Модернизация «малой кровью»: Т-45 и другие. Двигатель т 45


вариант модернизации танка Т-60 » Военное обозрение

РККА к началу Великой Отечественной войны располагала более чем 23 тысячами танков разных типов. Техническое состояние этих машин также было различным. Катастрофическое для СССР начало войны и череда поражений лета-осени 1941 года серьезно выкосили советский танковый парк. К началу контрнаступления под Москвой Красной Армии удалось собрать всего лишь 774 танка, из которых всего 222 были тяжелыми и средними.

Легкий танк Т-60, на основе которого затем и постарались создать модернизированную версию Т-45, появился не от хорошей жизни. В планах военных был запуск в серийное производство легкого танка Т-50, который по набору тактико-технических характеристик был очень достойной боевой машиной, однако в условиях войны советская промышленность не смогла освоить его выпуск. В мирное время, потратив некоторое время, танк бы обязательно запустили в серию, но мирного времени у страны больше не было.

В такой обстановке, когда Т-50 в серию так и не пошел, а советские танковые части понесли огромные потери в боях с агрессором, родился легкий танк Т-60. Этот легкий танк был разработан уже после начала Великой Отечественной войны. Он представлял собой результат глубокой модернизации легкого танка Т-40, которая была проведена КБ под руководством Н. А. Астрова. Танк отличался от своего «донора» лучшей бронезащитой и более мощным вооружением — 20 автоматической пушкой (ТНШ-20 или ШВАК). Впервые на танке было использовано устройство для подогрева в зимнее время охлаждающей жидкости двигателя.

Легкий танк Т-40

В условиях острой нехватки танков основным достоинством легкого танка Т-60 стала его простота производства на советских автомобильных заводах с широким использованием автомобильных механизмов и узлов. Танк выпускался одновременно на четырех заводах. Помимо этого, на его базе была создана и серийно выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибра 82 мм. За короткое время советской промышленностью было выпущено почти 6 тысяч данных танков, которые сыграли очень важную роль в сражениях начального периода войны и в битве за Москву, когда на счету была каждая бронеединица.

В ходе серийного производства легкого танка Т-60 неоднократно предпринимались попытки улучшить характеристики боевой машины — все прекрасно понимали, что боевая ценность танка весьма невысока. Советские танкисты часто называли эти машины БМ-2 (братская могила на двух человек), «смертниками» и даже «гробами». Танкисты не жаловали их за слабое бронирование и вооружение, считая легкой добычей для немецких танкистов и противотанковой артиллерии. Так уже в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в городе Горьком по собственной инициативе приступило к проектированию новой пушки ЗИС-19, которая была предназначена для вооружения легкого танка Т-60. Новое орудие представляло собой 37-мм пушку со стволом длиной 66,7 калибра, с начальной скоростью полета снаряда — 915 м/с и баллистикой от 37-мм зенитки образца 1939 года. При этом боеприпасы использовались те же, что и с зенитным орудием. В октябре 1941 года здесь же приступили к разработке варианта орудия ЗИС-19БМ — 45-мм пушки с длиной ствола 46 калибров с начальной скоростью полета снаряда 757 м/с. Это орудие представляло собой дальнейшую модернизацию 45-мм танковой пушки 20К.

Уже в декабре 1941 года завод № 92 получил в свое распоряжение легкий танк Т-60. В кратчайшие сроки — с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года на предприятии разработали окончательные чертежи установки, и всего за неделю — с 12 по 19 января 37-мм орудие ЗИС-19 было изготовлено в металле и установлено в башне танка Т-60. После доработки данного орудия в апреле 1942 года прошли сравнительные полигонные испытания второго варианта 37-мм пушки ЗИС-19 в танке Т-60 и 45-мм танковой пушки образца 1938 года, установленной в серийном легком танке Т-70.

Танки Т-60 во время парада на Красной площади

По результатам проведенных испытаний (из орудия ЗИС-19 было сделано 826 выстрелов) отмечалось, что кучность боя пушки на дистанции 2000 метров была неудовлетворительной, на дистанции 1000 и 500 метров она была лучше табличных значений для 37-мм зенитного орудия. Также была получена неплохая скорострельность — до 10 выстрелов в минуту без исправления наводки орудия и 6-7 выстрелов в минуту с корректировкой наводки. Наряду с этим у орудия ЗИС-19 была выявлена низкая живучесть ствола, а также ряд недостатков в работе накатника и ударного механизма. Помимо этого, вести огонь из 37-мм орудия, размещенного в стандартной башне танка Т-60, было очень затруднительно из-за тесноты башни и неудачного расположения механизмов наводки. В заключение отмечалось, что орудие ЗИС-19 не смогло выдержать серию испытаний.

Попытки усилить вооружение танка Т-60 предпринимались и на других советских заводах. К примеру, на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) изготовили легкий танк Т-60, вооруженный 45-мм орудием, установленным в новой башне, однако на старом погоне. В конце 1941 года макетный образец танка изготовили и испытали стрельбой, после чего был выдан заказ на постройку аналогичного танка, но уже из броневой стали. Однако в связи с работами по созданию легкого танка Т-70 дальнейшие работы по размещению 45-мм орудия в танке Т-60 на ГАЗе были прекращены.

Работали над своим проектом более совершенного танка и в конструкторском бюро завода №37. Здесь одновременно с проведением испытаний двигателя ЗИС-16 (форсированный двигатель ЗИС-5 с алюминиевым поршнем и алюминиевой головкой) в кратчайшие сроки смогли подготовить проект нового легкого танка, который получил обозначение Т-45. Боевая машина, выполненная на основе танка Т-60, предлагалась в качестве альтернативы другому легкому танку Т-70 завода ГАЗ. В пояснительной записке к проекту танка Т-45, направленной директором завода № 37 Фрезеровым и главным инженером Мартиросовым в ГАБТУ КА от 20 мая 1942 года, содержалась следующая информация:

Опытный образец танка Т-45, вид слева сверху. Свердловск май 1942 года

«С целью существенного улучшения боевых характеристик танка Т-60, сохранения массового выпуска этого танка, облегчающего немедленный переход на его производство без уменьшения объемов выпуска, заводом № 37 на базе легкого танка Т-60 был спроектирован и построен опытный образец под названием Т-45. В результате предприятию удалось создать одномоторный танк с более мощной силовой установкой и разрешением вопроса установки усиленного варианта вооружения при практически равных тактико-технических характеристиках с танком Т-70 и экономией расхода металла на 2500 кг».

Новый танк обладал таким же боекомплектом, как и Т-70. На нем была установлена новая башня увеличенного размера с 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня устанавливалась на существующем погоне легкого танка Т-60. Хотя башня была увеличенного размера, она по-прежнему оставалась одноместной. Разместить двухместную башню на корпусе танка Т-60, даже с использованием более мощного двигателя ЗИС-16, не представлялось возможным. При этом в установке вооружения был применен упрощенный поворотный механизм башни танка Т-60 и штатный подъемный механизм пушки со спусковым устройством. Удачное расположение органов управления и механизмов новой башни на танке Т-45, как продемонстрировали испытания, позволило существенно увеличить скорострельность 45-мм орудия, доведя показатель до 7-8 выстрелов в минуту, против 4-5 выстрелов в минуту у танка Т-70 (стрельба велась с места). Одновременно с этим упрощениям подверглась и конструкция башни: вместо 233 деталей, из которых состояла башня легкого танка Т-60, в башне танка Т-45 их количество сократилось до 141, а новых деталей было всего 46. При этом толщина броневых листов башни выросла с 25 до 35 мм.

Конструкция корпуса легкого танка Т-45 почти не менялась по сравнению с танком Т-60. Проводилось лишь увеличение толщины верхнего лобового листа корпуса с 15 мм до 25 мм, а также изменялась конструкция люка мехвода. Измененный люк позволял механику-водителю покинуть боевую машину при любом положении башни. При этом ходовая часть легкого танка Т-45 перекочевала на него с танка Т-60 без изменений. Она состояла из 4-х опорных и 3-х поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения (на каждый борт).

В качестве силовой установки на танке Т-45 планировалось использовать двигатель ЗИС-16, развивавший мощность 85 л.с. Этот мотор представлял собой форсированный вариант двигателя ЗИС-5. В пояснительной записке, которая была направлена в ГАБТУ КА, отмечалось: «Двигатель ЗИС-16 является более надежным в эксплуатации, чем двигатель ГАЗ-202, и в состоянии работать на втором сорте бензина вместо авиационного, который потребляет ГАЗ-202. В перспективе существует возможность дальнейшего повышения мощности двигателя ЗИС-16. Дальнейшее форсирование по мощности силовой установки позволит наращивать боевые качества танка Т-45 против Т-70. Поставка двигателей ЗИС-16 с Миасского автомоторозавода имени Сталина возможна в ближайшее время». Однако в действительности производство двигателя ЗИС-16 в Миассе, куда было эвакуировано моторное производство ЗИСа, так и не удалось освоить.

Переход на серийный выпуск легкого танка Т-45, который отличался улучшенными по сравнению с Т-60 характеристиками и мало в чем уступал танку Т-70, можно было осуществить на заводе №37 в сжатые сроки, без уменьшения программы выпуска танков, так как технологическая оснастка производства танка Т-60 сохранялась практически в полном объеме. Однако в результате танк Т-45 так и остался проектом. Сказывалось и отсутствие двигателя ЗИС-16, и невозможность установки на танк двухместной башни. В то же время, по заверению конструкторов ГАЗа, они как раз завершали разработку проекта танка Т-70 с двухместной башней, которому военные отдавали свое предпочтение. А сам легкий танк Т-70 уже находился в серийном производстве и был хорошо освоен промышленностью.

Тактико-технические характеристики танка Т-45:

Габаритные размеры: длина — 4,1 м, ширина — 2,39 м.Боевая масса — 6800-7000 кг.Бронирование: лоб башни — 35 мм, лоб корпуса — 25 мм.Вооружение — 45-мм орудие и 7,62-мм пулемет ДТ.Боекомплект — 90 выстрелов.Силовая установка — карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-16 мощностью 85 л.с.Максимальная скорость — до 45 км/ч (по шоссе).Запас хода — 300 км. Экипаж — 2 человека.

Источники информации:Коломиец М. В. Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70. Москва: Эксмо, 2010. 160 с.http://strangernn.livejournal.com/1375990.htmlhttp://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-45.htmhttp://tank.uw.ru/articles/sowetskie/sovet1/litehttp://wowar.ru/tank-t-60

topwar.ru

Трактор Т30А-80/Т45А

Универсально-пропашные тракторы Т30А-80 и Т45А и их модификации предназначены для предпосевной обработки почвы, посева, ухода за посевами, междурядной обработки, работы на фермах, в садах, виноградниках, а также для транспортных работ. Трактор может комплектоваться кабиной, каркасом, безопасности, тентом и дугой безопасности.

Технические характеристики:

Марка Модель двигателя Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) Частота вращения коленвала, об/мин Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) Эксплуатационная масса, кг Продольная база, мм Габаритные размеры, мм— длина— ширина— высота Ширина колеи, мм— по передним колесам— по задним колесам Число передач— переднего хода— заднего хода Диапазон скоростей, км/ч Тип вала отбора мощности Число оборотов, об/мин Дорожный просвет, мм Передний мост Тип рулевого управления Грузоподъемность навесной системы Тип кабины
Т30А-80 Т45А
Д120 Д130
22,1 (30) 33,1 (45)
2000
245 (180) 241 (177)
2490 2600
1946 2086
3320…346016602540
1322…15221210…1484
86
1,52…23,86
Независимый
540
345
Ведущий
Гидрообъемное
1000
Каркасная одноместная

Трактор Т30-69/70 — универсальный пропашной трактор для предпосевной обработки.

agro-traktor.ru

Модернизация «малой кровью»: Т-45 и другие

Принимая на вооружение танк Т-60, Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) было вынуждено идти на компромисс сразу по многим пунктам. Было очевидно, что этот танк практически по всем тактико-техническим характеристикам уступает Т-50. Зато можно было очень быстро наладить его серийное производство и выпускать тысячами. О чём серьёзно беспокоилось ГАБТУ, так это о вооружении Т-60. Испытания его 20-мм пушки ТНШ показали, что по бронепробиваемости она примерно равна крупнокалиберному пулемёту ДШК. Неудивительно, что вопрос об усилении вооружения был поднят ещё до постройки первого опытного образца Т-60. Его модернизация шла несколькими путями, один из которых привёл к созданию танка Т-45.

