда ребенку нужно готовить уроки.Что же в этом случае советуют психологи?

 

1. Еще с раннего детства нужно постараться привить ребенку чувство победы и успеха. Что же это означает? Да все просто. Ребенок, который ощутил на себе, хвальбу за какой-то отличный результат, будет всегда стараться делать все на «отлично». И в таком случае положительные оценки в школе станут стимулом для ребенка, в предвкушении того, что его похвалят учителя и родители.Родители должны с самого детства заложить ребенку то, что им гордятся, его ценят и любят. Тогда ребенок будет делать всю свою жизнь все возможное, чтобы оправдать ожидания родителей.

2. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком и объяснять ему, что учеба очень важна и влияет на то, кем он станет в будущем.3. Если ребенок не хочет учиться, советы психологов первую очередь сводятся к тому, что очень важно разобраться в причине того, что ребенок не хочет учиться. Ведь это может быть какие-то проблемы: недопонимание в детском коллективе, конфликты с учителями и т.д. Нужно научить ребенка вам доверять и делиться своими проблемами, т.к. затянувшиеся детские переживания, которые ребенок держит в себе, могут привести к нервным расстройствам.Если причина в том, что из-за какой-то неудачи, над ребенком смеются одноклассники, то следует объяснить ребенку, что неудачи могут случаться с любым человеком в любом возрасте. Можно привести пример из своей жизни, чтобы подбодрить ребенка. А затем следует предложить помочь ему сделать домашнее задание, да так, чтобы все восхищались его знаниями и умениями.

Если конфликт возник с учителями, то следует пойти в школу и выяснить причину конфликта. Только разобравшись в ней основательно, можно перейти к ее устранению.4. Возможно, причиной отсутствия делать уроки, является недопонимание какого-то конкретного предмета. У ребенка в таком случае может понизиться самооценка. Он закрывается и отказывается делать то, что вызывает сложность.

В таком случае, родители должны помочь ребенку. Нужно предложить разобраться в проблеме, проследить за тем, как он рассуждает в ходе выполнения того или иного домашнего задания и выявить возможный «пробел в знаниях». Тут главное – спокойствие родителей и их терпение. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка и оскорблять его. Он во всем разберется, но немного позже. Нужно спокойно объяснить и научить.

5. Бывает, что дети своим нежеланием учиться, стараются привлечь к себе внимание родителей. Это зачастую происходит, когда в семье появляется младший братик или сестричка. Это может вызвать психологическую проблему. Родителям в таком случае нужно быть очень бдительными. Возможно, ребенок перестал чувствовать вашу любовь и заботу.

Родители должны принимать активное участие в воспитании своего чада и не забывать, что старший ребенок тоже требует внимания. Помогайте в подготовке и проверке домашнего задания и поддерживайте ребенка во всем. Дайте ему понять, что он замечательный, и вы его цените и любите.

6. Изучая уроки с младшими школьниками, следует применять игровой подход. Пусть в процессе обучения оживают все буквы и цифры. Придумывайте интересные истории и сказки. Вы должны как-бы окунуть ребенка в мир знаний. Тогда каждое домашнее задание будет выполняться с интересом.

7. Учите ребенка с легкостью переживать трудности. Объясните, что их в жизни будет еще очень много. Объясните, что плохая оценка – это не повод для расстройства, а повод для усиления подготовки. Вселите в ребенка веру в себя и в свой успех. И помните, что ребенок очень уязвим. С ним нужно быть ласковым и терпимым. Нельзя повышать голос и унижать. У вас тоже все получалось не с первого раза. Научите ребенка верить в себя! Это очень важно для будущего.

Родители должны всегда понимать и прислушиваться к своему ребенку. Если заметили, что-то необычное в его поведении, настроении и в ухудшении оценок, необходимо постараться разобраться в причине происходящего. Возможно, вашему ребенку нужна помощь и поддержка, т.к. у него возникла проблема в общении с одноклассниками или учителями, а возможно он чего-то боится или испытал первую неразделенную любовь. Если вы сами не можете решить проблему, то обратитесь за помощью к психологу, чтобы он проанализировал проблему и, применив свой профессиональный подход, уничтожил ее, пока это не приобрело серьезных последствий.

medportalruss.ru

«Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Многие папы и мамы могут с уверенностью сказать, почему их ребенок не хочет учиться. Большинство родителей приходят к выводу, что «ему лень», «его не интересует ничего, кроме компьютерных игр», «он считает, что образование не нужно», «у нее в голове только модные журналы», «она ходит в школу лишь для того, чтобы пообщаться со сверстниками и сверстницами»; можно привести еще множество подобных причин…

Так ли это на самом деле? В некоторых случаях — действительно так. Но это – поверхностные причины, и только их, к сожалению, зачастую видят родители.

Я хочу попробовать копнуть несколько глубже, чтобы разобраться, почему так часто можно услышать: «мой ребенок не хочет учиться».

Я надеюсь помочь вам задуматься о  значимых именно для вашего ребенка причинах и попробовать что-то изменить.

Навигация по статье ««Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?»

«Ребенок не хочет учиться» — истинные причины и Что делать?

Заниженная/завышенная самооценка ребенка. Формирование адекватной самооценки

Почему ребенок не хочет учиться? — Возможно, дело в его самооценке. Насколько она адекватна самооценка у вашего ребенка?

Оценка сама по себе может быть объективной или субъективной.

Если существует четкий эталон, с помощью которого определяется степень верности чего-либо, то, отталкиваясь от этого эталона, можно дать объективную оценку. Например, если ученик пишет, что 2*2=5, а учитель определяет данный ответ как неверный, то оценка объективна.

Если же такого эталона не существует,  и включаются чувства учителя, то он не всегда сможет объяснить, почему он оценил работу ученика именно так. Например, если два ученика сделали одинаковое количество ошибок в контрольной, а учитель поставил им разные отметки – его оценка в таком случае субъективна.

Многие родители принимают субъективную оценку учителя за объективную, не беря в расчет ощущения самого ребенка от выполненной работы или выученного урока. Некоторые также интересуются тем, «что получили остальные?». В случае, если оценка ребенка выше средней по классу, они его хвалят. В случае, если она ниже средней – высказывают недовольство.

Исходя из чего в данном случае формируется оценка родителя? Часто – из   субъективной оценки учителя плюс среднего результата по классу. И даже если изначально ребенок уверен, что оценка несправедлива, то со временем (в случае повтора таких ситуаций) он может засомневаться в своей правоте.

Но что если оценка учителя основана на личной неприязни к ученику или, наоборот, симпатии (такое, к сожалению, встречается довольно часто)? В этом случае формирующаяся самооценка ребенка будет заниженной или завышенной, соответственно. Неадекватная же самооценка может привести в будущем  к печальным последствиям (к трудностям самореализации и проблемам в общении), а сегодня – к нежеланию учиться в школе.

Предположим, что ребенок не готовился совсем и получил оценку выше средней, или, наоборот, учил, разбирался, потратил много сил и времени – но получил низкую оценку? Вы похвалите его в первом случае, и поругаете во втором?

А как же его ожидания и его собственные ощущения? Спрашиваете ли вы своего ребенка – как он сам оценивал свои знания? На чем основывались его ожидания? И почему, по его мнению, полученная оценка им не соответствует? Если вы привыкли спрашивать об этом, то, скорее всего, у вас нет проблем в отношениях с ребенком.  А если нет? Если не спрашиваете?.. Подобное непонимание может быть одной из причин, почему ребенок не хочет учиться.

Если ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

В каждом из этих случаев ему можно помочь.

Но самое главное – это научить вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

 И тут мы подошли к вопросам целей, мотивации и истинного интереса к учебе.

Отсутствие мотивации и истинного интереса. Их поиски

Что делает тот или иной предмет интересным для ребенка?

Предмет может казаться, на  первый взгляд, довольно скучным, но если повезло с преподавателем – то произойдет чудо, и скучные буквы и цифры из учебника превратятся в нечто увлекательное и заслуживающее внимание ученика.

Детям зачастую сложно разделить понятия «предмет» и «учитель, читающий этот предмет». Если не нравится учитель, то, скорее всего, не будет нравиться и предмет. Если  нравится учитель, то возможно, и предмет заинтересует.

Крайне трудно найти школу, в которой все преподаватели были бы креативными, чуть ли ни гениями и творили бы чудеса – делали любой предмет интересным для всех. Но зато можно помочь своему ребенку понять, что же действительно интересно ему, и подобрать школу и учителей с учетом потребностей ребенка.

Как помочь ребенку найти свои интересы? – На самом деле это не так сложно: нужно просто слушать и слышать ребенка с самого раннего детства.

Например, если вы видите, что ваш ребенок рисует на обоях – не спешите его ругать. Сводите его в кружок рисования, где он сможет заниматься любимым делом, не портя при этом ваше имущество.

Каждая возможность «попробовать себя»  повышает шансы ребенка найти то занятие, которое его по-настоящему заинтересует.

