Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Двигатель от кинопроектора


Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Кинопроектор

Cтраница 2

Кинопроектор Аматор ( рис. VIII, 11) имеет встроенный трансформатор.  [17]

Кинопроектор 8П - 1 Кама предназначен для демонстрации фильмов с частотой 16 и 24 кадр / сек. Скорость проекции устанавливается с помощью реостата в цепи электродвигателя.  [18]

Кинопроектор отличается от диапроектора тем, что имеющийся у кинопроектора лентопротяжный механизм продергивает кинопленку со скоростью 24 кадра за секунду.  [19]

Кинопроекторы, которые являются стационарными или портативными аппаратами для диаскопической проекции движущихся изображений, имеющих или не имеющих звуковой дорожки на той же пленке. Они имеют оптическую систему, которая состоит по существу из источника света, рефлектора, конденсатора и проекционного объектива. Проекторы имеют также механизм, обычно состоящий из мальтийского механизма для транспортирования пленки, который прерывистым образом протягивает пленку за оптической системой, обычно с той же скоростью, с которой снимался фильм, и источник света закрывается, когда пленка движется по фильмовому каналу. Источник света в кинопроекторах - обычно электрическая дуговая лампа, но в некоторых проекторах могут использоваться лампы накаливания. Кинопроекторы обычно оснащаются устройством обратной перемотки пленки и вентилятором.  [20]

Кинопроекторы могут комбинироваться со звукозаписывающими или звуковоспроизводящими аппаратами, которые снабжены фотоэлектрической или магнитной звуковой головкой, в зависимости от процесса, применяемого для записи звуковой дорожки, или звуковыми головками обоих типов для попеременного использования.  [21]

Кинопроекторы для 8-мм фильмов.  [22]

Кинопроектор ПП-16-4 предназначен для демонстрации 16-лш фильмокопий как с оптической, так и с магнитной фонограммами. Для этого к проектору добавлен магнитный звукоблок с малогабаритной звуковоспроизводящей головкой МГ-14ВМ.  [23]

Кинопроектор ПУ-16-1, в отличие от кинопроекторов Украина, позволяет демонстрировать фильмы с частотой 16 и 24 кадр / сек. На лицевой панели проектора имеется специальный переключатель частоты кинопроекции. Питание к кинопроектору может быть подано только через специальное питающее устройство типа 15М - 20, от которого с помощью трехпроводного шланга подается электропитание к двигателю напряжением 110 в и проекционной лампе напряжением 18 в. Включение всех элементов кинопроектора осуществляется с помощью трехсекцион-ного ( секции А, Б и В) пакетного переключателя.  [24]

Кинопроекторы Веймар ( рис. VIII, 8) выпускаются трех моделей: Веймар-1, Веймар-2 и Веймар-3, причем последние две имеют некоторые усовершенствования по сравнению с первой моделью. Все три модели предназначены для демонстрации 8-мм любительских черно-белых и цветных фильмов.  [25]

Кинопроектор ПП-16-4 предназначен для демонстрации 16-леле фильмокопий как с оптической, так и с магнитной фонограммами. Для этого к проектору добавлен магнитный звукоблок с малогабаритной звуковоспроизводящей головкой МГ-14ВМ.  [26]

Кинопроектор ПУ-16-1, в отличие от кинопроекторов Украина, позволяет демонстрировать фильмы с частотой 16 и 24 кадр / сек. На лицевой панели проектора имеется специальный переключатель частоты кинопроекции. Питание к кинопроектору может быть подано только через специальное питающее устройство типа 15М - 20, от которого с помощью трехпроводного шланга подается электропитание к двигателю напряжением 110 в и проекционной лампе напряжением 18 в. Включение всех элементов кинопроектора осуществляется с помощью трехсекцион-ного ( секции А, Б и В) пакетного переключателя.  [27]

Кинопроекторы Веймар ( рис. VIII, 8) выпускаются трех моделей: Веймар-1, Веймар-2 и Веймар-3, причем последние две имеют некоторые усовершенствования по сравнению с первой моделью.  [28]

Кинопроектор типа ПП-16 ( рис. VIII, 5) позволяет демонстрировать кинофильмы только с одной частотой проекции - 24 кадр / сек.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Данную статью меня сподвигло написать некоторое количество писем,…

Данную статью меня сподвигло написать некоторое количество писем, которые я получил, касательно переделки 16мм кинопроектора Украина-7. Конечный результат был выложен на youtube. Собственно, сам ролик:

Итак, началось с того, что мне попала в руки 16мм кинопленка с мультфильмом. Появилось желание его посмотреть, соответственно нужен был кинопроектор. Рабочего экземпляра я так и не нашел, но вот несколько штук полумертвых Радуг, один КПШ-4 и пара Украин все же нашлось. Радуги были в состоянии от "совсем рухлядь" до "почти рабочий", но от них я отказался, поскольку мне не понравилась их кинематическая схема - ремни, все-таки, излишество в подобной конструкции, да и не очень надежно это. КПШ-4 тащил за собой ламповый усилитель, довольно слабый надо сказать, да и неудобно все это. Оставались две Украины - одна в состоянии "хлам", вторая "цвет. мет.". Один аппарат послужил донором (это была Украина-5), а на базе второго, Украина-7, и был собран рабочий экземпляр.Отличие 7-й модели от 5-й довольно незначительные, но все же они есть. В 7ке использовалась галогенная лампа Tungsram 24-150, и находилась она ближе к кадровому окну. Так же отсутствовал конденсор, роль которого в данном случае выполнял рефлектор лампы. Двигатель стоял уже на 220В в отличие от 5-ки, в которой использовался 110-вольтовый двигатель. Это сильно облегчало задачу с подводом электричества. Так же, в 7-ой модели немного по-другому формировался световой поток от звуковой лампы. Вот и все отличия. Вся механика осталась одинаковой, не считая таких мелочей, как пластиковые ролики у 5-ки и металлические хромированные у 7-ки.Перед началом переделки оба проектора были полностью разобраны и очищены от вековой пыли, грязи и прочих интересных артефактов хранения в подвале. Сразу же было решено, что никаких внешних трансформаторов и специальных усилителей для кинопроектора использоваться не будет, поскольку это упростит конструкцию и сделает максимально мобильным и менее громоздким киноаппарат. Так же было решено отказаться от использования ламп накаливания, поскольку от них выделяется огромное количество тепловой энергии, не благотворным образом влияющие на ленту. Вторая причина отказа - их крайне небольшой срок службы.Параметры лампы Tungsram 24-150