Горьковская конкуренция

В сентябре 1941 года Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления Красной армии (Артком ГАУ КА) инициировал работы по установке в танк Т-60 более мощного вооружения. На совещание по данному вопросу было вызвано руководство конструкторских бюро ГАЗ им. Молотова и завода №92 «Новое Сормово» (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»), одного из ведущих на тот момент предприятий по выпуску танкового и артиллерийского вооружения. Эти два завода находились в одном городе, и от проходной ГАЗ до проходной завода № 92 было километров десять. В случае успеха разработки это заметно облегчило бы дальнейшую кооперацию по выпуску более мощного вооружения.

Нередко в качестве причины замены ТНШ на другое вооружение приводится тот факт, что эта автоматическая пушка была капризной системой и при стрельбе часто заедала. Действительно, такие случаи имели место, но связано это в том числе и с неправильной эксплуатацией системы. А часть претензий и вовсе оказалась результатом некоторых вольностей со стороны заводов, производивших боеприпасы к пушке. По этому поводу было даже выпущено постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №627 от 4 сентября 1941 года, запрещавшее заводам вносить изменения в конструкцию вооружения и боеприпасов без согласования с Наркоматом вооружения. Ну и самое главное: запуск программы по усилению вооружения Т-60 состоялся в сентябре 1941 года, в то время как жалобы на ТНШ пошли из войск только в октябре. А до того жалобы шли на не модернизированные авиационные пушки ШВАК.

Схема установки 45-мм пушки в башне Т-60, разработанная КБ завода №92

После изучения образцов трофейной бронетехники было принято решение о перевооружении Т-60 на 45-мм танковую пушку обр. 1938 года, при этом, согласно проекту, на танке должна была сохраниться штатная башня. По первоначальному плану, работы по усилению вооружения выполнялись совместно конструкторскими бюро ГАЗ и завода №92, однако в ходе проектирования возникли разногласия. В результате было принято решение, согласно которому заводы должны были разрабатывать свои варианты перевооружённой башни. Изготовление макетных образцов намечалось на декабрь. В случае с программой модернизации от ГАЗ им. Молотова дело закончилось созданием танка Т-70, и это тема для отдельной статьи. В этом же материале речь пойдёт о модернизации, которую разработал коллектив завода №92.

Инженеры КБ под руководством В. Г. Грабина решили максимально использовать штатную схему размещения вооружения в башне Т-60. Прицел они разместили в центре маски, слева устанавливался пулемёт ДТ, а справа 45-мм пушка обр. 1938 года. Сиденье командира располагалось со смещением к корме башни, между пушкой и пулемётом, также повторяя этим конструкцию Т-60. Кнопку для выстрела из пушки предполагалось расположить на рукоятке поворотного механизма башни, а кнопку стрельбы из пулемёта – на рукоятке подъёмного механизма. К моменту представления проекта завод №92 имел чертежи для установки 45-мм пушки, а после получения танка планировалось приступить к изготовлению опытного образца в металле.

Т-60 с танковой пушкой ЗИС-19

Между тем, у коллектива завода №92 были и другие соображения по поводу перевооружения Т-60. Дело в том, что ещё с августа 1941 года завод №92 в инициативном порядке разрабатывал 37-мм танковую пушку ЗИС-19. Пушка имела баллистику 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 года (61-К, она же ЗИК-37) и использовала те же боеприпасы. Новая танковая пушка состояла всего из 153 деталей (для сравнения, 45-мм танковая пушка 20-К состояла из 436 деталей). Вес 37-мм системы составлял 235 кг вместе с бронировкой против 403,3 кг у 20-К.

37-мм танковая пушка ЗИС-19

Неудивительно, что параллельно с установкой в башню Т-60 45-мм пушки заводское КБ продвигало идею установку своей пушки, причём ближе к концу 1941 года именно её стали рассматривать как основной вариант. На это имелись свои причины, и с конструкторами здесь трудно не согласиться.

45-мм пушка обр. 1938 года имела гораздо больший вес по сравнению с ТНШ, и после её установки башня танка становилась неуравновешенной. В результате поворот башни при высоких углах возвышения пушки становился затруднительным. Для устранения этого недостатка предлагалось разместить на гильзоулавливателе груз массой 30 кг, который уравновешивал бы башню. Но после установки массивного груза и без того не слишком просторная башня Т-60 становилась ещё более тесной. Кроме того, менее удобной становилась и работа поворотными механизмами.

Эта же пушка сзади-слева

По итогам рассмотрения проектов модернизации завод №92 получил задачу к 15 января 1942 года изготовить опытный образец ЗИС-19, а уже к 1 февраля ожидался выход танка с новой пушкой на испытания. В период с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года были разработаны рабочие чертежи системы. С 12 по 19 января завод №92 изготовил опытный образец пушки. 14 января на ГАЗ были отправлены чертежи ЗИС-19, ведомость ЗИП и основные характеристики. 27 числа на завод №92 прибыла башня с установленной в неё системой (пушку установили в башню к 19 января).

Установка ЗИС-19 в штатной башне Т-60, февраль 1942 года

Установка ЗИС-19 в серийной башне Т-60, как и требовало задание, была выполнена с минимальными изменениями башенной конструкции. По сравнению с проектом завода №92 по перевооружению Т-60 на 45-мм танковую пушку изменения оказались минимальными, лишь сиденье командира башни сместили влево, аналогично проекту ГАЗ. Артиллерийская система вместе с люлькой устанавливалась на модифицированной маске серийного производства. Благодаря компактному механизму отката, размещённому сверху, ЗИС-19 по сравнению с ТНШ занимала не очень много места. Прицел на танке был оставлен штатный (ТМФП), как и установка пулемёта. Для спаренной установки ЗИС-19 и ДТ была разработана новая бронировка сварной конструкции, которая крепилась к маске на болтах.

