Системы охлаждения двигателя. Ни холодно, ни жарко. Двигатель плохо охлаждается


Причины перегрева двигателя - Как отремонтировать ВАЗ

Причины перегрева двигателя могут быть разные, так же как и причины ряда других неисправностей автомобиля.

Нужно понимать, что если двигатель перегревается, то устранить эту проблему нужно как можно быстрее, иначе это может привести к непоправимым последствиям.

Итак, рассмотрим основные причины перегрева двигателя

1. Если двигатель Вашего автомобиля перегревается, обратите внимание на состояние основного радиатора и радиатора кондиционера, а точнее забиты ли они насекомыми, дорожной пылью, а особенно тополиным пухом, который в весенне-летний период и является основной причинной этой проблемы.

Проверьте пространство между двумя радиаторами, обычно там собирается очень много пуха, пыли и грязи. Проще конечно, когда на автомобиле только один радиатор, но это уже смотря с какой стороны посмотреть.

Но это внешняя сторона вопроса, переходим к внутренней.

2. Радиатор, а точнее его соты, могут быть забиты и внутри. Обратите внимание, какую охлаждающую жидкость Вы доливаете в радиатор.

Если она не совместима с той, которая уже залита, то перегрева двигателя вам не избежать.

Не совместимость охлаждающих жидкостей, как правило, приводит к образованию осадков, которые и забивают радиатор. В этом случает решение проблемы одно – промывка радиатора.

3. Следующая причина перегрева двигателя, это не своевременное включение вентилятора. Причин этому тоже может быть несколько:

  • неисправность датчика включения вентилятора – заменить датчик.
  • загрязнение нижней, внутренней части радиатора, там, где расположен сам датчик, в результате чего отдача тепла от охлаждающей жидкости на сам датчик будет происходить с запозданием, и как следствие запоздалое включение вентилятора. Решение одно – промывка системы охлаждения.

4. Неисправность клапана – термостата, в результате чего, охлаждающая жидкость идет не по большому, а по малому кругу (минуя радиатор), и соответственно она не охлаждается. Клапаны – термостаты, сначало , но как правило, не ремонтируют, а просто меняют.

5. Отсутствие нормативного давления внутри системы охлаждения двигателя.

Кто не пропускал уроки физики в школе, тот помнит, что чем выше давление окружающей среды, тем выше температура закипания жидкости.

Для создания более высокого давления в системе охлаждения, чем атмосферное, была предусмотрена специальная крышка расширительного бочка, которая держит нужное давление в системе. Специальный клапан, который встроен в крышку, сбрасывает слишком высокое давление, но и не допускает, чтобы давление внутри системы соответствовало атмосферному.

А теперь важный момент, если клапан в крышке расширительного бачка не исправен и не держит повышенное давление, охлаждающая жидкость начинает закипать раньше, начинает плескаться, образуются воздушные пробки, а это приводит к низкому КПД работы всей системы охлаждения. Такая жидкость очень плохо отводит тепло от двигателя.

Так же если клапан не пропускает воздух в систему охлаждения, то при остывании охлаждающей жидкости, она уменьшается в объеме. Образуется вакуум, который может восполниться тем же воздухом, который, в свою очередь, может проникнуть в систему через не герметичные соединения, а это приведет к образованию тех же воздушных пробок. Перегрев двигателя в данном случае неизбежен.

Как правило, эта проблема решается простой заменой пробки расширительного бачка. Но не забудьте выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.

6. На завоздушеность системы охлаждения так же может повлиять и прокладка головки блока цилиндров. Обычно, если прокладка пробита, то подтекание ОЖ видно. Но это можно заметить не сразу. Если причину перегрева двигателя сразу не удалось выявить, то обратите внимание на этот момент. В данном случае придется менять прокладку.

7. Грязный двигатель. Да, не удивляйтесь, грязный двигатель хуже отдает тепло в атмосферу, что может привести к не значительному перегреву двигателя. Поэтому не забывайте периодически своего автомобиля.

Мы рассмотрели основные причины перегрева двигателя, а также способы решения этих проблем. Надеемся, что это поможет Вам в дальнейшем быстро решить данную проблему и не допустить перегрев двигателя Вашего автомобиля.

