Апс двигателя


А что такое АПС-4?

Огромное колличество автомобилей ВАЗ (передне-приводные, да и классика инжектор) ездят с имообилизатором АПС-4. Что это такое и как он работает в этой статье.

Если вы купили машину, еще на заводе оборудованную иммобилизатором, то получили и инструкцию, которая рассказывает, как «обучить» АПС-4. Однако надежды на нее мало. Написана она тяжелым техническим языком и вряд ли может служить подспорьем обычному человеку. Самостоятельно владельцу зачастую не удается запрограммировать ключи, а в автосалонах АПС-4 стараются не включать – программирование иммобилизатора в предпродажную подготовку не входит. Кроме того, АПС-4 оснащена функцией управления подсветкой салона – плафон плавно гаснет через 20 секунд после закрытия двери. Очень удобно, но, увы, многие модели сигнализаций, устанавливаемых в имеющих автосалонах, имеющих отлаженные связи с оптовыми поставщиками охранных систем, эту функцию не поддерживают. Так что для продавца проще продать машину с дремлющим иммобилизатором.

А в результате надежная противоугонная система бездействует. Надеемся, что наша публикация поможет изменить эту явно нелепую ситуацию. Справедливости ради отметим, что в некоторых автосалонах программируют иммобилизатор за отдельную плату, однако выкладывать от 10 до 50 долларов за достаточно простую операцию для многих накладно.

Для начала несколько слов о самом устройстве. Система состоит из собственно иммобилизатора, двух рабочих (черных) кодовых ключей, сервисного (красного) ключа и контроллера системы управления двигателем (СУД) BOSCH MP7.0, M1.5.4 или «Январь-5». При поставке с завода «память» АПС находится в «чистом» состоянии. Это означает, что АПС-4 никак не влияет на работу и не помешает завести двигатель. Перевести иммобилизатор в рабочее состояние можно при помощи обучающего (красного) ключа. Эта процедура так и называется – «обучение чистого иммобилизатора».

Суть обучения такова – контроллер СУД вырабатывает пароль для системы и передает его иммобилизатору, который, во-первых, сохраняет его в своей памяти, во-вторых, записывает пароль в обучающий ключ. Если вся процедура выполнена правильно, то оба блока переходят в обученное состояние, а красный ключ отныне будет подходить только к этой паре иммобилизатор-контроллер. В одном из СТО был случай – установщики обучили систему на одном автомобиле, а затем начали обучать этим же красным ключом другой (по-видимому, такую операцию они регулярно проводили с иммобилизаторами иностранного производства, где это допустимо).

В результате первая машина перестала воспринимать красный кодовый ключ, а Кулибины до сих пор ломают голову – почему? Подчеркнем – красный кодовый ключ является переобучаемым, именно это его свойство позволяет сменить коды доступа к системе, если, к примеру, автомобиль побывал в чужих руках. Поэтому любой красный кодовый ключ может стать «учителем» для любого необученного иммобилизатора, независимо от того, использовался ли он раньше. Но после этого он навсегда становится принадлежностью только последней обученной системы. Поэтому относиться к нему надо крайне бережно и аккуратно.

Красный ключ – хранитель пароля, его нельзя использовать для снятия системы с охраны. Применять его можно только для выполнения обучающих процедур и перевода системы в служебный режим, который позволяет оставлять машину в автосервисе, не передавая при этом мастерам кодовые ключи. Он может понадобиться, если придётся менять один из электронных блоков.

Если потеряны оба черных ключа, но сохранился красный, можно обучить для работы в системе новые рабочие ключи. Но если утерян обучающий «красный» ключ, пиши пропало. Еще раз подчеркнем – когда система обучена, вернуть оба блока в чистое состояние уже невозможно. Значит, при утере всех ключей, включая красный, придется заменять оба блока (контроллер СУД и иммобилизатор) на новые.

При эксплуатации иммобилизатора советуем обязательно соблюдать следующие правила: никогда не отдавайте красный кодовый ключ в чужие руки, никогда не храните его в автомобиле, никогда не пробуйте использовать его для другого автомобиля. После того как автомобиль побывал в чужих руках, выполняйте процедуру переобучения.

Рабочие черные ключи, в которых при обучении системы тоже записывается пароль, очень надежно защищены от его считывания. Когда владелец подносит рабочий ключ к считывателю, иммобилизатор посылает на ключ абсолютно случайно выбранное число. После этого в диалог опознавания «свой/чужой» вступают идентичные криптографические блоки ключа и системы. Если результат положительный, то иммобилизатор выключает режим охраны. Особо следует отметить, что сам пароль ключа не передается, значит, считать его и сделать запрограммированный дубликат черного ключа просто невозможно.

Но вот вы обучили иммобилизатор. Теперь в режиме охраны контроллер СУД не получает разрешения на запуск двигателя, он прекращает подачу топлива и прерывает цепь зажигания. При снятом с охраны иммобилизаторе контроллер разрешает работу двигателя в нормальном режиме. Когда вы переведете систему в обученное (рабочее) состояние, полностью отключить её уже невозможно – контроллер СУД, в котором «зашита» информация об иммобилизаторе, всегда будет запрашивать у АПС-4 разрешение на запуск двигателя.

Даже в служебном режиме контроллер запрашивает пароль доступа и если, скажем, мастера на сервисе демонтировали блок иммобилизатора, двигатель не заведется. Черные ключи обучаются один раз и навсегда – после обучения их невозможно использовать в другой системе.

Иммобилизатор включает режим охраны автоматически, без участия водителя, спустя некоторое время после выключения зажигания. Чтобы снять его с охраны, достаточно поднести обученный рабочий ключ к считывателю. Заметим, что у многих транспондерных иностранных иммобилизаторов радиус действия приемной антенны достаточно большой, и электронный ключ можно просто носить на общей связке ключей. У АПС-4 радиус меньше, и чтобы выключить режим, ключ надо практически вплотную подносить к считывателю.Теперь перейдем к наиболее часто встречающимся проблемам, связанным с эксплуатацией АПС-4. Первый, и весьма распространенный, казус.

Мало кто, купив новую машину, ограничивается штатным ВАЗовским иммобилизатором, обычно монтируют еще и сигнализацию. Вот тут порой и появляются проблемы – АПС-4 встает в режим охраны.., и сирена охранной системы начинает «кричать». Разгадка проста – как уже говорилось, у АПС-4 есть функция управления подсветкой салона, которую поддерживают не все модели охранных систем. Поэтому, выбирая сигнализацию на новый автомобиль, справьтесь, есть ли у нее такая же функция (так называемая программируемая задержка при постановке на охрану).

Но если вы уже поставили систему без этой опции и лишь потом решили «обучить» штатный иммобилизатор, то есть простой выход: ставьте сигнализацию на охрану только после того, как в салоне погаснет плафон. Это, конечно, не очень удобно, но все же подождать несколько секунд – не проблема. А нетерпеливым (и разбирающимся в электрике) автомобилистам можем дать совет. Плафон освещения салона и концевой выключатель двери подключены к выводу 10 иммобилизатора (зелено-черный провод).

Если аккуратно выпаять драйвер управления лампой освещения салона, соединенный с выводом 10, вы лишитесь функции плавного гашения, зато получите возможность устанавливать охранную сигнализацию сразу после закрытия двери. Однако предупреждаем – при таком вмешательстве вы потеряете гарантию на иммобилизатор. Должны предупредить и о том, что на сервисах установщики старых моделей сигнализаций зачастую сознательно отрезают провод, идущий к выводу 10 иммобилизатора. Увы, это не только отключает функцию плавного гашения плафона, но и приводит к потере части функций иммобилизатора. В частности, он не сможет автоматически переходить в режим чтения кодовых ключей после открытия двери водителя, не сможет и быстро ставить машину на охрану после выключения зажигания и закрытия двери водителя.

А вот другой любопытный казус. Иммобилизатор «исправно встает» на охрану, а двигатель всё равно заводится. Не спешите предъявлять рекламацию по поводу АПС-4. Такое возможно, когда не обучен блок управления двигателем. Попробуйте обучить иммобилизатор. После обучения обратите внимание на поведение светодиода считывателя кодовых ключей. По его поведению можно распознать состояние как иммобилизатора, так и блока управления. А если отдаете автомобиль на сервис, после ремонта обязательно проверяйте по инструкции функционирование системы – это позволит вам распознать несанкционированные действия Кулибиных.

