Почему дымит двигатель. Двигатель сильно дымит


Почему дымит двигательAutoRemka - Ремонт автомобиля

На российских дорогах часто можно увидеть автомобили, из выхлопной трубы которых выходит густой дым. Можно с уверенностью сказать, что у данных машин есть проблемы с движком. Данная неисправность (дымит двигатель) характерна как для дизельных, так и для бензиновых силовых агрегатов. Опытные водители даже по цвету и интенсивности выхлопа могут сделать вывод о том, что именно случилось с двигателем.

Вместе с сильным дымом густого оттенка обычно появляются и другие сопутствующие проблемы. К примеру, автовладелец может наблюдать снижение динамики, быстрый расход бензина, появление сильного масляного угара и т.п. То есть когда дымит двигатель, следует готовиться к серьезной диагностике всей системы. «Нездоровый» цвет газа из выхлопной трубы бывает белого, черного и синеватого оттенка. Рассмотрим каждый вид по отдельности.

Белый дым, похожий скорее на пар, может быть и у относительно исправного автомобиля. Просто в выхлопных газах всегда имеется определенный процент водяных паров. При низкой температуре на улице, они проникают в выхлопную систему, происходит их интенсивное конденсирование. Когда система прогреется, то снизится конденсация и пара должно стать меньше. То есть данное явление не является симптомом какой-то поломки. Но если мы заметили, что белый пар густо валит в теплую погоду или при уже прогретом движке в холодную, то стоит подозревать в этом охлаждающую жидкость. Она по каким-то причинам попала в цилиндры. В некоторых случаях виноватыми оказываются прокладки головок на блоках, которые потеряли герметичность. Как правило, охлаждайка при испарении создает выхлоп с белым паром и сильным неприятным запахом. Чтобы быть уверенным, что дело действительно в этом, стоит ненадолго закупорить отверстие выхлопной трубы смятой газетой. На ней должны остаться капли. Разворачиваем газету и просушиваем ее. Обычный водяной конденсат должен испариться. А вот если на бумаге остались жирные следы, то в выхлопных газах присутствует посторонняя жидкость. Кроме поврежденной прокладки и испарения охлаждайки может быть проблема с самой головкой блока. К примеру, на ней образовалась трещина. При этом, вне зависимости от причины, с белым дымом стоит бороться как можно скорее и устранить проблему. В противном случае есть риск быстрого перегрева мотора. При диагностике также важно протестировать функционирование термостата и кулера. После этого проверяется состояние радиатора, пробки бачка и резинового шланга для подачи охлаждающей жидкости.

Синий дым не менее опасен. Он часто появляется у старых автомобилей. Как правило, в систему попадает моторное масло из-за износа основных деталей. При этом оттенок может периодически меняться, начиная от синего и заканчивая ярко-голубым. Такой выхлоп почти сразу исчезает, когда покидает трубу. Чтобы убедиться в том, что имеет место неисправность, следует воспользоваться все тем же способом с закупориванием выхлопухи газетой. Если на ней будут капли жира после высыхания, то это свидетельствует о том, то есть проблемы с сильным расходом масла и его проникновением не туда, куда надо. При этом в некоторых случаях расход масла так велик, что через каждые 100 км приходится его доливать снова. Чаще всего причиной образования синего выхлопа считается повреждение или истирание цилиндровой группы. То есть масло просачивается в цилиндры, минуя поршни. Цилиндр может износиться настолько, что примет овальную форму. Попутно снижается эффективность работы колец. Но бывают и другие причины появления синего выхлопа. К примеру, когда автомобиль долго стоял в гараже и на его кольцах появились коррозийные процессы. Конечно, когда машина снова начнет эксплуатироваться, то коррозия счистится, но на это уйдет несколько дней. Да и не факт, что в труднодоступных местах она исчезнет полностью. Если синий дым наблюдается при работе дизельного движка, то есть вероятность, что топливо попросту не до конца сгорает в цилиндрах, а начинает испаряться только в системе выпуска. Тут стоит продиагностировать устройства, которые ответственны за поступление дизеля. Может быть поломка в каком-то цилиндре. Когда дизельное топливо дымит синим при запуске движка, то могут быть проблемы со свечой канала, либо имеет место пониженная компрессия в самих цилиндрах.

