ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ И ПОЛИТИКА. Двигатель м 76


ВЕРТОЛЕТ Ка-8 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW

Экспериментальный вертолёт Ка-8 ОКБ Н.И. Камова был с мотоциклетным двухцилиндровым оппозитным двигателем М-76 номинальной и взлётной мощностью в 44,8 л.с.

Этот двигатель Рыбинского моторного завода разработанный в послевоенные годы для одного из новых мотоциклов. Он, в свою очередь, создан на базе двухтактного, оппозитного двухцилиндрового двигателя воздушного охлаждения “ЛМ-8” (V=500см3, P=22л.с.) довоенной разработки для аэросаней и микросамолётов (!) (прототип – подвесной лодочный мотор “ЛМ-7”) – Моделист Конструктор №3/74г.

Н.И. Камов задумал свой первый соосный вертолет Ка-8 в 1945 г. Несущие лопасти конструкции Ка-8 «Иркутянин» раскручивал форсированный мотоциклетный мотор М-76 мощностью 44,8 л.с., установленный на сварной площадке из труб с двумя надувными цилиндрическими баллонами из прорезиненной ткани под ней, что позволяло «воздушному мотоциклу» садиться и на воду. Ка-8 имел собственную массу всего 183 кг, а полетную - 275 кг. Два соосных трехлопастных винта диаметром 5,6 м позволяли развивать скорость 80 км/ч и подниматься ввысь на 250 м. В 1947 г. было построено три таких сверхлегких одноместных вертолета. Впервые широкой публике Ка-8 показали на ежегодном авиационном празднике в Тушино в 1948 г. Летчик-испытатель М. Гуров поднял экспериментальный вертолетик с кузова грузового автомобиля, вызвав неподдельное восхищение публики.

Характеристика вертолета Ка-8:

  • Экипаж: 1
  • силовая установка: 1 x ПД М-76 мощностью 20кВт
  • диаметр несущих винтов: 5.6м
  • длина: 3.7м
  • высота: 2.5м
  • взлетный вес: 275кг
  • вес пустого: 183кг
  • максимальная скорость: 80км/ч
  • динамический потолок: 250м
  • статический потолок: 40м

    Первый вертолет Камова сверхлегкий Ка-8 представлял собой простую конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах с открытым креслом летчика. Мотоциклетный двигатель М-76 мощностью 20кВт, повышенной до 33кВт за счет использования спирта в качестве топлива, вращал в противоположных направлениях два соосных винта. Эта "фирменная" для Камова схема позволила освободить аппарат от сложностей, связанных с компенсацией реактивного вращающего момента с помощью хвостового винта.Ка-8 впервые поднялся в воздух 12 ноября 1947 года. Был представлен на воздушном параде в Тушино в 1948 году.

    Всего построено 3 экземпляра.

    Г.И.Кузнецов "ОКБ Камова" (фото и рисунок)найдено на avia.russian.ee

    Еще статья про испытания этого вертолета

  • oppozit.ru

    СМЗ М-76 - Мотомир Вячеслава Шеянова

    Мотоцикл МЛ-3

    История серпуховских мотоциклов началась в 1939 году. Конструкторский отдел стал работать над совершенствованием мотоцикла МЛЗ с двухтактным двигателем 125 см куб., мощностью 3 л.с. В программе завода, кроме мотоциклов и запчастей к ним, были запланированы: выпуск учебных разрезных моделей моторов из некондиционных и бракованных деталей, производство необходимой упаковки для изделий и ширпотреб (оконные и дверные ручки, рамки для фотокарточек, ножи для фруктов и пр.). Объем работы был небольшой. В 1940 году завод выпустил только опытную партию мотоциклов МЛЗ.В 1942 году Государственный Комитет Обороны принял решение об организации в Серпухове Ведущего конструкторского бюро по мотоциклам (ВКБ). Его костяк составили инженеры, прибывшие из Ижевска, во главе с бывшим главным конструктором Ижевского мотозавода Всеволодом Вячеславовичем Рогожиным. В 1946 году ВКБ было преобразовано в Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения (ЦКЭБ).