Но если момент упущен, и ваш ребенок уже почти взрослый, то в этом случае можно обратиться к психологу, и разобраться в этом вопросе с его помощью.

Так вот, предположим, что вам удалось помочь ребенку найти интересующее его. Теперь у него есть представления о том, чем ему хотелось бы заниматься, а соответственно, есть конкретная цель и мотив учиться.

В этом случае на первый план выйдут важные именно для вашего ребенка предметы, и им можно (да и стоит) уделять внимания больше, чем остальным. Тут можно и школу поменять ради двух – трех предметов.

Что делать с остальными предметами? — учиться на оценки. Сдал – забыл. Аттестат, так или иначе, важен при поступлении. В данном случае это оправдано.

Меж тем, распространенное явление — учеба ради оценок самих по себе, но не ради знаний. И  происходит это от отсутствия истинной цели учебы – будущих занятий в жизни, раскрытия творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Вместо этого ребенок (и/или его родители)  придумывают ложную цель: «учиться на все пятерки», например.

Что происходит с такими детьми по окончанию школы? У них есть аттестат с хорошими оценками, но нет понимания, чего они хотят. Они не знают, куда им податься и чем  заниматься, так как учеба в школе была для них самоцелью.

Проекция ожиданий родителя на ребенка. Принятие ребенка как личности

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Приведу пример – опять про рисование. Одна женщина в детстве мечтала стать художницей, но у нее не было возможности даже пойти учиться. Когда подрос ее сын, она отдала его в художественную школу, и более того – была убеждена в  его способностях. На деле же никакого таланта у сына не было, да и желания заниматься рисованием тоже не было. Ребенок промучился несколько лет, неся на своих плечах груз нереализованных  желаний своей мамы, прежде чем все-таки бросил художественную школу.

Возможна и обратная ситуация —  родитель добился чего-то в какой-то сфере, например, в спорте, и, зная отрицательные стороны такого увлечения, старается оградить своего ребенка от этой сферы.

Казалось бы – что в этом плохого? Родитель заботится и оберегает свое чадо от ошибок… но от каких ошибок? От своих собственных, которые он совершил в свое время…

А имеют ли эти ошибки отношение к вашему ребенку? И в праве ли мы лишать своих детей возможности хотя бы попробовать?

На эти вопросы каждый родитель, конечно, должен ответить себе сам. И взять за это ответственность, так как от этих ответов, возможно, будет зависеть вся дальнейшая судьба человека – вашего ребенка.

Помните, что ваш ребенок – это личность, ничего не должная вам, но до какого-то момента зависящая от  вас и нуждающаяся в вашей поддержке и в вашем признании ее как самодостаточной. А проекция на него ваших ожиданий может быть одной из причин, почему ребенок не хочет учиться в школе.

То, о чем родители даже и не подозревают. Борьба с комплексами и принятие ребенка самим собой

В наших школах по сей день нет кабинок, а иногда даже и перегородок в туалетах. Зачастую ребенок предпочитает терпеть до последнего и мучиться, нежели сходить в туалет и выставить себя на обозрение. Старшеклассники, хихикающие и кидающие в адрес вашего ребенка насмешливые взгляды, могут зародить не только нежелание ходить в школу, но и комплексы на всю жизнь и даже социофобию.

Также бывают случаи проявления излишнего внимания со стороны некоторых преподавателей именно к вашему ребенку, такого внимания, которое взрослый безошибочно определил бы как домогательство, но ребенку иногда понять это сложно. Он будет только чувствовать, что что-то не так, и может принять это «что-то не так» за свою ущербность.

Приведу пример. Клиентка обращалась с такой проблемой: преподаватель по физкультуре задерживал ее дочку после каждого урока  и просил повторять упражнения, которые у нее якобы не получались на самом занятии. Ребенок долго терпел, прежде чем решился рассказать родителям.

В школе могут не сложиться отношения с одноклассниками или с некоторыми учителями. Ребенок может быть достаточно силен, чтобы преодолеть эти проблемы в отношениях самостоятельно, но желания учиться у него может заметно поубавиться.

Единственное, что можно сделать во всех перечисленных выше случаях – это установить такое доверительное общение между вами и ребенком, что он сможет без страха непонимания рассказать о любой подобной проблеме в случае ее возникновения, а вы сможете помочь ему ее разрешить.

Почему ребенок не хочет учиться в школе. В заключение

В этой части подведу итог сказанному и сформулирую основные принципы, которые дадут возможность родителям пересмотреть свои позиции, поменять отношение к проблеме «мой ребенок не хочет учиться» и  в результате помочь своим детям.

