Автоматизация пуска короткозамкнутого асинхронного двигателя посредствам реле времени. Автоматизация асинхронного двигателя


Автоматизация пуска короткозамкнутого асинхронного двигателя посредствам реле времени

значений контакт реле K.V отключает от сети всю нижнюю часть схемы. Наличие напряжения в цепи управления отмечается сигнальной лампойHL.

Следует заметить, что сигнализация о наличии напряжения в цепи управления, а также о его отсутствии имеет в станкостроении большое значение. Это объясняется тем, что аппараты управления помещены в шкафах управления и в собственных кожухах так, что разрыва цепи оператор видеть не может. Малогабаритные сигнальные лампы низкого напряжения, прикрытые колпачками из прозрачной пластмассы различного цвета, широко используют также

для контроля различных перемещений подвижных узлов ,станкаконтроля давления в гидросистеме, наличия смазочного материала в направляющих и т. д. Для сигнализации о неисправностях, возникающих во время работы станка, ч сто применяют мигающий свет сигнальных ламп.

Если во время работы автоматизированного станка, например станка с ЧПУ, перегорит предохранитель или сработает тепловое реле, то немедленно прекращается электроснабжение

станка. Движение станка после этого происходит по инерции и

 

зависит

от

случайных

сочетаний

сил

инерции

и

сопротивления в цепях главного движения и подачи. Это

 

приводит к браку детали, поломке инструмента, а нередко и к

 

поломке

станка.

Для

предотвращения

аварийной ситуации

необходим быстрый отвод инструмента в исходное положение

 

(во всех

случаях, где

это

возможно). Источником

подобных

 

аварий, помимо аппаратов защиты, установленных на станке,

является такая же аппаратура в

питающей

электросет

завода. Кроме того, аварийные ситуации могут возникнуть при

неисправности

любого

иного

элемента

электричес

оборудования станка. По этой причине в автоматизированных станках необходимо применять электрические аппараты с наивысшими показателями надежности, достигнутыми к моменту начала их применения.

Рис. 4-20- Схема нулевой защиты

При нажатии на кнопку SB1 включается контактор КМ1 , главные контакторы которого включают электродвигатель через статорный реостат. Блок-контакт,включенный параллельно кнопке SB1,обеспечивает само питание контактора КМ1 . Параллельно катушке КМ1 включена катушка реле времени КТ которое в схемах автоматизации пуска часто называют реле ускорения. По истечении времени выдержки контакт КТ замыкается и включает катушку контактора КМ2 ,главные контакторы которого замыкают накоротко статорный реостат.

При нажатии на кнопку SB2 отключаются катушки реле времени КТ и контактор КМ2.

Рассмотренная схема облегчает управление пусковым процессом и не дает возможности пуска электродвигателя без реостата вследствие недосмотра, так как при нажатии на кнопку SB2 контакторы отключаются, и в схему электродвигателя вводится полное сопротивление пускового реостата.

Схема динамического торможения асинхронного двигателя

До нажатия на кнопку SB1 реле времени КТ включено, и его размыкающий контакт в цепи катушки тормозного контактора КМ2 разомкнут. При нажатии на кнопку SB1 двигатель включается в сеть, а реле КТ отключается. При нажатии на кнопку SB2, контактор КМ1 отключается двигатель от сети трехфазного тока и своим замыкающим контактом включает контактор КМ2 и реле времени КТ. По истечении времени, определяемого установкой реле КТ, оно отключает контактор КМ2.

Схема включения электромагнитной плиты

Катушки определенных полюсов электромагнитной плиты чаще всего соединяют последовательно. Если переключатель SA находится в положении, указанном на схеме, приводя в движения плиты или стопа может быть включен лишь при включенных электромагнитах. В этом случае обмотка электромагнитной плиты УН получает питание от выпрямителя VC, подключенное к сети через трансформатор TV . Последовательно с этой обмоткой включена катушка реле тока КК, замыкающий контакт которого включен последовательно с катушкой контактора КМ. Если вследствие какой - либо аварии питание электромагнитной плиты прекратится, реле тока КК замыкающим контактом разорвет катушки КМ и двигатель плиты или стопа отключится. Пробой изоляции обмотки электромагнитной плиты или ее отключение в данном случае исключен. Цепь обмотки после отключения плиты остается замкнутой на выпрямитель.

Управление электродвигателями с применением промежуточных реле

Промежуточные реле широко применяются в станкостроении для решения различных задач автоматического или дистанционного управления. Применение промежуточных реле для по парного включения трех электродвигателей во всех возможных комбинациях как показано на рисунке.

Схема защиты электродвигателя

Для защиты электродвигателя от работы в однофазном режиме применяют трёх полюсные тепловые реле РТТ. Реле РТТ состоит из трёх биметаллических однополюсных тепловых реле. При срабатывании каждого из этих реле замыкается общий контакт РТТ, включённый последовательно с катушкой контактора, отключение которого приведёт к размыканию всех трёх фаз электродвигателя. Реле обычно включают последовательно с трёх фазным автоматическим включателем ВА снабжённый трёх полюсными электромагнитным разделителем, отключающий цепь электродвигателя при любой разновидности короткого однофазного замыкания.

Трёх полюсные тепловое реле снабжено регулятором тока срабатывания. Оно отрегулировано так, что отключает электродвигатель при всяком растаточно продолжительном токе, превышающий ток электродвигателя при его номинальной нагрузке. Если по какой-либоаварийной причине двигатель переходит на однофазную работу и ток одного или трёх проводов становится равным нулю, то при неизменной нагрузке навалу, ток в проводах возрастает, превышает номинальное значение и вызывает срабатывание теплового реле, которое отключает двигатель от сети. У трёх полюсных тепловых реле, рассчитанные на большие токи, нагревательные элементы включены в цепь вторичных обмоток трёх трансформаторов тока, встроенных в реле. Защиты от токов короткого замыкания тепловое реле не обеспечивает. Такую защиту осуществляет автоматический выключатель.

Контрольные вопросы:

1)Назначение стабилизированных устройств электропитания.

2)Виды стабилизаторов.

Г л а в а 5 Э л е к т ро м а г н и т н ы е и с п о л ни т е л ь н ы е у с т ро й с т в а

Электромагниты широко применяют в автоматизированных устройствах и системах для

обеспечения

быстрых

прямолинейных

перемещений на ограниченные расстояния

ограниченными

силами. Их

используют

для

перемещения

элементов- и ги

пневмооборудования, муфт, подъема задвижек, защелок, привода вибробункеров и т. п. Электромагниты м. б. подразделены:

А) по роду тока на электромагниты с прямым и переменным током.

studfiles.net

Автоматизация торможения асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором

«Автоматизация торможения асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором»

Цель работы: изучить способы, схемы торможения асинхронных двигателей. Оценить эффективность различных способов торможения, исследование режимов динамического торможения асинхронных двигателей.

Техника эксперимента:

Экспериментальная установка состоит из асинхронного двигателя, на одном валу с ротором которого установлено реле контроли скорости. На вертикальной панели стенда установлены два магнитных пускателя, выпрямитель, реле времени, электросекундомер, кнопочная станция, выключатель и автомат защиты. Реостат RT позволяет регулировать величину постоянного тока при динамическом торможении.

Исследование режимов динамического торможения проводится по схеме, изображенной на рис.1. при работе двигателя пускатель «В» включен и его блок - контакт шунтирует обмотку электросекундомера. Контакт реле контроля скорости РКС в цепи электросекундомера замкнут. При нажатии на кнопку «С», пускатель «В» включается. Блок – контакт «В», шунтирующий обмотку секундомера, отключается отсчет времени торможения. На статорную обмотку двигателя подается напряжение от выпрямителя ВП. Величину постоянного тока, протекающего по статорной обмоток двигателя можно регулировать с помощью реостата RT. При уменьшении частоты вращения ротора до 0 реле РКС размыкает свой контакт и отключает секундомер. Фиксируется ряд значения времени торможения при различных величинах постоянного тока статорной обмотки. Реле времени РВ устанавливается в схему для отключения пускателя Т после окончания торможения. Установка реле времени РВ выбирается несколько большей, чем продолжительность свободного выбега.

Метрологические характеристики электросекундомера:

Электросекундомер ПВ-53Л, диапазон измерения 0-10с, цена деления 0,01с при частоте 50 Гц.

Схема экспериментальной установки:

Рис.1.

Ход работы:

  1. Собрали схему изображенную на рис.1.

  2. Установили на шкале реле времени установку, превышающую длительность свободного пробега.

  3. Реостат RT установили в положение, соответствующее минимальному значению тока .

  4. Нажали пусковую кнопку «П».

  5. После завершения разгона ротора двигателя нажали двухценную кнопку стоп «С».

  6. Произвели отсчет времени динамического торможения по электросекундомеру.

  7. Увеличили ток I0 на 0,8А и провели опыт согласно пунктам 4-6. число ступеней увеличения тока не должно превышать 4.

  8. Результаты эксперимента записали в таблицу №1.

Таблица №1.

№ опыта

Ii, A

ti, c

1

0

6,92

2

0,27

3,23

3

0,29

3,04

4

0,34

2,6

5

0,39

2,13

6

0,46

1,69

7

0,53

1,34

По данным таблицы №1 построим график функцииI(t):

Вывод:

С помощью этой лабораторной работы исследовали режимы динамического торможения, познакомились устройством и принципом работы асинхронного двигателя, изучили способы, схемы торможения асинхронных двигателей.

studfiles.net

Автоматизация пуска короткозамкнутого асинхронного двигателя посредствам реле времени

значений контакт реле K.V отключает от сети всю нижнюю часть схемы. Наличие напряжения в цепи управления отмечается сигнальной лампойHL.

Следует заметить, что сигнализация о наличии напряжения в цепи управления, а также о его отсутствии имеет в станкостроении большое значение. Это объясняется тем, что аппараты управления помещены в шкафах управления и в собственных кожухах так, что разрыва цепи оператор видеть не может. Малогабаритные сигнальные лампы низкого напряжения, прикрытые колпачками из прозрачной пластмассы различного цвета, широко используют также

для контроля различных перемещений подвижных узлов ,станкаконтроля давления в гидросистеме, наличия смазочного материала в направляющих и т. д. Для сигнализации о неисправностях, возникающих во время работы станка, ч сто применяют мигающий свет сигнальных ламп.

Если во время работы автоматизированного станка, например станка с ЧПУ, перегорит предохранитель или сработает тепловое реле, то немедленно прекращается электроснабжение

станка. Движение станка после этого происходит по инерции и

 

зависит

от

случайных

сочетаний

сил

инерции

и

сопротивления в цепях главного движения и подачи. Это

 

приводит к браку детали, поломке инструмента, а нередко и к

 

поломке

станка.

Для

предотвращения

аварийной ситуации

необходим быстрый отвод инструмента в исходное положение

 

(во всех

случаях, где

это

возможно). Источником

подобных

 

аварий, помимо аппаратов защиты, установленных на станке,

является такая же аппаратура в

питающей

электросет

завода. Кроме того, аварийные ситуации могут возникнуть при

неисправности

любого

иного

элемента

электричес

оборудования станка. По этой причине в автоматизированных станках необходимо применять электрические аппараты с наивысшими показателями надежности, достигнутыми к моменту начала их применения.

Рис. 4-20- Схема нулевой защиты

При нажатии на кнопку SB1 включается контактор КМ1 , главные контакторы которого включают электродвигатель через статорный реостат. Блок-контакт,включенный параллельно кнопке SB1,обеспечивает само питание контактора КМ1 . Параллельно катушке КМ1 включена катушка реле времени КТ которое в схемах автоматизации пуска часто называют реле ускорения. По истечении времени выдержки контакт КТ замыкается и включает катушку контактора КМ2 ,главные контакторы которого замыкают накоротко статорный реостат.

При нажатии на кнопку SB2 отключаются катушки реле времени КТ и контактор КМ2.

Рассмотренная схема облегчает управление пусковым процессом и не дает возможности пуска электродвигателя без реостата вследствие недосмотра, так как при нажатии на кнопку SB2 контакторы отключаются, и в схему электродвигателя вводится полное сопротивление пускового реостата.

Схема динамического торможения асинхронного двигателя

До нажатия на кнопку SB1 реле времени КТ включено, и его размыкающий контакт в цепи катушки тормозного контактора КМ2 разомкнут. При нажатии на кнопку SB1 двигатель включается в сеть, а реле КТ отключается. При нажатии на кнопку SB2, контактор КМ1 отключается двигатель от сети трехфазного тока и своим замыкающим контактом включает контактор КМ2 и реле времени КТ. По истечении времени, определяемого установкой реле КТ, оно отключает контактор КМ2.

Схема включения электромагнитной плиты

Катушки определенных полюсов электромагнитной плиты чаще всего соединяют последовательно. Если переключатель SA находится в положении, указанном на схеме, приводя в движения плиты или стопа может быть включен лишь при включенных электромагнитах. В этом случае обмотка электромагнитной плиты УН получает питание от выпрямителя VC, подключенное к сети через трансформатор TV . Последовательно с этой обмоткой включена катушка реле тока КК, замыкающий контакт которого включен последовательно с катушкой контактора КМ. Если вследствие какой - либо аварии питание электромагнитной плиты прекратится, реле тока КК замыкающим контактом разорвет катушки КМ и двигатель плиты или стопа отключится. Пробой изоляции обмотки электромагнитной плиты или ее отключение в данном случае исключен. Цепь обмотки после отключения плиты остается замкнутой на выпрямитель.

Управление электродвигателями с применением промежуточных реле

Промежуточные реле широко применяются в станкостроении для решения различных задач автоматического или дистанционного управления. Применение промежуточных реле для по парного включения трех электродвигателей во всех возможных комбинациях как показано на рисунке.

Схема защиты электродвигателя

Для защиты электродвигателя от работы в однофазном режиме применяют трёх полюсные тепловые реле РТТ. Реле РТТ состоит из трёх биметаллических однополюсных тепловых реле. При срабатывании каждого из этих реле замыкается общий контакт РТТ, включённый последовательно с катушкой контактора, отключение которого приведёт к размыканию всех трёх фаз электродвигателя. Реле обычно включают последовательно с трёх фазным автоматическим включателем ВА снабжённый трёх полюсными электромагнитным разделителем, отключающий цепь электродвигателя при любой разновидности короткого однофазного замыкания.

Трёх полюсные тепловое реле снабжено регулятором тока срабатывания. Оно отрегулировано так, что отключает электродвигатель при всяком растаточно продолжительном токе, превышающий ток электродвигателя при его номинальной нагрузке. Если по какой-либоаварийной причине двигатель переходит на однофазную работу и ток одного или трёх проводов становится равным нулю, то при неизменной нагрузке навалу, ток в проводах возрастает, превышает номинальное значение и вызывает срабатывание теплового реле, которое отключает двигатель от сети. У трёх полюсных тепловых реле, рассчитанные на большие токи, нагревательные элементы включены в цепь вторичных обмоток трёх трансформаторов тока, встроенных в реле. Защиты от токов короткого замыкания тепловое реле не обеспечивает. Такую защиту осуществляет автоматический выключатель.

Контрольные вопросы:

1)Назначение стабилизированных устройств электропитания.

2)Виды стабилизаторов.

Г л а в а 5 Э л е к т ро м а г н и т н ы е и с п о л ни т е л ь н ы е у с т ро й с т в а

Электромагниты широко применяют в автоматизированных устройствах и системах для

обеспечения

быстрых

прямолинейных

перемещений на ограниченные расстояния

ограниченными

силами. Их

используют

для

перемещения

элементов- и ги

пневмооборудования, муфт, подъема задвижек, защелок, привода вибробункеров и т. п. Электромагниты м. б. подразделены:

А) по роду тока на электромагниты с прямым и переменным током.

studfiles.net

Управление асинхронным двигателем

Трехфазный асинхронный двигатель используется повсеместно в системах автоматизации, поэтому схема управления асинхронным двигателем должна быть изучена досконально каждым инженером. Здесь приводится контрольная работа, которая позволяет понять, как в принципе выполняется управление асинхронным электродвигателем. В контрольной работе имеются принципиальная схема электропривода и все необходимые расчёты.

Дисциплина: Технические средства автоматизации (ТСА) Тема: Разработка схемы управления асинхронным двигателем Всё это вместе с чертежами и схемами можно скачать бесплатно ЗДЕСЬ Не могу скачать :о(

ВНИМАНИЕ!Контрольная работа по ТСА здесь приводится в сокращённом виде. Полную версию можно скачать бесплатно по указанной выше ссылке.

Содержание Контрольное задание 1. Исходные данные 2. Разработка схемы управления двигателем 2.1. Включение и отключение двигателя от питающей сети 2.2. Защита от токов короткого замыкания 2.3. Тепловая защита от токов перегрузки 2.4. Защита от понижения напряжения сети 3. Подбор устройств электроавтоматики 3.1. Выбор предохранителей 3.2. Выбор магнитного пускателя 3.3. Выбор кнопок управления 3.4. Выбор теплового реле Заключение Список используемых источников Приложение А: Схема управления двигателем, А4
  1. Разработать электрическую принципиальную схему управления асинхронным двигателем, обеспечивающую:
    1. Включение и отключение двигателя от питающей сети
    2. Защиту от токов короткого замыкания
    3. Тепловую защиту от токов перегрузки
    4. Защиту от понижения напряжения сети до уровня 0,7UНОМ (UНОМ – номинальное напряжение сети)
  2. Выполнить подбор соответствующих устройств электроавтоматики
  3. Оформить контрольную работу
Параметр Значение Вариант 16 Тип двигателя 4А 112M4УЗ Устройство защиты от токов короткого замыкания Предохранитель с плавкой вставкой Устройство защиты от токов перегрузки Тепловое реле Категория применения магнитного пускателя АС-3

Электрическая принципиальная схема управления асинхронным двигателем приведена в приложении А.

Включение и отключение двигателя от питающей сети

Включение двигателя выполняется с помощью кнопки SB1. При замыкании контактов кнопки SB1 через катушку магнитного пускателя KM1 начинает протекать ток. Последовательность элементов, через которые протекает ток, приведена ниже:

  1. Предохранитель FU3
  2. Контакты кнопки SB1
  3. Нормально замкнутые контакты кнопки SB2
  4. Катушка магнитного пускателя KM1
  5. Нормально замкнутые контакты теплового реле KK1.1
  6. Предохранитель FU2
Когда магнитный пускатель KM1 срабатывает, то замыкаются его контакты. Вспомогательные контакты KM1.2 замыкают цепь питания катушки магнитного пускателя, что позволяет отпустить кнопку SB1, так как теперь катушка пускателя подключена к питающей сети через контакты KM1.2. Через силовые контакты магнитного пускателя KM1.1 напряжение подается на электродвигатель. При этом одна фаза подключается через предохранитель FU2, а две другие фазы подключаются через предохранители FU1, FU3 и нагревательные элементы теплового реле KK1. Двигатель начинает работать.

Выключение двигателя выполняется с помощью кнопки SB2. При размыкании контактов кнопки SB2 катушка магнитного пускателя отключается от питания, что вызывает размыкание контактов KM1.1 и KM1.2. Двигатель останавливается.

Защита от токов короткого замыкания

Защита от токов короткого замыкания выполнена на предохранителях с плавкими вставками FU1 – FU3. При возникновении короткого замыкания ток через цепь, защищенную предохранителем, резко увеличивается. Это приводит к разогреву плавкой вставки, плавкая вставка расплавляется, разрывая электрическую цепь и отключая питание электродвигателя.

Тепловая защита от токов перегрузки

Тепловая защита от токов перегрузки реализована на тепловом реле KK1. Реле имеет два нагревательных элемента, через которые подается питание на электродвигатель. Если ток через какой-либо из нагревательных элементов значительно превысит предельно допустимый, то это приведет к нагреву нагревательного элемента и вызовет срабатывание реле KK1. Контакты реле KK1.1 разомкнут цепь питания катушки магнитного пускателя, что, в свою очередь, приведет к размыканию контактов KM1.1 и KM1.2. Электродвигатель остановится.

Защита от понижения напряжения сети

Защита от понижения напряжения сети основана на свойствах магнитного пускателя. Если напряжение сети упадет ниже, чем 0,7UНОМ, то этого напряжения будет недостаточно для того, чтобы удерживать контакты пускателя в замкнутом состоянии. Электромагнит перестанет работать, что вызовет размыкание контактов KM1.2 и приведет к размыканию цепи питания катушки пускателя. Даже если напряжение после этого придет в норму, двигатель не включится, т.к. цепь питания катушки пускателя разомкнута.

Подбор устройств электроавтоматики начинаем с анализа характеристик электродвигателя. Характеристики двигателя 4А 112М4У3 взяты из источника [1, стр. 229] и приведены в таблице 3.1.

Выбор предохранителей

Предохранители обеспечивают защиту от короткого замыкания. Режим короткого замыкания – это режим, при котором обмотка статора подключена к сети, а ротор заторможен. В этом режиме ток в несколько раз превышает номинальный. Двигатель не рассчитан на работу в таких режимах, поэтому может находиться в таком состоянии лишь несколько секунд. За это время предохранители должны успеть «сгореть», чтобы обеспечить отключение двигателя от сети. В то же время предохранители должны легко выдерживать пусковой ток и сколь угодно долго работать при номинальном токе. Кроме того, в плавких вставках не должно происходить старения под действием пусковых токов.

Номинальный ток плавкой вставки выбирается по пусковому току нагрузки и зависит от условий пуска [2]. Номинальный ток плавкой вставки определяется формулой:

Номинальное напряжение предохранителя должно быть равно номинальному напряжению питающей сети.

Выбор магнитного пускателя

Выбор пускателей осуществляется по номинальному напряжению сети, номинальному напряжению питания катушек пускателей, по номинальному коммутируемому току. Силовые контакты магнитного пускателя должны в течение продолжительного времени выдерживать номинальный ток. Кроме того, они должны быть рассчитаны на номинальное напряжения электродвигателя, а также выдерживать кратковременный пусковой ток и ток короткого замыкания. Катушка магнитного пускателя подключается к питающей сети, поэтому она должна быть рассчитана на работу от сети переменного тока 380 В 50 Гц. Дополнительные контакты пускателя в нашем случае должны быть также рассчитаны на напряжение питающей сети и ток, потребляемый катушкой магнитного пускателя.

Выбор пускателя также зависит от режима коммутации.

Выбор кнопок управления

Назначение кнопок управления SB1 и SB2 – коммутация цепи втягивающей катушки магнитного пускателя. Кнопка SB1 имеет один нормально разомкнутый контакт и предназначена для замыкания цепи (пуск двигателя). Кнопка SB2 имеет один нормально замкнутый контакт и предназначена для размыкания цепи (останов двигателя). Контакты кнопок должны быть рассчитаны на пусковой ток втягивающей катушки магнитного пускателя. Пусковая мощность катушки не превышает 100 Вт, т.е. пусковой ток катушки будет менее 1 А. Выбираем кнопки ПКЕ 212 – кнопочный пост из двух кнопок. Эти кнопки предназначены для коммутации цепей переменного тока напряжением до 660 В и рассчитаны на номинальный ток 10 А [5].

Выбор теплового реле

Наиболее частым ненормальным режимом для электродвигателей является перегрузка током. Для защиты от токов перегрузки в нашем случае используется тепловое реле. Тепловое реле должно отключать электродвигатель при возникновении перегрузки по току, но не должно срабатывать от пускового тока при пуске двигателя.

  1. Справочник по электрическим машинам: В 2 т./Под общ. ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. Т. 1. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 456 с.: ил.
  2. Чунихин А.А. Электрические аппараты (общий курс). Учебник для энергетических и электротехнических институтов и факультетов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Энергия», 1975. 648 с. с ил.
  3. Алиев И.И., Абрамов М.Б. Электрические аппараты. Справочник. Москва, «РадиоСофт», 2004. 256 с.

av-mag.ru

Автоматизированное управление асинхронным двигателем с фазным ротором

ЗАДАНИЕ 2. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ.

Электроприводом называют совокупность устройств для преобразова­ния электрической энергии в механическую и управления потоком преоб­разованной энергии по определенному закону.

Одно из основных условий повышения производительности рабочих машин в системах электроприводов, качества техноло­гических процессов, а следовательно, и качества выпускаемой продукции является применение автоматического управления электродвигателями, осуществляемого без участия или при ми­нимальном участии человека. Такое управление осуществляется на разнообразной элементной базе, в которую входят различ­ные реле, контакторы, путевые выключатели, датчики и пре­образователи, усилители различных типов (электронные, элект­ромашинные, магнитные и др.), бесконтактные логические эле­менты, элементы цифровой и аналоговой вычислительной тех­ники, микропроцессорные устройства, микро- и мини-ЭВМ.

В состав схемы управления пуском асинхронного электро­двигателя (рис.  1) с  фазным ротором входит асинхронный электродвига­тель М — объект управления, ли­нейный контактор КЛ, кнопка пуска КиП, кнопка остановки КнС, тепловое реле РТ с размыкающим контактом РТ без са­мовозврата, с возвратом нажатием кнопки, плавкие предохра­нители ПР, трехполюсный выключатель В.

Линейный контактор КЛ имеет три замыкающих дугогаси-тельных контакта, коммутирующих цепь статора двигателя, и один замыкающий конктакт, шунтирующий пусковую кнопку.

Подготовка схемы к пуску осуществляется включением вы­ключателя В. Пуск двигателя осуществляется нажатием кноп­ки КнП, вследствие чего катушка контактора КЛ подключается на напряжение сети. Замыкающие контакты КЛ в цепи стато­ра подключают двигатель к сети. Вместе с тем замыкающий контакт КЛ шунтирует пусковую кнопку, позволяя отпустить се. Защита схемы от коротких замыканий обеспечивается плав­кими предохранителями ПР, а защита двигателя от перегру­зок обеспечивается электротепловым реле РТ, размыкающий

контакт которого без самовозврата включен в цепь катушки линейного контактора. Чтобы предотвратить возможность ра­боты двигателя на двух фазах, нагревательные элементы РТ включены в две фазы статорной обмотки.

Отключение двигателя от сети достигается нажатием кнопки КнС, вследствие чего размыкается цепь катушки линейного кон­тактора и его размыкающие контакты КЛ отсоединяют статор двигателя от сети. Таким образом, схема приводится в исходное состояние.

Для двигателей с фазным ротором применя­ют схему пуска с пусковыми сопротивлениями в цепи ротора. Принципы управления непрямым пуском двигателей перемен­ного тока те же, что и для двигателей постоянного тока, т. е. пуск может осуществляться в функции частоты вращения, тока и времени.

С целью снижения пусковых токов при включении асин­хронных электродвигателей используют схемы пуска через ре­актор или через автотрансформатор, включаемые в цепь ста­тора.

Двигатель с фазным ротором пускается при помощи пускового реостата.

Пусковой реостат подбирают таким образом, чтобы, во-первых, пусковой момент был по возможности ближе к максимальному, что ускоряет процесс пуска, во-вторых, чтобы пусковой ток не пре­вышал номинальный более чем в 1,6—2,2 раза, в-третьих, чтобы в течение времени пуска (1+5 с) реостат не перегревался. Послед­нее обстоятельство заставляет в крупных установках применять реостаты с масляным охлаждением.

Пусковой реостат обычно имеет несколько ступеней, каждой из которых соответствует своя характеристика М (s). По мере того как реостат выводится (вручную или автоматически), дви­гатель переходит с одной характеристики на другую, а по оконча­нии процесса пуска обмотка ротора оказывается замкнутой нако-. ротко. Это означает, что двигатель работает на естественной харак­теристике.

Применение двигателя с фазным ротором, требующим контакт­ных колец, щеток, реостата, усложняет обслуживание и делает

дороже всю установку. Поэтому с ростом мощности энергетических систем постоянно повышается мощность самых простых и деше­вых двигателей с короткозамкнутым ротором (до 100 кВт и выше).

vunivere.ru