Черный дым из выхлопной трубы – последствие слишком обогащенной топливовоздушной смеси. То есть высока вероятность проблем с системой подачи бензина. В дыме имеются мелкие частицы сажи. Они образуются из-за того, что горючее не сгорает до конца. Почти наверняка при черном выхлопе будет наблюдаться серьезный расход топлива. Также движок будет давать сбои при работе и снизится его мощность. Кстати, черный дым является одной из бед модных нынче инжекторных машин. В них часто выходят из строя хрупкие датчики или происходит разгерметизации форсунок. Но чаще всего дымит дизельный мотор. Тут может быть множество причин, начиная от дизеля низкого качества и заканчивая поломкой форсунок. Если основные устройства при этом в порядке и топливо заливается приемлемого качества, то стоит проверить состояние фильтров и ТНВД. При этом для последней крайне важно быть хорошо смазанной.

Итак, было рассмотрено три основных вида проблемного дыма из выхлопной трубы. Некоторые из поломок можно устранить собственными силами, а другие потребуют вмешательства квалифицированных сотрудников автомастерской.

 

 

 

autoremka.ru

Если двигатель дымит...

Александр Хрулев, АБС

Знакомая картина: запустили двигатель после долгой стоянки и из выхлопной трубы повалил густой дым. Вполне возможно, что после прогрева он уменьшится, а при поездке и вовсе исчезнет. Но чаще бывает иначе. Дымление продолжается и явно показывает, что в моторе имеются какие-то неполадки. Долгое бездействие послужило своего рода толчком к их резкому проявлению.

Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и любых промежуточных оттенков. Цвет служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными. Их обязательно надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию..

Обычно появление дыма связано с неисправностями следующих рабочих органов двигателя: системы управления (в основном топливоподачи), системы охлаждения, механической части (поршневая группа, распределительный механизм и т. д.). В соответствии с этим дым возникает либо из-за неполного или "неправильного" сгорания топлива, либо попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступления туда масла. Присутствие масла, охлаждающей жидкости или излишнего топлива при сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.

Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различную природу. Другое обстоятельство: нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних влияний. О характерных сочетаниях этих факторов у нас и пойдет речь.

Белый дым

Белый дым из выхлопной трубы - вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии - естественный продукт сгорания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания системы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым получаются пар. При температуре ниже -10°С белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе,а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока). Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (на деле опять-таки пар).Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая "масляный" дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после "масляного" дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.

Чтобы убедиться в виновности именно системы охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.

Далее поиск надо согласовать с конструкцией двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.

Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет пониженным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен и в бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из бачка.

Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло с жидкостью перемешивается, образует эмульсию и меняет цвет - становится непрозрачным и более светлым. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета.

Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины, но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется). Напротив, если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стартером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформация и поломка шатуна.

Иногда удается уточнить место дефекта. Попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно "чистит" все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей. Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).

Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения - возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.

Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых - работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.

Синий или сизый дым

Основная причина появления синего дыма - попадание масла в цилиндры двигателя. "Масляный" дым может иметь различные оттенки - от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Характерно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при постижении 1,0 л/100 км - и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.

Масло в цилиндры (точнее, в камеры сгорания) попадает двумя путями - либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

Износ деталей цилиндро-поршневой группы - одна из самых распространенных причин появления масляного дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, воспринимающим давление газов в цилиндре; также могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно "подкачивают" его снизу вверх. Цилиндры более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах окружности.

Нередки случаи, когда при сравнительно приличном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины.

Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).

Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. В подобных случаях, как правило, вообще нельзя рассчитывать на нормальную приработку.

Износы деталей цилиндро-поршневой группы нередко сопровождаются потерей компрессии и повышением давления картерных газов, что определяют соответствующими приборами (компрессометр, тестер утечек и др.). Однако следует помнить, что большое количество масла, поступающего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если они не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск конкретной причины синего масляного дыма.

Еще одно замечание о характерных обстоятельствах. Когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только при прогреве двигателя постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.

Всегда легче определить неисправность, связанную с более серьезными дефектами или даже поломками деталей. Так, детонация обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршнях, реже - к поломке самих колец. Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.

Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.

Рассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и значение компрессии в разных цилиндрах. Более того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).

Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холостом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего масляного дыма.

В эксплуатации синий дым и расход масла нередко появляются при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно, если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда - компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной смеси, и, следовательно, о неисправностях системы топливоподачи. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне за автомобилем и представляет собой частички сажи - продукты неполного сгорания топлива.

Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.

У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров.

У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями. Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.

Общим для режимов работы бензиновых двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ и даже задиры деталей цилиндро-поршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла в картере (точнее, смеси масла с топливом) значительно повышается. Разбавленное масло приобретает отчетливый запах бензина.

Очевидно, что эксплуатация двигателя с такими неисправностями не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным неприятностям.

demio121.narod.ru

Почему дымит двигатель?

Нет, наверное, в просторах всемирной паутины такого сайта автомобильной тематики или такого автофорума, на котором бы не задавали вопрос о том, почему дымит двигатель. Но категория причин настолько обширна, что сложно вообще дать ответ. Не рассматривая каждую конкретную ситуацию. Нужно учитывать, какой именно дым, какой плотности, в каких ситуациях проявляется и прочее в том же роде. Можно говорит о белом, синем и, соответственно, черном дыме, причем, каждый вид подразумевает свою собственную категорию неисправности.

Белый дым

Итак, из выхлопной трубы валит белый дым. Это абсолютно нормально, если речь идет о прогреве холодного двигателя.  По сути дела, это вообще не дым, а пар. В процессе сгорания топлива испарение воды – совершенно нормальное дело и чинить тут ничего не нужно.  Просто пока система холодная, этот самый пар частично конденсируется, а потому мы его видим. Более того, на густоту такого пара влияет и влажность воздуха в окружающей среде. Иными словами, чем она выше, тем и пар виднее и визуально гуще.

Впрочем, если двигатель прогрет, а погода на улице теплая, то белый дым из выхлопной трубы говорит о том, что охлаждающая жидкость почему-то попадает в цилиндры.  Если в камере сгорания такого вещества очень уж много, дм превращается в немного сизый и как бы маслянистый. В отличие от пара, он не рассеивается так уж быстро.

Черный дым

Когда из выхлопной трубы валит черный, как ночь, дым, это не наталкивает на веселые мысли.  Если, к тому же, машина стала «кушать» много топлива, то тут причина кроется в неисправности ЦПГ.  То есть, идет переобогащение топливо-воздушной смеси, либо ухудшаются  условия для  сгорания топлива, потому ломается система топливоподачи. Такого рода  дым отменно  просматривается на любом мало мальски  светлом фоне, это конструктивно не что иное, как  частицы сажи, то есть, не полное сгорание топлива.  Если у двигателя электронная система управления то, скорее всего, отказали соответствующие датчики.  Еще одна причина кроется в том, что у двигателя может быть снижена компрессия.

Синий дым

Тут ситуация немного похожа на предыдущую, только попадает в цилиндр не охладитель, а масло. Следовательно, дым масляный, а на работе самого автомобиля это отражается повышенным расходом масла.

Причин, так сказать, не санкционированного попадания масла может быть несколько, основными можно назвать слишком большие зазоры в кольцах поршней, а большие зазоры между  стержнями клапанов и направляющими втулками.

А знаете ли вы?

  • Почему у жирафа такая длинная шея? Жираф считается самым высоким животным в мире, его рост достигает 5,5 метров. В основном за счет длинной шеи. Не смотря на то, что в […]
  • Почему беременным опасно посещать кладбище? Многие согласятся с тем, что женщины в положении становятся особенно суеверными, они больше других подвержены всяческим поверьям и […]
  • Почему розы превращаются в шиповник? Редко можно встретить человека, который бы не находил розовый куст красивым. Но, при этом, общеизвестно. Что такие растения довольно нежны […]
  • Почему мужчины смотрят порно? Кто с уверенностью скажет, что не знает о том, что мужчины смотрят порнофильмы, самым наглым образом соврет. Конечно же, смотрят, просто […]
  • Почему дымит печь? Возможные причины Крылатое выражение «дело – труда» говорит о том, что все кончено. На самом деле это имело смысл ранее, когда ситуация с дымящей печью […]
  • Почему воробей прыгает? Воробей является довольно распространенной в мире птицей небольшого размера и пестрого окраса. Но ее особенность заключается в том, что […]
  • Почему люди плачут? Смех и слезы, а точнее, плач, являют собой две прямо противоположные эмоции. О них известно то, что обе они являются врожденными, а не […]
  • Почему у меня нет девушки? Многие парни и даже зрелые мужчины живут полноценной, нормальной, в меру веселой и умеренно серьезной жизнью, но время от времени задаются […]
  • Почему арбуз – ягода? Редко можно встретить таких людей, которые летом не любят отведать холодной мякоти арбуза. Она полезна, низкокалорийная и отлично утоляет […]
  • Почему гремит гром? Почему гремит гром вроде бы и все знают, но вот объяснить данный факт как-то сложно. Конечно, мы не древние люди и в гнев богов, по […]
[Total: 1    Average: 5/5]

Почему дымит двигатель автомобиля? written by DmitriSpartak average rating 5/5 - 1 user ratings

pochemu-tak.com