Устройство и принцип работы современных экскаваторов. Двигатель экскаватора схема


схема, принцип работы, механизм, гидросхема, гидросистема, ходовая, электросхема

Экскаваторы предназначены для работы с замерзшими или нет грунтами, а также с предварительно размельченными скальными породами. Температурный диапазон работы техники — -40…+40°С. В устройство экскаватора входит несколько узлов, обеспечивающих работу машины.

Как классифицируются агрегаты

Экскаваторы, оборудованные рабочим органом с одним ковшом, подразделяются на категории:

  1. По функциональному назначению. Встречаются машины, предназначенные для ведения строительных работ, специальные и карьерные. Последние оснащены усиленным ковшом, предназначенным для работы со скальными породами.
  2. По конструкции ходовой части — колесные на специальном шасси, колесные на автомобильном шасси, гусеничные. Последние могут оснащаться гусеничными лентами с увеличенной шириной.
  3. По типу привода рабочего органа — гидравлические, электрические, комбинированные.

Как устроен экскаватор

Общее устройство землеройного экскаватора включает в себя:

  • ходовую часть;
  • двигатель;
  • гидравлическую систему;
  • трансмиссию;
  • кабину с органами управления;
  • платформу с поворотным устройством;
  • рабочую стрелу.

На поворотной платформе смонтирован двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Мотор имеет систему жидкостного охлаждения. Привод вентиляторов охлаждения автоматический, но имеется клавиша принудительного включения. Для увеличения мощности и снижения расхода топлива применяется установка турбокомпрессоров. Двигатель приводит в действие рабочие механизмы экскаватора посредством гидравлической или электрической трансмиссии. Механические трансмиссии применяются на устаревшей технике.

Поворотная часть смонтирована на шасси через погон, обеспечивающий поворот на 360°. На платформе размещена кабина оператора, гидравлическая и электрическая системы, стрела с механизмами привода и управления. Экскаваторная стрела может оснащаться ковшами различной конструкции или канавокопателем, который сокращает время, необходимое для создания траншей. Возможна установка гидравлических молотов или другого оборудования, необходимого при ведении землеройных работ.

На экскаваторах с механическим приводом применяются лебедки, которые непосредственно управляют движением стрелы. На машинах встречаются лебедки с 1 или 2 валами. 1-вальным считается узел, у которого подъемный и тяговый барабаны установлены на единый вал. Если барабаны лебедки разнесены по валам, то она называется 2-вальной. Подобные механизмы устанавливаются на больших экскаваторах.

Привод лебедок выполняется валами через редуктор или цепью, осуществляется от главного вала трансмиссии. Для включения применяются многодисковые фрикционные муфты, для остановки — ленточные тормоза. Трос укладывается на барабан в один или несколько слоев в зависимости от длины.

Конструкция мини-экскаватора не отличается от принципов, заложенных в полноразмерной технике. Разница заключается в упрощении конструкции гидравлики и применении малогабаритного дизельного двигателя. Рабочее место оператора расположено в закрытой кабине, оборудованной системами вентиляции и обогрева.

Устройство экскаватора погрузчика отличается от вышеописанного механизма. Рабочий ковш расположен на шарнирной стреле в передней части стандартного колесного трактора. Погрузочное оборудование имеет гидравлический привод, управление которым осуществляется из кабины оператора.

Трактор построен по классической схеме — двигатель и коробка передач являются частью несущей конструкции. Спереди установлен подрамник, служащий для опоры двигателя и переднего моста. На задней части машины устанавливается экскаваторная стрела или иное землеройное оборудование, оснащенное гидравлическим приводом. Стрела может поворачиваться на фиксированный угол. При рытье котлованов и траншей техника перемещается своим ходом.

Опорно-поворотное устройство

Экскаваторы, смонтированные на шасси тракторов, поворачиваются при помощи гидравлических цилиндров. На полноповоротной технике имеется гидравлический или электрический привод, выполняющий поворот платформы с рабочим оборудованием вокруг неподвижной ходовой части.

Опорно-поворотное устройство экскаватора обеспечивает вращение платформы вокруг вертикальной оси. К прочности узла предъявляются повышенные требования, поскольку оно обеспечивает удержание платформы на ходовой части в процессе работы экскаватора. В конструкции поворотного устройства применяются тела вращения в форме катков или шариков.

Катки применяются на старых моделях экскаваторов. Недостатком конструкции является зазор между телом вращения и рабочей поверхностью погона, который приводит к раскачиванию платформы в процессе поворота. Шариковые устройства лишены этого недостатка. Кроме того, шариковый поворотный погон имеет меньший вес и сниженное сопротивление вращению. Тела вращения устанавливаются в шариковой конструкции в 1 или 2 ряда.

Поворотный механизм представляет собой 2 кольца, которые зафиксированы между собой болтовыми соединениями. Механизм жестко прикреплен к поворотной платформе. Расположенные внутри шарики разделены сепаратором, который предотвращает заклинивание узла в ходе работы.

На поворотной части устанавливается зубчатый венец, предназначенный для поворота платформы. Для поворота применяется аксиально-поршневой двигатель, оснащенный зубчатым рабочим валом. Возможно применение механических редукторов, увеличивающих крутящий момент. Регулировка скорости вращения осуществляется изменением давления масла, подаваемого в гидравлический двигатель. Платформа удерживается от случайного поворота тормозами с механическим и гидравлическим приводом.

Гусеничные экскаваторы разворачиваются при помощи гусениц и тормозных механизмов. В зависимости от радиуса поворота используется подтормаживание одной гусеницы с различным усилием.

Гидросистема

Гидросистема экскаватора работает от аксиально-поршневых или шестеренных насосов, установленных на двигателе машины. Привод насосов выполняется через повышающий редуктор. На двигателе может иметься небольшой насос, используемый для работы гидравлических усилителей управления. Насос имеет привод от шестерен газораспределительного механизма.

Запас рабочей жидкости расположен в расходном баке, оборудованном системой очистки масла от примесей. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло, приспособленное к работе в аксиально-поршневых установках и не разрушающее резиновые элементы магистралей. Различают летнее и всесезонное масла, отличающиеся температурой застывания.

Жидкость подается из бака в насос, а затем поступает к гидравлическому распределителю. Для связи узлов гидросхемы применяются гибкие шланги и металлические трубопроводы. Установленные на них муфты соединяют узлы в общую магистраль, обеспечивая герметичность конструкции. Распределитель оснащен золотниковыми клапанами, которые подают жидкость к гидрооборудованию. Отработавшее масло поступает в радиатор, а затем, пройдя через фильтры, возвращается в бак.

В гидравлике установлены предохранительные клапаны, защищающие систему от повышенного давления. Применяются перепускные клапаны, которые отводят часть жидкости в емкости с пониженным давлением. Регулировка потока выполняется дросселями и золотниками, которые перекрывают сечение магистралей. На некоторых механизмах применяется гидравлический замок, предотвращающий обратный отток жидкости. Такие клапаны применены на выносных опорах.

Для работы стрелы применяются гидравлические цилиндры 2-стороннего действия. Цилиндры применяются для разворота стрелы, изменения угла установки рукояти, управления движением ковша. На штоках цилиндров имеется проушина, которая соединяется с управляемыми узлами.

Гидравлика используется в качестве трансмиссии экскаватора. На ведущих колесах или звездочках установлены аксиально-поршневые двигатели. Скорость движения машины зависит от рабочего давления в гидросистеме. Давление регулируется числом оборотов двигателя, а также гидрораспределителем. Рулевое управление оснащено усилителем, подключенным к общей или к отдельной магистрали. С помощью гидравлики функционируют тормозные механизмы на колесах и рабочих органах.

Ходовая часть

Ходовая часть предназначена для движения техники и передачи нагрузок от узлов и рабочего оборудования на опорные поверхности.

Существует 2 варианта ходовой части:

  • колесная на пневматических шинах;
  • гусеничная.

Колесная ходовая часть состоит из 2 мостов, оснащенных приводом. Передняя ось оборудована подвижными кулаками, обеспечивающими поворот экскаватора при движении. В конструкции управляемого моста применяются стабилизаторы, обеспечивающие поперечную устойчивость машины. Преимуществом машин на пневматическом ходу является высокая скорость движения, позволяющая перемещать экскаватор между строительными площадками без дополнительного транспорта.

На колесной технике встречаются тормоза, оборудованные пневматическим приводом. В качестве источника сжатого воздуха используется компрессор, установленный на двигателе. От пневматики работают механизмы блокировки дифференциала и подключение переднего моста. При буксировке экскаватора пневматическая система подключается в выводу тормозной системы тягача.

Привод колес выполняется индивидуальными гидромоторами или от единого двигателя и раздаточной коробки. Коробка связана с мостами карданными валами. Подвеска колес отсутствует. В приводах мостов используются дифференциалы с возможностью принудительной блокировки. В ступицах колес установлены планетарные редукторы, позволяющие увеличить крутящий момент.

Гусеничные машины оснащаются механизмами для изменения колеи, позволяющими увеличить устойчивость машины. Для работы на болотистой местности применяются расширенные гусеницы, которые устанавливаются на штатные катки и ведущие колеса. Гусеничные экскаваторы имеют малую скорость движения, поэтому их перевозят на специальных трейлерах.

