Аэроглиссер двигатель


Аэроглиссеры (аэролодки): технические характеристики и виды

Судно приводимое в движение воздушным винтом или самолетной турбиной называется — Аэроглиссер (аэролодка). Такая лодка обладает отличной скоростью, рекордные значения набирают именно эти типы судов. Аэроглиссер — лодка амфибия, способная добраться куда угодно, туда где обычное судно в виду своих возможностей не сможет пройти. Устйчивые, маневренные, они обладают уникальными характеристиками. В данной статье мы узнаем что же такое Аэроглиссеры и на примере рассмотрим его характеристики.

Аэроглиссер

Аэроглиссер (аэролодка, лодка с аэроприводом) — это глиссируюшее судно, приводимое в движение аэродинамическим движителем — воздушным винтом или самолетной турбиной.

Рекорды максимальной скорости на воде поставлены именно этим типом судов.Движение аэроглиссера — амфибии основано на принципе качественного глиссирования плоскодонного корпуса. При движении по мелководью между днищем корпуса и дном водоема возникает дополнительная подъемная сила, уменьшающая осадку. Эта сила, называется экранным эффектом или аквапланированием. Она тем больше, чем меньше расстояние между двумя поверхностями и больше скорость судна.

Аэроглиссеру для нормального движения достаточно глубины в несколько сантиметров. Использование винтомоторной установки или аэропривода вместо традиционных гребных винтов или водометов уменьшает требования к глубине водоема, качеству воды и вообще ее наличию.

Достаточная тяга создаваемая установкой позволяет судну двигаться по любым поверхностям вода, снег, лед, болото, влажная трава, сапропель…. Наиболее подходящие двигатели это авиационные. Именно эти двигатели обладают удивительной выносливостью малым удельным весом при высокой мощности. Надежность является главным качеством двигателя аэроглиссера ведь это внедорожная или внесудоходная техника. К корпусу аэроглиссера предъявляются повышенные прочностные требования. Это высокая износоустойчивость материала днища и способность выдерживать значительные ударные нагрузки. При всем этом корпус должен иметь высокие мореходные качества быть остойчивым и управляемым и в тоже время иметь небольшой вес.

Трудно придумать материал более подходящий для этих целей чем Титан, но по причине его высокой цены чаще используется алюминий и сплавы алюминия. Управление аэроглиссером выполняется при помощи аэродинамических рулей. Рули находятся в воздушном потоке толкающего винта и обладают высокой эффективностью. Хороший аэроглиссер может разворачиваться вокруг своего центра, практически на месте. Как орган управления наиболее удобным признан румпель, как у подвесного лодочного мотора. Для улучшения обзора при движении в камышах, кустарниках, сидение пилота устанавливается на значительной высоте над палубой судна. Это так же позволяет лучше видеть рельеф дна водоема на мелководье.

Аэроглиссер — это амфибия, способная достичь мест, недоступных для других транспортных средств. Необыкновенная устойчивость и маневренность, высокие скорости (до 80 км/ч по воде и более 120 км/ч по снегу) делают этот вид транспорта все более популярным среди охотников, рыболовов и любителей экстремальных видов отдыха.

Модель «Фантом 650»

Аэролодки модели «Фантом» представляют собой давно востребованный грузовой вариант водной техники, способной перемещаться с объемным грузом на борту, глиссируя с весом до 1,5 тонн, по труднопроходимым порожистым рекам летом и ледяным торосам зимой.

Передняя открытая грузовая платформа внушительных размеров может стать подспорьем во многих мероприятиях. Рыбаков она впечатлит простором для перемещения во время рыбалки, а охотников – перевозкой крупных трофеев. На ней можно транспортировать груз любого рода и вида, распределив вес ближе к кабине для легкости глиссирования по воде.

Такая модель аэролодки также может заинтересовать предпринимателей, золотодобытчиков, представителей различных государственных учреждений — всех тех, кому подходят грузопассажирские характеристики данного типа лодки.Привычно думать, что, как правило, грузовая техника не может быть скоростной. В случае с «Фантомом 650» мы готовы с этим поспорить.

На одном из тестовых испытаний при загрузке два человека и 150 л. топлива аэролодка «Фантомом 650» с двигателем Toyota 1 UZ-FE 265 л.с. показала скорость — 143 км/час. Возможно, в тот момент, когда вы будете читать данную статью, эти показатели уже повысятся.Следует помнить, что на скорость влияет загруженность лодки, но если вы правильно распределили груз по корпусу, и взяли его не более рекомендованного, то вы все равно поедете с ветерком и довольно быстро, по сравнению с другими плавсредствами, окажетесь на запланированном месте.Грузовое пространство у моделей «Фантом» больше, чем пассажирское, в отличие от моделей «Север», и, тем не менее, кокпит свободно вместит 5 человек – водителя и пассажира – в первом ряду, и как минимум, трёх ценителей отдыха на природе – во втором ряду.

Съемный ходовой тент с панорамными окнами надежно защитит вас от ветра, дождя или снега. Мягкие сидения пассажирского отсека обеспечат комфортное передвижение по любым выступающим из воды или на поверхности льда препятствиям.Специально для этой модели лодки, в целях улучшения её функциональности, были созданы два разноплановых вида тента: один — для защиты груза, расположенного на передней открытой платформе, от попадания воды во время движения, второй — стояночный тент-палатка, уже полюбившийся нашим заказчикам, накрывающий полностью носовую часть лодки и создающий, так называемую, пикниковую зону.

Любителям отдыхать на природе с комфортом мы можем также предложить установку на грузовой платформе, около ветрозащитной консоли, рундука, оборудованного раковиной с подачей воды и газовой плитой.Аэролодка «Фантом 650» укомплектована всем необходимым и всё же её возможности можно значительно расширить с помощью различных дополнительных опций: хорошего навигационного оборудования, электролебедки, оптики, способной освещать далеко впереди себя, автономного отопителя салона, работающего при заглушённом двигателе, электрического насоса подкачки баллонов, встроенного в кабину и т.д.

КОНСТРУКЦИЯ АЭРОЛОДКИ «ФАНТОМ 650»

Конструкция лодки представляет собой сочетание цельносварного алюминиевого корпуса, являющегося надежной основой судна, и расположенного под ним – надувного корпуса, являющегося, в свою очередь, своеобразным амортизатором для смягчения ударов при движении по выступающим из воды препятствиям или ледяным торосам. Именно надувной корпус принимает на себя все разрушающие днищевые ударные нагрузки, поглощает удар и после прохождения препятствия восстанавливает свою первоначальную форму.

Надувной корпус лодки изготовлен из высокопрочной синтетической ткани с двухсторонним полимерным покрытием ПВХ с добавлением термопластичного полиуретана. Применяемая ткань экологически безопасна, износоустойчива, имеет высокие климатические и прочностные характеристики.

Днище лодки защищено полимерной чешуей, достойно выдерживающей как температурные перепады, так и механические воздействия. Чешуя представляет собой полимерные пластины, каждая из которых крепится с помощью шнура к днищу лодки внахлест друг на друга, в целом образуя многоступенчатую защиту надувных баллонов. При перемещении по выступающим из воды валунам или торчащим изо льда торосам каждая пластина эластично деформируется и изгибается, демпфируя (амортизируя) и равномерно распределяя нагрузку по всему днищу лодки. Каждая чешуя кроме защитной функции выполняет роль поперечного редана и обеспечивает тем самым аэролодке высокие скоростные показатели.

Фальшборт с привальным брусом по всему периметру являются боковой защитой лодки. Попавшая на борт вода стекает в шпигаты — специальные зарешеченные отверстия в алюминиевом корпусе. Клапаны подкачки баллонов расположены в легкодоступных местах по всему корпусу лодки.

Ветрозащитная консоль, разделяющая корпус на пассажирский и грузовой отсеки, представляет собой алюминиевую конструкцию с двумя лобовыми, двумя боковыми стеклами «Триплекс», с дверью по левому борту. В моделях аэролодок «Фантом» большую часть корпуса занимает передняя грузовая платформа по соотношению с кокпитом — пассажирским отсеком.

Пассажирский отсек представляет собой: два ряда сидений поперечной компоновки – мягкие кресла для водителя и пассажира в первом ряду, расположенные справа от двери, и сплошное вместительное мягкое сидение во втором ряду; большой алюминиевый рундук под креслами; цельносварной топливный бак вместимостью 200 литров под сплошным сидением; бардачок перед пассажирским креслом; панель управления с рулевой колонкой, рулевым колесом и приборами.

Передняя грузовая платформа размером 2,20м в длину и 2,0м в ширину имеет с двух сторон леерные ограждения высотой 40 см в носовой части и 53 см ближе к ветрозащитной консоли, которые служат одновременно и опорой для людей, и защитой от выпадения какого-либо груза.

Палуба кокпита и грузовая платформа имеют нескользящее полимерное покрытие.

В кормовой части аэролодки располагается винтомоторная установка, которая представляет собой единый сборочный узел, состоящий из алюминиевого цельносварного ограждения винта и продольно-поперечной моторамы, на которой с помощью амортизирующих сайлентблоков закреплён двигатель. На двигателе установлен понижающий редуктор, на фланце которого закреплен воздушный винт. Два вертикальных киля (руля) управления расположены за винтом. Аккумуляторные батареи установлены перед ограждением в специальных пластиковых боксах.

ДВИГАТЕЛЬ И РЕДУКТОР

На аэролодку «Фантом 650» можно установить один из двух моделей двигателей на выбор: Toyota 1UZ-FE — 265 л.с. / 290 л.с. или Toyota 3UZ-FE — 300 л.с.

  • Двигатель Toyota 1UZ—FE

32-клапанный V-образный 8-цилиндровый объемом 4000 см³, с алюминиевым блоком цилиндров с углом развала 90˚, с запрессованными чугунными гильзами, двумя алюминиевыми ГЦБ, по два распредвала на каждую и по 4 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная, принудительная. Привод ГРМ и помпы — зубчатый ремень.

  • Двигатель Toyota 1UZ—FE — двух типов
  • 1UZ—FE

Простой, неприхотливый двигатель с системой газораспределения DOHC, с верхним расположением двух валов и бесконтактной системой зажигания, с 2-мя катушками и 2-мя трамблерами, мощностью 265 л.с.

Обновленная версия двигателя с системой газораспределения DOHC, с верхним расположением двух валов и системой VVT-i, двухступенчатым впускным коллектором ACIS и электронной системой зажигания, с отдельными катушками на каждый цилиндр, мощностью 290 л.с.

Двигатель Toyota 3UZ—FE, по сути, продолжение развития двигателя Toyota 1UZ-FE. 32-клапанный V-образный 8-цилиндровый, с увеличенным до 4 300 см³ объемом, также с алюминиевым блоком цилиндров с углом развала 90˚, с запрессованными чугунными гильзами, двумя доработанными алюминиевыми ГЦБ, по два распредвала на каждую и по 4 клапана на цилиндр. Система охлаждения – жидкостная, принудительная. Привод ГРМ и помпы — зубчатый ремень. Применена фирменная система газораспределения VVT-i, двухступенчатый впускной коллектор с регулируемой длиной ACIS, электронная дроссельная заслонка и электронная система зажигания, с отдельными катушками на каждый цилиндр; мощностью 300 л.с.

Редуктор

Привод от двигателя на воздушный винт осуществляется через понижающий, одноступенчатый, цилиндрический, косозубый редуктор. Корпус редуктора выполнен из высокопрочных алюминиевых сплавов. Шестерни подвергаются химико-термической обработке и прикатке, имеют высокую износостойкость и прочность. Соединение с валом двигателя через эластичную муфту, выполненную заодно с маховиком.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

  • Надувной корпус лодки из высокопрочной ткани ПВХ (баллоны и фальшборт)
  • Цельносварной алюминиевый корпус силовой установки с креплениями под надувной корпус лодки
  • Двигатель на продольно-поперечной раме
  • Цельносварная алюминиевая защита воздушного винта (ограждение)
  • Воздушный винт 3-х или 6-ти лопастной
  • Вертикальные кили управления
  • Комплект защиты днища из полимерного материала
  • Металлическая панель управления с рулевой колонкой и рулевым колесом
  • На панели управления: замок зажигания, рукоятка управлением дроссельной заслонкой (газом), кнопка аварийного выключения зажигания с чекой, тумблеры управления системами двигателя и бортовой сети (тумблер переключения отопителя, включения фар, включения ходовых огней, включения дворников), прикуриватель, приборы контроля систем двигателя: комплексный прибор со счетчиком моточасов и тахометром, указатель температуры двигателя, светодиодные контрольные лампы давления масла в двигателе, перегрева двигателя и зарядки АКБ, указатель уровня топлива в баке
  • Два мягких морских кресла (водительское и пассажирское)
  • Алюминиевый вместительный рундук под двумя креслами
  • Бардачок перед пассажирским креслом
  • Мягкое сплошное сидение с мягкой спинкой для пассажиров, рассчитанное на 3-4 человека
  • Алюминиевый цельносварной топливный бак на 200 л.
  • Передние, боковые и дверные стекла «Триплекс»
  • Стеклоочиститель водительского стекла
  • Передняя грузовая платформа и пол кокпита с нескользящим полимерным покрытием
  • Мягкая отделка элементов кокпита
  • Леерные ограждения грузовой платформы
  • Аккумулятор
  • Ходовые огни
  • Весло-гребок

АЭРОСАНИ-АЭРОЛОДКА СВОИМИ РУКАМИ «Гидра»

Как сделать аэросани-аэролодку своими руками. Несколько лет назад нам удалось построить весьма удачное транспортное средство —аэросани-аэролодку. Испытания этого аппарата оказались весьма удачными, и нам хотелось бы, чтобы нашим опытом смогли воспользоваться многие самодельщики. Свой аппарат мы изготовили на базе серийной мотолодки типа «Янтарь». Несколько слов о его возможностях. «Гидра» (так мы назвали его) может двигаться по льду со скоростью до 90 км/ч и по воде (с пассажирами) — до 45 км/ч.

Аппарат легко выходит из воды, на лед и, наоборот, со льда в воду. Транспортировка «Гидры» к реке осуществляется своим ходом — за несколько минут на лодку устанавливаются колеса, и она легко трансформируется в аэромобиль.

Но универсальность аэролодки «Гидры» — еще не основная «изюминка» аппарата. Главное достоинство в весьма оригинальном приводе от коленчатого вала двигателя к валу воздушного винта. Роль трансмиссии здесь играет клиноременный вариатор от снегохода «Буран», что дает аэроходу с такой автоматической передачей ряд преимуществ перед аппаратами, где используются другие способы превращения мощности мотора в тягу.

 

Вкратце перечислим основные преимущества применения клиноременного вариатора для привода воздушного винта:

  1. Наш двигатель чрезвычайно легко запускается ручным стартером; воздушный винт при этом остается неподвижным и начинает раскручиваться, лишь, когда частота вращения коленчатого вала мотора достигает 2000 мин.
  2. После запуска двигатель может работать на холостых оборотах и не вращать при этом воздушный винт, что значительно повышает безопасность обслуживания транспортного средства с аэродвижителем.
  3. При работе на холостых оборотах коленчатый вал двигателя «Гидры» не испытывает значительных знакопеременных нагрузок, как это происходит на тех силовых установках, где воздушный винт насажен непосредственно на вал мотора. А это значительно увеличивает ресурс коленвала и его подшипников.
  4. Воздушный винт «Гидры» раскручивается плавно, без резких рывков, что существенно снижает требования к способу крепления пропеллера. На «Гидре» воздушный винт крепится на валу лишь цилиндрическим штифтом диаметром 6 мм.
  5. Передаточное число клиноременного вариатора автоматически устанавливается центробежным регулятором и нагрузочной муфтой вариатора в зависимости от частоты вращения двигателя и сопротивления вращению воздушного винта.

Это означает, что в случае работы двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой частота вращения коленвала будет составлять 5000 мин вне зависимости от того, будет ли катер стоять или двигаться на полной скорости. Частота же вращения воздушного винта при этом будет меняться в зависимости от скорости движения аэролодки. Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем это экспериментальными данными: с винтом 0 1200 мм (шаг 450 мм) двигатель развивает 5000 мин-1, а воздушный винт — 2880 мин»1; с винтом 0 1200 мм (шаг 600 мм) частота вращения коленвала.

Двигателя 5000 мин, а частота вращения винта — 2190 мин. Эти данные получены при работе двигателя на месте с полностью открытой дроссельной заслонкой карбюратора. Для сравнения приведем те же данные при движении аппарата со скоростью 80 км/ч: первый винт при тех же оборотах коленвала имеет частоту вращения 4500 мин, а второй— 3850 мин. Интересно, что мы ставили на наш аппарат винты различных диаметров, шагов и с различными по ширине лопастями, однако статическая тяга при этом не выходила за пределы 75… 85 кгс. По сути, тяга в данном случае зависит в основном от КПД воздушного винта, поскольку частоту вращения каждого из винтов вариатор делает соответствующей режиму максимальной тяги.

Изложенное позволяет сделать вывод, что силовая установка с клиноременным вариатором существенно упрощает подбор воздушного винта и дает возможность двигателю со всеми винтами и на любых скоростях движения работать в режиме максимальной мощности. Несколько слов об аэровездеходе, который эксплуатируется нами вот уже более трех лет. «Гидра» изготовлена на базе серийной сварной дюралюминиевой мотолодки типа «Янтарь».

Корпус лодки пришлось усилить дополнительными стрингерами и шпангоутами. На нескольких кормовых шпангоутах закреплены дюралюминиевые профили «уголок» — они стали опорой двигательной установки, зафиксированной на этих «уголках» через сайленблоки. Эти же кормовые шпангоуты объединены дополнительными стрингерами (дюралюминиевыми «уголками») для того, чтобы нагрузка от винтомоторной установки равномерно распределялась на возможно большее число шпангоутов. Мера эта оказалась оправданной — она существенно повысила надежность и долговечность конструкции.

Для нашей аэролодки «Гидры» требовалась центровка, существенно смещенная назад.

Чтобы осуществить это, мы несколько сдвинули сиденья водителя и пассажира к корме. Это потребовало изготовления полурубки, чтобы закрыть экипаж и приблизить ветровое стекло к водителю. Полурубка — фанерная, оклеенная тканью по нитролаку, а затем окрашенная нитроэмалями. Носовая часть лодки усиленная — это потребовалось для того, чтобы на нее можно было установить управляемое носовое колесо или лыжу. Рулевой механизм — от автомобиля «Запорожец».

Место крепления рулевого механизма усилено дюралюминиевыми «уголками» и швеллерами. Сам же рулевой механизм устанавливается изнутри лодки Все три колеса «Гидры» быстросъемные благодаря применению штифтов с поворотным язычком; устанавливаются они с применением амортизаторов.

Зону крепления задних колес также пришлось усилить. Для этого к корпусу лодки приклепаны фланцы, в которые заподлицо с ними вварена труба — в нее вставляются оси задних маятниковых рычагов. Оси «маятников» закрепляются тягами, которые фиксируются на корпусе штифтами с поворотным язычком.

Такой способ крепления колес позволяет одному человеку за 2… 4 мин установить колеса на «Гидру» или демонтировать их (разумеется, когда «Гидра» находится на воде).

На суше это приходится делать вдвоем: помощник при монтаже колес поддерживает корпус. Установка на лодку колес позволяет «Гидре» передвигаться (разумеется, вне населенных пунктов) и по суше — например, от водоема к водоему.

Для движения по льду или укатанному снегу используются лыжи: передняя управляемая (ее длина — 1,2 м, ширина — 0,5 м), покрытая снизу «нержавейкой» и заполненная изнутри пенопластом, а также две задние, жестко закрепленные в кормовой части корпуса на болтах М8, проходящие через шпангоуты. Лыжи эти вырезаны из березового бруска, и подошвы их обшиты листовой нержавеющей сталью и снабжены подрезами.

При эксплуатации аэролодки «Гидры» в режиме аэросаней применяются установленные на транце лодки скребковые тормоза.

Ну а при движении на колесах тормозные колодки задних колес имеют тросовый привод от скребков — это позволяет для торможения на всех режимах пользоваться единой педалью. Топливный бак емкостью 55 л располагается под силовой установкой, горючее к карбюратору двигателя подается с помощью насоса.

Воздушный винт моноблочный, вырезан из блока, склеенного из тщательно прифугованных друг к другу досок, соединенных в пакет эпоксидной смолой.

Наилучшие результаты для нашей силовой установки показал винт со следующими параметрами: диаметр — 1,4 м, шаг — 0,5 м, ширина лопасти — 0,105 м.

С таким винтом аэрогидроснегоход развивал скорость при движении по льду — до 10 км/ч, по воде — до 45 км/ч. При изготовлении воздушных винтов мы пользуемся более простой технологией, чем упоминающаяся в технической литературе. Вот ее основные этапы. При разметке заготовки, имеющей форму параллелепипеда, надо иметь в виду, что задние кромки лопастей проходят по одному из ребер заготовки.

Угол каждого из сечений лопасти легко контролируется по разметке. Готовя этот материал, мы не стали делать чертежи нашего аппарата, поскольку он собран из серийно выпускающихся элементов — мотолодки и вариатора с двигателем. Основная идея конструкции — именно в удачном сочетании воздушного винта и двигателя, соединенных автоматической трансмиссией. Поэтому мы и призываем самодельщиков на практике оценить работоспособность такого силового агрегата применительно к самым различным аппаратам — мотодельтапланам, глиссерам, аэросаням, аэроходам.

Источники:

  • http://severboats.ru/modeli/fantom-650/#3
  • http://www.airmaster.ru/content/view/42/77/
  • http://aerosani.masteraero.ru/sani-18

yachtinform.ru

Как сделать аэроглиссер своими руками :: SYL.ru

На сегодняшний день активных отдых, рыбалка и прочие занятия, связанные с передвижением по мелководью, довольно распространены. Однако большие лодки не только проходят такие отрезки пути с трудом, но и стоят довольно дорого. Именно поэтому многие прибегают к тому, что изготавливают необычные плавсредства самостоятельно. Как сделать аэроглиссер своими руками? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться, что это такое. Судно, которое перемещается при помощи воздушного винта или самолетной турбины, - это и есть аэроглиссер (аэролодка). Этот тип транспорта очень подходит для перемещения по мелководью, так как его движущая часть (двигатель, турбина и т.д.) находятся над водой. Поэтому глубина водоема роли не играет. Вторая особенность заключается в том, что габариты такого средства передвижения довольно скромные, что увеличивает его преимущество.

Общие сведения об агрегате

Итак, начнем разбираться, как сделать аэроглиссер своими руками. Всем понятно, что самые необходимые части этого плавсредства - корпус и двигатель. Тут стоит обратить свое внимание на то, что в качестве движущей части можно выбрать несколько вариантов устройств. Специалисты утверждают, что наилучшим вариантом двигателя является силовая часть дельталета. Он практически идеален по таким параметрам, как:

  • Мощность.
  • Надежность.
  • Коэффициент полезного действия.

Неплохими дополнительными характеристиками будет и то, что такое устройство отлично справляется с преодолением зарослей тростника, осоки и скоплений водорослей.

Однако такой силовой агрегат имеется далеко не у всех, а покупать его не всегда выгодно. Потому можно использовать, к примеру, мотор от японского мотоцикла. Самодельный аэроглиссер с таким типом устройства также будет достаточно хорош.

Выбор движущей детали

Одна очень важная особенность таких необычных лодок в том, что выбросы от работы силовых элементов они отводят не в воду, а в воздух. Специалисты в области экологии утверждают, что это намного лучше.

Если человек решился на создание такой аэролодки, то первое, что ему необходимо приобрести - это двигатель. В статье для примера будет взят лодочный мотор "Вихрь". Характеристики этого агрегата следующие: двухцилиндровый, обладающий жидкостным охлаждением, а его мощность составляет около 25 л.с. Довольно приятный бонус заключается в том, что устройство компактное по своему исполнению. Однако это не значит, что нужно использовать только этот тип двигателя. Можно сконструировать аэроглиссер из автомобильного двигателя своими руками.

Если же вернуться к рассмотрению "Вихря", то здесь есть один нюанс. В нем частота, с которой вращается коленвал, довольно велика. Она не подойдет для прямого соединения с воздушным винтом. Чтобы решить эту проблему, мотор дополнительно снабжается трехручьевым клиноременным редуктором, имеющим передаточное число 1,6. В качестве клиновых ремней взяты модели, применяющиеся в автомобилях "Жигули", где используется система "двигатель - насос - генератор".

