Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя. Двигатель с трещиной


Ремонт двигателя с трещинами | CarsLiga.ru

Работы, связанные с ремонтом мотора, довольно всераспространенные операции. Этим вопросам посвящено много литературы, фактически каждым механиком наработан определенный опыт, есть оснастка и инструменты, есть мастерские, оборудованные станками по расточке и другим инструментальным работам. Но что делать, когда поломка выходит за рамки обыкновенной?

Часто встречающийся пример — трещинкы в головке либо блоке цилиндров, сквозные дыры в блоке и остальные «проблемы». Согласитесь, что такие проблемные движки довольно нередкий гость на станции. Киевлянам тут несколько проще, есть производственные базы института имени Патона, да и они не всегда берутся делать ту либо иную операцию. На всераспространенные модели можно отыскать новый узел, пускай и придется подождать какое-то время, можно выискать на разборках. А что делать, когда способности поменять нет либо цена детали необоснованно велика. Поставив впереди себя, как нам казалось неосуществимую задачку, мы стали задавать вопросы поставщикам оборудования. Помощь пришла от фаворита в этой области — компании «Автомеханика». Оказывается, что оборудование, помогающее механику решать такие трудности, существует. О нем и речь пойдет в статье.

Разглядим предпосылки, вызывающие раскол либо растрескивание мотора. Это механическая деформация, вызванная катастрофой автомобиля либо мотора. Это может быть, к примеру, удар шатуном при обрыве его крышки, «встреча» поршня с клапаном. Или нарушение термического режима работы мотора (перегрев, замерзание охлаждающей воды). И если повреждения, вызванные первой предпосылкой, видны при разборке мотора, то недостатки, возникшие из-за нарушения термического режима, выявить труднее. Существует и еще одна причина возникновения трещинок — усталостные, появляющиеся от времени работы мотора.

До того как приступать к ремонту, нужно отыскать все трещинкы. Для определения границ трещинок существует несколько методов, они отличаются как своими способностями, так и нужным оборудованием и материалами.

Для ремонта литых деталей на сегодня применяется ряд способов. Это газовая сварка с подготовительным нагревом, электро-дуговая сварка, пайка жестким припоем, шплинтование заглушками, эпоксидные смолы и другие хим составы. Но применение этих способов для литых деталей из чугуна и силумина оставляет вожделеть много наилучшего в отношении надежности, сопоставимости материалов, простоты использования и цены выполняемых операций.

К тому же сварка хоть какого вида для литых деталей не является полностью надежной во всех случаях из-за возникновения новых трещинок в местах ремонта и завышенной хрупкости. Зоны такового ремонта плохо обрабатываются металлорежущими станками, а нагрузки нередко приводят к повторному разрушению.

Шплинтование также может привести к дилеммам. Понятно, что в камерах сгорания шпильки из литого чугуна имеют тенденцию к «выгоранию» в области вырезки, что приводит, к примеру, к утечке из рубахи остывания. Шплинты из литого чугуна не являются довольно ковкими для того, что бы подвергнуться прохладной обработке, потому они могут лопаться и раскалываться при забивке. На границе контакта происходит коррозия, которая может привести к разгерметизации шва.

Применение эпоксидных смол и других хим составов не обеспечивают достаточной силы связывания, в наилучшем случае они являются временной мерой.

Для сотворения плотности при ремонте головок блока разработка подразумевает внедрение специального полимера. Такая «водянистая сварка» выдерживает температуры до 1700°С, что намного превосходит температуры поверхностей деталей, ограничивающих камеру сгорания мотора.

После определения границ трещинкы сверлят центральные базисные отверстия для скрепок, а потом при помощи приспособления — боковые. Количество боковых отверстий и надлежащие им скрепки выбирают зависимо от размеров и нрава трещинкы. Расстояние от скрепки к скрепке может быть различным и определяется местом расположения трещинкы, также количеством и поперечником предполагаемых к заворачиванию меж ними болтов.

После подготовительной проковки скрепок поочередно сверлят отверстия, нарезают резьбу и заворачивают болты повдоль всей трещинкы меж скрепками. Каждый болт заворачивается с усилием, нужным для надежного заклинивания металла его витков в металле ремонтируемого узла. Потом его срезают, остается маленькая выступающая часть, после чего заворачивают последующий, витки которого непременно должны захватить металл болта, закрученого ранее. Болты конические, потому они стремятся раздвинуть трещинку, но скрепки препятствуют этому. Для гарантированного соединения пластичным деформированием металла скрепок, болтов и металла ремонтируемого узла приобретенный шов проковывают особым пневматическим молотком. Так как применяемые сплавы могут быть доведены в прохладном состоянии до напряженности более 70 кг/мм без появления эффекта вялости металла, обеспечивается высочайшая крепкость шва.

Трещинкы в камере сгорания металлических головок избавляют без использования поперечных скрепок. После проковки и зачистки места ремонта совсем сформированный шов неразличим на поверхности.

Набор инструмента компании SEAL-LOCK. Сверление отверстия для ограничения развития трещинкы. Процесс «прохладной сварки» компании SEAL-LOCK стопроцентно избавляет недочеты перечисленных выше способов. Исходя из убеждений теории он представляет собой диффузию молекул соединяемых поверхностей с следующим получением бесшовного соединения. Для этого нужно выполнить два условия: убрать окисную пленку с соединяемых деталей и выполнить очень плотное прилегание деталей друг к другу. Использовать полировку при всем этом нельзя, потому применяется довольно пластичный металл, способный при малозначительной нагрузке так сблизиться с соединяемой поверхностью, чтоб началась диффузия на молекулярном уровне.

SEAL-LOCK — это научно разработанные крепежные детали, которые внедряются в отливку с заблаговременно определенным шагом. Находясь в ней, они предупреждают предстоящее расхождение трещинкы и возвращают восстановленной области способность выдерживать рабочую нагрузку. Крепежные детали есть 2-ух видов: особые крепежные детали (скобы) и конусные резьбовые заглушки (болты). Вогнуто-выпуклая конструкция крепежных деталей, устанавливаемых перпендикулярно трещинке, разрешает им сглаживаться снаружи и внедряться в основной металл после того, как они были установлены. Скобы созданы для фиксации концов трещинкы и предотвращения предстоящего расхождения разлома. Заглушки внедряются повдоль трещинкы меж крепежными деталями так, чтоб по всей длине сплав обеспечил «прохладную сварку» соединяемых поверхностей. Компания SEAL-LOCK разработала и изучила для этой цели сплавы, владеющие достаточной пластичностью, и в то же время превосходящие по ряду прочностных черт металлы, применяемые для отливки деталей корпуса мотора. Эти сплавы различны для ремонта металлических и силумино- вых узлов.

Для правильной установки SEAL-LOCK в детали употребляются особые кондукторы для высверливания групп тангенциально расположенных сверлений на заданную глубину. Для установки заглушек с необходимым натягом используются надлежащие сверла и конусные метчики. Сверло имеет специальную форму — его режущая кромка заточена под углом 135 градусов. Это позволяет получить более плоскую донную часть отверстия и фактически исключить наличие воздуха под крепежными деталями. Перед установкой все элементы SEAL- LOCK обрабатываются особым составом — смазкой ТМТ, чем достигается обеспечение высочайшей чистоты поверхности резьбы.

carsliga.ru

Трещины в головке двигателя — бортжурнал Opel Ascona 16Sh 1982 года на DRIVE2

Полный размер

Еще весной 2017 года менял прокладку под головкой и при осмотре головы обнаружил трещины . Трещины между седлом клапана и в районе свечей . Трещины есть на трех из 4 цилиндров . Эти трещины походу были с самого начала когда я купил двигатель с разборки . Голову после обнаружения трещин решил поставить в таком состоянии обратно так как машину нужно было срочно собрать и ездил я с этими трещинами походу давно . Езжу с этой головой по сей день, компрессия во всех цилиндрах одинаковая, других проблем тоже не наблюдается . В запасе лежит головка с старого мотора которую нужно довести до ума что б в нужный момент была на готове . Сталкивался ли кто с подобной проблемой ? Я так понимаю что трещины эти появились от "молодого " возраста мотора .

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Нравится 8 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Трещина в ГБЦ или ГБЦ можно сказать пришла жопа — бортжурнал Volvo 340 1980 года на DRIVE2

а вот и самую трещену хорошо видно

зря ток 100гр отдал за подварку

А все начиналось год назад из за гуляния температуры незначительно но я это замечал, вот недавно началось пениться сильно антифриз, троить машина, вибрацыя немного повышена была и немного больше парить с выхлопной…как стал на кап ремонт думал прогорела прокладка гбц, разобрал снял прокладка была в нормальном состоянии не должны были газы проходить, но было немного розьедания отверствий на рубашки грешил на них, подварил их и соберался шлифонуть ГБЦ …как вот недавно когда чистил камеру сгорания обнаружел похожее на трещены между клапанов, быстро полез в нет читать про трещены выяснилось что это они((( и признаки все на лицов итоге обнаружел в 3 камерах трещены…ремонтировать смысла нету …дорого и не рентабельно, буду запасную делать (притирать клапана и выставлять зазоры и посмотрю нет ли с ней проблем)

вот нашел статейку небольшую:Типичные места образования трещин в ГБЦ

Автопроизводители допускают образование трещин в головке, и это не будет считаться неисправностью, так как трещина будет неглубокой и она не будет соединять две ёмкости. В дизельных двигателях VW головка с трещиной между клапанами допускается к использованию.

Но найти все трещины- задача проблематичная даже для опытного моториста. Казалось бы, на одних и тех же моторах трещины должны образовываться в одних и тех же местах. Но от этого поиск не упрощается. Есть места, которые можно обнаружить одним взглядом на головку:

—между клапанами— трещина сразу видна, проходит под сёдлами двух соседних клапанов.

—между свечой и клапаном— та же ситуация, опять же, всё на виду и никуда не надо заглядывать

—в дизельном двигателе трещина может пойти от клапана в сторону форкамеры, такую трещину легко заметить, но как её увидеть, если она образуется под форкамерой и не выходит наружу?

www.drive2.ru

Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации и ремонта автотракторных двигателей внутреннего сгорания, а также к области производства автотракторных двигателей. Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя заключается в пневматическом определении сквозных дефектов. При определении сквозного дефекта удаляют крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя и наблюдают за охлаждающей жидкостью. Наличие пузырьков и бурление охлаждающей жидкости является признаком наличия трещины у одной из гильз. Удаляют форсунку одного из цилиндров. Устанавливают обороты двигателя в пределах от номинальных до максимальных. Наличие пузырьков и бурление охлаждающей жидкости является признаком отсутствия трещины у контролируемой гильзы. Отсутствие пузырьков и бурления является признаком наличия трещины у контролируемой гильзы. Технический результат заключается в безразборном определения наличия трещин в гильзах цилиндров двигателя и определение конкретной гильзы, у которой имеется трещина.

 

Изобретение относится к области эксплуатации и ремонта автотракторных двигателей внутреннего сгорания, а также к области производства автотракторных двигателей.

Известен способ гидравлического испытания изделий [1], заключающийся в том, что внутреннюю полость изделия заполняют рабочей жидкостью (чаще всего водой), герметизируют, создают насосом избыточное давление и выдерживают изделие некоторое время. Наличие дефекта устанавливают визуально по появлению капель рабочей жидкости или отпотеванию наружной поверхности изделия. Такой способ требует снятия двигателя из автомобиля и эффективен только при капитальном ремонте двигателя в специализированных ремонтных мастерских - это, во-первых. Во-вторых, данный способ эффективен при гидравлическом испытании простых изделий, таких как топливные и масляные баки и т.п., у которых при применении данного способа не представляет трудности определение конкретного места негерметичности простым визуальным осмотром. Автотракторный двигатель имеет сложную конфигурацию, имеет большие габариты и массу, что также усложняет определение конкретного места негерметичности.

Наиболее близким по технической сущности является пневматический способ [2] нахождения сквозных дефектов, который более чувствителен, чем гидравлический, который заключается в следующем. Проверяемое на герметичность изделие погружают в ванну с водой, предварительно заглушив отверстия. Через одно отверстие нагнетают во внутреннюю полость изделия воздух под определенным давлением. Если у испытуемого изделия только одно отверстие, то воздух нагнетают через это единственное отверстие. Пузырьки воздуха, пробивающиеся наверх поверхности жидкости (воды), покажут наличие негерметичности. Но конкретное место дефекта (трещины, пробоины и т.п.) при данном методе также сложно определить. Задача заключается именно в определении конкретного места дефекта. Если применить данный метод для испытания автотракторных двигателей на герметичность, он также требует снятия двигателя из автомобиля, практически полной разборки двигателя, специального оборудования, в конечном счете, позволяет определить только наличие дефекта без указания конкретного места дефекта.