Иногда жалуются: иммобилизатор обучен, стоит на охране, но черными ключами с неё не снимается – двигатель не заводится. Это объясняется довольно просто – выключать АПС-4 с охраны надо только, когда электронный блок находится в режиме чтения, когда светодиод мигает чаще, чем просто в режиме охраны – 2 раза в секунду.

Чтобы перевести иммобилизатор в режим чтения, достаточно лишь открыть дверь или включить на секунду зажигание. Если система не входит в режим чтения, надо проверить работоспособность концевых выключателей. Если же АПС-4 не снимается с охраны и в режиме чтения, значит, кто-то «обучил» вам ключи, ранее использованные на другом иммобилизаторе. В этом случае надо провести процедуру переобучения с чистыми рабочими ключами.

Бывает, что при покупке машины человек не проверил комплектацию, а потом выяснил, что у него только один рабочий ключ иммобилизатора. А затем, изучая инструкцию, узнал: чтобы активизировать иммобилизатор, необходимо два рабочих ключа. Это неприятно, но не критично. Выполняйте процедуру обучения, как обычно, но вместо второго черного ключа (по инструкции) подносите красный. Таким образом, у вас получится красный кодовый ключ и один рабочий черный.

Когда купите дополнительный черный ключ, проведите процедуру переобучения, и у вас будет два рабочих ключа.На этом советы автолюбителям можно закончить и перейти к информации, которая окажется полезной установщикам. Профессионалам важно знать, как связаны контроллер СУД и иммобилизатор? Поясняем: АПС-4 подключается к контроллеру СУД по диагностической линии контроллера. Он имеет встроенное реле, которое может подключать или отключать диагностическую колодку автомобиля к контроллеру СУД.

Если к диагностической колодке не подключен диагностический тестер, то реле размыкает диагностическую цепь контроллера, и линия используется только для связи контроллера СУД и иммобилизатора. При подключении диагностического тестера к колодке реле замыкает диагностическую цепь, что позволяет производить обмен информацией тестера с контроллером СУД. Но если при работе тестера у контроллера СУД возникла необходимость запросить у иммобилизатора разрешение на работу двигателя, тестер отключается, и происходит обмен информацией между иммобилизатором и контроллером СУД. Иначе говоря, иммобилизатор имеет приоритет перед тестером.

Нередко установщики сомневаются, можно ли заменить только один из блоков системы в случае неисправности, или надо менять оба – ведь они взаимосвязаны. Это возможно, если не утерян обучающий «красный» кодовый ключ для данной системы. Так как пароль системы хранится в трех разных устройствах (в контроллере СУД, в иммобилизаторе и в обучающем ключе), есть возможность восстановить работоспособность системы при неисправности одного из блоков, но при совпадении паролей в оставшемся блоке и обучающем ключе.

Однако новый блок, устанавливаемый взамен неисправного, должен находиться в чистом состоянии – нельзя использовать для замены блок, который до этого использовался в другой обученной паре контроллер-иммобилизатор. После замены необходимо провести стандартную процедуру перевода системы в обученное состояние.Процедура «Выход из режима технического обслуживания и обучение ключей» описана в инструкции по работе с иммобилизатором. Однако для её проведения необходимо использовать обучающий красный ключ от «старой» системы.

Тогда даже обученный контроллер СУД воспринимает «свой» пароль из обучающего ключа и позволяет провести обучение системы. Но при замене иммобилизатора некоторая информация в системе теряется, поэтому с первого раза успех не гарантирован, может понадобиться две, три, а то и четыре попытки. Снова напоминаем: рабочие черные ключи нельзя переобучить, при замене иммобилизатора необходимо обучать новые рабочие ключи из комплекта нового иммобилизатора.

И последнее – подобрать пароль или ключ к иммобилизатору АПС-4 злоумышленники не смогут, он надежно защищает машину. Именно поэтому угонщики используют варварский прием – приносят с собой необученный блок управления, порой даже вместе со жгутом проводов. Поэтому рекомендуем в дополнение к электронным средствам применять механическую защиту КПП, капота и рулевой колонки.

Поделитесь ссылкой с друзьями

 

А еще Вы можете помочь работе сайта или отблагодарить нас за полезную информацию

mgp-avto.ru

Противоугонная система АПС-4 (иммобилайзер) Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4x4

           

Руководство по пользованию противоугонной системой АПС-4

Автомобили, оснащенные электронной противоугонной системой АПС-4, обеспечивают его дополнительную защиту от неразрешенного использования за счет запрета пуска двигателя.В комплект противоугонной системы входят кодовые ключи, дополнительно прикладываемые к автомобилю. Два ключа черного цвета - рабочие кодовые ключи, ими следует пользоваться для снятия автомобиля с охраны и один ключ красного цвета - обучающий кодовый ключ. Обучающий кодовый ключ используется для активизации противоугонной системы и первоначального обучения рабочих кодовых ключей, для переобучения системы в случае утери рабочего кодового ключа, для обучения дополнительных рабочих кодовых ключей, а также для восстановления работоспособности системы при замене неисправных электронных блоков.Противоугонная система АПС-4 позволяет одновременное обучение и работу от одного до четырех рабочих кодовых ключей.Противоугонная система должна быть активизирована при предпродажной подготовке. Убедитесь, что противоугонная система подключена и работает нормально. Для этого закройте все двери автомобиля, кроме двери водителя, сядьте в автомобиль и закройте дверь водителя. Светодиод индикатора состояния системы должен замигать с частотой 2 раза в секунду. Поднесите любой из черных ключей к индикатору, светодиод должен погаснуть и, одновременно с этим, прозвучать двойной звуковой сигнал зуммера.После этого можно включить зажигание и пустить двигатель, противоугонная система работает нормально.

Автомобильная противоугонная система:1 - блок управления; 2 - индикатор состояния системы; 3 - кодовый ключ

ВНИМАНИЕ!Если двигатель запускается без поднесения черного ключа к индикатору, значит противоугонная система находится в неактивном состоянии, требуйте ее обучения и перевода в активное состояние при продаже и после технического обслуживания автомобиля.

Переход противоугонной системы в режим охраны происходит автоматически после выключения зажигания и зависит от дальнейших действий водителя. Если дверь водителя не открывалась или была открыта и не закрывалась, то установка на охрану происходит через 5 минут, если дверь водителя была открыта и затем закрыта, то установка на охрану происходит через 30 секунд от момента закрытия двери.Во всех случаях, за 15 секунд до установки системы на охрану, раздается звуковой сигнал зуммера в ускоряющем темпе, а светодиод индикатора горит мерцающим светом.Если установка на охрану нежелательна, ее можно отменить поворотом ключа зажигания в положение «зажигание включено».

Снятие с охраныДля снятия противоугонной системы с охраны переведите ее в режим «чтение» кода ключа, в этом режиме светодиод мигает с частотой 2 раза в секунду. Перевод в режим «чтение» возможен двумя способами:- открыванием или закрыванием двери водителя, в этом случае режим «чтение» длится 1,5 минуты;- включением и выключением зажигания, в этом случае режим «чтение» длится 10 секунд.После перевода системы в режим «чтение» поднесите любой из черных ключей к индикатору, светодиод должен погаснуть и, одновременно с этим, прозвучатьдвойной звуковой сигнал зуммера.После этого можно включить зажигание и пустить двигатель.

ВНИМАНИЕ!Никогда не используйте красный ключ для снятия автомобиля с охраны, это может привести к блокировке запуска двигателя. Ввиду важности красного ключа, храните его дома в надежном месте. В случае утери красного ключа, после перевода противоугонной системы в активное состояние, гарантийные обязательства по качеству системы и контроллера управления двигателем не принимаются.

Особые ситуации

1. Утеря рабочего кодового ключа, обучение дополнительных рабочих кодовых ключей.При утере рабочего кодового ключа рекомендуется провести переобучение системы, используя оставшиеся кодовые ключи, чтобы утерянным ключом не смогли воспользоваться в целях угона автомобиля. Затем можно приобрести новые рабочие кодовые ключи и заново переобучить систему, используя оставшиеся и новые кодовые ключи. Переобучение проводится на аттестованных ПССС.