Шкивы для аэролодки

Следующими элементами являются два шкива. Один из них будет ведущим, а другой ведомым. Эти две детали также являются основными для сборки аэроглиссера своими руками. Вытачиваются шкивы из такого материала, как дюралюминий. После этого они подгоняются и подвергаются такой операции, как твердое анодирование. Первую деталь, то есть ведущий шкив, необходимо крепить к маховику, используя заклепки. Чтобы произвести монтаж второго шкива к двигателю, придется на его переднюю часть поместить плиту-проставку, изготовленную из стали толщиной 5 мм. На данной пластине необходимо установить консольную ось ведомого шкива. Он будет вращаться на оси, используя для этого два подшипника шарикового типа 204 и один 205. Между этими элементами располагаются дистанционные втулки, также изготовленные из дюралюминия.

Закрепление деталей

Чтобы зафиксировать шкив на оси, обычно используют стопорное кольцо и винт с шайбой. Плита-проставка, которая использовалась ранее, крепится при помощи болтов к картеру двигателя и к кронштейнам. Эти элементы, то есть кронштейны, монтируются на переходные втулки, которые наворачиваются на шпильки крепления головок двигателя вместо гаек. Далее необходимо перейти к натяжению ремней. Чтобы выполнить эту операцию, нужно использовать специальный механизм, который состоит из нескольких элементов. Первый - это втулка, приваренная к пластине-приставке, а второй - это болт с гайкой.

Ранее уже говорилось о том, что охлаждение в конструкции самодельных аэроглиссеров этого типа жидкостное. Тут важно отметить, что используется забортная вода, которая подается в рубашку охлаждения. Для забора жидкости используется самодельный насос, который выполнен на основе крыльчатки от электрического насоса "Кама".

В качестве датчика, следящего за температурой и регулирующего ее в нормальном пределе (80 - 85 градусов по Цельсию), используется самый простой автомобильный термостат. Чтобы запускать аэроглиссер своими руками, используется шнур. Расположение этого элемента между винтом и коком. Дергая шнур, запускается двигатель, так как внутри имеется шкив, вокруг которого эта деталь наматывается перед стартом устройства.

Воздушный винт

Это тоже одна из основных деталей рассматриваемого типа плавсредства. Чтобы создать воздушный винт для аэроглиссера своими руками, необходимо понимать его конструкцию. Этот элемент является деревянным и моноблочным. Другими словами, для изготовления детали нужно использовать цельный брусок древесины. Тут стоит заметить, что найти такой брус, который не будет иметь дефектов в виде сучков или трещин, проблематично. Поэтому можно поступить иначе. Конструкторы предлагают брать несколько пластин, толщина которых будет не менее 10 мм и склеивать их при помощи эпоксидной смолы.

Прежде чем приступить к самому процессу склеивания, необходимо удостовериться, что слои древесины располагаются симметрично. Это необходимо сделать для того, чтобы избавить винт от возможных деформаций при дальнейшей эксплуатации. Уже готовая (склеенная) заготовка размечается по стандартному чертежу, который вешается в центр бруска и прибивается небольшим гвоздем. Далее нужно обвести имеющийся рисунок, а после этого перевернуть его на 180 градусов и обвести еще раз. Таким образом, можно получить проекции обеих лопастей.

Сборка конструкции винта

Очень важно удалить лишнюю древесину, которая может помешать работе винта. Для этого используется мелкозубая пила лучкового или ленточного типа. Наиболее ответственная часть работы при создании аэроглиссера своими руками - это придание винту аэродинамического профиля. Тут важно отметить, что одна из сторон данной детали должна быть ровной, а другая выпуклой. Это лучше сразу отмечать на чертеже, так как потом ошибку исправить уже нельзя. Придется создавать всю конструкцию заново.

Чтобы обработать лопасти винта, необходимо иметь небольшой топор, который будет заточен очень хорошо. Данный инструмент должен быть изготовлен из стали высокого качества. При удалении лишнего слоя древесины работать нужно довольно аккуратно, чтобы избежать трещин. Специалисты рекомендуют делать небольшие натесы - это самый безопасный вариант. После грубой обработки топором можно приступать к предварительной подготовке, для которой используют рубанок и рашпиль. Окончательную доводку выполняют при помощи стапеля. Расскажем, каким он должен быть.

Стапель

Чтобы построить аэроглиссер своими руками, обязательно понадобится это приспособление. Он представляет собой тщательно выровненную доску, толщина которой составляет не менее 60 мм. Используется она для того, чтобы делать на ней пропилы глубиной до 20 мм. В полученные углубления вставляются нижние шаблоны профиля лопасти винта.

Стапель вытачивается из нескольких деталей. Его основа - это центральный стержень, который изготавливается из таких материалов, как сталь или же дюралюминий. Диаметр стержня определяется отверстием в ступице винта. Они должны соответствовать друг другу. Полученный стержень располагается точно в центре и строго перпендикулярно доске стапеля.

Корпус для аэролодки

Чтобы создать рабочий самодельный аэроглиссер, необходимо немало времени уделить созданию корпуса. Это основной элемент, который является довольно объемным, если изготавливать его целиком. По этой причине специалисты рекомендуют делить его на две составные части - верхнюю и нижнюю. Начинать сборку этих двух элементов лучше с нижней части. Для этого необходимо вырезать из фанеры, толщина которой не менее 12 мм, формообразующие шпангоуты. Чтобы подготовить такие составные части, как кили и стрингеры, используются рейки с размерами 20х20, 30х20 или 30х30 мм. Осуществлять сборку каркаса нижней части лодки нужно на ровном полу. Перед тем как приступить к процессу формирования нижней части, нужно отметить ее диаметральную плоскость, а также пометить места, где будут располагаться шпангоуты.

Верхняя часть

Если говорить об изготовлении верхней части корпуса, то этот процесс практически ничем не отличается от сборки нижней части. Существенная разница заключается лишь в том, что она формируется не из фанерных шпангоутов, а из ранее подготовленных криволинейных реек. Отметим, что формирование корпуса осуществляется уже не на полу, а на непосредственно готовой и собранной нижней части корпуса. Тут стоит сказать, что можно избежать этой трудоемкой работы, если заниматься сборкой аэроглиссера из ПВХ лодки своими руками. Корпус у таких моделей уже готовый и представляет собой единую конструкцию.

Рама двигателя

Рассмотрим еще одну важную деталь. Это моторама двигателя. Она крепится к одному из шпангоутов. Элемент, к которому будет прикреплена рама, должен быть усилен. Его сечение должно быть увеличено. Также он должен иметь усиление в местах стыка реек. Сделать это можно при помощи фанерной косынки. Чтобы закрепить раму на поперечине, используется стальная труба квадратного сечения 40х40 мм. Для фиксации этого элемента используется раскос, который создается при помощи труб диаметром 22 мм. Для остекления дверей, если таковые имеются, используется оргстекло толщиной 4 мм.

В зависимости от надежности крепления рамы и планируемого использования судна, можно использовать различные силовые элементы. Некоторые берут двигатель от "Урала" для самодельного аэроглиссера. С этим компонентом можно также добиться неплохой мощности.

Немного о преимуществах

Естественно, что для получения популярности, необходимо обладать какими-либо преимуществами, которых нет у других видов плавательных средств. Для аэроглиссера такими качествами стали следующие несколько пунктов. Во-первых, протечка двигателя будет накапливаться не снаружи, а внутри. Во-вторых, управление такой небольшой лодкой приносит довольно много адреналина, так как скорость, которую она может развить, довольно велика. К тому же изготовление самодельных аэроглиссеров своими руками принесет немало радости тем, кто любит что-либо мастерить. Для рыбаков наиболее существенным перевесом является то, что на таком средстве передвижения можно бороздить практически любые водные просторы, а тихая работа позволяет бесшумно подплывать к местам обитания рыбы.

Управление

На сегодняшний день в таких устройствах используется не прямая передача управления, а ременная или редукторная. Преимуществами обеих систем стало то, что они корректируют подачу топлива к двигателю и движение руля.

