Русские ракеты: на чем они летают и будут летать в космос в будущем. Двигатель рд 175


Лицензия на передачу в США технологии РД-180 заканчивается в 2030 году

10:1609.09.2016

(обновлено: 11:29 09.09.2016)

342952275

КУБИНКА, 9 сен — РИА Новости, Александр Ковалев. Действующее лицензионное соглашение на передачу в США технологии производства российских двигателей РД-180 завершается в 2030 году, после чего предусмотрено уничтожение проектной документации, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор химкинского НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

"Срок действия лицензионного соглашения завершается в 2030 году. Еще есть время, поэтому наше сотрудничество с США будет продолжаться. Мы будем поставлять готовые двигатели РД-180, собранных в России на "Энергомаше", — отметил Арбузов.

Отвечая на вопрос, сколько пусков американских ракет Atlas-5 с российскими двигателями РД-180 произведено к настоящему времени, глава предприятия сказал, что "на сегодня проведено 70 успешных запусков американских носителей с применением наших двигателей, и это весомый аргумент".

Предприятие российской ракетно-космической промышленности. Архивное фотоРоссия продолжит поставлять в США ракетные двигателиПо словам Арбузова, в 2017 и 2018 годах предстоит очень насыщенная программа поставок в США РД-180, отчасти она затронет и 2019 год.

"Рассчитываю, что в ближайшее время будет реализован ещё целый ряд договорённостей по подписанию дополнительных соглашений к уже действующим контрактам", — заключил генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

"НПО Энергомаш имени академика Глушко" является разработчиком и производителем мощных жидкостных ракетных двигателей первой ступени для российских и зарубежных ракет-носителей космического назначения.

Основанное в 1929 году, предприятие специализируется на разработке и производстве ракетных двигателей, которые вывели в космос первый искусственный спутник Земли, первого человека, первый самоходный аппарат "Луноход-1", ракетно-космическую систему "Энергия-Буран", новую российскую ракету-носитель "Ангара".

Двигатели, разработанные предприятием, устанавливаются практически на все российские ракеты-носители: "Союз", "Протон", "Ангара" и на американские "AtlasV" и "Antares". Каждая вторая ракета-носитель в мире стартует на двигателях разработки и производства НПО Энергомаш.

Камера сгорания ракетного двигателя РД-180Посол России в Китае: Москва и Пекин обсуждают возможные поставки РД-180За всю историю освоения человеком космического пространства, двигатели НПО Энергомаш осуществили более 2400 абсолютно успешных пусков, выпустив более 12 000 двигателей и разработав более 60 различных модификаций двигательных установок первой и второй ступени.

Менее чем за год НПО Энергомаш разработало, изготовило, провело сертификацию и начало поставки двигателя РД-181 для РН "Антарес".

Контракт на поставку восьми двигателей РД-181 был подписан в декабре 2014 года. Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США. Производство и поставки ЖРД РД-181 продолжаются в соответствии с условиями контракта.

В настоящее время НПО Энергомаш занимается исследованием возможности создания модельной камеры ракетного двигателя на детонационном принципе горения. Если теория будет подтверждена, то это позволит качественно повысить удельные характеристики ракет-носителей и, как следствие, увеличить массу полезной нагрузки при уменьшении энергозатрат. В середине 2016 года планируется начать огневые испытания модельной камеры.

Ракетный двигатель РД-180 на НПО Энергомаш. Архивное фотоULA: "Энергомаш" доработал двигатель РД-180 после сбоя при запуске в СШАЕще одной перспективной разработкой предприятия является система лазерного зажигания топлива, призванная обеспечить надежный запуск, в том числе и многократный, ракетного двигателя. На сегодняшний день система успешно прошла натурные испытания на камере двигателя РД-107/108, предназначенного для РН "Союз 2" и в дальнейшем планируется к использованию на перспективных двигателях разработки НПО Энергомаш.

Кроме того, компания разрабатывает новые, более мощные и экономичные двигатели первой ступени для перспективных ракет-носителей. Это и мощный РД-175 для сверхтяжелых ракет-носителей, и двигатель, позволяющий многократное использование до 25 раз подряд, и РД-180МС, работающий на компонентах кислород-метан, и уникальная трехкомпонентная двигательная установка, умеющая работать на двух режимах и предназначенная для применения в составе многоразовых космических кораблей.

