Примеры пейзаж в живописи


"Пейзаж в русской живописи"

Конспект урока

по изобразительному искусству

в 6 классе

«Пейзаж в русской живописи»

(к 155-летию И.И. Левитана)

Вершинина Эльвира Николаевна

учитель ИЗО

МБОУ «Школа № 130»

Автозаводский район

г. Нижний Новгород

2015

Тема урока: «Пейзаж в русской живописи».

Цель: Расширить знания учащихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности на примере творчества художника И.И. Левитана.

Задачи:

учебная:

– продолжить знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, на примере творчества И. И. Левитана;

– уметь проводить простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения;

воспитательная:

– уметь видеть красоту окружающего мира,

– уважать труд и талант великого художника,

– воспитывать гордость за свое Отечество;

развивающая:

– развивать наблюдательность, зрительную память, внимание к деталям.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Творчество И.И. Левитана», альбом, гуашь, кисти.

Материал: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека», 6 класс, Москва «Просвещение», 2014 год.

Подготовка к занятию. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти информацию о жизни и творчестве И. И. Левитана, создать презентацию.

План урока:

I. Организационный момент - 2 мин.

II. Рефлексия материала прошедшего урока – 3 мин.

III . Введение в тему:

Сообщения в сопровождении презентаций учителя и обучающихся по теме урока- 15 мин.

IV. Практическая работа - 20 мин.

V. Подведение итогов - 3 мин.

VI. Домашнее задание - 2 мин.

"Природу украшать не надо,

но надо почувствовать ее суть

и освободить от случайностей."

(Левитан И.И.)

Учитель – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров изобразительного искусства – пейзаж, пейзажем в русской живописи на примере творчества художника И.И. Левитана.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы.

Так что же такое "пейзаж”?

(Сообщение учащегося)

- Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа;

Учитель - Какие виды пейзажа вы знаете?

(Сообщение учащегося)

- Городской, деревенский, лесной, лирический, архитектурный, марина, индустриальный.

Учитель – Пейзаж - это не механическое воспроизведение окружающей человека среды, это художественный образ природы или города, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, "радостной” или "мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью русских людей к родной земле.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Вряд ли кто- нибудь в нашей стране не слыхал имени художника

Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».

И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности.

Первые работы И. И. Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения.

Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой.

Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.

Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора!

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф.И.Тютчев

С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя.

И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.

Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.

Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.

Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности…

Это картина души человеческой в образах природы

Практическая работа:

Сегодня вы попробуете в живописи отобразить мир окружающей природы.

Проявите фантазию, творчество. Отразите свои чувства и образы родной природы. Для работы нам потребуется: кисти и гуашь.

Подведение итогов.

Учитель - Сегодня на уроке вы узнали о творчестве великого художника И.И. Левитана, попытались сами работать в живописи.

Работы учащихся оцениваются и оформляются на сменной выставке.

Рефлексия. Составление синквейна на тему «Творчество И.И. Левитана».

Пример выполнения:

Художник

Талантливый и трогательный

Искал, творил

Создал прекрасные работы

Гордость России.

Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Литература:

  1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Пауэлл У. Ф. Уроки рисунка и живописи. Разберемся в цветовой гамме. М. АСТ – Астрель, 2006.

  3. Изобразительное искусство . 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков/ авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-132 с.: ил.

  4. Художники пейзажисты. Энциклопедия живописи для детей. Белый город, Москва, 2008

  5. Шедевры Русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, Москва, 2006

Приложение.

Вечер. Золотой Плес

После дождя. Плес

На волге

Тихая обитель

Вечерний звон

Ненюфары

Март

Золотая осень

Сумерки. Луна

Тишина

Владимирка

На Волге

Осень. Туман Сумерки. Стога Осеннее утро. Туман

infourok.ru

Можно реферат тема: пейзаж,натюрморт - Школьные Знания.com

Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays — страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к П. со стороны формальной и эстетической, конечно не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появления интереса к П., так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали П. как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Однако П., как всякая другая живопись, теснейшим образом связан с теми социально-историческими условиями, в которых он создавался. «Представления, создаваемые себе индивидами, — говорит Маркс, — суть представления либо насчет их отношения к природе, либо насчет их отношения друг к другу, либо насчет их собственных свойств». П. является отношением к природе в литературе, и поскольку человеческие отношения — отношения классовые, постольку и П. выступает в каждом художественном произведении, творчестве, стиле как классовое отношение к природе. 

В то время как в живописи П. в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе П. обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного классового стиля место и характеризуясь специфическими для данного стиля особенностями. Отсюда — различное качество П. в различных литературных стилях. Так напр., в поэме Гомера, в русском былинном эпосе, в средневековой повести развернутые описания природы отсутствуют, а те ее явления, которые по ходу действия должны служить фоном для героев, изображаются при помощи условных повторяющихся эпитетов, иногда очень выразительных, метких, но мало индивидуальных, напр. «светлоструйные ключи», «кровавые зори» и «синие молнии» («Слово о полку Игореве»). Элементы развернутого пейзажа иногда можно встретить лишь в сравнениях, когда описание явления природы нужно для уподобления ему действия или состояния героев, напр.: «Словно как мак в цветнике наклоняет на бок головку, пышный, плодом отягченный и крупною влагой весенней, так он голову на бок склонил, отягченную шлемом» («Илиада», песнь VIII). Такие же элементы П. в сравнениях (часто построенных с отрицанием) встречаются в русском народном эпосе и лирике. Уже в «Одиссее» П. начинает 3333приобретать большее значение, чем в «Илиаде» (см. напр. описание сада Алкиноя, песнь VII), a в позднейшей греческой поэзии возникают жанры, где при всей ничтожности количественного объема П. качественно он приобретает большой вес и значение: такова «буколическая» поэзия, идиллии Феокрита, в которых изображение сельского пейзажа и быта входит как основной необходимый элемент в произведениие. То же надо сказать о поздней римской литературе, знающей специальные «описательные поэмы». Крупнейшим произведением этого рода были «Георгики» Вергилия — дидактическая поэма о сельском хозяйстве, в которой автор, набрасывая яркие картины идиллически стилизованной сельской жизни, отражал запросы императорского режима, заинтересованного в подъеме сельского хозяйства Италии, сильно пострадавшего во время гражданских войн. В XVI веке и особенно в XVII, сначала в Италии, а потом и по всей Европе, в связи с подъемом дворянско-аристократической культуры, прославлявшей «утехи бытия» на лоне поместной «идиллии», наблюдается расцвет идиллической и «описательной поэзии» , делающей своим объектом сельскую жизнь, природу, ее окружающую. С этого времени пейзаж постоянно встречается в произведениях разных стилей, которые развиваются, живут и умирают в течение XVIII—XIX веков в европейской литературе, причем характер пейзажа, определяясь характером стиля, приобретает свое функциональное своеобразие в каждом данном случае. Иллюстрируем эти утверждения примерами, взятыми из русской литературы XVIII—XX вв. 

znanija.com

Особенности пейзажа в живописи

До эпохи Возрождения пейзаж выполнял декоративную функцию. Но прежде чем пейзаж стал носителем идеи и прежде чем начал помогать раскрывать характер главных героев, а уж тем более обрел самостоятельность, прошло очень много времени.

Как зарождался жанр пейзаж?

Впервые изображение природы мы встречаем на рельефах древних цивилизаций, которые возникли на берегах могучих рек. На картинах или скульптурах, дошедших до наших дней, пейзаж представляет собой редкие образцы флоры. И только в эпоху Ренессанса, когда у итальянцев проснулся интерес к натуре, пейзаж отвоевал себе место под рампами.

Обращение к природе происходит синхронно с пробуждением человеческой пытливости. Человек пытается разобраться, что в нем сильнее – духовное или материальное? Что является смыслом жизни или что приносит счастье? Инстинкт или разум?

Немцы считали, что природа привносит в жизнь человека сумбур. И уж если в человеке побеждают инстинкты — жди беды. Итальянцы были не согласны со своими северными коллегами, они находили, что только баланс двух начал в человеке может дать гармоничную личность. Тициан и Джорджоне воплощали эту идею в своих картинах, в то время как Рафаэль отдавал дать уважения городскому пейзажу, наслаждаясь стройностью линий. Эпоха романтизма возникла в противовес эпохи Просвещения, чтобы восстановить нарушенный баланс. Чувствуя, что человеческая мораль и нравы далеки от совершенства, художники обратились к природе. Сезоны года были призваны отражать состояния человеческой души. Наконец, натура к XIX веку возобладала.