    М-76

    К этому времени состоялось решение Главмотовелопрома об изготовлении на Серпуховском мотозаводе новой модели мотоцикла Л-8 уже с четырехтактным верхнеклапанным двигателем, 350 куб. см, мощностью 8 л.с. На СМЗ с Ленинградского мотоциклетного завода поступила техническая документация. После соответствующей подготовки предприятие перешло на освоение новых мотоциклов марки Л-8, первая партия которых в количестве 180 штук была выпущена в июне 1941 года. Дальнейшего развития производство мотоциклов Л-8, однако, не получило. Помешала Отечественная война.

    М-76

    В октябре 1941 года основной состав людей и большинство оборудования были эвакуированы на восток. Оборудование, установленное на Ижевском машиностроительном заводе, использовалось для производства оборонной техники. Здесь осталась часть работников, а другая часть с документацией для производства мотоциклов была направлена в Тюмень, куда в то же время прибыли люди с Таганрогского инструментального завода, а также оборудование и оснастка для выпуска мотоциклов АМ-600.

    ТИЗ-АМ-600 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

    Серпуховский завод начал восстанавливаться после разгрома немецкой армии под Москвой. По направлению Министерства автопромышленности в Серпухов приехали специалисты: В.В. Рогожин, С.Ю. Иваницкий, Н.И. Салехов, К.И. Матюшин, имея правительственное задание наладить ремонт трофейных мотоциклов.

    СМЗ являлся единственным заводом по ремонту трофейных мотоциклов. Чем стремительней наступала Советская Армия, тем больше прибывало трофеев. Во время Сталинградской кампании железнодорожная станция Серпухов-II была буквально завалена искалеченными немецкими мотоциклами. На заводе их спешно восстанавливали и направляли обратно на фронт уже против немцев.Потом, наряду с трофеями, на завод стали приходить поступающие в СССР по ленд-лизу из США мотоциклы «Harley-Davidson» и «Indian»; а из Ирбита коляски для мотоциклов М-72. На заводе изготовлялись крепежные детали, посредством которых американские мотоциклы монтировались с ирбитскими колясками. Кроме того, с 1944 по 1946 год выпускались запасные части к мотоциклам АМ-600. В 1946 г. завод поступил в подчинение Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения (начальник Н.П. Сердюков) на правах опытного цеха, на СМЗ начался выпуск специальных опытных двигателей внутреннего сгорания.

    Одно из направлений работы ЦКЭБ – совершенствование конструкций машин советских мотозаводов. Так, когда в 1947 году в Ирбите начали выпускать спортивный 750-кубовый мотоцикл М-75, в Серпухове взялись за его доводку.

    М-75 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

    М-80 из собрания «Мотомира Вячеслава Шеянова»

    На новом мотоцикле с индексом М-76 заменили чугунные цилиндры алюминиевыми, поставили новые распредвалы и сделали систему смазки с сухим картером. Степень сжатия подняли до 9 единиц, применили магнето в системе зажигания. Мощность двигателя выросла с 35 до 38 л.с., вариант для рекордных заездов (показавший скорость 206 км/ч) выдавал еще больше.

    М-76

    В системе выпуска мотоциклов М-75, М – 76, М – 75М, М-80 вместо глушителей применялись мегафоны, считалось, что они на скорости создают разрежение, что должно было способствовать лучшему очищению от отработанных газов. Такой выхлоп в сочетании с высокофорсированным оборотистым двигателем создавал чудовищный шум. Зрители такие мотоциклы называли “Адский оргАн”.

    Б. Н. Свешников на трассе

    В 1948–1949 годах в Серпухове сделали около пятидесяти таких машин под индексом М-76.

    На мотоцикле М – 76 разбился мастер спорта СССР Борис Николаевич Свешников. 21 августа 1954 года на тренировочных заездах этапа чемпионата СССР по шоссейно- кольцевым гонкам в Таллине при торможении его вынесло с трассы. Мотоцикл почти не пострадал, а гонщик, пробив своим телом каменный забор и получил травмы, не совместимые с жизнью. После этого с 1954 года участие одиночных мотоциклов класса 750 куб.см. было прекращено.

