США изобретают космический двигатель для освоения бюджета. Американские космические двигатели


США изобретают космический двигатель для освоения бюджета

Палата представителей конгресса США одобрила выделение на разработку космического двигателя 220 миллионов долларов. Эксперты отмечают, что наметилось противостояние исполнительной власти, желающей сэкономить бюджетные средства, и конгресса, лоббирующего интересы отрасли.

ВАШИНГТОН, 25 июн — РИА Новости. США, решившие на фоне событий на Украине ускорить разработку своего космического двигателя взамен закупаемых в России, делают первые шаги по воплощению проекта в жизнь — палата представителей конгресса одобрила выделение на эти работы 220 миллионов долларов.

Эксперты отмечают, что в общей сложности затраты будут в разы выше и игрокам космической отрасли придется бороться за доступ к средствам федерального бюджета.

Компания United Launch Alliance (ULA) — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, использующее российские двигатели РД-180 для запуска американских военных спутников, сообщила в середине июня о подписании контрактов с несколькими производителями, которые представят свои проекты нового двигателя. Как ожидается, поставщик будет выбран к четвертому кварталу этого года, чтобы к 2019 году можно было совершить первый запуск.

В США начинают разрабатывать ракетный двигатель на смену российскому"Я считаю, что это возможно — разработать новый двигатель с первым испытательным пуском через пять лет. Но не думаю, что средств, которые сейчас доступны ULA, будет достаточно, чтобы это сделать. Они, судя по всему, ожидают правительственного финансирования нового двигателя", — заявил РИА Новости эксперт по космической тематике, профессор Университета Джорджа Вашингтона и бывший член консультативного совета НАСА Джон Логсдон.

По его мнению, вопрос сейчас стоит так: собираются ли США выделять бюджетные средства на новую разработку, актуальность которой объясняется ухудшением отношений с Россией. "Частные компании будут выполнять работу. Они не будут выделять средства без правительственных гарантий по поводу поставок", — сказал собеседник агентства.

В таких условиях наметилось противостояние исполнительной власти, желающей сэкономить бюджетные средства, и конгресса, лоббирующего интересы отрасли, считает эксперт.

"Это самая ранняя стадия дебатов между Белым домом и конгрессом. Белый дом старается сдерживать затраты, палата представителей хочет выделить 220 миллионов долларов в качестве первого взноса, но это вопрос на миллиард дороже. Это деньги только на первый год, не весь объем инвестиций в новый двигатель. Всего требуется по меньшей мере миллиард долларов", — отметил Логсдон.

Администрация США выступила против немедленного отказа от российских двигателей — ее специалисты опасаются, что разработка аналога займет не пять, а до восьми лет, а стоить будет более 4 миллиардов долларов. Обе палаты конгресса рассматривают альтернативные законопроекты — в сенате ранее одобрили выделение на разработку нового двигателя лишь 100 миллионов долларов. Документы должны быть согласованы, прежде чем принять форму окончательного закона.

Рогозин: Россия может прекратить поставку ракетных двигателей в СШАСпециалист в сфере космической промышленности, профессор Университета Южной Калифорнии Майк Грантмэн считает "первый взнос" на новый двигатель недостаточным, но уверен в достижении конечного результата.

"Процесс поиска наиболее эффективных решений по масштабам и финансированию в таком деле, как обычно, беспорядочный. Есть много соперничающих предложений и подходов, и будет еще больше. Это ожидалось. Первоначальное финансирование, вероятно, не будет достаточным, но геополитическая ситуация вселяет уверенность, что новый двигатель разработают", — сказал Грантмэн РИА Новости.

Не вечный двигатель

Эксперты сходятся во мнении, что РД-180 производства российского предприятия "Энергомаш" идеально подходит американцам, но становится жертвой политических разногласий Москвы и Вашингтона. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, заявил в мае, что Россия в ответ на санкции может прекратить поставки ракетных двигателей в США для запусков военных спутников.

СМИ: США могут проиграть в "звездных войнах" с Россией"Вопрос не был приоритетным, особенно учитывая доступность очень хорошего двигателя из России по хорошей цене. Но заявления российского вице-премьера о возможном пересмотре сотрудничества послужили своего рода тревожным звонком — это зависимость, которая для США недопустима. И приоритет стал выше", — говорит Логсдон.

Профессор Американского университета, автор ряда книг об американских космических программах Ховард Маккерди также считает, что с технической и экономической точки зрения никаких претензий к российским двигателям у Вашингтона нет.

"Администрация США предпочла бы закупать у России РД-180, но для этого нужно, чтобы правительство РФ вело себя как ответственный член международного экономического сообщества. Вашингтон обеспокоен нестабильностью из-за последних событий на Украине. Отсюда и стремление иметь собственное снабжение", — сказал Маккерди РИА Новости.

По его словам, главные препятствия на пути США к созданию собственного двигателя — время и деньги.

"США могут разработать свой аналог РД-180, внести в конструкцию совершенствования. Замена технически осуществима. А вот стоимость является предметом споров. Министерство обороны хотело бы по 200 миллионов долларов ежегодно в течение пяти лет, чтобы создать производственную линию. Частные предприниматели считают, что могут сделать это за меньшие деньги. Например, представители SpaceX говорят, что могут производить ракетный двигатель, который будет стоить в четыре раза меньше, чем версия Пентагона. Разница частично объясняется более строгими стандартами военного ведомства, но даже если брать это во внимание, предложение все равно дешевле. Разница между законопроектами сената и палаты представителей частично отражает различия этих подходов", — отметил аналитик.

Логсдон в свою очередь назвал финансирование американской космической отрасли недостаточным.

"Главное препятствие — недостаток денег на космос. Пока неясно, к чему приведет нынешняя ситуация, какая позиция возобладает — желание конгресса начать финансирование прямо сейчас или стремление Белого дома искать экономные альтернативы. Решение должно быть принято до конца финансового года, не позднее сентября. Не думаю, что сейчас кто-то может предсказать, каким оно будет", — сказал собеседник агентства.

Бизнес с политическими лозунгами

В спорах американских компаний о российских космических двигателях много политической риторики, но суть все та же — лоббирование коммерческих интересов.

В начале мая суд наложил запрет на использование российских ракетных двигателей компанией United Launch Alliance. Запрета добилась частная компания SpaceX, которая производит ракеты и космические аппараты. SpaceX протестовала против того, что контракт без проведения тендера передали совместному предприятию, закупающему ракетные двигатели в России.

Компания добивается коммерческого тендера на закупки, надеясь выиграть его у российского производителя. Судебный запрет был снят, но ULA обвинила SpaceX в том, что ее действия ставят под угрозу как американские военные запуски, так и сотрудничество с Россией по МКС.

Создание двигателя взамен российского РД-180 обойдется США в $1,5 млрдКонкурируя за бюджетные средства и гарантированные поставки, компании окончательно рассорились. Основатель SpaceX миллиардер Элон Маск, рассчитывающий на миллиардные заказы, неоднократно использовал ситуацию на Украине как повод для атаки на United Launch Alliance.

"Как мы можем тратить сотни тысяч долларов средств американских налогоплательщиков на российские двигатели, когда Россия вторгается на Украину", — заявлял Маск. Предприниматель назвал Boeing и Lockheed Martin гигантами, которые пытаются затоптать его компанию.

Глава ULA Майкл Гасс в ответ обвинил SpaceX в недостатке компетенции в сфере космических запусков. "Слишком многое поставлено на кон, когда речь идет о космических запусках. В буквальном смысле это жизни людей. Мы хотим, чтобы было ясно — есть большая разница между компанией со столетним в общей сложности опытом и компанией, которая еще не сертифицирована даже на один государственный запуск", — заявил Гасс.

United Launch Alliance, начавшая разработку нового двигателя, заверила, что взаимодействие с Россией в ближайшее время прерывать не планирует, хотя и располагает запасами российских двигателей, достаточными для запусков в ближайшие два года.

Пентагон как заказчик запусков военных спутников признает, что США пока не нашли способ отказаться от российских ракетных двигателей. Поэтому американцам придется еще несколько лет использовать РД-180 — пока разработчики нового двигателя будут запрашивать, делить и осваивать бюджетные средства.

ria.ru

На чем американцы летают в космос

Речь тут пойдет не о пилотируемых полетах - о них и перспективных КК все более-менее ясно (или будет ясно в ближайшие неск. лет) - я о запусках американскими РН ИСЗ различного назначения. И роли в этом процессе наших РД.Речь идет о 3-х типах:- НК-33 (создан ок. 50 лет назад для РН Н-1Ф, в сер. 90-х закуплено из наличия 37 двигателей на сумму 40 млн.долл., доработаны и переименованы в AJ-26) для РН "Антарес"- РД-181 (создан на базе РД-191 для РН "Ангара", в 2014-16 гг подписан контракт и реализован опцион на 28 двигателей на сумму ок. 320 млн.долл.) для тех же РН "Антарес"- РД-180 (ополовиненная экспортная версия РД-170 для РН "Энергия", все права и КД на эту модификацию проданы США по контракту 1997 г., но пр-во осталось в РФ, всего был заказан 101 двигатель на сумму 1 млрд.долл. + есть доп. соглашение еще на 20 ~ 200 млн.долл.) для РН "Атлас III" и "Атлас 5"Да, все упомянутые выше двигатели используются американцами в 1-х ступенях РН

Запуски РН с нашими двигателями начались в США в 2000 г., посмотрим какую долю в общем кол-ве они составляли по годам:

Год                    Всего запусков американских РН*              В т.ч. с нашими двигателями                               %

2000                                         26                                                              1                                                          42001                                         22                                                              -                                                           -2002                                         17                                                              2                                                         122003                                         23                                                              4                                                         172004                                         16                                                              2                                                         132005                                         12                                                              3                                                         252006                                         18                                                              2                                                         112007                                         19                                                              4                                                         212008                                         15                                                              2                                                         132009                                         24                                                              5                                                         212010                                         15                                                              4                                                         272011                                         18                                                              5                                                         282012                                         13                                                              6                                                         462013                                         19                                                            10                                                         532014                                         23                                                            12                                                         522015                                         20                                                              9                                                         452016                                         22                                                              9                                                         412017                                         28**                                                           7                                                         25

ИТОГО                                   350                                                            87                                                        25

неудачные запуски отдельно не отмечены* вкл. запуски "Шаттлов"** + планируется запуск 1 "Фалкон 9"

