Выбор мощности двигателя для различных режимов работы. Двигатель постоянной мощности


Способ работы тракторного дизеля постоянной мощности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с режимом постоянной мощности. Способ работы тракторного ДВС постоянной мощности заключается в отключении турбокомпрессора при работе на регуляторной ветви характеристики и регулирования уровня мощности давления наддува и подачи топлива по заданному закону на корректорном участке характеристики. Регулирование уровня мощности осуществляют изменением давления наддува и подачи топлива. При определении требуемого уровня мощности измеряют момент сопротивления и сравнивают сначала с максимальным, а затем с минимальным крутящим моментом на корректорной ветви данного уровня режима постоянной мощности. Если измеренное значение больше максимального крутящего момента, то увеличивают уровень мощности до значения, при котором измеренное значение равно максимальному крутящему моменту для данного уровня мощности. Если измеренное значение меньше минимального крутящего момента, то уменьшают уровень мощности до значений, при которых измеренное значение становится равным минимальному крутящему моменту для данного уровня мощности. Технический результат заключается в согласовании режима работы ДВС с уровнем внешней нагрузки. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроениию, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с режимом постоянной мощности.

Известен способ работы двигателя внутреннего сгорания, при котором двигатель имеет на корректорном участке характеристики постоянную мощность в широком диапазоне частот вращения коленчатого вала и, соответственно, высокий запас крутящего момента - двигатели постоянной мощности (Тракторные моторно-трансмиссионные установки с двигателями постоянной мощности. С.И.Дорменев, А.П.Банник, И.А.Коваль, Ю.Б.Моргулис. - М.: Машиностроение, 1987). Такой режим достигается применением регулируемого или переразмеренного турбокомпрессора и специального корректора цикловой подачи топлива. Это позволяет повысить экономичность и производительность трактора за счет более полного использования мощности двигателя на энергоемких работах при больших колебаниях внешней нагрузки.

Наиболее близким решением, принятым за прототип, является способ работы тракторного дизеля с турбонаддувом (Патент №1802186 РФ, кл. F02B 37/12, 1993), при котором при малых значениях момента сопротивления осуществляют работу на регуляторной ветви характеристики с выключенным турбокомпрессором, а при увеличении момента сопротивления обеспечивают работу на корректорной ветви по характеристике постоянной мощности. При этом в зависимости от величины момента сопротивления осуществляют работу двигателя на первом или втором уровне мощности.

Недостатком известных технических решений является то, что в первом случае один, а во втором случае два уровня мощности двигателя задаются заранее исходя из назначения двигателя и наиболее часто встречающегося уровня внешней нагрузки. При этом преимущества известных способов работы двигателя постоянной мощности проявляются лишь в том случае, когда затраты мощности на работу машинно-тракторного агрегата равны мощности двигателя на корректорном участке характеристики первого или второго уровней мощности. Однако, учитывая огромное многообразие выполняемых тракторных работ и, следовательно, многообразие уровней внешней нагрузки, а также возможное изменение уровня внешней нагрузки в процессе работы, например, по мере высева семян и уменьшения массы агрегата, в большинстве случаев невозможно скомплектовать машинно-тракторный агрегат и выбрать рабочую передачу таким образом, чтобы обеспечить работу двигателя в режиме постоянной мощности на первом или втором уровне. В связи с этим большую часть времени двигатель работает на регуляторной ветви характеристики или попеременно на регуляторной и корректорной ветви.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение производительности и топливной экономичности двигателя путем согласования режима его работы с уровнем внешней нагрузки.

Указанная задача в предлагаемом способе решается тем, что при работе двигателя измеряют момент сопротивления, сравнивают его с максимальным, а затем с минимальным значением для корректорного участка характеристики данного уровня мощности, и если измеренное значение момента сопротивления больше максимального или меньше минимального, то соответственно увеличивают или уменьшают уровень мощности двигателя.

На фигуре 1 представлена характеристика двигателя постоянной мощности, работающего по предлагаемому способу.

На фигуре 2 приведена принципиальная схема устройства для осуществления этого способа.

Способ осуществляют следующим образом.

Предварительной регулировкой топливной аппаратуры исходя из назначения двигателя, конструктивных особенностей двигателя и системы турбонаддува задаются нижний (линия BminCmin) и верхний (BmaxCmax) пределы режимов постоянной мощности, а также значения коэффициента запаса крутящего момента на каждом уровне мощности. Значения коэффициента запаса крутящего момента выбираются таким образом, чтобы обеспечить переход с минимального на максимальный уровень мощности при резком увеличении нагрузки и исключить снижение частоты вращения коленчатого вала ниже минимально допустимого значения. При работе двигателя на холостом ходу и малых нагрузках устанавливают нижний предел режима постоянной мощности, а турбокомпрессор выключают. При этом двигатель работает на регуляторной ветви характеристики. При увеличении момента сопротивления выше минимального значения крутящего момента для нижнего уровня режима постоянной мощности (точка Bmin) турбокомпрессор включают в работу и регулируют давление наддува по заданному закону (чаще всего поддерживают давление наддува на постоянном уровне). При дальнейшем увеличении момента сопротивления осуществляют работу двигателя на корректорном участке характеристики, соответствующем нижнему пределу режима постоянной мощности (линия BminCmin) при среднем значении крутящего момента Мкср min. В процессе работы измеряют величину момента сопротивления (например, по частоте вращения коленчатого вала), и если измеренное значение момента сопротивления превысит максимальное значение крутящего момента двигателя для данного уровня мощности (частота вращения коленчатого вала достигает минимального значения и продолжает снижаться), то осуществляют переход на следующий, более высокий, уровень мощности (точка C1), которому соответствует среднее значение крутящего момента Мкср1. При этом уровень мощности увеличивают до тех пор, пока момент сопротивления внешней нагрузки не станет равным максимальному крутящему моменту для данного уровня мощности. При дальнейшем увеличении нагрузки на двигатель процесс повторяется. При снижении момента сопротивления осуществляют работу двигателя по корректорной ветви характеристики и сравнивают действительное значение момента сопротивления с минимальным значением крутящего момента для данного уровня мощности (точка B2). Если действительное значение момента сопротивления станет меньше минимального значения крутящего момента для данного уровня мощности, то осуществляют переход на следующий, более низкий, уровень мощности (точка B1). Переходный процесс завершается, когда значение момента сопротивления внешней нагрузки станет равным минимальному значению крутящего момента для выбранного уровня мощности. При дальнейшем снижении нагрузки процесс повторяют. Если же нагрузка начинает возрастать, то двигатель переходит на корректорную ветвь характеристики и работает как серийный двигатель постоянной мощности до достижения режима максимального крутящего момента на данном уровне мощности. Таким образом, автоматически устанавливают такой уровень мощности, при котором среднее значение момента сопротивления внешней нагрузки примерно равно среднему значению крутящего момента двигателя на корректорной ветви характеристики, а при значительных изменениях нагрузки, вызывающих переход с одного уровня мощности на другой, это равенство автоматически восстанавливается. Для уменьшения времени работы двигателя на переходных режимах и учитывая, что колебания внешней нагрузки в подавляющем большинстве случаев подчиняются закону нормального распределения, при разработке конструкции корректора топливоподачи выбирают такое значение коэффициента запаса крутящего момента, при котором диапазон изменения крутящего момента двигателя на корректорной ветви характеристики будет несколько больше, чем возможный диапазон изменения момента сопротивления. В этом случае двигатель самонастраивается на такой уровень номинальной мощности, при котором среднее значение момента сопротивления равно среднему значению крутящего момента двигателя, а колебания внешней нагрузки преодолеваются за счет изменения величины крутящего момента при работе двигателя на корректоре в режиме постоянной мощности. Иными словами, независимо от абсолютной величины внешней нагрузки двигатель подавляющую часть времени работает как серийный двигатель постоянной мощности при полной загрузке на данном уровне мощности. В результате этого в максимальной степени используются преимущества двигателя постоянной мощности с точки зрения экономичности и производительности при выполнении практически любых операций. Немаловажно и то, что для осуществления предлагаемого способа не требуется каких-либо существенных изменений в конструкции двигателя и при необходимости (например, на транспортных работах) путем отключения автоматического регулятора уровня мощности можно осуществлять его работу, как у серийного двигателя.

Устройство для осуществления предлагаемого способа работы двигателя включает в себя двигатель 1, турбокомпрессор 2, впускной коллектор (не показан), подключенный к турбокомпрессору 2 и объединяющий цилиндры двигателя 1, выпускной коллектор (не показан), подключенный к турбине турбокомпрессора 2 через газораспределительный орган 3, выполненный в виде отдельного конструктивного элемента или встроенный в турбину, исполнительный механизм 4 (выполненный, например, в виде гидро-, пневмоцилиндра, электромагнита), управляющий газораспределительным органом 3, датчики 5 нагрузки двигателя, 6 частоты вращения коленчатого вала двигателя, электронный блок 7 управления режимами работы двигателя 1 и турбокомпрессора 2, топливный насос 8 высокого давления с пневмокорректором 9 и исполнительным механизмом 10 для регулирования уровня номинальной мощности двигателя 1, выполненный, например, в виде электродвигателя, гидро-, пневмоцилиндра.

