пороховой двигатель. Двигатель на порохе


пороховой двигатель - это... Что такое пороховой двигатель?


  • Попов Николай Евграфович
  • Пороховщиков Александр Александрович

Смотреть что такое "пороховой двигатель" в других словарях:

  • Пороховой двигатель — см. Ракетный двигатель твёрдого топлива Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • пороховой двигатель — пороховой двигатель — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Энциклопедия «Авиация»

  • ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — см. Ракетный двигатель твердого топлива …   Большой Энциклопедический словарь

  • пороховой ракетный двигатель — см. Ракетный двигатель твёрдого топлива. * * * ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, см. Ракетный двигатель твердого топлива (см. РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (РДТТ)) …   Энциклопедический словарь

  • Пороховой ракетный двигатель —         простейший вид твёрдотопливного ракетного двигателя (См. Твердотопливный ракетный двигатель), в котором в качестве топлива используется бездымный порох (См. Пороха), обладающий большой теплотой сгорания и высоким удельным импульсом. П. р …   Большая советская энциклопедия

  • пороховой — ая, ое. 1. к Порох (1 зн.). П. газ, дым. П. запах. П ая гарь. П ое топливо. П. ракетный двигатель. П. склад, завод. П. погреб. П ая бочка (также: о потенциальном очаге войны или о чём л. грозящем неожиданной бедой, катастрофой). 2. Разг.… …   Энциклопедический словарь

  • пороховой — а/я, о/е. 1) к порох 1) Порохово/й газ, дым. Порохово/й запах. П ая гарь. П ое топливо. Порохово/й ракетный двигатель. Порохов …   Словарь многих выражений

  • Ракетный двигатель твердого топлива — (РДТТ), пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом ракетном топливе. РДТТ широко применяются в качестве стартовых и маршевых двигателей ракет различных классов и реактивных снарядов. В авиационной и космической технике… …   Энциклопедия техники

  • РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА — (РДТТ), твердотопливный ракетный двигатель, пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом топливе коллоидном (наз. также порохами) или смесевом металлсодержащем топливе; применяется в ракетной артиллерии и космонавтике; старейший …   Большой энциклопедический политехнический словарь

avia.academic.ru

Пороховой двигатель - это... Что такое Пороховой двигатель?

 Пороховой двигатель Пороховой двигатель

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Попов Сергей Алексеевич
  • Пороховщиков Александр Александрович

Смотреть что такое "Пороховой двигатель" в других словарях:

  • ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • пороховой двигатель — пороховой двигатель — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Энциклопедия «Авиация»

  • пороховой двигатель — пороховой двигатель — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Энциклопедия «Авиация»

  • ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — см. Ракетный двигатель твердого топлива …   Большой Энциклопедический словарь

  • пороховой ракетный двигатель — см. Ракетный двигатель твёрдого топлива. * * * ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, см. Ракетный двигатель твердого топлива (см. РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (РДТТ)) …   Энциклопедический словарь

  • Пороховой ракетный двигатель —         простейший вид твёрдотопливного ракетного двигателя (См. Твердотопливный ракетный двигатель), в котором в качестве топлива используется бездымный порох (См. Пороха), обладающий большой теплотой сгорания и высоким удельным импульсом. П. р …   Большая советская энциклопедия

  • пороховой — ая, ое. 1. к Порох (1 зн.). П. газ, дым. П. запах. П ая гарь. П ое топливо. П. ракетный двигатель. П. склад, завод. П. погреб. П ая бочка (также: о потенциальном очаге войны или о чём л. грозящем неожиданной бедой, катастрофой). 2. Разг.… …   Энциклопедический словарь

  • пороховой — а/я, о/е. 1) к порох 1) Порохово/й газ, дым. Порохово/й запах. П ая гарь. П ое топливо. Порохово/й ракетный двигатель. Порохов …   Словарь многих выражений

  • Ракетный двигатель твердого топлива — (РДТТ), пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом ракетном топливе. РДТТ широко применяются в качестве стартовых и маршевых двигателей ракет различных классов и реактивных снарядов. В авиационной и космической технике… …   Энциклопедия техники

  • РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА — (РДТТ), твердотопливный ракетный двигатель, пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом топливе коллоидном (наз. также порохами) или смесевом металлсодержащем топливе; применяется в ракетной артиллерии и космонавтике; старейший …   Большой энциклопедический политехнический словарь

dic.academic.ru

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 2: Твердотопливные двигатели / Хабр

В комментариях к первой статье мне справедливо указали, что я совсем не рассказал о твердотопливных двигателях, которые применяются в космонавтике. Действительно, в одну статью даже простой ликбез не влез. Поэтому приглашаю желающих почитать продолжение.
Предания старины глубокой
Черный (дымный) порох изобрели китайцы в девятом веке. И уже в одиннадцатом веке появляются документальные свидетельства о создании боевых ракет на черном порохе («Уцзин цзунъяо» 1044 год ): Обратите внимание на дизайн ракеты по центру. Эта компоновка боевых ракет оставалась неизменной восемьсот с лишним лет, до начала двадцатого века, а фейерверки с ней производятся до сих пор! Человеческая мысль не стояла на месте. Уже в 1409 году в Корее додумались до системы залпового огня (Хвачха): Также есть легенда о китайском чиновнике Ван Ху, который приблизительно в шестнадцатом веке собрал аппарат из кресла, двух змеев (не во всех вариантах легенды) и сорока семи ракет (очевидно, от снарядов типа Хвачхи): Увы, тогдашние изобретатели были бесстрашны от незнания, про методику лётно-конструкторских испытаний не думали, и страдали излишним оптимизмом. Поэтому первое испытание оказалось последним. Когда стих рёв двигателей, и рассеялся дым, ни Ван Ху, ни его аппарата не нашли. Ракеты вместе с завоевателями с Востока (монголы, османы) пришли в Европу. Само слово «ракета» — от итальянского «маленькое веретено». С различной интенсивностью ракеты применялись по всей Европе и Азии. Следующим заметным этапом была четвертая англо-майсурская война (1798—1799). Ракеты Майсура впервые в мире имели стальную оболочку, различное назначение (зажигательные, противопехотные с режущими кромками) и массированно использовались. Корпус ракетчиков Типу Султана насчитывал пять тысяч человек. Впечатленные англичане, к тому же захватившие в Серингапатаме в качестве трофеев сотни ракет, решили воспроизвести технологию. Так родились ракеты Конгрива, которые широко использовались в наполеоновских войнах и последующих конфликтах, и даже просочились в гимн США. Начиная с середины девятнадцатого века нарезная артиллерия начала выигрывать у ракет и по дальности и по точности, а залповое применение по типу Хвачхи было забыто. Поэтому боевые ракеты постепенно сходили со сцены, однако, даже в Первой мировой войне они ещё использовались. На фотографии французский «Ньюпор-16» с ракетами «Le Prieur» для борьбы с дирижаблями и воздушными шарами. Несмотря на электрозапал и установку на самолёте, это старые добрые пороховые ракеты такой же компоновки, что и у китайцев одиннадцатого века.
Выезжала на берег «Катюша»
Ракеты на черном порохе не стали сложней и мощней из-за ограничений самого пороха. Нельзя было сделать пороховую шашку с устойчивыми параметрами в партии, большого калибра, и горящую хотя бы пару секунд. Для развития твердотопливных ракет требовался новый материал. В конце девятнадцатого века был изобретен бездымный порох. Однако на артиллерийском бездымном порохе ракету сделать не получалось. Начались поиски бездымных ракетных порохов. Наибольшего успеха в этом деле добилась Газодинамическая лаборатория Тихомирова и Артемьева в СССР. Они создали т.н. баллиститный порох, из которого уже можно было сделать достаточно большие шашки и поставить их в реактивные снаряды. К тому же вовремя вспомнили про идею залпового огня. Так родились «Катюши» — снаряды РС-82 и РС-132 для авиации, М-8 и М-13 для наземных установок. Более подробно про пороха, их виды и производство можно почитать здесь. Успехи технологии привели к тому, что во время Второй мировой войны СССР активнее других стран использовал боевые ракеты на твердом топливе. Оружие оказалось очень эффективным, применялось с воздушных, наземных, корабельных носителей, были разработаны новые модификации большей дальности или калибра.
Стойкий смесевой сержант
Баллиститный порох имел свои физические ограничения. Максимальный диаметр шашки измерялся в сантиметрах, а время горения — в секундах. Даже если бы фон Браун хотел, он не смог бы сделать Фау-2 на баллиститном порохе. Нужен был новый вид твердого топлива. Им стало т.н. смесевое топливо («rubber fuel»). В 1942 году Джон Парсонс создал первые экземпляры двигателей на смесевом топливе, используя асфальт. А эксперименты с компонентами обнаружили, что наиболее эффективным топливом является смесь перхлората аммония (окислитель), алюминия и полиуретана (горючее) и полибутадиена для улучшения параметров горения, формования и хранения двигательной шашки. Первой ракетой с двигателем на смесевом топливе стала MGM-29 «Сержант» (первый полёт — 1956 г), двигатель которой имел диаметр 0,7 метра и работал 34 секунды. Это был качественный прорыв — ракета массой 4,5 т. и длиной 10 м. могла забросить боеголовку весом 0,8 т на 135 км, и не требовала колонны автомашин с компонентами топлива и десятки минут на заправку. После ракет средней дальности была разработана МБР «Минитмен» на смесевом топливе. Её преимущества можно увидеть, сравнивая с похожими советскими проектами. Дело в том, что в СССР Королёв попытался создать баллистическую ракету на баллиститном порохе (РТ-1) и на смесевом топливе советской рецептуры с худшими характеристиками (РТ-2). Сравнение характеристик очень наглядно: Обратите внимание на то, что в ракете РТ-1 пришлось делать фактически сборку из четырех отдельных двигателей из-за ограничений на диаметр шашки баллиститного пороха. У РТ-2 и «Минитмена» шашка одна, большая, но на первой ступени 4 сопла.
Особенности твердотопливных двигателей
Возможность создать двигатель очень большой тяги
Самым мощным ракетным двигателем в истории был твердотопливный ускоритель «Спейс Шаттла». Его начальная тяга составляет 1250 тонн, а пиковое значение достигает 1400 тонн, что приблизительно в 1,8 раз больше тяги самых мощных ЖРД (F-1 и РД-170). Самый мощный из эксплуатируемых двигателей тоже твердотопливный — это боковые ускорители «Ариан-5», их тяга составляет 630 тонн.
Профиль тяги задается при конструировании
ЖРД можно дросселировать — менять величину тяги, иногда в весьма большом диапазоне. Твердотопливный двигатель горит неуправляемо, и величину тяги можно регулировать только с помощью внутреннего канала специального профиля. Разные профили канала позволяют иметь разные профили тяги во времени:
Невозможность аварийного выключения
После того, как РДТТ включился, выключить его нельзя. На боковые ускорители «Спейс Шаттла» ставили заряды взрывчатки, чтобы в случае катастрофического отказа они не летели в произвольном направлении. Все полёты шаттлов проходили с людьми, и знание того, что в бункере сидит специальный человек (RSO), который взорвёт ускорители в случае аварии, добавляло нервозности. Боковые ускорители «Челленджера» в катастрофе 1986 года не были повреждены взрывом центрального бака и были подорваны несколько секунд спустя.
Невозможность повторного запуска
Вытекает из предыдущего пункта. На каждое включение надо иметь отдельную ступень с двигателем. Это важно для разгонных блоков, которые должны включаться уже в космосе несколько раз.
Отсечка тяги
При необходимости выключить досрочно нормально работающий РДТТ (например, при разгоне до нужной скорости при стрельбе на неполную дальность), единственное, что можно сделать — это т.н. отсечка тяги. Специальные заряды вскрывают верхнюю часть камеры сгорания, обнуляя тягу. Двигатель ещё работает некоторое время, но пламя вырывается с обеих сторон, что, фактически, не добавляет скорости.
Меньший удельный импульс
Удельный импульс (мера эффективности топлива) РДТТ ниже, чем у ЖРД. Это приводит к тому, что в боевых МБР обычно на одну ступень больше. Жидкостные УР-100 и Р-36 имеют две ступени, что оптимально по баллистике, а на твердотопливные «Тополя» приходится ставить три ступени. Поэтому массовое совершенство РДТТ хуже.
Простота изготовления и эксплуатации
После заливки топлива в камеру сгорания оно становится похожим на резину по консистенции и не требует дополнительных операций. В отличие от разгонных блоков на ЖРД, которые надо заправлять и проверять на космодроме, разгонные блоки с РДТТ приходят готовые от производителя. Боевые ракеты с РДТТ также приходят от производителя готовыми и стоят на дежурстве десятилетиями, не требуя дополнительных операций с топливом со стороны персонала. Справедливости ради необходимо отметить, что боевые МБР с ЖРД также приходят от производителя «ампулизованные», не требуя заправки в шахте.
Сложность механизмов управления
В ЖРД можно отбирать компоненты после ТНА и использовать их в гидравлических рулевых машинах для отклонения сопла. В РДТТ такой возможности нет, поэтому приходится ставить мощные аккумуляторы или генераторы для рулевых машин. Например, на твердотопливном ускорителе «Спейс Шаттла» стояли специальные газогенераторы, сжигавшие гидразин из отдельных баков и питавшие гидравлические рулевые машины, которые отклоняли сопло для управления полётом. На ТТУ РН «Титан-4» стояли баки с тетраксидом азота, который несимметрично впрыскивался в сопло через управляемые форсунки, создавая асимметрию тяги. На разгонных блоках приходится ставить отдельные двигатели ориентации на жидком топливе, а на время работы двигателя обеспечивать стабилизацию раскруткой.
Невозможность регенеративного охлаждения
Стенки камеры сгорания изолированы ещё не сгоревшим топливом, это безусловный плюс РДТТ, но с соплом ситуация обратная. Дело осложняется тем, что температура горения твердого топлива выше, а продукты сгорания обладают гораздо большим, нежели в ЖРД, эрозионным эффектом. Сопло разъедается продуктами сгорания, что ещё ухудшает параметры двигателя из-за нарушения геометрических параметров сопла. Без потока компонентов, которыми можно охлаждать сопло, приходится придумывать другие методы. Их два — охлаждение излучением и испарением (абляцией). Критическое сечение (самая узкая часть сопла, там наибольшие нагрузки) выполняется из очень твердых и жаропрочных материалов (специально обработанный графит), менее нагруженные части — из теплостойких материалов. Более подробно можно почитать здесь. Но эти решения имеют свою цену — сопло РДТТ тяжелее, чем у ЖРД. Очень хорошо это видно на фотографиях из этого хабрапоста:Слева ЖРД, справа РДТТ
Заключение
В современной ракетной технике РДТТ нашли четыре основные ниши:
  1. Военные ракеты. РДТТ обеспечивают высокую боеготовность, простоту и надежность двигателей межконтинентальных и прочих ракет.
  2. Стартовые ускорители. Возможность создать очень мощный и дешевый двигатель используется, когда необходимо оторвать от земли более эффективный, но менее мощный ЖРД.
  3. Разгонные блоки. Распространенность, простота, надежность, освоенность промышленностью, легкость хранения привели к широкому использованию РДТТ в качестве разгонных блоков в США. Удельный импульс РДТТ всего на ~10% меньше, чем у пары гептил/амил (масса РБ IUS даже меньше «Бриза-М» из-за меньшей широты космодрома), а в полтора раза более эффективные водород/кислородные блоки не использовались в «Спейс Шаттлах», которые не так давно выводили большое количество спутников.
  4. Фейерверки и ракетомоделизм. Простота изготовления маленького РДТТ привела к тому, что ракеты используются в фейерверках (там почти наверняка черный порох) и в ракетомоделизме. Простые составы домашнего производства или покупные (есть стандартные в магазинах) позволяют делать небольшие ракеты для развлечения и обучения.

P.S. Ещё будет третья часть. Про виды жидкого топлива, размеры ступеней, стартовые сооружения и деньги. Не очень скоро — через одну статью.

habr.com

ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ - это... Что такое ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ?

 ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива.

Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.

  • ПОРОХА
  • ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

Смотреть что такое "ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ" в других словарях:

  • Пороховой двигатель — см. Ракетный двигатель твёрдого топлива Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • пороховой двигатель — пороховой двигатель — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Энциклопедия «Авиация»

  • пороховой двигатель — пороховой двигатель — то же, что ракетный двигатель твёрдого топлива …   Энциклопедия «Авиация»

  • ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — см. Ракетный двигатель твердого топлива …   Большой Энциклопедический словарь

  • пороховой ракетный двигатель — см. Ракетный двигатель твёрдого топлива. * * * ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОРОХОВОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, см. Ракетный двигатель твердого топлива (см. РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (РДТТ)) …   Энциклопедический словарь

  • Пороховой ракетный двигатель —         простейший вид твёрдотопливного ракетного двигателя (См. Твердотопливный ракетный двигатель), в котором в качестве топлива используется бездымный порох (См. Пороха), обладающий большой теплотой сгорания и высоким удельным импульсом. П. р …   Большая советская энциклопедия

  • пороховой — ая, ое. 1. к Порох (1 зн.). П. газ, дым. П. запах. П ая гарь. П ое топливо. П. ракетный двигатель. П. склад, завод. П. погреб. П ая бочка (также: о потенциальном очаге войны или о чём л. грозящем неожиданной бедой, катастрофой). 2. Разг.… …   Энциклопедический словарь

  • пороховой — а/я, о/е. 1) к порох 1) Порохово/й газ, дым. Порохово/й запах. П ая гарь. П ое топливо. Порохово/й ракетный двигатель. Порохов …   Словарь многих выражений

  • Ракетный двигатель твердого топлива — (РДТТ), пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом ракетном топливе. РДТТ широко применяются в качестве стартовых и маршевых двигателей ракет различных классов и реактивных снарядов. В авиационной и космической технике… …   Энциклопедия техники

  • РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЁРДОГО ТОПЛИВА — (РДТТ), твердотопливный ракетный двигатель, пороховой двигатель, ракетный двигатель, работающий на твёрдом топливе коллоидном (наз. также порохами) или смесевом металлсодержащем топливе; применяется в ракетной артиллерии и космонавтике; старейший …   Большой энциклопедический политехнический словарь

dic.academic.ru