Российский вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». Двигатель ми 28


Российский вертолет МИ-28 и его модификации

Советский Союз не сразу включился в «вертолетную гонку» и поначалу имел отставание от США, которые еще во время Корейской войны поняли выгоды использования вертолетов. Однако, в Советском Союзе очень быстро увидели преимущества использования «винтокрылых машин» в военной сфере и принялись наверстывать упущенное.

В начале 60-х годов прошлого века Миль предложил создать боевой вертолет, который мог бы доставлять бойцов на поле боя и если надо – поддерживать их огнем. На вертолет предполагалось установить мощное вооружение и создать в нем приличный десантный отсек. Так началась история создания легендарного вертолета – Ми-24, советского «летающего танка». В 1971 году несколько первых машин были переданы для летных испытаний. Этот вертолет имел множество различных модификаций, не раз был модернизирован. Он был участником многих вооруженных конфликтов и войн, прошел суровую школу Афганистана, воевал на разных континентах и в разных станах. «Летающий танк» до сих пор в строю и надежно служит в российской армии и в других армиях мира.

Но в тоже время, опыт афганской войны показал, что армии нужен новый вертолет. Ми-24 – это действительно уникальная машина, к тому же с течением времени она избавилась от мелких недоработок, но проблема была в ее концепции. Ми-24 строился по сути, как летающий БМП. Изначально задумывалось так, что вертолет может доставить десант, а потом прикрыть его. Использование вертолета в боевых действиях (особенно в Афганистане) показало, что в основном машину используют как ударный вертолет, а десантный отсек попросту не нужен. В 1975 году Министерство обороны СССР объявило конкурс на новый ударный вертолет. В нем приняли участие бюро Камова и Миля. Военным нужен был аналог американского вертолета AH-1 Кобра.

К тому же советских стратегов интересовал еще один момент – возможность применения вертолетов против вражеской бронетехники. Пару лет до начала конкурса случился один эпизод, который произвел на советских военных неизгладимое впечатление. В октябре 1973 года восемнадцать израильских вертолетов АН-1 Кобра уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом не единой машины. Так что советским конструкторам была поставлена задача, научить новый вертолет бороться с танками.

Конструкторское бюро Камова предложило на конкурсе одноместный Ка-50, который позже стал знаменитой «Черной акулой», а бюро Миля пошло по более простому и дешевому пути. Был еще раз переработан вертолет Ми-8. На нем полностью ликвидировали грузовой отсек, до неузнаваемости изменили носовую часть вертолета, в кабине так и осталось два члена экипажа. На вертолет была установлена новая, более мощная пушка и более совершенная система управления огнем.

В середине 80-х, после многочисленных испытаний, конкурс на создание ударного вертолета выиграл Ка-50. А Ми-28 принялись переделывать согласно пожеланиям заказчика. Новый вертолет, получивший наименование Ми-28А, показали в 1988 на выставке в Ле-Бурже. Но потом СССР распался, и на время всем стало не до вертолетов. Ми-28 был принят на вооружение в 1995 году, а уже в 1996 году появился Ми-28 Н – первый в России вертолет, который мог действовать в любое время суток и при любой погоде. За это ударный вертолет Ми 28 Н получил прозвище «ночной охотник».

Внешне этот вертолет очень напоминал вертолет Ми 28, за исключением одной детали, которая сразу бросалась в глаза: шар РЛС над осью несущего винта вертолета. Но эта деталь очень сильно меняла характеристики машины, превращая ее из довольно средней машины в один из лучших вертолетов России, который мог соперничать с любыми зарубежными аналогами.

Описание и технические характеристики машины

Боевой вертолет Ми 28 создан по классической одновинтовой схеме, у него один несущий и один рулевой винт. Оба винта имеют по четыре лопасти. Машина имеет трехколесное неубирающееся шасси и двухместную кабину. Пилоты находятся в ней один за другим. Кабина бронирована, также покрыты броней самые важные узлы и системы вертолета. Многие важные системы дублируются. Двигатели разнесены на разные стороны фюзеляжа. Есть небольшой грузовой отсек, в который помещается 2-3 человека. Рулевой винт имеет Х-образную форму. Скорость машины более 280 километров в час.

На вертолете предусмотрена система спасения экипажа в условиях аварийной посадки – это специальные кресла пилотов и шасси, которые могут амортизировать удары.

Боевой вертолет Ми 28 прекрасно подходит для полета на сверхмалых высотах. Он может скрываться за складками местности и таким образом, незаметно подкрадываться к цели. Однако, самым важным в этом вертолете является его радиоэлектронное оборудование, которое и делает его «ночным охотником». В его состав входит система управления вооружением, ИЛС, нашлемная система целеуказания, которая позволяет пилоту управлять пушкой простым поворотом головы. Есть тепловизор, лазерный дальномер. Также в распоряжении пилотов специальная система для управления вертолета ночью.

РЛС «Арбалет» (шарик которой можно видеть над плоскостью винтов) позволяет вертолету летать и маневрировать на предельно низких высотах, уменьшая, таким образом, вероятность быть обнаруженным противником. Комплекс бортового оборудования позволяет экипажу огибать рельеф местности и существенно повышает технические характеристики машины. Бортовая РЛС «Арбалет» позволяет совершать полет в любое время суток, она сигнализирует пилоту о препятствиях на пути вертолета, включая даже такие, как деревья и провода электропередач. Благодаря «Арбалету» Ми-28 Н может прятаться в складках местности и выставлять только верхушку с антенной.

Вертолет ориентируется по физическим полям Земли, также может использовать спутниковую навигацию. В базе данных бортового ЭВМ хранится большое количество трехмерных карт района боевых действий.

У «ночного охотника» есть система подавления ИК-излучения и система сбрасывания тепловых ловушек. У вертолета есть возможность установки помех для вражеских РЛС и головок наведения ракет.

Вооружение Ми 28 Н состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42, также он может нести, как управляемые, так и неуправляемые ракеты. На вертолет могут быть установлены ракеты класса «воздух-воздух». Вертолет имеет четыре точки подвески. Также машина может быть оборудована для установки минных заграждений.

Основные ттх Ми 28

МодификацияМи-28
Диаметр главного винта, м17.20
Диаметр хвостового винта, м3.84
Длина,м16.85
Высота ,м3.82
Масса, кг
Пустого7890
нормальная взлетная10400
максимальная взлетная11500
Внутренние топливо, кг1500
ПТБ, л4 х 500
Тип двигателя2 ГТД Климов ТВ3-117
Мощность, кВт2 х 1640
Максимальная скорость, км/ч282
Крейсерская скорость, км/ч260
Дальность действия, км460
Скороподъемность, м/мин816
Практический потолок, м5750
Статический потолок, м3450
Экипаж, чел2
Вооружениеодна 30-мм пушка 2А42; ПТУР «Штурм», «Атака» и «Вихрь»

Вертолет Ми 28 имеет несколько модификаций, которые отличаются техническими характеристиками, комплектацией, годом выпуска и другими деталями.

