Станковая живопись примеры


Билет №11. Станковая живопись. Масляная живопись

Основной плюс станковой масляннойживописи – легко перемещать с места на место.

Для каждого хужожественного произведения неоходима основа.Основой, на которой писали живописцы , изначально было дерево – тополь, ясень, орех, ива. Затем, в античности, дерево сменяет холст. Сначала холст проклеивают, а потом грунтуют плотным слоем специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изображение. Со второй половины XVI века появляются медные доски. Их преимущество заключалось в том, что они не допускали проникновения воздуха, вредного для масляных красок.

Для каждой основы необходима особая грунтовка. Задача грунтовки – уровнять, сгладить поверхность основы, чтобы помешать связующим веществам всасываться в основу, кроме того, участвовать своим тоном в колорите картины.

У станковой живописи есть много жанров. Важнейшие из них - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт. Масляная живопись – одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Используется масло льна, мака или масло грецких орехов. Основой может быть дерево, фанера, картон бумага, холст. Не разбавляются, не смываются водой. высыхает долго, слои сохнут с разной скоростью. цвета смешиваются легко, возможность создания сложных цветовых переходов и разработанного колорита.

Билет №12. Станковая живопись. Пастель

Станковая картина – самостоятельное произведение живописи, свободное от всяких декоративных функций и выполненное на мольберте или станке.

Станковая живопись - разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной,

не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер.

Термин «станковая живопись» произошёл от станка(мольберта), на котором создаются картины.

Пастель

Мало связующих веществ (Связующие вещества:

вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом.

Основное предназначение - скрепление между собой частиц пигмента и грунта, в создании устойчивого и связного красочного слоя, обеспечивая этим сохранность краски.)

Высокая степень укрывистости

Свобода в работе

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ

Особенности работы старых мастеров и художников нового времени.

Старые мастера – работа с три стадии:

1. Рисунок тушью

2. Подмалевок

3. Лессировка

Художники нового времени (с 17 в.) – нерасчлененность живописного процесса (импасто).

Билет №13. Станковая живопись. Акварель и гуашь

Станковая живопись - разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер. Термин «станковая живопись» произошёл от станка (мольберта), на котором создаются картины.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ

Старые мастера – работа с три стадии:

· Рисунок тушью

· Подмалевок

· Лессировка

Художники нового времени (с 17 в.) – нерасчлененность живописного процесса (импасто).

ГуашьГуашью называется живопись, исполненная непрозрачными, плотными и кроющими клеевыми красками с примесью белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».

Источники XVI века упоминают о гуашевой живописи. В эпоху Возрождения гуашью пользовались для исполнения иллюстраций, подцвечивания рисунков, расписывания вееров, табакерок и т. п.

С XVIII века гуашевая живопись совершенствуется и становится широко распространенным видом живописи. Ею пользуются для написания подготовительных картонов, декоративных эскизов, иллюстраций и станковых произведений. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна, так как в состав красок входят белила.

АкварельАкварель была известна еще в глубокой древности, но до XVII века не имела самостоятельного значения, ею пользовались для раскрашивания рисунков, черновых набросков и т. п.

Самостоятельное значение в живописи акварель приобрела, начиная с XVII века. Картины, исполненные акварелью, представляют собой вполне законченные произведения изобразительного искусства с достаточно глубоко разработанной манерой и техникой письма. Из русских акварелистов известны Брюллов К., Соколов, Бенуа, Врубель, Савинский и др.

 

Билет №14. Станковая живопись. Темпера

От линеарно-плоскостного стиля к иллюзии пространства. Роль прямой и световой перспективы Легко перемещать с места на место. Основой изначально было дерево – тополь, ясень, орех, ива. Затем дерево сменяет холст. Сначала холст проклеивают, а потом грунтуют плотным слоем специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изображение У станковой живописи есть много жанров. Важнейшие из них - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт. Разделят: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии; В живописи такого типа могут воспроизводиться цветом пространственные соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. В объёмно-пространственном и линейно-плоскостном изображении используются выразительность линии и цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; при этом колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Световая перспектива - определяется расстоянием до источника света и положением предмета по отношению к нему. Прямая перспектива - рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения.

Билет №15. Цвет в живописи

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологическихфакторов.

Это видимое электромагнитное излучение, волна определенной длины.

Параметры цвета:

1. Тон (название цвета – красный, синий, желтый и т.д.)

  1. Насыщенность

3. Светлота

4.Температура: теплые и холодные цвета

Цветовой круг:

Включает в себя все видимые цвета спектра и строится как система непрерывного перехода цветов.

Основные цвета - красный, желтый, синий. Составные цвета - цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно основных цветов: красного, желтого и синего. Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый + желтый = получается желто-оранжевый. Таких цветов шесть.Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами.

Родственные цвета - принадлежат любой одной четверти круга.

Контрастные (дополнительные) цвета - находятся на диаметрально противоположных сторонах круга.

Оттенок - градация тона; различие в цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Нюанс - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Насыщенность (интенсивность) – характеризует степень чистоты цветового тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого. Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.