Как видно доля запусков американских РН с нашими двигателями довольно неровно росла в 0-е годы, затем резко подскочила до примерно половины (сказался и уход "Шаттлов" с орбиты), а вот в этом году вновь упала до средней - четверти - из-за "Фалконов"...Но вопрос то в другом - а вообще стоит ли полтора миллиарда баксов передача накопленных поколениями наших инженеров-конструкторов/технологов наработок в к-рых мы действительно лидировали?! Да, для конкретного предприятия это деньги (хотя из них далеко не все до них дойдут!), а вот для страны, даже для РФ сейчас - нет.Да, США не воспроизвели ни НК-33, ни РД-180 у себя (вряд ли они и ставили себе и своей пром-сти такую задачу), но технические и конструктивные решения и подходы (+ требования к материалам, допускам и пр.) досконально изучены и наверняка будут применяться (и уже применяются) в их изделиях - несмотря на разные школы и технологии это не "Верхняя Вольта"...В результате мы проиграли даже в коммерции - имея передовые и надежные ракетные двигатели занимаем на рынке запусков незначительную долю частенько не доводя "конечный продукт" до орбиты...Об аналогичном положении со строительством ДОС я уже писал - за гроши передали наши "умения" американцам (и китайцам) и сами остались ни с чем - возможности РФ в настоящее время восстановить на орбите собственную ДОС - не более чем призрачны...

Еще космические статистики:Запуски США - http://nosikot.livejournal.com/4124646.htmlЗапуски РФ - http://nosikot.livejournal.com/3322647.htmlЗапуски СССР/России - http://nosikot.livejournal.com/3320688.htmlЗапуски "прочих" стран: http://nosikot.livejournal.com/3302646.htmlЗапуски "Протонов": http://nosikot.livejournal.com/3293620.htmlЗапуски к МКС: http://nosikot.livejournal.com/3250927.htmlЗапуски ГЛОНАСС: http://nosikot.livejournal.com/3299653.htmlЗапуски с других небесных тел к Земле: http://nosikot.livejournal.com/4117431.htmlСтатистика по королевским "семеркам": http://nosikot.livejournal.com/3887928.htmlИсследования Марса: http://nosikot.livejournal.com/3898974.htmlРазведывательные спутники на орбите: http://nosikot.livejournal.com/4027085.htmlИлюха Масков: https://nosikot.livejournal.com/4199067.htmlРазгонные блоки: https://nosikot.livejournal.com/4363203.htmlЗапуски ПЕРВЫХ спутников по странам своими РН: https://nosikot.livejournal.com/4374085.html

nosikot.livejournal.com

Откуда на американской ракете наш супердвигатель?

Все помнят, какая борьба за технологии велась с первых дней ракетной эпохи. Так уж случилось, что первоначально в ракетостроении преуспели немецкие конструкторы. И еще в дни кровавых сражений, когда Красная Армия и союзники, преодолевая отчаянное сопротивление гитлеровцев, продвигались вглубь Германии, перед специалистами уже стояла задача о поиске всего, связанного с технологиями секретного проекта ФАУ.

С началом космической эры в СССР и США не существовало ничего более закрытого, чем национальные секреты создания ракет. Ракетостроение стало главным критерием военной мощи государств и их принадлежности к кругу сверхдержав.

Как получилось, что страна, впервые открывшая космос, запустившая космонавта, доставившая на Луну луноходы и создавшая космические станции – эту гонку в итоге проиграла? Можно, конечно, кивать на перестройку и последовавший за ней развал страны; резкое сокращение средств на космонавтику. Но причина не только в недофинансировании. В годы Великой Отечественной войны случалось и труднее – однако техническую гонку с рейхом мы выиграли.

Завесу над этим вопросом приоткрывает совершенно уникальный документальный фильм «Ракета, пришедшая с холода», выпущенный в США в 2001 году. «Уникальный» — потому, что американцам даже в голову не пришло хоть как-то вуалировать факты прямого, на мой взгляд, предательства национальных интересов России рядом лиц, причастным к её космическим секретам. Настолько, очевидно, режиссеры были уверены в необратимости нашей капитуляции перед Западом.

Речь идет об удивительной для американских конструкторов технологии «закрытого типа» ракетных двигателей НК-33, сконструированных С.Кузнецовым для носителя Н-1 в Самаре по советской «лунной программе».

Вот что об этом говорят сами американские специалисты:

— Данный двигатель… привёл к пересмотру всех космических технологий США…

— … Мы не знали таких технологий…

— Это лучшие двигатели на планете. Западные ученые считали эту технологию невозможной…

-… советские специалисты еще 20 лет назад создали технологию, до настоящих дней недоступную американцам…

— Пусть кто-нибудь попытается объяснить, почему в США до сих пор тратят огромные деньги на разработку технологий, оставленных русскими позади еще в начале 60-х годов прошлого века…

-… У нас, профессионалов, не было представления, как русские это делают…

-… Этот уровень в США считали невозможным…

Пожалуй, хватит. Восторженных отзывав в адрес НК-33 со стороны американских инженеров более чем достаточно. И он стоит их. Еще бы. Двигатель превосходит самые лучшие западные образцы по мощности на 10 – 15, а по КПД – на все 25%. Его секрет в том, что отработанные газы из турбогенератора, который вращает топливные насосы, в НК-33 не сбрасываются «за борт», сокращая ресурс топлива, а направляются прямо в камеру сгорания. Что еще и значительно увеличивает мощность двигателя.

Никто на Западе не смог воплотить эту идею в рабочую модель. Все попытки приводили к немедленному взрыву и породили убежденность в невозможности создания двигателя по такой схеме. Советские конструкторы наладили его серийный выпуск.

Интересна и история, как США заполучили НК-33. Авторы фильма не скрывают, что узнали о его существовании от разведки. «Мы знали, что там что-то есть – но понятия не имели, как к этому подступиться…». Барьеры казались непреодолимыми… «Но при правильных контактах мы с ними справились…»

Эти «правильные» контакты» сейчас хорошо известны. По крайней мере, для меня. Те же «контакты» привели к тому, что даже отчет Госкомиссии о полете Первого Космонавта оказался на аукционе за океаном.

Когда американцы появились на складе самарского КБ, как они сами говорят, у них «отвисли челюсти». Они увидели «лес двигателей». Там их стояло более 60 единиц. Далее – «правильные контакты». И все двигатели НК-33 были проданы США.

Как бы выглядело, если в 1945 все трофейные F-2, привезенные из немецких хранилищ в СССР, были переданы американцам? То, что произошло с нашей техникой, превосходит даже такое сравнение по масштабам циничности и ущерба, нанесенного национальным интересам.

Американский фильм демонстрирует кадры, как их МБР, потенциально «нацеленная на Россию» и оснащенная советским «лунным двигателем», проводит успешный испытательный пуск. «По иронии судьбы» — слова комментатора.

При запуске этой МБР присутствует вальяжный российский представитель, которого я идентифицирую как Ю.Н.Коптева, главу Росавиакосмоса. В его адрес впоследствии поступало немало обвинений в преждевременном затоплении советской космической станции «Мир» — не без настойчивых рекомендаций со стороны американских «партнеров».

Российский специалист на старте американской боевой ракеты, оснащенной нашим двигателем? Кто тут сошел с ума?

Я не против обмена технологиями и технического сотрудничества. Со всем миром. Если это не вредит моей стране. Однако совсем недавно США не допустили покупки Россией корпорации «Опель» — как прокомментировали американские же аналитики, «в чисто коммерческую сделку вмешалась политика. Штаты не могли допустить допуска России к современным технологиям автомобилестроения».

А ракетостроение – это что, конкурс игры на балалайках?

Это еще не все.

Полет советской сверхмощной ракеты «Энергия» тоже не прошел даром. Для американцев. Её двигатель РД-180, изготавливаемый на подмосковном «Энергомаше», сейчас поднимает в космос их «Атласы». Те самые, что доставляли к Марсу марсоходы.

Двигатель РД-180 – криогенный, выполненный также «по закрытой схеме». Столь мощный, что установлен на «Атласе» всего один – вместо четырех производства фирмы «Локхид».

И мы еще ищем рычаги влияния на Америку?

…А мою статью прошу считать заявлением в российские следственные органы на предмет проверки факта возможной измены Родине и передачи вероятному противнику наших секретных технологий по материалу, изложенному выше.

/Сергей Никулин, ветеран ракетных и космических войск, odnako.org/

army-news.ru

США отнимают у России двигатель космического обогащения

Фирма «Блу Ориджин» (США) изготовила новый ракетный двигатель BE-4 и уже нашла на него покупателя. Новинка грозит лет через пять вытеснить российские двигатели РД-180 и с американского, и вообще с мирового рынка. Чтобы этого не допустить, инженеры должны успеть доказать, что отечественные движки тоже можно использовать повторно, запуская в космос по несколько раз на разных ракетах.

Американская компания «Блу Ориджин» (Blue Origin), принадлежащая основателю «Амазон» (Amazon) Джеффу Безосу, получила контракт на поставку новейших ракетных двигателей BE-4 для перспективных ракет-носителей «Вулкан» (Vulcan) производства компании «Юнайтед лонч элианс» (United Launch Alliance – ULA), пишет «Ведомости» со ссылкой на The Wall Street Journal.

Причем двигатели ВЕ-4 обещают быть многоразовыми. Ими оснастят только первую ступень ракеты. После старта, в момент, когда первая ступень окажется ненужной, двигательный блок будет «отстреливаться» от ракеты и спускаться на парашютах для использования в новых запусках.

Первый запуск ракеты намечен на 2020 год, а в дальнейшем, предположительно в 2022-2023 годах, Vulcan должна заменить используемую в настоящее время ракету Atlas V, на которой стоят легендарные российские двигатели РД-180. По мнению Reuters, Безос одержал победу, ставшую важной вехой для аэрокосмической компании, которая намеревается теснее сотрудничать с правительством США в сфере запуска космических аппаратов.

Напомним, двигатели РД-180 в США поставляет российское НПО «Энергомаш», они используются для ракет-носителей Atlas III и Atlas V. При этом в августе в НАСА предупредили, что США усердно работают над возможностью отказа от РД-180.

Бывший вице-премьер, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин уверен, что у американцев не получится сделать двигатель лучше, чем РД-180. «Двигатели РД-180 были и остаются лучшими в мире. Это вершина мировой конструкторской мысли и уникальная безаварийная статистика – 84 космических пуска осуществлено на этих двигателях. Заменить эти двигатели можно. Победить, то есть сделать лучше – нельзя», – написал Рогозин в своем Facebook. Он также напомнил, что для России выгодно продолжать поставки этого двигателя в США.

При этом бывший вице-премьер возмутился заголовком издания «Московский комсомолец», где новость про успехи Безоса вышла под названием «США победили российские двигатели для запуска ракет в космос», написав, что «такой восторженный заголовок более уместен в газете «Нью-Йоркский комсомолец».

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев тоже считает, что однозначно нельзя говорить о том, что двигатель BE-4 лучше российского РД-180.

