Упражнения на букву р


Видео и аудио уроки на звук Р

   Видеоролики для постановки звуков предназначены для взрослых с трудностями в произношении звука Р, и для родителей, которые хотели бы научить своих детей правильно произносить звуки. Обращаем Ваше внимание, что если у ребенка не дислалия, а более сложное речевое нарушение – необходимо проконсультироваться с логопедом и изменить план работы. При дизартрии дополнительно к аудио урокам  понадобится артикуляционная гимнастика, чтобы подготовить речевой аппарат к произнесению новых звуков..

  Эти же ролики подходят и взрослым, которые хотели бы исправить себе звукопроизношение – приемы одинаковы.

Многие люди пишут мне о том, что они научились сами или научили своих детей с помощью этих видео уроков. При этом у детей звук довольно часто автоматизируется «сам» - ребенку достаточно пару недель напоминать как по-новому произносить звук, и он спустя месяц уже нормально говорит. Поэтому детям чаще всего бывает достаточно одних видео уроков, без аудио уроков.

 А вот у взрослых все иначе. Поставить правильный звук по видео уроку взрослому человеку намного проще и быстрее. Некоторые так и пишут мне на почту «Ура! Я умею рычать! А говорить не умею. Что делать?» для этого мы и записали аудио уроки по автоматизации звука Р, одних видео уроков, конечно же, мало. У взрослых многолетняя привычка неправильного произнесения звука Р, и требуется большой объём слов, словосочетаний, стихов и т.д., чтобы это исправить. В этих аудио уроках собран большой материал, которого как, показывает моя логопедическая практика достаточно для отработки звука во всех возможных вариантах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудио урок 1

Изолированное произнесение звука Р, сразу после постановки. Слоги прямые, слова с открытыми слогами. Словосочетания.

Если Вы умеете правильно произносить зв Р (вибрируя кончиком языка за верхними зубами), начните его закрепление в открытых слогах, когда слово начинается со звука Р. Это проще всего, т.к. у языка есть возможность подготовиться – подняться к нёбу, а затем уже договорить все слово.

Поначалу произносим звук Р несколько утрированно. Если пытаться сразу произносить Р укороченно, есть вероятность, что новый звук Р «потеряется», т.е. вернется к своему прошлому варианту. В дальнейшем нужно будет ускорить его произношение и возможно повторить начальные уроки еще раз.

В словосочетаниях – пока что произносим слова отдельно друг от друга. Наша цель здесь – произносить несколько слов на одном выдохе.

 

***Если же Вы научились произносить звук Р с поддержкой звука Д, (видео часть 2) т.е. звучит как ДРР, это значит, что мышцы языка еще недостаточно тренированы, чтобы удерживать язык для Р без опорного звука. Тренируйте язык с помощью артикуляционных упражнений и поработайте для начала с уроком №5. После этого, чтобы отделить звук Р от Д,  переходите к уроку №3 (стечения согласных). А дальше по порядку.

 

 

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 2

Звук Р в середине слова, в открытых слогах. Словосочетания. Стихи.

  Продолжаем немного утрировать Р в словах – допустимо произносить слог со звуком Р в середине слова через небольшую паузу: Го-РРа.

 

 Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

 

  Аудио урок 3

Звук Р в стечениях согласных. Слоги, слова, словосочетания.

С некоторыми согласными звук Р сочетается достаточно просто. Чаще всего это согласные, произносимые не кончиком языка, а например, губами. Чтобы легче было произнести сочетание ПР или БР, поставьте заранее язык к нёбу для звука Р, а затем начните произносить Б и практически одновременно Р. Тогда они будут звучать без паузы: БРР, ПРР. Так же с согласными М, В, Ф. Для сочетаний КР, ГР и ХР – попробуйте почувствовать, как движется Ваш язык, когда произносит К : задняя часть языка поднимается высоко к нёбу, а кончик языка опущен вниз. Все, что вам нужно – произнося К, поднять кончик языка к нёбу заранее и после К продвинуть язык, возможно, ближе к зубам для звука Р. Для сочетаний СР и ЗР – Когда мы произносим звуки С иЗ , кончик языка обычно упирается под нижние зубы. В сочетании СР и ЗР нужно быстро переместить язык к небу для Р. Поэтому попробуйте для С и З ставить язык чуть выше, к верхнему краю нижних зубов. На этапе автоматизации – мы тренируемся по-новому произносить не только звук Р, но и все звуки, сопутствующие ему. Их придется произносить чуть выше, ближе к месту произнесения Р – потому что звук Р некуда опускать, язык может правильно вибрировать только на небе.

 Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 4

Звук Р в обратных слогах. Слоги, слова, фразы, стихи.

Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 5

  Сочетания ТР и ДР. Слоги, слова, словосочетания, фразы.

Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

  Аудио урок 6

Слова с двумя звуками Р. Словосочетания, фразы, стихи.

 Прослушать и выполнить

 Или можно скачать в формате mp3

 

  Аудио урок 7

Ускоренное произнесение звука Р. Словосочетания. Фразы, стихи.

Как добиться «укорочения» Р? Прежде всего, нужно чтобы Р произносился легко, тогда будет возможно произносить его быстрее. Во-вторых, необходимо увеличить общую скорость произнесения слова. В-третьих, нужно натренировать не только Р, но и гласные и другие согласные, произносить их ближе к месту звука Р.

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 8

  Быстрое произнесение звука Р. Слоги,  Фразы, скороговорки, стихи.

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 9

Начало самостоятельной речи. Изменение словосочетаний. Стечения нескольких согласных в слогах, словах. Стихи.

Чем раньше Вы начнете активно использовать звук Р в свободной речи, в повседневной жизни, тем быстрее Ваш новый звук станет «родным» и, главное, таким же коротким как все остальные звуки.

 Прослушать и выполнить

  Или можно скачать в формате mp3

 

 Аудио урок 10

  Закрепление быстрого Р в слогах, стихах, текстах и скороговорках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sites.google.com

Как научить ребенка выговаривать «р»

Многие дети имеют проблемы с правильным произношением некоторых букв. Некоторые не могут долго выговорить «л», а другие борются с упрямой буквой «р». Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р»? Ведь картавых могут обижать и дразнить в школе, что непременно повлияет на детскую самооценку.

В случае если самостоятельно не удается решить проблему, необходимо обратиться к логопеду. Специалист научит малыша правильно ставить язычок во рту, чтобы буквы получались хорошо.

Самой сложной из всех считается буква «р». Большинство детей не выговаривают именно ее. С некоторыми этот речевой дефект остается на всю жизнь. В основном дети стараются заменить букву «р» на другие, например. «л» или «г». В результате искажаются слова, их смысл.

Сначала обратите внимание на собственную артикуляцию. Возможно, что вы сами неправильно произносите звук «р», а ребенок лишь повторяет за вами. Несомненно, сложно научить малыша правильному выговору «р», если родители сами картавят. В таких случаях нужно обращаться к логопеду или к какому-нибудь другу или члену семьи, который обладает правильной артикуляцией и сможет посвятить свое время на занятия с вашим ребенком.

Если вы обладаете правильным произношением, в разговоре с ребенком старайтесь, чтобы малыш видел, как вы складываете губы, меняете положение языка при произношении «р». Малыш будет стараться повторить за вами, стараясь сложить губы и язык правильно.

Обучайте новому звуку в игровой форме. Переутомление крайне негативно сказывается на любого рода учебе. Усталый ребенок будет лишь испытывать нежелание к изучению нового. Постарайтесь создать атмосферу игры, пусть малыш подумает, что родители играют с ним, а не учат чему-то. Выберите несколько слов, в которых есть ярко-выраженная буква «р». Желательно, чтобы слова были короткие, односложные – малышу проще запоминать простые слова. Попросите ребенка показать, как рычит собачка или как едет трактор. Дети любят ассоциативные игры и с удовольствием демонстрируют свои навыки и знания.

Во время той или иной речевой игры постарайтесь проговаривать слова вместе с малышом. Это поможет ему правильно произносить звуки. Следите за тем, как ребенок артикулирует. Помогайте ему правильно поставить губы и язычок.

Не ругайтесь и не повышайте голос, если у вашего крохи не получается правильно выговорить букву «р». Это дело практики и усердия. Запаситесь терпением, и ваш малыш очень скоро будет декламировать стихи с выразительной дикцией комментатора.

Логопедические упражнения

Логопедическая гимнастика

В помощь родителям и детям детские психологи разработали несколько простых упражнений. Подобные занятия проводятся и на логопедических занятиях специалистами.

Упражнения, которые помогают повысить подвижность детского язычка:

  1. Поместите свой указательный палей под детский язычок и попросите малыша подвигать им из стороны в сторону.
  2. Попросите малыша поводить язычком по задней стенке верхнего зубного ряда, имитируя чистку зубов. Старайтесь, чтобы губы ребенка при этом были растянуты в широкой улыбке.
  3. Подразнитесь со своим малышом язычками, высунув их как можно сильнее вперед и болтая ими вверх-вниз.
  4. Попытайтесь наперегонки дотянуться кончиком языка до носа. Эту игру любят все дети и охотно принимают в ней участие.

Упражнения, которые помогут правильной постановке языка в ротовой полости:

  1. Постарайтесь часто произносить вместе с ребенком слова, в которых есть буквы «т», «д» и «р». Причем «р» должна идти после этих букв, например, дракон, трактор.
  2. Подберите слова с двумя буквами «р» и как можно чаще уговаривайте малыша произносить их.

Некоторые дети сознательно игнорируют в своей речи буквы, которые не могут произнести правильно. В таком случае необходимо сделать вид, что вы не расслышали или не поняли того, что сказал ребенок, вынуждая его повторить все сначала.

Упражнения для правильной артикуляции

Упражнения для артикуляции

Статистика подтверждает, что до шести лет неправильная артикуляция при выговоре буквы «р» — это нормально. Но после шести неумение правильно говорить считается патологическим явлением. В садах и школах работают логопеды. Кроме того, многие из них осуществляют частную практику. За такие уроки, конечно, нужно будет заплатить. Многие родители не в состоянии выложить лишние деньги за такие занятия. Думая в первую очередь о таких семьях, логопеды разработали многочисленные пособия и методички, которые можно найти в любом книжном магазине или скачать с определенного интернет-ресурса бесплатно. Но при домашнем обучении нужно запастись терпением, как впрочем, всегда, когда хочется научить своего малыша чему-нибудь новому. Итак, как научить ребенка выговаривать «р» дома? Рассмотрим некоторые упражнения из логопедических методических материалов.

Парус

Данное упражнение максимально развивает растяжку подъязычной связки язычка, а также учит ребенка расслаблять мышцы, когда язык находится в приподнятом положении.

Широко откройте рот, а кончик языка расположите на бугорках переднего зубного ряда. Выполняйте данное упражнение два-три раза, при этом удерживайте язык в таком положении пятнадцать-двадцать секунд.

«Дятел»

Во время упражнения разрабатывается кончик языка, повышается его подвижность. Откройте широко рот и кончиком языка часто ударяйте по верхнему ряду зубов, произнося при этом букву «д». Длительность выполнения этого простого упражнения составляет не более двадцати секунд.

Прогоним комара

Выполняя данное упражнение, ребенок научится самостоятельно вызывать дрожь кончика языка с помощью сильного потока воздуха. Высуньте кончик языка и сложите его с верхней и нижней губой. Сильно выдувая воздух из легких через маленькое образовавшееся отверстие, заставляйте кончик языка дрожать под действие воздушного потока. Упражнение выполняйте не дольше двадцати секунд.

Прикуси язык

Научиться возбуждать мышцы кончика языка поможет данное упражнение. Широко улыбнитесь и слегка покусывайте кончик языка. Повторите упражнение восемь-десять раз.

Лошадь

Данное упражнение поможет ребенку растянуть подъязычную связку язычка. Дотроньтесь кончиком языка до верхнего неба и цокайте, имитируя движение лошадки по мостовой. Повторите упражнение пятнадцать-двадцать раз.

Буква «р» тяжело дается многим детям. Причины этого не определены. Некоторые считают, что раннее «рычание» малышей приводит к неправильному выговору, другие ищут проблему в физиологическом строении. Так или иначе, но практически все дети к старшему школьному возрасту начинают правильно артикулировать, произнося слова с буквой «р».

Не стоит торопить своего малыша. Дайте ему время и позвольте в свободном темпе учиться правильному выговору. Агрессия и ругань могут зародить в малыше нежелание что-либо делать и чему-то учиться. Легкая игровая форма занятий позволит не только провести успешное обучение, игра станет хорошим совместным досугом, участие в котором смогут принять все члены семьи. Очень важно дать понять малышу, что его любят несмотря ни на что. Совместные игры выполняют образовательную функцию, в то же время позволяя лучше узнать своего малыша.

glamius.ru

Картавость, как избавиться от картавости, упражнения, техника речи | Стать радиоведущим | Попасть на радио, работа на радио

Может ли человек с дефектами речи работать на радио? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не выговариваются, а работать в эфире, ну, очень хочется. В этом случае есть 2 пути: придумать себе авторскую программу, в которой ваша картавость или иной дефект будут изюминкой, вспомните «Шоу Шепелявых», или срочно заниматься с логопедам. Сегодня я расскажу вам эффективные методы борьбы с картавостью.

Основные причины картавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся. Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:

  1. «Чистим зубы»Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево - вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо»Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
  3. «Воздушный бой»Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
  4. «Сладкоежка»Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху - вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
  5. «Индюк»Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача - в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка.
  6. «Барабан»Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».

Автоматизация звука «Р»

Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях.

Предлагаю вам следующий комплекс:

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова:

ударный слог, начало слова: Раб, розовый, рысь, руль ударный слог, середина слова: Гора, перо, нарыв, кенгуру безударный слог, начало слова: Работа, рыбак, рысак, руно, руда безударный слог, середина слова: фара, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматизация «Р» в сложных словах

Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки:

В грозу от груза арбузов развалился кузов. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры. Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла. Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Настоятельно советую прочитать и статью "Картавость & радио" Профессиональный логопед с 18- летним стажем отвечает на наболевшие вопросы и публикует свои контакты.С ней можно списаться.

Юлиана Романова

Другие статьи по теме:

getonair.ru

Как избавиться от ротацизма (картавости)

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются не эффективными. В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике.

1 способ постановки звука [Р]:

Постановка  [Р] — быстро и эффективно.

Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию.Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]:

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]:  

Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]:  

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка от звука [З].

Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными.Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]: 

При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.

 

Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]:   

В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды.дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды….дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]:

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

а) Упражнение «Веселый дождик»

Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя)На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок)И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку)Застучал по крыше он- -т-д,т-д….И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены»

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]:    

Постановка [Р[ из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)

• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]: 

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]:  

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] от звука [Ж].

Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13  способ постановки звука [Р]:  

Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]: 

Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна,учитель-логопед МОУСОШ №2, г. Пыть-Ях

 Loading ...

logoportal.ru

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «р» относится к сложным звукам, поэтому часть детей испытывают затруднения в его произношении. Не проблема, если Вашему ребенку нет и пяти лет, такая ситуация очень распространена в этом возрасте и может измениться в лучшую сторону в ближайший год. В этот период не обязательно обращаться к логопедам, а постараться через игровые упражнения развить речевые навыки своего ребенка.

Основными дефектами в произношении звука «р» являются:

  • замена звука «р» на звук «л»;
  • невнятное окончание;
  • употребление звука «р» при произношении не во всех словах;
  • гортанное произношение звука «р».

До четырех лет можно проводить самые простые игры:

  1. Для начала подберите простые слова, в произношении которых встречается звук «р» (гриб, рыба, мотор, трактор, река и т. п.).
  2. Поиграйте с ребенком в «дразнилки» с использованием слогов со звуком «р» (ры-ры-ры – рычит лев, др-др-др – едет трактор, тра-та-та – стреляет пистолет и т. п.).
  3. Выучите стишки, песенки или скороговорки с использование звука «р» («ехал грека через реку…», «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота…», « на дворе трава…»).

Постарайтесь показывать правильное положение губ и языка. Научите ребенка произносить все эти слова с достаточной вибрацией языка. Если не получается, то согласно советам некоторых логопедов можно слегка подергать уздечку языка для того, чтобы прочувствовать, что такое вибрация. Даже если у Вашего ребенка не будет получаться, хвалите его. Уверенность в себе поможет ему справиться с этой проблемой.

Причины замедленного чтения у детей, методики для ускорения чтения.

Развивающие игры должны помочь любому мальчику подготовиться к началу учебы и получить небольшую базу.

Упражнения, позволяющие развить речевой аппарат

С четырех-пяти лет, если Вы пока не решили, стоит ли показать ребенка логопеду, можно попробовать выполнять следующие упражнения, позволяющие развить речевой аппарат:

Упражнение № 1

Пусть ребенок широко откроет рот, а кончик языка высунет и расположит на бугорках передних зубов, зафиксировав его на 15-20 секунд. Повторять такое упражнение надо 2-3 раза, что поможет развитию растяжки подъязычной связки и расслабит мышцы языка в приподнятом положении.

Упражнение № 2

Ребенок должен широко открыть рот и сильно ударить языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение стоит выполнять не менее 15-20 секунд, что позволит разработать кончик языка.

Упражнение № 3

Ребенок растягивает губы в улыбку и начинает покусывать кончик языка. Упражнение повторяется 8-10 раз, что позволит возбудить мышцы кончика языка.

Упражнение № 4

Попросите ребенка «поцокать» языком (как будто скачет лошадка). Лучше, если это упражнение повторить 15-20 раз, что позволит научиться растягивать подъязычную связку.

Помимо этих основных упражнений стоит попросить ребенка пересчитать языком все зубки, а также немного побаловаться, быстро засовывая и высовывая язык.

Если до шести лет проблема с произношением звука «р» не разрешилась, то стоит обратиться к логопеду, который сможет оказать профессиональную помощь. При этом не стоит полностью всю ответственность перекладывать на специалиста, не забывайте продолжать выполнять упражнения с ребенком самостоятельно дома. Результаты не заставят себя ждать, и Вы вскоре забудете эту проблему. Удачи и терпения Вам и Вашему ребенку!

Видео. Постановка звука Р

womanlady.net

Как научить ребенка выговаривать букву р в домашних условиях. Упражнения по произношению буквы р

Ваш ребенок растет, развивается и потихоньку начинает выговаривать слова. Со временем у него получается это все лучше и лучше, но существует препятствие, с которым сталкиваются очень многие дети – зловредная буква Р. Правильное произношение слов с этой буквой – самая сложная задача, с которой дети справляются в самую последнюю очередь в речевом развитии и не у всех получается это сделать самостоятельно, поэтому нужны будут упражнения для выговаривания буквы р для детей.

 

А когда ребенок начинает говорить букву р? Как правило, глубокое усвоение буквы Р без особых тренировок приходится на возраст 5-6 лет. Если этого не произошло, скорее всего, вам нужно проконсультироваться с логопедом и узнать причину, почему ребенок не выговаривает букву р — что делать? Только не стоит волноваться и поднимать панику, по большей части, это нужно сделать для того, чтобы врач посоветовал наиболее подходящие малышу голосовые упражнения, которые придется выполнять для достижения необходимого результата, а также, чтобы удостоверится, что не существует никаких патологий в развитии. Поскольку бывают случаи, когда из-за неправильного произношения формируется болезнь дизартрия, которая впоследствии может затронуть головной мозг человека, поэтому так важно не затягивать и не ждать, когда ребенок справиться с произношением самостоятельно, а выявить нарушения на ранней стадии, если таковые имеются.

 

Как научить ребенка говорить букву р в 5 лет. Картинки слов на букву р. 

А пока ваш ребенок только начинает знакомиться с этой тяжелой буквой, старайтесь для начала, как можно чаще в общении с ним употреблять самые простые слова и словосочетания, в которых встречается этот звук. Это могут быть, большие животные на букву р, слова начинающиеся на букву р:

   1) Река;

 

 

 

 

 

 

   2) Рыба;

 

 

 

 

 

   3) Топор;

 

 

 

 

 

    4) Трава;

 

 

 

 

 

 

   5) Грибы;

 

 

 

 

 

 

   6) Корова;

 

 

 

 

 

 

   7) Кораблик и т.п;

 

 

 

 

 

Подбирайте такие слова, в которых буква Р попеременно будет стоять то в начале, то в середине, то в конце слова.

 

Стишки с буквой р: 

Разучите веселые песенки и стишки, можно использовать с детства знакомые варианты:

  • «Ехал Грека через реку»
  • «Кар! – кричит ворона. – Кража!..»

А можно придумать новые, только ваши совместные с ребенком двустишья. У вас легко это получится в процессе какого-нибудь общего занятия, например:

  • «Редиску в окрошку режет Сережка»
  • «А в подарке у Марины три огромных мандарина»
  • «Кроссворды и шарады разгадывать мы рады» и т.д.

Поиграйте с малышом в ассоциации, имитируя звуки, которые издают разные вещи и животные с использованием буквы Р. Упражнения для выговаривания буквы р для детей:

Дыр-дыр-дыр – едет машинка;

 

 

 

 

 

 

Тра-та-та – стреляет пистолет;

 

 

 

 

 

 

Мур-мур-мур – мурлыкает кошка;

 

 

 

 

 

Кар-кар-кар – кричит ворона;

 

 

 

 

 

Рык-рык-рык – рычит тигр и другие, вариантов множество.

 

 

 

 

 

 

Главное, помните, что вы должны четко и внятно проговаривать все слова и звуки, чтобы ребенок брал с вас пример. Мимикой показывайте, как правильно выговаривается то, или иное слово. И не принуждайте ребенка, даже если у него не получается, все должно проходить в веселой, игровой форме, иначе у малыша пропадет в дальнейшем всякое желание играть в такие «игры». Ведь то, что для вас легко и просто, ребенку дается с большим трудом и усилиями.

 

Почему ребенок не выговаривает букву р? 

«Невыговариваемость» буквы Р происходит либо обычным пропусканием этого звука при произношении слова (со-ока, та-елка, куку-уза), либо заменой его другим звуком, чаще всего это – буква Л (лука, а не рука; колаблик, а не кораблик, класка, а не краска), либо произношение звука происходит не твердо, с вибрацией, при помощи гортани, если так можно сказать, во «французском» стиле. Последний способ часто практикуют дети-билингвы, у которых с рождения на слухе было два произношения, к примеру, один родитель говорит на украинском языке, а другой на русском.

 

Чтобы предупредить проблему неправильного произношения буквы Р на ранних стадиях, почаще «кривляйтесь» с ребенком! Так развивается артикуляционный аппарат – укрепляются мышцы лица и разрабатываются органы речи. Тем более, это одно из любимых занятий детей! Пусть ребенок растягивает губы в улыбке, вытягивает их в трубочку, высовывает язык и пытается достать им до носа и подбородка, двигает во рту челюстями, пытается закручивать язык в трубочку и совершает другие разные интенсивные движения. 

Почему все же происходят нарушения в произношении именно у вашего ребенка, поможет определить только врач, поскольку неправильный выговор может зависеть не только от пока еще неразвитого артикуляционного аппарата и малоподвижного языка, но и от строения уздечки – перепонки под языком. Из-за нерастянутой уздечки малыш не дотягивается язычком до верхнего неба, поэтому просто физически не может выговорить некоторые звуки. На эту или другую причину вам укажет доктор, а также решит, как вы с этим будете «бороться» — растягивать перепонку или надрезать ее. Но не стоит переживать, ко второму методу врачи прибегают крайне редко, чаще всего рекомендуют выполнять несложные логопедические упражнения по растяжке уздечки.

 

Способность выговаривать сложные звуки может определяться даже на генном уровне, а также зависеть от нарушений в речевом дыхании. Происходят такие «неисправки» в результате некоторых иммунных и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличенных аденоидов или хронического насморка. Как правило, проблема решается путем специальных физических упражнений, назначенных логопедом, исходя из индивидуальных особенностей организма ребенка. Если же у вашего пятилетнего малыша нет никаких физических причин, препятствующих развитию его дикции, а буква Р до сих пор не поддается, можно смело приступать к логопедической зарядке.

 

Логопедические упражнения для буквы р. Как быстро научить ребенка говорить букву р 

В зависимости от особенностей выговора вашего ребенка, логопед даст вам консультацию, какие именно упражнения понадобится ежедневно выполнять. Но существует и базовая гимнастика, которую также можно практиковать, независимо от основных упражнений. Приступив к тренировкам, не ждите и не требуйте от малыша быстрых результатов. Вам придется запастись терпением и заниматься каждый день хотя бы по полчаса, в среднем, на протяжении года-полтора.

Как и в обычной зарядке, в логопедических упражнениях также необходима разминка:

  1. Попросите малыша улыбнуться и немного открыть рот, прикоснуться языком к верхнему небу и подвигать им максимально глубоко в сторону горла и обратно раз 10.
  2. Начало, как и в предыдущем упражнении, только теперь нужно высунуть язычок и раз 15-20 покачать им вправо и влево.
  3. Исходная позиция такая же, прикоснуться язычком к верхнему небу и 15 раз широко открыть и закрыть рот.
  4. И снова пусть ребенок улыбнется, приоткроет ротик и язычком поводит по внутренней стороне верхних зубов слева направо раз 15, а потом прикоснется языком к каждому верхнему зубику по отдельности.
  5. И самое забавное упражнение! Ребенок должен высунуть кончик языка и постараться произнести звук «З», как жужжание комарика, а потом «пожужжать», упершись язычком в верхнее небо. На этом разминка окончена.

 

Упражнения для произношения буквы р 

ребенок не выговаривает букву р что делать, как быстро научить ребенка говорить букву р

Упражнение первое: малыш открывает ротик, прижимает язычок к основанию верхних зубов и быстро произносит звук «Д». Через несколько секунд манипуляций пусть сделает то же самое, но на сильном выдохе, пока не получится звук «Р». Ребенок ощутит вибрацию язычка и при регулярных упражнениях ее запомнит.

Упражнение второе: Вам понадобится логопедический шпатель, который можно приобрести в любой аптеке. Сегодня их в продаже множество и с разными привкусами. Попросите малыша широко открыть ротик и постараться произнести звук «Ж», приближая язычок к внутренней стороне верхних зубов. Когда он привыкнет к этому положению, поместите под язычок шпатель и уверенно, но не сильно, подергайте его из стороны в сторону, чтобы получилась небольшая вибрация. В этот момент ребенок должен продолжать произносить звук с глубоким резким выдохом. Это упражнение, как и предыдущее, рассчитано на получение вибрации и запоминание ее, для создания благоприятных условий развития правильной буквы Р.

Упражнение третье: Также с применением шпателя. Пусть ребенок как можно шире откроет ротик, убрав глубже язычок, и постарается протяжно произнести слог «ЗА». Тем временем поместите шпатель под язык и подвигайте им из стороны в сторону, также как и в предыдущем упражнении. Если вы все делаете правильно, вы услышите звук «Р».

Упражнение четвертое: Все делайте так же, как в третьем упражнении, только теперь со слогом «ЗИ». В этом случае разрабатывается более мягкая Р, как в словах «приз», «рисование», «гриб» и другие.

 

Еще раз напомним, что все упражнения должны напоминать веселую игру. Ни в коем случае не заставляйте, не дразните и не ругайте ребенка, иначе у вас вообще ничего не получится. Лучше наоборот, даже если у вашего чада никак не получается, похвалите его за старания и повторите упражнение снова. Так что теперь вы знаете, как ребенка научить выговаривать букву р и желаем вам удачи! 

Если статья понравилась, делимся в соцсетях и оставляем комментарии!

woman7life.ru


Смотрите также