Сущность способа заключается в следующем. При эксплуатации, например, автомобилей КамАЗ, часто появляется сквозная трещина (чаще всего поперечная) верхней части гильзы двигателя в зоне камеры сгорания. Гильзу, у которой в процессе эксплуатации двигателя появилась трещина, необходимо выявить и заменить. Для определения конкретной гильзы, у которой имеется трещина, используется давление газов, возникающее в камере сгорания в процессе работы двигателя. Газы из камеры сгорания, прорываясь через щель трещины, сначала попадают в систему охлаждения двигателя, затем собираются в расширительном бачке, создавая избыточное давление, и охлаждающая жидкость начинает под давлением выбрасываться наружу через дыхательный клапан на крышке расширительного бачка. Расширительный бачок на двигателе находится выше всех элементов системы охлаждения. Выбрасывание охлаждающей жидкости наружу и является признаком наличия трещины у одной из гильз. То есть в эксплуатации нет как бы необходимости специально проводить испытания на определение наличия трещины, оно само проявляется в виде выбрасывания рабочей жидкости через дыхательный клапан крышки расширительного бачка системы охлаждения. Это первый этап осуществления способа. Следующий этап заключается в определении конкретной гильзы, у которой имеется трещина. Для этого предварительно удаляют форсунку одного из цилиндров, при удалении которой рабочий процесс в цилиндре прекращается и давление газов не будет прорываться через щель в гильзе. Запускают двигатель. Если при удалении форсунки у конкретного цилиндра прекратится выбрасывание охлаждающей жидкости через дыхательный клапан крышки, это является признаком наличия трещины у гильзы данного цилиндра. Если же при удалении форсунки конкретного цилиндра выбрасывание рабочей жидкости через дыхательный клапан продолжается, это является признаком того, что у гильзы данного цилиндра отсутствует трещина и необходимо переходить к другому цилиндру.

Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя осуществляется следующим образом (на примере автомобиля КамАЗ). Удаляют крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя. После удаления крышки расширительного бачка при работающем двигателе и при наличии трещины у одной из гильз охлаждающая жидкость не выбрасывается наружу, а как бы начинает кипеть, пузыриться и бурлить, что хорошо наблюдается через отверстие удаленной крышки. У одного из цилиндров удаляют форсунку. Запускают двигатель и устанавливают обороты в пределах от номинальных до максимальных. При этом наблюдают за поведением рабочей жидкости в расширительном бачке. Если же после удаления форсунки пузырение и бурление не прекратится, это является признаком того, что у гильзы данного цилиндра отсутствует трещина. Двигатель останавливают, удаленную форсунку устанавливают на место и закрепляют. Эту операцию повторяют до тех пор, пока при проверке одного из цилиндров не прекратится пузырение и бурление охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Это и является признаком того, что у гильзы данного цилиндра имеется трещина, ее необходимо заменить.

Испытания данного способа в условиях эксплуатации показали его осуществимость и эффективность.

Применение данного способа по сравнению с существующими способами позволяет повысить производительность труда и культуру производства за счет устранения необходимости снятия двигателя с автотранспортного средства, уменьшения разборочно-сборочных операций и снижения простоя автотранспортного средства в эксплуатации за счет быстрого и эффективного определения наличия трещины конкретной гильзы двигателя, не требуется наличие дорогостоящего испытательного оборудования и дополнительных площадей.

Источники информации

1. Надежность и ремонт машин / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др.; Под Ред. В.В.Курчаткина. - М.: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для высших учебных заведений). ISBN 5-10-003278-2 (стр.113).

2. Ремонт машин. М.: Колос. 1967. 504 с. (Уч-ки и учеб. пособия для с.-х. техникумов.) Авт.: И.Е.Ульман, И.М.Герштейн, B.C.Насонов и др. УДК 631.3.004.67 (075.8) (стр.198-200).

Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя, заключающийся в пневматическом определении сквозных дефектов, отличающийся тем, что удаляют крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя и наблюдают за охлаждающей жидкостью, при наличии пузырьков и бурления охлаждающей жидкости, являющихся признаком наличия трещины у одной из гильз, удаляют форсунку одного из цилиндров, запускают двигатель и устанавливают обороты в пределах от номинальных до максимальных, при этом следят за поведением охлаждающей жидкости в расширительном бачке, наличие пузырьков и бурление охлаждающей жидкости является признаком отсутствия трещины у контролируемой гильзы, отсутствие пузырьков и бурления является признаком наличия трещины у контролируемой гильзы.

www.findpatent.ru

Методы борьбы с трещинами в корпусе двигателя

Самый распространенный дефект трещин в корпусе автомобильного двигателя, и головке блока. Провоцируют появление трещин - удары и нарушения неправильного теплового режима. Устранить трещины в деталях можно при помощи сварки или заделки полимерными материалами (холодная сварка). Но иногда данных способов недостаточно, после подобной реставрации очень часто возникают проблемы в области шва, к тому же, прочность ни всегда соответствует действительности.

Бывает так, что в корпусе мотора трещины превращаются в дыры, такое чаще происходит при авариях или пробоях. Казалось бы, что эти дыры ничем заделать уже нельзя, и необходима замена узла. Но благодаря современным технологиям, сегодня возможно, восстановить любые безнадежно испорченные детали.

С помощью технологий «Seal-Lock» на заделку, пятисантиметровой трещины уходит час времени. Любая трещина заполняется специальной прослойкой из мягкого металла, которая при проникновении в материал данной детали соединяется с нею в одно целое. После этого процесса отремонтированная трещина становится прочнее самой детали.

Для начала необходимо найти трещину. Для этого исследуемую деталь под давлением наполняют водой или воздухом, либо, погрузив деталь в жидкость, наблюдают, как вода просачиваются через трещину.

В магнитных материалах найти трещину можно следующим образом: прикрепить с двух сторон от детали два магнита и посыпать проводящими опилками все пространство между ними, в процессе чего на трещине появится скопление опилок, образуя подобие мостика, она становится отчетливо заметной.

Найденная трещина по краям рассверливается, в некоторых местах с интервалом крепятся специальные скобы, которые связывают края. Отверстия обрабатывают особым составом, удаляющим окисную пленку.

После чего выступающий край заглушки подпиливается с помощью абразивного инструмента. Рядом с заглушкой сверлят уже новое отверстие, оно должно перекрывать предыдущее. Вот таким образом, постепенно вся трещина заполняется материалом из специальных заглушек.

После того как все скобы и заглушки установлены и уже опилены, образовавшийся шов нужно спрессовать специальным пневмомолотом. Данное расклепывание осуществляет полное заполнение пустот и связывание шва в единое целое. В процессе создается шов, который стабильно выдерживает рабочую температуру мотора. Подобным способом устраняются пробоины в различных деталях двигателя.

По размеру и форме пробоины вырезают металлическую заплату. Далее по ее периметру ставятся скобы и заглушки. Такой способ очень часто применяют для восстановления двигателей раритетных авто средств. В завершении работ, обязательно проводится контроль на герметичность шва с помощью прессовки под давлением.

Технология «Seal-Lock» не требует дорогостоящего оборудования, все доступно имеется в самой обычной автомастерской, а все необходимые инструменты, умещаются в одном маленьком чемоданчике.

www.avto-dog.ru

Обнаружение трещин в деталях двигателей

Posted in&nbspБез рубрики |

Обнаружение трещин в деталях двигателейКак показывает практика, при контроле деталей нельзя ограничиваться только измерениями размеров, деформаций и износов конкретных поверхностей. Иногда на деталях обнаруживаются и другие дефекты, в частности, забоины, трещины и т.п.