Орудие ЗИС-19 на максимальном угле возвышения

Как это часто бывает, сроки начала испытаний чуть сдвинулись. Огневые испытания орудия ЗИС-19, установленного в танке Т-60, проходили с 21 по 24 февраля 1942 года. Всего был произведен 181 выстрел на различных углах возвышения, при этом длина отката составила 140–170 мм. По результатам испытаний комиссия сделала вывод, что прочность системы, противооткатных устройств, затвора и полуавтоматики удовлетворительная. Усилия на маховиках подъёмного и поворотного механизмов не превышали установленных норм. Вместе с тем, к установке ЗИС-19 в башне Т-60 имелись претензии в плане удобства её использования. Из-за ограниченных размеров башни наводчик внутри не мог ни выпрямиться, ни встать. Установку сидения признали неудобной, вместо него предлагалось использовать седлообразное сидение, откидывающееся назад.

Бронировка орудийной маски во многом повторяла ту, что штатно ставилась на Т-60

Согласно предписанию Арткома ГАУ КА от 27 февраля 1942 года, к 9 марта на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный опытный полигон должны были поступить два танка: с завода №92 Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 и переработанный на ГАЗ Т-60 с 45-мм пушкой обр. 1938 года. На деле же события развивались совсем по иному сценарию. Поскольку к размещению командира орудия в башне было предъявлено немало претензий, заводское КБ внесло в исходный проект значительное число изменений, что потребовало времени. В результате перевооружённый танк прибыл на Гороховецкий полигон лишь 27 марта, и его башня к тому моменту претерпела массу метаморфоз.

Второй вариант установки ЗИС-19 в Т-60. Как можно заметить, башня сильно отличается от штатной

Получившаяся в результате переделок конструкция имело немного общего со штатной башней Т-60. По сути, от неё осталась лишь нижняя часть. Башенный люк с крыши был перенесён на корму, вместо него был установлен смотровой прибор от Т-70. Сама башня получила весьма оригинальную, клиновидную форму, орудийная маска стала литой и по форме напоминала аналогичную деталь Т-70. С Т-70 башню роднило и размещение вооружения: прицел был смещён влево, а на его месте оказался пулемёт ДТ. Благодаря подобным метаморфозам внутренний объём башни увеличился, но об идее использования штатной башни Т-60 можно было забыть. Что же касается ГАЗ, то завод прислал свой танк только 18 апреля, и им оказался не перевооружённый на 45-мм пушку Т-60, а Т-70.

Внутри новой башни было, мягко говоря, не очень просторно

Испытания ЗИС-19 в новой башне были начаты 19 апреля. По их результатам выяснилось, что из-за более высокой начальной скорости снаряда живучесть ствола ЗИС-19 оказалась ниже, чем у 45-мм танковой пушки. Показатели бронепробиваемости, скорострельности и кучности оказались практически идентичными, зато по эффективности осколочно-фугасного боеприпаса ЗИС-19 оказалась далеко позади. В виду того, что одной из основных задач малых и лёгких танков являлась поддержка пехоты и борьба с живой силой противника, данный показатель считался весьма важным.

Тем не менее, 37-мм пушка показала себя неплохо, и в случае устранения обнаруженных конструктивных недостатков планировалась её установка в Т-70. Не в последнюю очередь положительные отзывы были вызваны простотой ЗИС-19 по сравнению с орудием-конкурентом и почти в два раза меньшей массой. Проблема заключалась в том, что про Т-60 к окончанию испытаний (19 июля) можно было уже окончательно забыть: в начале июля 1942 года вышло постановление ГКО о снятии танка с производства на заводах №37, 38 и 264. Но и на Т-70 ЗИС-19 в итоге тоже опоздала: к тому моменту уже вовсю шла работа над танковой версией 45-мм танковой пушки с удлинённым стволом, более известной как ВТ-42. Она выглядела куда более перспективной.

Т-45

Благодаря публикациям некоторых отечественных историков о Т-45 сложилось мнение как о танке, который якобы конкурировал с Т-70. На деле к реальности эти домыслы не имеют никакого отношения. История этой машины началась весной 1942 года, и кратко её можно описать фразой «Т-60 не хотел уходить».

9 марта 1942 года вышло постановление ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и 38 Наркомтанкопрома». Согласно этому документу, производство Т-60, который с таким трудом осваивали на заводе №37, сворачивалось, а вместо него налаживался выпуск Т-70. К такому повороту событий завод оказался совершенно не готов. В течение месяца руководство завода убеждало НКТП в том, что на текущий момент завод №37 не в состоянии освоить Т-70. Наконец, 12 апреля 1942 года было подписано Постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша», согласно которому выпуск этого танка сохранялся до конца августа 1942 года.

Опытный лёгкий танк Т-45, июнь 1942 года

Между тем, завод столкнулся с ещё одной проблемой, которой стали моторы. За 1-й квартал 1942 года ГАЗ им. Молотова недопоставил 664 двигателя. Из-за проблем с поставками моторов сборочный цех завода №37 простаивал в течение апреля 8 дней. При этом за тот же апрель было изготовлено 230 корпусов (100% плана), так что задержка с двигателями очень сильно повлияла на выпуск Т-60. Именно в этот момент пригодилась теоретическая возможность установки в Т-60 двигателя ЗИС-5, которая предусматривалась на момент проработки корпуса танка проекта 060 ещё в июле 1941 года.

Работой над установкой двигателя ЗИС-5/ЗИС-16 в Т-60 занялось конструкторского бюро завода №37. Костяк КБ составляли конструкторы, ранее работавшие в отделе 22 завода №37 до его эвакуации в Свердловск (данный отдел был ответственным за опытные работы по танковой тематике). К весне 1942 года КБ возглавил Н. А. Попов, до эвакуации работавший старшим конструктором по теме Т-40. На посту начальника отдела №22 он сменил Г. С. Суреняна, возглавлявшего отдел ещё до эвакуации (также до Попова он возглавлял заводское КБ).

Необходимый для установки в танк двигатель был снят с автобуса ЗИС-16, который к тому моменту проездил без капитального ремонта 35000 километров. Танковая версия двигателя ЗИС-16 получила обозначение ЗИС-60. По сравнению с ЗИС-16 новый мотор имел изменённые выхлопной коллектор, картер маховика с креплениями двигателя, а также конус коленчатого вала с насаженным шкивом для привода вентилятора. Кроме того, на ЗИС-60 ставились заводной механизм от Т-60 и усиленный радиатор. Помимо нового двигателя, на танк была установлена главная передача с изменёнными передаточными соотношениями. Также была переделана выхлопная система.