Устройство работает следующим образом.

При запуске двигателя 1 и работе на холостом ходу и малых нагрузках по сигналам с датчиков 5 нагрузки и 6 частоты вращения электронный блок 7 управления выдает на исполнительные механизмы 4 и 10 управляющие сигналы, которые соответственно выключают турбокомпрессор 2 путем перепуска части отработавших газов через газораспределительный орган 3 мимо турбины в атмосферу и устанавливают упор ограничителя подачи топлива топливного насоса 8 в крайнее положение, соответствующее нижнему пределу режима постоянной мощности, заданному предварительной регулировкой топливного насоса 8. Одновременно при работе двигателя 1 на регуляторе пневмокорректор 9 ограничивает подачу топлива в зависимости от давления наддува. При возрастании момента сопротивления внешней нагрузки выше минимального значения крутящего момента на нижнем пределе режима постоянной мощности по сигналам с датчиков 5 нагрузки и 6 частоты вращения коленчатого вала электронный блок 7 управления формирует управляющий сигнал на исполнительный механизм 4 газораспределительного органа 3, который включает турбокомпрессор 2. При дальнейшем увеличении момента сопротивления осуществляют работу двигателя 1 на корректорном участке по характеристике постоянной мощности. Если значение момента сопротивления внешней нагрузки, измеренное с помощью датчика 5, превысит значение максимального крутящего момента на нижнем пределе режима постоянной мощности, электронный блок 7 управления сформирует сигнал на исполнительный механизм 10 топливного насоса 8, который будет перемещать упор ограничителя подачи топлива в сторону увеличения уровня мощности до тех пор, пока значение максимального крутящего момента на одном из уровней не станет равным моменту сопротивления. При дальнейшем увеличении момента сопротивления процесс повторяется. В случае уменьшения момента сопротивления двигатель работает как серийный двигатель постоянной мощности на выбранном уровне. При снижении момента сопротивления ниже минимального значения крутящего момента на данном уровне мощности по сигналу с датчика 5 загрузки электронный блок 7 управления с помощью исполнительного механизма 10 будет перемещать упор ограничителя подачи топлива в сторону уменьшения уровня мощности до тех пор, пока значение момента сопротивления станет равным минимальному значению крутящего момента двигателя 1 на одном из уровней мощности. Далее процесс повторяется.

Таким образом, предлагаемый способ работы двигателя постоянной мощности позволяет повысить экономичность и производительность трактора путем согласования режимов работы двигателя с уровнем внешней нагрузки и повышения эффективности использования режима постоянной мощности.

Способ работы тракторного дизеля постоянной мощности путем полного или частичного отключения турбокомпрессора при работе на регуляторной ветви характеристики, регулирования давления наддува и подачи топлива по заданному закону на корректорном участке характеристики, измерения момента сопротивления, отличающийся тем, что измеренное значение момента сопротивления сравнивают сначала с максимальным, а затем с минимальным крутящим моментом на корректорной ветви данного уровня режима постоянной мощности и, если измеренное значение крутящего момента больше максимального крутящего момента на данном уровне режима постоянной мощности, то увеличивают уровень мощности до значения, при котором измеренное значение равно максимальному, если измеренное значение нагрузки меньше минимального крутящего момента на данном уровне режима постоянной мощности, то уменьшают уровень мощности до значений, при которых измеренное значение становится равным минимальному для данного уровня мощности.

www.findpatent.ru

Диссертация на тему «Повышение эксплуатационных показателей МТА на базе колесного трактора с двигателем постоянной мощности» автореферат по специальности ВАК 05.20.03 - Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве

1. Абрамова Т.А., Дорменев С.И. Применение тракторов с двигателем постоянной мощности в сельском хозяйстве. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхоз-маш, 1983 .(Экспресс-информ.;№ 16).

2. Агеев JI.E. Научные основы определения оптимальных и допускаемых значений энергетических параметров машинно-тракторных агрегатов с учетом вероятностного характера внешних воздействий: Автореф.дис. док.техн. наук. -Л., 1973.

3. Агеев Л.Е. Основы расчета оптимальных и допускаемых режимов работы машинно-тракторных агрегатов.-Л.: Колос, 1978.

4. Акопян С.И. К вопросу о двигателях с постоянной мощностью// Тракторы и сельхозмашины. -1978.-№8.

5. Алексеенко А.Г. Применение прецизионных аналоговых микросхем. М.: Радио и связь, 1985.

6. Аллилуев В.А. и др. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка/ В.А.Аллилуев, А.Д.Ананьин, А.Х.Морозов. М: Агропромиздат, 1987.

7. Банник А.П. и др. Применение на тракторах двигателей постоянной мощности.: Обзор. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1973.

8. Банник А.П. Исследование эффективности применения на тракторах двигателей постоянной мощности// Труды НАТИ. -1978. -Вып.257.

9. Банник А.П. Потенциальная тяговая характеристика трактора// Тракторы и сельхозмашины. -1970.-№11.

10. Банник А.П., Дорменев С.И., Балдин С.И. Зарубежные тракторы с двигателями постоянной мощности// Тракторы, самоходные шасси и двигатели.- 1981.-№26.

11. Банник А.П., Дорменев С.И., Малашкин О.М. Трактор ''Tiger III ST 450" с двигателем постоянной мощности// Тракторы и сельхозмашины. -1979.-№2.

12. Барский И.Б., Анилович В.Я., Кутьков Г.М. Динамика трактора. М.: Машиностроение, 1973.

13. Бахтияров Н.И. Топливная аппаратура. -М.: Колос, 1980.

14. Белугин Г.И., Иванченко Н.Н. О целесообразности и условиях реализации двигателей постоянной мощности//Двигателестроение. -1979.-№2.

15. Белугин Г.И., Иванченко Н.Н. О целесообразности и условиях реализации двигателя постоянной мощности// Двигателестроение.- 1979.-№2.

16. Белявцев А.В., Процеров А.С. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. -М.: Росагропромиздат, 1988.

17. Болотин А.А. о характере нагрузки на двигатель и силовую передачу трактора// Тракторы и сельхозмашины .-1959. -№ 11.

18. Болтинский В.Н. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке. -М.: ОГИЗ-Сельхозгиз, 1949.

19. Болтинский В.Н. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке// Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР. -М.: Изд-во МСХ СССР, 1958.

20. Бурм А.К. Исследование по обоснованию эксплуатационных требований к параметрам тракторного агрегата, определяемым регуляторной характеристикой двигателя: Автореф.дис. канд.техн.наук. Барнаул, 1979.

21. Бутов В.М. и др. Результаты испытаний тракторного двигателя В-42 с постоянной мощностью// Тракторы и сельхозмашины. -1968.-№10.

22. Веденяпин Г.В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных/3-е изд., Доп. -М.: Колос, 1973.

23. Вопросы применения на тракторах двигателей постоянной мощности// Труды НАТИ. -М., 1982.

24. ГОСТ 2586-83. Тракторы. Виды и программы испытаний.

25. ГОСТ 26817-86. Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические требования.

26. ГОСТ 7057-81. Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний.

27. Гришко В.Н., Косульников Р.А., Мешина Н.В. Особенности регулировок топливного насоса для получения постоянной мощности двигателя //Вестник АПК. Волгоград, 2001. - №14200.

28. Гришко В.Н., Косульников Р.А., Мешина Н.В. Повышение эффективности и надежности работы энергетической установки за счет применения двигателя постоянной мощности//Вестник АПК. Волгоград, 2001. -№13 199.

29. Гришко В.Н., Косульников Р.А., Мешина Н.В. Улучшение экономических показателей и надежности работы двигателя за счет оптимизации его характеристики //Вестник АПК. Волгоград, 2001. - № 14 200.

30. Добровольский В.А. Современные паровые автомобили и тракторы/ ОНТИ НКТП. -Харьков: Гостехиздат Украины, 1936.

31. Дорменев С.И. Зарубежные тракторы с двигателями постоянной мощности. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1981. (Экспресс-информ.: №26).

32. Дорменев С.И. и др. Об основных параметрах моторно-трансмиссионной установки сельскохозяйственного гусеничного трактора класса 5 с двигателем постоянной мощности// Вопросы применения на тракторах двигателей постоянной мощности/Тр.НАТИ. -М, 1982.

33. Дорменев С.И. и др. Тракторные моторно-трансмиссионные установки с двигателями постоянной мощности. -М.: Машиностроение, 1987.

34. Дорменев С.И. и др. Тягово-динамические качества сельскохозяйственных тракторов с двигателями постоянной мощности. -М: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1980.(Экспресс-информ. Вып.П).

35. Дорменев С.И., Банник А.П., Малашкин С.И. Перспективные моторно-трансмиссионные установки тракторов с двигателями постоянной мощности. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1979. -Вып. 15.

36. Дорменев С.И., Колесников А.П. Привод ВОМ для тракторных установок с двигателями постоянной мощности и гидромеханической трансмиссией. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельмаш, 1984. (Экспресс-информ.; №8).