Предприятие обеспечивает выполнение Федеральной космической программы и других целевых программ.

Читайте полный текст интервью с Игорем Арбузовым >>

ria.ru

РД-170 Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД. РД-170 Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Развитие Производство Конструктор Время создания Обозначение Производилось Варианты Массогабаритныехарактеристики Масса Ширина Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Тяговооружённость Зажигание
ЖРД
керосин
жидкий кислород
4
СССР СССР
1987 — 1988 годы
«Энергия» (первая ступень)«Зенит» (РД-171)
РД-180, РД-191
НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко
1981 год
11Д520
1984 год
РД-170, РД-171, РД-171M, РД-171МВ
9750 кг
3600 мм
4000 мм
3600 мм
Вакуум: 806,2 тс (7906 кН)Ур. моря: 740 тс (7257 кН)
Вакуум: 337,2 с (3308 м/с)Ур. моря: 309,5 с (3036 м/с)
150 с
250 кгс/см2
36,87
2,6
82,66
химическое

РД-170 — советский жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для РН «Энергия».

Мощность РД-170 — около 20 млн л. с., он является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных (имея четыре камеры, он на 2,1—5,65 % мощнее американского однокамерного F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза, причем РД-170 намного более экономно расходует топливо, поскольку построен по схеме закрытого цикла, в отличие от F-1, использующего более простой, но менее эффективный открытый цикл).

Предназначен для многоразового использования (аттестован для 10-кратного использования). Базовый вариант использовался на первой ступени РН «Энергия» и «Зенит»; на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на американских РН «Atlas») и РД-191 (для РН «Ангара»).

До РД-170 в 1973—1974 годах, по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 года были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс[1] (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме[2]).

Характеристики

Варианты

  • РД-170 — для первой ступени «Энергии». Двигатель может обеспечить управление в двух плоскостях — по тангажу и по рысканию, благодаря синхронному качанию всех четырёх камер двигателя.
  • РД-171 — в отличие от базовой модели РД-170, управляет каждой камерой только в одной плоскости, все камеры двигателя качаются тангенциально. Двигатель РД-171 используется в ракетах-носителях «Зенит».
  • РД-171МВ — разрабатываемый модернизированный вариант двигателя РД-171М для использования в первой ступени новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и в первой же ступени будущей сверхтяжелой ракеты для полетов в ближний и дальний космос.
  • РД-175 — разрабатываемый вариант с двумя ТНА, тягой в 980 тонн у земли и 1000 тонн в вакууме, для перспективной ракеты Энергия-К (достичь этого можно тремя способами: 5-камерная версия РД-170 с небольшим форсированием (в габарит 4,1 м почти вписывается), вариант РД-170 по схеме газ-газ, с увеличением ВЧ устойчивости и расширением КС с 370 до стандартных 430 мм, перевод РД-170 на кислород-НДМГ/НДБГ со скачкообразным ростом ТТХ: давление с 250 до 330 атм, УИ с 309,5 до 333 с, тяга до 265 тс на камеру, в то же время двигатели с несколькими ТНА бесперспективны в плане надёжности, и Глушко при разработке РД-170 от такого варианта отказался)[3][4].

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

РД-170 — ВиКи

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-170 — советский жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для РН «Энергия».

РД-170 Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Развитие Производство Конструктор Время создания Обозначение Производилось Варианты Массогабаритныехарактеристики Масса Ширина Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Тяговооружённость Зажигание
Ракетный двигатель РД-170 в экспозиции Музея ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия»
ЖРД
керосин
жидкий кислород
4
СССР СССР
1987 — 1988 годы
«Энергия» (первая ступень)«Зенит» (РД-171)
РД-180, РД-191
НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко
1981 год
11Д520
1984 год
РД-170, РД-171, РД-171M, РД-171МВ
9750 кг
3600 мм
4000 мм
3600 мм
Вакуум: 806,2 тс (7906 кН)Ур. моря: 740 тс (7257 кН)
Вакуум: 337,2 с (3308 м/с)Ур. моря: 309,5 с (3036 м/с)
150 с
250 кгс/см2
36,87
2,6
82,66
химическое

Мощность РД-170 — около 20 млн л. с., он является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных (имея четыре камеры, он на 2,1—5,65 % мощнее американского однокамерного F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза, причем РД-170 намного более экономно расходует топливо, поскольку построен по схеме закрытого цикла, в отличие от F-1, использующего более простой, но менее эффективный открытый цикл).