Обнаружение трещин в деталях двигателейКак показывает практика, при контроле деталей нельзя ограничиваться только измерениями размеров, деформаций и износов конкретных поверхностей. Иногда на деталях обнаруживаются и другие дефекты, в частности, забоины, трещины и т.п.Причиной появления трещин в деталях являются, в первую очередь, ненормальные условия их работы, а именно, сильный перегрев, быстрое охлаждение, ударные нагрузки и т.д. Трещины могут возникнуть также вследствие нарушения технологии ремонта. Например, подрез галтелей на шейках коленчатого вала при шлифовании приводит к образованию концентраторов напряжений и появлению трещин на краях шеек (см. раздел 9.4.). Перетяжка болтов головки блока на некоторых двигателях может стать причиной образования трещин на блоке цилиндров у резьбовых отверстий болтов. Эксплуатация двигателя в холодное время года на воде в системе охлаждения — также достаточно распространенная причина появления трещин в блоке и головке цилиндров после замерзания воды.Трещина, возникшая в той или иной детали, редко локализуется, т.е. остается неизменной длительное время. В большинстве случаев, испытывая циклические рабочие нагрузки и циклы нагрева-охлаждения, трещина развивается дальше до поломки детали. Последствия и скорость развития трещины зависят от типа детали, материала и сечения, по которому проходит трещина. Для ответственных деталей КШМ и поршневой группы, включая коленчатый вал, шатуны и поршневые пальцы, трещина, независимо от места ее образования, практически всегда приводит к разрушению детали и выходу двигателя из строя. Менее опасны с этой точки зрения трещины в поршнях, развивающиеся по перемычкам между канавками колец, однако трещина в бобышке поршня обычно также приводит к его разрушению, что не менее опасно, чем, например, обрыв шатуна.В корпусных деталях типа блока цилиндров и головки блока трещины, как правило, проходят в полость системы охлаж-дения, соединяя ее с каналами систем смазки, вентиляции картера, цилиндрами, либо с окружающей средой, вызывая течи и/или перемешивание рабочих жидкостей. Помимо этого, через трещины в стенке цилиндра или камеры сгорания в систему охлаждения при работе двигателя поступают отработавшие газы, которые вытесняют охлаждающую жидкость,резко снижая эффективность охлаждения двигателя.В блоках цилиндров наиболее вероятно появление трещин на плоскости стыка с головкой по болтам крепления и окнам полости охлаждения, а также в верхней части цилиндра в окружном направлении. Трещины в нижней части цилиндра обычно связаны с ударами разрушенного шатуна и, как правило, располагаются вертикально (рис. 8.43).В головках блока трещины часто располагаются между седлами клапанов, между седлом клапана и форкамерой (у дизелей), сверху по постелям распределительного вала, а также по седлу выпускного клапана (рис. 8.44).

Рис 8.43. Типичные трещины в блоках цилиндров: а — по линии отверстий болтов головки; б—аналогично с выходом на гильзу ци-линдра; в — около приливов отверстий силовых болтов; г — в гильзе цилиндра

Установка на двигатель детали с трещиной приводит обычно к его неработоспособности (выходу из строя) фазу после первого запуска или через определенное время, т.е. к необходимости повторного ремонта. Кроме того, традиционные виды ре- монта рабочих поверхностей детали с трещиной (шлифование, хонингование и т.д.) иногда приносят убытки ремонтному предприятию1000, так как деталь с трещиной (например, коленчатый вал) заведомо неремонтопригодна и требует замены. Учитывая это, обнаружению трещин в деталях перед ремонтом должно быть уделено самое серьезное внимание.Практика показывает, что далеко не все трещины на деталях удается найти визуально. Очень часто выявить трещину мешает загрязнение детали нагаром или смолами, сложный рельеф поверхности, малый размер трещины и т.п. Поэтому для получения достоверной информации о наличии трещин в ответственных деталях двигателя необходимо использовать специальные методы дефектоскопии (табл. 8.5).Наиболее простым и дешевым является метод цветной дефектоскопии (или метод красок). Суть метода сводится к нанесению на деталь специального проникающего раствора красного цвета, а затем, после промывки детали, проявляющего раствора белого цвета. Проникающий раствор обладает очень высокой текучестью и заполняет трещину вследствие капиллярного эффекта. После нанесения проявляющего раствора контур трещин «проявляется» розовыми линиями на белом фоне.Метод красок достаточно универсален и позволяет находить трещины шириной 0,001 мм и более в деталях из любых материалов. Его недостатком является сложность выявления трещин на шероховатой поверхности.Метод магнитной дефектоскопии применяется только для деталей из чугуна и стали, обладающих магнитными свойствами. Деталь помещается в магнитное поле, где она намагничивается. Далее на деталь наносится контрольный агент — специальный ферромагнитный порошок или суспензия. Если на поверхности детали имеется трещина, то магнитное поле становится в этом месте неоднородным, и образуется зона скопления ферромагнитных частиц, указывающая на дефект в материале.Разновидностью метода является метод магнитно-люминесцентной дефектоскопии.

загрузка…

Если в контрольный агент добавить флуоресцирующую пасту, то дефекты в материале будет отчетливо видны в темноте. Это облегчает их поиск и делает результаты проверки более достоверными.Метод магнитной дефектоскопии дает хорошие результаты, в частности, для коленчатых валов и позволяет находить трещины, возникающие, например, при разрушении подшипников или нарушении ремонтных технологий (рис. 8.45)Ультразвуковая дефектоскопия основана на принципе отражения ультразвуковых импульсов частотой 2-5 МГц, передаваемых в деталь, от дефектов. Отраженные импульсы преобразуются, усиливаются и передаются на экран прибора -ультразвукового дефектоскопа. Существуют также приборы для рентгеноскопического контроля деталей. Несмотря на большие возможности определения скрытых дефектов в любых материалах, эти методы не получили пока распространения в ремонтной практике из-за высокой цены оборудованияи его ограниченной применяемости для некоторых деталей.Для определения скрытых дефектов достаточно широко применяется в настоящее время метод гидравлического испытания — опрессовка детали жидкостью под давлением (см. раздел 9.6.1.). Метод применим, в основном, для деталей сложной формы, имеющих внутренние полости и каналы (например, головка или блок цилиндров). Суть метода сводится к герметичному закрытию всех отверстий, выходящих на наружную поверхность детали, и нагнетанию через одно из таких отверстий воды под давлением 0,6^0,8 МПа. Если в детали имеются трещины, через них проступит вода, а ее давление в испытываемой полости будет быстро падать. «Чувствительность» метода можно несколько повысить, если применять горячую воду.В практике ремонта иногда применяется пневматическое испытание — подача во внутренние каналы и полости детали сжатого воздуха (давление — до 0,15^-0,20 МПа) и погружение ее в воду. По пузырькам воздуха можно определить место расположения трещин или пор. Пневматическое испытание более точно указывает на1000расположение дефекта, но несколько менее чувствительно к микротрещинам, чем гидравлическое.Хорошо зарекомендовало себя испытание проникающей жидкостью. Метод основан на свойстве некоторых жидкостей, в частности, керосина, быстро проникать в поры и трещины. При наличии в детали сквозных дефектов керосин, залитый в ее внутреннюю полость, постепенно проявляется снаружи. Поверхность детали предварительно покрывается меловым раствором и высушивается. Недостатком метода является трудность обнаружения дефекта в деталях сложной конфигурации, а также длительное время испытаний (до нескольких часов), если дефект слишком мал.Помимо указанных методов, на некоторых деталях удается выявить трещины, если выполнить обработку их поверхности. Например, после пескоструйной обработки поверхность детали становится сухой, чистой, матового серого цвета. При этом масло или керосин, заполняющие дефекты, через некоторое время проступают на поверхности, проявляясь в виде «жирных» линий. Предварительная обработка рабочих поверхностей деталей шлифованием, хонингованием или другими способами также выявляет трещины. Это связано с повышенной упругостью материала у трещины, в результате чего после обработки трещина образует явную «ступень» на поверхности (рис. 8.46). Иногда даже незначительные дефекты удается обнаружить самыми простым увеличительным стеклом.Применимость описанных выше методов определяется возможностями конкретной мастерской и квалификацией ее персонала. Чем шире используются те или иные методы дефектоскопии при ремонте, тем выше оказывается надежность отремонтированных двигателей и меньше количество отказов, связанных с возникновением и/или развитием тех или иных дефектов в материале деталей. 

Рис. 8.44. Типичная трещина термоусталости между седлами клапанов (указана стрелкой) в головке блока цилиндров дизеля

Рис. 8.45. Опасные трещины на шейке коленчатого вала, выявленные методом магнитной дефектоскопии

Рис 8.46. Типичный случай «проявления» трещины после обработки детали: А — обрабатываемая поверхность: а — фрагмент детали перед обработкой; б — отжим стенки детали инструментом; в — образование ступени после работки

automasters.org.ru