  1. Помогите сформировать вашему ребенку адекватную самооценку.
  2. Помогите найти вашему ребенку истинный интерес в жизни, мотивацию к  учебе.
  3. Осознайте, что ваш ребенок – личность. Уважайте его и принимайте его таким, какой он есть. Не проецируйте ваши принципы и ожидания на него.
  4. Слушайте своего ребенка. Стройте с ним крепкие доверительные отношения.
  5. Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда.

Изначально, когда ребенок только рождается – вся ответственность за отношения между родителем и ребенком – лежит только на родителе. Одновременно с процессом взросления ребенка эта ответственность начинает распределяться между обоими.

Чем старше ребенок – тем меньше ответственности остается на родителе, и тем больше ответственности переходит на ребенка. В результате она делится поровну.

 Не ждите того момента, когда вы  скажете:

«мы не понимаем друг друга»«ему (ей) нет до меня никакого дела»«он (она) игнорирует мои советы»«мы – чужие люди»«и в этом он (она) виноват(а) не меньше, чем я».

Пока вашей ответственности больше,  берите все в свои руки. Станьте ближе  своему ребенку сейчас, и это изменит его и ваше с ним будущее.

Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда

Почему мой ребенок не хочет учиться?! Часть II

Почему мой ребенок не хочет учиться в школе? Часть III

(статьи доступны для прочтения только подписчикам нашего сайта)

Если у Вас возникли вопросы по статье

«Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Вы можете задать их нашим психологам:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с онлайн-психологом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

 «Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?: https://psyhelp24.org/rebenok-ne-hochet-uchitsya/ Автор: психолог Ольга Акимова

psyhelp24.org

Если ребенок не хочет учиться

Психология отношений с детьми — наука для родителей. Любой родитель обрадовался бы, если его ребенок был бы отличником, шел в школу с радостью и легко воспринимал предлагаемый материал. Но нередко у школьников появляется нежелание учиться, они прогуливают школу и получают неудовлетворительные оценки. Такое поведение характерно для школьников любого возраста, и нежелание учиться со временем может только усилиться. Так почему же ребенок не хочет учиться и ходить в школу? Читайте также статью о психологии отношений с детьми. Медицинские исследования в психологиии проблемах  школьников.

1. Ребенок морально не готов идти в школу. Именно поэтому у него наблюдается рассеянность и забывчивость. Ребенок может забыть дома учебник или забыть записать домашнее задание. Это часто случается после каникул, со временем ребенок втягивается в рабочий процесс.

2. Учебная нагрузка данной школы не подходит для вашего ребенка, она очень велика. Вы делаете домашние задания вместе с ребенком, а он все равно получает плохие отметки, значит нужно рассматривать вариант найма профессионального репетирора или перевода вашего отпрыска в другую школу.

3. Ребенку интеллектуально некому подражать. Если мама и папа не читают, не развиваются интеллектуально, то ребенок начинает подражать родителям.

4. Неблагоприятная атмосфера в семье. Постоянные ссоры, конфликты в семье делают ребенка замкнутым, нервозным, а это ведет к понижению мотивации в обучении и замедлению интеллектуальных процессов.

5. Плохая компания. Не зря многие родители опасаются, что их сын или дочь общаются с двоечниками или со сверстниками, которые отличаются не самым лучшим поведением. Действительно плохая компания отрицательно влияет на обучение и поведение школьника.

6. Расстройства дидактогенного свойства. Такие расстройства проявляются у многих школьников и выражаются в сильном волнении, болях в животе, головных болях, а также в полном забывании учебного материала. Даже если дома ребенок знает все на зубок, в школе, волнуясь, он может забыть весь выученный материал.

Такие нервные расстройства бывают из-за некорректного поведения, как родителей, так и учителей. Например, учитель может высмеять ученика перед всем классом. Сверстники и сам учитель это со временем забудут, а у обсмеянного школьника появится сразу же нежелание учиться и море комплексов.

7. Плохая память или неразвитое мышление. Ребенок плохо усваивает материал, постоянно все забывает, не может правильно выразить свои мысли. Здесь родителям нужно работать основательно с ребенком, помогая ему улучшить память. Можно вместе учить стихи и пересказывать рассказы, сказки, истории.

8. Отсутствие способностей к определенному предмету. В этом случае помогут только дополнительные занятия с ребенком. Если родители сами не в силах разобраться в том или ином предмете, лучше нанять репетитора, который будет заниматься с ребенком индивидуально, разъясняя все непонятные моменты.