Предназначен для многоразового использования (аттестован для 10-кратного использования). Базовый вариант использовался на первой ступени РН «Энергия» и «Зенит»; на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на американских РН «Atlas») и РД-191 (для РН «Ангара»).

До РД-170 в 1973—1974 годах, по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 года были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс[1] (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме[2]).

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

РД-175 Вики

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД. РД-170 Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Развитие Производство Конструктор Время создания Обозначение Производилось Варианты Массогабаритныехарактеристики Масса Ширина Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Тяговооружённость Зажигание
ЖРД
керосин
жидкий кислород
4
СССР СССР
1987 — 1988 годы
«Энергия» (первая ступень)«Зенит» (РД-171)
РД-180, РД-191
НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко
1981 год
11Д520
1984 год
РД-170, РД-171, РД-171M, РД-171МВ
9750 кг
3600 мм
4000 мм
3600 мм
Вакуум: 806,2 тс (7906 кН)Ур. моря: 740 тс (7257 кН)
Вакуум: 337,2 с (3308 м/с)Ур. моря: 309,5 с (3036 м/с)
150 с
250 кгс/см2
36,87
2,6
82,66
химическое

РД-170 — советский жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для РН «Энергия».

Мощность РД-170 — около 20 млн л. с., он является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных (имея четыре камеры, он на 2,1—5,65 % мощнее американского однокамерного F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза, причем РД-170 намного более экономно расходует топливо, поскольку построен по схеме закрытого цикла, в отличие от F-1, использующего более простой, но менее эффективный открытый цикл).

Предназначен для многоразового использования (аттестован для 10-кратного использования). Базовый вариант использовался на первой ступени РН «Энергия» и «Зенит»; на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на американских РН «Atlas») и РД-191 (для РН «Ангара»).

До РД-170 в 1973—1974 годах, по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 года были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс[1] (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме[2]).

Характеристики[ | код]

Варианты[ | код]

  • РД-170 — для первой ступени «Энергии». Двигатель может обеспечить управление в двух плоскостях — по тангажу и по рысканию, благодаря синхронному качанию всех четырёх камер двигателя.
  • РД-171 — в отличие от базовой модели РД-170, управляет каждой камерой только в одной плоскости, все камеры двигателя качаются тангенциально. Двигатель РД-171 используется в ракетах-носителях «Зенит».
  • РД-171МВ — разрабатываемый модернизированный вариант двигателя РД-171М для использования в первой ступени новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и в первой же ступени будущей сверхтяжелой ракеты для полетов в ближний и дальний космос.
  • РД-175 — разрабатываемый вариант с двумя ТНА, тягой в 980 тонн у земли и 1000 тонн в вакууме, для перспективной ракеты Энергия-К (достичь этого можно тремя способами: 5-камерная версия РД-170 с небольшим форсированием (в габарит 4,1 м почти вписывается), вариант РД-170 по схеме газ-газ, с увеличением ВЧ устойчивости и расширением КС с 370 до стандартных 430 мм, перевод РД-170 на кислород-НДМГ/НДБГ со скачкообразным ростом ТТХ: давление с 250 до 330 атм, УИ с 309,5 до 333 с, тяга до 265 тс на камеру, в то же время двигатели с несколькими ТНА бесперспективны в плане надёжности, и Глушко при разработке РД-170 от такого варианта отказался)[3][4].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

РД-170 — WiKi

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-170 — советский жидкостный ракетный двигатель, разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для РН «Энергия».