    * – Данные по результатам замера на экспонате “Мотомира Вячеслава Шеянова”.

    motos-of-war.ru

    Сборка двигателя М-75 и прочие техрешения от MrV | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW

    Поскольку все доработки которые производились и были так или иначе связаны с проектом М-75 уже разрослись до десятков и двигателем не ограничились (который кстати собран, но об этом позже), я решил потихоньку выкладывать их здесь, в этой теме. Не в блоге. Блоги вообще какие-то совсем отстраненные и живущие в параллельном мире, кроме того что иногда оттуда темы на главную попадают туда вообще кто-то заглядывает?В ход пошло все, что удалось достать, из оригинальных деталей только головки - Шланс нашел, коромысла от Р-75, цилиндры самопал, все еще надо обрабатывать, отливки kapotov, за них ему респект, очень качественно льет. Штанги, мелочи есть, надо подгонять по месту.П.С.Сергей Greyhound, вышли уже болты ГБЦ, целый год прошел, тормозишь мне весь процесс.Выслано, получено, благодарюСтарые фото для историифотка для oppozit.ruфотка для oppozit.ruфотка для oppozit.ruТеперь из нового1й пошел- Вилка.Ремонтируем практически отсутствующую резьбу в правом наконечнике. К сожалению ни тогда, ни сейчас не задумываются о том что она ЛЕВАЯ. И ее надо прочищать перед вкручиванием. Метчик нет. Заварка и метчик нет, заварка и токарный станок с планшайбой. Тоже нетфотка для oppozit.ruЗавариваем ось на которой резьба как правило оставляет желать лучшего и нарезаем ремонтную резьбу типа М18,4 Х1,5 чтоб туго входила в наконечник донор. В исходном наконечнике просто срезаем часть с резьбой и привариваем кусок от пера типа Урал-Днепр, их много, их не жалко.Зашлифовываем или оставляем на память о трудах так. Получаем отличную резьбу

    По общей конструкции вилки типа М-72. Изношенные неподвижные трубы, втулки, текущие сальники, внешние пружины, проблемы с запчастями, а зачастую и полное отсутствие вилки...Решение- надо раздобыть оригинальные подвижные трубы которые все-таки работали в масле и не слишком истертые нижним наконечником. На худой конец можно прошлифовать. Даже самодельным притиром. Резьба под ось дело десятое- см. выше. Все остальное- сальники современные через тефлоновые оправки, трубы переточенные из уральских- под диаметр 35 в моем случае внутренние пружины укороченные на 5см как и штоки, вся гидравлика от соло, втулки бронза. Я бы может оставил родную начинку, если бы она была )фотка для oppozit.ruфотка для oppozit.ru

    oppozit.ru

    СУ-76М Википедия

    СУ-76 образца 1942 года Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. История Годы разработки Годы производства Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса (верх), мм/град. Лоб корпуса (низ), мм/град. Борт корпуса, мм/град. Корма корпуса (верх), мм/град. Корма корпуса (середина), мм/град. Корма корпуса (низ), мм/град. Днище, мм Крыша корпуса, мм Лоб рубки, мм/град. Борт рубки, мм/град. Корма рубки, мм/град. Крыша рубки, мм/град. Вооружение Калибр и марка пушки Тип пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Углы ВН, град. Углы ГН, град. Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Запас хода по шоссе, км Удельная мощность, л. с./т Тип подвески Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
    СУ-76
    СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода
    САУ непосредственной поддержки
    11,2
    объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
    4
    1942
    1942—1945
    1942—1953
    14 280
    5000
    2740
    2200
    300
    стальная катаная
    25 / 60°
    35 / 30°
    15 / 0°
    10 / 20°
    15 / 0°
    15 / 30°
    7 / 81—90°
    7
    35 / 25°
    10 / 25°
    10 / 20°
    7
    76,2-мм ЗИС-3
    нарезная
    41,6
    60
    −3…+25
    ±15
    спаренные рядные6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
    2 × 70
    44
    250
    12,5
    индивидуальная, торсионная
    30
    0,6
    2,0
    0,9
     СУ-76 на Викискладе

    СУ-76 или Самоходная установка — 76-го калибра — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.

    Самоходка выполнена на базе основных и лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.

    История

    Cамоходно-артиллерийская установка поддержки СУ-76 в музее Дрездена.

    СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было преостановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.

    Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на должность Народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии ВС Союза ССР. Всего было выпущено 13672 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

    На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

    Производство СУ-76

    1942 год

    • № 38 — 25 (СУ-12)

    1943 год

    • № 38 — 583 (СУ-12), 514 (СУ-15)
    • № 40 — 210 (СУ-15)
    • ГАЗ — 601 (СУ-15)
    • Всего — 1908

    1944 год

    • № 38 — 1103
    • № 40 — 1344
    • ГАЗ — 4708
    • Всего — 7155

    1945 год

    • № 40 — 896
    • ГАЗ — 2654
    • Всего в 1-м полугодии — 3550
    • № 40 — 472
    • ГАЗ — 1170
    • Всего до ноября — 1642
    • Всего в 1945 — 5192
    • Итого — 14280[1]

    Конструкция и устройство

    СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

    СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.

    Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.

    Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.

    Варианты

    • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
    • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
    • СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
    • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

    Боевое применение

    СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее чем у танка Т-70 а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.

    Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.

    В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же, для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.

    Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76.

    СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.

    Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в арт. батареях от дивизионных и выше.

    На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

    Страны-эксплуатанты

    Сохранившиеся СУ-76

    СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава.

    Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.

    СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.

    В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.

    СУ-76 в литературе, компьютерных и мобильных играх

    • Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
    • С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».

    СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:

    Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.

    Примечания

    1. ↑ Указываемые в многочисленных источниках 14292 выпущенные машины содержат неточность: в это число включены 12 единиц ЗСУ-37, изготовленных в апреле 1945 года.
    2. ↑ полковник М. Симаков. Албания и её вооружённые силы // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1994. стр.11-13
    3. ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
    4. ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129

    Литература

    • Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (№ 04). — С. 21-26.
    • Игорь Шмелев. Самоходная артиллерия (рус.) // Техника - молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (№ 09). — С. 38-39.
    • Михаил Барятинский Самоходки. В одном строю с танками // М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
    • Смирнов Г. Рассказы об оружии // М., Детлит, 1976.
    • Чубачин А. В. СУ - 76. «Братская могила экипажа» или оружие Победы? // М.: Яуза. БТВ - Книга - Эксмо, 2009.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА СУ-76 » ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

    Вступление

    Я уже писал что популярность боевой техники не зависит от её боевых качеств и количества выпущенных образцов. Популярность дают легенды и звучное имя. А какую легенду можно сложить про артиллерийскую самоходную установку, которую сам экипаж называл сукой? Но мы, истинные патриоты, любим Россию не за то что она родина слонов и всё что произведено на её территории является лучшим в мире. Мы любим её такой какая она есть. И эта любовь подразумевает знание истории (именно истории а не легенд) вообще и военной техники в частности.

    История создания самоходной установки СУ-76

    Вообще самоходные установки создают с какой то целью. СУ-152 создали для разрушения полевых укреплений прямой наводкой. СУ-100 создали потому что не было станка для изготовления зубчатого венца большого диаметра, который позволил бы установить пушку крупного калибра на танк Т-34. А вот самоходную установку СУ-76 создали потому что создали.Создали её на базе лёгкого танка Т-70. Правда компоновку слегка изменили. У танка двигатель был в носовой части корпуса по правой стороне, водитель сидел слева. Потом шло боевое отделение. И наконец в самой корме находился бензобак. Так вот, статистика установила, что благодаря своей компоновке Т-70 с его убогой бронёй и БЕНЗИНОВЫМ двигателем горел реже чем ДИЗЕЛЬНЫЙ Т-34 у которого часть бензобаков была в боевом отделении. У СУ-76 боевое отделение оказалось в корме корпуса, а бензобак расположили под боком у водителя. Соответственно чаще водителя самоходки гибли только стрелки на штурмовиках ИЛ-2.

    Первый вариант имел крышу боевого отделения и трансмиссию, которая ломалась каждые пять минут. После долгих доработок получился вариант названный СУ-76М. Крышу боевого отделения убрали потому что не сумели сделать нормальную вентиляцию и экипаж просто угорал от пороховых газов при стрельбе. Трансмиссию и ходовую часть доработали. Всё это было уже в конце сорок третьего года.

    На фотографии пластмассовая модель, но выполненная очень точно и дающая полную информацию о внешнем виде и компоновке СУ-76М.