• Номинальное напряжение: 24 В• Номинальная мощность: 150 Вт• Световой поток: 4500 лм• Цветовая температура: 3300 К• Средняя продолжительность горения: 50 ч

На основе параметров лампы, а именно, цветовой температуры и светового потока был выбран наиболее подходящий сверхъяркий светодиод - Cree XLamp CXA2530.• Светоотдача - 118 лм/Вт• Световой поток - до 5920 лм• Угол излучения - 120 °• Рабочий ток - 300…1500 мА• Цветовая температура: 3000 К

Теоретический срок службы измеряется десятками тысяч часов. Для его питания был использован драйвер Mean Well LPC-60-1400, который через пакетный переключатель, управляющий проектором, подключается непосредственно к сети 220В. Собственно, выглядит он вот так:

Из проектора была удалена вся электрическая часть, кроме двигателя и блока конденсаторов, необходимых для его плавного старта. Вместо звуковой лампы К6-30, был использован светодиод из недорогого фонаря Police 200W A-125. Для его питания был собран простой драйвер со стабилизацией по току. Сам светодиод посажен на радиатор и закреплен с наружной стороны корпуса, на месте звуковой лампы. Плата драйвера посажена изнутри, на место крепления патрона лампы.Прямо над ней, на этом же креплении располагается небольшая плата предусилителя, выход которой вынесен на лицевую сторону корпуса, где находился оригинальный выход под усилитель. Предусилитель непосредственно соединен с фотодиодом ФД-К-155, который собственно и считывает оптическую фонограмму с киноленты.Предусилитель, светодиод, отвечающий за звук и кулер проекционного светодиода запитаны от небольшого блока питания 12V от нетбука. Собственно, сама структурная схема проектора выглядит следующим образом:Здесь: VD1 - Cree XLamp CXA2530 VD2 - Cree Q5 VD3 - ФД-К-155Драйвер питания проекционного светодиода и блок питания на 12V находятся в задней части проектора, рядом с блоком конденсаторов.В общем-то, вроде бы, вот и все.

dominustus.livejournal.com

Кинопроектор — WiKi

  Четыре фазы работы кинопроектора с двухлопастным обтюратором

Кинопроектор осуществляет проекцию движущегося изображения на экран при помощи последовательной проекции неподвижных кадриков, отснятых на киноплёнке или отпечатанных на фильмокопии[1]. Для этого перфорированная киноплёнка прерывисто передвигается в фильмовом канале мимо кадрового окна при помощи скачкового механизма. В большинстве кинопроекторов, рассчитанных на киноплёнку формата 35-мм и более, в качестве скачкового применяется мальтийский механизм[3][4]. В узкоплёночных проекторах наибольшее распространение получил грейферный. Стандартная частота кинопроекции звукового фильма — 24 кадра в секунду.

Для предотвращения смазывания изображения на экране в момент передвижения плёнки в фильмовом канале применяется обтюратор, перекрывающий световой поток от осветительной системы[1]. Все звуковые кинопроекторы оснащаются двухлопастным обтюратором, одна из лопастей которого — холостая[5]. Она необходима для увеличения частоты мерцания изображения на экране до 48 герц, превышающей порог человеческого восприятия[6]. В немом кинематографе стандартная частота проекции составляла 16 кадров в секунду, поэтому обтюраторы немых проекторов — трёхлопастные, с двумя холостыми лопастями[7]. На рисунке обозначены четыре фазы совместной работы конического двухлопастного обтюратора (вверху) и мальтийского механизма (внизу). Из схемы понятно, что одна из лопастей обтюратора перекрывает световой поток во время неподвижного положения киноплёнки в кадровом окне.

В отличие от фильмового канала, в остальных частях лентопротяжного тракта киноплёнка движется непрерывно, и для предотвращения её обрыва перед фильмовым каналом и после него киноплёнка делает петли у тянущего и задерживающего барабанов. Тянущий барабан сматывает киноплёнку с подающей бобины, после чего она попадает в фильмовый канал, где прерывисто передвигается скачковым механизмом. После фильмового канала, делая петлю, плёнка попадает на задерживающий барабан и с него — в звукочитающую систему на гладкий барабан, сглаживающий колебания скорости кинопленки. После звукочитающей системы фильм попадает на приёмную бобину, которая для равномерной намотки киноплёнки оснащена фрикционом.

Лентопротяжный тракт

Лентопротяжный механизм немого кинопроектора содержит все типовые узлы и детали, характерные для лентопротяжного механизма киноаппаратуры.

Звуковой кинопроектор кроме перечисленных элементов содержит в лентопротяжном тракте один или два гладких барабана, смонтированных на валах маховиков, вращающихся в масляной ванне. Это элемент звукочитающей системы, предназначенный для демпфирования колебаний скорости киноплёнки и уменьшения коэффициента детонации оптической фонограммы. Лентопротяжный тракт кинопроекторов системы IMAX не оснащается традиционным скачковым механизмом. Вместо него применяется механизм «бегущая петля», основанный на других принципах. Кроме того, такие проекторы не обладают фильмовым каналом в привычном смысле, используя для точного расположения плёнки специальную стеклянную поверхность и вакуумный прижим. Современные кинопроекторы, рассчитанные на киноплёнку 35 мм, в последнее время вместо традиционных типов скачкового механизма, который приводится в движение обычным асинхронным трёхфазным электродвигателем, оснащаются электронно-управляемым приводом на основе импульсного двигателя[8]. Такая конструкция позволяет уменьшить время перемещения киноплёнки на шаг кадра и повысить световую эффективность проектора[9]. Другим направлением модернизации можно считать использование нового мальтийского механизма «Quickermittent» с криволинейной формой пазов и уменьшенными ускорениями киноплёнки[10].

Вместо раздельных тянущего и задерживающего зубчатых барабанов в кинопроекторах может применяться один комбинированный, который выполняет функции обоих[* 1]. В кинематической схеме могут присутствовать дополнительные зубчатые барабаны, увеличивающие стабильность скорости киноплёнки в звукочитающей системе и уменьшающие нагрузки на неё в других частях тракта. Вместо подающей и принимающей бобины возможно использование бесперемоточного устройства — платтера, позволяющего обеспечить автоматизацию непрерывного кинопоказа в мультиплексах. Существуют кинопроекторы с непрерывным движением киноплёнки и оптическим выравниванием при помощи вращающейся призмы, а также с импульсными источниками света без обтюратора, однако по ряду причин такие конструкции широкого распространения не получили[11].