«Американцы ведь не говорят, сколько он стоит. В любом случае им было бы выгоднее продолжать использовать российский двигатель», – сказал Моисеев. По его словам, оба двигателя – одного класса, но «РД-180 очевидно дешевле».

Планы первого запуска к 2020 году, по его словам, вполне реальны, к тому же у американцев «есть запас наших двигателей и много других ракет, они вполне могут маневрировать».

По мнению Моисеева, американцы взялись за разработку BE-4, прежде всего, из-за желания задействовать свою промышленность. Также сказались политические основания, потому что «поставки РД-180 оказались ненадежными». Он отметил, что в России неоднократно грозились ограничить поставки двигателей или даже полностью прекратить.

«Еще в 2013 году у нас впервые заявили, что могут препятствовать их поставкам для запуска военных спутников. А это основной доход. Сказать, что мы введем такие меры, означает поставить под угрозу дальнейшую его судьбу, что и произошло», – констатирует Моисеев, напомнив, что с того момента конгрессмены тоже начали требовать разорвать контракты на покупку российских двигателей.

Космонавт-испытатель, президент Московского космического клуба, действующий член Российской академии космонавтики Сергей Жуков тоже подчеркивает, что двигатели РД-180 надежны и отработаны еще со времен «бурановской» программы.

«Однако и Джефф Безос – надежный подрядчик и предприниматель. Поэтому я не исключаю, что этот двигатель будет хорош. В общем, я бы не отмахивался и шапками тут не закидывал. Американцы давно хотят освободиться от тяжелых российских маршевых двигателей», – сказал Жуков.

Действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков предупреждает, что Россия рискует потерять не только американский рынок, но и рынки других космических держав.

«То, что Россию вытеснят с американского рынка, – было ясно последние пять лет. Конгресс США и американский ВПК не хотят зависимости от России. Конгрессмены все последние годы выделяли значительные ресурсы для создания конкурента российскому двигателю. Сейчас такой конкурент появился на горизонте», – сказал Железняков.

Впрочем, говорить о том, что американский двигатель в будущем сможет составить конкуренцию на международном рынке, все-таки преждевременно.

«Россия сейчас продает эти двигатели для «Атласов» и для «Антаресов». Других заказчиков пока нет. Идут разговоры о поставках РД-180 в Китай, но пока разговоры не подкреплены никакими контрактами. Китайцы заинтересованы в получении этих двигателей, но еще больше они заинтересованы в том, чтобы получить технологии изготовления этих двигателей. Прийти к общему знаменателю по этому вопросу мы пока не можем. Но если новый двигатель окажется хорош, то США попытаются перебить российские продажи и в третьих странах. Плюс они могут, как обычно, наложить спокойно на наши двигатели какие-нибудь санкции», – предупреждает Александр Железняков.

Членкор Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин, в отличие от Рогозина, убежден, что главное конкурентное преимущество подобных двигателей не в «техническом совершенстве» и даже не в стоимости, а в возможности многократного использования. Именно эти факторы, по его словам, учитывает предприниматель Илон Маск, который развивает собственную космическую программу.

«Двигатели Маска – это уровень разработок начала 60-х годов. Но в то же время эти двигатели существенно дешевле, чем любые их аналоги. Как доказал Маск, эти двигатели допускают многократный запуск не только в полете, но и при следующих запусках», – сказал Ионин.

Создание технически совершенных, но дорогих двигателей неинтересно рынку. «Двигатель – это 50% стоимость ракеты. Если у вас дорогие двигатели, то вы неконкурентоспособны», – подчеркнул Ионин.

Да, двигатель РД-180 и вся эта линейка технически совершенна, «но они дорогие, а сейчас нужно другое», напоминает эксперт. «Разработчик этих двигателей Энергомаш говорит, что двигатели можно использовать повторно. Но это надо еще доказать. Надо не только повторно использовать, но и – как делает Маск, – повторно запускать в полете», – призывает российский эксперт.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mt-smi.ru

Дорогая месть. США откажутся от ракетных двигателей назло Кремлю? | Наука | Общество

Внимание, конкурс!

В Соединённых Штатах дан старт программе по замене используемых в американской космической отрасли российских ракетных двигателей на собственные.

Как заявил на пресс-конференции глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, военно-воздушные силы США объявляют конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский РД-180.

Первоначальные заявки от участников должны поступить к 23 июня, а итоги конкурса будут подведены в сентябре.

Компании-победительницы получат из бюджета Пентагона на разработку двигателей 160 миллионов долларов.

Проект задуман как частно-государственное партнёрство, в котором компании должны будут покрыть треть его стоимости из своих собственных средств.

Вопрос о замене российских двигателей на американской ракетной технике впервые был поднят с началом украинского кризиса. Власти США сочли, что использование РД-180 при запуске военных и разведывательных спутников представляет угрозу национальной безопасности страны.

Конгресс США принял специальный закон, в котором предусматривалась разработка американского двигателя для замены российского. В законе устанавливался и крайний срок прекращения использования российских двигателей — 2019 год.

Американский консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Lockheed Martin и Boeing, который и эксплуатирует ракету «Атлас-5» с российским двигателем, сейчас ведёт работы над новой ракетой «Вулкан», которая должна быть оснащена американским двигателем.

Однако специалисты ULA обращают внимание на то, что в поставленные сроки задача может и не быть выполнена. Создание нового надёжного двигателя — процесс сложный, небыстрый, при котором трудно что-либо точно планировать. В этой связи не исключено, что срок прекращения использования российских двигателей будет перенесён.

Техника, неподвластная американскому уму

Двигатель РД-180 был создан в середине 1990-х ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» на базе двигателя РД-170 — уникальной советской разработки, самого мощного из жидкостных ракетных двигателей в истории, который устанавливался на самую мощную советскую ракету «Энергия».

Российской разработкой заинтересовались американцы, которые приобрели право на использование двигателя на ракетах-носителях серии «Атлас». РД-180 выиграл конкурс у всех американских конкурентов.

Подписанный договор носил весьма жёсткий характер: американцы получали не только двигатель, но и все связанные с ним технологии. Изначально американская сторона планировала через три – четыре года сама начать производство таких двигателей.

Но выяснилось, что технология производства РД-180 настолько сложна для американцев, что освоить её они не смогли за полтора десятилетия. В итоге двигатели РД-180 для США по-прежнему создаются в России, на предприятии «Энергомаш». Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев. При этом для соблюдения американских законов совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. Однако эта компания в данном случае выполняет по большей части роль «свадебного генерала» — РД-180 остаётся продуктом российского производства.

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты», миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter», аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики», миссию к Юпитеру «Юнона», миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter», «Марсианская научная лаборатория», «MAVEN» и многие другие.

Технических претензий к РД-180 практически нет, наоборот, неоднократно подчёркивалось, что данный двигатель не имеет аналогов. Вопрос о его замене в США носит исключительно политический характер.

Эксперты отмечают, что жидкостные ракетные двигатели в США не разрабатывают больше 20 лет, и начинать придётся практически с нуля. Реализация подобного проекта потребует не менее 5–7 лет и миллиардных капиталовложений.

Американский космос: меняем советское на российское

РД-180 — не единственный российский двигатель, который используется в американской космической программе.

На американской ракете-носителе «Антарес», разработанной Orbital Sciences Corporation, использовался двигатель АJ-26. Этот двигатель представлял из себя доработку советского НК-33, созданного ещё в начале 1970-х годов для советской лунной программы.

Несколько десятков таких двигателей находились на хранении на Самарском научно-техническом комплексе имени Н. Д. Кузнецова и в конце 1990-х весьма заинтересовали американских специалистов из фирмы «Аэроджет», которые и приобрели их.

Ракеты «Антарес» с доработанным советским двигателем благополучно выполнили два испытательных и два коммерческих полёта, однако во время третьего 28 октября 2014 года произошла авария, в которой американские специалисты обвинили советский двигатель.

Эта версия была растиражирована американскими СМИ, однако российские специалисты с этим не согласны. К расследованию аварии их не привлекали, поэтому проверить версию американцев не представляется возможным.

Зато известно, что в августе 2014 года прошли испытания двигателя НК-33 российскими специалистами при участии американцев из «Аэроджет». В изделие были введены новые узлы камеры сгорания: коллектор и некоторые детали агрегатов двигателя. Общая наработка составила 616 секунд. Двигатель отработал успешно, подтвердив все требуемые параметры.

Тем не менее Orbital Sciences Corporation объявила о намерении отказаться от модифицированного НК-33. При этом значительно меньше сообщалось о том, какой двигатель придёт ему на смену.

В декабре 2014 года компания Orbital Sciences Corporation заключила контракт на поставку двигателей с… российским предприятием «Энергомаш». По соглашению, российская сторона должна поставить американцам 60 двигателей РД-181. Этот двигатель представляет собой облегчённую версию РД-191 — двигателя, созданного для новейшей российской ракеты-носителя «Ангара».

Orbital Sciences Corporation — структура частная и исходит не из политических соображений, а исключительно из соображений выгоды. А использовать российские ракетные двигатели американцам сегодня гораздо выгоднее, чем создавать свои.

www.aif.ru

Американские компании борются за право использовать российские ракетные двигатели РД-180

Две американские космические корпорации поссорились из-за российского двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш», предназначенного для ракет-носителей среднего класса. Антимонопольные службы США подозревают United Launch Alliance в том, что она не дает своему конкуренту – Orbital Sciences – возможности покупать эти двигатели для своей ракеты Antares.

Федеральная комиссия США по торговле начала антимонопольное расследование в отношении совместного предприятия корпораций «Локхид-Мартин» и «Боинг» United Launch Alliance (ULA), которое занимается разработкой ракетоносителей и выводом на орбиту спутников для государственных нужд.

Оно подозревается в том, что незаконно лишает конкурентов доступа к критически важным комплектующим от подрядчика RD Amross, что, в свою очередь, лишает их возможности полноценно участвовать в тендерах. Об этом сообщает Reuters, в распоряжении которого попали документы Федеральной комиссии по торговле.

Компания RD Amross – это совместное предприятие российского НПО «Энергомаш» и американской компании Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая изготавливает двигатели РД-180, а вторая поставляет их ULA для их ракет-носителей «Атлас». 

По оценке американских экспертов, эти российские двигатели по своим характеристикам являются единственной альтернативой для тяжелых ракетоносителей, способных выводить на орбиту американские военные, разведывательные спутники и спутники для нужд Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Компания ULA мешает RD Amross (и российскому НПО «Энергомаш») продавать двигатели РД-180 для ракет других производителей, в том числе для американской компании Orbital Sciences, которая пытается пробиться на прибыльный рынок запуска ракет в интересах правительства.

Компания Orbital Sciences является конкурентом ULA. В ней заявили, что без возможности использования РД-180, единственного жидкостного ракетного двигателя, оптимально подходящего по своим характеристикам для их ракеты Antares, они лишаются возможности выигрывать государственные тендеры и получать доступ к прибыльным заказам.

Сейчас первая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares снабжена двумя жидкотопливными двигателями Aerojet AJ-26. Эти двигатели представляют собой модифицированные двигатели НК-33 производства СНТК имени Кузнецова, которые также были разработаны в советское время. Их создавали для сверхтяжелой ракеты Н-1, однако этот двигательный проект был закрыт в 70-е годы вместе с советской Лунной программой.

Таким образом, две американские компании используют российские двигатели для своих ракет-носителей. ULA использует для ракеты-носителя «Атлас» двигатель РД-180, собираемый НПО «Энергомаш» (Химки), а Orbital Sciences для своей ракеты-носителя Antares (созданной при участии украинских КБ «Южное» и «Южмаш») – российские двигатели НК-33, переоборудованные и переименованные в Aerojet AJ-26.

По данным Reuters, американский регулятор начал расследование из-за неудачных попыток Orbital Sciences приобрести двигатели РД-180 для своей новой ракеты среднего класса Antares.

Orbital Sciences разработала собственную ракету-носитель с российским двигателем для выполнения заключенного с NASА контракта на доставку грузов на околоземную орбиту Сумма контракта – 1,9 млрд долларов. До 2016 года Orbital Sciences должна обеспечить как минимум 8 запусков Antares к МКС с грузом в интересах NASА. Antares будет выводить грузы до 7 тонн на низкие орбиты. Первый демонстрационный пуск ракета-носитель Antares и космический грузовой корабль Cygnus осуществил в конце апреля этого года с космодрома на о. Уоллопс (штат Вирджиния, США).

«Двигатели Aerojet AJ-26 – это хороший и надежный двигатель, у которого только одна проблема. Эти двигатели больше не выпускают. Имеющихся двигателей Aerojet AJ-26 компании должно хватить для выполнения обязательств по обеспечению контракта NASA по доставке груза к МКС. Однако после выполнения этого контракта Orbital Sciences, конечно, хотела бы получить новые заказы на коммерческие пуски. Для этого ей больше подойдет двигатель РД-180», – говорит газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Понятно, что альянс ULA, который занимает господствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не очень радует перспектива появления конкурента, добавляет эксперт.

Отраслевые эксперты Reuters считают, что Orbital Sciences необходим доступ к двигателям РД-180 для ракет-носителей Antares, чтобы выжить на рынке. Orbital Sciences не собирается конкурировать с ULA в сфере запуска тяжелых ракет, однако компания хотела бы стать полноценным игроком на рынке доставки средних грузов в космос с помощью ракет Antares. Причем для правительства такое сотрудничество было бы выгодным, так как Antares стоит менее 100 млн долларов.

Пресс-секретарь ULA Джессика Рай подтвердила факт ведения расследования, добавив, что компания сотрудничает с антимонопольными органами. То же самое сказали в пресс-службе Pratt & Whitney. По словам Рай, контракты ULA на закупку двигателей РД-180 законны и соответствуют правилам конкуренции. В Федеральной комиссии по торговле отказались от комментариев.

Российский двигатель РД-180, из-за которого ссорятся американские космические компании, еще в середине 1990-х годов выиграл объявленный США тендер у двух американских и одной европейской фирм.

Соглашение с Lockheed Martin предусматривает поставку в США для американских ракет-носителей Atlas в общей сложности 101 двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш». Первый серийный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 года. На начало 2013 года в США было поставлено 63 двигателя. В течение следующих пяти лет НПО «Энергомаш» должен поставить в США еще около 30 ракетных двигателей РД-180 для ракеты Atlas-5. Такой контракт был подписан в декабре 2012 года. Подписание контракта позволит предприятию получить гарантированную загрузку производственных мощностей, отмечали в НПО «Энергомаш».

РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях (РН) «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170 двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн. Полная сборка РД-180 осуществляется на «Энергомаше». Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев.

Источник газета «Взгляд».

warsonline.info

США отнимают у России двигатель космического обогащения

Категория "Плохие новости для России"  в сообществе "Политика, экономика, общество (без банов)"   

Фирма «Блу Ориджин» (США) изготовила новый ракетный двигатель BE-4 и уже нашла на него покупателя.

Новинка грозит лет через пять вытеснить российские двигатели РД-180 и с американского, и вообще с мирового рынка. Чтобы этого не допустить, инженеры должны успеть доказать, что отечественные движки тоже можно использовать повторно, запуская в космос по несколько раз на разных ракетах.

Американская компания «Блу Ориджин» (Blue Origin), принадлежащая основателю «Амазон» (Amazon) Джеффу Безосу, получила контракт на поставку новейших ракетных двигателей BE-4 для перспективных ракет-носителей «Вулкан» (Vulcan) производства компании «Юнайтед лонч элианс» (United Launch Alliance – ULA), пишет «Ведомости» со ссылкой на The Wall Street Journal.

Причем двигатели ВЕ-4 обещают быть многоразовыми. Ими оснастят только первую ступень ракеты. После старта, в момент, когда первая ступень окажется ненужной, двигательный блок будет «отстреливаться» от ракеты и спускаться на парашютах для использования в новых запусках.

Первый запуск ракеты намечен на 2020 год, а в дальнейшем, предположительно в 2022-2023 годах, Vulcan должна заменить используемую в настоящее время ракету Atlas V, на которой стоят легендарные российские двигатели РД-180. По мнению Reuters, Безос одержал победу, ставшую важной вехой для аэрокосмической компании, которая намеревается теснее сотрудничать с правительством США в сфере запуска космических аппаратов.

Напомним, двигатели РД-180 в США поставляет российское НПО «Энергомаш», они используются для ракет-носителей Atlas III и Atlas V. При этом в августе в НАСА предупредили, что США усердно работают над возможностью отказа от РД-180.

Бывший вице-премьер, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин уверен, что у американцев не получится сделать двигатель лучше, чем РД-180. «Двигатели РД-180 были и остаются лучшими в мире. Это вершина мировой конструкторской мысли и уникальная безаварийная статистика – 84 космических пуска осуществлено на этих двигателях. Заменить эти двигатели можно. Победить, то есть сделать лучше – нельзя», – написал Рогозин в своем Facebook. Он также напомнил, что для России выгодно продолжать поставки этого двигателя в США.

При этом бывший вице-премьер возмутился заголовком издания «Московский комсомолец», где новость про успехи Безоса вышла под названием «США победили российские двигатели для запуска ракет в космос», написав, что «такой восторженный заголовок более уместен в газете «Нью-Йоркский комсомолец».

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев тоже считает, что однозначно нельзя говорить о том, что двигатель BE-4 лучше российского РД-180.

«Американцы ведь не говорят, сколько он стоит. В любом случае им было бы выгоднее продолжать использовать российский двигатель», – сказал Моисеев. По его словам, оба двигателя – одного класса, но «РД-180 очевидно дешевле».

Планы первого запуска к 2020 году, по его словам, вполне реальны, к тому же у американцев «есть запас наших двигателей и много других ракет, они вполне могут маневрировать».

По мнению Моисеева, американцы взялись за разработку BE-4, прежде всего, из-за желания задействовать свою промышленность. Также сказались политические основания, потому что «поставки РД-180 оказались ненадежными». Он отметил, что в России неоднократно грозились ограничить поставки двигателей или даже полностью прекратить.

«Еще в 2013 году у нас впервые заявили, что могут препятствовать их поставкам для запуска военных спутников. А это основной доход. Сказать, что мы введем такие меры, означает поставить под угрозу дальнейшую его судьбу, что и произошло», – констатирует Моисеев, напомнив, что с того момента конгрессмены тоже начали требовать разорвать контракты на покупку российских двигателей.

Космонавт-испытатель, президент Московского космического клуба, действующий член Российской академии космонавтики Сергей Жуков тоже подчеркивает, что двигатели РД-180 надежны и отработаны еще со времен «бурановской» программы.

«Однако и Джефф Безос – надежный подрядчик и предприниматель. Поэтому я не исключаю, что этот двигатель будет хорош. В общем, я бы не отмахивался и шапками тут не закидывал.

Американцы давно хотят освободиться от тяжелых российских маршевых двигателей», – сказал Жуков.

Действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков предупреждает, что Россия рискует потерять не только американский рынок, но и рынки других космических держав.

«То, что Россию вытеснят с американского рынка, – было ясно последние пять лет. Конгресс США и американский ВПК не хотят зависимости от России. Конгрессмены все последние годы выделяли значительные ресурсы для создания конкурента российскому двигателю. Сейчас такой конкурент появился на горизонте», – сказал Железняков.

Впрочем, говорить о том, что американский двигатель в будущем сможет составить конкуренцию на международном рынке, все-таки преждевременно.

«Россия сейчас продает эти двигатели для «Атласов» и для «Антаресов». Других заказчиков пока нет. Идут разговоры о поставках РД-180 в Китай, но пока разговоры не подкреплены никакими контрактами. Китайцы заинтересованы в получении этих двигателей, но еще больше они заинтересованы в том, чтобы получить технологии изготовления этих двигателей. Прийти к общему знаменателю по этому вопросу мы пока не можем. Но если новый двигатель окажется хорош, то США попытаются перебить российские продажи и в третьих странах. Плюс они могут, как обычно, наложить спокойно на наши двигатели какие-нибудь санкции», – предупреждает Александр Железняков.

Членкор Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин, в отличие от Рогозина, убежден, что главное конкурентное преимущество подобных двигателей не в «техническом совершенстве» и даже не в стоимости, а в возможности многократного использования. Именно эти факторы, по его словам, учитывает предприниматель Илон Маск, который развивает собственную космическую программу.

«Двигатели Маска – это уровень разработок начала 60-х годов. Но в то же время эти двигатели существенно дешевле, чем любые их аналоги. Как доказал Маск, эти двигатели допускают многократный запуск не только в полете, но и при следующих запусках», – сказал Ионин.

Создание технически совершенных, но дорогих двигателей неинтересно рынку. «Двигатель – это 50% стоимость ракеты. Если у вас дорогие двигатели, то вы неконкурентоспособны», – подчеркнул Ионин.

Да, двигатель РД-180 и вся эта линейка технически совершенна, «но они дорогие, а сейчас нужно другое», напоминает эксперт. «Разработчик этих двигателей Энерогмаш говорит, что двигатели можно использовать повторно. Но это надо еще доказать. Надо не только повторно использовать, но и – как делает Маск, – повторно запускать в полете», – призывает российский эксперт.

maxpark.com