    Технические характеристики СУ-76

    1. 76 миллиметровая пушка ЗИС-З2. броневой короб защищающий противооткатную систему орудия 3. боевая рубка 4. заслонка амбразуры для стрельбы из личного оружия5. направляющее колесо 6. опорный каток 7. поддерживающий каток8. ведущее колесо 9. глушитель одного из двигателей 10. жалюзи 11. крышка трансмиссионного люка 12. люк фильтра предварительной очистки воздуха поступающего в двигатели13. крышка люка моторного отделения 14. крышка люка для доступа к стопору пушки по-походному15. крышка люка первого бензобака 16. крышка люка второго бензобака17. заслонка амбразуры командира18. сиденье командира19. сиденье наводчика и заряжающего (на марше) 20. стопор пушки по-походному 21. заглушка амбразуры для стрельбы из револьвера22. фара 23. крышка люка механика-водителя24. заслонка отверстия для заводной рукоятки25. казённик пушки 26. кормовая дверца27. задний фонарь28. окно для выхода воздуха

    1. крышка трансмиссионного люка 2. воздухоочистители двигателей 3. коробка передач4. главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами5. рычаги управления 6. двигатели 7. ведущее колесо8. бензобаки9. ящики с инструментами 10. кормовая дверь11. маховик поворотного механизма орудия12. маховик подъёмного механизма орудия13. панорамный прицел14. цилиндр наката орудия 15. цилиндр тормоза отката16. уравновешивающий механизм17. поперечная балка к которой крепится орудие.

    В общем по схеме всё понятно. Двигателя средней мощности в стране не было, поэтому поставили два двигателя ГАЗ-202 общей мощностью сто сорок лошадиных сил. При массе самоходной установки СУ-76М десять тонн, это давало ту самую минимально допустимую энерговооруженность в четырнадцать лошадиных сил на тонну веса. Правда работали двигатели на авиационном бензине марки Б-70, поэтому сложности со снабжением горючим были заложены в саму конструкцию самоходки.Подвеска была прогрессивная торсионная, а не тракторная как у ШЕРМАНА или свечная как у Т-34. Правда качество конструирования и исполнения было низкими, поэтому максимальная скорость эксплуатации ограничивалась тридцатью километрами в час, хотя максимальная скорость достигала сорока километров в час.Орудие взято от дивизионной пушки ЗИС-3 без всяких изменений. Его просто сняли со станины и укрепили на специальной поперечной балке. Угол наклона пять градусов вниз и двадцать пять вверх. По горизонту орудие отклонялось на пятнадцать градусов в каждую сторону. Противооткатные устройства защитили бронёй толщиной десять миллиметров. Лобовая броня была тридцать пять миллиметров и установлена наклонно. Учитывая угол наклона в шестьдесят градусов можно сказать что лобовая броня была эквивалентна вертикальной броне толщиной семьдесят миллиметров. Для боевой машины весом в десять тонн это не мало. Но немецкими противотанковыми пушками в конце сорок третьего года броня такой толщины пробивалась на любой дистанции прицельного выстрела. В остальных местах корпус имел толщину в основном семь миллиметров.В боевой рубке располагалось шестьдесят снарядов, что для такой миниатюрной самоходки достаточно много.

    Применение самоходной установки СУ-76

    Вот тут и начинаются сложности. Практически полное отсутствие серьёзного бронирования ставило СУ-76 в разряд самоходных пушек предназначенных для стрельбы с закрытых позиций. Но калибр 76 миллиметров был совершенно не эффективен для стрельбы с закрытых позиций. Что бы понять возможности этого калибра читайте статьи - ИДЕАЛЬНАЯ ДИВИЗИОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ОБРАЗЦА СОРОК ПЕРВОГО ГОДА и ЗИС-3 ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ И НИ КОМУ НЕ НУЖНАЯ?Штурмовое орудие должно иметь мощное бронирование хотя бы в лобовой проекции. Как вы помните СУ-76 имела лобовую броню всего тридцать пять миллиметров, но чаще всего применялась именно как штурмовое орудие. Соответственно и потери было огромными.Есть правда авторы, которые высказывают другое мнение.

