Двигатель сзади


Заднемоторная компоновка

Заднемоторная компоновка встречается на современных автомобилях достаточно редко, являясь прерогативой автобусов и некоторых спорткаров. Не следует путать ее со среднемоторной компоновкой: там мотор находится перед задней осью, за передними сиденьями, а тут – строго за задней осью, на месте багажного отделения.

Как правило, все основные агрегаты на машинах такого типа сведены в единый блок: и двигатель, и коробка передач, и дифференциал. Мотор может располагаться как продольно, так и поперечно – все зависит от того, что это за машина. Производители спорткаров отдают предпочтение первому варианту, а производители автобусов – второму. Самые яркие примеры легковушек с моторами сзади: Porsche 911 и знаменитый автомобиль из фильма «Назад в будущее» DeLorean DMC12.

Есть и третий вариант расположения силового агрегата – когда он базируется над задней осью. Пример из прошлого – Tatra T700, и из настоящего – Smart Fortwo.

Плюсы и минусы

Зачем вообще располагать двигатель в задней части автомобиля, а не, как принято, спереди? Ответ прост: центр тяжести смещается назад, соответственно, на вторую ось машины приходится 60-65% от ее общей массы. Благодаря этому, задние колеса лучше «цепляются» за дорогу, и при разгоне такой автомобиль оказывается быстрее машин со стандартной компоновкой.

Именно по этой причине заднемоторная компоновка лучше всего подходит спортивным автомобилям и микролитражкам с двигателями малого объема. В первом случае при тех же мощностных характеристиках улучшается динамика, а во втором – можно сэкономить на самом моторе, сделав его откровенно слабым: располагаясь, он будет «толкать» машину лучше, чем если бы стоял под капотом спереди.

Porsche 911

Впрочем, заднемоторная компоновка не лишена минусов, главный из которых, пожалуй, - склонность к заносу при резких поворотах. При таком маневре достаточно просто отпустить педаль газа, чтобы задние колеса потеряли сцепление с дорогой. Но современные заднемоторные спорткары, во-первых, «вооружены» полным арсеналом вспомогательных систем, а, во-вторых, имеют постоянный полный привод, так что этот недостаток («избыточную поворачиваемость») можно считать пережитком прошлого.

Успехи и провалы

История заднемоторных машин (если сравнивать со стандартной переднемоторной компоновкой) началась сравнительно недавно. Одним из «пионеров» была чешская Tatra T77, официально представленная в 1934 году на автошоу в Праге. Машина для своего времени была совершенно уникальной: мало того, что двигатель и коробка передач располагались сзади, так еще этот автомобиль стал первым в истории с обтекаемым кузовом (среди серийных машин). Коэффициент аэродинамического сопротивления составлял, по разным оценкам, от 0,212 до 0,36, что является отличным показателем даже по сегодняшним меркам.

Но Татра, хоть и была первой, всенародной любви не снискала. В отличие от Volkswagen Käfer, проще говоря, легендарного «Жука», который стал самым массовым заднемоторным автомобилем в мире. Именно этот Фольксваген, детище Фердинанда Порше и Адольфа Гитлера, стал законодателем моды для малолитражных, малогабаритных и бюджетных («народных») автомобилей. Следом за ним на конвейер встали такие же «малыши» с заднемоторной компоновкой: в Чехословакии – Skoda 1000MB, в Германии – BMW 700, в Италии – Fiat 500.

Это «модное веяние» затронуло и американский автопром. В послевоенную эпоху там, в противовес Европе, выпускали огромные машины с такими же огромными двигателями. Но были и исключения. Так, с 1960 по 1969 года там выпускался Chevrolet Corvair, по европейским меркам – большой, по американским – невыносимо маленький. Двигатель у этой модели тоже располагался сзади. Да и создан этот автомобиль был в качестве ответа Жуку.

Несмотря на относительно неплохие продажи и тот факт, что машина продержалась на конвейере почти 10 лет, она стала символом коммерческого провала. В первую очередь, «благодаря» скандальной книге Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости». В главе, посвященной Корвейру, автор утверждал, что этот автомобиль мог опрокинуться при прохождении поворотов на больших скоростях, а также стать неуправляемым в любой момент.