На устаревших экскаваторах для привода ведущих звездочек используется цепная передача, которая не отличается надежностью. В качестве двигателей на такой технике могут применяться электроустановки. Источником электроэнергии является тяговый генератор или внешнее устройство. Индивидуальные гидравлические двигатели обеспечивают повышенную маневренность и надежность в работе.

Электросхема

Электрическая схема экскаватора использует в качестве отрицательного проводника корпус машины. Рабочее напряжение электрооборудования в цепи составляет 12 или 24 В. Источниками тока являются генератор, установленный на двигателе, и аккумуляторная батарея.

Главным назначением электрической системы служит запуск двигателя и освещение рабочего пространства вокруг машины в темное время суток.

Электрические приводы имеют система вентиляции кабины машиниста, контрольно-измерительные приборы и внешняя световая сигнализация. На экскаваторах, работающих в условиях низких температур, устанавливаются автономные подогреватели. Устройства прогревают двигатель и кабину до комфортной температуры.

Принцип работы экскаватора

Техника, оснащенная одним ковшом, выполняет работу циклично, из-за этого деятельность осуществляется прерывисто. При этом обеспечивается универсальность машины, экскаватор может применяться для погрузочных и разгрузочных работ. Установленный на экскаваторах цилиндр стрелы может работать от гидравлики, а также переключаться в плавающий режим, позволяющий нагружать ковш весом оборудования. Активация плавающего режима выполняется машинистом по необходимости путем нажатия на педаль.

Схема работы экскаватора выглядит следующим образом:

  • на первом этапе рабочего хода происходит забор грунта из траншеи в ковш;
  • после этого платформа поворачивается вокруг вертикальной оси, перенося грунт к месту отвала;
  • затем выполняется обратный ход и цикл начинается заново.

Принцип работы экскаватора с непрерывным действием основан на движении нескольких ковшей, которые автоматически отбрасывают грунт в сторону, формируя отвал. Рабочие элементы установлены на ротор или цепь. Цепные экскаваторы используют навесной или полуприцепный рабочий орган. Привод цепной звездочки выполняется механическим или гидравлическим способом. Глубина копания и усилие создаются при помощи гидравлического механизма. Выкопанный грунт подается на конвейерную ленту, которая отводит его в сторону.

Дополнительно на экскаваторе установлен бульдозерный нож, управляемый гидравлическим цилиндром. Нож применяется для разравнивания рабочей площадки.

specmahina.ru

Кинематические схемы экскаваторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Эксплуатация экскаваторов

Кинематические схемы экскаваторов

Кинематической схемой машины называется условное схематическое изображение ее механизмов, показывающее их взаимосвязь и способ передачи движения от двигателя к рабочим механизмам.

На рис. 44 показана кинематическая схема распространенного экскаватора Э-652А оборудованного прямой лопатой, а на рис. 45 — взаимное расположение механизмов этого экскаватора (без дизеля).

Движение от двигателя к рабочим механизмам передается следующим образом. На валу двигателя установлена однодисковая фрикционная муфта, обычно называемая главной муфтой. При помощи этой муфты вал двигателя соединяется с главной трансмиссией экскаватора или отсоединяется от нее. Главной трансмиссией называются элементы механизмов, вращающиеся при включенной главной муфте и выключенных остальных фрикционах, управляющих движениями рабочих механизмов.

Так, при включении главной муфты начинают вращаться цепная передача, шестерни, а также вала.

Все это и составляет главную трансмиссию экскаватора. Вместе с этими элементами вращаются жестко связанные с ними элементы механизмов, а именно: вместе с валом, называемым горизонтальным валом реверсивного механизма, вращаются шкивы двухконусных колодочных фрикционов 26\ с шестерней — диск с фрикционными колодками двухконусного фрикциона, а с валом (вал главной лебедки)-—ведущий диск фрикциона механизма открывания днища ковша и крестовины ленточных фрикционов внутреннего типа.

Рис. 44. Кинематическая схема экскаватора Э-652А с прямой лопатой:1 — вал двигателя, 2 — главная муфта, 3 — цепная передача, 4, 5, 9, 35, 45, 46, 47, 48, 50 — цилиндрические шестерни, 6, 26, 30 — двухконусные фрикционы, 7, 8, 27, 31, 33, 42 — валы, 10, 21 — ленточные фрикционы, 11, 18, 20 — тормоза, 12, 16, 19, 24, 37, 41 — звездочки 13 — возвратный канат, 14 — напорный канат, 15 — напорный барабан, 17 — подъемный барабан, 22 — стрелоподъемный барабан, 23, 32, 34, 39 — кулачковые муфты, 25, 28, 29, 38, 43 — конические шестерни, 36 — зубчатый венец, 40 — ведущие колеса гусениц, 44 — двухсторонний управляемый стопор, 49 — вертикальный вал реверса

Рис. 45. Расположение механизмов экскаватора Э-652А (обозначения те же, что и на рис. 44)

Если смотреть на трансмиссию со стороны радиатора„двигателя (справа), то вал двигателя и валы с закреплениями на них деталями вращаются по часовой стрелке, а шестерня — против часовой стрелки. Это следует иметь в виду, чтобы правильно определять направление движения рабочих механизмов во время подключения их к главной трансмиссии.

Следовательно, при включении главной муфты рабочие механизмы экскаватора только подготовлены к работе, но не включены. Для передачи движения рабочим механизмам, выполняющим операции рабочего цикла (копание, поворот платформы и др.), нужно включить соответствующий фрикцион, соединяющий данный механизм с главной трансмиссией. Для включения некоторых механизмов необходимо предварительно (перед включением фрикциона) включать кулачковую муфту или подвижную шестерню, так как в ряде случаев один и тот же фрикцион можно использовать для подключения к трансмиссии нескольких механизмов, причем тот или иной механизм соединяется с ведомой частью фрикциона кулачковой муфтой или подвижной шестерйей.

Основные рабочие механизмы экскаватора Э-652А приводятся в движение следующим образом.

Подъем ковша осуществляется включением ленточного фрикциона, соединяющего свободно вращающийся подъемный барабан с валом. При вращении этого барабана на него навивается канат подъема ковша и ковш подтягивается к головным блокам стрелы. Если нужно остановить ковш и задержать его в поднятом положении, фрикцион выключают и одновременно включают тормоз, затормаживающий барабан. Ковш опускается под действием собственного веса. Скорость его спуска регулируется тормозом. Фрикцион включен во время копания грунта и подъема ковша для выгрузки. Тормозом (ленточным наружного типа) пользуются для удержания груженого ковша в поднятом положении при повороте платформы к месту разгрузки и во время разгрузки, а также для опускания опорожненного ковша при обратном повороте в забой.

Выдвижение рукояти с ковшом (напор) осуществляется включением ленточного фрикциона внутреннего типа. Сдвоенная звездочка начинает вращаться по часовой стрелке и в этом же направлении вращаются соединенные однорядными цепями со звездочкой звездочки. При вращении барабана по часовой стрелке на него снизу навиваются оба конца напорного канала, а с верхней части барабана отпускается возвратный канат. Длина ненавитой на барабан части напорного каната сокращается настолько, насколько увеличивается длина ненавитой части возвратного каната. Напорный канат проходит через расположенные на оси седлового цодшипника стрелы крайние блоки и огибает уравнительный блок на заднем конце рукояти ковша. Возвратный канат, огибающий средний блок на оси седлового подшипника, закреплен одним концом в передней части рукояти, у ковша. Таким образом, при вращении барабана по часовой стрелке задний конец рукояти подтягивается к подшипнику, то есть рукоять с ковшом .выдвигается, осуществляя напор.

Двухсторонняя кулачковая муфта может жестко соединять с валом либо звездочку, либо стрелоподъемный барабан.

Во время работы прямой лопатой муфта обычно включает звездочку (к барабану эту муфту подключают очень редко, так как при таком виде оборудования угол наклона стрелы не изменяется). Поэтому при включении фрикциона звездочка, кулачковая муфта и вал со шкивом двухконусного фрикциона вращаются вместе со звездочкой по часовой стрелке навстречу шестерне и укрепленным на ней фрикционным колодкам фрикциона 6.

Втягивание рукояти с ковшом (возврат) осуществляется включением фрикциона. Вал начинает вращаться против часовой стрелки и вращение передается через кулачковую муфту и звездочки напорному барабану. При вращении барабана против часовой стрелки на него навивается возвратный канат и разматывается напорный канат, то есть происходит втягивание рукояти.

При копании грунта обычно пользуются фрикционом одновременно с фрикционом, регулируя таким образом толщину срезаемой стружки грунта и направление движения ковша. С помощью фрикционов ковш устанавливают точно над местом разгрузки. Длй удержания рукояти ковша от выдвижения или втягивания используют ленточный тормоз наружного типа. Тормоз необходим также для забрасывания ковша «под себя» при подготовке к следующей операций копания.

Для подъема стрелы кулачковую муфту включают направо, жестко соединяя стрелоподъемный барабан с валом. Затем включают двухконусный фрикцион и вал с барабаном начинают вращаться против часовой стрелки. Стрелоподъемный канат навивается на барабан и стрела поднимается.

При выключенном фрикционе барабан удерживается от проворачивания управляемым замкнутым ленточным тормозом наружного типа. Для опускания стрелы необходимо ослабить затяжку тормоза специальным рычагом. Если не нажимать на этот рычаг, то рабочая пружина тормоза снова затянет его и затормозит барабан.