9. Гиперактивность. Неуправляемый ребенок очень подвижен, не хочет ни минуты сидеть на месте, отсюда и неусидчивость. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где бы он выплескивал лишнюю энергию.

10. Ребенок неуправляем, грубит учителям и родителям. Возможно, у ребенка личные проблемы. Родителям нужно понаблюдать за ребенком, чтобы выяснить причину, а потом поговорить по душам.

11. Умственная отсталость. Возможно, ваш ребенок болен, поэтому он неуспевающий. В любом случае, такие диагнозы может ставить только психиатр.

12. Уроки перестали быть интересны ребенку, именно из-за этого ему надоело ходить в школу. Вероятно, ваш ребенок по развитию обгоняет своих сверстников, много читает, обладает достаточными знаниями и его просто не заинтересовывают уроки, так как весь этот материал он уже изучил самостоятельно. Поговорите с учителями, пусть они задействуют вашего ребенка в проведении уроков, поручают ему готовить доклады, проводить семинары.

13. Плохие отношения с одноклассниками или учителями. Присмотритесь внимательно к своему ребенку: есть ли у него друзья, как говорит о нем учитель на родительских собраниях. Не пропустите главного звоночка в поведении вашего чада. Ведь иногда плохая психологическая атмосфера в школе приводит к нервным срывам ребенка, а в самых крайних случаях — к суициду.

14. Плохая успеваемость во всем классе. Ребенок не хочет выделяться из общей массы и быть «белой вороной». Выход – перевести ребенка в другой класс.

15. Ребенок специально плохо учится назло родителям. Если родители часто сравнивают своего ребенка с каким-то мальчиком или девочкой, которые успевают в учебе лучше, чем он, у ребенка появляются комплексы. И он начинает показывать характер. Нужно поддерживать ребенка во всех его успехах, пусть даже небольших, только тогда у него выработается уверенность в своих силах.

16. Накопилась усталость. Дети очень восприимчивы к стрессу. Под конец учебного года, кажется, нужно только закрепить весь пройденный материал, а они становятся вялыми и неактивными. Дайте ребенку мотивацию, скажите, что после учебы он сможет отдохнуть вместе с вами на море, либо поехать туда, где он хочет побывать. Синдром эмоционального выгорания.

17. Медлительность, застенчивость. Возможно, ваш ребенок по психологическим особенностям личности немного отличается от сверстников. Со временем это проходит. Если вас это сильно беспокоит, отведите ребенка к психологу. Для ребенка будут полезны психологические тренинги, где он будет среди детей с такими же проблемами.

18. Появилась зависимость от компьютера или телевизора. Дети наиболее подвержены этой зависимости. Ограничивайте время проведения за компьютером или у телевизора.

19. Причину невозможно установить. Внешне все хорошо, а ребенок все равно не хочет учиться.

Чтобы устранить причину, по которой ваш ребенок не хочет учиться, надо вникнуть в психологию отношений с детьми, эту причину точно определить и найти техники для увеличения мотивации, мышления, памяти и развития способностей. В этом вам помогут детские психологи, а также тренинги и семинары, проводящиеся специально для родителей, а также советы других мам на форуме, например, пермских  Там такая теплая атмосфера, добрые, участливые собеседницы. Общение на этом ресурсе может оказаться не только полезным, но и весьма приятным занятием.

Достойна внимания и следующая информация. 

Лично я и моя семья более 2 лет используем майндмашину Photosonix InnerPulse, аудиопрограммы психотерапевта Андрея Патрушева, музыку для медитаций. Могу высказать своё мнение: эти технологии помогли мне и членам моей семьи однозначно. У меня произошла коррекция стрессового состояния, улучшилась память, ушли депрессия и бессонница, уравновесилось настроение, изменилось отношение к жизни. В нашем небольшом городе услуги психотерапевта ( а в них нуждается, практически, каждый человек) стоят дорого, да и специалисты весьма сомнительного уровня. А тут такая альтернатива! Сын-старшеклассник отмечает несомненную пользу: улучшилась память, успеваемость в школе, обучаемость иностранному языку. Если вам интересна эта тема, милости прошу: погуляйте по сайту, изучите форум для просмотра отзывов и других людей – «Майндмашины».

Защита детей от Интернета — подробности здесь. Советы психолога, как правильно воспитывать мальчика — тут.

Всегда ваш, он-лайн журнал zhannetta.ru.

zhannetta.ru


Смотрите также