Перегрев двигателя — Главная дорога.

portalvaz.ru

Что такое перегрев двигателя? Причины перегрева мотора

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о двигателе и его самой большой и страшной болезни под названием — перегрев. Я постараюсь перечислить самые главные причины перегрева двигателя, для того чтобы вы ежедневно, эксплуатируя свой автомобиль, смогли предотвратить эту неприятную неисправность.

1. Самая большая вероятность перегрева двигателя существует в теплое время года, когда принудительное охлаждение становится малоэффективным и вода в системе охлаждения (СО) не успевает остывать. Кроме жары, ухудшают охлаждение двигателя различные насекомые и пух, который толстым "одеялом" ложится на радиаторные соты. В результате нарушается эффективность отвода тепла и охлаждения мотора. Чтобы избежать подобного сценария и не допустить перегрев двигателя, необходимо время от времени производить очистку радиатора.

2. Кроме внешних факторов, которые нарушают теплоотдачу, существуют и внутренние причины, по которым отвод тепла существенно снижается. Радиатор, равно как и вся система охлаждения, способны засоряться изнутри. На стенках системы охлаждения откладывается слой накипи и ржавчины, образуя толстый термостойкий слой, который не позволяет мотору как следует охлаждаться.

В самом худшем случае система полностью забивается, а охлаждающая жидкость (ОЖ) просто прекращает циркулировать, в результате вы 100% получите перегрев двигателя. Для того чтобы СО не забивалась, необходимо периодически производить промывку системы охлаждения, используя специальные промывочные жидкости.

3. Топливо низкого качества также может стать причиной перегрева мотора. Из-за низкооктанового топлива с большим количеством примесей в камере сгорания образуется нагар, закоксовываются кольца. Толстый слой нагара и несгоревшего масла отлагается на стенках, увеличивая толщину стенок камеры сгорания, ухудшая теплообмен.

3. Причины перегрева двигателя могут заключаться и в неисправных датчиках, например нерабочий ДТОЖ или датчик включения вентилятора не сообщит вовремя о повышении температуры охлаждающей жидкости, ЭБУ не включит вентилятор в итоге — мотор закипит. То же самое может произойти и в случае неисправного термостата. Если он не рабочий, то при нагревании до температуры 85-90° он не откроет большой круг циркуляции системы охлаждения, после нескольких минут или часов, в зависимости от мотора и интенсивности работы, двигатель перегреется.

4. Перегрев двигателя причины чаще всего связаны с проблемами в системе охлаждения, поэтому кроме вышеописанных причин существует опасность перегрева в случае недостаточного уровня ОЖ в системе. Банальный недостаток антифриза может вам очень дорого стоить, как правило капремонт это единственное, что может помочь в случае перегрева мотора.

5. Для нормальной циркуляции антифриза необходимо определенное давление в системе охлаждения, поэтому нарушение герметичности, например в крышке радиатора, может привести к снижению давления. Чем выше давление в СО, тем выше будет температурный порог кипения ОЖ. Если же крышка не держит давления и оно повышается до критического уровня — открывается клапан и давление сбрасывается до необходимого уровня.

6. Неисправная водяная помпа нередко становится причиной перегрева двигателя. Из нарушения в работе водяного насоса жидкость прекращает циркулировать или плохо циркулирует, отвод тепла прекращается и температура двигателя повышается, в итоге получаете общий перегрев силового агрегата. В некоторых случая поломка помпы была неочевидной, все на первый взгляд работало в штатном порядке, но при детальном осмотре оказалось, что пластиковую крыльчатку помпы просто провернуло и она не вращалась вообще. Это встречается очень редко, однако и об этом необходимо знать для того чтобы исключить перегрев двигателя автомобиля.

7. Неправильно выставленное зажигание может привести к перегреву двигателя, поэтому не стоит недооценивать таких, на первый взгляд, неважных проблем.

8. Воздушные пробки системе охлаждения — одна из причин перегрева двигателя.

Почему образуются пробки? Есть несколько причин:

  1. Воздушная пробка возникает в результате местного перегрева ОЖ или ее закипания, "лечится" эта беда простым выгоном пробки. Воздушная пробка возникает в результате неисправного клапана крышки расширительного бачка или другой негерметичности СО. Когда мотор остывает, в системе охлаждения снижается давление и появляться разряжение. Неисправный клапан плохо держит, поэтому подсос происходит, либо через него, либо в другом месте, в котором нарушена герметичность, таким образом возникает воздушная пробка.
  2. Воздух может подсасывать через поврежденную прокладку головки блока цилиндров, в этом случае ремонт будет намного серьезнее, придется снимать головку и менять прокладку.

Чтобы выгнать воздушную пробку устраните имеющиеся негерметичности в системе охлаждения, через некоторое время воздух должен сам выйти через клапан.

На главную

vopros-avto.ru

Системы охлаждения двигателя. Ни холодно, ни жарко

«Существующие конструкции систем охлаждения — каменный век!» Так считает Алексей Михайлович Березин, к.т.н., ведущий инженер бюро ДВС АООТ «ТОР»

(в прошлом — 4-й ленинградский таксопарк). Оказывается, разброса температурных параметров двигателя, инерционности срабатывания электровентилятора вполне можно избежать.

«Термостабилизация двигателя — важнейший фактор увеличения его моторесурса. Как известно, при сгорании топлива в цилиндре мотора лишь около 33% полученной энергии превращается в механическую работу, остальное количество выделяется в атмосферу с выпускными газами, через охлаждающую жидкость и масло.

Наиболее нагруженной является система охлаждения. В современных отечественных автомобилях — из-за неоптимально организованного подвода и отвода охлаждающего радиатор воздуха, что приводит к перегреву двигателя. Показательным примером в этом смысле является «Газель» (например, ГАЗ 32213), хотя и ВАЗы, и новый УАЗ, и «Волга» ушли недалеко.

Особенно опасны перегревы для алюминиевых деталей, которые подвержены деформациям больше, чем чугунные. Проблема становится актуальнее при работе двигателя на холостом ходу, т.к. производительность насоса охлаждающей жидкости резко падает. Выходом является подача более холодной охлаждающей жидкости, а осуществимо это при организации более интенсивного подвода и отвода воздуха к радиатору.

Одним из решений проблем, связанных с охлаждением, является использование в механическом вентиляторе автоматических муфт с различным принципом включения и чувствительного элемента. Это фрикционные муфты, так называемые термомуфты; гидравлические — с высоковязкой силиконовой (кремнийорганической) жидкостью и масляные, подключаемые к системе смазки двигателя. В термо- и силиконовых муфтах чувствительным элементом служит биметаллическая пружина или пластина в самой муфте, а в масляных — элемент, подобный элементу термостата и встраиваемый в систему охлаждения. Все они имеют значительную инерционность и оказывают дополнительные нагрузки на подшипники насоса.

Как и простые механические вентиляторы, их применяют только тогда, когда радиатор стоит перпендикулярно двигателю. Применение электровентиляторов вместо механических, с их приводом от коленчатого вала, упрощает решение проблемы. Но возникает вопрос размещения датчика, управляющего работой электровентилятора. На полке радиатора — неоптимально, как и сам принцип получения сигнала. Точность реагирования применяемого биметаллического датчика на два порядка ниже, чем полупроводникового терморезисторного, стоящего в головке блока, используемого для показывающего прибора. Также на два порядка повышается скорость реагирования на изменение температурного режима при снятии управляющего сигнала со штатного датчика в головке блока.

Нами разработан и успешно применяется на автомобилях нашего предприятия ТОP-1 — электронный блок управления электровентилятором системы охлаждения, причем блок позволяет корректировать температуру включения под конкретные термостат и двигатель. (Кстати, при использовании микропроцессорных систем зажигания и впрыска датчик температуры стоит на выходе охлаждающей жидкости из головки блока.)

Основную функцию поддержания оптимальной температуры двигателя выполняет термостат, инерционность которого еще выше, чем у биметаллического датчика, что приводит к отставанию реагирования на изменение температурного режима. Как показали испытания, модернизированная система управления корректирует этот недостаток при работе двигателя в любых режимах. Например, на «Волге» ГАЗ-3110 с двигателем типа 402 со штатной системой управления и охлаждения, с горизонтально-трубчатым радиатором (имеющим большее гидравлическое сопротивление по сравнению с вертикально-трубчатым) при температуре наружного воздуха -7 °С электровентилятор работал 120 секунд. При модернизированной системе управления и снятом приводном вентиляторе время работы сократилось до 26 секунд. Снижение механических потерь на привод вентилятора увеличило обороты холостого хода с 630 до 690 в минуту, т.е. на 9,5%. (Кстати, при тюнинге любого из ВАЗов — а система контроля перегрева не предусмотрена даже на дорогих моделях — блок может использоваться для контроля перегрева.)