Во избежание падения стрелы при неосторожном растормажи-вании или выходе из строя тормоза применено противообгонное устройство, состоящее из звездочки, жестко соединенной с барабаном, цепи, соединяющей эту звездочку со звездочкой противообгонной муфты, и собственно противообгонной муфты. При вращении стрелового барабана против часовой стрелки (подъем стрелы) звездочка противообгонной муфты вращается навстречу ^алу главной лебедки и противообгонная муфта проворачивается беспрепятственно. При опускании стрелы звездочка противообгонного устройства вращается по часовой стрелке все с большей скоростью и, когда скорости вращения звездочки и вала будут равны, противообгонная муфта срабатывает. Таким образом, скорость опускания стрелы ограничивается скоростью вращения вала главной лебедки и стрела не падает.

Особенностью механизмов поворота платформы и передвижения экскаваторов (ходового механизма) является возможность передачи движения в противоположных направлениях, что необходимо для поворота платформы вправо и влево, а также передвижения вперед и назад.

Изменение направления вращения (реверсирование) осуществляется механизмом реверса, через который движение передается на поворотный и ходовой механизмы. Механизм реверса экскаватора Э-652А, состоящий из двух валов, трех конических шестерен и двух двухконусных фрикционов, действует следующим образом. На горизонтальном валу, вращающемся по часовой стрелке, укреплены на шпонках шкивы фрикционов, которые могут перемещаться вдоль вала и вращаться вместе с ним. На этом же валу смонтированы на подшипниках качения шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестерней 28, жестко (на шлицах) посаженной на конец вертикального вала реверса. К шестерням прикреплены болтами фрикционные колодки двухконусных фрикционов.

При выключенных фрикционах все конические шестерни неподвижны. Если включить фрикцион, то шестерня будет вращаться вместе с валом и передаст движение шестерне и валу, которые будут вращаться по часовой стрелке (если смотреть сверху, со стороны шестерни). При этом шестерня вращается навстречу валу.

При включении фрикциона шестерня вращается по часовой стрелке вместе с валом, а шестерня и вал — против часовой стрелки. Навстречу валу вращается шестерня. Таким образом осуществляется реверсирование вертикального вала механизма реверса.

Управление фрикционами сконструировано так, чтобы предотвратить одновременное включение обоих фрикционов, так как это вызывает останов двигателя, а иногда может привести к по-лоЛке шестерен.

От вала движение передается поворотному и ходовому механизмам следующим образом. Вдоль вала по шлицам перемещается сдвоенная шестерня, которая может вводиться в зацепление с шестернями, жестко закрепленными на промежуточном вертикальном валу. Шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней и через нее с шестерней, свободно вращающимися: первая — на вертикальном поворотном валу, вторая —на вертикальном ходовом валу. Обе шестерни могут быть жестко соединены со своими валами при помогай кулачковых муфт. Конструкция механизма включений муфт позволяет включать одновременно только одну из них; вторая муфта при выключается.

На шлицах нижнего конца поворотного вала жестко закрепит шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с поворотным зубчатым венцом, приваренным к ходовой раме. При вращении вала шестерня обкатывается по венцу, поворачивая платформу относительно ходовой части. Включая правый или левый фрикционы механизма реверса, можно изменять направление вращения шестерни, поворачивая таким образом платформу в одну или другую сторону.

Платформу можно поворачивать с большей или меньшей скоростью. Если сдвоенная шестерня находится в зацеплении с шестерней, поворот происходит с меньшей скоростью, при зацеплении шестерни с шестерней — с большей скоростью.

Большую скорость поворота платформы используют при работе с землеройным оборудованием, а меньшую — с крановым оборудованием.

Платформу останавливают в требуемом положении ленточным тормозом открытого типа, затормаживающим шкив, жестко укрепленный на верхнем конце поворотного вала. Для передачи движения ходовому механизму экскаватора нужно включить муфту; при этом выключится муфта поворотного механизма.

Вращение будет передаваться через вал и закрепленную на его нижнем конце коническую шестерню шестерне, жестко связанной с горизонтальным валом ходового механизма.

Вал состоит из трех частей: средней и двух боковых (полуосей). Полуоси можно соединять со средней частью двумя кулачковыми муфтами. Эти муфты постоянно включены пружинами, то есть все три части вала представляют собой одно целое. При вращении шестерни движение передается ведущим цепным звездочкам, а затем втулочно-роликовыми цепями — ведомым звездочкам, закрепленным на валах ведущих колес гусениц.

Направление вращения колес, а следовательно, и направление движения экскаватора изменяют фрикционами механизма реверса аналогично тому, как изменяют движение поворотного механизма.

Для передвижения экскаватора по кривой нужно отключить от вращающейся трансмиссии одну из гусениц, а для крутого поворота остановить ее. Это осуществляется кулачковыми муфтами, причем при повороте вправо отключается правая гусеница, а при повороте влево — левая. Гусеница отключается перемещением подвижной полумуфты по направлению к цепной звездочке. Полуось сначала отключается от средней части вала, а затем стопорится, так как своими кулачками полумуфта соединяется с неподвижным стопором, приваренным к раме ходовой части. Таким образом, одна из гусениц экскаватора останавливается, а вторая, движущаяся, гусеница поворачивает экскаватор вокруг неподвижной гусеницы.

На время передвижения экскаватора тормоз механизма поворота платформы должен быть обязательно включен, так как иначе может произойти неожиданный поворот платформы, вызванный поперечным наклоном дороги или инерцией движения платформы при повороте гусениц.

При работе ходовая часть экскаватора должна быть неподвижной. Непроизвольное перемещение экскаватора под влиянием усилий, действующих на ковш во время копания грунта, нарушает четкость управления процессом копания и может привести к аварии. Так, например, при работе драглайном или обратной лопатой усилие в тяговом канате стремится неГ только подтянуть ковш к машине, но и сдвинуть экскаватор к ковшу, причем это усилие бывает максимальным тогда, когда ковш упирается в какое-либо препятствие. Поэтому весьма серьезное значение имеет надежность устройства, предотвращающего перемещение экскаватора при работе и при остановке на уклоне. В экскаваторе Э-652А это обеспечивается двухсторонним управляемым стопором.

Экскаватор может перемещаться с меньшей или большей скоростью, что достигается переключением сдвоенной шестерни.

Особенности кинематической схемы экскаватора Э-652А заключаются в следующем:1) на поворотной платформе расположены в одной плоскости три основных горизонтальных вала — вал 8 главной лебедки, промежуточный вал и вал реверсивного механизма;2) стрелоподъемный механизм может работать одновременно с механизмом поворота платформы и независимо от него; движение стрелоподъемному механизму передается шестернями;3) реверс механизма поворота платформы и ходового механизма экскаватора осуществляется коническими шестернями и двухконусными фрикционами, причем имеются две скорости поворота и передвижения;4) рабочее оборудование прямой лопаты имеет канатный напорный механизм.

На рис. 46 и 47 показаны кинематическая схема и расположение механизмов экскаваторов Э-1251А, Э-1252А.

Движение от двигателя передается трансмиссии через муфту (у экскаватора Э-1251А — эластичную муфту, постоянно соединяющую вал электродвигателя и трансмиссию; у экскаватора Э-1252А —однодисковый фрикцион). В главную трансмиссию экскаватора входят: редуктор, шестерни, главный трансмиссионный вал реверсивного механизма и вал главной лебедки.

Подъем ковша осуществляется включением наружного ленточного фрикциона, соединяющего установленный на подшипниках барцбан с валом. Останавливается барабан при помощи наружного ленточного тормоза.

Рис. 46. Кинематическая схема экскаватора Э-1251А (Э-1252А):1 — двигатель, 2 — муфта, 3 — редуктор, 4, 5, 6, 7, 12, 31, 34, 35, 37, 41, 42 — цилиндрические шестерни, 8, 19 — ленточные фрикционы, 9, 18, 32, 46 — ленточные тормоза, 10, 11 — сдвоенные звездочки, 13 — рукоять 14 — сед-ловой подшипник, 15, 20, 27, 30, 38, 40, 43 — валы, 16, 21 — цепные передачи

Pис. 47. Расположение механизмов экскаватора Э-1251А и Э-1252А v (обозначения те же, что и на рис. 46)

Напорный механизм останавливают ленточным тормозом, шкив которого жестко соединен со сдвоенной звездочкой для втягивания рукояти нужно включить одноконусный фрикцион, соединяющий звездочку с валом. От звездочки движение цепью передается сдвоенной звездочке, которая будет при этом вращаться навстречу валу, то есть в направлении, противоположном движению напора. От звездочки на рукоять движение передается таким же образом, как и при выдвижении рукояти, только в обратном направлении.

На экскаваторе Э-1251А (Э-1252А) установлен механизм реверса, состоящий из трех конических шестерен и двух одноконусных фрикционов. Механизм реверса работает так же, как описанный выше механизм реверса экскаватора Э-652А. С вертикального вала механизма реверса движение через шестерник передается находящимся в постоянном зацеплении шестерням. Шестерня свободно вращается на поворотном валу и может соединяться с ним кулачковой муфтой. Шестерня свободно вращается на вертикальном валу ходового механизма и также может соединяться с этим валом кулачковой муфтой. Управление муфтами сблокировано таким образом, что при включении одной из них вторая обязательно выключается, то есть движение может передаваться либо на поворотный, либо на ходовой механизм.

