ВАЗ 2110 1996+ Схема управления двигателем 2111 (конт. М1.5.4). 2111 двигатель схема


Система управления двигателем Ваз 2110-2111-2112

ВАЗ / 2110, 2111, 2112 / ремонт / двигатель / инжекторная система / Система управления двигателем

Система управления двигателем.

Ремонт инжектора двигателя, инструкции по замене датчиков системы питания ваз 2110, проверка топливной ваз 2112, порядок снятия и установки форсунок своими руками. Обслуживание двигателя автомобиля лада 2112. Инструкции по ремонту системы охлаждения, выпуска отработавших газов, питания лада 2111. Особенности 8-ми и 16-ти клапанного двигателя лада 2110. Эксплуатация основных узлов и агрегатов двигателя

 

  • Схема системы управления двигателем
  • 1 – реле зажигания
  • 2 – выключатель зажигания
  • 3 – аккумуляторная батарея
  • 4– нейтрализатор
  • 5 – датчик концентрации кислорода
  • 6 – адсорбер с электромагнитным клапаном
  • 7 – воздушный фильтр
  • 8 – датчик массового расхода воздуха
  • 9 – регулятор холостого хода
  • 10 – датчик положения дроссельной заслонки
  • 11 – дроссельный узел
  • 12 – колодка диагностики
  • 13 – тахометр
  • 14 – спидометр
  • 15 – контрольная лампа "CHECK ENGINE"
  • 16 – блок управления иммобилайзером
  • 17 – модуль зажигания
  • 18 – форсунка
  • 19 – регулятор давления топлива
  • 20 – датчик фаз
  • 21 – датчик температуры охлаждающей жидкости
  • 22 – свеча зажигания
  • 23 – датчик положения коленчатого вала
  • 24 – датчик детонации
  • 25 – топливный фильтр
  • 26 – контроллер
  • 27 – реле включения вентилятора
  • 28 – электровентилятор системы охлаждения
  • 29 – реле включения электробензонасоса
  • 30 – топливный бак
  • 31 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива
  • 32 – сепаратор паров бензина
  • 33 – гравитационный клапан
  • 34 – предохранительный клапан
  • 35 – датчик скорости
  • 36 – двухходовой клапан

На двигателе ВАЗ 2110 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр – отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ 2112 и части двигателей ВАЗ 2111 установлена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала – диск с прорезью в ободе.

Большинство двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).

На части двигателей ваз 2112 кислородный датчик и нейтрализатор ваз 2110 не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.

При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание. При проведении сварочных работ отсоединяйте контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам. При сушке в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе ваз 2110 не отсоединяйте и не поправляйте электрические разъемы. Запрещается проверять работу системы зажигания "на искру". Не запускайте двигатель, если клеммы аккумулятора и "массы" на двигателе и кузове не затянуты или загрязнены.

vazclub.com

ДВИГАТЕЛЬ 2111

Рис. 9–7. Поперечный разрез двигателя 2111

Двигатель 2111 (рис. 9–7) – четырехтактный, четырехцилиндровый, с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала, с системой распределенного впрыска топлива.

Двигатель 2111 создан на базе двигателя 2110. У них одинаковые корпусные детали, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, система смазки. Одинаковая подвеска силового агрегата. Отличия в устройстве двигателя 2111 связаны с применением на этом двигателе вместо карбюратора системы распределенного впрыска топлива. Поэтому имеются особенности в сборке и разборке двигателя в части снятия и установки узлов подачи воздуха и системы питания.

Снятие и установка силового агрегата

Перед снятием силового агрегата необходимо убрать давление в системе подачи топлива. Для этого отсоедините колодку жгута проводов электробензонасоса от жгута проводов системы впрыска, запустите двигатель, дайте ему поработать до остановки, а затем включите стартер на 3 с для выравнивания давления в трубопроводах.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Отсоедините шланги подвода и слива топлива от трубок на двигателе. Закройте отверстия шлангов и трубок, чтобы в них не попала грязь.

Отсоедините трос привода акселератора от дроссельного патрубка и от кронштейна на ресивере.

Рис. 9–8. Снятие узлов и деталей системы подачи воздуха: 1 – воздушный фильтр; 2 – датчик массового расхода воздуха; 3 – дроссельный патрубок; 4 – уплотнительная прокладка; 5 – ресивер; 6 – выпускной патрубок системы охлаждения двигателя; 7 – хомуты крепления шлангов; 8 – трубка отвода жидкости от радиатора отопителя; 9 – шланги подогрева дроссельного патрубка; 10 – шланг впускной трубы

Ослабьте два стяжных хомута 7 (рис. 9–8) и снимите шланг 10 впускной трубы, отсоединив от его патрубка шланг вентиляции картера двигателя.

Снимите воздушный фильтр 1 с датчиком 2 массового расхода воздуха, срезав ножом три резиновые опоры, которыми фильтр крепится к кузову.

Отсоедините от ресивера шланги отбора разрежения к регулятору давления топлива, к вакуумному усилителю тормозов и к электропневмоклапану отопителя.

Отсоедините шланг продувки адсорбера от дроссельного патрубка (если на автомобиле имеется система улавливания паров бензина).

Отсоедините провода от дроссельного патрубка, от модуля зажигания, от жгута проводов форсунок, от всех датчиков, имеющихся на силовом агрегате, и от выключателя света заднего хода на коробке передач.

Дальше снятие силового агрегата выполняется в обычном порядке, как описано в разделе 2.

Установка силового агрегата производится в порядке, обратном снятию. Резиновые опоры крепления воздушного фильтра одноразового использования. Поэтому при установке воздушного фильтра устанавливайте новые опоры.

После установки силового агрегата отрегулируйте привод акселератора. При полностью отпущенной педали привода акселератора дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. Трос привода должен быть натянут. Прогиб троса от усилия руки должен быть не более 10 мм. При необходимости натяжение троса привода отрегулируйте регулировочными гайками наконечника троса.

При полностью нажатой педали акселератора до упора дроссельная заслонка должна быть полностью открыта, сектор дроссельной заслонки не должен иметь дополнительного хода. При необходимости дополнительный ход устраните подгибанием упора педали в салоне автомобиля.

Проверьте работу системы впрыска, как указано в Руководстве по ремонту системы распределенного впрыска топлива.

Разборка и сборка двигателя

Основные отличия в разборке и сборке двигателя связаны с другой конструкцией системы подачи воздуха.

После установки двигателя на стенд и слива из картера масла, разборку двигателя выполняйте в следующем порядке.

Отсоедините от дроссельного патрубка шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу.

Снимите трубки подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы форсунок, регулятора давления топлива и от кронштейна на ресивере. Снимите вакуумный шланг, отсоединив его от патрубков на ресивере и  регуляторе давления топлива.

Рис. 9–9. Снятие ресивера и впускной трубы: 1 – поддерживающий кронштейн; 2 – впускная труба; 3 – прокладка ресивера; 4 – ресивер;

5 – кронштейн для наконечника троса привода акселератора; 6 – кронштейн; 7 – экран коллектора; 8 – опорный кронштейн

Снимите ресивер с прокладкой и кронштейном топливопроводов, отвернув гайку крепления кронштейна 6 (рис. 9–9) к ресиверу и гайки крепления к впускной трубе.

Рис. 9–10. Снятие топливной рампы с форсунками:

1 – рампа форсунок; 2 – регулятор давления; 3 – вакуумный шланг; 4 – впускная труба; 5 – форсунка; 6 – защелка форсунки

Отсоедините от форсунок жгут проводов и снимите рампу 1 (рис. 9–10) форсунок с регулятором 2 давления, отвернув два болта крепления к впускной трубе.

Отвернув гайки и болты крепления, снимите поддерживающий 1 (см. рис. 9–9) и опорный 8 кронштейны, а затем впускную трубу с кронштейном 6 и экраном 7.

С левой стороны двигателя снимите модуль зажигания и датчик детонации.

С задней стороны двигателя снимается крышка с прокладкой, которая устанавливается вместо корпуса вспомогательных агрегатов.

Дальше разборка двигателя производится в обычном порядке, как указано во 2-м разделе данного Руководства.

Сборка двигателя выполняется в порядке, обратном разборке. Перед установкой топливной рампы смажьте моторным маслом уплотнительные кольца форсунок.

Электронная система управления двигателем 2111 (система распределенного впрыска топлива)

Устройство, диагностика и ремонт системы управления двигателем подробно описаны в отдельном Руководстве по ремонту этой системы. Здесь приводятся только особенности схемы электрооборудования, связанные с установкой системы.

Рис. 9–11. Схема системы управления двигателем ВАЗ–2111 с распределенным впрыском топлива: 1 – колодка диагностики; 2 – регулятор холостого хода; 3 –  контроллер; 4 – датчик детонации; 5 – модуль зажигания; 6 – свечи зажигания; 7 – форсунки; 8 – электробензонасос с датчиком уровня топлива;

9 – колодка, соединяющаяся со жгутом проводов панели приборов; 10 – датчик концентрации кислорода; 11 – плавкий предохранитель защиты электробензонасоса, его реле и форсунок; 12 – реле включения электробензонасоса; 13 – плавкий предохранитель защиты датчиков скорости, концентрации кислорода и массового расхода воздуха; 14 – реле включения питания; 15 – плавкий предохранитель защиты контроллера и модуля зажигания; 16 – реле включения электродвигателя вентилятора; 17 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 18 – датчик массового расхода воздуха; 19 – клапан продувки адсорбера; 20 – датчик скорости; 21 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 – датчик положения дроссельной заслонки; 23 – датчик положения коленчатого вала; А – к клемме «плюс» аккумуляторной батареи

Схема электрооборудования (рис. 9–11) автомобилей отличается введением жгута проводов системы впрыска топлива (вместо жгута проводов бесконтактной системы зажигания), проводами которого контроллер (электронный блок управления) соединен с датчиками и исполнительными приборами системы впрыска топлива.

Жгут проводов системы впрыска соединяется со жгутом проводов панели приборов одноклеммовой и восьмиклеммовой колодкой В. Адреса штекеров этой колодки указаны в таблице 9–1. Одноклеммовая колодка соединяется с проводом, идущим к электродвигателю вентилятора системы охлаждения двигателя.

Таблица 9–1

Адреса проводов в колодке, соединяющейся со жгутом проводов панели приборов

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя включается контроллером с помощью вспомогательного реле 16. Поэтому в радиаторе отсутствует датчик включения электродвигателя вентилятора.

В жгуте проводов системы впрыска имеется три плавких предохранителя на 15 А каждый. Все они вместе с реле и колодкой диагностики  находятся под консолью панели приборов рядом с контроллером. Назначение предохранителей указано в таблице 9–2. В таблице указаны номера предохранителей по рис. 9–11 и цвета колодок предохранителей.

Таблица 9–2

Назначение предохранителей системы впрыска

Кроме плавких предохранителей предусмотрена еще «плавкая вставка» на конце красного провода, присоединяемого к клемме «плюс» аккумуляторной батареи. Эта «плавкая вставка» выполнена в виде отрезка черного провода сечением 1 мм2, в то время как основной красный провод имеет сечение 6 мм2.

carmanz.com

Схема системы управления двигателем ВАЗ-2111 (контроллер М1.5.4)

Детали схемы:

1 – форсунки 2 – свечи зажигания 3 – модуль зажигания 4 – колодка диагностики 5 – контроллер (с 2000 года выпускается модификация системы с контроллерами М1.5.4N или "Январь-5.1") 6 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения 7 – колодка, присоединенная к жгуту проводов панели приборов 8 – главное реле 9 – предохранитель, защищающий цепи главного реле 10 – реле электровентилятора 11 –предохранитель, защищающий цепи реле вентилятора 12 – реле электробензонасоса 13 – предохранитель, защищающий цепи реле электробензонасоса 14 – датчик массового расхода воздуха 15 – датчик положения дроссельной заслонки 16 – датчик температуры охлаждающей жидкости 17 – СО-потенциометр (на автомобилях с модифицированной системой управления не устанавливается, регулировка СО производится с помощью прибора DST-2 через колодку диагностики) 18 – регулятор холостого хода 19 – датчик детонации 20 – датчик положения коленчатого вала 21 – датчик скорости автомобиля 22 – блок управления автомобильной противоугонной системы (АПС) 23 – индикатор состояния АПС 24 – электробензонасос с датчиком уровня топлива 25 – датчик контрольной лампы давления масла 26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 27 – датчик уровня масла 28 – датчик детонации (устанавливается на автомобилях с модифицированной системой управления) А – колодка, присоединяемая к жгуту салонной группы антиблокировочной системы тормозов (АБС) В – колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера С – колодка к монтажному блоку Д – к выводу "+" аккумуляторной батареи Е – провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки) F – колодка, подключаемая к голубым проводам с белой полоской, отсоединенным от выключателя зажигания G1, G2 – точки заземления

Наряду с буквенным обозначением цвета проводов на данной схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-7-". В некоторых случаях, кроме обозначения номера элемента, приводится через косую дробь и номер контакта, например "-5/30-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.

Для измерения электрических параметров применяются цифровые или стрелочные автотестеры.

В бытовых цифровых приборах нет ручной настройки на "0", а напряжение питания, как правило, не стабилизировано.

Несмотря на малую инерционность измерений у цифровых тестеров, стрелочные лучше показывают динамику изменений, т.к. цифровые приборы измеряют сигнал не постоянно, а с некоторыми интервалами времени. И, наконец, жидкокристаллический дисплей просто неработоспособен при морозе. Наряду с этим цифровые тестеры компактнее, легче и малочувствительны к вибрациям и положению корпуса во время измерений.

autoruk.ru

Электоросхема управления двигателем ВАЗ-2111 (М1.5.4) ВАЗ 2110 VAZ (2111, 2112)

Схема соединений системы управления двигателем 2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России (контроллер М1.5.4) автомобиля ВАЗ-21102

А - колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов (АБС)В - колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционераС - к монтажному блокуD - к клемме "+" аккумуляторной батареиЕ - провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки)F - колодка, подключаемая к голубо-белым проводам, отсоединенным от выключателя зажигания (при установке иммобилайзера)G1, G2 - точки заземления

На схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-7-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.

1 – форсунки 15 – датчик положения дроссельной заслонки
2 – свечи зажигания 16 – датчик температуры охлаждающей жидкости
3 – модуль зажигания 17 – CO-потенциометр (на автомобилях с модифицированной системой управления не устанавливается, регулировка СО производится с помощью прибора DST-2 через колодку диагностики)
4 – колодка диагностики 18 – регулятор холостого хода
5 – контроллер (с 2000 года выпускается модификация системы с контроллерами М1.5.4N или «Январь-5.1») 19 – датчик детонации
6 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения 20 – датчик положения коленчатого вала
7 – колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов 21 – датчик скорости автомобиля
8 – главное реле 22 – блок управления иммобилайзера
9 – предохранитель, соединенный с главным реле 23 – индикатор состояния иммобилайзера
10 – реле электровентилятора 24 – электробензонасос с датчиком уровня топлива
11 – предохранитель, соединенный с реле электровентилятора 25 – датчик контрольной лампы давления масла
12 – реле электробензонасоса 26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
13 – предохранитель, соединенный с реле электробензонасоса 27 – датчик уровня масла
14 – датчик массового расхода воздуха 28 – датчик детонации (устанавливается на автомобилях с модифицированной системой управления)

vaz-rukovodstvo.ru

ВАЗ 2110 | Схема управления двигателем 2111 (конт. М1.5.4)

7.18. Схема управления двигателем 2111 (конт. М1.5.4)

Схема соединений системы управления двигателем 2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России (контроллер М1.5.4) автомобиля ВАЗ-21102

1 – форсунки 15 – датчик положения дроссельной заслонки
2 – свечи зажигания 16 – датчик температуры охлаждающей жидкости
3 – модуль зажигания 17 – CO-потенциометр (на автомобилях с модифицированной системой управления не устанавливается, регулировка СО производится с помощью прибора DST-2 через колодку диагностики)
4 – колодка диагностики 18 – регулятор холостого хода
5 – контроллер (с 2000 года выпускается модификация системы с контроллерами М1.5.4N или «Январь-5.1») 19 – датчик детонации
6 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения 20 – датчик положения коленчатого вала
7 – колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов 21 – датчик скорости автомобиля
8 – главное реле 22 – блок управления иммобилайзера
9 – предохранитель, соединенный с главным реле 23 – индикатор состояния иммобилайзера
10 – реле электровентилятора 24 – электробензонасос с датчиком уровня топлива
11 – предохранитель, соединенный с реле электровентилятора 25 – датчик контрольной лампы давления масла
12 – реле электробензонасоса 26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
13 – предохранитель, соединенный с реле электробензонасоса 27 – датчик уровня масла
14 – датчик массового расхода воздуха 28 – датчик детонации (устанавливается на автомобилях с модифицированной системой управления)

А - колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов (АБС)В - колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционераС - к монтажному блокуD - к клемме "+" аккумуляторной батареиЕ - провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки)F - колодка, подключаемая к голубо-белым проводам, отсоединенным от выключателя зажигания (при установке иммобилайзера)G1, G2 - точки заземления

На схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-7-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.

automn.ru

Схема управления двигателем 2111 (конт. М1.5.4) ВАЗ 2110 1996+

7.18. Схема управления двигателем 2111 (конт. М1.5.4)

Схема соединений системы управления двигателем 2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России (контроллер М1.5.4) автомобиля ВАЗ-21102

1 – форсунки 15 – датчик положения дроссельной заслонки
2 – свечи зажигания 16 – датчик температуры охлаждающей жидкости
3 – модуль зажигания 17 – CO-потенциометр (на автомобилях с модифицированной системой управления не устанавливается, регулировка СО производится с помощью прибора DST-2 через колодку диагностики)
4 – колодка диагностики 18 – регулятор холостого хода
5 – контроллер (с 2000 года выпускается модификация системы с контроллерами М1.5.4N или «Январь-5.1») 19 – датчик детонации
6 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения 20 – датчик положения коленчатого вала
7 – колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов 21 – датчик скорости автомобиля
8 – главное реле 22 – блок управления иммобилайзера
9 – предохранитель, соединенный с главным реле 23 – индикатор состояния иммобилайзера
10 – реле электровентилятора 24 – электробензонасос с датчиком уровня топлива
11 – предохранитель, соединенный с реле электровентилятора 25 – датчик контрольной лампы давления масла
12 – реле электробензонасоса 26 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
13 – предохранитель, соединенный с реле электробензонасоса 27 – датчик уровня масла
14 – датчик массового расхода воздуха 28 – датчик детонации (устанавливается на автомобилях с модифицированной системой управления)

А - колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов (АБС) В - колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера С - к монтажному блоку D - к клемме "+" аккумуляторной батареи Е - провода, присоединяемые к выключателю зажигания (лампа подсветки) F - колодка, подключаемая к голубо-белым проводам, отсоединенным от выключателя зажигания (при установке иммобилайзера) G1, G2 - точки заземления

На схеме применяется обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод, например "-7-". На схеме не показаны точки соединения розово-черных, красных и зеленого с красной полоской проводов.

mashintop.ru