РД-170 Тип Топливо Окислитель Камер сгорания Страна Использование Время эксплуатации Применение Развитие Производство Конструктор Время создания Обозначение Производилось Варианты Массогабаритныехарактеристики Масса Ширина Высота Диаметр Рабочие характеристики Тяга Удельный импульс Время работы Давление в камере сгорания Степень расширения Отношение окислитель/топливо Тяговооружённость Зажигание
Ракетный двигатель РД-170 в экспозиции Музея ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия»
ЖРД
керосин
жидкий кислород
4
СССР СССР
1987 — 1988 годы
«Энергия» (первая ступень)«Зенит» (РД-171)
РД-180, РД-191
НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко
1981 год
11Д520
1984 год
РД-170, РД-171, РД-171M, РД-171МВ
9750 кг
3600 мм
4000 мм
3600 мм
Вакуум: 806,2 тс (7906 кН)Ур. моря: 740 тс (7257 кН)
Вакуум: 337,2 с (3308 м/с)Ур. моря: 309,5 с (3036 м/с)
150 с
250 кгс/см2
36,87
2,6
82,66
химическое

Мощность РД-170 — около 20 млн л. с., он является самым мощным ракетным двигателем на жидких компонентах топлива из когда-либо созданных (имея четыре камеры, он на 2,1—5,65 % мощнее американского однокамерного F-1, устанавливавшегося на первой ступени РН «Сатурн-5», при габаритах, меньших в 1,5 раза, причем РД-170 намного более экономно расходует топливо, поскольку построен по схеме закрытого цикла, в отличие от F-1, использующего более простой, но менее эффективный открытый цикл).

Предназначен для многоразового использования (аттестован для 10-кратного использования). Базовый вариант использовался на первой ступени РН «Энергия» и «Зенит»; на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на американских РН «Atlas») и РД-191 (для РН «Ангара»).

До РД-170 в 1973—1974 годах, по программе разработок экологически чистых двигателей, велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125), к примеру в июне 1974 года были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс[1] (по другим данным 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме[2]).

ru-wiki.org

Двигатель семейства «Энергии» прошёл тысячное испытание

Несмотря на свёртывание проекта «Буран-Энергия», испытания самого мощного в мире ракетного двигателя РД-171М не прекращаются, и он используется в РН «Зенит»

Тысячное испытание жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) РД-171М успешно проведено в НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе предприятия. Этот самый мощный в мире двигатель создавался для сверхтяжёлой «Энергии», а теперь штатно используется в первой ступени российско-украинской ракеты-носителя «Зенит».

«Испытания серийных ЖРД РД-171М проходят в полном объёме. Двигатель работает ровно столько, сколько он будет работать на ракете. Очередное испытание производилось 5 декабря на стенде НИК-751 и прошло успешно», – отметили в «Энергомаше».

По словам представителей объединения, семейство кислородно-керосиновых двигателей РД-170/171 было создано для многоразовой системы «Энергия-Буран» и навсегда связано с именем основателя предприятия академика Валентина Глушко. Первое огневое испытание двигателя этого семейства было проведено 25 августа 1980 года.

На предприятии подчеркнули, что РД-171М до сих пор является самым мощным в мире ЖРД с земной тягой 740 тонн.

«На перспективу у нас на основе РД-171М создан проект двигателя РД-175 с тягой в тысячу тонн», – сообщила также пресс-служба.

«Энергомаш» является ведущим российским предприятием по разработке жидкостных ракетных двигателей большой мощности для ракет-носителей, обеспечивающих выполнение национальных и международных космических программ.

scientificrussia.ru

на чем они летают и будут летать в космос в будущем : i_future

Двигатели, на которых отправляются в космос российские ракеты-носители, были созданы в 60-70-е годы. Новые разработки создают задел еще на десятилетия вперед.

«Нет двигателя - и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей ее начинкой мертва».(академик Валентин Петрович Глушко)

В черте города Химки на площади в 90 га расположился гигант машиностроения НПО Энергомаш им. Академика В.П. Глушко. Именно здесь были созданы двигатели, положившие начало космической эре, и принесшие Советскому Союзу лавры победителя в космической гонке с США. Разработанные, испытанные и произведенные на «Энергомаше» РД-107/108 позволили доставить на орбиту первый искусственный спутник Земли ПС-1 и корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту.

РД-108 © Антон Тушин/Ridus.ru

«Энергомаш» представляет собой предприятие полного цикла, т.е. все этапы производства от разработки до выпуска конечного продукта проходят в рамках одного предприятия. Здесь даже есть свой стенд, на котором испытывают двигатели. Если вам доводилось бывать в Химках, вы наверняка видели уходящие из промзоны в небо мрачные красно-белые трубы – это и есть тот самый стенд (вообще, на «Энеромаше» около 70 различных стендов, но этот самый главный – на нем испытывают готовый продукт и экспериментальные модели). Если из труб начинает клубами валить белый дым – проходят испытания. Раньше жителей города об истпытании двигателя помимо дыма оповещал душераздирающий звук, который был слышен на дальних окраинах города. Благодаря бронекамере и гидрогасителю продуктов сгорания сегодня химчане избавлены от этой неприятности. Что же касается выбросов в атмосферу в ходе тестов, то это пары воды и CO2, на два порядка менее вредный, чем смог от соседней Ленинградки.

На «Энергомаше» вы не встретите гастарбайтеров, здесь работают не просто профессионалы высокого уровня, а настоящие фанаты своего дела. Многие из сотрудников предприятия работают здесь поколениями, с момента его появления.

На участке автоматической сварки © Антон Тушин/Ridus.ru

Личное клеймо сварщика, которое гарантирует высочайшее качество работы © Антон Тушин/Ridus.ru

Сегодня здесь выпускают двигатели, на которых летают российские, американские и южнокорейские ракеты. А начиналось все в 1928-1929 годах со студенческих работ и дипломного проекта будущего академика Валентина Глушко. В 1929 году в Ленинграде под его руководством была организована группа по разработке жидкостных ракетных двигателей (ЖДР) в составе Газодинамичекой лаборатории – этот момент и считается датой основания «Энергомаша». В рамках Реактивного НИИ (РНИИ) Глушко разрабатывал двигатель к летательным аппаратам Сергея Королева. К 1937 году он создал двигатель, который по своим параметрам превосходил немецкие, французские и американские аналоги. Уже прошли госиспытания на стенде, наземные испытания, все было готово к летным испытаниям. Но это был 1937 год, сначала расстреляли замнаркома обороны маршала Михаила Тухачевского, а вслед за ним та же участь постигла директора РНИИ Ивана Клейменова и главного инженера института Георгия Лангемака. В марте 1938 арестовали и Глушко, а спустя два месяца - Королева. Полтора года Глушко провел на Лубянке и в Бутырке, а потом получил приговор – 8 лет колонии. Однако его оставили работать в «шарашке», где он занимался разработкой вспомогательных двигателей для боевых самолетов, которые позволяли взлетать с более короткой полосы или ускоряться на короткое время в воздухе. В ходе войны их не использовали, хотя Сталин и подписал акт о запуске этих двигателей в серийное производство.

Летом 1944-ого нарком НКВД Берия пишет докладную Сталину с просьбой поощрить его подопечных и в конце августа 35 человек, в том числе Глушко и Королев, были досрочно освобождены со снятием судимостей.

Вспомогательные двигатели для боевых самолетов, которые разрабатывал заключенный Глушко © Антон Тушин/Ridus.ru

Двигатель РД-100 представляет собой существенно модифицированный двигатель для ФАУ-2 © Антон Тушин/Ridus.ru

Сразу после войны они были направлены в Германию для изучения военной техники. Вернувшись на Родину, Глушко сумел воссоздать "один в один" двигатель «оружия возмездия», легендарной немецкой ракеты ФАУ-2, но уже из советских материалов и руками советских рабочих. Двигатель работал на кислороде и водном растворе спирта. Вскоре конструкторы «Энергомаша» принялись за его модификацию, внося усовершенствования.

