Афганистан - БТР-60 - История создания. Бтр 60 двигатели


технические характеристики (ТТХ), модернизация, вооружение, сколько весит, история создания

БТР-60 стал первым отечественным серийным четырехосным бронетранспортером с полным приводом. Более того, машина стала первой советской бронированной машиной, способной самостоятельно преодолевать водные преграды. Эта техника стала пионером и в плане надежности — при наезде на противотанковую мину и отрыве двух любых колес БТР мог продолжать движение.

На сегодняшний день бронетранспортер сохраняется на вооружении более чем 40 государств. Не будет преувеличением заявить, что БТР-60 — надежная боевая машина, положившая начало целому поколению техники для поддержки пехоты и доставки десанта.

Содержание статьи

История создания

После окончания Великой Отечественной Войны обоюдные претензии и политические разногласия Советского Союза и США привели в конечном итоге к началу холодной войны. Этот период противостояния двух государств запомнился, в первую очередь, гонкой вооружений, стремлениями каждой из противоборствующих сторон иметь в своем распоряжении грозную армию, имеющую в своем арсенале лучшие образцы.

В конце 1955 года Советским командованием было принято решение, что пехотным подразделениям необходима бронированная машина высокой проходимости. По задумке высших командиров, такая машина должна была не только стать достойной заменой БТР-152, но и повысить мобильность советских пехотинцев. БТР-152 по меркам гонки вооружений, уже порядком устарел. А некоторые лесисто-болотистые участки местности становились для бронетранспортера непреодолимым препятствием.

В начале 1956 года руководитель Горьковского Автомобильного Завода Н. В. Сазанов принял решение о создании команды по проектированию нового бронетранспортера, который помимо высоких показателей проходимости, должен был уметь преодолевать водные преграды.

Работа в заводских цехах закипела в этом же году, руководителем проекта был назначен инженер-конструктор В. А. Дедков. Основной упор команда конструктора делала на высокие показатели проходимости. Работали заводчане, не зная усталости, и уже в 1958 году был готов первый плавающий прототип ГАЗ-49. Его снабдили ГАЗ-40П – карбюраторным двигателем, развивавшим на пике мощности 90 л.с.

Но первые же испытания стали провальными для прототипа бронетранспортера — мощности двигателя явно не хватало. На некоторых отрезках пути прототип ГАЗ-49, весивший 10 тонн, очень тяжело поднимался в гору. И это без учета веса экипажа, десанта, полной заправки топливом и вооружения.

Инженеры сразу же попытались заменить ГАЗ-40П куда более мощным дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. Однако, этот вариант оказался не намного успешнее предыдущего. Несмотря на более чем устраивающую мощность двигателя, большой вес мотора нарушал общую балансировку конструкции прототипа. При испытаниях очередного опытного образца был отмечен сильный дифферент на кормовую часть машины.

Компромиссным решением стала установка в машинное отделение двух агрегатов ГАЗ-40П. В итоге получалась мощность равная 180 л.с., а вес двигателей не оказывал отрицательного влияния на баланс конструкции. Это была вынужденная мера, в то время советская двигательная промышленность банально не выпускала ничего подходящего для БТР.

У КБ ГАЗа в середине 50-х годов было 6 заводов-конкурентов, занимавшихся разработкой бронетранспортера высокой степени проходимости.

Решающим фактором в принятии ГАЗ-49 на вооружение в советскую армию стало именно наличие двух двигателей. Как ни странно, внутренняя комиссия Министерства Автомобильной Промышленности СССР, перед показом военным командующим, назвала компоновку конструкцией двумя ГАЗ-40П «безграмотной», подвергнув КБ и инженеров команды Дедкова жесткой критике.

Но при демонстрационном показе армейцам была сымитирована ситуация, в которой у бронетранспортера ГАЗ-49 отказал один из двигателей. Машина не встала и не заглохла, ее силовая установка продолжала функционировать, и ГАЗ-49 мог ехать с максимальной скоростью 60 км/ч по асфальтному покрытию и до 30 км/ч по пересеченной местности.

Военные заказчики были в восторге от показательного выступления. И, как следствие, в конце1959 года появился приказ МО СССР, который гласил о принятии на вооружение армии нового бронетранспортера. Заводское наименование ГАЗ-49 сменила армейская аббревиатура БТР-60П, где литера «П» обозначала, что техника плавающая.

