SEAT Leon FR Леонесси 1.4 TSI 140 › Бортжурнал › Как считать мотор-часы для смены масла. Часы с двигателем


Вечные часы / Статьи / MyWatch - Сайт журнала Мои часы

21/10/2012

Мечта о вечном двигателе родилась у человека тогда же, когда он научился выполнять самую примитивную механическую работу. Чем масштабнее были дела homo sapiens, тем сильнее становилась эта мечта. Даже злополучное яблоко, стукнувшее Ньютона по темечку, лишь слегка притормозило попытки создать perpetuum mobile, но не прекратило их.

Мечта о вечном двигателе родилась у человека тогда же, когда он научился выполнять самую примитивную механическую работу. Чем масштабнее были дела homo sapiens, тем сильнее становилась эта мечта. Даже злополучное яблоко, стукнувшее Ньютона по темечку, лишь слегка притормозило попытки создать perpetuum mobile, но не прекратило их.

Побочный эффект В часовой отрасли мечта о вечном двигателе трансформировалась в идею механизма, который мог бы заряжать энергией сам себя. Первые модели с автоподзаводом даже снабжались гордым эпитетом perpetual, то есть «вечные». Скажете, что достижение не столь уж значимо и часовщики гордились зря? Что ж, добрая треть жителей Земли носит часы, и каждый владелец механики ежедневно тратит минуту, чтобы подкрутить заводную головку — согласитесь, автоподзавод экономит время как никакое другое изобретение.

В Chiffre Rouge Dior Inverse внешний сектор повторяет узор смокинга Dior

Первый самозаводящийся механизм создал в 1770-х ученик и соратник Бреге, его тезка Авраам-Луи Перреле. Механизм часов Перреле содержал массивный груз, который не был жестко связан с платиной и под действием инерции мог двигаться относительно нее. Специальная система приводов преобразовывала движение груза во вращение вала заводного барабана. Чем сильнее тряслись часы, тем быстрее они заводились. Изобретение Перреле — классический случай «побочного эффекта». Изначально усилия были направлены совсем в другом направлении. Мастер вовсе не собирался создавать самозаводящиеся часы, он хотел лишь избавить владельца от необходимости пользоваться вечно теряющимся ключом — ремонтуар, позволявший заводить пружину и переводить стрелки посредством головки, был изобретен Лекультром на 60 лет позже, в 1833-м.

 

В 2008 году Perrelet представил коллекцию Diamond Flower с собственным калибром P-181 Double Rotor, ротор на циферблате украшен бриллиантами

Несмотря на несовершенство отдельных узлов, конструкция у Перреле получилась в целом вполне работоспособной. Другое дело, что ровно настолько же бесполезной. Дело в том, что часы в то время были карманными, и автоподзавод был неэффективен из-за слишком малой амплитуды и числа колебаний. Владельцам «кармашек» не приходило в голову просто потрясти часы, чтобы их завести. И хотя в течение следующих 150 лет отдельные мастера пытались создать другие варианты модуля подзавода, общая невостребованность сделала такие конструкции редкими. К теме автоподзавода часовщики вернулись лишь в начале ХХ века, когда уменьшение механизма позволило часам переместиться на запястье. Рука даже самого ленивого человека совершает за день тысячи движений, что делает возможной работу модуля. Расцвет различных конструкций наблюдается примерно с 1920-х, но массовым явлением автоподзавод стал совсем недавно, только в 1980–1990-х, когда уровень развития технологий позволил повысить эффективность этих модулей и обеспечить удовлетворительную себестоимость их производства.

 

Калибр Eterna-Matic, впервые представленный в 1948 году, был оснащен сектором, опирающимся на 5 подшипников

Изобретение Перреле было предназначено для механических часов, однако идея оказалась весьма востребованной и в других сферах. Еще в начале XIX века появились шагомеры, которые в качестве источника информации о сделанных шагах использовали колебания размещенного в металлическом корпусе грузика. В 1986 году автоподзавод проник в кварцевые часы, находившиеся тогда на пике популярности: на свет появился прототип Seiko Kinetic. В них тот же инерционный сектор вращал ротор электрического генератора, который питал батарейку. А с недавних пор устройства, вырабатывающие энергию от внешних колебаний, стали встраивать даже в кардиостимуляторы, что позволило увеличить период между операциями, необходимыми для замены батарейки.

 

В 1962 году был создан самый маленький автоматический калибр Eterna-Matic 3000 высотой 3,6 мм, через 40 лет компания представила лимитированную юбилейную серию в корпусе из платины

Говоря о «вечном двигателе» в механических часах, было бы неправильно обойти стороной модель Atmos от JaegerLeCoultre. Эти настольные часы преобразуют в энергию сжатой пружины малейшие колебания температуры и атмосферного давления, то есть естественные природные процессы. Но данная технология требует слишком крупных компонентов для использования в наручных часах. К тому же количество вырабатываемой энергии слишком мало: ее хватает на работу сверхэкономичного крутильного маятника, но недостаточно для более энергоемкого баланса.

Преьмера SIHH-2012: Promenade d’une Panter от Cartier с механизмом 9603МС с внешним ротором в виде пантеры

От идеи к реализации Хотя со времен Перреле прошло 200 лет, все современные часы с автоподзаводом используют тот же самый принцип: инерция перемещает массивный груз относительно механизма, и это движение преобразуется во вращение заводного барабана. А вот вариантов реализации этого принципа известно множество. Как уже говорилось, появление наручных часов подстегнуло часовщиков к созданию самозаводящихся механизмов. Однако вплоть до середины ХХ века по-настоящему эффективных конструкций не было: мешало отсутствие подходящих материалов, технологий и конструктивных решений. Модуль должен быть компактным и при этом обладать достаточной мощностью, чтобы взводить весьма жесткую заводную пружину. Совместить два требования оказалось непросто. В часах Перреле груз автоподзавода был связан с барабаном системой колес и представлял собой тяжелый сектор, закрепленный в центре механизма. Большие размеры карманных часов позволяли сделать этот груз достаточно массивным, чтобы взводить главную пружину. Перенести эту схему в наручные часы удалось не сразу.

 

Главным элементом автоподзавода Пеллатона является храповое колесо

Как почти все в часовом механизме, груз автоподзавода представляет собой разновидность рычага. Создаваемый им момент силы зависит от массы и расстояния, на котором он находится от центра вращения. Чем больше две эти величины — тем сильнее оказывается «мотор» и тем более мощную пружину он в состоянии завести. Чтобы получить достаточный момент силы, в ранних конструкциях наручных часов мастера использовали рычаги, по длине сопоставимые с диаметром механизма. Такие размеры уже не позволяли грузу вращаться — он лишь совершал колебания с небольшим углом или амплитудой. Некоторые компании, как Bulova, создавали конструкции, в которых роль груза играл весь механизм целиком. Разместить груз в центре платины, как это сделал когда-то Перреле, не позволяли материалы, проблема износа подшипника крепления и трудности с созданием эффективной передачи вращения на барабан. Все эти проблемы разом сумела решить Eterna, создав в 1948 году свой Eterna-matic. Груз в виде сектора свободно вращался в обоих направлениях вокруг оси, расположенной в центре механизма, а миниатюрный подшипник на пяти стальных шариках снижал трение и износ.

Премьера 2012 года Big Pilots Watch Top Gun Miramar от IWC оснащена калибром 89365 с системой Пеллатона

Слишком много подзавода Eterna не зря сделала те пять шариков своей эмблемой: сегодня предложенная ею конструкция стала де-факто отраслевым стандартом, ее повторяют 90% выпускаемых в мире часов. Но наличие эффективного решения не остановило эксперименты. Груз в виде закрепленного в центре сектора стал самым популярным решением, потому что такая компоновка обеспечивает максимальную длину рычага. А вот дальше начинаются вариации. Например, для достижения наибольшего момента инерции (т.е. массы), часовщики экспериментируют с материалами, выбирая сплавы с максимальной плотностью. В дешевых часах иногда можно встретить сектор из латуни, но большинство производителей сегодня используют сплав на основе вольфрама, а некоторые марки делают сектор из золота и даже платины, что обязательно отражается в рекламных материалах. Оправданно ли это? Плотность латуни равна 8,8 т/м3, вольфрама — 19,35, золота — 19,32, платины — 21,45 т/м3. Таким образом, золотой сектор даже проигрывает обычному вольфрамовому, а прибавка эффективности, которую дает платина, выглядит несерьезно по сравнению с разницей в цене.

 

Автоматический калибр 8R28 с конструкцией Magic Lever установлен в новинке 2012 года Ananta Kumadori Chonograph от Seiko

С точки зрения владельца, сектор является наиболее заметным элементом механизма автоподзавода. Вполне логично, что производители стараются придать этому элементу максимально оригинальный вид. Практически каждая марка или разрабатывает уникальную форму сектора, или как минимум декорирует его, нанося логотип. Например, красный сектор Oris стал фирменным знаком этой марки. Некоторые производители разрабатывают новые конструкции сектора, придавая ему особые свойства. Например, в калибре RM005 от Richard Mille есть возможность отрегулировать эффективность автоподзавода. В этом механизме сектор обладает раздвижными «крыльями», разворачивая или сворачивая которые можно менять создаваемый момент. Правда, сам владелец сделать этого не может — на помощь придется звать часовщика. Несет ли это устройство в себе реальную пользу? Вряд ли, скорее это маркетинговая «фишка», нежели объективная необходимость. Дело в том, что «перезавести» часы или тем более оторвать пружину автоподзавод не может. Заводная пружина любого механизма с автоподзаводом закреплена в барабане не жестко, а с помощью силы трения. Когда часы оказываются полностью заведены, конец пружины начинает скользить по стенке барабана, предотвращая поломку других деталей. Так что даже слишком мощный механизм подзавода в паре со сверхактивным хозяином способны разве что увеличить износ некоторых деталей, но не повредить их.

По мановению руки В последние годы набирает силу тенденция переноса сектора с привычного места на нижней стороне часов — наверх. Долгое время едва ли не единственной маркой, которая предлагала подобное решение, оставалась Perrelet. Для компании, носящей имя изобретателя автоподзавода, было важно подчеркнуть особенность своей родословной. Модель Double Rotor имела два сектора, связанных между собой: традиционный нижний и верхний, легко различимый под стеклом. Конструкция оказалась в равной степени завораживающей и сложной в производстве, в результате чего в последующем было решено сохранить сектор над циферблатом как чисто декоративный элемент, не имеющий связи с механизмом. Однако не так давно производитель вернулся к более сложной и дорогой, но интересной конструкции, когда видимый поверх циферблата сектор, или цветок, являются частью механизма.

 

В модели Vianney Halter с простым названием Classic, представленной в 2004 году, прозрачный сектор подзавода

Превращение функциональной детали — груза автоподзавода — в деталь декоративную, по-видимому, было предопределено ростом размеров женских часов. Это мужчины воспринимали сектор как кусок механической системы. На запястьях дам он превратился в потрясающе привлекательный элемент, оставивший позади даже турбийон. Цветок, приходящий в движение при каждом движении руки и превращающийся в сплошное сияние бриллиантов — не этого ли чуда ждала каждая красавица? Да и вообще, здорово чувствовать, как мир вертится вокруг тебя по мановению руки… Идею Perrelet, подхватил знаток всего подвижного в часовом оформлении Фаваз Груози для своей новой дамской коллекции de Grizogono Tondo. В начале этого года Cartier представила калибр 9603МС в модели Promenade d’une Panter: традиционная для дома хищница превратилась в драгоценный ротор из белого золота со вставками бриллиантов и черной эмали, кружащий по циферблату. Наконец, собственную «фишку» в виде сектора на циферблате предложил Dior: в 2011 году фабрика Soprod разработала для парижского дома эксклюзивный калибр Dior Inverse, в котором внешний ротор предстает в культовых для Dior воплощениях: в виде кружев, перьев или рисунка ткани смокинга, как в недавней мужской премьере Chiffre Rouge Dior Inverse.

Калибр с периферическим ротором А1000, установленный в часах Patravi EvoTec PowerReserve Carl F. Bucherer

Автопроблемы Расположенный поверх механизма сектор нашел интересные применения и в мужских моделях. Так, в часах Ace от Frederique Jouvenot он элегантно очерчивает дополнительные циферблаты и придает хронографу загадочный, улыбающийся вид. А Perrelet превратил ротор в лопатки турбины и поместил его за циферблатом. Похожее по дизайну, но не столь функциональное решение есть у марки Vostok Europe. Сегодняшняя распространенность автоподзавода может создать иллюзию простоты этого устройства. Однако это впечатление обманчиво, особенно когда речь идет о совмещении этого модуля с другими усложнениями. Например, возьмем только что упоминавшийся хронограф. И часы, способные засекать время, и конструкция Перреле известны не одну сотню лет. И то, что первые хронографы с автоподзаводом появились только в 1960-х, на первый взгляд кажется удивительным. И еще более странным выглядит то, что из трех предложенных тогда конструкций до наших дней дожила лишь одна.

