Двигатель леопард


Танк "Леопард 2А7": характеристики, фото

В 2014 году Бундесвер получил первый танк "Леопард 2А7". Эта модель стала очередным этапом модернизации боевой машины.

Производитель

В конце 70-х годов прошлого века концерн Krauss-Maffei AG начал серийную поставку нового танка "Леопард 2". Его создание велось в тесном взаимодействии с опытными германскими производителями вооружений. Фирма Wegmann разрабатывала башню. Porsche проектировал ходовую часть и трансмиссию. Орудием занимался Rheinmetall. За выполнение систем управления вооружением, наблюдения и связи отвечал AEG Telefunken. Им удалось аккумулировать богатый опыт проектирования тяжёлых боевых машин, полученный в годы Второй мировой войны. Были продолжены классические традиции германской школы танкостроения.

Общая характеристика

Машину можно назвать скорее консервативной, чем революционной. Создание танка — это искусство компромисса между взаимоисключающими требованиями. Немцы выбрали приоритетом удобство и надёжность эксплуатации. Может быть, в их памяти прочно остались бесконечные проблемы, к которым привела поспешность с постановкой на вооружение "Тигров" и "Пантер". "Леопард 2" имеет классическую компоновку со вращающейся башней. Машина оказалась очень надёжной в эксплуатации, с прекрасной ремонтопригодностью. Но самое главное, несмотря на консерватизм исполнения, с годами проявился значительный модернизационный потенциал, заложенный в этот танк. Новая модификация продолжила его раскрытие, и пока не ощущается, что он исчерпан. Многие считают это основной боевой танк Бундесвера не только лучшим западным, но и самым удачным танком современности. "Леопард 2А7" призван поддержать и укрепить это убеждение.

Двигатель и ходовая

В отличие от американских и советских конструкторов, инженеры Krauss-Maffei не стали экспериментировать с двигательной установкой. На "Леопард 2" установили дизель производства Mercedes-Benz. Последующий опыт эксплуатации "Абрамса" и Т-80 с газотурбинным двигателем выявил его недостатки, что подтвердило правильность выбора немецких танкостроителей. Надёжность, ремонтопригодность, лёгкость замены турбодизеля высоко оценены в войсках. Он позволяет разогнать танк "Леопард 2А7", как и прежние модификации, до семидесяти километров в час. В совокупности с гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач это придаёт машине отличные динамические характеристики.

Вооружение

Как и его предшественники, танк "Леопард 2А7" вооружён 120-миллиметровой пушкой производства Rheinmetall. В процессе модернизации танка менялась длина ствола, которая на этой модификации составляет пятьдесят пять калибров. Гладкоствольное орудие позволяет применять разные типы боеприпасов. Для поражения бронированных целей основным видом является подкалиберный снаряд. Вместе с орудием модернизации подверглись и боеприпасы, которые получили более длинный поражающий элемент с совершенной аэродинамикой. Это привело к увеличению длины выстрела и изменению казённой части орудия. Скорость снаряда возросла за счёт более мощного заряда и длительности разгона в стволе удлинённой пушки. Пушка L55 считается наиболее совершенной артиллерийской системой, используемой в современных танках по бронепробиваемости и точности огня.

Помимо подкалиберного боеприпаса, танк может использовать кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды, входящие в его боекомплект. "Леопард" не имеет в своём арсенале управляемых ракет, запускаемых из пушки, как у российских танков, и у него отсутствует система автоматического заряжания орудия. Обесценивают ли эти недостатки совершенное артиллерийское вооружение немецкого танка, сказать сложно. На машине также устанавливается два пулемёта MG-3 калибра 7,62 мм. Ожидалось, что седьмая модификация будет оборудована дистанционно управляемым башенным пулемётом, но в войска поступили танки с традиционной пулемётной точкой.

Бронирование

Немецкая танковая конструкторская школа всегда отличалась повышенным вниманием к защите машины и экипажа. Поскольку создание танка всегда было искусством компромисса, то выигрыш в бронировании оборачивался проигрышем в весе, размерах и динамике. Танк "Леопард 2А7", фото которого вызвало интерес в военных кругах, позволил реализовать модернизационный потенциал, заложенный в начальной концепции. В новом облике машины хорошо различимы результаты усиления бронирования многослойной комбинированной бронёй. Углы наклона броневых листов максимально близки к острым. Общая толщина брони в наиболее уязвимых проекциях превысила один метр.

Танк оборудуется бортовыми экранами, которые могут усиливаться блоками динамической защиты. Помимо внешнего бронирования, внутреннее пространство танка разделено перегородками из броневой стали. Двигательный отсек разделён с боевым отделением, а боеукладка снарядов в корме башни имеет броневую стенку, отсекающую её от обитаемого отсека. В корме башни устроены вышибные панели, отводящие энергию взрыва боезапаса наружу. Вместе с секционированием защиты, это создаёт достаточно высокий уровень безопасности экипажа.

Оснащение

Трудно переоценить боевое оснащение современного танка средствами информации о тактической обстановке, навигации, связи и ведении огня. Сегодня электронное и оптическое оборудование составляет магистральное направление прогресса военной техники. Это нашло своё отражение и в том, что характеристики танка "Леопард 2А7" значительно отличаются от уровня первых моделей. Совершенная система стабилизации орудия значительно улучшила точность и кучность стрельбы, позволив поражать цель с первого выстрела. Члены экипажа оснащены более совершенными оптическими приборами. На танке установлены несколько тепловизоров с матрицей повышенного разрешения, что усилило позиции в условиях пониженной видимости. Прицелы командира танка и наводчика включены в единую боевую управляющую систему. Она же управляет орудием, оснащённым лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем, учитывающим факторы износа, деформации ствола и внешних условий. В распоряжении экипажа имеется система навигации и коммуникации, позволяющие включать танк в тактику сетецентрического сражения.

Сравнение с танком Т-90

Сопоставление характеристик танков потенциальных противников всегда являлось предметом дискуссий, достигающих эпического эмоционального накала. Такие споры одновременно и захватывающие, и бессмысленные. Танк является боевым комплексом, применяемым в контексте остальных систем вооружения и в соответствии с концепцией определённой армии. Сравнивая и ставя танк "Леопард-2А7" против Т-90, можно прийти к выводу, что российская машина более совершенна. Ведь у "Леопарда" нет автомата заряжания, отсутствуют дальнобойные управляемые ракеты. Он гораздо более тяжёл и массивен, что отражается на динамике и большем силуэте корпуса. Несмотря на отличное бронирование, у него отсутствуют навесные блоки динамической защиты. Количество членов экипажа больше, чем в российском танке. Это всё является правдой, но только с одной стороны. С другой точки зрения, "Леопард 2А7" против Т-90 имеет явные преимущества. Более мощный удлинённый снаряд и возможность поразить цель с первого выстрела даже в движении делает танк очень опасным противником. Прекрасная информированность командира о тактической обстановке, обеспеченная совершенным оборудованием, позволяет более крупному и тяжёлому танку избегать угрожающих ситуаций и добиваться тактического превосходства. Стоит признать, что обе машины являются вершинами двух танкостроительных школ, которые воплотили в них весь собственный интеллектуальный и технологический потенциал.

История применения

Несмотря на свои достоинства, семейство танков, в которое входит "Леопард 2А7", можно назвать самыми невоюющими танками. Боевое применение ограничилось операциями в Афганистане, в которых им не противостояли никакие танки противника. Тем не менее, этот основной боевой танк составляет основу бронетанковых сил Германии, Голландии, Дании и других европейских стран. С распадом советского военно-политического блока он заменяет машины советского производства в государствах, присоединившихся к блоку НАТО.

fb.ru

этапы развития. Часть 3 » Военное обозрение

Leopard 2 (неофициальное обозначение Leopard 2A0)Первое появление: 1979 год

Производство танка Leopard 2 началось в 1979 году, а первый танк был передан Бундесверу 25 октября 1980 года. Первая партия состояла из 380 машин, которые позднее получили неофициальное обозначение А0. Производство было поделено между компаниями Kraus-Maftei из Мюнхена и МаК из Киля.

Развертывание Leopard 2 стало настоящей вехой для немецких бронетанковых сил. Разработчики компании Krauss-Maffei создали истинный шедевр - достойного преемника Leopard 1. Конечно, оставались некоторые небольшие технические проблемы в первое время эксплуатации, но это можно было ожидать от системы вооружения такой сложности. В тесном сотрудничестве Бундесвера и предприятий решения этих проблем были найдены. Танк Leopard 2 быстро стал известен как мощная и экономичная рабочая лошадка немецких вооруженных сил. И его успехи на ежегодных тренировках и учениях с союзниками также говорили о многом. Leopard 2 поднял планку для основных боевых танков в НАТО достаточно высоко Он достиг таких высот, которые другие (если не все) танковые проекты смогли достичь только спустя годы.

Конструкция

Leopard 2 следует четкому и классическому дизайну, который слегка напоминает танк Pz.Kpfw VI Tiger. При разработке акцент был сделан на создании Основного Боевого Танка (ОБТ), который выделялся бы среди других танков за счет сочетания высокой подвижности и огневого могущества. Вооружению было уделено существенно большее значение, чем при разработке проекта Leopard 1. Но, было понятно, особенно исходя из опыта Израиля, что полностью стопроцентная защита невозможна и поэтому упор был сделан на создание оптимальной системы.