Тактико-технические характеристики БТР-60

Длина, мм7500
Ширина, мм2800
Высота, мм2300
Масса, т10,0
Десант, чел.8-12
Толщина брони, мм5-9
Двигатели2* ГАЗ 40П
Скорость по шоссе/ на воде, км/ч80/15
Запас хода, км500

Конструкция

Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.

Если быть объективными, при оценке бронезащитных качеств БТР-60, справедливо будет отметить, что защита была слабой.

У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.

Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.

Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.

В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.

В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.

Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.

В движение бронетранспортер БТР-60 приводили два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40П, каждый из которых отвечает за работу одной пары мостов (всего их 4-ре).

Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.

В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.

Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.

БТР-60 может преодолевать водные преграды при помощи размещенного в кормовой части под мотором движителя, выполненного в качестве классического водовода.

В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.

Модификации

На базе бронетранспортера было создано огромное число машин различного назначения. Техника изготовлялась в СССР и ряде других стран. Большое число версий появилось уже после распада Советского Союза. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные версии.

БТР-60П — в 1960 году первые образцы бронемашины сошли с заводских конвейеров с открытым корпусом.

БТР-60 ПА — полностью герметичный образец бронетранспортера, в котором высадка пехотинцев осуществлялась только через люки на крыше. Позднее появилась модификация БТР-60ПБ, в котором был уменьшен до 8 человек перевозимый десант. Еще позже на его базе создали версию БТР-60ПБМ, оснащенную одним 260-сильным дизельным двигателем (модификация КамАЗ-740).

На базе БТР-60 ПБ была создана машина тех. помощи МТП-2, экипаж которой состоял из механиков, и призванием этого образца было ремонт военной техники в полевых условиях. Еще одной версией, созданной на базе БТР-60, стал ПУ-12 — командирская машина для высших офицеров пехоты.

Также на базе бронетранспортера БТР-60 изготовлялись специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и РВСН.

В сравнении с зарубежными аналогами

Советский бронетранспортер БТР-60 намного крупнее по габаритам и менее бронирован, чем зарубежные аналоги. Но если сделать броню БТР-60 более толстой защитные показатели машины естественно вырастут, как и вес машины. Вот только плавать она уже не сможет, да и силы водометного движителя не хватит, чтобы перемещать бронетранспортер по воде. В мире на тот момент могла плавать только американская машина морпехов LVTP-5, но она развивал скорость на воде вдвое меньшую, чем БТР-60.

У всех зарубежных бронемашин того времени высадка десанта осуществлялась под защитой брони бронетранспортера.

Происходило это за счет специальных рамп и люков, предусмотренных в кормовой части машины. Советские же пехотинцы выбегали из БТР-60П из отделения десанта через специальные двери находящиеся сбоку корпуса, и им приходилось выпрямляться во весь рост. Что с точки зрения тактики, мягко говоря, невыгодно.

Хуже со спешиванием пехоты дело обстояло только в модификации БТР-60ПА, где десантирование происходило только через верхние люки. Здесь, солдаты, вылезающие с еще движущейся бронемашины, скорее напоминали танкистов, спасающихся из подбитого танка, нежели готовящихся к атаке воинов.

Боевое применение

Впервые БТР-60 были применены во время Чехословацкого локального конфликта в 1968 году, но тогда все обошлось без стрельбы. Спустя год БТР-60 ждало серьезное испытание при обострении советско-китайских отношений. На острове Даманский в начале 1969 года советские пограничники вели ожесточенные бои с китайской регулярной армией.

Несмотря на относительно неплохие боевые показатели, гранатометный огонь китайцев уничтожили 7 бронетранспортеров. Затем БТР-60 применялся во всех последующих вооруженных столкновениях включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.

Этот бронетранспортер — легенда, постепенно приобрел популярность во всем мире.

За все время с заводских конвейеров сошло около 25 тысяч экземпляров в различных модификациях БТР-60. Технологии, изобретенные конструкторами более 60 лет назад, пользуются спросом и сегодня.