Модификации Ми-28

  • Ми-28. Экспериментальная машина, которую отправили на доработку.
  • Ми-28 А. Доработанная машина. Отличался более мощным двигателем, Х-образным рулевым винтом, улучшенным оборудованием. В серию не пошла.
  • Ми-28 Л. Создавался для выпуска по лицензии в Ираке. В серию не пошел.
  • Ми-28 Н. «Ночной охотник». Всепогодный вертолет, который может выполнять задания в любое время суток.
  • Ми-28 НЭ. Экспортный вариант «ночного охотника».
  • Ми-28 НМ. Модернизированный вариант Ми-28 Н.
  • Ми-28 УБ. Учебно-боевой вертолет с дублированным управлением.

Говоря о Ми-28 можно отметить следующее. По своим техническим параметрам этот ударный вертолет очень похож на американский «Апач», правда стоит он гораздо дешевле. Кроме того, в этом вертолете отчетливо просматриваются черты Ми-24. Можно сказать, что эта машина – очень глубокая модернизация «крокодила». Новых решений в этом вертолете примерно 25-30% и это делает его очень выгодным. Многие узлы и детали отлично отработаны и хорошо известны техническому персоналу. Камовские машины – это действительно революционные вертолеты, но потому и запустить их серийно сложнее. Так что выбор Ми-28 Н в качестве основного ударного вертолета для армии России очень логичен и выгоден экономически.

Основной вопрос, который стоит сейчас в том, что же будет дальше. Ми-28Н можно назвать хорошим вертолетом второго поколения, российским аналогом «Апача». Но американский вертолет давным-давно в серии, опробован во многих конфликтах, имеет несколько модификаций. Россия же только начинает серийный выпуск «ночных охотников». За это время в США успели создать новые вертолет «Команч», сделанный с использованием технологий «стелс». И уже успели от него отказаться. Вертолет получился не очень удачным с технической точки зрения и слишком дорогим даже для США.

Но дело, наверное, даже не в этом. Скорее всего, эпоха ударных вертолетов уходит в прошлое. На их место придут БПЛА. Беспилотные аппараты намного дешевле, они уже доказали свою эффективность и жизнеспособность. Такие аппараты отличаются большей эффективностью, малозаметностью и маневренностью, чем вертолеты. Да и при этом не нужно рисковать жизнью пилотов. В разработке таких аппаратов первое место пока принадлежит США, но их стремительно догоняет армия Китая. Россия же отстала в этом направлении, все наработки пока существуют только в виде чертежей и проектов.

Видео о МИ-28

militaryarms.ru

ударный вертолет, ночной охотник, технические характеристики (ТТХ), вооружение, грузоподъёмность

Российский ударный вертолет Ми-28 выполнил первый взлет еще в эпоху расцвета СССР, но в серию попал в 2005 году. Машина предназначена для участия в активных боевых действиях против бронетехники и живой силы вероятного противника в условиях плохой видимости, а также в ночное время. Вооружение вертолета позволяет вести борьбу с воздушными целями, движущимися с небольшими скоростями полета.

По классификации НАТО машине Ми-28 присвоили код Havoc (Опустошитель), что в полной мере олицетворяет способности вертолета. Среди российских летчиков машину называют «летающий танк».

Содержание статьи

История создания

В годы Великой Отечественной войны большую роль стала играть штурмовая авиация. Опробованные в ходе боевых действий самолеты продолжили совершенствоваться и в послевоенное время. Вплоть до конца 50-х годов костяк советской штурмовой авиации составляли машины Ил-10, хотя уже существовали серийные вертолеты, способные нести боевую нагрузку.

В начале 60-х годов в производство пошла машина Ми-8, оснащенная газотурбинными двигателями. Из-за этого высвободилось значительное число вертолетов Ми-4 с поршневой силовой установкой, на базе которых появились боевые Ми-4АВ. Именно этот вертолет стал фундаментом для создания полноценного армейского Ми-24.

При выдаче технического задания на эту машину оговаривалась необходимость постройки штурмовой версии, обладавшей увеличенной скоростью полета. Именно это задание, увидевшее свет в 1968 году, и является стартом биографии вертолета Ми-28.

Разработка Ми-28 началась только через два года, проект получил рабочее название «изделие 280».

На начальных этапах рассматривался вариант двухвинтовой компоновки, с разнесенными в поперечной плоскости винтами. Подобная конструкция обеспечивала значительный вес боевой нагрузки и возможность использования катапультируемых кресел пилотов. Но изменение тактики использования вертолетов поставило на наработках жирный крест.

Обновленная концепция предусматривала полет в режиме огибания поверхности и нанесение ударов с небольших высот, что вынудило отказаться от катапультируемых кресел. Вместо этого стали использоваться усиленные стойки шасси, допускавшие посадку с высокой вертикальной скоростью. Параллельно с КБ Миля свой проект разрабатывали сотрудники КБ Камова. В машине предполагалось использование соосного винта и одноместной кабины.

Официальный конкурс на создание вертолета объявили в 1976 году, к участию привлекались КБ Миля и Камова. Невооруженный прототип Ми-28 впервые взлетел осенью 1982 года. Второй экземпляр испытывался с вооружением. По результатам полетов был получен ряд замечаний, в результате чего появилась серия прототипов под обозначением Ми-28А. Машины демонстрировались на ряде выставок и принимали участие в учениях.

Из-за сложной ситуации в стране доводка вертолета затянулась, и первый годный к производству вариант Ми-28Н показали только летом 1996 года. Официальные испытания стартовали в 2005 году, а завершились спустя три года. В 2009 году машину официально приняли на вооружение, хотя заказ на 67 вертолетов Министерство Обороны разместило еще в 2005 году.

Описание конструкции

Боевой вертолет Ми-28 имеет классическую компоновку с одним несущим винтом и неубирающимися опорами шасси. Фюзеляж имеет смешанную конструкцию, выполнен из легких сплавов на основе алюминия и композитов, соединенных сваркой, склеиванием и клепкой. Конструктивно фюзеляж машины разбит на переднюю и центральную части, а также балку киля и хвоста. Соединения разъемные, чем обеспечивается ускоренный ремонт техники.

Экипаж машины расположен в носовой секции в двух разделенных кабинах.

Спереди установлено место штурмана, позади – пилота. Кресла экипажа оснащены амортизацией и преднатяжителями ремней безопасности. Между кабинами имеется алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин прикрыты титановыми и керамическими пластинами.

Для установки элементов брони на вертолете Ми-28 применен клей. Остекление выполнено из силикатного многослойного бронестекла. Защита выдерживает удары снарядов калибром до 23 мм, а также бронебойных пуль из крупнокалиберного пулемета (кроме боковых стекол). Для обеспечения аварийной высадки из кабин имеются надувные трапы, исключающие удары людей о стойки шасси.

Под носовой частью вертолета Ми-28 установлен прицельный модуль и 30 мм пушечная установка 2А42 с боекомплектом 250 выстрелов. Станция оснащена лазерным измерителем расстояний и целеуказателем с выводом данных на экраны в кабине летчика. Часть электроники прицельной станции и пилотажного оборудования размещена под полами кабин экипажа.

Хвостовая балка Ми-28 приспособлена для установки радиооборудования, а также для перевозки различного аэродромного оснащения. Допускается перевозка трех человек. Безопасность перелета обеспечена невозможностью контакта балки и лопастей несущего винта. Килевая балка машины оборудована хвостовым винтом и стабилизатором с управляемой плоскостью. Приводы управления тросовые, проложены внутри балок.

По бокам фюзеляжа смонтировано крыло с размахом 4880 мм, оборудованное четырьмя пилонами для боевой нагрузки или топливных баков.

Крыло Ми-28 имеет кессонную схему с частичным использованием композитных материалов. В конструкции имеется пиропатрон, отстреливающий плоскость. Подобные действия выполняются при покидании экипажем машины на большой высоте.

На машинах под крыльями может устанавливаться вооружение:

  • неуправляемые ракеты типов С-8 или С-13;
  • противотанковые управляемые ракеты комплексов «Штурм» или «Атака»;
  • ракеты класса «воздух-воздух» типа «Игла-В»;
  • контейнеры с 30 мм пушкой НППУ-28, пушка может дистанционно управляться летчиком;
  • контейнеры для перевозки грузов или для постановки минных преград.

Силовая установка ранних машин Ми-28 состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА с автоматической регулировкой мощности. Дополнительно применяется система впрыска воды, обеспечивающая работу установки в момент запуска неуправляемых ракет. Впоследствии на вертолет установлены российские моторы ВК-2500, созданные на базе предшественника.

В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель, приводящий компрессор. Сжатый воздух необходим для пуска основных двигателей. Топливные баки расположены в центральной секции, оборудованы системой заполнения пенополиуретаном по мере выработки топлива. На вертолете применен 5-лопастный несущий винт и 4-лопастный рулевой. Для изготовления лопастей применены композитные материалы, выдерживающие попадание 23 мм снаряда.

На вертолетах Ми-28Н применена радиолокационная станция (установлена выше несущего винта), обеспечивающая обнаружение целей на дистанциях до 20 км и позволяющая выполнять полет с огибанием рельефа местности.

Питание бортовой электроники машины обеспечивают два генератора, установленных на двигателях. Там же размещены гидравлические и пневматические компрессоры.

Модификации и боевое применение

Название Ми-28 имели первые два прототипа, созданные в рамках «проекта 280». С учетом результатов испытаний и замечаний заказчиков на свет появился «проект 286». Машины обозначались как Ми-28А и были оснащены газовыми турбинами ТВ3-117 и видоизменными винтами.

В серию вертолет не попал, поскольку не отвечал требованиям эксплуатации в ночное время. На основе 28А была разработана версия Ми-28Л, предназначенная для ВВС Ирака. Машина создавалась в 1990 году, но из-за изменившейся ситуации дело не дошло даже до постройки прототипа, хотя предполагалось изготовление машин по лицензии.

Первый по настоящему серийным вариантом стал Ми-28Н, запущенный в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» комплектовался улучшенной трансмиссией на основе редуктора ВР-29, а также модернизированным бортовым оборудованием.

На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение подвижных целей на дистанциях до 10 км. К 2018 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н, из которых 5 машин разбито полностью или частично. Жертвами происшествий стали 4 человека.

Для поставок на экспорт предназначен вариант Ми-28НЭ.

Партия машин была поставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалась поставка техники в Индию, но заказчик забраковал предложенные образцы и контракт расторгли. Обучение пилотов предполагается вести на вертолетах Ми-28УБ, оснащенных дублированным управлением.

Характерной особенностью учебных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские тесты завершились только в прошлом году. В 2018 году ожидается поставка первой партии машин (24 вертолета).

В 2009 году стартовали работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. На вертолете применена новая радиолокационная станция с расширенным радиусом действия. Для повышения надежности использовано дублирующее управление. Первый тестовый полет состоялся летом 2016 года. В настоящее время ведется доработка машины.

Из-за сравнительно недавнего поступления вертолетов на вооружение, их боевое применение носит ограниченный характер. Единственным конфликтом, в котором официально задействованы ударные вертолеты Ми-28Н, стала война в Сирии.

Первые машины поступили в Авиационную группу ВВС России осенью 2015 года.

Техника принимали участие в освобождении ряда городов от подразделений террористов. В апреле 2016 года была зарегистрирована первая потеря – вертолет был разбит из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.

Летные и технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами

В таблице приведено сравнение основных технических характеристик российского вертолета Ми-28Н и американских аналогов.

Отечественная техника имеет наибольший взлетный вес среди конкурентов, что является объектом критики.

С другой стороны, вертолет позволяет нести максимальную боевую нагрузку, что является плюсом в боевых действиях. Но для маневренных полетов и контртеррористических операций машины Ми-28Н подходят мало. Американский аналог AH-1Z имеет заметно большую скорость полета, но заметно отстает по боевому радиусу.

 Ми-28НAH-64DApache LongbowBell AH-1Z Viper
Длина, мм170101773017800
Высота, мм382040504370
Диаметр несущего винта, мм172001463014630
Масса взлетная (допустимая), кг1170080068390
Запас топлива, л350046411561
Модель двигателяТВ3-117ВМАGeneral Electric T700-GE-701CGeneral Electric T700-GE-401C
Мощность установки, л.с.332028342680
Максимальная скорость, км/час324276411
Дальность полета, км500480231
Потолок, м570044656100
Экипаж, чел222
Вооружение1*30 мм 2А42, до 1605 кг боевой нагрузки1*30 мм М230, до 771 кг боевой нагрузки1*20 мм М197, 6 точек подвески

Вертолет Ми-28 относится к числу машин, способных выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа. К их числу относится мертвая петля, иммельман и бочка. Конструкция несущих винтов и систем управления позволяет выполнять движение вбок или назад со скоростью до 100 км/ч.

Огромным плюсом российских вертолетов является возможность перевозки транспортными самолетами.

Несмотря на недостатки, вертолет Ми-28Н постепенно поступает на вооружение российской армии.

Доработка вертолетов ведется заводом в сложной обстановке, без государственной поддержки. Из-за этого предприятие испытывает трудности с выходом на внешние рынки, поскольку заказчики требуют полностью готовую и проверенную в реальной эксплуатации машину.

Без активной поддержки дальнейшее развитие зайдет в тупик, а ведь Ми-28Н является уникальной боевой машиной, способной вести автоматический полет с огибанием рельефа и поддержанием высоты полета в интервале 5…15 м. На подобное не способна ни одна другая винтокрылая машина.

Видео

warbook.club

догнать и перегнать «Апач» » Военное обозрение

«Апачи», «Тигры» и все-все-все

Сравнивать ударные вертолеты — дело неблагодарное. Одна из причин кроется в колоссальном опыте вертолетостроения. Соединенные Штаты и СССР/РФ за долгие десятилетия противостояния накопили столько теоретических и практических знаний, что представить откровенно неудачный ударный вертолет сложно. Это в общем и целом касается также большинства других вертолетостроительных стран. Остальное, как говорится, дело вкуса: кому-то нравится «Вайпер», кому-то — Ка-52. А кто-то в восторге от китайского WZ-10.

Если же максимально абстрагироваться от личных предпочтений, то нужно признать, что на данный момент самой технологически продвинутой машиной такого класса является AH-64D Apache Block III или по-другому AH-64E. Перечислять все его достоинства особого смысла не имеет: если кратко, то американцы смогли раскрыть потенциал, заложенный в Apache Longbow, почти в полной степени. Однако, пожалуй, самое интересное кроется не в самом вертолете, а в его вооружении, хотя современное оружие это, конечно, по умолчанию комплекс всего.

Новый «Апач», как и ряд других новых вертолетов США, совсем скоро получит новую ракету JAGM (Joint Air-to-Ground Missile) вместо привычного «Хеллфайра». Еще в июне 2018 года стало известно, что началось серийное производство JAGM. Боеприпас способен поражать цели на дальности до восьми километров. Его масса составляет примерно 50 килограммов. Ракета имеет усовершенствованную двухрежимную головку самонаведения: полуактивную лазерную и радиолокационную. Испытания показали, что Joint Air-to-Ground Missile надежней своей предшественницы, а еще говорят, что потом ее дальность можно будет повысить до 16 километров. Конечно, при пуске на такую дальность резко возрастут требования к бортовой электронике самого вертолета «Апач». Впрочем, у его конкурента в лице Ми-28Н тоже есть сложности: как с БРЭО, так и с вооружением.

Ми-28 как концепция

Нет ни малейшего сомнения в том, что «Ночной охотник» как платформа заслуживает высочайшей похвалы. Чисто концептуально. Самый простой пример — тандемное расположение экипажа. Что не говори, а такая схема куда более универсальна, чем схема бок-о-бок, как на Ка-52. Нужно полагать, что командиру экипажа при повороте головы лучше видеть поверхность и/или вероятного противника, нежели плечо оператора (впрочем, опять же, сколько людей, столько и мнений).

В целом Ми-28 — потенциально лучший ударный вертолет РФ. Но есть, как говорится, нюансы, о которых мы упомянули выше. Один пример. Как известно, экс-главкома ВКС Виктора Бондарева после своей отставки «потянуло» на откровенные высказывания. «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, они называют "смерть пилотам". Небо безоблачное — все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят», — заявил военный в ноябре прошлого года. Эта оценка касалась не сырых машин первых партий, а вполне себе крупносерийного Ми-28Н, у которого, по идее, должны были выявить все (ну или почти все) детские болезни. Хотя этот процесс, конечно, долгий и сложный, что тоже нужно понимать.

Главным же недостатком, который бросается в глаза почти сразу, является отсутствие на строевых машинах радиолокационной станции миллиметрового диапазона, как у «Апач Лонгбоу». Она дает хорошо известные преимущества по выявлению наземных целей с последующим наведением на них высокоточного оружия. При условии применения ракеты с активными радиолокационными головками самонаведения AGM-114L Longbow Hellfire РЛС позволяет реализовать пресловутый принцип «выстрелил-забыл». Без надвтулочной радиолокационной станции и передового вооружения класса «воздух-поверхность» Ми-28Н очень похож по своим возможностям на AH-64A. Главное различие кроется, пожалуй, в том, что последний построили гораздо большей серией, чем все версии Ми-28 вместе взятые.

Первый после «Лонгбоу»

Самая технологически продвинутая и потенциально наиболее совершенная модификация Ми-28, как видим, появилась не на ровном месте. Ми-28НМ стал результатом многочисленных проб и ошибок, а также еще и ответом на достижения заокеанских «друзей». Главное, о чем нужно говорить в данном случае: перед нами не «бумажный» проект и не идея на будущее. Летные испытания нового ударного вертолета Ми-28НМ начались еще двенадцатого октября 2016 на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля. Тогда в воздух поднялся первый опытный образец ОП-1. За событием наблюдал заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Сообщалось, что первый полет Ми-28НМ прошел успешно и все системы машины работали нормально.

Чисто визуально главное отличие новой машины от всех предыдущих версий — «срубленная» носовая часть. Здесь есть одно важное улучшение, которое не сразу бросается в глаза. Оператор вертолета получил намного лучший боковой обзор за счет существенно измененного фонаря кабины. К слову, опыт, полученный во время работ над Ми-28УБ, не прошел даром. В передней части кабины нового вертолета установили второй комплект органов управления, что, безусловно, дает новые возможности: как в плане подготовки экипажа, так и по части повышения живучести боевой машины в реальном бою. Еще один хороший момент. В рамках проекта Ми-28НМ ранее предложили использовать новые двигатели ВК-2500П-01/ПС, которые можно выпускать силами российской оборонки и которые отвечают основным требованиям модернизации.

Самое же важное улучшение касается все той же надвтулочной радиолокационной станции. Она (возможно, в виде макета) присутствует на опытном образце ОП-1. Во всяком случае, ранее было заявлено, что планируется штатная установка надвтулочной РЛС типа Н025. По имеющимся данным, она достаточно чувствительна, чтобы обнаружить маленький БПЛА на удалении 20 километров. Сообщалось, что радар позволяет экипажу сопровождать до десяти целей и на две из них наводить оружие. Считается, что российские сенсоры такого типа способны обнаружить движущуюся цель типа «танк» на дистанции порядка 20-25 км. Также важна сама теоретическая возможность применять ракеты с радиолокационной системой наведения, что должно обеспечить вертолету предельную скрытность. Ради интереса, можно посмотреть фото, где видно, что от «Апача», который находится в укрытии, «торчит» лишь надвтулочная РЛС.

И тут начинается самое интересное. Есть ли у России ракеты, которые можно было бы сравнить по своим возможностям с JAGM? Ну или хотя бы с AGM-114L Longbow Hellfire? «Штурмами» и «Вихрями» с лазерной системой наведения, ограничивающей летчику пространство для маневра после пуска, никого не удивишь. Про «Гермес-А», который позиционировался чуть ли не как чудо-оружие, подозрительно давно почти ничего не слышно. Стоит, впрочем, напомнить. Дальность действия этой ПТУР должна составлять примерно 15 километров. Производитель заявляет оптико-электронную систему c оптическим захватом и сопровождением цели с управлением полета ракеты по лазерному лучу. В общем, есть задатки принципа «выстрелил-забыл», но пока все очень туманно.

Имеется альтернатива. В августе 2018 года в Москве проходил Международный военно-технический форум «Армия-2018». Там АО «Вертолеты России» представило модифицированный вариант экспортного Ми-28НЭ, оснащенного дальнобойными противотанковыми управляемыми ракетами 9М123М «Хризантема-ВМ» с двухканальной системой наведения — по лазерному лучу и радиоканалу. Здесь будет уместно вспомнить одно заявление 2016 года. «Мы проводим модернизацию ракет "Атака" и "Хризантема" для обеспечения более высокой дальности обнаружения, захвата и уничтожения целей специально для Ми-28НМ. Под новые ракеты адаптируется и комплекс управляемого ракетного вооружения на борту вертолета», — рассказал ТАСС генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин.

Как видим, новый Ми-28НМ рискует остаться: либо а) с откровенно старыми советскими ракетами, либо б) с ПТУР, чье моральное устаревание станет ощутимым в ближайшие годы. Имеющиеся изделия, судя по всему, далеки по своим возможностям от JAGM, так что разработка принципиально новых противотанковых ракет может стать одним из приоритетных направлений в рамках увеличения боевого потенциала ударных вертолетов ВКС России.

topwar.ru

Вертолёт Ми 28 Ночной охотник Летающий танк Авиация России

Во время распада СССР многие перспективные образцы военной техники оказались в подвешенном состоянии. Сегодня некоторые из этих воинов периода холодной войны возвращаются к жизни, в том числе и вертолёт Ми 28. Несмотря на то что прототип взлетел в 1982 году, заказ на серийные машины был выдан лишь в 2009 году.

История создания Ми 28

В ноябре 1982 года прототип Ми-28 поднялся в воздух. Хотя он и уступил конкуренту в официальном конкурсе в 1984 году, работа над вертолётом не останавливалась. Последующие сравнительные испытания снова оказались в пользу Ка-50, но ОКБ им. М.Л. Миля продолжали совершенствовать машину.

Вертолёт Ми 28

В январе 1988 года взлетел первый усовершенствованный вертолёт Ми-28А. Он оснащён более мощными двигателями ТВ-3117ВМА, развивавшими по 2200 кгс, а оригинальный трёхлопастный рулевой винт заменён Х-образным, как у вертолёта Apache. Эта машина продемонстрирована ошеломлённому Западу на парижском салоне в 1989 году. Второй вертолёт присоединился к программе испытаний в 1991 году.

В 2003 году Российская армия заказала 300 единиц Ми-28Н, которые поставлены в 2015 году. Вертолёты сейчас находятся в ограниченной эксплуатации. ОКБ Миля разработало экспортную версию этой машины – Ми-28НЭ и 14 таких вертолётов заказала Венесуэла, их предполагает закупить и Индия. Разработан упрощённый вариант без РЛС и ночного обзорно-прицельного оборудования, получившего обозначение Ми-28Д.

Описание вертолёта Ми 28

Получивший в НАТО кодовое название «Navoc-B»,компактный, приземистый и угловатый Ми-28Н стал вертолётом огневой поддержки традиционной компоновки. В расположенных уступом бронированных кабинах размещаются пилот (сзади) и оператор (спереди), под носовой частью подвешена пушка. Ми-28 оснащён трёхколёсным шасси с большими колёсами на главных стойках и самоориентирующимся хвостовым колесом.

Вертолёт Ми 28Н

Кабины пилотов закрыты плоскими не дающими бликов бронестёклами и защищены титано-керамической бронёй. Жизненно важные элементы конструкции хорошо бронированы и дублированы, и экранированы менее важными частями. Экипаж защищён ударопоглощающими креслами, выдерживающими жёсткую посадку с вертикальной скоростью 12 м/сек. Система аварийного покидания машины отстреливает дверцы, лопасти и наполняет надувные мешки по бортам фюзеляжа.

Люк в левом борту за крылом ведёт к отсеку БРЭО и грузопассажирскому отсеку на трёх человек, позволяющему Ми-28 подобрать другой экипаж, севшего на вынужденную посадку вертолёта.

На эластомерных шарнирах к титановой втулке несущего винта крепятся пять лопастей из композитного материала. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане и выпуклый профиль большой подъёмной силы. Хвостовой винт состоит из двух двухлопастных – тип «ножницы». Лопасти установлены под углом около 350 горадусов друг другу и образуют Х-образную форму.

Силовая установка – два турбовальных двигателя ТВ3-117ВМА, установленных в мотогондолах по бортам фюзеляжа. На каждом прототипе испытывались несколько типов устройств снижения ИК-заметности. В новейшей конфигурации используются три направленных вниз сопла, размещённых в специальных кожухах, рассеивающих ИК-излучение.

К мотогондолам крепится небольшое крыло с четырьмя пилонами для подвески вооружения. На каждом узле подвески можно нести до 480 кг. Это четыре трубчатых ПУ ракет 9М114 «Штурм-В», либо 9М120 «Вихрь» или 9М39 «Игла-В» и контейнеры НАР калибра 80 мм/120 мм, либо контейнеры с пушками. Законцовки крыла оснащены контейнерными пусковыми устройствами для выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.

Ми-28Н обрёл возможность всепогодных и ночных ударов, благодаря установленной над втулкой винта РЛС миллиметрового диапазона, эквивалентной РЛС вертолёта АН-64D Longbow. Также был добавлен новый комплект датчиков, включая ТВ/ИК-систему «Зенит» переднего обзора, и лазерный целеуказатель в шаровой турели под носовым обтекателем.

Вертолёт Ми 28

Ми-28Н вооружён одноствольной подвижной 30-мм пушкой 2А42 под носовой частью с парой  ящиков по 150 снарядов. Боекомплект перемещается вместе с пушкой. Пушка поворачивается влево и вправо на 1100 от оси, поднимается на 130 и опускается на 400. В носовой части установлен обтекатель системы наведения ракет.

Лётные характеристики Ми 28

  • Длина вертолёта при вращающихся винтах – 17.2 м.
  • Диаметр несущего винта – 21,093 м.
  • Высота с антенной обзорной РЛС – 3,82 м.
  • Максимальная скорость горизонтального полёта – 300 км/час.
  • Крейсерская скорость – 270 км/час.
  • Взлётный вес максимальный – 11500 кг.
  • Нормальный взлётный вес – 10400 кг.
  • Дальность при перегоне – 1100 км.
  • Боевой радиус – 500 км.
  • Статический потолок – 3600 м.
  • Динамический потолок – 5800 м.
  • Боевая нагрузка – 3600 кг.
  • Экипаж – 2 чел.

Интересные факты о вертолёте Ми 28Н

До появления в российском вертолётостроении Ми-28 ни один из вертолётов не выполнял такие фигуры высшего пилотажа, как бочка и петля Нестерова. А Ми-28 делал не только эти фигуры, а ещё  летал боком и назад со скоростью не менее 100 км/час.

Выполняя полёты в сложных метеоусловиях и ночью, Ми-28Н летит на высоте 5 метров, с огибанием рельефа местности, ищет и уничтожает противника и наводит другие вертолёты на цели.

Вертолёт Ми-28Н обнаруживает противника даже ночью на расстоянии 35 км.

Лётчики-испытатели называли Ми-28 «вертолёт-боец», а в народе окрестили «летающим танком».

Ми 28 ночной охотник видео

https://www.youtube.com/watch?v=cWOxE33ptTw

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

вспоминаем все катастрофы неудачного российского боевого вертолета « TodaysMilitary. Информатор о военных действиях

23.04.2016 | 12:16 | Просмотров: 14 876

В армии России приняты на вооружение два относительно новых ударных армейских вертолета — «Ми-28Н» «Ночной охотник» и «Ка-52″ «Аллигатор». Первый — развитие не самого удачного вертолета «Ми-24″, второй построен буквально с нуля.

Сейчас эти вертолеты несут боевое дежурство в Сирии. На работу «Ка-52″ нареканий нет, а «Ми-28Н» уже успел упасть, погибли два пилота. Впрочем, катастроф с этой не самой удачной машиной было довольно много как в ходе испытаний, так и во время авиашоу, и на войне.

Неудачный изначально

Создание «Ми-28″ стало ответом на американский АН-64 «Апач», как выяснилось впоследствии — неудачным. В отличие от американской машины, первые образцы «Ми-28″ не были всепогодными и не могли применяться ночью.

Не было у «Ми-28″ и единого прицельно-навигационного комплекса. Машина получилась сырой и вызвала негативную оценку военных, которым по душе больше пришлась другая новинка — «Ка-50″. После сравнительных испытаний вертолет ОАО «Камов» превзошел машину ОКБ М.Л. Миля.

Тогда в ход пошли интриги: «милевцы» обратились к главкому ВВС СССР с жалобой на необъективность состоявшегося конкурса. Под давлением со стороны партийцев, поддерживающих ОКБ Миля, представители ВВС согласились на новые сравнительные испытания, которые затянулись до 1986 года. В итоге НИИ Минобороны предпочел «Ка-50″.

Тогда ОКБ М. Л Миля обвинило военных в некомпетентности и отправило соответствующие жалобы в ЦК КПСС и министру обороны. В итоге после многочисленных проверок, комиссий и заседаний выяснилось, что «Ка-50″ все-таки лучше «Ми-28″.

Но к этому моменту время было безвозвратно упущено, СССР развалился, денег на оборонку не нашли. Справедливости ради отметим, что «Ка-50″ был принят на вооружение в 1995 году, «Ми-28″ в варианте «Ночной охотник» только в 2009 году после многочисленных доработок.

Кстати, «Ми-28Н» смог выполнять боевые задачи ночью только в 2005 году, «Ка-50″ был способен на это еще в 1982-м. Т. е «милевцам» на то, чтобы наверстать разрыв, потребовалось 23 года.

Опасный редуктор

Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.

«Ми-28Н». Фото: militaryrussia.ru

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета «Ми-28Н», запущенную в производство в 2006 году.

Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.

Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.

Хроника катастроф

Начнем с того, на чем остановились — с редуктора, хотя это и нарушит хронологический порядок.

15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился «Ми-28Н» (борт № 05). Причиной падения стала попавшая в редуктор металлическая стружка, в результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.

При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.

Трагедия разворачивалась следующим образом: на высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в двигателе. Экипажу удалось снизиться до высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и вертолет, неуправляемо кувыркаясь и вращаясь в воздухе, рухнул на землю. Катапультирование в такой ситуации невозможно.

Похоже разыгралась трагедия в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один «Ми-28Н» (бортовой номер «15», регистрационный — RF-95316). Его пилот — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.

В августе 2012 года при выполнении учебного полета в районе Моздока совершил жесткую посадку еще один «Ми-28Н». По сведениям журнала «Военно-промышленный курьер», причиной аварии стали проблемы с главным редуктором. Машина пострадала не сильно, экипаж выжил.

 

Ну и недавняя катастрофа в Сирии, когда 12 апреля в ночь на вторник в районе города Хомса разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа — летчики Андрей Окладников и штурман Виктор Панко погибли. По одной из версий причина катастрофы носит технический характер.

 

Первая же официально зарегистрированная катастрофа «Ми-28Н» произошла в 2009 году. Во время стрельбы из пушки в режиме зависания произошел отказ автоматики, и бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.

Что в итоге?

«Ми-28Н» обладает рядом ключевых недостатков, которые существенно снижают выживаемость экипажа на поле боя. На «Ночном охотнике» нет системы реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях (на «Ка-52″ — есть).

 

На всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления (в том числе и на «Ка-52″, который активно воюет в Сирии). Наличие такой системы позволяет управлять вертолетом любому из членов экипажа. Что делать штурману «Ми-28Н», если погиб пилот? Может ли он довести поврежденную машину до базы? Нет.

Правда, «милевцы» заявили о создании учебно-боевой модификации «Ми-28УБ», оснащенной второй ручкой управления. Но это учебно-боевой, да и в планах на производство он значится в расплывчатой формулировке «к 2020 году».

Метки: вертолёт, Ми-28, Ми-28Н

todaysmilitary.ru

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-28НЭ — АВИАКОЛЛЕКЦИЯ

Вертолет выполнен по классической одновинтовой схеме с неубира-ющимся шасси и вспомогательным крылом с узлами крепления боевой нагрузки.

Фюзеляж Ми-28НЭ — полумонокок смешанной конструкции, изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов и композиционных материалов с применением клепаных и клеесварных соединений. Технологически он делится на носовую и центральную части, килевую и хвостовую балки.

В носовой части находятся две бронированные, разделенные бро-неперегородкой кабины штурмана-оператора (впереди) и пилота (сзади). Бронезащита включает титановую броню и керамические плитки, наклеенные на каркас носовой части фюзеляжа, и силикатные бронестекла, выдерживающие попадание бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм и снарядов калибра 23 мм. Дверь штурмана находится на левом борту, летчика — на правом. Двери оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании вертолета под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси.

Спереди под носовой частью фюзеляжа расположена стабилизированная платформа комбинированной обзорно-прицельной станции КОПС и артиллерийская установка.

Под полом кабины летчика размещены блоки электрооборудования, прицельного и пилотажно-навига-ционного комплекса.

В хвостовой балке находится задний отсек радиооборудования, свободный объем которого позволяет перевозить аэродромное оборудование, необходимое при передислокации вертолета, или транспортировать в особых случаях до трех человек. Доступ в отсек осуществляется через люк и откидной трап с левого борта.

Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность соударения с ней лопастей несущего винта.

На килевой балке расположены хвостовой винт и управляемый стабилизатор в виде одной консоли.

Внутри килевой и хвостовой балок размещена тросовая проводка управления рулевым винтом и стабилизатором.