Для поворота платформы включают кулачковую муфту, после чего с помощью одного из фрикционов поворотный вал приводят во вращение. Шестерня, связанная с валом, обкатывается вокруг приваренного к ходовой раме неподвижного зубчатого венца с внешними зубьями и платформа поворачивается. Шестерня находится с венцом в постоянном зацеплении.

Для остановки и фиксации поворотной платформы установлен ленточный наружный тормоз.

Передвижение экскаватора производится при включении кулачковой муфты, соединяющей вал с шестерней. В остальном кинематическая схема ходового механизма экскаватора Э-1251А (Э-1252А) не отличается от кинематической схемы, экскаватора Э-652А.

Поворот платформы и передвижение экскаватора Э-1251А могут осуществляться только с одной скоростью (вместо двух скоростей у экскаватора Э-652А), так как передаточное отношение от двигателя к этим рабочим механизмам остается неизменным.

Подъем и опускание стрелы осуществляют стрело-подъемным барабаном, который соединен с трансмиссией подвижной шестерней, вводимой в зацепление с шестерней. Шестерня перемещается по шлицам вала червяка, находящегося в постоянном зацеплении с червячным колесом 45 на валу стрелоподъемного барабана. Направление вращения барабана (подъем и опускание стрелы) изменяют механизмом реверса. При включенном стрелоподъемном механизме должны быть включены кулачковые муфты поворотного и ходового механизмов.

При выключенной шестерне, вследствие вибрации машины, вызванной работой двигателя, стрела экскаватора может самопроизвольно опуститься. Это объясняется тем, что в червячной передаче стрелоподъемного механизма экскаватора Э-1251А (Э-1252А) для получения достаточно высоких скоростей подъема и опускания стрелы угол подъема червяка несколько больше, чем необходимо для самоторможения передачи, работающей в масляной ванне. Чтобы предотвратить это, на валу червяка установлен ленточный тормоз 46 замкнутого типа, постоянно притормаживающий вал. Этот тормоз должен находиться под постоянным наблюдением, так как при его ослаблении или сильном замасливании стрела может неожиданно упасть, что особенно опасно при работе с крановым оборудованием.

Особенности кинематической схемы экскаватора Э-1251А заключаются в следующем:1) на поворотной платформе расположены два основных горизонтальных вала — вал главной лебедки и вал реверсивного механизма;2) стрелоподъемный барабан приводят в движение через червячную передачу, а управляют им с помощью того же механизма реверса, который передает движение на механизмы поворота и передвижения; поэтому стрелоподъемный механизм не может работать одновременно с механизмом поворота платформы, что отрицательно сказывается на производительности машины при работе с крановым оборудованием;3) механизмы поворота платформы и передвижения экскаватора реверсируют коническими шестернями и одноконусными фрикционами, причем возможна только одна скорость поворота платформы и передвижения экскаватора;4) рабочее оборудование прямой лопаты имеет зубчато-реечный Скремальерный) напорный механизм.

Подъем ковша осуществляется барабаном, установленным на валу и управляемым при помощи ленточного фрикционавнутреннего типа и тормоза наружного типа.

Подтягивание ковша драглайна производится барабаном, управляемым ленточным фрикционом внутреннего типа и тормозом наружного типа. Если экскаватор оборудуют прямой лопатой, барабан заменяют (аналогично экскаватору Э-652А) сдвоенной цепной звездочкой, которую крепят болтами к шкиву фрикциона. Эта звездочка связана одной цепью с напорным барабаном, а другой со свободно вращающейся на валу звездочкой возврата ковша. При втягивании рукояти эта звездочка соединяется с валом ленточным фрикционом внутреннего типа. При оборудовании экскаватора драглайном звездочку не используют.

Рис. 48. Кинематическая схема экскаватора Э-10011А с драглайном:1 — двигатель, 2 — соединительная муфта, 3 — турботрансформатор, 4, 5, 26 — звездочки, в, 17, 20, 24, 32, 36— валы. 7, 8, 9, 11, 13, 14, 33 — цилиндрические шестерни, 10, 12, 22, 23, 28— фрикционы, 31, 35—кулачковые муфты, 15, 18, 27 — барабаны, 16, 19, 29 — тормоза, 21 — цепная передача, 25 — противообгонная муфта, 30 — коническая передача, 34 —поворотный зубчатый венец, 37 — стопор, 38 — клиноременная передача, 39 — компрессор

Подъем стрелы осуществляется барабаном, свободно вращающимся на валу и управляемым ленточным фрикционом внутреннего типа и тормозом наружного типа. Стрела опускается на тормозе, однако для ограничения скорости опускания барабан связан цепной передачей с противообгонной муфтой роликового типа.

В отличие от экскаваторов Э-652А и Э-1251А у экскаватора Э-10011А реверсируют не вертикальный, а горизонтальный вал, причем механизм реверса состоит не из конических, а из цилиндрических шестерен. Он работает следующим образом. Шестерни соединяются с валами ленточными фрикционами внутреннего типа. Валвращаются в разные стороны. При включении фрикциона шестерня вращается вместе с валом против часовой стрелки, а шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестернями, — по часовой стрелке. Если включить фрикцион, то вращение через шестерню передается шестерне и она вращается против часовой стрелки. На вал движение передается с шестерни И, жестко укрепленной на нем.

Движение от шестерни передается через вал и коническую передачу к находящимся в постоянном зацеплении цилиндрическим шестерням, установленным на подшипниках на поворотном валу и вертикальном валу ходового механизма.

Механизм поворота включается кулачковой муфтой. Платформу поворачивают так же, как это делают на экскаваторе Э-652А при обкатывании шестерни, жестко укрепленной на валу, по венцу с внутренним зацеплением, приваренному к раме ходовой части.

Ходовой механизм включаю! кулачковой муфтой. Кинематическая схема ходового механизма экскаватора 2Ы0011А не отличается от кинематических схем экскаваторов Э-652.А, и Э-1251А.

Экскаватор фиксируют на месте при работе управляемым стопором.

К особенностям кинематической схемы экскаватора Э-10011А относятся следующие:1) наличие турботрансформатора;2) стрелоподъемный механизм может работать одновременно с механизмом поворота платформы и независимо от него; передача движения стрелоподъемному механизму — шестеренная;3) механизм поворота платформы и передвижения экскаватора реверсируют цилиндрическими шестернями и ленточными фрикционами;4) рабочее оборудование прямой лопаты имеет зубчато-реечный (кремальерный) напорный механизм.

Таким образом, можно сделать вывод, что кинематические схемы, помещенные на рис. 44—48, отличаются одна от другой числом основных горизонтальных валов на поворотной платформе, конструкцией механизма реверса, конструкцией привода стрелоподъем-ного барабана, числом скоростей поворота платформы и передвижения экскаватора, а также возможностью опускать стрелу независимо от поворота платформы и одновременно с ним.

Последнее обстоятельство имеет существенное значение при работе с кранадьш оборудованием, так как маневрирование стрелой во время поворота платформы позволяет сокращать продолжительность рабочего цикла и, следовательно, увеличивать производительность крана.

Наличие двух скоростей поворота также улучшает эксплуатационные качества машины, так как при работе краном обычно нужно медленно поворачивать платформу, чтобы избежать сильного раскачивания груза, и достаточно точно его устанавливать. Две скорости передвижения позволяют, с одной стороны, сокращать время на перебазирование экскаватора собственным ходом по хорошей дороге (при большой скорости), а с другой стороны, сохранять хорошую проходимость (при малой скорости) в условиях бездорожья и на подъемах.

В современных экскаваторах широко применяют подшипники качения, что значительно увеличивает срок службы механизмов и снижает потери на трение в механизмах, передающих мощность от двигателя к рабочим органам. Некоторые готовящиеся к выпуску новые модели экскаваторов имеют подшипники качения также и в гусеничных тележках.

Лучшей кинематической схемой может считаться та, которая при наименьшем числе кинематических элементов (шестерен, валов, звездочек, цепей, кулачковых муфт, фрикционных механизмов и пр.) обеспечивает нужное в эксплуатации число скоростей поворота платформы и передвижения экскаватора, независимый привод стрелоподъемного барабана, возможность принудительного опуска” ния груза (крюка) на режиме двигателя, наименьшие потери на трение при передаче мощности от двигателя к главной лебедке (подъемному и тяговому барабанам) экскаватора, так как именно через эти барабаны и передается основная часть мощности при работе машины.

Рис. 49. Схема расположения механизмов экскаватора Э-4013:1 — двигатель, 2 —редуктор отбора мощности с гидравлическими насосами, 3 — редуктор реверса, 4— стрелоподъемная лебедка с г^дромотором, 5 — главная лебедка, 6 — конический редуктор передачи движения на ходовую часть, 7 — механизм поворота с гидромотором, 8 — раздаточный редуктор хода, 9 — редуктор привода главной лебедки, 10 — коробка перемены передач механизма передвижения

Выше были рассмотрены кинематические схемы экскаваторов, в которых все рабочие механизмы смонтированы непосредственно в металлоконструкции поворотной рамы.

Такие конструктивные решения дают возможность уменьшить вес машины, однако вызывают и существенные недостатки:– нарушение нормальных условий работы передач при деформациях поворотной рамы или основных валов (например, вала главной лебедки) под влиянием нагрузок при работе;– сложность использования агрегатного метода ремонта, так как замена изношенного или сломанного механизма (узла) требует разборки механизмов, что связано с большой затратой времени и не может быть выполнено в полевых условиях;– длительный процесс сборки машины при изготовлении ее на заводе, что требует значительного увеличения сборочных производственных площадей, особенно при современном крупносерийном выпуске экскаваторов;– практически невозможность добиться широкого применения унифицированных узлов на разных машинах.

В последние годы на универсальных экскаваторах все более широко применяют индивидуальный (многомоторный) дизель-элек-трический и дизель-гидравлический привод, позволяющие избежать этих недостатков.

На рис. 49 показано расположение агрегатов пневмоколесного экскаватора Э-4013 с гидромеханическим приводом. У этого экскаватора механический привод имеют главная лебедка и ходовая часть, гидравлический — механизм поворота и стрелоподъемная лебедка.

Между муфтой сцепления двигателя и редуктором реверса расположен редуктор отбора мощности, через который приводятся в движение два расположенных на нем насоса. От этих насосов и осуществляется гидравлический привод стрелоподъемной чебедки и механизма поворота.

Зубчатые передачи редуктора входят в состав главной трансмиссии экскаватора.

В редукторе — два выходных вала со шли-дезыми концами, на которых крепят головки двух карданных валов. Один из них соединяет передачи редуктора с передачами редуктора привода главной лебедки; второй, реверсируемый при помощи двух фрикционов редуктора, идет к коробке перемены передач. От этой коробки также при помощи карданного вала движение передается коническому редуктору, установленному на вертикальном валу ходовой части экскаватора, а от него через раздаточный редуктор к ходовым (переднему и заднему) мостам.

Преимущество такой конструкции экскаватора заключается в возможности демонтажа и замены даже в полевых условиях практически любого из этих узлов без разборки остальных. Кроме того, применение карданных валов и специального способа крепления редукторов удобно для сборки машины и повышает срок службы передач, так как при деформации поворотной рамы и основных валов не нарушается работа передач.

Читать далее: Главные муфты экскаватора

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Конструктивные и кинематические схемы экскаваторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Строительные машины и их эксплуатация

Конструктивные и кинематические схемы экскаваторов

Экскаватор с гидравлическим приводом, Конструктивная схема экскаватора с ковшом емкостью 0,15 ж3, наиболее часто применяющегося при выполнении мелких рассредоточенных работ в строительстве, показана на рис. 193.

Экскаваторное оборудование выполнено навесным на колесном тракторе «Беларусь» типа МТЗ-5М- Одновременно на тракторе установлен бульдозерный отвал. В экскаваторе этого типа сочетаются качества двух машин: землеройной (экскаватор) и землеройно-транспортной (бульдозер).

На колесном тракторе установлена основная рама, на которой размещается оборудование экскаватора. В передней части трактора установлен отвал бульдозера. Экскаваторное оборудование состоит из опорно-поворотной колонки с шарнирно присоединенной стрелой, к которой осью прикреплена рукоять с ковшом.

К верхней части поворотной колонки 4 шарнирно прикреплен гидроцилиндр, с помощью которого изменяется вылет стрелы экскаватора (подъем или опускание стрелы).

На стреле шарнирно закреплены два гидроцилиндра, их штоки шарнирно связаны с верхним концом рукояти и заставляют ее совершать маятниковое движение относительно оси шарнира.

При выдвижении штоков гидроцилиндров ковш приближается к стреле, а при втягивании — удаляется и может занять крайнее, наиболее удаленное положение.

Рис. 194. Гидрокинематическая схема экскаватора с ковшом емкостью 0,15 м3

На верхнем конце рукояти в проушинах шарнирно закреплен гидроцилиндр, шток которого наружным концом шарнирно связан с днищем ковша: при выдвинутом положении закрывает его и удерживает, а при втянутом — открывает. При работе обратной лопатой, которая показана на рассматриваемой конструктивной схеме экскаватора, днище экскаватора не открывается.

Для разгрузки конструкций трактора от опрокидывающих усилий, возникающих при работе экскаватора, предусмотрены два опорных башмака, приводимых в действие гидроцилиндрами, которые шарнир-но соединены как с опорными башмаками, так и с основной рамой трактора.

В передней части трактора шарнирно- установлен гидроцилиндр, управляющий отвалом 3 бульдозера, шарнирно связанного со штоком. При выдвижении штока отвал своими ножами врезается в грунт под напором, создаваемым гидроцилиндром. Глубина резания регулируется величиной хода штока. При разравнивании грунта или для приведения экскаватора в транспортное положение шток втягивается и происходит подъем отвала.

Рис. 195. Полноповоротный экскаватор с гидравлическим приводом с ковшом емкостью 0,5 м

Гидрокинематическая схема экскаватора приведена на рис. L94.

От дизеля трактора через коробку скоростей и специальный повышающий редуктор приводятся во вращение два аксиально-плунжерных насоса 3 типа НПА-64. Рабочая жидкость заливается в специальный бак, имеющий фильтрующее устройство.

Полноповоротный экскаватор с гидравлическим приводом и ковшом емкостью 0,5 ж3 показан на рис. 195.

Рис. 196. Экскаватор с ковшом емкостью 0,65 м31 — дизель; 2 — гидроаккумулятор; 3— кузов; 4 — главная лебедка: 5 — стреловой канат; 6 — головной блок подъема стрелы; 7 — головной блок подъема ковша; 8 — подъемный канат; 9 — ковш; 10 — возвратный канат; И—рукоять; 12 — напорный канат; 13—напорная цепь; 14 — ходовая рама; 15 — ведущее колесо гусеничного хода; 16—пульт управления; 17 — стрела

Экскаватор состоит из гусеничной тележки, поворотной платформы с установленным на ней силовым оборудованием. Поворотная платформа соединена с рамой ходовой тележки роликовым опорно-поворотным устройством.

Управление стрелой экскаватора осуществляется гидроцилиндром, управление рукоятью — гидроцилиндром и ковшом при помощи гидроцилиндра.

Гидросистема экскаватора питается от трехсекционного шестеренного насоса, приводимого в движение дизельным двигателем мощностью 75 л. с. Давление в гидросистеме развивается до 110—145 иГ/см2.

В рабочее оборудование экскаватора входят обратная лопата и грейфер. Наибольший радиус копания 7 м.

Большое распространение в строительстве имеют экскаваторы с ковшом емкостью 0,65 м3 на нормальном гусеничном ходу с канатной подвеской рабочих органов.

Изображенный на рис. 196 экскаватор оснащен прямой лопатой, состоящей из стрелы 17, рукояти 11, ковша 9 и канатно-блочной системы 8, 7, 10.

Кинематическая схема экскаватора изображена на рис. 197.

Вращение от дизеля при включенной разъединительной (главной) муфте передается многорядной цепью валу реверсивного механизма. От шестерни, закрепленной на валу, вращение передается промежуточной шестерне, свободно сидящей на валу реверса главной лебедки, и далее на зубчатое колесо, закрепленное на валу главной лебедки, на котором закреплены также две крестовины ленточных фрикционов. Левая крестовина при включении соединяется с барабаном, который вместе с двухрядкой звездочкой свободно сидит на валу. Одна звездочка соединяется цепью с напорным барабаном, а другая — цепью со звездочкой, свободно сидящей на валу.

На валу свободно сидит стрелоподъемный барабан со звездочкой, которая цепью связана с противообгонной муфтой. Кулачковая муфта может соединять вал со звездочкой или с барабаном.

Подъем ковша прямой лопаты осуществляется при включении правого фрикциона главной лебедки, которым барабан соединяется с валом: При вращении барабана навивается канат и ковш подтягивается к головным блокам стрелы экскаватора. Выдвижение рукояти с ковшом осуществляется включением левого фрикциона главной лебедки, при этом цепной передачей приводится в движение барабан напорного механизма, на который навивается канат, связанный с рукоятью.

При включении конусного фрикциона на валу при включенной кулачковой муфте с кулачками звездочки цепная передача вращает напорный барабан в обратном направлении и возвратный канат втягивает рукоять.

При включенном конусном фрикционе 6 и соединении кулачковой муфты с барабаном стрелоподъемной лебедки производят подъем стрелы. Опускается стрела под влиянием собственного веса при ослаблении ленточного тормоза.

Поворот и реверсирование платформы осуществляются механизмом, состоящим из реверса с коническими шестернями, муфт, блок-шестерни , шестерен и зубчатого венца.

При включении кулачковой полумуфты с шестерней и одного из фрикционов реверса вращается вал VI с шестерней, поворачивая платформу в ту или другую сторону. Торможение платформы производится тормозом.

Рис. 197. Кинематическая схема экскаватора с ковшом емкостью 0,65 мг

Рис. 199. Шагающий экскаватор-драглайн ЭЩ-25/1001 – подъемный канат; 2 — тяговый канат; 3 — подвеска ковша; 4 — наводка; 5 т ковш; 6 — стрела; 7 ^- поворотная платформа; 8 *- шагающий ход

Для передвижения экскаватора кулачковая муфта 28 соединяется с шестерней 30 и включается муфта реверса, в результате чего начнет вращаться вал VII и через коническую передачу 37 вал VIII, состоящий из средней части и двух полуосей 39 с закрепленными на них звездочками 33.

Средняя часть вала соединена с полуосями кулачковыми муфтами 36 и 38. Полуоси соединены цепной передачей с звездочками 35, сидящими на валу ведущих колес 34 гусеничного хода. При движении экскаватора по кривой или при развороте одна из муфт полуосей отключается от среднего вала и останавливается стопором 32.

Воздушный компрессор 45 системы управления механизмами приводится от шкива коленчатого вала двигателя с помощью клиноремен-ной передачи.

Строительные экскаваторы общего назначения изготовляются с ковшами емкостью от 0,15 до 2,5 м3.

Карьерные экскаваторы выпускаются в СССР с ковшами емкостью 2; 2,5; 4 и 8 м3. Первые два из них являются полууниверсальными и оснащаются прямой лопатой, драглайном и краном. Два последних имеют только один вид рабочего оборудования — прямую лопату. Стрела и рукоять могут быть коробчатого или трубчатого сечения. Рукоять внешняя—двухбалочная.

Привод карьерных экскаваторов — многомоторный, постоянного тока.

Вскрышные экскаваторы изготовляют большой мощности (рис. 198), полноповоротные с прямой лопатой на гусеничном ходу, с ковшом емкостью до 15 м3 для вкрышных работ при открытом способе добычи полезных ископаемых.

Шагающие драглайны являются специальным типом одноковшовых землеройных машин, оснащенных только одним видом рабочего оборудования— драглайном. На крупных стройках страны, главным образом в гидротехническом строительстве, применяются шагающие драглайны с ковшами емкостью 4—25 м3 и стрелами длиной 40—100 м (рис. 199). Драглайны большей мощности оснащаются стрелами мачтово-вантовой конструкции.

Читать далее: Экскаваторы-планировщики

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Конструктивные схемы экскаваторов

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Машины для земляных работ

Конструктивные схемы экскаваторов

Рис. 166. Полуповоротный экскаватор ЭО-2621А навесной на колесном торе1 — отвал; 2, 13, 16, 17, 21 — гидроцилиндры; 3, 8 — рамы; 4 — топлн бак; 5 — трактор; 6 — бак; 7 — насосная установка; 9— кабина; 10 — си машиниста; 11 — гидрораспределитель; 12 — механизм поворота; 14 — рукой 16 — ковш; 18 — стрела; 19 — трубопровод; 20 — поворотная колонна; 22 – опора

Рис. 167. Гидравлическая и кинематическая схемы экскаватора ЭО-2621А.1, 5 —насосы; 2, 6~ редукторы; 3 — бак; 4 — дизель; 7, 14, 15 — гидрорделители; 8—13 — гидроцилиндры

Конструктивное исполнение сборочных единиц гидропривода — гидроцилиндров, гидронасосов, гидромоторов, гИдр0распределителей и другого оборудования —стандартное.

Строительные одноковшовые экскаваторы с гидроприводом самой малой мощности с объемом ковша 0,15… 0 25 м3 выпускают на базе колесных тракторов и применяют при выполнении небольших объемов земляных и погрузочных работ.

Экскаватор полуповоротный ЭО-2621А навесной на колесном тракторе ЮМЗ-6П/6М имеет два вида рабочего оборудования — экскаваторное и бульдозерное (рис. 166). Основным рабочим органом экскаваторного оборудования является унифицированный ковш объемом 0 25 м3, который может работать как прямая, так и обратная лопата. Для перехода экскаватора с работы прямой лопатой на обратную достаточно ковш развернуть на 180°. Экскаватор может быть оснащен: погрузочным ковшом объемом до 0,5 м3, грейфером, обратной лопатой со смещенной осью копания, крановой подвеской, вильчатым подхватом для подъема штучных грузов и др.

Бульдозерное оборудование устанавливают в передней части трактора. Отвал бульдозера монтируется на рамах. Подъем и опускание отвала выполняется гидроцилиндрами. Кроме основного назначения, отвал выполняет роль противовеса.

Экскаваторное оборудование монтируется в задней части трактора на раме. Оно состоит из поворотной колонны, стрелы, рукояти и ковша, управляемых гидроцилиндрами. Механизм поворота состоит из двух гидроцилиндров короткозвенной цепи, находящейся в сцеплении со звездочкой, укрепленной на поворотной части колонны. Для устойчивости экскаватора предусмотрены выносные опоры, управляемые двумя гидроцилиндрами. Рабочая жидкость из бака подается к гидроцилинд-рам насосной установкой по трубопроводам через гидрораспределитель. Кабина машиниста и сиденье машиниста Устроены так, что машинист имеет возможность вести управление попеременно или экскаваторным, или бульдозерным оборудованием.

Рис. 168. Экскаватор ЭО-4123 с гидроприводом и жесткой подвеской рабочего оборудования1 — поворотная платформа; 2 — сиговая установка; 3 — кабина машиниста; 4 — стрела; 5 —удлинитель стрелы; 6, 7, 11 — гидроцилиндры; 8 — рукоять; 9 — ковш; 10 — соединительная тяга; 12 — роликовый опорно-поворотный круг; 13 — гусеничное ходовое устройство

Рис. 170. Экскаватор, дованный прямой лопаа — общий вид; 1 — стрела; рукоять; 3 — тяга; 4-бья; 5 — ковш; 6 — да ковша; 7, 8, 9, 10 — цилиндры

Рис. 171. Экскаватор, дованный погрузочным шом1 — стрела; 2, 5, S — гц цилиндры; 3 — тяга; 4-коять; 6 — подвеска ша; 7 — ковш

Копание происходит при повороте кои гидроцилиндром и повороте рукояти выдвижением штс цилиндра. После наполнения ковш поворачивают в жение, препятствующее высыпанию грунта, поворот стрелы поднимают оборудование из забоя, а затем по ротная платформа вместе с рабочим оборудованием ремещается к месту разгрузки.

Рабочее оборудование прямой лопаты показано рис. 170. Ее узлами являются гидроцилиндр стрел рукоять с гидроцилиндром, ковш, на передней крс которого расположены зубья. При жестком соедини ковша с рукоятью тягой его положение по отношению к рукояти остается неизменным и опорожнение проися дит через подвижное днище, которое открывается гад цилиндром.

Прямой лопатой работают следующим образом. Втягивая штоки гидроцилиндров, опускают ковш на подошву забоя. Заполнение ковша происходит при повороте рукояти с ковшом на подъем. Заглубление ковша и регулирование толщины стружки грунта осуществляют гидроцилиндром стрелы. После наполнения ковша стрела поднимается и ковш выводится над поверхностью забоя. Поворачивая платформу вместе с рабочим оборудованием, перемещают ковш с грунтом к месту разгрузки. Рабочее оборудование погрузчика экскаваторов с ковшом увеличенной вместимости (рис. 171) применяют для разработки легких грунтов I и II групп и для погрузки разрыхленного грунта. Кинематическая схема рабочего органа-погрузчика, состоящая из рукояти, тяги равной длины, подвески ковша и головной части стрелы, образует параллелограмм, что обеспечивает перемещение режущей кромки ковша по прямой горизонтальной траектории на уровне стоянки на длине до 2 м и позволяет с его помощью осуществлять планировку площадки. В качестве стрелы погрузчика используется основная часть стрелы обратной лопаты и для ее подъема гидроцилиндр также от обратной лопаты.

Рабочее оборудование — грейфер экскаватора с гидроприводом показан на рис. 172. Стрела грейфера состоит из трех звеньев, связанных между собой шарнирно и удерживаемых в заданном положении с помощью гидроцилиндров. Челюсти грейфера замыкаются и раскрываются принудительно с помощью гидроцилиндра. При необходимости подвеска грейфера удлиняется промежуточными вставками, что дает возможность копать глубокие ямы и колодцы.

Специальные виды рабочего оборудования экскаваторов с жесткой подвеской рабочего органа. Для выполнения грузоподъемных работ экскватором выпускают сменное оборудование в виде бесканатной крановой подвески (рис. 173).

Широкое применение находит сменное оборудование в виде гидромолота (см. рис. 173,6), с помощью которого экскаватор может разрушать твердые покрытия и грунт глубокого промерзания, а также разбивать валуны и негабариты в карьерах.

Рмс. 172. Экскаватор, оборудованный грейфером1, 4, 7—гидроцилиндры: 2, 3, 5 — «екцни стрелы; 6 — рукава; 8 — челюсти грейфера

Рис. 173. Специальные виды рабочего оборудования экскаваторова — грузоподъемный крюк; б — гидро-молот; в — уширенный ковш; 1 — крюк; 2 — рукоять; 3 — гидроцилиндр рукояти; 4 — удлинитель; 5 —стрела; 6 — поворотная платформа; 7 — гидроцилиндр стрелы; 8 — гидромолот; 9 — рабочий инструмент гидромолота

Читать далее: Экскаваторы с механическим приводом и гибкой подвеской рабочего оборудования

Категория: - Машины для земляных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

гидравлическая схема, двигатель, устройство, рабочее оборудование

Экскаватор ЭО-3322 является полноповоротной землеройной спецмашиной (одноковшовой) на пневмоколёсном ходу с гидравлическим управлением. Его сразу можно узнать по заднему от кабины расположению двигателя, одинаковым по величине колёсам и передней стреле с различного вида оборудованием. Разработки карьеров, траншей и котлованов – это основное предназначение экскаватора, хотя техническая надежность и удобство управления позволяют использовать его для множества других работ.

Общие данные экскаватора ЭО-3322

ЭО-3322 выпускался на двух заводах – Калининском и Ленинградском экскаваторном. Сейчас выпуск таких машин прекращен, но они до сих пор надежно служат как строителям, так и коммунальникам.

Экскаватор может сохранять работоспособность при температурах от -40 до +40 0C. С ним становятся возможны погрузочные либо разгрузочные работы на сыпучих материалах и мерзлой земле, на предварительно разрыхленных скальных породах и расползающемся влажном грунте (категория грунтов I-IV).

Машина применима:

  • В дорожно-строительных работах;
  • Рытье колодцев и бурении скважин;
  • Мелиоративном строительстве;
  • Сельском хозяйстве;
  • Промышленных проблемах;
  • Земляных разработках в пределах города.
Фото экскаватора на пневмоколесном ходу ЭО-3322:

Техника ценится рачительными хозяйственниками, так как при регулярном техобслуживании может исправно служить долгие годы.

Особенности конструкции

Главная особенность ЭО-3322 – это крутящийся механизм для изменения положения кабины одновременно с рабочим оборудованием относительно оси, расположенной на платформе. Эта возможность дает оператору наилучший обзор выполняемых операций, увеличивает охват работ и повышает производительность экскаватора.

Также для него характерны:

  • Гидравлическое усиление рулевого механизма, облегчающее управление;
  • Недемонтируемые гидроцилиндры подъёма и нижняя часть стрелы;
  • Возможность преодоления уклонов крутизной до 200.

ВНИМАНИЕ! ЭО-3322 еще называют «гидравлическим экскаватором», так как не только весь комплекс рабочих операций, но и само передвижение спецмашины обеспечивается системой гидроприводов.

Модификации экскаватора – (ЭО-3322А, ЭО-3322Б, ЭО-3322В и другие) могут иметь сервопривод и полуавтоматическую систему управления для механизированной зачистки дна котлованов.

Технические характеристики

ЭО-3322 может оборудоваться двигателями с разными параметрами и различным навесным рабочим оборудованием, в зависимости от чего его характеристики изменяются в указанных в таблице диапазонах:

Параметры Ед. измерения Величина
ширина (общая/по колее) мм 2700/2040
ширина по вращению мм 2660
высота мм 3140
вес (общий) кг 14000
мощность двигателя л.с. 75-100
максимально возможная скорость км/час 20
расход горючего л/час 12,5
глубина копания м 2-6
ковш м3 0,2-0,8

Двигатель

Двигатель на экскаваторы ЭО-3322 устанавливается дизельный четырехцилиндровый СМД-14 мощностью 75 л.с. либо СМД-17Н мощностью 100 л.с. Они имеют своей основой двигатели Белорусских тракторов МТЗ и являются их улучшенными удачными модификациями. И тот, и другой работают от непосредственного впрыска топлива с усилением турбонаддувом и охлаждением жидкостным методом. Объём используемых двигателей составляет 6,3 л при диаметре цилиндров 120-130 мм и ходом поршня 140 мм.

Гидравлическая система

Гидравлика ЭО-3322 является ведущей системой управления экскаватором. В ней применяются аксиально-поршневые регулируемые насосы сдвоенного типа, создающие давление в системе до 250 кгс/см2.

Система гидравлики работает с производительностью 18 л/мин. Ее обслуживание производится достаточно просто, нужен лишь регулярный контроль уровня рабочих жидкостей по минимальной отметке.

Гидравлическая схема экскаватора ЭО-3322

Кабина

Кабина экскаватора имеет максимальную площадь застекления, опускающуюся даже ниже уровня сидения оператора. Это дает отличный обзор для точности выполняемых действий.

В кабине расположены все рычаги управления и контрольные приборы для быстрого реагирования на любые изменения в работе систем. Улучшенная шумоизоляция увеличивает комфорт деятельности водителя, а система обогрева салона в виде автономного отопителя позволяет нормально работать даже в морозную погоду.

Рабочее оборудование

Стандартная комплектация экскаваторов ЭО-3322 включает стрелу и ковш, закрепленный на обратной лопате, объёмом 0,5 м3.

Для ковша возможны сменные группы в следующих вариантах:

  • Ковши другого объёма – 0,2 м3 для рытья ям небольшой площади (колодцев), 0,63 м3, 0,8 м3 для траншей под фундамент и котлованов;
  • Двухчелюстной для повышения качества захвата сыпучих продуктов и жидких грунтов;
  • Пятичелюстной объемом 0,35 и 0,5 м3 для удобства погрузочных работ на крупногабаритных грузах;
  • Грейферные модели объемом 0,32 м3.
Сменное рабочее оборудование экскаватора ЭО-3322

Также на машине могут использоваться разрыхлители разных видов и размеров статического типа, применяемые для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных), и гидромолот типа СП-71.

Имеющиеся на данный момент на рынке спецтехники экскаваторы ЭО-3322 могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами новейших выпусков – более мощное гидравлическое оборудование и т.п. Эти новшества в совокупности с изначальной надежностью машины дают ей возможность не уступать, а иногда даже превосходить новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.

magistraltrade.ru

Кинематические и гидравлические схемы роторного траншейного экскаватора

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Эксплуатация экскаваторов

Кинематические и гидравлические схемы роторного траншейного экскаватора

Большинство роторных траншейных экскаваторов (ЭТР-161, ЭР-7АМ и все экскаваторы, выпускаемые на его базе) выпускают с механическим приводом ротора, конвейера и механизма передвижения.

Механизм передвижения экскаватора ЭР-7АМ приводится от двигателя через муфту сцепления, дополнительную и тракторную коробки передач, главную передачу заднего моста, бортовые фрикционы, бортовые редукторы и конечную трансмиссию. Дополнительная и тракторная коробки передач соединены верхним и нижним карданными валами. Траспортныё скорости обеспечиваются тракторной коробкой передач при выключенной дополнительной коробке. В этом случае движение передается от двигателя через верхний карданный вал и далее через коробку, которая обеспечивает получение четырех скоростей транспортного передвижения.

Двенадцать рабочих скоростей экскаватора обеспечиваются совместной работой обеих коробок, причем движение от дополнительной коробки к тракторной передается через нижний карданный вал. Механизм управления дополнительной коробкой передач имеет блокировочное устройство, обеспечивающее включение дополнительной коробки только при нейтральном положении шестерни реверса тракторной коробки.

Главная передача, бортовые редукторы и фрикционы трактора Т-100М использованы в экскаваторе ЭР-7АМ без изменений. От бортовых редукторов вращение передается ведущим звездочкам гусеничного хода через конечные трансмиссии. Конечные трансмиссии используются в конструкции экскаватора для уширения базы тягача, удлинения гусеничного хода (по сравнению с трактором Т-100М) и увеличения тягового усилия.

Ротор приводится от коробки передач трактора через редуктор 18 отбора мощности, карданный вал, редуктор привода ротора, двустороннюю шарнирную цепную передачу, вал привода ротора и двустороннюю открытую зуб-чато-реечную передачу. В качестве редуктора привода ротора используется задний мост автомобиля ЗИЛ-164 с доработкой.

Дифференциал заднего моста выполняет функцию уравнительного механизма, выравнивающего крутящие моменты на обеих сторонах ротора. В конструкции редуктора отбора мощности предусмотрена многодисковая фрикционная муфта, предохраняющая трансмиссию ротора и конвейера от перегрузки

Конвейер приводится от реверсивного редуктора, который размещен между двумя полувалами привода ротора и получает вращение попеременно от одного из полувалов через цепные муфты.

Экскаваторы ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224 в отличие от экскаваторов ЭР-7АМ имеют гидравлический бесступенчатый привод рабочего передвижения экскаватора. При движении на транспортных скоростях (рис. 54) от двигателя через тракторную коробку передач. главную передачу заднего моста 18, бортовые фрикционы и бортовые редукторы вращение передается на ведущие звездочки гусеничного хода.

Рис. 1. Кинематическая схема экскаваторов ЭР-7АМ и ЭР-7Е: 1 — двигатель; коробки передач: 2 — дополнительная, 4 — тракторная; 3 и 20 — верхний и нижний карданные валы; передачи: 5 — главная заднего моста, 10—шарнирная цепная, 12 — зубчато-реечная; редукторы: 6 — бортовой, 9 — привода ротора, 16 — привода конвейера, 18 — отбора мощности} 7 — конечная трансмиссия; 8 — муфта предельного момента; И — вал привода ротора; 13 — конвейер; 14 — ротор; 15 — цепная муфта; 17 — дифференциал; 19 — бортовой фрикцион

Рис. 2 Кинематическая схема экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223, ЭТР-224: 1 — двигатель; 2 — тракторная коробка передач; 3 — бортовой фрикцион, редукторы: 4 — бортовой; 5 — раздаточный. 9 – привода ротора-насосы: 5 — подпиточный, 7 — привода рабочего передвижения; 8 — муфта предельного момента; 10 — шарнирная цепная передача; 11 — вал привода ротора; 12 — конвейер; 13 — ротор; 14 — дифференциал; 15 — гидромотор привода рабочего передвижения; 16 и 17 — верхний и нижний карданные валы; 18 — главная передача заднего моста

Движение на рабочих скоростях производится с приводом от гидромотора без шестерни раздаточного редуктора, нижний карданный вал, шестерни Факторной коробки передач и далее через главную передачу, борговые фрик-ионы и бортовые редукторы на ведущие звездочки. Питание гидромотора беспечивается насосом переменной подачи. Насос подпиточный. В конструкции раздаточного редуктора отсутствует блокировка, препятствующая включению рабочего хода на повышенных передачах тракторной коробки. Следует помнить, что при рабочем передвижении можно включать только первую передачу тракторной коробки, так как включение повышенных передач приводит к перегрузке трансмиссии и поломкам экскаватора.

Ротор приводится во вращение от раздаточного редуктора через муфту предельного момента, редуктор привода ротора, шарнирную цепную передачу, вал привода ротора и двустороннюю зубчато-реечную передачу. В качестве редуктора привода ротора используется дифференциал заднего моста автомобиля ЗИЛ-130, смонтированный в специальном корпусе.

Верхний и нижний барабаны конвейера приводятся во вращение цепными передачами от редуктора привода конвейера.

Гидравлический привод на роторных экскаваторах используется в механизмах подъема—опускания рабочего оборудования и механизмах рабочего передвижения.

Гидравлическая система подъема и опускания рабочего оборудования экскаваторов ЭР-7АМ, и ЭР-7П питается от насоса НШ-46У, установленного на дополнительной коробке передач. Гидроцилиндры подъема задней и передней частей рабочего оборудования помещены горизонтально на специальной раме над кабиной тягача, масляный бак с фильтром установлен под капотом двигателя, гидрораспределитель типа Р75-В2 смонтирован на задней стенке кабины.

Гидросистема подъема и опускания рабочего оборудования экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224 выполнена на базе агрегатов гидросистемы трактора Т-130, от которой используются масляный бак, фильтр, насос типа НШ-98, гидрораспределитель и трубопроводы. Для подъема передней части рабочего оборудования используют спаренные гидроцилиндры, задней — гидроцилиндры. Гидроцилиндр служит для подъема и опускания откидной части конвейера. Для уменьшения скорости опускания рабочего оборудования в сливных линиях всех гидроцилиндров установлены дроссели с обратными клапанами.

Привод рабочего передвижения экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224 выполнен по закрытой схеме. Бесступенчатое регулирование скорости обеспечивается за счет применения аксиально-поршневого насоса регулируемой подачи типа 207.20.

Для заполнения системы маслом служит ручной насос, который забирает Масло из бачка и подает его в систему через фильтр и предохранительный клапан. Пополнение системы можно осуществлять только при выключенных насосах. Подпиточный насос при открытом вентиле забирает масло из бака и подает его через открытый обратный клапан, фильтр и обратный клапан (в зависимости от направления движения экскаватора) в систему. Избыток масла через клапан сливается в бак. Насосы приводятся во вращение от раздаточного редуктора экскаватора.

Рис. 3. Гидравлическая схема экскаваторов ЭР-7АМ и ЭР-7П: 1 — масляный бак, 2 — фильтр, 3 — насос, 4 — гидрораспределитель. 5 — перепускной клапан, 6 — предохранительный клапан, 7 и 8 — гидроцилиндры

Рис. 4. Гидравлические схемы экскаваторов ЭТР-204, ЭТР-223 и ЭТР-224:

Гидравлический привод рабочего передвижения имеют также экскаваторы ЭТР-162 и ЭТР-132Б.

Читать далее: Устройство и технические характеристики экскаватора-каналокопателя

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Прицепной самодельный экскаватор своими руками

Малоэтажное строительство получает все большее развитие. Владельцу в ходе строительства и освоения придомовой территории приходится решать множество небольших по объёму задач, связанных с землеройными работами. Привлечение спецтехники на час, полтора работы не всегда возможно и затратно.

Наиболее просто решить проблему, изготовив самодельный экскаватор своими руками. Имея опыт строительства устройств и механизмов для дома, небольшую мастерскую, оборудование для работы с металлом можно на несущей прицепной раме установить бензомотор, силовую гидравлику и стреловые узлы экскаватора. Как результат — на вашем подворье появится помощник, способный механизировать многие ручные работы.

Выбор кинематической схемы

Задачами, которые должна решать создаваемая машина на территории частного приусадебного участка, являются:

  • копка траншей при прокладке канализации, водопроводной и кабельной сети;
  • рытье котлованов под фундамент, септики и др.;
  • уборочные работы;
  • проведение погрузки и разгрузки материалов.

Под эти задачи сформированы технические и эксплуатационные параметры проекта — самодельный экскаватор своими руками.

Показатель параметра Единица измерения Величина
Общая схема платформы одноосная прицепная с 2 аутригерами ручной установки
Силовой агрегат карбюраторный, на 4 рабочих такта, 8-13

л. с., с расходом горючего до 2 литров в час

Схема рабочего цикла обратная лопата
Угол поворота стрелы град. 120—150°
Необходимая глубина копания м до 2,50
Ширина ковша м 0,30 – 0,40
Производительность м³/ч до 5
Насосная гидроустановка шестерёный НШ-10 или аксиально-поршневой
Предельный вес т 0,5

Исходя из приведенных параметров, в качестве образца, выбран серийно выпускаемый прицепной одноосный экскаватор Mini Digger-2500.

Рисунок 1 Прицепной экскаватор MINI DIGER-2500

Прицепной самодельный экскаватор. Основные узлы и механизмы

  1. Несущая рама одноосная с пневмоколесами.
  2. Двигатель и привод гидравлического насоса.
  3. Опорно-поворотная колонка с закреплённым стреловым оборудованием.
  4. Исполнительное оборудование из поворотной стрелы на две секции и ковшового устройства.
  5. Гидравлическая система из насосной установки, масляного фильтра, бака, распределителей золотникового типа, рабочих гидроцилиндров и соединительных трубопроводов.

Рама

Сварная, выполнена из пары лонжеронов и трех поперечин, в качестве материала использованы профильные трубы квадратного сечения Ст3сп 100х100*5.

На раму крепятся: прицепное устройство, ось опорно-поворотной колонки, подрамник двигателя, кресло оператора, мост пневмоколес. Размеры изделия зависят от используемого моста (деталь старого автомобиля, автоприцепа), выбранной компоновки устройств экскаватора.

По бортам рамы устанавливают два откидных винтовых аутригера, которые должны обеспечивать достаточную устойчивость машины при выполнении всех элементов рабочего цикла.

Силовой агрегат

Мотор LIFAN 182F (11,0 л. с., вал диаметром 25 мм, с автоматическим сцеплением и понижающим редуктором 2:1) и гидронасос НШ-10 собираются единым блоком на подрамнике. Соединение фланцевое с резиновыми демпферами.

Стреловой механизм и ковшовое устройство

Стрела и рычаг изготавливаются из профильных труб квадратного сечения Ст3пс2 80х80*5 , Ст3сп 100х100*5, соединительные косынки из стального листа Ст45 толщиной 10-15 мм. Оси стальные, вытачиваются по размеру отверстия в штоке гидроцилиндра.

Рисунок 2 Кинематика и устройство стрелы

Заготовки для ковша вырезаются из качественной листовой стали толщиной 6-8 мм и провариваются по швам. Днище и верхняя полость по периметру усиливаются пластинами из стали. По передней кромке нижней части навариваются «зубья».

Размеры заготовок выбираются пропорциональны рисунку 3 и формируются исходя из ширины ковша по передней кромке: 300, 350, 400 мм.

В качестве механизма разворота стрелы в горизонтальной плоскости использована опорно-поворотная колонка с жестко закрепленной на поперечине рамы экскаватора осью и трубчатым, несущим нагрузку, корпусом.

Рисунок 3 Устройство ковша

Изготовленный стреловой механизм и ковшовое устройство обеспечивают следующие параметры по кинематике.

Параметры Обозначение на рисунке 2 Единица измерения Значение
Копание на глубину А мм max 2500
Глубина копания по вертикали Б -/- 2017
Высота копания В -/- max 1968
Разгрузка на высоте Г -/- max 1078
Вылет рычага стрелы Д -/- max 3037
Вылет при максимальной глубине копания Е -/- 2225

Силовая гидравлическая система самодельного экскаватора

Рисунок 4 Схема гидросистемы (упрощенная)

1 – один из четырёх гидроцилиндров; 2 – запорные устройства; 3 – один из четырёх гидрораспределителей; 4, 5, 7 сапун, щуп, сливная пробка маслобака 6; 8 – масляный фильтр; 9 – насос гидросистемы.

Узел собирается по приведенной на рисунке 4 схеме:

  • тип насоса шестеренный НШ-10;
  • гидрораспределители РХ-346;
  • 4 гидроцилиндра с диаметром штока 50 мм и ходом 400мм для управления опорно-поворотной колонкой, стрелой, рычагом стрелы, ковшом;
  • маслопроводы – рукава высокого давления;
  • запорные устройства – односторонние гидрозамки трубного монтажа.

В работе не приводятся описание и устройство некоторых узлов, деталей, из которых строятся прицепные экскаваторы. Считаю, что механизм поворота стрелы, систему его крепления к раме, узлы соединения штоков гидроцилиндров с подвижными деталями в состоянии просчитать и исполнить в металле достаточно опытный домашний мастер, своими руками изготовивший не один механизм. Исходить надо из имеющихся материалов, привязывая конструкцию к выбранной схеме экскаватора.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие статьи:

mastertraktor.ru