Танк имеет относительно компактный корпус с наклонной лобовой частью. Крыша корпуса плоская, но имеет наклон в направлении задней кормовой части. Борта корпуса вертикальные, на них для защиты подвески закреплены как легкие, так и тяжелые бортовые экраны. В передней части корпуса с правой стороны расположено место механика-водителя, а слева от него боекомплект основной пушки. Доступ к рабочему месту осуществляется либо из машины, либо через люк на лобовом листе корпуса.

В передней части в надгусеничных полках размещены топливные баки. В центральной части корпуса размещается погон башни, на который устанавливается собственно сама башня. Башня вращается на погоне и соединяется с корпусом через вращающееся контактное устройство Оно установлено на днище корпуса и служит для передачи электрической энергии и управляющих сигналов.

В задней части корпуса установлен силовой блок, состоящий из двигателя, трансмиссии радиаторов и воздушных фильтров. Крыша кормы корпуса может быть поднята или даже снята для получения доступа к силовому блоку. Кроме того, на крыше корпуса имеются лючки для обслуживания. В надгусеничных полках в корме установлены аккумуляторные батареи, а также ящики для хранения комплекта инструментов.

У танка Leopard 2 башня «угловатого» дизайна, имеет вертикальную переднюю часть и наклонные борта, ее форма в плане выполнена клинообразной. Основными элементами башни являются 120-мм пушка и обитаемое отделение для командира, стрелка-наводчика и заряжающего. Справа спереди установлен основной прицел наводчика, защищенный двумя открывающимися вбок бронированными створками Верх башни от передней части к середине имеет небольшой наклон, переходящий в плоскую крышу в ее задней части. В середине крыши башни размещаются два люка для командира и наводчика. Люк командира установлен справа. Он приводится в действие за счет механического подъемно-поворотного устройства, которое задействуется только изнутри машины. Вокруг командирского люка установлено в общей сложности шесть призменных приборов, обеспечивающих для командира почти круговой обзор.

Слева на крыше корпуса расположен люк заряжающего. Крышка люка, закрепленная на подпружиненном шарнире, открывается назад. Крышка люка может стопориться в открытом положении при откидывании на крышу башни. Люк заряжающего является единственным люком на машине, крышка которого открываться как снаружи, так и изнутри машины. Для открытия, закрытия и стопорення крышки люка снаружи установлен рычаг, а с внутренней стороны ручной маховичок. Они оба задействуют закрывающий механизм, который, по сути, состоит из одних простых болтов. У люка заряжающего нет никаких оптических устройств наблюдения. Вместо них вокруг люка смонтировано опорное направляющее кольцо для зенитного пулемета. Опорное кольцо вместе со станком также обеспечивает заряжающему некоторую защиту, когда он стоит в люке. Перед его люком установлен небольшой призменный прибор, слегка сдвинутый к левому борту башни. Он направлен вперед и имеет ограниченное поле зрения 40 градусов.

Еще один призменный прибор доступен для наводчика. Он установлен на крыше башни перед командирским люком, а его смотровой окуляр расположен прямо над местом наводчика. Этот несъемный призменный прибор направлен вперед и жестко закреплен. По размерам он гораздо меньше других стандартных призменных приборов.

Борта башни точно вертикальны и не имеют углов наклона. На каждом борту башни в задней части установлены по 8 пусковых установок дымовых гранат. Особенностью башни танка Leopard 2 является небольшой люк на левом борту для загрузки заряжающим снарядов. Он используется главным образом при действиях танка в зараженной зоне.

Слева в корме нем размещается закрытый ящик для снарядов основной пушки. По центру кормы расположена секция электроники. Доступ к ней имеется только изнутри башни, в ней размещается управляющая электроника для СУО. Справа в корме установлена гидравлическая система башни, работающая от электропривода.

Задняя часть башни заканчивается одним открытым и одним закрытым ящиком для хранения личного снаряжения экипажа, кроме того, там имеется небольшой ящик для чистящих инструментов пушки.

Силовая установка

В танке Leopard 2A0 используется комбинация двигателя МВ873 Ка-501 и трансмиссии HSWL354. Вместе с воздушными фильтрами, системой охлаждения и частью топливной системы двигатель и трансмиссия составляют компактный силовой блок. Эта компоновка позволяет без труда производить его замену даже в боевых условиях. Упрощенный процесс ремонта существенно сокращает время простоя и таким образом повышает уровень боевой готовности танка.

Силовой блок танка Leopard 2

По сравнению с МВ873 Ка-500, который устанавливался на прототипах Leopard 2, новый двигатель Ка-501 имеет существенно больший рабочий объем. Это влечет за собой более высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов. Но в тоже время этот двигатель не многотопливный, он работает только на дизельном топливе или его заменителях. Для работы в холодных условиях топливо можно смешивать с керосином. Двигатель MB 873 Ка-501 оборудован турбокомпрессором и промежуточным охладителем. Максимальная мощность составляет 1500 л. с., крутящий момент 4700 Нм. Для предотвращения поломок и обеспечения максимального кпд силовой блок оснащен электронной системой управления. Она также используется для глушения двигателя в таких экстремальных ситуациях, как например, крутой подъем пли отсутствие охлаждающей жидкости.

Двигатель танка Leopard 2 имеет сбалансированные характеристики, высокую чувствительность к открытию дроссельной заслонки и отказоустойчивость. На момент ввода в эксплуатацию он действительно был самым продвинутым танковым двигателем.

Гидротрансформатор соединяет двигатель с трансмиссией HSWL, имеющей силовое переключение передач, бортовые фрикционы и тормозную систему. Он предназначен для изменения потока крутящего момента от двигателя к гусеницам в зависимости от эксплуатационных условий. В общей сложности четыре передачи могут переключаться вручную или автоматически. Тормозная система состоит из замедлителя и двух дисковых тормозов с масляным охлаждением. Дополнительный тормоз стоит вне трансмиссии в корме корпуса. Стояночный тормоз установлен с внутренней стороны бортовых редукторов и используется для удержания неподвижного танка на месте. Стояночный тормоз вручную приводит в действие механик-водитель. При его включении в системе нет давления, то есть тормоз не может быть выключен случайно или из-за поломки системы. Для выключения тормоза используется масло из гидравлической системы корпуса. В случае падения давления масла ниже определенной величины тормоз включается и не может быть отпущен. Стояночный тормоз имеет свой собственный контур и не связан с рабочими тормозами.

В танке Leopard 2 используется жидкостная система охлаждения для отвода тепла от контуров охлаждения двигателя и трансмиссии. Два больших кольцевых радиатора установлены наверху картера трансмиссии и имеют механический привод. Воздух всасывается через крышу и проходит через радиаторы. Эта конструкция достаточно простая, но при этом имеет низкий кпд и занимает большой объем. Система управления двигателем может переключаться между двумя скоростями вращения вентиляторов охлаждения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и оборотов двигателя. Отработанный воздух проходит через большую решетку в корме корпуса. Он выходит вниз и перемешивается с выхлопными газами двигателя, что, таким образом, позволяет снизить тепловые признаки заметности танка.

Последняя часть силового блока - это воздушные фильтры. Оба фильтра установлены на боковых поверхностях двигателя и состоят из трех частей. Воздух всасывается через две больших решетки на крыше корпуса, которые также отфильтровывают крупные частицы. На следующей стадии в работу вступают так называемые циклонные фильтры, которые очищают воздух от большей части частиц. На финальной стадии работают бумажные фильтры тонкой очистки, задерживающие мельчайшие пылинки. Циклонные фильтры оснащены вентилятором автоматической очистки, удаляющим пыль. Фильтры тонкой очистки должны очищаться экипажем вручную или заменяться.

Силовой блок в сборе чрезвычайно компактен. Он связан с корпусом только через посадочные отверстия для бортовых редукторов, через четыре винта на днище и несколькими кабелями и трубками. Это позволяет очень быстро заменять силовой блок даже в боевых условиях не более чем за 30 минут.

Моторно-трансмссионное отделение. Можно видеть два торсиона в центре и левую часть топливной системы (два зеленых контейнера)

Кроме приведения машины в движение двигатель также вращает силовой генератор на 20 кВт. Он установлен под двигателем и приводится в действие механически. Это означает, что электроэнергия может вырабатываться только при работающем двигателе. Вспомогательная силовая установка не установлена.

Система электропитания машины имеет напряжение от 24 до 28 Вольт, емкость аккумуляторов составляет до 400 А.-ч. Система разбита на два контура, один емкостью 300 А.-ч и второй емкостью 100 А.-ч. Более мощный контур используется для снабжения корпуса и крупных систем башни и управления вооружением. Второй контур используется для более деликатных блоков управления огнем. При необходимости, например при запуске двигателя, оба контура могут быть объединяться в один. Когда двигатель не работает, для снабжения электроэнергией используется в общей сложности 8 аккумуляторных батарей. Они размещаются в контейнерах в надгусеничных полках в корме, доступ к ним осуществляется через люки для обслуживания в крыше корпуса. Каждые два аккумулятора соединяется последовательно, они образуют четыре группы, которые теперь уже соединяются параллельно. Одна из групп подсоединена к менее мощному контуру, а остальные три образуют более мощный контур.

Энергосистема также позволяет производить запуск двигателя от внешнего источника в случае слишком низкого заряда батарей. Зажим внешней зарядки уложен в ящике для хранения в корме корпуса. Два танка соединяются кабелем, работающий танк запускает двигатель и затем запускается ведомая машина.

