Cummins C300-20 Дизельный двигатель для грузовиков. Двигатель с300 20


Cummins C300-20 Дизельный двигатель для грузовиков

Cummins C300-20 Дизельный двигатель для грузовиков

Общие сведения о Cummins C300-20 Дизельный двигатель для грузовиков
Инженерная модель Cummins C300-20
Тип двигателя 6 Цилиндры в линии
водоизмещение 8.3 L
Диаметр цилиндра * ход поршня(мм) 114 * 135
Степень сжатия 18 : 1
Вес нетто(с маховиком и генератором) 636КГ
Центр тяжести от передней поверхности блока 427 мм
Центр тяжести выше коленчатого вала средней линии 163 мм
Технические спецификации Cummins C325-20 Дизельный двигатель для грузовиков
сертификация EURO II
аспирация Турбонаддув и воздух-воздух Intercooled
Топливная система P700 насос / RQV-K губернатор
хладопроизводительность 12.3 L
число оборотов холостого хода 700 RPM
Максимальная скорость холостого хода 2500 RPM
Максимальная супер скорость 3500 RPM
Производительность Данные Cummins C325-20 Дизельный двигатель для грузовиков
Номинальная мощность 221KW / 300HP @ 2200 RPM
Максимальный крутящий момент / скорость 1125N.m @ 1300 RPM
Максимальная выходная 114KW
Опционально из Cummins C325-20 Дизельный двигатель для грузовиков
Панель управления опционально

 

Кривые, представленные выше, представляют собой грубые рабочие характеристики двигателя, полученные и корректируются в соответствии с GB / T18297.

Категорий и TAGS:

www.tontekengine.com

МАЗ-543М: колеса комплекса С-300 - Колеса.ру

Это уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.

Мощная боевая машина «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Первая четырехзарядная зенитная установка комплекса С-300 на шасси МАЗ-543М

Наиболее совершенная пусковая система зенитного комплекса «Фаворит» (фото автора)

Система залпового огня «Смерч»

До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).

Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)

Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.

Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)

Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)

На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.

Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)

Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)

С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.

РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)

Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)

В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.

Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)

В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».

Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»

Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)

После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.

Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400

Береговой артиллерийский комплекс «Берег»

Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.

Береговой артиллерийский комплекс «Берег» на трех автомобилях МАЗ-543М (из архива завода «Баррикады»)

Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.

Самоходная артиллерийская установка А222-С1 с пушкой калибра 130 мм

САУ комплекса «Берег» с шестиместной поворотной башней (из архива СКБ-1 МАЗ)

В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.

Первая пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПС на шасси МАЗ-543М (из архива НИИЦ АТ)

Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение — С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок — основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.

Основная пусковая установка 5П85С комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М

Серийная машина 5П85С с кабиной управления и автономным питанием

Перегрузка ТПК с зенитной ракетой комплекса С-300ПМУ на пусковую установку

Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д с питанием от внешней электросети

Машина 5П85Д с системой управления от основной пусковой установки 5П85С

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт — С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.

Экспортная зенитная система 5П85СЕ комплекса С-300ПМУ-1 в болгарской армии

В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте — 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.

Пусковая установка 5П85СЕ2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2 «Фаворит» (из архива СКБ-1 МАЗ)

Установка 5П85СЕ2 на шасси МАЗ-543М с четырьмя ракетами на боевой позиции (из архива НИИЦ АТ)

Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.

Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.

Ракетная установка зенитного комплекса «Фаворит» на параде в Минске (из архива СКБ-1 МАЗ)

Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора)

Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии — пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М

www.kolesa.ru

С-300Ф ( Форт ), зенитный ракетный комплекс

Головной разработчик системы – ВНИИ РЭ МСП (позднее НПО “Альтаир”), главный конструктор – В.А. Букатов. Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен в 1966 году.

Первоначально предполагалось оснащать комплексами С-300Ф атомные противолодочные корабли проекта 1144 “Орлан” и атомные ракетные крейсера проекта 1165 “Фугас”. Постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1971 года обе разработки кораблей были объединены и далее Северным ПКБ велось проектирование атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным вооружением проекта 1144.

Опытный образец комплекса С-300Ф с боезапасом 16 ракет в двух подпалубных барабанных пусковых установках в 1977 году был установлен на БПК проекта 1134Б “Азов” и в конце 70-х годов прошел испытания на Черном море. Испытания комплекса завершились на атомном ракетном крейсере “Киров” в 1983 году. После принятия в 1984 году на вооружение комплекс устанавливался на тяжелых атомных крейсерах класса “Киров” (пр. 1144 и 1144.2, построено 4 единицы) и на ракетных крейсерах типа “Слава” (пр. 1164, построено 3 единицы).

Состав

Основное целевое назначение комплекса – борьба с самолетами-носителями противокорабельных ракет и противокорабельными ракетами, летящими на малых высотах, самолетами-постановщиками помех, что позволило использовать унифицированную с комплексом С-300П ракету 5В55РМ (модификация ракеты 5В55, отличающаяся связанными с контейнером устройствами).

Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности.

Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления (шифр “Форт”), обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты.

Для пеленгации целей и наводимых на них ракет используется моноимпульсный метод с применением передающего устройства, формирующего как импульсно-пачечный, так и непрерывный сигнал, и корреляционно-фильтровое приемное устройство, обеспечивающее когерентное накопление импульсов внутри пачки, отраженных от цели сигналов.

В системе телеуправления принят комбинированный метод наведения ракет, заключающийся в том, что наведение ракет на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке - от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты.

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка (ПУ) барабанного типа. Старт ракеты – вертикальный из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты на высоте 20-25 метров, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Старт производится с помощью катапультирующего устройства. Для работы катапультирующего устройства используется газогенератор, расположенный в ТПК. Направление и величина угла склонения ракеты после старта определяется программой, вводимой в нее при предстартовой подготовке. После схода ракеты ракеты барабан ПУ поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Подпалубные пусковые установки разработаны в КБ завода “Большевик”. Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.

На кораблях проекта 1164 установлена подпалубная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК.

На всех кораблях проектов 1144 и 1144.2 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А при общем боезапасе 96 ракет.

На крейсере “Адмирал Нахимов” (пр. 1144.2, третий в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф с ракетой 48Н6, унифицированной с сухопутным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 больше по габаритам, чем ЗУП 5В55РМ, то для нее была доработана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Ракета 48Н6 оснащена боевой частью направленного типа.

На крейсере “Петр Великий” (пр. 1144.2, четвертый в серии) кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М". В процессе модернизации комплекса "Форт-М" на "Петре Великом" ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2. Таким образом, крейсер "Петр Великий" вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

В перспективе возможна дальнейшая модернизация "Форта" с использованием зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ "Факел", что позволит в 4 раза повысить боекомлект комплекса.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены тактико-технические характеристики ЗРК «Форт»

Характеристика

Тип ракеты

5В55РМ

48Н6E

48Н6Е2

Год принятия на вооружение

1984

Зона поражения по дальности (ракета), км

5-75

5-150

5-200

Зона поражения по дальности (ЗРК), км

5-75

5-90

Зона поражения по высоте (ракета), м

25-25 000

10-27 000

10-27 000

Зона поражения по высоте (ЗРК), м

25-25 000

25-25 000

Скорость полёта ЗУР, м/с

до 2000

до 2100

Скорость цели, м/с

50-1300

до 3000

Число сопровождаемых целей

до 6

Число одновременно наводимых ракет

до 12

Наведение на маршевом участке

радиокомандное

Наведение на терминальном участке

СУ через ракету

Длина ЗУР, м

7,25

7,5

7,5

Диаметр корпуса ЗУР, м

0,508

0,519

0,519

Размах крыла, м

1,124

1,134

1,134

Масса ЗУР, кг

1664

1900  1800

1840

Масса боевой части, кг

130

143  145

180

Тип БЧ

осколочно-фугасная

Длина ТПК, м

8,0

Диаметр ТПК, м

1,0

Масса ТПК, кг

2300

2580

Тип двигателя

РДТТ

Масса ЗРК, т

> 200

www.arms-expo.ru

Упавший С-300 и летящий кубарем "Трайдент": 11 неудачных ракетных запусков

Одно из самых больших человеческих достижений в области авиации — создание ракетного двигателя, позволившего людям летать в космос. Кроме того, такие двигатели часто используются в военном деле.

При этом не все ракетные пуски заканчиваются удачно, пишет Popular Mechanics. Портал выбрал одиннадцать пусков ракет, когда что-то пошло не так.

Не запустился двигатель

Этот неудачный пуск произошел на полигоне Ашулук Астраханской области в России в августе 2016 года. У ракеты после старта не включился двигатель, и она рухнула обратно на установку. В результате катастрофы произошел сильный пожар, серьезно повредивший комплекс.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Инцидент произошел, судя по подписи к видеоролику, во время международных учений «Ключи от неба» с участием расчетов из Беларуси, Казахстана и Китая.

Катастрофа «Протон-М»

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М», стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Запуск ракеты с тремя спутниками транслировался в прямом эфире телеканала «Россия 24». В результате катастрофы было потеряно научное оборудование на 200 млн долларов.

Снова отказ двигателя ракеты ЗРС С-300

На видео с учений войск ПВО России, размещенном на YouTube, хорошо видно, как ракета, покинув пусковой контейнер, камнем рухнула вниз.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Дело в том, что ракеты из контейнера выстреливаются «холодным способом» с помощью парогазогенератора, затем происходит запуск стартового двигателя и наведение ЗУР на углы оптимальной траектории полета до зоны нахождения цели. Похоже, стартовый двигатель на этот раз отказал.

Дефектная «Точка»

Неудачей закончился пуск ракеты оперативно-тактического комплекса «Точка-У» на востоке Украины. Пусковая установка смонтирована на трехосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921. Вес боевой части ракеты составляет 482 кг. Дальность пуска доходит до 120 км.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Снова отказ двигателя С-300

На полигоне Ашулук во время учений «Оборона 2000» твердотопливный маршевый двигатель по какой-то причине не запустился и ракета упала на пусковую установку.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Многочисленные ступени предохранения не позволяют боевой части взорваться в нештатной ситуации. Стрельба осуществляется ракетами, отстоявшими на боевом дежурстве около 10 лет.

Нарушение технологии

Ракета «Атлас» во время подготовки к запуску не удержалась на креплениях и рухнула вниз. Это случилось во время заправки ракеты жидким кислородом. «Атлас» — семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской межконтинентальной ракеты «Атлас», поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Несостоявшийся перехват

Пуски американского стационарного зенитного ракетного сверхдальнего комплекса CIM-10 «Бомарк» не всегда проходили удачно. В 1959 году ракета загорелась прямо на старте.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

CIM-10 «Бомарк» до сих пор считается самым дальнобойным из ЗРК когда-либо стоявших на вооружении и единственным, способным поражать цели на дистанциях свыше 500 км.

Согласно плану от 1955 года предусматривалось развертывание 52 ракетных баз со 160 ракетами на каждой, способных полностью прикрыть территорию США от любого варианта воздушного нападения.

У китайцев с С-300 тоже не заладилось

Китайцы давно покупают и успешно копируют советское/российское оружие. Копия редко получается лучше оригинала, чаще всего наследуя все его недостатки.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Комплексы С-300ПМУ1 производились в Китае по лицензии под индексом Hongqi-10, а С-300 В под названием Hongqi HQ-18. На видео еще один неудачный запуск зенитной ракеты.

Упала в море после запуска

В ролике показан неудачный запуск зенитной ракеты берегового комплекса, расположенного на Фолклендских островах. Двигатель ракеты не сработал как положено и она рухнула  в воду рядом с зенитным комплексом. Возможно, на видео запечатлен британский ЗРК «Бладхаунд».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Трайдент», который не взлетел

Не только у российской «Булавы» бывают сбои. Неудачные запуски случаются и у американской трехступенчатой баллистической ракеты UGM-133A Трайдент II (D5), разработанной специально для размещения на подводных лодках.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Пуск ракет может осуществляться с 15−20-секундным интервалом с глубины до 30 метров. Дальность пуска ракеты составляет до 7800 км.

«Четырехдюймовый полет»

«Меркурий-Редстоун-1» был первым стартом в рамках программы «Меркурий» и первой попыткой запустить космический корабль. Понаблюдать за полетом ракеты были приглашены несколько конгрессменов и других влиятельных политических фигур.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Запуск потерпел неудачу и стал известен как «четырехдюймовый полет» (10 см). Позже специальная комиссия установила причину падения: остановка двигателей Редстоуна произошла из-за двух электрических кабелей, отделившихся в неправильной последовательности.

Читайте также: Видео: зенитный комплекс С-300 сгорел во время пуска ракеты

42.tut.by

Зенитно-ракетная система «C-300ПС» («C-300ПМУ») | Энциклопедия оружия

Описание

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-300ПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble. Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик — НПО «Алмаз», главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ «Факел» (г. Москва) и выпускаемые на ПО «Северный завод» (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н. А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-300ПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble)).

В состав зенитно-ракетной ситемы С-300ПС (С-300ПМУ) входят:

  • зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  • зенитный ракетный комплекс 90Ж6, имеющий в составе:
  • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6;
  • до четырех пусковых комплексов 5П85СД, каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д,
  • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания — РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  • средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е.

В состав пускового комплекса 5П85СД входят:

  • основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
  • до двух «дополнительных « ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С — 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина — 13,11 м, ширина — 3,15 м, высота — 3,8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2–3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК — 5–6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 — контейнер Ф1С — приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) — аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т. ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно «с колес» после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) — телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ «Сосна») — для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х — начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» — шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО «Завод им. Январского восстания» (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы — 3,5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме, с раскрываемыми после старта рулями. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть,. твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Эксплуатируется в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы — 10лет. Старт ракеты — вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После запуска двигателя на высоте 20м ракета склоняется с помощью газовых рулей в требуемом направлении в зависимости от положения цели, одновременно раскрываются ее управляющие аэродинамические поверхности. Это позволяет вести стрельбу в условиях сложного рельефа, в том числе в лесистой местности. Ракета использует принцип наведения «сопровождение цели через ракету». Высокая маневренность и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО «Утес» (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) — дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность — 250 м, азимут — 20 угловых минут, скорость — 2,4 м/с. Потребляемая мощность — 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД).

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД («Эксплуатационная Документация» — полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12–2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно — штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка «Утес» — крупнокалиберный пулемет НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) — для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А — 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5,5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей «Урал-375», ЗиЛ-131, машина технического обслуживания — МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58–2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

war-arms.info

Зенитный ракетный комплекс С-300Ф Форт (SA-N-6 Grumble)

«Форт» С-300Ф

По классификации НАТО — SA-N-6 Grumble, экспортное наименование — «Риф»

Зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших.

История

Проектировался на базе сухопутной системы ПВО С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов 1144 и 1164, а также нереализованного проекта 1165.

Основной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), ведущий конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на большом противолодочном корабле «Азов» (проект 1134БФ) в кормовой части на месте демонтированного ЗРК «Шторм». В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41.

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были закончены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение произошло в 1984 году

Конструкция

Установка вертикального пуска

Установки вертикального пуска ЗРК «Форт» — подпалубные, револьверного типа. Производились в двух модификациях: Б-203 на шесть и Б-204 на восемь барабанов. Каждый барабан рассчитан на восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах, которые вертикально монтируются на направляющих. Один из барабанов всегда находится под пусковым люком. После схода ракеты барабан автоматически поворачивается на 1/8 полного оборота и выводит на линию старта очередную ракету. Обеспечиваемый интервал стрельбы — 3 секунды. Перезарядка ПУ происходит при помощи специального палубного зарядного устройства. Установки Б-203 и Б-204 занимает площадь 120 и 166 квадратных метров соответственно.

Для расширения возможностей ЗРК была спроектирована установка Б-203А, обеспечивающая применение ЗУР 48Н6

Электронное оборудование

Управление ракетой осуществляет СУО 3Р41, базу которой составляет многофункциональный радар с фазированной антенной решёткой. Наведение по углу места электронное, по азимуту механическое (поворотом антенного поста) и электронное (отклонение луча с помощью ФАР).

Ракеты

Пуск

Пуск ракеты происходит из вертикально размещённого транспортно-пускового контейнера. При старте контейнер наддувается пороховым аккумулятором давления, в результате чего разрушается ослабленная радиальными канавками композиционная крышка контейнера. Одновременно срабатывает размещённая внутри контейнера катапульта, которая выбрасывает ракету на высоту около 20 м. Катапульта представляет собой пневматические цилиндры со штоками, соединёнными внизу ракеты.

После выхода из контейнера раскрываются аэродинамические управляющие поверхности. На высоте 20 м, когда скорость ракеты уменьшается до нуля, включается маршевый двигатель и газодинамические рули, которые ориентируют ракету в пространстве и разворачивают её в сторону цели.

Ракета 5В55РМ

ЗУР 5В55РМ — твёрдотопливная ракета вертикального старта, сконструированная по нормальной аэродинамической схеме с газодинамической системой отклонения. Наводится на цель комбинированной системой управления — радиокомандной на маршевом участке и радиокомандной с сопровождением через ракету на терминальном. Цель поражается осколочно-фугасной боевой частью массой 130 кг с радиолокационным взрывателем.

Ракеты хранятся в герметичных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) и располагаются в подпалубных установках вертикального пуска (УВП). Вертикальный старт ракеты происходит из контейнеров пневматическим катапультирующим устройством. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты из контейнера на высоте 20-25 м от палубы.

Гарантируется работоспособность ракеты в ТПК в течение 10 лет без технического обслуживания (ТО). Перезарядка УВП происходит при помощи палубного зарядного устройства.

Ракета унифицирована с ракетой 5В55Р наземного ЗРК С-300П

Ракета 48Н6

На крейсере «Адмирал Нахимов» (третий корабль проекта 1144) был установлен усовершенствованный вариант комплекса (С-300ФМ), в котором была использована ракета 48Н6 с боевой частью направленного типа, унифицированная с сухопутным комплексом С-300ПМ. Ракета превосходит по габаритам 5В55РМ, для неё была создана пусковая установка Б-203А. Ракета 48Н6 имеет максимальную дальность поражения до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность только 93 км.

Экспортный вариант ракеты носит наименование 48Н6Е.

Время работы твёрдотопливного ракетного двигателя — до 12 с. После разгона до скорости 1900—2100 м/с и выработки топлива ракета продолжает полёт по инерции.

Ракета создана НПО «Факел» и производится ПО «Ленинградский северный завод» и ММЗ «Авангард»

Ракета 48Н6E2

На крейсере «Петр Великий» (четвёртый корабль проекта 1144) кроме модернизированного кормового комплекса с 48 ракетами 48Н6, установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с 48 ракетами 48Н6Е2.

Ракета 48Н6E2 унифицирована с аналогичной ракетой, применяемой в наземном комплексе С-300ПМУ2. Дальняя граница зоны поражения увеличена до 200 км. Повышена эффективность перехвата баллистических ракет с обеспечением подрыва боевой части цели.

Ракета 9М96

В перспективе возможна дальнейшая модернизация «Форта» с применением зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел». В стандартном транспортно-пусковом контейнере ЗРК «Форт» помещается 4 таких ракеты, что в 4 раза увеличивает боекомплект ЗРК.

Недостатки

ЗРК «Форт» стал первым в мире корабельным ракетным комплексом, прмименявшим для хранения и запуска ракет установку вертикального пуска (УВП). Использование УВП позволило значительно увеличить темп стрельбы (до 3 секунд на один пуск) и сократить время подготовки ЗРК к стрельбе. Но, всё же, явные преимущества новой системы пуска сочетались с непродуманными конструкторскими решениями.

Вместо разработки установок сотового типа (по этому пути пошли США, Франция, Англия и другие страны), под предлогом уменьшения размеров и количества отверстий в палубе было решено использовать установки револьверного типа. В револьверной установке ракеты располагаются во вращающемся барабане по 6-8 контейнеров с ракетами в одном барабане с одним пусковым люком на каждый барабан, поэтому для пуска следующей ракеты нужно повернуть барабан, чтобы очередной контейнер занял позицию под пусковым люком.

В результате масса пусковой установки по сравнению с появившимися позднее в США сотовыми УВП Mk 41 оказалась при одинаковой ёмкости в 2-2,5 раза больше, а объём — в 1,5 раза больше. В конце 1980-х годов стартовали работы по созданию отечественных сотовых УВП, однако до распада СССР эти работы не были закончены.

Вращающаяся часть антенного поста СУО 3Р41 включала в себя не только антенну, но и высокочастотный блок, что увеличило массу вращающихся частей до 30 т и потребовало увеличения мощности силовых приводов. В то же время американские конструкторы в некоторых корабельных радарах с ФАР (например, AN/SPY-1) вообще отказались от движущихся антенн, расположив большее их количество неподвижно на переборках надстройки.

В итоге минимальное водоизмещение корабля-носителя ЗРК «Форт» оказалось равным 6500 т, и ЗРК располагался только на ракетных крейсерах.

Установки на кораблях

-БПК проекта 1134-БФ «Форт» — 6 пусковых С-300Ф (48 ракет)

-Крейсера проекта 1144 — 12 пусковых С-300Ф (96 ракет). На «Петре Великом» 6 пусковых С-300Ф и 6 пусковых С-300ФМ.

-Крейсера проекта 1164 — 8 пусковых С-300Ф (64 ракеты)

-Эскадренные миноносцы типа 051С — 6 пусковых С-300ФМ (48 ракет)

Модернизация

В начале 1990-х годов была осуществлена модернизация ЗРК «Форт» в связи с принятием на вооружение сухопутных войск модернизированного ЗРК С-300ПМУ-1. Модернизированный комплекс (он получил название С-300ФМ «Форт-М») отличался использованием ракеты большей дальности, унифицированной с наземным комплексом. Снижения массо-габаритных характеристик комплекса не произошло.

ТТХ

Характеристика Ракета 5В55РМ Ракета 48Н6Е Ракета 48Н6Е2
Год принятия на вооружение 1984
Зона поражения по дальности (ракета) 5-75 км 5-150 км 5-200 км
Зона поражения по дальности (ЗРК) 5-75 км 5-90 км
Зона поражения по высоте (ЗРК) 25-25 000 м 25-25 000 м
Скорость полёта ЗУР до 2000 м/с до 2100 м/с
Скорость цели 50-1300 м/с до 3000 м/с
Число сопровождаемых целей до 6 до 6 до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12 до 12 до 12
Наведение на маршевом участке радиокомандное радиокомандное радиокомандное
Наведение на терминальном участке СУ через ракету СУ через ракету СУ через ракету
Длина ЗУР 7,25 м 7,5 м 7,5 м
Диаметр корпуса ЗУР 0,508 м 0,519 м 0,519 м
Размах крыла 1,124 м 1,134 м 1,134 м
Масса ЗУР 1664 кг 1900 кг1800 кг 1840 кг
Масса боевой части 130 кг 143 кг145 кг 180 кг
Тип БЧ осколочно-фугасная осколочно-фугасная осколочно-фугасная
Длина ТПК 8,0 м
Диаметр ТПК 1,0 м
Масса ТПК 2300 кг 2580 кг
Тип двигателя РДТТ РДТТ РДТТ
Масса ЗРК > 200 т > 200 т > 200 т

wartools.ru

От А до Я - С-300Ф «Форт»

В 1969 г. была принята концепция и программа разработки ЗРК с дальностью стрельбы 75 км для войск ПВО и ВМФ. В рамках этой программы для ВМФ была разработана система ПВО С-300Ф. Она проектировалась с использованием научного и технического задела по зенитно-ракетному комплексу «Квант» для вооружения крупных (водоизмещением более 5000 т) надводных кораблей ВМФ. Головной разработчик системы - ВНИИ РЭ МСП (позднее НПО «Альтаир»), главный конструктор - В.А. Букатов. Аванпроект комплекса С-300Ф был выполнен в 1966 году.

Зенитный комплекс С-300Ф предназначен для защиты ордера кораблей от атак современных и перспективных самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью. Основной задачей зенитно-ракетного комплекса С-300Ф является поражение носителей противокорабельных и противорадиолокационных ракет, постановщиков помех и т.п. на больших дальностях, за пределами зоны самообороны кораблей ордера. В то же время многоканальность, большой диапазон дальностей и высот поражения целей, малое время реакции и высокая скорострельность позволяют комплексу участвовать в отражении массированных налетов средств воздушного нападения вплоть до ближнего рубежа обороны.

Опытный образец комплекса С-300Ф в 1977 году был установлен на БПК пр.1134Б «Азов» и в конце 70-х годов прошел испытания на Черном море. Работы неоднократно прерывались для проведения доработок опытного варианта комплекса и его совершенствования. Испытания комплекса завершились на атомном ракетном крейсере пр.1144 «Киров» в 1983 году на Северном флоте. После принятия в 1985 году на вооружение комплекс устанавливался на тяжелых атомных крейсерах типа «Орлан» (пр.1144 и пр.1144.2, построено 4 единицы) и на ракетных крейсерах типа «Атлант» (пр.1164, всего построено 3 единицы).

Корабельный зенитный ракетный комплекс С-300Ф входит в систему вооружения корабля. Целеуказания ЗРК получает от имеющихся на корабле средств через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей в заданном секторе ответственности. Многофункциональный радиолокатор, входящий в систему управления, обеспечивает высокую точность сопровождения 6 целей и наведение на них 12 ракет в условиях воздействия активных и пассивных помех. Фазированная антенная решетка установлена на поворотном посту, что позволяет производить обстрел целей практически в любом направлении. Жесткость конструкции антенного поста и электронная стабилизация луча антенны обеспечивают работу комплекса в условиях качки корабля без потери точности наведения ракеты. Многоканальность комплекса реализуется использованием ФАР и быстродействующей электронной системы управления лучом, что обеспечивает быстрое переключение луча антенны при последовательно-циклическом обращении к целям и ракетам. Для пеленгации целей и наводимых на них ракет используется моноимпульсный метод с применением передающего устройства, формирующего как импульсно-пачечный, так и непрерывный сигнал, и корреляционно-фильтровое приемное устройство, обеспечивающее когерентное накопление импульсов внутри пачки отраженных от цели сигналов. В системе телеуправления принят комбинированный метод наведения ракет, заключающийся в том, что наведение ракет на начальном участке траектории осуществляется по командам, для выработки которых используется информация о целях и ракетах, получаемая от многофункционального радиолокатора, а на конечном участке - от полуактивного бортового радиопеленгатора ракеты.

Ракеты, входящие в комплекс С-300Ф, унифицированы с ракетами ЗРК ПВО страны С-300ПМУ. Первоначально для С-300Ф применялись ракеты 5В55РМ и отличались они от сухопутного варианта 5В55Р только устройствами, связанными с контейнером. Около 1990 г. на вооружение была принята ракета 48Н6, разработанная КБ «Факел», а комплекс получил наименование С-300ФМ. Обе ракеты одноступенчатые твердотопливные.

В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка (ПУ) барабанного типа. Старт ракеты - вертикальный из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты на высоте 20-25 метров, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. Старт производится с помощью катапультирующего устройства из контейнера, расположенного под пусковым люком. Для работы катапультирующего устройства используется газогенератор, расположенный в ТПК. Направление и величина угла склонения ракеты после старта определяется программой, вводимой в нее при предстартовой подготовке. После схода ракеты барабан ПУ поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Подпалубные пусковые установки разработаны в КБ завода «Большевик».

Некоторое отличие имеется в размещении подпалубных ПУ и запасе ракет на кораблях различных проектов. Так, на кораблях пр.1164 установлена подпалубная пусковая установка Б-204 с восемью барабанными устройствами на 8 ТПК. На всех кораблях пр.1144 и 1144.2 размещено 12 барабанных установок в составе пусковой установки Б-203А с общим боекомплектом 96 ракет. В состав ПУ входит загрузочное устройство, доставляющее ТПК с ракетами с палубы корабля в погреб и устанавливающее их на направляющие барабанов. Операция загрузки ракет в погреб практически полностью автоматизирована. На крейсере «Адмирал Нахимов» (пр.1144.2, третий корабль в серии) установлен усовершенствованный вариант комплекса с ракетой типа 48Н6Е, который планировалось устанавливать на кораблях последующей постройки. На крейсере «Петр Великий» (пр.1144.2, четвертый корабль в серии), кроме частично модернизированного для использования ракет 48Н6Е кормового комплекса С-300Ф установлен носовой комплекс с новым антенным постом. В процессе модернизации комплекса С-300ФМ на «Петре Великом» ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2 с максимальной дальностью пуска 200 км и улучшенными характеристиками поражения баллистических целей (ракеты унифицированы с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2). Из-за конструктивных особенностей нового варианта боекомплект ракет уменьшили на 2 до 46. Таким образом, крейсер «Петр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2. Для размещения аппаратуры комплекса С-300Ф на кораблях используется помещение площадью 196 кв. м. при боезапасе 48 ракет, площадь занимаемая барабанными ПУ, - 120 кв.м, при боезапасе 64 ракеты – 166 кв. м. Энергопотребление комплекса – 480 кВт.

В комплексе С-300Ф впервые в мире реализован вертикальный старт ЗУР из ТПК в ВПУ, использована помехозащищенная многоканальная система управления, способная одновременно сопровождать 12 и обстреливать 6 целей, а также обеспечивать использование ЗУР для поражения надводных целей. При этом комплекс нечувствителен к пассивным помехам и может работать в условиях воздействия активных шумовых помех. В перспективе возможна дальнейшая модернизация С-300Ф с использованием перспективных зенитных ракет семейства 9М96 разработки КБ «Факел», что позволит в 4 раза повысить боекомплект комплекса. В настоящее время комплекс С-300Ф является лучшим в мире корабельным ЗРК большой дальности.

www.ot-a-do-ya.org