Вряд ли председатели внутренней комиссии Минавтопрома могли подумать, что этот бронетранспортер в скором будущем станет прародителем для многих успешных образцов военной техники, когда называли БТР-60 В. А. Дедкова «безграмотным и авантюрным проектом».

Видео

warbook.club

Восстановление БТР-60 / личный блог к888им38 / smotra.ru

Служил и не тужил, был водителем БТР-60, достался он мне разобранным, один корпус можно сказать.

Поставил на ход, дембельнулся, отписался)БТР-60пб, два двигателя ГАЗ-49 по 3,5 л мощностью в 90 л.с. 8х8, броня 6-11 мм и всё такое.

Машина снята с хранения летом 2010 года, после чего получила бортовой номер 708, проехала порядка 900 км и сдохла) руки у водителя может и были золотые, только росли не оттуда. В итоге БТР остался с одним рабочим двигателем, второй отправился на свалку) Далее полгода комы, восстановление, покраска, и новый номер 710 =)

Фотографий не очень много, т.к. в армии мобильные телефоны запрещены, по тихой шустрил) Многие скажут что тупо и т.д и т.п. но чем еще занять себя в армейке, лишь бы домой уехать)

8х8 только при включенной раздатке, а постоянно два задних моста ведут) центр тяжести смещен к задней части, поэтому в повороте, при желании, задние колеса срываются, эдакий дрифт) на первой разгона можно сказать нет, 10-20 км/ч от силы, проще трогаться сразу со второй. переключение передач зеркальное, т.е. первая-вправо/вниз, вторая-вправо/вверх и т.д) Были умельцы которые БРДМ отрывали от земли на полметра-метр, а у меня получилось только два передних моста поднять) приземлился довольно жестко, давление в шинах было под тройку, отбил себе колени.На такой машине интересно ездить, мягко, как говорят в Приморье: мягче крауна)

За полгода было сделано/заменено:-Оба двигателя-Коробка передач-Кардан, лебедка-Множество ламп, 4 фары, два поворотника, стопари от Камаза)-Два диска сцепления-3 радиатора-Глушитель одного двигателя, резонатор другого, там же и коллектор.-все 8 колес на новые, старые были порваны. + еще 3 на другом БТР-е.-Перекрашен корпус в более темный цвет, причем тупо поверх старого (спасибо командиру роты)-Аппаратура, антенна что наверху дугой.-Внутри не было ни сидений, ни приборки, даже руля. всё было установлено.-колхоз-тюнинг: вместо заводской ручки на КПП, присобачил поршень от АБ-1 =) неплохо смотрелось, + слева от вод.стекла 2 датчика давления масла, уровень топлива (а ля стритрейсер)

smotra.ru

"По неверному пути Паниковского". БТР-60ПБМ. - Не теряйте мужества

БТР-60ПБМ (кликабельно)Все-таки, редко про какую модернизацию старой техники можно сказать, что она лишено смысла примерно полностью. Но, конечно, попадаются герои... Вот, как специалисты Муромтепловоза, выкатившие на выставку 2006 года машину, под условным названием БТР-60ПБМ. Предполагалось, что эта модернизация приведет возможности старичка БТР-60ПБ почти к уровню БТР-80А/82. Причем, за относительно недорого. Получилось, прямо скажу, не очень.вид на БТР слева (кликабельно)

Да, современная башня с 30-мм пушкой. пулеметом и гранатометом. Да еще, как бы, и не стабилизированная. Это просто здорово. Да, 260-сильный дизель КаМАЗ-7408 вместо двух глючных карбюраторных моторов (а следовательно - одна КПП). Все, казалось бы, замечательно - но ноль поставок, и статус курьеза "а мы и так смогем!". В чем же дело, и почему модернизированная машина нафиг никому не нужна?

вид сзади на модернизированное МТО (кликабельно)"А ларчик просто открывался". После того, как на БТР ставили новое вооружение, полностью меняли двигатель и трансмиссию - оно по цене, вместе с работами, - как я понимаю, вплотную приближалось к цене нового (или чуть подержанного) БТР-80А. Который и забронирован посолиднее, и с т.з. эргономики получше - не заставляет десант заниматься акробатикой. Каковая (в смысле, посадка и десантирование через бортовые люки БТР-60ПБ) в современном обвесе из бронежилетов, разгрузок и всякого прочего практически нереальна.