Заднемоторная компоновка в СССР

Конечно, нельзя обойти вниманием и советские «вариации на тему». Это оба поколения «Запорожцев», в экспортных вариантах называвшихся Yalta и Eliette, начиная со знаменитого «Горбатого» (ЗАЗ-965) и заканчивая «Ушастым» (ЗАЗ-968). Что характерно, 965-й на момент его запуска в серию можно было купить за 20 стандартных советских зарплат, а 968-й выпускался вплоть до 1994 года, став настоящим долгожителем. Это и неудивительно, так как машина была не только очень дешевой, но и могла – за счет практически гладкого днища и конструктивной близости к вездеходам марки ЛуАЗ – похвастать приличной проходимостью. Ну а самым известным недостатком обоих «Запорожцев» был перегрев двигателя, работавшего на воздушном охлаждении.

После развала СССР, «Запорожцы» стали не только предметом коллекционирования и тюнинга, но и появлялись в популярных компьютерных играх (например, “S.T.A.L.K.E.R.” или “Half-Life 2”), в кино и телесериалах. Помимо этого, неоднократно выпускались масштабные модели как 965-го, так и 968-го.

Автомобили без будущего

Эпоха «народных» автомобилей с мотором, расположенным сзади, закончилась в конце семидесятых годов прошлого века. На смену им пришли переднеприводные хэтчбэки – более вместительные, надежные и практичные. Заднемоторная компоновка остается уделом крохотной части спортивных автомобилей (Porsche) и городских супермини (Smart Fortwo, Tata Nano), а также автобусов: за счет того, что двигатель находится сзади, увеличивается пассажирский отсек, кроме того, это позволяет сделать машины низкопольными. Поэтому, когда с конвейера сойдет последний Porsche 911 или Smart ForTwo, главу о легковых машинах с заднемоторной компоновкой можно будет считать закрытой.

blamper.ru

Почему у спортивных машин двигатель сзади, а у обычных — спереди?

У каждого вида компоновки легкового автомобиля, в том числе спортивного есть свои преимущества. Вопрос размещения двигателя напрямую связан с вопросом о типе привода автомобиля, поэтому рассматривать их будем вместе.

1. Передний привод с передним расположением двигателя (FF). Переднеприводные автомобили, по сравнению с другими типами компоновки имеют сравнительно более простую и легкую конструкцию. Больше места в салоне, особенно при поперечном расположении двигателя, за счет того, что в салоне нет центрального тоннеля. Более легкая и менее инертная трансмиссия (нет кардана) и за счет этого меньше трансмиссионные потери. Меньше динамика разгона за счет того, что при интенсивном разгоне меняется развесовка машины - нагружается задняя (свободная) ось и разгружается передняя (ведущая), что снижает сцепление ведущих колес. Считается, что полезная мощность переднеприводного автомобиля за счет этого ограничена примерно 200 кВт. Сравнительно более предсказуемое и безопасное поведение в заносе. Сильно смещенный вперед центр тяжести (более 60/40 в большинстве случаев), что ухудшает управляемость в поворотах.

2. Задний привод с передним расположением двигателя (FR). Более высокая динамика разгона, менее жесткие ограничения на полезную мощность двигателя. Более высокая масса автомобиля и трансмиссионные потери за счет дополнительных массивных элементов трансмиссии. Центр тяжести все еще смещен вперед, но развесовка (60/40 или чуть меньше в большинстве случаев) более близкая к идеальной (50/50). В некоторых спортивных моделях часть трансмиссии (или всю коробку передач или главную пару) выносят к задней оси для улучшения развесовки. Считается наиболее дружелюбной и легкой в управлении из заднеприводных компоновок. Часто задние колеса делают шире для улучшения разгонной динамики и более безопасного поведения в заносе (т.н. недостаточной поворачиваемости).

3. Задний привод с задним расположением двигателя (RR). Под задним расположением понимается размещение двигателя за задней осью. Это достаточно редкий тип компоновки, из современных моделей распространение получил только в а/м Porsche. Развесовка смещена к задней оси (40/60), что очень серьезно загружает ведущую ось и способствует прекрасной динамике. Это же делает машину очень требовательной к навыкам водителя, занос задней оси происходит гораздо менее плавно и предсказуемо - слишком много газа в повороте и машина едет "попой" вперед. При хороших навыках управления - отличный автомобиль для кольцевых автогонок: много сцепления, прекрасная динамика, малый вес.

4. Центральное расположение двигателя (MR). У машин такой компоновки не бывает переднего привода, далее речь пойдет о заднеприводных моделях. Двигатель расположен или над задней осью или (чаще) между осями. Эти машины по большей части двухместные, но изредка встречались в прошлом и четырехместные модели. Развесовка либо идеальная (50/50) либо незначительно смещена к задней оси. Недостатки и преимущества в целом совпадают с п.3. но часто менее ярко выражены. Чаще всего это очень сбалансированные, очень динамичные машины (т.к. ведущая ось всегда хорошо загружена) требовательные к мастерству водителя и очень быстрые в умелых руках. Менее склонны к полной потере управления в заносе чем а/м из п.3.

5. Полный привод (4WD). Для краткости остановимся на автомобилях с задним (Porsche 911) и центральным (например Bugatti Veyron) расположением двигателя, т.к. именно о них был вопрос. При прочих равных, по сравнению с заднеприводными моделями у полноприводных менее высокая динамика за счет трансмиссионных потерь (два кардана и три дифференциала, вместо одного) и большей массы. Более высокая динамика и более безопасная управляемость на скользкой трассе. Все так же высокие требования к навыкам водителя.

Общий вывод: двигатель сзади у некоторых моделей спортивных машин потому, что такая компоновка позволяет более опытному водителю добиваться лучших результатов на трассе.

thequestion.ru

Автомобили с двигателем, расположенным сзади - Август 1934 года

16

17

10. ДОЛМАТОВСКИЙАвтомобили с двигателем, расположенным сзадиВ этом году на автомобильном рынке Запада появилось несколько типов автомобилей серийного производства с двигателями, расположенными в задней части шасси. Серийное производство заднемоторных машин начато английскими фирмами «Троян» и «Кросслей» (см. «За рулем» № 2, 1934 г.), чешской — «Татра», немецкими — «Мерседес», «Ганза» и «Стандарт». Кроме того, выпущены грузовики (см. «За рулем» № 7) и даже гоночный автомобиль с задним расположением двигателя. Такой широкий размах производства автомобилей этого типа и выпуск множества опытных конструкций с двигателями, расположенными сзади, на первый взгляд удивляют и вызывают недоверие: настолько ли выгодно и рационально заднее расположение двигателя. Попробуем разобраться в этом вопросе и уяснить себе достоинства и недостатки таких автомобилей. Прежде всего отметим, что заднее расположение двигателя открывает широкие возможности для разрешения проблемы обтекаемости кузова. Суженный хвост и широкая, занятая пассажирами, передняя часть создают наивыгоднейшие условия для уменьшения лобового сопротивления кузова. Потоки воздуха плавно обтекают переднюю часть и также плавно сходятся сзади. Расход мощности двигателя на преодоление сопротивления воздуха, а следовательно и расход горючего при этом значительно уменьшаются. Следующее важнейшее достоинство заднего расположения двигателя состоит в компактности механизмов и устранении длинного, склонного к вибрациям, карданного вала. Последнее, кроме того, дает возможность понизить центр тяжести машины, опустить раму и пол кузова и тем самым достигнуть большой устойчивости автомобиля. В автомобиле обычной конструкции задние пассажирские места помещены на самом неспокойном месте рамы — над задней осью. При заднем же расположении двигателя кабина помещается между обеими осями, т. е. на наиболее удобном для посадки и спокойствия хода месте рамы. Сохраняя в автомобиле новой конструкции ту же базу и колею, что иу нормального автомобиля, можно достигнуть большего использования полезной площади. Передний ряд сидений может быть увеличен до 3 мест, задний — оставлен прежним. Противники автомобиля с задним расположением двигателя обычно выдвигают тот довод, что в этой конструкции неправильно распределяются нагрузки на оси, так как двигатель вынесен на заднюю ось. Утверждение это не совсем верно: распределение нагрузок в автомобилях с задним расположением двигателя получается примерно таким же, как в нормальном автомобиле. Помимо этого, нагрузка на заднюю ось у них постоянна, и это обеспечивает всегда надежное сцепление ведущих колес с почвой, тогда как у нормальных автомобилей сцепление с почвой в большой степени зависит от нагрузки машины. Пустая машина, как известно из практики, имеет повышенную тенденцию к скольжению и заносам из-за плохого сцепления колес с почвой '. Другой недостаток автомобилей с задним расположением двигателя, на который обычно указывают, это — трудность управления механизмами из-за их отдаленности от водителя. Если мы возьмем, например, двигатель ГАЗ-А в блоке со сцеплением и коробкой передач, то такой двигатель потребует сложной системы тяг через весь автомобиль для стартера, акселератора, подсоса, сцепления, рычага опережения, зажигания, рычага постоянного газа и рычага перемены передач. Но у нас уже проводятся опыты по автоматизации контроля над двигателем ГАЗ. За границей имеются конструкции двигателей совокупно с трансмиссией (например, Остин-Хайс. см. «За рулем» № 6), позволяющие иметь на рулевой колонке лишь одну педаль акселератора и рычажок постоянного газа. Сцепление и коробка передач, так же как и ряд других приборов, действуют автоматически. Иначе говоря, при современном состоянии автомобильной техники нетрудно ограничить. контроль над двигателем и трансмиссией двумя1 Проф. Е. А. Чудаков считает даже желательно» некоторую перегрузку задней ведущей оси по отношению к существующей нагрузке (60 проц) и видит в этом преимущество выноса двигателя за заднюю ось.Рис. 1.'Идеально обтекаемая форма опытного американского автомобиля с мотором, помещенным сзади15 Рис. 2. Шасси автомобиля Ганза с 2-цилиндровым воздушноохлаждаемым двигателем. На рис. видна упрощенная конструкция рамы, рулевой привод на поперечную рулевую тягу, тяги от рычагов ипедалей к моторному агрегатутягами, а это уже значительно упрощает конструкцию. Третий недостаток машин с задним расположением двигателя — трудность охлаждения. При расположении радиатора спереди, как это делают некоторые фирмы, требуется- тяжелая система трубопроводов п мощный насос. Переднее расположение радиатора является безусловно наиболее выгодным с точки зрения интенсивности охлаждения. Но это затруднение не является непреодолимым. Можно установить два небольших радиатора по бокам и даже сзади машины. При такой системе охлаждение будет не худшим, чем при переднем расположении радиатора. Большую свободу в этом смысле дает воздушное охлаждение, действующее при условии принудительного обдува достаточно интенсивно. Очевидно в задиемоторных автомобилях ему будет оказано предпочтение. В конструкции Троян применяется регулируемое термостатом охлаждение паром, которое облегчает систему трубопроводов. Наконец, одним из наиболее серьезных затруднений в автомобилях с задним расположением двигателя является то, что перенесение ^тяжелого двигателя в заднюю часть машины увеличивает опасность заноса. Этим перечень недостатков исчерпывается. Все они с лихвой компенсируются описанными в начале преимуществами, к числу которых можно прибавить еще следующие: 1) удобство осмотраи ремонта двигателя: двигатель доступен с любой' стороны; 2) увеличение угла зрения водителя, так как в новой конструкции водитель не имеет перед собой большого капота и передних крыльев, закрывающих от него 3—5 метров дороги не-Рис. 4. Гоночный заднемоторный автомобиль АутоУиион (Германия), поставивший рекорд скорости — 217 км в час.посредственно перед машиной; 3) возможность поместить водителя посередине машины: благодаря наличию на переднем сиденыг трех мест водитель может одинаково ориентироваться: как на левую, так и на правую сторону; 4) как вывод из этого — упрощение рулевого привода, который может быть осуществлен непосредственно на поперечную рулевую тягу, что особенно ценно при независимой^ подвеске колес и раздельном управле i; 5) отсутствие в кабине шума и запаха бензина от двигателя; 6) безопасное расположение бензобака — сзади шасси, но в непосредственной близости к двигателю. Не делая никаких окончательных выводов, нам необходимо обратить внимание наших конструкторов на автомобили с задним расположением двигателя, так как значительная экономия материалов и упрощение конструкции автомобиля в результате перенесения двигателя назад могли бы сыграть немалую роль в развитии нашей автопромышленности и нашего автохозяйства.Рис. 3. Место водителя на автомобиле ТАТРА расположено посередине

www.zr.ru

Заднее расположение - двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Заднее расположение - двигатель

Cтраница 1

Заднее расположение двигателя ( рис. 120, в), которое применяют на некоторых легковых автомобилях и автобусах, обеспечивает хорошую обзорность дороги, а также надежную изоляцию двигателя от салона для пассажиров, вследствие чего уменьшаются шум и проникновение в салон отработавших газов. Недостаток подобной компоновки заключается в сложности управления двигателем, коробкой передач и сцеплением, так как они расположены на значительном расстоянии от водителя. Кроме того, при такой компоновке водитель и передний пассажир находятся близко от передней стенки автомобиля и в случае столкновения или наезда на препятствие могут получить тяжелые телесные повреждения.  [1]

Вследствие заднего расположения двигателя вывод нагретого охлаждающего воздуха осуществляется наиболее благоприятным способом. Охлаждающий воздух подводится к двигателю с помощью двух улавливающих карманов, расположенных по сторонам кузова автомобиля. Поэтому расход мощности на охлаждение при движении уменьшается.  [2]

Сторонники заднего расположения двигателя и привода считают, что при таком решении не накладывается никаких ограничений на величину радиуса поворота, которые обычно возникают вследствие ограниченности пространства, используемого под рулевое управление, кроме того, обеспечивается лучшее сцепление с дорогой на скольз-ских подъемах, а также минимальное изменение положения центра масс автомобиля в нагруженном и ненагруженном состояниях. Шум, перегрев, запах топлива, отработавшие газы - все это устраняется вместе с решением проблемы управления передними ведущими колесами. При близком взаимном расположении двигателя и привода могут быть уменьшены потери мощности в трансмиссии. Кроме того, при этом для размещения пассажиров и водителя используется все освободившееся между колесами пространство.  [3]

Тракторы с задним расположением двигателя отличаются от серийно выпускаемых тракторов тем, что оснащаются гидромеханической трансмиссией с гидротрансформатором ( описание см. ниже в гл.  [4]

Автомобили с задним расположением двигателя и радиатора, устанавливают на местах хранения соответственно указанным выше условиям. Автопоезда расстанавливают исходя из условия минимального их маневрирования на площадке. Для этого применяют однорядную прямоточную расстановку: прямоугольную ( ряс.  [6]

У тракторов с задним расположением двигателя радиатор обычно устанавливают за двигателем на задней поперечной связи рамы или между кабиной и двигателем. В этих случаях встречный поток воздуха отсутствует и для достаточного обдува радиатора увеличивают мощность вентилятора.  [7]

У автобуса ЛАЗ-695Е из-за заднего расположения двигателя расстояние от коробки передач до главной передачи относительно невелико. В конструкции карданной передачи большое внимание уделено герметизации соединений.  [8]

Новые отечественные тракторы с задним расположением двигателя намечено оснащать двигателями с воздушным охлаждением, у которых радиатор отсутствует.  [9]

Колесные тягачи бывают с передним и задним расположением двигателя.  [10]

Компоновка двухосного колесного тягача с задним расположением двигателя ( см. рис. 3) обусловливает наиболее целесообразное размещение навесного фронтального погрузочного оборудования и кабины водителя. Кабина смещена вперед и приближена к рабочему органу, что дает возможность водителю хорошо видеть ковш и управлять его работой. Круговое остекление кабины позволяет наблюдать за фронтом работ, по сторонам от машины и сзади нее.  [11]

В автомобилях и автобусах с задним расположением двигателя механический привод спидометра при помощи гибкого вала заменяется электрическим приводом, так как слишком длинный гибкий вал работает неудовлетворительно.  [12]

Для фронтальных погрузчиков обычно применяют тягачи с задним расположением двигателя, за исключением машин с малой емкостью ковша.  [13]

Такие коробки передач удобны, например, при заднем расположении двигателя. По аналогичному принципу было ранее выполнено устройство для облегчения переключения передач в пятиступенчатой коробке передач May bach ( фиг. Эта коробка представляет собой сочетание двух переключаемых агрегатов, содержащих кулачковые муфты, с обычным шестеренчатым приводом для первой понижающей передачи и заднего хода, которые обслуживались с помощью переключающего рычага, а остальные передачи - рычагом на рулевой колонке за счет использования вакуума во впускном патрубке двигателя ( фиг.  [14]

В тракторостроении созданы две основных компоновки гусеничных тракторов - с передним и задним расположением двигателя.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru


Смотрите также