Танковый двигатель. Двигатель на танках


Бензиновый мотор на танке — Старый Русский Топ

Как известно, в СССР бензиновых моторов М-17 было произведено 27.534 штуки, и это при том, что в производстве моторы были с 1931 г. по 1934 г. — всего 4 года. Промышленности СССР в том виде, какой она была в начале 40-х годов, было под силу производить этот мотор десятками тысяч штук в год. Сходных по конструкции моторов М-105 было произведено около 91 тысячи, 10 тысяч АМ-34, не менее 50 тысяч АМ-38, ну и так далее.

Ничего не мешало и улучшить его технологичность применительно к танкостроению — перейти на цельнолитой блок цилиндров и так далее.

Можно было на основе этого мотора сделать и специальный танковый двигатель. Скажем, Форд разработал для танка Шерман отличный 8-цилиндровый мотор Ford GAA мощностью — да, те же самые 500 кобыл (даже 525 при двух карбюраторах).

В своё время фордовцы создали этот мотор для авиации, и первоначально он существовал в 12-цилиндровом варианте. Однако авиация США перешла на звездообразные воздушники, и двигатель оказался невостребованным. Тогда фордовские конструкторы и предложили его танкистам, но тем 12 цилиндров показалось многовато, и двигатель был переделан в 8-цилиндровый вариант. При этом угол развала цилиндров остался 60-градусным, что более характерно для 12-цилиндровых агрегатов. Этот мотор потом ставили на Першинги и много еще на что.

Обращает внимание его компактность в сравнении с монстрообразным советским дизелем V12 (В-2).

The GAA was used in the M4A3 (1,690), M4A3(75)W (3,071), M4A3(76)W (1,400), M4A3 (105) (500), M4A3E2 (254), M4A3(76)W HVSS (3,142), M4A3(105) HVSS (2,539), M10A1 (1,413), and M7B1 (826).The GAF powered the M26 (2,222), M26A1, T95, and M45 (185).The GAN powered the T23 (248) and M4A3E2 (254).In order to meet the need for a larger engine, Ford resurrected the V-12 as the GAC, which produced 770 hp (570 kW) and powered the T29

Мотор имеет объем 18 литров при степени сжатия 7.5

Для сравнения — дизель В-2 имеет объем почти 39 литров, ну и соответствующие размеры. Грубо говоря — он ВДВОЕ больше размером (объемом, занимаемым в двигательном отсеке), чем равной мощности Ford GAA.

Чтобы оценить разницу в размерах — вот легковой Форд Мустанг с мотором Ford GAA от танка:

Для сравнения — дизель В-2 вы не всунете даже в КАМАЗ, настолько он огромный.

Весит Ford GAA 708 кг против 874 кг у дизеля В-2 — разница в 166 кг не кажется существенной, а вот разница в размере приводит к куда более драматическому росту массы конструкции танка из-за увеличения забронированного объема.

Кстати, Форд на этом моторе применил оригинальный привод распредвалов:

В головки идут вертикальные валы с червяком, вращающим зубчатые колеса распредвалов. Решение довольно элегантное на фоне косячных наборов зубчатых колес на В-2, с которыми мучались изготовители.

Бензиновый Ford GAA был настолько удачен, что производился до 1950 года включительно, пока авиация не перешла полностью на реактивные двигатели, и танковые моторы потребовалось адаптировать к работе на авиакеросине, из соображений гибкости логистики. Только тогда всю армейскую технику в США стали переводить на дизеля и турбины.

Но ладно — США нам не указ. Однако же есть абсолютные технические и технологические ограничения.

В производстве бензиновый двигатель в разы дешевле дизельного той же мощности и габаритов. При всех усилиях снизить себестоимость массовых автомобильных дизелей, даже сейчас они обходятся примерно вдвое дороже, чем бензиновые моторы с распределенным впрыском той же мощности. Понятно, что на технологиях 40-х годов разрыв в себестоимости был гораздо большим. Утверждается, что мотор М-17 обходился в производстве в 3.5 раза дешевле, чем дизель В-2, при этом не требовал столько дефицитных материалов и высококвалифицированного труда.

Авиационные бензиновые моторы успешно делают более 100 лет, авиационный дизель — начали пытаться делать лишь в 40-х годах, и он не отлажен до сих пор, несмотря на все успехи. Что доходчиво показывает разницу в необходимом уровне технологий между моторами на легком и тяжелом топливе.

Собственно, поэтому легковые автомобили до сих пор ездят на бензиновых моторах, а дорогие дизеля прочно обосновались на коммерческом транспорте — то есть там, где их более высокая топливная экономичность может понемногу «отбить» затраты на более дорогой мотор, а увеличенная масса и размеры не слишком существенны.

topru.org

Танковый двигатель - это... Что такое Танковый двигатель?

Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, самоходных артиллерийских установках и т.

п.[1][2]

Основными требованиями, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность, многотопливность[1].

До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные, а позднее и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.)[1][2].

Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Танковый двигатель // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 730. — 863 с. — 150 000 экз.
  2. ↑ 1 2 Танковый двигатель // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — С. 292. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

Литература

  • Танковый двигатель // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 672—673.
  • Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
  • Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

dic.academic.ru

Танковый двигатель - это... Что такое Танковый двигатель?

Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, самоходных артиллерийских установках и т.

п.[1][2]

Основными требованиями, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность, многотопливность[1].

До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные, а позднее и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.)[1][2].

Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Танковый двигатель // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 730. — 863 с. — 150 000 экз.
  2. ↑ 1 2 Танковый двигатель // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — С. 292. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

Литература

  • Танковый двигатель // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 672—673.
  • Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
  • Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

dikc.academic.ru

Танковый двигатель - это... Что такое Танковый двигатель?

Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, самоходных артиллерийских установках и т.

п.[1][2]

Основными требованиями, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность, многотопливность[1].

До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные, а позднее и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.)[1][2].

Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Танковый двигатель // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 730. — 863 с. — 150 000 экз.
  2. ↑ 1 2 Танковый двигатель // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — С. 292. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

Литература

  • Танковый двигатель // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 672—673.
  • Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
  • Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

med.academic.ru

Танковый двигатель - это... Что такое Танковый двигатель?

Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, самоходных артиллерийских установках и т.

п.[1][2]

Основными требованиями, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность, многотопливность[1].

До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные, а позднее и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.)[1][2].

Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Танковый двигатель // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 730. — 863 с. — 150 000 экз.
  2. ↑ 1 2 Танковый двигатель // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — С. 292. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

Литература

  • Танковый двигатель // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 672—673.
  • Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
  • Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8

biograf.academic.ru