Двигатель 21215


Сравнение дизельной и бензиновой НИВЫ ВАЗ-21215 и ВАЗ-21219

           

См. так же:Разработка дизельной Нивы, Обзор первой дизельной Нивы

Недавно, в Авторевю № 18.1993. мы рассказывали о наших испытаниях автомобиля ВАЗ-21215— Нивы с дизельным двигателем Peugeot. Мелкосерийный выпуск этой машины налажен АО Лада-Экспорт в подмосковном городе Чехове. Напомним, что автомобиль оставил у нас двойственное впечатление. Отчасти поэтому и возникла идея сравнить дизельную Ниву с серийным, «бензиновым» вариантом. Прошло совсем немного времени — и при содействии НТЦ Волжского автозавода такая возможность представилась: корреспондент АР отправился в Тольятти. Примечательно что образец сделанный в Тольятти, заметно отличается от автомобиля из Чехова.

СНАРУЖИ

Главное отличие дизельной Ннвы «по-тольяттински» от чеховского ВАЗ-21215 в том, что кузов у нее тот же, что и у хорошо знакомой «обычной» Нивы. Только при очень внимательном осмотре можно заметить: у дизельного варианта (в сочетании со «старым» кузовом он тоже имеет заводскую маркировку ВАЗ-21215, как и «чеховская» Нива) через облицовку радиатора видны два вентилятора системы охлаждения. Кроме того, на автомобиле установлена оригинальная защита масляного картера двигателя.

Предоставленная для теста бензиновая Нива и вовсе — двойник ВАЗ-2121, однако этот автомобиль с более внушительной «начинкой» в виде двигателя рабочим объемом 1700 куб. см., карбюратора Solex и бесконтактной системы зажигания. Такой вариант комплектации назвали ВАЗ-21219.

Два абсолютно одинаковых с виду автомобиля с базовыми версиями кузовов укомплектованы серийными шинами ВлИ-10 размерностью 175/80 R16.

ВНУТРИ

В интерьере двух джипов различий больше. Дизельный автомобиль, как мы уже отмечали в прошлом тесте, имеет новую переднюю панель и комбинацию приборов (аналогично ВАЗ-21099). Её подробное описание мы давали в отчете о тесте автомобиля ВАЗ-21215 из Чехова. поэтому останавливаться на этом не будем. Отметим еще раз одно — для джипа ее нужно адаптировать, в частности — изменить тарировку тахометра в соответствии с характеристиками дизеля.

А еще на тольяттинской дизельной Ниве стоят стандартные, «нивовские» сиденья, в то время как на автомобиле из Чехова — от ВАЗ-2108, только слегка перекроенные.

Панель приборов ВАЗ-21219 полностью, со всеми хорошо знакомыми достоинствами и недостатками, унаследована от старой Нивы.

И на дизельном, и на бензиновом вариантах крайне неудачно расположены клавиши управления вспомогательным оборудованием (вентилятор отопителя, обогрей заднего стекла, задний стеклоочиститель, габаритные огни). Мало того, что они «свалены в кучу», так вдобавок в поисках нужной клавиши приходится «нырять» под рулевое колесо. Отсутствует их подсветка, и в темное время вместо габаритов запросто можно включить, например. отопитель — или наоборот. Однако, по словам эргономистов ВАЗа, работы по доработке салона ведутся, так что будем Надеяться, что интерьер новых автомобилей 21213 и 21215 будет лучше.

В ДВИЖЕНИИ

Дизельный автомобиль сразу преподнес приятный сюрприз. Признаемся, после езды на Ниве из Чехова наши барабанные, перепонки как бы рефлекторно приготовились к обороне от шума. Оказывается, напрасно. С удивлением мы обнаружили, что автомобиль стал гораздо тише! Дело в том. что на предоставленной нам ранее машине из Чехова, как выяснилось. стояла обычная, «бензиновая» выпускная система. А на тольяттинской — специальная.

При работе двигателя на холостом ходу и включенном вентиляторе отопителя мотора почти не слышно, и лишь вибрация на рычаге переключения передач напоминает о дизельном «сердце» машины. Нет, шумы не исчезли. Просто их уровень перестал вызывать раздражение. Тем не менее, об окончательной виброакустической доводке салона говорить пока рано: будет установлена дополнительная шумоизоляция и, возможно, изменены характеристики эластичных опор силового агрегата.

Примечательно, что при температуре около нуля градусов холодный дизель Peugeot уверенно запускается даже без прогрева запальных свечей.

Одно из самых «гиблых» мест испытательной трассы.Бензиновая Нива (вверху) преодолевает его на высоких оборотах ходом, тогда как на ВАЗ-21215 (внизу) предпочтительней ехать внатяг

Трогаемся. Нa этой дизельной Ниве все происходит плавно, без неприятного толчка в трансмиссии, который мы зафиксировали как недостаток в прошлом тесте. Крутящего момента дизеля хватает, чтобы уверенно тронуться и на холостых оборотах. Справедливости ради отметим, что и бензиновый 1.7-литровый мотор позволяет это делать, но в таком случае требуется очень нежно обращаться со сцеплением.

Выбираемся на дорогу и вливаемся в городской поток.

Вот и первые эксплуатационные различия. Непрогретый двигатель бензиновой Нивы протестует против нашей поспешности: автомобиль дергается при разгоне и очень вяло реагирует на нажатие педали газа. Дизель же ведет себя абсолютно нормально и позволяет, если это требуется, активно ехать сразу же после запуска.

Благодаря увеличенному рабочему объему двигателя, «бензиновый» ВАЗ-21219 стал заметно резвее. Особенно это чувствуется в городе, когда часто приходиться либо быстро сманеврировать, либо совершить обгон. Даже в Тольятти, где уже мало у кого вызывает удивление надпись Niva 1700 на задней дверце джипа, непривычная резвость этой машины в городском потоке не остается незамеченной. В какой-то мере это провоцирует водителя на более активный стиль езды, особенно если учитывать достоинства полного привода на скользком покрытии: в потоке машин Нива значительно уверенней остальных трогается с места.

Стиль езды на дизеле другой. Эта Нива заметно «тупее» и при интенсивном разгоне «упирается», заставляя водителя раньше переключаться на высшую передачу. Темпераментных водителей поначалу это может раздражать. однако привыкаешь довольно быстро. 3ато в пробках и заторах, да и просто при стесненном маневрировании нет. необходимости раскручивать мотор: на холостых оборотах достаточно лишь манипулировать педалью сцепления — двигатель не глохнет даже под нагрузкой. Если, к примеру, на ровном участке при скорости 25—30 км/ч включить на дизеле третью передачу и попытаться интенсивно разогнаться, то автомобиль укажет на ошибку сильной вибрацией кузова, но все же будет уверенно ехать на оборотах ниже средних.

Отклик на нажатие педали акселератора у дизельной машины вялый, «задумчивый». К тому же педаль лениво возвращается назад, что невольно накладывает отпечаток на стиль вождения. Из-за этого машина воспринимается как более ровная, спокойная, словом — для водителя с умеренным темпераментом.

Педаль акселератора на ВАЗ-21219 лете, податливее. и малейшее изменение ее положения моментально отражается на поведении машины. Еще и поэтому бензиновая Нива кажется более резкой и строптивой.

Желая проверить собственные ощущения, мы замерили усилия на педали акселератора обеих машин. Так. на бензиновом варианте оно составило 2.8—3,6 кг. а на дизеле 4,5—5 кг.

Выбираемся на загородное шоссе. Пробуя различные режимы движения, замечаем. что у дизельной машины появляется резонансная шумовая зона. Вне зависимости от включенной передачи, приходится она на скорость около 90 км/ч. Осталась вибрация и на полу, под левой ногой переднего пассажира. Однако все равно, даже на высоких скоростях, шумов значительно меньше, чем на ВАЗ-21215 из Чехова.

    

С точки зрения комфорта «бензиновый» ВАЗ-21219 мало чем отличается от обычной Нивы, так что подметить что-либо особенное не удалось.

Оба автомобиля уверенно держат скорость 110—120 км/ч. вот только диапазон использования пятой передачи у дизеля шире: уже с 50—60 км/ч машина подхватывает вполне уверенно, тогда как до включения пятой ВАЗ-21219 требуется разгонять до большей скорости.

А вот и место, ради которого мы выбирались за город. Покрытые мокрым и тяжелым осенним снегом холмы опоясывают широкий песчаный карьер. Как говорят автоспортсмены, «помойка». Съезжаем на еле заметную под снегом проселочную дорогу. На пологих уклонах оба автомобиля ведут себя практически одинаково. Тяги дизеля и бензинового двигателя вполне хватает для движения на третьей передаче со скоростью 30—40 км/ч. Желая разнообразить маршрут. чередуем движение по колее с маневрированием по снежной целине. Вспарывая колесами нетронутый снежный покров, более резвая машина с карбюраторным мотором выбрасывает из-под колес заметно больший шлейф снега н грязи, однако после падения скорости водитель вынужден переключаться на низшую передачу. Дизель здесь нетороплив, сдержан, и, что самое главное, гибок. Выбрав заранее передачу и умело управляя газом, можно двигаться не прикасаясь к рычагу переключения передач и по целине, и по уклонам. Правда, не так шустро. Несколько раз попов на дизельном автомобиле в глубокие лужи, мы выявили неприятную особенность: очень часто на один из шкивов попадает вода — и начинается проскальзывание приводного ремня. Сопровождается это противным продолжительным свистом.

На рыхлом снежно-песчаном грунте резвость карбюраторного двигателя дает дополнительные возможности в маневрировании: на второй передаче автомобиль можно развернуть практически на месте, достаточно лишь резко увеличить подачу топлива.

Впереди — затяжной скользкий подъем. Сначала пытаемся ходом одолеть холм на дизеле, включив блокировку межосевого дифференциала. Приблизительно в середине подъема от избытка тяги колеса срываются в пробуксовку, и автомобиль «зависает». Вторая попытка. На этот раз пробуем ехать внатяг. Нива довольно уверенно карабкается, однако уже почти на вершине ей не хватает сцепного веса — и попытка вновь оказывается неудачной. Пересаживаемся в бензиновый автомобиль. Разгоняемся. В тот момент, когда колеса вотвот начнут буксовать, уменьшаем подачу топлива и. «нащупав» сцепление с грунтом. вновь добавляем газ. Въехали. Отзывчивость карбюраторного мотора оказалась здесь как нельзя кстати. После серии экспериментов приходим, однако, к выводу, что в нашем случае проходимость автомобилей ограничивается главным образом сцепными свойствами шин ВлИ-10Г, которые слишком рано начинают проскальзывать.