По конструкции Т-45 мало чем отличался от Т-60

Танк с новой силовой установкой вышел на испытания 19 мая. Машину искусственно догрузили до боевой массы 6800 кг, чтобы она соответствовала танку, над которым одновременно работало КБ завода. По результатам испытаний, проходивших до 9 июня, выяснилось, что максимальная скорость Т-60 с ЗИС-16 (40,5 км/ч) оказалась на 1 км/ч выше расчетной. Двигатель работал менее напряженно, чем ГАЗ-202, был не таким шумным, а доступ для обслуживания не вызывал затруднений. Основной проблемой оказалась система охлаждения двигателя, которую признали недостаточной (проблема охлаждения, впрочем, имела место и на Т-60 с ГАЗ-202). Тем не менее, идея установки ЗИС-5 и ЗИС-16 в Т-60 была признана удачной. Для полноценной проверки предполагалось построить 5 танков с новыми моторами.

Одновременно с установкой в Т-60 мотора ЗИС-16 конструкторское бюро завода №37 работало и над более глубокой модернизацией малого танка. Впервые вопрос о данном проекте был поднят на заседании Наркомата Танковой Промышленности 14 мая. Суть предложения завода №37, переданного через военинженера 1-го ранга С.А. Афонина, заключалась в установке в Т-60 45-мм пушки и усилении его бронирования до 35 мм. К моменту обсуждения проекта модернизированная машина, получившая заводской индекс Т-45, была в значительной мере готова.

Военные встретили идею в штыки. Разработку танка посчитали нецелесообразной, поскольку усиление его вооружения и бронирования должно было отрицательно сказаться на нагрузке мотора и трансмиссии. Появлению на свет новая разработке завода №37 обязана главному конструктору танка Т-50 С.А. Гинзбургу, занимавшему к тому моменту должность заместителя начальника Технического отдела Наркомата танковой промышленности. С апреля 1942 года Гинзбург курировал работу по созданию на заводе №37 легкой штурмовой САУ на агрегатах Т-60, и с заводским руководством у него были общие интересы. На совещании, в ходе которого обсуждалось предложение завода №37, Гинзбург присутствовал, и однозначно повлиял на итоговое решение. В протоколе появилась пометка:

«испытать этот танк на 200 км. Материал прислать в ГАБТУ КА. Пока больше этих танков не делать».

Как и в варианте модернизации завода №92, 45-мм пушка была смещена вправо, дабы хоть как-то уменьшить тесноту внутреннего пространства

Появление Т-45 объяснялось очень просто – завод №37 очень не хотел делать Т-70. Для того, чтобы наладить производство Т-70, необходимо было освоить изготовление 1440 новых деталей, изготовить 545 новых штампов. Требовалось 825 новых приспособлений и 2300 единиц инструмента. Для сравнения, Т-45 требовал только 224 новых деталей, 104 штампа, 175 приспособлений и 255 единиц инструмента, плюс 132 детали, 85 штампов, 149 приспособлений и 433 единицы инструмента брались от Т-70. Кроме того, запуск Т-70 в серию означал, что из Горького должно было приходить в 2 раза больше двигателей, а они и так шли с перебоями. В сложившейся ситуации попытка заводского КБ создать на базе Т-60 достаточно технологичный танк с более мощным бронированием и вооружением, а также оснащенный двигателем, выпускавшемся неподалеку, выглядела вполне логично.

Главным внешним отличием Т-45 от предшественника стала башня с кормовой нишей, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка обр.1938 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В установке вооружения использовался упрощенный поворотный механизм башни Т-60. Толщина бортов башни была доведена до 35 мм, что соответствовало уровню Т-70. Уровень защиты корпуса был оставлен на уровне Т-60, за исключением верхнего лобового листа, толщину которого увеличили с 15 до 25 мм. По проекту, в случае необходимости толщину лобового листа можно было нарастить с 35 до 45 мм, и тогда по уровню защиты Т-45 полностью бы сравнялся с Т-70. Корпус в целом соответствовал корпусу Т-60. Главным отличием стал новый люк механика-водителя, который сделали поворачивающимся вбок.

Любопытный факт: в то время, как на свердловских Т-60 бортовые листы соединяли при помощи сварки, в Т-45 использовалось заклепочное соединение

Поскольку на заводе был всего один двигатель ЗиС-16, на Т-45 поставили менее мощный, но куда менее дефицитный мотор ЗИС-5 (мотор сняли с грузовика, прошедшего 12000 км). С менее мощным мотором максимальная скорость танка снижалась до 37,2 км/ч. В случае успешных испытаний завод рассчитывал немедленно переключиться на выпуск Т-45 с ЗИС-5, а после освоения на Миасском заводе мотора ЗИС-16 перейти на него. Помимо нового двигателя, на Т-45 установили главную передачу и бортовые фрикционы от Т-70. Из-за того, что боевая масса поднялась почти до 7 тонн, на танк были установлены усиленные торсионные валы.

Первый этап испытаний, начавшийся согласно программе 20 мая, был открыт тестами со стрельбой. Была достигнута скорострельность 7–8 выстрелов в минуту с места и около 3 выстрелов в минуту с ходу. Отмечалось, что обслуживание пушки более удобно, чем в Т-60, башня стала более просторной. Правда, тяжесть башни привела к небольшому прогибу подбашенного листа. Несмотря на этот дефект, в ходе огневых испытаний все 25 выстрелов попали в мишень. На серийной машине планировалось вместо прицела ТМФП поставить штатный прицел ТОП для 45-мм танковой пушки.

Несмотря на то, что башня Т-45 создавалась на базе штатной башни Т-60, их конструкции достаточно сильно отличались

Испытания пробегом проводились с 6 по 13 июня. Всего танк прошел 1505 км, из них 189 км по асфальту, 805 км по булыжнику, 410 км по щебенке и 110 км по проселочной дороге. В ходе ходовых испытаний имелись нарекания на конструкцию крепления вентилятора, дважды выходившего из строя. Также двигатель часто работал на повышенных оборотах, что в итоге могло привести к его преждевременной поломке. Кроме того, имелось несколько случаев поломок траков, что, впрочем, говорит не о ненадежности самого танка, а о качестве их изготовления заводом №183. Имелась тенденция к отслоению бандажей от катков. Несмотря на ряд замечаний, в целом испытания были признаны успешными, тем более что танк ездил на нештатном двигателе, к тому же еще и не новом.