    Согласен СУ-76 могла успешно отражать атаки ПЕХОТЫ. А вот дальше я сильно сомневаюсь. Бетонные укрепления были ей не под силу. Подавить пулемётную точку можно только прямым выстрелом, при навесной стрельбе просто снарядов не хватит. По уставу для надёжного подавления пулемётной точки при стрельбе с закрытой позиции нужно - вот лень лезть в справочник, но то что больше шестидесяти снарядов это точно. Не зря при наступлении сотни орудий ставили колесо к колесу и непрерывно стреляли по траншеям противника часа полтора а то и два. А стрелять с расстояния прямого выстрела (шестьсот метров) можно было только при отсутствии у противника противотанковых пушек.Ну а представить как СУ-76 отражает атаки тигров у меня просто воображения не хватает.Что касается высокой проходимости то она зависит не от веса системы а от УДЕЛЬНОГО давления на грунт. Я честно величину удельного давления для СУ-76 не растчитывал, но гусеницы у неё достаточно узкиеДля чего её всё таки делали? Просто после Курска стало понятно что лёгким танкам нет места в этой войне и их сняли с производства. Производственные мощности освободились и решили делать хоть что нибудь. За всю войну выпустили 11000 штук и ещё две тысячи после войны. Был вариант с зенитной пушкой. Может это и было её предназначение? Хотя я бы использовал эту самоходку как платформу для миномёта калибром сто двадцать миллиметров.

    voennoe-obozrenie.ru

    76М - это... Что такое СУ-76М?

    СУ-76 образца 1942 года История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
    СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода
    Классификация САУ непосредственной поддержки
    Боевая масса, т 11,2
    Компоновочная схема объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
    Экипаж, чел. 4
    Год(ы) производства 1942—1945
    Год(ы) эксплуатации 1943 — 1950-е
    Количество выпущенных, шт 14 292
    Основные операторы
    Длина корпуса, мм 5000
    Ширина корпуса, мм 2740
    Высота, мм 2200
    Клиренс, мм 300
    Тип брони стальная катаная
    Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60°
    Лоб корпуса (низ), мм/град. 35 / 30°
    Борт корпуса, мм/град. 15 / 0°
    Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 20°
    Корма корпуса (середина), мм/град. 15 / 0°
    Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 30°
    Днище, мм 7 / 81—90°
    Крыша корпуса, мм 7
    Лоб рубки, мм/град. 35 / 25°
    Борт рубки, мм/град. 10 / 25°
    Корма рубки, мм/град. 10 / 20°
    Крыша рубки, мм/град. 7
    Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3
    Тип пушки нарезная
    Длина ствола, калибров 51,6
    Боекомплект пушки 60
    Углы ВН, град. −3…+25
    Углы ГН, град. ±15
    Тип двигателя спаренные рядные6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
    Мощность двигателя, л.с. 2 × 70
      то же, кВт. 2 × 52
    Скорость по шоссе, км/ч 44
    Запас хода по шоссе, км 250
    Удельная мощность, л.с./т 12,5
    Тип подвески индивидуальная, торсионная
    Ширина гусеницы, мм 300
    Преодолеваемый подъём, град. 30
    Преодолеваемая стенка, м 0,6
    Ширина преодолеваемого рва, м 2,0
    Преодолеваемый брод, м 0,9

    СУ-76 — советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной Войне.

    История

    Самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена

    СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины той же по схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И.М. Зальцманом.

    Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.

    На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.

    Конструкция и устройство

    СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава

    СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины; двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.

    СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗиС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.

    Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.

    Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.

    Варианты

    • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
    • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
    • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
    • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.

    Боевое применение

    СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху, закидывания в неё гранат и попаданий осколочно-фугасных снарядов, не пробивавших броню, но убивавших, контузивших или травмировавших экипаж ударной волной при своём разрыве. Сами за себя говорят грубоватые или даже полуматерные прозвища СУ-76М «Сучка» или «Голожопый Фердинанд». Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. Поэтому были и самоходчики, буквально влюбленные в СУ-76, они её ласково называли «Жу-жу», «Сухариком», «Суворочкой» или «Коломбиной» (женский персонаж итальянской комедии дель арте). СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.

    В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Поучения для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.

    СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.

    В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953).

    Сохранившиеся СУ-76

    Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии .

    СУ-76 в компьютерных играх

    СУ-76 можно увидеть в отечественной игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory».

    Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою в других компьютерных играх часто далеко от реальности.

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru