Бесколлекторный электродвигатель. Бесколлекторный двухфазный двигатель


Однофазный бесколлекторный электрический двигатель

 

Использование: промышленный и бытовой электропривод. Сущность изобретения: электрический двигатель состоит из первичной части, включающей обмотку (обмотки) с p парами полюсов, подключенную к сети переменного тока, и обмотки с 2p пар полюсов, подключенные к сети постоянного (или выпрямленного) тока, и вторичной части, магнитно сцепленной с обмотками указанной первичной части и включающей обмотки и выпрямительные устройства, причем выпрямительные устройства выполнены однополупериодными. Технический результат: упрощение конструкции. 1 ил., 2 табл.

Изобретение касается бесколлекторных однофазных электрических двигателей.

Известны бесколлекторные однофазные электрические двигатели, в которых предусмотрены раздельные трансформаторная часть (наружный статор и наружная обмотка кольцевого ротора) и двигательная часть (внутренний статор и внутренняя обмотка кольцевого ротора). Попытки совместить эти части решались не полностью и в дальнейших изобретениях в этом направлении. Задача изобретения совмещение трансформаторной и двигательной обмоток. Для этого предлагается в однофазном бесколлекторном электрическом двигателе, состоящем из первичной части, включающей обмотку (обмотки) с парами полюсов, подключенную к сети переменного тока, и обмотки с 2р пар полюсов, подключенных к сети постоянного (или выпрямленного) тока, и вторичной части, магнитно сцепленной с обмотками указанной первичной части и включающей обмотки и выпрямительные устройства, упомянутые выпрямительные устройства выполнять однополупериодами. При этом возможно как выполнение машины с первичной частью, расположенной на статоре, и вторичной частью на бесконтактном роторе, так и с обеими частями, расположенными на статоре с зубчатыми тороидами и ротором с зубчатыми кольцами. На чертеже изображена 4-полюсная коллекторная машина МИ21MIM со срезанным коллекторным узлом в масштабе 2:1, где: 1 кольцо статора, 2 зубец ротора, 3 паз ротора /цифры в пазу 1-е наружное кольцо чисел номера пазов при условном взаимном положении ротора и статора 0; второе кольцо a45o, 3-е a 90o, 4-е a 135o, при a180o повторяется 1-ое кольцо номеров, но уже в отношении противоположных полюсов той же полярности/, 4 полюс статора /четырехполюсной системы/, 5 обмотка полюса постоянного тока, 6 обмотка переменного тока (двухполюсная). При заданном шаге обмоток (предпочтительно примерно при равном шаге, например через 6 пазов с закороткой каждой обмотки на диод в любом взаимном положении ротора и статора, указанном на чертеже кольцами номеров), на оси машины возникает вращающий момент, знак которого меняется при изменении полярности полюсов, а величина при изменении напряжения на обмотке 6 и/или на обмотках 5 совершенно аналогично коллекторной машине постоянного тока при изменении напряжения на якоре и возбуждении. При расположении систем возбуждения и якоря на статоре и осуществлении модуляции потока зубчатыми поверхностями на роторе и статоре его кольцевых и дуговых участках все элементы электрической схемы (обмотки, диоды) расположены на статоре, что снимает ограничения по мощности у таких машин. В табл. 1 приведены моменты, создаваемые секциями при шаге, равном шести (моменты для машин на базе МИ21MIM). Легко показать, что наличие в табл. 1 участков с отрицательными моментами вызвано использованием элементов готовой машины, даже если использовать ротор с перемоткой секций по левому столбцу табл. 1, как выше, но статор выполнить, как у обычной шестиполюсной машины, на два противолежащих по диаметру полюса наложить обмотку переменного тока, а справа и слева от каждого из них установить по полюсу, создающему постоянный магнитный поток /или электромагнитный/, табл. 1 приобретает вид, представленный в табл. 2, где нет отрицательных отрезков. Если выполнить шаг i=5, а не 6, и равномернее распределить пазы, оставляемые пустыми, можно еще обеспечить большую равномерность моментов в разных положениях ротора. При использовании в качестве базовой конструкции машины переменного тока наименьшие переделки потребуются при шестиполюсной конструкции или числе пар полюсов 3р. При этом вполне возможно использование как конструкции с якорной обмоткой на роторе (тогда машина полностью бесконтактна, диодный переход в закороченных секциях можно выполнить, не обязательны "покупные диоды"), так и конструкций с якорной обмоткой на статоре, но при этом возникает обычно необходимость по крайней мере в 3-х кольцах на роторе, чтобы подать постоянное и переменное напряжение с сохранением возможности их независимого регулирования вне ротора. Для относительно небольших машин для сохранения бесконтактности и подачи постоянного и переменного магнитных потоков с роторов можно рекомендовать конструкцию типа бесконтактного сельсина, у которого, например, слева от статора (якорь, секции которого соединены друг с другом и закорочены через диод) расположена катушка, питаемая переменным током, и за ней тороид, передающий, как и у обычного бесконтактного сельсина, магнитный поток на продольный пакет, идущий вдоль ротора до противолежащего края пакета статора; снаружи к этому левому тороиду примыкает продольный пакет корпуса, идущий мимо статора к тороиду, примыкающему к статору справа и взаимодействующему с продольным пакетом ротора, диаметрально смещенного от первого продольного пакета и идущего до левого края пакета статора. Затем либо справа и слева от этих продольных пакетов ротора устанавливаются постоянные магниты (по длине x только внутри пакета статора), образующие 4-полюсную систему постоянных потоков дополнительно к обычной у бесконтактного сельсина 2-полюсной системе переменных потоков, либо справа от упомянутого выше правого тороида системы переменных потоков устанавливается еще одна (вторая) катушка, питаемая постоянным током, и за ней еще тороид, с которым в роторе взаимодействуют два продольных пакета, диаметрально смещенных друг от друга и примыкающих соответственно справа и слева к продольным пакетам переменного потока в роторе и идущих до левого конца пакета статора, а с уже упомянутым левым тороидом взаимодействуют дополнительные два продольных пакета ротора, диаметрально смещенных от уже упомянутых продольных пакетов, несущих постоянный поток и идущих до правого края пакета статора, а снаружи крайний правый тороид с продольными пакетами корпуса мимо ближнего к статору тороида и пакета статора соединяется с левым тороидом (табл. 2).

Формула изобретения

Однофазный бесколлекторный электрический двигатель, состоящий из первичной части, включающей обмотку (обмотки) с p парами полюсов, подключенную к сети переменного тока и обмотки с 2p пар полюсов, подключенных к сети постоянного (или выпрямленного) тока и вторичной части, магнитно сцепленной с обмотками указанной первичной части и включающей обмотки и выпрямительные устройства, отличающийся тем, что упомянутые выпрямительные устройства выполнены однополупериодными.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Бесколлекторный электродвигатель - это... Что такое Бесколлекторный электродвигатель?

Принцип работы трёхфазного вентильного двигателя

Вентильный электродвигатель — это синхронный двигатель, основанный на принципе частотного регулирования с самосинхронизацией, суть которого заключается в управлении вектором магнитного поля статора в зависимости от положения ротора. Вентильные двигатели (в англоязычной литературе BLDC или PMSM) ещё называют бесколлекторными двигателями постоянного тока, потому что коллектор такого двигателя обычно питается от постоянного напряжения.

Описание ВД

Этот тип двигателя создан с целью улучшения свойств электродвигателей постоянного тока. Высокие требования к исполнительным механизмам (в частности, высокооборотных микроприводов точного позиционирования) обусловили применение специфических двигателей постоянного тока: бесконтактных трехфазных двигателей постоянного тока (БДПТ или BLDC). Конструктивно они напоминают синхронные двигатели переменного тока: магнитный ротор вращается в шихтованом статоре с трехфазными обмотками. Но обороты являются функцией от нагрузки и напряжения на статоре. Эта функция реализована с помощью переключения обмоток статора в зависимости от координат ротора. БДПТ существуют в исполнении с отдельными датчиками на роторе и без отдельных датчиков. В качестве отдельных датчиков применяются датчики Холла. Если выполнение без отдельных датчиков, то в качестве фиксирующего элемента выступают обмотки статора. При вращении магнита, ротор наводит в обмотках статора ЭДС, в результате чего возникает ток. При выключении одной обмотки измеряется и обрабатывается сигнал, который был в ней наведен. Этот алгоритм требует процессора обработки сигналов. Для торможения и реверса БДПС не нужна мостовая схема реверса питания - достаточно подавать управляющие импульсы на обмотки статора в обратной последовательности.

В вентильном двигателе (ВД) индуктор находится на роторе (в виде постоянных магнитов), якорная обмотка находится на статоре (синхронный двигатель). Напряжение питания обмоток двигателя формируется в зависимости от положения ротора. Если в двигателях постоянного тока для этой цели использовался коллектор, то в вентильном двигателе его функцию выполняет полупроводниковый коммутатор (датчик положения ротора (ДПР) с инвертором).

Основным отличием ВД от синхронного двигателя является его самосинхронизация с помощью ДПР, в результате чего у ВД, частота вращения поля пропорциональна частоте вращения ротора.

Статор

Статор бесколлекторного электродвигателя

Статор имеет традиционную конструкцию и похож на статор асинхронной машины. Он состоит из корпуса, сердечника из электротехнической стали и медной обмотки,уложенной в пазы по периметру сердечника. Количество обмоток определяет количество фаз двигателя. Для самозапуска и вращения достаточно двух фаз — синусной и косинусной. Обычно ВД трёхфазные, реже- четырёхфазные.

По способу укладки витков в обмотки статора различают двигатели имеющие обратную электродвижущую силу трапецеидальной (BLDC) и синусоидальной (PMSM) формы. По способу питания фазный электрический ток в соответствующих типах двигателя также изменяется трапецеидально или синусоидально.

Ротор

Ротор изготавливается с использованием постоянных магнитов и имеет обычно от двух до восьми пар полюсов с чередованием северного и южного полюсов.

Вначале для изготовления ротора использовались ферритовые магниты. Они распространены и дёшевы, но им присущ недостаток в виде низкого уровня магнитной индукции. Сейчас получают популярность магниты из сплавов редкоземельных элементов, так как они позволяют получить высокий уровень магнитной индукции и уменьшить размер ротора.

Датчик положения ротора

Датчик положения ротора (ДПР) реализует обратную связь по положению ротора. Его работа может быть основана на разных принципах — фотоэлектрический, индуктивный, на эффекте Холла, и т. д. Наибольшую популярность приобрели датчики Холла и фотоэлектрические, так как они практически безинерционны и позволяют избавиться от запаздывания в канале обратной связи по положению ротора.

Фотоэлектрический датчик, в классическом виде, содержит три неподвижных фотоприёмника, которые поочерёдно закрываются шторкой вращающейся синхронно с ротором. Это показано на рисунке 1 (желтая точечка). Двоичный код, получаемый с ДПР, фиксирует шесть различных положений ротора. Сигналы датчиков преобразуются управляющим устройством в комбинацию управляющих напряжений, которые управляют силовыми ключами, так, что в каждый такт (фазу) работы двигателя включены два ключа и к сети подключены последовательно две из трёх обмоток якоря. Обмотки якоря U, V, W расположены на статоре со сдвигом на 120° и их начала и концы соединены так, что при переключении ключей создаётся вращающийся градиент магнитных полей.

Система управления ВД

Система управления содержит силовые ключи, часто тиристоры или силовые транзисторы с изолированным затвором. Из них собирается инвертор напряжения или инвертор тока. Система управления ключами обычно реализуется на основе использования микроконтроллера, в связи с большим количество вычислительных операций по управлению двигателем.

Принцип работы ВД

Принцип работы ВД основан на том, что контроллер ВД коммутирует обмотки статора так, чтобы вектор магнитного поля статора всегда был ортогонален вектору магнитного поля ротора. С помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ) контроллер управляет током, протекающим через обмотки ВД, т.е. вектором магнитного поля статора, и таким образом регулируется момент, действующий на ротор ВД. Знак у угла между векторами определяет направление момента действующего на ротор.

Коммутация производится так, что поток возбуждения ротора — Ф0 поддерживается постоянным относительно потока якоря. В результате взаимодействия потока якоря и возбуждения создаётся вращающий момент M, который стремится развернуть ротор так, чтобы потоки якоря и возбуждения совпали, но при повороте ротора под действием ДПР происходит переключение обмоток и поток якоря поворачивается на следующий шаг.

В этом случае и результирующий вектор тока будет сдвинут и неподвижен относительно потока ротора, что и создаёт момент на валу двигателя.

В двигательном режиме работы МДС статора опережает МДС ротора на угол 90°, который поддерживается с помощью ДПР. В тормозном режиме МДС статора отстаёт от МДС ротора, угол 90° так же поддерживается с помощью ДПР.

Управление двигателем

Контроллер ВД регулирует момент, действующий на ротор, меняя величину ШИМ.

В отличие от щёточного электродвигателя постоянного тока, коммутация в ВД осуществляется и контролируется с помощью электроники.

Распространены системы управления, реализующие алгоритмы широтно-импульсного регулирования и широтно-импульсной модуляции при управлении ВД.

Система, обеспечивающая самый широкий диапазон регулирования скорости — у двигателей с векторным управлением. С помощью преобразователя частоты осуществляется регулирование скорости двигателя и поддержание потокосцепления в машине на заданном уровне.

Особенность регулирования электропривода с векторным управлением — контролируемые координаты, измеренные в неподвижной системе координат преобразуются к вращающейся системе, из них выделяется постоянное значение, пропорциональное составляющим векторов контролируемых параметров, по которым осуществляется формирование управляющих воздействий, далее обратный переход.

Недостатком этих систем является сложность управляющих и функциональных устройств для широкого диапазона регулирования скорости.

Достоинства и недостатки ВД

В последнее время, этот тип двигателей быстро приобретает популярность, проникая во многие отрасли промышленности. Находит применение в различных сферах использования: от бытовых приборов до рельсового транспорта.

ВД с электронными системами управления часто объединяют в себе лучшие качества бесконтактных двигателей и двигателей постоянного тока.

Достоинства:

  • Широкий диапазон изменения частоты вращения
  • Бесконтактность и отсутствие узлов, требующих техобслуживания — бесколлекторная машина
  • Возможность использования во взрывоопасной и агрессивной среде
  • Большая перегрузочная способность по моменту
  • Высокие энергетические показатели (КПД более 90 %)
Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения.

  • Большой срок службы, высокая надёжность и повышенный ресурс работы за счёт отсутствия скользящих электрических контактов

Недостатки:

  • Относительно сложная система управления двигателем
  • Высокая стоимость двигателя, обусловленная использованием дорогостоящих постоянных магнитов в конструкции ротора
  • Во многих случаях более рациональным оказывается применение асинхронного двигателя с преобразователем частоты.

Для применений, комбинирующих максимально достижимый КПД с предельно простыми и надёжными блоками управления (ключевой коммутатор, не использующий ШИМ), можно также выделить следующую особенность: Несмотря на то, что обороты могут широко варьироваться управляющим блоком, приемлемый КПД можно получить лишь в относительно узком интервале угловых скоростей. Это определяется индуктивностью обмоток. Если скорость будет ниже оптимальной, продолжающаяся подача тока в данную фазу, после достижения предела магнитного потока, будет приводить лишь к ненужному нагреву. На скоростях выше оптимальной, магнитный поток в полюсе не достигнет максимума из-за ограниченного индуктивностью времени нарастания тока. Примерами таких двигателей являются модельные бесколлекторные комплекты. Они должны быть эффективными, лёгкими и надёжными, а для того чтобы обеспечить оптимальную угловую скорость при заданной нагрузочной характеристике, производители выпускают модельные ряды с различными индуктивностями (числом витков) обмоток. При этом, меньшее число витков соответствует более быстроходному двигателю.

См. также

Ссылки

veter.academic.ru

Бесколлекторный электродвигатель - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2017; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2017; проверки требуют 4 правки. Рис. 1. Принцип работы трёхфазного вентильного двигателя

Вентильный электродвигатель (ВД) или Бесколлекторный  — это разновидность электродвигателя переменного тока, у которого коллекторно-щеточный узел заменен бесконтактным полупроводниковым коммутатором, управляемым датчиком положения ротора[1][2][неавторитетный источник? 190 дней].

Механическая и регулировочная характеристики вентильного двигателя линейны и идентичны механической и регулировочной характеристикам электродвигателя постоянного тока. Как и электродвигатели постоянного тока, вентильные двигатели работают от сети постоянного тока. ВД можно рассматривать как двигатель постоянного тока(обращенный!!), в котором щёточно-коллекторный узел заменён электроникой, что подчёркивается словом «вентильный», то есть «управляемый силовыми ключами» (вентилями). Фазные токи вентильного двигателя имеют синусоидальную форму. Как правило, в качестве усилителя мощности применяется автономный инвертор напряжения с широтно-импульсной модуляцией.

Вентильный двигатель следует отличать от бесколлекторного двигателя постоянного тока (БДПТ), который имеет трапецеидальное распределение магнитного поля в зазоре и характеризуется прямоугольной формой фазных напряжений[2]. Структура БДПТ проще чем структура ВД (отсутствует преобразователь координат, вместо ШИМ используется 120- или 180-градусная коммутация, реализация которой проще ШИМ).

В русскоязычной литературе двигатель называют вентильным, если противо-ЭДС управляемой синхронной машины синусоидальная, а бесконтактным двигателем постоянного тока, если противо-ЭДС трапецеидальная.

В англоязычной литературе такие двигатели обычно рассматриваются в составе электропривода и упоминаются под аббревиатурами PMSM (Permanent Magnet Synchronous Motor) или BLDC (Brushless Direct Current Motor). Стоит отметить, что аббревиатура PMSM в англоязычной литературе чаще используется для обозначения самих синхронных машин с постоянными магнитами и с синусоидальной формой фазных противо-ЭДС, в то время как аббревиатура BLDC аналогична русской аббревиатуре БДПТ и относится к двигателям с трапецеидальной формой противо-ЭДС (если иная форма не оговорена специально).

Вообще говоря, вентильный двигатель не является электрической машиной в традиционном понимании, поскольку его проблематика затрагивает ряд вопросов, связанных с теорией электропривода и систем автоматического управления: структурная организация, использование датчиков и электронных компонентов, а также программное обеспечение.

Вентильные двигатели, сочетающие в себе надёжность машин переменного тока с хорошей управляемостью машин постоянного тока, являются альтернативой двигателям постоянного тока (ДПТ), которые характеризуются рядом изъянов, связанных со щёточно-коллекторным узлом (ЩКУ), таких как искрение, помехи, износ щёток, плохой теплоотвод якоря и проч. Отсутствие ЩКУ позволяет применять ВД в тех приложениях, где использование ДПТ затруднено или невозможно[1].

Описание и принцип работы[3]

encyclopaedia.bid

Однофазный бесколлекторный электрический двигатель | Банк патентов

Использование: промышленный и бытовой электропривод. Сущность изобретения: электрический двигатель состоит из первичной части, включающей обмотку (обмотки) с p парами полюсов, подключенную к сети переменного тока, и обмотки с 2p пар полюсов, подключенные к сети постоянного (или выпрямленного) тока, и вторичной части, магнитно сцепленной с обмотками указанной первичной части и включающей обмотки и выпрямительные устройства, причем выпрямительные устройства выполнены однополупериодными. Технический результат: упрощение конструкции. 1 ил., 2 табл.

,

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Изобретение касается бесколлекторных однофазных электрических двигателей. Известны бесколлекторные однофазные электрические двигатели, в которых предусмотрены раздельные трансформаторная часть (наружный статор и наружная обмотка кольцевого ротора) и двигательная часть (внутренний статор и внутренняя обмотка кольцевого ротора). Попытки совместить эти части решались не полностью и в дальнейших изобретениях в этом направлении. Задача изобретения совмещение трансформаторной и двигательной обмоток. Для этого предлагается в однофазном бесколлекторном электрическом двигателе, состоящем из первичной части, включающей обмотку (обмотки) с парами полюсов, подключенную к сети переменного тока, и обмотки с 2р пар полюсов, подключенных к сети постоянного (или выпрямленного) тока, и вторичной части, магнитно сцепленной с обмотками указанной первичной части и включающей обмотки и выпрямительные устройства, упомянутые выпрямительные устройства выполнять однополупериодами. При этом возможно как выполнение машины с первичной частью, расположенной на статоре, и вторичной частью на бесконтактном роторе, так и с обеими частями, расположенными на статоре с зубчатыми тороидами и ротором с зубчатыми кольцами. На чертеже изображена 4-полюсная коллекторная машина МИ21MIM со срезанным коллекторным узлом в масштабе 2:1, где: 1 кольцо статора, 2 зубец ротора, 3 паз ротора /цифры в пазу 1-е наружное кольцо чисел номера пазов при условном взаимном положении ротора и статора α 0; второе кольцо a45o, 3-е a 90o, 4-е a 135o, при a180o повторяется 1-ое кольцо номеров, но уже в отношении противоположных полюсов той же полярности/, 4 полюс статора /четырехполюсной системы/, 5 обмотка полюса постоянного тока, 6 обмотка переменного тока (двухполюсная). При заданном шаге обмоток (предпочтительно примерно при равном шаге, например через 6 пазов с закороткой каждой обмотки на диод в любом взаимном положении ротора и статора, указанном на чертеже кольцами номеров), на оси машины возникает вращающий момент, знак которого меняется при изменении полярности полюсов, а величина при изменении напряжения на обмотке 6 и/или на обмотках 5 совершенно аналогично коллекторной машине постоянного тока при изменении напряжения на якоре и возбуждении. При расположении систем возбуждения и якоря на статоре и осуществлении модуляции потока зубчатыми поверхностями на роторе и статоре его кольцевых и дуговых участках все элементы электрической схемы (обмотки, диоды) расположены на статоре, что снимает ограничения по мощности у таких машин. В табл. 1 приведены моменты, создаваемые секциями при шаге, равном шести (моменты для машин на базе МИ21MIM). Легко показать, что наличие в табл. 1 участков с отрицательными моментами вызвано использованием элементов готовой машины, даже если использовать ротор с перемоткой секций по левому столбцу табл. 1, как выше, но статор выполнить, как у обычной шестиполюсной машины, на два противолежащих по диаметру полюса наложить обмотку переменного тока, а справа и слева от каждого из них установить по полюсу, создающему постоянный магнитный поток /или электромагнитный/, табл. 1 приобретает вид, представленный в табл. 2, где нет отрицательных отрезков. Если выполнить шаг i=5, а не 6, и равномернее распределить пазы, оставляемые пустыми, можно еще обеспечить большую равномерность моментов в разных положениях ротора. При использовании в качестве базовой конструкции машины переменного тока наименьшие переделки потребуются при шестиполюсной конструкции или числе пар полюсов 3р. При этом вполне возможно использование как конструкции с якорной обмоткой на роторе (тогда машина полностью бесконтактна, диодный переход в закороченных секциях можно выполнить, не обязательны "покупные диоды"), так и конструкций с якорной обмоткой на статоре, но при этом возникает обычно необходимость по крайней мере в 3-х кольцах на роторе, чтобы подать постоянное и переменное напряжение с сохранением возможности их независимого регулирования вне ротора. Для относительно небольших машин для сохранения бесконтактности и подачи постоянного и переменного магнитных потоков с роторов можно рекомендовать конструкцию типа бесконтактного сельсина, у которого, например, слева от статора (якорь, секции которого соединены друг с другом и закорочены через диод) расположена катушка, питаемая переменным током, и за ней тороид, передающий, как и у обычного бесконтактного сельсина, магнитный поток на продольный пакет, идущий вдоль ротора до противолежащего края пакета статора; снаружи к этому левому тороиду примыкает продольный пакет корпуса, идущий мимо статора к тороиду, примыкающему к статору справа и взаимодействующему с продольным пакетом ротора, диаметрально смещенного от первого продольного пакета и идущего до левого края пакета статора. Затем либо справа и слева от этих продольных пакетов ротора устанавливаются постоянные магниты (по длине x только внутри пакета статора), образующие 4-полюсную систему постоянных потоков дополнительно к обычной у бесконтактного сельсина 2-полюсной системе переменных потоков, либо справа от упомянутого выше правого тороида системы переменных потоков устанавливается еще одна (вторая) катушка, питаемая постоянным током, и за ней еще тороид, с которым в роторе взаимодействуют два продольных пакета, диаметрально смещенных друг от друга и примыкающих соответственно справа и слева к продольным пакетам переменного потока в роторе и идущих до левого конца пакета статора, а с уже упомянутым левым тороидом взаимодействуют дополнительные два продольных пакета ротора, диаметрально смещенных от уже упомянутых продольных пакетов, несущих постоянный поток и идущих до правого края пакета статора, а снаружи крайний правый тороид с продольными пакетами корпуса мимо ближнего к статору тороида и пакета статора соединяется с левым тороидом (табл. 2).

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Однофазный бесколлекторный электрический двигатель, состоящий из первичной части, включающей обмотку (обмотки) с p парами полюсов, подключенную к сети переменного тока и обмотки с 2p пар полюсов, подключенных к сети постоянного (или выпрямленного) тока и вторичной части, магнитно сцепленной с обмотками указанной первичной части и включающей обмотки и выпрямительные устройства, отличающийся тем, что упомянутые выпрямительные устройства выполнены однополупериодными.

bankpatentov.ru