Баржа двигатель


Самоходная баржа — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самоходная баржа — баржа с энергетической установкой (двигателем), обеспечивающей её движение.

Как и баржи вообще, самоходные баржи по району плавания подразделяются на речные, рейдовые и морские, а по перевозимым грузам на сухогрузные, наливные и грунтоотвозные. Особое место занимают специализированные самоходные баржи, например десантные.

  • Речные самоходные баржи используются на внутренних водах — реках, озерах, каналах.
  • Рейдовые самоходные баржи используются для перевозок грузов на рейде или в закрытой от волнения акватории.
  • Морские способны совершать переходы морем.

Исторически первые самоходные баржи использовали в качестве двигателя ветер, а движителя — парус. В таком виде они оставались исключительно прибрежными судами, из-за низкой мореходности плоскодонного корпуса. По той же причине их размеры были ограничены. С появлением теплового двигателя они стали меньше зависеть от погоды, и появились морские варианты.

Применение железа, затем стали в качестве материала корпуса позволило увеличить размеры. По этим признакам они сближаются с другими мореходными судами. Так, теплоходы типа Волго-Дон одно время назывались самоходными баржами типа река-море.

Подавляющее большинство самоходных барж используются для перевозки грузов. Однако их много и их легко приспособить к другим целям, что исторически и делалось.

Например, во время Гражданской войны, самоходные баржи Волжской и Онежской флотилий использовались обеими сторонами для огневой поддержки. При этом на них устанавливалась не только морская артиллерия, а любая доступная на месте.[1]

Во время Второй мировой войны, в 1942−1943 годах в Канале,[2] а также при обороне Италии в 1944 году быстроходные самоходные баржи, вооруженные скорострельной артиллерией использовались немцами для охранения конвоев.[3]

Напишите отзыв о статье "Самоходная баржа"

Литература

Примечания

  1. ↑ Стволинский, Ю. М. Конструкторы надводных кораблей. Л., Лениздат, 1987, с. 38, 44.
  2. ↑ Eden, Steven. Dieppe Disaster: Military Blunders. MetroBooks, 1995, p. 113. ISBN 1-56799-175-0
  3. ↑ Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, p. 27−28. ISBN 0-7858-1087-0

Отрывок, характеризующий Самоходная баржа

Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву. Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств? Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно. Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу. Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.

wiki-org.ru

Гоночная баржа — журнал За рулем

«ВОЛГА» ДЛЯ КОЛЬЦА И ТРЕКА

Техника здесь попроще — трепать дорогой «кольцевой» автомобиль в постоянной контактной борьбе на скользком покрытии расточительно. Вот и у одного из ведущих гонщиков ГАЗа, мастера спорта Николая Демидова, машин две — кольцевая и трековая.

ЛЮБОВЬ — КОЛЬЦО

Кузов у кольцевой «Волги» — серийный. Обладая достаточной жесткостью, он не требует дополнительного усиления. Поэтому обязательный в автоспорте каркас безопасности не вваривают, а собирают на болтах. Закаленные боковые стекла заменяют окошками из оргстекла — даже мелкие осколки могут поранить гонщика. Если же битое стекло окажется на трассе, болид на нем может поскользнуться не хуже, чем на льду.

Спортивный автомобиль украшают пластиковые расширители колесных арок и боевая раскраска. А спойлеры и антикрылья отсутствуют — на нынешних трассах нет длинных прямых, где аэродинамический обвес мог бы работать с полной отдачей, а на коротких участках все это мешает разгону. Но парочка комплектов все же хранится в команде про запас.

Салон переделан в кокпит. Из него убрали все, кроме верхней части «торпедо». Взамен поставили сиденье «Спарко» с четырехточечным ремнем безопасности, одноименный руль и 15-литровый огнетушитель. В подобный болид, без сомнения, не отказался бы сесть любой автомобилист — такова завораживающая эстетика спортивной машины. Но это лишь видимая часть. Большинство переделок скрыто от глаз.

Под капотом притаился настоящий зверь, способный отдать 137 кВт/186 л. с. при 9000–9200 об/мин. Строят его на базе «406-го» мотора, используя серийную головку и блок. Цилиндры растачивают с 92 до 93 мм. При обычном коленвале (ход поршня — 86 мм) рабочий объем немного возрастает. Поршни, кольца и пальцы — от серийного БМВ 5-й серии. Собственных больше чем на одну гонку не хватает. Головку устанавливают на блок без прокладки! Таким образом исключают возможность прогара и заметно улучшают теплоотвод. Водяные каналы уплотняют резиновой лентой, предварительно выфрезеровав под нее постель на высокоточном станке.

Распредвалы — собственной конструкции с более широкими фазами. В приводе, разумеется, звездочки и, от греха, импортная цепь. Клапаны, пружины и тарелки — тоже иностранные. Серийные гидротолкатели, как известно, на сверхвысоких оборотах не работают — их начинку заменили пустотелыми металлическими столбиками. Потребность головки в масле сократилась, и в магистрали поставили соответствующие жиклеры. А общий объем системы смазки, чтобы не «завоздушивать» на виражах маслоприемник, наоборот, увеличили — на 2 литра. Дополнительную емкость просто прикрутили к родному поддону на винтах.

Насос системы охлаждения обычный, но со шкивом увеличенного диаметра. Частоту вращения крыльчатки снизили специально, чтобы на предельных режимах работы мотора избежать кавитации. Степень сжатия гоночного двигателя невелика — 10,4: можно заправлять товарным топливом. Хранится оно в самодельном баке емкостью 45 литров. Подают его одновременно два насоса. Это для надежности. Ведь времени на включение дублера, в случае надобности, в ходе быстротечной кольцевой схватки у пилота нет. Расход топлива на кольце огромен — 82 л/100 км! Управляет всеми системами электронный блок фирмы МИКАС.

Несмотря на столь выдающиеся показатели, мотор почти не утратил надежности. Единственное слабое звено — шатунные вкладыши. Импортных аналогов нет, а отечественные приходится менять после каждой гонки. Благо, двигатель все равно подлежит контрольной разборке и отладке на стенде.

Трансмиссия, не считая сцепления от БМВ, серийная. Модельный ряд завода позволяет выбрать одну из трех коробок передач (от «Волги» и «Газели») и одну из четырех главных передач. Надежность и ресурс нареканий не вызывают. Дифференциал — кулачковый, повышенного трения, от серийного БТР! Передняя подвеска — типовая заводская. Лишь резиновые втулки уступили место алюминиевым, а сайлент-блоки — сферическим шарнирам. Долго не могли подобрать материал для втулок крепления стабилизатора. Остановились на... деревянных! Вываренные в масле, буковые подушки обеспечивают нужную жесткость и не наволакиваются на вал.

Подшипники передних ступиц — шариковые, работают в жидкой смазке. Ее запас надо пополнять перед каждым стартом, зато легкость вращения необычайная. Колею увеличили с помощью проставок, колеса — кованые, от ВСМПО. Задняя подвеска — собственной конструкции. От рессор отказались. На них мост гуляет в поворотах (податливость креплений) и при разгоне-торможении (упругая деформация листов). Теперь балка крепится к центральному треугольному рычагу.

Поперечную нагрузку воспринимает система тяг, не допускающая смещения кузова вбок при вертикальных колебаниях. Упругий элемент — пружины.

Заводская команда обладает немалым техническим потенциалом, но чемпионский автомобиль Николая Демидова до сих пор живет в кузове GAZ 24—10 1989 года выпуска. Не спешат заводские спортсмены переходить на бесшкворневую переднюю подвеску. На машинах соперников ее пока нет, а техническая фора настоящему бойцу ни к чему!

БАЛЕТ НА ЛЬДУ

Трековый автомобиль куда проще. Есть кокпит, каркас безопасности, оргстекло и тот самый, кольцевой двигатель. Нет родной светотехники — разобьют в первом же заезде: сражения на скользком покрытии без столкновений не обходятся. Отсюда — приметная внешность: волнистые крылья, складки на крышах и двери внахлест. Не менять же кузов после каждой гонки! Ездят эти машины исключительно по кругу, против часов. Причем в постоянном заносе. Поэтому при подготовке основное внимание уделяют рулевому управлению. Обязателен усилитель — без него порой не выбраться из накатанной соперниками колеи. У Демидова такая система: сам механизм — серийный, а насос — со списанной «Тойоты».

На треке важен правильный весовой баланс. Развесовку корректируют балластом. Вот, пожалуй, и все основные особенности зимнего напарника кольцевой «Волги». Прокатившись на этом чуде техники по заводскому ипподрому, мы восторгались отменной управляемостью «Волги». А говорят — баржа. Если постараться, даже неповоротливую «Волгу» можно превратить в спортивный снаряд.

НАША СПРАВКА

Класс «Волга» (по советской спортивной классификации — 10-й класс) утвердился в 70-х годах. Наивысшего расцвета достиг к середине 80-х: в очень многих городах автобазы и таксопарки содержали собственные гоночные команды. Персональные шоферы и таксисты по выходным надевали шлемы. В одной Москве было два десятка таких команд. Кольцевой чемпионат страны собирал до полусотни машин! И это только признанные лидеры класса — из России, Украины, Грузии, Латвии. В их число неизменно входили заводские пилоты Сергей Толстолуцкий и Николай Демидов (ныне 15-кратный чемпион страны!). Ветераны и сегодня в строю, продолжают завоевывать медали, но сам «волговский» чемпионат уже не тот. Перестройка и «иномаркизация» всей страны сократили гоночный парк марки ГАЗ. Кольцевой чемпионат России урезан до единственной гонки на исторической родине — в Нижнем Новгороде. Живы, правда, зимние трековые гонки «волг». И любой их болельщик скажет, что это зрелище ему дороже других. Как знать, может, тяга россиян к автоспорту, возрождение былых спортивных традиций вдохнут новую жизнь и в класс «волг»? Всякое бывает.

Шатунных вкладышей хватает на одну гонку.

Гоночные кулачки (слева) не чета серийным.

Базовые настройки спортивного мотора ведут на стенде, а доводят на трассе.

Николай Демидов и его боевые «баржи».

Форсированному двигателю тоже нужен воздушный фильтр, но с нулевым сопротивлением.

Самодельные шкивы отличаются уве-личенным диаметром и высокими бортами.

Подпружиненная крышка сама по себе уже не отвернется.

На приборном щитке — самое необходимое: тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и давления масла, блок контрольных ламп. Все тумблеры и кнопка «пуск», заменившая замок зажигания, на тоннеле пола.

Проставки увеличивают колею — возрастает устойчивость в поворотах.

Для кольца пришлось сконструировать новую заднюю подвеску.

ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Самоходная баржа - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016; проверки требует 1 правка. Парусная речная самоходная баржа, 1886

Самоходная баржа — баржа с энергетической установкой (двигателем), обеспечивающей её движение.

История[ | ]

Исторически первые самоходные баржи использовали в качестве двигателя ветер, а движителя — парус. В таком виде они оставались исключительно прибрежными судами, из-за низкой мореходности плоскодонного корпуса. По той же причине их размеры были ограничены. С появлением теплового двигателя они стали меньше зависеть от погоды, и появились морские варианты.

Применение железа, затем стали в качестве материала корпуса позволило увеличить размеры. По этим признакам они сближаются с другими мореходными судами. Так, теплоходы типа Волго-Дон одно время назывались самоходными баржами типа река-море.

Подавляющее большинство самоходных барж используются для перевозки грузов. Однако их много и их легко приспособить к другим целям, что исторически и делалось.

Например, во время Гражданской войны, самоходные баржи Волжской и Онежской флотилий использовались обеими сторонами для огневой поддержки. При этом на них устанавливалась не только морская артиллерия, а любая доступная на месте.[1]

Во время Второй мировой войны, в 1942−1943 годах в Канале,[2] а также при обороне Италии в 1944 году быстроходные самоходные баржи, вооруженные скорострельной артиллерией использовались немцами для охранения конвоев.[3]

Виды (типы)[ | ]

Как и баржи вообще, самоходные баржи по району плавания подразделяются на речные, рейдовые и морские, а по перевозимым грузам на сухогрузные, наливные и грунтоотвозные. Особое место занимают специализированные самоходные баржи, например десантные.

  • Речные самоходные баржи используются на внутренних водах — реках, озерах, каналах.
  • Рейдовые самоходные баржи используются для перевозок грузов на рейде или в закрытой от волнения акватории.
  • Морские способны совершать переходы морем.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Стволинский, Ю. М. Конструкторы надводных кораблей. Л., Лениздат, 1987, с. 38, 44.
  2. ↑ Eden, Steven. Dieppe Disaster: Military Blunders. MetroBooks, 1995, p. 113. ISBN 1-56799-175-0
  3. ↑ Sea Warfare. Chris Bishop, ed. Orbis publishing Ltd., 1999, p. 27−28. ISBN 0-7858-1087-0

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid

Быстроходная десантная баржа

Marinefährprahm (MFP, Морская самоходная баржа) - серия боевых надводных кораблей, состоявших на вооружении немецких ВМС (Кригсмарине) и некоторых союзных им флотов в 1941 - 1945 годах.В русскоязычной традиции

для этого типа судов сложилось название быстроходные десантные баржи (БДБ).

 

 

Предыстория появления

Обладавшая сильной армией и военно-морским флотом, Германия к началу Второй Мировой войны не имела ни одного массового высадочного средства. Поэтому в операции по захвату Норвегии и Дании (Операция «Везерюбунг») основным средством для перевозки войск к намеченным для захвата плацдармам стали быстроходные крейсеры и эсминцы.

Из-за неприспособленности боевых кораблей к подобным задачам десантные соединения на них не имели ни тяжелой артиллерии, ни танков, ни автомобилей. По тем же причинам во время высадки десанта с крейсеров в Осло-фьорде и районе Бергена пришлось пересаживать людей на торпедные катера и малые тральщики. В Копенгагене германские суда просто пришвартовывались к причалам, и войска высаживались на набережную. В тех же случаях, когда противник оказывал сопротивление, Кригсмарине нес значительные потери.

При разработке плана по захвату Великобритании (Операция «Зеелеве») предполагали высадить в первых эшелонах около 700 тысяч человек и 125 тысяч лошадей.

Стала очевидной необходимость в средних по размерам судах, способных решать задачи по высадке танков, автомобилей и лошадей на неподготовленный берег. В кратчайшие сроки был разработан проект десантной баржи (MFP).

Несмотря на быстрое конструирование и постройку, первые MFP серии А появились на свет уже после отмены «Зеелеве». Также запоздало новое и оригинальное десантное средство паром-катамаран типа «Зибель».

Применение самоходных десантных барж Начавшаяся в 1941 году война против Советского Союза открыла новые возможности по применению MFP.

Появились два новых театра морских военных действий — Балтика и Чёрное море, причем доступ на последнее был закрыт нейтральной Турцией. Десантные баржи и «зибели» составили значительную часть германского флота, действующего на Чёрном море, Ладоге, Онежском и Чудском озёрах.

Суда перевозили элементами по железной дороге с последующей сборкой в портах. Практически неуязвимые из-за малой осадки (1,45 м в корме и меньше метра - в носу) для торпед, MFP превосходили различные катера противника по мощи артиллерийского вооружения, будучи достаточно защищёнными от огня легкого оружия. Количество огневых средств ПВО, размещённых на MFP, с учётом сравнительно небольших размеров барж, делали их очень сложными целями для авиации противника.

Использовались самоходные баржи и паромы также в Средиземном и Баренцевом морях. На новых театрах боевых действий практически все средние десантные средства немцы применяли в основном для транспортировки войск и грузов, а также для прикрытия прибрежных конвоев.

Здесь следует учесть, что, во-первых, после «Везерюбунга» Германия не проводила больше ни одной крупной морской десантной операции, а во-вторых, для небольших тактических и диверсионных десантов Кригсмарине располагал значительным количеством мелких катеров и плашкоутов.

Германский малый десантный катер имел водоизмещение в грузу около 40 т при длине 18,7 м и углублении 0,4 м. Два бензиновых мотора общей мощностью 180 л.с. позволяли развивать скорость 13 узлов. Катер вооружался одним 20-мм зенитным автоматом и мог перевозить 50-70 человек.

Использовался и так называемый «штурмовой бот» - легкая алюминиевая лодка, снабженная подвесным мотором и принимавшая шесть солдат с легким вооружением. В спокойных прибрежных водах бот мог развивать до 18 узлов, являясь самым скоростным из высадочных средств второй мировой войны.

 

 

Конструктивные особенности

Немецкие десантные баржи несколько отличались от аналогичных средств Англии и США. Второе дно у них выполнялось плоским, что упрощало производство. Они имели также более высокое междудонное пространство, в связи с чем было решено отказаться от двойного борта. Носовой трап-аппарель был сконструирован удачнее, чем у кораблей союзников. Если на LCT он представлял собой просто откидывающуюся вперед крышку, то у немецких MFP аппарель состояла из передней сходни и двух связанных с ней шарниром пустотелых плавающих конструкций, что обеспечивало более пологий спуск для танков, не говоря уже о внушительной длине (5 м по сравнению с 3 м на LCM-3).

 

 

Тактико-технические характеристики

Marinefährprahm (A)

Масса: 200 т.

Водоизмещение: 390 т.

Длина: 47,04 м.

Ширина: 6,53 м.

Осадка: 1,45 м.

Грузоподъёмность: 105 т.

Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.

Экипаж: 17 человек.

Вооружение: 1 х 75 мм орудие, 3 х 20 мм автоматов.

Скорость: 10,5 уз.

Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах.

 

Marinefährprahm (B)

Масса: 220 т.

Водоизмещение: 390 т.

Длина: 47,04 м.

Ширина: 6,53 м.

Осадка: 1,45 м.

Грузоподъёмность: 105 т.

Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.

Экипаж: 17 человек.

Вооружение: 1 х 75 мм орудие, 3 х 20 мм автоматов.

Скорость: 10,5 уз.

Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах.

 

Marinefährprahm (C)

Масса: 200 т.

Водоизмещение: 390 т.

Длина: 47,04 м.

Ширина: 6,53 м.

Осадка: 1,45 м.

Грузоподъёмность: 105 т.

Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.

Экипаж: 17 человек.

Вооружение: 1 х 75 мм орудие, 3 х 20 мм автоматов.

Скорость: 10,5 уз.

Дальность хода: 1075 миль при 7,5 узлах.

 

Marinefährprahm (D)

Масса: 239 т.

Водоизмещение: 371 т.

Длина: 49,82 м.

Ширина: 6,59 м.

Осадка: 1,35 м.

Грузоподъёмность: 140 т.

Двигатель: 3 дизеля «Deutz» общей мощностью 1170 л.с.

Экипаж: 21 человек

Вооружение: 1 х 88 мм орудие, 2 х 86 мм орудий, 2 х 20 мм автоматов

Скорость: 10,3 уз.

Дальность хода: 1066 миль при 7,5 узлах

На основе типа D выпускались также артиллерийские самоходные баржи Artilleriefährprahm (AFP), имеющие дополнительное бронирование от 20 до 100 мм и 105-мм орудия.

 

 

Операторы

Всего было произведено около 700 MFP. Они в разное время состояли на вооружении флотов следующих стран:

Германия

Румыния

Болгария - 14 единиц

Финляндия

СССР - в том числе реквизированные в 1944 году у ВМС Болгарии БДБ-20 и БДБ-47 из состава ЧФ.

sea-transport.ru


Смотрите также