На машинах с постоянно действующим вентилятором (ЗиЛ «Бычок», МАЗ, «Нива» и др.) с помощью электровентилятора можно сразу решить вопросы непрогрева двигателя и недостаточного отопления кабины (когда отопительные системы - радиаторы отопления включены). Блок ТОР-1 может использоваться и как предельный выключатель двигателя по температуре, что особенно важно при коммерческом использовании машины (квалификация многих водителей очень низка и перегревы двигателя по недосмотру — обычное явление).

Рассмотрим вопрос границ срабатывания (т.е. включения и выключения) блока. У штатного датчика ТМ-108 они лежат в пределах 5°С, поскольку обеспечить меньший параметр биметаллическому датчику достаточно сложно. Нами выбран предел в 2 градуса — характеристика штатного терморезисторного датчика ТМ-106 обеспечивает такую точность. Небольшой перепад сокращает время постоянной работы электровентилятора в 2,5 раза, во столько же раз снижается износ коллектора и щеток двигателя. Сокращается время работы двигателя с нагрузкой от электровентилятора, т.е. с неоптимальным качеством смеси в режиме холостого хода в карбюраторных моторах и увеличением цикловой подачи в двигателях с системой впрыска.

При начале движения, когда радиатор начинает интенсивно охлаждаться потоком набегающего воздуха, температура охлаждающей жидкости быстро снижается на 2 градуса и блок выключает электровентилятор. До температуры, которую поддерживает термостат, охлаждение происходит за счет скоростного напора, тогда как штатный датчик продолжает оставаться включенным, обеспечивая снижение на 5 градусов (в двигателях с микропроцессорным управлением в программе, «командующей» работой электровентилятора радиатора, записаны такие же параметры, как и у биметаллического датчика). При остановке машины и работе двигателя в режиме холостого хода происходит обратный процесс, при котором штатный датчик завышает температуру охлаждающей жидкости (и масла в системе смазки).

В двигателях типа 2108 и 406 температура включения электровентилятора 99 (плюс-минус 3)°С, а термостат поддерживает температуру около 94 градусов, поэтому включение электровентилятора при повышенной температуре охлаждающей жидкости приводит к повышению внутреннего давления в чувствительном элементе термостата и увеличивает вероятность выхода его из строя.

Нужно учитывать и то, что при остановке машины и режиме холостого хода охлаждения масляного поддона не происходит, температура масла растет, достигая 110-120 градусов (при 23-28 °С наружного воздуха). Это приводит к снижению давления масла, масляному голоданию перегретых трущихся поверхностей, старению и коксованию масла (в чем можно легко убедиться, посмотрев на внутреннюю поверхность клапанной крышки).

Таким же образом происходит постоянная раскачка по температуре деталей двигателя. Нами обнаружено, что при движении под нагрузкой возникают ситуации, когда наш электронный блок включает электровентилятор, т.е. регистрирует повышение температуры двигателя, а штатный датчик не реагирует на такое изменение температуры. В традиционной системе охлаждения происходит хоть и небольшой, но термоудар. Таких термоударов во время эксплуатации случается огромное количество, что в конечном итоге приводит к более быстрому старению охлаждающей жидкости и, соответственно, к снижению моторесурса двигателя.

Наиболее заметен дефект на двигателях с большим диаметром цилиндров (как легковых, так и грузовых машин). Это связано с габаритами двигателя, плохой гидродинамикой внутренних полостей, а также с неоптимальной конструкцией насоса охлаждающей жидкости. Кстати, плохое распределение жидкости по блоку присуще не только нашим двигателям, но и большинству зарубежных. Таким образом, ТОР-1 выполняет функцию точного термостатического демпфера.

Есть и еще одно положительное свойство у нашего блока. Опытный водитель постоянно контролирует состояние систем двигателя и, когда видит, что температура приближается к зоне перегрева или ста градусам, напряженно ждет включения электровентилятора. Включившись, вентилятор начинает раздражать длительной работой. При выбранных нами границах включения-выключения блок работает в режиме, наиболее приятном для водителя. Снимается дополнительное нервное напряжение, что, естественно, повышает комфортность и безопасность управления машиной».

Источник: http://5koleso.ru/articles/garazh/likbez-sistemy-ohlazhdeniya-ni-holodno-ni-zharko

avto24.pro