Двигатель kaveri


Двигатель для индийского истребителя - AEX.RU

Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова — Государственный научный центр Российской Федерации, проводящий полный спектр исследований и разработок в области авиадвигателестроения. Владимир Иванович подтвердил информацию о том, что институт занимался доводкой и испытаниями опытных образцов двигателей Kaveri, полученных из Индии. Работы были выполнены полностью в соответствии с контрактом. Индийской стороне выдали конкретные рекомендации по улучшению мотора. Частично, они были воплощены в один из опытных экземпляров. Затем его установили на летающую лабораторию ЛИИ им М.М. Громова на базе Ил-76. Самолет выполнил ряд полетов с подмосковного аэродрома «Раменское», с целью проверки характеристик мотора на заданных режимах полета.

В августе 2010 года был распространен пресс-релиз, в котором фирма-разработчик GTRE утверждала, что с помощью ЦИАМ имени Баранова она пытается достичь полного соответствия двигателя параметрам спецификации. К тому времени была успешно продемонстрирована работа опытного мотора на заданной высоте и скорости полета вплоть до скорости звука. В начале ноября 2010 года один из прототипов с индексом K9 впервые выполнил полет на летающей лаборатории  ЛИИ Ил-76. Индийский силовой агрегат создавал тягу во время всего полета, от взлета по посадки, в том числе на крейсерском участке на высоте 6000 метров. На крейсерском участке длительностью более часа летающая лаборатория разогналась до скорости, соответствующей M=0,6. Отмечена устойчивая работа двигателя GTX-35VS и «прекрасные параметры цикла».

По словам Бабкина, ЦИАМ полностью и с высоким качеством выполнил свою работу, что нашло подтверждение на испытаниях. Но с тех пор прошло уже несколько лет, а Kaveri так и не пошел в серию. Более того, его разработчики снова ищут иностранных партнеров по доводке двигателя. В частности, за помощью обращались к французской фирме SNECMA. Однако переговорщикам не удалось выйти на взаимоприемлемые финансовые условия. Со своей стороны ЦИАМ готов возобновить сотрудничество с индийскими заказчиками. Более того, о тесном взаимодействии с Россией говорят многие индийские политики, военные и производственники. Однако желание сделать LCA Tejas как можно менее «российским» этому мешает.

В разное время ряд западных фирм предоставляли индийской стороне консультационные услуги по Kaveri. Однако никто не желал и не желает по-настоящему делиться отработанными, готовыми к внедрению критическими технологиями в весьма чувствительной области военных двигателей. К России же разрешают обращаться только в самом крайнем случае, когда другие варианты не проходят.

Отстранившись от полномасштабного технического содействия России, создатели GTX-35VS поставили себя в крайне сложную ситуацию. Они опоздали с полной готовностью изделия для запуска в серию. По состоянию на сегодняшний день, национальный двигатель больше не рассматривается в качестве силовой установки истребителя Tejas. Но ВВС Индии считают, что Kaveri может, в случае достижения требуемых заказчиком параметров, быть установлен на перспективный двухмоторный истребитель следующего поколения AMCA и беспилотный ударный аппарат будущего. Они находятся в разработке под эгидой DRDO.

Почему силовая установка местной разработки пока не может полностью выполнить требования ВВС Индии и составить реальную конкуренцию американским моторам на LCA Tejas?  На этот  вопрос AEX.ru Бабкин не стал развернуто отвечать. Он лишь еще раз подчеркнул, что российская сторона внимательно изучила ситуацию по Kaveri и выдала индийским партнерам развернутые, содержательные рекомендации по его улучшению. Вместе с тем, ЦИАМ отметил необходимость четко соблюдать принятую в мире методологию создания силовых установок для самолетов фронтовой авиации.

С другой стороны, представители ЦИАМ указывали на взаимовыгодный характер сотрудничества с Индией. В частности, они обращали внимание, что на средства индийского заказчика, отпущенные в рамках выполнения проекту Kaveri, специалистами ЦИАМ удалось довести до ума программный пакет сложных алгоритмов и расчетов газодинамики современного двухконтурного турбореактивного двигателя. Этот пакет, построенный на основе достижений российских ученых полученных в последние годы, оказался очень полезным в практической работе по улучшению и точной настройке Kaveri. Он будет использоваться и при работе над новейшими российскими двигателями.

Решение о разработке турбореактивного двигателя GTRE GTX-35VS Kaveri для фронтовой авиации приняли в 1986 году. К стендовым испытаниям приступили в 1995-м. В начале первой декады нового века Индия располагала восемью полностью собранными двигателями и четырьмя дополнительными газогенераторами. К середине февраля 2008 года опытные образцы GTX-35VS  прошли 1700 часов стендовых испытаний. По состоянию на май 2010 года общее количество часов наработки на прототипах Kaveri достигло 1880.

В целом, двигатель получился. Он демонстрирует хорошие параметры цикла, а величина максимальной тяги достигла 96% от оговоренной в спецификации. Однако местные специалисты не имеют достаточного опыта по проведению всесторонних испытаний и доводки столь сложных тепловых машин. Поэтому опытные моторы дважды отправлялись в Россию на различные виды испытаний. Привлечение наших научно-исследовательских институтов с мощной экспериментальной базой представлялось взаимовыгодным. Так, в России выполнялись тесты, имитирующие полеты на большой высоте, с использованием оборудования, аналогов которых у Индии нет.

Отметим, что до настоящего времени главной проблемой всех без исключения самостоятельных индийских разработок в области фронтовой авиации была и остается силовая установка. Попытки изобрести собственный авиадвигатель неизменно терпели неудачу, и каждый раз приходилось покупать необходимую продукцию за рубежом. Примером могут служить истории создания легкого и тяжелого истребителей прошлых поколений. На основе английского Gnat в конце пятидесятых – начале шестидесятых индийские специалисты разработали и выпускали серийно легкий истребитель Ajeet. В отсутствие собственного мотора на него ставили английские.

В шестидесятые годы настал черед тяжелого HF-24 Marut. Он создавался на оригинальной платформе от известнейшего немецкого авиаконструктора Курта Танка (создатель FW-190 и других удачных самолетов Второй Мировой). Опытный самолет взлетел в 1961 году. На нем испытали опытный вариант двигателя E-300, созданный австрийскими и немецкими инженерами под руководством Фердинанда Бранднера (в конце сороковых – начале пятидесятых работая в СССР Бранднер и его коллеги разработали турбовинтовой двигатель НК-12, который после доводки в ОКБ Кузнецова до сих пор стоит на бомбардировщике Ту-95).

По комплексу политических и экономических причин, индийское правительство отказалось от E-300. Его место заняли маломощные английские моторы Rolls-Royce Orpheus 703. В таком виде индийцы построили серию из 147 «марутов». Но вместо заложенной в аэродинамику самолета максимальной скорости в два Маха, HF-24 оказался дозвуковым. Не став перехватчиком, самолет довольно успешно применялся в качестве истребителя-бомбардировщика, участвовал в войне 1971 года.

Следуя заветам первого премьер-министра независимой Республики Джавахарлала Неру, Индия стремится к самодостаточности в военной области. Порой индийские парламентарии проводят слушания по поводу неэффективного использования бюджетных ассигнований на оборону, особенно в части новых разработок. В декабре 2012 года министру обороны Akaparambil Kurian Antony пришлось выступать в парламенте с отчетом о программе GTRE GTX-35VS. Глава военного ведомства предоставил сводную информацию о статусе проекта. Он сказал, что построено девять прототипов двигателя и четыре газогенератора с собственным названием Kabani. Общая наработка - 2200 часов. Полностью пройдены необходимые высотные испытания. В полном объеме выполнены зачетные испытания первого этапа приемки Kaveri на летающей лаборатории ЛИИ Ил-76. Всего на летающей лаборатории мотор работал в течение 57 часов. При этом высота полета достигала 12 километров, а число Маха полета M=0,7.

Министр обороны считает, что всемерное увеличение доли собственного производства может и должно положить конец коррупции в деле закупки вооружений и военной техники. «Нам необходимо принять строгие меры с целью положить конец коррупции и недостойным приемам при заключении контрактов на закупку вооружений и военной техники. Локализация военного производства может обуздать коррупцию», - утверждает он.

Справка по программе LCA Tejas

Изыскательские работы по перспективному легкому истребителю самолету начались в 1980 году. Перед конструкторами ставилась задача создать замену советским МиГ-21 и индийским Ajeet, представлявшим развитие английского проекта Gnat. В девяностые годы проект перешел в программу создания легкого боевого самолета - Light Combat Aircraft (LCA). Машина получила собственное имя Tejas. Среди целей программы – создание национальной технологической базы на основе полного владения ключевыми технологиями проектирования и серийной постройки боевых пилотируемых летательных аппаратов фронтовой и морской авиации.

Самолет разработан Aeronautical Development Agency (ADA) входящим в состав научно-исследовательской структуры министерства обороны Defense Research and Development Organization (DRDO). Отделения DRDO расположены более чем в тридцати городах страны. ADA была образована в 1984 году как головная организация по программе нового истребителя. Она работает в тесной кооперации с государственной корпорацией HAL, другими государственными и частными структурами, включая научные, научно-исследовательские и производственные.

Самолет создается в трех основных исполнениях. Базовая – одноместный многоцелевой истребитель LCA Fighter для Военно-воздушных сил. Первый вариант Tejas Mk1 по мере развития производства уступит место более совершенному варианту Mk2. Для ВВС также разрабатывается двухместный учебно-боевой вариант LCA Trainer. Военно-морские силы получат «оморяченный» LCA-Navy палубного базирования для оснащения авианосцев проекта 71.

Первый полет самолета-демонстратора состоялся 4 января 2001 года. К марту 2004 года проведена серия полетов на трех машинах – двух демонстраторах и одном прототипе. По состоянию на сегодняшний день, LCA Tejas – самый компактный и легкий многоцелевой истребитель в мире, способный летать на скорости, соответствующей М=1,6. Индийская машина имеет аэродинамическую схему «бесхвостка» (без руля высоты, баласировка по тангажу выполняется элевонами). Размах крыла 8,2 метра, максимальная габаритная длина 13,2 метра. Масса пустого самолета 6560кг, расчетный взлетный вес без внешних подвесок 9800кг, боевая нагрузка – до 3500 кг, максимальный взлетный вес 13200кг. На опытных образцах использовались американские моторы General Electric F404-F2J3. В серии должны были устанавливаться двигатели местной разработки и производства Kaveri. Однако из-за смещения сроков их готовности сегодня в качестве силовой установки серийных машин используется двигатель General Electric F404-GE-IN20.

Заявленная стоимость серийного истребителя – 35 миллионов долларов. По планам военных и промышленности, в следующем году истребитель достигнет полного соответствия требованиям ВВС, изложенным в начальной спецификации. Это сделает возможным поставки товарных экземпляров заказчику. Первая эскадрилья будет сформирована в 2017 году. Затем сформируют вторую эскадрилью. После выпуска сорока самолетов производство переключится на более продвинутый вариант Tejas Mk2. ВВС объявили о желании сформировать четыре эскадрильи LCA Mk.2. Для этого они готовы закупить 80 машин с поставкой до 2030 года. Первая эскадрилья Tejas Mk2 может заступить на боевое дежурство в 2025 году.

www.aex.ru

Индия угробит Cу-30МКИ своими движками

Нью-Дели с помощью французов хочет уйти от российской зависимости

Индия рассматривает возможность установки на истребители Су-30МКИ двигателей Kaveri собственной разработки. Как сообщает российский военный блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на ресурс Indian Defence Update, индийцы уже обратилась к своим французским партнерам с просьбой изучить возможность наращивания тяги двигателя под Су-30МКИ.

Проект Kaveri, начатый в середине 80-х годов, был направлен на создание двигателя для истребителя LCA (Light Combat Aircraft) Tejas. Индийская лаборатория GTRE потратила на него 2106 кроров рупий, однако задержка в проекте и не соответствие двигателя требованиям ВВС по мощности стали причиной выбора организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) двигателя GE 404 для Tejas Mk-1 и GE 414 — для Tejas Mk-II. Проект двигателя Kaveri был заморожен в 2014-ом.

В настоящее время, по сообщениям индийских СМИ, к нему снова вернулись и при помощи французов планируют установку двигателя как на LCA, так и ударный БЛА. Французская компания Safran Aircraft Engines взяла на себя обязательство решить все технические сложности (в том числе по повышению тяги) и подготовить двигатель к серийному производству к концу 2018 года.

Работа с французской стороной по доработке индийского двигателя ведется в рамках офсетных обязательств по контракту на закупку ВВС Индии истребителя Dassault Rafale: французский разработчик и производитель двигателей компания Safran Aircraft Engines должна инвестировать почти $ 1 млрд в индийскую экономику.

Как отмечает ресурс Indian Defence Update, для модернизации стоящих на вооружении Индии Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» Россия якобы предложила Индии установку более мощного двигателя АЛ-41Ф1С (изделие 117С), которым оснащаются Су-35, но Индия отвергла это предложение. По мнению индийцев, доработанный двигатель Kaveri может быть использован не только для модернизации Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» по программе «Сделано в Индии», но для оснащения Tejas и перспективного истребителя пятого поколения AMCA.

Напомним, что тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ — самый многочисленный из современных боевых самолетов в составе ВВС Индии. Общее число заказанных самолетов превысило 270 единиц. После закупки первых партий в 2000 году было подписано соглашение о лицензионном производстве самолета на заводе индийской компании HAL в кооперации с корпорацией «Иркут», входящей в ОАК. Также в кооперации осуществляются мероприятия по послепродажной поддержке эксплуатации самолетов Су-30МКИ, включая проведение текущего и капитального ремонта.

Двигатель Kaveri разрабатывается уже 40 лет и, естественно, что он стремительно теряет свои потенциальные платформы. Производителю нужна хоть какая-либо загрузка, поэтому идея с Су-30МКИ — это попытка найти рынок сбыта для Kaveri, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Учитывая, что сейчас за Индию и ее рынок идет жесткая борьба, в которую вовлечены различные группы, то вполне возможно, что материал в Indian Defence Update — аккуратный вброс на тему «у русских проблемная техника». Индийцы практически освоили самостоятельное производство Су-30: мы уже им не столько детали поставляем, сколько отдельные материалы. То есть для индийских промышленников истребитель как планер проблемы не представляет, а вот по двигателям они от нас еще зависят.

— Попытка установить Kaveri на Су-30МКИ — это попытка уйти от российской зависимости?

— Видимо, хотя это довольно странный шаг, учитывая, что индийцы заключили с нами контракт на лицензионное производство АЛ-31ФП. Получается, что «каверисты» перебегают дорогу тем индийским компаниям, которые вовлечены в производство АЛ-31ФП с постепенной его локализацией.

Кроме того, подобные разговоры выглядят странно в том плане, что любые изменения в конструкции, а тем более связанные с двигателем, должны быть согласованы с разработчиком. Я как-то не уверен, что ОАК будет согласовывать такие изменения. Если истребители начнут падать из-за движков, то это так или иначе будет бить по «Сухому» — объясни потом, какие именно двигатели стояли на потерпевших крушение самолетах.

— Насколько выполнима модернизация Су-30МКИ до версии «Супер Сухой»?

— Индийцы понимали, что количественно они с китайцами тягаться не могут, поэтому делали ставку на качественное превосходство в технике. Мы им подыгрывали по совокупности причин. Скажем, индийский и китайский Су-30 отличались между собой не в пользу КНР. Но сейчас китайцы освоили производство разных самолетов и на довольно хорошем уровне. На этом фоне Су-30МКИ не является каким-то «вундерваффе», да и сам по себе самолет уже не самый свежий. Как я понимаю, именно поэтому тема модернизации Су-30МКИ в последнее время довольно популярна в Индии. По идее, модификация «Супер Сухой» включает новую кабину пилота, новую РЛС, возможно, с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), АФАР), бортовое радиоэлектронное оборудование и т. д. В общем, это серьезный и масштабный проект, который стоит несколько миллиардов долларов и, видимо, Россия пытается поучаствовать в этих работах.

Таким образом, в преддверие возможного скорого контракта на модернизацию ряд местных компаний хотят влезть в проект, чтобы получить деньги в рамках контракта. Но мне кажется, что в ВВС Индии все-таки должны понимать, что затея с Kaveri достаточно сомнительна.

По заявлениям индийской и французской сторон двигатель должен быть «излечен от болезней» к уже к концу 2018 года. Но даже если у французов все получится, то двигатель в окончательном своем виде появится только в 2019-ом, и он вряд ли будет сразу производиться в больших количествах. В таком случае все работы по модернизации истребителей Су-30МКИ начнутся только после 2020-го. Добавим сюда и то, что после установки нового двигателя нужно будет провести целый комплекс испытаний, менять систему управления. Новая силовая установка требует совершенно иного подхода к модернизации, нежели замена РЛС и ряда систем.

Вообще в истории довольно мало эпизодов, когда на самолетах капитально заменяли двигатели уже на этапе эксплуатации машин. Скажем, в 2000-х годах «мигари» предлагали тем же индийцам заменить на МиГ-23 и МиГ-27 двигатель Р-29 на АЛ-31ФН, но из этого ничего не вышло. Так что это довольно сложный путь.

Индийцы хотят быть независимыми в производстве вооружений и военной техники и, например, иметь в самолете пятого поколения AMCA, который они самостоятельно рисуют, по максимуму свои узлы и агрегаты. Но поскольку другого двигателя у них нет, они пытаются готовить рагу из имеющихся проектов, пусть и достаточно спорных.

Кстати

В апреле 2017 года индийская газета Deccan Chronicle со ссылкой на отчет инспекции военного ведомства сообщила, что как минимум на 18 истребителях Су-30МКИ, собранных по лицензии на индийском заводе корпорации HAL, устанавливались двигатели АЛ-31ФП, уже побывавшие в эксплуатации.

В отчете было отмечено, что установка якобы была проделана «без уведомления и согласия» министерства обороны». Тем не менее самолеты, несмотря на вскрывшиеся факты, все-таки были приняты ВВС Индии.

svpressa.ru

www.discred.ru

В ходе испытаний двигателя Kaveri обнаружен непонятный шум - новая проблема в букет его недостатков » BESTlivejournal

Как сообщает Shiv Aroor в материале «Indian Kaveri Turbofan’s Last Mile Problem: A Mystery Noise», опубликованной ресурсом "Livefistdefence", индийская Организация оборонных исследований (DRDO) недавно озвучила проблемы с турбореактивным двигателем национальной разработки Kaveri. Это плохая приемистость на большой высоте, недостаточная тяга, перетяжеленность. Этот двигатель разрабатывается уже почти 30 лет. Недавно стало известно, что неожиданный шум, появившийся в ходе испытаний на полную тягу, привел к прекращению испытаний. Подробные отчеты, подготовленные в последние два года, не дают ответ на вопрос т причинах шума, а инженеры даже не могут ответить, является ли причиной шума влияние аэродинамики. По информации ресурса, эта проблема является самой свежей из серии неурядиц, преследующих разработку данного двигателя. Шум в пяти опытных двигателях, который появляется на режиме полной тяги, стал ключевым вопросом, который был поставлен перед французской двигателестроительной компанией Snecma и который нужно решить для прохождения последнего этапа сертификации. Кроме шума на данном режиме ученые обнаружили вспышки в форсажном режиме, что говорит о неполном сгорании топлива или проблемам в системе подачи горючего.

Турбореактивный двигатель Kaveri индийской разработки (с) Livefistdefence

3 января 2017 года компания Safran Group создала и объявила конкурс на место директора программы разработки двигателя Kaveri.

Хорошие новости для программы заключаются в том, что DRDO получила условный карт-бланш для использования оффетных программ по программе закупки истребителей Dasssault Rafale для решения проблем Kaveri. Компания Snecma, являющаяся партнером по сделке с Rafale, производит двигатель М88, устанавливаемый на истребителе. В рамках заключенного в прошлом году соглашения Snecma будет работать над модернизацией, сертификацией и интеграцией двигателя Kaveri с истребитель LCA до 2020 года. На последнем этапе сотрудничества французская компания будет привлечена к модернизации Kaveri для использования в двухдвигательной силовой установке индийского истребителя пятого поколения AMCA, а его вариант без форсажной камеры планируется устанавливать в БЛА Ghatak. Остается неизвестным, будет ли распространяться сотрудничества со Snecma на проект турбореактвиного двигателя Manik малой тяги, разрабатываемого для БЛА и крылатых ракет. На недавнем авиасалоне Aero India 2017 были представлены только опытные образцы двигателя Kaveri.

Элементы двигателя Kaveri (с) Livefistdefence

Влияние сотрудничества между Snecma и DRDO на двигатель Kaveri – в нем могут быть применены решения от французского двигателя М88, и это может быть серьезным фактором в принятии Индией решения относительно следующей партии истребителей для ВВС и ВМС. В любом случае, эти решения станут понятными, как Kaveri достигнет приемлемого уровня по характеристикам и будет формирован его окончательный облик.

Автор отмечает, что истребитель LCA Mk.1/1A в настоящее время комплектуется двигателями GE 404. Планами предусматривается установка на нем модифицированного двигателя DRDO/Snecma Kaveri, интеграция нового двигателя с планером запланирована на 2020 год .

В отношении истребителя LCA Mk.2 сообщается, что в феврале в Индию были поставлены два из шести двигателей GE F414-INS6 для продолжения программы. Однако будущее этой модификации остается непонятным. Если двигатель DRDO/Snecma Kaveri будет доработан для использования на этом истребителе, то положение дел может измениться. Но на сегодняшний день это маловероятно.

Истребитель AMCA – предполагается установка на нем двух модифицированных двигателей DRDO/Snecma Kaveri. Но в настоящий момент это еще неочевидно. Имеются другие претенденты – компания Boeing активно продвигает для него доработанный двигатель GE F414, причем он также используется в выпускаемых Boeing истребителях F/A-18E/F Super Hornet и истребителях Saab JAS-39 Gripen E.

БЛА Ghatak, для него предполагается использовать двигатель DRDO/Snecma Kaveri в варианте без форсажной камеры. Правительство на сегодняшний день четко определилось, что не планирует установку на нем импортной силовой установки из-за высокой значимости программы.

Взято: bmpd.livejournal.com

уникальные шаблоны и модули для dle

bestlj.ru

Индия угробит Cу-30МКИ своими движками - Свободная Пресса

Индия рассматривает возможность установки на истребители Су-30МКИ двигателей Kaveri собственной разработки. Как сообщает российский военный блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на ресурс Indian Defence Update, индийцы уже обратилась к своим французским партнерам с просьбой изучить возможность наращивания тяги двигателя под Су-30МКИ.

Проект Kaveri, начатый в середине 80-х годов, был направлен на создание двигателя для истребителя LCA (Light Combat Aircraft) Tejas. Индийская лаборатория GTRE потратила на него 2106 кроров* рупий, однако задержка в проекте и не соответствие двигателя требованиям ВВС по мощности стали причиной выбора организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) двигателя GE 404 для Tejas Mk-1 и GE 414 — для Tejas Mk-II. Проект двигателя Kaveri был заморожен в 2014-ом.

В настоящее время, по сообщениям индийских СМИ, к нему снова вернулись и при помощи французов планируют установку двигателя как на LCA, так и ударный БПЛА. Французская компания Safran Aircraft Engines взяла на себя обязательство решить все технические сложности (в том числе по повышению тяги) и подготовить двигатель к серийному производству к концу 2018 года.

Читайте по теме

The National Interest: у «Абрамса» нет шансов даже против Т-90АМ

В США считают, что в гипотетической танковой битве с Россией в Европе они обречены

Работа с французской стороной по доработке индийского двигателя ведется в рамках офсетных обязательств по контракту на закупку ВВС Индии истребителя Dassault Rafale: французский разработчик и производитель двигателей компания Safran Aircraft Engines должна инвестировать почти $ 1 млрд в индийскую экономику.

Как отмечает ресурс Indian Defence Update, для модернизации стоящих на вооружении Индии Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» Россия якобы предложила Индии установку более мощного двигателя АЛ-41Ф1С (изделие 117С), которым оснащаются Су-35, но Индия отвергла это предложение. По мнению индийцев, доработанный двигатель Kaveri может быть использован не только для модернизации Су-30МКИ до версии «Супер Сухой» по программе «Сделано в Индии», но для оснащения Tejas и перспективного истребителя пятого поколения AMCA.

Напомним, что тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ — самый многочисленный из современных боевых самолетов в составе ВВС Индии. Общее число заказанных самолетов превысило 270 единиц. После закупки первых партий в 2000 году было подписано соглашение о лицензионном производстве самолета на заводе индийской компании HAL в кооперации с корпорацией «Иркут», входящей в ОАК. Также в кооперации осуществляются мероприятия по послепродажной поддержке эксплуатации самолетов Су-30МКИ, включая проведение текущего и капитального ремонта.

Двигатель Kaveri разрабатывается уже 40 лет и, естественно, что он стремительно теряет свои потенциальные платформы. Производителю нужна хоть какая-либо загрузка, поэтому идея с Су-30МКИ — это попытка найти рынок сбыта для Kaveri, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Учитывая, что сейчас за Индию и ее рынок идет жесткая борьба, в которую вовлечены различные группы, то вполне возможно, что материал в Indian Defence Update — аккуратный вброс на тему «у русских проблемная техника». Индийцы практически освоили самостоятельное производство Су-30: мы уже им не столько детали поставляем, сколько отдельные материалы. То есть для индийских промышленников истребитель как планер проблемы не представляет, а вот по двигателям они от нас еще зависят.

«СП»: — Попытка установить Kaveri на Су-30МКИ — это попытка уйти от российской зависимости?

— Видимо, хотя это довольно странный шаг, учитывая, что индийцы заключили с нами контракт на лицензионное производство АЛ-31ФП. Получается, что «каверисты» перебегают дорогу тем индийским компаниям, которые вовлечены в производство АЛ-31ФП с постепенной его локализацией.

Кроме того, подобные разговоры выглядят странно в том плане, что любые изменения в конструкции, а тем более связанные с двигателем, должны быть согласованы с разработчиком. Я как-то не уверен, что ОАК будет согласовывать такие изменения. Если истребители начнут падать из-за движков, то это так или иначе будет бить по «Сухому» — объясни потом, какие именно двигатели стояли на потерпевших крушение самолетах.

«СП»: — Насколько выполнима модернизация Су-30МКИ до версии «Супер Сухой»?

— Индийцы понимали, что количественно они с китайцами тягаться не могут, поэтому делали ставку на качественное превосходство в технике. Мы им подыгрывали по совокупности причин. Скажем, индийский и китайский Су-30 отличались между собой не в пользу КНР. Но сейчас китайцы освоили производство разных самолетов и на довольно хорошем уровне. На этом фоне Су-30МКИ не является каким-то «вундерваффе», да и сам по себе самолет уже не самый свежий. Как я понимаю, именно поэтому тема модернизации Су-30МКИ в последнее время довольно популярна в Индии. По идее, модификация «Супер Сухой» включает новую кабину пилота, новую РЛС, возможно, с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), бортовое радиоэлектронное оборудование и т. д. В общем, это серьезный и масштабный проект, который стоит несколько миллиардов долларов и, видимо, Россия пытается поучаствовать в этих работах.

Таким образом, в преддверие возможного скорого контракта на модернизацию ряд местных компаний хотят влезть в проект, чтобы получить деньги в рамках контракта. Но мне кажется, что в ВВС Индии все-таки должны понимать, что затея с Kaveri достаточно сомнительна.

По заявлениям индийской и французской сторон двигатель должен быть «излечен от болезней» к уже к концу 2018 года. Но даже если у французов все получится, то двигатель в окончательном своем виде появится только в 2019-ом, и он вряд ли будет сразу производиться в больших количествах. В таком случае все работы по модернизации истребителей Су-30МКИ начнутся только после 2020-го. Добавим сюда и то, что после установки нового двигателя нужно будет провести целый комплекс испытаний, менять систему управления. Новая силовая установка требует совершенно иного подхода к модернизации, нежели замена РЛС и ряда систем.

Вообще в истории довольно мало эпизодов, когда на самолетах капитально заменяли двигатели уже на этапе эксплуатации машин. Скажем, в 2000-х годах «мигари» предлагали тем же индийцам заменить на МиГ-23 и МиГ-27 двигатель Р-29 на АЛ-31ФН, но из этого ничего не вышло. Так что это довольно сложный путь.

Индийцы хотят быть независимыми в производстве вооружений и военной техники и, например, иметь в самолете пятого поколения AMCA, который они самостоятельно рисуют, по максимуму свои узлы и агрегаты. Но поскольку другого двигателя у них нет, они пытаются готовить рагу из имеющихся проектов, пусть и достаточно спорных.

Читайте по теме

Конгресс США откапывает Трампу «Томагавк» войны

Политики подталкивают Белый дом к новому обострению отношений с Россией и нарушению ДРСМД

Кстати

В апреле 2017 года индийская газета Deccan Chronicle со ссылкой на отчет инспекции военного ведомства сообщила, что как минимум на 18 истребителях Су-30МКИ, собранных по лицензии на индийском заводе корпорации HAL, устанавливались двигатели АЛ-31ФП, уже побывавшие в эксплуатации.

В отчете было отмечено, что установка якобы была проделана «без уведомления и согласия» министерства обороны. Тем не менее самолеты, несмотря на вскрывшиеся факты, все-таки были приняты ВВС Индии.

* Крор — широко используемая в индийской системе счисления единица, равная десяти миллионам. Активно употребляется в Бангладеш, Индии, Непале, Пакистане и на Шри-Ланке.2106 кроров равно 21 млрд 60 млн рупий или более $ 330 млн по нынешнему курсу.

cleaninoid.ru


Смотрите также