Осветительно-проекционная система

  Осветительно-проекционная система без конденсора и с теплофильтром

Осветительно-проекционная система кинопроектора состоит из проекционного объектива, источника света и оптических элементов: конденсора, отражателя, контротражателя и теплофильтра[12]. В качестве источника света в кинопроекторах используются лампы накаливания или ксеноновые лампы[13] сверхвысокого давления[* 2]. До распространения ксеноновых ламп в профессиональных проекторах использовалась угольная дуга интенсивного горения. Угольной дугой или ксеноновыми лампами могут оснащаться только стационарные кинопроекторы, поскольку такие источники света требуют наличия централизованной вытяжной вентиляции, подключаемой к каждому кинопроектору, так как эти лампы при работе производят много тепла и озон.

Главные задачи осветительной системы заключаются в создании максимальных светового потока и равномерности освещённости экрана, а также спектрального состава излучения, близкого к дневному свету[12]. От мощности осветительной системы зависит максимальный размер экрана кинозала и яркость изображения, видимая зрителями, поэтому световой поток кинопроектора считается одной из важнейших характеристик. В зависимости от источника света применяются три основных типа осветительных систем: конденсорная с отражателем (с лампами накаливания), без конденсора с одним отражателем (с угольной дугой) и с эллипсоидным отражателем и сферическим контротражателем для ксеноновых ламп[12]. В кинопроекторах с мощным источником света в осветительной системе применяется интерференционный теплофильтр, отводящий от киноплёнки значительную часть теплового инфракрасного излучения, уменьшая её нагрев. Первые кинофильмы печатались на киноплёнке с основой из нитроцеллюлозы, обладающей высокой износостойкостью. Но в то же время, такая киноплёнка была чрезвычайно горюча и даже взрывоопасна. Поэтому кинопроекторы первой половины XX века оснащались сложной противопожарной системой[14]. Бобины с фильмом закрывались в огнеупорные противопожарные боксы, как и весь лентопротяжный тракт герметичной конструкции. Осветительная система оснащалась автоматической противопожарной заслонкой, падающей перед кадровым окном при случайной остановке или обрыве. В 1940-х годах большинство стран отказались от кинопленки из нитроцеллюлозы, заменив её триацетатной. Последняя обладала более низкой износоустойчивостью, но относительно безопасна в пожарном отношении[15]. Это упростило лентопротяжный тракт кинопроекторов, но противопожарная заслонка осталась в их конструкции до последнего времени[* 3]. Например, самый массовый советский кинопроектор 23КПК, рассчитанный на показ обычных и широкоэкранных фильмокопий, оснащался автоматической противопожарной заслонкой АЗП-4, падающей между ксеноновой лампой и обтюратором в случае останова, обрыва плёнки или отключения электроэнергии.

Мощный световой поток, направляемый осветительной системой в кадровое окно, позволяет проекционному объективу строить на экране сильно увеличенное изображение высокой яркости. Объективы, применяемые в кинопроекторах, принципиально не отличается от используемых в других типах проекционных устройств. В стационарных кинопроекторах используются сменные объективы, часто устанавливаемые в поворотной турели. Для демонстрации анаморфированных фильмов применяются анаморфотные насадки, устанавливаемые перед объективом[12]. Насадки могут быть как линзовыми, так и с использованием цилиндрических зеркал.

Звукочитающая система

  Фильмокопия с тремя разновидностями оптической фонограммы: аналоговой Dolby SR переменной ширины и двумя цифровыми: SDDS и Dolby Digital. Для фонограммы DTS на отдельном диске между аналоговой фонограммой и изображением впечатан временной код

В большинстве кинопроекционных аппаратов, в том числе и современных, используется фотоэлектрическая система чтения оптических фонограмм. Такие звукоблоки делятся на системы с «прямым» и «обратным» чтением. При «прямом» чтении лампой накаливания и специальным микрообъективом создаётся узкая звукочитающая щель, которая освещает равномерно движущуюся мимо неё фонограмму. При «обратном» чтении создаётся равномерно освещённый участок фонограммы, проецируемый так же микрообъективом на механическую щель перед фотоэлементом[16]. Колебания интенсивности света, возникающие на щели за счёт переменной ширины или плотности фонограммы, преобразуются фотоэлементом в переменное напряжение, которое затем усиливается звуковоспроизводящей системой или декодируется при помощи ЦАП.

В настоящее время кинопроекторы оснащаются оптическими звукочитающими системами («ридерами»), считывающими цифровые оптические фонограммы SDDS и Dolby Digital, печатаемые на фильмокопиях вместе с аналоговой фонограммой переменной ширины Dolby SR[17]. Большинство дистрибьюторов с начала 2000-х годов используют при печати фильмокопий так называемую «циановую» фонограмму, состоящую только из голубого красителя киноплёнки, а не из серебра[18]. Такие фонограммы наиболее контрастны для красного света, поэтому, для их считывания требуется специальный звукоблок с красным светодиодом[18]. В последнее время приобретает популярность использование лазерных считывателей фонограммы. Цифровые звукоблоки также могут дополнительно устанавливаться в кинопроекторы, оснащённые устаревшей звукочитающей системой[19].

Определённый период развития звука в кино связан с широким распространением магнитных фонограмм, наносимых на киноплёнку широких форматов. Однако, со временем от них отказались из-за недолговечности и трудностей обслуживания[* 4]. Воспроизведение магнитной фонограммы требует применения стабилизатора скорости более сложной конструкции, состоящего из двух гладких барабанов, на валах которых насажены маховики, а также двух натяжных подпружиненных роликов и демпфера[12]. Вместо фотоэлемента и лампы в такой звукочитающей системе используются магнитные головки, воспроизводящие магнитную фонограмму, нанесённую на киноплёнку. Наибольшего совершенства такие магнитные звукочитающие системы получили в широкоформатном кинематографе, фильмокопии которого обладают шестиканальной магнитной фонограммой.

Некоторые кинематографические системы не предусматривают печать совмещённых фильмокопий, содержащих одновременно изображение и фонограмму. Звук в таких системах воспроизводится с отдельного носителя. Например, система IMAX изначально рассчитана на применение фонограммы на отдельной плёнке[* 5]. Поэтому кинопроекторы таких форматов не оснащаются звукочитающим блоком. Система цифрового звука DTS также предусматривает отдельный носитель фонограммы — компакт-диск. Синхронизация звука с изображением в этом случае, так же, как в системе IMAX, осуществляется при помощи временно́го кода, отпечатанного рядом с аналоговой звуковой дорожкой на киноплёнке[20].

Звукочитающая система кинопроектора не является конечным устройством звуковоспроизведения, поскольку выдаёт лишь слабый аналоговый или цифровой сигнал, который нуждается в декодировании и усилении. Это происходит в других устройствах, получающих звуковую информацию от кинопроектора — звуковых процессорах[18].

Основным принципом классификации кинопроекторов является ширина используемой киноплёнки. Кроме того, кинопроекторы могут быть любительскими и профессиональными. Последние, в свою очередь, разделяются на передвижные и стационарные. Если передвижные кинопроекторы, несмотря на большую массу и габариты, могут быть относительно быстро установлены в любом помещении, пригодном для кинопоказа, то стационарные требуют кроме специальной станины, мощный источник электропитания, систему вытяжной вентиляции и в некоторых случаях даже подключение к городским коммуникациям, таким как водопровод и канализация из-за применения жидкостного охлаждения деталей. Кроме того, стационарные кинопроекторы пригодны для работы с устройствами автоматизации кинопоказа и высококачественной системой воспроизведения многоканального звука. Звуковая система передвижных кинопроекторов, как правило состоит из портативного усилителя и одного громкоговорителя.

  • Двухформатный кинопроектор «Меоптон» (ЧССР)

  • Передвижной 35-мм кинопроектор «КН-20А» (СССР)

  • 16-мм немой кинопроектор «УП-2» (СССР, 1941)

  • 16-мм кинопроектор «А164-А» для киностудий (СССР)

Узкоплёночные кинопроекторы форматов 16-мм и менее в отличие от аналогичной аппаратуры для более широких киноплёнок рассчитаны на ход киноплёнки эмульсией к объективу. Это объясняется тем, что узкие киноплёнки изначально разрабатывались для любительского кинематографа, и не рассчитаны на копирование[21]. Контактная печать, доминирующая в профессиональном кинематографе, предусматривает соприкосновение негатива с позитивной киноплёнкой эмульсионными слоями, необходимое для получения резкого изображения. При зарядке полученного фильма в кинопроектор так же, как в киносъёмочном аппарате — эмульсией к объективу — на экране будет получено зеркально перевёрнутое изображение снятой сцены. Наиболее распространённые технологии кинопроизводства предусматривают не прямую печать с негатива, а дополнительное контратипирование, но и в этом случае количество промежуточных копий почти всегда остаётся чётным, сохраняя «классическую» ориентацию кадра. Поэтому во всех кинопроекторах «профессиональных» форматов киноплёнка обращена к объективу подложкой[22].

Узкоплёночные киносистемы рассчитаны на работу с обращаемой киноплёнкой, не требующей печати. Поэтому её ход в кинопроекторе совпадает с расположением в кинокамере. Фильмокопии таких форматов печатались оптическим способом через подложку позитивной плёнки, обеспечивая на экране прямое (конгруэнтное) изображение[23]. В некоторых случаях возможна контактная печать также через подложку направленным светом, но резкость при этом снижается. В настоящее время любительские и передвижные кинопроекторы практически не применяются из-за повсеместного распространения видеозаписи. Современные кинотеатры оснащаются только профессиональными стационарными кинопроекторами.

Для демонстрации стандартными кинопроекторами пригодны фильмокопии, отпечатанные в прокатных форматах, среди которых наибольшее распространение получили форматы на киноплёнке 35-мм.

В СССР на такой киноплёнке существовали три основных формата: «обычный», «широкоэкранный» и «кашетированный». Эти форматы отличались соотношением сторон экрана, определявшим зрелищность киносеанса. В международной практике наибольшее распространение получили аналогичные форматы, отличающиеся от отечественных лишь незначительно. Для кашетированных форматов разница заключается в доминирующем соотношении сторон, которое в Европе, как и в СССР составляло 1,66:1, в то время, как в США наибольшее распространение получил стандарт 1,85:1. Использование 35-мм киноплёнки даёт возможность показа фильмокопии практически в любом кинотеатре, поскольку 35-мм кинопроекторы наиболее распространены во всём мире. Широкоформатные фильмы, получившие широкое распространение в конце 1960-х годов, требуют специальных кинопроекторов, с другим лентопротяжным трактом и осветительной системой. Для обеспечения универсальности, большинство широкоформатных кинопроекторов (например, отечественные «КП15-А» и «КП30-А») проектировались, как двухформатные, то есть пригодные для демонстрации фильмов на 70-мм и на 35-мм киноплёнках[24].

Это достигалось использованием двухвенцовых зубчатых барабанов и фильмовых каналов специальной конструкции со сменными кадровыми рамками. Такие зубчатые барабаны имели 4 ряда зубьев на венцах разного диаметра. Два внешних ряда предназначались для широкоформатных фильмов, два внутренних меньшего диаметра — для 35-мм киноплёнки[25]. Несмотря на свою универсальность, широкоформатные кинопроекторы в конце 1990-х стали вытесняться из кинопроката цифровыми кинопроекторами, в то время, как 35-мм кинопроекторы до сих пор находятся в эксплуатации, особенно в провинциальных кинотеатрах. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество киноплёнок позволяет отказаться от широкоформатного кино, дорогого в производстве. Система IMAX составляет исключение, поскольку обладает недоступной для других киноформатов информационной ёмкостью и обеспечивает наилучшее качество кинопоказа на гигантских экранах. 70-мм киноплёнка до сих пор используется в кинопроекторах IMAX, поскольку качество изображения с неё недостижимо для современных цифровых кинопроекторов, использующихся в сети цифровых кинотеатров этой системы[26].

Для сельских кинопередвижек и учебного кинопоказа в школах и техникумах использовались, главным образом, 16-мм кинопроекторы, простые в обслуживании и не требующие стационарной установки. Однако, после появления в свободной продаже видеомагнитофонов, такие форматы кино, так же как и любительские 8-мм перестали быть востребованы вследствие сопоставимого с видео качества изображения. Современные проигрыватели оптических видеодисков позволяют получать изображение, сопоставимое по качеству с кинотеатральным. Поэтому, узкоплёночные кинопроекторы в настоящее время практически не применяются.

ru-wiki.org

Кинопроектор "Украина-4"

 

Кинопроектор ПП-16-4 комплекта «Украина-4»

     Кинопроектор  ПП-16-4 из комплекта передвижной аппаратуры «Украина-4» служит для демонстрирования 16 мм фильмокопий с фотографической  и магнитной фонограммой. Кинопроектор – передвижного типа, но в отдельных случаях устанавливался стационарно. Кинопроектор использовался массово в учебных заведениях, круизных лайнерах, самолетах, сельских клубах и других  небольших залах вместимостью до 100 человек.

     Кинопередвижка «Украина-4» состоит из самого кинопроектора ПП-16-4, усилительного устройства 90-У2, блока питания КАТ-14, комплекта акустической системы, настенного рулонного экрана шириной 1,5 м, а так же комплектом моталок, бобин и соединительных кабелей.

    Кинопроектор состоит из основания, картера, фонаря, верхнего тормозного устройства и нижнего наматывателя.

   В звукоблок имеет оптический считыватель прямого типа и магнитную гловку. Фотоэлемент расположен в усилительном устройстве 90У-2, световая модуляция попадает на него через систему призм от проектора  

Технические характеристики

     Кинопроектор питается от трех источников напряжения: проектор – переменный ток 110 В (двигатель кинопроектора), проекционная лампа накаливания К22, 30 В (400 Вт), звукочитающая лампа К1 4 В, 3 В – постоянный ток 6 В (питается от усилителя 90-У2)  

Полезный световой поток – 400 лм

Наматыватель – через зубчатую передачу к сухому фрикциону

Механизм прерывистого движения – грейферный

Осветитель – вертикальная лампа накаливания К22 30В, 400 Вт

Обтюратор – дисковый двухлопастный

Вместимость бобин – 120 и 600 м

Фотоэлемент оптического звукоблока – фотодиод ФЭУ-2 (установлен в усилительном устройстве)

www.cinema-museum.net

План модернизации кинопроектора Луч 2 С8

 Ничто не вечно под луной. Но жизнь

  Бессмертна эстафетой поколений.

  Коль этим даром, друг мой, дорожишь,

  Оставь свой след, отбросив яд сомнений.

 

  Пусть красота живительной струёй

  В преемнике, как Феникс, возродится,

  А бездарь обойдёт вас стороной.

  И злу чтоб не дано было свершиться.

 

  Иначе человечеству конец

  и жить ему лишь шесть десятилетий.

  Хвала природе, ты — её венец,

  За сохраненье рода ты в ответе.

 

  Да не иссякнет мудрости печать,

  Что ты сумел потомкам передать!

Сонет 11. Шекспир. (Перевод с англ.)

С таких мудрых мыслей захотелось мне начать сегодняшний пост, посвященный модернизации кинопроектора Луч 2 С8… В далеком 1972 году после окончания первого курса и первой целины в Казахстане в составе студенческого строительного отряда Икар, на деньги, полученные от строительства коттеджей в поселке КС 15 трубопровода Бухара — Урал недалеко от города Эмба, был приобретен этот кинопроектор и кинокамера Кварц 2х8S — M… супер агрегаты по тогдашним временам!

Все студенческие годы я с ними не раставался! Было отснято много пленки… смонтировано много фильмов… В 1976 году начались трудовые будни… жизнь была достаточно загруженной… супер агрегаты оказались забытыми… По прошествии многих лет захотелось пересмотреть отснятый когда то материал, да и приятели постоянно стали напоминать о днях, давно минувших… Не сразу… но вот, наконец, я достал свои раритеты… и оказалось не так все просто… сразу же возникла проблема с осветительной лампой в кинопроекторе… сгорела она!… а новой уж не найти! Да и механизмы кинопроектора оказались не в лучшем состоянии… Поэтому сегодня помоем, смажем, отрегулируем механизмы… а потом уж начнем принимать решения о их модернизации для оцифровки сделанных когда то фильмов и просмотра их уже на современной технике! Да и с друзьями фильмами в цифровой форме уже можно будет поделиться без каких либо проблем!

И так...

Модернизация кинопроектора будет зависеть от выбранного способа оцифровки.

Если снимать кадры кинопленки только в моменты их полной остановки, и только по одному видеокадру на каждый кино кадр, то будет получен идеальный результат. 

Остается преодолеть только технические проблемы, связанные с синхронизацией момента захвата каждого кадра именно в момент его остановки, и ряд попутно возникающих проблем, например, перегрев пленки в моменты длительной остановки кадра или даже просто из за слишком медленного движения кинопленки. Поэтому штатную лампу накаливания, которая очень сильно греется, придется заменить, возможно, на светодиодную матрицу с подходящим спектором и мощьностью излучения. Надо будет обеспечить устойчивое медленное движение пленки. Проверено, что даже введение в кинематическую схему дополнительного редектора и уменьшение скорости вращения двигателя, не решает задачу. Не хватает крутящего момента двигателя. 

Синхронизацию момента захвата можно добиться с помощью несложных доработок, например микро выключателя, который нажимается выступом, устанавливаемым на главном валу проектора, и подает сигнал в компьютер на захват 1 кадра:

Главное здесь — регулировка фазы срабатывания такого датчика, чтобы  захваченное с камеры в компьютер изображение (с учетом разнообразных задержек, как электро-механических так и программных) четко соответствовало моменту неподвижности кинокадра. С этим фактором и связана в первую очередь необходимость удаления обтюратора — время пригодное для захвата увеличивается почти в 3 раза, соответственно точность регулировки фазы требуется уже не такая высокая и настройку выполнить легче. Это особенно важно ввиду нестабильности выше названных задержек.

Кинопроектор осуществляет проекцию движущегося изображения на экран при помощи последовательной проекции неподвижных кадриков, отснятых на киноплёнке. Для этого перфорированная киноплёнка прерывисто передвигается в фильмовом канале мимо кадрового окна при помощи грейферого механизма. Стандартная частота кинопроекции звукового фильма — 24 кадра в секунду. Для предотвращения смазывания изображения на экране в момент передвижения плёнки в фильмовом канале, применяется обтюратор, перекрывающий световой поток от осветительной системы. Все звуковые кинопроекторы оснащаются двухлопастным обтюратором, одна из лопастей которого — холостая. Она необходима для увеличения частоты мерцания изображения на экране до 48 Герц, превышающей порог человеческого восприятия. В немом кинематографе стандартная частота проекции составляет 16 кадров в секунду, поэтому обтюраторы немых проекторов — трёхлопастные, с двумя холостыми лопастями. На рисунке обозначены четыре фазы совместной работы конического двухлопастного обтюратора (вверху) и мальтийского механизма (внизу).

Из схемы понятно, что одна из лопастей обтюратора перекрывает световой поток во время неподвижного положения киноплёнки в кадровом окне.

С этими же задержками и их нестабильностью, а также определенными ограничениями скорости срабатывания программ захвата и самой камеры, связано и максимальная скорость захвата — реально качественный захват таким методом можно выполнить на скоростях до 10 к/с, а чаще — медленнее.

В проекторе удаляют обтюратор. Это 3-х-лопастная деталь, напоминающая вентилятор, насаженная на главный вал проектора. Лопасти обтюратора при вращении периодически перекрывают свет от проекционной лампы, падающий на кадровое окно. Можно просто обрезать лопасти ножницами по металлу. Аккуратное удаление крыльчатки потребует значительной разборки-сборки проектора и, самое главное, тщательной настройки грейферного механизма. Если вы не очень «дружите» с механикой, воспользуйтесь лучше ножницами.

Синхронизацию момента захвата можно осуществить с помощью специального датчика. Можно применить один из вариантов датчика: 

 

  1. микровыключатель http://www.compel.ru/lib/ne/2012/7/7-ne-prosto-mikrik-mikropereklyuchateli-ot-honeywell-s-c/;
  2. геркон http://electrik.info/main/fakty/417-chto-takoe-gerkony.html; 
  3. оптопара http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD;
  4. датчик положения на эффекте холла http://wiki.zr.ru/%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0. 

 

Микропереключатели имеют крайне малые размеры и небольшой вес. Эти устройства обладают чрезвычайно высоким уровнем надежности, а также большим сроком службы. Такие переключатели сочетают в себе простоту конструкции и огромные возможности. Микропереключатель лучше брать с бронзовым лепестком-нажимателем http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=61508&group=23320.

Настоятельно рекомендуется геркон http://www.e-ope.ee/_download/euni_repository/file/2393/Teooria.zip/__17.html. Не следует опасаться дребезга контактов. Все органы управления компьютера, через которые подключается датчик, к дребезгу не чувствительны. Можно рекомендовать упрощенную установку датчика на герконе http://forca.com.ua/knigi/obladnannya/elektricheskie-apparaty_23.html. Для этого маленький магнит закрепляют на рукоятке главного вала проектора, которая выходит на переднюю панель, а геркон закрепляется рядом на корпусе. Вот и весь датчик. Удобнее работать, если вы закрепите магнит и геркон не снаружи, а внутри проектора. Осталось подключить геркон к компьютеру. Делаем витую пару из самого тонкого провода или отделяем от какого-нибудь шлейфа 2 проводника и припаиваем одним концом к геркону, а другим к микровыключателю левой клавиши мыши или к клавише «Ins» клавиатуры. Эргономичнее вывести сбоку на клавиатуре 3,5 мм розеточку, а в нее ввставлять джек от проектора.

Теперь надо установить фазу срабатывания датчика. Для качественной оцифровки необходимо, чтобы  ввод видеокадра начинался с момента, когда кадрик кинопленки полностью переместился грейфером и остановился и, чтобы было как можно больше времени на ввод видеокадра. Таким образом, датчик должен срабатывать в момент, когда грейфер полностью переместил кадрик кинопленки и зубчик грейфера только начал выходить из отверстия перфорации. Регулировка фазы датчика производится регулировкой положения ручки главного вала с закрепленным на ней магнитом, относительно самого главного вала. Ручка фиксируется на валу двумя стопорными винтами. Если проектор никогда не разбирался, они могут быть закрашены нитрокраской. Размочите ее ацетоном, ослабьте стопорные винты и затяните один из них с маленьким усилием. Снимите крышку фильмового канала, заправьте пленку и, медленно вращая ручку главного вала в нужную сторону, через лупу наблюдайте за перемещением пленки. Поймайте момент, когда после перемещения кадрика зубчик грейфера начал выходить из отверстия перфорации. Отпустите стопорный винт ручки главного вала. Важно, чтобы главный вал теперь оставался неподвижен. Подключите к геркону тестер в режиме омметра или любой иной индикатор, хоть лампочку с батарейкой. Вращая ручку относительно главного вала, поймайте момент размыкания контактов геркона. Зафиксируйте стопорные винты. Фаза датчика установлена.

Дальше следует заняться дополнительной защитой кинопленки от перегрева, так как проекция будет вестись на низких скоростях.

Осветительно-проекционная система кинопроектора состоит из проекционного объектива, источника света и оптических элементов: конденсора, отражателя, контротражателя и теплофильтра. В качестве источника света в кинопроекторах используются лампы накаливания.

Главные задачи осветительной системы заключаются в создании максимальных светового потока и равномерности освещённости экрана, а также спектрального состава излучения, близкого к дневному свету. От мощности осветительной системы зависит максимальный размер экрана кинозала и яркость изображения, видимая зрителями, поэтому световой поток кинопроектора считается одной из важнейших характеристик. В зависимости от источника света применяются три основных типа осветительных систем: конденсорная с отражателем (с лампами накаливания), без конденсора с одним отражателем (с угольной дугой) и с эллипсоидным отражателем и сферическим контротражателем для ксеноновых ламп.

Назначение конденсора — направить как можно больше светового потока источника света, прошедшего через проецируемый предмет в объектив проецирующей оптической системы. Поэтому конденсор выполняют как объектив, строящий действительное изображение источника света в полоскости первой линзы главного объектива:

Конструкция конденсора тем сложнее, чем больше его числовая апертура. При числовой апертуре до 0,1 применяют одиночные линзы, при 0,2-0,3 — двухлинзовые системы, свыше 0,3 — трёхлинзовые.

Апертура (лат. apertura — отверстие) в оптике — характеристика оптического прибора, описывающая его способность собирать свет и противостоять дифракционному размытию деталей изображения. В зависимости от типа оптической системы эта характеристика может быть линейным или угловым размером. Как правило, среди деталей оптического прибора специально выделяют так называемую апертурную диафрагму, которая сильнее всего ограничивает диаметры световых пучков, проходящих через оптический инструмент. Часто роль такой апертурной диафрагмы выполняет оправа или края одного из оптических элементов (линзы, зеркала, призмы).

Наиболее распространены конденсоры из двух плоско-выпуклых линз, обращённых сферическими поверхностями друг к другу. Эта схема позволяет уменьшить сферические аберрации.

В кинопроекционных аппаратах в основном применяются зеркальные конденсоры с углом охвата собираемых лучей до 240°. Поверхности зеркал в таких конденсорах часто имеют параболическую или эллипсоидную форму.

Необходимо удалить или заблокировать специальный тепловой фильтр проектора, который перекрывает свет лампы при низкой скорости или остановке двигателя. Необходимо зафиксировать в поднятом состоянии теплофильтр-заслонку, которая поднимается воздушным потоком воздуходувки. Проще всего прикрепить к ее противовесу изолентой небольшой грузик (достаточно гайку М6).

Также желательно установить дополнительную вентиляцию пленки и самого проектора из легкодоступных вентиляторов на 12 вольт для системного блока. Саму лампу можно заменить на энергосберегающую, которая гораздо меньше греется. Лучше всего применить светодиодную матрицу http://www.artleds.ru/shop/CID_72.html:

На малых оборотах не хватает мощности штатного коллекторного электродвигателя кинопроектора. Рекомендуется заменить его на современный. Можно применить электродвигатель от Дрели-шуруповерта аккумуляторного TOTAL 12 В

http://opt-b2b.ru/catalog/elektroinstrument_oborudovanie_tekhnika_osnastka_S_dreli_S_dreli_akkumulyatornye/-/6932/

Для установки потребуется источник питания. Можно использовать компьютерный блок питания:

Чтобы запустить блок питания необходимо кратковременно замкнуть пинцетом или металлической скрепкой контакты 14 и 13 (зеленый и любой черный):

Вот как это выглядит:

Удобно для запуска блока питания поставить кнопку между контактами 14 и 13 и светодиод, как индикатор питания (не обязательно, просто для контроля):

Распиновка контактов блока питания: http://computerdo.ru/blok-pitaniya/raspinovka-kontaktov-bloka-pitaniya.html

Мощность любого БП определяется параметрами силового трансформатора. Для того, что бы узнать, какой ток можно взять от блока питания, нужно посмотрить маркировку диодов выпрямителья 12В — узнать ампераж, и его не превышать!

pws49.mypage.ru

Обтюратор-ротор электродвигателя для кинопроектора

 

№ 91844

Класс 57а, 44о!

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А. Н. Каральник

О БТЮРАТО Р-РОТОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ДЛ Я

KHH0H РОЕКТ0РА

Заявлено 2 сентября !950 г. яа Л 434080 в остехннк (.Г(Р

В настоящее время лентопротяжный механизм кинопроектора соединяется с ведущим электродвигателем посредством шестеренчатой, ременной или фрикционной передачи, Такие передаточные приспособления имеют ряд недо=татков: оНН не обеспечивают бе шух(нэс!H передачи, постоянство передаточного отношения от двигателя к про(ктору и,:

Предлагаемая конструкция устраняет указанные недо гатки тем, что ротор электродвигателя использован одновременно в качестве обтюратора кинопроектора.

На фиг. 1 схематически изображен обтюратор-ротор электродвигателя в разрезе; на фиг. 2 — вид сооку.

Ротор выполнен в виде диска 1, диаметр которого позволяет иметь отвер."тия, необходимые для свооодного прохождения луча света. На диске 1 QKpeII IIIETcH HBoopHbIA ooo+ 2 ротора, а B корпуco о механизма проектора укреплен статор 4. Благодаря значительному радиусу ротора, при сохранении потребной мощности двигателя, конструкция eIo получается плоской.

Таким образом, предлагаемое устройство устраняет специальные передаточные приспособления от электродвигателя и кинопроектору и приводит в движение лентопротяжный механизм кинопроектора.

Г1редмет изобретения

Обтюратор-ротор электродвигателя для кинопроектора, о г л ич а ю щучий с я тем, что, с целью устранения специальных передаточных приспособлений от электродвигателя к лентопротяжному механизму кинопроектора, а также обеспечения постоянства передаточного числа, он выполнен в виде диска с отверстиями, который одновременно служит ротором электродвигателя, приводящим в движение лентопротяжный механизм кинопроектора. № 91844

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. М. Струве

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,17 и. л. Зак. 10958

Подп. к печ. 25.Х11-59 г.

Тираж 300 Цена 25 коп.

Обтюратор-ротор электродвигателя для кинопроектора Обтюратор-ротор электродвигателя для кинопроектора 

www.findpatent.ru

23КПК - это... Что такое 23КПК?

Кинопроектор 23КПК-2 в музее

23КПК — семейство советских кинопроекторов, предназначенных для показа обычных, кашетированных и широкоэкранных фильмов на 35-мм киноплёнке с оптической фонограммой[1]. Выпускались ленинградским объединением ЛОМО с 1973 года и стали самыми массовыми отечественными стационарными кинопроекторами[2]. Пригодны как для автономной работы, так и для автоматизированного кинопоказа с двух или трёх постов при работе с устройством АКП-6М-6 в кинозалах вместимостью до 400 мест[3][4]. С середины 1970-х годов большинство отечественных кинотеатров оснащались кинопроекторами такого типа.

Некоторые малобюджетные и провинциальные кинотеатры, работающие по плёночной технологии, до сих пор эксплуатируют последние модификации — 23КПК-2 и 23КПК-3.

История

Основные конструктивные решения, использованные в кинопроекторе, заимствованы у его предшественников СКП и КПТ 1930-х годов выпуска. 23КПК был создан непосредственно на базе конструкции и опыта эксплуатации кинопроекторов КПТ-7 и КПТ-2Ш, с прямым заимствованием части узлов. Главное отличие, помимо обновлённого дизайна — осветитель на базе ксеноновой лампы ДКсШ-3000, взамен угольной дуги интенсивного горения. Применение ксеноновой лампы позволило отказаться от механизма перемещения угольных электродов, что уменьшило затраты времени и труда киномеханика, увеличило надёжность и удобство проектора, стабильность его световых параметров. С другой стороны, юстировка ксеноновой лампы оказалась более сложной процедурой, чем настройка дугового осветителя, лампа требовала более высокого качества электропитания, специализированного высоковольтного устройства для включения («поджига») и несколько более мощной вытяжной вентиляции из-за более интенсивного образования озона и окислов азота. Отражатель типа «развёрнутая чаша» был несовместим с применявшимся ранее, хотя геометрические размеры и внешний вид были практически неотличимы. Самые первые проекторы 23КПК оснащались противопожарными[5] боксами для бобин с киноплёнкой в расчете на работу с фильмокопиями на горючей основе из нитроцеллюлозы. Впоследствии от боксов отказались. Последующие модификации отличались от базовой модели незначительными усовершенствованиями, например, возможностью установки звукочитающей системы Dolby и горизонтальным расположением ксеноновой лампы в кинопроекторах 23КПК-3.

Технические характеристики кинопроектора 23КПК-2

  • Обтюратор — конический, двухлопастный;
  • Коэффициент обтюрации — 0,57;
  • Размеры кадрового окна для фильмокопий, мм:
    • обычных — 20,7 х 15,2;
    • широкоэкранных — 20,7 х 18,0;
    • кашетированных — 20,7 х 12,50;
  • Неустойчивость киноплёнки в кадровом окне, мм:
    • вертикальная — 0,025;
    • горизонтальная — 0,025;
  • Пусковой период стабилизатора скорости, сек — 7;
  • Коэффициент детонации, % — 0,19;
  • Угол поворота оптической оси проектора, град.:
    • вверх — 3;
    • вниз — 8;
    • горизонтально (за счет конструкции станины) — 2 вправо и влево;
  • Габаритные размеры кинопроектора, мм — 700 х 1700 х 2000;
  • Масса, кг — 400;

Устройство

Лентопротяжный тракт

Движение механизма кинопроектора осуществляется при помощи асинхронного электродвигателя[1]. Приводной механизм, находящийся в картере головки проектора, оснащен системой принудительной централизованной смазки от шестерёнчатого масляного насоса[1].

Лентопротяжный тракт проектора

Лентопротяжный тракт проектора (на иллюстрации), или сокращенно ЛПТ, состоит из тормозного устройства подающей бобины (1), придерживающих и прижимного роликов, зубчатых и гладкого барабана, фильмового канала и наматывателя. Прерывистое движение киноплёнки осуществляется четырехлопастным мальтийским механизмом[1].

В проекторе используются пять зубчатых барабанов (по ходу плёнки сверху вниз): тянущий (3), скачковый (7), успокаивающий (8), звуковой (12), задерживающий (13). Для каждого зубчатого барабана сделан придерживающий ролик. В фильмовом канале плёнку придерживает поперечно-направляющий ролик (5). К гладкому барабану, расположенному у блока звукочитающей системы фильм прижимается роликом. Ниже расположены несколько продольно-направляющих роликов. Завершает ЛПТ наматыватель (18)[1]. Емкость бобин для киноплёнки — до 600 метров, что позволяет заряжать сразу две части фильмокопии и сократить количество переходов с поста на пост.

Осветительно-проекционная система

Осветительно-проекционная система, или сокращенно ОПС, состоит из ксеноновой лампы, эллипсоидного отражателя с интерференционным покрытием, сферического контротражателя, проекционного объектива и анаморфотной насадки[6].

В первом фокусе эллипсоидного отражателя находится светящаяся дуга ксеноновой лампы. Отражение светящейся дуги попадает во второй фокус отражателя, который находится в кадровом окне проектора. Благодаря тому, что отражатель представляет собой «разведённую чашу», в кадровое окно попадает сразу два изображения светящейся дуги, отстоящие друг от друга на 11 мм по горизонтали. Это повышает равномерность освещённости кадрового окна[6]. Для отвода тепла от кадрового окна до 1987 года применялось водяное охлаждение фильмового канала. После 1987 года вместо водяного охлаждения применялось воздушное от вентилятора.

Полезный световой поток кинопроектора[1] без киноплёнки при работающем обтюраторе и номинальном режиме горения ксеноновой лампы, люмен:

  • лампа ДКСЭл-2000 — 4500;
  • лампа ДКСШ-3000 — 7500;
  • лампа ДКСШ-4000-1 — 8500;

Равномерность освещённости экрана:

  • для обычных фильмов — 0,65;
  • для широкоэкранных и кашетированных фильмов — 0,5;

Для перекрытия светового потока между кадровым окном и осветительной системой установлена автоматическая противопожарная заслонка АЗП-4, управляемая от датчика обрыва киноплёнки и от устройства автоматизированного кинопоказа.

Звукочитающая система

Для воспроизведения фотографической фонограммы фильмокопии в кинопроекторе применяется звукочитающая система (ЗЧС) прямого чтения[1].

Световой поток создаёт лампа накаливания К6-30, находящаяся во входном зрачке микрообъектива. Напыление на одной из линз конденсора образует механическую щель. Благодаря плоскопараллельной стеклянной пластине на щели конденсора получается такое же изображени нити накала лампы, как и во входном зрачке микрообъектива. Микрообъектив формирует читающий шрих размером 2,13×0,015 мм. Свет, многократно отражаясь в светопроводе, попадает на фотодиод ФДК-155, который дает электрический звуковой сигнал[1].

В ЗЧС имеется однозвенный вращающийся стабилизатор скорости с масляным демпфированием. Сглаживание колебаний скорости происходит за счёт массы маховика и гибких свойств петли киноленты между звуковым зубчатым и гладким барабанами[1]. Плёнка вращает барабан с валом и картером, который, благодаря инерции, сохраняет скорость постоянной.

Последние модификации кинопроектора 23КПК-3 оснащались звукочитающей системой обратного чтения, пригодной для воспроизведения двухканальных оптических фонограмм Dolby Stereo, как обычных, так и бессеребряных. В последнем случае в звукоблок монтировался дополнительный светодиодный источник света.

См. также

Примечания

Литература

Ю. П. Черкасов Кинопроектор 23КПК-2 // Справочник киномеханика. — 2-е изд.. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 6. — 415 с. — ISBN 5-06-001188-7

Зуев Г.С. Вопросы и ответы для подготовки к государственному экзамену на квалификацию киномеханика / Рецензент Генрих И.Н.. — 1997. — 125 с.[1]

Ссылки

Принципиальная электрическая схема проектора 23КПК-2

dic.academic.ru