Двигатель мультикар


Микрогрузовички из ГДР: mib55

Недавно в комментах к одному из прошлых постов вспоминали про поставлявшиеся когда-то в СССР маленькие юркие грузовички Multicar М25. Эти машинки, производившиеся в ГДР, резко выделялись на фоне прочей импортной техники своей необычностью. Фирма, их производившая, ведёт отсчёт своей истории с 1920 года, она была основана в городе Вальтерсхаузене как небольшая механическая мастерская. Производство автомобилей было организовано уже после войны, в 1950-х, впрочем, трудно назвать первую продукцию компании автомобилями, это были развозные тележки - автокары, по своей компоновке аналогичные классическим электрокарам (даже водитель размещался стоя, спиной к грузовой платформе), только оснащённые не электрическим, а дизельным двигателем. Назывались эти первые автокары DK3 Dieselameise, что в переводе означает "дизельный муравей". Первой машиной, уже похожей на обычный автомобиль, был Multicar M22, у этой модели 1964 года была уже закрытая одноместная кабина с нормальным рулём, предыдущие модели управлялись рычагами. Но двигатель всё ещё оставался слабеньким, всего 13 л.с., и эта модель, как и предыдущие, годилась только для внутризаводских перевозок. Первым полноценным грузовиком фирмы считают оснащённый 45-сильным двигателем Multicar M24, пошедший в производство с 1974 года, а спустя ещё 4 года компания стала производить модель Multicar M25, которая стала классической и поставлялась в больших количествах и различных вариантах в Советский Союз. У меня имеется отсканированный ГДР-овский проспект по "Мультикарам" этого семейства, с него и начнём.

Multicar M25 оснащался четырёхцилиндровым дизелем мощность 45 л.с., максимальная скорость машины составляла 50 км/ч, что считалось вполне достаточным для городского грузовичка. Обратите внимание на аббревиатуру IFA на эмблеме, она расшифровывается как Industrieverband Fahrzeugbau, что в переводе означает "Промышленное объединение автомобилестроения", это был холдинг, в который входили все ГДР-овские государственные автозаводы.

Одним из основных назначений "Мультикаров" была служба в коммунальном хозяйстве, среди вариантов надстроек был даже бункерный мусоровоз.

Кроме простого бортового кузова, предлагался вариант с гидробортом, на этой же страничке предлагается ещё один коммунальный вариант - подметальный.

Были на шасси M25 и компактные мусоровозы, и универсальные фургоны.

А также пескоразбрасыватели и 10-метровые автолестницы.

Вот варианты с бортовым кузовом повышенной вместимости и с самосвальным кузовом большого объёма, оба предназначались для перевозки лёгких грузов.

А вот ещё два варианта с самосвальными кузовами.

Самый простой и универсальный кузов - бортовой. Существовал также полноприводный вариант модели М25.

Тут все навесное коммунальное оборудование собрано вместе.

Прилагается также схема гидравлической системы машины и схема тормозной системы.

Кабина скомпонована достаточно плотно.

Для обслуживания или ремонта двигателя она откидывалась, как у большинства бескапотников.

Сердце "Мультикара" - двигатель 4VD 8,8/8,5-2 SRF.

Габариты машины.

А вот все варианты исполнения машины на одном листе, каждый имел свой собственный индекс.

"Мультикары" M25 в достаточном количестве попали и в Омск, правда, я не помню, были ли такие машины в коммунальном исполнении, а вот бортовые, самосвалы и фургоны были однозначно. Правда, со времени тех поставок прошло уже очень много времени и теперь чаще всего можно встретить "Мультикары" вот в таком виде.

Но есть и исключения, вот, например, хорошо сохранившийся фургон M2577 1986 года выпуска, обнаруженный в Амурском посёлке.

А этот самосвал M2512, хоть и потрёпан жизнью, но до сих пор работает у бережливого хозяина, развозя дачникам удобрения.

Компания Multicar оказалась единственным ГДР-овским автопредприятием, которое успешно продолжило свою деятельность по тому же профилю после объединения двух Германий, в 1990-х - 2000-х основной моделью стал Multicar M26, оснащённый дизельным двигателем IVECO. Такие машины тоже поставлялись на экспорт, в том числе и в РФ, видел их неоднократно в разных городах, в основном в коммунальном исполнении, вот, например, экземпляр из Ханты-Мансийска.