Также стоит отметить, что некоторые рыбаки или просто любители путешествовать таким способом оснащают свой аэроглиссер дополнительным оборудованием. Это могут быть стекла, удобные сиденья, прожектора и т.д.

Универсальный аппарат

Аэролодка может использоваться не только для передвижения по воде. Некоторые умельцы вполне справились с задачей создания небольшой "амфибии", которую можно использовать для передвижения не только по воде, но и по льду. Если говорить о характеристиках получившегося транспорта, то его скорость (с пассажирами) по твердому покрытию составляет до 90 км/ч, а по воде до 45 км/ч.

Базой для создания такой амфибии послужила мотолодка "Янтарь". Основным отличием от обычных аэроглиссеров (кроме того, что он движется и по твердой почве) стало то, что в качестве передатчика от редуктора к воздушному винту используется клиноременной вариатор от снегохода. Именно это и послужило основным отличием и возможностью создать самый настоящий вездеход.

www.syl.ru

Аэроглиссер с ДВС на скорую руку. — Паркфлаер

Статья из серии "советское наследие".

Полез я как-то в дальнюю антрессоль искать провод МГТФ (помню, что был где-то небольшой моток). Провод я, к слову, нашел, но он-то как раз и не интересен. А интересно то, что я обнаружил во время поисков...  

А нашел я вот что:

Двигатель ЦСТКАМ 1,5КР-АС! Мотор автомодельный, оборотистый, но путем несложных манипуляций легко переделывался в авиационный вариант.

Последние лет 10, минимум, я убежденный электричник, но тут вспомнил, понимаешь, детство, как ходил в местную СЮТ, строгал (по другому и не скажешь) профильные кордовички, как возился с этим самым мотором, желая поставить его на небольшую бойцовку... И что-то такая ностальгия накатила по запаху горелой касторки... Дай, думаю, попробую его завести. Одолжил у знакомых автомоделистов немного горючки и накал для свечи, движок промыл, прикрутил винт, залил в выхлопной патрубок пару капель топлива, несколько рывков за винт и... получаю лопастью по пальцам. Кусается, зараза!!! Но живой, а это хорошо.

Несколько последующих запусков показали, что мотор вполне рабочий, на нормальном-то топливе. А ведь сколько я с ним мучался в свое время... Собственно, потому и закинул на дальнюю полку, что он на разных эрзац-смесях то заводиться никак не хотел, то работал исключительно с накалом и тут же глох, если отключить питание свечи.

Но, раз мотор живой, значит, надо его куда-нибудь прикрутить. Сразу делать под него самолет я не решился, да и в таком масштабе электромоторы гораздо проще, надежнее и эффективнее, на мой взгляд. Так и родилась идея собрать аэроглиссер-болотоход с ДВС: делать проще и быстрее, в случае проблем с мотором никуда не упадет, ну и лето скоро, надо что-то и для воды подготовить.

 

Первым делом, я поставил на мотор нормальный карбюратор от какой-то машинки, правда, пришлось в качестве впускного патрубка с регулировочной иглой приспособить родной от ЦСТКАМ`а, т.к. тот, что должен был стоять на карбе, оказался сломан.

Тем не менее, конструкция, хоть и громоздкая, оказалась вполне рабочей. Топливо поступает, газ регулируется. Правда, холостые обороты великоваты, но зажимать дроссель дальше уже некуда... Впрочем, это может быть и следствием заточенности мотора под высокие обороты.

 

Корпус глиссера я решил делать из 50мм пеноплекса. Вырезал прямоугольник 23х40см, немного оформил нос, с боков оклеил полосами 3мм ПВХ, так, чтобы они немного выступали вниз. Получились этакие полозья, чтобы не обдирать днище при выезде на берег. Ну и зимой можно будет попробовать по снегу поездить, помогут держаться на курсе.

 

Место установки двигателя и рулей усилил фанерной вставкой:

Для крепления двигателя из той же фанеры сделал такой пилон:

Ось двигателя немного наклонена вниз, градусов 5 примерно. Точно не измерял.

Примеряем по месту: вроде бы, все подходит, и смотрится неплохо.

Для прочности и защиты пенопласта от топлива, корпус был оклеен стеклотканью на эпоксидке. Ткань была только толстая, поэтому обошелся одним слоем:

После отверждения клея, корпус я прошпаклевал и вышкурил, вклеил моторный пилон, а затем покрасил белой акриловой краской:

Установил на место мотор и серву газа:

Сервомашинку рулей (старенькая Футаба 3007) я просто вклеил на силиконовый герметик в углубление в пене:

В качестве верхней точки крепления рулей, сделал нечто вроде антикрыла из ламинированного пенопласта (пена, оклееная с двух сторон жестким пластиком), заодно, это антикрыло послужит какой-никакой защитой винта на случай опрокидывания:

 

Оси рулей я сделал из 3мм карбоновой трубки, а сами рули - из ПВХ:

 

 

Приемник, стабилизатор питания и батарею я разместил рядом с сервой руля:

Для испытаний стоит импульсный BEC на 5А, но такой мощный тут не нужен, поэтому я собираюсь его заменить парой КРЕН`ок 7805. Аккум тоже будет поменьше и двухбаночный.

Аппаратура закрывается "кабиной" из ПВХ, которая держится на магнитах:

Чтобы провод сервы газа не попал под винт, я его закрепил мелкими пластиковыми скобами:

Из жести от консервной банки спаял глушитель со штуцером отбора давления в бак:

Сам бак - автомобильный. Вклеен, как и серва руля, на силиконовый герметик в сделанное под него углубление в пене:

 

В итоге получилась такая вот "калоша":

 

 

Двигатель завел, отрегулировал на более-менее стабильную работу во всех режимах, спалил бак горючки... 

Теперь осталось дождаться нормальной погоды (а то нас прошлую неделю все снегом заваливало) и обкатать аппарат.

www.parkflyer.ru

Аэроглиссер для рыбалки

Каждый заядлый рыбак мечтает о таком плавательном средстве, которое сможет проходить в тех местах, что обычной надувной лодке не по силам. И таким средством можно назвать аэроглиссер. В этой статье мы подробно поговорим об этом плавательном средстве, его характеристиках,  а также о том, насколько реально создать аэроглиссер для рыбалки своими руками.

Что это такое

Аэроглиссером принято считать плавательное средство, которое, как и вездеход, способно передвигаться в различных средах, и оснащенное мотором.

Основной технической характеристикой аэроглиссера является скорость вращения воздушного пропеллера, которая в основном достигает около 1200-3500 оборотов в минуту. В зоне потока воздуха,  который создается пропеллерами судна, находятся рули, с помощью них и осуществляется управление данным плавательным средством. Это дает возможность управлять аэроглиссером не только в воде, но и на суше.

Значительная скорость оборотов пропеллера дает возможность управления на довольно высоких скоростях, благодаря чему появляется способность двигаться на воздушной подушке. Все это дает возможность передвигаться в заболоченных местах, на мелководье, а также в местности, которая покрыта тиной. Очень часто корпус катера может быть покрыт специальным материалом, содержащим полимер. Это практикуется для уменьшения силы трения при прохождении плавсредства по твердым поверхностям.

Аэроглиссер

Старые модели аэроглиссеров имели не очень удобное управление за счет несовершенной конструкции. На больших скоростях достигалась достаточно хорошая маневренность, однако при движении на малой скорости управлять катером было проблематично. В современных моделях эта проблема была устранена за счет усовершенствования конструкции днища, которое имеет особую обтекаемую форму. Благодаря этому  управлению аэроглиссером способен научиться даже не имеющий опыта рыбак. Достаточно будет и пары занятий с инструктором.

У нас в стране не каждый может позволить себе покупку такого плавательного средства. Его цена сопоставима с покупкой разве что небольшого автомобиля, в то время как за границей это средство передвижения уже давно является довольно распространенным. Так из чего же сделан этот необычный катер?

Основные составляющие

Основой в этой конструкции является лодка. Она может быть изготовлена из алюминиевого сплава, который дает легкость передвижения. Кроме прочего, алюминий обеспечивает достаточную плотность судна.

Немаловажную роль играет и покрытие корпуса, которое должно обладать антикоррозийным эффектом.

Для передвижения на воздушной подушке корпус очень часто имеет плоскодонную основу. Также довольно часто используются и корпус в форме английской буквы «V». Такие судна не способны к глиссированию на подушке, однако могут развивать очень хорошую скорость на водной поверхности. При этом их проходимость ограничивается средней глубиной местности и болотом.

Сердцем аэроглиссера называют мотор. Обычно ставят автомобильный мотор, хотя нередки случаи использования и авиационного. Скорость вращения мотора может быть разной. В зависимости от этого и цена на различные виды аэроглиссеров также разнится. Можно подобрать и бюджетный вариант с небольшой скоростью, однако следует помнить, что такое судно может иметь больше недостатков, а именно – вибрировать на больших скоростях, что будет отрицательно сказываться на корпусе и приводить к более быстрому его износу. Двигатель имеет мощность, которая варьируется от 100 до 350 лошадиных сил. Выхлопная труба располагается снаружи над водой. Это продлевает срок ее эксплуатации.

На панели приборов судна есть отверстие для ключа зажигания, с помощью которого производится запуск катера. Как и в автомобильном средстве, на панели расположены всевозможные датчики контроля, а именно — расход топлива и охлаждающей жидкости. В более современных моделях для более долгого расхода батареи предусмотрена двойная аккумуляторная цепь.

Винты, из которых состоит пропеллер, делают из прочных пород древесины, которые сверху могут покрывать полимерными материалами. Либо в изготовлении винтов используется композитный материал, который производится из углепластика. Второй вариант является более износостойким.

Управление и дополнительное оснащение

В настоящее время прямая передача управления уже давно не используется. На ее место пришли ременная передача и редукторная. И та, и другая система регулирует подачу топлива к двигателю и корректирует движение руля.

Что же касается дополнительного оснащения, то здесь каждый рыбак приспосабливает для себя то, что наиболее удобно. Это могут быть прожекторы, стекла кабины, усовершенствованные прочным материалом, удобные сиденья для пассажиров.

Основные преимущества

Эти судна являются дружественными абсолютно к любой среде. Протечки двигателя накапливаются не снаружи, а внутри корпуса. К тому же управление этим судном дает возможность испытать взрыв адреналина. Ведь судно движется по любой поверхности на огромной скорости. Бесшумная работа двигателя позволяет незаметно подкрадываться к различного рода водоплавающим птицам, что позволяет охотникам получить огромное удовольствие во время отдыха.

Аэроглиссер своими руками

Разобравшись во всех тонкостях управления и характеристиках аэроглиссера, любой заядлый рыбак и охотник рано или поздно задается вопросом о самостоятельном изготовлении данного судна. Поэтому рассмотрим основные этапы этой работы.

Этапы изготовления аэроглиссера для рыбалки своими руками заключаются в следующем:

  1. В качестве мотора используем лодочные моторы, которые имеют двухцилиндровый двигатель;
  2. Прикрепляем ведущий шкив с помощью заклепок к маховику;
  3. Ведомый шкив устанавливается путем прикрепления на его переднюю часть стальной плиты толщиной около 5 мм. Далее на плите монтируется ось ведомого шкива. Шкив должен вращаться на оси с использованием трех шариковых подшипников, два из которых имеют размер 204 мм, и один – 205 мм. Между подшипниками располагаем втулки из дюралюминия.
  4. Фиксацию шкива производим с помощью стопорного кольца и винта с шайбой. Плиту прикрепляем с помощью болтов к картеру двигателя и к кронштейнам, а те ставятся на переходные втулки, которые наворачиваются вместо гаек на шпильки крепления головки двигателя. Благодаря приваренной к плите втулке и болту с гайкой возникает механизм, который используется для натяжения ремней;
  5. Чтобы поддерживать в двигателе нужную температуру (80-85 градусов), лучше использовать термостат от автомобиля. Между винтом и коком устанавливаем шкив и обматываем вокруг него шнур, который понадобится для запуска двигателя. Воздушный винт можно изготовить из бруска дерева. Чтобы изготовить винт, понадобятся шаблоны, масштаб которых — один к одному. Материал шаблона – обычная фанера. Понадобятся верхние и нижние шаблоны, а также вид сверху и сбоку. При подборе пластин нужно проследить, чтобы слои древесины располагались симметрично относительно плоскостей склейки — это избавит в дальнейшем воздушный винт от возможных короблений;
  6. С помощью шаблона удаляем остатки лишней древесины на заготовке. Делаем это рубанком. Размечаем далее по шаблону плановую проекцию второй лопасти. Придаем аэродинамический профиль лопастям. Одна сторона винта должна быть плоской, а другая – выпуклой;
  7. Лопасти винта следует обработать небольшим острым топором. Им удаляется лишняя древесина. Заготовка предварительно обрабатывается рубанком. После чего следует обработка в стапеле;
  8. Вклеиваем стержень в центр стапельной доски под углом 90 градусов и натираем поверхность шаблонов синей краской. Заготовка винта надевается на центральный стержень и прижимается к шаблонам — сначала одной лопастью, а затем и другой, и на заготовке останутся следы от шаблонов в тех местах, где они касаются нижней поверхности пропеллера;
  9. Счищаем рубанком отпечатанные места и снова помещаем заготовку в стапель. Такую работу производим до тех пор, пока следы от синей краски не начнут отпечатываться по всей длине лопасти. Обработку верхней части винта производим по схожей схеме;
  10. Производим балансировку готового винта. Пропеллер можно покрасить автоэмалью;
  11. Корпус собирать лучше из двух частей – нижней и верхней. Для этого также предварительно надо подготовить шаблоны из фанеры. Вырезаются шаблоны реек, килей, шпангоутов. Рейки крепятся к шпангоутам эпоксидным клеем;
  12. Готовый корпус оклеиваем стеклотканью, производим шпаклевку и шлифовку, а также обработку автоэмалью. Верхнюю часть корпуса производим по аналогии, за исключением использования вместо фанеры криволинейных реек;
  13. Остекляем двери органическим стеклом толщиной около 4 мм. Двери судна делаем из деревянного каркаса. Оклеиваем их с двух сторон стеклотканью;
  14. Управляется аэроглиссер с помощью рулевого колеса, которое будет крепиться на специальном валу, на валу которого закреплен рулевой барабан, связанный тросовой проводкой с траверсой на баллерной коробке руля. Сидения и спинки сооружаем из реек и обшиваем фанерой.

Таким образом, сделать аэроглиссер для рыбалки своими руками сможет каждый рыболов и охотник. Нужно лишь ответственно подойти к изготовлению эскиза. Смастерите своими руками этот катер, и вы получите незабываемые впечатления от своего отдыха.

comments powered by HyperComments

plotka.ru

Кому подойдет аэроглиссер | www.oir.su

Если вы заядлый рыбак или охотник, то вам наверняка известно такое средство передвижения, как аэроглиссер. Еще совсем недавно он считался в России настоящим чудом техники. Отечественные модели прошли первые серьезные испытания на водной поверхности только в начале нового тысячелетия.

Один из первых российских аэроглиссеров представлял собой алюминиевую лодку, больше походившую на крупногабаритное корыто, на которую были установлены облегченный авиационный винт и двигатель от автомобиля. Управлять отечественными моделями этого поколения оказалось довольно сложно. Они были достаточно маневренны на скорости, а вот на малых оборотах с трудом меняли свой курс.

Такая особенность долгие годы оставалась чуть ли не единственным недостатком этих средств передвижения. Сейчас же подобные проблемы устранены. Современные модели отличаются новейшей конструкцией днища особой обтекаемой формы.

Благодаря этому фактически любой желающий может научиться управлять аэроглиссером. Для полного освоения в кабине достаточно всего пары занятий с инструктором или более опытным водителем.

В России и мире

Аэроглиссеры долгое время оставались в нашей стране чем-то из разряда научной фантастики. Жители России довольно давно замечали такие транспортные средства в различных приключенческих фильмах, но увидеть это чудо на своей реке или озере не могли. Первые модели, появившиеся на рынке, стоили безумных денег. Позволить себе такую покупку могли лишь единицы.

Сейчас же стоимость аэроглиссера сопоставима с ценой среднего бюджетного автомобиля. Так что теперь все чаще на реках или озерах в труднопроходимой местности можно встретить лодку, которая, словно самолет, несется по воде, и кажется, будто парит над поверхностью.