Топливная система танка Leopard 2 состоит из пяти топливных баков. В передней части корпуса в надгусеничных полках разместили два топливных бака. Левый бак вмещает 230 литров, правый бак - 350 литров. Два основных топливных бака размещаются в средней части корпуса сразу за погоном башни. Левый бак вмещает 280 литров, а правый - 250 литров. Оба бака также имеют топливные горловины, доступ к которым осуществляется с кормы крыши корпуса. И последний, но не менее важный, кормовой топливный бак имеет вместимость 50 литров. Таким образом, общий объем топливных баков танка Leopard 2 составляет 1160 литров. Передний и основной топливные баки каждого борта соединены между собой и подсоединены к одному топливному насосу, который подает топливо в кормовой бак. Механический переключатель в корпусе позволяет использовать топливо только с одного борта. При нормальной работе баки обоих бортов опустошаются параллельно, а оставшееся топливо делится поровну между обоими бортами. Из кормового бака топливо насосом подается через фильтры в систему впрыска двигателя.

Вооружение

Танк Leopard 2 стал первым западным танком с новой 120-мм гладкоствольной пушкой в качестве основного вооружения, в боекомплект которой вошли снаряды с полусгораемыми гильзами. Эта новая пушка, получившая обозначение L/44, была разработана в Германии в конце 60-х-начале 70-х годов. Пушка была разработана для установки на основной боевой танк и испытывалась в проектах МВТ-70 и VT1-2. Танк Leopard 2 стал первой серийной машиной, на которую была установлена эта пушка. Таким образом, новая пушка была установлена вместо прежней надежной и проверенной 105-мм пушки. Эта пушка устанавливалась на немецкий танк Leopard 1 и даже на новый американский ОБТ Abrams. Но, тем не менее, Германия очень сильно рассчитывала на возможности новой пушки и ее потенциал дальнейшего совершенствования. Ведь в действительности стоит сказать, что выбор 120-мм пушки показал прозорливость разработчиков и политиков. Только это оружие было способно доставлять мощный снаряд на большие дистанции и смогло бросить вызов самым современным советским аналогам.

120-мм пушка установлена по центру башни. Она наводится с помощью гидравлической системы и имеет вертикальные утлы наведения от -9 до +20 градусов. Этот сектор ограничивается в случае, если башня имеет положение относительно корпуса от 3 30 до 8 30 часов (т.е. 105° в каждую сторону). Эта, так называемая «зона воспрещения огня», была установлена для того, чтобы исключить контакт пушки с крышей корпуса во время стрельбы и/или во время движения танка. Чтобы добиться этого, вертикальные углы пушки были ограничены сектором от +3 до +20 градусов. При работе СУО в режиме «Наблюдение» вращение башни автоматически останавливается при попадании пушки в «зону воспрещения огня» и вертикальном угле менее +3 градусов. В режиме «Стабилизация» пушка автоматически поднимается и опускается при покидании этой зоны. При этом на скорость вращения башни ничего не влияет.

Вертикальное движение пушки, как правило, ограничивается ее приводом. Но на случай аварийных ситуаций установлены механические концевые ограничители внутри на крыше башни и на маске пушки.

Основная пушка оборудована фиксатором для походного положения. Он установлен на крыше корпуса между двумя кольцевыми радиаторами. Башню необходимо повернуть назад в положение 6 часов (180) и пушку опустить вручную на крышу корпуса. Длинный корпус гарантирует, что пушка не выйдет за его габариты. У танка Leopard 1 пушка была длиннее кормы, что становилось причиной нескольких серьезных происшествий во время движения в колонне, когда происходил наезд других машин и танков.

120-мм гладкоствольная пушка танка Leopard 2

Для новой 120-мм пушки были доступны два типа боеприпасов, многоцелевой снаряд DM12 и бронебойный DM13. Боеприпас DM12 снаряжен кумулятивной боевой частью, окруженной пояском из осколков. Это делает DM12 универсальным снарядом, который может использоваться по бронированным, а также небронированным и площадным целям. Снаряд DM13 имеет стабилизированный оперением подкалиберный сердечник, изготовленный из спрессованного порошка карбида вольфрама. Бронепробивающая сила снаряда генерируется только за счет кинетической энергии и применяется он только по бронированным целям. Боекомплект для основной пушки составляет 44 выстрела, из которых 15 уложены в корме башни и 29 в укладке в передней части корпуса слева от водителя. Пополнение боекомплекта осуществляется либо через люк заряжающего, либо через небольшой лючок на левом борту башни.

Вспомогательное вооружение Leopard 2 состоит из одного 7.62-мм спаренного пулемета MG3А1 и 7.62-мм зенитного пулемета MG3 в турельной установке на люке заряжающего. Основное отличие заключается в том, что MG3A1 не имеет сошки, а также приклада, вместо которого установлена резиновая заглушка. Ближе к шаровой опоре установлен усилитель отдачи для обеспечения надежной работы автоматики пулемета. Все эти доработки могут быть без труда реализованы на обычном базовом варианте пулемета MG3.

Спаренный пулемет установлен слева от пушки и ведет огонь через отверстие в лобовой броне башни. Держатель пулемета используется для крепления и ведения огня из пулемета. Как правило, ударно-спусковой механизм задействуется электромеханическим способом. Магнит используется для взведения этого механизма, который затем спускает обычный курок пулемета. В аварийных ситуациях заряжающий может также спускать курок вручную. С целью исключения захламления боевого отделения с правой стороны пулеметной установки установлен мешок для пустых гильз. В отличие от основной пушки спаренный пулемет не оснащен эжектором пороховых газов. Вместо него в передней части башни вблизи отверстия для стрельбы установлен небольшой вентилятор. Он включается заряжающим и отсасывает газы из танка. Патронная лента подается к спаренному пулемету из большого ящика, установленного слева от пушки. В нем имеется два отделения по 500 патронов в каждом. Зенитный пулемет установлен на простой рельсовой направляющей на люке заряжающего и из него нельзя вести огонь находясь в башне. Турельная установка позволяет иметь углы вертикального наведения от -10° до +75°. Углы горизонтального наведения составляют 45° в каждую сторону, но при этом пулемет может также перемещаться вокруг люка на все 360°. Установка также содержит патронный ящик с пулеметной лентой. Поначалу рельсовая направляющая была и на командирском люке. Поскольку она не использовалась, то позднее была снята.

Каждый член экипажа танка Leopard 2 также имеет личное оружие. Водитель и наводчик вооружены пистолетом Р1, а командир и заряжающий вооружены пистолетом-пулеметом МР2А1. (UZI со складным прикладом). Пистолеты носятся в кобуре на ремне. Имеются держатели для пистолета-пулемета, один за местом командира и один перед заряжающим. Как правило, командир и наводчик меняются оружием. Кроме того, у экипажа также имеется ракетница и четыре осколочных гранаты. Гранаты хранятся в башне в контейнере для снарядов. Кстати, этот контейнер в корме башни во время боевой подготовки зачастую используется членами экипажа для хранения еды и запасов. Причина проста, это пространство окружено толстой броней и поэтому там практически всегда довольно низкая температура. Пивные банки могут обматываться скотчем по несколько штук и храниться на стеллажах для боеприпасов. Таким же образом поступают с консервными банками и багетами.

Продолжение следует...

topwar.ru

Двигатели Red leopard

Все категорииАкцииНаборыРадиоуправляемые Самолёты   - Бензиновые самолёты   - EPO Самолёты   - EPP Самолёты   - FPV самолеты   - Импеллерные Самолёты Jets   - Dynam Самолёты   - Петли, Качалки, Повороты   - Тяги, Толкатели   - Кронштейны для двигателей   - Коки, Адаптеры   - Винты для авиамоделей      - Складные винты      - Деревянные винты   - Импеллерные Двигатели   - Шасси, Стойки, Ретракты   - Колёса   - Плёнка   - ПилотыРадиоуправляемые вертолеты   - Вертолёты "Тушки"   - Вертолёты Nine Eagles   - Лопасти для Вертолёта   - Регуляторы скорости для RC вертолетовРадиоуправляемые автомодели   - HSP автомодели      - HSP 1:16 Car      - HSP 1:10 Car   - Запасные части/аксессуарыРадиоуправляемые танкиКвадрокоптеры и комплектующие   - Двигатели для квадрокоптеров   - ESC для квадрокоптера   - Мультикоптеры и квадрокоптеры   - Пропеллеры   - Контроллеры, стабилизаторы, GPS   - Контроллеры APM   - Рамы   - Шасси и ретракты   - Аксессуары, запчасти, прочее   - Крепления, Зажимы   - Подвесы и контроллеры для камер      - 2-х осевые подвесы для камеры квадрокоптера      - 3-х осевые подвесы для камеры квадрокоптера   - Двигатели для подвесов Gimbal   - АккумуляторыFPV, OSD и телеметрия   - Антенны   - FPV Камеры   - Видео Очки для FPV   - Модули передачи видео Tx, Rx   - ЖК-Экраны    - Держатели экрановСервоприводы и ДУ   - Передатчик и приемник      - Передатчик и приемник Wfly      - Передатчик и приемник Futaba      - Передатчик и приемник KDS      - Передатчик и приемник CORONA      -  Передатчик и приемник FLYSKY      - Передатчик и приемник FrSky      - Передатчик и приемник для автомоделей      - Передатчик и приемник RadioLink   - Сервоприводы      - Цифровые серво      - Аналоговые сервоприводы      - Сервоприводы FEETECH      - Сервоприводы Tower      - Сервоприводы EMAX      - Сервоприводы CORONA      - Сервоприводы Hitec      - Сервоприводы Futaba      - Сервоприводы DYS   - Серво аксессуары, качалки   - Серво тестеры, программаторы   - Симуляторы   - Гироскопы      - Гироскопы KDS      - Гироскопы Futaba      - Гироскопы GWS      - Гироскопы ASSAN      - Гироскопы E-TECH      - Гироскопы Hobbywing      - Гироскопы FEIYU      - Гироскопы IMAXЭлектронное оборудование    - Combo наборы, электросистемы для автомоделей      - Combo наборы для автомоделей 1:8      - ESC для автомоделей      - Электросистемы с датчиком для автомоделей 1:10      - Электросистемы без датчика для автомоделей 1:10      - Combo наборы для автомоделей 1:10-1:16-1:18   - ESC для самолёта   - ESC для автомоделей   - Hobbywing ESC для самолётов и Heli    - ESC для RC лодок   - HobbyWing Аксессуары    - Регулятор скорости ZTW и DYS   -  Аккумуляторы LiPo, LiFe, NiMH      - LiPo 20C      - LiPo 25C      - LiPo 30C      - LiPo 35C      - LiPo для автомоделей      - LiPo для передатчика   - Зарядные устройства      - Для гироскутеров      - Зарядники GT Power      - Зарядные устройства IMAX от SKYRC      - Зарядники iCharger      - Другие зарядники   - Блоки питания   - ПрочееRC Аксессуары   - Измерение и контроль   - Регуляторы BEC   - Инструменты и аксессуары для авиамоделей   - Шестерёнки передач для двигателей   - Сервоудлиннители   - Разъёмы, Разъемы с проводами   - Термоусадки, Провода   - Топливные наосы   - Выключатели питания   - Светодиодные системы   - Сумки   - Тренировочные шассиМоторы бесколлекторные   - Двигатели SUNNYSKY   - Двигатели Red leopard   - Двигатели SKYRC   - Двигатели SUXFLY   - Двигатели FSD   - Двигатели Emax   - Двигатели Hobbywing   - Двигатели DYS   - Водяное охлаждение двигателейДВС   - ДВС для Самолётов      - DLE двигатели      - DLA двигатели      - RCGF двигатели      - CRRCPRO, GF двигатели      - JC EVO двигатели      - MLD двигатели      - Двигатели других производителей   - ДВС для Автомоделей   - ДВС для Лодок   - Запчасти для ДВС      - Запчасти DLE    - Комплектующие для ДВСРадиоуправляемые Лодки   - Лодки для рыбалки   - АксессуарыРадиоуправляемые мотоциклыRC Тренажеры игрушки   - ВертолетыМодули для Радиолюбителя

hobmodels.ru

этапы развития. Часть 9 » Военное обозрение

Leopard 2 PSOПервое появление: 2006 год

Взяв на вооружение опыт недавней эксплуатации основных боевых танков в различных локальных конфликтах, компания Krauss-Maffei Wegmann разработала вариант Leopard 2 PSO (Peace Support Operation - операция по поддержанию мира). Он базируется на танке Leopard 2, который был доработан в плане живучести и сенсорных систем. Проект был скорее нацелен на демонстрацию различных доступных технологий, чем на подготовку машины к производству. В основе модернизации машины лежат модульные комплекты, которые при необходимости могут быть добавлены к существующей машине.

В то время как первоначально задача основных боевых танков (ОБТ) состояла в том, чтобы возглавлять бои на средних и больших дистанциях, сегодняшние конфликты требуют определенного уровня огневой поддержки пехоты даже в городских районах. Обычно неправильное применение ОБТ обуславливается главным образом недоступностью машин специальной поддержки (таких, как например, российская БМПТ), а не возможностями современных танков. Тем не менее, ОБТ в настоящее время являются самым мощным видом вооружения, доступным для прямой наземной поддержки. Это и заставило компанию KMWeg вывести свою модель Leopard 2 PSO «в люди».

Единственный прототип, показанный общественности, базируется на обычном варианте Leopard 2A5, который был значительно усовершенствован. Вариант А5 был выбран в связи с тем, что на нем стоит более короткая пушка L44. Это повышает маневренность, особенно в населенных пунктах. Углы вертикального наведения пушки не изменились.

Самым заметным отличием от других вариантов Leopard 2 являются дополнительные модули бронирования на корпусе и башне. По задумке разработчиков они должны обеспечить круговую защиту от простых кумулятивных средств поражения (вплоть до РПГ-7). В отличие от остальных танков вариант PSO полагается не на простые решетчатые экраны, а на тяжелую модульную защиту. Крыша машина не усилена, но машина оборудована такой же дополнительной противоминной защитой, как у танка Leopard 2A6M.

Бульдозерный отвал с гидроприводом установлен впереди корпуса. Он используется для расчистки препятствий и отрытия окопов. Он также усиливает защиту корпуса от атакующих снарядов и мин всех типов.

Все средства по улучшению пассивной защиты танка привели к значительному увеличению массы машины. Также можно предположить, что центр тяжести в который раз опять сместился вперед.

С целью улучшения подвижности и преодоления последствий повышения массы на варианте Leopard 2 PSO были проведены некоторые доработки ходовой части и силовой установки. Так как машина в категории MLC70 отличается интенсивным износом гусениц и ведущих колес, танк был оборудован современными гусеницами модели 570 РО и гидравлическим механизмом натяжения гусениц. Ведущие колеса входят в зацепление с траками гусениц 570 РО, а не как обычно со скобами, поэтому эти гусеницы выдерживают увеличенные нагрузки при меньшем механическом износе.

В корме корпуса установлен обычный силовой блок танка Leopard 2. По запросу заказчика он может быть заменен новым силовым блоком стандарта Euro. Так как он занимает меньший объем, то могут быть добавлены дополнительные баки вместимостью до 400 литров. Глядя на массу машины, а также ожидаемое время выполнения задачи, он может быть более чем уместен. Кроме того, танк также может оборудоваться вспомогательной силовой установкой.

Еще одно существенное изменение у варианта Leopard 2 PSO - это улучшенный сенсорный комплект. Танк оборудован несколькими камерами, которые позволяют экипажу наблюдать за обстановкой вокруг машины не выходя из нее. У водителя имеется камера заднего вида высокого разрешения и прибор ночного видения в передней части машины. Прицелы командира и наводчика не были усовершенствованы, но при этом получили усиленную защиту. Танк также оборудован таким же, как на варианте Leopard 2A5DK, прожектором, установленным на башне. Что касается доработок внутри танка, то была установлена полностью цифровая система управления огнем и система оперативного управления. Последняя система также включает навигационную систему с картами и возможностью обмена данными между подразделениями. В варианте PSO также установлен регистратор, который записывает действия и перемещения танка. Боевое отделение и электроника теперь охлаждаются системой кондиционирования.

Наконец, новым элементом этой конфигурации является боевой модуль на крыше башни за люком заряжающего, заменивший собой стандартный зенитный пулемет. В его состав входят автоматическое вооружение, а также дневные и ночные приборы, позволяющие работать круглосуточно. Боевым модулем заряжающий управляет изнутри машины, нет необходимости вставать для этого и высовываться из люка. Но установка модуля привнесла несколько недостатков, в том числе увеличение высоты машины (ее проекции) и негативное влияние на поле зрения командира.

Leopard 2 PSO на своем примере демонстрирует определенные возможности конфигурирования танка Leopard 2 для использования в городской местности. Танк получил усовершенствованные сенсоры и дополнительное бронирование. В тоже время проекция машины стала крупнее, то есть ее стало проще обнаружить и, как следствие, легче попасть. Потенциальные заказчики должны дважды подумать о том, что может стоить получить эти же усовершенствования, но за меньшую стоимость. Или может лучше самим разработать машину, которая «заточена» под будущие задачи.

Leopard 2A7

Первое появление: 2014 год

Leopard 2A7 является новейшей строчкой в описи танков немецкой армии и останется стандартным вариантом Leopard 2 следующие несколько лет. Танк не новый, представляет собой модернизированный вариант Leopard 2. Для первой партии были взяты танки Leopard 2A6 из наличия голландской армии. Это довольно странная схема, поскольку в 2007 году Германия взяла в аренду 20 танков Leopard 2A6M у Канады. Вместо того чтобы вернуть танки и заменить их новыми, Канада купила 20 подержанных танков Leopard 2A6NL у Нидерландов и передала их Германии. Эти танки были доработаны до стандарта А6М, а позднее для стандарта А7. Танки были переданы армии в конце 2014 года и в начале 2015 года. 19 машин Leopard 2A7 будут эксплуатироваться в армии, а одна подвергнется дальнейшим модернизациям и оценкам.

Кроме 20 машин немецкое министерство обороны решило модернизировать все действующие танки Leopard 2 до стандарта А7 и добавить еще 103 танка. Из них 44 будут переданы в действующие батальоны, 56 останутся на полигонах и в танковых школах и 8 будут использованы для дальнейшей оценки. В конечном счете, общее количество танков стандарта А7 составит 328 машин.

В танк Leopard 2A7 внедрены несколько новых систем, некоторые из них довольно уникальны. Прежде всего, процесс стандартизации «А7» заключается в приведении к стандарту Leopard 2A6M. Он включает замену старых установок дымовых гранат, обновление радиосистем, новое сиденье водителя, броневые листы на днище и перевод всех табличек.

Самым важным изменением, проводимым на танке Leopard 2A7, является интеграция информационно-управляющей системы IFIS (Integriertes Fuhrungs- und Informationssystem - Integrated Command and Information System). Система позволяет осуществлять обмен цифровыми данными между танками одного подразделения, а также повысить уровень ситуационной осведомленности внутри танка. В состав системы входит дисплей вывода тактических данных и информации о маршруте движения. IFIS идет в двух вариантах. Полная версия предназначена для командиров взводов и рот, а также их заместителей.

Так как эти танки несут более высокую командую ответственность, места командира, заряжающего и водителя оборудованы цифровыми дисплеями. У командира и водителя дисплеи заменяют обычные панели управления. Большие цветные дисплеи показывают состояние танка, картографические данные или сообщения. Ни одно из рабочих мест не оборудовано собственной клавиатурой. Вариант системы IFIS для остальных военнослужащих роты предусматривает дисплеи только для водителя и командира. Глядя на коммерческую стоимость сравнимых по функциональности информационных систем, подобная конфигурация не совсем обоснована.

Так как IFIS позволяет передавать цифровые данные, Leopard 2A7 будет оборудован тремя радиостанциями, одна из которых предназначена только для передачи данных. Старые антенны будут заменены современными антеннами Comrod.

В танке А7 установлена новая система внутренней связи SOTAS-IP. Она используется для связи между членами экипажа внутри танка. Но в ее состав входит также интерфейс связи (телефон) в корме танка для связи с поддерживающей пехотой. Внешний интерфейс позволяет вести обмен данными и речевыми сообщениями. Подобная система также установлена на машинах Puma и Boxer.

Если прицел командира PERI R17 А2 был установлен относительно недавно на танке Leopard 2A5, то вариант А7 уже получил его новую версию. В состав нового прицела PERI R17 A3 входит совершенно новый тепловизор ATTICA с более высоким разрешением и дальностью обнаружения.

К сожалению, тепловизор наводчика не был модернизирован, в то время как прицел командира полностью цифровой и модульный. Монитор наводчика, выводящий изображения с прицела, до сих пор представляет собой электронно-лучевую трубку. Замена тепловизора потребовал бы полной переработки прицела. Появился бы шанс избавиться от некоторых устаревших конструкций и получить новые функции. Но, по всей видимости, высокая стоимость замены не позволила обновить прицел.

Небольшим, но очень важным усовершенствованием, реализованным в танке, стало введение в боекомплект нового дополнительного боеприпаса. Старый универсальный снаряд в будущем будет снят с вооружения. На его место придет новый программируемый осколочно-фугасный снаряд DM11. У заряжающего теперь установлен дополнительный блок управления, который позволяет программировать взрыватель. Имеются три режима детонации: точечная детонация, с задержкой и воздушный подрыв. Программирование взрывателя происходит в зарядной каморе автоматически. Максимальная дальность действия снаряда составляет 5000 метров. Но без усовершенствованной СУО танк Leopard 2 сможет обстреливать этим снарядом цели только на дистанциях до 4000 метров.

Leopard 2A7 станет первым танком, в боекомплект которого войдут новые осколочно-фугасные снаряды. По истечении запасов снаряда DM12 ожидается, что танки Leopard 2A6 и А6М рано или поздно также получат новый снаряд.

Наконец, в танках Leopard 2A7 немецкой армии установлены кондиционер и вспомогательная силовая установка. ВСУ установлена в правой надгусеничной полке, а система кондиционирования в кормовой нише башни. ВСУ позволяет работать системам танка при заглушённом основном двигателе, включая приводы башни и вооружения, прицелы, стабилизацию и кондиционирование.

Вооружение танка Leopard 2A7 не подверглось модернизации. Но зато танк теперь оборудован камуфляжной системой Barracuda.

Вариант Leopard 2A7 с камуфляжной системой Barracuda

Leopard 2A8

Сразу после развертывания варианта Leopard 2A7 компания Krauss-Maffei Wegmann начала работу над следующим эволюционным вариантом Leopard 2. На этот раз акцент делается на прицельных системах и подвижности.

Наконец-то, и теперь уже действительно своевременно, основной прицел наводчика становится главной темой. Хотя идут разговоры, что модернизация затронет только тепловизор, но, скорее всего, будет обновлен весь прицел. Ожидается, что наводчик будет оснащен новейшим тепловизионным прицелом. Он позволит захватывать как изображения, так и видео. Дневной прицел должен иметь разное увеличение и при чем существенно большее, чем у нынешнего прицела. Это позволит увеличить дальнобойность 120-мм пушки ведущей огонь бронебойными оперенными подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами.

Предыдущие модернизации танка Leopard 2 добавили лишнюю массу, которая негативно повлияла на общую подвижность танка. У Leopard 2A8, по всей видимости, это будет исправлено в определенной мере. Изменения затронут три системы. Во-первых, трансмиссию, в которой будут изменены наборы зубчатых колес низших передач. Второе - новые бортовые редукторы. Оба изменения должны уменьшить трение и повысить крутящий момент, особенно на низших передачах. В результате конструкторы рассчитывают достичь ходовых качеств варианта А4.

И третье, так как увеличенная масса и больший крутящий момент существенно повысят нагрузку на гусеницы, то они будут заменены гусеницами новой конструкции наряду с новыми ведущими колесами.

Поскольку танк Leopard 2A7 был развернут совсем недавно, то не стоит ожидать вариант А8 ранее 2018 или 2019 года.

Leopard 2A4 Evolution

Первое появление: 2008 год

Модель Leopard 2A4 Evolution была разработана компанией IBD. В основном упор здесь был сделан на повышение уровня активной и пассивной защиты танка Leopard 2A4. Главная цель заключалась в использовании доступных технологий, которые бы минимизировали стоимость разработки и закупки. Этот вариант базируется на обычном танке Leopard 2A4, но имеет весьма заметные улучшения в области бронирования. Для передней части и бортов корпуса и башни использовано несколько типов модулей. Кроме того, танк получил дополнительную противоминную защиту днища и защиту крыши башни от атак сверху. По бортам и в корме установили решетчатые экраны, которые заставляют детонировать атакующие снаряды еще до встречи с основной броней. Наконец, танк также оборудован комплексом активной защиты AMAP-ADS. Он обнаруживает атакующие снаряды и перехватывает их при подлете к танку.

Leopard 2A4 Evolution представляет собой очень интересную концепцию, предоставляющую неплохую защиту за минимальную стоимость. Это также означает, что танки могут быть усовершенствованы в сжатые сроки до необходимого уровня. Масса полного комплекта составляет чуть менее 5 тонн, комплекты для башни добавят еще 2 или 3 тонны. Так как большая часть массы добавлена на переднюю часть машины, то центр тяжести сместился. Ни подвеска, ни силовой блок танка не были доработаны, а это приводит к более интенсивному износу и ухудшению подвижности. Поскольку акцент в разработке был сделан только на повышении уровня защиты, стоит спросить, почему прицел наводчика не был перенесен. Он остался на том же месте и являет собой прекрасное уязвимое отверстие в передней части башни.

В общем, повышение защиты танка - это отличное дело. Но стоит подумать, правильная ли Leopard 2 машина. Если танк используется в сценарии, где поможет только максимальная защита, наверное нужно поискать альтернативу.

МВТ Revolution

Первое появление: 2008 год

МВТ Revolution представляет собой модернизационный комплект, в настоящее время предлагаемый компанией Rhemmetall Defence для танка Leopard 2. Он напоминает вариант Leopard 2A4 Evolution, поскольку на нем установлен такой же комплект баллистической защиты. Но модернизация этим не ограничивается. МВТ Revolution оборудован системой постановки дымовой завесы ROSY (Rapid Obscuring System). Она состоит из четырех гранатометных установок, установленных по углам башни. Система, в состав которой входят лазерные детекторы, способна ставить дымовые завесы разного размера максимально быстро. Она активируется либо автоматически при определении лазерного луча дальномера или подсветки цели, либо контролируется экипажем. Система ROSY способна создавать дымовое облако в непосредственной близости от машины и расширять его по мере движения танка.

Больше изменений можно найти внутри танка. Компания Rheinmetall предлагает полностью переработанный интерьер, включая электропривод башни и цифровую СУО. У заказчиков есть выбор - оставить существующие прицелы и органы управления или заменить их новыми. Причем последнее настоятельно рекомендуется. Цифровая электроника башни также позволяет интегрировать новую систему боевого управления, включая беспроводную передачу данных.

Новой особенностью, ранее обсуждавшейся только для американского танка М1А2 SEP, является использование танка для реального обучения. Комплект МВТ Revolution позволяет танку быть частью учебных подразделений, когда цели и информация о них могут выводиться прямо в прицел (функция дополненной реальности). Это позволило бы экипажам танков обучаться на реальном оборудовании и не использовать тренажеры. Учебные задачи могут запускаться на статичном дисплее или даже динамически на учебном полигоне.

Место командира танка МВТ Revolution оборудовано новым прицелом SEOSS (Stabilized Electro-Optical Sight System - стабилизированная оптико-электронная прицельная система). Прицел стабилизирован, имеет дневной канал и тепловизор Saphir. Прицел получает цифровые данные от всех сенсоров и может подсоединяться к цифровым системам танка. Одной из интересных особенностей SEOSS является встроенная система управления огнем. Она позволяет полностью контролировать либо основное вооружение танка, либо дистанционно управляемый боевой модуль. Теоретически, эта система в будущем может позволить использовать системы вооружения, непосредственно не входящие в состав танка.

Сенсорный комплект имеет в своем составе так называемую систему ситуационной осведомленности. Она состоит из нескольких дневных и ночных камер, размещенных вокруг танка Они позволяют вести наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от танка.

Как уже было сказано, танк также оборудован дистанционно управляемым боевым модулем, установленным на крыше башни. Он управляется командиром и может принять несколько моделей пулеметов. Также к новому оборудованию относятся система кондиционирования и вспомогательная силовая установка.

МВТ Revolution на данный момент является самым заслуживающим внимания вариантом танка Leopard 2. Есть, конечно, вопросы к дополнительному бронированию, поскольку за ним «тянутся» недостатки, описанные для Leopard 2А2 Evolution. Сильным доводом в пользу этого варианта являются цифровая башня и новый прицел командира. Они значительно повышают боевые качества танка при работе в дневное время. ВСУ и кондиционирование также вполне уместны.

Пока ни один заказчик не заинтересовался подобной модернизацией. Если закрыть глаза на дополнительное бронирование, вариант МВТ Revolution танка Leopard 2 - это то, о чем можно только мечтать!

МВТ Evolution

Первое появление: 2014 год

МВТ Evolution – это еще один изумруд в ряду Leopard 2A4 Evolution и МВТ Revolution. В то время как первый продемонстрировал новый комплект защиты, а второй новую систему управления огнем для командира, вариант МВТ Evolution нацелен на практическую демонстрацию комплекта бронирования. Этот танк был представлен на выставке Eurosatory 2014 со своей новой защитой и системой постановки дымовой завесы ROSY.

Вариант МВТ Evolution на выставке Eurosatory 2014

Продолжение следует...

topwar.ru

Танк Леопард-2 - характеристики

Немецкий основной боевой танк Леопард-2 многими экспертами считается лучшим в мире, ведь он имеет совершенную систему управления огнём, отличное орудие, прочную броню и, несмотря на свой вес, достигающий 70 тонн, способен разгоняться до 72 км/час и тормозить за несколько секунд.

Будучи принятым на вооружение ФРГ в 1979 году, отлично себя зарекомендовал и позже начал поставляться в другие страны.

Леопард-2 буквально захватил танковый рынок в Европе. Лишь Англию, Италию и Францию, разработавших свои ОБТ, обошла его популярность.

Интересно, что периодически он назывался "Euro Leopard", а, после распространения не только в странах Европы, " Global-Leopard ".

Танк Леопард-2

Создание

Танк Леопард-2

Как и американский Абрамс, Леопард-2 обязан своим появлением совместному проекту США и западной Германии по созданию принципиально нового ОБТ МВТ-70, точнее, провалу этого проекта.

В 1969 году, после понимания того, что придётся создавать собственный танк, появился KPz-70 Кайлер, некоторыми техническими решениями напоминавший МВТ-70, а в 1970 году немецкие инженеры окончательно занялись созданием полностью немецкого ОБТ.

Они параллельно разрабатывали две версии - с традиционным вооружением Леопард-2К и с противотанковыми ракетами - Леопард-2FK, также тестировались различные системы управления огнём, узлы ходовой части, орудия и гидропневматическая подвеска.

В 1971 году проект был утверждён, а в 1973 году были изготовлены первые Леопард-2К, также между США и ФРГ появилось соглашение о стандартизации, предусматривающее унификацию вооружения и многих других систем.

По этой причине появился новый вариант с многослойным бронированием, который в 1976 году опередил американский ХМ1 по запасу хода и ремонтопригодности, но уступил по точности стрельбы на сравнительных испытаниях.

В 1977 году Бундесвер разместил заказ на производство, а первая серийная машина появилась 25 октября 1979 года и вскоре попала в датскую армию, отказавшуюся от М1 Абрамс из-за высокой цены.

Позже, в 1983 году покупателем стала Швейцария, её примеру последовали и другие страны.

Производство закончилось в 1987 году, но уже в 1988 году поступил заказ на 250 танков новой модификации Леопард-2А4.

В 1990 году производство закончилось, но сам танк постоянно получает новые модификации, последняя из которых, Леопард-2А7+ считается лучшим в мире ОБТ.

Корпус

Танк Леопард-2

Сварной корпус выполнен по классической схеме с отделением управлении спереди, моторно-трансмиссионным сзади и боевым между ними.

Водитель смещён вправо и располагается сидя, несмотря на сильный наклон верхнего листа брони в 81° и имеет свой люк с тремя перископическими приборами наблюдения перед ним.

Предусмотрена подача очищенного воздуха с избыточным давлением для защиты от ОМП и автоматическая система пожаротушения с оптическими датчиками и термочувствительным кабелем.

Леопард-2 оснащён комбинированной бронёй Чобхэм. Также предусмотрены крепления на верхнем лобовом листе для дополнительной брони, а борта защищены многослойными противокумулятивными экранами, которые можно снимать перед транспортировкой.

Защита лобовой плоскости корпуса у Леопард-2А4 составляет 640 мм брони, а, начиная с Леопард-2А5, появились дополнительные броневые модули, защищающие лоб танка, благодаря которым защита возросла ещё больше.

Недостатком немецкого ОБТ всегда была слабая защита днища корпуса, составляющая всего 20-60 мм. При подрывах машины на минах у водителя практически не оставалось шансов выжить.

Поэтому на Леопард-2А4М и Леопард-2А6М появилась накладная бронеплита, устанавливаемая на днище танка.

Также стоит упомянуть про новейшую модификацию Леопард-2А7+, получившую накладные модульные элементы на весь лоб и первые две трети борта, призванные защитить его от гранатомётов, противотанковых ракет и прочего оружия.

Башня

Танк Леопард-2

Башня также сварная, в ней размещается три члена экипажа - командир и наводчик справа от пушки, а заряжающий с другой стороны.

На крыше расположена командирская башенка, вокруг её люка шесть призменных приборов, дающие экипажу круговой обзор и вышибные панели над нишей для боекомплекта.

Башню защищает композитная броня толщиной 860 мм справа и 660 слева, из-за командирского прибора наблюдения EMES-1 прямо в ней. Боковые листы башни имеют толщину 310 мм и расположены под углом 30°.

Начиная с версии 2А5 модульная броня появилась не только на корпусе, но ещё и на башне. Вообще, во время модификации танка большое внимание уделяется совершенствованию защиты и устранению её слабых мест.

Из-за постоянного увеличения веса башни её электрогидравлический привод был заменён на электрический, что повысило пожаробезопасность и снизило уровень шума.

Вооружение

Танк Леопард-2

Гладкоствольная пушка Rh-120 L/44 или Rh-120 L/55 калибра 120 мм и разработанная фирмой Рейнметалл, используется в качестве основного вооружения. Она имеет два симметричных противооткатных тормоза для повышения точности стрельбы и быстроразъёмное соединение ствола с казенником, что позволяет быстро и легко производить ремонт.

Изначально длина пушки составляла 44 калибра, а, начиная с модификации 2А6 её увеличили до 55. Это позволило довести начальную скорость снаряда до 1750 м/с.

Орудие имеет ручное заряжание и боекомплект в 42 унитарных выстрела, 15 из которых расположено в кормовой нише башни за перегородкой, а остальные 27 в боеукладке слева от места водителя.

В качестве вспомогательного вооружения имеются пулемёты MG3 калибра 7,62 мм. Один из них спарен с пушкой, а второй используется как зенитный и управляется заряжающим. Они имеют общий боекомплект в размере 4750 патронов.

2А7+ получил боевой модуль FLW200 с пулемётом калибра 12,7 мм и дистанционным управлением, а также 76мм дымовые гранатомёты. Кстати, предыдущие модификации имели по 8 дымовых гранатомётов с каждой из сторон башни.

Система управления огнём танка весьма совершенна, благодаря тепловизионному каналу позволяет вести стрельбу в ночных условиях, имеет стабилизацию и дублирование каналов управления.

Её электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает все параметры окружающей среды и состояния танка, экипажу остаётся лишь ввести поправки на тип выстрела и температуру заряда.

Двигатель и трансмиссия

Танк Леопард-2

Немецкий ОБТ славится своей подвижностью - огромный вес не мешает ему разгоняться до 72 км/час, разворачиваться на месте за 10 секунд и мгновенно тормозить при необходимости.

В этом ему помогают дизельный четырёхтактный двигатель вместе с гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач, установленные в одном блоке, что ускоряет их замену.

Двигатель MB 873 Ка-501 имеет V-образный блок из 12 цилиндров, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Его мощность составляет 1500 л.с.

Леопард-2А7+ получил вспомогательную силовую установку, питающую все системы танка без запуска основного двигателя, что позволяет снизить заметность, сэкономить моторесурс и топливо.

Гидромеханическая трансмиссия HSWL-354/3 позволяет регулировать свою производительность с помощью поворота штурвала и обеспечивает плавное изменение радиуса поворота танка.

Планетарная коробка передач имеет 4 ступени с автоматическим переключением, а реверс осуществляется с помощью фрикционных элементов. Такая конструкция позволяет включать задний ход во время движения вперёд со скоростью не более 8 км/час.

На танке установлены дисковые тормоза, версия 2А7+ получила командирский тормоз, позволяющий по желанию командира мгновенно остановить танк.

Ходовая часть

Танк Леопард-2

При разработке танка тестировалась гидропневматическая подвеска, но от неё отказались в пользу более привычной индивидуальной торсионной подвески.

Зато применили фрикционные амортизаторы , разработанные специально для Леопард-2. Они сильно зависят от температуры окружающей среды и износа, однако обеспечивают ход катка в 526 мм.

Спереди на каждой из сторон находятся направляющее колёсо, за ним 7 опорных катков диаметром 700 мм, 4 поддерживающих, расположенных в шахматном порядке, и ведущее со съемными зубчатыми венцами.

Модификации

Танк Леопард-2

На базе танка создавались машины для разных задач, например БРЭМ, эвакуатор, тренажёр и опытный Леопард-2-140 со 140 мм пушкой.

Сам Леопард-2 получил множество версий, причём у почти каждой из них увеличивалась защита и, как следствие, вес от 50 до 70 тонн.

Самая первая серия получила название А0 и производилась до марта 1982 года, позже появлялись А1, А2 и А3, постепенно получавшие улучшения в виде тепловизора, лучшей боеукладки, приборов наблюдения и электроники.

Леопард-2А4 стал самой популярной версией немецкого танка, получил цифровую систему управления огнём, новую башню, систему пожаротушения и снаряды. Все старые модификации улучшались до этого уровня, в том числе стоящие на вооружении других стран.

В 1993 году появился Леопард-2А5, получивший модульную клиновидную броню, придавшую узнаваемый вид танку, усовершенствованные приборы наблюдения, GPS, доработанную тормозную систему и противоосколочный подбой.

Леопард-2А6 получил новую пушку увеличенной длины, электрический привод башни, её усиленную броню и бронеплиту, защищающую днище танка от мин и прочих взрывных устройств.

Наконец, в 2010 году, был представлен Леопард-2А7+, получивший усиленную защиту, улучшенную систему управления огнём, командирский тормоз, модуль дополнительного вооружения, вспомогательную силовую установку и "цифровую башню".

Она предполагает полную замену базовых систем и их замену на цифровые, связанные между собой одной сетью. Это позволяет значительно повысить эффективность как танка, так и работы его экипажа, а также позволяет проводить различные тренировки, симулируя любые условия.

Боевое применение

Танк Леопард-2

Повоевать он тоже успел, пусть и совсем немного, в ноябре 2007 года в Афганистане. Несколько таких машин подорвались на самодельных взрывных устройствах, все экипажи остались в живых за исключением одного механика-водителя. После этих случаев на очередной модификации Леопард-2 появилась дополнительная защита днища корпуса.

Война в Сирии, в которой участвуют турецкие Леопард 2А4, стала настоящей проверкой для немецкой машины. Мало того, что в сети стали появляться многочисленные кадры полностью уничтоженных Лео, так ещё и любимый многими тезиз об удачном расположении боекомплекта оказался под сомнением.

В сети часто можно встретить мнение, что Т-72 и Т-90 имеют очень уязвимый боекомплект, который отправляет башню в воздух при повреждении. А вот западные танки подобному не подвержены, благодаря другому размещению снарядов и вышибным панелям. Однако, фотографии Леопардов без башни, ставят под сомнение эту теорию.

Разумеется, стоит учитывать тот факт, что Турция использует устаревшую модификацию А4, но более современные модификации в активных боевых действиях не отметились.

Эпилог

Танк Леопард-2

Основной боевой танк Леопард-2 уже много лет остаётся одним из лучших и заслуженно завоевал рынки многих стран мирным путём.

Учитывая совокупность характеристик немецкого ОБТ можно с уверенностью сказать, что Леопард-2 оказался достойным продолжателем семейства кошачьих, став не только передовым в своё время как Пантера и Тигр, но ещё надёжным и массовым.

tanksdb.ru

Танк Leopard 2A7+ » Военное обозрение

Впервые этот танк был показан на выставке Eurosatory 2010 года немецкой компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW).

Обновленный танк оптимизирован к использованию как в обычных боевых операциях, так и для действий в условиях города.

Leopard 2А7+ является модернизацией Leopard 2A6, вооруженного 120-мм гладкоствольной пушкой Rheinmetall с длиной ствола 55 калибров. Существует также возможность обновления варианта Leopard 2A4/Leopard 2A5 с короткой 120-мм пушкой (длина ствола 44 калибра) до последнего стандарта Leopard 2А7+.

KMW на выставке сообщил, что Leopard 2А7+ представляет собой модульный пакет обновления, который может быть оптимизирован с учетом конкретных потребностей пользователей. Версия, показанная на Eurosatory - это верхний уровень Leopard 2А7+, в котором применены все возможности модернизации, в результате чего боевой вес танка составляет около 67 тонн.

Пакет модернизации включает в себя установку на крыше башни боевого модуля с дистанционным управлением KMW FLW 200 с пулеметом калибра 12,7 мм, а также 76-мм гранатометом. Для повышения живучести (особенно от РПГ) была установлена дополнительная пассивная броня по фронтальной дуге, а также вдоль бортов корпуса и башни. Вместе с основными доработками изменений корпуса и башни устанавливается дополнительное бронирование на днище корпуса. Ситуационная осведомленность обеспечивается за счет полного обзора на 360 градусов для всех членов экипажа - командира, наводчика и водителя, через улучшенные тепловизионные камеры.

Для улучшения условия обитания при высоких температурах в кормовой части башни установлена система кондиционирования воздуха. Для обеспечения питания бортового оборудования на стоянке в правой задней части корпуса была установлена вспомогательная силовая установка увеличенной мощности. В задней части корпуса оборудовано место подключения пехотных телефонов. При необходимости танк может быть оборудован отвалом.

Пакет модернизации Leopard 2А7 + вместе с расширенным пакетом бронирования был разработан и испытан в тесном сотрудничестве с немецкой армией, которая, как ожидается, обновит по крайней мере часть своего флота из 225 Leopard 2A6 и 125 Leopard 2A5 до этого стандарта после решения вопроса с финансированием. В некоторых источниках упоминается о планах модернизации суммарно около 150 машин. Другие члены клуба Leopard 2 также уже проявили интерес к новинке.

"...Значительно интереснее второй проект германских танкостроителей, позиционировавшийся как революция в сфере модернизации ОБТ. Продемонстрированный на парижском салоне MBT Revolution представлял собой глубоко модернизированный Leopard 2A4. Основные направления усовершенствований, призванных превратить выпускавшийся в 1985-1992 годах танк в современную боевую машину, способную противостоять фактически всем существующим вызовам, следующие:

- кардинальное улучшение защиты, накладные элементы, покрывающие всю башню и лобовую часть корпуса, а также две трети борта (то есть боевое отделение) должны защитить танк от выстрелов гранатометов всех типов и прежде всего РПГ-7, от мин, самодельных фугасов, поражающих элементов кассетных боеприпасов, ОБПС, противотанковых ракет с оптико-электронными, инфракрасными и лазерными системами наведения;

- реализация технологии «цифровой башни», то есть внедрение в состав СУО современных средств отображения, сетевых решений и компонентов, позволяющих отслеживать перемещения своих войск и сил противника в режиме реального времени, всесуточных средств наблюдения и прицеливания, обеспечивающих экипажу фактически круговой обзор из-под брони: все это позволит танкистам сократить время реакции на ту или иную угрозу;

- улучшение характеристик СУО, чтобы танк мог поражать цели первым же выстрелом, особенно в движении;

- внедрение в конструкцию машины «командирского» тормоза, позволяющего старшему члену экипажа лично остановить танк со своего рабочего места в случае необходимости: эта функция позиционируется как весьма полезная при передвижении многотонного мастодонта по городским улицам, в значительной степени лишающая его известной неловкости слона, оказавшегося в посудной лавке;

- введение в боекомплект танка современных снарядов;

- оснащение машины современным стабилизированным дистанционно управляемым боевым модулем вспомогательного вооружения;

- использование системы связи, позволяющей экипажу обмениваться информацией с окружающей танк пехотой;

- внедрение в конструкцию вспомогательной силовой установки, которая питает электроэнергией многочисленные электронные системы без необходимости включения основного двигателя: тем самым не только экономится моторесурс, но и снижается тепловая и акустическая заметность машины;

- установка оборудования, предназначенного для включения каждого основного боевого танка в единую автоматизированную систему тылового обеспечения: это значительно упрощает и ускоряет процесс обеспечения танковых подразделений боеприпасами, горючим и другим тыловым имуществом.

Набор предлагающихся изменений более интересный, чем в случае с Leopard 2A7+. Правда, здесь нельзя не отметить две особенности, которые можно рассматривать и как недостатки: очевидно, высокая стоимость переделок и значительное увеличение массы танка, вылезающей за пределы шестидесяти тонн. Вот почему следует рассмотреть отдельные элементы модернизации по программе MBT Revolution более подробно.

Один из важнейших факторов усиления защищенности машины - разработанная фирмой Rheinmetall система постановки дымовой завесы ROSY. Она не только образует мультиспектральное дымовое облако на обнаруженном направлении облучения менее чем за 0,6 секунды, но и формирует динамическую дымовую «стену», позволяющую танку быстро уклониться от поражения в случае массового подлета противотанковых ракет.

Бортовое оборудование танка включает стабилизированную в двух плоскостях оптико-электронную систему обнаружения. В ее состав входят тепловизор, дневная камера и лазерный дальномер. Необходимые командиру и наводчику для оценки ситуации данные - цель, дальность до нее, тип боеприпаса, состояние самой системы - выводятся на дисплей в боевом отделении. На нем может отображаться как круговая панорама поля боя, так и его фрагмент, видимый через обычный прицел.