 

Сверхтонкий автоматический калибр 1208Р с микроротором помещен в Piaget Altiplano 43 mm Automatic высотой всего 5,25 мм

На самом деле объединение этих двух модулей действительно выглядит непростой задачей. В случае хронографа, интегрированного в механизм, его детали обычно размещают с нижней стороны калибра — точно там же, где располагается и сектор автоподзавода. Совмещение двух устройств требует полного пересмотра традиционных схем компоновки деталей. Ко всему прочему хронограф — устройство энергоемкое, и узел автоподзавода должен обладать повышенной мощностью. Проблема будет понятна до конца, если вспомнить, что груз автоподзавода весьма тяжел и предъявляет особые требования к платине, мостам и другим частям механизма. В результате удара или сильной вибрации массивный сектор может вызвать поломку или незаметное искривление деталей, что приведет к остановке часов.

 

Перекомпоновка нужна и тогда, когда мы хотим сделать самозаводящиеся часы тонкими. Расположенный поверх основного механизма сектор и колесная система прибавляют 1–2 мм к его толщине. В 1955 году компания Buren предложила решение проблемы, разместив механизм автоподзавода «внутри» основного калибра. Как это часто бывает в часах, внешне простое решение оказалось трудным в реализации. Дело в том, что при такой компоновке диаметр сектора ограничен половиной диаметра механизма. Уменьшение размеров и массы сектора приводит к существенному снижению его эффективности. Вдобавок ко всему, такая конструкция заставляет уменьшать размер других деталей — прежде всего барабана и баланса. Первое приводит к потере в автономности, второе — к ухудшению точностных характеристик.

 

Представленный в 2008 году калибр Microtor UG 101 от Universal Geneve

Между тем, параметры подобных моделей находятся на вполне приличном уровне. Так, запас хода у сверхтонких Piaget Altiplano с калибром 1208Р внутри — 40 часов, что неплохо и для обычных моделей, у Langematic Perpetual — 46 часов. Довести характеристики до приемлемых значений компаниям удается путем более точной и кропотливой настройки, что влечет за собой сокращение объема выпуска и резкое подорожание продукции. Так что высокая цена на подобные часы более чем оправдана. Поэтому микроротор используют всего несколько компаний, относящихся к высшему эшелону: A.Lange & Sohne, Chopard, Parmigiani, Patek Philippe, Roger Dubuis и некоторые другие. Это же решение использовано в калибрах 12 и 1208Р от Piaget, которые являются самыми тонкими механизмами с автоподзаводом в мире (2,3 мм и 2,35 мм соответственно). Сложности, с которыми сталкиваются мастера при создании таких калибров, хорошо иллюстрируются цифрами: если толщина колес обычных часов составляет около 0,2 мм, то в Piaget 1208P ее пришлось довести практически до толщины человеческого волоса — 0,12 мм! А ведь эти колеса должны еще и выдерживать нагрузку…

Премьера Базеля-2012: Chopard L.U.C XPS Poincon de Geneve 125th Anniversary Edition с мануфактурным калибром 96.01-L

Под логотипом Как бы ни были украшены сектора автоподзавода разных часов, на деле наибольшие различия скрыты как раз под ними. Во-первых, это различия в механизме крепления и подшипнике. Большинство компаний используют схему, когда-то предложенную Eterna: подшипник на пяти стальных шариках. Но в последние годы некоторые компании стали заменять сталь на керамику, обладающую меньшим трением и повышенной износостойкостью. Второй узел существенных различий — передача между сектором и барабаном. Механизмы автоподзавода делятся на однои двунаправленные. Первые передают вращение на барабан при движении сектора только в одном направлении: по или против часовой стрелки. При этом обратное движение он совершает вхолостую. В отличие от них, двунаправленные системы заводят часы невзирая на то, куда крутится сектор. Для реализации этого используются или храповые колеса, или, что чаще — специальные реверсивные муфты. Двунаправленные схемы потенциально эффективнее, однако спор между сторонниками двух систем не утихает до сих пор. Дело в том, что реверсивная муфта, являющаяся основой двунаправленных конструкций, требует определенного времени на переключение с одного направления на другое, поэтому при смене направления вращения сектора часть своего пути он проходит вхолостую. И чем активнее машет руками владелец часов, чем чаще сектор меняет направление вращения — тем больше у него холостой пробег.

 

Как правило, каждый производитель в каких-то калибрах использует однонаправленную систему, в каких-то — двунаправленную. Например, используемые в основной массе швейцарских часов калибры ЕТА 2824 и 2892 относятся к двунаправленным, а 7750 — однонаправленный калибр. Обычно владелец часов редко задумывается о конструкции их механизма. Однако тем, кто хранит их в специальных шкатулках для подзавода, знать об этом необходимо, чтобы выставить правильный режим работы двигателей.

 

Премьера Базеля-2012: Perrelet Peripheral Double Rotor с мануфактурным калибром P-341 с периферическим внешним ротором

В 1959 году Seiko предложила конструкцию Magic Lever («волшебный рычаг»), позволившую предельно упростить и уменьшить габариты механизма автоподзавода и одновременно обеспечить его максимальную эффективность. Ключевой деталью механизма стала вилка особой формы, одной стороной «обнимающая» эксцентрик, расположенный на оси сектора, а другой толкающая храповое колесо. При минимуме деталей (сектор, рычаг и храповик) конструкция обеспечивала завод пружины при движении сектора в любую сторону. Минусом схемы является высокая нагрузка на рычаг и храповое колесо, что требует использования особых материалов. Аналогичная схема применена в калибре TAG Heuer 1887.

 

Механизм 1f4 от Loiseau настолько сложен, что оснащен двумя периферическими роторами

На эту конструкцию похож автоподзавод Пеллатона, используемый во многих механизмах IWC. Однако швейцарские мастера пошли на существенное усложнение модуля: простая вилка здесь превратилась в трехслойный «пирог» из рычага специфической конструкции и двух толкателей. Толкатели имеют небольшой свободный ход относительно рычага, что снижает их износ. Еще одно отличие состоит в том, что рычаг соединен с эксцентриком не напрямую, а через рубиновые ролики. Калибры IWC обладают еще одной интересной особенностью — амортизаторами сектора автоподзавода. Дело в том, что сектор представляет собой достаточно массивную деталь, инерция которой настолько велика, что при серьезных ударах способна повредить крепление, подвес или другие детали. Инженеры IWC разместили по контуру механизма несколько пластиковых амортизаторов, призванных в случае ударов погасить негативное воздействие.

Знаменитая ременная передача и линейный груз автоподзавода из вольфрама в концепте Monaco V4 от TAG Heuer

Видишь суслика? Пока дизайнеры думают, как бы сделать мельтешащий сектор автоподзавода максимально броским, конструкторы пытаются решить прямо противоположную задачу: убрать его с глаз долой. По их мнению, эта железяка отъедает пространство и закрывает самое интересное в часах — собственно механизм. Наиболее прямолинейно к вопросу подошел Виани Альтер: не меняя ротор принципиально, он выполнил его из прозрачной пластины, к краю которой крепится груз. Благодаря такому решению владелец часов может насладиться отделкой колес, мостов, работой баланса.

 

Более серьезно к вопросу отнеслись мастера Carl F. Bucherer, которые использовали в калибре А1000 круговой, или так называемый периферический ротор. Он представляет собой легкое кольцо, обрамляющее механизм по внешнему контуру, на один из участков которого прикреплен тяжелый груз, заставляющий его вращаться при движениях руки. В калибре Carl F. Bucherer A1000 внутренняя часть кольца снабжена зубьями и связана с колесной передачей, идущей к барабану. Между прочим, и здесь не обошлось без пионера автоподзавода — Perrelet. Дело в том, что эта конструкция была изначально разработана для Carl F. Bucherer фабрикой, принадлежащей Festina Group, в которую входит и марка Perrelet. И в этом году было решено восстановить историческую справедливость: на выставке в Базеле была представлена модель Perrelet Peripheral Double Rotor с новым мануфактурным калибром P-341, построенным по аналогичному принципу.

 

Однако существуют и другие варианты передачи. Например, еще в 1960-х на угличском заводе «Чайка» шли разработки механизма с периферийным ротором, где внутренняя часть кольца была выполнена в форме не правильной окружности, а как бы волнистой. Эти волны заставляли двигаться вперед-назад специальный рычаг, который через храповое колесо заводил барабан. Обе схемы обеспечивают двунаправленную работу и не съедают высоту механизма.

 

Но дальше всех пошли в компании Loiseau, основанной знаменитым мастером Домиником Луазо. Он решил собрать в модели 1f4 максимальное количество известных функций: турбийон, репетир, уравнение времени, вторую часовую зону, сплит-хронограф и так далее. В результате получились настолько сложные часы, что создатель не смог разместить все индикаторы на одном циферблате и сделал их двусторонними. А между циферблатами и стеклом с каждой стороны часов скользят два периферических ротора. Один из них заводит главную пружину, второй — пружину звукового модуля. Причем оба ротора интегрированы столь искусно, что, не зная об их существовании, заметить их непросто. Получается, что автоподзавод в часах не виден, но он есть.

 

В долгожданной Corum Golden Bridge Automatic установлен калибр CO313 с линейным автоподзаводом из платины

Круговое вращение груза автоподзавода является самым популярным, но не единственным вариантом. Чтобы подчеркнуть необычность механизма V4 и его связь с автомобильной тематикой, компания TAG Heuer использовала груз, движущийся линейно. Ременные передачи этих часов вызывают ассоциацию с двигателем автомобиля, а снующий вверх-вниз груз напоминает поршень.

 

Похожее решение пришлось в прошлом году использовать конструкторам Corum при проектировании калибра CO313 для модели Golden Bridge Automatic. Традиционный вращающийся сектор просто испортил бы все впечатление от этих великолепных часов. А платиновый брусок, двигающийся по задней стенке прозрачного корпуса, органично вписался в дизайн единственного моста механизма.

Самое полезное усложнение Модуль автоподзавода, увы, так и не стал вечным двигателем. Но зато он стал самым полезным усложнением, используемым в механических часах. В какой-то степени он даже пострадал от этой полезности, ведь его рассматривали именно как функциональный элемент, стабильно выполняющий свои задачи, и не особенно стремились к созданию чего-то нового в этой области. Все изменилось в наши дни, когда внимание и к функциональным, и к просто красивым инновациям в часах достигло пика. Часовщики вспомнили, что и этот модуль может быть переработан и улучшен. И как знать, может быть, завтра мы все-таки увидим в часах настоящий вечный двигатель?

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2012

mywatch.ru

несколько хитростей для безупречной работы «вечного двигателя»

Переменчивая мода снова вознесла на гребень популярности наручные часы с автоматическим заводом. Секрет востребованности прост: сохраняя статусность и точность хода, подобные аксессуары не требуют дополнительного ухода. В частности, владелец не задумывается, заводил ли он часы или необходимо «накрутить» пружину, чтобы стрелки показывали точное время.

Особенности механизма

Обычные механические часы функционируют за счет раскручивания пружины, которая приводит в движение систему шестеренок, двигающих основной вал. Именно поэтому ежедневно и «подкручивается» заводная головка, обеспечивая правильное положение пружины.

В механизме «автоматического» аксессуара используется идентичная «начинка». С одним, но огромным отличием – на оси закрепляется специальный груз, который во время движения обеспечивает вращение инерционного ротора, избавляя пользователя от необходимости задумываться: «Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом?». Достаточно несколько взмахов рукой, чтобы механизм работал без сбоев в течение двух суток.

Правильно ли вы пользуетесь аксессуаром: как часто заводить часы с автоподзаводом

Такие часы предназначены для ежедневного ношения, купить статусный аксессуар и положить его в «сокровищницу» глупо, без постоянного движения стрелки быстро остановят свой ход, и восстановить работоспособность будет проблематично.

Как и сколько заводить часы с автоподзаводом зависит от образа жизни владельца:

  • Энергичным людям с привычкой размахивать руками во время ходьбы заботиться о заводе вообще не придется, движения рук приводят в действие инерционный ротор.
  • Малоподвижным пользователям со скупыми движениями рук стоит позаботиться о мерах предосторожности. Либо двигайте рукой с часами чаще, либо приобретите специальные устройства для сохранения аксессуара в рабочем состоянии.
  • Спортсменам, экстремалам и гиперактивным лицам рекомендуется снимать часы во время слишком активных телодвижений. Избыточная нагрузка может привести к поломке механизма.

Важно! Часто пользователи задают вопрос: «Можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную?» Ответ прост и лежит на поверхности: обратите внимание на конструкцию – в ней предусмотрена заводная головка, соответственно, завод вручную возможен, а в некоторых случаях обязателен.

Другой вопрос, как завести наручные часы с «автоматикой», чтобы не повредить им. На самом деле сложностей возникнуть не должно. Действия выполняются поэтапно:

  1. Снять аксессуар с руки (в таком положении минимизирован риск поломки головки).
  2. Убедиться, что заводная головка находится в правильном положении: сидит плотно или закручена до упора (если аксессуар водонепроницаемый).
  3. Прокрутите заводную головку по часовой стрелке. Не переусердствуйте, при появлении малейшего сопротивления накручивание следует прекратить. Для полного завода обычно достаточно 25-35 полных оборотов головки.

Сомнений в том, в какую сторону заводить часы с автоподзаводом быть не должно. Только по часовой стрелке. Если аксессуар показывает неправильное время, ни в коем случае не прокручивайте стрелки назад, это наиболее распространенная причина преждевременного выхода часов из строя.

Технологии для заботливых пользователей

Если вы не планируете носить аксессуар постоянно, но хотите обеспечить ему полноценную заботу, рекомендуем купить специальную шкатулку, имитирующую движение рук. Ознакомиться с особенностями таких предметов по уходу за брендовыми наручными часами можно на сайте Rich Time, где представлены шкатулки для автоподзавода часов Appella.

 

richtime.ru

Как работают часы | Двигатель прогресса

May 22, 2015

Устройства для измерения и отслеживания времени используются уже много тысяч лет. Часы – прибор для изменения времени (дней, лет, фаз Луны и т.д.) в условных единицах (час, минута, секунда). В основном используется для определения текущего времени, но может выполнять и другие функции: измерение длительности события, активация сигнала в определенный момент времени.

По типу известного на сегодняшний день измерительного механизма различают несколько видов часов: солнечные, песочные, водяные, механические, камертонные, кварцевые, электронные, атомные.

История

Часы используются с древних времен. Так шестидесятеричная система измерения времени датируются примерно 2000 годом до н.э. С развитием технологий появлялись новые модели, более точные, производительные, презентабельные. В дополнение к своей практичной функции, часы стали объектом ювелирных изделий, статусным символом.

В древности были известны несколько видов часов: водяные часы или клепсидры, солнечные, песочные и другие виды, включая неизвестные истории. Водяные и солнечные часы были изобретены в Египте во времена Птолемея. Древние Египтяне разделили день на два 12-часовых периода и использовали большие обелиски для отслеживания движения солнца. Песочные часы появились значительно позже во времена римской империи, с их помощью римские ораторы измеряли длительность своих выступлений.

Первые механические часы были изобретены в Европе примерно в начале 14-го века. В таких часах использовался механизм Фолио или зубчатое колесо с приводом на стрелки и перемещалось с контролируемой скоростью через определенные размером зуба промежутки времени. Изобретение этого механизма сыграло важную роль в развитии техники, он стал основой для последующего развития всех механических часов. Это позволило перейти от измерения времени при помощи непрерывных процессов, таких как поток жидкости в водяных часах. Последующее усовершенствование механизма позволило создать в начале 15 века портативные часы, получившие название «карманные». Эти часы были не очень точны пока в середине 17 века в механизм не было добавлено балансовое колесо.

Часы с маятниковым механизмом были изобретены в начале 17 века и оставались наиболее точными до 1930 года когда были изобретены кварцевые часы, а после Второй мировой войны были представлены атомные (квантовые или молекулярные) часы. Хотя практическое применение всех этих технологий изначально ограничивалось лабораториями, развитие микроэлектроники в 1960 годах позволило сделать кварцевые часы компактными и дешевыми в производстве, а в 1980-х они стали доминирующими в мировом производстве хронометров, в том числе и наручных.

Атомные часы являются самыми точными известными на сегодняшний день и используются для калибровки других часов. В них используются собственные колебания на уровне атомов или молекул.

Принцип работы и основные компоненты

Хотя сам механизм часов неоднократно усовершенствовались со временем, основные принципы их работы остались неизменными. Главными компонентами любых часов, будь то механические, кварцевые, атомные и др. являются объект (осциллятор), который повторяет одни и те же движения снова и снова и источник энергии. Энергия источника заставляет объект производить колебания, которые преобразуются в серию импульсов. Импульсы подсчитываются с помощью некоторого счетчика и их число преобразуется в удобных единицах: секунда, минута, час. Наконец некий индикатор отображает результат в читаемой форме. Связь между компонентами, в зависимости от типа часов, может быть механическая, электронная и др.

Источник энергии

В механических часах источником энергии, как правило, является либо гиря, подвешенная на шнуре или цепочке обернутой вокруг шкива зубчатого колеса или барабана, либо пружина. Пружина представляет собой скрученную спираль. Периодическое восстановление энергии скрученной спирали в механизме производится путем поворота ручки или ключа. В случае с гирей необходимо потянуть за конец цепи или шнура с противовесом гири.

В электрических и кварцевых часах источник питания батарея или линия электропередач переменного тока. В часах которые используют электросеть применяют резервный аккумулятор, который позволяет часам не сбиваться при отключении от сети. Современные аналоговые часы могут работать до 15 лет на заряде одной батареи.

Осциллятор

В современных часах элементом хронометража является гармонический осциллятор или резонатор. Это вибрирующие или колеблющиеся с постоянной частотой системы за счет накопленной энергии.

  • В механических часах, это маятник или балансир.
  • В некоторых ранних электронных часах – камертон.
  • В кварцевых часах – кристалл кварца.
  • В атомных часах это вибрация электронов в атомах излучающих микроволны.
  • В первых механических часах до 1657 в механизме не применялся гармонический осциллятор, что делало такие часы очень неточными. Погрешность составляла примерно один час в сутки.

Баланс колеса и маятника достигается средствами регулировки скорости колебаний. В кварцевых часах для этой цели используется регулирующий конденсатор. Атомные часы являются эталонными, скорость их колебаний не может быть скорректирована.

Синхронизированные или вторичные часы

Некоторые часы полагаются на точность внешних источников, т.е. они автоматически синхронизируются с более точными часами. Такая практика широко применялась с 1860 по 1970 года для маятниковых механических часов установленных в зданиях различных учреждений. Периодически, обычно раз в час, часы получали сигнал синхронизации от задающего генератора. Позже, для электронных часов, такая синхронизация проводилась при сбое питания.

Счетчик

Счетчик подсчитывает импульсы суммируя их, чтобы получить традиционную единицу времени: секунда, минута, час. Отчет, как правило, начинается с введенного вручную в счетчик правильного времени. В механических часах это делается при помощи зубчатой передачи, в цифровых используется двоичная логика.

Индикатор

Индикатор – устройство выводящее результат подсчета импульсов в читаемом виде: секунда, минута, час. Самые ранние часы 13-го века не имели визуального индикатора. О текущем времени оповещал ежечасный звуковой сигнал (колокол или др.). Многие часы и по сей день имеют традиционное ежечасное звуковое оповещение.

Самый распространенный индикатор – аналоговый циферблат, который состоит из круглого диска с цифрами от 1 до 12, часовой стрелки, которая делает два оборота в сутки, минутной стрелки, делающей один оборот в час. В цифровых часах индикатор – цифровой дисплей, также для людей с ограниченными физическими возможностями существуют говорящие часы.

lab-37.com

SEAT Leon FR Леонесси 1.4 TSI 140 › Бортжурнал › Как считать мотор-часы для смены масла.

Спойлер: если вы чаще ездите в городе чем загородом, иногда стоите в пробках и не хотите считать мотор-часы, то меняйте раз в 7500км.

Многие слышали о том, что масло надо менять чаще чем раз в 15000км.

Об этом даже пишут в сервисной книжке — при нормальной эксплуатации в 15000км или 1 год.

Моя эксплуатация далека от нормальной, поэтому надо менять чаще, но насколько?

Полный размер

Городские условия эксплуатации — тяжелые

Не спрашивать же мастера-консультанта SEAT =) Попробуем разобраться сами.

Некоторые слышали о том что масла VW504/507 проверяются на работоспособность в течении 650 мотор-часов. Те кто ездят на маслах VW502/505 думают что их масла надо менять раз в 250 мотор-часов, хотя это не совсем так. Тест на работоспособность в течении 250 мотор-часов проходят только масла с допуском VW505.01

Взято отсюда: www.drive2.ru/b/1610869/

В моём масле нет допуска VW505.01. Но зато есть допуск BMW-Longlife-01, который проверяют в течении 350 часов.

Тоже взято оттуда: www.drive2.ru/b/1610869/

Итак, как же посчитать сколько мотор-часов прошло с последнего ТО? Самое логичное — посмотреть на долговременный пробег

A. Ищем в борткомпе долговременный пробег.

Полный размер

Что же тут за цифры?

По неизвестной мне причине данные по долговременным пробегу/времени движения/расходу на наших СЕАТах обнуляются каждые 100 часов. Так что придётся немного посчитать.

B. Берем долговременное время движения.

Полный размер

средняя скорость получается чуть больше 25км/ч

C. Смотрим когда у нас было последнее ТО

Полный размер

Сервисная книжка: ТО-1

В моём случае — это 15290км.

D. Смотрим текущий пробег

В моём случае — 23244км.

И начинаем считать:

МОТОР_ЧАСЫ=(ТЕКУЩИЙ_ПРОБЕГ — ПРОБЕГ_ТО) / (ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ_ПРОБЕГ / ДОЛГОВРЕМЕННОЕ_ВРЕМЯ_ДВИЖЕНИЯ)

или по пунктам:МОТОР_ЧАСЫ=(D — C) / (B / A)

подставляем значения:МОТОР_ЧАСЫ=(23244 — 15290) / (2234 / 86.7) = 308 мотор-часов.

Можно ещё покатать пару тыщ км, но ТО-2 всё равно проходить на 30000км.

Так что едем менять масло в сторону сервиса (можно неофициального). Масло тоже — Ravenol VST. За предыдущие 7954км предсказуемо не съел ни грамма.

Полный размер

www.drive2.ru

Виды часовых механизмов и принцип работы

Покупая такое недешевое удовольствие, как наручные или настенные часы, хочется приобрести устройство с надежным и долговечным механизмом. Сегодня последних не один тип. Но какой часовой механизм лучше? Какие особенности в принципах работы каждого? На эти и другие вопросы мы ответим далее.

Что это - часовой механизм

Иное его название - калибр. Часовой механизм - это своеобразный двигатель устройства, его источник энергии, заставляющий всю систему функционировать. Именно он перемещает стрелки на циферблате, отвечает за смену часовой зоны, работу календаря и хронографа. Часовой механизм - это самая важная часть устройства. Без него оно - пустое украшение.

В современном мире производится большое множество часовых механизмов. Постоянно вводятся свежие запатентованные новшества. Но, несмотря на это, основных типов все же два - механический и кварцевый.

Как их быстро различить? Взгляните на секундную стрелку. Если механизм кварцевый, то стрелка будет резко, дерганно передвигаться от отметки к отметке. Если часы механические, то движение элемента мягкое и плавное.

Кварцевые часы

Кварцевый часовой механизм отличается высокой точностью и минимальным требованием к себе. Вам только нужно периодически заменять батарейки. Отличаются относительной дешевизной, так как питаются от внешнего источника.

Надо сказать, истинные часовые любители не особенно любят такой тип. Он не считается шедевром инженерии, полетом творческой мысли создателя, не очаровывает тонкостью работы.

Одним из наиболее известных брендов, использующих кварцевый механизм, можно назвать Patek Philippe. Устройства вполне отвечают всем высоким требованиям к стандарту качества.

Работа кварцевого механизма

Такой часовой механизм со стрелками использует батарейку в качестве внешнего источника питания. Это наиболее типично для стандартных устройств, не обремененных излишествами.

Для создания энергии в малом или большом часовом механизме батарейка пропускает заряд через кварцевый кристалл. Это заставляет последний создавать вибрации. Они, в свою очередь, заставляют колебаться уже весь механизм. В итоге и приводятся в движение часовые стрелки.

Механические часы

Механический часовой механизм более всего характерен для элитных устройств. Его характеризует удивительно тонкая работа, высокое качество. Создают такие изделия общепризнанные мастера. Весь механизм здесь - сложная и замысловатая последовательность мельчайших элементов, вместе функционирующих и питающих энергией часы.

Важно отметить, что основное устройство механических часов не менялось уже столетиями. Только годами мастера изменяли технологии до все более точных, уделяя внимание виду и функциям каждой детали.

Удивительно, но источник энергии для такого механизма - не батарейка, а маленькая, постепенно раскручивающаяся пружинка. Элемент не только накапливает и передает энергию остальным пружинам и шестеренкам, но и регулирует ее (энергии) выпуск для общего питания системы.

В элитных часах используется два вида механических систем:

  • С ручной подзарядкой.
  • С автоматической подзарядкой.

Рассмотрим особенности работы каждой из них.

Механические часы с ручным подзаводом

Старейший тип механизма, чей возраст исчисляется столетиями. Ценители любят этот традиционный тип устройства за открытый наблюдателю часовой механизм, за работой которого можно наблюдать через заднюю крышку. Почему же он ручной? Все просто. Часы нужно подзаводить своими руками, дабы наполнить энергией главную пружинку механизма.

Таким образом, владелец несколько раз подкручивает на своих часах специальную головку. Заводится (накапливает энергию) основная ходовая пружинка. В ходе работы она постепенно разматывается, высвобождая свою энергию через последовательность шестеренок и пружинок, которые регулируют интенсивность протекания этого процесса. Высвобожденный заряд питает собой весь механизм, что в конце концов приводит в движение часовые стрелки.

Интервал подзавода механических часов

Период, на протяжении которого часы могут обходиться без подзавода, зависит от возможности часового механизма накапливать в себе энергию. Какие-то устройства нужно подводить каждые сутки, какие-то - через несколько дней. Максимум для современных механических часов на сегодня - 8 дней.

Надо сказать, что у многих обладателей подобных устройств есть привычка подкручивать подзаводную головку каждый раз, как аксессуар надевается на руку. Это распространенная ошибка, которая может привести к скорому сбою в работе механизма. Старайтесь подзаводить его с той периодичностью, что советует изготовитель.

Механические часы с автоподзаводом

Второй распространенный тип сегодня - это механические аксессуары с автоподзаводом. Откуда же здесь черпается энергия? Из естественных движений рукой, запястьем владельца часов. Приобретая такое устройство, вам не нужно беспокоиться о том, что механизм остановится. Если носите аксессуар постоянно, такого точно не случится - вы занимаетесь своими делами, а ваши часы в это время собирают энергию.

Немного углубимся в принципы работы. По сути, что автоматические, что ручные часы функционируют по схожему принципу. Отличие одно - в первом случае добавляется небольшая деталь под названием "ротор". Она свободно вращается, но в то же время соединена с часовым механизмом.

Человек двигает запястьем, в это время ротор крутится, преобразует энергию, что позволяет автоматически вращать ходовую пружину. Такой вот гениально простой принцип работы.

Интервал подзавода автомеханических часов

Автоматический - это самостоятельный часовой механизм. Однако движений владельца для его беспрерывного функционирования достаточно в том случае, если человек носит аксессуар постоянно, каждый день. Но если вам нужны часы только иногда, а остальное время они хранятся в футляре или на полке, то, чтобы привести их в рабочее состояние, необходим быстрый подзавод.

Современность предложила отличную альтернативу. Вы можете приобрести специальное устройство для часов с автоподзаводом, которое будет заряжать их энергией в то время, пока вы не носите аксессуар.

Механизмы для интерьерных часов

Самый распространенный часовой механизм для настенных, напольных часов - именно кварцевый. Известен он как с прерывистым (дискретным), так и с плавным ходом. Современные технологии позволяют и тому, и другому работать одинаково тихо. Различия только в том, что первый механизм позволяет совершать часовой стрелке полный оборот за 60 импульсов, а второй - за 360, что и допускает наблюдать визуальную плавность хода.

Механизмы для интерьерных часов также характеризует низкий уровень потребления энергии, несмотря на масштабы. Выделяются они и высокой точностью хода (+/- 1 секунда). Механические собратья грешат более низкими показателями: +/- 15 секунд.

Сердцем такого механизма так же, как и в наручных часах, является маленький кварцевый кристалл. Работает он на постоянной частоте 32768 Гц. Ее неизменность и обеспечивает точность хода. Надо сказать, на последнюю характеристику кварцевых часов давление, температура воздуха влияют гораздо меньше, нежели на механические устройства.

Рассмотрим известных производителей часовых механизмов для настенных часов:

  • UTS - известный германский бренд. Механизмы выделяются своим качеством, практически бесшумным дискретным ходом.
  • HERMLE - еще один производитель из Германии, известный бренд в своей сфере.
  • YOUNG TOWN - механизмы, произведенные в Гонконге. На фоне вышеперечисленных отличаются более низкой ценой, что не влияет на качество изделия.
  • SANGTAI - бюджетный механизм китайского производства.

Другие виды механизмов

Рассмотрим, какими могут быть еще устройства часов:

  • Усиленные часовые механизмы. Характеризуются повышенным крутящим моментом. Идеально подходят для интерьерных часов с длинными (до 50 см) стрелками.
  • С маятником. В старинных механических часах маятник приводил в действие механизм, сегодня же его функция более декоративная, не влияющая на точность хода.
  • С боем или мелодией. Такие часы с помощью специальной звуковой схемы и проигрывателя способны транслировать мелодию, отбивать каждый час. Есть устройства как с одним, так и с несколькими наборами звуков, тумблером их дезактивации, автоотключением сигнала на определенное время.
  • 24-часовой механизм. Стрелка здесь совершает полный оборот не за стандартные 12, а за 24 деления.
  • Механизмы с кукушкой.
  • Часы с обратным ходом. Акцент на необычность - время будто бы движется вспять.

Вот мы и разобрали все распространенные на сегодня часовые механизмы. Два их основных типа - механические и кварцевые.

fb.ru

Общее устройство механических часов с пружинным двигателем

Существует большое количество разнообразных схем конструкции механических часов. Ни одна из них не обеспечивает достаточную точность хода в течение продолжительного времени без специального ухода и периодического ремонта. Как правило, пружинный механизм состоит из следующих элементов:

  • барабана, причем часы разных производителей и времен могут отличаться по устройству. Типовые решения: подвижный и неподвижный барабан
  • вала
  • заводной пружины, аналогично барабанам – единого стандарта не существует

Если барабан выполнен подвижным, значит, заводная пружина укреплена на нем, если же нет, то на валу. Двигатели с подвижным барабаном используются в малогабаритных устройствах (в тех же наручных часах), с неподвижным, зафиксированным – в крупных устройствах. Но бывают и исключения.

Более того, существуют максимально упрощенные механизмы, в которых пружина крепится непосредственно к валу, а барабан и вовсе отсутствует. Там же где он всё-таки есть, его можно разобрать на составные части:

  • корпус – металлическая коробка цилиндрического вида, внизу которой находится зубчатый венчик. В дне корпуса делается отверстие для вала
  • крышку – здесь также имеется отверстие для вала, а с краю устроен паз для открытия крышки
  • вал.

На барабан наружный конец пружины крепится посредством специального замка, а к валу – особым крючком. Размеры пружины однозначно определяют продолжительность хода часовой стрелки при полном заводе.

Пружина чаще других элементов механизма ломается, а если она изготовлена из стали, то может ржаветь при попадании внутрь влаги. При ее вытаскивании из корпуса необходимо ее придерживать, чтобы она мгновенно не развернулась.

Выделяют следующие типы неисправностей часовой пружины:

  • коррозия
  • разрыв в одном (как правило, посредине) или сразу нескольких местах.

Обычные неисправности барабана:

  • перекос на валу
  • поломка или деформация зубьев
  • искривление дна или крышки барабана
  • заусенцы и царапины на зубьях барабана
  • помятые зубья
  • сломанные зубья (требуется замена всего барабана)
  • перекошено барабанное колесо (которое крепится на валу барабана).

Другой часто встречающейся неисправностью является пружина собачки (особенно для наручных часов).

www.timehelp.ru

Электронно-механические часы с шаговым двигателем

 

Сущность изобретения: часы включают источник энергии, блок кварцевого генератора, преобразующий энергию источника в стандартные импульсы управления шаговым двигателем, механизм перевода стрелок, шаговый двигатель, преобразующий энергию импульсов управления в прерывистое вращение ротора, редуктор, приводимый во вращение ротором шагового двигателя и передающий вращение стрелкам, причем упомянутый редуктор установлен между двумя редукторными мостами, таким образом редуктор и два моста образуют самостоятельный монтажный блок. 2 ил.

Изобретение относится к приборам времени и может быть использовано в электронно-механических кварцевых часах с шаговым двигателем.

Известны электронно-механические часы с шаговым двигателем, в которых структура базового механизма предусматривает размещение деталей редуктора между редукторным мостом и платиной, на которых крепятся опоры осей колес. Там же крепятся опоры оси ротора, и в случае необходимости ремонта нельзя заменить узел ротора, вынув его из опорных пят без того, чтобы не распалась система зубчатых колес редуктора (патент Великобритании N 2121991, кл. G 04 B 29/04, 1984). Более близким техническим решением являются электронно-механические часы с шаговым двигателем, в которых базовый механизм, включающий и редуктор, и узел ротора, скомпонован между платиной и редукторным мостом таким образом, что одна из опор оси ротора крепится в плоскости редукторного моста независимой от моста монтажной платой (патент США N 4437768, кл. 368/88, 1984). В этом случае при необходимости ремонта блока ротора его можно извлечь из опорных пят так, чтобы весь блок ротора остался нетронутым. Однако, что касается самого редуктора, то обнаружить дефекты в изготовлении деталей блока редуктора (например несоосность опор, плохое качество зубчатых пар и т. д. ) невозможно раньше, чем собрав весь базовый механизм часов между платиной и мостом и проверив его работу. И уж, во всяком случае невозможно извлечь редуктора из базового механизма часов без того, чтобы не распалась вся система зубчатых пар. Техническим результатом является унификация узла редуктора, расширение эксплуатационных свойств часов за счет облегчения монтажа и ремонта механизма часов, увеличения продолжительности работы источника питания за счет уменьшения момента сопротивления редуктора и, как следствие, обеспечение возможности приработки блока редуктора до его установки в механизм часов в шаговым двигателем. Такой результат достигается тем, что в электронно-механических часах, содержащих источник энергии, блок кварцевого генератора, преобразующий энергию источника в стандартные импульсы управления шаговым двигателем, механизм перевода стрелок, шаговый двигатель, состоящий из катушки, сердечника, статора и ротора, преобразующий энергию импульсов управления в прерывистое вращение ротора, редуктора, приводимый во вращение ротором шагового двигателя и передающий вращение стрелками, упомянутый редуктор выполнен между двух редукторных мостов самостоятельным монтажным блоком. Такая структура механизма позволяет собирать редуктор между двух мостов до его установки в базовый механизм часов, тщательно контролируя при этом все его детали и элементы, их качество и взаимодействие так же, как и работу редуктора в целом, устраняя максимум дефектов в этом наиболее критичном блоке часов на стадии его сборки, и в конечном счете установить в базовый механизм часов блок редуктора, имеющий максимально достижимое качество, что, в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность работы сменного источника питания. Кроме того, достигается возможность унификации блока редуктора с целью его использования как отдельной составной части при разработке новых калибров и моделей часов. Следует учитывать также возможность подачи достаточно высокой нагрузки на блок редуктора с целью осуществления его приработки перед установкой в базовый механизм часов, что крайне важно именно для часов с шаговым двигателем, поскольку шаговый двигатель плохо переносит перегрузки, а осуществить приработку редуктора после сборки всего механизма для часов с шаговым двигателем невозможно, не перегрузив при этом шаговый двигатель. На фиг. 1 изображен общий вид механизм часов, его компоновка; на фиг. 2 - размещение блока редуктора в структуре базового механизма часов (разрез А-А). Ось ротора 1 крепится одной опорой в плоскости редуктора моста 2, другой опорой - вне плоскости редукторного моста 3, где крепятся опоры осей зубчатых пар 4, 5, 6 редуктора. Таким образом, механизм редуктора размещен внутри двух редукторных мостов 2 и 3 и является самостоятельным монтажным блоком. Мосты скреплены между собой двумя общими втулками 7 и 8 и винтами 9 и 10. Собранный таким образом блок редуктора крепится к пластине 11 винтами 12 и 13. Предложенная авторами структура механизма часов с редуктором в виде самостоятельного монтажного блока может быть использована в часах любых типов, включая механические. (56) Патент США N 4437768, кл. G 04 C 23/02, 1984.

Формула изобретения

ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ С ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, включающие источник энергии, блок кварцевого генератора, преобразующий энергию источника в стандартные импульсы управления, механизм перевода стрелок, шаговый двигатель, состоящий из катушки, сердечника, статора и ротора, преобразующий энергию импульсов управления в прерывистое вращение ротора, редукторный мост и редуктор, приводимый во вращение ротором шагового двигателя и передающий вращение стрелкам, отличающиеся тем, что они дополнительно снабжены вторым редукторным мостом, а редуктор установлен между первым и вторым редукторными мостами, при этом редуктор, первый и второй редукторные мосты выполнены в виде самостоятельного монтажного блока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru