Двигатель Toyota M. 7M gte двигатель


Двигатель Toyota M — Википедия

Двигатели Toyota серии M — бензиновые рядные 6-цилиндровые двигатели производства Toyota, выпускавшиеся с 1965 по 1993 годы. Все двигатели получили конструкцию с распредвалом в головке цилиндров. Двигатели с одним распредвалом имели цепной привод, а с двумя распредвалами, появившимися после 1980 года, ременной привод. Также все двигатели серии используют чугунный блок с алюминиевой головкой блока, и были построены на заводе в городе Тоёта в Японии.

Первый двигатель серии, Toyota M-E, доступный только для японского рынка, был оснащен системой впрыска топлива (как и четырёхцилиндровый 18R-E). 4M-E стал первым экспортным двигателем Toyota, оснащаемым системой впрыска топлива. Серия двигателей M была самой престижной среди двигателей компании Toyota (за исключением необычной V серии двигателей V8) в течение 30 лет. Они обычно устанавливались на больших автомобилях Toyota Crown, Mark II, и Supra.

M

Первым двигателем M была 2,0-литровая (1988 куб.см) версия, выпускавшаяся с 1965 по 1988 годы. Это был SOHC двигатель с двумя клапанами на цилиндр. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли по 75 мм. Мощность двигателя 110—115 л. с. (81-85 кВт) при 5200-5600 об/мин, в зависимости от комплектации и года выпуска. Крутящий момент составил 157 Нм при 3800 об/мин.

Версия двигателя, работавшая на газу, M-LPG, выпускалась с 1966 по 1988 годы. Двигатель «M-C», разработанный для коммерческого транспорта, такого как Crown Van, выдавал мощность 105 л. с. (77 кВт)[1].

Конструкция с двумя карбюраторами SU позволила увеличить мощность для двигателей M-B и M-D до 125 л. с. (92 кВт) при 5800 об/мин[2].

Двигатели, направленные на снижение выбросов, M-U, M-U LPG и M-EU, сменили двигатели M, M-LPG и M-E на японском рынке в середине 1976 года. Система снижения выбросов называлась TTC (Toyota Total Clean), с буквой «-C» в обозначении, указывающей на установленный каталитический нейтрализатор.

Двигатель устанавливался на автомобили (календарные годы):

Двигатель Toyota M-E, 1973

Видео по теме

M-E

Двигатель M-E появился на седане и хардтопе Toyota Mark II 1972—1976 годов, продававшихся в Японии. Он не продавался вне Японии.

M-E был переименован в M-EU для японского рынка в декабре 1976 года, в связи с установкой системы TTC-C с катализатором для соответствия законам, направленных на снижение выбросов.

Двигатель M-E устанавливался на L и LG седаны и хардтопы Toyota Mark II с 1972 по 1980 календарные годы.

M-TEU

Турбованный двигатель M-TEU, появившийся в 1980 году, выдавал мощность 145 л. с. (108 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 211 Нм при 3000 об/мин. Он использовал турбину Garret T-03.

В 1983 году Toyota добавила в систему промежуточный охладитель воздух-вода для двигателя M-TEU. Мощность увеличилась до 160 л. с. (119 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент до 230 Нм при 3000 об/мин.

Двигатель M-TEU устанавливался на (календарные годы):

Двигатель 2M установленный на Toyota Crown Двигатель Toyota 3M, 1967 Двигатель Toyota 4M

2M

Двигатель 2M с двумя клапанами на цилиндр и одним распредвалом имеет объём 2,3 литра (2253 куб.см). Этот двигатель разрабатывался с сентября 1967 года по сентябрь 1974 года[3]. Мощность двигателя 109—115 л. с. (81-86 кВт) при 5200 об/мин и крутящий момент 159—172 Нм при 3600 об/мин[4].

Двигатель 2M устанавливался на (календарные годы):

  • Crown MS45 (март 1967 — сентябрь 1967)
  • Crown MS51S/52/53/55/57 (1967—1971)
  • Crown MS64/67 (1971—1974)[3]
  • Corona Mark II MX12/22/28 (1972—1974)
  • 2000GT MF12

3M

Другой 2-литровый (1988 куб.см) рядный шестицилиндровый двигатель, с двумя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами, 3M, выпускался с 1966 по 1971 годы. Двигатель получил общий блок M, алюминиевый картер и специально разработанная Yamaha алюминиевую головку. Этот двигатель устанавливался на разработанный совместно Yamaha и Toyota автомобиль 2000GT, охарактеризованный журналом Import Tuner как «первый истинный оригинальный японской суперкар»[5]. Мощность двигателя составила 150 л. с. (112 кВт) при 6600 об/мин, крутящий момент 177 Нм при 5000 об/мин[6].

4M

Двигатель 4M объёмом 2,6 литра (2563 куб.см) получил по два клапана на цилиндр и один распредвал. Он выпускался с 1972 по 1980 годы, мощность двигателя составляла 108—122 л. с. (81-91 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 181—191 Нм при 3600 об/мин.

Инжекторный вариант, 4M-E, выпускался с 1978 по 1980 годы. Он также имел по два клапана на цилиндр и один распредвал. Его мощность составляла 110 л. с. (82 кВт) при 4800 об/мин и крутящий момент 184 Нм при 2400 об/мин.

Двигатель 4M устанавливался на (календарные годы):

5M

Двигатель 5M объёмом 2,8 литра (2759 куб.см) выпускался с 1979 по 1988 годы. Хотя существовали карбюраторная версия и версия с двумя клапанами на цилиндр и одним распредвалом, наиболее распространённым стал инжекторный двигатель 5M-GE с двумя распредвалами.

Мощность SOHC двигателя составляла 116 л. с. (87 кВт) при 4800 об/мин и крутящий момент 196 Нм при 3600 об/мин. В Австралии двигатель 5M-E (на 1985 год) имел мощность 103 кВт при 4800 об/мин и крутящий момент 226 Нм при 3600 об/мин за счет использования этилированного бензина. В Европе 5M-E выдавал 145 л. с. (107 кВт) на автомобилях Crown MS112 и Celica Supra MA61.

Двигатель 5M устанавливался на (календарные годы):

5M-GE

12-клапанный (по два клапана на цилиндр) с двумя распредвалами, двигатель 5M-GE устанавливался на Супры и Крессиды 1980-х годов. Этот двигатель довольно сильно отличался от существующих тогда двигателей серии M, обладая электронной системой впрыска топлива от Bosch, клапанами, расположенными под широким углом, а также с ременным приводом двух распредвалов. Двигатель получил гидравлические толкатели клапанов, впервые для Toyota. Использование компенсаторов устраняет необходимость в настройке зазора клапана на любом двигателе с двумя распредвалами[7]. Эта версия двигателей серии M дебютировала в США в 1982 году на автомобилях Toyota Celica Supra MK2. Новая система управления двигателем на более поздних автомобилях была названа TCCS (от англ. Toyota Computer Control System — компьютерная система управления Toyota). При использовании этой системы и измененного выпускного коллектора, по состоянию на август 1983 года, максимальная мощность двигателя была увеличена на 5 л. с.[8]

Мощность двигателя находилась в диапазоне от 145 до 175 л. с. (108 и 130 кВт соответственно), в зависимости от системы выпуска отработавших газов, контроля выбросов, коэффициента сжатия, формы впускного коллектора и настройки ECU. Крутящий момент от 190 до 230 Нм. Объём заводских двигателей, выпускаемых с 1982 по 1988 годы, составлял 2,8 литра (2759 куб.см). Диаметр цилиндра 83 мм, а ход поршня 85 мм. Степень сжатия от 8,1:1 до 9,2:1.

На вторичном рынке существовали коленчатые валы и поршневые, предлагаемые для двигателей 5M-GE, которые были рассчитаны для расточенных блоков до 2,9 л (мощность 230 л. с./171 кВт) и 3,1 л (мощность 250 л. с./186 кВт). С такими комплектами, как Kuwahara 3100, эти двигатели часто весьма успешно выступали на гонках среди моторных катеров в середине 1980-х годов.

Двигатель 5M-GE устанавливался на (календарные годы):

6M-GE

Toyota увеличила ход поршня двигателя 5M-GE до 91 мм, чтобы создать 3,0-литровый (2954 куб.см) двигатель 6M-GE. Выпускалась только 12-клапанная (по два клапана на цилиндр), с двумя распредвалами, инжекторная версия, доступная как 6M-GE и в Японии как 6M-GEU, существовавшая с 1984 по 1987 годы. На двигателях 6M использовался тот же коленчатый вал, что и на двигателях 7M-GE и 7M-GTE выпускавшихся с 1986 по 1989 годы. Об этом свидетельствует выштамповки «6M» на противовесах более ранних двигателях 7M, 1986—1988 годов.

Мощность двигателя составляла 170—190 л. с. (127—142 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 230—260 Нм при 4400 об/мин. 6M-GEU, как правило, обладал меньшей мощностью от других двигателей 6M, из-за систем выхлопа и контроля выбросов. Несмотря на то, на рынке США не продавались автомобили с этими двигателями, таковые импортировались туда из других стран.

Двигатель Toyota 7M-GE установленный на Toyota Cressida (MX83) Двигатель Toyota 7M-GTE, вид сбоку

Двигатель 6M-GE устанавливался на автомобили Toyota Crown и Toyota Soarer (MZ12).