Живая, сильная, глубокая насыщенность.

Ненасыщенные цвета - тусклые, слабые, вымытые.

Степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.

Билет №16. Перспектива

Фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в окружающем (реальном) мире.

Виды перспективы

1. Прямая перспектива - вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

ТОЧКА СХОДА - точка на перспективном изображении, в которой пересекаются проекции линий, параллельных в предметном пространстве.

2. Обратная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности – так, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

3. Панорамная перспектива - изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности.

4. Воздушная перспектива - характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя (эффект сфумато - дымка). При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.

5. Сферическая перспектива – вид перспективы, при которой глаза зрителя всегда находятся словно в центре «отражения» на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Читайте также:

lektsia.com

Станковая живопись | ШКиД - Школа и Дизайн

Станковая живопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В станковой живописи используются различные техники:- живопись восковыми красками, темпера, масляная живопись; а также- (тяготеющие к графике) акварель, гуашь, пастель.

ДиптихОт греч.Diptychos - сложенный вдвоеДиптих - две картины, связанные единым замыслом.От греч.Eikon - изображениеИконаИкона - в истории искусства - станковое произведение религиозной живописи, являющееся предметом культа.Обычно икона представляет символическое изображение христианского божества, святого или сцены из Священного писания.

Картинная галереяПинакотекагреч.PinakothekeОт греч.Pinax - картина + Theke - вместилищеКартинная галерея -- художественный музей, в котором экспонируются произведения живописи; или- раздел живописи в крупном музее; или- дворцовый зал, предназначенный для собирания картин.

КромкиКромки - края холста, при помощи которых картина закрепляется на подрамнике гвоздями. С середины 19 века на кромках обязательно присутствует грунт.

Перспективная живописьПерспективная живопись - род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы.

ПинаксПинакс - древнегреческая станковая живопись на досках.

ПленэрОт фр.Plein air - открытый воздухПленэр - передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха.

ТондоОт итал.Tondo - круглыйТондо - станковое живописное произведение круглой формы или скульптурный рельеф в виде круга.

ТриптихОт греч.Triptychоs - сложенный втроеТриптих - произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами.

ЭтюдникОт фр.Etude - изучениеЭтюдник - небольшой (деревянный) ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда. Этюдник облегчает художнику живописную работу на природе и в других условиях.

Тематический жанрТематический жанр - в изобразительном искусстве - совокупность художественных произведений, объединенных общим кругом тем или предметов изображения. Различают исторический, бытовой, батальный и анималистический жанры, а также портрет, пейзаж, натюрморт и др.ЖанрОт фр.Genre - видЖанр - совокупность произведений, объединяемых:- общим кругом тем или предметов изображения; или- авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж; или- способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.Принципы разделения на жанры специфичны для каждой области художественного творчества. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности.Анималистический жанрОт лат.Animal - животноеАнималистический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала. Часто главной задачей художника-анималиста становится точность изображения животного.АнималистАнималист - художник или скульптор, изображающий животных.Батальный жанрОт фр.Bataille - битваБатальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. В произведениях батального жанра главное место занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого.

Бытовой жанрБытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни.

Иппический жанрОт греч.Hippos - лошадьИппический жанр - вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Исторический жанрИсторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.НатюрмортStill lifeнем.StillebenОт фр.Nature morte - мертвая натураНатюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Излюбленными темами натюрморта 17 века были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т.п.

ПейзажLandscapeфр.Paysage; нем.LandschaftПейзаж - жанр станковой живописи и графики; изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т.п.В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра различают:- сельский и городской пейзажи;- архитектурный и индустриальный пейзажи;- морской и речной пейзажи.

Барбизонская школаБарбизонская школа - группа французских живописцев-пейзажистов: Т.Руссо, Ж.Дюприе, Н.Диаз, Ш.Ф.Добиньи, К.Труайон. Эти художники:- работали в деревне Барбизон под Парижем в 1830-1860 гг.;- обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха;- сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.

Исторический пейзажИсторический пейзаж - изображение облика Земли давнего прошлого.

Космический пейзажАстральный пейзажКосмический пейзаж - картина видимого с Земли или мыслимого звездного пространства, а также изображения далеких планет.

МаринаMarineитал.Marina; нем.SeestiickОт лат.Marinus - морскойМарина - картина, изображающая морской вид. Марина воплощает морскую стихию в том или ином ее проявлении, а также изображает борьбу с ней человека.СтаффажОт нем.Staffieren - украшать картины фигурамиСтаффаж - фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Иногда стаффаж выполнялся не автором пейзажа, а другим художником.

Портретный жанрПортретный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей.Словарь по общественным наукамРисунокDrawingфр.Dessin; нем.Zeichnung; итал.DisegnoРисунок - изображение на поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом, с помощью графических средств. Обычно рисунок выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.

РисунокРисунок - искусство художественной графики, основанное на технических средствах и возможностях рисования.РисунокРисунок - в широком смысле - совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Обычно рисунок:- составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств;- определяет структуру и пространственное соотношение форм.Гарнитура шрифтаГарнитура шрифта - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.Шрифты создаются художниками в соответствии:- с образным замыслом;- с требованиями единства стиля и графической композиции;- с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.В одной и той же гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием и насыщенностью.

ГраттажОт фр.Gratter - царапатьГраттаж - способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.Графические средстваГрафические средства - выразительными средства рисунка: контурные линии, штрихи, пятна.Различные сочетания графических средств:- позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты;- осуществлять пластическую моделировку рисунка.

КарандашОт тюрк.Кара - черный + Даш - каменьКарандаш - стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски (в деревянной или металлической оправе), предназначенный для письма, рисования или черчения. Различают графитные, цветные, копировальные и другие карандаши. Особыми видами карандашей являются сангина и пастель.

Картонфр.CartonКартон - в изобразительном искусстве - крупноформатный рисунок, выполненный в размере будущего произведения фресковой живописи, мозаики, витража или шпалеры. При переносе композиции на стену контуры рисунка прокалывались.

КомиксОт англ.Comic - смешнойКомикс - серия рисунков с короткими текстами, которые образуют единое повествование. Различают юмористические, приключенческие, фантастические, исторические и прочие комиксы.КонтурАбрисКонтур - линия, очерчивающая форму предмета.

КрокиОт фр.Croquis - набросокКроки - быстро сделанный (карандашный) рисунок:- схватывающий наиболее характерные черты натуры или местности; либо- бегло фиксирующий общий композиционный замысел архитектурного сооружения, произведения живописи, скульптуры или графики.Пастельфр.Pastel; итал.PastelloОт итал.Pasta - тестоПастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги, картона и т.п. специальными карандашами из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (пастельными карандашами; пастелью). При этом:- начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими;- красочный порошок растирают пальцами или растушкой.Для пастели характерны:- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;- звучный и чистый цвет;- мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.

ПероPenфр.Plume; нем.FеderПеро - инструмент для рисования тушью, сепией, чернилами и другим жидким красящим веществом.Рисунок пера:- отличается особой непосредственностью и импульсивностью;- дает богатые возможности для каллиграфического рисунка.Птичьи перья позволяли мягко менять толщину линии, варьировать методы штриховки.

РастушевкаРастушевка - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка:- выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем; и- вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.

РейсфедерРейсфедер - инструмент для рисования в виде тонкой металлической трубки, конец которой (разрезанный по продольной оси) снабжен зажимом. В зажим рейсфедера вставляется рисовальный материал (уголь)СангинаСангинфр.SanguineОт лат.Sanguis - кровьСангина - инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Современная сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с добавлением клеящих веществ. Сангина:- дает мягкую красочную линию;- позволяет применять растушку и штрихи различной интенсивности;- не требует фиксации;- используется при рисовании обнаженного тела.

Свинцовый карандашСвинцовый карандаш - штифт для рисования, вставленный в металлический футляр. Свинцовый карандаш:- оставляет на бумаге не яркий, но четкий след;- применялся в 13-17 веках для подготовительных набросков.

Серебряный карандашСеребряный карандаш - инструмент для рисования; тонкая серебряная проволочка (с ручкой). Серебряный карандаш имеет темно-серый тон, который со временем приобретает коричневый оттенок. Штрихи серебряного карандаша не стираются.

Станковое искусствоСтанковое искусство - произведения живописи, скульптуры и графики:- имеющие самостоятельный характер;- свободные от прямых утилитарных функций; и- не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части.Произведения станкового искусства рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся.

Станковый рисунокСтанковый рисунок - рисунок, не имеющий прикладного значения; самостоятельный вид графики. Основными жанрами станкового рисунка являются: портрет, пейзаж и фигурная композиция.

ТушьIndian inkнем.Tusche; фр.Encre de chineТушь - черная краска:- не теряющая со временем интенсивности своего тона;- служащая для черчения и рисования пером или кистью, с применением штриховки, заливки, отмывки и т.д.Тушь изготавливается из сажи, получаемой при сжигании:- хвойной древесины;- растительных масел и смол;- нефтепродуктов.Различают сухую и жидкую тушь.

УгольУголь - материал для рисования:- обожженные веточки или обструганные палочки липы, ивы и других деревьев; или- стержни, сформованные из специальной угольной массы.Уголь:- отличается бархатистостью штриха;- позволяет сочетать линию и тональные эффекты;- используется для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков.

ФиксативОт лат.Fixus - закрепленныйФиксатив - раствор бесцветной смолы в эфире, спирте или бензине, предназначенные для нанесения защитного покрытия на рисунки, исполненные углем, пастелью и пр.ФломастерFlowmasterФломастер - инструмент для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т.п. Пишущим узлом фломастера является волокнистый пористый стержень из фетра, лавсана, тефлона и т.д. Стержень пропитывается легко стекающими водными чернилами.

Штрихнем.StrichШтрих - в рисунке - линия, проведенная одним движением руки. Различиями в направлении, толщине, очертаниях и характере штриха:- передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов,- достигаются моделировка формы, характеристика среды и т.д.В зависимости от характера работы штрихи могут:- выглядеть,как отдельные линии; или- сливаться в сплошное пятно.ПортретPortraitнем.BildnisПортрет - отдельное художественное произведение, изображающее конкретного человека или группу людей. В портрете художник:- передает индивидуальное сходство;- раскрывает внутренний мир и характер изображаемого человека;- выявляет в облике модели типические черты эпохи и социальной среды.АвтопортретSelf-portraitфр.Autoportrait; нем.SelbstbildnisАвтопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.Автопортрет выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов.Групповой портретГрупповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.

Интимный портретИнтимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.Камерный портретКамерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.Костюмированный портретКостюмированный портрет - портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе".Парадный портретПарадный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.Парные портретыПарные портреты - два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

ПарсунаОт лат.Persona - лицоПарсуна - в восточнославянской культуре - произведение портретной живописи 16-17 веков, сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. Обычно парсуна выполнялась в технике яичной темперы.Портретная галереяПортретная галерея - совокупность портретов, изображающих представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Иногда портретные галереи создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам.

Портретная миниатюраПортретная миниатюра - живописный или резной портрет небольшого формата на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т.п. Портретные миниатюры пишутся:- гуашью или акварелью по пергаменту, картону, бумаге, слоновой кости; а также- маслом по металлу;- керамическими красками по фарфору;- в технике эмали.Портретный жанрПортретный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей.

Профильфр.ProfilПрофиль - в изображении человека - боковое положение головы или фигуры.

Станковое искусствоСтанковое искусство - произведения живописи, скульптуры и графики:- имеющие самостоятельный характер;- свободные от прямых утилитарных функций; и- не предназначенные для вхождения в ансамбль в качестве его составной и неотъемлемой части.Произведения станкового искусства рассматриваются обособленно от окружения, их значение не меняется от места, где они находятся.Файюмские портретыФаюмские портретыФайюмские портреты - в Древнем Египте - заупокойные живописные портреты, которые:- писались в технике восковой живописи на доске или на холсте;- вставлялись в бинты мумии на месте лица.Фасфр.Face - лицоФас - в изображении человека - фронтальное положение головы или фигуры, при котором они видны спереди, без перспективных сокращений.

www.shkid.biz

станковая живопись - это... Что такое станковая живопись?

 станковая живопись станко́вая жи́вопись

разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер. Произведения станковой живописи (картины) можно переносить из одного интерьера в другой, показывать в др. странах. Термин «станковая живопись» произошёл от станка (мольберта), на котором создаются картины.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

  • София Константинопольская
  • Старов

Смотреть что такое "станковая живопись" в других словарях:

  • Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально живопись, созданная на станке (мольберте). Произведение станковой живописи картина создаётся на нестационарной (в отличие от… …   Википедия

  • Живопись —         вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… …   Художественная энциклопедия

  • ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Живопись важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • живопись — и; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… …   Энциклопедический словарь

  • живопись — и, только ед., ж. 1) Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок. Акварельная живопись. Портретная живопись. История развития живописи. 2) собир. Произведения этого вида искусства. Выставка… …   Популярный словарь русского языка

  • ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с применением красок и цветных материалов. Система цветовых сочетаний (колорит) позволяет передавать тончайшие нюансы действительности, а в целом изобразительные… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Живопись античная —    росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып во памятников др. гр. живописи… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • живопись — ▲ художество ↑ посредством, цветовой тон живопись искусство, изображающее действительность красками. станковая живопись: картина произведение живописи. полотно. холст. диптих. триптих. монуметально декоративная живопись: стенная роспись,… …   Идеографический словарь русского языка

  • ЖИВОПИСЬ — ЖИВОПИСЬ, и, жен. 1. Изобразительное искусство создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи. 2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. Станковая ж. | прил. живописный, ая, ое. Живописная мастерская.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Живопись —         вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства (См. Искусство), Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Основные разновидности (типы, жанры) живописи: монументальная и станковая живопись

"Живопись - едва ли не древнейшее из искусств, известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека.

Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Она повествует о жизни, изображает людей, природу, окружающих человека предметный мир посредством зрительных образов. Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных и усовершенствованных многими поколениями художников.

В отличие от писателя художник не может показать цепь событий, происходящих в разных местах, в разное время. Воплощая сюжет, живописец ограничен пределами одного момента и неизменной обстановки. Поэтому он стремится отыскать и рельефно изобразить такую ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются характеры действующих лиц, их взаимоотношения и весь смысл запечатленного события жизни.

Достижению этой цели помогает художественный «язык» живописи. Ведь автор картин рассказывает, показывая. И в этом «зрительном повествовании» и цвет - яркий или тусклый, спокойный или пламенеющий, и движение линий - стремительное, напряженное или плавное, замедленное, и многие, многие другие особенности живописного решения обладают большой выразительностью, способствуют раскрытию чувств, мыслей, настроений. Поэтому содержание сюжетной картины в полной мере постигает лишь тот зритель, который не только «прочитает» в ней определенный сюжет, но и «увидит» его живописное воплощение.

Если рисунок составляет, так сказать, «скелет» живописного произведения, то его «плотью и кровью» является цвет. Художники используют цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для целей поэтического воплощения замысла. Вспомните «Девочку с персиками» В.А. Серова: общий голубовато-серый тон, оттененный розовым пятном платья девочки, пронизывающие каждый миллиметр полотна оттенки и отражения трепетного, мерцающего света - ведь это и создает то впечатление свежести, чистоты, юной радости жизни, которое составляет самую сущность картины. А какую огромную смысловую роль имеют многочисленные оттенками красного цвета, встречающиеся в полотне И.Е Репина «Иван Грозный и сын его Иван»! Как важны контрасты черного и белого в трагическом повествовании «Боярыни Морозовой» В.И. Сурикова!

Существует два основных типа живописи: монументальная и станковая. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой - это роспись стен и потолков зданий, украшение их изображениями из мозаики и других материалов, витражи - картины и орнаменты из цветных стекол - т.д. Станковая картина не связана с определенным зданием и может быть перенесена из одного помещения в другое.

У станковой живописи есть много разновидностей («жанров»). Важнейшие из них - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт.

В произведениях тех или иных жанров живописи как бы выделяются отдельные стороны бытия. Так, портрет воспроизводит облик человека. В иных случаях герои портретных полотен показываются в привычной для них житейской обстановке, в других мы не встречаем никаких дополнительных деталей. Главная и конечно, самая трудная задача художника в этом жанре - раскрыть внутренний мир изображаемого человека, основные черты его характера, психологию.

Картины, показывающие жизнь природы, относятся к жанру пейзажа. Подлинные мастера пейзажного искусства не только изображают природу той или иной страны, края, места, но и передают в своих картинах восприятие природы человеком, всегда связанное с мировоззрением и переживаниями художника. Например, в знаменитой «Владимирке» И. Левитана, изображающей дорогу, по которой в царские времена гнали на каторгу арестантов, словно бы сгустились чувства тяжести, скорби, глубокой горечи. В пейзаже А. Саврасова «Грачи прилетели» зрелище ранней русской весны внушает чувство светлой надежды, легкой, задумчивой грусти. Проникновенные образы национальной природы мы встречаем и у советских художников. Так, мастера советского пейзажа: Г. Нисский, М. Сарьян, С. Герасимов и ряд других - замечательно показали в своих картинах те изменения, которые внесли годы советского строя в облик родной земли, воспели поэзию и красоту новых времен.

Французское слово «натюрморт» означает в буквальном переводе «мертвая природа». Мастера этого жанра изображают фрукты, овощи, цветы, предметы обстановки и т.д. Однако подлинно художественные натюрморты отнюдь не являются слепым повторением форм, линий, красок натуры. Так же как и в пейзажах, в натюрмортах своеобразно отражаются представления современников о прекрасном, их думы и настроения.

В советском отделе Третьяковской галереи находятся натюрморты И. Машкова «Снедь московская. Хлеба», «Снедь московская. Мясо, дичь». Художник здесь изображает продукты-богатыри, могучие, сочные, дразнящие в своем торжественном великолепии. Он воспел обилие даров земли, ее плодородие, щедрость. Такой характер изображения красноречиво говорит о жизнеутверждающем взгляде на мир, полнокровном оптимизме, столь свойственном советским людям. Сходные черты, хотя и всякий раз по-своему выраженные, мы можем найти в замечательных натюрмортах советских художников П. Кончаловского, М. Сарьяна и других. Все жанры живописи - каждый по-своему - могут выразить большие идеи и чувства, волнующие людей.

Как пишется станковая картина? В прошлые века ее основанием служило дерево различных пород, а на Востоке, кроме того, - шелк, пергамент, рисовая бумага и т.д. Современные мастера, как правило, используют в качестве основания холст. Для того чтобы холст мог впитать и удержать в себе краску, его сначала проклеивают, а потом грунтуют плотным слоем специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изображение. Современные художники чаще всего используют масляные краски. Значительно реже картины создаются при помощи водяных красок - акварели. Еще реже употребляется пастель - сухие спрессованные краски, смешанные с жидким клеем.

Прежде чем взяться за кисть, художник обычно рисует в предварительных набросках (эскизах), а затем и на полотне облики действующих лиц, формы предметов, контуры обстановки, намечает построение (композицию) будущей картины.

Затем он внимательно изучает в тщательно выполненных работах с натуры (этюдах) нужные ему позы и психологические состояния людей, предметы обстановки, свет и только после этого переходит к созданию самой картины.

В конечном счете идея художника получает полное и законченное выражение, и его картина становится для нас источником большой радости познания жизни."

Процитировали А.А. Абрамова

ur911.narod.ru

Монументальная живопись. Виды монументальной живописи :: SYL.ru

Монументальная живопись – это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

Виды монументальной живописи

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи
ТехникаОписаниеПример
ФрескаИзображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.Настенные росписи православных соборов.
Живопись темперойИзображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле.Настенные росписи православных соборов.
МозаикаИзображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня.Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
ВитражИзображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем.В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, - в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте – живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

www.syl.ru

Жи́вопись

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись, выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

Жанры живописи (фр. genre -- род, вид) -- исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

Жанры живописи (фр. genre -- род, вид) -- исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в XV-XV вв. и завершилось в основном в XVII веке, когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие "высоких" и "низких" жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.

К "высокому" жанру относили исторический и мифологический жанры, к "низким" -- портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до XIX века. Так, в XVII веке в Голландии в живописи ведущими стали именно "низкие" жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к "низкому" жанру портрета, к таковому не относился.

Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, -- передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. В особую группу выделяется автопортрет -- изображение художником самого себя.

Портрет -- один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах -- файюмских портретах I - III вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение -- это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром. Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до XIX в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами.

Исторический жанр переплетается с другими -- бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев, в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов.

В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в XVII - XVIII вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты).

Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называетсямифологическим жанром (от греч. mythos -- предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом. В XVII в. -- нач. XIX века в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище. С XIX -XX вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Батальным жанром (от фр. bataille -- битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр может включать элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром. Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в XIV - XV вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В XVI веке в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был Иероним Босх.

На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество Питера Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты. XVII век можно назвать веком бытового жанра во всех живописных школах Европы.

В XVIII в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, "пасторалей", становится изысканной и грациозной, ироничной. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр, ориентированный на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи XIX в.: например, в произведениях А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина.

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, морской (марина) и речной пейзаж.

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения. С XVI в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte -- мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т. н. "обманкой", которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари «Куропатка со стрелой и перчатками». Уже в XVI веке натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, "ванитас" с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal -- животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

studfiles.net

Станковая живопись

Станковая живопись — это произведение небольшого размера (картина), выполненное на станке (мольберте), имеющее самостоятельное значение и предназначенное для просмотра в помещении. Станковая живопись зародилась в эпоху Возрождения, когда началось формирование светского искусства. Существует множество жанров станковой живописи, о некоторых из них будет рассказано в этой главе. В зависимости от при¬меняемых живописных техник различают живопись масляными, восковыми красками, акварелью, гуашью, темперой. Применяются в живописи и такие материалы, как пастель и новые виды красок, например акриловые.

Живопись восковыми красками (энкаустика)

В V в. до н.э. в Греции были заложены основы так называемой иллюзионистической живописи, изобретателем которой считается Аполлодор Афинский. Живопись была плоскостной, декоративной и довольно примитивной, так как художники еще не использовали законы светотени и воздушной перспективы. Это были ярко раскрашенные картины, без каких-либо нюансов цвета и света. Живопись выполнялась в технике энкаустики (от греч. enkaio — жгу, выжигаю), т.е. восковыми красками, для которых «холстом»служили медные поверхности. Талантливыми учениками и последователями Аполлодора были Зевксис и Паррасий.

Эти художники были гордостью греческого народа. К сожалению, их работы не дошли до потомков, но сохранилось много легенд, рассказывающих об их таланте. Картины этих художников привлекали современников своей правдивостью и красотой исполнения. Зевксис, например, за свои работы получал так много, что, разбогатев, перестал брать с заказчиков деньги. Он дарил свои произведения городам и их правителям. Сам он ходил в пурпуре и золоте, словно царь или бог. Художник гордился своим талантом и однажды под одной из своих картин написал, что ему легче завидовать, чем подражать. Особенно он прославился своей картиной «Елена Прекрасная». Со всей Греции шли люди, чтобы увидеть этот шедевр.

Паррасия греки тоже считали великим художником. Бессмертную славу ему принесла картина «Афинский народ», своеобразный срез всех слоев афинского общества того времени. Современники говорили, что Парра¬сий сумел в одной картине показать характерные черты всех афинян. Эпоха классики в Греции была проникнута духом соревновательности. Сохранилась легенда о том, как состязались в своем мастерстве Зевксис и Паррасий. Зевксис изобразил на своей картине гроздь винограда и вы¬ставил работу на площади для всеобщего обозрения. Виноград был изображен так правдиво, что птицы слетались к картине, чтобы клевать его. Однако Паррасий не спешил показывать свою картину. Тогда Зевксис отправился к нему в мастерскую и потребовал отдернуть наконец занавес, которым закрыта работа, на что Паррасий ответил, что занавес нарисован. Зевксис, который был инициатором состязания, признал свое поражение. Он сказал, что ему удалось обмануть птиц, а Паррасий сумел своим мастерством ввести в заблуждение человека, причем художника.

Был еще один знаменитый художник по имени Апеллес, который жил позже Зевксиса и Паррасия. Прославился он тем, что создавал правдивые и утонченные портреты женщин, богинь и героев. Однажды Апеллес написал портрет Александра Македонского. Портрет не понравился полководцу, и Македонский стал критиковать художника. Однако конь Македонского, Буцефал, увидев изображение хозяина, заржал. Апеллес воскликнул: «О, царь! Твой конь разбирается в живописи лучше, чем ты». Тогда Македонский оценил талант живописца, и Апеллес стал придворным художником Александра Великого. Однажды этот художник написал великолепный портрет своего повелителя с молнией в руке. Увидев себя на портрете, восхищенный полководец воскликнул: «Есть два Александра. Один — сын Филиппа, другого создал Апеллес. Первый непобедим, второй неподражаем».

Сохранилась еще одна легенда об Апеллесе. Известно, что он, закончив картину, выставлял ее у себя в портике, желая послушать, что^говорят о ней прохожие. Как-то раз, спрятавшись рядом, он услышал, как сапожник покритиковал неправильно изображенную обувь. Апеллес тут же вы¬шел и исправил ошибку, вежливо поблагодарив сапожника. А тот, возомнив себя гением, стал давать советы, как изображать лицо, фигуру, руки. Апеллес не выдержал и, спокойно прервав демагога, сказал: «Суди не выше сапога». Эта фраза великого художника античности стала крылатой.

Масляная живопись

Масляные краски были изобретены в XV в. нидерландским художником Яном ван Эйком. Сегодня масляная живопись является самой популярной. Маслом пишут картины в разных жанрах. Рассмотрим некоторые из них.

Пейзаж. Пейзаж может быть сельским, городским, индустриальным, морским, архитектурным и др. В Европе пейзаж как самостоятельный жанр живописи оформился в XVII в. До этого он употреблялся как фон в жанровых полотнах и портретах либо как дополнительный элемент в картинах живописцев. Талантливым пейзажистом XVII в. был французский художник Лоррен (настоящее имя — Клод Желле). Лоррен стремился реалистично передать в своих картинах освещение, атмосферу и многоплановую перспективу. Его картины легко узнаваемы среди пейзажей других художников: в их зеленом колорите часто присутствуют оттенки коричневого цвета. Характерным для его композиций является также большое дерево, расположенное на переднем плане. Лоррен считается основоположником пейзажного жанра во Франции.

А вот пейзажисты Италии XVIII в. предпочитали жанр ведуты (от итал. veduta — город). Наиболее известными художниками в области городского архитектурного пейзажа были Каналетто Старший (Джованни Антонио Каналь) и Каналетто Младший (Бернардо Белото), его племянник. Старший писал виды Венеции. Его пейзажи панорамны, в них включены сценки из жизни, они наполнены радостью бытия. Живопись Каналетто Младшего методично сухая, очень «правильная», приближена к фотографии. Он не обладал такой свободной живописной манерой, как его дядя. Грамотно построенная перспектива напоминает по виду чертеж, раскрашенный со знанием законов светотени, здесь прорисованы все архитектурные детали и даже силуэты их отражений в воде. Много путешествуя, он создал галерею картин, точно отразивших виды тогдашней Европы. Поэтому работы его ценны документальностью воспроизведения исторических мест, зданий, кораблей, мостов и т.д. Одной из таких работ является «Вид Дрездена с правого берега Эльбы».

В XIX в. во Франции зародилось новое направление в живописи — импрессионизм (от франц. la impression — впечатление). Многие художники-импрессионисты писали городской пейзаж. Их живописная манера резко отличалась от традиционной школы. Они полностью отказались от черного цвета, который всегда обильно применяли старые мастера, так как в природе его не существует. Импрессионисты писали свои пейзажи не в мастерской, а на пленэре (свежем воздухе). Они не смешивали краски на палитре, а располагали их на холсте отдельными соседствующими мазками, справедливо считая, что в глазу зрителя они соединятся в нужный цвет. Благодаря этой технике их пейзажи отличаются повышенной солнечностью, светоносностью. Главным достижением художников было восприятие природы в ее бесконечной изменчивости, эфемерности красок, оттенков, бликов на воде и листве и т.д. Выдающимися пейзажиста¬ми этого направления были Клод Моне, Камилъ Писсарро и Альфред Сислей. Их виды Парижа и его предместий показаны в разное время года: во время дождя, зимой, летом. «Бульвар Монмартр», «Площадь Французского театра» К.Писсарро; «Маленькая площадь в Аржантее» А.Сислея; «Впечатление. Восход Солнца», «Скалы в Бель-Иль» К.Моне и другие работы французских импрессионистов стали мощным стимулом для творческих поисков таких русских художников, как В.А.Серов и К.А.Коровин, которых называют русскими импрессионистами.

Россия XIX в. прославилась большой плеядой выдающихся художни¬ков-пейзажистов, работавших в разной манере. Это — С.Ф.Щедрин, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин, В.Д.Поленов и многие другие. О выдающемся пейзажисте А.К.Саврасове хочется рассказать подробнее. Саврасов владел непревзойденным мастерством передачи различных переходных состояний в природе. Особенно ему удавались картины, изображающие самое начало весны. Влажный воздух, мгла, просевший снег, пропитанный водой, проталинки, через которые проступает теплая черная земля... «Грачи прилетели», «Распутица» и другие работы доносят до зрителя ощущение ожидания весны, она еще не близко, но ее запахи, ее «дыхание» уже здесь, рядом. «Грачи прилетели» — лучшая работа Саврасова.

Особое место среди русских пейзажистов занимает художник-маринист И.К.Айвазовский. Марина — морской пейзаж. Море — любимая тема этого художника. Оно показано им в разных состояниях и видах. Это — бури, шторма, морские баталии, итальянские бухты, заливы рядом с греческими островами, айсберги и ледяные горы северных морей и сотни других прекрасных морских пейзажей.

Бытовой жанр. В Европе бытовой жанр окончательно сформировался в Голландии в XVII в. Художники живо и выразительно изображали сценки из жизни эпохи. Люди, их одежда, мебель, предметный мир — сейчас это представляет огромный интерес. Ведь иногда только картины могут рассказать о том, как жили люди ушедших эпох. Голландские художники писали быт различных слоев общества. А блестящий фламандский живописец П.Рубенс изображал жизнь высшей аристократии. «Король художников — художник королей» — эти меткие слова сказали о нем его современники. Французы Ж.-Б.Шарден и братья Ле Нэн изображали простую и достойную жизнь трудового народа. Опрятные крестьяне, прачки, кормилицы и кухарки позировали этим художникам прямо во время работы. Быт различных слоев общества в России XVIII — XIX вв. прекрасно отражен в работах А.Г.Венецианова, Д.Г.Левицкого, картинах «передвижников». «Передвижники» — русские художники XIX в., объединившиеся в, Товарищество для пропаганды своего реалистического икусства на художественных выставках, пере¬двигавшихся по городам России Сегодня жанровая сценка и быт по-прежнему остаются интересной темой для художников.

Батальная живопись. Этот жанр также существует с глубокой древности. Известна мозаика на военную тему «Македонский и Дарий», созданная греками в эпоху эллинизма. Bataille в переводе с французского означает «битва». Отсюда и название жанра. Сцены битв, эпизоды сражений, военные походы — темы для батальной живописи. К теме баталий обращались в своем творчестве такие титаны эпохи Возрождения, как Леонардо и Микеланджело. Именно об их картонах (подготовительных работах) для фресок на батальные темы современники сказали, что это «школа для всего мира». Русский художник В.В.Верещагин значительную часть своей жизни посвятил теме войны. Он погиб на корабле во время русско-японской войны, делая зарисовки фрагментов боя. Талантливым художником-баталистом был М.Б.Греков, создавший произведения, посвященные гражданской войне. Студия художников-баталистов им. Грекова продолжает его дело.

Портрет. Портретная живопись — важнейший живописный жанр. Уже в эпоху Римской империи в технике энкаустики создавались портреты, свидетельствовавшие о высоком мастерстве живописцев. Сегодня, несмотря на развитие фотографического искусства, этот жанр остается популярным и очень востребованным. Живописец-портретист всегда был желанным и уважаемым человеком в любом обществе. Великими портретистами прошлого были Рембрандт, Рафаэль, Леонардо, П.Ру¬бенс, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, О.А.Кипренский, К.П.Брюллов и др. Вершиной мастерства художника-портретиста является не про¬сто реалистично и красиво написанное лицо, одежда и руки, а умение показать внутреннее состояние человека. Портретист должен быть хорошим психологом, уметь улавливать малейшие движения души того, кто ему позирует.

В 1503 г. во Флоренции Леонардо да Винчи писал портрет Моны Лизы (так называемой Джоконды). Молодая женщина позировала ему в приятной обстановке: во время сеансов специально для нее музыканты исполняли прекрасные мелодии, с тем чтобы на лице модели все время присутствовала едва уловимая, кроткая улыбка. Леонардо написал не четко выраженный, конкретизированный образ, а несколько «размытый», эфемерный, возможно, чтобы дать почувствовать зрителю непостоянство внутренней сути женщины, каждое мгновение меняющееся настроение. Как отметил румынский искусствовед Сабетай, «все, что останавливает движение — углы, заостренности, — тщательно устранено художником. Контуры лица, колыхание тонкой вуали на голове Джоконды, изгибы тропинки, уходящей в голубоватую даль...». Такими средствами Леонардо передает неуловимый идеал женственности.

«Джоконда» — первый в европейской живописи психологический портрет. Еще одним шедевром портретного искусства Леонардо да Винчи является портрет Лукреции Кривелли. Покой и созерцательность в лице этой женщины созвучны счастливой умиротворенности Джоконды. Большим мастером психологического портрета был великий голландский художник Рембрандт. Напряженная работа мысли, задумчивый взгляд, отражающий богатство духовной жизни человека, — эти особенности всегда отличают портреты кисти Рембрандта.

shikardos.ru


Смотрите также