Особенности пейзажа в живописи заключаются в трактовке этого жанра художниками. Своеобразие пейзажа зависит от места, которое отводится пейзажу на картине, и индивидуальному восприятию художниками природы.

Кульминация жанра пейзаж

Французы рисовали природу, пытаясь изобразить все ее многочисленные оттенки и настроения. Начиная с Коро и вплоть до импрессионистов, пейзаж переживал годы триумфа. Старшие импрессионисты — К.  Моне,  К.  Писсарро,  А.  Сислей  уже работали исключительно на свежем воздухе, чтобы не допустить и малейшего искажения. Пресловутая световоздушная среда, которая на картине соединяла природу и человека воедино, прочно вошла в анналы искусства.

Появились пейзажные серии, объединенные одним мотивом. Импрессионисты одинаково уважали и сельский, и городской пейзаж. Но пейзаж как вид искусства не мог стоять на месте и должен был развиваться. Сезанн, Жорж Сёра и Ван Гог привнесли в пейзаж свое характерное видение. Природа Поля Сезанна величественна, монументальна, она имеет четкие границы. Жорж Сёра играл с оптическим эффектом, воздействуя на зрителя цветом. Его мозаичные картины стилизованы, декоративны. Неистовый Ван Гог в своих картинах изливал душу, он использовал природу как рупор, чтобы донести до зрителя свою боль от сознания несовершенства человека. 

Поль Гоген замыкает строй постимпрессионистов, его творчество близко к символизму, где природа лишь отдаленно напоминает свой прототип. Его цветовые плоскости, заменившие форму, обладают категоричным звучанием.

Особенности пейзажа в живописи на картинах русских художников

Русские художники Саврасов и Шишкин также оказали влияние на развитие жанра. На своих картинах они любовно изображали русскую природу — степи и озера, поля и леса. Торжество сельской жизни на Руси было выполнено в духе среднеевропейского пейзажа. Неяркие краски как нельзя кстати подошли к русским просторам. Морские пейзажи получили мировую известность благодаря Айвазовскому, который достиг недосягаемых высот в этом жанре.

Французский импрессионизм нашел отклик в работах Серова и Коровина, работы которых получили признание. Советские художники — Крымов, Грабарь — манифестировали красоту человеческого труда, идущего рука об руку с природой. Процесс урбанизации также оказал влияние на мир искусства. Сегодня из плеяды талантливых художников можно выделить Василия Афанасьевича Лескова, его картины непредсказуемы и очень эффектны.

На протяжении веков роль пейзажа в искусстве постоянно менялась, а мастерство художников неукоснительно росло. Современные художники пользуются большой свободой при выборе средств выразительности и техники. Если вы хотите, чтобы ваш дом украсил пейзаж, способный воспламенить воображение, заказывайте картины у настоящего мастера.