Крыло вертолета размахом 4,88 м — свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового и прочего вооружения, дополнительных топливных баков и контейнеров КМГУ-2. На торцах крыла размещаются устройства для создания пассивных помех. Крыло кессонной конструкции изготовлено из алюминиевых сплавов, за исключением носка и хвостовой части, выполненных из композиционного материала.

Шасси — трехопорное неубираю-щееся. Основные стойки оснащены тормозными колесами размером 720×320 мм. Колея шасси — 2,29 м, база — 11,0 м. Задняя опора укомплектована колесом размером 480×200 мм. В конструкцию опор шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным (аварийным) ходом.

Система спасения экипажа обеспечивает снижение перегрузок при ударе до физиологически переносимого уровня. Она включает энер-гопоглощающие кресла с повышенным ходом амортизации до 30 см и системой притяга привязных ремней к креслам летчика и штурмана, допускающие аварийную посадку с вертикальными скоростями до 12 м/с. Система спасения приводится в действие вручную, но если по каким-то причинам летчик не сможет этого сделать, то благодаря соответствующим датчикам срабатывает автоматика.

На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло.

Кроме этого предусмотрены конструктивные меры, исключающие соприкосновение членов экипажа в момент удара с органами управления и элементами интерьера кабин, а также снижающие вероятность взрыва, пожара и существенной деформации кабины, исключающей самостоятельное ее покидание на земле.

В силовую установку входят два турбовал ьных двигателя ТВЗ-117ВМА производства ОАО «Мотор Сич» (Украина). Система управления двигателя позволяет настраивать взлетную мощность в диапазоне от 2000 до 2500 л.с. (в зависимости от типа вертолета), мощность на чрезвычайном режиме для всех модификаций двигателя — 2800 л.с. Впрыск воды обеспечивает устойчивую работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. Силовая установка комплектуется пылезащитными фильтрами и экранно-вы-хлопными устройствами. Благодаря повышенным характеристикам ТВЗ-117В серии 02 возрастают скорость и потолок (почти на 1000 м), грузоподъемность — более чем на 1000 кг, улучшается маневренность вертолета. В дальнейшем предполагается замена двигателей на ВК-2500, разработанный в ОАО «Климов» на базе ТВЗ-117ВМА.

В подкапотном пространстве ре-дукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа вертолета, расположены вентилятор и маслорадиатор. В качестве вспомогательной силовой установки, используемой как источник сжатого воздуха, необходимого для запуска ТВЗ-117ВМА, применяется двигатель ТА-14 (на опытных образцах стоял АИ-9В мощностью 3 кВт, сухая масса 70 кг).

Топливная система Ми-28 состоит из двух независимых систем для питания каждого двигателя с автоматической перекрестной подачей горючего.

Три бака (два расходных, по одному на каждый двигатель, и один — общий), объемом около 1900 л размещены в протектированном контейнере под полом центральной части фюзеляжа. По мере опорожнения они заполняются пенополиуретаном, предохраняющим их от взрыва. Для полета на предельную дальность допускается подвеска дополнительных топливных баков.

Несущий винт — пятилопастный, диаметром 17,2 м, рулевой — че-тырехлопастной диаметром 3,84 м, выполненный по Х-образной схеме. Лопасти несущего и рулевого винтов — прямоугольные, с хордой 0,67 м и стреловидными законцов-ками. Лопасти изготовлены из полимерного композиционного материала, конструктивно лопасть представляет собой носовую часть, к которой крепятся хвостовые отсеки, также выполненные из полимерных композиционных материалов с сотовым заполнителем. Скорость вращения несущего винта 242 об/мин, окружная скорость концов лопастей 216 м/с. Лопасти несущего винта выдерживают без разрушения попадание снарядов калибра 20 — 23 мм.

Главный редуктор, вентилятор, вспомогательная силовая установка и прочие агрегаты крепятся на потолочной панели центральной части фюзеляжа. Мощность с двигателей передается на несущий винт через редукторы: два угловых УР-28 и главный ВР-29. Кроме этого, от главного редуктора осуществляется привод двух электрогенераторов переменного тока напряжением 208 В.

Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки широко использованы металлофто-ропластовые и тканевые подшипники, не требующие постоянной смазки.

Эластомерная втулка не только позволила снизить трудозатраты на обслуживание вертолета, но и обеспечила повышение маневренности и управляемости машины.

Рулевой винт — диаметром 3,84 м, его лопасти установлены под углами 45° и 135° по отношению друг к другу для снижения уровня шума. Лопасти прямоугольной формы в плане с хордой 0,24 м. Конструктивно рулевой винт выполнен из двух модулей, связанных эластомерным подшипником. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащены электротепловой противообледенительной системой.

Система управления вертолетом — механическая, с четырьмя комбинированными рулевыми приводами, установленными на главном редукторе и выполняющими функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление стабилизатором кинематически связано с ручкой общего шага несущего винта.

Гидравлическая система Ми-28 состоит из двух независимых систем, предназначенных для питания комбинированных рулевых приводов управления вертолетом и гидродемпфера в системе путевого управления.

В состав оборудования вертолета входят также пневматическая система и устройство кондиционирования воздуха, а также кислородное оборудование.

На Ми-28НЭ установлен комплект приборного оборудования, позволяющий пилотировать вертолет и решать задачи аэронавигации в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Бортовое радиоэлектронное и приборное оборудование включает аппаратуру радиокомандной линии наведения ПТУР с антенной, расположенной под радиопрозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа.

Под ним находится гиростабилизированная комбинированная обзорно-прицельная станция (КОПС) оператора с оптическим, инфракрасным и телевизионным каналами наблюдения и управления ракетным оружием. КОПС имеет широкие и узкие прямые оптические поля зрения (3- и 13-кратного увеличения). В состав КОПС также входят лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионная и инфракрасная станции летчика. На борту имеются системы управления и индикации, цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы, пилотажно-навигационное оборудование и средства связи.

Важнейшим элементом, допускающим круглосуточное и всепогодное применение вертолета, является надвтулочная РЛС кругового обзора НО-25, работающая в миллиметровом диапазоне. Эта станция позволяет обнаруживать воздушные цели на удалении свыше 20 км, а также наземные препятствия, обеспечивая полет в режиме автоматического огибания рельефа местности.

Предусмотрено использование экипажем очков ночного видения. Приборное оснащение кабины летчика включает индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и нашлемный прицел для наведения пушки.

Вооружение вертолета состоит из несъемной подвижной установки НППУ-28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм (скорострельность 550 выстр./ мин по воздушным целям и 200 — 300 выстр./мин — по наземным). Диапазон отклонения НППУ-28: по азимуту от +110° до -110°; по углу места от +13° до -40°. Боезапас пушки — 250 патронов.

Боевая нагрузка массой 1605 кг размещается на четырех узлах подвески под крылом. На внешних балочных держателях предусмотрена подвеска в транспортно-пусковых контейнерах до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120, 9М120Ф или 9А-220О комплекса «Атака-В» с тандемной кумулятивной, фугасной или стержневой боевыми частями или ракет 9М114 комплекса «Штурм-В» с радиокомандными системами наведения.

Предусмотрено также применение объединенной системы ракетного вооружения «Штурм» — «Атака» с максимальной дальностью стрельбы 6000 м, обладающей высокой помехозащищенностью и скорострельностью два-три пуска в минуту.

Кроме этого, в арсенал Ми-28Н включено до восьми ракет 9М39-2 класса «воздух — воздух» с тепловой ГСН комплекса «Игла-В» и два блока противотанковых ракет 9М123 комплекса «Хризантема-В», представляющих собой дальнейшее развитие «Атаки». В состав этого комплекса входит также РЛС наведения, подвешенная в контейнере под крылом вертолета.

На внутренних держателях могут крепиться до четырех блоков НАР Б-8В20-1 с 20 ракетами С-8 калибра 80 мм в каждом или до четырех Б-13Л1 (по пять НАР С-13 калибра 122 мм) или контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно было перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Возможна установка двух контейнеров УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л и зажигательных баков ЗБ-500. Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин с воздуха.

Для защиты от поражения управляемыми ракетами на Ми-28НЭ предусмотрена аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.

aviacollections.ru

Российский вертолет Ми-28Н "Ночной охотник"

Ми-28 предназначен для использования на театрах военных действий, насыщенных средствами армейской ПВО. Способен выполнять полеты днем и ночью на предельно малых высотах (5—15 м), используя защитный рельеф местности, обладает высокими летными характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищенностью от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной зенитной артиллерии. Проектирование Ми-28 началось в 1980 г., первый опытный вертолет поднялся в воздух 10 ноября 1982 г. На базе Ми-28 создан вертолет Ми-28Н «Ночной охотник».

Ми-28Н «Ночной охотник» — видео

 

 

Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними: двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами.

В состав комплекса входит:

  • стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения;
  • тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер;
  • нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика;
  • система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях;
  • инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли;
  • комплекс средств связи;
  • надвтулочная РЛС кругового обзора.

РЛС дает возможность вертолету вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». Кроме того, РЛС Ми-28Н, например в отличие от РЛС американского вертолета AH-64D «Апач», способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР «Игла» класса «воздух—воздух» применяется по принципу «пустил-забыл». Их пуск контролирует оператор. Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон углов ее отклонения в горизонтальной плоскости 220°, в вертикальной — 53°. Это делает вертолет менее уязвимым для противника. Размещение боезапаса непосредственно на турели значительно повышает надежность подачи снарядов (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию пушки, экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Летчик выполняет прицеливание с помощью нашлемной системы целеуказания или без нее.

В состав вооружения Ми-28Н «Ночной охотник» входят неуправляемые авиационные ракеты (калибр 80 и 130 мм) и авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм, размещенные в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. Это вооружение применяет летчик. Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры.В случае полного отказа рулевого винта, вертолет способен возвратиться на аэродром; компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нулю. При значительных боевых повреждениях вертолета на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притя-га. Силу удара гасит энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика, оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома.

В Ми-28Н, как и в Ми-28, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться 2 человека. Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76. Для этого необходимо демонтировать лопасти, надвтулочную РЛС, консоли крыла и стабилизатор. Время подготовки вертолета к полету после выгрузки не превышает 1.5 ч. На Ми-28 установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2200 л.с./2х1618 кВт. Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки — тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вертолет одновинтовой схемы, с неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом и двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа. Лопасти винтов цельнокомпозиционные. Кабины с тандемным расположением членов экипажа. Для повышения боевой живучести вертолета кабина летчика полностью бронирована, ее плоскопанельное остекление выдерживает прямое попадание пуль калибра до 12.7 мм и осколков снарядов, жизненно важные элементы конструкции экранированы менее важными, многие агрегаты и системы дублированы. Конструкцией предусмотрен специальный технический отсек, допускающий размещение трех человек, который может использоваться для эвакуации с поля боя экипажа другого сбитого вертолета.

Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой, кабины штурмана-оператора — индикатор на ЭЛТ для отображения данных оптико-электронной системы. Имеются устройства подавления инфракрасного излучения и автоматы сбрасывания ложных тепловых целей. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживание при аварийных посадках с большими (до 12 м/с) вертикальными скоростями встречи с землей. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло.В обзорно-прицельную станцию встроен лазерный дальномер, определяющий текущую дальность до цели и передающий эту информацию в БЦВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и НУР Он также выдает данные, необходимые для проведения пусков УР и выбора их оптимальной траектории в момент пуска.

Вертолет имеет подвижную пушечную установку НППУ-28 с модифицированной танковой пушкой 2А42 (калибр 30 мм; скорострельность 900 выстр./мин, боекомплект 250 снарядов) на турельной установке в носовой части фюзеляжа. Пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. В пределах визуальной видимости без использования увеличивающей оптики летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела.

 

Под крылом на четырех точках подвески могут подвешиваться до шестнадцати ПТУР «Штурм» с радиокомандной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной системой наведения и до че!ырех блоков НАР (калибр 80 мм по 20 ракет или 130 мм по 5 ракет), которые могут запускаться из обеих кабин. Кроме того, могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23 мм, бомбы массой до 500 кг (общей массой до 2000 кг). Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Тактико-технические характеристики Ми-28Н «Ночной охотник»

Экипаж 2 человека
Длина фюзеляжа 17,05 м
Высота 3,82 м
Ширина с консолями крыла 5,88 м
Диаметр несущего винта 17,2 м
Диаметр рулевого винта 3,85 м
Масса:
пустого 8,095 кг
нормальная взлётная масса 10,900 кг
максимальная взлётная масса 12,100 кг
Масса боевой нагрузки 2,300 кг
Масса топлива 1,500 кг
Силовая установка:
Тип двигателя турбовальный
Модель ВК-2500-02
Мощность:
на чрезвычайном режиме 2,700 л.с.
на взлётном режиме 2,200 л.с.
на крейсерском режиме 1,500 л.с.
Лётные характеристики:
Максимальная скорость 300 км/ч
Крейсерская 265 км/ч
Дальность полёта максимальная 450 км;с ПТБ: 1087 км
Статический потолок 3,600 м
Динамический потолок 5,600 м
Скороподъёмность 13,6 м/с
Вооружение
Встроенное стрелково-пушечное 1 × 30-мм пушка 2А42,боекомплект 300 снарядов
Точек подвески 4
Неуправляемое ракетное НАР С-8 — 4 х 20 шт;НАР С-13
Управляемое ракетное ПТРК «Штурм-В»;«Атака-В»;«Атака-ВН» (16 шт.)
«Воздух-воздух» «Стрелец» с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт.30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядовУР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ)Ракета с ТГСН Игла-ВКМГУ-2 — контейнер для малогабаритных грузов, для постановки минных заграждений

Фото Ми-28Н «Ночной охотник»

big-army.ru