ГАЗ 31 0221 Ириска: это хобби! › Бортжурнал › Разбор блока цилиндров ЗМЗ-402. Блок 402 двигатель


Сравнение блоков ЗМЗ 402 и 410 — бортжурнал ГАЗ 31 ЗМЗ непростые 3 литра 1997 года на DRIVE2

Немного сравним блоки змз 402 и 410 для общего развития. Хоть и отличий не так много, но все же приступим.

Сначала немного характеристик самих моторов:Змз 402 / 410 (далее характеристики через / соответственно моторам)

Рабочий объем, л:2.45 / 2.89Мощность, при 4500 об/мин: на 92 бензине, при степени сжатия 8,7:1100 / 110л.с. (хотя везде пишут, в т.ч. и в паспорте 100)Момент, Нм, при 2500 об/мин:182 / 225.4Мой 402 был расточен до 2,89л, путем установки увеличенных гильз

Фото блоков для визуального сравненияВид со стороны картера (поддона)

Полный размер

402 слева, 410 справа

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

Боковины между стенок внутри блока, продолжающие крепление коренных шеек (бугелей) у 410 более массивные. У блоков умз их вообще нет, разъем картера сделан на уровне крышек бугелей — не в угоду для прочности.На 402 отчетливо видно масляную магистраль(слева), и форма под толкатели клапанов тоже выполнена немного по другому.

Вид на постель коленчатого вала.

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

Крышки бугелей немного разные. Опять же видно, что на 410 мясо под бугелем расточено как продолжение крышки, то есть изначально тоще. У 402 просто гладкая отливка. Да и весь блок 402 весь гладкий, а 410 шагренистый — отличается метод отливки.

Вид со стороны выхлопного коллектора

Полный размер

402 слева, 410 справа

У 402 ребер жесткости больше, но они тоньше, и сделаны они из-за отсутствия верхней плиты. 410 имеет по три массивных ребра, которые идут до самого верха на уровне шпилек гбц и бугелей коленчатого вала. Так же у 410 расширена рубашка охлаждения.

Вид на разъем с картером сцепления

Полный размер

402 слева, 410 справа

Ребра со стороны крепления картера сцепления у 410 так же более развитые

Вид сбоку

Полный размер

402 слева, 410 справа

Бобышки крепления генератора у 410 усилены ребрами, у 402 нет. Ребра бобышек крепления мотора так же на 410 более массивные.

Вид спереди

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

Колодец шпильки, идущий между отверстием под распредвал и коленвал на 402 идет как бы одним целым, у 410 заканчивается на уровне водяной рубашки. На 410 над постелью коленвала добавлено ребрышко.

Вид сзади

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

В верхней части после фрезеровки поверхности под ГБЦ пришлось подваривать опорную площадку, так как она оставалась очень тонкой. У 410 в этом место (верхний правый угол) мяса гораздо больше.Опять же ребра жесткости разъема картера сцепления на 402 более слабые, от отверстий идут под углом уходя на нет, у 410 идут просто вниз.

Вид с другого бока

Полный размер

410 слева, 402 справа

Сплав у 410 АК9М3-К у 402 АЛ4. Какой прочнее и т.п. что то не нашел нормальной инфы…

Как видно по маркировке 4022-1002015, 410 блок пошел от форкамерного блока мотора змз 4022.А у 402 маркировка 24-1002015 — пошел как продолжение блока змз 24.

Но в отличии от 4022, блок 410 имеет нижнюю фиксацию гильз в блоке, уплотнение медным кольцом, глубокие колодцы под шпильки с резьбой в самом низу — на уровне нижнего буртика гильз.У 4022 фиксация гильз выполнена в верхней части упорным буртиком на верхнем пояске гильзы, снизу уплотнение выполнено резиновым кольцом без упорных буртиков, колодцы под шпильки не глубокие, резьба в самом верху, как на блоках УМЗ.

Около маслофильтра

Полный размер

402 слева, 410 справа

Опять же ребра у 410 мощнееРазъем нижнего картера у 410 раза в 2 толще.

Полный размер

402 слева, 410 справа

А тут я вставил отвертку в отверстие крепления поддона. Просто визуально представить, насколько стенка блока отличается толщиной…

Вид под боковой крышкой толкателей

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

Стенки разъема на 410 толще, плоскость под прокладку шире, теоретически должно лучше герметизировать.Из за расширенной рубашки и толщины стенки стаканчики вставляются только с нижней стороны, для рабочего хода в стенке сделано углубление.

Ну и самое главное отличие. Плоскость под ГБЦ. Верхняя часть блока.

Полный размер

402 сверху, 410 снизу

Полный размер

402 слева, 410 справа

402 выполнен в виде "открытой коробки", 410 имеет плиту для фиксации гильз по верхнему поясу. Плита толщиной изначально 18мм, после фрезеровки осталась толщиной 15мм.Именно эта плита делает блок намного крепче, жестче. На дает "расшатывать" гильзы массивным поршням на высоких оборотах.Но мой опыт эксплуатации 402 с увеличенными гильзами на высоких оборотах показал, что гильзы не расшатывает, если все собрано как положено. Их просто немного деформирует эллипсом, но совсем немного, что не сказываться при эксплуатации. А если не ездить выше 4500-5000 об/мин то вообще проблем нет.

Но, мне нужна максимальная прочность и жесткость блока, 410 с этой точки зрения лучше как ни крути. Обороты эксплуатации будут высокие, степень сжатия тоже, так что это скорее необходимость.

Идем дальше, а точнее глубже в рубашку охлаждения.

Полный размер

402 слева, 410 справа

У 402 из за отсутствия верхней плиты колодцы шпилек усилены ребрами.Так же видно характерное отличие методов литья, 402 гладкий, чего не скажешь про 410, но это я немного исправлю.

Сама рубашка охлаждения на 410 расширена из-за увеличенных гильз.

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

У 402 ширина составляет 116мм, причем с учетом того, что она немного расширена была при установке больших гильз. Заводская думаю 115мм.У 410 рубашка шириной 128мм, разница 13мм.

Вот такие зазоры между стенкой блока змз402 и увеличенной гильзой 100мм.

Полный размер

зазор

Буквально пара миллиметров. Поэтому для улучшения охлаждения были сделаны канавки. Но из опыта скажу, и без канавок с охлаждением проблем не было.

Рубашка изнутри.

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

У 410 стенка выведена в сторону примерно на сантиметр.

Гильзы в блоке

Полный размер

402 сверху, 410 внизу

У 410 щели побольше, и с низу проток тоже должен быть получше из-за отсутствия ребер на колодцах шпилек.

Ну и сравнение самих гильз

Полный размер

410 слева, 402 3л справа

У 410 упор сделан ниже, при том что верх гильзы короче на 3мм после фрезеровки.Так что устанавливая 410 гильзы в 402 блок, его нужно будет растачивать глубже, чем при установке самопальнх гильз из зиловких.

На этом пока все… На работу пока не хватает времени.

www.drive2.ru

ГБЦ 417 на блок ЗМЗ 402. Часть 2. — logbook GAZ Gazelle мурена 1998 on DRIVE2

Процедуру адаптации головки УМЗ 417 к блоку ЗМЗ 402 уже описывал. В основном, речь шла об элементах системы охлаждения и клапанах. Есть смысл упомянуть некоторые особенности конструкции механизма газораспределения, правильная регулировка которого и определяет эффективность работы двигателя.Итак, собираем флейту — вал коромысел клапанов. Используем все, что есть под рукой.

Вал от 417, коромысла и стойки от 402

Пятачки часто неравномерно изнашиваются, поэтому перед установкой шлифуем их и чистим все маслоподводящие каналы. Регулировочные винты и контрагайки от УМЗ сохранились лучше, а вот сами коромысла наоборот. Что это: качество металла или особенности эксплуатации ДВС?

Вот такой кариес присутствует

Ичищаем от смол вал коромысел и переворачиваем его на 180 градусов поперек оси, так чтобы верх стал низом, а зад — передом. По-другому устранить незначительный износ нижней поверхности не получится.

Нижняя поверхность вала под коромыслами изнашивается сильнее

Собираем весь этот "конструктор лего", распределяя промежуточные пружины на валу так, чтобы коромысла в свободном состоянии находились по центру клапанов, это уменьшит их дальнейший износ.

Флейта в сборе

Перед установкой собранного вала на шпильки ГБЦ еще раз проверяем, чтобы штоки клапанов были выше тарелок (это регулируется сухариками).

Последняя примерка

Ну, и самый интересный момент после установки ГБЦ на блок — это регулировка тепловых зазоров. Тут следует вспомнить, что двухручьевой шкив коленвала ЗМЗ 402 имеет резиновый демпфер, поэтому положение ВМТ поршней по рискам определить правильно не всегда удается. Надежнее использовать "дедовский" способ по положению толкателей клапанов (стаканчиков), которые непосредственно соприкасаются с кулачками распредвала. Как их достать и промыть известно всем — благо есть специальная крышка на блоке. Толкатели должны быть чистыми, без задиров. Штанги должны быть одной длины (283 мм под АИ-92 или 287 мм под АИ-76), чистыми, без следов износа, особенно на наконечниках. Соответствующие им чашки регулировочных винтов коромысел должны быть зеркально гладкими с чистым маслоподводящим каналом. После затяжки ГБЦ медленно вращаем коленвал и ловим положение распредвала, при котором штанги 1, 2, 4 и 6 коромысел находятся в самой нижней точке. Это и есть ВМТ 1-го цилиндра. При повороте коленвала на один оборот освобождаются, т.е не испытывают нагрузки штанги 3, 5, 7 и 8 коромысел, что соответствует ВМТ 4-го цилиндра. При этих положениях распредвала выставляются зазоры: 0,35 мм для 1 и 8 клапана, 0,40 для остальных. Для контроля можно повторить 2-3 раза. Вот и вся схема регулировки.

www.drive2.com

УАЗ 469 Малыш › Бортжурнал › Ремонт ЗМЗ-402. Часть 2. Сборка блока цилиндров.

Ремонт ЗМЗ-402. Часть 1. Разборка и дефектовка.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 2. Сборка блока цилиндров.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 3. Сцепление или что нужно чтобы впихнуть двигатель с Волги в УАЗ.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 4. Сборка ГБЦ или как просверлить башку.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 5. Финальная сборка.

Ремонт идёт своим чередом, неспешные философские мысли не обходят сей занимательный процесс. Самое интересное то, что нет всего объёма необходимой информации по ремонту в одной книге. Может она мне не попадалась, злой рок прячет её от меня в глубинах интернет библиотек и индексов поисковых систем, но это нас не остановит. Приходится проходить хитрый квест из книг, статей, форумов, личного опыта, бесед, логики и здравого смысла, после чего наступает озарение и свыше даруется умение сборки двигателя.Ну как-то так в двух словах :)

Приятный процесс

Итак, на данный момент собрал блок. Первым делом устранил заводские косяки при изготовлении блока, канал после помпы забит облоем и деффектами литья.

Но после использования волшебного напильника всё проходит.

Далее выкручиваем пробки масляных каналов, и прочищаем проводом и компрессором внутренности, в трёх каналах обнаружилось остатки сверловки, похоже ещё заводской.

Лёгким движением руки ровняем острые кромки на масляных канала коленвала, чтобы они не срезали вкладыши, тут главное не сделать бугорок по кромке.

Раскручиваю коленвал, не над головой, а пробки шатунных шеек, т.к. гомна там много, а этого не делают даже некоторые "грамотные" мотористы.

Гомна под горлышко.

Должно быть вот так.

Стока гомна с коленвала набралось.

Усаживаю набивку в блок.

Ставим колено и вгоняю поршня, все сопрягаемые детали жирно мажу маслом. которое потом залью для обкатки.

Стяжка на двух хомутах :) и полоски жести 30*290мм

Усадка набивки.

Установка распредвала.

Поставил переходник на жигулёвский фильтр, масляный канал рассверлил, был совсем маленький.

Переходник на жигулёвский фильтр.

Трубка не совпала :) я даже не сомневался, что так будет.

Шкив расползался пришлось сбить и прихватить.

Покрасил крышки. В двигателе как и в человеке всё должно быть красиво.

Всё, закрыл поддон.

Слева волговский кронштейн, справа УАЗовский, для сравнения

Вот так на данный момент.Всем мира и добра :)

Ремонт ЗМЗ-402. Часть 1. Разборка и дефектовка.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 2. Сборка блока цилиндров.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 3. Сцепление или что нужно чтобы впихнуть двигатель с Волги в УАЗ.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 4. Сборка ГБЦ или как просверлить башку.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 5. Финальная сборка.

www.drive2.ru

это хобби! 2000 года на DRIVE2

МИР Вам!

Экзист порадовал оперативным привозом, вчера Pentosin был отправлен в Гроденнский офис, а это значит что где то к обеду можно ехать забирать.

С собой возьму Ирискину ГБЦ на шлифовку (даёшь 93,5мм, с прицелом на 95 и на газ).Вообще, раскрою ка вам секрет) На Ириску в следующем или через сезон поставлю v-образник и родной двиг освободиться. Под него хочу купить в качестве большой технички ГАЗ-51, ибо в планах построить большую мастерскую за городом, грузовик тут пригодится.

Именно поэтому экстремально дорабатывать двигатель не буду, будет капиталка без облегчения маховика, противовесов коленвала и тд, на грузовике мне понадобится момент, а не обороты.

Так вот — а раз повезу ГБЦ. то и блок можно захватить, пусть шлифанут поверхность под головкой, ровнее прокладка ляжет

Поэтому с утра разбирай родной блок цилиндров. Работа грязная, поэтому ловите уже финальные фото:

Не всё пошло по плану, смотрите, может кто совет даст)

Итак, у меня тут — коленвал.

Хм, с завода есть маслосгонная резьба, вкладыши стандарт, состояние поверхностей — без задиров, рисок, износа. нормально-рабочая поверхность.

Конечно, нужно промерить, микрометр покажет, но это позже. К этому коленвалу на складе лежат на промерку ещё 2 штуки, вберу самый ровный

Поршни

и гильзы

На выброс. На складе новая поршневая на 92,5мм

Обратите внимание- это заводское расположение замков компрессионных колец. Ужас!

А на гильзах наросло изрядно

Распредвал.

Износа особого не замечено

, опять же — требует промерки и выбора наилучшего из кучи со склада)

Обратите внимание — одна из причин "гуляния фаз" на 402-ом. Шестерня распредвала люфтит, хорош так люфтит на распредвалу

Картер сцепления

Ну и виновник торжества — блок цилиндров. Который я сегодня никуда не повезу(

Ибо 2 шпильки не выкручиваются ни в какую даже метровым воротком, боюсь сломать под "корешок". И бил в торец и грел пропаном — глухо(Вот виновницы торжества

Что подскажут подписчики, как совладать с этой напастью, кроме как ещё пару дней поотмачивать в уксусе и вэ-дэ-ешке?

До завтра!

www.drive2.ru

Ремонт ЗМЗ-402. Часть 2. Сборка блока цилиндров. — logbook UAZ 469 Малыш 1979 on DRIVE2

Ремонт ЗМЗ-402. Часть 1. Разборка и дефектовка.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 2. Сборка блока цилиндров.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 3. Сцепление или что нужно чтобы впихнуть двигатель с Волги в УАЗ.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 4. Сборка ГБЦ или как просверлить башку.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 5. Финальная сборка.

Ремонт идёт своим чередом, неспешные философские мысли не обходят сей занимательный процесс. Самое интересное то, что нет всего объёма необходимой информации по ремонту в одной книге. Может она мне не попадалась, злой рок прячет её от меня в глубинах интернет библиотек и индексов поисковых систем, но это нас не остановит. Приходится проходить хитрый квест из книг, статей, форумов, личного опыта, бесед, логики и здравого смысла, после чего наступает озарение и свыше даруется умение сборки двигателя.Ну как-то так в двух словах :)

Приятный процесс

Итак, на данный момент собрал блок. Первым делом устранил заводские косяки при изготовлении блока, канал после помпы забит облоем и деффектами литья.

Но после использования волшебного напильника всё проходит.

Далее выкручиваем пробки масляных каналов, и прочищаем проводом и компрессором внутренности, в трёх каналах обнаружилось остатки сверловки, похоже ещё заводской.

Лёгким движением руки ровняем острые кромки на масляных канала коленвала, чтобы они не срезали вкладыши, тут главное не сделать бугорок по кромке.

Раскручиваю коленвал, не над головой, а пробки шатунных шеек, т.к. гомна там много, а этого не делают даже некоторые "грамотные" мотористы.

Гомна под горлышко.

Должно быть вот так.

Стока гомна с коленвала набралось.

Усаживаю набивку в блок.

Ставим колено и вгоняю поршня, все сопрягаемые детали жирно мажу маслом. которое потом залью для обкатки.

Стяжка на двух хомутах :) и полоски жести 30*290мм

Усадка набивки.

Установка распредвала.

Поставил переходник на жигулёвский фильтр, масляный канал рассверлил, был совсем маленький.

Переходник на жигулёвский фильтр.

Трубка не совпала :) я даже не сомневался, что так будет.

Шкив расползался пришлось сбить и прихватить.

Покрасил крышки. В двигателе как и в человеке всё должно быть красиво.

Всё, закрыл поддон.

Слева волговский кронштейн, справа УАЗовский, для сравнения

Вот так на данный момент.Всем мира и добра :)

Ремонт ЗМЗ-402. Часть 1. Разборка и дефектовка.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 2. Сборка блока цилиндров.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 3. Сцепление или что нужно чтобы впихнуть двигатель с Волги в УАЗ.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 4. Сборка ГБЦ или как просверлить башку.Ремонт ЗМЗ-402. Часть 5. Финальная сборка.

www.drive2.com

Головка блока цилиндров ЗМЗ-402 ГАЗ-3110

Страница 1 из 2

Головку блока можно снять с впускной трубой и выпускным коллектором. Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

- слить жидкость из системы охлаждения;

- снять воздушный фильтр с карбюратора;

- отсоединить шланги от термостата;

- отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;

- отсоединить провода от микровыключателя на карбюраторе;

- отсоединить от карбюратора тягу воздушной заслонки и тягу привода акселератора;

- отсоединить от карбюратора шланг слива топлива;

- отсоединить шланги от электромагнитного клапана ЭПХХ, установленного на щите передка;

- отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе;

- отсоединить отводящий шланг отопителя от штуцера на задней крышке головки блока или крана отопителя

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

1. Снять наконечники с проводами со свечей зажигания и вывернуть свечи 1. Отсоединить шланг 3 от фильтра тонкой очистки топлива.

Отсоединить от карбюратора вакуумный шланг 2 вакуум-корректора распределителя зажигания.

Отсоединить шланг 3 вентиляции картера от патрубка на крышке коромысел.

Отвернуть шесть болтов 1 и снять крышку 2 коромысел вместе с прокладкой.

3. Отвернуть гайки 1 и снять ось 2 с коромыслами клапанов и стойками в сборе. Вынуть штанги 4 толкателей клапанов.

Отвернуть гайки 3 и снять головку блока 5 и прокладку головки.

При этом не рекомендуется забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертку или какой-либо другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку, или поверхность блока цилиндров.

4. Зафиксировать гильзы цилиндров, надев на шпильки крепления головки широкие шайбы так, чтобы они перекрывали соседние гильзы.

Затем надеть на шпильки подходящие отрезки трубок и притянуть их гайками крепления головки блока.

Разборка

1. Отвернуть гайки 1 и снять корпус 2 термостата с крышкой в сборе.

2. Отвернуть шесть гаек 1 и снять впускную трубу 2 с выпускным коллектором 3 1-го и 4-го цилиндров

3. Отвернуть гайку 1 и снять выпускной коллектор 2 2-го и 3-го цилиндров с головки блока цилиндров

4. Отвернуть болты 1 и снять крышку 2 с прокладкой с заднего торца головки блока цилиндров.

5. Пометить клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке головки блока цилиндров установить их на свое место.

6. Установить на головку блока специальное приспособление для сжатия пружин клапанов.

Сжав пружины клапана с помощью приспособления, вынуть сухари 1 клапана. Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана. Снять приспособление с головки блока. Снять пружины 3 клапана с тарелкой 2 пружин.

7. Перевернуть головку блока цилиндров и вынуть клапан со стороны камеры сгорания.

8. Снять маслоотражательные колпачки 1 с направляющих втулок клапанов и опорные тарелки 2 пружин клапанов

9. Вынуть шплинты 1 и снять с оси 5 коромысел стойки 3 оси, коромысла 2 клапанов и распорную пружину 4.

Бывают случаи когда головка цилиндров плохо отделяется от блока. Обычно это случается из-за того, что происходит окисление аллюминиевой головки в месте крепления шпилек. В этом случае нужно воспользоваться или керосином или уксусной кислотой. Залить в промежуток между шпильками и корпусом и подождать некоторое время. Потом раскачкой, воспользовавшись монтажками пытаться отделять и осаживать обратно расшевелить головку. Ни в коем разе не надо загонять отвертки и другой инструмент между блоком и головкой, этим самым можно испортить головку.

Еще можно посмотреть статью по снятию головки блока цилиндров - "Замена прокладки ГБЦ"

autoruk.ru