2. Утеря обучающего кодового ключа.При утере обучающего ключа невозможно провести процедуры переобучения оставшихся рабочих кодовых ключей и обучения новых ключей. Это значит, что можно продолжить эксплуатацию автомобиля с имеющимися рабочими ключами, однако в случае их утери или при неисправности иммобилизатора придется заменить иммобилизатор, контроллер управления двигателем и все кодовые ключи на новые необученные. После такой замены необходимо провести процедуру перевода противоугонной системы в активное состояние на аттестованных ПССС.

3. Замена неисправного иммо-билизатора.После замены неисправного иммобилизатора на новый исправный необходимо провести процедуру обучения противоугонной системы на аттестованных ПССС.

4. Замена неисправного контроллера управления двигателем.При неисправности контроллера управления двигателем, его нужно заменить на исправный контроллер с неактивированной противоугонной функцией. После такой замены необходимо активировать противоугонную функцию на аттестованных ПССС.

5. Диагностика противоугонной системы.Если после снятия противоугонной системы с охраны и включения зажигания светодиод мигает 1-2 раза и гаснет, значит, противоугонная система исправна.Если после снятия противоугонной системы с охраны и включения зажигания светодиод индикатора состояния системы мигает с частотой 1 раз в секунду, а двигатель не пускается, значит, противоугонная система неисправна. Необходимо обратиться на аттестованные ПССС для устранения неисправности.Управление задержкой выключения плафона внутреннего освещенияЭта функция позволяет сохранять в течение некоторого времени освещение салона после закрытия двери автомобиля, что облегчает действия водителя в темное время суток.Для работы данной функции переключатель плафона должен быть переведен в выключенное состояние. В этом состоянии, при открывании двери, плафон загорается и горит все время, пока открыта дверь. Если зажигание автомобиля не включено, то после закрытия двери плафон остается во включенном состоянии еще 12 секунд, после чего в течение 4 секунд плавно гаснет. Если дверь закрывается при включенном зажигании автомобиля, то плафон выключается сразу же после закрытия двери. Если во время работы задержки выключения плафона перевести ключ зажигания в положение «включено», то плафон погаснет без задержки.Если во время работы задержки выключения плафона снова открыть дверь, то плафон включается и горит все время,пока дверь открыта, и далее - как описано выше.

Процедура альтернативного пуска двигателяДанная процедура позволяет пустить двигатель на одну поездку без считывания кода с рабочего (черного) ключа в случае его утери или неисправности противоугонной системы. Процедура становится возможной только в случае заранее запрограммированного «пароля обхода», состоящего из шести цифр. Активизация процедуры альтернативного пуска двигателя должна быть произведена при предпродажной подготовке или при техническом обслуживании автомобиля на аттестованных ПССС только по желанию владельца и в его присутствии.

Пользование ключами иммобилизатора и зажиганияДля пуска двигателя на автомобиле, оборудованном электронной противоугонной системой:1. После открытия какой-либо двери или кратковременного включения зажигания (если выключатель в двери неисправен) иммобилизатор на 30 секунд переходит в режим «готовность к считыванию кода» — световой индикатор 1 (рис. 20) датчика-сигнализатора 2 мигает с удвоенной частотой.2. В течение этого интервала времени поднесите рабочий кодовый ключ 3 к датчику-сигнализатору. Блок иммобилизатора после считывания кода опознает его правильность — световой индикатор загорается на 2 секунды и гаснет — и деблокирует электронный блок управления двигателем, разрешая тем самым произвести пуск двигателя.Пуск двигателя произведите поворотом ключа в выключателе зажигания 1 (см. рис. 19) из положения I («зажигание») в положение II («стартер»).

Рис.20. Панель приборов (фрагмент)

Выключатель зажигания имеет блокировку, препятствующую включению стартера при работающем двигателе. Для повторного пуска двигателя после неудачной попытки переведите ключ из положения I в положение 0 («выключено») и затем снова включите стартер.Ключ вынимается в положении III выключателя зажигания. При этом срабатывает механизм механического противоугонного устройства, который запирает вал рулевого управления.

Во избежание угона автомобиля не оставляйте ключ в выключателе зажигания!

             

lada-niva.ru

Где на ВАЗ-2114 стоит иммобилайзер: фото где он находится

Смысл работы иммобилайзера заключается в том, чтобы предотвратить любые несанкционированные попытки доступа к управлению транспортным средством. Место, где стоит иммобилайзер на ВАЗ-2114 располагается в панели приборов, со стороны замка зажигания, над блоком управления двигателем.

Месторасположение имообилайзера на ВАЗ-2114

Расположение иммобилайзера АПС-4 на автомобиле

Дело в том, что тольяттинские конструкторы, создававшие «четырку» поиздевались над потребителем, установив ЭБУ и иммобилайзер под патрубками системы отопителя автомобиля. Таким образом при нарушении герметичности системы, их обязательно заливает антифризом.

Что это такое иммобилайзер и почему его ругают?

С начала 2000-х годов на все инжекторные двигатели тольяттинского производства устанавливается автомобильная противоугонная система (АПС).

Иммобилайзер АПС-6

Изначально, на первые «десятки» ставились АПС–4, вскоре их заменили на более современные АПС–6.

По другому штатная противоугонка называется иммобилайзер.

Смысл работы системы заключается в следующем: попытка угнать автомобиль закончится ничем. Злоумышленник не сможет завести двигатель, а если всё-таки запустит, то проехав несколько сот метров прекратится подача топлива и двигатель заглохнет.

Идея хорошая, но существует целый ряд проблем, возникающих при его эксплуатации:

  • Сбой программного обеспечения. Электроника не видит обновление информации, подаваемой ключом зажигания или не признает его. Были случаи когда, остановившись и заглушив двигатель запустить его уже не удавалось.
  • Блокировка двигателя из-за разряженного аккумулятора. Оставив автомобиль зимой на парковке на несколько дней, можно нечаянно активировать систему.
  • Серьёзные проблемы при подключении сигнализации с автозапуском.
  • Поломка, замыкание контактов из-за неудачного расположения.

Интересно! Первые инжекторные ВАЗ-2114 выпускались либо без АПС, либо с не подключенным блоком, болтающимся внутри на собственной проводке. С чем это было связано (экономия, нехватка оборудования или по другой причине) никто не знает, но факт остаётся фактом.

Диагностика неисправностей

В случае когда, автомобиль с активным иммобилайзером не выходит на связь с компьютером нужно знать следующее: K–Line провод соединяет диагностический разъём и АПС. Только потом питание попадает в электронный блок управления.

В случае неисправности нужно удостовериться в подключении системы к нужному разъёму. При положительном результате можно попробовать отсоединить его и перемкнуть между собой 9-й и 18-й контакты.

Получится прямое соединение ЭБУ и диагностического разъёма, в обход противоугонной системы.

При неисправностях, связанных с работой иммобилайзера нужно учитывать то, что это сложное электронное устройство. Поэтому, для устранения его неисправности, рекомендуется обратиться к профессиональному автоэлектрику.

Важно! При поломках, связанных с его работой необходимо знать, что восстановить функционирование после вмешательства неумелых рук бывает затруднительно, а в некоторых случаях вовсе – невозможно.

Деактивация и активация (плюсы и минусы)

ЭБУ Bosch на ВАЗ-2114 шло в комплекте с иммоблайзером АПС-4

Решая, деактивировать ли иммобилайзер или нет, нужно знать следующее. АПС-6 или 4 хоть и имеет ряд существенных недостатков, но он реально противодействует хулиганам, которые могут решить покататься на машине, стоящей возле подъезда. Сигнализация не глушит двигатель и топливную систему.

Противоугонная система 6-й серии наоборот, отключает питание топливных форсунок (4-я отключает бензонасос и свечи накаливания). Поэтому решать вам: подключать его после очередного глюка или нет. Но по крайней мере, если и решат угнать автомобиль, то для этого потребуется собственный ЭБУ, голыми руками автомобиль уже не возьмёшь.

Видео деактивации иммобилайзера

Шутка от АвтоВаза

Важно! При самостоятельном разборе иммобилайзера, уделите внимание на маркировку его плат. Дело в том, что в корпусе от АПС – 4 может находится плата от 6 — й серии. Это ещё одна, очередная злая шутка от автоваза.

carfrance.ru

Активация и доработка иммобилайзера АПС-4 на автомобилях ВАЗ

ИТАК ПРИСТУПИМ

Став владельцем новой машины сразу задумываешся о ее сохранности, и  впервую очередь о защите от угона.Помимо установки дополнительной сигнализации, в машине уже с завода установлен заводской иммобилайзер, который находится в не активированном состоянии. По предписанию завода продавец должен активировать его в присутствии покупателя, в случае отказа покупателя от активации, в сервисной книжке делается пометка об отказе.

Перед покупкой авто, просмотрев большое количество информации об иммобилайзере, в дальнейшем (иммо), я решил,  что на своей машине его активирую, в пользу этого стала неоспоримая статистика, несмотря на упорные слухи, о том что иммо часто глючит, и приносит своему владельцу только проблеммы, фактом остается то, что такие отзывы попадаются про авто выпуска до 2002 года, после чего производитель учел неполадки апс-4 и исправил все баги, конечно проблемы встречаются и на авто последних выпусков, но зачастую они связанны с неправильными действиями самого владельца авто.

В добавок на Калинах ( выпущенно 300 тыс. шт.) и Приорах (выпущенно 70тыс. шт.) если неактивированн иммо   не работает штатный брелок сигнализации, а почти у всех владельцев данных авто иммо активирован, и не приносит никаких сюрпризов.Приняв решение, я при покупке авто попросил в салоне активироваать мне иммо, на что услышал очередную байку о глючности сего девайса. Довод о предписании завода также не произвел никакого эффекта. Банально, но менеджер не знал как проходит процесс активации, а инструкции в печатном виде у него не оказалось.

Ну чтож, интернет нам поможет, на сайте чиптюнер.ру нашел инструкцию по активации иммо, и сделал процедуру сам.Алгоритм активации АПС с кодовыми ключами

• Включить зажигание, загорается светодиод АПС• Поднести красный ключ• Выключить зажигание не убирая красный ключ.• Короткий писк. Светодиод АПС должен начать мигать.• Поднести 1 черный ключ.• Писк. Светодиод гаснет на время. у меня не гас• Поднести 2 черный ключ.• Писк. Светодиод гаснет на время. у меня не гас• Поднести красный ключ.• Писк. Светодиод загорается.• Включить зажигание.• Писк. Светодиод гаснет. (На МП7.0 светодиод продолжает гореть. Нужно выключить зажигание не позже чем через 10 сек.) вот это важно• Выключить зажигание.

Как активировать иммобилизатор там, где он считывается прямо с ключа, например, на Калине или Приоре?

Заправить в автомобиль хотя бы 10 литров бензина, чтобы не путаться в писках.

• Собрать черный ключ.• Закрыть двери. • Включить КРАСНЫМ ключом зажигание.• 3 писка. Вытащить ключ.• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание.• 3 писка + 2 писка.• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание• 3 писка + 2 писка.• Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ.• 1 писк.• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД!!! (Внимание!!! Обязательно дождаться бибикалки - засада в этом месте). • Мигнула аварийка, бибикнул сигнал• Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели.

 Сразу оговорюсь, реальный процесс немного отличался то описанного в инструкции,  в плане пищит- не пищит, гаснет -не гаснет, но все прошло на ура, за 10 мин, с подробным запоминанием процесса, как совет  перед началом реальной активации потренеруйтесь немного вставлять и вынимать ключи, подносить к таблетке метки.

Ну чтож иммо заработал, еще один рубеж для угонщика установленн. Приступим к эксплуатации.

Пришли  , открыли дверь ,  сели за руль ,:  закрыли дверь , поднесли метку к таблетке , два писка ПИ-ПИ (не всмысле хочу в место обозначенное на карте буквами М и Ж........) вставили ключ в замок завели и поехали.

Итак первое неудобство,  метку надо подносить очень близко к таблетке АПС, если она у вас на одном кольце с ключами ее еще надо найти среди всего того хлама в виде брелков ключей и тд. и тп. что нацеплен  на кольцо. Потом надо вставлять ключ в замок.

Далее ,  приехали куда надо,  заглушили ,  вышли по своим делам ( ключи естественно забрали с собой ) , пришли , дальше как описанно выше.

А если не выходили :?:  и иммо стал на охрану, это происходит через пять минут после того как двигатель был заглушен, но дверь водителя не открывалась, и ключи из замка не вынимались, (если выходите из машины ,то иммо встает на охрану через 30 сек после того как будет закрыта дверь), :arrow:  так вот в этом случае приходится вынимать ключи из замка :arrow:  подносить метку к таблетке :arrow:  вставлять ключ назад и заводить, согласитесь неудобно :!:

НО :!:  ЕСТЬ ВЫХОД :!:

Владельцам Калин и Приор повезло, в их ключе с брелком штатной сигнализации находится чип иммо, который считывается замком зажигания, а как быть нам владельцам 10-ток :?:  Однако ,оказывается, инженеры ВАЗа  подумали и о нас поростых смертных , только вот непонятно из каких соображений,  в серии такое улучшение не ставится. Наверное ,штатная таблетка иммо дешевле в производстве, чем доработанный замок зажигания.

Существует несколько вариантов решения проблемы, саму идею, принцип действия я взял отсюда  :arrow: http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=92470и здесь :arrow: http://www.asgloom.narod.ru/aps.html

Вариант замены замка на Калиновский с считывателем  отмел сразу в виду геморойности такой замены, вариант доработки замка с его разборкой показался слишком трудоемким и опасным в плане перепутать какие нибудь провода и детали замка (в постах темы встречается http://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=92470), понравилась идея и реализация Gloom-а http://www.asgloom.narod.ru/aps.html   намотать приемную антенну на резиновое кольцо  прикрывающее замок зажигания в кожухе рулевой колонки,  вот по этой схеме и решил действовать.

Но, как говорится, лень- двигатель прогресса, в предложенные конструкции решил внести свои изменения :oops:  

ИТАК САМ ОТЧЕТ:

Что нам понадобится:1. Клеммы "мама"  2шт. (маленькие) исправленно 29,08,2008 с "папа"на"мама" благодаря Vit59 с autolada.ru2. Отрезок провода 1,2м.3. Трансформаторная медная проволка тощиной 0,26-0,5мм. в защитном лаке порядка 15 м/п4. Изолента5. Паяльник, припой, канифоль.

Теория: чип АПС представляет собой метку выполненную по технологии RIFD,  он энергонезависим, в нем нет элементов питания, когда включается процесс считывания метки АПС в таблетке через катушку  протекает ток, появляется электромагнитное поле, когда в зоне действия данного поля помещается чип АПС, в нем за счет ЭДС самоиндукции  от электромагнитного поля возникает электрический ток, питающий микросхему шифрования, происходит процесс опознания "свой-чужой", если чип "свой"  система передает разрешение на запуск двигателя, после чего отключает приемную антенну.

Наша задача увеличить  расстояние считывания с 10-13мм. до 3-4 см., и перенести саму антенну к замку зажигания. Перенос самой таблетки АПС на рулевую колонку ближе к замку, эффекта не дает, все равно чип приходится подносить вплотную к антенне.

Приступаем к разборке кожуха рулевой колонки,  крестовой отверткой отворачиваем 7 винтов и снимаем кожух

У нас получается вот такой вид:

Варианты разборки замка для наматывания катушки на кольцо светодиода подсветки меня не устроил, я решил намотать катушку на резиновое кольцо

но в процессе выпонения заумался ( и не я один) что кожух может повредить вибрацией намотанную катушку.

Что делать?

Выход нашелся при внимательном рассмотрении замка, оказывается, в собранном виде, за резиновым кольцом остается место в котором можно разместить катушку.

Начинаем изготовление катушки, посадочный диаметр резинового кольца 50мм. Однако на самом замке есть три выступа на окружности которые увеличивают диаметр мотаемой нами катушки.

на фото видно один из отливов.

Находим оправку подходящего диаметра для намотки катушки. можно изготовить  катушку самостоятельно из картона , главное что бы внутреннй диаметр катушки был не меньше 57 мм, в противном случае она просто не оденется у Вас на замок.

У меня нашелся смотанный наполовину моток изоленты подходящего диаметра

на него я и стал наматывать катушку.

В качестве соединительного провода был использован не экраннированный кабель от зарядного устройства мобильника, внутри оплетки два многожильных провода, разрезав оплетку и разведя ее концы, я зачистил внутренние провода примерно на 1см. Взял эмалированный провод от разобранного старого трансформатора питания ( можно использовать тот трансформатор из зарядного устройства от которого Вы отрезали кабель питания у меня это была старая зарядка от Nokia ),  либо любой другой подходящий, диаметр провода может колебаться в пределах 0,2мм. - 0,5мм.Народной лабораторией экспериментально доказанно что количество витков колеблется от 60 до 110.и зависит от  :arrow: димаетра выбранного провода,  :arrow: диаметра наматываемой катушки, :arrow:  и толщины самого провода.

В моем случае при толщине провода 0,26мм.(диаметр можно узнать намотав десять витков провода на отвертку виток к витку и померять длину участка линейкой, а затем разделить на 10    ) антенна заработала при 80 витках и внутренем диаметре 50мм, но как оказалось такая антенна не налазит на замок,  и мне пришлось перематывать ее увеличив диаметр до 57мм. Провода было мало и соответственно после увеличения диаметра получилось 77 витков. На испытаниях катушка отказалась считывать чип АПС. Из-за увеличившегося диаметра изменились параметры индуктивности катушки, пришлось нарастить ранее отрезанным проводом до 85 витков. После чего катушка востановила работоспособность. Если провода не хватает для намотки цельным куском его можно нарастить проводом такого же диаметра, главное перед пайкой зачистить лак на концах, а после пайки заизолировать, например термоусадочным кембриком или изолентой.

Обратите внимание, что при наматывании можно не соблюдать принцип наматывания виток к витку, а мотать в навал.

Процесс изготовления:

намотанная черновая катушка 100 витков.

Зачищаем 1см. лака на проводе и припаиваем к концу провода кабеля, изолируем, и наматываем на оправку. Скрепляем катушку в нескольких местах кусочками изоленты для того чтобы она не рассыпалась без оправки.

Второй конец катушки зачищаем и  соединяем  с проводом временно на "живую".

Отмеряем примерно 70см. кабеля, лишнее отрезаем, зачищаем и припаиваим на концы разьемы "папа" изолируем их.

В районе педали газа, среди пучка проводов находим разъемы таблетки иммо, можно найти их если последовательно спускаться от таблетки к педали.

Вы увидете два разъема: один на питание светодиода, другой на катушку, нам нужен разъем с синим и белым проводомОтключаем штатную катушку, и подключаем вместо нее нашу.

одеваем на замок зажигания черновую катушку, важно :!: окончательный подбор витков следует проводить именно на замке, т.к. сам замок дополнительно выступает в качестве магнитопровода

Почти все готово, надо еще доработать ключ зажигания.

Разбираем брелок АПС, расколов его пополам тонкой отверткой, лучше всего начинать раскол возле дужки за которую он вешается на ключи, и вынимаем аккуратно из него чип  АПС.

Берем ключ зажигания и внимательно его рассматриваем, в торце ключа есть маленькое прямоугольное отверстие, прикрытое заглушкой, шилом, или другим тонким предметом поддеваем заглушку которая есть контейнер микрочипа АПС, и достаем ее. Вставляем чип в контейнер и собираем все назад. Ключ готов.

Садимся в машину, закрываем дверь, начинается процес считывания ключа.....   и вставляем ключ в замок....  если неслышно двойного пи-пи и диод продолжает мигать, значит считывание не прошло :twisted: .

выключаем зажигание, оматываем пять витков  , откусываем лишнее, зчищаем, соединяем, пробуем..........    нет эффекта .....  тогда еще пять витков в минус  , и все заново....

Как только услышите двойное пи-пи, и диод АПС потухнет значит все ваша катушка заработала        

Снимаем все запоминаем на всякий случай кол-во витков (уменя например 85 витков провода диаметром 0,26мм, в катушке диаметром 57мм.), припаиваем начисто второй конец катушки,  изолируем , заматываем все в изоленту и получаем вот это:

Идем в машину и собираем все на место, надеваем на замок нашу катушку, протягиваем в рулевой колонке провод к разъему АПС возле педали газа, подключаем в разъем, Собираем кожух колонки в порядке обратном снятию    

Любуемся как все получилось        

Вставляем резиновое кольцо на место и радуемся жизни.С этого момента можно изабыть что у вас активированна АПС если бы не противный писк пикирующего бомбардировщика    при постановке на охрану       .

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

А что тут говорить ,  Вы просто пользуетесь машиной, вставляете ключ и едете, даже если АПС стала на охрану с вставленным ключем , то вынимать его не надо, поворачиваете его в положение на старт и АПС  снимается с охраны, скрость считывания достаточная, никаких заминок в заводке авто не возникает.[/quote]

цитата приведена полностью на правах тождественности авторства.

zavgar.info

Инструкция по эксплуатации иммобилизатора АПС-4 - Электрооборудование - ЧаВо по Ниве - Каталог статей

1. Назначение

Иммобилизатор АПС-4 предназначен для исключения возможности несанкционированного запуска двигателя автомобилей ВАЗ, работающих совместно с системами управления двигателем на базе блоков управления MP7.0, M1.5.4(Бош) и Январь-5 (ВАЗ).

 

2. Общие положения

Иммобилизатор представляет собой электронный блок, позволяющий определить владельца автомобиля по наличию у него специального кодового ключа. В случае отсутствия ключа, иммобилизатор препятствует запуску двигателя автомобиля путем выдачи специальной запрещающей кодовой команды на блок управления двигателем.

В иммобилизаторе АПС-4 применяется бесконтактный (транспондерный) способ считывания кода ключа при поднесении его к считывателю, встроенному в панель автомобиля. Ключ представляет собой брелок, закрепляемый на кольце с ключами от автомобиля.

Режимы работы и состояния иммобилизатора индицируются при помощи светодиода и зуммера, устанавливаемых на панели автомобиля.

Иммобилизатор имеет возможность стирания старых и обучения новых ключей для своей работы, что позволяет пользоваться автомобилем нескольким лицам и вовремя исключать утерянные ключи, чтобы предотвратить их несанкционированное использование. Обучение производится при помощи красного кодового ключа.

В иммобилизаторе применяются транспондеры, имеющие в своем составе криптографический блок, позволяющий передавать код ключа в зашифрованном, постоянно изменяющемся виде. Иммобилизатор имеет защиту от подбора ключей, а также защиту от считывания кода, передаваемого по кодовой линии на контроллер впрыска топлива.

Иммобилизатор устанавливается на охрану автоматически без участия водителя.

Иммобилизатор позволяет при помощи красного кодового ключа переходить в режим технического обслуживания, когда иммобилизатор, оставаясь в системе, ведет себя так, как если бы его не было, т.е. он не препятствует запуску двигателя.

3. Состав иммобилизатора

  1. Электронный блок управления -1 шт.
  2. Считыватель-1 шт.
  3. Рабочие кодовые ключи ( черные )2 шт.
  4. Сервисный кодовый ключ ( красный )-1 шт.

4. Основные технические характеристики иммобилизатора

  • Рабочий диапазон напряжений питания-8 .. 15 В
  • Рабочий диапазон температур--40 .. +85 Ё С
  • Потребляемый ток в дежурном режиме- не более 5 мА

5. Работа с иммобилизатором

5.1 Чистое состояние иммобилизатора

Иммобилизатор поставляется с завода в чистом состоянии. Это означает, что в него не записан код своего красного ключа. В этом режиме он воспринимает любой красный ключ как свой и выдает специальный признак чистого состояния при запросе от контроллера СУД. В таком состоянии иммобилизатор находится до первого успешного выполнения процедуры обучения (см. П.5.3). В "чистом" состоянии эту процедуру можно выполнять при помощи любого "красного" ключа. После завершения такой процедуры, красный ключ, которым она выполнялась, становится для данного иммобилизатора своим и иммобилизатор выходит из чистого состояния. Вернуть его в чистое состояния невозможно.

В чистом состоянии поведение иммобилизатора немного отличается от описанного выше. Основными отличиями являются:

  • Длительность включенного состояния светодиода в режиме охраны увеличена со 100 до 500 мсек.
  • При включении зажигания режим чтения выключается (если он был включен) и светодиод загорается, индицируя что иммобилизатор в чистом состоянии.
  • В режиме чтения иммобилизатор воспринимает только красный ключ, причем любой.
  • Увеличивается число доступных возможностей для диагностического тестера.

Выход из чистого состояния иммобилизатора происходит по окончании процедуры обучения. Красный ключ, которым выполнялась эта процедура становится своим для данного иммобилизатора.

 

5.2 Проверка состояния иммобилизатора

Процедура обучения иммобилизатора возложена на дилеров, но к сожалению далеко не все из них выполняют эту процедуру. Поэтому для дальнейших действий необходимо уметь определять состояние иммобилизатора чистое или обученное.

Это можно определить по времени включения светодиода в дежурном состоянии. Иммобилизатор находится в дежурном состоянии (зажигание выключено, дверь водителя закрыта) после погасания плафона подсветки салона. В этом состоянии светодиод мигает раз в 2,5 секунды, но если иммобилизатор чистый, то время включенного состояния светодиода 0,5 сек., а если обученный - 0,1 сек.

 

5.3 Обучение чистого иммобилизатора

Убедившись что иммобилизатор находится в чистом состоянии можно перейти к процедуре обучения

  1. Включить зажигание. Светодиод должен загореться.
  2. Поднести красный ключ к считывателю и, удерживая его, выключить зажигание. Светодиод должен продолжать гореть, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал.
  3. Убрать красный ключ от считывателя. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен замигать с частотой 10 раз в секунду, сигнализируя, что блок управления двигателем разрешил режим обучения.
  4. Не позднее, чем через 10 секунд (пока мигает светодиод), поднести обучаемый "черный" ключ. По окончании обучения ключа, зуммер выдает звуковой сигнал, длительностью около секунды, а светодиод на это время гаснет. После обучения иммобилизатор остается в режиме обучения и светодиод мигает 10 раз в секунду. Обучать можно только чистые рабочие ключи, т.е. те, которые до этого никогда не обучались. После обучения код в ключе блокируется и его нельзя ни считать, ни изменить. Если за 10 секунд в режиме обучения не будет поднесен обучаемый ключ, то иммобилизатор выйдет из режима обучения, оставшись в необученном состоянии.
  5. После обучения первого рабочего ключа, режим обучения продлевается еще на 10 секунд (светодиод мигает 10 раз в секунду), позволяя обучить еще один рабочий ключ. Если такое обучение необходимо, то со вторым ключом необходимо проделать процедуру, описанную в п.
  6. D. Всего можно обучить до двух рабочих ключей.
  7. После обучения рабочих ключей иммобилизатор еще на 10 секунд остается в режиме обучения (светодиод мигает 10 раз в секунду). Необходимо поднести к считывателю красный ключ. Светодиод должен загореться, а зуммер выдает звуковой сигнал, длительностью около секунды. Убираем красный ключ от считывателя. Светодиод остается во включенном состоянии еще на 10 секунд.
  8. За эти 10 секунд, пока горит светодиод, необходимо включить зажигание автомобиля. Если сеанс связи с контроллером прошел успешно, то светодиод погаснет, иммобилизатор выдаст короткий звуковой сигнал и выйдет из режима обучения . Теперь необходимо выключить зажигание не менее чем на 10 секунд. После этого иммобилизатор и блок управления обучены и будут работать в обычном режиме установки
  9. /снятия с охраны. (Для контроллеров MP7.0 светодиод гаснет и зуммер звучит не при включении зажигания, а через 3-5 секунд после выключения. Поэтому зажигание надо включить на 1-2 секунды, после чего выключить)

Если любой этап выполнения этой процедуры будет выполнен неправильно или будет превышено время ожидания, то иммобилизатор возвращается в необученный режим и процедуру надо выполнять заново. Индикацией такого ошибочного выхода является мигание светодиода в течение 2 секунд с частотой 2 раза в секунду.

По окончании процедуры обучения может потребоваться ресинхронизация кодов иммобилизатора и контроллера. Для ее проведения необходимо перевести иммобилизатор в режим чтения, открыв дверь (светодиод мигает 2 раза в секунду), и снять иммобилизатор с охраны поднесением рабочего "черного" ключа (мигание должно прекратиться и зуммер издаст два сигнала). Включить зажигание. Если при включении светодиод мигает раз в секунду, то необходимо вновь выключить зажигание более, чем на 15 секунд. При последующем включении зажигания мигания светодиода быть не должно и двигатель должен заводиться.

5.4 Установка на охрану

Иммобилизатор устанавливается на охрану автоматически без участия водителя.

Иммобилизатор устанавливается на охрану только если ключ зажигания находится в положении Выключено . Отсчет времени установки на иммобилизацию всегда начинается с момента выключения зажигания.

Время установки на охрану зависит от ситуации и действий водителя. Если двери автомобиля не открывались, то иммобилизатор встанет на охрану через 5 минут после выключения зажигания. Если дверь открывалась, то установка на иммобилизацию происходит через 30 секунд после момента закрытия двери, но не позднее, чем через 5 минут после выключения зажигания.

Независимо от времени установки, за 15 секунд до установки на охрану зуммер начинает выдавать звуковые сигнал с нарастающей частотой, предупреждая водителя об этом событии. При этом светодиод горит мерцающим светом. Если установка на охрану нежелательна, то необходимо повернуть ключ зажигания в положение Включено .

После установки на охрану светодиод иммобилизатора будет мигать один раз в 2,5 секунды.

5.5 Снятие с охраны

Иммобилизатор в режиме охраны не разрешает контроллеру впрыска топлива завести двигатель. В этом режиме светодиод состояния на считывателе мигает один раз в 2,5 секунды. Для того, чтобы использовать ключ необходимо перевести иммобилизатор в режим чтения. Режим чтения включается при открывании или закрывании двери водителя или при повороте ключа зажигания в положения зажигание включено или "Зажигание выключено". Включение зажигания, переводящее иммобилизатор в режим чтения сопровождается коротким звуковым сигналом, напоминающем о необходимости снятия иммобилизатора с охраны.

В режиме чтения светодиод мигает с частотой 2 раза в секунду. В этом режиме иммобилизатор воспринимает подносимые к считывателю кодовые ключи. Чтобы снять иммобилизатор с охраны необходимо в режиме чтения поднести к считывателю свой черный ключ. При этом зуммер выдаст два звуковых сигнала. После этого светодиода гаснет и иммобилизатор переходит в снятое с охраны состояние, т.е. он будет выдавать разрешающую команду при запуске двигателя.

Предупреждение: Для снятия системы с охраны используйте только черный ключ. НИКОГДА не используйте красный ключ для снятия иммобилизатора с охраны.

Режим чтения продолжается 1,5 минуты, если он инициирован открытием/закрытием двери или включением зажигания, и 10 секунд после выключения зажигания. По окончании этого периода (если ключ не будет поднесен) блок остается в режиме охраны, и для его снятия необходимо вновь перевести иммобилизатор в режим чтения.

Когда иммобилизатор снят с охраны и включается зажигание (запускается двигатель), светодиод должен оставаться в выключенном состоянии.

Первые 20 секунд после включения зажигания светодиод может отображать различные нештатные ситуации:

  • Если светодиод в это время мигает раз в секунду, то это означает что контроллер не дал разрешения на запуск двигателя. Это возможно при различных неисправностях иммобилизатора, блока управления двигателем или связи между ними.
  • Если светодиод в это время мигает пять раза в секунду, то это означает, что иммобилизатор обнаружил внутреннюю ошибку. Очистка ошибки производится при помощи тестера или путем обесточивания иммобилизатора (снятия клеммы с аккумуляторной батареи). Если ошибка повторяется, то необходимо обратиться в сервисный центр, даже если двигатель при таких неисправностях запускается.
  • Если светодиод в это время горит ровным светом, то это означает что двигатель запускается без снятия иммобилизатора с охраны. Это может быть если блок управления двигателем не активировал функцию иммобилизации (не обучен).

Если светодиод остается включенным и по окончании 20-секундного интервала, то это означает, что сам иммобилизатор находится в "чистом" (не обученном) состоянии (п. 5.1) или в режиме "технического обслуживания" (п. 5.6).

5.6 Режим технического обслуживания.

Иммобилизатор АПС-4 позволяет переходить в режим технического обслуживания и выходить из него. В этом режиме иммобилизатор, оставаясь в системе, ведет себя так, как если бы его не было, т.е. он не препятствует запуску двигателя. Этот режим может быть полезен когда необходимо передать управление автомобилем другому лицу, не передавая ему кодовые ключи, а также при проведении ремонтных работ на автомобиле, когда функция автоматической установки на иммобилизацию мешает проведению работы. Переход в режим технического обслуживания и выход из него осуществляется при помощи красного ключа.

В режиме технического обслуживания поведение иммобилизатора немного отличается от описанного выше. Основными отличиями являются:

  • При включении зажигания режим чтения выключается (если он был включен) и светодиод загорается, индицируя что иммобилизатор в режиме технического обслуживания.
  • В режиме чтения иммобилизатор воспринимает только свой красный ключ, позволяя выполнить процедуру выхода из режима ТО (См п.5.8)
  • Режим чтения активизируется только по выключению ключа зажигания.

 

5.7 Переход в режим технического обслуживания

Иммобилизатор АПС-4 имеет возможность воспринимать до 2 различных черных ключей. Обучение новых ключей, стирание старых а также вход и выход в режим технического обслуживания происходит в режиме обучения иммобилизатора.

Войти в режим обучения можно при помощи своего красного ключа при установленной на охрану системе. Для этого необходимо точно выполнить следующую процедуру:

  1. Включить зажигание. Светодиод должен мигать с частотой 2 раза в секунду, индицируя режим чтения.
  2. Поднести свой красный ключ к считывателю и, удерживая его, выключить зажигание. Светодиод должен загореться, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал. Убрать ключ от считывателя.
  3. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен начать мигание с частотой 10 раз в секунду, прерывая это мигание через каждую секунду.
  4. Не позднее 10 секунд поднести снова "красный" ключ к считывателю. Светодиод должен загореться, а зуммер издать звуковой сигнал длительностью около секунды. Убрать от считывателя красный ключ.
  5. Не позже, чем через 10 секунд, пока горит светодиод, необходимо включить зажигание автомобиля. Если сеанс связи с контроллером прошел успешно, то светодиод погаснет, иммобилизатор выдаст короткий звуковой сигнал. Теперь необходимо выключить зажигание не менее чем на 10 секунд. (Для контроллеров
  6. MP7.0 светодиод гаснет и зуммер звучит не при включении зажигания, а через 3-5 секунд после выключения. Поэтому зажигание надо включить на 1-2 секунды, после чего выключить)

Если любой этап выполнения этой процедуры будет выполнен неправильно или будет превышено время ожидания, то иммобилизатор возвращается в обычный режим, так как если бы процедура и не проводилась. При таком ошибочном выходе светодиод 2 секунды мигает с частотой 2 раза в секунду.

Если процедура выполнена правильно, то иммобилизатор перейдет в режим технического обслуживания (См. П.5.6).

5.8 Обучение рабочих ("черных") ключей и выход из режима технического обслуживания.

При переходе в режим технического обслуживания происходит стирание рабочих ключей. Поэтому, при выходе из режима технического обслуживания в обычный рабочий режим, необходимо обучить иммобилизатор ключам, которые будут использоваться при эксплуатации автомобиля. Обучать можно либо чистые ключи, т.е. те, которые до этого никогда не обучались, либо те которые уже работали именно с этим иммобилизатором.

Для обучения ключей и выхода из режима технического обслуживания необходимо провести следующую процедуру:

  1. Включить зажигание. Светодиод должен загореться, индицируя режим технического обслуживания
  2. Поднести свой красный ключ к считывателю и, удерживая его, выключить зажигание. Светодиод должен продолжать гореть, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал.
  3. Убрать ключ от считывателя. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен замигать с частотой 10 раз в секунду, сигнализируя, что блок управления двигателем разрешил режим обучения.
  4. Не позднее, чем через 10 секунд (пока мигает светодиод), поднести обучаемый "черный" ключ. По окончании обучения ключа, зуммер выдает звуковой сигнал, длительностью около секунды, а светодиод на это время гаснет. После обучения иммобилизатор остается в режиме обучения и светодиод мигает 10 раз в секунду. Обучать можно либо чистые ключи, т.е. те, которые до этого никогда не обучались, либо те которые уже работали именно с этим иммобилизатором.. После обучения код в ключе блокируется и его нельзя ни считать, ни изменить. Если за 10 секунд в режиме обучения не будет поднесен обучаемый ключ, то иммобилизатор выйдет из режима обучения, оставшись в режиме технического обслуживания.
  5. После обучения первого рабочего ключа, режим обучения продлевается еще на 10 секунд (светодиод мигает 10 раз в секунду), позволяя обучить еще один рабочий ключ. Если такое обучение необходимо, то со вторым ключом необходимо проделать процедуру, описанную в п.
  6. D. Всего можно обучить до двух рабочих ключей.
  7. После обучения рабочих ключей иммобилизатор еще на 10 секунд остается в режиме обучения (светодиод мигает 10 раз в секунду). Необходимо поднести к считывателю красный ключ. Светодиод должен загореться, а зуммер выдает звуковой сигнал, длительностью около секунды. Убираем от считывателя
  8. красный ключ. Светодиод остается во включенном состоянии еще на 10 секунд.
  9. За эти 10 секунд, пока горит светодиод, необходимо включить зажигание автомобиля. Если сеанс связи с контроллером прошел успешно, то светодиод погаснет, иммобилизатор выдаст короткий звуковой сигнал и выйдет из режима обучения и режима технического обслуживания. Теперь необходимо выключить зажигание не менее чем на 10 секунд. После этого иммобилизатор и блок управления обучены и будут работать в обычном режиме установки
  10. /снятия с охраны. (Для контроллеров MP7.0 светодиод гаснет и зуммер звучит не при включении зажигания, а через 3-5 секунд после выключения. Поэтому зажигание надо включить на 1-2 секунды, после чего выключить)

Если любой этап выполнения этой процедуры будет выполнен неправильно или будет превышено время ожидания, то иммобилизатор возвращается в режим технического обслуживания и процедуру надо выполнять заново. Индикацией такого ошибочного выхода является мигание светодиода в течение 2 секунд с частотой 2 раза в секунду.

Если процедура была выполнена, но в ее ходе не было обучено ни одного "черного" ключа, то иммобилизатор выйдет из режима технического обслуживания, но его не возможно будет снять с охраны т.к. нет ни одного рабочего ключа. В этом случае необходимо вновь перейти в режим технического обслуживания (п. 5.7) и выйти из него, обучив нужное количество "черных" ключей (п. 5.8).

По окончании процедуры обучения может потребоваться ресинхронизация кодов иммобилизатора и контроллера. Для ее проведения необходимо перевести иммобилизатор в режим чтения, открыв дверь (светодиод мигает 2 раза в секунду), и снять иммобилизатор с охраны поднесением рабочего "черного" ключа (мигание должно прекратиться и зуммер издаст два сигнала). Включить зажигание. Если при включении светодиод мигает раз в секунду, то необходимо вновь выключить зажигание более, чем на 15 секунд. При последующем включении зажигания мигания светодиода быть не должно и двигатель должен заводиться.

 

5.9 Работа с диагностическим тестером.

Для контроля состояния и управления иммобилизатором. Может быть использован диагностический тестер, работающий по протоколу KWP2000. Реализация данного протокола для иммобилизатора подробно описана в документе " Реализация диагностического протокола KWP2000 - спецификация канала связи с диагностическим оборудованием - Уровень обмена данными".

Диагностический тестер позволяет:

  • считывать и стирать внутренние коды ошибок иммобилизатора
  • считывать идентификационные параметры иммобилизатора
  • устанавливать некоторые временные параметры иммобилизатора
  • управлять выходами и контролировать входы иммобилизатора
  • переводить иммобилизатор в режим заводского тестирования.

В целях безопасности некоторые из функций тестера работают только, если иммобилизатор находится в "чистом" состоянии.

 

5.10 Режим заводского тестирования.

По команде диагностического тестера иммобилизатор можно перевести в режим заводского тестирования. В этом режиме иммобилизатор проводит внутреннюю самодиагностику и выдает обнаруженные неисправности. При этом иммобилизатор должен быть подключен к специальной тестовой схеме.

В режиме заводского тестирования иммобилизатор не выполняет своей основной функции, в том числе и отсутствует работа с диагностическим тестером.

Более подробно режим заводского тестирования описан в документе "Работа в режиме заводского тестирования".

После перехода в режим заводского тестирования выйти из этого режима можно только снятием питания с иммобилизатора. При повторной подаче питания иммобилизатор начинает работу по своей основной программе.

 

6. Обход функций иммобилизации

6.1 Функция обхода иммобилизации для контроллеров BOSCH MP7.0

Данная процедура, длящаяся около 30 минут, позволяет запустить двигателя на одну поездку без считывания кода с черного ключа в случае его утери или неисправности иммобилизатора. Данная процедура становится возможной, только если владелец автомобиля сам разрешит ее, запрограммировав "пароль обхода". "Пароль обхода" представляет собой число из шести цифр.

Записанный код позволяет завести двигатель без черного ключа только один раз (на одну поездку), затем необходимо снова проводить обучение "пароля обхода".

А. Обучение "пароля обхода" :

  1. Иммобилизатор находится в режиме Функция иммобилизации включена (на охране). Приготовить пароль из шести цифр, которые хотите обучить.
  2. Включить зажигание. Лампа Check Engin (CE) загорается и горит постоянно. Светодиод иммобилизатора мигает два раза в секунду.
  3. Подносим свой красный ключ к считывателю и, удерживая его, выключаем зажигание. Светодиод должен загореться, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал. Убираем ключ от считывателя. Светодиод должен оставаться во включенном состоянии.
  4. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен начать мигание с частотой 10 раз в секунду, прерывая это мигание через каждую секунду.
  5. Не позже чем через 10 секунд после начала мигания светодиода включаем зажигание автомобиля. Если обмен с контроллером прошел успешно, то лампа СЕ должна начать мигать с частотой 0,6 Гц , индицируя режим обучения "пароля обхода".
  6. Ждем 4 мин. (пока мигает СЕ).
  7. СЕ выключается на 1 мин. В течение этого времени вводим первую цифру пароля. При каждом нажатии педали акселератора до упора, лампа CE загорается. Нужно нажать столько раз, какова первая цифра вводимого пароля.
  8. Выполняем п.п.6, 7 еще 5 раз, вводя следующие пять цифр пароля.

Если в процессе обучения будет допущена ошибка ( например не введено число ), то СЕ начинает мигать с частотой 1,5Гц ( т.е. в 2 раза быстрее). Если все 6 чисел введены правильно, то после ввода последнего числа СЕ погаснет и по истечении 1 мин. больше не включится.

По прошествии 1 мин., отведенной на ввод шестого числа, выключаем зажигание на 20 с.

Включаем зажигание. Если СЕ горит постоянно, значит, обучение прошло успешно.

Б. Выполнение обхода иммобилизации :

Обход иммобилизации выполняется, если иммобилизатор невозможно снять с охраны или он неисправен.

  1. Включаем зажигание. СЕ горит постоянно.
  2. Ждем 4 минуты, пока СЕ не погаснет.
  3. В течение 1 минуты вводим первую цифру "пароля обхода", нажимая до упора на педаль акселератора количество раз, равное первой цифре.
  4. Если число введено правильно, то через 1 мин. СЕ включится и будет гореть постоянно. Если число введено не правильно, то СЕ будет мигать с частотой 1,5 Гц, что означает отмену процедуры обхода.
  5. Повторяем п.п. 2...4 еще 5 раз, вводя следующие пять цифр "пароля обхода".
  6. По прошествии 1 минуты отведенной на ввод шестого числа, не выключая зажигание, запускаем двигатель.

КСУД будет работать в режиме обхода иммобилизации до своего полного выключения, которое происходит через 15с после выключения зажигания. Двигатель можно запустить повторно, если с момента выключения зажигания прошло не более 15с. Если с момента выключения зажигания прошло более 15с, то запуск двигателя становится невозможен.

Запрет выполнения процедуры обхода иммобилизации происходит, если, выполнив п.п.1 6 режима обучения обходу, в п.7 не нажимать на педаль акселератора (не вводить число). При этом, по истечении времени отведенного на ввод числа, лампа СЕ начинает мигать с частотой 1,5 Гц и код обхода, запрограммированный ранее, обнуляется.

6.2 Процедура обхода иммобилизации для КСУД Январь- 5 и M1.5.4

Данная процедура используется для запуска двигателя без считывания кода с рабочего кодового ключа в случае его утери или неисправности иммобилизатора.

Примечание: процедура обхода иммобилизации поддерживается КСУД семейства Январь-5 выпущенными позднее 03.2000г. и КСУД семейства M1.5.4 выпущенными позднее 08.2000г.

Воспользоваться процедурой обхода иммобилизации можно только после записи в КСУД индивидуального числового кода (пароля). Владелец автомобиля может изменять пароль неограниченное число раз, выполняя процедуру ввода числового кода в КСУД. Изначально КСУД поставляется с отсутствием запрограммированного пароля, т.е. процедура обхода запрещена.

А. Ввод числового кода в КСУД :

1. АПС находится в режиме Функция иммобилизации включена , т.е. иммобилизатор на охране.

2. Переводим АПС в режим Чтение кода включением зажигания. Лампа Check Engine (СЕ) загорается и горит постоянно.

3. Подносим свой обучающий кодовый ключ к индикатору состояния системы и, удерживая его, выключаем зажигание. Светодиод должен загореться, а зуммер издаст короткий звуковой сигнал. Убираем ключ от считывателя. Светодиод должен оставаться во включенном состоянии.

4. Приблизительно через 3-5 секунд после выключения зажигания светодиод должен начать мигать с частотой 10 раз в секунду, прерывая это мигание через каждую секунду.

5. Не позже 10 секунд после начала мигания светодиода, включаем зажигание автомобиля.

6. Ждем 1 минуту, пока СЕ не погаснет.

7. Вводим шестизначное кодовое число, состоящее из цифр от 1 до 9 (минимально возможное число 111111, максимально возможное - 999999).

7.1. Вводим цифру кода: нажимаем кратковременно до упора на педаль акселератора (время удерживания педали в нажатом положении не более 3-х секунд). Количество нажатий на акселератор соответствует вводимой цифре. Лампа СЕ загорается, подтверждая каждое нажатие.

7.2. Запоминаем цифру: нажимаем на педаль акселератора и удерживаем в нажатом положении, пока лампа СЕ не погаснет ( 5 секунд). Отпускаем педаль акселератора. Если после ввода цифры кода и удерживания педали акселератора в нажатом положении более 5 секунд лампа СЕ начинает мигать с частотой 1 Гц, значит, при вводе цифры произошла ошибка (например, нажали на акселератор больше 9 раз или превысили время ожидания (1 минута) ни разу не нажав на акселератор). Процедуру надо повторить заново с п.6.

7.3. Вводим остальные пять цифр кода, выполняя действия п.п. 7.1, 7.2 еще 5 раз подряд.

7.4. Если после ввода последней цифры кода и удерживания педали акселератора в нажатом положении более 5 секунд лампа СЕ:

  • не гаснет, значит, ввод пароля завершен правильно;
  • начинает мигать с частотой 1 Гц, значит, при вводе пароля произошла ошибка, процедуру надо повторить заново с п.6.

8. Выход из режима записи пароля в КСУД происходит при выключении зажигания. Если ввод пароля не завершен до конца, то он не сохраняется

9. Запрет выполнения процедуры обхода иммобилизации происходит после выполнения п.1 6, если в п.7 нажать на педаль акселератора и удерживать ее в нажатом положении более 5 секунд. Если процедура обхода иммобилизации запрещена, то лампа СЕ будет гореть постоянно при включенном зажигании все время, до запуска двигателя.

Б. Выполнение обхода:

  1. АПС находится в режиме Функция иммобилизации включена
  2. , т.е. стоит на охране

myniva.ru


Смотрите также