Постоянное круговое наблюдение за полем боя, снижающее нагрузку на командира и наводчика, обеспечивается системой информирования (SAS). В ее функции входят автоматическое обнаружение и отслеживание потенциальных целей. SAS состоит из четырех оптических модулей (хотя для снижения цены модификации допускается установка только двух из них) на углах башни, каждый из которых имеет три объектива с углом поля зрения 60 градусов, а также цветной камеры высокого разрешения и компонентов ночного видения. Для сокращения времени реакции экипажа на угрозу информация об обнаруженной SAS цели может немедленно передаваться в СУО, в первую очередь на дистанционный боевой модуль нового поколения Qimek, расположенный на крыше башни.

В состав боекомплекта модернизируемого танка предлагается включить новые типы боеприпасов. Помимо уже упоминавшегося осколочно-фугасного снаряда DM 11, это оперенный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном DM-53 (LKE II) длиной 570 мм, снабженный сердечником из сплава вольфрама (принят на вооружение в 1997 году), его модификация DM-53А1 и дальнейшее развитие DM 63. Два последних боеприпаса позиционируются как первые в мире ОПБС, сохраняющие постоянные баллистические характеристики вне зависимости от температуры окружающего воздуха. По заявлению разработчика, снаряды оптимизированы специально для пробивания «двойной» реактивной брони и способны поражать в лоб все типы современных танков. Этими бронебойными боеприпасами можно вести огонь из 120-мм гладкоствольных орудий фирмы Rheinmetall с длиной ствола как 44, так и 55 калибров.

Комплекс бортового оборудования танка интегрирован в АСУ тактического звена INIOCHOS, разработанную все той же компанией Rheinmetall и позволяющую распространять информацию от командира бригады до отдельного военнослужащего или боевой машины. Эту систему используют в вооруженных силах Греции, Испании, Швеции и Венгрии. Все они, за исключением ВС последней, имеют в своих арсеналах и различные модификации Leopard 2.Таким образом, модернизация танка, проведенная по проекту MBT Revolution, позволяет превратить бронированного монстра, идеология создания которого предусматривала ведение танковых битв по образу и подобию сражений Второй мировой войны, в современную машину, одинаково хорошо подготовленную как для боев с танками противника, так и с партизанскими формированиями, обладающими лишь мобильными противотанковыми средствами. Новейшие разработки в области электроники, оптики, связи дают экипажу вместо весьма ограниченных по углу зрения и дальности отрывочных «картинок» в перископах и прицелах полную панораму окружающего пространства, отображающую местоположение противника и маневры своего подразделения. Концепция цифровой башни фактически помогает экипажу смотреть сквозь броню. А ведь именно это свойство является одним из наиболее важных при создании танка нового поколения с необитаемой башней и бронекапсулой для экипажа, каким задумывался отечественный Т-95".

Характеристики

Масса, кг 67500Длина, мм 10970Ширина, мм 4000Высота, мм 2640Мощность двигателя, л.с. 1500Максимальная скорость по шоссе, км/ч 72Запас хода по шоссе, км 450Калибр основного орудия, мм 120Длина ствола, калибров 55

topwar.ru

Западногерманский танк «Леопард» 2K

В системе милитаристских мероприятий, проводимых в странах агрессивного блока НАТО, большое внимание уделяется повышению боевой эффективности бронетанковой техники, и в первую очередь основных боевых танков. Среди капиталистических государств ведущее место в области разработки новых боевых танков занимает ФРГ. Наращивая мощь бундесвера, западногерманское командование форсирует работы по созданию танка «Леопард» 2К (см. цветную вклейку). Такими танками планируется заменить в конце 70-х годов устаревшие американские танки М48А2, находящиеся на вооружении сухопутных сил ФРГ.

Корпус и башня танка Леопард» 2К (см. рисунок) имеют многослойное разнесённое бронирование с большими конструктивными углами наклона. В качестве основного вооружения предполагается использовать гладкоствольные пушки калибров 120- или 105-мм.

Силуэты западногерманского танка «Леопард» 2К со 120-мм гладкоствольной пушкой

В 120-мм гладкоствольной пушке применён клиновой (вертикальный) затвор и механизм облегчения заряжания с гидравлическим приводом. Последний поднимает выстрел с помощью лотка на уровень затвора, после чего заряжающий досылает выстрел в зарядную камору. В боекомплект входит 41 унитарный выстрел с оперенными подкалиберными, многоцелевыми (кумулятивными и осколочными) и дымовыми снарядами. Гильзы выстрелов частично сгорающие, со стальным поддоном.

105-мм гладкоствольная пушка также имеет унитарное заряжание. Её ствол, казённик с затвором и противооткатные устройства такие же, как и у 105-мм нарезной пушки, установленной на танках Леопард» 1. Как сообщалось в западногерманской печати, командование сухопутных сил ФРГ планирует перевооружить все танки Леопард» 1 105-мм гладкоствольной пушкой, если будут получены положительные результаты на проходящих войсковых испытаниях. Боекомплект 105-мм гладкоствольной пушки насчитывает 50 унитарных выстрелов. В него входят оперенные подкалиберные, оперенные кумулятивные, дымовые и осветительные снаряды.

По мнении командования бундесвера, основным вооружением танка, вероятно, будет 120-мм гладкоствольная пушка.

Вспомогательное вооружение танка Леопард» 2К — два 7,62-мм пулемёта (спаренный с пушкой и зенитный). Спаренный пулемёт снабжен эжектором для удаления пороховых газов из боевого отделения. Для самообороны на крыше башни танка установлен гранатомёт, обеспечиваюший круговой обстрел. Его разрывная граната содержит 2800 стальных шариков диаметром 4 мм, которые при взрыве разлетаются на 50 м. Заряжается гранатомёт из башни. Кроме того, на бортах башни установлены восемь 80-мм ракетниц для постановки дымовых завес.

Система управления огнём танка «Леопард» 2К состоит из электрогидравлических стабилизаторов вооружения в двух плоскостях наведения, электронного баллистического вычислителя FLER-H, комбинированного стереоскопического прицел-дальномера EMES-12 с лазерной частью, телескопического прицела FERO-Z12 и бесподсветочных ИК прицелов и приборов наблюдения. Система может использоваться наводчиком и командиром танка. Для командира предусмотрен также панорамный перископический прицел со стабилизированной линией прицеливания.

С помощью баллистического вычислителя FLER-H автоматически определяются углы прицеливания и упреждения в зависимости от выбранного типа снарядов, дальности до цели, углов места цели и наклона оси цапф пушки, метеорологических условий, а также скорости движения цели и движения танка. Управляет баллистическим вычислителем наводчик.

Прицел-дальномер EMES-12 обеспечивает определение дальности до цели лучом лазера с точностью ±5 м. Стереоскопическая часть прицел-дальномера, кроме измерения дальности, позволяет также контролировать дальность, измеренную лазером, так как последний может допустить ошибку за счет отражённых сигналов.

Для ведения боевых действий в ночных условиях танк снабжен пассивным тепловизионным прицелом со стабилизированной линией прицеливания, который расположен в корме башни. Для подсветки целей используется прожектор с переключением на ИК и белый свет. Он находится в корме башни, а на время работы выдвигается с помощью дистанционного привода.

Двигатель танка 12-цилиндровый многотопливный жидкостного охлаждения с двумя турбонагнетателями. Его мощность 1500 л.с. Система охлаждения двигателя состоит из двух кольцеобразных радиаторов, внутри которых имеются центробежные вентиляторы. Источниками электроэнергии служат два генератора, один из которых (мощностью 20 кВт) приводится в действие от основного двигателя, а другой (мощностью 9 кВт) — от вспомогательного. Шесть свинцово-кислотных аккумуляторных батарей общей емкостью 300 А*ч снабжены электроподогревом.

Трансмиссия танка (HSWL-354/3) гидромеханическая, в неё входят гидротрансформатор, планетарная коробка передач и бесступенчатый механизм поворота с гидрообъёмным приводом. Коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и две передачи заднего хода; селектор выбирает передачи в режиме автоматического переключения. Картер трансмиссии соединен с двигателем в один блок. Оба агрегата и систему охлаждения можно демонтировать за 30 мин. Конструкция трансмиссии HSWL-354/3 позволяет танку двигаться по дорогам с твёрдым покрытием со скоростью до 70 км/ч, а на пересечённой местности до 50 км/ч. Гидродинамический тормоз-замедлитель обеспечивает плавную остановку за 3,0 с (при максимальной скорости). Вокруг оси танк разворачивается за 10 с.

Подвеска танка торсионная с пятью дисковыми фрикционными амортизаторами на каждую сторону. Гусеницы резинометаллические со съёмными резиновыми подушками. Диски опорных катков выполнены из алюминиевого сплава. Удельное давление на грунт 0,83 кг/кв.см.

Для защиты экипажа от оружия массового поражения в танке имеется фильтро-вентиляционная установка и система противодавления. Танк оснащён противопожарным оборудованием, автономным обогревателем и теплообменником, включённым в систему охлаждения, а также оборудованием для подводного вождения.

Военные специалисты ФРГ продолжают усовершенствование танка «Леопард» 2К. Как указывалось в западногерманской печати, эти работы приобрели особенно важное значение после того, как США дали согласие на участие в 1976 году танка «Леопард» 2К в конкурсных испытаниях для сравнения его с опытными образцами американского танка ХМ1. Предоставляемый на испытания образец танка «Леопард» 2К должен быть доработан согласно требованиям командования США. При этом, в частности, планируется усилить бронирование, упростить систему управления огнём и установить американские бесподсветочные ИК прицелы и приборы наблюдения.

zvo.su


Смотрите также