Общее диагностирование двигателя. Диагностирование двигателя автомобиля


Общее диагностирование двигателя.

Поиск Лекций

Лабораторная работа №1

1. Тема: Диагностирование двигателя в целом.

2. Цель: Изучить технологический процесс общего диагностирования контрольным осмотром, прослушиванием, а также уметь проверять работоспособность двигателя и его систем по встроенным приборам.

3. Задачи: Получить навыки по диагностированию двигателя в целом.

 

4. Студент должен знать:

Способы проверки технического состояния двигателя наружным осмотром, диагностиче­ские параметры, технику безопасности при диагностировании двигателя.

Должен уметь:

Проверять техническое состояние двигателя по встроенным приборам и прослушиванием во время его работы.

Методические указания для студентов при подготовке к

Занятию.

5.1 Литература:"Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" Епифанов."Автомобили" Богатырев "Устройство и эксплуатация транспортных средств" Роговцев и д.р.

5.2 Вопросы для повторения:

- устройство основных систем двигателя автомобиля;

- основные неисправности возникающие в механизмах и системах двигателя и способы их устранения .

Контроль и коррекция знаний (умений) студентов.

Довести меры техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

6.2. Методические указания по выполнению работы:

6.2.1. Контрольный осмотр двигателя и его прослушивание.

ТО двигателя начинается с контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности , наличия подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверки крепления двигателя и проводов (системы зажигания).

Следующим элементом осмотра является опробывание двигателя пуском. При этом проверяют легкость пуска, наличие дымления на выпуске, прослушиванием обнаруживаются резкие шумы и стуки. Одновременно проверяются равномерность и устойчивость работы двигателя на различной частоте вращения коленчатого вала, плотность креплений и соединений системы выпуска (прорыв газов) и показания контрольных приборов. Продолжительность одного пуска должна быть не более 20с. Повторный пуск проводится через 1-2 мин.

Контрольный осмотр двигателя позволяет выяснить его очевидные дефекты без применения диагностических средств и приступить к операциям обслуживания или ремонтным воздействиям.

 

Признаки неисправности Структурные изменения Способы диагностики и устранения дефектов
1. Падение мощно-сти двигателя, уве-личенный расход топлива и масла, дымный выхлоп. Износ или зазор цилиндров, износ поршневых колец, потеря ими упру-гости, поломка Замерить: мощность двигате-ля, утечку сжатия воздуха, прорыв газов в картере, давление такта сжатия, угар масла. При необходимости заменить элементы.
2. Стук поршней Износ юбок поршней. Прослушать двигатель стетоскопом.
3. Пульсирующее дымление из венти-ляционной трубки Трещины или прогар поршней в дизелях. Замерить давление конца такта сжатия; Заменить поршни.
4. Неравномерная работа двигателя, вода на электродах свечей. Нарушение герме-тичности проклад-ки головки. Замерить утечку сжатия воздуха. Заменить прокладку.
5. Резкие стуки в двигателе, не исче-зающие при позд-нем зажигании. Износ вкладышей шатунных подшипников. Прослушать двигатель стетоскопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши.
6. Частые и редкие стуки в двигателе при пуске и движе-ний с высокими скоростями. Износ вкладышей шатунных подшипников. Прослушать двигатель стето-скопом, определить суммарный зазор, заменить вкладыши.
7. Резкие глухие стуки, хорошо слы-шимые при отпу-скании педали сцепления. Износ вкладышей коренных подшипников. Определить давление масла, при необходимости заменить масло. Определить износ, заменить вкладыши.
8. Чрезмерные сту-ки, слышимые на всех режимах работы двигателя. Выплавление вкла-дышей шатунных и коренных подшипников. Давление масла равно нулю, коленвал шлифовать.

Общее диагностирование двигателя.

Общее диагностирование двигателя производится по диагностическим параметрам, характеризующим общее техническое состояние двигателя, без выявления конкретной неисправности.

 

Такими параметрами являются:

мощность двигателя (или крутящий момент при определенной частоте вращении коленчатого вала), расход топлива и масла (угар).

Представление о техническом состоянии и, в частности, кривошипно-шатунного механизма может дать падение давления в системе смазки, угар (расход) масла и топливная экономичность в эксплуатации, которые выявляются на основании ежедневного учета или испытания пробегом.

 

 

Снижение давления масла ниже 0,04-0,05 МПа при малой частоте вращения коленчатого вала прогретого карбюраторного двигателя и 0,1 МПа дизельного двигателя указывает (при исправной системе смазки) на недопустимый износ подшипников двигателя. При 1000 об/мин давление в масляной системе карбюраторного двигателя по манометру должно быть не мене 0,1 МПа. Соответственно для дизельного двигателя эти величины составляют 0,4-0,7 МПа и 2100 об/мин.

Прослушивая двигатель при работе выявляют некоторые дефекты до проведения углубленной диагностики. Зоны прослушивания указаны на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Зоны прослушивания двигателя для определения дефектов различ

ных деталей: 1 – клапанов; 2 – поршневых пальцев, шатунных подшипников; 3 – Распределительных зубчатых колец; 4 – коренных подшипников; 5 - подшипников распределительного вала.

 

Для прослушивания двигателей используют различные стетоскопы рис.11.2.

 

 

Рис. 11.2. Стетоскопы: а — механический; б — электронный; / — стержень; 2 — мембрана; 3 — резиновые трубки; 4 — слуховые наконечники; J — пружинная пластина; 6— телефон-наушник.

 

Угар масла в исправном мало изношенном двигателе может составлять 0,5-1% от расхода топлива. Определяется он по фактическому расходу при эксплуатации. При значительном общем износе двигателя может достигать 4% и более от расхода топлива и сопровождаться дымлением. Для карбюраторных двигателей расход масла не должен превышать 3,5%, а для дизельных 5% от расхода топлива.

Топливная экономичность определяется методами ходовых и стендовых испытаний, а также по расходу топлива автомобилем на основании ежедневного его учета и сравнения с нормативными значениями. Однако, учитывая большое количество факторов, влияющих на расход топлива, последний метод может лишь ориентировочно отражать общее техничес-кое состояние двигателя.

6.3. Контрольные вопросы:

- контрольный осмотр двигателя и его прослушивание;

- проверка работоспособности систем двигателя по встроенным

приборам.

 

Работу провел студент:

Работу принял руководитель:

Работу провел студент:

Работу принял руководитель:

 

Лабораторная работа №1

 

Контрольный осмотр двигателя.

Автомобиль (марка):

Двигатель (марка):

1. Контрольный осмотр двигателя:

1.1. Наличие подтеканий:

- охлаждающая жидкость:

- масло: -топливо:

 

1.2.Состояние и крепление проводов системы зажигания:

1.3.Состояние крепления приборов системы питания (карбюратора,бензонасоса, фильтра тонкой очистки топлива, топливопроводов):

1.4.Состояние натяжения ремня генератора и крепления генератора:

1.5. Проверка уровня охлаждающей жидкости и масла:

2. Запуск двигателя, прогрев и прослушивание. 2.1. Легкость запуска двигателя:

2.2. Прогрев до рабочей температуры и контроль давления масла в системе смазки:

- на минимальных оборотах холостого хода:

t0охл.ж.= Pмасла=

- на средних оборотах холостого хода:

t0охл.ж.= Pмасла=

Давление Масла (соответствует или не соответствует установленным требованиям):

2.3. Определение повышенных шумов и вибраций при работе (в области ГРМ, в области КШМ, работают ли все цилиндры двигателя):

2.4. Определение дымности выпуска отработавших газов:

2.5. Определение исправности работы генератора и реле-регулятора по встроенным приборам:

2.6. Определение исправной работы термостата:

3. Заключение (сделать вывод об исправности двигателя):

 

 

Работу провел студент:

Работу принял руководитель:

poisk-ru.ru

Методы диагностирования | Диагностирование автомобиля

Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные. В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов. Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.

Субъективные методы

Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:

  • визуальный
  • прослушивание работы механизма
  • ощупывание механизма
  • заключение о техническом состоянии на основании логического мышления

Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:

  • нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. — по течи топлива, масла, экс­плуатационных жидкостей
  • неполное сгорание топлива — по дымлению из выхлопной трубы
  • подтекание форсунок — по повышению уровня масла в под­доне картера двигателя и т.д.

Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:

  • увеличенный зазор между клапанами и коромыслами ме­ханизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного ме­ханизма
  • повышенный износ шатунных и коренных подшипников — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного ме­ханизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
  • чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топли­ва — по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем — «мягкая»)
  • неисправности сцепления автомобиля — по шуму и стукам при переключении передачи и др.

Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:

  • ослабление креплений — по относительному перемещению деталей
  • неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей — по чрезмерному их нагреву
  • неисправности рулевого механизма — по толчкам на руле­вом колесе и др.

На основании логического мышления можно сделать заклю­чение о следующих неисправностях:

  • топливной аппаратуры — затруднен пуск двигателя
  • системы охлаждения — двигатель перегревается и др.

Объективные методы

Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.

Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для исполь­зования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.

В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.

Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам экс­плуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные экс­плуатационные качества автомобиля:

  • тормозные
  • мощностные
  • топливную экономичность
  • устойчивость и управляемость
  • на­дежность
  • удобство пользования
  • и т.д.

Методы II группы базируются на объективной оценке гео­метрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаим­ное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диаг­ностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей. Структурными па­раметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапан­ном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др. Диагностиро­вание по структурным параметрам производится с помощью из­мерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также спе­циальных устройств. Преимущество методов этой группы — возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки — большая трудоемкость, малая тех­нологичность.

К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оцен­ке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и аг­регатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:

  • камеру сгорания
  • герметичность которой зависит от состояния цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения
  • систему охлаждения
  • систему питания двигателя
  • шины
  • гид­равлические и пневматические приборы и механизмы

По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения.

При создании средств технического диагностирования транс­портных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида:

  1. методы, оценивающие колебания напряжения в электри­ческих цепях
  2. методы, оценивающие параметры виброакустических сиг­налов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.д.)
  3. методы, оценивающие пульсацию давления в трубопрово­дах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для ди­агностирования дизельной топливной аппаратуры)

Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирова­ния системы зажигания двигателя по характерным осциллограм­мам напряжений в первичной и вторичной цепях. Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследова­ния. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии системы зажигания. По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.

Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транс­портных средств.

Одним из таких методов является диагностирование по перио­дически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем. Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются. Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или пока­зывающий прибор.

Определенное место занимают методы, оценивающие по фи­зико-химическому составу отработавших эксплуатационных ма­териалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п. Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли харак­теризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Общее диагностирование двигателя

Двигатель — это наиболее сложный и важный агрегат автомобиля, от состояния которого зависят многие технические, экономические и надежностные показатели работы.

Во время работы элементы двигателя подвергаются износу (нарушение герметичности надпоршневого пространства, уплотнение головки блока цилиндров и т.д.). В результате ухудшается наполнение цилиндров топливно-воздушной смесью, снижается давление сжатия и, как следствие, изменяется объемный КПД двигателя, уменьшаются развиваемая мощность и крутящий момент, ухудшается топливная экономичность, увеличивается расход моторного масла, повышается токсичность отработавших газов.

Неисправности и отказы по двигателю в основной возникают в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах, системах питания, зажигания, охлаждения и смазки.

Таблица. Распределение неисправностей двигателя и трудоемкость их устранения, %

Механизмы и системы Неисправности Трудоемкость
Кривошипно-шатунный механизм 19 45
Газораспределительный механизм 4 7
Система охлаждения 10 6
Система смазки 2 2
Система питания 14 14
Система зажигания 51 26

В целом количество отказов и неисправностей двигателей в общей структуре отказов автомобиля может достигать для отдельных моделей до 35…55 %.

Таблица. Распределение отказов и неисправностей по автомобилю MA3-5432, %

Наименование узла, агрегата Отказы и неисправности
Двигатель и его системы 46,9
Подвеска, колеса, шины 12,4
Тормозная система 10,4
Рулевое управление 7,4
Коробка передач 6,6
Центральный редуктор 4,9
Сцепление 4,4
Колесная передача 2,7
Аккумуляторная батарея 2,3
Карданная передача 2,0

В связи со случайным характером возникновения отказов невозможно точно предугадать момент их наступления, поэтому целесообразно регулярно контролировать техническое состояние двигателя.

ДЛЯ проверки работоспособности и прогнозирования безотказности работы автомобильного двигателя в соответствии с ГОСТ 23435-79 «Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров» используются следующие параметры:

  • эффективная мощность двигателя (или изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении каждого из цилиндров, ускорение вращения коленчатого вала при разгоне без нагрузки, характеристики вибрации, шума или звука)
  • давление масла в главной масляной магистрали
  • удельный расход топлива
  • токсичность отработавших газов для бензиновых двигателей
  • дымность отработавших газов для дизелей

ustroistvo-avtomobilya.ru

Диагностирование двигателя и его систем

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Диагностика технического состояния автомобиля

Диагностирование двигателя и его систем

Двигатель диагностируют на посту, оборудованном стендом модели К-409М (для легковых автомобилей), К-424, СД-ЗМ или КИ-4856 (для грузовых автомобилей), различными приборами и инструментами.

Ведущими колесами автомобиль устанавливают на ролики стенда. Под передние колеса устанавливают упоры (башмаки) против самопроизвольного движения автомобиля вперед в процес-се диагностирования. Затем ставят вентилятор против радиатора автомобиля. Пускают и прогревают двигатель автомобиля, включают стенд и его вентилятор. Проверяют устойчивость работы двигателя на малых оборотах холостого хода, надежность работы на основных и переходных режимах, прослушивают его с помощью стетоскопа на всех режимах; стуки в двигателе не допускаются. Если двигатель работает неустойчиво на малых оборотах, то регулируют систему холостого хода карбюратора. При обнаружении стуков прослушивают двигатель в зонах расположения подшипников, поршней, клапанов, распределительных шестерен с целью определения места и причины возникновения стуков и рекоменда* ций по их устранению.

Для этого вначале резко изменяют частоту вращения коленчатого вала двигателя. Если при этом вблизи плоскости разъема картера прослушиваются сильные глухие низкого тона стуки, значит чрезмерно изношены коренные подшипники; более звонкие стуки, усиливающиеся при увеличении оборотов, появляются при л чьшем износе шатунных подшипников. Незвонкие, приглушение стуки в верхней части блока цилиндров, появляющиеся на малых оборотах или под нагрузкой, служат симптомами повышенных износов поршней, поршневых колец. Четкие, звонкие стуки в зоне клапанов, прослушиваемые при малых оборотах на прогрел ом двигателе, свидетельствуют об увеличенных тепловых зазорах между стержнем клапана и носком коромысла (тарелкой толкателя).

При наличии стуков диа!ностирование двигателя прекращают, автомобиль направляют в зону ТО или ТР.

Общую оценку технического состояния двигателя на стендах производят по максимальной мощности или максимальному крутящему моменту, снимаемым с ведущих колес автомобиля в их контакте с роликами. Включают прямую передачу; двигателем раскручивают ролики стенда и колеса автомобиля до заданной скорости. Для автомобилей ГАЗ-БЗА и ЗИЛ-130 она равна 50 км/ч, для легковых автомобилей 80 км/ч. Постоянно поддерживая эту скорость, медленно открывают дроссельную заслонку и одновременно увеличивают нагрузку на двигатель путем торможения ведущих колес роликами стенда. Когда дроссельная заслонка полностью открыта, дают наибольшую нагрузку на двигатель, т. е. до момента резкого уменьшения скорости. По показанию прибора стенда, зафиксированному в это время, определяют максимальную мощность или тяговую силу (крутящий момент) двигателя.

Мощность на ведущих колесах автомобилей типа FA3-53A и ЗИЛ-130 при испытании на стенде модели КИ-4856 не должна быть соответственно менее 48 и 56 л. с. Эти значения установлены при потерях мощности на прокручивание ведущих колес и трансмиссии со скоростью 40 км/ч при выключенном двигателе и нейтральном положении рычага коробки передач, равных соответственно 17 л. с. и 26. Вращение колес при этом осуществляется от роликов стенда. Потери мощности могут оказаться увеличенными из-за притормаживания колес при сильно затянутых подшипниках ступиц колес, отсутствия зазора между тормозными барабанами и накладками колодок, из-за чрезмерного износа шестерен и подшипников трансмиссии.

Если мощность на ведущих колесах, развиваемая двигателем, оказалась ниже нормативной, то вначале проверяю! правильность установки опережения зажигания. Для этого при работающем двигателе и включенной прямой передаче поворачивают предварительно освобожденный корпус прерывателя до тех пор, пока на приборе стенда не будет достигнуто наибольшее показание, т. е. максимальная нагрузка на двигатель при заданной скорости ведущих колос.

Мощность каждого цилиндра двигателя проверяют с помощью прибора Э-216. Подключают прибор к системе зажигания и доводят обороты коленчатого вала до скорости, соответствующей максимальной мощности двигателя. Переключателем прибора поочередно выключают зажигание каждого цилиндра. По величине уменьшения оборотов определяют эффективную мощность каждого цилиндра. Чем хуже состояние цилиндров, тем меньшее изменение оборотов вызывает его выключение. Выключение одного цилиндра у шестицилиндрового двигателя должно уменьшать частоту вращения коленчатого вала не менее чем на 10%.

В отдельных цилиндрах мощность может уменьшиться из-за неплотности прилегания клапанов к гнездам, большого износа поршневых колец и зеркала цилиндра, повреждения прокладки головки блока цилиндров и по другим причинам.

Общую герметичность цилиндров оценивают приближенно с помощью компрессометра модели К-179. После прогрева двигателя до 60—70 °С его выключают и вывертывают свечи. Полностью открывают воздушную заслонку карбюратора. Поочередно прижимая резиновый наконечник компрессометра к отверстию для свечи, прокручивают стартером коленчатый вал двигателя и определяют по шкале прибора давление в конце такта сжатия каждого цилиндра.

Диагностирование системы питания двигателя начинают с тщательного осмотра мест возможного подтекания топлива — карбюратора, бензонасоса, штуцеров и других деталей узлов соединения. При обнаружении подтеканий топлива подтягивают соответствующие детали. Если устранение подтекания топлива требует выполнения работ трудоемкостью более 10 чел-мин, то диагностирование двигателя прекращают, автомобиль направляют в ремонт.

Расход топлива определяют с помощью расходомера и стенда модели К-424. Включают расходомер в топливную сеть автомобиля между карбюратором и бензонасосом. Пускают двигатель, включают прямую передачу и полностью открывают дроссельную заслонку. Включают стенд, нагружая им двигатель, устанавливают скорость 50 км/ч для грузовых автомобилей. Рукоятку крана расходомера переводят в положение «замер». Определяют расход топлива за 30—60 с работы. Отключают расходомер, выключают двигатель и стенд. Часовой расход топлива (в кг/ч) подсчитывают путем умножения полученного результата измерения на 3,6 и деления на время работы двигателя при контроле. Часовой расход топлива не должен быть более 22 кг/ч для автомобиля ГАЗ-63А и 25 кг/ч для автомобиля ЗИЛ-130. При повышенном расходе топлива проверяют состояние элементов системы питания.

Бензонасос проверяют с помощью прибора модели 527Б или К-436, которые присоединяют к топливной магистрали между насосом и карбюратором.

Содержание СО определяют с помощью прибора модели И—СО или модели НИИАТ-К.456. После 4 раз прокачки заборника прибора чистым воздухом вводят в прибор чистый воздух через штуцер «вход». Поставив переключатель прибора в положение «контроль», нажимают на кнопку «накал»; устанавливают реостатом «ток» стрелку против контрольной точки. Затем переключатель ставят в положение «анализ», нажимают кнопку «накал», устанавливают реостатом стрелку на нулевое деление шкалы.

Пускают двигатель, устанавливают малые обороты холостого хода и открывают полностью воздушную заслонку карбюратора. Заборником берут из глушителя автомобиля пробу отработавшего газа и вводят ее в прибор через штуцер и «вход». Нажимают кнопку «накал», снимают показания с прибора. Для получения более надежного результата контроля такую проверку производят 3—4 раза подряд. Затем увеличивают обороты холостого хода до 2200 об/мин и проверяют содержание СО 3—4 раза на этом режиме работы двигателя.

Увеличенное содержание СО на малых оборотах возникает при нарушении работы системы холостого хода, и на больших оборотах— при отклонениях от нормы работы главной дозирующей системы или негерметичности клапанов экономайзера и насоса-ускорителя карбюратора, а также неисправностей системы зажигания.

Уровень бензина в поплавковой камере карбюратора проверяют с помощью резинового шланга, снабженного резьбовым штуцером и стеклянной трубкой диаметром 10 мм, с нанесенными на ней мерными рисками. Вывертывают сливную пробку поплавковой камеры и вместо нее устанавливают штуцер. Заполняют кабрюратор топливом. Измеряют расстояние от уровня бензина в стеклянной трубке до плоскости разъема поплавковой камеры. Это расстояние должно быть для карбюратора модели К-125 («Запорожец») 17—19 мм, модели К-124Г (ГАЗ-21 «Волга») —20 мм; модели К-59 («Москвич-407») —21—23 мм; модели К-126Б (ГАЗ-53А) — 19—21 мм; модели К-88 (ЗИЛ-130) — 18—19 мм. При замере верхний конец стеклянной трубки должен быть выше плоскости разъема поплавковой камеры.

При наличии в поплавковой камере смотрового окна уровень бензина определяют по имеющимся рискам.

Систему смазки проверяют на герметичность путем осмотра соединений трубопроводов, масляных фильтров, сальников, карте-Ра Двигателя, крышки распределительных шестерен и определения давления масла, развиваемого насосом при работе прогретого двигателя. Подтекания масла не допускается. Давление не должно быть менее 1 кг/см2 у автомобиля ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 при работающем двигателе.

Техническое состояние системы охлаждения вначале определияют осмотром мест возможного подтекания охлаждающей жидкости в соединениях патрубков, радиаторе, водяной рубашке двигателя и др. Подтекание охлаждающей жидкости не допускается. При наличии подтекания жидкости подтягивают хомутики креплений шлангов. Работы по устранению подтекания жидкости трудоемкостью более 10 чел-мин выполняют в зоне ТО и ТР.

При отсутствии видимых мест подтекания герметичность системы охлаждения определяют опрессовкой с помощью прибора модель К-437.

Эффективность действия системы охлаждения оценивают стабильностью поддержания температуры охлаждающей жидкости около 85 °С при нормальной работе двигателя, а также по разности температур в верхнем и нижнем бачках радиатора (разность не должна быть менее 12 °С). Наиболее частой возможной причиной ухудшения эффективности действия системы охлаждения могут быть отложение накипи, снижение производительности водяного насоса из-за ослабления натяжения приводных ремней насоса.

Натяжение приводных ремней двигателя проверяют с помощью приспособления модели НИИАТ К-403 при неработающем двигателе. Прогиб ремня при определенных усилиях, прилагаемых в его средней части, должен быть в пределах нормативных значений.

Техническое состояние системы зажигания определяют с помощью стенда модели Э-205 и комплекта инструмента электрика-карбюраторщика модели И-102. Подключают стенд к электросети и схеме электрооборудования автомобиля, устанавливают электропривод управления педалью газа в кабине автомобиля.

Для проверки аккумуляторной батареи без нагрузки включают зажигание и ставят переключатель в положение «батарея». Вольтметр стенда должен показать напряжение не ниже 12 В. Для проверки аккумуляторной батареи под нагрузкой стартером включают стартер в цепь батареи нажатием на кнопку «пуск», снимают показания с вольтметра. Напряжение должно быть не ниже 10,2 В.

Стартер в режиме полного торможения проверяют при включении прямой передачи и тормозов автомобиля. Нажимают кнопку «пуск» и фиксируют показания амперметра и вольтметра. Потребляемые стартером ток и напряжение должны соответствовать нормативным данным.

Для проверки состояния контактов прерывателя вначале их замыкают, поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой. Затем переключатель стенда устанавливают в положение «контакт» и включают зажигание. Вольтметр стенда должен показывать уменьшение напряжения на контактах прерывателя не более чем на 0,1 В. При большем падении напряжения необходимо зачистить контакты.

Проверка генератора:— в режиме двигателя. Снимают приводной ремень. Включают реостат нагрузки и устанавливают переключатель стенда н положение «реж. дв.» и нажимают на кнопку «реж. дв.». Ток, потребляемый генератором, по показанию амперметра не должен быть более 5 А. Надевают ремень на шкив генератора;— на начало отдачи. Ставят переключатель стенда в положение «генератор», а переключатель тахометра в положена 1200 об/мин». Пускают двигатель включением кнопки «пуск» и с помощью кнопки «больше» увеличивают обороты вала двигателя, наблюдая по показаниям тахометра число оборотов, при котором генератор развивает номинальное напряжение. Это число оборотов должно быть у генератора ГАЗ-53А 705 об/мин и ЗИЛ-130 815 об/мин;— на полную отдачу. Переключатель оставляют в том же положении «генератор», а переключатель тахометра ставят в положение «600 об/мин». Включают реостат нагрузки и поворачивают его рукоятку на несколько оборотов. Нажимая соответственно кнопки «больше» и «меньше», устанавливают скорость вращения ротора генератора, при которой достигаются номинальные значения тока и напряжения.

При номинальном токе 28 А скорость вращения ротора генератора должна быть не менее 1240 об/мин для ГАЗ-53А и 1430 об/мин для ЗИЛ-130.

Проверку реле-регулятора начинают с контроля регулятора напряжения. Переключатель стенда ставят в положение «РН», реостатом устанавливают 50% номинальной нагрузки генератора и доводят обороты вала двигателя до 1500—2000 об/мин. Показания вольтметра стенда должны быть 13,5 В для южных районов, 14,2 В для центральных и 15 В для северных.

Ограничитель тока проверяют при положении переключателя «ОТ» и увеличении нагрузки на генератор.

Реле обратного тока проверяют при положении переключателя «РОТ» и нагрузке генератора, равной 10 А. Плавно увеличивая обороты вала стенда, фиксируют по вольтметру максимальное напряжение, при котором происходит включение реле. Это напряжение для южных районов должно быть 11,8—12,2 В, центральных 12—12,5 В и северных 12,5—13 В.

Первичную цепь зажигания проверяют при положении переключателя осциллографа «I». Установив изображение процесса по всему экрану (рукоятками «размер» и «запуск»), измеряют угол замкнутого состояния контактов. Для автомобилей FA3-53A и ЗИЛ-130 он должен быть в пределах 30—25°. По соответствующему участку изображения оценивают состояние контактов прерывателя, катушки зажигания и конденсатора. Поставив переключатель осциллографа в положение «I», накладывают осциллограммы первичного напряжения всех цилиндров и определяют износ кулачка и привода прерывателя-распределителя сравнением полученной осциллограммы с эталонной. При увеличении угла более чем на 5° прерыватель-распределитель признается негодным для использования.

Состояние свечей зажигания определяют при положении переключателя осциллографа «15 кВ». На шкале 0—15 кВ осциллограммы пробивное напряжение должно быть в пределах 8—10 кВ. Не допускаются отклонения напряжения между свечами более 3 кВ.

Максимальное пробивное напряжение свечей при большом нагрузке не должно быть более 70% напряжения, развиваемого катушкой зажигания.

Для проверки катушки зажигания переключатель осциллографа ставят в положение «30 кВ». Один из проводов свечей снимают и кладут на изолированную пластинку — фибровую, текстолитовую.

Напряжение, развиваемое катушкой, должно быть не менее 15 — 20 кВ по шкале 30 кВ.

При меньшем напряжении необходимо провести поэлементный контроль системы зажигания. Максимальное напряжение на электродах свечей может быть значительно понижено даже при исправной системе зажигания от уменьшения компрессии двигателя, обеднении (обогащении) горючей смеси. Поэтому для выяснения причин понижения напряжения необходимо произвести поэлементное диагностирование состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, системы питания.

Мощность по цилиндрам определяют при установке переключателя стенда в положение «осциллограф» и переключателя тахометра в положение — «1200 об/мин». Соединяют перемычку (прикладываемая к стенду модели Э-205 деталь) зажимом с «массой» двигателя и устанавливают обороты коленчатого вала двигателя около 1000 об/мин. Поочередно отключают цилиндры путем снятия наконечника со свечой и соединения их со штырем перемычки. Разность изменения числа оборотов по цилиндрам не должна быть более 100 об/мин.

Начальный угол опережения зажигания проверяют с помощью стробоскопического прибора модели Э-102 при минимальных оборотах коленчатого вала двигателя. Ставят переключатель в положение «Опережение» и направляют световой луч на контрольные метки. Благодаря стробоскопическому эффекту метки будут казаться неподвижными и должны совпадать. При необходимости поворотом корпуса прерывателя-распределителя добиваются совпадения этих меток.

Читать далее: Диагностирование трансмиссии

Категория: - Диагностика технического состояния автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Диагностика автомобиля

Техническая диагностика автомобиля это совокупность целей и задач, связанных с поиском неисправностей механизмов и систем автомобиля, для их дельнейшего устранения. Диагностика автомобиля должна проводиться квалифицированными специалистами, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование. Только такой способ диагностирования позволит точно определить техническое состояние механизмов, систем и агрегатов автомобиля. Для проведения работ по диагностированию автомобиля создаются специальные участки диагностики автомобиля.

С каждым днем расширяется типаж и производство новых моделей автомобилей. Интенсивный рост автотранспортных средств вызовет дальнейшее повышение затрат на их техническое обслуживание и ремонт.

В настоящее время для повышения эффективности диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей при­нимается ряд радикальных мер: применяется агрегатно-участковый метод работ; создаются станции техническо­го обслуживания; широко внедряется диагностирование.

Диагностика двигателя автомобиля дает новые возможности для автомобилистов, в получении данных о техническом состоянии систем и механизмов двигателя. Благодаря современным технологиям диагностирования...

Техническое диагностирование обеспечивает значи­тельную экономию средств на содержание автомобилей за счет сокращения их простоя во время обслуживания и ремонта, выполнения действительно необходимых ре­гулировочных и ремонтных операций, сокращения ра­схода запасных частей и топлива. Это достигается пу­тем своевременного обнаружения и устранения незна­чительных неисправностей в системах зажигания, пи­тания, а также в агрегатах трансмиссии.

Эффективное использование средств диагностирова­ния на станциях обслуживания автомобилей и ав­тотранспортных предприятиях возможно лишь в резуль­тате правильного их применения и эксплуатации. По­этому изучению и использованию диагностического обо­рудования, а также методов прогнозирования остаточ­ного ресурса автомобиля в последнее время уделяется особое внимание.

Перед специалистами по технической диагностике автомобилей, стоит от­ветственная задача — диагностика, техниче­ское обслуживание и ремонт автомобилей с помощью современного диагностического оборудования.

Широких масштабов приобрела современная компьютерная диагностика автомобиля, которая представляет собой комплекс оборудования для проверки электронных систем автомобиля на наличие ошибок и неисправностей.

Компьютерная диагностика автомобиля позволяет быстро и точно определить неисправность, и дать оценку техническому состоянию автомобиля (агрегатов, узлов, механизмов, систем, блоков управления).

Процесс диагностирования включает тестирование всех основных параметров и характеристик систем, влияющих на работу автомобиля (блок управления двигателя, автоматическая трансмиссия, пневмоподвеска, система АБС, система безопасности, круиз контроль, иммобилайзер и т.д.).

Диагностика каждого агрегата, механизма и системы автомобиля состоит из нескольких этапов, например:

Диагностика двигателя включает:

  1. Проверка системы управления двигателем;
  2. Диагностика топливной системы двигателя;
  3. Проверка наполняемости цилиндров, анализ оборотов и т.д.

После проведение диагностики формируется отчет, в котором представлены все обнаруженные ошибки и неисправности и предлагаемые методы их устранения. Специалист по диагностике предлагает лучшие варианты ремонта или замены неисправного элемента, а вам остается только принять решение.

Надо отметить, что современный комплекс диагностирования автомобиля позволяет находить неисправности в различных системах современного автомобиля, включая электронную и даже механическую системы управления.

На сегодняшний день ведущие компании по диагностированию автомобилей предлагают ряд программ для диагностирования автомобиля.

Программы для диагностирования автомобиля доступны, как в платной версии, так и в свободном распространении. Сегодня программы для диагностики авто можно найти даже в интернете. Компьютерная диагностика автомобилей это шаг в будущее, который помогает нам быстро определять возникшие неисправности автомобиля.

Зачем нужна компьютерная диагностика автомобиля?

Современные автомобили получили настолько обширный перечень функций и инструментов, что уже с легкостью можно приравнять его к роботу. За выполнение поставленных перед ним задач отвечают множество систем и датчиков, за которыми должен осуществляться контроль.

Если бы на современных автомобилях не использовалась компьютерная диагностика, пришлось бы воспользоваться старым «дедовским способом» искать неисправности по цепочке, а это и долго, и дорого, учитывая, что в современном автомобиле тысячи деталей.

www.autoezda.com