Можно утверждать с высокой степенью достоверности, что комплектация Нивы шинами ВлИ-5, имеющими развитые грунтозацепы, существенно повысит и без того

незаурядные внедорожные качества тольяттинского джипа. Единственный спорный момент связан с движением по глубокому песку. Не исключено, что в песке грунте зацепы (на бензиновом варианте — особенно) окажут «медвежью услугу» в виде самозакапывания.

При форсировании песчаных уступов вновь обращают на себя внимание различные усилия на педалях газа. При прыжках и попытках преодолеть препятствия ходом сложно удержать требуемую тягу на бензиновом автомобиле — нога «пляшет», ее приходится держать практически на весу. Такая гимнастика сильно отвлекает, особенно при отсутствии достаточного опыта. В то же время в критический момент, резко «пришпорив» машину, можно выйти победителем из такой ситуации. где дизель был бы обречен.

При езде по рельефному бездорожью, когда определяющим фактором проходимости являются углы съезда и въезда, водитель Нивы рискует оторвать номерной знак (это видно на фотографии на этой странице): точки его крепления расположены так, что нижняя кромка номера часто цепляется за грунт.

Характерно ведут себя автомобили в глубоком, влажном песке. Сопротивление качению шин настолько велико. что переключать передачи приходится очень быстро. На бензиновом автомобиле для этого требуются значительно более высокие обороты: при выключении сцепления Нива останавливается в буквальном смысле как вкопанная, а крутящего момента бензинового мотора «на низах» уже не хватает. Так что с дизелем в этих условиях проще.

ПОПРОБУЕМ ПОДВЕСТИ ИТОГ

Очевидно, что при езде по сильно пересеченной местности бензиновый автомобиль ВАЗ-21219 потребует от водителя большего внимания, навыка. умения и... смелости. Да, да — именно смелость и решительность водителя в сочетании с запасом мощности двигателя очень часто выручала нас в сложных ситуациях. Вполне возможно, что техника управления популярным российским джипом на бездорожье послужит темой для отдельной публикации, ибо подавляющее большинство владельцев Ннвы вряд ли знает истинные возможности этого автомобиля, которые очень убедительно продемонстрировали нам вазовские профессионалы.

Нива в дизельном исполнении — автомобиль более ровный, простой в управлении и способный сглаживать многие ошибки водителя. Это хорошая рабочая лошадь со спокойным, даже «деревенским»» характером. Безусловно, такой автомобиль должен комплектоваться специальными шинами, которые позволяли бы в полной мере использовать тяговые характеристики дизеля.

Словом, разница есть. Но точку в разговоре об оценочных испытаниях российских внедорожников ставить рано: мы надеемся провести серию пробеговых тестов еще нескольких автомобилей. Возможно. это будут опять Нивы, но в тех вариантах комплектации и исполнениях, о которых наш читатель еще не знает.

P.S. Редакция Авторевю благодарит специалистов НТЦ Волжского автозавода за помощь в организации и проведении теста.

К.СОРОКИН

             

lada-niva.ru

Нива ВАЗ-21215 с дизельным двигателем

            См. так же статьи:Разработка дизельной Нивы, Сравнение Нивы с дизельным и бензиновым двигателем

Так уж повелось, что появление на рынке нового отечественного автомобиля — событие редкое и всегда долгожданное. Последним из таковых можно считать официальную презентацию в подмосковном Чехове новой Нивы— ВАЗ-21215 Кроме обновленной внешности, автомобиль из Чехова привлек нас своей «начинкой»: дизель Peugeot на отечественном джипе — это интересно уже само по себе. Сегодня — рассказ о пробеговых испытаниях этой машины.

СНАРУЖИ

Доставшийся нам на тест автомобиль внешне отличался от выставленного в павильоне. Увы, в худшую сторону. Больше всего экстерьер джипа портили «родные» колеса от «обычной» Нивы с резиной ВлИ-10 размерностью 175/80R16. Портили до такой степени, что весь шарм новой Нивы был практически сведен на нет. Узкая резина в сочетании с выступающими накладками арок крыльев пробуждала аналогию с колоссом на глиняных ногах.

   

Сказать, что машина имеет новый дизайн, было бы неверно. Под многочисленными молдингами и прочими декоративными элементами слишком явственно проглядывают черты хорошо знакомой Нивы. Правда, если смотреть на автомобиль сзади, то сразу замечаешь очень важное отличие от прежней модели: задняя дверь опущена до бампера и образует низкую и очень удобную погрузочную высоту. Изменена и конструкция фонарей. Теперь они располагаются вертикально на стойках кузова. Важно, что в стандартной комплектации предусмотрен стеклоочиститель заднего стекла.

Оба бампера сделаны из светло-серого пластика и довольно низко опущены. Смотрится неплохо, но нижняя габаритная точка заднего бампера, похоже, ограничивает угол съезда. Материал бамперов от малейших нагрузок прогибается и скрипит, а нижняя кромка очень тонкая, и, вероятно, уж если зацепишь ею за что-нибудь, то повредишь бампер всерьез. Из такого же пластика сделана «юбка», опоясывающая пороги кузова и накладки колесных ниш.

Монтаж всех косметических элементов выполнен по навесной технологии с применением бессовестно торчащих винтовсаморезов. Спереди и сверху кузова имеются импровизированные водосточные желоба. Они тоже пластиковые, и тоже на саморезах. На капоте установлен аэродинамический дефлектор, наподобие тех, которые применяются для подачи воздуха в турбонагнетатель. Но здесь он всего-навсего обеспечивает воздухом систему вентиляции.

На фоне всего этого пластикового изобилия хромированные наружные зеркала выглядят несколько архаично. Кроме того, как выяснилось позже, уже на скорости 90 км/ч их разворачивает набегающим потоком воздуха.

Облицовка радиатора новая, со встроенными дополнительными фарами ближнего света. Основные фары имеют стеклоочистители.

Вот и все. Остальные элементы внешнего вида перешли к ВАЗ-21215 по наследству от старой Нивы

ВНУТРИ

Самое броское в интерьере машины — сиденья. С виду они — те же, что стоят на ВАЗ-2108, и прекрасно гармонируют с салоном. Именно благодаря сиденьям достигается очень удобная посадка даже для водителей высокого роста, чего нет ни на Жигулях, ни на прежней Ниве. Сиденья водителя и переднего пассажира имеют три регулировки: продольную, наклона спинки и отдельную по наклону для подушки. Привод продольного перемещения кресла осуществляется широкой скобой. Есть и еще один приятный сюрприз: чтобы откинуть вперед спинку пассажирского сиденья, водителю совсем не обязательно обнимать ее в поисках рычажка — их два по обеим сторонам кресла. Есть даже некое подобие боковой поддержки, да и поясница не провисает. Словом, сиденья понравились.

А вот общая отделка салона скорее напоминает макетный образец, нежели подготовленный для продажи автомобиль. Стыки пластиковых панелей зияют огромными щелями, кожух комбинации приборов не закреплен, декоративная заглушка ступицы рулевого колеса отсутствует. И хотя нас предупредили, что данный автомобиль проходил прочностные испытания на автополигоне, все равно общий уровень исполнения салона удручает.

Тем не менее передняя панель смотрится достаточно гармонично. По многим элементам она унифицирована с аналогичной от ВАЗ-21099. Сеть воздуховодов системы отопления стала, по сравнению с прежней машиной. гораздо разветвленнее, а воздушные дефлекторы позволяют несколько разнообразить микроклимат на двух передних местах. Подвода воздуха к ногам сидящих сзади нет. Управление отоплением и вентиляцией традиционное, жигулевское: рукоятка открытия крана и заслонок — для горячего и холодного воздуха. Соответственно и «болячки» новизной не отличаются: избирательность режимов крайне низкая, и, чтобы получить подобие желаемого, приходится долго экспериментировать.

Комбинация приборов также заимствована от BA3-21099. Надо отметить, что на Ниве она прижилась удачнее. Здесь рулевое колесо не перекрывает шкалы спидометра и тахометра, как это происходит на самой престижной Ладе. При различных вариантах посадки нареканий по обзорности щитка приборов не было. Немного мешает лишь чрезмерная разнесенность спидометра и тахометра. Для считывания их показаний приходится дольше, чем обычно, задерживать взгляд. Топливомер и указатель температуры охлаждающей жидкости расположены в центре щитка, и их показания прекрасно считываются. Вводит в заблуждение лишь слишком сильная задемпфированность стрелки уровня топлива. Узнать, сколько же на самом деле топлива в баке, очень сложно. Блок контрольных ламп «стелется» по нижнему срезу щитка. Скажем прямо, работало не все. но шаги вперед налицо: сигнализатор непристегнутых ремней и две зеленые стрелочки по краям для указателей поворота приятно выделяются из ставшего уже привычным однообразия.

Есть один курьез: пиктограмма на лампочке, сигнализирующей о внедорожном варианте работы трансмиссии, изображает блокировку межколесного дифференциала, тогда как на автомобиле блокируется межосевой.

Понравилось рулевое колесо. Оно от ВАЗ-2107.

Рычагов управления трансмиссией три, как на обычной Ниве, однако новое решение посадки водителя оставило их в неэргономичной зоне. Чтобы включить нужную передачу, приходится максимально вытягивать правую руку, а в некоторых случаях и отрываться от спинки. Ближе к водителю расположены рычаги включения понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала.

На центральной консоли нашли свое место клавиши включения обогрева заднего стекла, управления его очисткой и включения габаритных огней. Управление светом и стеклоочистителями осталось без изменений: рычажки слева и справа на рулевой колонке имеют традиционное назначение, и останавливаться на них мы не будем.

Принципиальных изменений в компоновке салона нет. На заднем сиденьи вполне сносно размещаются двое, усаживаться же втроем целесообразно лишь для непродолжительных поездок. В панелях над нишами задних крыльев сделаны удобные полости для мелких вещей. Тут же находится и рычажок для разблокирования замка задней двери.

А вот для использования в грузовом варианте модель 21215 подходит лучше своей предшественницы. Главная причина тому — уже упомянутая низкая погрузочная высота. Преимущество такого решения чувствуешь сразу, при первой же попытке положить в багажник тяжелые предметы.

В ДВИЖЕНИИ

Этот этап в наших испытаниях оказался самым интересным и неожиданным.

Перед включением стартера на холодном двигателе необходимо сделать паузу. Через 7—8 секунд гаснет .специальная контрольная лампа, извещающая о том, что запальные свечи в форкамерах разогрелись. Поворот ключа — и салон наполняется непривычным низким рокотом. Шумновато.

Трогание с места требует очень нежного обращения с педалью сцепления, в противном случае неизбежен неприятный толчок. На первых двух передачах автомобиль разгоняется уверенно, при этом чувствуется приятная «отзывчивость» мотора. В целом разгонная динамика умеренна и удовлетворит любителей спокойной езды. Двигатель эластичен, что позволяет маневрировать и держаться в городском потоке с минимальным числом переключений. Вот только шум...

В рекламных материалах АО Ладаэкспорт сказано, что работы по снижению шума и вибрации на этом автомобиле проводились специально — и их результатом явился даже некий патент. Не будем опровергать эту информацию, но перегон машины из Чехова в Крылатское и обратно послужил хорошим тренингом для наших барабанных перепонок. Предел, когда шум двигателя начинает откровенно раздражать, приходится на скорость 100 км/ч. Если не переключиться на пятую (повышающую) передачу, то езда превращается в сущий ад. Плохи дела и с виброизоляцией. На ноги переднего пассажира передается значительная вибрация, исходящая из района крепления задней опоры силового агрегата. Нельзя сказать, что она присутствует постоянно, но на переходных режимах работы двигатель регулярно о себе напоминает. Прославившиеся своей шумностью на Ладе-Самаре пластиковые панели гремят и здесь, причем постоянно...

В дождливую погоду «вылез» и еще один серьезный недостаток. Очищаемая поверхность ветрового стекла недопустимо мала — неочищенная зона приходится как раз на габаритные точки кузова. Не мешало бы сделать режим «пауза» и для заднего стеклоочистителя.

Избирательные движения рычага коробки передач неплохи, правда, были случаи, когда водители вместо третьей включали пятую, но отнесем это к последствиям полигонных испытаний.

При езде в экстремальных режимах автомобиль показал себя вполне безопасным и надежным. В предельном повороте Нива имеет ярко выраженную недостаточную поворачиваемость. плавно переходящую в боковое скольжение четырьмя колесами наружу поворота. Реакция на сброс газа традиционная: плавный, легко корректируемый занос задней оси. Никакой тенденции к опрокидыванию, несмотря на высокую посадку, отмечено не было. Машина в экстремальных ситуациях вообще не склонна к сюрпризам — ее поведение логично и прогнозируемо. Это — безусловный плюс. Следует только еще раз оговориться. что испытания проводились на шинах, не предусмотренных для комплектации ВАЗ-21215.

Поездив по цивилизованному покрытию, мы долго не могли прийти к общему мнению относительно теста по бездорожью. Прямо скажем, что рисунок шин ВлИ-10 особого оптимизма не вызывал. Но тест есть тест, и мы съезжаем на раскисшую от продолжительного дождя глину.

Первые впечатления: даже на внушительных уклонах Нива довольно бойко цеплялась за скользкий грунт и двигалась вперед почти без пробуксовки. Управлять автомобилем просто, и ощущение легкости этого процесса постепенно добавило нам уверенности.

Погода в день теста поставила ВАЗ-21215 в самые тяжелые условия по сравнению с другими, испытанными ранее джипами. По глиняным уклонам трассы в Крылатском невозможно было даже ходить... но. как оказалось, вполне можно ездить на Ниве! Больше всего удивило то обстоятельство, что, проехав привычный «внедорожный» маршрут, мы ни разу не воспользовались дополнительными возможностями трансмиссии — оба рычага остались нетронутыми. Даже откровенные провокации в виде преднамеренных остановок гам, где следовало бы проехать ходом, не пленили машину — и мы выбирались сами.

Желая почувствовать предельные возможности автомобиля. включаем пониженную передачу — и, окончательно осмелев, съезжаем на разбитую трассу для проведения соревнований по мотокроссу.

В то, что мы въедем на трамплин для мотоциклистов. до последнего момента не верил никто. Замеров не проводили, но на глаз подъем был не менее 30 %, причем разогнаться было негде. Взревев и цепляясь колесами за скользкий грунт, джип вполне уверенно вскарабкался на вершину, заставив сидевших во время подъема внутри смотреть через лобовое стекло лишь на темное грозовое небо. Мы даже пробовали останавливаться и трогаться на этом подъеме. К восторгу присутствующих. машина позволяла делать и это.

При включении блокировки межосевого дифференциала поведение джина ощутимо меняется. Главным образом это проявляется в «упрямой задумчивости» на поворотах. Как ни крути руль, Нива предпочитает ехать по раскисшей грязи прямо.

С определенными проблемами мы столкнулись и при манипуляциях с рычагами управления режимами трансмиссии. Откровенно говоря, четкого алгоритма включения понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала мы так и не уловили.

По субъективным ощущениям. передаточное отношение демультипликатора смело можно было бы сделать побольше, хотя и в таком варианте можно уверенно и даже с некоторым запасом продвигаться на второй передаче практически на холостых оборотах.

Кстати, попытки спровоцировать зацеп за грунт кромкой заднего бампера успехом не увенчались: все съезды уступов различной высоты прошли без эксцессов. Но в этом, безусловно, заслуга колес большого диаметра.

Оценивая внедорожные качества ВАЗ-21215. мы с удовлетворением обнаружили. что среди всех протестированных в АР джипов новая Нива занимает далеко не последнее место. Одна из сильных сторон машины — это легкость и простота управления, которые в сочетании с достоинствами дизеля позволяют уверенно чувствовать себя на бездорожье водителю с минимальными навыками вождения. Но, повторим, сильно портит впечатление от автомобиля шумо и виброизоляция салона. Трудно сказать, насколько это станет определяющим для западного покупателя, но наше мнение однозначно: из всех машин, побывавших на тестах в Авторевю, ВАЗ21215 самый шумный, что непростительно для автомобиля, претендующего на эксплуатацию не только по бездорожью. К тому же торговая марка Lada Niva хорошо известна за рубежом — вспомним хотя бы участие в раллирейде Париж-Дакар. Есть достаточно европейских стран, где джип из Тольятти имеет вполне устойчивый спрос и пользуется популярностью.

Очень хочется надеяться, что производственного потенциала АО Ладаэкспорт хватит для того, чтобы. во-первых, придать автомобилю законченный товарный вид, а во-вторых. сделать ВАЗ-21215 доступным для российских покупателей. Уверены — их будет немало.

Мы же. в свою очередь, с интересом ожидаем возможности «откатать» этот автомобиль в паре с бензиновым ВАЗ-2121 и, конечно, рассказать об этом нашим читателям.

Экспертная группа АР

             

lada-niva.ru

GPVN.RU / Автомобили ВАЗ / Нива / ВАЗ 21215

Фото ВАЗ 21215

Модификация 21215 с дизелем «Пежо» 1,9 литра.

Характеристика ВАЗ 21215

Автомобиль ВАЗ 21215 Кузов Тип кузова универсал Число мест 4 Число дверей 3 Габариты Длина, мм 3740 Ширина, мм 1680 Высота, мм 1640 Колесная база, мм 2200 Колея колес спереди, мм 1430 Колея колес сзади, мм 1400 Дорожный просвет, мм 288 Шины 175/80 R16 Снаряженная масса, кг 1210 Полная масса, кг 1610 Полезная нагрузка, кг 400 Объем багажника, л 265/980 Объем топливного бака, л 42 Двигатель Модель двигателя Пежо дизель Тип двигателя L4 Объем двигателя, см³ 1905 Мощность, л.с./об.мин 75/4600 Крутящий момент, Н·м/об.мин 132/2250 Наддув турбонаддув Клапанов на цилиндр 2 Расположение клапанов и распределительного вала верхнеклапанный с верхним расположением распределительного вала Компоновка двигателя спереди, продольно Система питания распределенный впрыск топлива Скорость Максимальная скорость, км/ч 120 Разгон до 100 км/ч, с 25 Топливо Марка топлива дизельное топливо Расход, л/100 км 8,7 Привод Тип привода постоянный на все колеса КПП Механическая 5 Автоматическая - Подвеска Передняя независимая Задняя пятиштанговая Тормоза Передние дисковые Задние барабанные

gpvn.ru

GPVN.RU / Автомобили ВАЗ / Нива / ВАЗ 21215-20

Фото ВАЗ 21215-20

Модификация 21215-20 с дизелем 1,9 литра.

Характеристика ВАЗ 21215-20

Автомобиль ВАЗ 21215-20 Кузов Тип кузова универсал Число мест 4 Число дверей 3 Габариты Длина, мм 3740 Ширина, мм 1680 Высота, мм 1640 Колесная база, мм 2200 Колея колес спереди, мм 1430 Колея колес сзади, мм 1400 Дорожный просвет, мм 288 Шины 175/80 R16 Снаряженная масса, кг 1210 Полная масса, кг 1610 Полезная нагрузка, кг 400 Объем багажника, л 265/980 Объем топливного бака, л 42 Двигатель Тип двигателя L4 Объем двигателя, см³ 1905 Мощность, л.с./об.мин 65/4600 Крутящий момент, Н·м/об.мин 119/2500 Наддув - Клапанов на цилиндр 2 Расположение клапанов и распределительного вала верхнеклапанный с верхним расположением распределительного вала Компоновка двигателя спереди, продольно Система питания дизель Скорость Максимальная скорость, км/ч 125 Разгон до 100 км/ч, с 24,8 Топливо Марка топлива дизельное топливо Расход, л/100 км 7,1 Привод Тип привода постоянный на все колеса КПП Механическая 5 Автоматическая - Подвеска Передняя независимая Задняя пятиштанговая Тормоза Передние дисковые Задние барабанные

gpvn.ru

Дизельные двигатели Нивы - Двигатель - ЧаВо по Ниве - Каталог статей

Каким быть дизельному ВАЗу? Инженеры Волжского автозавода должны выбрать из четырех моторов наиболее подходящие и для "четверки", и для "Нивы". Раньше на эту проблему был один взгляд, теперь иной. Опробовав пять тольяттинских машин, оснащенных дизелем, мы по-своему оценили их перспективы.

Испытывать пять машин подряд случается не часто. Дело это хлопотное, зато всегда оставляющее массу впечатлений и дающее пищу для размышлений.

Прошлой весной мы уже тестировали товарный полуторалитровый ВАЗ-21045 вместе с экспериментальной "четверкой", оснащенной 1,8-литровым дизелем барнаульского производства, и две "Нивы" с наддувными дизельными моторами - "короткую", ВАЗ-21215-50 (1,5 л), и "длинную", ВАЗ-21315 (1,8 л).

Все они произвели на нас самое благоприятное впечатление. Конечно, некоторые недостатки обнаружились, но критиковать машины язык не поворачивался - все ж таки ВАЗ впервые в России запускал в производство легковые автомобили с дизельными моторами.

Что изменилось за год? Опытно-промышленное производство завода выпускает ВАЗ-21045 небольшими партиями. Отзывы покупателей преимущественно хвалебные. Замечания есть, но их не больше, чем по любым другим "Жигулям".

Теперь, поездив на других модификациях, мы по-новому оценили свойства "сорокапятки". Например, стало особенно заметно, что динамические характеристики машины, этой типичной "рабочей лошадки", принесены в жертву экономичности и легкости в управлении автомобилем в городской среде. Вместе с тем, темперамента не мешало бы прибавить, хотя бы потому, что темп городской жизни здорово изменился.

Зарубежный опыт разработки подобных автомобилей заключается в следующем. Когда на одну и ту же модель устанавливают бензиновые и дизельные моторы одинаковой мощности, дизели, как правило, имеют больший рабочий объем и массу. Получается так потому, что более жесткий процесс сгорания в дизеле заставляет конструкторов ограничивать мощность двигателя со схожим рабочим объемом при одновременном усилении некоторых его узлов. Поднять же мощность до требуемой величины можно либо применив наддув при сохранении имеющегося рабочего объема, либо увеличив сам объем. То и другое на ВАЗе воплотили в жизнь.

Сев за руль "четверки" с полуторалитровым дизелем, оснащенным турбонаддувом, мы почувствовали, что машину словно подменили: она, что называется, покатила. При этом, конечно, приходится чаще переключать передачи, да и шум стал несколько давить на уши. Тем не менее, автомобиль подкупает своими достоинствами: экономичностью, динамикой, большим багажным отделением. Мечта челнока, да и только.

Одна загвоздка: цена такой "четверки" резко возрастает, долларов на 500, потому как наддувный агрегат у нее - японский, фирмы IHI. Отечественный дешевле в два с лишним раза, но его подготовка к производству еще не завершена.

Альтернативная версия - ВАЗ-21048 с дизелем увеличенного до 1,8 л рабочего объема. В прошлый раз автомобиль представлял собой опытный образец для оценки перспективности модели, ныне уже завершается цикл приемочных испытаний. Здесь на удивление хорошо все сбалансировано, к тому же сделано с учетом богатого опыта зарубежных фирм и, конечно же, собственных наработок.

Двигатель шустрого универсала обладает прекрасной эластичностью. Пятая передача вполне может "выдержать" и 40 км/ч. О том, что машина трогается со второй, и говорить не приходится. Выехав на трассу со сложным рельефом, можете забыть о частом переключении передач - когда автомобиль взбирается на небольшие холмы, интонации в "голосе" мотора совершенно не меняются. Кстати, дизель 48-го неплохо относится к торможению двигателем.

Заметим, что ВАЗ-21048 пока не собирается оттеснять с производства первые две модели, он служит лишь приятным дополнением к машинам с полуторалитровым мотором. Потому, наверное, на заводе сочли возможным снабдить его "семерочным" интерьером, повысив тем самым престиж машины.

Еще бы "автомат" этому автомобилю - цены бы ему не было. Тогда уж он точно приобрел бы титул "миллионника". Да вот беда, не выпускает у нас никто автоматических коробок передач, а "из-за бугра" везти - накладно.

Ресурс мотора доводится до 150 тыс. км. Фактически он будет соответствовать ресурсу самого автомобиля. На Барнаултрансмаше, где собирают вазовские дизели, считают, что в конечном итоге ВАЗ остановит свой выбор именно на 1,8-литровом моторе.

Думается, перспектив производства первой тройки автомобилей мы коснулись. Скорее всего, самым живучим среди них окажется именно ВАЗ-21048.

К сожалению, универсалы на конвейер не попадут, так как выпуск "четверок" в недалеком будущем должен вовсе прекратиться.

"Ниву" больше не будут оснащать турбонаддувным полуторалитровым силовым агрегатом. Слабоват он для этой машины. Для вазовского внедорожника в самый раз был бы двухлитровый атмосферный дизель, но такого пока нет, да и вряд ли он скоро появится. Поэтому применили дизельный мотор в 1,8 литра, оснащенный турбонаддувом.

"Короткая" "Нива" с таким движком очень даже резва. Однако имеющий небольшую базу внедорожник по-прежнему склонен скакать козликом на каждой ямке, еще и норовя при этом сбиться с курса, что требует постоянной работы рулем. Не беремся судить о возросшей нагрузке на передние колеса (дизель тяжелее бензинового двигателя), но усилитель руля "Ниве" с таким мотором не помешал бы.

На бездорожье машина показала себя с лучшей стороны. Довольно хороший крутящий момент (145 Н.м), достигаемый уже при 2000 мин-1, позволял немного расслабиться. "Нива" в какие-то моменты напоминала не внедорожник, а танкетку, готовую выполнить любое приказание механика-водителя. То ровно гудя, то натужно ворча, она терпеливо шла к намеченной цели, причем на обычных дорожных покрышках.

Мы так увлеклись ездой по буеракам, что чуть не забыли про длиннобазный вариант, дожидавшийся нас на обочине дороги.

ВАЗ-21315 нам уже знаком. Но теперь мы смогли оценить этот автомобиль по-новому. После "короткой" "Нивы" он показался весьма вальяжным, благодаря достаточно плавному ходу и хорошей курсовой устойчивости. Все достоинства предыдущих дизельных модификаций можно отнести и к 315-му. Быть может, шумновато в салоне, но, с одной стороны, это внедорожник, а с другой - не окончательный вариант. Думается, положить лишний шумопоглощающий мат на щит передка или настроить впускную и выпускную системы не составит труда.

Проявились и эксплуатационные особенности дизельных машин. Например, пуск стартером возможен только после того как погаснет контрольная лампа работы свечей накаливания.

У автомобилей с наддувными дизелями - свой "прихват". Мы уже сталкивались с ним на тест-драйвах иномарок. Нельзя сразу глушить мотор после темпераментной езды. Необходимо дать поработать двигателю одну-две минуты на холостом ходу для выравнивания температур и только после этого выключить зажигание. В противном случае по причине термоудара турбина "накроется".

Двигателистам еще предстоит поработать с наддувными 1,8-литровыми дизельными моторами. Разработчики хотят устранить некоторые провалы в характеристиках крутящего момента и мощности. Возможно, удастся получить величину максимального крутящего момента уже при 1500 мин-1.

Конечно, для такой машины как "Нива", да еще с дизельным мотором, необходимо было бы пересмотреть передаточные числа в трансмиссии, но здесь конструкторы, к сожалению, связаны по рукам и ногам существующими производственными возможностями. Придется выбирать из того, что есть.

Рано или поздно "Нивы" займут свое место на конвейере. А что придет на смену дизельной "четверке"?

Работа по созданию дизельной модификации универсала - ВАЗ-2111 - идет полным ходом. Но машина пока существует только в чертежах. Сейчас рассматриваются варианты установки на нее существующих дизелей - как атмосферных, так наддувных. Все работы разработчики надеются завершить через год-полтора.

Вместе с тем и в Тольятти и на Барнаултрансмаше проектируют современный дизельный двигатель. Инженеры посчитали, что негоже на новый автомобиль ставить устаревшую конструкцию. Рано или поздно место вихрекамерных дизелей ВАЗ-341 и -343 займет прогрессивный 16-клапанный мотор с прямым впрыском.

Дизельные ВАЗы настойчиво пробивают себе дорогу на конвейер. Глядишь, и популярность завоюют. Нам они, например, нравятся уже сейчас.

ВАЗ-21215-70 "Нива-дизель"

  • Снаряженная масса, кг - 1250
  • Рабочий объем двигателя, л - 1,8
  • Степень сжатия - 22
  • Максимальная мощность, л.с. при мин.-1 - 75/4600
  • Максимальный крутящий момент, Нм при мин.-1 - 145/2000
  • Топливо - дизельное (ГОСТ 305-82)
  • Температура холодного пуска, град.С - -25
  • Разгон 0 до 100 км/час, сек. - 19
  • Расход топлива, л на 100 км:при 90 км/час - 7,5при 120 км/час - 8,5в городском режиме - 7,5
  • Максимальная скорость, км/час - 130

ВАЗ-21315 "Нива-дизель"

  • Снаряженная масса, кг - 1350
  • Рабочий объем двигателя, л - 1,8
  • Степень сжатия - 22
  • Максимальная мощность, л.с. при мин.-1 - 75/4600
  • Максимальный крутящий момент, Нм при мин.-1 - 145/2000
  • Топливо - дизельное (ГОСТ 305-82)
  • Температура холодного пуска, град.С - -25
  • Разгон 0 до 100 км/час, сек. - 23
  • Расход топлива, л на 100 км:при 90 км/час - 7,7при 120 км/час - 8,7в городском режиме - 7,8
  • Максимальная скорость, км/час - 130

ВАЗ-21045 "Дизель"

  • Снаряженная масса, кг - 1060
  • Рабочий объем двигателя, л - 1,52
  • Степень сжатия - 23
  • Максимальная мощность, л.с. при мин.-1 - 50/4600
  • Максимальный крутящий момент, Нм при мин.-1 - 92/2500
  • Топливо - дизельное (ГОСТ 305-82)
  • Температура холодного пуска, град.С - -25
  • Разгон 0 до 100 км/час, сек. - 23
  • Расход топлива, л на 100 км:при 60 км/час - 3,6при 90 км/час - 5,2при 120 км/час - 7,5в городском режиме - 6,2
  • Максимальная скорость, км/час - 125

ВАЗ-21045 "Турбо-дизель"

  • Снаряженная масса, кг - 1070
  • Рабочий объем двигателя, л - 1,52
  • Степень сжатия - 23
  • Максимальная мощность, л.с. при мин.-1 - 70/4600
  • Максимальный крутящий момент, Нм при мин.-1 - 127/2200
  • Топливо - дизельное (ГОСТ 305-82)
  • Температура холодного пуска, град.С - -25
  • Разгон 0 до 100 км/час, сек. - 17
  • Расход топлива, л на 100 км:при 60 км/час - 4,2при 90 км/час - 5,7при 120 км/час - 7,5в городском режиме - 6,4
  • Максимальная скорость, км/час - 145

ВАЗ-21048 "Дизель"

  • Снаряженная масса, кг - 1070
  • Рабочий объем двигателя, л - 1,8
  • Степень сжатия - 22
  • Максимальная мощность, л.с. при мин.-1 - 65/4600
  • Максимальный крутящий момент, Нм при мин.-1 - 110/2500
  • Топливо - дизельное (ГОСТ 305-82)
  • Температура холодного пуска, град.С - -25
  • Разгон 0 до 100 км/час, сек. - 19
  • Расход топлива, л на 100 км:при 60 км/час - 3,9при 90 км/час - 5,5при 120 км/час - 7,5в городском режиме - 6,2
  • Максимальная скорость, км/час - 133

myniva.ru


Смотрите также