Як-1М с двигателем М-105ПФ. 1 як двигатель


Як-1 с двигателем М-105П и М-105ПА. Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1

Як-1 с двигателем М-105П и М-105ПА

Эта модификация изготавливалась на заводах № 292 и 301. Первые экземпляры почти не отличались от прототипа И-26-П. В феврале 1941 года самолет 04–06 проходил испытания в НИИВВС. Выяснилось, что серийные машины сохранили многие недостатки, отмеченные к устранению еще на прототипе. Лучше выглядела машина 05–11 саратовского производства, которую испытали 10 июня 1941 года. Но и этот самолет был далек от совершенства. Двигатель брызгал маслом, радиостанции на самолете не было, вода и масло перегревались.

Однако работы по совершенствованию самолета шли полным ходом. Машины 20-й производственной серии, выпущенные в октябре 1941 года, были уже заметно лучше. На самолеты начали устанавливать радиостанцию РСИ-4: все машины получали приемники, а каждая десятая оборудовалась и передатчиком. Боекомплект к пушке увеличили со 110 до 120 выстрелов, ручку выпуска шасси перенесли на приборную доску. Внешне октябрьские «Яки» отличались посадочным огнем на левом крыле и заслонкой на капоте, которая спасала от масляных брызг. Нижние створки ниши главного шасси были убраны, хвостовое колесо жестко зафиксировано.

Все эти переделки увеличили массу самолета по сравнению с прототипом И-26-П на 251 кг. Самолет 20–29, испытывавшийся в НИИВВС, весил 2950 кг. Чтобы исправить ситуацию, каждое рацпредложение, ведущее к снижению массы самолета, получало щедрую премию. Начиная с 29-й серии, масса самолета стабилизировалась на значении 2917 кг.

Начиная с 36-й серии, то есть еще до конца 1941 года, на самолеты начали ставить улучшенные двигатели М-105ПА, которые, хотя и не отличались повышенной мощностью, заметно повысили боевые качества машины. Благодаря применению безпоплавкового карбюратора, самолет мог пять минут лететь брюхом вверх и пикировать, не считаясь с перегрузками. Вместо регулятора оборотов Р-2 установили более совершенный Р-7.

Выпуск истребителей Як-1 с двигателями М-105П и М-105ПА продолжалась до мая 1942 года. Всего было выпущено 2947 самолетов.

Выхлопные патрубки БАНО

Як-1

Як-1М

Советские пилоты совещаются на фоне истребителя Як-1М, покрытого зимним камуфляжем. Самолет подарен фронту колхозниками колхоза «Стахановец». Надпись на борту самолета сделана красной краской. Трубка Пито размещена на левом крыле. Первые Як-1М не имели сбрасываемого фонаря.

Этот Як-1М был захвачен гитлеровцами в 1943 году под Уманью. На нижней поверхности крыльев видны свежие балочные кресты. Советская «летящая звезда» видна на капоте двигателя. У этого самолета отсутствует воздухозаборник в основании крыла.

Як-1М-105ПА в зимней модификации

Зимняя модификация истребителя Як-1 выпускалась зимой 1941/42 года. Ее отличием от стандарта заключалось в лыжном шасси. Поверх летнего камуфляжа самолет покрывали белой смываемой краской. Некоторые узлы двигателя получили утепление, устанавливалась система разбавления масла бензином, в системе охлаждения вместо воды использовался антифриз. Установка лыж вместо колес не только позволяла самолетам действовать с заснеженных аэродромов, но и экономила резину.

Задание разработать зимнюю модификацию самолета ОКБ Яковлева получило 15 августа 1941 года. Срок определялся в две недели.

Для самолета разработали систему убора лыж главного шасси, имевших в длину 1650 мм и в ширину 650 мм. Масса лыжного шасси вместе с хвостовым полозом составляла 129 кг.

Заводские испытания машины 38–55, оснащенной лыжным шасси, состоялись в ноябре 1941 года. Как и ожидалось, скорость упала на 30–40 км/ч, ухудшились и другие характеристики. Управляемость самолета осталась прежней, а взлет и посадка даже упростились. Однако боевая ценность самолета пострадала слишком существенно, поэтому приказом ГКО вскоре выпуск лыжного варианта был прекращен.

Воздухозаборники

Як-1М

Модификации Як-1М

Щитки шасси

Як-1

Як-1М

Як-1

Як-1М

Изменение конструкции остекления кабины

Этот Як-1М подарен колхозниками Красноярского района Саратовской области. Всего за годы войны 2565 самолетов были построены на деньги, собранные советскими гражданами. Сам Яковлев также купил один «Як» и подарил его летчику Покрышеву, сражавшемуся на Ленинградском фронте.

Всего до 25 февраля 1942 года выпустили 830 самолетов Як-1 с двигателем М-105ПА и лыжным шасси.

Очередной модификацией Як-1 было оснащение самолета направляющими для ракет. Направляющие появились на машинах 43-й серии. Решением ГКО от 23 сентября 1941 года завод № 292 получил приказ: начиная с 5 октября 1941 года все выпускаемые истребители Як-1 оснащать направляющими для ракет. К 1 октября планировалось выпустить пробную партию, численностью 20 машин.

Военные настаивали на вооружении истребителей ракетами еще перед началом войны. Однако авиастроители не спешили удовлетворить это требование, отговариваясь тем, что это слишком сложно сделать. Говорилось о том, что установка ракет потребует радикальным образом изменить конструкцию крыла, что приведет к падению темпов выпуска. В конечном итоге вопрос о вооружении истребителей ракетами РС-82 встал на правительственном уровне, в результате чего появился упомянутый выше приказ. Как выяснилось, довооружение истребителей ракетами довольно простое дело, которое можно проводить даже в полевых мастерских. Вся переделка заключалась в том, что на нижнюю сторону крыла наклеивалась толстая накладка, к которой крепились направляющие. Кроме того, выяснилось, что огненный выброс ракет не повреждает обшивку и закрылки самолета. Вооруженный шестью ракетами РС-82 самолет Як-1 весил 2995 кг.

Хотя в случае прямого попадания ракета полностью уничтожала самолет, эффективность ракетного оружия оставляла желать лучшего. Примитивные прицелы ВВ-1, большой разброс и схождение ракеты с боевой траектории под действием силы тяжести отрицательно сказывались на точности стрельбы. Правда, эффективный радиус поражения осколками составлял 6–7 метров, но это дело не спасало. С большей эффективностью снаряд можно было использовать против наземных целей, хотя и здесь эффективность ограничивалась небольшой массой заряда — всего 450 грамм. Дальность полета ракеты составляла 5000–6000 м, взрыватель ракеты взводился после пролета 500–800 метров.

Выпуск истребителей Як-1, вооруженных ракетами, продлился не долго. Сначала самолет оснастили наружными бомбодержателями, а число направляющих сократили до четырех. А десять дней спустя — 12 мая 1942 года — появился приказ, отменяющий установку «эрэсов» на истребители Як-1. Поводом к этому стало падение скорости самолета на 30 км/ч. В условиях воздушного боя пилоты старались побыстрее отделаться от ракет, чтобы улучшить летные качества самолета. Всего было выпущено 1148 самолетов, оснащенных направляющими для РС-82.

Альбер Дюран и Жозеф Риссо на фоне разрисованного под акулу истребителя Як-1M (тактический номер белая «11») Дюрана, лето 1943 года. Акулья пасть была нарисована французскими техниками. Дюран погиб I сентября 1943 года в районе Ельни, а Риссо, который вступил в полк Нормандия-Неман 28 ноября 1942 года, дошел до конца войны.

Польские механики осматривают новенький Як-1М. 1-й польский истребительный авиаполк начал получать машины в сентябре 1943 года. Этот «Як» с белой цифрой «40» на борту (серийный номер 40165) дошел до конца войны и оставался до 4 декабря 1945 года на вооружении польских ВВС. Советские истребители, действовавшие в составе советских и иностранных добровольческих полков, никогда не несли звезд на верхней стороне крыльев. Исключение составляли английские и американские машины, полученные по ленд-лизу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Яковлев Як-1 — Global wiki. Wargaming.net

Общие данные

328000  Цена
180 HP Прочность
2974 кг Масса
165.2 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

493.8 Скорость
560 км/чМакс. скорость у земли
560 км/чМакс. скорость на высоте
800 мОптимальная высота
600 км/чСкорость пикирования
40.6 м/сСкороподъёмность
110 км/чСкорость сваливания
256 км/чОптимальная скорость

Маневренность

86.8 Управляемость
8.5 сСреднее время виража
140 °/сСкорость крена
1062.3 Манёвренность

V

Разработан в 1940 как скоростной истребитель И-26. Один из лучших советских истребителей первого периода войны. Всего было выпущено 8 734 самолёта всех модификаций.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
V M-105П 1050 водяного охлаждения 600 29700
VI М-105ПД 1160 водяного охлаждения 640 39600
Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
IV Як-1 180 2224 30500
Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
IV 7,62-мм ШКАС (1941) (С) 7.62 960 34 1500 30 5590

Моторное вооружение

V20-мм ШВАК (1941) (М)

Двигатель

VM-105ПVI

4800

М-105ПДVI

5100

M-105ПФ

Конструкция

IVЯк-1V

3100

Як-1Б

Синхронное вооружение

IV2x7,62-мм ШКАС (1941) (С)IV

2270

12,7-мм БС (С)

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Як-1 в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на И-17 через пушку 20-мм ШВАК (1936) (М) за 12400 опыта.

Рекомендуемая последовательность исследования модулей, и их установка:

  • Конструкцию Як-1Б (3100), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования;
  • Пулемёт 12,7-мм БС (С) (2270), для увеличения огневой мощи;
  • Двигатель M-105ПФ (5100), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности, но перед этим нужно исследовать двигатель М-105ПД за 4800 опыта.

Самолет "Як-1" является дальнейшим развитием ветки истребителей CCCР, и исследуется после самолета И-17 за 12.400 единиц опыта. В первую очередь стоит исследовать на данном самолете топовый двигатель "М-105ПФ", так-как это увеличит нашу скорость. Вторым модулем рекомендуется исследовать конструкцию "Як-1Б"- это даст нам небольшой прирост в скорости, маневренности, а так-же незначительно увеличит нашу прочность. Из вооружения на данный самолет рекомендуется устанавливать одно орудие калибра 20-мм "ШВАК 1941(М)" и пулемет калибра 12.7-мм "БС(С)". Ракеты на данном самолете возить крайне не рекомендуется, так-как из-за них самолет значительно теряет скорость и маневренность.

Боевая эффективность

Як-1является одним из ярких представителей скоростных и маневренных истребителей. Его маневренность позволяет "перекручивать" почти все самолеты на своем уровне и на уровень выше. Маневренность является его главным козырем, что не скажешь про его вооружение. Вооружение не позволяет быстро уничтожать самолеты противника, особенно на дальних и средних дистанциях, поэтому стоит плотно садиться на хвост самолетам противника и планомерно их уничтожать. Тактика боя на данном самолете очень проста: в начале боя набираем высоту в 800-1000 метров и держимся второй линии атаки. Более опытные пилоты, уже полетавшие на этом самолете могут лететь и первой линией, вытягивая на себя более высотных противников и садясь им на хвост или уводя на союзников. Приоритетными целями для игроков на данном самолете являются японские истребители, а так-же такие-же "Яки". Основным противником Як-1 на уровне является А6М2 "Zero", который превосходит Як-1 по маневренности, но уступает в скорости, на это и стоит обращать внимание. Безусловно самым опасным противником является английский Spitfire I. Англичанин может сыграть и в маневренный виражный бой и может уйти в высоту, а вооружен Спит явно мощнее. Единственная характеристика в которой Як-1 превосходит англичанина это максимальная скорость у земли. Именно по этому нужно вести бой с ним на предельно малой высоте где естественно Яку нет равных. Ну и конечно просто категорически запрещено ходить в лоб на любые самолеты противника, масса самолета не позволяет выйти живым после любого столкновения с более тяжелыми машинами врага.

Достоинства:
  • высокая скорость;
  • высокая маневренность.
Недостатки:
  • низкая высотность;
  • малая огневая мощь.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция ll — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

"Зоркий" увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

"Меткий стрелок I" уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

"Меткий стрелок II" Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%

"Пилотажник" повышает манёвренность по всем осям на 2%.

"Жажда крови" после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка самолёта

Оценка Як-1

 

  • Ас — мощное моторное вооружение.

Галерея скриншотов

Историческая справка

К 1939 г. советское опытное самолетостроение оказалось в ситуации близкой к кризисной. Сказалась дезорганизующая роль репрессий, обрушившихся на отрасль в 1937-1938 гг. Кроме того, качественно новый уровень техники требовал новых технологий и материалов, новой организации производства и более широкой экспериментальной отработки. В области технологии и авиационных материалов Советской Союз еще отставал от передовых стран, что особенно сильно сказывалось на моторостроении, поскольку путь лицензионного производства и последующего совершенствования лучших иностранных моторов, весьма распространенный во всем мире, уже исключался ввиду резко обострившейся международной обстановки. Помимо этого, ведущий авиационный научный центр - ЦАГИ. созданный еще в 20-х годах в Москве уже не мог в полном объеме обеспечить конструкторов экспериментальным материалом. Новый ЦАГИ, с его уникальными аэродинамическими трубами и стендами прочности, еще строили. Он был готов только к 1939-1940 гг. К 1939 г. отставание советской авиации стало очевидным. Оно заключалось не столько в отсутствии в составе ВВС новых самолетов, сколько в том, что такие самолеты, за небольшим исключением, не были даже разработаны и испытаны. В первой половине 1939 г. руководство страны провело два широких совещания с привлечением работников наркомата авиационной промышленности, научных институтов, летчиков и военных специалистов. В результате был выработан комплекс мероприятий для скорейшей ликвидации отставания в области авиации. Одним из таких мероприятий была организация ряда новых конструкторских бюро. Началась чрезвычайно напряженная, можно даже сказать авральная, работа по созданию нового поколения советских самолетов. Одним из первых удачных новых самолетов стал истребитель А.С. Яковлева И-26. Он вышел на испытания в январе 1940 г. Само лет представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Мотор жидкостного охлаждения М-105П. Вооружение состояло из одной пушки ШВАК калибра 20 мм, стрелявшей через полый вал редуктора винта, и двух синхронных скорострельных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Отличительной особенностью этого самолета, как, впрочем, и других боевых самолетов А.С.Яковлева периода войны, был малый вес, хорошая устойчивость и простота пилотирования.

После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей, а всего за 1940-1944 гг. было выпущено 8720 самолетов этого типа. В первые полтора года войны Як-1 был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основным истребителем гитлеровской Германии Мессершмитт Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и всех видах маневра. Однако, с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А.С.Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах, т.е. как раз там, где и велись в основном воздушные бои, мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 г. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал в скороподъемности. Вооружение. Одна пушка ШВАК 20-мм с боекомплектом 220 патронов, 2 пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с боезапасом 1500 патронов. В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Одновременно со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный крупнокалиберный (12.7 мм) пулемет УБ. Затем усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны.

Фотографии самолёта

  • Як-1 на контрольный испытания

  • Як-1 первой серии выпуска

Схемы и чертежи самолёта

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes В сети Интернет

wiki.wargaming.net

Як-1 | Русская техника

data-ad-layout="in-article" data-ad-format="fluid" data-ad-client="ca-pub-5255833501835364" data-ad-slot="8753833479">

Истребитель Як-1 конструктора Яковлева

Як-1 

Истребитель Як-1 представлял собой одноместный, одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной.

После устранения всех выявленных в ходе государственных испытаний недостатков, истребитель И-26 был запущен в серийное производство под обозначением Як-1.

В основе его фюзеляжа лежал металлический каркас, который был сварен из тонкостенных стальных труб диаметром от 20 до 50 мм и составлял одно целое с моторамой, а для дополнительной жесткости фермы каркаса были соединены перекрестными проволочными расчалками. Носовая часть фюзеляжа закрывалась дюралевым капотом, который состоял из семи легкосъемных панелей и крепился к каркасу на винтовых замках «дзус». Сверху и снизу каркаса были установлены деревянные гаргроты, а с бортов – легкие рамки из сосновых стрингеров, которые придавали фюзеляжу за кабиной округлую и обтекаемую форму. Верхний гаргот обшивался фанерой, а борта и днище за кабиной – полотном АСТ-100, которое было пропитано аэролаком.

В бортах фюзеляжа располагались четыре эксплуатационных люка с крышками из дюраля толщиной 1 мм: правая и левая крышки кабины, крышки люка подхода к водорадиатору и люка осмотра хвостовой опоры.

В 1943 году во время работ по улучшению аэродинамики в фюзеляже Як-1 для его герметизации были установлены перегородки: матерчатая — за бронеспинкой и фанерная — за водорадиатором.

Кабина пилота отделена от моторного отсека стальной противопожарной перегородкой и закрыта плексигласовым фонарем, центральная часть которого сдвигается назад по полозкам, утопленным в обшивке. Внутри кабины расположено сиденье пилота с бронеспинкой толщиной 9 мм, которое было оборудовано регулировкой по высоте и чашкой под парашют. Для улучшения обзора ЗПС гаргрот за бронеспинкой был застеклен. На подвижной части фонаря стоит замок патефонного типа, который позволял фиксировать ее в нескольких положениях.

приборная доска Як-1

Аэронавигационные приборы и приборы контроля работы мотора были расположены на амортизированной приборной доске. Приборная доска состояла из двух частей: неподвижной, крепящейся жестко к каркасу фюзеляжа, и средней части, смонтированной на амортизаторах. На амортизированной части доски были расположены указатель скорости, компас КИ-10, тахометр центробежный, двухстрелочный высотомер, указатель поворота, указатель наддува, часы АВР, трехстрелочный индикатор, аэротермометр воды. На левой и правой сторонах неподвижной части приборной доски находились рукоятки ручной перезарядки пулеметов ШКАС.

Двухлонжеронные, неразъемные, трапециевидной формы с закругленными концами крылья истребителя Як-1 представляли собой конструкцию на деревянном каркасе с жесткой работающей обшивкой. Главным элементом силового набора являлся передний коробчатый лонжерон с сосновыми полками и фанерными стенками толщиной 10 мм. Задний лонжерон, к которому крепились дюралевые посадочные щитки и элероны с дюралевым каркасом и полотняной обшивкой, являлся вспомогательным. В качестве дополнительных элементов каркаса служили наборные нервюры и стрингеры из сосновых реек. Крылья обшивались авиационной фанерой, толщина которой снижалась от 5 мм у корня до 3 мм на концах. К каркасу крыла фанера крепилась шурупами и казеиновым клеем, а снаружи дополнительно обклеивалась полотном и покрывалась лаком. На нижней поверхности крыла были расположены ниши для основных стоек шасси и бензобаков, которые закрывались съемными дюралевыми крышками. Место стыка крыла и фюзеляжа было закрыто зализом, в котором проложены водотрубы.

Деревянные, двухдонжеронные стабилизатор и киль были обшиты бакелитовой фанерой толщиной 2 мм, а носки выклеены из шпона. Рули высоты и направления были дюралевыми, клепанными и обшиты полотном. Рули были шарнирно подвешены на дюралевых кронштейнах и снабжены триммерами, а руль высоты имел весовую и осевую аэродинамическую компенсацию. Стыки между стабилизатором, килем и фюзеляжем были закрыты дюралевыми обтекателями.

В качестве силовой установки на первые серии истребителя Як-1 ставили 12-цилиндровые V-образные двухрядные двигатели водяного охлаждения М-105П или М-105ПА мощностью 1050 л.с., которые закрывались обтекаемыми коками с храповиками для автостартеров. Для хранения топлива служили бензобаки общей емкостью 408 литров, которые крепились к усиленным нервюрам крыла.

В двигательном отсеке перед противопожарной перегородкой был установлен маслобак объемом 42 литра, а маслорадиатор подковообразной формы располагался под двигателем в тоннеле с подвижной задней створкой.

Сотовый радиатор типа ОП-203 с площадью охлаждаемой поверхности 42 квадр. метра был размещен в тоннеле под кабиной. Положение створок радиатора регулировалось с помощью двух штурвальчиков, которые крепились на правом борту кабины.

вид сбоку Як-1

В состав электрооборудования Як-1 входили аккумулятор 12А-5, генератор ГС-350 и распределительный щиток на левом борту кабины, а радиооборудование состояло из приемника РСИ-4 «Малютка», передатчика РСИ-3 «Орел» и радиополукомпаса РПК-10 «Чаенок», которые получали питание от преобразователей РУН-30 и РУ-11-А.

Шасси было трехопорным с хвостовым колесом. Основная опора состояла из амортизационной стойки с полувилкой и бокового складного подкоса. При помощи пневмосистемы стойки с колесами убирались в ниши крыла и закрывались.  двухсекционными дюралевыми щитками, а хвостовая обора была неубирающейся. В убранном положении основные опоры шасси фиксировались замком с пневматическим управлением, дублированным аварийным тросовым. Плавность уборки и выпуска шасси обеспечивал гидравлический демпфер, смонтированный на цилиндре подъема, а на более поздних версиях – цилиндр разгрузки. Колеса были полубаллонного типа 600×180 мм с колодочным воздушным тормозом. Шасси имело световую сигнализацию убранного и выпущенного положения, а также механические указатели.

В зимнее время колеса истребителя заменялись на лыжи размером 1650×620 мм, которые были специально разработаны в ОКБ, при этом левая лыжа имела вырез под воздухозаборник нагнетателя. Общий вес основных лыж составлял 123 кг, а хвостовой лыжи – 6 кг.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

В стандартное вооружения истребителя Як-1 входили мотор-пушка ШВАК калибра 20 мм (стояла в развале цилиндров двигателя и стреляла сквозь полый вал винта) с боекомплектом из 130 снарядов и два синхронных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (стояли над мотором и стреляли сквозь прорези в верхней панели капота) с боекомплектом из 750 патронов на каждый ствол. Перезарядка оружия была ручной или пневматической.

Первые серийные самолеты красили сверху и с боков в защитно-зеленый, а снизу – в светло-голубой цвет. На консоли крыла сверху и снизу и на борта фюзеляжа посередине между кабиной и хвостовым оперением наносились красные звезды.

Летно-технические характеристики Як-1:

  • размах крыла – 10 м;
  • длина – 8,48 м:
  • масса пустого самолета – 2347 кг;
  • взлетная масса – 2960 кг;
  • двигатель – ВК-105ПА;
  • мощность – 1050 л.с.
  • максимальная скорость у земли – 472 км/ч;
  • максимальная скорость на высоте – 586 км/ч;
  • время виража – 19 с;
  • время набора высоты 5000 м – 5,7 мин;
  • потолок – 10000 м;
  • дальность полета – 780 км.

С 1939 по 1944 год было построено 8734 истребителя Як-1 на заводе № 47 (г. Оренбург), заводе № 292 (г. Саратов) и заводе № 301 (г. Химки).

Истребитель Як-1 послужил базой для создания целого ряда модификаций:

  • Як-1 «Охотник» — облегченный за счет демонтажа части вооружения истребитель для воздушных боев с Messerschmitt Bf 109F;
  • Як-1 с мотором М-105ПФ – истребитель с форсированным мотором;
  • Як-1 с мотором М-106П – истребитель с форсированным мотором;
  • Як-1Б – модернизированный истребитель;
  • Як-1М («Москит») модернизированный истребитель с улучшенной аэродинамикой.

К началу Великой Отечественной войны на авиазаводах было построено 425 самолетов Як-1, из которых только 105 поступили в строевые авиаполки. При этом большинство из них было уничтожено на аэродромах во время вражеских авианалетов или потеряно при отступлении.

Первая победа на истребителе Як-1 была одержана летчиком 158-го истребительного авиаполка А.В. Чирковым, сбившим 23 июня 1943 года немецкий двухмоторный бомбардировщик Heinkel He 111. На следующий день летчик того же полка сбил пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 88.

В январе 1942 года был сформирован из 24 истребителей Як-1 единственный в мире истребительный авиаполк № 586. Эти самолеты в сравнении с ЛаГГ-3 и МиГ-3 были легки в управлении, устойчивы, просты в пилотировании и неприхотливы в наземном обслуживании. Летчицы этого авиаполка провели 105 воздушных боев и одержали 38 побед.

Хоть Як-1 уступал по скорости и скороподъемности немецкому истребителю Messerschmitt Bf 109F, но првосходил по этим показателям отечественные истребители И-16 и И-153, большое количество которых воевало в первые месяцы ВОВ. Однако 6 августа 1942 года командир звена 183-го истребительного авиаполка старший лейтенант М.Д. Баранов в одном бою сбил три истребителя Messerschmitt Bf 109 и пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 88.

модифицированный Як-1 

11 сентября 1942 года погиб командир звена 659-го истребительного авиаполка лейтенант Дымченков во время воздушного боя на истребителе Як-1 против пятнадцати самолетов Messerschmitt, из которых во время боя четыре были сбиты.

В июле 1942 года истребителями Як-1 434-го истребительного авиаполка под командованием майора И.И. Клещева было сбито 36 немецких самолетов, но при этом советская сторона потеряла 20 истребителей. После переформирования в январе 1943 года авиаполк участвовал в битве на Волге и отражал попытки немецких транспортников прорваться к окруженной группировке фельдмаршала Паулюса.

Во второй половине 1942 года вся Як-1, выпущенные Саратовским авиазаводом, после облета перегоняли под Сталинград для защиты города. После Сталинграда самолеты воевали под Харьковом, Ленинградом и на Кубани.

20 апреля 1943 года 14 истребителей Як-1 отразили налет большой группы немецких истребителей и бомбардировщиков над  плацдармом «Малая земля» на берегу Цементной бухты города Новороссийска. Во время боя были сбиты восемь бомбардировщиков Junkers Ju 87 и четыре истребителя Messerschmitt Bf 109, при этом советская сторона потеряла семь истребителей.

9 июля 1943 года 14 истребителей 270-го истребительного авиаполка под командование майора Меркушева вылетели на прикрытие штурмовиков Ил-2 и во время атаки истребителей Messerschmitt сбили четыре немецких самолета.

В январе 1943 года истребители Як-1 получила французская добровольная эскадрилья «Нормандия», которая сражалась на советско-германском фронте и в 1944 году после успешных боев над рекой Неман получила почетное наименование «Нормандия-Неман».

В августе 1944 года на фронт прибыл польский авиаполк «Варшава», состоящий из 43 истребителей Як-1, и начал совершать боевые вылеты для разведки, сопровождения штурмовиков и прикрытия наземных объектов.

Як-1  data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

rus-texnika.ru

Як-1М

Истребитель

ОКБ Яковлева

Этот самолет, называвшийся также «москит», более походил на Як-3, чем на Як-1, и представлял собой переходной этап в линии «легких» «Яков». Изменения на втором прототипе этого самолета были настолько значительными, что в серию машина пошла уже как Як-3.

Во второй половине 1943 года проблемы с поставкой алюминия во многом удалось решить, поэтому у «Яков» появились крылья с дюралевыми лонжеронами и двумя дюралевыми нервюрами. Размах крыла уменьшился до 9,2 метров, а площадь - до 14,85 м².

Фюзеляж, позаимствованный у Як-1, отличался отсутствием воздухозаборника под двигателем. Маслорадиатор состоял из двух цилиндрических узлов, расположенных на центроплане под кабиной пилота. Воздухозаборники для маслорадиатора находились у основания обоих крыльев. Водяной радиатор заменили с ОП-203 на ОП-492. Снаружи это изменение проявлялось более «зализанными» очертаниями обтекателя водяного радиатора.

Кинематика шасси походила на Як-9, хотя крышка колесной ниши осталась трехстворчатой. Благодаря небольшому улучшению - появлению опорного колеса с полуавтоматической блокировкой - маневренность самолета на земле резко возросла. При отклонении ручки вперед, блокировка снималась, и заднее колесо свободно ориентировалоось по направлению руления.

Изменениям подверглась и топливная система. Теперь самолет имел три топливных бака: два в каждом полукрыле по 120 литров каждый, и один разделительный бак емкостью 30 литров, расположенный в фюзеляже. Этот тридцатилитровый бак был нововведением.

Вооружение осталось прежним: пушка ШВАК и пулемет УБ. Пилота защищала бронеспинка толщиной 8,5 мм и изголовье из бронированного стекла. Лобовое стекло фонаря было монолитным.

Благодаря всем изменениям массу самолета удалось понизить на 280 кг по сравнению с машиной 04-111 и составила 2655 кг. Основной вклад (150 кг) дало внедрение металлических деталей каркаса.

Прототип, законченный 15 февраля 1943 года, первоначально оснащался мотором М-106, однако после нескольких полетов мотор заменили на М-105ПФ.

Заводские испытания продолжались с 28 февраля 1943 года до 7 июня того же года, что говорит об их напряженности. Испытания в НИИ ВВС проходили между 7 июня и 4 июля 1943 года. Еще два дня (21 и 22 июля) заняли государственные испытания с акцентом на новый двигатель.

Новый двигатель не представлял собой чего-либо принципиально нового. Это был все тот же М-105ПФ, но давление в цилиндрах в очередной раз повысили, на этот раз со 1050 до 1100 мм рт.ст. В результате мощность двигателя увеличилась с 1180 л.с. на 2700 м до 1240 л.с. на 2100 м. Поскольку двигатель работал на низкооктановом бензине АБ-78, Климов согласился форсировать двигатель лишь на первой скорости наддува. На второй скорости давление оставалось прежним. На практике рост мощности двигателя обернулся увеличением средней скорости на 6-7 км/ч, а на боевом развороте самолет набирал дополнительные 50 метров.

Новый самолет получил признание пилотов за легкость пилотирования, сравнимую со «Spitfire V», хорошие летные качества и приличную маневренность. Недостатки самолета остались наследственными - недостаточно эффективная система охлаждения; забрызгивание фонаря маслом и отсутствие радиостанции. Отдельные машины радиостанцию получили, но она отличалась высоким уровнем шума. Чтобы дать самолетам больше шансов попасть на вооружение, в августе 1943 года прототип отправили в ЦАГИ для продувки в аэродинамической трубе. Результаты испытания оказались обнадеживающими, но требующими радикально изменить конструкцию самолета.

На основе результатов продувок 17 сентября 1943 г. был выпущен второй прототип Як-1М, или "Дублер", как его иногда называли. Помимо форсированного мотора, переведенного на повышенный наддув во всем диапазоне высот и получившего обозначение ВК-105ПФ2, на самолет был установлен винт ВИШ-105СВ-01, новые масло- и водорадиаторы (под двигателем снова появился воздухозаборник) с увеличенными, по сравнению с первым экземпляром, площадями охлаждающих поверхностей (на 7 и 8.83 м² соответственно). Вооружение было усилено за счет установки двух синхронных пулеметов УБ, а мотор-пушка заменена опытной облегченной пушкой ША-20М. Обшивка хвостовой части фюзеляжа стала полностью фанерной (толщиной 2 мм). Козырек фонаря стал беспереплетным. Введены многочисленные эксплуатационные улучшения. Вес конструкции "Дублера" стал меньше, чем у Як-1, на 250 кг.

"Дублер" успешно прошел заводские (с 20 по 30 сентября 1943 г.) и государственные (с 6 по 15 октября 1943 г.) испытания. Сравнительные испытания и учебные воздушные бои показали, что новый истребитель не уступает ни одному из истребителей воюющих на Восточном фронте сторон в скорости (кроме Ла-5ФН на форсаже), в скороподъемности и в вертикальном маневре до высоты 5000 м. Постановлением ГКО от 26 октября 1943 г. Як-1М был переименован в Як-3 и под этим обозначением запущен в серийное производство.

Як-1 Як-1б Як-7б Як-1Мдублер ГеометрияМассы, кгСиловая установкаЛётные данныеВооружение
Год выпуска 1941 1943 1943 1943
Длина самолета, м 8.48 8.48 8.48 8.48
Размах крыла, м 10.0 10.0 10.0 9.2
Площадь крыла, м² 17.15 17.15 17.15 14.85
Взлетный вес 2858 2884 3005 2660
Мотор М-105П М-105ПФ М-105ПФ М-105ПФ-2
Мощность, л.с. 1100 1210 1210 1240
Максимальная скорость, км/ч у земли 480 501 531 570
на высоте 577 592 588 651
м 4950 4100 3860 4300
Время набора высоты 5 км, мин 9.2 6.2 6.6 4.1
Практический потолок, м 10000 12500 10200 10800
Дальность полета*, км 700 625 600 900
Число пушки 1 1 1 1
пулеметы 2 1 2 2

* На скорости, составляющей 90% от максимальной.

Подробно

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Yakovlev`s Piston-Engined Fighters" /Yefim Gordon and Dmitriy Khazanov/
  • "Рассказы авиаконструктора" /А.С. Яковлев/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/

www.airpages.ru

Истребитель Як-1 с мотором М-106П - история создания и фото

data-ad-layout="in-article" data-ad-format="fluid" data-ad-client="ca-pub-5255833501835364" data-ad-slot="8753833479">

Як-1 с мотором М-106П

Согласно правительственному заданию при постройке И-26 он должен был быть оснащен мотором М-106П. Однако, для исключения задержки выпуска истребителя в заданный срок из-за доводочных работ данного мотора было принято решение заменить его на двигатель М-105П.

В дальнейшем работы по М-106П продолжались в направлении форсирования мощности М-105ПФ. С 27 октября по 9 ноября 1942 год были проведены успешные 100-часоые государственные испытания этого мотора. Взлетная мощность была повышена с 1210 до1350 л.с., а номинальная мощность на расчетной высоте возросла с 1260 до 1350 л.с. Увеличение мощности мотора М-106П сулило значительное улучшение летных характеристик серийных самолетов. По этой причине первый опытный экземпляр мотора был установлен на истребитель Як-1 для проведения испытаний.

Летные испытания Як-1 с мотором М-106П проходил дважды: сразу после выпуска в августе и затем в октябре 1942 года после улучшения аэродинамики. Время набора высоты 5000 метров с данным мотором сократилось с 6,26 до 5,6 минут. Однако было установлено, что существующие водо- и маслорадиаторы не обеспечивают нормального охлаждения мотора на режиме максимальной скороподъемности при температурах наружного воздуха более +15 градусов.

Аналогичные результаты были получены 10 марта 1943 года во время заводских испытаний серийного Як-1 с серийным мотором М-106-1ск. Во время испытаний были достигнуты максимальные скорости горизонтального полета у земли — 537 км/ч и на высоте 3400 м — 606 км/ч. Высоту 5000 м самолет набрал за 5.1 мин. Однако стала понятна необходимость увеличения на 12-15 % эффективности существующих охлаждающих устройств для обеспечения нормального температурного режима мотора.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

Несмотря на выявленный недостаток и в расчете на то, что авиационная промышленность и ОКБ сумеют преодолеть трудности доводки систем охлаждения под новый мотор, постановлением ГКО от 10 января 1943 года заводу № 292 было поручено к апрелю 1943 года полностью перейти на выпуск самолетов Як-1 с мотором М-106П. В январе и феврале 1943 года было изготовлено 47 истребителей с новым мотором, из которых 19 были отправлены в части.

В январе 1943 года в ОКБ Яковлева попытались улучшить температурные режимы М-106-1ск и одновременно улучшить дополнительно летные данные самолета за счет конструктивных изменений. Для этой цели на опытном заводе, принадлежащем ОКБ, был переоборудован один из серийных Як-1. На данном экземпляре было установлено новое крыло с металлическими лонжеронами, серийное металлическое хвостовое оперение от Як-7. Также вперед под крыло был смещен водяной радиатор, а маслорадиатор выполнен из двух радиаторов диаметром 225 мм, установленных в центральной части крыла. На испытаниях были получены максимальные скорости горизонтального полета.

Однако из-за плохих температурных показателей, требующих увеличения площади радиаторов, увеличенного выброса масла в суфлер и других дефектов судьба Як-1 с мотором М-106П была предрешена и марте 1943 года этот мотор был снят с производства. Более 300 уже изготовленных моторов были перерегулированы на режимы М-105ПФ с потерей взлетной мощности до 1180 л.с. и получили обозначение М-106ПМ. Другая часть изготовленных моторов, которая не прошла сдаточные испытания, была переделана путем установки вместо односкоростного нагнетателя двухскоростного без замены других деталей, при этом не произошло потери мощности по сравнению с М-105ПФ. Эти моторы были рекомендованы для использования в школах ВВС из-за неполной взаимозаменяемости по деталям с моторами других серий.

Дальнейшие испытания и доводка мотора М-106 и самолетных систем охлаждения были продолжены заводом № 26 в городе Уфа на самолете Як-1 по программе главного конструктора и прекращены после катастрофы этой машины 22 октября 1943 года.

Летно-технические характеристики Як-1 с мотором М-106П:

  • размах крыла – 10 м;
  • длина – 8,48 м:
  • масса пустого самолета – 2427 кг;
  • взлетная масса – 2927 кг;
  • двигатель – М-106П;
  • мощность – 1180 л.с.
  • максимальная скорость у земли – 535 км/ч;
  • максимальная скорость на высоте – 610 км/ч;
  • скороподъемность – 893 м/мин;
  • потолок – 9900 м;
  • дальность полета – 650 км.

Як-1 с мотором М-106П data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

rus-texnika.ru

Як-1 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Проекции истребителя Як-1.

Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Второй мировой войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.

На Як-1 вступил в войну полк «Нормандия-Неман».

Конструкция

Конструкция истребителя смешанная: каркас фюзеляжа — ферма, сваренная из стальных хромансилевых труб с внутренними перекрёстными расчалками, составляющая единое целое с моторамой. Сверху и снизу за кабиной каркас был опрофилирован фанерными гаргротами для придания ему обтекаемой формы. Обшивка носовой части дюралевая, хвостовой — полотняная. Крыло площадью 17,15 м² деревянное, без разъёмов, оклеенное полотном. Из дюраля выполнялись только каркасы рулей и элеронов (обшивка — полотно), съёмные капоты двигателя, тоннель водорадиатора, зализы крыла и оперения, крышки люков, посадочные щитки, а также щитки, закрывающие стойки шасси в убранном положении. Бортовое вооружение — одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемёта ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 569 км/ч (на высоте 4860 м). Высоту в 5000 м набирал за 5,7 мин.

Видео по теме

Варианты

Серийные модификации

Як-1Б

Б — неофициальное обозначение. Начиная с октября 1942 года, все Як-1 производились по этому стандарту только на авиационном заводе в Саратове. Двигатель М-105ПА был заменён на значительно более мощный форсированный двигатель М-105ПФ (1180 л. с. на высоте 3000 м), был установлен новый фонарь с заниженным гаргротом, а для защиты головы лётчика — переднее бронестекло и козырёк из прозрачной брони. Кроме того, были установлены новая ручка управления и убираемое хвостовое колесо, а 7,62-мм пулемёты ШКАС были заменены на 12,7-мм УБС.

Як-1М

Первый экземпляр Як-1М («москит») с мотором М-105ПФ, построенный 15 февраля 1943 года, отличался от серийного Як-1 прежде всего новым крылом меньшего размаха (9,2 м) и меньшей площади (14,83 м2). Применение металлических лонжеронов крыла, установка вместо четырех бензобаков двух в крыле и одного, расходного, в фюзеляже и, таким образом, уменьшение запаса топлива, уменьшение площади хвостового оперения и другие конструктивные мероприятия уменьшили полетный вес на 230 кг. Улучшение внешних форм и туннеля водорадиатора (он стал более утоплен в фюзеляж, в связи с чем в стандартную форму Як-1 в районе третьей рамы пришлось внести изменения для его крепления), перенос маслорадиатора в центральную часть крыла, использование индивидуальных на каждый цилиндр мотора реактивных выхлопных патрубков способствовали уменьшению аэродинамического сопротивления и увеличению максимальной скорости.[1]

Самолет Як-1М с мотором М-105ПФ2 далеко ушел от первого прототипа и представлял собой, по сути, Як-3.[2]

Производство

Лётно-технические характеристики

Параметр / Модификация Як-1 Як-1 Як-1Б Як-1 М-105ПФ Як-1 М-106П Як-1М Экипаж, чел. Первый полёт Длина, м Размах крыла, м Площадь крыла, м2 Масса пустого, кг Масса нормальная взлётная, кг Тип двигателя Мощность номинальная, л. с. Мощность взлётная, л. с. Максимальная скорость у земли, км/ч Максимальная скорость на высоте, км/ч Практическая дальность, км Максимальная скороподъёмность, м/мин Практический потолок, м Стрелково-пушечное
1
1940 1941 1942 1942 1942 1943
Геометрия
8.48 8.48 8.60
10.00 10.00 9.20
17.15 17.15 14.85
Масса
2445 2490 2394 2412 2427 2133
2950 2995 2883 2917 2927 2655
Силовая установка
М-105ПА М-105ПА М-105ПФ М-105ПФ М-106-1ск М-105ПФ
1020 1210 1250 1210
1100 1210 1350 1210
Лётные данные
472 437 531 510 535 545
569 528 592 571 610 632
650 760 700 650 650 585
877 806 926 833 893 1220
10000 9500 10050 10000 9900 10700
Вооружение
1 × 20-мм пушка ШВАК2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС 1 × 20-мм пушка ШВАК1 × 12,7-мм пулемёт УБС

Лётчики, сражавшиеся на Як-1

Почти все пилоты — Герои Советского Союза.

  • Альбер, Марсель («Нормандия — Неман»)
  • Архипенко, Фёдор Фёдорович
  • Амет-Хан, Султан
  • Баклан, Андрей Яковлевич
  • Балюк, Иван Фёдорович
  • Баранов, Михаил Дмитриевич
  • Башкиров, Вячеслав Филиппович
  • Богданов, Василий Алексеевич
  • Глазов, Николай Елизарович
  • Глинка, Дмитрий Борисович
  • Головачёв, Павел Яковлевич
  • Гугнин, Николай Павлович
  • Гудков, Дмитрий Васильевич
  • Гулаев, Николай Дмитриевич
  • Девятаев, Михаил Петрович
  • Дранищев, Евгений Петрович
  • Ерёмин, Борис Николаевич
  • Каравай, Павел Петрович
  • Карпов, Александр Терентьевич
  • Катрич, Алексей Николаевич
  • Ковачевич, Аркадий Фёдорович
  • Ковзан, Борис Иванович
  • Колдунов, Александр Иванович
  • Кулагин, Андрей Михайлович
  • Лавриненков, Владимир Дмитриевич
  • Лефевр, Марсель
  • Литвяк, Лидия Владимировна
  • Луганский, Сергей Данилович
  • Маресьев, Алексей Петрович
  • Мотуз, Иван Фомич
  • Муравьёв, Павел Игнатьевич
  • Покрышкин, Александр Иванович
  • Савицкий, Евгений Яковлевич
  • Сахаров, Павел Иванович
  • Сержантов, Иван Яковлевич
  • Ситковский, Александр Николаевич
  • Фёдоров, Иван Васильевич
  • Химич, Фёдор Васильевич
  • Химушин, Николай Фёдорович
  • Чирков, Андрей Васильевич
  • Шавурин Пётр Иванович
  • Шестаков, Лев Львович
  • Якименко, Антон Дмитриевич
  • Серов, Михаил Григорьевич
  • Фаткулин, Фарит Мухаметзянович

Литература

  • Иванов С. В. Як-1/3/7/9 во второй мировой войне. Часть 1 // «Война в воздухе» : Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. — 2001. — № 32.
  • Иванов С. В. Як-1/3/7/9 во второй мировой войне. Часть 2 // «Война в воздухе» : Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. — 2001. — № 33.
  • Кузнецов С. Як - 1. Наш лучший истребитель 1941 года. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Смирнов Г. Рассказы об оружии. - М., Детлит, 1976.

Ссылки

  1. ↑ Яковлев Як-1М. www.airwar.ru. Проверено 3 января 2018.
  2. ↑ Яковлев Як-1М. www.airwar.ru. Проверено 3 января 2018.

wikipedia.green

Як-1М с двигателем М-105ПФ. Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1

Як-1М с двигателем М-105ПФ

Этот самолет, называвшийся также «москит», более походил на Як-3, чем на Як-1, и представлял собой переходным этап линии «легких» «Як». Изменения на втором прототипе этого самолета были настолько значительными, что в серию машина пошла уже как Як-3.

Во второй половине 1942 года удалось наладить выпуск дюралюминия, который теперь можно было смело использовать в конструкции самолетов. Поэтому у «Яка» появились крылья с дюралевыми лонжеронами и двумя дюралевыми нервюрами. Размах крыльев уменьшился до 9,2 метров, а поверхность — до 14,85 м?.

Фюзеляж, позаимствованный у Як-1, отличался отсутствием воздухозаборника под двигателем. Маслорадиатор состоял из двух цилиндрических узлов, расположенных на центроплане под кабиной пилота. Воздухозаборники для маслорадиатора находились у основания обоих крыльев. Водяной радиатор заменили с ОП-203 на ОП-492. Снаружи это изменение проявлялось более «зализанными» очертаниями обтекателя водяного радиатора.

Кинематика шасси походила на Як-9, хотя крышка колесной ниши осталась трехстворчатой. Благодаря небольшому улучшению — появлению опорного колеса с полуавтоматической блокадой — маневренность самолета на земле резко возросла. Когда штурвал отклонялся вперед, колесико могло свободно вращаться.

Изменениям подверглась и топливная система. Теперь самолет имел три топливных бака: два в крыльях на 120 литров каждый, и один разделительный бак емкостью 30 литров, расположенный в фюзеляже. Этот тридцатилитровый бак был нововведением.

Вооружение осталось прежним: пушка ШВАК и пулемет УБ. Пилота защищала бронеспинка толщиной 8,5 мм и изголовье из бронированного стекла. Лобовое стекло фонаря было монолитным.

Благодаря всем изменениям массу самолета удалось понизить на 280 кг по сравнению с машиной 04-111 и составила 2655 кг. Основной вклад (150 кг) дало внедрение металлических деталей каркаса.

Прототип, законченный 15 февраля 1943 года, первоначально оснащался мотором М-106, однако после нескольких полетов мотор заменили на М-105ПФ. По данным известного советского автора в области авиации К. Косминкова, новый двигатель поставили на самолет уже в марте.

Заводские испытания продолжались с 28 февраля 1943 года до 7 июня того же года, что говорит об их напряженности. Испытания в НИИ ВВС проходили между 7 июня и 4 июля 1943 года. Еще два дня (21 и 22 июля) заняли государственные испытания с акцентом на новый двигатель.

Новый двигатель не представлял собой чего-либо принципиально нового. Это был все тот же М-105ПФ, но давление в цилиндрах в очередной раз повысили, на этот раз со 1050 до 1100 мм рт. ст. В результате мощность двигателя увеличилась с 1180 л.с. на 2700 м до 1240 л.с. на 2100 м. Поскольку двигатель работал на низкооктановом бензине АБ-78, Климов согласился форсировать двигатель лишь на первой скорости наддува. На второй скорости давление оставалось прежним. На практике рост мощности двигателя обернулся увеличением средней скорости на 6–7 км/ч, набора высоты 5000 метров на 0,1 сек, а в боевом заходе самолет набирал дополнительные 50 метров.

Новый самолет получил признание пилотов за легкость пилотирования, сравнимую со «Spitfire V», хорошие летные качества и приличную маневренность. Недостатки самолета остались наследственными — недостаточно эффективная система охлаждения; забрызгивание фонаря маслом и отсутствие радиостанции. Отдельные машины радиостанцию получили, но она отличалась высоким уровнем шума. Чтобы дать самолетам больше шансов попасть на вооружение, в августе 1943 года прототип отправили в ЦАГИ для обдува в аэродинамической трубе. Результаты испытания оказались обнадеживающими, но требующими радикально изменить конструкцию самолета. Поэтому от многих идей по улучшению машины пришлось отказаться. Тем не менее, прототип имел значительные конструктивные особенности. Под двигателем снова появился воздухозаборник, а в хвостовой части фюзеляжа полотняную обшивку заменили фанерой.

Як-1М

Як-3

Боевые качества самолета Як-3 делали его грозной машиной. Советские пилоты любили его за отличные летные характеристики ни низких высотах. Отсутствие воздухозаборника на носу самолета несколько изменило силуэт машины.

Як-3, сбитый огнем немецкой зенитной артиллерии в районе Варшавы, январь 1945 года. Фонарь кабины разбит. Пропеллер погнут во время посадки на брюхо. Тактический номер «03» и кант фюзеляжной звезды желтый, звезда на хвостовом оперении имеет белый кант. Обтекатель втулки красный.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru