Действие двигателя


Действие - двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Действие - двигатель

Cтраница 1

Действие двигателей с глубокими пазами ( рис. 138, б) - т, овано на использовании явления вытеснения тока.  [1]

Действие двигателей с глубокими пазами ( рис. 257, б) также основано на использовании явления вытеснения тока. Нижние слои стержней, расположенные дальше от поверхности ротора, охватываются значительно большим числом магнитных линий потока рассеяния 6, чем верхние ( рис. 257, г), поэтому они имеют во много раз большую индуктивность. В начале пуска в результате увеличенного индуктивного сопротивления нижних частей стержней ток проходит, главным образом, по их верхним частям. При этом используется только небольшая часть поперечного сечения каждого стержня, что приводит к увеличению его активного сопротивления, а следовательно, и к возрастанию активного сопротивления всей обмотки ротора.  [2]

Действие двигателя основано на явлении взаимодействия тока, текущего по проводнику, с магнитным полем, в котором этот проводник находится. В результате этого взаимодействия возникает механическая сила, заставляющая проводник двигаться.  [3]

Действие двигателя внутреннего сгорания основано на сжигании смеси жидкого горючего с воздухом, содержащей приблизительно 15 весовых частей воздуха на одну часть углеводородного горючего. Эта смесь сжимается до такой степени, что соотношение между горючим и воздухом становится равным от 1: 7 до 1: 12; тогда смесь воспламеняется с помощью искры, расширяется в результате взрыва и поворачивает вал двигателя во время его рабочего такта. Затем во время холостого хода обычного четырехтактного или двухтактного двигателя газообразные продукты сгорания выбрасываются в атмосферу. Выхлопные газы состоят из нескольких компонентов.  [5]

Принцип действия двигателя с глубокопазным ротором состоит в следующем.  [6]

Принцип действия двигателя следующий: стальная пружинная лента 9, навитая специальным способом, одним концом прикреплена к шкиву 10, другим свободно охватывает барабан 8, создавая крутящий момент постоянной величины, в направлении, показанном стрелкой.  [8]

Принцип действия двигателя с глубокопазным ротором состоит в следующем. При пуске, когда частота токов обмотки ротора равна частоте токов обмотки статора, индуктивное сопротивление элементарных проводников в глубине паза ( рис. 3.57 а) оказывается столь значительным, что токи в них практически не возникают. При этом в верхних слоях стержней, где полное сопротивление проводниковых нитей определяется главным образом их активным сопротивлением, плотность тока будет больше, чем в нижних. Происходит эффект вытеснения тока к поверхностным слоям беличьей клетки. При этом площадь активного ( используемого) сечения стержней будет меньше их геометрической площади, что эквивалентно увеличению активного сопротивления фазы обмотки ротора. Таким образом, начальный пусковой момент оказывается увеличенным.  [10]

Принцип действия двигателя основан на обкатывании массивным ферромагнитным телом вращения ( роликами) поверхности расточки статора против поля.  [11]

Принцип действия двигателя иллюстрирует рис. 16.16, а. Выделенные на рис. 16.16, а элементарные магнитики ротора ориентируются по полю таким образом, что северному полюсу статора N будет соответствовать южный полюс ротора S, и наоборот. Силы взаимодействия направлены по оси поля и не создают вращающего момента.  [13]

Принцип действия двигателя состоит в следующем. При отключенном двигателе пружина 10 стремится вытолкнуть ротор из статора, при этом ротор смещается влево по своей оси и тормозные колодки 7 прижимаются за счет усилия пружины к подшипниковому щиту 9, создавая тормозной момент.  [14]

Принцип действия двигателей с подводом теплоты при V const ясен из рис. 16.1, на котором изображены схема и индикаторная диаграмма четырехтактного двигателя.  [15]

Страницы:      1    2    3    4    5

www.ngpedia.ru

действие двигателя - это... Что такое действие двигателя?

 действие двигателя n

shipb. Antriebswirkung

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • действие вещества
  • действие на глубину

Смотреть что такое "действие двигателя" в других словарях:

  • время подготовки двигателя к принятию нагрузки — 3.6 время подготовки двигателя к принятию нагрузки: Общие затраты времени на приведение в действие и работу устройства облегчения пуска холодного двигателя или устройства для облегчения пуска горячего двигателя, или системы тепловой подготовки, а …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • пусковые качества двигателя — 3.1 пусковые качества двигателя: Совокупность свойств двигателя, его узлов и агрегатов, систем АТС, от которых зависит надежный пуск двигателя, обеспечивающих приведение двигателя в действие с принятием нагрузки в определенных условиях и за… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ротор газотурбинного двигателя — ротор ГТД Вращающаяся часть конструкции компрессора (каскада компрессора) и приводящей его в действие турбины, а также соединяющий их вал. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы ротор ГТД EN rotor of gas turbine engine… …   Справочник технического переводчика

  • Ротор газотурбинного двигателя — 41. Ротор газотурбинного двигателя Ротор ГТД D. Gasturbinentriebwerksrotor Е. Rotor of gas turbine engine F. Rotor du turbomoteur Вращающаяся часть конструкции компрессора (каскада компрессора) и приводящей его в действие турбины, а также… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • quattro — Это статья о системе полного привода компании Audi. Об одноименном автомобиле Audi см. Audi Quattro. О дочерней компании Audi см. quattro GmbH. Логотип quattro на передней радиаторной решётке автомобиля …   Википедия

  • Двигатель внешнего сгорания — Статья состоит из словарного определения термина. Пожалуйста, доработайте статью, приведя ее в соответствие с правилами. Подробности могут быть на странице обсуждения. В Википедии статьи, состоящие только из словарного определения, не… …   Википедия

  • Часы прибор для измерения времени — Содержание: 1) Исторический очерк развития часовых механизмов: а) солнечные Ч., b) водяные Ч., с) песочные Ч., d) колесные Ч. 2) Общие сведения. 3) Описание астрономических Ч. 4.) Маятник, его компенсация. 5) Конструкции спусков Ч. 6) Хронометры …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Часы — Содержание. 1) Исторический очерк развития часовых механизмов: а) солнечные Ч., b) водяные Ч., с) песочные Ч., d) колесные Ч. 2) Общие сведения. 3) Описание астрономических Ч. 4.) Маятник, его компенсация. 5) Конструкции спусков Ч. 6) Хронометры …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОСТ Р 41.18-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении их защиты от несанкционированного использования — Терминология ГОСТ Р 41.18 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств в отношении их защиты от несанкционированного использования оригинал документа: 2.5 ключ: Любое устройство, сконструированное и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Противоугонное устройство — устанавливаемое на кран устройство, специально предназначенное для удерживания крана при ветре, превышающем по силе (скорости) ветер рабочего состояния в произвольном месте крановых путей. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Часы — У этого термина существуют и другие значения, см. Часы (значения). Куранты Московского кремля Часы  прибор для о …   Википедия

universal_ru_de.academic.ru

Принцип действия двигателя внутреннего сгорания

Устройство автомобиля начнем изучать с главного агрегата — двигателя, или мотора. Схематический разрез двигателя можно посмотреть на рисунке 2.

А теперь остановимся немного на основных принципах работы автомобильного двигателя. На всех автомобилях установлены двигатели внутреннего сгорания. Так они называются потому, что смесь бензина и воздуха сгорает внутри двигателя.

В основе работы каждого двигателя внутреннего сгорания лежит движение поршня в цилиндре под действием давления газов, которые образуются при сгорании бензиновой смеси, именуемой в дальнейшем рабочей.

Само по себе топливо не горюче. Горят только его пары, перемешанные с воздухом. Это и является «пищей» для автомобильного двигателя или. выражаясь технически грамотно, рабочей смесью. Если поджечь эту смесь, то она мгновенно сгорает, многократно увеличиваясь в объеме. А если смесь поместить в замкнутый объем, а одну стенку сделать подвижной, то на эту стенку будет воздействовать огромное давление, которое будет двигать стенку. Рассмотрим схему одноцилиндрового двигателя, изображенную на рисунке 3.

В автомобильном двигателе замкнутым объемом с прочными стенками, о котором мы говорили выше, является цилиндр, а подвижной стенкой - поршень. Поршень под воздействием давления от сгорания рабочей смеси перемещается вниз, давит на шатун, который соединяет его с коленчатым валом. «Коленчатым» вал назван потому, что у него имеются выступы — «колена». К этим коленам и крепится шатун. Так как ось крепления шатуна располагается на некотором расстоянии от оси коленчатого вала, возникает крутящий момент, который и поворачивает весь коленчатый вал.

По принципу приготовления рабочей смеси все автомобильные двигатели делятся на две категории: с внешним смесеобразованием, или карбюраторные, и с внутренним смесеобразованием, или дизельные.

В карбюраторных двигателях воздух и пары топлива смешиваются в специальном устройстве — карбюраторе, оттуда смесь поступает в цилиндр, где воспламеняется свечой зажигания. В дизельных двигателях смесь «приготавливается» непосредственно в цилиндре, поэтому они и называются с внутренним смесеобразованием. Через специальное устройство — форсунку в цилиндр под огромным давлением впрыскивается топливо, перемешивается с поступившим ранее воздухом и самовоспламеняется от сильного сжатия. В отличие от карбюратора на образование смеси остается мало времени, поэтому не успевает произойти хорошее перемешивание, и горение получается неравномерным. Отсюда громко «рычат» двигатели грузовиков. Этот шум в основном и происходит от неравномерного сгорания рабочей смеси.

Как видно по схеме, в цилиндре, кроме движущегося поршня, есть два отверстия, которые закрываются специальными тарелочками на длинных ножках — клапанами, и устройство для розжига рабочей смеси — свеча. Название «свеча» относится к небольшой детали из металла и термостойкой керамики. В свече образуется электрическая искра, которая и поджигает смесь в цилиндре. А подробнее на конструкции свечей мы остановимся позже, когда будем рассматривать систему зажигания. Впускные и выпускные каналы, а также свеча зажигания необходимы для нормальной работы двигателя.

По впускному каналу в цилиндр поступает свежая рабочая смесь, которая поджигается свечой. А через выпускной канал отводятся образующиеся после сгорания смеси газы.

При этом в каждом отдельном случае поршень совершает определенное перемещение в цилиндре. Это носит название «такт двигателя». Тактов в автомобильном двигателе четыре. Отсюда и название — «четырехтактный двигатель».

Теперь подробнее рассмотрим все такты, так как это очень важно для дальнейшего понимания тобой процесса работы автомобильного двигателя. Сначала объясню ряд понятий, без которых невозможно наше дальнейшее знакомство с двигателем. Рассмотрим рисунок 4.

Самое верхнее и самое нижнее положения поршня в цилиндре двигателя называются «мертвыми точками». Их две — верхняя мертвая точка (ВМТ) и нижняя мертвая точка ( НМТ). Пространство, которое ограничено поршнем и стенками цилиндра, когда поршень находится в верхнем положении, называется камерой сгорания При движении от своего самого верхнего до самого нижнего положения поршень проходит расстояние, называемое ходом поршня Если умножить это расстояние на площадь поршня, то получим рабочий объем цилиндра. Сумма рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания называется полным объемом цилиндра.

Если полный объем цилиндра разделить на объем камеры сгорания, то получим очень важную характеристику — степень сжатия двигателя. Она показывает, во сколько раз уменьшается, сжимаясь в объеме, рабочая смесь перед тем, как воспламениться. Это очень важно.

В двигателе чем сильнее мы сожмем рабочую смесь, тем с большей силой она давит на поршень после воспламенения и тем большую мощность разовьет двигатель.

Но бесконечно сжимать смесь нельзя. Чем больше мы сжимаем смесь, тем выше вероятность взрыва смеси в цилиндре при воспламенении свечой. Это явление носит название детонации. Детонация очень вредна для двигателя. Она его быстро разрушает. Чтобы ее избежать, в современных двигателях с высокой степенью сжатия применяют высококачественные или высокооктановые сорта бензинов. Цифры и буквы, которые можно видеть на бензоколонках, как раз и обозначают стойкость топлива против детонации Буква «А» — это то, что бензин автомобильный, а цифра — октановое число.

Октановое число — условная единица, которая обозначает стойкость топлива к сильному сжатию. Чем больше число, тем сильнее можно сжать смесь топлива с воздухом.

Значит, этот бензин можно применять в двигателях с большей степенью сжатия. А теперь рассмотрим следующую схему ( рисунок 5 ).

На ней изображены четыре разных момента работы цилиндра, или, как мы уже говорили, такта.

Еще раз отмечу, что тактов четыре, и вместе они составляют рабочий цикл каждого цилиндра двигателя внутреннего сгорания. Поэтому он и называется четырехтактным.

Есть, правда, еще и двухтактные двигатели внутреннего сгорания, но на них мы останавливаться не будем, так как они применяются в основном на мотоциклах.

Первый такт носит название такта впуска. К началу этого такта, как и всего рабочего цикла, поршень находится в верхнем положении (ВМТ). Впускной и выпускной каналы закрыты. С началом продвижения поршня вниз, к нижнему положению (НМТ), открывается впускной клапан, и в цилиндр, под действием разрежения, создаваемого поршнем, по впускному каналу поступает рабочая смесь. По мере приближения поршня к НМТ канал постепенно перекрывается и полностью закрыт, когда поршень находится в НМТ. В течение всего этого такта цилиндр наполняется рабочей смесью, которая, как мы отметили выше, является «пищей» для двигателя.

Итак, цилиндр заполнен рабочей смесью. Теперь надо ее сжать. Для этого и существует второй такт - такт сжатия. Оба клапана закрыты, и поршень при движении от НМТ к ВМТ начинает сжимать, как пружину, рабочую смесь. При достижении поршнем ВМТ вся рабочая смесь сжата и находится в камере сгорания.

Теперь смесь нужно поджечь. Этим-то и занимается следующий, третий такт -такт рабочего хода. Оба канала по-прежнему закрыты, а сжатая смесь поджигается искрой, создаваемой свечой зажигания. Смесь быстро воспламеняется и с огромной силой давит на поршень, который перемещается вниз, к НМТ Отдав при расширении свою энергию, смесь сгорает и превращается в отработавшие газы, которые заполняют теперь весь объем цилиндра.

Во время последнего, четвертого такта происходит очистка цилиндра от отработавших газов и подготовка его к приему новой чистой рабочей смеси. Этот такт так и называется — такт выпуска. По мере подъема поршня от НМТ открывается выпускной канал, и поршень, как из насоса, выдавливает отработавшие газы из цилиндра через выпускное отверстие. Выпускной клапан закрывается по мере приближения поршня к ВМТ и полностью закрыт, когда поршень достиг ВМТ

Так заканчивается полный рабочий цикл двигателя. За тактом выпуска следует такт впуска, и все повторяется снова.

Вернемся к тактам и рабочему циклу двигателя. Только один такт из четырех дает двигателю необходимую для работы энергию. Ты, наверное, уже догадался, что это — рабочий ход. Все остальные три такта являются подготовительными или, как их называют, «холостыми». Они, как заботливые няньки наполняют цилиндр смесью, сжимают ее, очищают цилиндр. И все это для того, чтобы во время рабочего хода получить как можно больше энергии.

Но если четырехтактный двигатель будет состоять из одного цилиндра, то на нем далеко не уедешь. Для придания работоспособности на коленчатом валу двигателя располагается маховик. Это очень массивное колесо, которое получает энергию для вращения при рабочем ходе поршня. Затем, вращаясь, оно перемещает поршень при холостых ходах. Но и этой энергии недостаточно, и двигатель работает нечетко, с перебоями.

Для того, чтобы получить отлично работающий двигатель, увеличивают количество цилиндров.

В современных автомобильных двигателях количество цилиндров может быть четыре, восемь и даже двенадцать. А чтобы было понятно, для чего так делают, рассмотрим несложную диаграмму (рисунок 6).

По этой таблице хорошо виден порядок работы четырехцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. В верхней горизонтальной строке написаны номера цилиндров с первого по четвертый. А в вертикальных столбцах выписаны такты, которые происходят в каждом цилиндре. Это — рабочий ход, выпуск, впуск и сжатие. Мы имеем как бы четыре одноцилиндровых двигателя, поршни которых вращают один коленчатый вал. Только такт рабочего хода придает двигателю необходимую энергию. Клеточки с этим тактом помечены красным цветом. Получилась интересная картина: как только закончился рабочий ход в первом цилиндре, начинается тот же такт во втором, затем в четвертом и, наконец, в третьем. Потом все повторяется сначала.

Получается, что каждый поршень, отдав свою энергию коленчатому валу, как бы «передает эстафету» другому. Так что на вал двигателя постоянно поступает необходимая для вращения энергия.

Цилиндры, как дружные братья, помогают друг другу преодолеть холостые, подготовительные такты. Последовательность чередования рабочих тактов в цилиндрах носит название порядка работы двигателя. Так, в нашем случае это 1 -2- 4-3.Чем больше цилиндров в двигателе, тем стабильнее поток энергии, сообщаемой коленчатому валу, тем равномернее вращение вала и устойчивее работает двигатель автомобиля. Но, правда, и тем сложнее устройство двигателя.

Несколько слов скажем о дизельном двигателе. В принципе в его цикле присутствуют те же такты, что и в карбюраторном, но с небольшими изменениями. В такте впуска в цилиндр поступает не рабочая смесь, а чистый воздух, который и сжимается в такте сжатия. А после сжатия происходит не воспламенение смеси искрой, а впрыск в цилиндр топлива под большим давлением. Для этого вместо свечи зажигания устанавливается форсунка. Это как бы маленький насос. Происходит перемешивание топлива с воздухом и мгновенное воспламенение полученной смеси. Затем совершается рабочий ход.

"Устройство автомобиля просто и понятно для всех" 2008 г.

carused.narod.ru

Принцип действия двигателя внутреннего сгорания - Двигатель - Каталог статей

Преобразование химической энергии топлива, сжигаемого в цилиндре двигателя, в механическую работу совершается с помощью газообразного тела – продуктов сгорания жидкого или газообразного топлива. Под действием давления газов поршень совершает возвратно-поступательное движение, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала с помощью кривошипно-шатунного механизма ДВС.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давле-ние расширяющихся газов при такте сгорание — расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.Кривошипно-шатунный механизм состоит из:• блока цилиндров с картером;• головки цилиндров;• поршней с кольцами;• поршневых пальцев;• шатунов;• коленчатого вала;• маховика;• поддона картера.Блок цилиндров отливают заодно с картером. И он является базисной деталью двигателя, к которой крепятся кривошипно-шатунный, газораспределительный механизмы и все навесные приборы и агрегаты двигателя.Изготовляют его из серого чугуна, реже из алюминиево-го сплава силумина. В отливке блок-картера выполнены по-лости для смывания охлаждающей жидкостью стенок гильзцилиндров. Сами же гильзы могут быть вставными, изго-товленными из жаростойкой стали или же отлитыми заоднос чугунным блок-картером. Блоки из алюминиевых сплавовизготовляются только со вставными гильзами. Внутренняяповерхность гильз служит направляющей для перемещенияпоршня, она тщательно шлифуется и называется зеркалом.Уплотнение гильз осуществляется с помощью колец из специальной резины или меди. Вверху уплотнение гильз достигается за счет прокладки головки цилиндров. Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в верхнюю их часть, как работающую в наиболее тяжелых условиях (высокая температура и агрессивная газовая среда), коротких тонкостенных вставок из кислотоупорного чугуна. Этим достигается снижение износа верхней части гильзы в четыре раза.Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали, уплотненным прокладкой из картона или пробковой крошки. Поддон используется в качестве резервуара для моторного масла и служит защитой картера от попадания грязи и пыли.Головка цилиндров закрывает цилиндры сверху. На нейразмещены детали газораспределительного механизма, камеры сгорания, выполнены отверстия под свечи или форсунки, запрессованы направляющие втулки и седла клапанов. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.Для создания герметичности плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотнена стальными илисталеасбестовыми прокладками, а крепление осуществляется шпильками с гайками.

Головки отлиты из алюминиевого сплава (AЛ-4) иличугуна. Сверху они накрыты клапанной крышкой из штампованной стали или алюминиевого сплава, уплотненной пробковой или маслобензостойкой резиновой прокладкой.Двигатели с однорядным расположением цилиндровимеют одну головку цилиндров, двигатели с V-образнымрасположением имеют отдельные головки на каждый рядцилиндров, либо на группу из нескольких цилиндров, либоотдельную головку на каждый цилиндр.Поршень воспринимает давление расширяющихся газовпри рабочем такте и передает его через поршневой палец ишатун на коленчатый вал двигателя. Представляет собойперевернутый днищем вверх цилиндрический стакан, отлитый из высококремнистого алюминиевого сплава.Поршень имеет днище, уплотняющую и направляющую(юбку) части (рис. 5). Днище и уплотняющая часть составляют головку поршня, в которой проточены канавки для поршневых колец. Днище поршня с головкой цилиндров формируют камеру сгорания и работают в крайне тяжелых температурных условиях из-за недостаточного охлаждения. Для некоторых моделей двигателей поршни изготовляют со вставкой из специального жаропрочного чугуна для верхнего компрессионного кольца и выполняют в днище поршня тороидальные камеры сгорания с выемками для предотвращения касания днища поршня с клапанами. Ниже головки выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются бобышки с отверстиями под поршневой палец.Конструкция поршня должна исключать его заклинивание при тепловом расширении работающего двигателя.С этой целью головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, которую изготовляют овальной формы сбольшой осью, перпендикулярной оси поршневого кольца.В некоторых поршнях юбка имеет разрез, предотвращающий заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. На юбку поршня может наноситься коллоидно-графитовое покрытие для предохранения от задиров зеркала цилиндра и улучшения приработки.Поршневые кольца устанавливаются двух типов: компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца служат для уплотнения поршня в гильзе цилиндра и предотвращения прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя. Маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла с зеркала цилиндра и не допускают его попадания в камеру сгорания.Поршневые кольца изготовляются из белого чугуна, амаслосъемные могут быть выполнены из стали. Для повышения износостойкости верхнее компрессионное кольцо подвергается пористому хромированию, а остальные для ускорения приработки покрыты слоем олова или молибдена.Кольца имеют разрез (замок) для установки на поршень.Количество компрессионных колец, устанавливаемых напоршнях, может быть неодинаково для различных моделей двигателей, обычно два или три кольца. Маслосъемные кольца устанавливаются по одному на поршень. Онисостоят из четырех элементов: из двух стальных разрезныхколец, одного стального гофрированного осевого и одногорадиального расширителей.Поршневые кольца могут иметь различную геометрическую форму. Компрессионные кольца могут быть прямоугольного сечения, иметь коническую форму и выточкуна верхней внутренней кромке кольца. Маслосъемные кольца также имеют различную форму: коническую, скребковую и пластинчатую с расширителями. Кроме того, маслосъемные кольца имеют сквозные прорези для проходамасла через канавку внутрь поршня. Канавка поршня для маслосъемного кольца имеет один или два ряда отверстийдля отвода масла.Поршневой палец плавающего типа обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном и удерживается отосевого смещения в бобышках поршня стопорными кольцами. Палец имеет форму пустотелого цилиндра, изготов-лен из хромоникелевой стали. Поверхность его упрочненацементацией и закалена токами высокой частоты.Шатун служит для соединения поршня с коленчатымвалом двигателя и для передачи при рабочем ходе давления расширяющихся газов от поршня к коленчатому валу.Во время вспомогательных тактов от коленчатого вала через шатун приводится в действие поршень.Шатун состоит из верхней неразъемной головки с запрессованной втулкой из оловянистой бронзы иразъемной нижней головки, в которую вставлены тонкостенные стальные вкладыши, залитые слоем антифрикционного сплава. Головки шатуна соединяются стержнем двутаврового сечения. Нижняя разъемная головка шатуна с помощью крышки закрепляется на шатунной шейке коленчатого вала. Шатун и его крышки изготовлены из легирован-ной или углеродистой стали.Крышка обрабатывается в сборе с шатуном. Номер нашатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну сторону. При сборке V-образных двигателейнеобходимо помнить, что шатуны правого ряда цилиндров обращены номерами назад по ходу автомобиля, а левого ряда — вперед и совпадают с надписью на поршне«Вперед».Нижняя головка шатуна и крышка соединяются болта-ми и шпильками со специальными стопорными шайбами.Гайки имеют резьбу несколько отличную от резьбы шпилек и болтов, что обеспечивает самостопорение резьбовогосоединения.Вкладыши нижней головки шатуна выполнены из стальной или сталеалюминиевой ленты, покрытой антифрикционным слоем. В качестве покрытия используют свинцовые сплавы, свинцовистую бронзу или алюминиевый сплав АМО-1-20.От проворачивания в нижней головке шатуна вкладышиудерживаются выступами (усиками), которые фиксируютсяв канавках, выфрезерованных в шатуне и его крышке.Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемыешатунами от поршней, и преобразует их в крутящий момент, который через маховик передается агрегатам трансмиссии автомобиля.Коленчатый вал состоит из шатунных и коренных шеек, соединенных щеками с противовесами, фланцадля крепления маховика. На переднем кольце коленчатоговала (носок) имеются шпоночные пазы для закрепления распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также отверстие для установки храповика пусковой рукоятки. Шатунная шейка со щеками образует кривошип (или колено) вала. Расположение кривошипов обеспечиваетравномерное чередование рабочих ходов поршня в различных цилиндрах.Коленчатые валы штампуют из стали или отливают извысокопрочного магниевого чугуна. Шейки выполняютсяполыми для уменьшения центробежных сил и используются как грязеуловители для моторного масла. Шейки коленчатого вала шлифуют и полируют, поверхность закаливается токами высокой частоты. Щеки вала имеют сверления для подвода масла к трущимся поверхностям коренных и шатунных шеек коленчатого вала.Коленчатые валы, у которых каждая шатунная шейкаимеет с двух сторон коренные шейки, называются полноопорными.Продольное перемещение коленчатого вала при его тепловом расширении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами, которые устанавливаются по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в вытачке задней коренной опоры вала.Для предотвращения утечки масла на концах коленчатого вала устанавливаются маслоотражатели и сальники. Предусматриваются также маслосгонные спиральные канавки и маслоотражательный буртик.Вкладыши коренных подшипников имеют такую же конструкцию, как и вкладыши шатунных подшипников. У двигателей с блоками, выполненными из алюминиевых сплавов, крышки коренных подшипников выполняют из чугуна для предотвращения заклинивания коленчатого вала при низких температурах.Крышки коренных подшипников растачивают совместно с блоком цилиндров и при сборке двигателя их устанавливают только на свои места, не меняя положения.Маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, вывода поршней из мертвых точек, облегчения пуска двигателя и способствует плавному троганиюавтомобиля с места.Маховик представляет собой массивный диск, отлитыйиз чугуна, на обод которого напрессован стальной зубчатыйвенец, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя. Для исключения нарушения установочной балансировки маховик крепится болтами к фланцу коленчатого вала на несимметрично расположенныхштифтах.Поддон картера является резервуаром для моторногомасла и предохраняет картер двигателя от попадания пылии грязи.Поддон штампуют из листовой стали или отливают изалюминиевых сплавов. Для герметизации плоскости разъема между картером и поддоном устанавливают пробковыеили маслобензостойкие прокладки. Поддон крепится болтами или шпильками. Крепление двигателя к раме или несущему кузову должно быть надежным и амортизировать толчки, возникающие при работе двигателя и движении автомобиля. В качестве опор применяют специальные кронштейны (лапы), подкоторые устанавливают одну или две резиновые подушкиили пружины. Двигатели могут быть закреплены на раме втрех или четырех точках. Часто для фиксации двигателяиспользуются тяги или скобы.

avtospravochnik.at.ua


Смотрите также