7M-GE

Двигатель Toyota 7M-GE появился в начале 1986 года. Это 3,0-литровый (2954 куб.см) 24-клапанный (4 клапана на цилиндр) с двумя распредвалами, инжекторный двигатель. Клапаны расположены под углом 50°. Диаметр цилиндра составляет 83 мм и ход поршня 91 мм.

Мощность двигателей 7M-GE, выпускаемых с 1986 по 1992 годы, составляла 190—204 л. с. (142—152 кВт) при 6000 об/мин, и крутящий момент 250—265 Нм при 4800 об/мин. Двигатель массой 199 кг имел степень сжатия 9,1:1.

Двигатель 7M-GE устанавливался на (календарные годы):

7M-GTE

Турбо-мотор 7M-GTE выпускался с 1986 по 1992 годы. Его мощность составила 232 л. с. (173 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 325 Нм при 4000 об/мин для большинства версий с давлением наддува 0,34 бар. Это был максимально мощный двигатель Toyota, пока на смену ему не пришел 1JZ-GTE.

Специальная версия 7M-GTEU, с модифицированным высокопроизводительны турбокомпрессором CT26 и промежуточным охладителем увеличенного объёма, имела мощность 267 л. с. (199 кВт) при 5600 об/мин и момент 358 Нм при 4400 об/мин. Эти двигатели использовались только в гоночной омологации гоночных автомобилей Toyota Supra Turbo A. Это был самый быстрый японский автомобиль на то время. Супра в группе A с двигателем 7M-GTE и турбиной CT26 имела мощность 580 л. с. (433 кВт).

Объём двигателя составлял 3,0 литра (2954 куб.см), диаметр цилиндра 83 мм, ход поршня 91 мм. Двигатель массой 210 кг имел степень сжатия 8,4:1.

Двигатель 7M-GTE устанавливался на Toyota Supra (MA70, 1986—1992)[9] и Toyota Soarer (MZ20/MZ21, 1986—1991)

См. также

Примечания

  1. ↑ Toyota Commercial Cars (Catalog)', Toyota, 1969, с. 2 
  2. ↑ (March 11, 1971) «Automobil Revue '71» (Hallwag SA) 66: 509–510.
  3. ↑ 1 2 Toyota Genuine Parts Master Catalog, Crown (Sep. 1967-). — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Export-Sales Division., июнь 1974.
  4. ↑ Toyota 2M & M Engine Repair Manual. — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Export-Technical Division., сентябрь 1966. — P. 0-3. — ISBN Pub. No. 96110.
  5. ↑ http://www.importtuner.com/events/impp_0808_four_one_one/1967_toyota_2000_gt.html
  6. ↑ 1967 Japanese brochure. Проверено 12 февраля 2017.
  7. ↑ All About the Toyota Twin Cam, 2nd ed., Токио, Япония: Toyota Motor Company, 1984, с. 8, <http://www.3sgte.com/page_10.htm> 
  8. ↑ 1 2 3 4 Toyota Twin Cam, p. 9
  9. ↑ Toyota Supra parts catalog USA & Canada, MA70 (1988.08-1993.05), No. 49422-93, Nov 1993,

wikipedia.green

Двигатель Toyota M — Википедия. Что такое Двигатель Toyota M

Двигатели Toyota серии M — бензиновые рядные 6-цилиндровые двигатели производства Toyota, выпускавшиеся с 1965 по 1993 годы. Все двигатели получили конструкцию с распредвалом в головке цилиндров. Двигатели с одним распредвалом имели цепной привод, а с двумя распредвалами, появившимися после 1980 года, ременной привод. Также все двигатели серии используют чугунный блок с алюминиевой головкой блока, и были построены на заводе в городе Тоёта в Японии.

Первый двигатель серии, Toyota M-E, доступный только для японского рынка, был оснащен системой впрыска топлива (как и четырёхцилиндровый 18R-E). 4M-E стал первым экспортным двигателем Toyota, оснащаемым системой впрыска топлива. Серия двигателей M была самой престижной среди двигателей компании Toyota (за исключением необычной V серии двигателей V8) в течение 30 лет. Они обычно устанавливались на больших автомобилях Toyota Crown, Mark II, и Supra.

M

Первым двигателем M была 2,0-литровая (1988 куб.см) версия, выпускавшаяся с 1965 по 1988 годы. Это был SOHC двигатель с двумя клапанами на цилиндр. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли по 75 мм. Мощность двигателя 110—115 л. с. (81-85 кВт) при 5200-5600 об/мин, в зависимости от комплектации и года выпуска. Крутящий момент составил 157 Нм при 3800 об/мин.

Версия двигателя, работавшая на газу, M-LPG, выпускалась с 1966 по 1988 годы. Двигатель «M-C», разработанный для коммерческого транспорта, такого как Crown Van, выдавал мощность 105 л. с. (77 кВт)[1].