Это было время Холодной войны, поэтому двигатель первым делом приладили к баллистической ракете средней дальности Р-5. Она могла долететь до Западной Германии, Турции, Японии, но требовалось перелететь океан еще... Тогда приняли решение обратиться к технологии, предложенной Глушко еще в 1948 году, которая предполагала новую конструкцию камеры сгорания основного узла. Она позволяла довести температуру горения до 4 тысяч градусов, а давление до 90 атмосфер и даже выше. После серии испытаний технология подтвердила свою эффективность и на ее основе появилась «семерка» - РД-107/108. Как уже было сказано выше, на этих двигателях в космос были отправлены первый спутник Земли и первый человек. В несколько модернизированном виде эти двигатели востребованы и сегодня – 28 мая на нем к МКС стартовал экипаж корабля «Союз ТМА-13М».

«Сегодня «семерки» для «Союзов» серийно производит предприятие в Самаре. Конца и края жизни этой ракеты не видно. Не так давно начались ее полеты с европейского космодрома в Южной Америке «Куру», на космодроме «Восточный» будет стартовая площадка под ракету «Союз-2» с этими двигателями», - говорит начальник отдела научной информации «Энергомаша» Владимир Судаков.

Но военных двигатель не устроил, поскольку топливо довольно быстро испарялось, и долго в боевой готовности ракету держать было невозможно. В результате конструкторы были вынуждены создать двигатель, который бы работал на несимметричном диметилгидразине и азотной кислоте – токсичном топливе, которое позволяет держать ракету заправленной годами. Такие двигатели были созданы к началу шестидесятых: РД-216, РД-218 и РД-219 для первых и второй ступеней боевой ракеты Р-16 и одного из вариантов РН «Космос». Впоследствии они были существенно усовершенствованы, РД-264 применяется на МБР «Воевода», которая и сегодня стоит на боевом дежурстве.

На этом же топливе к середине 60-х был создан РД-253 для ракеты-носителя «Протон» - самый мощный в мире однокамерный ЖРД. На первый ступени «Протона» работаю шесть таких двигателей, каждый из которых имеет 150 тонн тяги в базовом варианте.Благодаря им свершились полеты космических аппаратов «Луна», «Венера», «Марс», орбитальных станций «Салют» и «Мир», а также элементов МКС.

На сегодняшний день «Протон», несмотря на серию падений, является лучшей в мире тяжелой ракетой. Иностранные заказчики выстраиваются в очередь, чтобы вывести на ней на орбиту свои спутники.

Так выглядит РД-253 сверху © Антон Тушин/Ridus.ru

В РД-253 была применена новая схема, в которой горячий газ идет на турбину, раскручивает ее, а потом не выбрасывается за борт ракеты, а по газоотводу поворачивает в основную камеру, и все топливо полностью проходит через камеру сгорания при повышенном давлении.

С середины 70-х эту же схему начали использовать в сравнительно экологически чистых кислородно-керосиновых двигателях: для «Энергии-Бурана», для РН «Зенит», американской ракеты «Атлас» и новой российской ракеты «Ангара».

«Двигатель для «Энергии-Бурана» делался как многоразовый и предполагал до десяти полетных использований. А на стенде мы один и тот же двигатель повторно включали более двадцати циклов. Но в полетах эта многоразовость не проверялась: «Энергия» летала только два раза, один раз спутник выводили, второй раз беспилотный «Буран». Но мы сохранили производство этих двигателей и используем их на ракетах «Зенит»», - говорит Владимир Судаков.

РД-171М для ракеты-носителя "Зенит", которая стартует с воды, в сборочном цехе © Антон Тушин/Ridus.ru

Мощность турбины РД-170/171 равна примерно мощности установок трех атомных ледоколов. При этом цикл работы составляет всего 145 секунд – столько длится полет ракеты на двигателе первой ступени. В секунду сгорает 2,5 тонны топлива. Двигатель обеспечивает тягу в пустоте в 806 тонн. Ближе всех к этому показателю смогли приблизиться американцы, которые в Лунной программе использовали двигатель F-1 с показателем 790 тонн.

С развалом СССР для «Энергомаша», как и для всей страны, начались тяжелые годы. Но тогда же предприятие получило право выхода на мировой рынок. Когда американцы объявили конкурс на двигатель для ракеты «Атлас», «Энергомаш» предложил свой вариант двигателя на базе РД-170/171. Для этого количество камер сократили вдвое, и сконструировали новый турбонасосный агрегат, получив мощность тяги вместо 806 тонн, в 424 тонны, при требовавшихся заказчикам 360 тоннах. В итоге в 1999 году в Америку был поставлен первый товарный двигатель РД-180, на которых «Атласы» уже 51 раз успешно выходили в космос. Ни одного падения зафиксировано не было. Всего США уже закупили около 70 таких двигателей, и каждый год «Энергомаш» отправляет за океан еще по четыре-пять РД-180. Последние санкции и громкие заявления с обеих сторон пока никак на заказах не сказались, а правительство США через суд добивается того, чтобы президентский запрет не коснулся поставок российский ракетных двигателей.

РД-180 в сборочном цехе после контрольных испытаний на стенде готовят к отправке за океан © Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Сегодня «Энергомаш» собирает линейку из трех двигателей РД-171М («Зенит») , РД-180 («Атлас-5») и РД-191 («Ангара»). РД-107/108 собираются в Самаре, а РД-253 в Перми. Проектируется форсированная модификация РД-171М, получившая название РД-175, которая при тех же габаритах выдает не 806, а более 1000 тонн тяги. Это двигатель будущего, обеспечивающий конкурентные преимущества на десятилетия вперед, он будет разработан для ракет-носителей тяжелого класса.

В сборочном цеху собирают американский заказ: РД-180 для ракеты-носителя "Атлас-5" © Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Большие надежды возлагаются на ракету «Ангара-5»: в июне с «Плесецка» должна стартовать легкая ракета «Ангара-1», и, если все пройдет нормально, то к концу года пройдут летные испытания и тяжелого варианта «Ангара-5». Двигатели для этих РН работают на кислороде и керосине, так что «Ангара-5» может прийти на смену токсичному и в последнее время плохо летающему «Протону». На двигателях, разработанных для «Ангары», трижды летали южнокорейские ракеты KSLV-1, но корейцы программу временно свернули и об их дальнейших планах пока ничего неизвестно.

Кроме того, американцы планируют на базе «Атласа-5» совершать коммерческие полеты, и «Энергомаш» готов сертифицировать свои двигатели для полетов человека, а также сделать форсированные модификации РД-180 с тягой до 500 тонн.

Сегодня 40% запусков с Земли в космос производятся на двигателях, разработанных на «Энергомаше». И не исключено, что в скором времени эта цифра только возрастет. Американские ракеты «Антарес» летают на модификациях российских двигателей НК-33, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова. НК-33 также применяются на российских ракетах «Союз 2.1в». Но этих двигателей осталось мало, а нового производства нет. «Энергомаш» готов предложить решение. В частности, РД-181 адаптирован к «Антаресу».

Аналог РД-180 американцам под силу создать, в лучшем случае, в течение пяти лет при затратах в миллиард долларов, по самым скромным подсчетам.

Новые ракетные двигатели РД-193, РД-175. РД-195, РД-192, РД-181, РД-701 создают задел на десятилетия вперед и позволяют не только «Энергомашу», но всей российской космической отрасли с уверенностью смотреть в будущее. Но главное не это. Закупается новое оборудование, в цехах идет ремонт без отрыва от производства, и на «Энергомаш» потянулась молодежь.

РД-180 в сборочном цехе © Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Шнек - деталь, которая нагнетает давление газа © Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

Сотрудникам "Энергомаша" передает привет и улыбается пятиметровый Юрий Гагарин © Антон Тушин/Ridus.ru

Обточка деталей на станке © Антон Тушин/Ridus.ru

В сварочном цехе © Антон Тушин/Ridus.ru

Перед сваркой деталей © Антон Тушин/Ridus.ru

Сборка РД-180 © Антон Тушин/Ridus.ru

В сборочном цехе© Антон Тушин/Ridus.ru

Наглядная история развития жидкостных ракетных двигателей © Антон Тушин/Ridus.ru

Жидкостный ракетный двигатель в разрезе © Антон Тушин/Ridus.ru

© Антон Тушин/Ridus.ru

i-future.livejournal.com