Заведомо тупиковое решение.

strangernn.livejournal.com

60 | Военное оружие и армии Мира

Собственно говоря, бронетранспортера под обозначением БТР-60 не существует. Под этим названием обычно объединяют целое семейство бронированных транспортных машин от БТР-60П до БТР-60ПБ, созданное в СССР в конце 1950-х годов.

Первый советский серийный четырехосный колесный бронетранспортер был создан в КБ Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова. Проектирование машины началось в 1956 году, а в 1958 году был изготовлен первый опытный образец бронетранспортера ГАЗ-49. Машина получила открытый сверху сварной водоизмещающий корпус, восемь ведущих колес, водометный движитель и вооружение в виде пулемета СГМБ.

Особенностью бронетранспортера было наличие двух двигателей и двух независимых трансмиссий. На первых опытных образцах использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л. с. Однако он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимых ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший мощность до 205 л. с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение: установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивал привод колес двух мостов.

ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ

К концу 1959 года опытный образец бронетранспортера со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия Минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Это и решило дело. Новый бронетранспортер был принят на вооружение советской армии приказом министра обороны СССР от 13 ноября 1959 года под индексом БТР-60П. Серийное производство БТР-60П началось на ГАЗе в 1960 году, и уже в середине года первые машины начали поступать в войска.

В 1963 году был создан модернизированный вариант бронетранспортера — БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус был выполнен полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер предусмотрены четыре верхних люка с бронекрышками.

Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек, зато существенно возросла степень его защищенности, особенно в условиях применения оружия массового поражения. Вооружение машины не изменилось, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Боевая масса возросла до 10,2 т. Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся с 1963 по 1966 год. В 1965 году на производственном конвейере его сменил бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Его серийное производство продолжалось до 1966 года.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Бронетранспортеры семейства БТР-60 начали поступать в войска в начале 1960-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий «первого эшелона».

Несколько позже эти машины были взяты на вооружение морской пехоты и пограничных войск.

В 1964 году на вооружение был принят бронетранспортер БТР-60ПБ. Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией бронетранспортера БТР-60.

Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965-1976 годах. В сухопутные войска они начали поступать в середине 1960-х годов, позже — в морскую пехоту и пограничные войска. БТР-60ПБ принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о. Даманский в 1969 году, а также в начальном периоде Афганской войны.

Из стран Варшавского договора БТР-60ПБ находились на вооружении только в ГДР, Венгрии и Болгарии, но активно поставлялись в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии и широко применялись в боевых действиях в этих регионах.

В ряде стран мира эти бронетранспортеры находятся на вооружении и поныне.

КОНСТРУКЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

По компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ не отличался от своих предшественников — бронетранспортеров БТР-60ПА и БТР-60ПА-1.

Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61 AM (первоначально ПП-61А). Башня была разработана в начале 1960-х годов в Тульском КБ Приборостроения (КБП, ныне НПО «Точность») и принята на вооружение вместе с бронированной разведывательной машиной БРДМ-2 в 1962 году.

КОНСТРУКЦИЯ БТР-60

Бронетранспортеры семейства БТР-60 имеют несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе есть встроенный редуктор, использующийся для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигается как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.

Колеса первой и второй осей — управляемые. Рулевое управление имеет гидроусилитель. В подвеске используются 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески установлено по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18″) имеют центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяет двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси дают возможность преодолевать рвы шириной до 2 м.

Двигатели ГАЗ-40П смонтированы параллельно каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивает привод колес двух мостов. Правый двигатель по ходу машины осуществляет привод колес первого и третьего мостов, а левый двигатель — второго и четвертого. Трансмиссия каждого двигателя включает однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом управления, четырехскоростную коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединяющие между собой агрегаты трансмиссии. Обе коробки передач имеют коробки отбора мощности. С их помощью и с помощью карданных передач мощность двух двигателей суммируется в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществляется от правой раздаточной коробки. Лебедка имеет длину троса 50 м и максимальное тяговое усилие 4500 кгс.

ВООРУЖЕНИЕ

Штатное вооружение бронетранспортера БТР-60П состоит из 7,62-мм пулемета СГМБ, который может устанавливаться на кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса. Вооружение БТР-60ПА не изменилось, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ.

Основу вооружения БТР-60ПБ составляет крупнокалиберный пулемет Владимирова. Пулемет ПКТ может рассматриваться лишь как вспомогательное оружие. Пулемет КПВ был разработан в 1944 году. Танковый вариант пулемета, имеющий обозначение КПВТ, снабжен электроспуском и импульсным счетчиком выстрелов. Кожух ствола расширен для облегчения обслуживания пулемета. С 1965 года КПВТ — основное оружие отечественных колесных бронетранспортеров. Автоматика пулемета использует энергию отдачи ствола при его коротком ходе. Темп стрельбы — 550-600 выстр./мин. Питание пулемета — из металлической нерассыпной ленты с замкнутым звеном, составляемой из кусков по 10 звеньев. Куски соединяются между собой патроном во время снаряжения ленты и в процессе стрельбы распадаются. Боекомплект БТР-60ПБ — 500 патронов (10 лент по 50 патронов в каждой). Подача ленты двусторонняя, ее можно изменить с левой на правую и наоборот. Режим огня — непрерывный. Масса пулемета — 7,5 кг. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой — 2000 м. Пулемет используется для борьбы с легкобронированными наземными целями, огневыми точками и целями, расположенными за легкими укрытиями полевого типа, с низколетящими самолетами и вертолетами.

    10890      

warfor.me

БТР-60

Бронетранспортер БТР-60П был разработан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Компоновочная схема обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее водоходных качеств.

Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из броневых листов толщиной 6-8 мм. Масса бронетранспортера составляла 9,8 т. На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов.

Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П использовались два карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с., представлявшие собой форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Коробки передач четырехскоростные, с синхронизаторами.

От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов, от левого двигателя - колеса второго и четвертого мостов. Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора.

Шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. Для движения на воде использовался водометный движитель реактивного типа. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кгс.

БТР-60П был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Его серийное производство осуществлялось в 1961-63 гг.

БТР-60ПА. С 1963 по 1966 год выпускался БТР-60ПА с закрытым, полностью герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и высадка десанта (12 человек) осуществлялась через люки, расположенные в крыше.

БТР-60ПУ. На базе БТР-60ПА была создана машина управления Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ), состояла на вооружении и в серийном производстве и отличалась от базовой машины установкой средств связи - двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

БТР-60ПБ. Являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был создан конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное производство машины осуществлялось в 1965-76 гг. Основным отличием бронетранспортера была вращающаяся коническая башенка со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела 180° , вертикальный угол обстрела от -5° до+30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя. На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК. В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.

МТП-2. Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР 40, БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Серийный выпуск машин начался в 1976 г. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.

ПУ-12. Подвижный пункт управления ПУ-12 был разработан на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ и принят на вооружение в 1972 г. Пункт управления предназначался для артиллерийских частей, обеспечивал связи управления и взаимодействия с общевойсковыми частями. Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания.

Основные Технические Характеристики

Формула 8х8Боевая масса 10300 кгБоевой расчет 3+8 челДлина 7560 ммШирина 2830 ммВысота 2310 ммКлиренс 475 ммВооружение/боезапас 14,5-мм пулемет КПВТ + спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ/1250Броневая защита 6-8 ммДвигатель 2 х карбюраторный, шестицилиндровый ГАЗ-40ПМощность двигателя< 2 х 90 л.с.Преодолеваемый ров 2 м

super-arsenal.ru

двигатель БТР-60ПБ

1. Введение

2. Общие указания

3. Указания мер безопасности

4. Подготовка к работе

5. Порядок работы

5.1. Общие указания

5.2. Пуск теплого двигателя

5.3. Пуск холодного (непрогретого) двигателя при умеренных температурах (до О °С)

5.4. Пуск холодного (непрогретого) двигателя при низкой температуре (до —10 °С)

5.5. Пуск холодного (непрогретого) двигателя при низкой температуре (ниже —10 °С)

5.6. Особенности работы

5.7. Остановка двигателя

5.8. Контроль за работой двигателей и их систем

6. Регулировка

6.1. Подготовка гаек шпилек крепления головки цилиндров

6.2. Регулировка зазора между клапанами и толкателями

6.2.1. Подготовительные работы

6.2.2. Порядок регулировки

6.3. Проверка и регулировка, уровня топлива в карбюраторе

6.4. Регулировка момента включения экономайзера

6.5. Регулировка угла открытия дроссельных заслонок при закрытой воздушной заслонке

6.6. Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу

6.6.1. Порядок регулировки

6.7 Регулировка натяжения ремней приводов водяного насоса и вентилятора

6.8. Регулировка привода сцепления

6.9. Регулировка зазора между контактами прерывателя

6.10. Регулировка установки момента зажигания

6.11. Регулировка зазора между электродами свечей зажигания

7. Проверка технического состояния

7.1. Перечень основных проверок технического состояния двигателя

8. Характерные неисправности и методы их устранения

9. Техническое обслуживание

9.1. Перечень работ для различных видов технического обслуживания

9.1.1. Контрольный осмотр

9.1.2. Ежедневное техническое обслуживание

9.1.3. Техническое обслуживание № 1

9.1.4. Техническое обслуживание № 2

9.1.5. Сезонное техническое обслуживание

10. Правила хранения

11. Транспортирование

Приложение: Таблица смазки двигателя

rem-battalion.ru

БТР-60 - История создания

26 марта 2011 Оглавление:1. БТР-602. История создания3. Серийное производство4. Дальнейшее развитие5. Модификации6. Тактико-технические характеристики7. Описание конструкции8. Машины на базе БТР-609. На вооружении10. Эксплуатация и боевое применение11. Оценка машины12. БТР-60 в сувенирной и игровой индустрии

В 1950-х годах основным бронетранспортёром мотострелковых подразделений Советской Армии был БТР-152, созданный на шасси трёхосного полноприводного грузового автомобиля ЗИС-151. Хотя он отличался хорошей надёжностью, подвижностью и высокой для своей компоновочной схемы проходимостью, военных последняя всё ещё не удовлетворяла, так как БТР-152 не мог преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя совместно с танками. В качестве наиболее эффективной меры для повышения проходимости колёсных машин конструкторами рассматривалось равномерное расположение мостов. В начале 1957 года был построен опытный БТР-Э152В с равномерным расположением мостов, показавший значительный прирост проходимости, хотя и выявивший проблемы с управляемостью такой схемы, которые потребовали сделать управляемыми не только передние, но и задние колёса.

Разработка бронетранспортёра ГАЗ-49, носившего также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее», началась в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова зимой 1956 года, а первый прототип был готов к середине 1958 года. От первых серийных БТР-60 прототип отличался двигательной установкой из одного карбюраторного двигателя ГАЗ-40П мощностью 90 л. с., который со всей очевидностью был слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму. В отсутствие других подходящих силовых установок, было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. Модифицированный таким образом прототип был готов к осени 1959 года.

БТР-60П

Помимо ГАЗа, во второй половине 1950-х годов созданием перспективного плавающего бронетранспортёра повышенной проходимости занимались параллельно, фактически на конкурсной основе, сразу несколько конструкторских бюро: Академия танковых и механизированных войск и СКБ Кутаисского автозавода с «Объектом 1015»; Бюро внешних заказов ЗиЛа с ЗИЛ-153; Алтайский тракторный завод с «Объектом 19» и Мытищинский машиностроительный завод с БТР на базе ММЗ-560. ЗИЛ-153, Объект 1015 и ГАЗ-49 были внешне и конструктивно очень схожи между собой, Объект 19 же относился скорее к классу БМП и имел колёсно-гусеничную схему. Все эти машины отличались рядом конструктивных новшеств, но в итоге для массового производства был выбран ГАЗ-49, как более простой, дешёвый, надёжный и технологичный. Дополнительным фактором, сыгравшим роль в принятии этого решения, стала силовая установка ГАЗ-49. Несмотря на то, что внутренняя приёмная комиссия Минавтопрома назвала подобное решение «авантюрным» и «безграмотным», оно очень понравилось военным, поскольку при выходе из строя одного из двигателей бронетранспортёр мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе. В результате ГАЗ-49 был приказом Министерства обороны от 13 ноября 1959 года принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П.

Просмотров: 44774

Хушвахтов, Хушбахт Давлятович БТР-80 >>>

afganista.ru