Стоит заметить, что за границей такие суда давно уже не диковинка, а самая настоящая обыденность. Существуют сотни модификаций аэроглиссеров, рассчитанных на различные нужды, с разнообразными по мощности двигателями и вместимостью палуб.

Имеются даже экскурсионные модели, которые вмещают до двух десятков человек. Такой транспорт часто используется для проведения познавательных экскурсий по местам, где иное средство передвижения пройти просто не сможет.

Какие есть преимущества

Аэроглиссер позволяет скользить по воде на большой скорости, отправляться в захватывающее путешествие по заболоченной местности, перемещаться по заснеженным ровным полям и замерзшим зимним рекам. По сути своей это некое подобие внедорожника, дающее возможность комфортного и безопасного передвижения, в комплекте с набором незабываемых и ярких впечатлений от активного отдыха на природе, охоты или рыбалки.

Аэроглиссер является многофункциональным транспортным средством и может использоваться во все сезоны и при любой погоде. Он идеально подойдет для рыбалки на каком угодно водоеме, для охоты в труднопроходимой местности, для транспортировки разнообразных грузов, для перевозки людей ну и конечно же для отдыха.

Основа основ

Так из чего же сделан аэроглиссер? Давайте по порядку: начнем с корпуса. Это одна из самых важных частей в конструкции судна. Корпусом часто является лодка, сделанная из специальных алюминиевых сплавов, предназначенных для длительных морских путешествий и обладающих высокой прочностью.

Проводились даже специальные «краш-тесты» аэроглиссеров, наподобие автомобильных. Катера переворачивали, ударяли о препятствия и даже роняли с большой высоты на бетонный пол, имитируя различные катастрофы. В ходе испытаний модели показали хорошие результаты.

По сути своей гидроудары и небольшие столкновения для корпуса аэроглиссера не страшны. Порой они даже не очень ощутимы. Корпус не ломается, а лишь получает незначительные либо заметные вмятины, что зависит от мощности удара. Однако силу инерции никто не отменял, так что при столкновении с препятствием на большом скорости водителя, забывшего пристегнуться, может выбросить из кабины.

Защитный слой

Корпус покрывается специальной водостойкой антикоррозийной краской. Часто она бывает матовой, что не создает бликов. Наружная поверхность корпуса обычно защищается специальными составами на основе полимеров.

Иногда ставится и дополнительный слой листов из этих материалов. В результате такие «усиленные» катера могут легче передвигаться по участкам открытого грунта либо по льду и снегу.

Чаще всего корпус бывает плоскодонным. Это обеспечивает отличную проходимость и аквапланирование на динамической подушке.

Есть, однако, модели аэроглиссеров, имеющие более привычный глазу V-образный корпус. Он гораздо лучше держит волну, и катер с такой формой может развивать большую скорость. Но проходимость при этом ограничивается лишь водной поверхностью средней глубины или болотом.

Мощный или дешевый двигатель?

Далее рассмотрим не менее важный элемент — мотор. Чаще всего используются автомобильные двигатели, но иногда ставятся и авиационные. Их мощность может быть различной. Как правило, современные двигатели с большим количеством «лошадок» стоят намного дороже, но зато позволяют ощутить все прелести этого средства передвижения.

Простые моторы существенно дешевле и не обладают такой мощностью. В результате катер не развивает высокой скорости. «Бюджетные» двигатели могут отличаться еще и наличием вибрации при работе, что отражается на корпусе. Однако положительными сторонами таких моторов, помимо цены, являются их ремонтопригодность, простота в обслуживании и износостойкость.

Наиболее часто аэроглиссеры комплектуются двигателями мощностью от 100 до 350 лошадиных сил. Выхлопная система располагается над поверхностью воды и делается из нержавеющей стали, что позволяет значительно продлить срок эксплуатации этого элемента.

Двигатель обычно запускается ключом зажигания сразу на приборной панели аэроглиссера. Там же есть и датчики, которые отображают количество топлива и охлаждающей жидкости в двигателе. В современных аэроглиссерах предусмотрена и двойная аккумуляторная цепь, которая дает возможность в случае разрядки одной батареи переключиться на другую.

Из чего делают винты

Благодаря работающему двигателю аэроглиссера начинает раскручиваться пропеллер — это еще одна немаловажная часть в конструкции катера. Как правило, винты используются одного из двух типов.

Первый — это так называемый «переклеенный». Он делается из различных водостойких пород древесины с оковкой атакующих кромок лопастей. Диаметр составляет примерно два метра. Такой вариант относительно дешев, но недолговечен и имеет большую массу. Это негативно сказывается на скорости аэроглиссера или требует повышенной мощности двигателя.

Второй вариант изготовления пропеллера — это «композитный». Подобный винт целиком делается из углепластика. Такой тип очень легок, двигатель работает с ним идеально, не снижая фактически заявленной мощности. Однако цена подобного пропеллера на порядок выше, чем деревянного.

Винт из углепластика считается более долговечным, но при этом и очень хрупким. Бывали случаи, когда средних размеров ветвь, пролетевшая через защитную сеть, приводила к поломкам одной или даже нескольких лопастей. В результате требовалось заменить весь винт, а это дополнительные и весьма существенные затраты.

Пропеллеры ранжируются и по количеству лопастей. Раньше их ставили две, а потом появились более дорогие версии — с шестью «экземплярами». В суперсовременных моделях аэроглиссеров имеются пропеллеры и с большим количеством лопастей, которые располагаются на одном валу попарно и крутятся навстречу друг другу.

Частота вращения винта обычно колеблется от 1200 до 3500 оборотов в минуту. Благодаря этому создается воздушный поток, достаточный для движения катера.

Система управления

При выборе аэроглиссера обратить внимание стоит и на трансмиссию. Она бывает двух типов редукторной и ременной. Оба эти варианта весьма надежны и позволяют максимально использовать возможности двигателя и пропеллера. Вместе с тем ременная считается более современной.

А вот морально устаревшую прямую передачу специалисты не рекомендуют брать. Хотя она и способна в разы удешевить конструкцию, однако при этом повысит уровень шума от работы и снизит упор винта. Ведь пропеллер в данном случае располагается прямо на валу двигателя.

Справляться со всем этим «хозяйством» помогает особая система управления. Она регулирует скорость подачи топлива двигателю и корректирует движения рулей, которые напоминают вертикально расположенные крылья самолета.

Управление ими осуществляется обычной «баранкой», напоминающей автомобильную. А вместо привычной водителям педали газа в большинстве моделей аэроглиссеров используется вертикальная рукоятка, которую владелец техники переключает ладонью.

Дополнительное оснащение

Сам двигатель и пропеллер защищены надежной сетчатой конструкцией. Кстати, на аэроглиссер можно устанавливать и дополнительное оборудование. Например, прожектора, укрепленные стекла кабины, мягкие сиденья для водителя и пассажиров, средства навигации и эхолокации, ящички для груза и рыбы или дичи, навигационные огни и якоря, дополнительные отопители салона и обогреватели для двигателя, облегчающие его пуск в холодное время, и многое другое.

Аэроглиссеры, как правило, представляют собой небольшие суда. Их масса обычно не превышает половины тонны. Так что их свободно можно перевозить на прицепах, имеющих специальные крепежи. Для буксировки подойдет автомобиль даже с автоматической коробкой передач. Однако минимальная масса машины должна быть не менее 1200 килограммов.

Спуск катера чаще всего производится одним человеком и может осуществляться как на воду, так и на любую горизонтальную и мягкую поверхность. Главное — стараться избегать резких ударов днищем о жесткий грунт.

Для плоскодонных катеров это может быть и не так заметно, а вот «V-образные катера» могут пострадать. Не исключено, что на их днище в результате мощного удара появятся вмятины и трещины в защитном покрытии. В дальнейшем это может привести к появлению очагов коррозии.

После спуска на воду следует проверить все системы на исправность. Главное внимание нужно уделить двигателю, чтобы обеспечить его бесперебойную работу. Необходимо убедиться, что хватает масла и охлаждающей жидкости, чтобы мотор не перегревался и не возникало избыточного трения деталей. Естественно, что в двигателе не должно быть течей.

Динамическая воздушная подушка

Хорошо отлаженный и настроенный мотор, своевременно получающий техническое обслуживание, позволяет развить скорость, достаточную для перехода в режим глиссирования. При этом транспорт фактически планирует по водной поверхности. В данном случае возникает эффект динамической воздушной подушки. Катер находится в неводоизмещающем режиме.

Понятно, что это еще заметнее на малых глубинах. В таких условиях корпус аэроглиссера прижимает тонкий слой воды к грунту, что вызывает дополнительную подъемную силу. Все это благотворно влияет на ходовые качества.

Похожий эффект наблюдается и при движении по участкам воды, которые покрыты травой, тростником или тиной, например, в заболоченной местности. Но не стоит думать, что на обширных пространствах аэроглиссеры медлительны. Это совсем не так!

Однако более всего они раскрывают свой потенциал именно на непроходимых для иных типов катеров и лодок участках. В подобных условиях еще нагляднее становится и хорошая управляемость аэроглиссеров. Они могут практически без крена поворачивать на полной скорости и разворачиваться на месте. Причем это возможно и в болотистой местности.

«Зеленая» техника

Аэроглиссеры можно считать и более экологичным видом транспорта, чем обычные моторные катера. Конечно, это не весельная лодка, которая совершенно никакого вреда окружающей среде не наносит.

Однако и от аэроглиссеров урон минимальный, потому что они используют надежные автомобильные двигатели, установленные таким образом, чтобы полностью исключить попадание топлива и масла в воду. Да и остужается мотор по тому же принципу, что внедрен в легковых машинах, — с использованием охлаждающей жидкости.

А во время движения аэроглиссеры, благодаря особенностям своей конструкции, не повреждают и не вырывают водную растительность. И не наносят вреда животному миру.

Плюсы для охотников и рыболовов

В общем и целом приобретение аэроглиссера превратит обыденные перемещения по водной глади в прекрасный отдых, дающий еще и ко всему прочему хорошую порцию адреналина. Прекрасная скорость в сочетании с уверенной маневренностью и почти «вездеходностью» — это неоспоримые достоинства подобных транспортных средств.

Они подходят любителям активного отдыха, а фанатам рыбалки и охоты дают дополнительные возможности. И дело тут не только в способности добраться до любых труднодоступных мест.

Аэроглиссеры в отличие от многих других транспортных средств меньше пугают рыб и плавающих птиц. Ведь шум и вибрация двигателя практически не распространяются в водной среде. По заверениям охотников, утки, гуси и иная дичь совершенно не боятся аэроглиссера, чего нельзя сказать про иные плавсредства, обладающие традиционными моторами.

Николай Хромов, г. Мичуринск

www.oir.su

АЭРОГЛИССЕР: АТАКУЮЩИЙ И МИНИАТЮРНЫЙ | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

При постройке модели-копии боевого аэроглиссера в первую очередь очень важно определить оптимальный масштаб копирования. Дело в том, что переразмеренная копия окажется слишком тяжелой и на режим глиссирования сможет ВЫХОДИТЬ лишь с большим трудом и за длительное время. На малой модели возникнут проблемы другого рода, в первую очередь — боковая устойчивость на виражах. Дело в том, что независимо от размеров и массы модели вес мотоустановки с конкретным микродвигателем внутреннего сгорания остается практически постоянным. А это означает, что на маленькой легкой модели со сравнительно нешироким корпусом момент, вызванный центробежной силой от мотоустановки на крутом вираже, может привести к опрокидыванию аэроглиссера, особенно при неудачной встрече с волной на высокой скорости.

Для мотоустановки, базирующейся на компрессионном микродвигателе рабочим объемом 2,5 см3 и мощностью порядка 0,3—0,4 л. е., можно признать оптимальной модель длиной около 600—700 мм и общей массой 1—1,2 кг. Именно под такие размерения и проектировалась предлагаемая вашему вниманию машина.

Конструкция корпуса — типовая для всех подобных моделей. Изготовление и сборка его упрощаются тем, что почти на всей длине палуба катера совершенно плоская (есть лишь небольшой изгиб в носовой части). Это позволяет собирать каркас и обшивать его, не снимая с плоской доски-стапеля, на которой детали набора крепятся без сложных дополнительных проставок.

Шпангоуты вырезаются из водостойкой фанеры толщиной 2 мм, за исключением транцевой доски, которая выпиливается из фанеры толщиной 4 мм. Из двухмиллиметровой фанеры изготавливаются и обе фигурные пластины носовой оконечности (килевая и палубная). Все рейки продольного набора выстругиваются из мелкослойной сосны и имеют постоянное по длине сечение 3X3 мм. При монтаже скуловых стрингеров неминуемо возникнут проблемы с их формовкой в носовой части корпуса, где кривизна скул очень велика. Поэтому полезно, собрав шпангоуты с остальными стрингерами на стапеле, вначале распарить скуловые рейки, «заневолить» их на корпусе и лишь после высыхания древесины вклеить стрингеры на место.

Все элементы обшивки выкраивают по шаблонам из ватмана и миллиметровой фанеры, как и палуба катера. При монтаже обшивки бортов также полезно предварительно распарить фанеру в носовых зонах, где изгиб листов велик. Приклейка ведется, как и вся остальная сборка модели, на эпоксидных смолах. Плотно прижать фанеру к набору корпуса помогут различные «прищепки», кольца из листовой резины и швейные булавки. После отверждения эпоксидной смолы припуски обшивки срезаются и вся внешняя поверхность корпуса тщательно шлифуется наждачной бумагой различной зернистости.

Доступ в переднерасположенный отсек аппаратуры радиоуправления — через открытый спереди объем кокпита. Конечно, все элементы аппаратуры можно было бы установить и непосредственно в кокпите. Однако это помешало бы точно сымитировать деталировку копии и разместить макеты экипажа. Но главное — в таком варианте модель пришлось бы догружать в носовой части для нужной центровки, так как именно данная копия отличается крайне задним положением мотоустановки. Рулевые машинки аппаратуры без труда устанавливаются под сиденьями, где наиболее просто обеспечить доступ к их рычагам.

Мотораму с пилоном лучше всего сделать из металле — это увеличит прочность узла и исключит вибрирование двигателя. Подкосы пилона должны быть копийными, регулируемыми по длине. Это важно, так как за счет подбора угла установки двигателя удается в значительной степени избавить аэроглиссер от тенденции подскакивать на крупной волне или «галопировать» на средней.

Заканчивая копию боевого глиссера, постарайтесь не спешить и в максимальной степени воспроизвести мельчайшую деталировку двух узлов: пулемета и двигателя М-11. Дело в том, что именно эти крупные элементы будут «визитной карточкой» вашего мастерства, и именно их качество определит класс аэроглиссера как копии в целом. Конечно же, не нужно забывать и о другой «мелочевке» — кнехты, якорь, лючки и сигнальные фонари (хотя и сравнительно небольшие по размерам) также определяют восприятие от копии.

Окраска производится традиционными методами. Ниже ватерлинии катера этого типа окрашивалась красным, а верх имел неорганизованный по геометрии камуфляж, составленный из площадей светло-серого, темно-серого и серо-синего цветов. Металлические детали копии можно выполнить темно-серыми. Обивка сидений — коричневая кожа. Пилон мотоустановки и поверхность бака — под металл (или светло-серые). Цилиндры имитации двигателя М-11 должны быть черными, как и выхлопные патрубки. Воздушный винт цвета темного мореного дерева, с латунными оковками передних кромок. На внешних сторонах брызгоотбойных щитов необходимо нанести красные звезды в белой тонкой окантовке. Перо руля окрашивается красным.

На микродвигателе КМД-2,5, какой был смонтирован на предлагаемой вашему вниманию копии, устанавливался самодельный радиокарбюратор и воздушный деревянный винт 220X130 мм.

Я. ВЛАДИС

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Рекомендуем почитать

  • СОЗДАНИЕ ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИЗ ЛЕГО Профессионалы по лего представили ряд блестяще сложных моделей, построен с использованием каждого архитектора в строительстве детских игрушек на выбор: Лего кирпича. Масштаб копии этих...
  • ИСТОРИЯ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА НАЧАЛО - В АМЕРИКЕ. На вопрос, где и когда появились первые модели миниатюрных автомобилей, ответить можно совершенно определенно: это произошло в Америке в начале 1937 года. Известно и...

modelist-konstruktor.com


Смотрите также