Конструкция с двумя карбюраторами SU позволила увеличить мощность для двигателей M-B и M-D до 125 л. с. (92 кВт) при 5800 об/мин[2].

Двигатели, направленные на снижение выбросов, M-U, M-U LPG и M-EU, сменили двигатели M, M-LPG и M-E на японском рынке в середине 1976 года. Система снижения выбросов называлась TTC (Toyota Total Clean), с буквой «-C» в обозначении, указывающей на установленный каталитический нейтрализатор.

Двигатель устанавливался на автомобили (календарные годы):

Двигатель Toyota M-E, 1973

M-E

Двигатель M-E появился на седане и хардтопе Toyota Mark II 1972—1976 годов, продававшихся в Японии. Он не продавался вне Японии.

M-E был переименован в M-EU для японского рынка в декабре 1976 года, в связи с установкой системы TTC-C с катализатором для соответствия законам, направленных на снижение выбросов.

Двигатель M-E устанавливался на L и LG седаны и хардтопы Toyota Mark II с 1972 по 1980 календарные годы.

M-TEU

Турбованный двигатель M-TEU, появившийся в 1980 году, выдавал мощность 145 л. с. (108 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 211 Нм при 3000 об/мин. Он использовал турбину Garret T-03.

В 1983 году Toyota добавила в систему промежуточный охладитель воздух-вода для двигателя M-TEU. Мощность увеличилась до 160 л. с. (119 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент до 230 Нм при 3000 об/мин.

Двигатель M-TEU устанавливался на (календарные годы):

Двигатель 2M установленный на Toyota Crown Двигатель Toyota 3M, 1967 Двигатель Toyota 4M

2M

Двигатель 2M с двумя клапанами на цилиндр и одним распредвалом имеет объём 2,3 литра (2253 куб.см). Этот двигатель разрабатывался с сентября 1967 года по сентябрь 1974 года[3]. Мощность двигателя 109—115 л. с. (81-86 кВт) при 5200 об/мин и крутящий момент 159—172 Нм при 3600 об/мин[4].

Двигатель 2M устанавливался на (календарные годы):

  • Crown MS45 (март 1967 — сентябрь 1967)
  • Crown MS51S/52/53/55/57 (1967—1971)
  • Crown MS64/67 (1971—1974)[3]
  • Corona Mark II MX12/22/28 (1972—1974)
  • 2000GT MF12

3M

Другой 2-литровый (1988 куб.см) рядный шестицилиндровый двигатель, с двумя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами, 3M, выпускался с 1966 по 1971 годы. Двигатель получил общий блок M, алюминиевый картер и специально разработанная Yamaha алюминиевую головку. Этот двигатель устанавливался на разработанный совместно Yamaha и Toyota автомобиль 2000GT, охарактеризованный журналом Import Tuner как «первый истинный оригинальный японской суперкар»[5]. Мощность двигателя составила 150 л. с. (112 кВт) при 6600 об/мин, крутящий момент 177 Нм при 5000 об/мин[6].

4M

Двигатель 4M объёмом 2,6 литра (2563 куб.см) получил по два клапана на цилиндр и один распредвал. Он выпускался с 1972 по 1980 годы, мощность двигателя составляла 108—122 л. с. (81-91 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 181—191 Нм при 3600 об/мин.

Инжекторный вариант, 4M-E, выпускался с 1978 по 1980 годы. Он также имел по два клапана на цилиндр и один распредвал. Его мощность составляла 110 л. с. (82 кВт) при 4800 об/мин и крутящий момент 184 Нм при 2400 об/мин.

Двигатель 4M устанавливался на (календарные годы):

5M

Двигатель 5M объёмом 2,8 литра (2759 куб.см) выпускался с 1979 по 1988 годы. Хотя существовали карбюраторная версия и версия с двумя клапанами на цилиндр и одним распредвалом, наиболее распространённым стал инжекторный двигатель 5M-GE с двумя распредвалами.

Мощность SOHC двигателя составляла 116 л. с. (87 кВт) при 4800 об/мин и крутящий момент 196 Нм при 3600 об/мин. В Австралии двигатель 5M-E (на 1985 год) имел мощность 103 кВт при 4800 об/мин и крутящий момент 226 Нм при 3600 об/мин за счет использования этилированного бензина. В Европе 5M-E выдавал 145 л. с. (107 кВт) на автомобилях Crown MS112 и Celica Supra MA61.

Двигатель 5M устанавливался на (календарные годы):

5M-GE

12-клапанный (по два клапана на цилиндр) с двумя распредвалами, двигатель 5M-GE устанавливался на Супры и Крессиды 1980-х годов. Этот двигатель довольно сильно отличался от существующих тогда двигателей серии M, обладая электронной системой впрыска топлива от Bosch, клапанами, расположенными под широким углом, а также с ременным приводом двух распредвалов. Двигатель получил гидравлические толкатели клапанов, впервые для Toyota. Использование компенсаторов устраняет необходимость в настройке зазора клапана на любом двигателе с двумя распредвалами[7]. Эта версия двигателей серии M дебютировала в США в 1982 году на автомобилях Toyota Celica Supra MK2. Новая система управления двигателем на более поздних автомобилях была названа TCCS (от англ. Toyota Computer Control System — компьютерная система управления Toyota). При использовании этой системы и измененного выпускного коллектора, по состоянию на август 1983 года, максимальная мощность двигателя была увеличена на 5 л. с.[8]

Мощность двигателя находилась в диапазоне от 145 до 175 л. с. (108 и 130 кВт соответственно), в зависимости от системы выпуска отработавших газов, контроля выбросов, коэффициента сжатия, формы впускного коллектора и настройки ECU. Крутящий момент от 190 до 230 Нм. Объём заводских двигателей, выпускаемых с 1982 по 1988 годы, составлял 2,8 литра (2759 куб.см). Диаметр цилиндра 83 мм, а ход поршня 85 мм. Степень сжатия от 8,1:1 до 9,2:1.

На вторичном рынке существовали коленчатые валы и поршневые, предлагаемые для двигателей 5M-GE, которые были рассчитаны для расточенных блоков до 2,9 л (мощность 230 л. с./171 кВт) и 3,1 л (мощность 250 л. с./186 кВт). С такими комплектами, как Kuwahara 3100, эти двигатели часто весьма успешно выступали на гонках среди моторных катеров в середине 1980-х годов.

Двигатель 5M-GE устанавливался на (календарные годы):

6M-GE

Toyota увеличила ход поршня двигателя 5M-GE до 91 мм, чтобы создать 3,0-литровый (2954 куб.см) двигатель 6M-GE. Выпускалась только 12-клапанная (по два клапана на цилиндр), с двумя распредвалами, инжекторная версия, доступная как 6M-GE и в Японии как 6M-GEU, существовавшая с 1984 по 1987 годы. На двигателях 6M использовался тот же коленчатый вал, что и на двигателях 7M-GE и 7M-GTE выпускавшихся с 1986 по 1989 годы. Об этом свидетельствует выштамповки «6M» на противовесах более ранних двигателях 7M, 1986—1988 годов.

Мощность двигателя составляла 170—190 л. с. (127—142 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 230—260 Нм при 4400 об/мин. 6M-GEU, как правило, обладал меньшей мощностью от других двигателей 6M, из-за систем выхлопа и контроля выбросов. Несмотря на то, на рынке США не продавались автомобили с этими двигателями, таковые импортировались туда из других стран.

Двигатель Toyota 7M-GE установленный на Toyota Cressida (MX83) Двигатель Toyota 7M-GTE, вид сбоку

Двигатель 6M-GE устанавливался на автомобили Toyota Crown и Toyota Soarer (MZ12).

7M-GE

Двигатель Toyota 7M-GE появился в начале 1986 года. Это 3,0-литровый (2954 куб.см) 24-клапанный (4 клапана на цилиндр) с двумя распредвалами, инжекторный двигатель. Клапаны расположены под углом 50°. Диаметр цилиндра составляет 83 мм и ход поршня 91 мм.

Мощность двигателей 7M-GE, выпускаемых с 1986 по 1992 годы, составляла 190—204 л. с. (142—152 кВт) при 6000 об/мин, и крутящий момент 250—265 Нм при 4800 об/мин. Двигатель массой 199 кг имел степень сжатия 9,1:1.

Двигатель 7M-GE устанавливался на (календарные годы):

7M-GTE

Турбо-мотор 7M-GTE выпускался с 1986 по 1992 годы. Его мощность составила 232 л. с. (173 кВт) при 5600 об/мин и крутящий момент 325 Нм при 4000 об/мин для большинства версий с давлением наддува 0,34 бар. Это был максимально мощный двигатель Toyota, пока на смену ему не пришел 1JZ-GTE.

Специальная версия 7M-GTEU, с модифицированным высокопроизводительны турбокомпрессором CT26 и промежуточным охладителем увеличенного объёма, имела мощность 267 л. с. (199 кВт) при 5600 об/мин и момент 358 Нм при 4400 об/мин. Эти двигатели использовались только в гоночной омологации гоночных автомобилей Toyota Supra Turbo A. Это был самый быстрый японский автомобиль на то время. Супра в группе A с двигателем 7M-GTE и турбиной CT26 имела мощность 580 л. с. (433 кВт).

Объём двигателя составлял 3,0 литра (2954 куб.см), диаметр цилиндра 83 мм, ход поршня 91 мм. Двигатель массой 210 кг имел степень сжатия 8,4:1.

Двигатель 7M-GTE устанавливался на Toyota Supra (MA70, 1986—1992)[9] и Toyota Soarer (MZ20/MZ21, 1986—1991)

См. также

Примечания

  1. ↑ Toyota Commercial Cars (Catalog)', Toyota, 1969, с. 2 
  2. ↑ (March 11, 1971) «Automobil Revue '71» (Hallwag SA) 66: 509–510.
  3. ↑ 1 2 Toyota Genuine Parts Master Catalog, Crown (Sep. 1967-). — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Export-Sales Division., июнь 1974.
  4. ↑ Toyota 2M & M Engine Repair Manual. — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Export-Technical Division., сентябрь 1966. — P. 0-3. — ISBN Pub. No. 96110.
  5. ↑ http://www.importtuner.com/events/impp_0808_four_one_one/1967_toyota_2000_gt.html
  6. ↑ 1967 Japanese brochure. Проверено 12 февраля 2017.
  7. ↑ All About the Toyota Twin Cam, 2nd ed., Токио, Япония: Toyota Motor Company, 1984, с. 8, <http://www.3sgte.com/page_10.htm> 
  8. ↑ 1 2 3 4 Toyota Twin Cam, p. 9
  9. ↑ Toyota Supra parts catalog USA & Canada, MA70 (1988.08-1993.05), No. 49422-93, Nov 1993,

wiki.sc

Обзор 3M, 4M, 5M, 6M 7M-GE

Двигатели серии M, я считаю лучшими у Тойоты - одна из причин этого в том, что разработали этот двигатель инженеры Ямахи. В начале 60-х в Тойоте понимали, что не смогут самостоятельно разработать достойную рядную шестерку для своих флагманских автомобилей и обратились за помощью в Yamaha.

Первый двигатель серии M был объемом 2.0 L (1988 cc) и имел равный диаметр цилиндра и ход поршня - 75 мм. Два клапана на цилиндр, один верхний распредвал с цепным приводом. Блок цилиндров из чугуна и алюминиевую головку. Привод трамблера и масляного насоса от промежуточного вала, маслонасос шестеренчатого типа опущенный в поддон.

Мощность - 110 л.с. на 5600 об\мин, момент - 157 Н*м на 3800 об\мин.

С 1965 года он ставился на Toyota Crown (кузов MS41). Со сдвоенным карбюратором его мощность достигала 129 л.с.! В 1966 появилась версия M-LPG (на сжатом газе) которая просуществовала на внутреннем рынке аж до 1988 года! 

На фотографии двигатель M-E (low emission - первый тойотовский инжекторный двигатель!), который появился в 1972. Еще позже, в 1980 году появился компрессорный M-E, а в 1983 на него прикрепили воздушно-водяной охладитель! Этот турбовый мотор ставился с начала 80-х на Toyota Supra (MA46), Toyota Soarer (MZ10), Toyota Crown (MS110), 1980 Toyota Corona Mark II. Мощность этого мотора с интеркулером была 160 л.с. при 5600 об\мин.

Модификация 2M, была получена в 1966 году путем увеличения хода поршня до 85мм, объем получился 2.3 L (2253 cc). Ставился на Crown (MS51S/53/55/57 MS67), Corona Mark II (MX12/22/28), 2000GT (MF12). Выпускался до 1972 года, фотографию двигателя можно посмотреть здесь.

Легендарная модификация 3M, опять же 2.0 L (1988 cc) была подготовлена Yamaha, имела 2 распредвала (хотя клапанов тоже только 2 на цилиндр), сферическую камеру сгорания (hemi :) и блок из алюминиевого сплава, но размерами как чугунный.

С этого момента двухвальные головки японских моторов иногда стали называть "ямаховскими".

Выпускался 3M с 1966 по 1971 год и ставился на Yamaha/Toyota 2000GT.

Мощность мотора составляла 150л.с. при 6600 об\мин, момент 177 Н*м при 5000 об\мин.

В историю этот автомобиль вошел как "первый полностью японский суперкар". К сожалению дальше пришел нефтяной кризис и дела у Ямахи с Тойотой как-то разладились...

Новый двигатель 4M получили из 2М за счет увеличения диаметра поршня до 80мм, объем 2.6 L (2563 cc). Головка с 2мя распредвалами и 2 клапана на цилиндр. Выпускался с 1972 по 1980 год.  В 1978 году появился 4M-Е, который стал первым инжекторным двигателем Тойоты, продающимся за пределами Японии.

Мощность 4M-Е была 110 л.с. на 4800 об\мин, момент - 184 Н*м на 2400 об\мин. Такие характеристики выдают заботу производителя о долговечности движка! (Либо они не умели делать многоступенчатые коробки передач). Ставились эти моторы на Toyota Celica Supra MKI, Toyota Cressida (MX32), Toyota Crown (MS60), Toyota Corona MKII (MX13, MX29).

А увеличив диаметр поршня до 83.1мм получили двигатель 5M, объемом 2.8 L (2759 cc). Карбюраторный, по прежнему 2 клапана на цилиндр. Выпускался 1979 по 1988 год. Также был доступен инжекторный вариант 5M-GE (новый для этого семейства инжектор L-Jetronic разработанный Bosh), привод распредвалов зубчатым ремнем, но по-прежнему только 2 клапана на цилиндр (с гидрокомпенсаторами зазоров - впервые для Тойоты). Трамблер переместился на головку, а промежуточный вал теперь приводил в движение только масляный насос.

Мощность мотора 5M-GE была от 145 до 175 л.с. в зависимости от настроек, ставился мотор на Toyota Celica Supra MKII (MA61), Toyota Cressida (MX62, MX63, MX72, MX73), Toyota Crown (MS120), Toyota Soarer (MZ11).

Следующим шагом было довести объем мотора до 3х литров! Для этого увеличили ход поршня до 91мм по сравнению с 5M-GE (диаметр поршня остался 83.1мм),  это 2954 куб.см. Мотор 6M-GE оставался 2-х клапанный и просуществовал всего 3 года с 1984 по 1987 из-за неудачной формы распредвала, вызывавшей вибрации.

В 1986 его заменяет двигатель 7M-GE с новой 24клапанной головкой (между клапанами угол 50 градусов). Он просуществовал до 1992 года и запомнился проблемами с прокладкой ГБЦ из-за недостаточной протяжки болтов притягивающих головку к блоку. Этот двигатель выдавав от 190 до 204 л.с. в нетурбированном варианте. Он ставился на Toyota Supra MkIII (MA70), Toyota Cressida Mark II (MX83), Toyota Chaser, Toyota Crown.

Вершиной семейства M стал 7M-GTE - турбовый мотор выдающий 232 л.с. Это был топовый тойотовский мотор, пока его не сменил 2JZ-GTE. Выпускался он с 1987 по 1993 год и стал "жирной точкой" в существовании всего семейства.

7M-GTE устанавливался на Toyota Supra MkIII (MA70), Toyota Soarer (MZ20/MZ21).

Так же этот мотор запомнился скандалом, связанным с недостаточной затяжкой болтов в ГБЦ. Тойота никогда не признала этой проблемы и не делала отзыва машин, хотя всем было очевидно, что достаточно снять клапанную крышку и протянуть болты большим моментом, чем указано в спецификации - однако, это могло привести к обрыву резьбы, либо не устранить полностью проблему с прокладкой, что ж тогда делать Тойоте, возвращать деньги покупателю!?

На рынке запчастей появилась специальная альтернативная металлическая прокладка ГБЦ, которая во многих случаях улучшала положение дел, но не навсегда!

 

Если у Вас есть собственные материалы о негативных сторонах этого мотора, пожалуйста, пришлите их на этот адрес для публикации.

 

Назад

anti-toyota.narod.ru

Обзор 3M, 4M, 5M, 6M 7M-GE

Двигатели серии M, я считаю лучшими у Тойоты - одна из причин этого в том, что разработали этот двигатель инженеры Ямахи. В начале 60-х в Тойоте понимали, что не смогут самостоятельно разработать достойную рядную шестерку для своих флагманских автомобилей и обратились за помощью в Yamaha.

Первый двигатель серии M был объемом 2.0 L (1988 cc) и имел равный диаметр цилиндра и ход поршня - 75 мм. Два клапана на цилиндр, один верхний распредвал с цепным приводом. Блок цилиндров из чугуна и алюминиевую головку. Привод трамблера и масляного насоса от промежуточного вала, маслонасос шестеренчатого типа опущенный в поддон.

Мощность - 110 л.с. на 5600 об\мин, момент - 157 Н*м на 3800 об\мин.

С 1965 года он ставился на Toyota Crown (кузов MS41). Со сдвоенным карбюратором его мощность достигала 129 л.с.! В 1966 появилась версия M-LPG (на сжатом газе) которая просуществовала на внутреннем рынке аж до 1988 года! 

На фотографии двигатель M-E (low emission - первый тойотовский инжекторный двигатель!), который появился в 1972. Еще позже, в 1980 году появился компрессорный M-E, а в 1983 на него прикрепили воздушно-водяной охладитель! Этот турбовый мотор ставился с начала 80-х на Toyota Supra (MA46), Toyota Soarer (MZ10), Toyota Crown (MS110), 1980 Toyota Corona Mark II. Мощность этого мотора с интеркулером была 160 л.с. при 5600 об\мин.

Модификация 2M, была получена в 1966 году путем увеличения хода поршня до 85мм, объем получился 2.3 L (2253 cc). Ставился на Crown (MS51S/53/55/57 MS67), Corona Mark II (MX12/22/28), 2000GT (MF12). Выпускался до 1972 года, фотографию двигателя можно посмотреть здесь.

Легендарная модификация 3M, опять же 2.0 L (1988 cc) была подготовлена Yamaha, имела 2 распредвала (хотя клапанов тоже только 2 на цилиндр), сферическую камеру сгорания (hemi :) и блок из алюминиевого сплава, но размерами как чугунный.

С этого момента двухвальные головки японских моторов иногда стали называть "ямаховскими".

Выпускался 3M с 1966 по 1971 год и ставился на Yamaha/Toyota 2000GT.

Мощность мотора составляла 150л.с. при 6600 об\мин, момент 177 Н*м при 5000 об\мин.

В историю этот автомобиль вошел как "первый полностью японский суперкар". К сожалению дальше пришел нефтяной кризис и дела у Ямахи с Тойотой как-то разладились...

Новый двигатель 4M получили из 2М за счет увеличения диаметра поршня до 80мм, объем 2.6 L (2563 cc). Головка с 2мя распредвалами и 2 клапана на цилиндр. Выпускался с 1972 по 1980 год.  В 1978 году появился 4M-Е, который стал первым инжекторным двигателем Тойоты, продающимся за пределами Японии.

Мощность 4M-Е была 110 л.с. на 4800 об\мин, момент - 184 Н*м на 2400 об\мин. Такие характеристики выдают заботу производителя о долговечности движка! (Либо они не умели делать многоступенчатые коробки передач). Ставились эти моторы на Toyota Celica Supra MKI, Toyota Cressida (MX32), Toyota Crown (MS60), Toyota Corona MKII (MX13, MX29).

А увеличив диаметр поршня до 83.1мм получили двигатель 5M, объемом 2.8 L (2759 cc). Карбюраторный, по прежнему 2 клапана на цилиндр. Выпускался 1979 по 1988 год. Также был доступен инжекторный вариант 5M-GE (новый для этого семейства инжектор L-Jetronic разработанный Bosh), привод распредвалов зубчатым ремнем, но по-прежнему только 2 клапана на цилиндр (с гидрокомпенсаторами зазоров - впервые для Тойоты). Трамблер переместился на головку, а промежуточный вал теперь приводил в движение только масляный насос.

Мощность мотора 5M-GE была от 145 до 175 л.с. в зависимости от настроек, ставился мотор на Toyota Celica Supra MKII (MA61), Toyota Cressida (MX62, MX63, MX72, MX73), Toyota Crown (MS120), Toyota Soarer (MZ11).

Следующим шагом было довести объем мотора до 3х литров! Для этого увеличили ход поршня до 91мм по сравнению с 5M-GE (диаметр поршня остался 83.1мм),  это 2954 куб.см. Мотор 6M-GE оставался 2-х клапанный и просуществовал всего 3 года с 1984 по 1987 из-за неудачной формы распредвала, вызывавшей вибрации.

В 1986 его заменяет двигатель 7M-GE с новой 24клапанной головкой (между клапанами угол 50 градусов). Он просуществовал до 1992 года и запомнился проблемами с прокладкой ГБЦ из-за недостаточной протяжки болтов притягивающих головку к блоку. Этот двигатель выдавав от 190 до 204 л.с. в нетурбированном варианте. Он ставился на Toyota Supra MkIII (MA70), Toyota Cressida Mark II (MX83), Toyota Chaser, Toyota Crown.

Вершиной семейства M стал 7M-GTE - турбовый мотор выдающий 232 л.с. Это был топовый тойотовский мотор, пока его не сменил 2JZ-GTE. Выпускался он с 1987 по 1993 год и стал "жирной точкой" в существовании всего семейства.

7M-GTE устанавливался на Toyota Supra MkIII (MA70), Toyota Soarer (MZ20/MZ21).

Так же этот мотор запомнился скандалом, связанным с недостаточной затяжкой болтов в ГБЦ. Тойота никогда не признала этой проблемы и не делала отзыва машин, хотя всем было очевидно, что достаточно снять клапанную крышку и протянуть болты большим моментом, чем указано в спецификации - однако, это могло привести к обрыву резьбы, либо не устранить полностью проблему с прокладкой, что ж тогда делать Тойоте, возвращать деньги покупателю!?

На рынке запчастей появилась специальная альтернативная металлическая прокладка ГБЦ, которая во многих случаях улучшала положение дел, но не навсегда!

 

Если у Вас есть собственные материалы о негативных сторонах этого мотора, пожалуйста, пришлите их на этот адрес для публикации.

 

Назад

anti-toyota.narod.ru