37. Дорменев С.И., Фротер З.И. Моторно-трансмиссионные установки зарубежных сельскохозяйственных тракторов с двигателями постоянной мощности. М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмашин, 1984. (Экспресс-информ. ;№1).

38. Дорменев С.И., Чухнин Н.Ф., Котиев О.Б. Тенденции развития моторно-трансмиссионных установок тракторов за рубежом// Тракторы и сельхозмашины. -1984.-№7.

39. Ждановский Н.С., Николаенко А.В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. -JL: Колос, 1974.

40. Зоробян С.Р., Дорменев С.И. Пути совершенствования моторно-трансмиссионных установок промышленных модификаций сельскохозяйственных тракторов. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1983. (Экспрсс-информ.;№8).

41. Зубкетов И.П., Андреева Е.Н. Особенности характеристики подачи топлива для двигателя постоянной мощности// Тр.ЕСАГИ, -М., 1978.-№257.

42. Исследование эффективности применения на тракторах двигателя постоянной мощности// Научно-технич. отчет НАТИ, ВНТИЦ №Б534310. М, 1975.

43. Киселев А.И. Разгонные качества колесного трактора с двигателем постоянной мощности// Научные труды Воронежского СХИ. -Воронеж. 1980. -Т. 109.

44. Киселев Н.И., Ефремов П.П., Тынянский Г.Г. Об эффективности трактора с двигателем постоянной мощности// Научные труды Воронежского СХИ. -Воронеж. 1980.-Т.109.

45. Киселев Н.И., Ефремов П.П., Киселев Н.Н. Эффективность трактораТ-40АМ с дизелем постоянной мощности на транспортных работах//Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1997. -№4.

46. Клюев А.И. О влиянии формы борозды предыдущего прохода плуга и твердости почвы на колебания его сопротивления//Сб. науч.тр. Т.62/ Волгогр.с.-х. ин-т, 1977.

47. Клюев А.И., Коблов С.П. О возможности увеличения загрузки двигателя при упругом креплении корпусов плуга к раме// Сб. науч.тр. Т.91/ Волгогр.с.-х. ин-т, 1975.

48. Ковригин В.Д., Калинина Т.И. Промышленные тракторы фирмы ' 'Комацу' \-М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1985 .(Экспресс-информ. ;№ 12).

49. Круглов М.Г. Проблемы развития ДВС// Известия вузов. Машиностроение. -1990. ~№9.

50. Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Дегтярев Ю.П., Косульников Р.А. Математическая модель МТА с колесным трактором//Научный вестник. Вып. 1. Инженерные науки/В о лгогр. гос. с.-х. акад. Волгоград: Изд-во ВГСХА, 1997.

51. Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Дегтярев Ю.П., Жидков Г.И. Составление математических моделей машинно-тракторных агрегатов с упругими звеньями в сочленениях и их исследование методами теории случайной функции// Учеб. пособ. -Волгоград, 1989.

52. Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Кульченко Н.И. и др. А.С. 1285171 СССР, кл 02В13/00. Способ переналадки дизеля в двигатель постоянной мощности. №3838618. Заявлено 5.12.84; Опубликовано 22.09.86.

53. Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Кульченко Н.И. Повышение экономичности машинно-тракторных агрегатов путем стабилизации нагрузочных режимов тракторов// Сб. Науч.тр. Т. 19. -Волгоград: ВСХИ, 1985

54. Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Кульченко Н.И., Флиегел В.К. Особенности работы экспериментального дизеля. Рукопись депонирована во ВНИИТЭИСХ №169-85.

55. Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Кульченко Н.И., Флиегел В.К. Повышение эффективности трактора при использовании двигателя постоянной мощности// Тезисы докладов ВНТК. Москва, 1985.

56. Кульченко Н.И. Эксплуатационная эффективность МТА на основе трактора ДТ-175С с дизелем постоянной мощности: Дис.канд.техн.наук.-Волгоград, 1990.

57. Кутьков Г.М. Тяговая динамика тракторов. -М.: Машиностроение, 1980.

58. Кутьков Г.М., Пучков B.C., Холин А.И. Анализ источников генерации колебаний нагрузки на двигателе сельскохозяйственного трактора// Тракторы и сельхозмашины. -1975.-№7.

59. Ларин Н.С. Оценка энергетических свойств тракторов и режимов их работы при гармонической и вероятностной нагрузках (на примере колесных тракторов класса 14 кН): Автореф.дис.канд.техн.наук. JI.-Пушкин, 1984.

60. Левин Б.Р. Теоретические основы статистической радиотехники. -М., 1968.

61. Лурье А.Б. Развитие статистических методов исследования агрегатов и их систем управления// Механизация и электрификация соц. С.-х. -1971.-№3.

62. Лурье А.Б. Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. Л.: Колос, 1970.

63. Михеев Н.З., Харитончик Е.М. Рациональная характеристика дефорсированного дизеля для тракторов и автомобилей// Совершенствование конструкций машин и пути увеличения их долговечности: Материалы юбилейной научной конференции. Челябинск, 1962.

64. Моргулис Ю.Б. Системы регулирования давления наддува тракторных и комбайновых двигателей.-М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1982.(Экспресс-информ.:№3).

65. Моргулис Ю.Б., Микуленок С.В. Пути повышения технического уровня тракторных и комбайновых двигателей. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1984.(Экспресс-информ. Вып.6).

66. Моргулис Ю.Б., Поветкин Г.М, Кочетов В.А. и др. Двигатели постоянной мощности// Исследование эффективности применения на тракторах двигателей постоянной мощности/Тр. НАТИ.-М., 1978.-№257.

67. Морозов А.Х. Оптимизация состава и режимов работы агрегатов и механизированных комплексов. Волгоград: ВСХИ, 1987.

68. Моторно-трансмиссионные установки зарубежных сельскохозяйственных тракторов с двигателями постоянной мощности//Тракторы и двигатели. -1984.-№1.

69. Орманджи К.С., Марченко М.Н. и др. Правила производства механизированных работ в полеводстве. -М.: Россельхозиздат, 1983.

70. ОСТ. 10.2.2-86. Испытания сельскохозяйственной техники. Методы энергетической оценки. -М., 1988.

71. ОСТ.70.4.1-80. Испытания сельскохозяйственной техники. Машины и орудия для глубокой обработки почвы. Программа и методы испытаний. -М.,1981.

72. ОСТ.70.4.2-80. Испытания сельскохозяйственной техники. Машины и орудия для поверхностной обработки почвы. Программа и методы испытаний.-М., 1981.

73. Отраслевые методические указания и нормативно-справочные материалы для определения экономической эффективности новой техники в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. Ч. IV. -М.:ЦНИИТЭИтракторосель-хозмашин. 1976.

74. Писаревский А.С. и др. Об экспериментальном тракторе с двигателем постоянной мощности// Вопросы конструирования и исследования тракторов и тракторных двигателей.-Челябинск: Юж.-Уральское кн.изд-во, 1971.

75. Повышение механического уровня тракторов путем применения двигателей постоянной мощности. -М: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1979. -Вып. 8.

76. Повышение эффективности использования тракторных дизелей в сельском хозяйстве. Николаенко А.В., Хватов В.Н. и др. -JL: Агропромиздат. Ленингр. Отд-ние, 1986. -191 е., ил.

77. Повышение технического уровня тракторов путем применения двигателей постоянной мощности. -М.: ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш. (Реферат. Сб. Вып.8).

78. Положительное решение РОСПАТЕНТа по заявке №2000103886/13(003937) от 16.02.2000. Навеска трактора (в соавторстве Кузнецов Н.Г., Кривов В.Г., Дегтярев Ю.П., Шляхов А.А., Косульников Р.А.)

79. Попов И.М., Орлов Н.М. Основные пути снижения энергозатрат при обработке почвы// Тракторы и сельхозмашины. -1987. -№8.

80. Правила производства механизированных работ в полеводстве. М.: Россельхозиздат, 1983.

81. Практическое руководство по освоению интенсивных технологий возделывания озимой пшеницы/ Министерство сельского хозяйства СССР, ВАСХНИЛ. -М, 1985.

82. Приходько Л.С., Щупак П.Л. К методике анализа компонентов сопротивлений, действующих на трактор/ЛГракторы и сельхозмашины. -1970. -№5.

83. Пути улучшения технико-эксплуатационных качеств сельскохозяйственных тракторов// Науч. тр. Воронежского СХИ. -Воронеж, 1980.

84. Разработка рекомендаций по применению двигателей постоянной мощности на тракторах различных тяговых классов и назначения// Научно-технический отчет НАТИ, ВНТИЦ №Б740406, 1978.

85. Сафронов B.C. О топливной экономичности машинотракторных агрегатов// Тракторы и сельхозмашины. -1984. -№1.

86. Свешников А.А. Прикладные методы теории случайных функций. -М: Машиностроение, 1968.

87. Симеон А.Е. и др. Турбонаддув высокооборотных дизелей. М.: Машиностроение, 1976.

88. Симеон А.Е., Сахаревич В.Д., Кореневский Г.В. Регулирование параметров воздухоснабжения дизеля постоянной мощности// Известия Северо-Кавказкого научного центра высшей школы. Технич. науки. -Ростов, 1978. -№4.

89. Совершенствование эксплуатационных качеств тракторов и использование МТП: Сб.науч.тр.-Горький, 1986.

90. Средства повышения эксплуатационных качеств машинно-тракторных агрегатов: Сб. науч. тр./Волгоградский с.-х. ин-т. Волгоград, 1988.

91. Технические проблемы повышения эффективности и экономичности применения мощных колесных тракторов: Сб.науч.тр. -Л., 1985.

92. Тихонов В.И. Выбросы случайных процессов. -М., 1970.

93. Тойберг П. Оценка точности результатов измерений. -М.: Энергоатомиздат, 1988.

94. Тракторные дизели: Справочник/Под ред. Б.А.Взорова -М.: Машиностроение, 1981.

95. Тракторы «Беларусь» МТЗ-80. Руководство по эксплуатации и уходу. -М.: Урожай, 1973.

96. Харитончик Е.М. Пути совершенствования трансмиссии тракторов// Тракторы и сельхозмашины. -1961. -№10.

97. Харитончик Е.М. Теоретические основы методов повышения эффективности тракторов с двигателем постоянной мощности//Труды Воронежского СХИ. Т. 109. -Воронеж, 1980.

98. Харитончик Е.М., Барковский А.И., Михеев Н.З. Метод расширения унификации тракторных дизелей и улучшение динамических качеств и экономичности тракторов// Записки Воронежского СХИ. Т.35. -Воронеж, 1968.

99. Харитончик Е.М., Михеев Н.З. Методы решения проблемы тягового двигателя для тракторов и транспортных машин// Труды ЧИМЭСХ. Вып. IV. -Челябинск, 1950.

100. Хельж П. Быстроходные дизели. -М.: Машгиз, 1949.

101. Шеповалов В.Д. Автоматическая оптимизация режимов работы агрегатов// Механизация и электрификация соц. с.-х. -1976. -№1.

102. Эксплуатационная технологичность конструкций тракторов/ В.М.Михлин, К.И.Диков, В.М.Стариков и др.; Под общ. ред. Н.Ф.Чухчина и В.М.Старикова. -М.: Машиностроение, 1982.

103. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники. -Куйбышев: Куйбышевский с.-х. ин-т, 1978.

104. Эксплуатация машин в полеводстве: Сб. науч. работ/ Саратовский с.-х. ин-т им. Н.И.Вавилова; Редколлегия: П.И.Краснихин (гл.ред.) и др. -Саратов, 1985.

105. Эргономика: Учебник/Под ред. Крылова А.А., Суходольского Г.В. -JL: Издательство Ленинградского ун-та, 1988.

106. Barraus Jahn. Whot is forgue rise and raby is so de sirable Motortransport, 1980, November 29, 117, №3939.

107. Volras thant weren at the motor shav. Motor transport, 1980, 117, №3939.138

www.dissercat.com

ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

 

Двигатели постоянного тока находят широкое применение в электроприводах механизмов, где требуется широкое изменение частоты вращения. Как уже отмечалось, они используются в металлургической промышленности, станкостроении, системах автоматического регулирования, на электрическом транспорте, в авиации и автомобилестроении. Двигатели постоянного тока могут иметь мощность в пределах от нескольких ватт до нескольких тысяч киловатт. Двигатели постоянного тока классифицируют по способу включения обмотки возбуждения. Различают двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. Электрические схемы этих двигателей аналогичны схемам соответствующих генераторов. В отличие от генератора, и ток якоря, и ток возбуждения в двигателях постоянного тока потребляется из сети.

Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения. На рис. 6.1 представлена схема включения в сеть двигателя постоянного тока па­раллельного возбуждения.

Рис. 6.1. Схема включения двигателя параллельного возбуждения в сеть

 

Обычно мощность сети постоянного тока много больше мощности двигателя, так что напряжение сети неизменно. Тогда обмотку параллельного возбуждения можно представить и как обмотку независимого возбуждения. Отметим, что в цепь якоря машин небольшой мощности (единицы кВт) обычно включают пусковое сопротивление RП, ограничивающее ток якоря в момент его включения в сеть.

Таким образом, ток двигателя IДВ будет складываться из тока якоря и тока возбуждения:

IДВ=Ia+ IВ (6.1)

Поскольку ток возбуждения составляет 3...5% тока якоря, то иногда для практических расчетов принимают ток двигателя равным току якоря. Ток в цепи якоря будет определяться разностью напряжения сети и ЭДС якоря и сопротивлением якорной цепи:

1а = (U-E)/(Rа+ RП). (6.2)

Этот ток, взаимодействуя с магнитным полем машины, будет создавать вращающий электромагнитный момент, потребляя из сети мощность

P1 = U(Ia+ IВ). (6.3)

Мощность P1,подводимая из сети, делится между цепью якоря Раи цепью возбуждения РВ. Небольшая часть мощности, потребляемой цепью якоря, затрачивается на нагревание обмотки якоря РЭЛ. Остальная часть преобразуется в механическую мощность РМЕХ. Механическая мощность идет на покрытие мощности потерь в стали РС и мощности механических потерь РМПна трение в подшипниках, щеток на коллекторе и вентиляционные потери. Энергетическая диаграмма двигателя приведена на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока

 

Поскольку ЭДС Е в двигателе имеет направление, противоположное направлению тока якоря, то ее принято называть противоэлектродвижущей силой (противоЭДС). Она, как и ЭДС генератора, зависит от конструктивной постоянной машины СЕ, потока главных полюсов и частоты вращения n якоря:

Е= СЕ Ф n. (6.4)

Напряжение на зажимах якоря:

U=1а(Rа+ RП) + E (6.5)

Двигатель при подключении в сеть вращается и развивает на валу вращающий момент:

M= СМФ1а. (6.6)

Этот момент уравновешивает статический момент (момент сопротивления) на валу двигателя.

С учетом (6.4), уравнение баланса напряжений на якоре (6.5) примет вид:

U=1а(Rа+ RП) + СЕ Ф n, (6.7)

откуда можно получить зависимость частоты вращения от тока якоря:

n= (U- 1а(Rа+ RП))/СЕ Ф. (6.8)

Выражение (6.8) называется уравнением электромеханической характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения.

При токе якоря равном нулю n=n0= U/СЕ Ф. Величина n0 называется частотой идеального холостого двигателя. При n=n0Е = U.

Подставив в (6.8) выражение для тока, выраженного через момент в соответствии с (6.6), получим зависимость n = f(M), которая называется уравнением механической характеристики двигателя постоянного тока:

n= U/ СЕ Ф - M (Rа+ RП)/СЕ СМФ2. (6.9)

При неизменных значениях напряжения, магнитного потока и сопротивления якорной цепи механическая характеристика (6.9) представляет собой уравнение прямой линии (рис. 6.3,а).

Рис. 6.3. Механические (а) и рабочие (6) характеристики двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением

 

Величина Δn=(Rа+ RП)/СЕ СМФ2, зависящая от суммы сопротивлений Rа+ RП,определяет наклон механической характеристики к оси абсцисс. При отсутствии в цепи якоря добавочного сопротивления RП, и номинальном токе возбуждения механическая характеристика двигателя называется естественной характеристикой (1 на рис. 6.3, а). Номинальному моменту МНна естественной характеристике соответствует номинальная частота вращения nН. При включении добавочного реостата угол наклона этих характеристик возрастает тем больше, чем больше величина сопротивления, вследствие чего формируется семейство реостатных характеристик 2, 3, 4. Это позволяет получить новые значения частот вращения.

Реакция якоря, уменьшая несколько поток машины Ф при нагрузке, стремится придать естественной механической характеристике отрицательный угол наклона, при котором частота вращения n возрастает с увеличением момента М. Однако двигатель с такой характеристикой в большинстве электроприводов устойчиво работать не может. Поэтому современные мощные двигатели с параллельным возбуждением часто снабжают небольшой последовательной обмоткой возбуждения, которая придает механической характеристике необходимый наклон. МДС этой обмотки при номинальном токе составляет около 10% от МДС параллельной обмотки.

Регулировочный реостат RВпозволяет изменять ток возбуждения двигателя и его магнитный поток. При этом, как следует из (6.9), будет изменяться и частота вращения, причем будет возрастать и частота вращения идеального холостого хода. При номинальном напряжении на якоре (RП=0) и уменьшении магнитного потока (RВ >0) характеристики проходят тем выше естественной и круче ее, чем меньше магнитный поток. Однако существенное уменьшение магнитного потока не допускается, поскольку частота вращения двигателя резко возрастает (двигатель идет «вразнос»). При этом сильно увеличивается ток якоря и может возникнуть круговой огонь. Таким образом, обрыв цепи возбуждения крайне опасен.

Рабочие характеристики двигателя представляют собой зависимости потребляемой мощности Р1,тока якоря 1а,частоты вращения n, момента M и КПД η от мощности на валу двигателя Р2 при неизменных напряжении и токе возбуждения (U = const и 1В= const). Характеристики частоты вращения и момента являются линейными, а зависимости КПД, тока и мощности имеют характер, общий для всех электрических машин. Если в двигателе, обмотка якоря и обмотка возбуждения подключены к источникам питания с различными напряжениями, та его называют двигателем с независимым возбуждением. Механические и рабочие характеристики двигателя с независимым возбуждением аналогичны характеристикам двигателя с параллельным возбуждением, поскольку у них ток возбуждения не зависит от тока якоря.

Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения. В этом двигателе обмотка возбуждения соединяется последовательно с обмоткой якоря, ток возбуждения равен току якоря 1В=1а , поэтому магнитный поток Ф является функцией тока якоря. Если ток якоря 1а < (0,8…0,9) IН, магнитная система машины не насыщена, магнитный поток пропорционален току якоря: Ф = kФ1а . Коэффициент пропорциональности kФв большом диапазоне нагрузок остается практически постоянным. При дальнейшем возрастании тока якоря поток Ф растет медленнее, чем ток якоря. Таким образом, магнитный поток машины зависит от тока якоря, причем зависимость эта нелинейная. В соответствии с этим изменяются и характеристики двигателя.

Схема подключения к сети двигателя последовательного возбуждения с добавочным пусковым сопротивлением RПпредставлены на рис. 6.4, а.

Рис. 6.4. Схема включения (а) и механические характеристики (б) двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

Уравнение механической характеристики имеет вид:

n= U/ СЕ kФ1а - M (Rа+ RП+ RВ)/СЕ СМ (kФ1а)2 . (6.10)

Так как М= СМ Ф1а= СМ kФ 1а2, то выразив ток якоря через момент и подставив его в (6.10), получим:

n= U/ (kМ √М)-(Rа+ RП+ RВ)/kМ2 (6.11)

где kМ=√СМ.

Механическая характеристика двигателя мягкая, имеет форму гиперболы, асимптотически приближающуюся к оси частот вращения (рис. 6.4,б). Это означает, что при холостом ходе или малых нагрузках на валу частота вращения двигателя резко возрастает до недопустимых значений, двигатель идет «вразнос». Поэтому минимальная нагрузка такого двигателя должна быть не менее 20...30% номинальной.

Похожие статьи:

poznayka.org

ВЫБОР МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ

При постоянной нагрузке нужно выбирать двигатель с номинальной мощностью РН, равной или несколько большей мощности Р, полученной расчетом,

РН ≥ Р (347)

Статическую мощность машины определяют по формулам.;. которые имеются в литературе, описывающей конструкции машин и механизмов лесозаготовительных предприятий.

Статическую нагрузку можно также определять из графика механической нагрузки. Тогда номинальную мощность двигателя РН при длительной постоянной нагрузке Р выбирают непосредственно из каталога согласно выражению РН ≥ Р .

Если нагрузка, представленная графиком, зарегистрирована ваттметром, то номинальную мощность двигателя выбирают с учетом его к. п. д.

РН ≥ Р η (346!

Если нагрузка длительная, но меняющаяся по величине, то выбор необходимой мощности двигателя производится методом эквивалентного (среднеквадратичного) тока, сущность которого заключается в следующем.

При работе двигателя с нагрузкой, меняющейся в отдельные промежутки времени t1,t2,t3…tn, выделяются соответствующие количества тепла Q1, Q2, Q3…Qn, согласно закону Ленца — Джоуля пропорциональные квадрату тока., сопротивлению обмотки и времени. Тогда количество тепла, выделившееся в обмотке двигателя за время одного цикла tц = t1+ t2+ t3+…+ tn, составит

Q = Q1 + Q2 + Q3 + … + Qn = r (I t1 + I t2 + I t3 + … + I tn) (349)

где r — активное сопротивление обмотки двигателя.

То же количество тепла в той же обмотке двигателя за то же время может быть выделено некоторым постоянным током Iэкв

Q = I r (t1 + t2 + t3 + ... + tn) = I r tц (350)

Так как этот ток производит то же тепловое действие, что и меняющиеся токи переменной нагрузки, он получил название эквивалентного. Его величину можно найти, приравняв правые части выражений (349) и (350)

 

r (I t1 + I t2 + I t3 + … + I tn) = I r tц

откуда

I = (351)

 

По найденной величине I в каталоге выбирают электодвигатель. исходя из условия

I ≥ I

где I — номинальный ток нагрузки выбранного двигателя.

Выбранный двигатель проверяют на перегрузочную способность так, чтобы

I ≥ I

где:

I — максимальный ток выбранного двигателя;

I — максимальный ток по графику нагрузки.

Если известен эквивалентный ток, то можно подсчитать и соответствующую ему эквивалентную мощность двигателя

Р = UН I ηН cosφH 10-3 квт (354)

где UН , ηН и cosφH — номинальные значения напряжения, к. п. д.и коэффициента мощности.

 

При незначительном изменении скорости вращения двигателя во время работы под нагрузкой мощность изменяется пропорционально току нагрузки. Кроме того, в современных двигателях при изменении нагрузки в пределах от 50% до номинальной к. п. д. и коэффициент мощности изменяются незначительно. Поэтому можно считать, что в указанных пределах между мощностью и силой тока сохраняется прямая пропорциональность. Это даст возможность подсчитать эквивалентную мощность двигателя, если в расчетную формулу (351) вместо значения токов подставить значения мощностей

Р = (355)

В этом случае двигатель выбирают по каталогу, исходя из условий, что

(356)

Когда график мощности составлен по данным ваттметра, то при выборе мощности двигателя необходимо учесть также его

к. п. д.

(357)

Если в графике переменной нагрузки имеются пуск, торможение и останов двигателя, то для двигателей с самовентиляцией подсчет эквивалентной мощности ведется с учетом поправочных коэффициентов α и β, учитывающих ухудшение теплоотдачи при снижении скорости вращения пли останове двигателя. Тогда уравнение (355) примет вид

Р = (358)

где:

— время разгона или торможения двигателя;

— время паузы.

Коэффициенты α и β определяют экспериментально. Ориентировочно их можно принять равными α = 0,75-0,5 и β = 0,5 - 0.25. Бóльшие значения этих коэффициентов соответствуют двигателям постоянного тока, а меньшие — асинхронным двигателям.

Если график нагрузки имеет наклонные участки (рис. 63), эквивалентную мощность определяют по формуле

Р = (359)

 

 

Рис. 63. Спрямление графика фактической нагрузки

 

Если график нагрузки задай в виде М=f(t), то эквивалентный момент подсчитывают по формуле

М = (360)

а мощность двигателя определяют из выражения

(361)

где —номинальная скорость вращения двигателя.

Выбранный по методу эквивалентной мощности или эквивалентного момента двигатель проверяют на перегрузочную способность по формулам

(362)

(3б3)

где:

и - кратности максимальных момента и мощности двигателя, выбранного по каталогу;

и максимальные момент и мощность из графиков нагрузки.

Если график нагрузки отражает мощность, потребляемую из сети, то отношение. (362) примет вид

где — к. п. д. двигателя, выбранного по каталогу.

 

 

Асинхронные двигатели целесообразно проверять на перегрузку с учетом возможного падения напряжения в сети из условия

 

0,8 ≥ (365)

 

0,8 ≥ (366)

 

§63. Выбор мощности двигателя

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Выбор мощности двигателя для различных режимов работы

Правильный выбор мощности двигателя в соответствии с нагрузкой на его валу обеспечивает надёжную и экономичную работу электропривода, минимальную стоимость оборудования и наименьшие потери энергии при эксплуатации производственного агрегата.

Правильно выбранный двигатель должен работать во всех намеченных режимах, не перегреваясь сверх допустимых норм, обеспечивать нормальную работу при кратковременных перегрузках, обладать необходимым начальным пусковым моментом и сохранять работоспособность в условиях окружающей среды.

Рис. 1.8. Нагрузочные диаграммы электропривода при продолжительном режиме работы и мощности:

а – постоянной;б – малоизменяющейся; в – переменной периодической.

 

При продолжительной работе производственного агрегата с постоянной нагрузкой на валу двигателя (рис. 1.8, а) и температуре окружающей среды не выше 40 номинальную мощность двигателя выбирают по каталогам электрооборудования так, чтобы она равнялась мощности нагрузки. Если такого двигателя нет, выбирают двигатель на ближайшую большую номинальную мощность. Аналогично поступают при малоизменяющейся нагрузке (рис. 1.8, б), когда отклонения её во времени не выше средней мощности т.е. номинальную мощность двигателя выбирают из условия

Проверку двигателя на нагрев, механическую перегрузку и пусковые условия не проводят, так как это выполнено предприятием-изготовителем.

При циклических отклонениях мощности на валу двигателя более чем средней мощности (рис. 1.8, в) номинальную мощность двигателя выбирают по формуле

коэффициент = 1,1…1,3, а при резко изменяющейся нагрузке он доходит до значения 1,8…2,0.

Выбранный двигатель нужно проверить на нагрев, что при длительности его работы на отдельных участках нагрузочной диаграммы, меньшей постоянной времени нагрева двигателя, с достаточной для практики точностью можно выполнить методом средних потерь.

Метод средних потерь основан на сравнении мощности средних потерь за цикл работы

где

с мощностью потерь при номинальной нагрузке

где – мощность потерь на -м участке нагрузочной диаграммы , отвечающая времени ;

- номинальная мощность двигателя, соответствующая продолжительному режиму работы с постоянной нагрузкой;

- номинальный КПД двигателя.

Мощность потерь

где - мощность на i -м участке нагрузочной диаграммы , отвечающая времени ;

- КПД двигателя, соответствующий коэффициенту нагрузки

.

Если мощность средних потерь за цикл работы не превышает потерь по номинальной нагрузке , то средние превышения температуры отдельных частей двигателя не будут выше допустимых и выбранный двигатель соответствует требованиям теплового режима. В противном случае, когда, следует выбрать более мощный двигатель и повторить расчёт.

Двигатель, тепловой режим которого проверен методом средних потерь, необходимо проверить ещё на допустимую перегрузку, а также на достаточность начального пускового момента, который должен быть больше начального момента сопротивления рабочей машины, приведенного к скорости вала двигателя.

Метод эквивалентного тока основан на замене изменяющегося во времени тока двигателя неизменным эквивалентным током , который обуславливает ту же мощность потерь, что и действительный ток за цикл работы производственного агрегата, если считать постоянные потери двигателя от нагрузки независимыми. При указанном ограничении эквивалентный по нагреву ток

где – ток на -м участке нагрузочной диаграммы , отвечающий времени .

Двигатель выбирают по каталогу электрооборудования так, чтобы его номинальный ток а затем проверяют на перегрузку и пусковые условия с учётом возможного снижения напряжения питающей сети до 0,9 .

Если нагрузочная диаграмма тока представляет собой кривую произвольной формы, её заменяют отрезками прямых линий так, чтобы график оказался разделенным на прямоугольники и трапеции (рис. 1.9).

 

Рис. 1.9. Замена реальной нагрузочной диаграммы тока отрезками прямых линий.

 

Эквивалентный ток применительно к участку, отвечающему времени , находят так:

При = 0 эта формула принимает вид

.

Определение эквивалентного тока для отдельных участков нагрузочной диаграммы тока позволяет заменить кривую произвольной формы ступенчатой линией, а затем по ранее приведенной формуле вычислить эквивалентный ток для цикла работы производственного агрегата.

Метод эквивалентного тока применим при выборе всех типов двигателей, кроме тех, которые требуют учёта изменения потерь в стали, потерь на трение и вентиляционных потерь. Он не приемлем также для выбора трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором специального исполнения, так как сопротивление цепи их ротора значительно изменяется при пусковых и тормозных режимах, что вынуждает пользоваться только методом средних потерь.

Метод эквивалентного момента применим при выборе двигателей, у которых момент прямо пропорционален току. В этом случае по нагрузочной диаграмме моментов электропривода определяют моменты , отвечающие времени , и находят эквивалентный по нагреву момент

а затем номинальную мощность двигателя

где - номинальная скорость двигателя.

Выбранный двигатель должен быть проверен на перегрузку и пусковые условия.

Методом эквивалентного момента можно пользоваться при выборе мощности двигателей постоянного тока независимого и параллельного возбуждения без регулирования скорости изменением магнитного потока, а также при выборе трёхфазных синхронных и асинхронных двигателей с фазным ротором, если они работают на прямолинейной части механической характеристики.

Метод эквивалентной мощности используют в том случае, когда задана нагрузочная диаграмма мощности электропривода работающего с неизменной скоростью. В этом случае эквивалентную по нагреву мощность находят так:

Мощность двигателя выбирают близкой или равной эквивалентной мощности, а затем двигатель проверяют на перегрузку и пусковые условия.

Методы эквивалентных величин оправданы, если время работы двигателя на отдельных участках нагрузочной диаграммы электропривода меньше постоянной времени нагрева двигателя.

При кратковременном режиме работы производственного агрегата, интерпретированного двухступенчатой нагрузочной диаграммой мощности электропривода (рис. 10), находят эквивалентную по нагреву мощность без учёта времени остановки по формуле

а затем выбирают двигатель общего применения номинальной мощности продолжительного режима

который будет работать с коэффициентом механической перегрузки

где и - соответственно время работы двигателя и постоянная его нагрева (рис. 11)

 

 

Рис. 1.10. Двухступенчатая нагрузочная диаграмма тока электропривода при кратковременном режиме работы

 

 

Рис. 1.11. График зависимости коэффициента механической перегрузки от отношения .

 

Двигатели общего применения могут быть рационально использованы только при отношении ибо при меньшем отношении коэффициент механической перегрузки что практически превышает перегрузочную способность большинства двигателей общего применения. Поэтому предпочитают изготовлять двигатели, специально предназначенные для кратковременного режима работы, у которых приняты иные нагрузки активных материалов, а перегрузочная способность выше, чем у машин общего применения. Такие машины иногда не имеют собственного вентилятора.

Двигатели кратковременного режима выбирают по их номинальной мощности

и длительности работы , для которой предусмотрены стандартные значения – 10, 30, 60, 90 мин. Выбранный двигатель проверяют на соответствие перегрузочным и пусковым условиям.

При отсутствии двигателей кратковременного режима работы можно использовать двигатели повторно-кратковременного режима, для которых в каталогах электрооборудования приведены номинальные мощности кратковременного режима при длительности его 30 и 60 мин. Ориентировочно можно считать, что длительности 30 мин соответствует относительная продолжительность включения ПВ = 15%, 60-минутной работе – ПВ = 25%, а 90-минутной работе – ПВ = 40%.

Использование двигателей кратковременного режима в условиях продолжительной сниженной нагрузки нерационально, а порой невозможно из-за значительных постоянных потерь, которые могут привести к недопустимым превышениям температуры перегрева двигателя даже в режиме холостого хода.

 

Рис. 1.12. Трёхступенчатая нагрузочная диаграмма мощности электропривода при повторно-кратковременном режиме работы.

 

При повторно-кратковременном режиме работы производственного агрегата с трёхступенчатой нагрузочной диаграммой мощности электропривода (рис. 1.12) эквивалентную по нагреву мощность определяют без учёта паузы по формуле

и находят относительную продолжительность включения

которую для двигателей с самовентиляцией, учитывая ухудшение условий охлаждения при пуске, электрическом торможении и остановке, вследствие уменьшения отвода тепла в окружающую среду, определяют так:

где - соответственно время пуска, работы при установившейся скорости, торможения и остановки;

и – поправочные коэффициенты, учитывающие ухудшение условий охлаждения при пуске, торможении и остановке двигателя.

Поправочные коэффициенты для трёхфазных асинхронных машин с самовентиляцией принимают и , для аналогичных машин постоянного тока - и .

Если относительная продолжительность включения окажется до 10%, выбирают двигатель кратковременного режима, а если она будет больше 60% или продолжительность цикла превысит 10 мин, устанавливают двигатель продолжительного режима.

В случае, если относительная продолжительность включения окажется в указанных выше пределах, эквивалентную мощность пересчитывают на номинальную мощность повторно-кратковременного режима соответствующую ближайшему стандартному значению - 15, 25, 40, 60%, по формуле

По расчётным значениям и выбирают номинальную мощность двигателя краново-металлургического типа, предназначенного для повторно-кратковременного режима, и проверяют его на перегрузку и пусковые условия. Крановые и металлургические двигатели бывают трёхфазные асинхронные с короткозамкнутым ротором соответственно серий MTKF и MTKH, охватывающих диапазон номинальной мощности повторно-кратковременного режима работы от 1,4 до 37 кВт при ПВ = 40%, и с фазным ротором серий MTF и MTH – от 1,4 до 160 кВт при ПВ = 40%, а также двигатели постоянного тока серии Д – от 2,4 до 100 кВт при ПВ = 40%, которым соответствует часовая мощность от 2,5 до 185 кВт.

Номинальная мощность одного и того же двигателя, предназначенного для повторно-кратковременного режима работы, зависит от относительной продолжительности включения – она уменьшается с увеличением относительной продолжительности включения. Основным режимом работы таких двигателей считают режим работы с относительной продолжительностью включения ПВ = 40%. Номинальную мощность повторно-кратковременного режима при иной относительной продолжительности включения определяют по формуле

где - номинальная мощность двигателя при

При частых пусках электроприводов с трёхфазными асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором неизбежны повышенные перегревы их пусковыми токами. Это вынуждает сравнивать действительное число включений электропривода в течение часа с допустимым для выбранного двигателя, которое определено предприятием-изготовителем. Если оно окажется больше допустимого, следует выбрать двигатель большей номинальной мощности и проверить его на допустимость теплового режима. В случае использования электрического торможения, вызывающего значительный нагрев двигателя, необходимо допустимую частоту включений двигателя в течение часа уменьшить в два-три раза.

 

Выбор типа двигателя

Двигатель производственного агрегата должен наиболее полно отвечать технико-экономическим требованиям, т.е. отличаться простотой конструкции, надёжностью в эксплуатации, наименьшей стоимостью, небольшими габаритами и массой, обеспечивать простое управление, удовлетворять особенности технологического процесса и иметь высокие энергетические показатели при различных режимах работы.

В нерегулируемых приводах малой и средней мощности используют в большинстве случаев трёхфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, конструктивное исполнение которого согласуют с необходимыми пусковыми условиями производственного агрегата. Если эти двигатели не могут обеспечить условия пуска, применяют трёхфазные асинхронные двигатели с фазным ротором, благодаря которому можно не только получить увеличенный начальный пусковой момент, но и добиться его снижения до заданного значения. Для привода установок средней и большой мощности целесообразно использовать трёхфазные синхронные двигатели, которые отличаются от аналогичных трёхфазных асинхронных машине только более высоким КПД, но и допускающие регулирование коэффициента мощности с целью компенсации реактивной мощности всего оборудования.

В многоскоростных приводах, обеспечивающих ступенчатое регулирование скорости, применяют многоскоростные трёхфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, допускающие путём переключений в цепи обмотки статора получать две, три или четыре частоты вращения ротора.

В регулируемых приводах с плавным изменением скорости в небольшом диапазоне используют трёхфазные асинхронные двигатели с фазным ротором, а при широком диапазоне регулирования – двигатели постоянного тока с соответствующей системой возбуждения, определяющей жёсткость механической характеристики в соответствии с требованиями производственного агрегата.

Таким образом, род тока двигателя всецело определяется условиями технологического процесса, а напряжение выбирают в соответствии со стандартными напряжениями питающих сетей и учётом технических данных двигателей. Так, трёхфазные асинхронные двигатели серии 4А при диапазоне номинальной мощности от 0,06 до 0,7 кВт изготовляют только на напряжение 220 или 380 В, при диапазоне от 0,55 до 11 кВт – на напряжения 220, 380 или 660 В, а при диапазоне от 15 до 110 кВт – на напряжения 220/380 или 380/660В.

Если же номинальная мощность двигателя находится в пределах от 132 до 400кВт, то такие двигатели изготовляют на напряжения 380/660В.

Трёхфазные асинхронные двигатели других серий номинальной мощностью свыше 200кВт изготовляют на напряжения 3, 6 и 10кВ.

Для двигателей постоянного тока серии 2П с диапазоном номинальной мощности от 0,37 до 200кВт при номинальной частоте вращения 1500 об/мин приняты напряжения 110, 220, 340 и 440В, а напряжение независимого возбуждения – 110 и 220В. Более мощные машины постоянного тока других серий изготовляют на повышенные напряжения, которые обычно не превышают 1500В.

При выборе номинальной частоты вращения двигателя следует исходить из того, что при всех прочих равных условиях двигатели повышенной быстроходности имеют меньшие габариты, массу, стоимость и отличаются более высокими энергетическими показателями, чем аналогичные им тихоходные (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Технико-экономические показатели двух закрытых обдуваемых трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором одинаковой номинальной мощности и различной номинальной частоты вращения.

 

Однако слишком высокая быстроходность вынуждает вводить сложное передаточное устройство между валами двигателя и рабочей машины, в результате чего преимущества быстроходного двигателя могут свестись на нет.

Окончательный вариант привода рабочей машины с малогабаритным быстроходным двигателем и достаточно сложным передаточным устройством или тихоходным двигателем, отличающимся повышенными габаритами, соединённым с рабочей машиной муфтой, выбирают в результате технико-экономического расчёта и сопоставлений обоих вариантов с учётом удобства монтажа, ухода и эксплуатации производственного агрегата.

Наиболее быстроходные трёхфазные асинхронные двигатели серии 4А общего применения изготовляют на синхронную частоту вращения 3000об/мин, самые тихоходные – на 500об/мин, а двигатели постоянного тока серии 2П общепромышленного применения – соответственно на номинальную частоту вращения 3000об/мин и 600об/мин (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3. Диапазоны номинальной мощности трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором серии 4А и двигателей постоянного тока серии 2П при различных частотах вращения

Частота вращения, об/мин Диапазоны номинальной мощности двигателей, кВт
асинхронных постоянного тока
защищённых закрытых защищённых закрытых
22…400 0,09…315 1,0…75 0,55…28
- - 0,71…53 0,4…24
18,5…400 0,06…315 0,37…200 0,28…17
18,5…250 0,18…200 0,25…132 0,18…11
15…200 0,25…160 0,17…90 0,13…7,1
45…132 30…110 11…75 -
55…110 45…90 - -

 

Двигатели постоянного тока общепромышленного применения допускают регулирование частоты вращения якоря ослаблением магнитного поля главных полюсов не более чем в отношении 2:1, а специализированного назначения – в отношении 2,25:1; 3:1; 4:1; 6:1; 8:1.

Номинальная частота вращения якоря двигателей специализированного назначения находится в пределах 200…1500об/мин, а максимальная – 3000…4000об/мин.

В тихоходных производственных агрегатах перспективно использовать практически бесшумные горизонтальные и вертикальные мотор-редукторы типов МПО1, МПО2, МЦ2С, МПз2, МРВ, МВз – блоки, состоящие из трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и одно- или двухступенчатого планетарно-зубчатого редуктора либо волновой зубчатой передачи с кулачковым генератором, у которых частота вращения выходного вала от 0,6 до 355об/мин при диапазоне номинальной мощности от 0,12 до 100кВт.

Конструкцию двигателя выбирают, исходя из условий окружающей среды с учётом особенностей соединения двигателя с рабочей машиной. Основное внимание при этом уделяют защите обмоток и токопроводящих частей двигателя от вредных воздействий окружающей среды в связи с наличием пыли, влаги, едких паров, высокой температуры, а также взрывоопасных смесей, когда необходимо предусматривать соответствующие меры защиты самой среды от взрыва, обусловливаемого искрообразованием в машине.

Предприятия-изготовители выпускают открытые, защищённые и закрытые двигатели.

Открытые двигатели устанавливают только в сухих, непыльных и пожаробезопасных помещениях на достаточной высоте от пола во избежание возможного поражения током людей, работающих в этих помещениях, так как здесь не предусмотрена защита от случайного прикосновения с токопроводящими и вращающимися частями этих двигателей, а также от попадания внутрь машины посторонних предметов, пыли, влаги и грязи. Открытые двигатели можно устанавливать в помещениях, которые доступны только для электротехнического персонала.

В защищённых двигателях токопроводящие и вращающиеся части защищены от случайных прикосновений и попадания внутрь машины посторонних предметов специальными сетками или жалюзи. Однако, от пыли эти двигатели не защищены и поэтому нельзя устанавливать их в пыльных помещениях, цехах с повышенной влажностью и таких, где выделяются горючие газы или едкие пары. Отдельные виды этих двигателей обеспечивают не только защиту от случайного прикосновения к токопроводящим и вращающимся частям и от попадания посторонних предметов, но и от проникновения внутрь двигателя отвесно падающих капель воды, попадания внутрь брызг, водяных струй, морской волны и даже воды при кратковременном или длительном погружении в неё самого двигателя.

Закрытые двигатели – обдуваемые и продуваемые – не имеют отверстий и полностью защищены от пыли. В закрытых обдуваемых двигателях снаружи на валу укреплён прикрываемый защитным кожухом вентилятор, обеспечивающий принудительное охлаждение наружной поверхности машины с аксиально-расположенными выступающими рёбрами корпуса, что обеспечивает хорошее обмывание их потоком воздуха и улучшение условий теплоотдачи. В закрытые продуваемые двигатели холодный воздух подают из атмосферы через фильтры отдельно установленным вентилятором по трубопроводу, который присоединён к патрубкам щитов двигателя, а нагретый воздух отводят по трубопроводу наружу или в помещение, где установлен двигатель. В двигателях с замкнутой системой вентиляции циркулирует неизменный объём воздуха, охлаждаемый в газоохладителе водой. В закрытых двигателях условия охлаждения активных материалов хуже, чем в аналогичных двигателях открытого и защищённого исполнения. Поэтому допустимые нагрузки на активные материалы снижены, температурный режим этих двигателей более напряжённый, а эксплуатационные показатели их более низкие. Закрытые двигатели применяют только в тех случаях, если открытые или защищённые не приемлемы по специфическим условиям окружающей среды.

Кроме описанных конструкций изготовляют взрывозащищённые, влагостойкие, морозостойкие, химостойкие и тропические двигатели, предназначенные для работы соответственно во взрывоопасной среде или в особых климатических условиях.

Форма исполнения двигателя определяется положением вала и формой его свободного конца, числом и родом подшипников, способом установки и крепления машины и т.п. Чаще всего применяют двигатели с горизонтальным валом и лапами для его крепления, иногда используют фланцевые двигатели, у которых на одном из щитов имеется фланец для крепления к рабочей машине, а также встраиваемые двигатели, которые непосредственно встраивают в рабочую машину, образуя с ней единый производственный агрегат.

 

Электрические аппараты

Электрические аппараты – устройства для управления, регулирования контроля и защиты электрических цепей и машин, а также для установления различных режимов работы. Эти устройства поназначению разделяют на коммутационные, регулирующие, контролирующие и защитные. Они рассчитаны на определённое напряжение, ток, мощность и предназначены для продолжительного, кратковременного или повторно-кратковременного режима работы. По роду защиты от окружающей среды электрические аппараты бывают: открытые, защищённые, каплезащищённые, брызгозащищённые,закрытые, обдуваемые, продуваемые, пыленепроницаемые, маслонаполненные, взрывозащищённые, а по способу управления – неавтоматического, или ручного, управления и автоматического управления.

К первым, действие которых зависит только от воли оператора, относятся выключатели и переключатели, пусковые и регулирующие реостаты, дроссели и др., а ко вторым, действующим автоматически в зависимости от режима работы электрической цепи или машины либо от изменения параметров технологического процесса, относятся плавкие предохранители, защитные реле, реле управления, контакторы, магнитные пускатели и прочие устройства.

Плавкие предохранители – аппараты однократного действия для защиты электрооборудования и сетей от токов короткого замыкания и значительных длительных перегрузок, включаемые последовательно с защищаемыми элементами. При возникновении аварийных ситуаций защищаемые элементы автоматически отключаются от источника питания из-за перегорания находящейся в предохранителе калиброванной проволоки или пластины, рассчитанной на определённый номинальный ток. Замена перегоревшей плавкой вставки новой позволяет использовать предохранитель повторно.

Плавкие предохранители применяют в установках на номинальное напряжение до 660 В с использованием в них калиброванных плавких вставок, изготовляемых в зависимости от конструкции предохранителей на номинальный ток от 1 до 1000А. Плавкие вставки не обеспечивают своевременного отключения защищаемых элементов при перегрузке их током до , ибо при этом они могут перегореть спустя 1 час и более, когда защищаемые элементы успеют перегреться выше допустимой нормы и даже выйти из строя. По этой причине плавкие предохранители применяют в малоответственных установках для защиты от токов короткого замыкания, так как они надёжно в течение нескольких секунд обеспечивают отключение защищаемой цепи при токе вследствие перегорания плавкой вставки.

Тепловые реле – аппараты многократного действия, обеспечивающие защиту электрооборудования от недопустимого перегрева, вызванного длительной перегрузкой.

Рис. 1.14. Тепловое реле:

а – устройство;

б – характеристики:

1 – холодного реле,

2 – реле, нагретого номинальным током.

 

В тепловом реле (рис. 1.14, а) контролируемый ток нагрузки устанавливается в резисторе-нагревателе 1, расположенном вблизи биметаллической пластинки 3, которая удерживает рычаг 5 в положении замыкания остающихся размыкающих контактов 6, вводимых в цепь катушки коммутационного аппарата защищаемого объекта. При токе, превышающем номинальный ток объекта, биметаллическая пластинка, деформируясь под влиянием тепла, излучаемого нагревателем, освобождает рычаг 5, который под действием пружины 4 поворачивается против направления вращения стрелки часов, а пружина 7 размыкает контакты реле. В исходное положение рычаг возвращается после охлаждения биметаллической пластинки нажатием кнопки возврата 2. Выдержка времени теплового реле зависит от тока в нагревателе, предварительного режима нагрузки и температуры окружающей среды (рис. 14, б), если в реле не предусмотрена температурная компенсация. Для получения более совершенной защиты электрооборудования от перегрузок следует его и тепловое реле ставить в одинаковые условия по отношению к температуре окружающей среды.

Электромагнитные реле максимального тока – аппараты, обеспечивающие быстродействующее автоматическое отключение защищаемого электрооборудования и сетей при превышении контролируемым током заданного значения, называемого уставкой тока.

Рис. 1.15. Электромагнитное реле максимального тока.

 

В таком реле (рис. 1.15) контролируемый ток устанавливается в двух секциях I и II обмотки, расположенной на полюсах магнитопровода , выполненного из тонких, изолированных друг от друга, листов электротехнической стали. При повышении тока до заданного значения, устанавливаемого с помощью рычага Р по шкале тока уставки Ш, поворотный стальной Z-образный якорь Я притягивается к полюсам магнитопровода, подвижная система реле поворачивается по направлению движения стрелки часов, а контактный мостик М размыкает контакты c зажимами 9 и 11 и замыкает контакты с зажимами 5 и 7, используемыми для управления коммутационным аппаратом, обеспечивающим отключение защищаемого электрооборудования. Пружина П возвращает подвижную часть реле в исходное положение, когда ток в обмотках реле становится меньше тока уставки. Переключением секций обмотки реле с зажимами 6, 10 и 8, 12 с последовательного соединения на параллельное можно изменять пределы регулирования тока уставки в два раза. Время срабатывания такого реле составляет около 0,02…0,04 с.

Электромагнитные реле времени с магнитным демпфером служат для замедления действия электрических аппаратов управления электроприводами.

Рис. 1.16. Электромагнитное реле времени.

 

В этом реле (рис. 1.16) на стержне 1 магнитопровода 2 из низкоуглеродистой стали укреплена обмотка 3, включение которой на постоянное напряжение вызывает притягивание якоря 8 к концу стержня 1. Отключение этой обмотки 3 от источника питания приводит к постепенному затуханию магнитного потока со скоростью, зависящей от наличия немагнитной гильзы-демпфера 9 и толщины немагнитной прокладки 4. В результате отключения якорь 8 под действием возвратной пружины 5 отходит от стержня 1 с некоторой выдержкой времени до упора 7, обеспечивая вилкой 10 размыкание контактов 11 и замыкание контактов 12, используемых для цепей управления аппаратов электроприводов. Регулирование выдержки времени от момента прекращения питания обмотки реле до переключения его контактов выполняют изменением натяжения возвратной пружины 5 с помощью корончатой гайки 6 или применением немагнитной прокладки 4 другой толщины. Время выдержки таких реле можно изменять от 0,25 до 5,5 с.



infopedia.su

Двигатель - постоянный ток - малая мощность

Двигатель - постоянный ток - малая мощность

Cтраница 1

Двигатели постоянного тока малой мощности по областям применения не уступают асинхронным. Они имеют специфический элемент конструкции - коллектор.  [1]

Двигатели постоянного тока малой мощности выполняются подобно обычным двигателям постоянного тока.  [2]

Пуск двигателей постоянного тока малой мощности производится непосредственным включением двигателя в сеть.  [3]

При работе двигателя постоянного тока малой мощности с печатной обмоткой а якоре с нагрузкой на валу реакция якоря в нем практически мала ввиду наличия большого воздушного зазора между полюсными наконечниками. В связи с этим магнитное поле в этом зазоре при нагрузке почти не отличается от поля в нем при холостом ходе. Следовательно, на скорость вращения малого двигателя с печатной обмоткой на якоре при нагрузке может оказывать соответствующее влияние лишь падение напряжения в Сопротивлении этой обмотки от тока якоря.  [4]

Системы стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока малой мощности с использованием регуляторов на магнитных элементах, обладая высокой надежностью, имеют значительное запаздывание, большой вес и габариты. Кроме того, для их питания необходимо наличие источника переменного напряжения. Последнее требование делает затруднительным использование регуляторов на магнитных элементах для стабилизации скорости вращения двигателей малой мощности при питании от источника постоянного тока.  [5]

Рассмотренные системы стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока малой мощности обеспечивают достаточно высокую стабильность скорости вращения во всех режимах работы и условиях эксплуатации двигателя в течение длительного срока службы и хранения.  [7]

Мостовая измерительная схема применяется для регулирования скорости двигателей постоянного тока малой мощности.  [9]

Имеющиеся смашческие и астатические системы стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока малой мощности на полупроводниковых приборах, рассчитанных для режима переключения, надежно работают в широком диапазоне изменения температуры окружающей среды и при различных механических воздействиях.  [10]

Двигатели постоянного тока пускаются путем уменьшения дополнительного сопротивления в цепи якоря, так как собственное сопротивление якоря невелико и при прямом пуске имели бы место недопустимо большие токи. Только двигатели постоянного тока малой мощности могут пускаться при прямом включении. Отметим, что двигатели постоянного тока большой мощности управляются, как правило, при помощи усилителей.  [11]

Если на станке применяют только двигатели постоянного тока, то для управления ими используют аппаратуру тоже постоянного тока. Когда станок имеет двигатели постоянного и переменного тока, для управления двигателями постоянного тока малой мощности часто используют аппаратуру переменного тока. При этом надо иметь в виду, что наибольшая допустимая величина постоянного тока, коммутируемого данным аппаратом, значительно меньше наибольшей допустимой величины переменного тока. Цепи сигнальных ламп обычно включают на 6, 12, 24, 36 или 110 В ( ранее на 127 В), в зависимости от типа примененных ламп.  [12]

В магнитном поле торцовых полюсов с постоянными магнитами вращается тонкий диск из изоляционного материала. На обе торцовые плоскости этого диска нанесена печатным способом однослойная простая волновая обмотка постоянного тока. В качестве коллектора здесь используют активные радиально расположенные плоские проводники печатной обмотки якоря, по которым скользят щетки. Такое исполнение двигателя постоянного тока малой мощности характеризуется отсутствием коллектора обычной конструкции, возможностью использования высоких плотностей тока в обмотке якоря и малыми значениями электромагнитной и электромеханической постоянных времени.  [14]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru