Характерные дефекты и износы деталей механизма газораспределения. Дефекты клапанов двигателя


Признаки неисправности клапанной системы - Ремонт и подготовка двигателя - Пособие механикам мотоциклов

Признаками неисправности клапанной системы могут быть: подгорание клапана, изгибы штока клапана; наличие большого количества нагара, попавшего под головку клапана; чрезмерный износ плоскости, прилегания клапана и седла; отставание клапана на больших оборотах двигателя вследствие ослабления пружины; износ направляющих клапанов. Пригодность клапана для дальнейшей работы определяют по его состоянию. Для этого прежде всего необходимо очистить головку и клапан от нагара, просмотреть клапанные седла и т. д.

Изгиб штока или деформацию головки клапана проверяют просмотром на свет, причем клапан ставится на рабочее место без пружины. Затем, установив головку камеры сгорания к свету, вращают клапан.

Если имеется биение, то между гнездом и тарелкой клапана появится просвет — это значит, что головка клапана или шток погнут и его надо исправлять или заменить новым. Кроме того, необходимо выяснить причину искривления клапана. Деформация головки чаще получается у выпускного клапана вследствие сильного перегрева при работе двигателя на бедной смеси или из-за позднего зажигания. Искривление головки или штока может быть и по причине ослабления пружины. Признаком этого дефекта могут служить следы касания клапана о днище поршня (отставание клапана), которые остаются также при чрезмерном износе направляющих втулок.

Устранить этот дефект можно путем постановки новых, более сильных клапанных пружин, заменой направляющей втулки, посредством облегчения веса возвратно-движущихся деталей клапанного механизма, клапана, штанги, коромысла, чеки и т. д.

Облегчить вес возвратно-движущихся деталей клапанного механизма нужно без снижения прочности и надежности деталей. А это можно достигнуть путем замены деталей на более легкие и прочные.

Перед сборкой клапаны притирают наждачной пастой (мелкий наждак с жидким маслом), затем полируют с пастой ГОИ. При хорошей притирке гладкая матовая поверхность прилегания клапана должна иметь ширину от 1,5 до 2,5 мм.

Износ рабочей кромки клапана и гнезда

На рисунке показаны характерные случаи износа клапанов, от которых зависит выбор способа устранения неисправности системы клапанного механизма. Так, например, гнездо фаски клапана исправляют специально изготовленной шарошкой.

Головка выпускных клапанов, как правило, имеет фаску с углом 45°, а у впускных клапанов угол фаски может быть 45 и 30°. Для впускного клапана при применении угла фаски 30° (при той же величине подъема клапана) пропускная способность газа повышается на несколько процентов. 

«Пособие механикам мотоциклов»,А.Н.Силкин, Б.С.Карманов

Загрузка...

www.carshistory.ru

Неисправности газораспределительного механизма | Twokarburators.ru

Газораспределительный механизм двигателя автомобиля призван обеспечивать: оптимальную наполняемость цилиндров, их хорошую очистку, необходимую герметичность камер сгорания. Эти требования достигаются за счет требуемого теплового зазора между толкателями или рычагами клапанов и кулачками распределительного вала, герметичностью соединения фаска клапана — седло клапана, правильностью установки фаз газораспределения.

Основные неисправности газораспределительного механизма двигателя

— Стук клапанов

Причины стука клапанов: черезмерный зазор в приводе клапанов, поломка клапанной пружины, износ направляющих втулок клапанов или самих клапанов, износ кулачков распредвала.

Необходимо проверить и отрегулировать зазоры в клапанном механизме (в случае их сильного износа или деформации нормальную регулировку провести не удастся), заменить пружину, заменить изношенные направляющие втулки или клапана.

— Двигатель «троит» на холостом ходу

При троении возможны «выстрелы» в глушитель или карбюратор, снижение мощности и приемистости. Причинами неустойчивой работы двигателя могут быть слишком маленькие или вообще отсутствующие зазоры в клапанном механизме, сместившиеся фазы газораспределения (после неправильной установки по меткам или при перескакивании ремня на зуб-другой), прогорание клапана.

Нужно проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме, правильно выставить положение распределительного и коленчатого валов относительно друг друга по установочным меткам, проверить герметичность клапанного механизма (безразборный метод).

— Гремит цепь (на двигателях с цепным приводом ГРМ)

Причины: уменьшение натяжения цепи привода ГРМ в следствии ее износа, сильная вытяжка цепи, износ или поломка башмака натяжителя цепи, заедание штока плунжера натяжителя цепи или поломка сухаря натяжителя.

Необходимо либо отрегулировать натяжение цепи, либо заменить цепь, заменить башмак, устранить заедание штока или заменить сухарь.

— Шум (биение) распредвала

Причины: износ кулачков распределительного вала, износ опорных поверхностей корпуса подшипников распределительного вала.

Поможет только замена распредвала и (или) корпуса подшипников.

— Снижение компрессии в цилиндрах двигателя

Как следствие падение мощности. Причина: неплотное прилегание клапанов к седлам, обгорание кромок рабочих поверхностей клапанов. Необходимо заменить клапаны, провести притирку клапанов и седел.Примечания и дополнения

— Работа двигателя с неисправностями газораспределительного механизма характеризуется повышенной шумностью. Например, при увеличенных тепловых зазорах клапанов на холостом ходу хорошо слышен стук с равномерными интервалами, с небольшой частотой (так как вращение распредвала, воздействующего на клапана в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала). Он становится слышней по мере прогрева двигателя.

— Шум ослабленной или вытянутой цепи так же выделяется среди общего шума, создаваемого двигателем при работе на холостом ходу и легко определяется на слух.

Еще статьи по двигателям автомобилей

— Признаки износа маслосъемных колпачков

— Прогорела прокладка головки блока, признаки, причины

— Раскоксовывание поршневых колец двигателя автомобиля

twokarburators.ru

Характерные дефекты и износы деталей механизма газораспределения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Детали механизма газораспределения имеют следующие характерные износы и дефекты:

Ø головки цилиндров- износ фасок клапанных седел, ослабление посадки се­дел клапанов износ внутренних поверхностей направляющих втулок, ко­робление поверхности прилегания головки к блоку цилиндров, трещины, повреждение резьбы в резьбовых отверстиях, слой нагара и смолистых отложений на поверхностях камеры сгорания;

Ø клапаны - износ рабочих фасок тарелок, боковых и торцевых поверхностей стержней, нагар на поверхностях тарелок;

Ø распределительные валы– изгиб, износ опорных шеек, износ профиля кулачков, трещины, сколы, износ посадочного места под шестерню (звездочку), шпоночного паза, срыв или износ резьбы, засорение масляных каналов.

Ø коромысла - износ бойков, внутренних поверхностей втулок, отверстий под втулки, повреждение резьбы на регулировочном винте и в коромысле;

Ø валики коромысел- износ поверхности под втулки коромысел;

Ø пружины клапанов- потеря упругости, остаточная деформация, что являет­ся одной из причин рассухаривания и подгорания клапана.

Износ деталей механизма газораспределения в значительной степени влияет на технико-экономические и эксплуатационные показатели работы двигате­лей. Внешним признаком износа этих деталей являются стуки, потеря компрес­сии в цилиндрах, снижение мощности двигателя, затруднение его запуска, по­вышение расхода топлива.

 
 

Рисунок 1.- Схема изнашивающихся со­единений механизма газораспределения:

1 - седло - фаска клапана; 2 - стержень клапана - направляющая втулка; 3 - опор­ная поверхность коромысла - торец клапана; 4 - втулка коромысла - ось; 5 - регулиро­вочный винт - штанга; 6 - толкатель - блок; 7 - штанга -толкатель; 8 - толка­тель – кулачок; 9 – пружина.

 

Основная задача клапанов - управление по­токами топливовоздушной смеси и продуктов сгорания, поступающих в цилиндр или вытекаю­щих из него. Следовательно, клапан при его от­крытии должен свободно пропускать смесь или газы, то есть обладать минимальным гидравли­ческим сопротивлением. В то же время закры­тый клапан должен обеспечивать герметич­ность и полностью отделять полость цилиндра от впускной или выпускной системы двигателя.

Клапаны работают в условиях сильного на­грева от горячих газов, обтекающих их тарелки. И если впускной клапан при открывании перио­дически охлаждается поступающей в цилиндр топливовоздушной смесью, то выпускной рабо­тает в гораздо более жестких условиях. Откры­ваясь на такте выпуска, он еще больше нагре­вается горячими выхлопными газами, и темпе­ратура его тарелки достигает 850-900°С.

Для того чтобы клапаны могли противосто­ять таким тепловым нагрузкам, их приходится изготавливать из специальных жаростойких сталей и сплавов с большим содержанием хро­ма, никеля, молибдена и даже вольфрама. Эти материалы весьма недешевы, из-за чего нередко выпускные клапаны изготавливают из разнородных материалов: тарелку - из жаро­стойкого сплава, а стержень - из легирован­ной стали. Кстати, впускные и выпускные кла­паны самых разных моторов очень легко отличить: тарелки выпускных клапанов не об­ладают магнитными свойствами.

Чтобы снизить износ фаски при высоких ра­бочих температурах, на нее нередко наплавля­ют специальный твердый материал - стеллит. Реже применяют натриевое охлаждение кла­пана: натрий, перемещающийся во внутренней полости клапана при его открытии и закрытии, переносит тепло от горячей тарелки к более холодному стержню.

Практика тем не менее показывает, что даже самый жаростойкий клапан все равно прогорит, если не будут выполнены и некоторые другие условия, главное из которых - плотная посад­ка тарелки в седле. Дело в том, что только хо­роший контакт клапана с седлом позволяет на­дежно отвести тепло от нагретой тарелки. Ведь седло довольно холодное, оно запрессовано в тело головки блока, охлаждаемой жидкостью.

 
 

Рисунок 2.- Нормально работающий клапан

75% воспринимаемого от горячих

газов тепла передает седлу,

а 25% — направляющей втулке.

 

Через седло отводится до 75% всего тепла, поступающего к тарелке -весьма и весьма значительная часть. Естественно, если контакт с седлом нарушен, тарелка сразу начинает перегреваться. Значит, до прогара жить клапану остается недолго.

Выглядит это как цепная реакция. Небольшая неплотность в сопряжении тарелки и седла приводит к прорыву газов. Отвод тепла от тарелки в этом месте отсутствует, и тарелка перегревается. Неплотность увеличивается, а вместе с ней растет и температура тарелки. В конце концов материал начинает разрушаться, туда устремляется еще больше горячих газов, и дефект тарелки быстро распространяется до тех пор, пока цилиндр полностью не выключается из работы из-за отсутствия компрессии.

Как видим, хорошее сопряжение тарелки с седлом «убивает» сразу «двух зайцев»: снижает температуру клапана до приемлемого уровня и обеспечивает герметичность. И трудно сказать, что важнее. По крайней мере, для ра­ботоспособности самого клапана важно пер­вое, а для двигателя в целом — второе (име­ется в виду хорошие пусковые свойства, мощностные характеристики, экономичность).

 
 
Кроме указанных условий, работа клапана открытие и закрытие) должна быть достаточ­но «мягкой» и не вызывать излишнего шума. Шум или, точнее, стук клапанов — верный при­знак неисправности, а возникающие при стуке ударные нагрузки нередко сами по себе вызы­вают еще более серьезные неисправности и даже поломки клапанов.

 

Рисунок 3.- Большой зазор А между стержнем

и направляющей втулкой приводит к перекосам и ударам по краю тарелки, что грозит поломкой клапана

 

Распределительный вал управляет процессом открытия и закрытия клапанов. Это достигается с помощью кулачков, выполненных на валу. Профиль кулачков у конкретного двигателя строго определенный и зависит от конструкции элементов привода клапанов, максимальной частоты вращения, степени форси­рования двигателя и т.д. Элемент конструкции, работающий по кулачку рас­пределительного вала (толкатель), испытывает ускорения и замедления. Чем больше частота вращения, тем больше эти ускорения, а значит и нагрузки на детали, работающие с этими ускорениями, в том числе клапан. Ускорения тол­кателя не могут быть произвольными. Если они слишком большие, клапан пе­рестанет отслеживать движение толкателя или профиля кулачка, из-за чего мо­гут возникнуть удары, приводящие к поломкам деталей механизма или их ус­коренным износам Профиль кулачка, помимо ускорения, определяет и ско­рость движения клапана. Особенно важна скорость клапана в момент посадки на седло - чем она меньше, тем меньше износ фаски и седла клапана.

Ужесточение требований к двигателям привело к разработке профилей кулачков и конструкций привода клапанов, обеспечивающих повышение мощно­сти, долговечности и снижение шума двигателя. Повышение мощности двига­теля связано в данном случае с увеличением наполнения цилиндров. При про­чих равных условиях, в том числе при одинаковой длительности, например, фа­зы впуска, наполнение цилиндра улучшится, если клапан будет быстрее откры­ваться и закрываться. Однако характерные для этого ускорения вызывают большие нагрузки на детали, что приводит к шумности работы механизма и снижению его долговечности. Таким образом, конструкция механизма должна удовлетворять противоречивым требованиям. Кроме того, на высоких частотах вращения, характерных для современных двигателей, на усилия в деталях рас­пределительного механизма влияют упругие деформации этих деталей.

Все это учитывается при профилировании кулачков распределительного вала. На современных двигателях легковых автомобилей получили наибольшее распространение безударные профили, обеспечивающие плавное изменение ус­корений при открытии клапана. Встречаются также распределительные валы с несимметричными кулачками, позволяющими предотвратить отрыв толкателя от кулачка при высоких частотах вращения на нисходящей стороне кулачка (за счет уменьшения ускорения толкателя и клапана).

Чтобы получить на конкретном двигателе безударную работу механизма, необходима высокая точность обработки кулачков. Поскольку в эксплуатации нередки случаи износа кулачков распределительного вала, ремонт кулачков, т.е. восстановление их профиля, с учетом вышесказанного оказывается очень сложной задачей.

На поверхности кулачка при нажатии на толкатель возникают большие удельные нагрузки, (давления). Чтобы обеспечить необходимую долговечность, кулачки должны быть сделаны из соответствующего материала и иметь опре­деленную поверхностную твердость. Большинство двигателей имеют распреде­лительные валы из высокопрочного чугуна, легированного хромом, никелем и молибденом. Применяются различные способы создания поверхностной твер­дости. Наиболее распространенным является так называемый "отбел" - значи­тельное увеличение твердости легированного чугуна при быстром охлаждении (закалке).

"Отбеленные" распределительные валы приобретают хрупкость, что может приводить к их поломке даже при не слишком больших ударных нагрузках (на­пример, при обрыве зубчатого ремня и ударе поршня по клапану). Поэтому ши­роко распространены и другие методы поверхностного упрочнения кулачка, в том числе закалка токами высокой частоты (ТВЧ), обеспечивающая пластич­ность сердцевины вала. После термической обработки кулачки и опорные шей­ки шлифуют и полируют.

 

mykonspekts.ru

Ремонт клапанов двигателя

Клапан двигателя предназначен для быстрого и надежного уплотнения камер сгорания, кроме того они должны быть износостойкими, и нормально реагировать на перепады температур. Если хотя бы один из клапанов приходит в негодность, работа двигателя нарушается, а иногда разрушаются поршни, цилиндры или головки блоков. Именно по этой причине ремонт клапанов крайне важен при уходе за двигателем.

К наиболее распространенным проблемам клапанов относят: сильный износ и повреждения стержня клапана, износ рабочей фаски клапана, появление трещин и прогаров на тарелке клапана, деформация стержня клапана, дефект канавок под сухари, износ и повреждения торца стержня.

Далее мы рассмотрим каждую из проблем и предложим способы их устранения

Износ и повреждения стержня клапана

Основной причиной данной поломки служит недостаток масла в картере или использование разбавленного (некачественного) масла.

Для диагностики этой проблемы вам достаточно лишь использовать качественное масло, менять его в срок, и следить за уровнем. Однако если вы все же столкнулись с подобной проблемой, то вам предстоит заняться ремонтом головки блока. Кроме того может понадобиться замена втулки, а также промыть и продуть масляные каналы.

Износ фаски на тарелке клапана

Основными причинами данного дефекта можно считать перегрев двигателя и неправильно установленный зазор клапанного механизма.

Для ремонта есть два основных пути: если фаска новая можно ее просто отшлифовать, в противном случае придется менять весь клапан. Кроме того необходимо править седло клапана. Также, может понадобиться заменить системы питания, зажигания, газораспределительный механизм и гидрокомпенсатор.

Деформация стержня клапана

При наличии этой проблемы практически всегда необходимо заменить поврежденный клапан.  Причиной подобного повреждения, чаще всего становится: посторонние предметы в цилиндре, повреждение ремня привода, неправильно монтированные фазы газораспределения.

В заключение хочется отметить, что при любой поломке лучше всегда обратится в сервисный центр, ведь у большинства автомобилистов недостаточно оборудования для работы с двигателем и относительно небольшой опыт проведения ремонтных работ, особенно если дело касается иномарок.

Обращайтесь в авто-клуб Москва TCM Motors - доверьте свой двигатель настоящим профессионалам!

tccm.ru

Неисправности механизма газораспределения | Газораспределительный механизм (ГРМ)

В процессе эксплуатации двигателей трущиеся поверхности деталей механизма газораспределения изнашиваются, зазоры в сопряжениях увеличиваются. Воздействие горячих газов, ударных нагрузок, отложение нагара нарушают герметичное прилегание клапанов к сёдлам.

Характерными дефектами деталей механизма газораспределения являются следующие:

  • износ и выгорание фасок клапана и его седла
  • износ стержня клапана по диаметру и в торце
  • износ бойка коромысла, направляющих втулок клапана и толкателя
  • потеря упругости и уменьшение длины пружины клапана
  • износ стержня по диаметру, толкателя по поверхности сопряжения с кулачком распределительного вала и гнезда под штангу по глубине
  • износ кулачков и шеек распределительного вала, подшипников распределительного вала и зубьев распределительных шестерён

Перечисленные дефекты сопровождаются уменьшением мощности и экономичности двигателя, подсасыванием воздуха и обеднением смеси, прорывом отработавших газов, стуком клапанов.

Для обеспечения нормальной работы механизма газораспределения нужно периодически в соответствии с правилами технического обслуживания (ГОСТ 20793-75) проверять и подтягивать крепления головки цилиндров, стоек валиков коромысел и других деталей механизма; проверить и регулировать зазоры у клапанов, а также осевое перемещение распределительного вала. Кроме того, необходимо контролировать герметичность прилегания клапанов к гнёздам и упругость пружин.

Своевременность открытия и закрытия клапанов может быть нарушена из-за неправильного зазора между стержнем клапана и бойком коромысла или толкателем. Слишком большой или малый зазор в клапанах снижает мощность двигателя и увеличивает удельный расход топлива. Малый зазор и обусловленная этим неплотная посадка клапанов в их седлах приводят к быстрому выгоранию фасок клапанов и седел. Работа двигателя при больших зазорах в клапанах сопровождается металлическим стуком в зоне расположения клапанов.

Зазор в клапанах нужно регулировать на холодном двигателе. Для двигателя Д-240 зазор в впускных клапанах 0,25мм, для выпускных – 0,30мм.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Причины выхода из строя клапанов и как их предотвратить

Ни для кого не секрет, что любой автолюбитель начинает неуютно себя чувствовать, когда заходит речь о поломке, связанной с гнутьём клапанов. Подробно рассмотрим причины, по которым происходит данная поломка и меры борьбы с ней.

Для чего нужны клапаны в двигателе?

Начнём с теоретической части. Сегодня все автомобилисты прекрасно информированы о количестве цилиндров в двигателях их железных друзей, но далеко не каждый осведомлён о числе клапанов. Большая часть современных моторов имеет от восьми до шестнадцати клапанов. Что же такое клапан? Это устройство газораспределительной системы силового агрегата машины. Он несёт ответственность за поставку воздуха в камеру сгорания и вывод из него использованных отходов топливной смеси. Цилиндр всегда оснащается двумя клапанами: впускным и выпускным. Первый питает камеру сгорания воздухом, а второй выводит отработанные продукты горения.

Существуют моторы, у которых каждый цилиндр оснащён несколькими клапанами впуска и выпуска. Клапан состоит из двух элементов — тарелки и стержня. Когда происходит поломка в газораспределительной системе, как правило, стержень клапана повреждается. Работа клапанов осуществляется за счёт деятельности распределительного вала. Он выполняет вращение, при этом приподнимая одни и опуская другие клапаны. Распределительный вал выполняет свою деятельность за счёт работы коленчатого вала. Данные устройства объединены друг с другом особыми приводами — ременным либо цепным. Они осуществляют вращение распределительного вала в головке блока цилиндров.

Рассмотрев принцип работы клапанов, переходим к факторам, из-за которых гнутся клапаны.

Причины выхода из строя клапанов

При разрыве ремня или растяжении цепи газораспределительного механизма (ГРМ), распределительный вал останавливает свою работу, в то время как коленчатый вал продолжает выполнять свою работу. В этот период осуществляется перемещение клапанов в цилиндр, с одновременным подъёмом им навстречу поршня. В результате происходит механическое воздействие поршня на тарелке клапана, далее нагрузка передаётся на стержень, он не выдерживает и гнётся. Вследствие этого мотор перестаёт работать. Производить дальнейший запуск двигателя крайне не рекомендуется, так как это может вызвать плачевные последствия.

Метод определения погнутых клапанов

Заранее следует сказать, что визуально установить погнулись клапана или нет, не представляется возможным.

Рассмотрим два способа фиксации неисправности:

  1. Устанавливается новый ремень ГРМ и проворачивается коленчатый вал. Осуществляется несколько оборотов. Если вал вращается легко, значит стержни не повреждены, если туго, следовательно, клапана погнулись.
  2. Что делать в том случае, если вал вращается легко при погнутых клапанах? Необходимо выполнить замер компрессии в цилиндрах, удалив заранее свечи зажигания. Отсутствие компрессии многозначительно намекает о загнутых клапанах.

Причины поломки 

Проанализируем причины, из-за которых мог выйти из строя ремень. Сюда относятся:

  1. Закончился эксплуатационный срок ремня. У подавляющей части современных двигателей период замены ремня наступает при пробеге сто, максимум сто двадцать тысяч километров. Не стоит полагаться на прочность ремня, когда он выработал свой ресурс.
  2. Использование неоригинального ремня. Стремясь сэкономить на покупке ремня, в дальнейшем, автолюбитель раскошелится на более серьёзную сумму, когда последствия разрыва этого компонента скажутся на работоспособности всего двигателя.
  3. Поломка помпы ГРМ. Существуют двигатели, в которых помпа ГРМ контактирует с ремнём. В случае поломки этого устройства ремень начинает плотно соприкасаться с помпой и происходит его истирание, после чего он быстро изнашивается и рвётся.
  4. Изнашивание распредвала. При останове вала происходит разрыв ремня ГРМ. Такая проблема может наблюдаться у автотранспортных средств с большим пробегом.
  5. Неисправность роликов. При движении ремня по испорченным роликам, он быстро изнашивается и разрывается.

Повреждение клапанов также возможно и на двигателях с цепной передачей. Это происходит из-за растяжения звеньев цепи и неисправности навесного оборудования.

В заключение следует отметить: для того чтобы не гнулись клапана необходимо систематически осуществлять диагностику ремня или цепи ГРМ, проверять навесное оборудование и по мере надобности производить их замену на новые от фирменного производителя.

automaster98.ru

Клапанный ремонт - Технологии

Разговор о ремонте и диагностике клапанного механизма имеет смысл начать с важного предупреждения. Этот вид работ — один из тех, в которых неточность сборки или настройки в доли миллиметра может привести к серьезным последствиям. Клапанам автомобиля приходится работать в очень тяжелых условиях. Температура выпускного клапана достигает 800 °C, он постоянно испытывает огромную механическую нагрузку. Поэтому при ремонте газораспределительного механизма первое условие — строжайшее соблюдение технологии работ. При замене деталей должны использоваться только высококачественные комплектующие. Крайне нежелательно при ремонте клапанного механизма использовать неоригинал. Кроме того, во время сборки механик должен обеспечить максимальную подгонку сопредельных плоскостей клапанов и седел клапанов: необходимо убедиться в том, что контакт между клапанами и их седлами соответствует указаниям производителя двигателя. Важно учитывать и тот факт, что седло клапана должно быть концентрично направляющей клапана. Любая эксцентричность вызывает наклон клапана. Это, в свою очередь, приводит в повышенному износу направляющей клапана, что может стать причиной повреждения его стержня. Другой момент, который необходимо иметь в виду каждый раз, приступая к диагностике и ремонту деталей клапанного механизма, — многие их дефекты не появляются обособленно, а являются следствием неисправности каких-то еще узлов. Поэтому, диагностировав неисправность клапанов, механику не стоит останавливаться на достигнутом. Зачастую бывает необходимым продолжить диагностику с тем, чтобы установить истинную причину поломки. И лишь после ее устранения можно приступать к ремонту самого клапанного механизма. В противном случае ремонт даст лишь краткосрочный эффект, а то и вовсе не приведет ни к каким результатам. Если же говорить о наиболее характерных неисправностях клапанного механизма, одним из лидеров среди них по числу проявлений станет прогар головки клапана.

Тимур Имнаишвили, руководитель отдела маркетинга подразделения послепродажного обслуживания компании «Федерал Могул»: — Признаком прогара головки клапана станет потеря мощности двигателя, перебои в его работе.

Вызвать эту неисправность может целый ряд повреждений или неправильных регулировок. Поэтому задача механика — выяснить, с каким из них связана неисправность.

Тимур Имнаишвили: — Прогар головки клапана может быть вызван целым рядом причин. Он может произойти из-за маленького зазора клапана, залипания его стержня. Эту неисправность способен вызвать перегрев при раннем зажигании. Кроме того, прогар происходит из-за того, что отложения на клапане препятствуют полному его закрытию, и из-за этого происходит утечка газов.

При обнаружении этого дефекта для начала нужно удостовериться в соответствии зазора клапана спецификации: проверить зазор между стержнем и направляющей клапана и при необходимости отрегулировать клапанный механизм. Если же регулировки окажутся в норме, надо продиагностировать зажигание, регулировку карбюратора или системы впрыска. Второй распространенный дефект клапанов — залипание клапана.

Тимур Имнаишвили: — Признаки этой неисправности — снижение мощности из-за уменьшения степени сжатия, а также различные механические повреждения, причина которых — как раз залипание клапана. Эта неисправность, как правило, возникает из-за чрезмерного зазора между направляющей и стержнем клапана: из-за этого происходит разрушение направляющей, а кроме того, излишек масла коксуется на стержне клапана, что и вызывает его залипание. Соответственно, нужно убедиться в соответствии спецификации зазора между стержнем и направляющей клапана. А также — проверить правильность подбора или установки маслосъемных колпачков. После чего все неисправные детали подлежат замене.

Еще одна неисправность — чрезмерный износ стержня и направляющей клапана. Из-за нее повышается шум при работе клапанного механизма, растет расход масла. Неисправность можно также диагностировать по обильному выхлопу, который появляется на начальной стадии запуска двигателя.

Тимур Имнаишвили: — Чрезмерный износ стержня и направляющей клапана может стать следствием слишком большого или, наоборот, слишком маленького зазора между стержнем и направляющей клапана. Недостаточное смазывание стержня клапана или попадание грязи через воздушную впускную систему также могут привести к износу стержня и направляющей. Но следует иметь в виду, что причина этого дефекта не всегда очевидна, и для ее выявления часто требуется более глубокая диагностика двигателя.

Перед тем как приступить к ремонту, нужно убедиться в правильной сборке клапанного механизма, проверить зазор между стержнем и направляющей клапана, состояние маслосъемных колпачков и работоспособность системы смазки. В случае выявления каких-то дефектов — устранить их, после чего заменить изношенные элементы клапанной системы и произвести ее регулировку. Затрудненный пуск двигателя, потеря мощности, выхлопной дым синего цвета — это признаки образования углеродистых отложений на впускном клапане. Они обычно возникают из-за слишком большого зазора между стержнем и направляющей клапана. Также эту неисправность могут вызвать повреждение или чрезмерный износ маслосъемного колпачка, чрезмерная подача масла из-за загрязнения дренажных каналов масляной системы, а также использование несоответствующего или некачественного масла. Для устранения неисправности нужно проверить на предмет износа стержни клапанов, седла и направляющие клапанов. Если какие-то из этих деталей повреждены, их необходимо заменить. Также следует убедиться в чистоте дренажных каналов, исправности системы подачи воздуха. При необходимости — отремонтировать неисправные узлы. После чего либо заменить поврежденный клапан, либо же произвести очистку и шлифовку дефектного клапана. Иногда сервисменам приходится сталкиваться с механическим разрушением головки клапана.

Тимур Имнаишвили: — Следствием такого дефекта станут сбои в работе двигателя, сопровождающиеся внезапным шумом, локализующимся в области клапанного механизма. Поломка головки клапана может стать следствием механической перегрузки из-за слишком большого зазора клапана, из-за контакта клапана с поршнем, вызванного слишком большой скоростью клапана. Ее могут вызвать износ либо повреждение пружин клапана или канавок стержня клапана. Ну и, наконец, поломка может возникнуть из-за неправильного положения клапана вследствие нарушения его регулировки или искривления клапана.

Прежде чем приступать к ремонту, нужно проверить пружины клапанов, направляющие, их регулировку. Также нужно убедиться в исправности направляющих, поршней и цилиндров, заменить все неисправные детали и отрегулировать зазор клапанов. Иногда приходится иметь дело с механическими повреждениями головки клапана, чаще всего проявляющимися в форме радиальных сколов треугольной формы. Такая неисправность, которая дает о себе знать внезапным появлением шумов при работе двигателя, локализующихся в области клапанного механизма, перебоями в работе мотора, а порой и заклиниванием клапанного механизма, как правило, является следствием либо механического удара, либо термального воздействия на клапан. Последнее может возникнуть из-за плохого теплоотвода от головки клапана, приводящего к большим напряжениям материала, которое к тому же может сочетаться с отклонениями головки клапана из-за неправильной температуры и давления в камере сгорания. Разрушение голоски клапана также может быть вызвано неправильной эксплуатацией автомобиля, при которой создаются экстремальные термические циклы с непрерывными резкими изменениями от нормальной до полной нагрузки двигателя. Поскольку воздействию обычно подвергаются сразу все клапаны, имеет смысл наряду с поврежденным проверить и остальные клапана. При этом надо убедиться еще и в правильном подборе клапанов. При необходимости дефектные клапана нужно заменить. После этого — проверить регулировку двигателя, пружин клапанов, направляющих клапанов и кулачков и при необходимости устранить все дефекты. Радиальные трещины в головке клапана могут привести к прорыву через них выхлопных газов. Тогда возникают перебои в работе двигателя, снижение компрессии и тяжелый пуск двигателя. Такое повреждение подобно сегментальному разрушению клапана, но в этом случае газы проникают через трещину в головке клапана и выжигают отверстие. Часто эта неисправность возникает вследствие воздействия чрезмерных циклических тепловых нагрузок в виде продолжительных резких тепловых колебаний с максимальной амплитудой. Также она может появиться из-за механической перегрузки после сильного удара клапана. Если обнаружена эта неисправность, нужно, опять же, проверить остальные клапаны на предмет подобных повреждений, убедиться в том, что клапаны правильно подобраны, проверить регулировки двигателя, пружин клапанов, направляющие клапанов и кулачки. А еще — провести разъяснительную беседу с автовладельцем, убедив его не допускать максимальных оборотов двигателя. Поломка стержня в месте канавки обычно происходит либо из-за неправильной сборки клапанного механизма, либо из-за неправильной его регулировки, не позволяющей клапану свободно перемещаться в его направляющей. Проявится эта поломка в сильном механическом шуме. Ее следствием может стать изгиб стержня клапана и даже отламывание кончика стержня клапана. Перед заменой клапана следует проверить седла клапанов, направляющие, пружины, поршни и цилиндры. В случае обнаружения дефекта — заменить все неисправные части.

www.remontauto.ru