Отчет об испытаниях Т-60 с ЗИС-16, а также Т-45 был отправлен в ГАБТУ ближе к концу июня. К тому моменту эта машина, как и Т-60 с пушкой ЗИС-19, выглядела безнадежно устаревшей по сравнению с Т-70. Тем не менее, опытному танку довелось повоевать: согласно переписке, в конце сентября 1942 года единственный Т-45 был отправлен на Западный фронт.

Источники:

warspot.ru

ВМТЗ Т45А - Тракторы колесные (T45A - VMTZ T45A - VMTZ Т45А - VTZ Т45А - ВМТЗ Т45А - ВТЗ Т45А - Т45А - Трактор колесный ВМТЗ Т45А - Трактор колесный Т45А) - Технические характеристики ВМТЗ Т45А - Габаритные размеры ВМТЗ Т45А - Двигатель ВМТЗ Т45А

 

T45A
|
VMTZ T45A
|
VMTZ Т45А
|
VTZ Т45А
|
ВМТЗ Т45А
|
ВТЗ Т45А
|
Т45А
|
Трактор колесный ВМТЗ Т45А
|
Трактор колесный Т45А

  

Энциклопедия СтройТех является открытой справочно-информационной системой. Любой посетитель может свободно просматривать, копировать и изменять документы. Информация предоставляется «как есть» и не может гарантировать правильность приведённых в ней данных.

• Увидели неточность - смело вносите свои правки. • Не нашли нужного документа - добавление займет пару минут.

Команда Стройтех открыта для всего нового и улучшения старого - форма отправки предложений.

На правах рекламы:

www.stroyteh.ru

О Т-45 как о конкуренте Т-70.: yuripasholok

"Итак, ГАЗ избрал путь модернизации танка Т-60 установкой двухдвигательного агрегата в новом корпусе на новой ходовой части. В то же время КБ завода № 37 под руководством Г. Суреняна (позднее Н. Попова) вернулось к проекту танка Т-45, замороженному еще в июле 1941 г.В отличие от летнего проекта, новый танк должен был позаимствовать "пониженный" корпус Богачева, башню К. Логинова (предложенную осенью 1941 г.), вооруженную спаренной установкой 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ, а также форсированный двигатель ЗИС-60 мощностью 110 л.с.Казалось, что на пути быстрой реализации такого танка не будет никаких препятствий. В самом деле, корпус Богачева был хорошо освоен в серийном производстве. Башня, разработанная К. Логиновым, легко переделывалась из серийной башни Т-60. Но… Как обычно, проблемы возникли с двигателем. Ведь эвакуированный в Миасс автомобильный завод им. Сталина (ЗИС) не смог наладить массовый выпуск ЗИС-60, который требовал алюминия для изготовления картера, поршней и головки цилиндров. Поэтому Миасский завод подал двигатель ЗИС-16, построенный целиком на базе серийного ЗИС-5, отличавшийся от него только применением алюминиевых поршней и потому развивавший мощность 85 л.с. Но и с этим двигателем он опоздал на месяц. Проблемы составила и установка 45-мм пушки 20К в указанной башне, так как все обслуживание в оной нельзя было вести с левой стороны. Специально для данного танка ОКБ № 92 под руководством В. Грабина разработало 45-мм орудие ЗИС-19БМ, которое лучше подходило для установки в башне Т-60.В марте 1942 г. было принято решение испытать танк Т-60 с ЗИС-16 вместо ГАЗ-202. Для испытаний был построен танк Т-61 (Т-60-1, Т-60-ЗИС, "061"), который в начале месяца прошел все фазы тестирования на пригодность к службе в военное время. Он показал себя очень неплохо, правда, уже в конце испытаний в двигателе оборвался шатун по причине некачественного изготовления.Двигатель ЗИС-16 решено было ставить в Т-45, так как ЗИС готовился к производству именно этой версии мотора, но к дате первого этапа заводских испытаний эталонного танка Т-45 двигатель отремонтирован не был, и потому на испытания вышел второй гибрид – танк Т-62 (Т-60-2, "062"), отличавшийся от Т-60 двигателем ЗИС-5 мощностью 76 л.с. и 45-мм пушкой ЗИС-19БМ в башне Логинова. Судя по описанию, он же именуется "танк Т-45, с двигателем ЗИС-5".Испытания проходили поздней весной 1942 г. совместно с серийным Т-70, который уже выпускался ГАЗом. Понятно, что ввиду меньшей удельной мощности танк проиграл проходимости Т-70, но незначительно.В пользу танка говорило то, что он мог питаться бензином 2-го сорта, имел однодвигательный агрегат, лучше был приспособлен к эксплуатации и ремонту в полевых условиях, позволял экономить не менее 2,5 т металла, его скорострельность при стрельбе с места составила 7-8 выстрелов в минуту, при том, что конкурент смог показать лучший результат лишь в 4-5 выстрелов в минуту…Казалось, что "сорокапятка" победила и вскоре все производители Т-60 перейдут на нее. Но в этом, казалось бы, благом пожелании не было учтено два обстоятельства. Первое – двигатель ЗИС-16 еще только ставился в серию на Миасском заводе и ожидать его в массовом производстве можно было лишь к июлю 1942 г., и второе – существующая конструкция Т-45 не позволяла установить на корпус двухместную башню с увеличенным кругом обслуживания, а в танке Т-70 эта работа уже велась, и ее результат ожидался уже во втором полугодии.Начальник ОГК НКТП С. Гинзбург с сожалением констатировал, что, "…несмотря на большую привлекательность танка Т-45, на вооружении придется оставить более дорогой и тяжелый Т-70, но освоенный в серийном производстве" еще и потому, что он "имеет дальнейшие перспективы".Таким образом, танк Т-45 с рождением опоздал."http://www.rulit.me/books/bronevoj-shchit-stalina-istoriya-sovetskogo-tanka-read-325970-100.html

А теперь давайте посмотрим, что же происходило на самом деле.Первое упоминание о Т-45, точнее, о Т-60 с 45-мм пушкой, датировано 8 мая 1942 года. До того с завода №37 не шло никакой информации о подобных разработках. Больше того, завод в течение марта-апреля всячески упирался в плане выполнения постановления ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и 38 Наркомтанкопрома». Согласно этому документу, производство Т-60, который с таким трудом осваивали на заводе №37, сворачивалось, а вместо него налаживался выпуск Т-70. 12 апреля 1942 года было подписано Постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша», согласно которому выпуск этого танка сохранялся до конца августа 1942 года.Собственно, текст того самого первого упоминания:ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №935, л.142-143

Ну и насчет совместных испытаний с Т-70. Уже 10 мая состоялось совещание, на котором по поводу будущего Т-45 высказались вполне определенно.ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №935, л.141

Это, впрочем, не помешало Гинзбургу "продавить" испытания Т-45, состоявшимся в начале июня 1942 года. Но это уже другая история.

Статья по Т-45 и другим модернизациям Т-60: http://warspot.ru/6712-modernizatsiya-maloy-krovyu-t-45-i-drugie

yuripasholok.livejournal.com

Т-45. Дитя компромисса | История и техника

 

История Т-45 началась весной 1942 года, когда советский Наркомат танковой промышленности приказал заводу № 37 в городе Горьком прекратить выпуск лёгких танков Т-60. Их место на конвейере должны были занять лучше вооружённые и защищённые Т-70. Руководство завода добрый месяц бомбардировало ведомственную верхушку письмами, пытаясь доказать, что в текущий момент радикальная смена продукции невозможна. В конце концов Государственный комитет обороны разрешил заводу № 37 продолжать выпуск Т-60 до конца лета 1942-го. В эти месяцы и появился лёгкий танк Т-45.

Но почему заводчане так не хотели выпускать новую, более совершенную, машину? И был ли Т-45 конкурентом Т-70, как до недавнего времени единодушно утверждали отечественные историки? Попробуем разобраться.

И нашим, и вашим

Когда пришло указание начать освоение производства Т-70, у завода № 37 и без того хватало головной боли. Например — провал поставок двигателей ГАЗ-202, которые устанавливались на Т-60. За первый квартал 1942 года завод № 37 выполнил план на постройку корпусов на 100%, но недополучил от поставщика 664 мотора. Переход к строительству Т-70 требовал вдвое больше двигателей ГАЗ. Можно ли было рассчитывать на такие поставки, если Горьковский автозавод не справлялся даже с текущими объёмами?

Ещё одной проблемой была необходимость в глубоком переоснащении производства. Заводу нужно было освоить изготовление 1400 новых деталей, 545 штампов, требовалось 825 новых приспособлений и 2300 единиц инструмента.

Наконец, заместитель начальника технического отдела Наркомата танковой промышленности С. А. Гинзбург имел личный интерес к тому, чтобы завод № 37 продолжал строить Т-60. Как раз весной 1942 года он занимался разработкой лёгкой штурмовой САУ на агрегатах этого танка. И не хотел, чтобы его работа пошла прахом, потому что базовую машину сняли с производства.

Поэтому, когда руководство завода предложило проект глубокой модернизации Т-60, а военные приняли эту идею в штыки, Гинзбург принял сторону заводчан и повлиял на итоговое решение. В протоколе заседания появилась запись: «испытать этот танк на 200 км. Материал прислать в ГАБТУ КА. Пока больше этих танков не делать».

Выходит, что никакой конкуренции между Т-45 и Т-70 не было. Разрабатывая этот танк, конструкторы завода № 37 хотели избежать крупного вторжения в отлаженный производственный цикл. Вот и появилась идея: оснастить привычный танк более мощными бронёй и вооружением, а также другим двигателем.  

Конструкция Т-45

Ещё летом 1941 года советские инженеры проработали теоретическую возможность оснащения Т-60 альтернативным двигателем ЗиС-5/ЗиС-16. Как раз ЗиС-16 оказался под рукой у коллектива завода № 37 — его сняли с автобуса. Мотор был изрядно поношенным: он проехал без капитального ремонта уже 35 000 километров. Перед тем как поставить двигатель под танковый капот, его доработали, изменив или усилив некоторые узлы. В новом амплуа мотор получил обозначение ЗиС-60.

Танк, переделанный под новый «движок», пошёл на испытания 19 мая 1942 года. Поскольку впереди были ещё усиление брони и установка более тяжёлой пушки, боевая масса машины неизбежно должна была вырасти, так что Т-45 догрузили до расчётных 6800 килограммов. Результаты испытаний оказались обнадёживающими, хотя и не без изъянов. К примеру, над системой охлаждения надо было ещё поработать. Для более полных испытаний завод № 37 решил построить пять танков с новыми моторами. Однако сделано это не было, ограничились одной машиной.

Самым заметным отличием Т-45 от Т-60 стала новая башня с кормовой нишей. В башне были установлены 45-мм орудие и спаренный с ним пулемёт. Толщину брони на бортах башни конструкторы довели до 35 мм, а вот корпус оставили 15-миллиметровым, как у Т-60. Усилили на 10 мм только лобовой лист. При необходимости можно было «накинуть» на него ещё два десятка миллиметров, и тогда Т-45 сравнялся бы по защищённости с Т-70.

Поскольку в распоряжении завода был только один двигатель ЗиС-16, на Т-45 пришлось установить менее мощный, но и куда менее дефицитный мотор ЗиС-5. Его сняли с грузовика, прошедшего 12 000 километров. Из-за слабого мотора скорость танка упала до 37,2 км/ч. Разработчики рассчитывали, что если испытания Т-45 пройдут успешно, то можно будет начать выпуск танка со «слабым» двигателем, пока не получится наладить поставки более мощного. 

На финишной прямой

Испытания Т-45 начались 20 мая 1942 года. Первой по программе шла стрельба. Орудие показало скорострельность 7–8 выстрелов в минуту с места и около трёх в минуту на ходу. Испытатели отметили, что, благодаря более просторной башне, обслуживать пушку удобнее, чем в Т-60. Правда, сама башня была тяжелее, так что подбашенный лист немного прогнулся. Но даже этот дефект не помешал всем 25 выстрелам попасть в мишень.

Пробегом Т-45 испытывали с 6 по 13 июня 1942 года. Всего танк прошёл 1505 километров. Ходовые испытания показали, что есть недостатки в конструкции крепления вентилятора, дважды приводившие к поломкам. Также двигатель много работал на повышенных оборотах, что грозило ему преждевременным выходом из строя. Несколько раз ломались гусеничные траки, хотя здесь претензии больше следовало адресовать заводу № 183, который их производил. Резиновые бандажи могли отслаиваться от катков.

Испытания были признаны в целом успешными, тем более что танк ездил мало того что на нештатном, так ещё и не новом двигателе.

Хотя Т-45 не был плохим танком, Главное автобронетанковое управление не одобрило его серийного производства. Летом 1942 года танк с одноместной башней, без перспектив к модернизации и с двигателем, которого не было в производстве, был нежизнеспособен. Особенно с учётом того, что уже был принят на вооружение и активно выпускался более совершенный Т-70. Но повоевать экспериментальному танку Т-45 всё-таки довелось: в конце сентября 1942 года его передали войскам Западного фронта.

Автор текста — Юрий Пашолок

Источники:

  1. Центральный архив Министерства обороны РФ.
  2. Российский государственный архив экономики.

worldoftanks.ru

Т-45 T-62 Легкий танк - aviArmor

Разработчик: КБ завода №37Год начала работ: 1941Год выпуска первого прототипа: 1942Серийно не выпускался в виду принятия на вооружение танка Т-70.

Самая интересная модификация легкого танка Т-40 была разработана в конце 1941 г. инженерами завода №37. Стремясь максимально удешевить и ускорить производство боевых машин большинство деталей предложили изготовлять не из металла, а из железобетона. Предварительный обстрел 55-100 железобетонных плит с дистанции 330-335 метров дал положительные результаты – ни одна из бронебойных пуль их не пробила. Это позволило сделать вывод, что пожертвовав массой можно будет дать фронту намного больше танков. Эта машина получила обозначение Т-40ЖБ (железобетонный) и по самым приблизительным расчетам её вес должен был увеличиться на 200 кг. Кроме того, вспомнив довоенные планы, танк собирались оснастить пушечным вооружением. В частности, предполагалась установка 45-мм орудия 20К или новой пушки аналогичного калибра. Естественно, что ни о каком плавании речи идти уже не могло.

Как это ни странно, но в ГБТУ эту идею поддержали. Видимо, сказалось тяжелое положение на фронтах. 17 июля 1941 г. “сверху” поступило распоряжение начать работы над танком Т-40ЖБ (вскоре переименованного в Т-40), а спустя некоторое время завод №37 получил письмо следующего содержания.

“Включить в планы КБ завода №37 на IV квартал 1941 г. разработку чертежей и изготовление танка Т-45 (неплавающего варианта Т-40) с вооружением из 45-мм пушки и усиленной железобетонной броней.Федоренко.”

Появление первого опытного Т-45 ожидалось в начале 1942 г., но пока шло проектирование появилось несколько больших вопросов. Прежде всего, военных волновала ремонтопригодность такого танка и степень его стойкости к воздействию снарядов ПТО. Увеличившаяся масса также не сулила ничего хорошо, кроме ухудшения подвижности и скорости танка. В итоге проект заморозили. И все же…

Зимой 1942 г. к Т-45 пришлось вернуться снова. Дело в том, что конструктивно он почти не отличался от танка Т-60, освоенного в производстве ещё в сентябре 1941 г., но при этом конструкторская бригада завода №37 под руководством С.Суреняна обещала создать более легкий по массе танк с лучшей бронезащитой и вооружением.

От железобетонного варианта полностью отказались в виду его полной неприемлемости. Танк получил новый корпус, уменьшенный по высоте, разработанный инженером Богачевым. Башня также была сконструирована заново инженером К.Логиновым. В ней планировалась установка 45-мм пушки 20К и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ. Кроме того, обновленный Т-45 получал форсированный двигатель ЗИС-60 мощностью 110 л.с.Работа продвигалась достаточно быстро, однако вскоре выяснилось, что установка 45-мм пушки вызовет затруднения из-за ограниченных размеров башни. Специально для Т-45 ОКБ №92 под руководством Грабина разработало новую 45-мм пушку ЗИС-19БМ, которую также планировалось поставить на танк Т-60.

Вторая проблема заключалась в отсутствии требуемой силовой установки. Выпуск двигателя ЗИС-60 наладить не смогли, поэтому в качестве замены был предложен ЗИС-16, собранный на основе агрегатов серийного двигателя ЗИС-5 мощностью 85 л.с.

Когда эталонный образец Т-45 был почти готов, двигатель все ещё не был поставлен. Тогда испытания решили провести на опытном экземпляре танка Т-62 (Т-60-2), представлявший собой гибрид между Т-45 и Т-60. На нем был установлен двигатель ЗИС-5 и 45-мм пушка ЗИС-19БМ. По документам он проходил как “Т-45 с двигателем ЗИС-5”.

На сравнительных испытаниях с легким танком Т-70 опытный образец Т-62 показал равные характеристики, немного уступив “семидесятому” в проходимости. Зато новый двигатель “питался” менее качественным топливом и был лучше приспособлен к ремонту в полевых условиях. Пушка ЗИС-19БМ имела более высокую скорострельность – она делала 7-8 выстрелов в минуту, в то время как 20К позволяла делать не более 5. Помимо этого, экономилось около 2,5 тонн ценного металла.

Тем не менее, танк Т-45 на вооружение принят не был. Главными причинами этого стало отсутствие двигателя ЗИС-16 и невозможность установки на имеющийся корпус двухместной башни. В производстве был оставлен танк Т-70.

Источники:М.Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

Т-45 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 2390
Высота, мм 4100
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка ЗИС-10БМ и один 7,62-мм пулемет ДТС
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел ТПМФ и механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 35 ммборт корпуса — ?корма корпуса — ?лоб башни — 25 ммкрыша — ?днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ ЗИС-16, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 85 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ((на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо и заднее направляющиее колеса, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ

aviarmor.net