art-leskov.ru

Живопись Пейзаж

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ  ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ 1.1.         История возникновения масляной живописи 1.2.         Пейзаж Белоруссии конца XIX, XX веков ГЛАВА 2. 2.1. Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа "Осень" 2.2. Конструктивно-технологические особенности и специфика исполнения работы ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА "ЮНЫЙ ХУДОЖНИК" ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Кафедра факультета народной культуры Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка является центром подготовки педагога изобразительного искусства, человека с высокой моральной эстетической и художественной культурой, владеющего навыками организации художественной творческой деятельности. Кафедра художественного педагогического образования занимается обучением молодых специалистов по декоративно-прикладному искусству, художественно-педагогическим навыкам, готовит к работе в школе по своей специальности, а также дает возможность работать во внешкольных учреждениях и обучать детей декоративно-прикладному искусству в кружках. Кафедра специализируется на изучении декоративно-прикладного искусства Беларуси, фольклора и культуры спорта. Сохранение достижений народного творчества, их изучение, развитие, а также передача из поколения в поколение есть наиболее важная задача воспитания молодого поколения. Темой представленного дипломного проекта выбран жанр пейзаж. Дипломный проект предполагает рассмотрение жанра пейзаж и представляет собой форму демонстрации уровня профессиональной подготовки дипломника кафедры художественно-педагогического образования. Проект состоит из одной живописной работы, изображающей осеннее утро. Целью дипломного проекта  является выполнение осеннего пейзажа в технике живопись. Задачи проекта: -           изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи; -           выявить пути развития пейзажной живописи конца ХІХ, ХХ века; -           разработать колористическое и композиционное решение пейзажа "Осень"; -           выполнить пейзаж в технике живопись; -           разработать программу работы кружка по живописи.   ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. История возникновения масляной живописи Изобретение масляной живописи обычно приписывается братьям Ван-Эйкам. Основанием для этого служили рассказы Вазари и Ван Мандера, последний заимствовал в своей работе основные положения рассказа Вазари. Рукопись Теофила указывает на применение масляных красок в живописи уже в раннем средневековье. Распе открывший в Кембриджской библиотеке рукопись Гераклия, бросил в Вазари первый камень, а после того, как в Ватиканской библиотеке была найдена рукопись Ченнино Ченнине и стала "Hermeneia" Дионисия всем сделалось ясно, что весь рассказ об изобретении масляной живописи Ван-Эйками – сказка, навязанная последующим поколениям "болтуном об искусстве из Ареццо".  В настоящем исследовании на основе исторического и естественного развития техники, не обсуждая достоверность  рассказа Вазари, вызывающего много сомнений, автор хотел доказать, что братья Ван-Эйки имеют неоспоримые заслуги в деле развития масляной живописи. В наше время никакая другая техника не окутана таким мраком, как техника Ван-Эйков, и восстановить ее является целью многих исследователей, работающих в области технологии живописи и химии красок. Источники не дают достаточно информации по этому вопросу. Из них мы узнаем только, что масло в качестве связующего вещества применялось и до Ван-Эйков; метод же химического анализа малоприменим, поскольку он сопряжен с порчей картины; кроме того, произведения одного художника часто сделаны по-разному. Химический анализ не вскрывает существа техники, т.е. последовательности работы. Например, картины ранних кельнской и голландской школ, быть может, выполнены более сложной техникой "эмульсией",  по сравнению с описанной Теофилом, в которой чередовались три темперных красочных слоя на гумми с прослойками масла. Возможны опыты воспроизведения оригинала с повторением их технического метода, но такие копии оставляют открытым вопрос о прочности. Нельзя не заметить, что картины XIV и  XV веков имеют совершенно другой характер красок. Он резко меняется в конце этого столетия, а необыкновенную чистоту и прозрачность старых картин в последующим веке заменяют более тяжелым и темным общим тоном. Следующая ниже попытка объяснить технику Ван-Эйков исходит из иной, чем обычная точка зрения, а именно из исторического и естественного развития техники, которая, прежде всего, устанавливает следующее: 1.    источники указывают на непрерывное применение масел (особенно льняного) в течение столетий, и все соглашаются, что Ван-Эйками было внесено значительное нововведение, о чем бесспорно свидетельствуют как их произведения, так и их последователи. Естественно предполагать, что нововведение Ван-Эйков должно было состоять в чем-то ином и большом, чем всем известное смешение масел с красками. 2.    так как исторические данные подтверждают, что нововведения Ван-Эйков относились специально к масляной живописи, то в области этой техники очевидно, произошел такой поворот, который давал право говорить о новой системе; 3.    новая система живописи охватывает не только связующее вещество, но и весь метод работы: грунтовку, подмалевок, живопись и покрытие лаком. Символизм в пейзаже Человеку всегда было свойственно всматриваться в мир природы его окружавший. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному художником. Но представления о пейзаже как особом живописном жанре появилось всего несколько столетий тому назад. Рождению пейзажа предшествовало формирование представлений о природе в мифах. Огонь, воздух, вода и земля в древнейших мифологиях являются основными стихиями мироздания.  Дождь – символ союза неба и земли, дающего жизнь растениям и животным. Мировое древо или древо жизни в мифологиях разных народов определяло организацию вселенского пространства, противопоставление неба земле, верха низу. С древом связан и образ мировой горы, которая многими народами почиталась как место пребывания богов. С водой были связаны мотивы рождения и смерти, воздух соотносился с мужскими началами. Сильный ветер, ураган, буря, рассматривались как вестники божественного откровения... Живописный пейзаж неразрывно связан с мифологическими образами, но в нем изначально отражался и эмпирический опыт художника и осознание собственных, независимых от религии, мифологии, идеологии, задач искусства. 1.2.         Пейзаж Белоруссии конца XIX, XX веков Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX начала XX века является пейзаж. Он был широко представлен почти на всех выставках в Минске и др. городах Беларуси, вытеснил бытовую картину, историческую композицию и портрет. Появились новые имена пейзажистов – Ф.Рущица, Г.Вейсенгофа, К.Стабровского, В.Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нередко известность художника вне Белоруссии была значительно больше, чем у себя на родине. Наивысший подъем живописи в Беларуси наступил на рубеже XIX – XX вв., в период русской революции 1905 г. подъем в пейзажной живописи конца XIX - начала XX века объясняется рядом причин. Главной среди них была та, что жанр пейзажа поэтического повествования в живописи, в условиях царской цензуры был наиболее доступным средством, через которое художник мог хотя бы иносказательно выразить свои мысли и чувства, свои социальные симпатии. Пейзажи представителей демократического направления носили, как правило, ярко выраженный социальный характер ("Земля" и "Изгнанники" Ф.Рущица, "Шествие бури" К.Стабровского и др.). Не менее важным фактором обусловившим появление плеяды мастеров глубоко эмоционального пейзажа, была учеба живописцев Белоруссии у передовых русских художников-демократов. Так, Ф.Рущиц учился у живописца А.Куинджи, Г.Вейсенгоф – у М.Клодта и Б.Виллевальде, К.Стабровский – у И.Репина, С.Жуковский – у И.Левитана. Творчество русских наставников наложило значительный отпечаток на всю последующую деятельность белорусских живописцев. Пейзажистам Белоруссии не были чужды достижения французских импрессионистов, внесших в живопись свет, воздух и польских художников, произведения которых, как правило, отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.  Творчество названных художников Белоруссии не было равноценным. В процессе своего развития оно претерпевало значительные изменения. Особенно заметны эти изменения в период с 1907 по 1917 гг. После поражения революции 1905 г. многие художники отошли от реалистических позиций. Основой их творчества стали поиски в области формы. Пессимизм, уныние – неотъемлемые спутники деградации буржуазного искусства – наложили отпечаток на творчество тех художников, которые не смогли подняться выше своих узкоклассовых интересов. Прогрессивные же художники до конца оставались на последовательных реалистических позициях. Это такие художники как Ф.Пархоменко, В.Бялыницки-Бируля и др. Рассматривая Белорусский пейзаж 1890 – 1917 гг., нельзя обойти творчество тех пейзажистов, которые оставались на позициях академизма. Как правило это были художники не высокой профессиональной культуры. Их полотна не отличались большим мастерством и поэтому не оставляли значительного следа в истории изобразительного искусства. Чтобы составить более полное представление о характере пейзажной живописи 1898 – 1917 гг., нужно рассмотреть творчество наиболее ярких ее представителей. Один из них Фердинанд Эдуардович Рущиц (1879-1936). Вопрос о национальной принадлежности творчества Ф.Рущица чрезвычайно сложен. В белорусской искусствоведческой литературе имя Ф.Рущица упоминается очень редко. Гораздо больше о нем писали и пишут польские искусствоведы. Его творчество они рассматривают как яркую страницу польской национальной культуры. Такая точка зрения представляется односторонней и потому не верной. Известно, что творческая деятельность Рущица в основном протекала на белорусской земле. Здесь он создал свои произведения, в которых изобразил природу Белоруссии и жизнь белорусского народа. Архивные материалы, воспоминания современников знавших Рущица лично, дают основания высказать новую точку зрения на творчество художника. Ф. Рущиц был не только польским, но и белорусским живописцем. В его творчестве нашли отражение жизнь и быт белорусского народа, преломились традиции белорусской реалистической живописи. Как говорила автору дочь художника. Янина Рущиц, ее отец всегда считал себя "тутэйшым", т.е. белорусом. Ф.Рущиц родился в имении Богданова Ошмянского уезда Виленской губернии (сейчас Воложинский район Минской области) в семье обедневшего шляхтича Эдуарда Рущица. Творчество Ф.Рущица представляет значительный интерес для белорусского искусствоведения. Стилистическая общность его живописи с живописью Г.Вейсенгофа, К Стабровского, С.Жуковского, В.Бялыницкого-Бирули и других художников, выросших и воспитавшихся в Белоруссии и затем внесших значительный вклад в белорусское, русское, польское и литовское искусство позволяли говорить о Рущице как о представителе белорусской национальной школы живописи, которая в общих чертах уже начала складываться в конце ХІХ  - начале XX века. Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С.Жуковского, В.Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия ХХ века. Их судьба сложилась так, что большую часть своей жизни они вынуждены были прожить вдали от родины. Однако в творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. Некоторые искусствоведы утверждают, что лучшие достижения этих художников вызваны "реминисценцией" – воспоминаниями о далекой, но незабываемой родине. Совершенно очевидно, что на творчество каждого художника влияют те впечатления, которые он получил в начальный период своей жизни. Они обретают зримые формы и сохраняются в памяти живописца на всю жизнь. Однако в творчестве этих художников большую роль играли не только детские впечатления, но и те продолжительные сроки работы в Белоруссии, в течение которых они были тесно связаны с белорусским народом и белорусской природой. В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В.Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека. В.Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности. Во второй половине 60-х гг. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.  Большинство пейзажей В.Цвирко, написанных в конце 60-х гг. начале 70–х гг., открывает новую страницу в пейзажной живописи Беларуси. Темперамент живописца выражается не только в широте охвата меняющейся природы, но и в сомой живописной манере мастера. В.Цвирко обладал умением увидеть пейзаж и запечатлеть его в единственной и неподражаемый миг. В произведении "Хлеба убраны" (1972), (см. Приложение) чувствуется творческий порыв художника, стремящегося сохранить впечатления о красоте осенней природы. Широкий размашистый мазок уверенно лепит формы предметов, создавая эффект материальности и вещественности. Смело и темпераментно написаны передний золотистый план сжатого поля, красно-коричневый косогор и охристые стога сена на берегу реки, огромные белые облака, сквозь которые просвечивается свинцовое небо. Внимательно изучая природу, В.Цвирко переосмысливал и трансформировал ее в своем воображении, создавая новый гармоничный и ясный образ. Умение по-своему увидеть природу, почувствовать в ней тонкие лирические мотивы и на основе их создать яркое образное решение – вот качество, определяющее творческое лицо мастера. Он считал, что в картине-пейзаже в отличие от этюда должен быть художественный образ как нечто общее, в чем выражается этическая и эмоционально-эстетическое отношение художника к окружающей действительности.  ГЛАВА 2. 2.1. Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа "Осень" Для дипломного была выбрана пора года осень. Этой поре присущи такие качества как богатство цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, настальгичность и умиротворенность обстановки. Осень любимая пора многих художников и поэтов. А.С.Пушкин называл осень "унылой порой очарования", С.А.Есенин также посвятил осени ряд стихотворений: Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось, Что совсем совсем немного Ждать зимы седой осталось… На предложенном нами пейзаже изображена осень конца октября. Формат полотна выбран небольшой, 60Х80. Это обусловлено стремлением к камерности восприятия работы, предназначенной для небольшого помещения, возможно рабочего кабинета или офиса. Свое мироощущение, рожденное впечатлениями детства, а также знания, приобретенные во время творческой работы, учебы в университете воплотились в художественном образе осени. В основу композиции работы легло большое количество выездов на природу, где выполнялись зарисовки и этюды с натуры.  Хотелось бы привести слова В.К.Бялыницкого-Бирули: "Природа – великая школа. Горе художнику не сумевшему полюбить природу, не сумевшему понять ее. И счастлив художник, который с ней сживается!". Именно поэтому  мы считаем, что для живописца главное – это работа с натуры. Русский художник-пейзажист Е.И.Зверьков по этому поводу говорил, что только на натуре, на природе можно открыть что-то новое в себе. Членение композиции на планы создает глубину, горизонтальный же ритм как бы уходит в бесконечность, за рамку картину и тем самым еще сильнее заставляет почувствовать ощущение простора. В работе использован пространственный принцип построения композиции, основанный на законах пленэрной живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды, в которой растворяются дали с зеркалом воды. Утонченность колористического решения картины раскрывается в богатстве и разнообразии цветовых оттенков, сотканных из теплых тонов первого плана и изыскано-холодных – дольнего. На переднем плане прослеживаются тончайшие переходы зелени, где-то еще изумрудной, где-то охристой, а где-то отливающей легкой желтизной. На просторе разлита сверкая река, а на горизонте – охристо-фиолетоватая полоса пробуждающегося в дымке леса. Цветовая гамма в целом отличатся каким-то особым благородством, богатством цветовых отношений. Композиционный центр отмечен ярким цветовым пятном отражения утреннего солнечного света переходящим мягким акцентом на фигуру пожилой женщины. Завершает композиционный ритм дерево в традиционном осеннем наряде. Для передачи пространства большое внимание уделялось работе цветом, который словно смазывает изображение, который становится не цветом, а густым воздухом, пронизывающим природу своим мерцающим светом. Живописными приемами возбужденные краски успокоены, достигнута изысканность цветовых отношений. 2.2. Конструктивно–технологические особенности и специфика исполнения работы За основу был взят холст, натянутый на подрамник собственного изготовления с помощью самодельных скоб и молотка. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых, без тонирования. Рисунок был нанесен тонкой кистью краской. Работа велась масляными красками "Ленинград" и итальянскими красками "Классик" плотной пропиской по первоначальному жидкому подмалевку в несколько слоев. В качестве разбавителя использовался фисташковый лак и живичный скипидар. ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА "ЮНЫЙ ХУДОЖНИК" ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1-е полугодие (16 занятий) 32 часа
темы оборудование и наглядность

сентябрь

занятие 1. вводная беседа о значении изобразительного искусства в жизни человека. ознакомление с мастерской и оборудованием.
репродукции работ художников работы учащихся
занятие 2. масляные краски. их специфические особенности и свойства. правила пользования масляными красками. виды масляных красок. Темпера, акрил, масляная пастель. образцы красок в различной упаковке и образцы их практического применения на различных поверхностях (бумага-грунтованная, негрунтованная; холст разной плотности, картон, дерево, стекло и т.д.).
занятие 3. виды грунтов. Способы грунтовки поверхностей, предназначенных для работы маслом. образцы грунтовых составов и их применения.
октябрь занятие 4. виды подрамников и их особенности. способы натягивания холста (теория). наклеивание тканевой основы на картон и его грунтовка (практика). образцы исполнения. Картон, кусок отглаженной ткани, клей.
темы оборудование и наглядность
занятие 5. практические особенности и правила работы с палитрой, маслом и разбавителем. палитра, набор красок, кисти, небольшой формат картона, газеты, тряпка.
Занятие 6. виды кистей, уход за ними. Техники и приемы работы кистью. Виды мазков. Практическое занятие. работа на заготовленных дома небольших форматах грунтованного холста разной плотности и фактуры, дерева, картона. Образцы кистей разных видов.
занятие 7. приемы работы мастихином. практическое занятие. работа на заготовленных дома небольших форматах грунтованного холста. Набор мастихинов различных видов и размеров.
ноябрь занятие 8. градации тона на основе черной и белой красок, черной краски и белой основы холста. Практическое занятие черная, белая масляные краски, грунтованный картон, таблица тоновых градаций.
занятие 9. валеры. шкала валеров для каждого из основных цветов двумя способами – путем разжижения краски и через добавление белил и черной. Практическое занятие масляные краски основных цветов, черная краска, белила, грунтованный картон.
занятие 10. гризайль. выполнение простого натюрморта, составленного из двух предметов и драпировки натюрморта с натуры. Построение (угольный карандаш) образцы произведений художников в этой технике. работы ребят прошлых лет.
темы оборудование и наглядность
занятие 11. выполнение натюрморта в цвете, подмалевок. выбор краски, дополнительной к черной, самостоятельный. работа выполняется на холсте наклеенном на картон на третьем занятии.
занятие 12. проработка деталей, завершение натюрморта.
декабрь занятие 13. абстрактная ритмическая композиция на основе геометрических форм. творческое задание по мотивам валеров и оттенков. репродукции работ художников и детские работы. Грунтованный картон
занятие 14. оттенки. Три цвета. Цветовые градации. Практическое занятие. таблица цветовых градаций (смешение 3-х основных и 3-х дополнительных цветов), краски, картон.
занятие 15. букет. Творческое задание на тему смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). таблица цветовых градаций, работы учащихся прошлых лет.
занятие 16. контраст и нюанс. выполнение абстрактной композиции. таблица. Работы детей и репродукции.
2-е полугодие (21 занятие) 42 часа
тема оборудование и наглядность
январь занятие 1. использование масляной живописи в белорусском народном творчестве. каноны росписи. (Огово, Давид-городок, традиционная роспись по стеклу). Теоретическое занятие. Иллюстративный материал.
занятие 2. приемы росписи по стеклу. Разработка эскиза в карандаше на основе традиционной белорусской росписи на тему "Архитектурный пейзаж". Иллюстративный материал: работы белорусских художников, фотографии зданий.
занятие 3. перенос эскиза на стекло. Уточнение цветовой гаммы. Стекло, копировальная бумага, палитра, краски, тонкая кисть.
занятие 4. доработка росписи. Обводка, уточнение деталей.
февраль занятие 5. цветовые ряды. Теплые и холодные тона. Понятие о колорите. Таблицы цветовых рядов. Примеры репродукции, решенные в теплом и холодном колорите.
занятие 6 -7. пейзаж по представлению. Зимний или весенний – в холодном колорите, летний или осенний – в теплом Репродукции пейзажей и детские работы.
тема оборудование и наглядность
занятие 8. музыкальные ассоциации. несколько быстрых этюдов по мотивам прослушанной музыки. магнитофон и кассеты с определенными музыкальными произведениями; материалы, необходимые для живописи.
март. занятие 9. четкие контуры. создание ритмической композиции с помощью латексного клея. Клей, холст, масляные краски, льняное масло.
занятие 10. быстрые наброски животных. гризайль. материалы, необходимые для живописи, фотографии и карандашные зарисовки животных.
занятие 11. техника сфумато. композиция по представлению на тему "Облака". материалы, необходимые для живописи. Фотоматериалы, образцы техники.
занятие 12. техники гроттаж и сграффито. композиция на свободную тему. Материалы, необходимые для живописи, образцы техники.
занятие 13 ритмическая композиция с применением различных экспериментальных техник. самостоятельное задание. Образцы возможных техник.
апрель. занятие 14 пейзаж с деревьями на основе предварительных зарисовок. Холст или картон, все необходимое для работы маслом. Репродукции пейзажей и фотографий деревьев.
тема оборудование и наглядность
занятие 15. пейзаж. Техника мраморной бумаги. декоративное задание. Образцы готовых работ. Миска с водой, краски, разбавитель, бумага.
занятие 16. гравюра и ее виды. Технологические особенности. Теоретическое занятие. Иллюстративный материал.
занятие 17. техника линогравюры. Экслибрис. разработка эскиза. Штихиля и образцы работы ими. репродукции линогравюр. Примеры экслибрисов. линолеум, копировальная бумага, черная тушь, кисть.
май. занятие 18. вырезание экслибриса на линолеуме. отпечатки на различных поверхностях. набор штихилей, доска-основа. Масляные краски + типографские белила, фото-валик. Бумага, картон, шпон, стекло.
занятие 19, 20, 21 техника лессировки. натюрморт из живых цветов с натуры. 1-й сеанс – построение. 2-й сеанс – решение в цвете. 3-й сеанс – тщательная проработка деталей. Таблица последовательности исполнения натюрморта техникой лессировки. репродукции произведений искусства, выполнение в этой технике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе – искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли – в этом его сила и действенность.

ЛИТЕРАТУРА 1.                 Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. 2.                 Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. 3.                 Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961. 4.                 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992. 5.                 Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998. 6.                 Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992. 7.                 Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984. 8.                 Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2. 9.                 Раманенка Л.Я. Праграма курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999. 10.            Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989. 11.            Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.

baza-referat.ru


Смотрите также