С 1998 года Multicar входит в состав немецкой группы "Хако" (Hako), занимающейся преимущественно коммунальной техникой, на текущий момент компания выпускает модели M27, Fumo и Tremo.

mib55.livejournal.com

обзор, технические характеристики и отзывы

В СССР поставлялось много различной автомобильной техники из стран Варшавского договора. Машины поступали из Польши, Чехословакии, Румынии, ГДР и Югославии. Одними из самых распространенных машин стали грузовые автомобили немецкого завода ИФА.

Фирма возникла сразу после Первой мировой войны как механические мастерские и занималась производством сельскохозяйственной техники. После 1945 года заводы будущего ИФА оказались на территории ГДР и были национализированы, что отразилось в приставке VEB ("Народное предприятие") в названии. Новое предприятие "ФЕБ Фаргцойгверк Вальтерсхаузен" начало выпуск компактных грузовиков, для обозначения которых в 1958 году запатентовала имя «Мультикар».

Новый грузовик

С 1958 года ИФА выпускала несколько моделей грузовиков под общим именем «Мультикар». Машины изготавливались с разной колесной базой и с различным оборудованием. Очень большая доля техники поступала на экспорт.

В 1978 году появился "ИФА Мультикар М 25", которому было суждено стать самым известным автомобилем предприятия. Для завода это была первая массовая машина – в год производилось до десяти тысяч экземпляров. Для комплектации автомобиля предлагалось более 20 видов различного навесного оборудования. Машины производились в двух основных исполнениях – со стандартной колесной базой 1970 мм и удлиненной 2675 мм.

Новый грузовик оснастили двухместной кабиной оригинальной конструкции с большим плоским лобовым стеклом. Оба места оборудовались ремнями безопасности, что было в те годы необычным явлением для грузовика. Кабина оснащалась отоплением и вентиляцией с двухскоростным вентилятором. Очистка лобового стекла осуществлялась одним дворником с электроприводом и электрическим омывателем.

Машина оснащалась тормозами с двухконтурным гидравлическим приводом. М 25 продержался на конвейере более 13 лет – до момента объединения Восточной и Западной Германий в единое государство.

Силовой агрегат

Четырехцилиндровый рядный дизельный двигатель "ИФА Мультикар 25" конструктивно не отличался от моторов более крупных грузовиков. Двигатель имел обозначение 4VD8,8/8,5-2 SRF и развивал мощность всего 45 л.с., но имел при этом отличные тяговые характеристики. "ИФА Мультикар 25" обладал минимальной скоростью на пониженной передаче всего 2-4 км/час. Двигатель оснащался простым по конструкции механическим топливным насосом. Доступ к двигателю и коробке передач осуществляется откидыванием кабины вперед. В откинутом состоянии кабина фиксируется механическим стопором.

Двигатель имел рабочий объем менее 2 литров и был достаточно экономичным. Реальный расход топлива составлял около 8 литров. Мотор был весьма неприхотлив в обслуживании и не требовал высококачественных масел и топлива. Емкость масляного картера 6,5 литра, для замены обычно хватает 6 литров. Маркировка и марка двигателя на "ИФА Мультикар 25" определяются по специальной табличке, приклепанной на нижней части картера.

В 1991 году непродолжительное время выпускалась модернизированная версия «Мультикар» 25.1 оснащенная более современным дизелем «Фольксваген» с рабочим объёмом 1,9 литра.

Коробка передач

Автомобиль оснащался четырехскоростной механической коробкой передач и карданным приводом заднего моста. Для выполнения работ с навесным оборудованием в коробке скоростей имелась отдельная замедленная передача. Передаточное число подбиралось комплектом шестерен в соответствии с характеристиками навесного оборудования. Задний мост имел механический блокиратор дифференциала, что улучшало проходимость по дорогам с плохим покрытием.

Паспортная грузоподъёмность "ИФА Мультикар 25" составляла 2000-2300 кг и зависела от типа кузова. Практически автомобиль мог перевозить намного больше. Нередкими были случаи нагрузки машины до 3000-3500 кг без последствий для конструкции. Машина могла буксировать одноосный прицеп с грузоподъемностью около 800 кг и двухосный, способный перевозить до 2400 кг.

Электрооборудование

Грузовой автомобиль «Мультикар» оснащен электрической системой с напряжением 12 Вольт. Источником энергии служат аккумулятор емкостью 135 А/ч и генератор переменного тока мощностью 590 Вт. Основными потребителями энергии являются фары, габаритные огни и электрический стартер двигателя. Для облегчения запуска при низких температурах на дизеле установлены свечи накаливания.

Коммунальные машины

Поставки "ИФА Мультикар 25" в СССР начались почти сразу после старта производства. Одной из основных сфер применения машины стало коммунальное хозяйство. Достаточно много машин поступило в коммунальные службы Москвы к Олимпиаде 1980 года. Поставки быстро нарастали, и уже к 1983 году в Советском Союзе эксплуатировались более 4000 машин различных модификаций.

Большое число вариантов навесного оборудования сделало автомобиль универсальным средством для работы на городских улицах в любое время года. М 25 мог выполнять практически все виды коммунальных работ.

Модификации

Одной из типовых машин был снегоуборочный автомобиль «Мультикар» 2519/23 с разбрасывателем песчаной смеси. Разброс осуществлялся лентой с приводом непосредственно от шины заднего колеса. Еще одна модель «Мультикар» 2530 оснащалась выдвижной лестницей для обслуживания мачт уличного освещения. Максимальная высота подъема достигала 10 метров. Машина оснащалась гидравлическим приводом от специального насоса на коробке передач.

При выполнении строительных работ применялись самосвалы «Мультикар» 2513 (с разгрузкой назад) и 2510 (с разгрузкой на три стороны). Грузоподъемность машин составляла около 2100 кг или 1,1 кубометра. В качестве аварийных автомобилей применялись «Мультикар» 2509 с гидравлическим задним бортом грузоподъемностью до 300 кг и крытые фургоны модели 2577, оснащавшиеся сдвижной стенкой грузового отсека.

Можно еще отметить поливомоечный вариант 2548/20, оснащенный цистерной для воды и рейкой с соплами под передним бампером. Похожим по конструкции был автомобиль для подметания модели 2548/22, дополнительно оснащенный валиком-щеткой посредине базы.

Мнения о машине

За годы поставок машины в СССР поступило более 20 тысяч грузовиков. Часть из этих машин сохранились и эксплуатируются до сих пор. В СССР машины такого типа в частные руки не продавались, даже после списания. Выработавшие свой ресурс машины просто сдавались на металлолом. Ситуация изменилась в начале 90-х годов, когда многие автомобили «Мультикар» обрели новых частных владельцев.

Но одновременно стала ухудшаться ситуация с поставками запасных частей. Только сочетание универсальности и надежности позволили «Мультикару» сохранить большое число сторонников, которые до сих пор поддерживают машины в рабочем состоянии.

Отзывы об "ИФА Мультикар 25" весьма разнообразны, как и о любой технике. Многие владельцы находят основным недостатком машины невысокую проходимость в пустом виде. Порожний грузовик с огромным трудом трогается на мокрой траве или скользкой дороге. Не всегда помогает даже блокировка дифференциала.

Основной проблемой становится дефицит оригинальных запчастей для "ИФА Мультикар 25". Одной из самых проблемных деталей стала родная резина. Многие владельцы переделывают ступицы машин под другие диски. Критикуется и невысокая максимальная скорость машины, которая редко превышает у сохранившихся экземпляров планку в 35-40 км/час.

«Мультикар» 21 века

После объединения Германии заводы ИФА прекратили свое существование в качестве народного предприятия. После проведенной приватизации и модернизации модельного ряда производство машин под брендом «Мультикар» возобновилось. Это единственный пример сохранения автомобильной компании родом из ГДР в новой объединенной Германии.

С 1992 по 2010 год завод выпускал модель «Мультикар 26» с дизельными двигателями «Фольксваген» и «Ивеко». Внешне машина не сильно отличалась от предшественницы. Параллельно в 2001 году был начат выпуск полностью новых «Мультикаров» моделей Fumo, М27 и Tremo с независимой подвеской передних колес и мощными дизелями «Ивеко». Основной сферой применения машины является коммунальная служба. Число элементов для оснащения этих машин превышает 100 вариантов и постоянно расширяется.

fb.ru

Запасные части Мультикар-25, ИФА| НЕВА-дизель

Поставляем со склада и под заказ оригинальные запасные части Мультикар-25.

Если у вас возникают трудности с идентификацией запасных частей, используйте каталог на нашем сайте, по ценам смотрите прайс-лист, заказать также можно через интернет-магазин:

  

(цены базовые, носят информационный характер, подлежат уточнению при заказе.Так же, Вы можете ознакомиться с ними в Прайс-листе)

Мультикар M-25 цена продажи/шт.
Кольцо поршневое 85,00 мм  STD   300
Кольцо уплотнительное гильзы цилиндра M25                                    90
Поршень + палец 85,00 мм   M25        1900
Гильза  85,00 мм   M25                                       1900
Распылитель  ,  M25                                                                                      550
Ремкомплект -  БУМАЖНЫХ И ПАРОНИТОВЫХ уплотнений двигателя  2500
Прокладка головки блока цилиндров M25     1500
Уплотнение крышки клапанов  M25  300
Сальник коленвала задний (набивка) M25 300
Сальник коленвала передний M25  300
сальники Мультикар сальниковая набивка 350
Фильтр масляный  M25  600
Фильтр топливный   M25 250
Вкладыши коренные Номинал, Р1, Р2, Р3 1800
Вкладыши шатунные Номинал, Р1, Р2, Р4 1500
Упорные полукольца Номинал 450
Пара плунжерная 550
Диск трения (сцепления) 3300
Корзина сцепления 5500
Выжимной подшипник 2500
Водяной насос 2200
Гидроаккумулятор   4013252 16500

 

 

Изготавливаем шатунные и коренные вкладыши "Мультикар-25".Номинальный и ремонтные размеры.

Шатунные вкладыши -  1500 руб/комплКоренные вкладыши - 1800 руб/комплПри заказе от 5 комплектов - скидка 10%.

Также поставляем оригинальные запчасти на двигатель  4 VD 8,8 / 8,5 – 3 SRF "Мультикар-25" под заказ со сроком поставки 2-4 недели

Отгрузка в любую точку России, Украины. Другие страны - по согласованию.

Также Вы можете посмотреть каталог запасных частей этого двигателя (в стадии наполнения)

 

Ремонтные размеры коленчатого вала

 

 

размер

диаметр шейки

вала

масляный зазор

Шатунные

номинал

54,924

0,036-0,094

Р1

54,674

Р2

54,424

Р3

54,174

Коренные

номинал

64,950

0,046-0,098

Р1

64,700

Р2

64,450

Р3

64,200

neva-diesel.com

И швец, и жнец, и микротракторец: история многоцелевого грузовика Multicar

Этот забавный лупоглазый грузовичок знаком каждому советскому школьнику восьмидесятых годов до появления непроизвольной улыбки на лице. «Multicar» – именно такое название было указано на шильдике между глазами-фарами автомобильчиков, сновавших на тротуарах и в узких проездах. 

А ведь у компактных автомобилей с квадратной кабиной интересная и, главное, длинная история…

Начало

Еще в 1920 году предприниматель Герман Иррганг вместе с инженером Артуром Аде создали небольшую мастерскую, которая занималась производством сельскохозяйственной техники. К концу двадцатых годов ХХ века предприятие стало достаточно крупным и известным – на Awe-Werk трудились четыре сотни работников. Как и другие заводы, военное время наложило свой отпечаток на профиль и специфику выпускаемой продукции – вместо тракторных прицепов и оборудования для аграриев здесь начали выпускать изделия для вермахта.

В 1948 году прошедшая сквозь жернова войны компания была национализирована, получив наименование VEB Fahrzeugwerk Waltershausen. Что же начали выпускать на этой фабрике? Послевоенная страна нуждалась в практичной и специфической технике, которая была «изобретена» практически случайно. В 1951 году на одном из промышленных предприятий сугубо для внутризаводского использования было создано необычное транспортное средство – своеобразная тележка с дизельным двигателем.

Это забавное «грузовое привидение с моторчиком» было даже лишено кабины, ведь для коротких поездок по цехам и складским помещениям оператору (ну не называть же его водителем) достаточно было стоять на подножке, причем для того, чтобы изменить направление движения, нужно было переносить вес тела с одной ноги на другую. При этом ручки управления дроссельной заслонкой, тормозами и рычагом коробки передач находились под руками. Своеобразная техника управления моторизированной тележкой не требовала особого привыкания, а также позволяла управлять техникой независимо от того, куда двигался этот «автомобиль».

Такие тележки для нужд конкретных промышленных предприятий производили в Людвигсфельде – на заводе Industrie Werke, который входил в крупное машиностроительное объединение IFA. Необычный транспорт зарекомендовал себя на практике так хорошо, что руководство ГДР приняло решение выйти на новый уровень выпуска дизельных «мототележек», запустив их в серийное производство на том самом заводе VEB Fahrzeugwerk в Вальтерсхаузене, который также входил в объединение Industrieverband Fahrzegbau der DDR.

«Дизельный грузовик» (дословно от немецкого Diesel Kraftwagen) в Людвигсфельде выпускали под индексом DK002.

При переносе производства в Вальтерсхаузен грузовая тележка получила усовершенствованную конструкцию, новый индекс DK3 (2003) и даже собственное имя! Да, забавное транспортное средство нарекли… муравьем! Точнее, «дизельным муравьем» – по-немецки звучит как «Дизель Амайзе» (Diesel Аmeise).

DK2003

DK2003 при собственной массе в 930 кг мог перевезти вдвое больше (1 850 кг) груза благодаря шестицилиндровому дизельному двигателю мощностью 6 л. с. Лишенный электростартера двигатель был интересен системой охлаждения – она была водяной, но не имела радиатора. Во время работы двигателя нагревшаяся вода просто… испарялась, после чего объем резервуара нужно было заполнить новой порцией жидкости.В Вальтерсхаузене было выпущено около полутора тысяч «дизель-муравьев», а в 1957-м машина получила более презентабельную внешность и новый индекс DK2004. Водитель по-прежнему стоял, но передок стал более круглым и получил небольшую дверцу-ограждение в торце, а в кабине появился даже специальный валик-упор. Из важных отличий от предшественника можно отметить и электростартер.

От Муравья – к Multicar

Успешность использования «муравьиных тележек» внутри страны натолкнула создателей на идею вывода «амайзов» на внешние рынки. Однако для этого потребовалось сначала… придумать новое имя, ведь как оказалось, за рубежом подобное торговое наименование уже было запатентовано.

Предприятие VEB Fahrzeugwerk Waltershausen даже объявило конкурс, на который откликнулись в разных уголках ГДР, прислав около полутора сотен вариантов. Среди десятка финалистов предпочтение отдали англоязычному термину Multicar – то есть, автомобиль многоцелевого назначения.

В конце 1959 года восточноевропейский производитель получил патент, а «муравей» DK2004 превратился в Multicar 21. Индекс первенца расшифровывался достаточно просто: первая цифра (2) обозначала грузоподъемность грузовичка (2 тонны), а вторая (1) – порядковый номер серии. За пять последующих лет завод выпустил свыше 12 тысяч экземпляров Multicar 21. Такой относительно большой тираж объяснялся расширением сфер деятельности Мультикара – если «муравьи» использовались преимущественно в качестве внутризаводского транспорта, то бортовые грузовички и самосвалы с новым именем широко использовались в сельском хозяйстве и на стройках – в качестве «подсобно-развозного» транспорта для локальных перевозок небольших грузов на короткие расстояния. Вскоре практичный и компактный транспорт облюбовали и «гедеэровские» коммунальщики, а также предприятия Deutsche Post – немецкой почты.

Свыше трех тысяч экземпляров были отправлены за рубеж – география экспортных поставок Мультикаров включала такие страны, как Швеция, Швейцария, Финляндия, Польша, Португалия, Дания, Голландия, Исландия и даже Египет с Ираном!

Однако статус Мультикара оставался неизменным – он не являлся автомобилем, поэтому на дорогах общего пользования такому транспортному средству делать было нечего. Конечно, где-нибудь в сельской глуши или в непосредственной близости от заводских предприятий на ездившие по улицам Мультикары «закрывали глаза», однако без ограничений такую технику эксплуатировать было нельзя как минимум потому, что водитель не сидел за рулем, а стоял.

Присаживайтесь поудобнее

Как и предшественник с индексом 21, новый Multicar 22 был представлен на Лейпцигской выставке. Это произошло в 1964 году, и новинка заметно отличалась от прежних мототележек конструкцией, ведь Мультикар наконец-то получил сидячее место водителя, которое к тому же находилось в закрытой одноместной кабине! Для того, чтобы в холодное время года водитель управлял автомобилем с комфортом, отапливаемая кабина имела не только крышу над головой, но и стёкла! При этом конструкция кабины предусматривала демонтаж её верхней части в случае необходимости – то есть, Мультикар мог стать открытым, как и его «муравьиные» предки.

Изменение компоновки и конструкции вывело грузовичок в другой класс транспортных средств – Мультикар перестал быть тележкой, став пусть и маленьким, но полноценным автомобилем!

Multicar 22 – уже с закрытой кабиной и традиционной посадкой водителя

Еще одно ключевое отличие – двухцилиндровый мотор объемом 0,8 литра, развивавший 13 л.с. Расположенный справа от водителя компактный дизелёк с воздушным охлаждением работал в паре с четырехступенчатой «механикой», все передачи которой были оснащены синхронизаторами.Поскольку Мультикары всегда отличались шумностью выхлопа, «двадцать второй» получил глушитель. Превращая своё детище в полноценный грузовичок, конструкторы привели его электрику и освещение в полное соответствие с требованиями для колесных транспортных средств, допускающихся на дороги общего пользования. Таким образом, Мультикар стал настоящим грузовичком, который мог эксплуатироваться практически везде. Скромные наружные габариты и малая мощность были не помехой, ведь условия работы Мультикаров не предполагали их перемещения по автобанам на десятки километров. Впрочем, развиваемой «максималки» в 23 км/ч автомобильчику хватало, ведь ему предстояло неспешно перевозить грузы на совсем небольшие расстояния. Зато для новой модели в ГДР производили несколько видов различных прицепов, с которыми грузоподъемность крохотного тягача-автопоезда достигала четырех с половиной тонн! При этом с максимальной загрузкой Multicar 22 был способен преодолевать подъемы до 8 градусов!

Multicar 22 часто эксплуатировали с прицепами

Три базовые версии обозначались разными литерами: Multicar 22P оставался в виде «голого» шасси либо оснащался бортовым кузовом, а версии 22D и 22M являлись самосвалами – с трехсторонней загрузкой и обычным кузовом-«корытом» соответственно. При этом на Мультикары устанавливали самую различную «навеску» для работы в коммунальных службах или сельском хозяйстве. Со временем (1970 год) Мультикар этой модели получил 15-сильный двигатель, а до 1974 года в Вальтерсхаузене было выпущено более четырех десятков тысяч экземпляров Multicar 22.

Одноместный Multicar 22 целое десятилетие был основной рабочей лошадкой восточногерманских коммунальщиков

Новый герой

За десятилетие производства прежняя мультикаровская концепция, что называется, себя исчерпала. В ходе радикальной модернизации было создано полностью новое шасси оригинальной конструкции с двускатными шинами сзади и новой кабиной. Еще одно важное новшество – четырехцилиндровый дизельный двигатель вполне «взрослого» рабочего объема (2 л), который развивал 45 «лошадок». Для доступа к мотору одноместная кабина откидывалась вперёд – совсем как на больших грузовиках!

Ранний «24-й» сохранил одноместную компоновку предшественника

Multicar 24 стал гораздо быстрее своих предшественников, ведь трёхкратное увеличение мощности подняло планку максимальной скорости вдвое – с 23 до 50 км/ч. Новая модель также обзавелась гидроприводом с отдельным насосом для вспомогательного оборудования.

Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины

Поскольку силовой агрегат Мультикара уже находился снизу кабины, а не сбоку от водителя, вскоре конструкторы добавили пассажирское место, которое заметно расширяло сферы деятельности автомобиля, ведь ранее «экипаж» коммунально-подсобной машинки мог состоять лишь из одного человека, а теперь на Мультикаре можно было работать вдвоём – с напарником.

Разумеется, кабина выглядела максимально функционально – для того, чтобы в компактном корпусе без проблем разместились двое работников, углы сделали максимально прямыми, а панели – плоскими. К тому же не будем забывать о том, что на дворе стояли семидесятые годы – плоскопараллельный дизайн давно был в ходу.

Multicar 24 выпускали в Вальтерсхаузене до 1978 года, когда его сменил легендарный «двадцать пятый». Именно модель Multicar 25 получила широкую известность в СССР и социалистических странах, став наиболее популярным транспортным средством, когда-либо выпущенным на VEB Fahrzeugwerk Waltershausen в послевоенный период до объединения Германии.

Чем же очередной Multicar так понравился потребителям? Невзирая на традиционно скромные наружные габариты, «малыш» являлся полноценным грузовым автомобилем малой грузоподъемности. Благодаря огромному плоскому ветровому стеклу удобная двухместная кабина обладала превосходной обзорностью, что облегчало маневрирование в условиях тесных городских улиц.

Как и на прошлой модели, Multicar приводился в движение с помощью «полноразмерного» дизельного двигателя с жидкостным охлаждением.

Двигатель Multicar 25 – вполне полноценный силовой агрегат

При этом для лучшей проходимости в заднем мосту появилась принудительная блокировка дифференциала, а конструкция переднего бампера предусматривала его быстрый демонтаж для установки дополнительного навесного оборудования.

Грузовичок номинальной грузоподъемностью две тонны оказался весьма выносливым и с честью «держал удар», то есть без проблем переносил значительную перегрузку.

При длине шасси менее четырех метров Multicar был одним из самых компактных грузовых автомобилей своего времени

Multicar 25 предлагался с разной длиной колесной базы, типами кузова и «навеской»

Компактный, надежный и удивительно функциональный автомобиль пользовался успехом не только «из-под палки»: даже после известных событий, после которых ГДР прекратила своё существование, предприятие в Вальтерсхаузене отнюдь не остановило свою работу!

Да, в отличие от Вартбурга, Трабанта и Баркаса, Multicar смог без особых проблем пережить все геополитические перемены. Ведь как оказалось, от государственных перестроек теперь уже одна большая Германия совсем не перестала нуждаться в таких практичных грузовичках! Разумеется, предприятие VEB Fahrzeugwerk Waltershausen при этом прошло через смену формы собственности и после приватизации получило новое название – Multicar Spezialfahrzeuge GmbH. Ставить «крест» на Мультикарах после заката социализма в Вальтерсхаузене никто не собирался, однако объемы производства ощутимо упали: если в лучшие времена в год выпускали свыше 5-7 тысяч грузовичков, то к началу девяностых ежегодно производили до полутора тысяч Мультикаров.

Впрочем, и такого количества для экономической рентабельности завода хватало, однако новые времена потребовали и других перемен – на этот раз технических. Multicar 25.1 был «переходным» вариантом, отличаясь от обычной модели дизельным двигателем Volkswagen объемом 1,9 литра.

Эпоха Multicar 25 закончилась в 1992 году – за полтора десятилетия было изготовлено около 100 тысяч многоцелевых грузовичков, причем многие детали и специальное оборудования для Мультикаров выпускали на предприятиях в других немецких городах.

При этом основным зарубежным покупателем была, конечно же, огромная страна Советов – за восьмидесятые годы в СССР было отправлено свыше 20 тысяч Мультикаров. Больше всего в Союзе любили классические бортовые грузовики, самосвалы и фургоны, но особый интерес вызвала модификация с грузоподъемным бортом, значительно упрощающим разгрузку-загрузку кузова.

Наше время

Ставший наследником самого известного Мультикара, грузовичок с индексом «26» оснащался мощными дизелями IVECO, развивавшими в зависимости от модификации до 105 л. с. Коробка передач стала пятиступенчатой, а еще Мультикар начали оснащать дополнительной «раздаткой» с валами отбора мощности и гидроусилителем рулевого управления.

В 1998 году контрольный пакет акций Multicar Spezialfahrzeuge GmbH перешел во владение компании Hako-Gruppe, а в 2001-м в Вальтерсхаузене начался выпуск очередной новинки – Multicar 30, также получившей имя собственное – Frumo.

С 2010-го выпускаются Мультикары новой конструкции. Автомобили семейства Tremo продолжают воплощать на практике концепцию компактного грузовика многоцелевого назначения, однако они построены на новой платформе и конструктивно полностью отличаются от предшественников, ведущих свою родословную еще от Multicar 25 образца семидесятых годов.

Как и несколько десятилетий назад, небольшие «головастики» с яркой кабиной ежедневно выходят на свою незаметную, но такую важную и нужную работу. Вывоз мусора, уборка улиц, перевозка грузов и ремонтного оборудования – все эти годы Мультикар является настоящим мастером на все руки, который не гнушается самой неблагодарной, казалось бы, работы. Маленький автомобиль, но большой трудяга – пожалуй, лучше и не скажешь.

Источник

koleso.temaretik.com

История создания Мультикар

Немного истории о легендарном автомобиле  Ifa Multicar

Так сложилось со времен Советского Союза, что коммунальщики не были избалованы вниманием городских властей и оснащением специальной уборочной техникой. Занимаясь глобальными задачами индустриализации, власти мало интересовались такими «мелочами», как нужды ЖКХ. Задачи очистки дорог от снега и мусора решались, в основном метлой, совком и лопатой, либо применением подручных средств: плужными и щеточными навесками комплектовали любой трактор или машину и использовали их для выполнения уборочных работ как в зимний, так и в летний период. Чаще всего коммунальщикам в помощь выделялся трактор «Беларусь». Однако, не каждая машина пригодна для движения по глубокому снегу или тесному двору, потому появление специализированной техники для коммунальщиков было настоящим подарком.

Диковинные коммунальные машины с уникальными возможностями появились в Москве накануне Олимпиады 1980 года. Уже к 1982 году в СССР работало более 4000 автомобилей семейства. Всего в СССР было завезено около 20 тысяч этих грузовичков, многие из которых сохранились и работают до сих пор. Интересно, что с началом приватизации многие из этих автомобилей перекочевали на частные подворья. Со временем Мulticar М 25 стал настоящей легендой, но мало кто из его почитателей знает, что у него были не менее известные в свое время предшественники.

В 1956 году предприятие IFA в ГДР организовало выпуск дизельных компактных грузовиков, а в 1958 году было запатентовано их название Multicar. Неуклонно возрастающая популярность Multicar 'а как коммунального и строительного автомобиля началась с модели Multicar 22, которая появилась в 1964 году. От более ранних моделей её отличало наличие закрытой кабины, дизель мощностью 14 л.с. и грузоподъемность 1,9 т.

На базе этой модели был создан широкий ряд спецмашин: самосвалы с трехсторонней и задней разгрузкой, поливомоечные машины, платформы с откидными бортами, снегоочистители и бетономешалки. За десять лет производства модели Multicar 22 было изготовлено 42579 экземпляров. Грузовики поставлялись не только для нужд ГДР, но и экспортировались в другие соцстраны.

На смену Multicar 22 пришла следующая модель - Multicar 24 с более мощным дизельным двигателем в 45 л.с. Такая мощность позволяла развивать скорость до 50 км/ч и перевозить 2,2 т груза. Функциональные возможности также расширились: теперь Multicar был оснащен 14 видами оборудования. Однако, Multicar 24 выпускался недолго — всего четыре года, с 1974 до 1978 года, и было выпущено в общей сложности 25600 экземпляров.

Зато следующая модель оказалась настоящим бестселлером: её начали выпускать в 1978 году и производили тринадцать лет. Multicar 25 стала самой массовой моделью за всю историю завода: выпускалось до десяти тысяч машин в год. Хотя мощность двигателя оставалась по-прежнему 45 л.с., своими потребительскими качествами Multicar 25 значительно превосходил предшественника: грузоподъемность — 2,3 т, кабина — двухместная, скорость — 60 км/ч и уже 20 видов навесного сменного оборудования! Такая оснащенность сделала ифа мультикар 25 универсальным и незаменимым на городских улицах в любую погоду и в любое время года. При его помощи выполнимы абсолютно все виды коммунальных работ. 

Именно поэтому у такой техники, как Multicar 25 до сих пор много поклонников, как у всякой достойной техники, проверенной годами эксплуатации.

Модель оказалась последней, выпускавшейся в ГДР предприятием FA Multicar. После объединения Германии предприятие IFA прекратило свое существование. Но жизнь грузовиков мультикар 25 продолжается, благодаря их надежности и долговечности, продолжается продажа запчастей и продажа подержанных автомобилей. В свое время коммерческие структуры в Германии организовывали поставки подержанных легковых, а затем грузовых автомобилей, а также дорожностроительной техники.

xn----7sbb3acmfh4bqji3i.xn--p1ai


Смотрите также